Урок русского языка в 5 классе на тему: «Диалог. Знаки препинания при оформлении диалога на письме». Знаки препинания при диалоге 5 класс упражнения


Урок русского языка по теме "Диалог. Знаки препинания при оформлении диалога на письме". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Цели:

1. Познакомить учащихся с понятием “диалог”. 2. Развивать умения и навыки составлять диалог на предложенную тему, расставлять знаки препинания при диалоге. 3. Воспитывать культуру речи.

Ход урока

Психологический настрой на урок:

– Я в школе на уроке, – Сейчас я начну учиться. – Я радуюсь этому. – Внимание мое растет. – Я как разведчик все замечу. – Память моя крепка – Голова мыслит ясно. – Я хочу учиться. – Я готов к работе. – Я работаю.

У: Спасибо. Мы настроились на рабочий лад.

– Сегодня, ребята, у нас будет не совсем обычный урок. Вы попробуете себя в роли актёров, экспертов по русскому языку, писателей и даже редакторов.

А цели и задачи для всех нас будут общие: мы должны будем решить

– что такое диалог? – где он встречается в речи? – как выделяется на письме?

Но без вашей помощи, вашего активного участия в работе это будет трудно сделать.

– Итак, откройте тетради, запишите дату, вид работы (классная работа), тему урока. – А сейчас учащиеся вашего класса инсценируют небольшое стихотворение О.Григорьева “Яма”.

Ваша задача будет состоять в следующем: внимательно прослушать стихотворение и ответить на вопросы:

– Сколько персонажей участвует в разговоре? – Кто из персонажей диалога заслуживает осуждения и почему?

Инсценирование стихотворения.

ЯМА

– Яму копал? – Копал. – В яму упал? – Упал. – В яме сидишь? – Сижу. – Лестницу ждешь? – Жду. – Яма сыра? – Сыра. – Как голова? – Цела. – Значит живой? – Живой. – Ну, я пошла домой.

– Итак, разговор двух или нескольких лиц называется диалогом.

– А в каком стиле речи чаще всего используется диалог? (В разговорном стиле, в обыденной, повседневной речи: в школе, на улице, дома.) Мы сталкиваемся с элементами диалога каждый день.

Работа с терминами “диалог”.

МОНО ПОЛИ ДИА лог ЭПИ ПРО

ДЖОТ ТОТС На каждом листочке бумаги придумайте одно слово, связанное с понятием “диалог” (например: беседа, информация и т.д.). проговорите это слово громко для членов вашей команды и запишите на одном листочке бумаги, положите в центр стола лицевой стороной вверх. У каждого из вас по 4 листочка. Итого в центре стола получится 16 листочков. Слова не должны повторяться.

Теперь оставьте на столе любые 9 карточек по три ряда.

ТИК-ТЭК-ТОУ Каждый член команды составляет по 1 предложению, используя любые три слова на одной линии (по вертикали, горизонтали или диагонали) из этих 9 карточек. Выберите лучшее предложение и зачитайте.

Чтение, размышление. Скажите пожалуйста сколько времени спросила Ольга.

1. Перед вами предложение с прямой речью. Запишите его, расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему. Помогаем партнерам по столу.

2. Посмотрите, как оформляется диалог на письме.

Вообразите же моё удивление, когда на рассвете меня разбудил чей-то тоненький голосок. Он сказал: А: – Пожалуйста... нарисуй мне барашка! – П! – А?.. – П? – Нарисуй мне барашка, – попросил голосок. – П, – а. (Антуан де Сент-Экзюпери.)

Итак, какие знаки препинания ставятся при диалоге?

Наблюдение над языком.

Сейчас мы познакомимся с вами с небольшим шутливым стихотворением, и вы должны подумать и ответить:

– Есть ли в этом стихотворении диалог, и в каком стиле речи он встречается? – Согласны ли вы с героем стихотворения? Почему он не прав?

Выразительное чтение стихотворения Григория Граубина “Ленительный падеж”.

Спросили Лежебокина: – А ну-ка, расскажи, За что так ненавидишь ты, Не любишь падежи? Давным-давно все школьники Их знают назубок. И за два года выучить Лишь ты один не смог. Ответил он рассерженно: – В том не моя вина. Пусть им, сперва, ученые Изменят имена. Ведь я падеж творительный Нарочно не учу: Трудиться, А тем более Творить Я не хочу. Такой падеж, как Дательный, Я с детства не терплю. Давать, делиться чем-нибудь С друзьями не люблю. Предложный ненавижу я: Чтоб не учить урок, Приходиться выдумывать Какой-нибудь предлог. А на падеж Винительный И вовсе я сердит. Отец во всякой шалости Всегда меня винит. – Да, переделка, кажется, Серьезная нужна. А сам бы смог ты новые Придумать имена? – Давно придумал:Взятельный,Грязнительный,Лежательный,Грубительный,Ленительный И, наконец, Простительный!

– Ребята, а нет ли среди вас Лежебокина? Хорошие ли вы друзья?

Микс-Фриз-Груп под музыку двигаются, музыка останавливается и задается вопрос, требующий числового ответа, дети должны объединиться:

1. Сколько падежей в русском языке? (6) Назовите их. 2. Сколько лиц, как правило, участвует в диалоге? (2) 3. Сколько главных членов предложений в русском языке? (2) Назовите их. 4. Сколько второстепенных членов в русском языке? (3) Назовите их.

– Где же ещё может встречаться диалог? (В художественном произведении – художественный стиль.) – А в сказках используется диалог?

