Задание 16. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Знаки препинания причастный оборот упражнения


Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом / Открытый урок

Тема: «Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом»

Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний

Вид урока: смешанный

Оборудование: учебник, словари, тексты для анализа, проектор, экран, ноутбук, доска, тесты.

Ход урока:

I. Организационный момент. (приветствие, организация внимания).

– Ребята, давайте посмотрим, готовы ли вы сегодня к уроку? Всё ли у вас на месте? Что должно быть на парте?

II. Подготовка учащихся к активному усвоению знаний. (мотивация, сообщение темы, целевая установка).

– Сегодня тема нашего урока «Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом». Запишите её в тетрадь. Это второй урок по данной теме, и сегодня мы с вами закрепим уже полученные знания, т.к. тема «Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом» входит в блок заданий Основного государственного экзамена и Единого государственного экзамена по русскому языку.

Наша цель: научиться находить причастия и причастные обороты в речи, совершенствуя пунктуационную грамотность.

III

– Для того чтобывспомнить способы образования причастий и случаи постановки запятой при причастном обороте, обратимся к домашнему упражнению № 411.

– Прочитаем к нему задание. Откройте учебник на стр. 161.

Задание к упражнению: Прочитайте отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина». Установите, есть ли в тексте причастия, причастные обороты. Спишите их вместе с определяемыми словами. При записи причастий обозначайте их морфемный состав.

Фронтальный опрос:

– Чтобы правильно выполнить задание, ответим, что такое причастный оборот.

– А сейчас вспомним алгоритм постановки знаков препинания при причастном обороте, который мы составили на предыдущем уроке.

Одновременно карточки с индивидуальным заданием получают сильные учащиеся.

– Ребята, вы не включили суффиксы причастий в основу слова? (они формообразующие)

– Назовите действительные и страдательные причастия, указывая их время и вид.

– Ребята, которые работали по карточкам и закончили работу, отложите их на край стола.

– Итак, мы вспомнили, что такое причастный оборот, когда он выделяется запятыми.

IV. Учитель: – А теперь с целью закрепления темы поработаем с текстом, который находится перед вами.

– Послушайте его. (Читаю я, как образец чтения)

1. Это был не пострадавший от урагана уголок сада. 2. Весной он разнообразно одевался. 3. Огромный клён, возвышавшийся над южной частью сада, покрылся густой зеленью. 4. Яблони, окутанные в белые ризы, дремали в неподвижном величии. 5. Сосны и ели, которые окружали ограду сада сплошным лабиринтом, как-то выдвинулись вперёд. 6. За ними вырисовывались кусты сирени и черёмухи, окутанные в сероватую мглу.

7. В глубине сада находилась липовая аллея. 8. Вершины старых лип, покрывшиеся узором юной листвы, поднялись и потянулись к солнцу светло-зелёной грядою. 9. Под косыми лучами утреннего света сад сиял яркими красками.

Задание.

1. Сделайте комплексный анализ текста.

2. Найдите причастные обороты.

3. Графически объясните постановку знаков препинания.

– Определите тему текста, его главную мысль. Найдите предложение, в котором она заключена. (предложение №2)

– Озаглавьте текст. («Весенний сад», «Сад весной» и др.)

– К какому стилю речи принадлежит текст? (худож.) Назовите приметы данного стиля.

Стиль худ. литературыры:

1. Образность.

2. Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, олицетворение) – придают эмоциональность, выразительность тексту.

3. Автор, который воздействует на чувства читателя.

– Найдите в тексте эпитеты, метафоры. (узор листвы, юной листвы, белые ризы, неподвижном величии, сероватая мгла, подземные царства, и др.)

– Какая разновидность метафоры встретилась в тексте? Олицетворение (яблони дремали, клён оделся, вершины поднялись и потянулись, сосны и ели выдвинулись, кусты вырисовывались).

– Определите тип речи данного отрывка. Аргументируйте свой ответ. Описание.

1. для художественного описания характерно большое разнообразие существительных, прилагательных и причастий;

2. текст отвечает на вопрос: «Как сад разнообразно одевался весной?», а дальше идёт его описание;

3. если применить приём фотографирования, то получится одна большая фотография.

– Сколько микротем вы могли бы выделить? Две.

