Доклад: Работа мышц. Утомление. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. 2 часа. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры


Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц



Стр. 85. Проверь себя

1. Почему регулярные физические упражнения способствуют развитию мышц и скелета?

Занятия физкультурой, спортом, трудовая деятельность способствуют формированию скелета. Развитие скелета и мышц тела взаимосвязаны. Чем лучше развиты мышцы, тем прочнее кости скелета. Это связано с тем, что мышцы, развиваясь, создают определенное натяжение и давление, а кости быстрее развиваются в тех направлениях, в которых испытывают большее сжатие и натяжение. В местах прикрепления сухожилий кости утолщаются, на них образуются шероховатости, бугорки.

Существует прямая зависимость между заболеваниями суставов и величиной нагрузки на них. При ожирении, когда масса тела значительно превышает физиологическую норму, возрастает давление на опорные поверхности суставов нижних конечностей, ухудшается кровоснабжение конечностей. Возникающие в детском возрасте нарушения формирования опорно-двигательного аппарата впоследствии приводят к заболеванию суставов у взрослых.

Установлено, что интенсивная работа любого органа вызывает поступление в него большего количества крови, чем во время покоя. Таким образом, чем большую работу совершают мышечные волокна, тем больше питательных веществ и кислорода приносит кровь. При регулярной физической работе, занятиях спортом, мышечные волокна растут быстрее, мышечная масса увеличивается и человек становится сильнее. Мышцы нуждаются в систематической тренировке. Этому способствует регулярная физическая активность. Мышечная работа сопровождается изменениями в деятельности многих органов и систем органов: сердечно-сосудистой, органов дыхания. Увеличивается поступление кислорода к тканям, ускоряются биохимические реакции в клетках, активнее протекает обмен веществ.

2. По каким причинам может возникать искривления позвоночника?

Организм человека поддерживается в вертикальном положении многими мышцами, в том числе и мышцами спины. Человека делают «прямостоячим» мышцы-разгибатели. Чтобы удерживать тело в вертикальном положении, мышцы-разгибатели должны противостоять не только силе мышц – сгибателей, но и силе тяжести, действующей заодно с ними.

Прямая спина, расправленные плечи, развернутая грудь, поднятая голова — все это признаки хорошей осанки и, следовательно, красоты, здоровья и высокой работоспособности человека. Сведенные, опущенные плечи и впалая грудь затрудняют работу внутренних органов, в первую очередь, органов дыхания и сердца.

3. Что такое кифоз, лордоз, сколиоз?

Кифоз –искривление верхнего отдела позвоночника.

Лордоз – изгиб позвоночника обращенный выпуклостью вперед.

Сколиоз – сложная деформация позвоночника, при котором происходит боковое искривление его в плоскости спины.

4. Как следует предупреждать искривления позвоночника?

О правильной осанке нужно заботиться с раннего детства. У детей и подростков, пока хрящевая ткань не заменилась костной, возможны значительные отклонения изгибов от нормы — это искривления позвоночника: кифоз, лордоз, сколиоз. При искривленном позвоночнике могут смещаться внутренние органы, что сопровождается ухудшением их функции. Поэтому нужно строго следить за правильной посадкой за столом, партой, музыкальным инструментом и т. д.

5. Как влияют на организм физический труд, занятия физической культурой и спортом?

Физические упражнения оказывают благоприятное действие на весь организм, укрепляя здоровье, делая человека закаленным, способным выдерживать разные неблагоприятные воздействия внешней среды. Физическим трудом, физическими упражнениями и спортивными играми человек должен заниматься систематически, последовательно увеличивая нагрузку. Без соответствующей физической подготовки продолжительная игра, например, в футбол, хоккей, баскетбол или бег на длинные дистанции могут нанести вред организму.

6. Что такое плоскостопие, причины его развития?

Одно из нарушений структуры скелета – плоскостопие. Им страдают многие люди. Оно заключается в уплощении свода стопы, она становится болезненной. У детей на развитие плоскостопия влияет раннее ношение обуви на высоких каблуках, ношение тесной обуви. Плоскостопие связано с профессиональной деятельностью — необходимостью много стоять или ходить. Его возникновение связано с нарушениями обмена веществ. Избыточный вес и наследственные факторы тоже влияют на развитие плоскостопия. При появлении первых симптомов плоскостопия, после консультации у специалиста, следует выполнять специальные упражнения, которые могут предотвратить развитие этого недуга.

resheba.com

Доклад - Работа мышц. Утомление. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. 2 часа

Интегрированный урок по теме: "Работа мышц. Утомление . Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц.» 2 часа. (Биология-физическая культура) 8 класс. Терпиловская М.В., учитель биологии. Ващенко В.А., учитель физ. культуры.

Средней школы № 6. города Костаная.

Тип урока: Сообщения новых знаний.

Цель: 1. На основе самонаблюдений сформировать понятие работы мышц, роли нагрузки и ритма работы на развитие утомления, закрепить знания по физике. Раскрыть условия правильного формирования скелета и мышц. Подвести школьников к выводу о важнейшем значении мышечной активности для здоровья человека, особенно для растущего организма.

2. Продолжить формирование умений работать с книгой; в группах , проводить эксперименты и делать по ним выводы. 3. Воспитывать в учениках стремление вести активный образ жизни. Раскрыть важнейшее значение для здоровья двигательной активности ( физического труда, физической культуры и спорта для предупреждения искривлений позвоночника и других нарушений нормального строения организма.)

Оборудование: видеофрагмент «Работа мышц», компьютер, дидактические карточки, таблицы по теме: «Гигиена опорно-двигательной системы» - «Влияние физических упражнений на организм».

^ Ход урока

1.Организационный момент.

Учитель: Сегодня необычный урок, Интегрированный урок биологии и физической культуры. Вести урок будут : учитель биологии и физической культуры.

^ Цель урока: Раскрыть секреты работы мышц, установить причины развития утомления в работающих мышцах. А так же выяснить значение физических упражнений для развития скелета и мышц.

^ 2. Подготовка к восприятию нового материала.

Учитель: « В человеке должно быть все прекрасно , и душа, и мысли, и

лицо , и внешность»

? ученикам: « А что вы понимаете под внешностью человека?»

Ученики: ( Опрятность, аккуратность, чистота, хорошая уверенная походка, хорошее телосложение и т.д. )

Учитель: « А, как говориться, в здоровом теле – здоровый дух.»

учитель предлагает ученикам устно решить такую задачу:

« Когда маленький ребенок учится ходит , он шатается, падает, балансирует руками. Чем объясняется такая неточность движений?».

Ученики: ( Ходьба , сложный процесс, при котором необходимо согласование работы множества мышц.

Учитель: Ставится проблемный вопрос:

«От чего зависит работа мышц и утомление? Это мы должны выяснить сегодня на уроке».

^ 3. Изучение нового материала

Учитель: «Класс перед уроком разбивается на 4 группы по 6 человек в каждой. Каждая группа – это специалисты в определенной области наук. 1. Биологи- физиологи. 2. Медики. 3. Спортсмены. 4. Работники культуры.

Каждая группа готова принять участие в разговоре по теме нашего урока.

Учитель: И так тема нашего урока: « Работа мышц. Утомление . Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц.»

Учитель: Обратите внимание. У вас на столах домашнее задание в виде таблиц. В первой колонке таблицы – ключевые вопросы нашей темы урока. К концу урока вы должны эти таблицы заполнить, то есть необходимо записывать основные выводы по данной теме.

Учитель задает ? « Каково значение опорно – двигательного аппарата в жизни

человека?»

^ Выступление гимнаста. / ученик занимающийся гимнастикой/.

Учитель: « Вы внимательно посмотрели на выступление гимнаста. Ответьте на

поставленный вопрос».

Спортсмены : ( Опорно - двигательный аппарат позволяет нам

двигаться, делать различные движения. У спортсменов

движения точные и отлаженные. Вырабатываются

определен. двигательные навыки. Развивается мышечная

система. Хорошо развита координация движений.)

Культурный центр: ( Благодаря хорошо развитой мышечной системе,

красивой осанке, мы любоваться грацией движений, красотой

тела человека. Глядя на красивую фигуру спортсмена , хочется

совершенствоваться, работать над своей фигурой.)

Учитель: « Для того , чтобы человек мог двигаться, мышцы нашего тела должны совершать определенную работу ».

Учитель задает ? « Какие условия необходимы для работы мышц?»

^ Видео фрагмент : « Посмотрите внимательно фрагмент фильма».

Учитель: « Ответит на данный вопрос я предлагаю биолагам-физиолагам».