Братья молча постояли да в затылке почесали. “Спрос не грех. Прости ты нас, – Старший молвил, поклонясь: – коли так, не заикнуся уж о том”. – “я не сержуся, – тихо молвила она: – и отказ мой не вина”. Женихи ей поклонились, потихоньку удалились, и согласно все опять стали жить да поживать.

Давайте постараемся вспомнить из какой сказки этот отрывок? (“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” А.С.Пушкин.)

– Кто с кем разговаривает? – Почему царевна отказывает братьям?

Наблюдение над языком.

– Но иногда, используя диалог, мы не замечаем, что засоряем свою речь словами-сорняками.

Что мы делаем с сорняками, если пропалываем грядку? (Вырываем, уничтожаем.)

– Правильно. Послушайте сейчас небольшой текст и ответьте на вопрос: “Почему собеседник не понял нашего героя? Что ему помешало?”

Серёжа вернулся из кино. – Что, хорошая была картина? – Спросил я. – Ух, и здорово!– ответил он. – Сначала, значит, он вдруг узнаёт, а потом, ну, понимаете… Ну, словом, просто здорово…Понимаете? Но я не понимал. Он так и не сумел мне толком рассказать, что же так понравилось ему в картине. Для такого рассказа у него не нашлось нужных слов.

КЛОК БАДИС Встретьтесь с партнером на 3 часа дня и обсудите с ним ответ на этот вопрос.

Вывод.

– Слова-сорняки засоряют нашу речь, обедняют её, не дают выразительно, точно, ярко рассказать о понравившемся кинофильме, прочитанной книге, делают речь бедной и невыразительной. И вы должны избегать таких слов в своей речи. – А вот от каких слов мы никак не можем отказаться, разговаривая по телефону, покупая продукты в магазине, встречаясь или прощаясь друг с другом?

Здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, извините, пожалуйста.

– Для чего нужно использовать эти слова в своей речи? (Вы показываете свою воспитанность, знание правил поведения, уважительное отношение к собеседнику.) – Представьте себе такую ситуацию: вы позвонили другу (подруге), но его(её) не оказалось дома, а трубку подняла мама. С чего вы начнёте и чем закончите диалог?

Примерный диалог.

– Здравствуйте! Позовите, пожалуйста, Колю. – А его нет дома. – Пусть он перезвонит мне, когда придёт. – Обязательно передам. – Спасибо большое. Извините за беспокойство.

Итоги урока:

– Таким образом, что мы сегодня узнали о диалоге?

1. Диалог – разговор двух или нескольких лиц. 2. Диалог состоит из реплик и слов автора. 3. Каждая реплика пишется с новой строчки через тире. 4. Знаки препинания ставятся так же, как и при прямой речи, но диалог кавычками не выделяется. 5. Диалог используется в разговорном и художественном стилях. 6. Нужно правильно использовать слова автора при диалоге, избегая слов-сорняков и повторов.

Билетик на выход.

Ответить на 1 из этих вопросов, письменно.

Что такое ДИАЛОГ? Какие знаки препинания ставятся при ДИАЛОГЕ? В какой речи чаще всего употребляется ДИАЛОГ? Как вы понимаете, что такое культура общения?

Домашнее задание: Составить небольшой диалог на тему: “Разговор по телефону”, используя “волшебные слова”.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

«Диалог. Знаки препинания при оформлении диалога на письме»

Урок русского языка в 5 классе на тему:

«Диалог. Знаки препинания при оформлении диалога на письме»

Цели: 1.Познакомить учащихся с понятием «диалог».

2.Развивать умения и навыки составлять диалог на предложенную тему,

расставлять знаки препинания при диалоге.

3.Воспитывать культуру речи.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя.

- Сегодня, ребята, у нас будет не совсем обычный урок. Вы попробуете себя в роли актёров, экспертов по русскому языку, писателей и даже редакторов.

Сл. 2 А цели и задачи для всех нас будут общие: мы должны будем решить

- что такое диалог?

- где он встречается в речи?

- как выделяется на письме?

Но без вашей помощи, вашего активного участия в работе это будет трудно сделать.

- Итак, откройте тетради, запишите дату, вид работы (классная работа), тему урока.

Сл.3 - Сейчас ваша задача будет состоять в следующем: внимательно прослушать стихотворение и ответить на вопросы:

- Сколько персонажей участвует в разговоре?

- Кому из персонажей вы сочувствуете и почему?

- Чему нас учит это стихотворение?

II. Чтение учителем стихотворения. Работа по вопросам (ответы детей).

Собирались лодыри

На урок,

А попали лодыри

На каток.

Толстый ранец с книжками

На спине,

А коньки под мышками

На ремне.

Видят, видят лодыри:

Из ворот

Хмурый и ободранный

Кот идет.

Спрашивают лодыри

У него:

- Ты чего нахмурился,

Отчего?

Замяукал жалобно

Серый кот:

- Мне, коту усатому,

Скоро год.

И красив я, лодыри,

И умен,

А письму и грамоте

Не учен.

Школа не построена

Для котят.

Научить нас грамоте

Не хотят.

А теперь без грамоты

Пропадешь,

Далеко без грамоты

Не уйдешь.

Не попить без грамоты,

Не поесть,

На воротах номера

Не прочесть!

Отвечают лодыри:

- Милый кот,

Нам пойдет двенадцатый

Скоро год.

Учат нас и грамоте

И письму,

А не могут выучить

Ничему.

Нам учиться, лодырям,

Что-то лень.

На коньках катаемся

Целый день.

Мы не пишем грифелем

На доске,

А коньками пишем мы

На катке!

Отвечает лодырям

Серый кот:

- Мне, коту усатому,

Скоро год.

Много знал я лодырей

Вроде вас,

А с такими встретился

В первый раз!