Первая – деревья сада разнообразно оделись

Вторая – липовая аллея в саду

– Поэтому текст разделён на два абзаца.

– Перед тем, как приступим ко второму заданию, немного отдохнём. Проведём физкультминутку.

– Приступаем к графической работе. Находим причастные обороты, расставляем знаки препинания, графически объясняем их постановку.

– Ребята, для тех, кто забыл шаги алгоритма, смотрите на экран, пользуясь подсказкой.

АЛГОРИТМ

Чтобы правильно выделить причастный оборот, надо:

1. Найти в предложении причастие.

2. Найти все слова, которые зависят от причастия, задавая к ним вопрос.

3. Подчеркнуть их вместе с причастием волнистой линией и определить границы оборота вертикальными чертами с двух сторон.

4. Найти определяемое слово, от которого к причастию задается вопрос КАКОЙ? и поставить над ним крестик.

5. Если причастный оборот стоит после определяемого слова, выделить его запятыми.

– Закончили работу. Назовите номера предложений, в которых причастный оборот стоит после определяемого слова и выделяется запятыми. (№ 3, 4, 6, 8). Чем в предложении является причастный оборот? Как вы его подчеркнули?

– Назовите номера предложений, в которых причастный оборот стоит перед определяемым словом и не выделяется запятыми. (№ 1). Как в этом случае мы подчёркиваем каждое слово причастного оборота? (как отдельный член предложения).

– Ребята, найдите в тексте сложное предложение, выпишите в тетрадь и сделайте его синтаксический разбор. Составьте схему.

– Кто затрудняется в выполнении этого задания, смотрите план синтаксического разбора сложного предложения в учебнике на с.317.

Сосны и ели, которые окружали ограду сада сплошным лабиринтом, как-то выдвинулись вперёд. (повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, СПП, состоит из двух простых предложений).

– Попробуйте заменить придаточное предложение причастным оборотом. Возможна ли такая замена?

– Замена в предложении определительного придаточного причастным оборотом возможна благодаря тому, что они выполняют примерно одинаковые функции, т. е. являются синонимическими конструкциями.

● отвечают на один вопрос какой?

● указывают на признак определяемого слова.

VI. Словарная работа.

– Ребята, у вас в предложении есть словарное слово. Это слово «лабиринт».

– Подумайте, оно однозначное или многозначное?

– Как вы понимаете его лексическое значение?

– Обратимся к толковому словарю и словарю иностранных слов. Прочитаем все значения этого слова, чтобы определить, в каком значении оно употреблено автором в тексте. (запутанная часть дорожек в парке, саду).

– Подберите к данному слову синонимы. (переходы, дорожки, тоннели, пути, ходы).

– Читаем предложение. Какое слово более уместно? Лабиринт.

Учитель: Следовательно, каждое слово в тексте несёт на себе большую эмоциональную нагрузку, и употребление автором любого слова или синтаксической конструкции не случайно. Посмотрите, как тщательно работает он над словом, отбирая языковые средства художественной выразительности.

– Обратите внимание на то, сколько в тексте причастий и причастных оборотов. Давайте их назовём.

– Какова их роль в тексте и в нашей речи?

Учитель: Абсолютно верно. Причастные обороты делают нашу речь выразительнее, т. к. причастие, обладающее энергией глагола и живописной силой прилагательного, дорисовывает действие, делает его живописным. При этом причастные обороты помогают избежать однообразия синтаксических конструкций в тексте и в нашей речи.

VII. Контроль усвоения знаний, умений, навыков.

– На заключительном этапе урока мы проверим, как вы усвоили сегодняшнюю тему. Перед вами тест.

– Выберите правильный вариант ответа и запишите его в тетрадь.

1. Найдите причастие:

а) светлеющая полоска;

б) светлый день;

в) серебристый снег;

г) серебряная ложка.

2. Укажите, какое сочетание слов является причастным оборотом в приведённом ниже предложении.

По лугам дул ветер, а в лесах стояла похрустывающая ледком сумрачная тишина.

1) похрустывающая тишина

2) похрустывающая сумрачная тишина

3) похрустывающая ледком

4) похрустывающая ледком тишина

3. Укажите, какое сочетание слов является причастным оборотом в приведённом ниже предложении.