Биологи- физиологи : ( Работа мышц – это сложный процесс, который

контролируется и регулируется ЦНС. Головной мозг посы-

лает нервные импульсы в мышцы. Высшие двигательные

центры находится в лобной доле коры БП, перед центральной

бороздой. . Каждая мышца имеет двойное подчинение. По одним нервам подаются импульсы от головного мозга. Они вызывают сокращение мышц. Каждое мышечное волокно изолировано от соседних с ним волокон и сокращается с максимальной для него силой. Сила и степень сокращения всей мышцы зависит от числа сокращения волокон. Другие импульсы, отходящие от узлов, которые лежат по бокам спинного мозга, регулируют их питание.

^ Кровь приносит мышцам органические вещества и О2 . Органические вещества в мышцах расцепляются, в результате образуются продукты распада , СО2 и выделяется энергия.

Задание учащимся. После просмотра и сообщения учащиеся в течение 5 минут заполняют схемы на дидактических карточках по группам. Эти схемы на дисплее в компьютере.

Процессы в мышцах

1. Какие процессы с веществами и энергией происходят в мышце?

2. Что доставляет в мышцу кровь?

3. Что уносится кровью из мышцы?

распад веществ

синтез энергии

кислород

органические вещества

Продукты распада 

углекислый газ

Вещества, необходимые и образующиеся при энергетических процессах в мышцах:

«органические вещества + кислород => углекислый газ + вода + энергия»

/ Схемы заполняются учениками из любой группы на компьютере, - кто быстрее. Остальные учащиеся записывают в тетрадь/.

( М.В.) Учитель. «Какой вывод из этого следует?»

Биологи- физиологи: (^ Для работы мышц необходимы нервные импульсы и энергия, которая образуется в результате окисления органических веществ в присутствии кислорода.)

/ Вывод записывают в тетрадь/.

( М.В.) Учитель: « И так мы выяснили, что работа мышц – это сложный процесс.

Но мышцы не могут бесконечно долго работать, им свойственно

утомление. Выполняя физическую работу, физические упражнения,

перенося тяжести, вы не раз это ощущали на себе.

^ Работа с учебником

( М.В.) Учитель. « Найдите в учебнике ответ на вопрос: Что такое утомление?»

Ученики: (Временное снижение работоспособности мышц, наступающее в результате работы.)

( М.В.) Учитель « От чего оно зависит?»

( М.В.) Учитель. / Предлагает такую задачу/

При рефлекторном сокращении мышцы в организме лягушки, т.е. когда ответ следовал за раздражением рецепторов кожи, через не очень продолжительное время наступало утомление и мышца переставала сокращаться. Эту же мышцу вместе с нервами быстро изолировали из организма, и она при раздражении через нерв сокращалась более длительное время. Но когда мышца снова перестала отвечать на раздражение и нерв удалили, она сокращалась еще некоторое время при непосредственном раздражении. Нерв , отделенный от мышцы, тоже долго не терял способности проводить возбуждение.

( М.В.) Учитель. « Какие выводы можно сделать, где скорее наступает утомление – в мозгу, в нервах, в мышце или в месте перехода нерва в мышцу?»

^ Ученики делают вывод: ( Утомление развивается раньше всего в ЦНС, затем в местах , где нерв контактирует с мышцей, затем уже в самой мышце.)

Так «Что является ведущей ролью в утомлении?»

Ученики: (Не усталость мышц, а утомление двигательных нейронов)

Биологи- физиологи: / Дают краткую справку /

« Утомление развивается в результате временного изменения обмена веществ в нервной системе и мышцах. Во время длительной работы накапливаются вещества, которые препятствуют проведению возбуждения и сокращению мышцы. Нужно некоторое время отдыха, чтобы восстановить работоспособность участков нервной и мышечной системы.»

( М.В.) Учитель. « Какая работа скорее вызывает утомление?»

Опыт: / На двух мальчиках надо показать более скорое наступление утомления при удержании груза неподвижной рукой, чем при подъеме его и опускании/.

/ В качестве груза может быть гантели или портфель. /

Ученики: /наблюдают за опытом и делают вывод./

( М.В.) Учитель: « На этот вопрос я предлагаю ответить спортсменам .»

Спортсмены: Различают динамическую работу мышц, когда сокращение чередуется с расслаблением, и статическую, например, удержание груза в одном положении.

Вывод: ( Утомление наступает скорее при статической работе мышц, чем при динамической работе).

/ Вывод записывают в тетрадь/.

( М.В.) Учитель задает ?: « Почему же утомление скорее наступает при статической работе мышц?»

^ Работа по учебнику: « Найти ответ в учебнике».

Биологи – физиолаги: 1. Выполнение продолжительного движения без

отдыха снижает работоспособность мышц - в них наступает утомление. При выполнении физической нагрузки поднятии тяжелого груза мышцы используют в большом количестве О2 и питать. вещества , усиливается обмен в-в. Вследствие этого в тканях и клетках образуются не нужные для их жизнедеятельности вещества. Они оказывают на них отравляющее влияние. Эти вещества замедляют сокращение и расслабление мышечных волокон. В период отдыха по кровеносным сосудам , расположенным в мышцах, усиливается поступление крови в мышцы. В результате этого не только доставляется свежая порция крови, богатая О2 и питательными веществами , но и с током крови уносятся продукты обмена веществ, отравляющие ткани и клетки. Таким образом удаляется фактор , способствующий возникновению утомления.

Эти процессы происходят при динамической работе мышц, где попеременно работают и мышца сгибатель ( Бицепс) и мышца разгибатель трицепс. При статической же работе и мышца сгибатели и разгибатель находится долгое время в направлении. Кровоток в этих мышцах замедляется, продукты распада не уносятся, застаиваются в мышцах. А это приводит к большему утомлению этих мышц.

. Самостоятельная работа

Учащиеся в течение 10 минут группами работают по дидактическим карточкам. Текст заданий демонстрируется на доске с компьютере. После выполнения работы идет обсуждение. Учащиеся каждой группы демонстрируют результаты, а учитель делает записи на доске.

(М.В.) Учитель : Дает задание 1 группе.

1 группа

а, б - точки приложения сил; в - точка опоры

демонстрируется с помощью компьютера.

Задание:

Во время физических упражнений человек встал на цыпочки и приподнялся на 10 см. Пользуясь рисунком и своими знаниями по физике о рычагах, объясните действие костей стопы как рычага: а) какую работу производит при этом икроножная мышца? б) Что является при таком положении костей стопы и голени точной опоры, плечом действующей силы и плечом силы сопротивления?

Вывод.

Икроножная мышца развивает большую силу по принципу рычага, где «в» - точка опоры- фаланги пальцев, «а» и «б» - l - плечо действующей силы (мышц) и плечо силы сопротивления пола.M = Fl, где M - момент силы, l - плечо.Икроножная мышца одна из сильных, при ее работе химическая энергия переходит в механическую.

( В.А.) Учитель: Дает задание 2 группе .

2 группа

В данной группе работу выполняют два ученика: один занимается в спортивной секции, другой - только на уроках физкультуры. Еще два ученика также выходят к доске . Один считает количество движений не тренированного ученика , а другой тренированного.. Упражнения по сгибанию руки проделывают сначала с гантелью в 1 кг., затем с гантелью в 3 кг. Данные записываются в таблицу. / Первые данные в таблице нетренированного ученика, затем тренированного./

^ Влияние величины нагрузки на развитие утомления. Сравнение результатов тренированного ученика и не тренированного.

Нагрузка, кг

(F)

Путь руки, м

(S)

Число движений

( n)

Не трен. Трен.

Работа (в Дж.)

Начало утомления, с

Не трен. Тренир.

1

0,5

35  50

 17.5 25

50  60

3

0,5

  20 30

 30 45

30  40

A = F•S•n

F = 1 кг = 10 H           1 кг = 1•9,8 H =10 H

где S - расстояние; n - число движений.

Выводы:

1. С увеличением нагрузки утомление в мышцах наступает быстрее

2. Чем лучше развиты мышцы, тем продолжительнее их работа,..

( В.А.) Учитель: Дает задание 3 группе…

3 группа

Участвуют 3 ученика примерно одинакового телосложения , используя одинаковую нагрузку, но при разном ритме . 3 других ученика считают количество их движений . Учащиеся 3 группы записывают данные в таблицу. Берут груз – 3 кг.

^ Влияние ритма работы на развитие утомления

Ритм

Путь руки, м

(S)

Число движений

( n)

Работа (в Дж.)

Начало утомления, с

Редкий

0,5

 30

 15

 70

Средний

0,5

 37

 18,5

 35

Частый

0,5

46 

 23

 17

A = F•S•n

Вывод.

Наибольшая работоспособность и ее продолжительность прослеживается при среднем ритме работы.

( М.В.) Учитель : Дает задание 4 группе.

4 группа

Два человека поспорили, как лучше нести груз: переменно правой и левой рукой без отдыха или нести его в правой руке, потом отдыхать и снова нести в той же руке.