- Итак, разговор или нескольких лиц называется диалогом.

- А кто заметил ещё одно действующее лицо в этой сценке? (это автор).

- Для чего используются слова автора в диалоге? (поясняют, кто говорит, дают оценку происходящему, заставляют задуматься над поступками героев).

- А в каком стиле речи чаще всего используется диалог? (в разговорном стиле, в обыденной, повседневной речи: в школе, на улице, дома). Мы сталкиваемся с элементами диалога каждый день.

Сл.4III. Работа с терминами «диалог». (По учебнику на стр. 174 определение, упр. 318 устно).

- А теперь давайте запишем наши словарные слова в тетрадях.

-Составьте словосочетание и предложение с данным термином (Запись и разбор словосочетания и предложения).

IV. Работа с учебником (знаки препинания при диалоге).

- Прочитаем, что говорится о диалоге в учебнике(§ 34, стр.175)

- Вып. Упр. 319.

Сл.5- Итак, какие знаки препинания ставятся при диалоге? (Вывод)

V. Наблюдение над языком.

- А помимо разговорного стиля, где ещё мы можем встретить диалог?

Сл.6.Сейчас мы познакомимся с вами с небольшим шутливым стихотворением, и вы должны подумать и ответить:

- Есть ли в этом стихотворении диалог, и в каком стиле речи он встречается?

-Согласны ли вы с героем стихотворения? Почему он не прав?

Выразительное чтение стихотворения Григория Граубина «Ленительный падеж».

Спросили Лежебокина:– А ну-ка, расскажи,За что так ненавидишь ты,Не любишь падежи?Давным-давно все школьникиИх знают назубок.Из-за два года выучить Лишь ты один не смог.Ответил он рассерженно:– В том не моя вина.Пусть им, сперва, ученые Изменят имена.Ведь я падеж творительныйНарочно не учу:Трудиться, А тем болееТворитьЯ не хочу.Такой падеж, как Дательный,Я с детства не терплю.Давать, делиться чем-нибудьС друзьями не люблю.Предложный ненавижу я:Чтоб не учить урок,Приходиться выдумывать Какой-нибудь предлог.А на падеж ВинительныйИ вовсе я сердит.Отец во всякой шалостиВсегда меня винит.– Да, переделка, кажется,Серьезная нужна.А сам бы смог ты новые Придумать имена?– Давно придумал:Взятельный,Грязнительный,Лежательный,Грубительный,ЛенительныйИ, наконец, Простительный!

-Ребята, а нет ли среди вас Лежебокина? Хорошие ли вы друзья?

(ФИЗКУЛЬТМИНУТКА на песню «Дружба»)

- Где же ещё может встречаться диалог? (в художественном произведении – художественный стиль).

Сл. 7. -А в сказках используется диалог? Давайте постараемся вспомнить из какой сказки этот отрывок? (Сказка «По щучьему веленью»)

- Кто с кем разговаривает?

- Почему Щука помогает Емеле?

VI. Лингвистический эксперимент.

(Сл.8.)- А сейчас мы проведём небольшой лингвистический эксперимент, то есть выступим в роли знатоков русского языка.

Перед вами карточки. Вы должны вставить, где необходимо, нужные знаки препинания. Проверка (триггер на перо)

Сл. 9.

- А теперь дружно поработаем. Каждый получает карточку с незаконченным текстом. Прочитаем его. Можно ли назвать это диалогом? Что здесь отсутствует? (есть только вопросы, но нет ответов).

- Кто твой любимый герой в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»? – спросил Андрей.

- , - ответил Витя.

- А почему? – спросил Андрей.

- , - ответил Витя.

- Какие черты характера Елисея ты хотел бы видеть в себе? - спросил Андрей.

- , - ответил Витя.

Слова для справок: добавил, поинтересовался, сказал, переспросил.

Давайте вначале устно «допишем» предложения так, чтобы у нас получился диалог.

- А теперь обратите внимание на слова автора, я прочитаю полностью полученный диалог, а вы должны ответить, не заметили ли вы какой-нибудь ошибки?

-Правильно, неоправданный повтор одного и того же слова. Как мы можем это исправить? Подобрать слова, близкие по значению (синонимы).

- А теперь запишем отредактированный текст в форме диалога в тетрадях, соблюдая все знаки препинания.

VII. Наблюдение над языком.

- Но иногда, используя диалог, мы не замечаем, что засоряем свою речь словами-сорняками.

Что мы делаем с сорняками, если пропалываем грядку? (вырываем, уничтожаем).

- Правильно. Послушайте сейчас небольшой текст и ответьте на вопрос: «Почему собеседник не понял нашего героя? Что ему помешало?»

Серёжа вернулся из кино.

- Что, хорошая была картина?- спросил я.

-Ух, и здорово!- ответил он. - Сначала, значит, он вдруг узнаёт, а потом, ну, понимаете…Ну, словом, просто здорово…Понимаете?

Но я не понимал. Он так и не сумел мне толком рассказать, что же так понравилось ему в картине. Для такого рассказа у него не нашлось нужных слов.

Вывод.

- Слова-сорняки засоряют нашу речь, обедняют её, не дают выразительно, точно, ярко рассказать о понравившемся кинофильме, прочитанной книге, делают речь бедной и невыразительной. И вы должны избегать таких слов в своей речи.

- А вот от каких слов мы никак не можем отказаться, разговаривая по телефону, покупая продукты в магазине, встречаясь или прощаясь друг с другом?

Здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, извините, пожалуйста.

- Для чего нужно использовать эти слова в своей речи? (вы показываете свою воспитанность, знание правил поведения, уважительное отношение к собеседнику).