На руках, державших свечу, были туго натянуты до локтя белые лайковые перчатки.

1) державших свечу

2) на руках державших свечу

3) туго натянуты

4) туго натянуты до локтя

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Рыба (1) раньше хорошо бравшая приманку (2) перестала клевать (3) и (4) уставшие (5) рыболовы уснули.

1) 1, 2, 3

2) 1, 3

3) 4, 5

4) 1, 2, 3, 4, 5

5. Укажите предложение с правильно выделенным причастным оборотом.

а) Листва радовавшая взгляд яркостью, теперь потускнела.

б) Листва, радовавшая взгляд яркостью теперь потускнела.

в) Листва, радовавшая взгляд яркостью, теперь потускнела.

– Проверьте себя.

– Поднимите руки те, кто не сделал ни одной ошибки, кто допустил 1 ошибку, 2–3 ошибки, кто более 3 ошибок?

8. Рефлексия.

– Как вы считаете, достигли ли мы с вами целей урока?

– Оцените результаты своей работы на уроке по критериям.

«А» – Задания были мне понятны, я легко справился.

«Б» – Некоторая помощь консультантов мне бы не повредила.

«В» – Я старался, но большинство заданий вызвали у меня затруднения.

– Запишите выбранную букву на полях.

9. Домашнее задание.

– Тому, кто выбрал букву А, написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Синтаксическая роль причастий в тексте».

– Тот, кто записал букву Б, читает п. 35 и выполняет упражнение № 407.

– Тот кто записал букву В, читает п. 35 и выполняет упражнение № 403 .

– Понравился ли вам урок? Что понравилось больше всего? Как комплексный анализ текста помог вам в усвоении данной темы?

Выставление отметок.

open-lesson.net

Причастный и деепричастный оборот: упражнения, правила, знаки препинания

Многие обучающиеся интересуются: что такое причастие и деепричастие, чем отличаются причастный и деепричастный оборот? Упражнения по нахождению обособленных определений и обстоятельств представлены в статье. В ней же даются сведения о формах глагола. Причастный и деепричастный оборот упражнения

Глагол и особые формы глагола

Глагол является в языке ведущей частью речи, которая сообщает о процессах и действиях, происходящих вокруг. Вместе с существительным он входит в грамматическую основу предложения: Мальчик плывет. Дом строится; а в глагольных односоставных предложениях самостоятельно составляет их предиктивную основу: Вижу! Посмотри. Было поздно. Ему звонят. деепричастие и деепричастный оборот

Если рассмотреть предложения с причастным и деепричастным оборотом, то можно заметить, что в них содержится несколько слов, отражающих процесс, - причастий или деепричастий. И те и другие представляют собой глагольные формы, при этом причастие схоже с прилагательным, так как имеет такую же парадигму склонения и отвечает на вопросы прилагательных: какой? какое? и другие, а деепричастие - с наречием, так как тоже является неизменяемой частью речи и отвечает на основные вопросы наречий: как? каким образом?

Причастия образуются от основ глаголов с помощью суффиксов -ащ-,-ящ-, -ущ-,-ющ-, -вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т-: кричащий, смотрящий, несущий, пустующий, живший, шедший, определенный, указанный, спетый. Деепричастия - с помощью суффиксов -а-, -я-, -ючи, -учи-, -в-, -ши-, -вши-: крича, запевая, играючи, едучи, посмотрев, принесши, познакомившись.

Например: Заполонившая весь сад трава росла густо, не давая возможности вырасти культурным растениям. В данном предложении представлено четыре разных глагольных формы: росла - глагол прошедшего времени, женский род, вырасти - инфинитив, заполонившая - причастие, не давая - деепричастие. Можно заменить причастие прилагательным, а деепричастие - наречием: Зеленая трава росла густо, и возможности вырасти у культурных растений было немного. В предложении сохранился главный смысл, но утеряны дополнительные действия, которые отражали причастный и деепричастный оборот. Упражнения из таблицы ниже помогут научиться находить глагольные формы и отличать их друг от друга. предложения с причастным и деепричастным оборотом

Упражнения на нахождение глагольных форм

ЗаданиеТекст задания
Из текста выпишите три причастияБыла гроза, сопровождающаяся устрашающим громом и огненными молниями. Миша, как учил его дед, спрятался под кустарником, расположенным в низине. Вдруг послышался сильнейший раскат грома, а затем звук, напоминающий шипение змеи. Это молния попала в дерево в десяти шагах от домика лесничего.
Из текста выпишите все деепричастияНе отрывая глаз, Яша смотрел на зарю. Почему-то в это время суток ему всегда хотелось, стоя на мансарде и смотря вдаль, размышлять о вечном. То он задавался вопросом, почему птицы так красиво летают, то его волновал вопрос о происхождении Солнца, то задумывался о дальних странах, мечтая путешествовать.