Ответьте, - когда скорее восстановилось рабочее состояние правой руки, при отдыхе или при работе левой рукой? Какое значение для мышечной системы имеет активный отдых?

Вывод.

Быстрее восстанавливается работоспособность правойруки при работе левой рукой. Активный отдых быстрее снимает утомление мышц, которые принимали участие в работе.

( М.В.) Учитель. Установлено, что для более быстрого восстановления работоспособности благоприятнее не постоянный покой, а интенсивная работа другой группы мышц. Русский физиолог Иван Михайлович Сеченов, который разработал теорию утомления, назвал это активным отдыхом.

( М.В.) Учитель. « Что вы понимаете под активным отдыхом еще?»

Ученик: ( Это переключение на другой вид деятельности, физические упражнения . помощь по дому, прогулка, и т.д. )

4. Проверка усвоения нового материала

1. От чего зависит работа мышц?

2. Что такое утомление?

3. Какие условия влияют на развитие утомления?

4. С помощью чего восстанавливается работоспособность мышц? К чему приводит малоподвижный образ жизни?

/ Выставляются оценки за самостоятельные ответы и работу каждой группы./

^ 2-я часть урока.

Цель: Выяснение гигиенических условий, необходимых для правильного формирования скелета и мышц.

(М.В.) Учитель / просит указать на значение в организме опорно-двигательной системы и подчеркивает важность для развития и сохранения здоровья нормального состояния этой системы./

/ Ученики перечисляют функции опорно- даигательной системы

Биологи: ( Функции: 1. Двигательная, 2. Защитная, 3. Формообразующая,

4. Опорная, 5. Энергетическая, 6. Кроветворная ,

7. Обменная ( запасающая).

( М.В.) Учитель : / дает краткую справку о возрастных особенностях опорно-двиг.

системы. ( Скелет и мышцы растут и развиваются в детском и юношеском возрасте. Самый интенсивный рост – в 14-17 лет. К 18 годам мышечная масса становится как у взрослого. По мере роста и развития ребенка его движения становятся более совершенными и разнообразными.)

(В. А.) Учитель: « Какое самое главное условие для правильного формирования скелета и мышц?»

Спортсмены: ( Двигательная активность , физические упражнения ,занятия спортом).

( М.В.) Учитель: « В чем состоит положительное влияние двигательной активности на мышцы и скелет?»

^ Медики: ( Укрепляются и хорошо развиваются мышцы, что приводит к укреплению и развитию скелета).

( М.В.) Учитель: « Что можно сказать на основе собственных наблюдений об изменении дыхания и сердцебиения при физических упражнениях?»

^ Биологи- физиологи: ( В целостном организме изменение работы одной системы органов обязательно отражается на работе других систем. При мышечной деятельности происходит усиление дыхания и кровообращения. Это полезно для организма. Организм больше получает кислорода и питательных веществ . Улучшается пищеварение, обмен веществ, улучшается работа головного мозга.)

^ Видео фрагмент: / осанка не дается от природы…/

Работа по таблице «Нарушение осанки».

( М.В.) Учитель: / Рассказывает о видах искривления позвоночника:

Сколиозе, кифозе, лордозе.

В результате исследований медиками было установлено, что среди заболеваний подростков нарушение осанки стоит на 1 месте .

( М.В.) Учитель: « Каково значение хорошей осанки и правильной посадки за партой для предупреждения искривления позвоночника? К чему приводит в организме неправильная осанка.»

Медики: ( Прямая спина, расправленные плечи, развернутая грудь, поднятая голова – все это признаки хорошей осанки и , следовательно , красоты, здоровья и высокой работоспособности. Сведенные плечи, впалая грудь затрудняют работу внутренних органов, в первую очередь органов дыхания, сердца. Сосудов головного мозга. Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, а после 18 лет выправить ее недостатки очень трудно. В детском и юношеском возрасте, когда хрящевая ткань в позвонках еще не заменилась полностью костной, особенно важно следить за своей осанкой, позой за столом, партой. У школьника, изо дня в день сидящего или работающего в какой- либо неправильной позе, может искривиться позвоночник. Искривления позвоночника затрудняют деятельность внутренних органов).

( М.В.) Учитель: « Как нужно правильно сидеть за партой?

Культурный центр: ( 1. Сидеть прямо.

2. Не упираться грудью о край стола,

3. Ноги ставить на пол или подножку под прямым углом,

4. Не наклоняться низко над тетрадь.

5. Расстояние от глаз до книги должно быть 30-35 см.,

6. Между краем парты и грудью - 4 пальца ладони, )

( М.В.). Учитель: « В чем состоит плоскостопие, чем оно затрудняет ходьбу?

Медики: ( Если подросток носит тесную обувь, особенно на высоких каблуках , то это может вызвать неправильное развитие стопы. Ее свод упло-щается – развивается плоскостопие. При ходьбе и стоянии у людей, страдающих плоскостопием , возникает боль в своде стопы. Нарушается опорная функция стопы,

ухудшается ее кровообращение. Это и вызывает боль в ногах, суставах и пояснице. Уплощенные стопы влияют на положение тела и позвоночника. Это приводит к нарушению осанки.

( М.В.). Учитель: « Каковы меры предупреждения и исправления плоскостопия?»

Спортсмены: ( Необходимо делать двигательные укрепляющие упражнения для связок и мышц стопы. Обувь должна быть не тесной, но плотно облегать ногу. Каблук – 1-2 см. Тесная обувь и высокий каблук приводит к деформации стопы, затрудняет нормальное кровообращение. )

(В.А.) Учитель. Занятия спортом, физическим трудом увеличивает работоспособность, силу и выносливость, ловкость и скорость.

(В.А.) Учитель Подумайте, достаточно ли в вашем режиме дня двигательной активности?

^ Ответы учеников: Нет…

( В.А.) Учитель: « Каково значение двигательной активности для здоровья человека?»

Задание ученикам: / работа с учебником/

Медики: ( Регулярные физические упражнения развивают мышцы, суставы, связки, координируют движения, Хорошо развитая мускулатура является надежной опорой для скелета. Улучшается работа внутренних органов. Развиваются такие физические качества ,как быстрота, сила, ловкость, выносливость.

( М.В.) Учитель « Какова роль национальных обычаев в тренировке опорно- двигательной системы?»

^ Задание ученикам: / работа с учебником/

Культура: : ( Обычаи способствовали сохранению здоровья, интересной и содержательной жизни людей. Основное направление их – совершенствование движений тела. Увеличение силы, развитие умственных способностей, обеспечение хорошего настроения. У казахского народа есть множество различных игр – бег, прыжки, конные состязания, байга, борьба. Например, алтыбакан, ак суйек, ат шабысы, кыз куу и т.д. Такие игры под открытым небом , в поле или степи, на солнце способствуют развитию опорно-двигательной системы, формированию красоты фигуры, хорошему настроению, закаливанию.

( ^ М.В.) Учитель : Какое значение имеет тренировка мышц ?

Видео фрагмент:

Спортсмены:( Активная физическая деятельность – одно из обязательных условий гармоничного развития человека. Что же происходит с мышцами при тренировке? Постоянные упражнения удлиняют мышцы. Вырабатывают их способность лучше растягиваться. При тренировке масса мускулатуры увеличивается, мышцы становятся более сильными. Сила мышц и прочность кости взаимосвязаны. При занятиях спортом кости становятся толще, и соответственно развитые мышцы имеют достаточную опору. Более крепким и устойчивым к нагрузкам и травмам становится весь скелет. Хорошая двигательная нагрузка – необходимое условие нормального роста и развития организма.

( В.А.) Учитель: Каково значение физического труда и спорта в жизни человека?

( Движения в труде и спорте – это формы мышечной деятельности. Труд и спорт взаимосвязаны, дополняют друг друга. Вот два ученика пришли в мастерскую , впервые встали у верстка. Один занимался спортом , другой нет.

^ Вопрос ученикам: Как вы думаете, кто из них будет быстрее обучаться трудовым навыкам и почему ?

Ответ ученика : ( Конечно спортсмен. Спорт развивает важные двигательные качества – ловкость, быстроту, силу, выносливость.)

( В.А.) Учитель : Каждый ли может стать спортсменом? Нужно ли обладать

какими либо природными качествам , чтобы стать спортсменом?

Ответы учеников: ………….. / разные….

Спортсмены: / Спортсменом может стать каждый/.