Сл. 10.– Давайте попробуем составить небольшой диалог на тему: «Разговор по телефону», используя «волшебные слова».

- Представьте себе такую ситуацию: вы позвонили другу (подруге), но его(её) не оказалось дома, а трубку подняла мама. С чего вы начнёте и чем закончите диалог?

Примерный диалог.

- Здравствуйте! Позовите, пожалуйста, Колю.

- А его нет дома.

- Пусть он перезвонит мне, когда придёт.

- Обязательно передам.

- Спасибо большое. Извините за беспокойство.

Cл.11.VIII. Итоги урока:

- Таким образом, что мы сегодня узнали о диалоге?

1.Диалог – разговор двух или нескольких лиц.

2.Диалог состоит из реплик и слов автора.

3.Каждая реплика пишется с новой строчки через тире.

4. Знаки препинания ставятся так же, как и при прямой речи, но диалог кавычками не выделяется.

5.Диалог используется в разговорном и художественном стилях.

6. Нужно правильно использовать слова автора при диалоге, избегая слов-сорняков и повторов.

Cл.12.Сегодняшние знания вам понадобятся и на других уроках, например, иностранного языка (вы будете сами составлять диалоги на ту или иную тему).

IX. Домашнее задание. П.34, упр. 323 (стр.177).

globuss24.ru

Урок по теме "Диалог". 5-й класс

Разделы: Русский язык

ЦЕЛИ:

Результаты обучения:

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедиа-проектор, презентация, DVD-диск с мультфильмом, рабочие тетради, учебник, тетради-справочники, карточки-схемы, карточки с индивидуальным заданием.

ХОД УРОКА

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Минутка приятных воспоминаний.

- Предлагаю вам закрыть глаза, вспомнить о чём-то хорошем и улыбнуться.

- Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное доброе начало.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА ПРОШЛЫХ УРОКАХ

1. Индивидуальная работа на карточках. (Приложение 1)

 2. В это время для остальных учащихся устный фронтальный опрос по теме “Прямая речь и косвенная речь”.Вспоминаем материал предыдущих уроков:

- Что такое “прямая речь”?

(Прямая речь - это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. Прямая речь сопровождается словами автора, в которых обычно указывается, кому принадлежит прямая речь.)

- Как на письме обозначается, выделяется “прямая речь”?

(Прямая речь выделяется кавычками, первое слово ее пишется с большой буквы. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие. После прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или вопросительный знак, или восклицательный знак, а после любого из этих знаков - тире.)

3. Сравнение прямой и косвенной речи.

- записана фраза И.С.Тургенева двумя способами:

“Русский язык - великий дар великому народу”, - сказал И.С. Тургенев.

И.С.Тургенев сказал, что русский язык - великий дар великому народу.

Учащиеся читают, анализируют и делают вывод о том, что 1 фраза наиболее точная и выразительная, потому что в ней использована прямая речь.

4. Работа с карточками-схемами (карточки изготовлены учащимися к предыдущим урокам и сейчас активно используются для оперативного контроля).

(Учащиеся поднимают схему, которая строго соответствует предложению, озвучивают их, т.е. “читают” схему прямой речи.)

Рабочий материал:

Зайчик смотрит на меня и будто просит: “Не выдавай меня собакам!”А: “П!”

“Пускай живет, зайчат уму-разуму учит,” - подумал я. “П,”-а.

Я успел крикнуть ему вслед: “Только не беги!” А: “П!”

“Почему вы выбрали это место?” - поинтересовался Иван. “П?” - а.

Живи так, чтобы люди говорили про тебя: “Порядочный человек”. А: “П”.

“Среди вас не должно быть белоручек,” - сказал Витин дедушка. “П,” - а.

Народная мудрость гласит: “Доброе слово лучше всякой ласки”. “П,”-а.

 РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА. (вставить диалог)

1. Основные понятия сегодняшнего урока:

Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.

Реплика – слова каждого лица в диалоге.

Диалог = прямая речь перед словами автора (без кавычек).

2. Постановка проблемы.

- Как вы уже догадались, тема нашего сегодняшнего урока “Диалог”. Но я вам предлагаю к концу нашего урока определить дополнительную тему, исходя из тематики упражнений и тем диалогов, рассматриваемых на уроке.

3. Словарная работа. Запись в словарики

- Диалог - диа - два логос - слово (греч.)

4. Работа с теоретическим материалом учебника п. 49 с. 103

5. Знаки препинания при диалоге.

Диалог на письме выделяется почти так же, как и прямая речь, но есть и отличия:

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

1. Работа с дидактическим материалом. (Приложение 2)

- Прочитайте стихотворение, определите его главную мысль, рассмотрите особенности диалога.

Выпишите предложение с обращением. Постройте схему.

2. Работа с учебником. Упр. 245 (письменно) - самостоятельно, с последующей взаимопроверкой.

3. Развитие речи. Ролевая игра. Составление устных диалогов.

Рассуждение о необходимости использования в диалоге “слов вежливости”.

 (См. учебник с. 105, Упр. 249)

(Начиная разговор по телефону, не забудь поздороваться. Обращаясь к кому-нибудь с просьбой, вспомни слова пожалуйста, извините, будьте добры, спасибо. По окончании разговора не забудь попрощаться.)

4. Решение речевых задач в игровой форме.

Ученики выбирают карточки, на которых с обратной стороны написаны проблемные речевые ситуации. (Приложение 3)

  1. Поинтересоваться у прохожих, как пройти к театру.
  2. Вы - покупатель в магазине. Узнайте, сколько стоит булка хлеба.
  3. Разговор в кассе кинотеатра. Узнайте, какие фильмы идут и купите билеты.
  4. Автобус. Как выйти на нужной, незнакомой вам остановке?
  5. Телефонная справочная служба. Задайте нужный вопрос.