Причастный оборот как обособленное определение

Причастным оборотом называется конструкция причастия с зависимым словом. Так, предложение: Цветущий сад был красив - без причастного оборота, а предложение: Цветущий на даче сад был красив - имеет причастный оборот, так как у причастия есть зависимое слово: цветущий (где?) на даче.

Построение причастных оборотов может быть разным, но данная синтаксическая единица обязательно представляет собой причастия с зависимыми словами.

Причастный оборот требует обособления, если стоит после главного слова: Грибы, набранные всей семьей, лежали теперь на скамье под сосной; если зависит от личного местоимения: Мечтающий о поездке в Конго, он оформлял визу - или имеет дополнительное уступительное или причинное значение: Уставшая от шумных посетителей, Лена еле добралась домой. обособленный деепричастный оборот

Ошибки при употреблении причастных оборотов

Употребляя в речи причастный оборот, ошибки можно допустить как пунктуационные, так и грамматические. Пунктуационные ошибки встречаются при неверном определении границ синтаксической единицы, при невнимательном прочтении предложения с причастным оборотом и при отсутствии теоретических знаний об условиях его обособления.

Грамматические ошибки при употреблении причастных оборотов связаны прежде всего с неуместным использованием причастного оборота в предложении и с неправильным согласованием причастия с главным словом. Например: Северный баскетбольный клуб приехал в родной город, удачно сыгравший на чемпионате. (Верный вариант: Северный баскетбольный клуб, удачно сыгравший на чемпионате, приехал в родной город). построение причастных оборотов

Деепричастный оборот как обособленное обстоятельство

Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом. Деепричастие и деепричастный оборот всегда обособляются. Их выделение запятыми не зависит от месторасположения относительно главного слова. К примеру: Они приехали, не предупредив. Галя, увидев красивый букет в его руках, сразу успокоилась. Слушая, Коля делал записи. Не требуют обособления лишь те деепричастия, которые входят в состав фразеологических оборотов: Спустя рукава он работал весь сезон. Ребенок прислушивался затаив дыхание - или перешли в наречия: Толя читал не торопясь. Он рассердился не шутя. причастный оборот ошибки

Причастный и деепричастный оборот: упражнения

В таблице ниже приведен ряд заданий на нахождение обособленных членов, выраженных причастным или деепричастным оборотом.

ЗаданиеТекст задания
Из текста выпишите обособленный деепричастный оборотМаша, перебирая подаренные ей открытки, вспомнила свой первый праздник. Это был ее седьмой день рождения. Мама напекла булочек и пирожков, чтобы Маша угостила своих одноклассников. Она была счастлива организовать чаепитие для всех ребят, которые встретили ее у порога школы с огромной корзиной фруктов.
Среди предложений найдите то, в котором есть причастный оборот.
  • Кот, который спугнул цыплят, спрятался под гнездом.
  • Рыбак, поймавший окуня, возвращался на берег.
  • Анна, моя соседка снизу, работала в санатории.
Из текста выпишите деепричастие и деепричастный оборот.Спрыгнув с высокого дерева, Паша побежал на пруд. Здесь он встретил своих друзей. Искупавшись, они стали рассказывать друг другу истории, произошедшие с ними за этот год.

Причастный и деепричастный оборот (упражнения из таблицы это подтверждают) вносят в предложения значение дополнительного действия. Они, являясь обособленными членами, лишь сопровождают основной процесс, заключенный в сказуемом.