1. ( Трудолюбие и систематическая тренировка обеспечивают достижение высоких результатов. Некоторые спортсмены достигли первоклассных результатов в таких видах спорта , к которым , казалось бы , они не имеют никаких данных. Виталий Ушаков , несмотря на небольшую емкость легких до занятий спортом, стал первоклассным пловцом и дал лучшие показатели, чем некоторые другие спортсмены с « природной плавучестью». Обычно считают , что хороших результатов по прыжкам в высоту могут добиться люди высокого роста. Но Николай Озолин был небольшого роста, однако он установил в свое время европейский рекорд по прыжкам с шестом. )

2. Знаменитый борец И.М. Поддубный писал, что борцами не рождаются, борьба развивает человека и он из обыкновенного парнишки становится могучим силачом. Желание и настойчивость, тренировка и вдумчивое отношение к физическим занятиям делают чудеса. Даже больные, физически слабые и изнеженные люди могут стать прекрасными спортсменами. Так Ирина Роднина по совету врача стала заниматься фигурным катанием и стала известной фигуристкой. Чемпион Европы по спортивной ходьбе А.И.Егоров в детстве болел рахитом, не ходил до 5 лет. Под наблюдением врача он стал заниматься спортом и достиг высоких результатов.

( В.А.) Учитель: / О роли физического воспитания для школьников/.

( В основе физ. воспитания: физический труд, физ. культура и различные виды спорта).

Некоторые ученики уклоняются от занятий физ. культурой. Они наносят вред своему организму.

( В.А.) Учитель: (В нашей школе есть много учеников . занимающихся разными видами спорта. Они имеют определенные достижения в спорте…..)

( М.В.) . Учитель: : ( Необходимо делать двигательные укрепляющие упражнения для связок и мышц стопы. Обувь должна быть не тесной, но плотно облегать ногу. Каблук – 1-2 см. Тесная обувь и высокий каблук приводит к деформации стопы, затрудняет нормальное кровообращение. )

Медики: « Самое элементарное приобщение к спорту ,это утренняя зарядка.»

Значение: ( 1. Быстрый переход от сна к бодрствованию, 2.Нормализует работу все систем органов , 3.Повышает работоспособность организма. 4. Поднимает жизненный тонус.

5. Усиливает дыхание и кровообращение.)

6. Вырабатываются такие ценные качества, как : настойчивость, решительность, воля, самообладание,

Биологи-физиологи: / Правила выполнения зарядки/

( 1. Проводится сразу же после подъема. 2. В хорошо проветренной комнате,

3. В легком костюме, 4. Трудность упражнений должна нарастать к середине зарядки, а к конце постепенно снижается 5. Не растягивать зарядку и не проводить ее наспех.( 10-15 мин. 6. По окончании зарядки водные процедуры: водные процедуры:)

( В.А.)Учитель: « Поднимите руки те ученики, кто занимается каким – либо видом спорта, помимо того, что ходит на уроки физ. культуры».

( В.А.) Учитель: / о значении спорта , как очень полезного для здоровья занятия, но требующего соблюдения некоторых усилий./

Видио – фрагмент: ( Культуризм).

( В.А.) Учитель: « Ребята, вы посмотрели видеозапись соревнований по бодибилдингу. Что вы можете сказать о данном виде спорта?»

Культура: ( Я считаю, что это очень красивый вид спорта. Спортсмен имеет

красивую фигуру, телосложение . Здесь показана вся грация

все великолепие форм тела человека. )

Спортсмены: ( Да , действительно. У этих спортсменов крепкий организм,

мощная мышечная масса , эти люди очень сильные, выносливые,

волевые. Нужны большие усилия, чтобы добиться таких

результатов.)

Медики: ( Мы хотели бы поспорить по данному поводу. Конечно , мы

согласны с тем, что тренировка мышц важна. Но в данном случае

такое большое усердие над своим организмом может привести

к серьезным нарушениям обмена веществ. Чтобы получить такую

мышечную массу, спортсмен принимает специальные препараты.

В теле этих спортсменов , практически нет лишней жировой ткани.

Все ушло в мышечную массу.)

Биологи-физиологи : (Самое вредное и опасное в данной случае то, что

если эти спортсмены перестанут «качаться», то мышечная масса

начинает превращаться в жировую. Человек начинает поправлять-

ся, может возникнуть ожирение.)

^ Работа по таблице « Мышцы организма человека».

( В.А. ) Учитель: / Дает ученикам советы о том, как можно развить некоторые группы мышц в домашних условиях/.

/ На парты раздаются рекомендации с физическими упражнениями /.

( М.В.) Учитель предупреждает: Что 8-ми классники , занимаясь спортом, не должны переоценивать свои возможности, обязаны уметь контролировать свою сердечно- сосудистую систему, которая в 14-16 лет может временно не полностью справляться с большой физической нагрузкой. Значительные учащения пульса, боли в сердце – сигналы , требующие осторожности в спортивной нагрузке.

^ Подведение итогов урока:

( М.В. ) Учитель : Итак , наш урок подошел к концу. Скажите , что мы сегодня на уроке узнали?

Закрепление изученного материала:

Работа по таблицам с домашним заданием.

( 1. Как осуществляется работа мышц.

2. Что такое утомление и от чего оно зависит.

3. От чего зависит работоспособность мышц.

4. Как можно восстановить работоспособность мышц.

5. От чего зависит правильное формирование скелета и мышц.)

6. Причины плоскостопия и нарушения осанки.

7. Влияние спорта на организм подростка.

Домашнее задание.

Заполнить таблицу дома до конца.

Подумайте и составьте свои физические упражнения, которые бы развивали различные группы мышц, для сохранения правильной осанки и работоспособности мышц.

www.ronl.ru

Реферат - Работа мышц. Утомление. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. 2 часа

Интегрированный урок по теме: "Работа мышц. Утомление . Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц.» 2 часа. (Биология-физическая культура) 8 класс. Терпиловская М.В., учитель биологии. Ващенко В.А., учитель физ. культуры.

Средней школы № 6. города Костаная.

Тип урока: Сообщения новых знаний.

Цель: 1. На основе самонаблюдений сформировать понятие работы мышц, роли нагрузки и ритма работы на развитие утомления, закрепить знания по физике. Раскрыть условия правильного формирования скелета и мышц. Подвести школьников к выводу о важнейшем значении мышечной активности для здоровья человека, особенно для растущего организма.

2. Продолжить формирование умений работать с книгой; в группах , проводить эксперименты и делать по ним выводы. 3. Воспитывать в учениках стремление вести активный образ жизни. Раскрыть важнейшее значение для здоровья двигательной активности ( физического труда, физической культуры и спорта для предупреждения искривлений позвоночника и других нарушений нормального строения организма.)

Оборудование: видеофрагмент «Работа мышц», компьютер, дидактические карточки, таблицы по теме: «Гигиена опорно-двигательной системы» - «Влияние физических упражнений на организм».

^ Ход урока

1.Организационный момент.

Учитель: Сегодня необычный урок, Интегрированный урок биологии и физической культуры. Вести урок будут : учитель биологии и физической культуры.

^ Цель урока: Раскрыть секреты работы мышц, установить причины развития утомления в работающих мышцах. А так же выяснить значение физических упражнений для развития скелета и мышц.

^ 2. Подготовка к восприятию нового материала.

Учитель: « В человеке должно быть все прекрасно , и душа, и мысли, и

лицо , и внешность»

? ученикам: « А что вы понимаете под внешностью человека?»

Ученики: ( Опрятность, аккуратность, чистота, хорошая уверенная походка, хорошее телосложение и т.д. )

Учитель: « А, как говориться, в здоровом теле – здоровый дух.»

учитель предлагает ученикам устно решить такую задачу:

« Когда маленький ребенок учится ходит , он шатается, падает, балансирует руками. Чем объясняется такая неточность движений?».

Ученики: ( Ходьба , сложный процесс, при котором необходимо согласование работы множества мышц.

Учитель: Ставится проблемный вопрос:

«От чего зависит работа мышц и утомление? Это мы должны выяснить сегодня на уроке».

^ 3. Изучение нового материала

Учитель: «Класс перед уроком разбивается на 4 группы по 6 человек в каждой. Каждая группа – это специалисты в определенной области наук. 1. Биологи- физиологи. 2. Медики. 3. Спортсмены. 4. Работники культуры.

Каждая группа готова принять участие в разговоре по теме нашего урока.

Учитель: И так тема нашего урока: « Работа мышц. Утомление . Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц.»

Учитель: Обратите внимание. У вас на столах домашнее задание в виде таблиц. В первой колонке таблицы – ключевые вопросы нашей темы урока. К концу урока вы должны эти таблицы заполнить, то есть необходимо записывать основные выводы по данной теме.

Учитель задает ? « Каково значение опорно – двигательного аппарата в жизни

человека?»

^ Выступление гимнаста. / ученик занимающийся гимнастикой/.

Учитель: « Вы внимательно посмотрели на выступление гимнаста. Ответьте на

поставленный вопрос».

Спортсмены : ( Опорно - двигательный аппарат позволяет нам

двигаться, делать различные движения. У спортсменов

движения точные и отлаженные. Вырабатываются

определен. двигательные навыки. Развивается мышечная

система. Хорошо развита координация движений.)