Учащиеся обыгрывают эти ситуации, показав самое главное - как вежливо вести диалог.

5. Работа с учебником ( Упр.274) – письменно.

Разбираем диалог коллективно. Запись на доске первых двух реплик. Остальные предложения самостоятельно.

ИТОГИ УРОКА.

- Продолжите фразу: “Сегодня я узнал(а), что…

- Чем отличается прямая речь от диалога? (см. на доске схемы знаков препинания при прямой речи и при диалоге )

 - Чему я научился (-лась) сегодня на уроке?

- Какие правила важно соблюдать при диалоге особенно с незнакомыми людьми, людьми старшего возраста?

- Какие “волшебные” слова необходимо использовать в устном диалоге?

- В начале урока я просила вас определить дополнительную тему урока. Какая это тема?

(“Нужно быть вежливыми”, “Будьте вежливы” и т.п.)

КОММЕНТИРОВАНИЕ ОЦЕНОК.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Выписать отрывки из сказок, где встречается диалог.

Приложение 1

Вставить пропущенные буквы. Расставить знаки препинания при прямой речи. Построить схему предложения.

Незнакомец спросил с .рдито Который час. Мальчик испуг..нно прош..птал Не знаю.

_________________________________________________________

Вставить пропущенные буквы. Расставить знаки препинания при прямой речи. Построить схему предложения.

Смотрите, в неб . журавли закричал кто-то. Возвращайтесь к нам в..сной кр .чали вслед журавлям р..бята.

Приложение 3

Поинтересоваться у прохожих, как пройти к театру.

__________________________________________________________

Вы - покупатель в магазине. Узнайте, сколько стоит булка хлеба.

_________________________________________________________

Разговор в кассе кинотеатра. Узнайте, какие фильмы идут и купите билеты.

_________________________________________________________

Автобус. Как выйти на нужной, незнакомой вам остановке?

_________________________________________________________

Телефонная справочная служба. Задайте нужный вопрос.

_________________________________________________________

Приложение 2

АНАЛИЗ ТЕКСТА

  1. Прочитайте стихотворение.
  2. Определите его главную мысль.
  3. Рассмотрите особенности диалога.

Ёж фонарик не включил Из лесной гнилушки И на ёлку наскочил Ночью на опушке.

Как твои иголки? – Ёж спросил у елки. Все целы. А как твой нос? Целый! - Ёжик произнес. Извини! - промолвил Ёж, Еле сдерживая дрожь.

- Извини и ты, сосед, - Ёлка скрипнула в ответ. Ёж и ёлка при ночной Встрече на опушке Не сказали ни одной Колкости друг дружке.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

«Диалог. Знаки препинания при оформлении диалога на письме»

Урок русского языка в 5 классе на тему:

«Диалог. Знаки препинания при оформлении диалога на письме»

Цели: 1.Познакомить учащихся с понятием «диалог».

2.Развивать умения и навыки составлять диалог на предложенную тему,

расставлять знаки препинания при диалоге.

3.Воспитывать культуру речи.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя.

- Сегодня, ребята, у нас будет не совсем обычный урок. Вы попробуете себя в роли актёров, экспертов по русскому языку, писателей и даже редакторов.

Сл. 2 А цели и задачи для всех нас будут общие: мы должны будем решить

- что такое диалог?

- где он встречается в речи?

- как выделяется на письме?

Но без вашей помощи, вашего активного участия в работе это будет трудно сделать.

- Итак, откройте тетради, запишите дату, вид работы (классная работа), тему урока.

Сл.3 - Сейчас ваша задача будет состоять в следующем: внимательно прослушать стихотворение и ответить на вопросы:

- Сколько персонажей участвует в разговоре?

- Кому из персонажей вы сочувствуете и почему?

- Чему нас учит это стихотворение?

II. Чтение учителем стихотворения. Работа по вопросам (ответы детей).

Собирались лодыри

На урок,

А попали лодыри

На каток.

Толстый ранец с книжками

На спине,

А коньки под мышками

На ремне.

Видят, видят лодыри:

Из ворот

Хмурый и ободранный

Кот идет.

Спрашивают лодыри

У него:

- Ты чего нахмурился,

Отчего?

Замяукал жалобно

Серый кот:

- Мне, коту усатому,

Скоро год.

И красив я, лодыри,

И умен,

А письму и грамоте

Не учен.

Школа не построена

Для котят.

Научить нас грамоте

Не хотят.

А теперь без грамоты

Пропадешь,

Далеко без грамоты

Не уйдешь.

Не попить без грамоты,

Не поесть,

На воротах номера

Не прочесть!

Отвечают лодыри:

- Милый кот,

Нам пойдет двенадцатый

Скоро год.

Учат нас и грамоте

И письму,

А не могут выучить

Ничему.

Нам учиться, лодырям,

Что-то лень.

На коньках катаемся

Целый день.

Мы не пишем грифелем

На доске,

А коньками пишем мы

На катке!

Отвечает лодырям

Серый кот:

- Мне, коту усатому,

Скоро год.

Много знал я лодырей

Вроде вас,

А с такими встретился

В первый раз!

- Итак, разговор или нескольких лиц называется диалогом.

- А кто заметил ещё одно действующее лицо в этой сценке? (это автор).

- Для чего используются слова автора в диалоге? (поясняют, кто говорит, дают оценку происходящему, заставляют задуматься над поступками героев).

- А в каком стиле речи чаще всего используется диалог? (в разговорном стиле, в обыденной, повседневной речи: в школе, на улице, дома). Мы сталкиваемся с элементами диалога каждый день.