Причастный и деепричастный обороты: примеры из литературы

Предложения с причастным и деепричастным оборотом нередко встречаются в художественных произведениях. "Океан, ходивший за стенами, был страшен", "Малый помолчал и, сбив кнутом прилипшего к лошади крупного овода, сумрачно ответил" (И. А. Бунин). "То с утра до утра шел не переставая мелкий... дождик, превращавший глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь..." (А. И. Куприн). "Покрытые инеем, они уходили в неясную, озаренную даль..." (В. Г. Короленко).

загрузка...

fjord12.ru

Задание 16. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

 

Формулировка задания: расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на мес­те которых в предложении должны стоять запятые.

Встречный ветер (1) внезапно налетевший на нас (2) обдал всех волнами (3) разомлевшего за день (4) разнотравья.

Ответ:

Правильный ответ: 1, 2

 

Что следует знать для правильного выполнения задания

Прежде всего уметь различать причастие и деепричастие как части речи и знать случаи постановки знаков препинания в предложениях с обособленными определениями и обстоятельствами, выра­женными причастными и деепричастными оборотами.

1.          Итак, для правильного выполнения задания, нужно знать, что такое деепричастие и чем оно отличается от причастия. Вспомнить грамматические признаки этих частей речи вам поможет приведённая ниже таблица.

ПРИЧАСТИЕ

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

Отвечает на вопросы что делая? что сде­лав?

Причастие обозначает признак предмета по действию:

летящий шар = шар, который летит,

написанное сочинение = сочинение, которое написали.

Деепричастие обозначает добавочное дей­ствие при основном действии, выра­женном глаголом-сказуемым:

прочитав книгу, я долго размышлял над её сюжетом = я прочитал (добавочное дей­ствие), и я долго размышлял (основное).

Причастие имеет признаки глагола (вид, вре­мя, возвратность, переходность) и прилага­тельного (род, число, падеж).

Деепричастие совмещает признаки глаго­ла (вид) и наречия (неизменяемость).

Причастие изменяется по числам, родам и падежам.

Деепричастие является неизменяемой формой и не имеет окончания.

Причастия бывают действительными (пред­мет САМ производит действие) и страда­тельными (предмет испытывает действие на себе, то есть страдает):

летящая птица (птица, которая САМА ле­тит) - действительное причастие, съеденное папой пирожное (папа съел пи­рожное) - страдательное причастие.

Деепричастия бывают совершенного и не­совершенного вида:

улыбаясь (что делая?) - несовершенный вид,

покрасив (что сделав)? - совершенный вид.

Действительные причастия в настоящем времени образуются при помощи суффиксов -УЩ-, -ЮЩ- (от исходных глаголов 1-го спряжения) и при помощи суффиксов -АЩ-, -ЯЩ- (от глаголов 2-го спряжения): рас­пускающиеся цветы, строящийся дом. В прошедшем времени действительные причастия образуются при помощи суффиксов - ВШ- и Ш: игра-ть - игра-вш-ий, нести - нес-ш-ий.

Таким образом, действительные причастия в тексте можно найти по их суффиксам:

-УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-, -ВШ- , -Ш-.

Деепричастия несовершенного вида об­разуются от основы глаголов настоящего времени несовершенного вида с помощью суффиксов -А-, -Я-: кричат - крича, блестят - блестя.

Страдательные причастия настоящего времени образуются при помощи суффиксов -ЕМ-, -ОМ- (от глаголов 1-го спряжения) и -ИМ- (от глаголов 2-го спряжения): оде­ваемая кукла, различимый запах.

В прошедшем времени страдательные при­частия образуются при помощи суффиксов -ЕНН-, -НН-, -Т-: увиденный, услышанный, взятый.

Таким образом, страдательные причастия в тексте можно найти по их суффиксам:

-ЕМ-, -ОМ-, -ИМ-, -ЕНН-, -НН-, -Т-. Обратите внимание на суффикс страдатель­ных причастий -Т- , так как учащиеся обыч­но с трудом находят причастия с таким суф­фиксом в тексте: задвинуТый стул, дверь заперТа, открыТое окно, калитка закрыТа.

Деепричастия совершенного вида

образуются от основы неопределенной формы глагола с помощью суффиксов -В-, -ВШИ-, -ШИ-:

пискнуть - пискнув,

умыться - умывшись, принести - при­несши;

а также от основы простого будущего вре­мени некоторых глаголов с помощью суф­фиксов -А-(-Я-): нахмурясь, заметя.