Культурный центр: ( Благодаря хорошо развитой мышечной системе,

красивой осанке, мы любоваться грацией движений, красотой

тела человека. Глядя на красивую фигуру спортсмена , хочется

совершенствоваться, работать над своей фигурой.)

Учитель: « Для того , чтобы человек мог двигаться, мышцы нашего тела должны совершать определенную работу ».

Учитель задает ? « Какие условия необходимы для работы мышц?»

^ Видео фрагмент : « Посмотрите внимательно фрагмент фильма».

Учитель: « Ответит на данный вопрос я предлагаю биолагам-физиолагам».

Биологи- физиологи : ( Работа мышц – это сложный процесс, который

контролируется и регулируется ЦНС. Головной мозг посы-

лает нервные импульсы в мышцы. Высшие двигательные

центры находится в лобной доле коры БП, перед центральной

бороздой. . Каждая мышца имеет двойное подчинение. По одним нервам подаются импульсы от головного мозга. Они вызывают сокращение мышц. Каждое мышечное волокно изолировано от соседних с ним волокон и сокращается с максимальной для него силой. Сила и степень сокращения всей мышцы зависит от числа сокращения волокон. Другие импульсы, отходящие от узлов, которые лежат по бокам спинного мозга, регулируют их питание.

^ Кровь приносит мышцам органические вещества и О2 . Органические вещества в мышцах расцепляются, в результате образуются продукты распада , СО2 и выделяется энергия.

Задание учащимся. После просмотра и сообщения учащиеся в течение 5 минут заполняют схемы на дидактических карточках по группам. Эти схемы на дисплее в компьютере.

Процессы в мышцах

1. Какие процессы с веществами и энергией происходят в мышце?

2. Что доставляет в мышцу кровь?

3. Что уносится кровью из мышцы?

распад веществ

синтез энергии

кислород

органические вещества

Продукты распада 

углекислый газ

Вещества, необходимые и образующиеся при энергетических процессах в мышцах:

«органические вещества + кислород => углекислый газ + вода + энергия»

/ Схемы заполняются учениками из любой группы на компьютере, - кто быстрее. Остальные учащиеся записывают в тетрадь/.

( М.В.) Учитель. «Какой вывод из этого следует?»

Биологи- физиологи: (^ Для работы мышц необходимы нервные импульсы и энергия, которая образуется в результате окисления органических веществ в присутствии кислорода.)

/ Вывод записывают в тетрадь/.

( М.В.) Учитель: « И так мы выяснили, что работа мышц – это сложный процесс.

Но мышцы не могут бесконечно долго работать, им свойственно

утомление. Выполняя физическую работу, физические упражнения,

перенося тяжести, вы не раз это ощущали на себе.

^ Работа с учебником

( М.В.) Учитель. « Найдите в учебнике ответ на вопрос: Что такое утомление?»

Ученики: (Временное снижение работоспособности мышц, наступающее в результате работы.)

( М.В.) Учитель « От чего оно зависит?»

( М.В.) Учитель. / Предлагает такую задачу/

При рефлекторном сокращении мышцы в организме лягушки, т.е. когда ответ следовал за раздражением рецепторов кожи, через не очень продолжительное время наступало утомление и мышца переставала сокращаться. Эту же мышцу вместе с нервами быстро изолировали из организма, и она при раздражении через нерв сокращалась более длительное время. Но когда мышца снова перестала отвечать на раздражение и нерв удалили, она сокращалась еще некоторое время при непосредственном раздражении. Нерв , отделенный от мышцы, тоже долго не терял способности проводить возбуждение.

( М.В.) Учитель. « Какие выводы можно сделать, где скорее наступает утомление – в мозгу, в нервах, в мышце или в месте перехода нерва в мышцу?»

^ Ученики делают вывод: ( Утомление развивается раньше всего в ЦНС, затем в местах , где нерв контактирует с мышцей, затем уже в самой мышце.)

Так «Что является ведущей ролью в утомлении?»

Ученики: (Не усталость мышц, а утомление двигательных нейронов)

Биологи- физиологи: / Дают краткую справку /

« Утомление развивается в результате временного изменения обмена веществ в нервной системе и мышцах. Во время длительной работы накапливаются вещества, которые препятствуют проведению возбуждения и сокращению мышцы. Нужно некоторое время отдыха, чтобы восстановить работоспособность участков нервной и мышечной системы.»

( М.В.) Учитель. « Какая работа скорее вызывает утомление?»

Опыт: / На двух мальчиках надо показать более скорое наступление утомления при удержании груза неподвижной рукой, чем при подъеме его и опускании/.

/ В качестве груза может быть гантели или портфель. /

Ученики: /наблюдают за опытом и делают вывод./

( М.В.) Учитель: « На этот вопрос я предлагаю ответить спортсменам .»

Спортсмены: Различают динамическую работу мышц, когда сокращение чередуется с расслаблением, и статическую, например, удержание груза в одном положении.

Вывод: ( Утомление наступает скорее при статической работе мышц, чем при динамической работе).

/ Вывод записывают в тетрадь/.

( М.В.) Учитель задает ?: « Почему же утомление скорее наступает при статической работе мышц?»

^ Работа по учебнику: « Найти ответ в учебнике».

Биологи – физиолаги: 1. Выполнение продолжительного движения без

отдыха снижает работоспособность мышц - в них наступает утомление. При выполнении физической нагрузки поднятии тяжелого груза мышцы используют в большом количестве О2 и питать. вещества , усиливается обмен в-в. Вследствие этого в тканях и клетках образуются не нужные для их жизнедеятельности вещества. Они оказывают на них отравляющее влияние. Эти вещества замедляют сокращение и расслабление мышечных волокон. В период отдыха по кровеносным сосудам , расположенным в мышцах, усиливается поступление крови в мышцы. В результате этого не только доставляется свежая порция крови, богатая О2 и питательными веществами , но и с током крови уносятся продукты обмена веществ, отравляющие ткани и клетки. Таким образом удаляется фактор , способствующий возникновению утомления.

Эти процессы происходят при динамической работе мышц, где попеременно работают и мышца сгибатель ( Бицепс) и мышца разгибатель трицепс. При статической же работе и мышца сгибатели и разгибатель находится долгое время в направлении. Кровоток в этих мышцах замедляется, продукты распада не уносятся, застаиваются в мышцах. А это приводит к большему утомлению этих мышц.

. Самостоятельная работа

Учащиеся в течение 10 минут группами работают по дидактическим карточкам. Текст заданий демонстрируется на доске с компьютере. После выполнения работы идет обсуждение. Учащиеся каждой группы демонстрируют результаты, а учитель делает записи на доске.

(М.В.) Учитель : Дает задание 1 группе.

1 группа

а, б - точки приложения сил; в - точка опоры

демонстрируется с помощью компьютера.

Задание:

Во время физических упражнений человек встал на цыпочки и приподнялся на 10 см. Пользуясь рисунком и своими знаниями по физике о рычагах, объясните действие костей стопы как рычага: а) какую работу производит при этом икроножная мышца? б) Что является при таком положении костей стопы и голени точной опоры, плечом действующей силы и плечом силы сопротивления?

Вывод.

Икроножная мышца развивает большую силу по принципу рычага, где «в» - точка опоры- фаланги пальцев, «а» и «б» - l - плечо действующей силы (мышц) и плечо силы сопротивления пола.M = Fl, где M - момент силы, l - плечо.Икроножная мышца одна из сильных, при ее работе химическая энергия переходит в механическую.

( В.А.) Учитель: Дает задание 2 группе .

2 группа

В данной группе работу выполняют два ученика: один занимается в спортивной секции, другой - только на уроках физкультуры. Еще два ученика также выходят к доске . Один считает количество движений не тренированного ученика , а другой тренированного.. Упражнения по сгибанию руки проделывают сначала с гантелью в 1 кг., затем с гантелью в 3 кг. Данные записываются в таблицу. / Первые данные в таблице нетренированного ученика, затем тренированного./

^ Влияние величины нагрузки на развитие утомления. Сравнение результатов тренированного ученика и не тренированного.

Нагрузка, кг

(F)

Путь руки, м

(S)

Число движений

( n)

Не трен. Трен.

Работа (в Дж.)

Начало утомления, с

Не трен. Тренир.

1

0,5

35  50

 17.5 25

50  60

3

0,5

  20 30

 30 45

30  40

A = F•S•n

F = 1 кг = 10 H           1 кг = 1•9,8 H =10 H

где S - расстояние; n - число движений.

Выводы:

1. С увеличением нагрузки утомление в мышцах наступает быстрее

2. Чем лучше развиты мышцы, тем продолжительнее их работа,..

( В.А.) Учитель: Дает задание 3 группе…

3 группа

Участвуют 3 ученика примерно одинакового телосложения , используя одинаковую нагрузку, но при разном ритме . 3 других ученика считают количество их движений . Учащиеся 3 группы записывают данные в таблицу. Берут груз – 3 кг.