Сл.4III. Работа с терминами «диалог». (По учебнику на стр. 174 определение, упр. 318 устно).

- А теперь давайте запишем наши словарные слова в тетрадях.

-Составьте словосочетание и предложение с данным термином (Запись и разбор словосочетания и предложения).

IV. Работа с учебником (знаки препинания при диалоге).

- Прочитаем, что говорится о диалоге в учебнике(§ 34, стр.175)

- Вып. Упр. 319.

Сл.5- Итак, какие знаки препинания ставятся при диалоге? (Вывод)

V. Наблюдение над языком.

- А помимо разговорного стиля, где ещё мы можем встретить диалог?

Сл.6.Сейчас мы познакомимся с вами с небольшим шутливым стихотворением, и вы должны подумать и ответить:

- Есть ли в этом стихотворении диалог, и в каком стиле речи он встречается?

-Согласны ли вы с героем стихотворения? Почему он не прав?

Выразительное чтение стихотворения Григория Граубина «Ленительный падеж».

infourok.ru

Русский язык. 5 класс. Диалог и монолог. Знаки препинания при диалоге. (По УМК по ред. Бабайцевой)

Технологическая карта изучения темы

Предмет

Русский язык

Класс

5б,к

Тип урока

урок развития речи

Технология построения урока

проблемно-диалогическая

Тема

Диалог и монолог. Знаки препинания при диалоге.

Цель

Знать особенности монологической и диалогической речи, пунктуационное оформление диалога на письме.

Основные термины, понятия

Диалог, монолог

Планируемый результат

Личностные: желание осваивать новые виды деятельности в индивидуальной, групповой, парной формах работы, участвовать в творческом, созидательном процессе с целью развития рефлективно-аналитических способностей.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей; конструирует общую парную коррекцию для определения взаимосвязи между двумя понятиями: диалог и монолог.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Этапы урока

Дидактические задачи

1. Организационный

(этап мотивации)

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

2. Актуализация опорных знаний и умений

Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

3. Постановка учебной проблемы

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

4. Формулирование проблемы, планирование деятельности

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

5. Открытие нового знания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

6. Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

7. Применение новых знаний

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

8. Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Л. Положительно относиться к учению, позн-ой деят-ти

П. осознают познав-ую задачу

Р. планируют необходимые действия

Приветствие, проверка готовности к уроку

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку

2

П. выполняют упд в умственной ф-ме, осуществляют логические задачи

Р.Принимают и сохраняют учебную задачу

К.Задают вопросы, отвечают, слушают, формулируют собственные мысли, обосновывают и высказывают собственную точку зрения

Записываем число, классная работа.

Проверка д/з. № 78

?Сколько прилагательных встретилось в упражнении?

?Какие?

Докажите, что названые слова действительно являются прилагательными.

!!! Три ученика готовятся выразительно прочитать текст.

Отвечают на вопросы, строят понятные высказывания, читают тексты, оценивают работу одноклассников

3,4

П. Извлекают необходимую информацию из высказывания учителя, одноклассников, систематизируют собственные знания

К. формулирует свои мысли, высказывает собственную точку зрения

А сейчас послушаем небольшую сказку.

---------

?Сколько персонажей участвует в данном разговоре?

?А в рассуждении о прилагательном?

Итак, мы видим, что может быть речь одного лица или разговор нескольких лиц.

?Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке?

Записываем тему урока. Диалог и монолог.

Но сегодня на уроке мы должны не только вспомнить, что такое диалог и монолог, но и выяснить, где эти формы речи встречаются в тексте, как диалог оформляется на письме.

Вернёмся к сказке. Как вы думаете, это диалог или монолог?

Почему так решили?

Итак, диалог - разговор двух или нескольких лиц, а монолог- речь одного лица.

Мы сказали, что в сказке два персонажа: дедушка и его внук. А кто заметил ещё одно действующее лицо?

?Для чего используются слова автора в диалоге? (поясняют, кто говорит, дают оценку происходящему, заставляют задуматься над поступками героев

Отвечают на вопросы, работают над составлением плана работы на уроке

5

П. Извлекает информацию из учебника

Л. желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

К. строит понятные для партнеров монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах

Откроем учебник стр. 13. прочитаем п.3.

?Что ещё узнали из параграфа?

? А как вы думаете, когда мы чаще используем диалог? монолог?

?Что чаще используем в письменной? устной речи?

Слушают учителя, одноклассников, строят монологические высказывания

Читают статью учебника

6

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Упр. 11. В парах восстановите порядок реплик, приготовьтесь читать.

Обратим внимание на оформление диалога на письме. ?В чём особенность?

Но здесь нет слов автора.

Упр.12

Строим схемы.

В данном случае слова автора стоят перед репликами.

?Можно поставить после реплик? Прочитаем. Записываю схемы, переписываем предложение в соответствии со схемами.

В парах составьте диалог на тему "В школьной столовой", (схемы на доске) запишите.

Проверяем.

А сейчас поработаем с текстом. Читаем.

? Можно назвать это диалогом? Почему? Отсутствуют ответы.

Давайте сначала устно дополним предложения, чтобы у нас получился диалог. Прочтём

Нет ли здесь ошибки? Неоправданный повтор слов. Запишите диалог, устраняя повторы слов.

Выполняют упр, оценивают работу одноклассников, формулируют собственные высказывания, обозначают для себя трудные моменты

7

Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Итак, что узнали сегодня на уроке?

Диалог -

Монолог -

Каждая реплика пишется

Диалог используется

Нужно правильно подбирать слова в диалоге, избегая повторов.