Кроме возвратной формы (улыбающийся че­ловек), причастия еще имеют краткую форму: переведен, создана, нанесено.

Это касается, в первую очередь, страдатель­ных причастий.

Деепричастия бывают возвратными и не­возвратными: вытираясь - вытирая.

Причастия могут быть как одиночными (рас­пускающиеся цветы), так и иметь зависимые (пояснительные) слова (школьники, получив­шие ПРЕМИЮ).

Зависимым является такое слово, к которому от причастия задается вопрос {получившие ЧТО? премию).

Деепричастия могут быть как одиночны­ми {улыбаясь), так и иметь зависимые (по­яснительные) слова {ВЫСОКО подняв­шись В НЕБО, ПАРИЛА птица). Зависимым является такое слово, к кото­рому от деепричастия задается вопрос (поднявшись КАК? высоко, поднявшись КУДА? в небо).

Полные причастия в предложении чаще все­го являются определением (бушующее море), краткие страдательные причастия - сказуе­мым {здание построено).

Деепричастия в предложении являются обстоятельством (Луна, ВСПЛЫВАЯ НА СИНЕЕ НЕБО, осеребрила всю окрест­ность.).

Алгоритм: как найти в тексте причастия и деепричастия

1)        Задайте к выбранному слову смысловой вопрос:

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? - вопросы причастия;

ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ? - вопросы деепричастия.

2)        Найдите в слове суффикс и убедитесь в том, что это суффикс причастия или деепри­частия:

-УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-, -ВШ-, -Ш- - суффиксы действительных причастий;

-ЕМ-, -ОМ-, -ИМ-, -ЕНН-, -НН-, -Т- - суффиксы страдательных причастий;

-А-, -Я-, -В-, (-ВШИ-, -ШИ- - очень редко) - суффиксы деепричастий.

3)         Определите, от какой части речи образовано данное слово:

если слово образовано от имени существительного, то ни причастием, ни деепричасти­ем оно быть не может, так как и причастие, и деепричастие образуются только от глагола;

если слово образовано от глагола и отвечает морфологическим характеристикам, пере­численным в пунктах 1,2 данного алгоритма, то это причастие или деепричастие.

 

Знаки препинания при причастном обороте

1.       Согласованные определения, выраженные причастным оборотом и находящиеся в предложении ПОСЛЕ определяемого слова, выделяются на письме запятыми, то есть обособляются.

Книга, /написанная известным писателем/, уже вышла из печати.

2.       Если причастный оборот стоит ПЕРЕД определяемым словом и не имеет доба­вочного значения причины, то он не выделяется на письме запятой, то есть не обособляет­ся.

Написанная известным писателем книга уже вышла из печати.

3.       Причастие или причастный оборот, стоящие до или после определяемого слова, вы­раженного личным местоимением, выделяются запятыми.

Примеры: /Взволнованный переживаниями дня/, я долго не мог заснуть.

Я, /взволнованный переживаниями дня/, долго не мог заснуть. 

Уставший, я пришёл домой.

Я, уставший, пришёл домой.

4.       Если два однородных определения, выраженных причастными оборотами, со­единяются союзом И, то запятая перед И и после И не ставится.

Схема: сущ , / причастный оборот / и / причастный оборот /,.............

Эпоха (какая?), / начавшаяся после открытий Галилео Галилея / и / завершившаяся работами Исаака Ньютона /, обозначила важный поворот в истории человечества.

 

Знаки препинания при деепричастном обороте

1.       Деепричастные обороты, а также одиночные деепричастия всегда выделяются запя­тыми, независимо от места, занимаемого ими по отношению к глаголу-сказуемому, доба­вочное действие которого они обозначают.

Пример: Он, смеясь, бежал мне навстречу.

Ипполит Матвеевич стоял (что делая?) под акацией, /погрязая в стыде/, и твердил (что делая?) три заученные фразы, /не глядя на гуляющих/.

2.       Однородные обособленные обстоятельства могут быть выражены деепричастными оборотами, и в этом случае, если два деепричастных оборота соединяются при помощи союза И, то запятая перед союзом И и после союза И не ставится, однако надо убедиться в том, что деепричастные обороты относятся к одному сказуемому и называют добавочное действие при нём.