^ Влияние ритма работы на развитие утомления

Ритм

Путь руки, м

(S)

Число движений

( n)

Работа (в Дж.)

Начало утомления, с

Редкий

0,5

 30

 15

 70

Средний

0,5

 37

 18,5

 35

Частый

0,5

46 

 23

 17

A = F•S•n

Вывод.

Наибольшая работоспособность и ее продолжительность прослеживается при среднем ритме работы.

( М.В.) Учитель : Дает задание 4 группе.

4 группа

Два человека поспорили, как лучше нести груз: переменно правой и левой рукой без отдыха или нести его в правой руке, потом отдыхать и снова нести в той же руке.

Ответьте, - когда скорее восстановилось рабочее состояние правой руки, при отдыхе или при работе левой рукой? Какое значение для мышечной системы имеет активный отдых?

Вывод.

Быстрее восстанавливается работоспособность правойруки при работе левой рукой. Активный отдых быстрее снимает утомление мышц, которые принимали участие в работе.

( М.В.) Учитель. Установлено, что для более быстрого восстановления работоспособности благоприятнее не постоянный покой, а интенсивная работа другой группы мышц. Русский физиолог Иван Михайлович Сеченов, который разработал теорию утомления, назвал это активным отдыхом.

( М.В.) Учитель. « Что вы понимаете под активным отдыхом еще?»

Ученик: ( Это переключение на другой вид деятельности, физические упражнения . помощь по дому, прогулка, и т.д. )

4. Проверка усвоения нового материала

1. От чего зависит работа мышц?

2. Что такое утомление?

3. Какие условия влияют на развитие утомления?

4. С помощью чего восстанавливается работоспособность мышц? К чему приводит малоподвижный образ жизни?

/ Выставляются оценки за самостоятельные ответы и работу каждой группы./

^ 2-я часть урока.

Цель: Выяснение гигиенических условий, необходимых для правильного формирования скелета и мышц.

(М.В.) Учитель / просит указать на значение в организме опорно-двигательной системы и подчеркивает важность для развития и сохранения здоровья нормального состояния этой системы./

/ Ученики перечисляют функции опорно- даигательной системы

Биологи: ( Функции: 1. Двигательная, 2. Защитная, 3. Формообразующая,

4. Опорная, 5. Энергетическая, 6. Кроветворная ,

7. Обменная ( запасающая).

( М.В.) Учитель : / дает краткую справку о возрастных особенностях опорно-двиг.

системы. ( Скелет и мышцы растут и развиваются в детском и юношеском возрасте. Самый интенсивный рост – в 14-17 лет. К 18 годам мышечная масса становится как у взрослого. По мере роста и развития ребенка его движения становятся более совершенными и разнообразными.)

(В. А.) Учитель: « Какое самое главное условие для правильного формирования скелета и мышц?»

Спортсмены: ( Двигательная активность , физические упражнения ,занятия спортом).

( М.В.) Учитель: « В чем состоит положительное влияние двигательной активности на мышцы и скелет?»

^ Медики: ( Укрепляются и хорошо развиваются мышцы, что приводит к укреплению и развитию скелета).

( М.В.) Учитель: « Что можно сказать на основе собственных наблюдений об изменении дыхания и сердцебиения при физических упражнениях?»

^ Биологи- физиологи: ( В целостном организме изменение работы одной системы органов обязательно отражается на работе других систем. При мышечной деятельности происходит усиление дыхания и кровообращения. Это полезно для организма. Организм больше получает кислорода и питательных веществ . Улучшается пищеварение, обмен веществ, улучшается работа головного мозга.)

^ Видео фрагмент: / осанка не дается от природы…/

Работа по таблице «Нарушение осанки».

( М.В.) Учитель: / Рассказывает о видах искривления позвоночника:

Сколиозе, кифозе, лордозе.

В результате исследований медиками было установлено, что среди заболеваний подростков нарушение осанки стоит на 1 месте .

( М.В.) Учитель: « Каково значение хорошей осанки и правильной посадки за партой для предупреждения искривления позвоночника? К чему приводит в организме неправильная осанка.»

Медики: ( Прямая спина, расправленные плечи, развернутая грудь, поднятая голова – все это признаки хорошей осанки и , следовательно , красоты, здоровья и высокой работоспособности. Сведенные плечи, впалая грудь затрудняют работу внутренних органов, в первую очередь органов дыхания, сердца. Сосудов головного мозга. Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, а после 18 лет выправить ее недостатки очень трудно. В детском и юношеском возрасте, когда хрящевая ткань в позвонках еще не заменилась полностью костной, особенно важно следить за своей осанкой, позой за столом, партой. У школьника, изо дня в день сидящего или работающего в какой- либо неправильной позе, может искривиться позвоночник. Искривления позвоночника затрудняют деятельность внутренних органов).

( М.В.) Учитель: « Как нужно правильно сидеть за партой?

Культурный центр: ( 1. Сидеть прямо.

2. Не упираться грудью о край стола,

3. Ноги ставить на пол или подножку под прямым углом,

4. Не наклоняться низко над тетрадь.

5. Расстояние от глаз до книги должно быть 30-35 см.,

6. Между краем парты и грудью - 4 пальца ладони, )

( М.В.). Учитель: « В чем состоит плоскостопие, чем оно затрудняет ходьбу?

Медики: ( Если подросток носит тесную обувь, особенно на высоких каблуках , то это может вызвать неправильное развитие стопы. Ее свод упло-щается – развивается плоскостопие. При ходьбе и стоянии у людей, страдающих плоскостопием , возникает боль в своде стопы. Нарушается опорная функция стопы,

ухудшается ее кровообращение. Это и вызывает боль в ногах, суставах и пояснице. Уплощенные стопы влияют на положение тела и позвоночника. Это приводит к нарушению осанки.

( М.В.). Учитель: « Каковы меры предупреждения и исправления плоскостопия?»

Спортсмены: ( Необходимо делать двигательные укрепляющие упражнения для связок и мышц стопы. Обувь должна быть не тесной, но плотно облегать ногу. Каблук – 1-2 см. Тесная обувь и высокий каблук приводит к деформации стопы, затрудняет нормальное кровообращение. )

(В.А.) Учитель. Занятия спортом, физическим трудом увеличивает работоспособность, силу и выносливость, ловкость и скорость.

(В.А.) Учитель Подумайте, достаточно ли в вашем режиме дня двигательной активности?

^ Ответы учеников: Нет…

( В.А.) Учитель: « Каково значение двигательной активности для здоровья человека?»

Задание ученикам: / работа с учебником/

Медики: ( Регулярные физические упражнения развивают мышцы, суставы, связки, координируют движения, Хорошо развитая мускулатура является надежной опорой для скелета. Улучшается работа внутренних органов. Развиваются такие физические качества ,как быстрота, сила, ловкость, выносливость.

( М.В.) Учитель « Какова роль национальных обычаев в тренировке опорно- двигательной системы?»

^ Задание ученикам: / работа с учебником/

Культура: : ( Обычаи способствовали сохранению здоровья, интересной и содержательной жизни людей. Основное направление их – совершенствование движений тела. Увеличение силы, развитие умственных способностей, обеспечение хорошего настроения. У казахского народа есть множество различных игр – бег, прыжки, конные состязания, байга, борьба. Например, алтыбакан, ак суйек, ат шабысы, кыз куу и т.д. Такие игры под открытым небом , в поле или степи, на солнце способствуют развитию опорно-двигательной системы, формированию красоты фигуры, хорошему настроению, закаливанию.

( ^ М.В.) Учитель : Какое значение имеет тренировка мышц ?

Видео фрагмент:

Спортсмены:( Активная физическая деятельность – одно из обязательных условий гармоничного развития человека. Что же происходит с мышцами при тренировке? Постоянные упражнения удлиняют мышцы. Вырабатывают их способность лучше растягиваться. При тренировке масса мускулатуры увеличивается, мышцы становятся более сильными. Сила мышц и прочность кости взаимосвязаны. При занятиях спортом кости становятся толще, и соответственно развитые мышцы имеют достаточную опору. Более крепким и устойчивым к нагрузкам и травмам становится весь скелет. Хорошая двигательная нагрузка – необходимое условие нормального роста и развития организма.

( В.А.) Учитель: Каково значение физического труда и спорта в жизни человека?

( Движения в труде и спорте – это формы мышечной деятельности. Труд и спорт взаимосвязаны, дополняют друг друга. Вот два ученика пришли в мастерскую , впервые встали у верстка. Один занимался спортом , другой нет.

^ Вопрос ученикам: Как вы думаете, кто из них будет быстрее обучаться трудовым навыкам и почему ?