Оцените свою работу на уроке. Д/З №14, 17 или №18

Рассказывают о приобретённых знаниях, оценивают свою работу на уроке

infourok.ru

Тема: Знаки препинания при диалоге. | Поурочные планы по русскому языку 11 класс

Цели: обобщить знания о диалоге и знаках препинания при нем; закрепить орфографические и пунктуационные навыки; воспитание языкового чутья.

Тип урока: урок обобщения зун.

Оборудование: схемы.

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания. (Работа у доски и в тетрадях.)

- Составьте предложения с прямой речью по следующим схемам.

А: «П!» - а.

«П. - а. - П...»

«П, - а: - п».

- Замените прямую речь косвенной.

Артем явился ко мне и радостно сообщил: «Ура! У меня высокий балл. Я поступил!»

- Найдите ошибки в замене прямой речи косвенной.

Петя писал дедушке в деревню, что скоро наступит лето, ты приедешь к нам, а потом мы вместе поедем к тебе в деревню.

II. Комментированный диктант.

            Вдохновение - это строгое рабочее состояние человека. Душевный подъем не выражается в театральной позе и приподнятости. Так же как и пресловутые "муки творчества".

Чайковский утверждал, что вдохновение - это состояние, когда человек работает во всю свою силу, как вол, а вовсе не кокетливо помахивает рукой.

Каждый человек, хотя и несколько раз за свою жизнь, но пережил состояние вдохновения - душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы.

Да, вдохновение - это строгое рабочее состояние, но у него есть своя  поэтическая окраска, свой,  я бы сказал, поэтический подтекст.

Толстой сказал о вдохновении, пожалуй, проще всех: «Вдохновение состоит в том,  что вдруг открывается то, что можно сделать». Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для ого исполнения.    (118 слов)                                 (К.Паустовский)

III. Работа по теме урока.

- Как переводятся с греческого языка термины диалог, монолог, полилог?

Работа с  учебником: чтение § 102.

IV.             Закрепление.

- Составьте  диалог по следующей схеме.

-П, - а.

-П, - а.

-Составьте схему диалога.

- Иди, дорогой, иди. Счастья не упусти!

- Пока товарищей не освобожу, крепость не возьму, счастья себе не найду, - отвечает Болотников.

- Кто любит меня и кто верит в меня, седлайте коня, - говорит Воропаев.

— Составьте диалог на тему «Разговор на перемене» (8—10предложений).

V. Итог урока.

VI. Домашнее задание.

1.§ 102.

2. Упражнение 508.

I. Обобщающий тест по теме «Синтаксис и пунктуация».

1. По цели высказывания предложения бывают:

а) вопросительные, восклицательные, повествовательные;

б) побудительные, повествовательные, вопросительные;

в) восклицательные, невосклицательные, вопросительные;

г) повествовательные, неповествовательные, восклицательные;

д) вопросительные, невопросительные, восклицательные.

2. По интонации предложения бывают:

а) вопросительные и невопросительные;

б) вопросительные и восклицательные;

в) повествовательные и восклицательные;

г) восклицательные и невосклицательные;

д) повествовательные и вопросительные.

3. Двусоставными называются предложения:

а) состоящие из двух частей;

б) состоящие из двух слов;

в) имеющие два главных члена;

г) имеющие главные и второстепенные члены;

д) имеющие сказуемые, состоящие из двух слов.

4. Односоставными называются предложения:

а) состоящие из одной части;

б) имеющие только один главный член;

в) имеющие только подлежащее;

г) состоящие из одного слова;

д) имеющие только сказуемое. 5. Какой частью речи не может быть выражено подлежащее?

а) существительным;

б) инфинитивом;

в) числительным;

г) предлогом.6.Какое предложение является номинативным (назывным)?

а) Он обвел взглядом зимовье.

б) Чудеса!

в) До вершины рукой подать.

г) Надо как-то устраиваться.

д) Верочки не было дома.7. Чем осложнено  данное предложение?

Её  лицо, сильно прокаленное на солнце, было добрым и родным.а) однородными членами;

б) обособленными членами;

в) второстепенными членами;

г) вводными словами;

д) обращением.

8. Чем осложнено данное предложение?

В хате он застал смуглую, с грустными глазами, девушку.

а) однородными членами;

б) обособленными членами;

в) второстепенными членами;

г) вводными словами;

д) обращением.

9. Чем осложнено данное предложение?

День и ночь он мотался по району, почернел, похудел, но был весел.

а) однородными членами;

б) обособленными членами;

в) второстепенными членами;

г) вводными словами;

д) обращением.

10. Чем осложнено данное предложение?На наше счастье, буран не разыгрался.

а) однородными членами;

б) обособленными членами;

в) второстепенными членами;

г) вводными словами;

д) обращением.

11. Чем осложнено данное предложение?

Ветры, ветры, о снежные ветры, заметите мою прошлую жизнь.

а) однородными членами;

б) обособленными членами;

в) второстепенными членами;

г) вводными словами;

д) обращением.

12. Чем осложнено данное предложение?Крылов, приняв штаб, повел дело умело.

а) однородными членами;

б) обособленными членами;

в) второстепенными членами;

г) вводными словами;

д) обращением.

13. Определите, сколько предикативных частей в предложении.Я забежал за елку - никого за стволом не было.

а)1;                            г) 4;

б) 2;                           д) 5.

в)3;

 

14. Определите, сколько предикативных частей в предложении.

Сбиваясь и умолкая, словно бы нехотя, Чуткин рассказывал, что преследовали их группу.

а)1;                        г) 4;

б) 2;                        д) 5.

в)3;

15. Определите, сколько предикативных частей в предложении.