Пример: /Перелистывая книги из библиотеки Пушкина/ и /изучая пометки на по­лях/, невольно приходишь к выводу, что поэт был ещё и гениальным читателем. (Ты прихо­дишь к выводу (что делая?) перелистывая и изучая.)

3. Но если деепричастные обороты относятся к разным сказуемым, то ззапятые ставятся на их границах:

Левинсон постоял немного, /вслушиваясь в темноту/, и, /улыбнувшись про себя/, за­шагал ещё быстрее. (Первый деепричастный оборот относится к сказуемому постоял, а второй - к сказуемому зашагал.)

Хаджи-Мурат остановился, /бросив поводья/, и, /привычным движением левой руки отстегнув чехол винтовки/, правой рукой вынул её.

Александр Владимирович молча протиснулся вперёд, /отстранив жену/, и, /спустив­шись на две ступени/, оглядел свысока поле боя.

4.       Деепричастный оборот или одиночное деепричастие, стоящие в предложении по­сле союза «И», «НО», «ЧТО», выделяются двумя запятыми (первая запятая ставится по­сле союза «И», «НО», «ЧТО», а вторая - там, где заканчивается деепричастный оборот).

Такой деепричастный оборот и одиночное деепричастие можно оторвать от союза, «изъять» из предложения или переставить в другое место в предложении.

Пример: Оля уже легла и, засыпая, сквозь сон слышала тихие озабоченные голоса. Через полминуты соловей пустил высокую мелкую дробь и, /испробовав таким образом свой голос/, начал петь. Она вошла в гостиную, и, /ни с кем не поздоровавшись/, села в кресло. Каждое облако имело причудливую форму, но, /сливаясь с другими/, теряло свои очертания.

5.       Деепричастный оборот или одиночное деепричастие, стоящие в предложении после союза «А», выделяются одной запятой, если деепричастный оборот нельзя изъять из предложения.

Он интересовался музыкой, /а попав в компанию/, всегда затевал разговор о популяр­ных музыкальных группах.

6.       Если деепричастный оборот или одиночное деепричастие, стоящие в предложении после союза «А», можно «изъять» из предложения и оно окажется построенным грамма­тически правильно, то такой деепричастный оборот или одиночное деепричастие выделяют­ся с двух сторон запятыми:

Не увлекайтесь критикой, а, /стремясь к преодолению недостатков/, предлагайте способы улучшения ситуации.

7. Деепричастия с зависимыми словами, превратившиеся в устойчивые обороты ре­чи, не выделяются запятыми на письме: СПУСТЯ РУКАВА, НЕ МУДРСТВУЯ ЛУКА­ВО, СЛОМЯ ГОЛОВУ, НЕ ПОКЛАДАЯ РУК, НЕ СМЫКАЯ ГЛАЗ, ПОЛОЖА РУКУ НА СЕРДЦЕ, СЛОЖА РУКИ, СКРЕПЯ СЕРДЦЕ, ЗАТАИВ ДЫХАНИЕ, РАЗИНЯ РОТ.

Пример: Мальчик бежал по коридору сломя голову (= быстро).

Будем работать засучив рукава (= дружно, упорно).

Мы слушали рассказ учителя затаив дыхание (= внимательно).

 

Алгоритм выполнения задания:

1)        Найдите в предложении причастные и деепричастные обороты, правильно опреде­лив их границы:

•        причастный оборот отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и чаще всего относится к имени существительному;

•        деепричастный оборот отвечает на вопросы что делая? и что сделав?, обозначает добавочное действие при глаголе-сказуемом.

2)        Определите, какое положение в предложении занимает причастный оборот (ДО или ПОСЛЕ определяемого слова он находится):

•        причастный оборот выделяется запятыми, если стоит ПОСЛЕ определяемого имени существительного;

•        причастный оборот не выделяется запятыми, если стоит ПЕРЕД определяемым именем существительным.

3)        Помните о том, что деепричастные обороты, а также одиночные деепричастия в предложении всегда выделяются запятыми.

4)        Не забывайте о том, что если два причастных или два деепричастных оборота со­единяются союзом И, то чаще всего запятая до или после И не ставится.

 

tetradka.ru


Смотрите также