Ответ ученика : ( Конечно спортсмен. Спорт развивает важные двигательные качества – ловкость, быстроту, силу, выносливость.)

( В.А.) Учитель : Каждый ли может стать спортсменом? Нужно ли обладать

какими либо природными качествам , чтобы стать спортсменом?

Ответы учеников: ………….. / разные….

Спортсмены: / Спортсменом может стать каждый/.

1. ( Трудолюбие и систематическая тренировка обеспечивают достижение высоких результатов. Некоторые спортсмены достигли первоклассных результатов в таких видах спорта , к которым , казалось бы , они не имеют никаких данных. Виталий Ушаков , несмотря на небольшую емкость легких до занятий спортом, стал первоклассным пловцом и дал лучшие показатели, чем некоторые другие спортсмены с « природной плавучестью». Обычно считают , что хороших результатов по прыжкам в высоту могут добиться люди высокого роста. Но Николай Озолин был небольшого роста, однако он установил в свое время европейский рекорд по прыжкам с шестом. )

2. Знаменитый борец И.М. Поддубный писал, что борцами не рождаются, борьба развивает человека и он из обыкновенного парнишки становится могучим силачом. Желание и настойчивость, тренировка и вдумчивое отношение к физическим занятиям делают чудеса. Даже больные, физически слабые и изнеженные люди могут стать прекрасными спортсменами. Так Ирина Роднина по совету врача стала заниматься фигурным катанием и стала известной фигуристкой. Чемпион Европы по спортивной ходьбе А.И.Егоров в детстве болел рахитом, не ходил до 5 лет. Под наблюдением врача он стал заниматься спортом и достиг высоких результатов.

( В.А.) Учитель: / О роли физического воспитания для школьников/.

( В основе физ. воспитания: физический труд, физ. культура и различные виды спорта).

Некоторые ученики уклоняются от занятий физ. культурой. Они наносят вред своему организму.

( В.А.) Учитель: (В нашей школе есть много учеников . занимающихся разными видами спорта. Они имеют определенные достижения в спорте…..)

( М.В.) . Учитель: : ( Необходимо делать двигательные укрепляющие упражнения для связок и мышц стопы. Обувь должна быть не тесной, но плотно облегать ногу. Каблук – 1-2 см. Тесная обувь и высокий каблук приводит к деформации стопы, затрудняет нормальное кровообращение. )

Медики: « Самое элементарное приобщение к спорту ,это утренняя зарядка.»

Значение: ( 1. Быстрый переход от сна к бодрствованию, 2.Нормализует работу все систем органов , 3.Повышает работоспособность организма. 4. Поднимает жизненный тонус.

5. Усиливает дыхание и кровообращение.)

6. Вырабатываются такие ценные качества, как : настойчивость, решительность, воля, самообладание,

Биологи-физиологи: / Правила выполнения зарядки/

( 1. Проводится сразу же после подъема. 2. В хорошо проветренной комнате,

3. В легком костюме, 4. Трудность упражнений должна нарастать к середине зарядки, а к конце постепенно снижается 5. Не растягивать зарядку и не проводить ее наспех.( 10-15 мин. 6. По окончании зарядки водные процедуры: водные процедуры:)

( В.А.)Учитель: « Поднимите руки те ученики, кто занимается каким – либо видом спорта, помимо того, что ходит на уроки физ. культуры».

( В.А.) Учитель: / о значении спорта , как очень полезного для здоровья занятия, но требующего соблюдения некоторых усилий./

Видио – фрагмент: ( Культуризм).

( В.А.) Учитель: « Ребята, вы посмотрели видеозапись соревнований по бодибилдингу. Что вы можете сказать о данном виде спорта?»

Культура: ( Я считаю, что это очень красивый вид спорта. Спортсмен имеет

красивую фигуру, телосложение . Здесь показана вся грация

все великолепие форм тела человека. )

Спортсмены: ( Да , действительно. У этих спортсменов крепкий организм,

мощная мышечная масса , эти люди очень сильные, выносливые,

волевые. Нужны большие усилия, чтобы добиться таких

результатов.)

Медики: ( Мы хотели бы поспорить по данному поводу. Конечно , мы

согласны с тем, что тренировка мышц важна. Но в данном случае

такое большое усердие над своим организмом может привести

к серьезным нарушениям обмена веществ. Чтобы получить такую

мышечную массу, спортсмен принимает специальные препараты.

В теле этих спортсменов , практически нет лишней жировой ткани.

Все ушло в мышечную массу.)

Биологи-физиологи : (Самое вредное и опасное в данной случае то, что

если эти спортсмены перестанут «качаться», то мышечная масса

начинает превращаться в жировую. Человек начинает поправлять-

ся, может возникнуть ожирение.)

^ Работа по таблице « Мышцы организма человека».

( В.А. ) Учитель: / Дает ученикам советы о том, как можно развить некоторые группы мышц в домашних условиях/.

/ На парты раздаются рекомендации с физическими упражнениями /.

( М.В.) Учитель предупреждает: Что 8-ми классники , занимаясь спортом, не должны переоценивать свои возможности, обязаны уметь контролировать свою сердечно- сосудистую систему, которая в 14-16 лет может временно не полностью справляться с большой физической нагрузкой. Значительные учащения пульса, боли в сердце – сигналы , требующие осторожности в спортивной нагрузке.

^ Подведение итогов урока:

( М.В. ) Учитель : Итак , наш урок подошел к концу. Скажите , что мы сегодня на уроке узнали?

Закрепление изученного материала:

Работа по таблицам с домашним заданием.

( 1. Как осуществляется работа мышц.

2. Что такое утомление и от чего оно зависит.

3. От чего зависит работоспособность мышц.

4. Как можно восстановить работоспособность мышц.

5. От чего зависит правильное формирование скелета и мышц.)

6. Причины плоскостопия и нарушения осанки.

7. Влияние спорта на организм подростка.

Домашнее задание.

Заполнить таблицу дома до конца.

Подумайте и составьте свои физические упражнения, которые бы развивали различные группы мышц, для сохранения правильной осанки и работоспособности мышц.

www.ronl.ru

Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА БИОЛОГИИ И ФИЗКУЛЬТУРЫ

В 9 КЛАССЕ

Методическую разработку подготовили учителя

Счастьенской общеобразовательной школы

І-ІІІ ступеней № 1 имени К.Кутового:

Катькало Александр Петрович - учитель физической культуры, учитель высшей категории, учитель-методист;

Тищенко Светлана Григорьевна - учитель биологии, учитель высшей категории

Тема урока: "Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц»

ЦЕЛЬ урока:

Ввести понятия - осанка и плоскостопие, разъяснить отрицательные последствия нарушения осанки и плоскостопия, познакомить учащихся с правилами профилактики и коррекции осанки и плоскостопия (ключевая компетентность). Показать влияние физической нагрузки на работу опорно-двигательной системы. Раскрыть условия правильного формирования скелета и мышц, значение двигательной активности для здоровья.

Развить умение применять теоретические знания на практике (деятельностный подход, межпредметная компетентность), оценивать результаты собственных действий, регулировать и контролировать свои действия( коммуникативная компетентность). Развивать мышление, речь.

Развивать силовую выносливость, развивать основные группы мышц; развивать общую выносливость, развивать умение преодолевать трудности при достижении поставленной цели.

Продолжать формировать устойчивый интерес к собственному здоровью, убеждённость в том, что здоровье - одна из величайших ценностей (здоровьесберегающая компетентность). Воспитывать любознательность и познавательный интерес.

  • Вид урока: интегрированный урок биологии и физкультуры.

  • Тип урока: комбинированный.

Оборудование: модель скелета; таблица "Мышцы человеческого тела"; "Осанка "; спортивный инвентарь.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель физкультуры проводит построение учащихся, проверяет готовность к уроку.

II. Актуализация опорных знаний

Регулярные занятия физическими упражнениями в сочетании с твердым режимом дня служит надежным профилактическим средством против травм и многих заболеваний, в особенности сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата и др., способствуют мобилизации жизненно важных свойств организма, двигательных способностей (выносливости, силы, ловкости, гибкости, быстроты), таких качеств как сила воли, энергичность, собранность, уверенность в себе.

Важное значение имеет утренняя гимнастика. После ее выполнения чувствуется прилив энергии. Утренняя гимнастика (зарядка) ускоряет приведение организма в работоспособное состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаляет продукты распада, накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечнососудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность пищеварительных органов, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга.

Учитель физкультуры проводит разминку.

ІІІ. Проверка домашнего задания

Благодаря чему же мы перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, ползаем, совершаем каждый день многие тысячи движений?Обеспечивает все это костно-мышечная система, или опорно-двигательный аппарат.

Назвать основные функции опорно-двигательного аппарата человека.

Как классифицируют кости?

Рассказать и показать по модели основные отделы скелета человека.