И вдруг, видимо почуяв человека, выдра всполошилась, поднялась, хотела броситься назад, но тут ее настигла пуля.

а)1;                        г) 4;

б) 2;                       д) 5.

в)3;

16. Определите, сколько предикативных частей в предложении.

Деду все время хотелось размахивать руками, да было слишком тесно, и от этого он пуще злился.

а)1;                        г) 4;

б) 2;                       д) 5.

в)3;

17. Определите, сколько предикативных частей в предложении.

Заберешься, бывало, в яблочный сад, в самую середину высокой, заросшей, густой малины.

а)1;                       г) 4;

б) 2;                      д) 5.

в)3;

18. Сколько запятых необходимо расставить в предложении?

Скользящим движением как кошка он не то прополз не то проскочил не то пролетел через езженую дорогу.

а)1;                        г) 4;

б) 2;                        д) 5.

в)3;

19. Сколько запятых необходимо расставить в предложении?

На берегу на промысле горели два костра а в море никого не было.

а)1;

6)2;

в)3;

г) 4;

д)5.

20. Сколько запятых необходимо расставить в предложении?

Заботясь о его благополучии она решительно преодолевала все трудности каких было немало в послевоенное время.

а)1;                        г) 4;

б) 2;                       д) 5.

в)3;

21. Сколько запятых необходимо расставить в предложении?

Но вот когда переступаешь порог дома Льва Толстого когда шагаешь по его земле когда читаешь его произведения это абстрактное определение начинает приобретать как бы осязаемую плоть контуры зримой конкретности.

а)1;                        г) 4;

б) 2;                       д) 5.

в)3;

22. Сколько запятых необходимо расставить в предложении?

Оленей было немного и они тоже исхудалые видимо прошли большой путь.

а)1;                       г) 4;

б) 2;                      д) 5.

в)3;

tak-to-ent.net

Знаки препинания при диалоге

Что же такое диалог (греч. Διάλογος)? – В первоначальном значении это слово переводится, как разговор, беседа двух людей. При этом речь каждого из его участников называется репликой. В обыденном смысле под ним подразумевают литературную или театральную форму, с помощью которой достигается устный или письменный обмен в процессе разговора двух, трех и более человек. Что же касается философского и научного смыслов, то диалогом называют специфическую форму и организацию общения, коммуникации. Традиционным противопоставлением диалога является монолог. Помимо осуществления коммуникации между людьми он может использоваться, как  в литературе и кино, так и как передача философских идей (в качестве примеров подойдут диалоги Платона — «Федон», «Пир»), обучение иностранным языкам (в качестве упражнений).

Диалог бывает равноправным и структурированным, но сдиалогуществует и довольно редкая, но крайне занимательная разновидность так называемого «вопросительного» диалога, состоящего только из вопросов, половина из которых является ответами. В качестве примера:

- Ты куда-то спешишь, Степка?

- А почему бы мне не спешить?

- Ты куда-то опаздываешь?

- Разве ты не знаешь, что я учусь во вторую смену?

- Но разве сегодня не суббота, и у тебя не выходной?

- А ты думаешь, что наших преподавателей этот вопрос волнует?

Расстановка знаков препинания в диалоге довольно проста, и не требует от учащегося запредельных усилий. Важно просто запомнить, что существенные различия бывают в двух случаях: если есть слова автора, и если оных слов нет. Также существует разница при написании реплик: с новой строки или подряд.

Рассмотрим каждый случай в отдельности.

1). Если диалог идет без слов автора, а реплики его пишутся каждая с новой строки, то перед репликами ставится тире.

Пример:

- Что ты рисуешь?

- Это ты.

- Не похоже.

Если же в диалоге без слов автора реплики пишутся подряд, то каждая из них должна заключаться в кавычки и отделяться от соседней путем постановки тире.

Пример:

«Давайте посидим поболтаем здесь», - предложил я. «Нет, пойдем на скамейку», - ответил Петр.

2). Если в диалоге наличествует речь автора, его реплики пишутся каждая с новой строки, то знаки препинания ставятся так же, как в прямой речи (если прямую речь ставят аккурат после слов автора, то она должна предваряться двоеточием и заключаться в кавычки; если прямая речь ставится перед словами автора, то она заключается в кавычки и итожится тире; если же прямая речь прямая речь разрывается словами автора, то после первой части ставится сочетание запятой и тире, и то же самое выставляется после слов автора. Вся фраза обрамляется кавычками).

Пример:кавычки

- Что ты рисуешь? – спросил я.

- Это ты, - ответил малыш.

- Непохоже, - усмехнулся я. – Давай, помогу. 

Если же в диалоге со словами автора реплики пишутся подряд, то тире между ними не ставится.

Пример:

«Давайте  посидим   поболтаем здесь»,   — предложил я. «Нет, пойдем на скамейку», — ответил Петр.

Как можно заметить, ничего сложного в расстановке знаков препинания в диалоге нет. Но если у вас все еще остались вопросы, то мы способны оказать вам консультативную помощь. Наш портал Tutoronline.ru всегда готов помочь вам понять и разложить по полочкам любую тему. С нашей квалифицированной помощью процесс обучения становится, как никогда легким. Каждому, кто зарегистрируется на сайте, предоставляется 25 минут бесплатного пробного занятия с преподавателем. Ознакомительные плюсы этого шага помогут вам в дальнейшем при выборе подходящего тарифного плана и дальнейших занятий с профессиональными педагогами, работающими для нашего сайта.

Остались вопросы? Не знаете, как сделать домашнее задание?Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.Первый урок – бесплатно!

Зарегистрироваться

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

blog.tutoronline.ru


Смотрите также