Назвать и показать на таблице основные мышцы туловища,конечностей.

IV. Мотивация учащихся.

Учитель биологии сообщает тему урока , его цель и задачи.

"Движение - это жизнь", - заметил Вольтер. Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорен природой к движению. Люди не могут не двигаться .

V. Изучение нового материала и первичное закрепление.

Учитель биологии

1. Формирование у учащихся понятия осанка.

Учитель описывает проблемную ситуацию, в которой показана необходимость охраны своего здоровья. Учащиеся анализируют и отвечают на вопросы.

-Двое мальчиков идут в школу у одного за плечами ранец, а у другого в руке пакет. Мальчик с ранцем идет быстро, не сгибая спины, а мальчик с пакетом медленно, нагнувшись набок.

Как вы думаете, в чем лучше носить учебники - в сумке, портфеле, пакете или ранце? (В ранце.)

Почему? От чего зависит осанка? (От позы, которую принимает человек.)

Крепкие мышцы с хорошей выносливостью улучшают нашу осанку, защищают нас от повреждений и помогают предотвратить сутулость и другие проблемы с суставами и мышцами. Недостаточно развитая мускулатура и плохое физическое развитие вызывает у детей нарушения в осанке. Под правильной осанкой в положении стоя понимается привычная, непринужденная поза человека, который держит тело и голову прямо. Часто можно наблюдать, что школьники стоят ссутулившись, слегка выпятив живот. Или во время приготовления уроков сидят согнувшись, приподняв правое и опустив левое плечо. Неправильная поза вызывает быстрое утомление и может способствовать появлению недостатков в физическом развитии: сутулости, сколиозу, " кособокости" и т. д.

Правильная осанка способствует созданию наилучших условий для дыхания, кровообращения, при этом телу для сохранения равновесия требуется минимум мышечных усилий.

Правильное положение тела во время сидения достигается активной работой широких мышц спины, напрягающих туловище, длинных мышц спины, разгибающих позвоночник.

2. Беседа учителя об осанке.

-Красота и здоровье человека во многом зависят от его осанки. Осанка влияет не только на внешний облик человека, но и на расположение и деятельность внутренних органов. Различные нарушения осанки отрицательно сказываются на работе сердца и легких, ухудшают обмен веществ.

Как вы думаете, что такое осанка?

Эталоном правильной осанки принято считать такое положение тела, когда голова поднята, плечи развернуты, лопатки прилегают к грудной клетке, линия живота не выходит за линию грудной клетки, позвоночник умеренно выпрямлен. Такое положение нашего тела называется осанкой.

Показывает рисунок правильной осанки.

-Посмотрите дома на осанку братьев и сестер.

У ребенка после рождения позвоночник почти прямой. Позвоночник взрослого человека имеет изгибы, которые появляются постепенно, с момента, когда ребенок начинает вставать, а потом и ходить. Таких изгибов четыре.

3. Работа по таблице «Неправильная осанка».

- Что отрицательно влияет на появление неправильной осанки? (Люди часто сами виноваты в том, что у них нарушается осанка. Сидят за столом сутулясь, носят тяжелые сумки в одной руке, не любят заниматься физическим трудом.) И у человека развивается сколиоз.

Сколиоз - боковое искривление позвоночника.

Привычка сидеть в согнутом положении, стоять и ходить с опущенной головой приводят к сутулости. При этом изменяется распределение тяжести тела, позвоночник в поясничной части искривляется вперед. При плоской спине естественные изгибы позвоночника сильно сглажены.

Можно ли выработать правильную осанку? Можно ли ее исправить? ( Наверное, можно. Надо заниматься физическим трудом, спортом.)

Чтобы выработать правильную осанку, выполняют общеразвивающие и специальные упражнения. К общеразвивающим упражнениям относятся упражнения, укрепляющие мышцы ног, живота, шеи, улучшающие подвижность плечевого пояса и позвоночника.

К специальным относятся упражнения, способствующие выработке навыка правильной осанки. А чтобы исправить осанку, необходимо регулярно выполнять специальные упражнения, заниматься самотренировкой, самоконтролем.

Ученик (заранее подготовленный, рассказывает о формировании правильной осанки и о различных ее нарушениях)

Учитель физкультуры: осанка вырабатывается в детстве. Чтобы сформировать правильную осанку, нужно следить за тем, как ты сидишь и ходишь.

Чтобы избежать нарушений осанки, необходимо соблюдать следующие правила:

Отказаться от привычек: носить сумку всегда в одной и той же руке, стоять, опираясь на одну и ту же ногу; ходить, ссутулившись, опуская голову, шаркая ногами.

Во время приготовления уроков необходимо сидеть прямо, голову немного наклонив вперед, опираясь поясничной частью спины о спинку стула, а ступнями ног о пол. Обе руки нужно держать на столе, грудью опираться на стол нельзя.

Не спать на слишком мягкой постели с очень высокими подушками.

Укреплять мускулатуру тела с помощью физических упражнений.

Учитель физкультуры знакомит с методом, выявляющим нарушение осанки.

Встаньте спиной к стенке так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стеной и поясницей просунуть кулак. Если он проходит - нарушение осанки есть. Если проходит только ладонь - осанка нормальная.

Учитель физкультуры показывает и проводит упражнения для сохранения и исправления осанки.

4. Формирование у учащихся понятия плоскостопие.

Другое распространенное нарушение скелета-это плоскостопие.

Плоскостопие-это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее свода. Как вы думаете, ребята, что может послужить причиной возникновения плоскостопия?

Учитель физкультуры показывает 2-3 упражнения по предупреждению плоскостопия и дает рекомендации:

обувь следует носить с задником и со шнуровкой,

обувь должна быть с эластичной гнущейся подошвой и на небольшом каблуке,

необходимо следить за правильной походкой и осанкой,

очень полезно ходить босиком.

Учитель биологии. Осанка и правильное развитие стопы не развиваеются сами по себе, а формируется с детства. Однако даже у взрослых их нельзя рассматривать как нечто постоянное. Осанка меняется под влиянием окружающей среды и занятий спортом. Поэтому различные нарушения ее, особенно в раннем детстве, могут быть полностью исправлены. Самый интенсивный рост костей и развитие мышц происходят между 14 и 17 годам. К 18 годам мышечная масса становится как у взрослого человека. Осанка меняется под влиянием условий окружающей среды и занятий спортом.

Поэтому нарушения, полученные в раннем детстве могут быть исправлены.

Очень полезны подвижные игры и занятия, связанные с мышечной деятельностью.

Выполнение игр упражнений способствующих укреплению всех групп мышц, обеспечивающих формирование правильной осанки и физических качеств.

Поделить класс на две команды и провести эстафетные игры(связь между выученным материалом и практикой на примере игр и физических упражнений)

1 игра.«Не урони мешочек»

.Команды строятся в 2 колонны. От линии старта до линии финиша напротив каждой команды расставлены препятствия. Задача участников преодолеть все препятствия, обойти стойку и вернуться и передать эстафету следующему игроку, при этом, не уронив мешочек.

2. Игра. "Бег с обручами".

3. Игра. "РЫБКА".

4.Игра "ФУТБОЛ ЛЁЖА".

VІ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

Ситуация. На день рождения подруги школьница Маша пошла в новых туфлях на высоких каблуках, которые выпросила у мамы. Хотя идти было не близко, и ноги быстро устали, она себя чувствовала совсем взрослой и счастливой. После праздничного стола все пошли танцевать. Но через некоторое время из-за болей в ногах Маше пришлось отказаться от танцев и провести остаток вечера, сидя на диване в тапочках хозяйки

Как вы считаете, что стало причиной болей в ногах Маши?

Ситуация. Перед вами - близорукий человек, который стесняется и не носит очки или контактные линзы. Каким нарушением осанки он будет скорее всего страдать? Почему? (Сутулость. Он вынужден низко склоняться при чтении и письме. Необходимо укреплять мышцы спины).

VIІ. Рефлексия. Оценивание учащихся. Итоги.

1).Что вы узнали на уроке о своём организме?

2).Планируете ли вы использовать полученные знания в дальнейшем?

3). Стала ли для вас очевидной необходимость занятий физкультурой?

Учитель физкультуры:

Роль физических упражнений огромна, и в этом мы убедились на уроке. Ведь каждый из нас хочет быть красивым, а красота - это показатель состояния здоровья.

Учитель биологии:

Хорошая осанка - правильное положение тела при ходьбе, не только имеет эстетическое значение, но и является необходимым условием нормального развития и полноценного функционирования всех внутренних органов.

VIIІ. . Домашнее задание:

По физической культуре:

Разучить комплекс упражнений для профилактики плоскостопия.

По биологии:

Напишите памятку по предупреждению нарушения осанки и плоскостопия.

Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц»Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц»Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц»Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц»Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц»Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц»

botana.cc


Смотрите также