Мастер-класс на тему: "Упражнения в написании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу". Жи ши ча ща упражнения


« Упражнение в написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Конспект урока русского языка в 1 классе

Тема: « Упражнение в написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Цель деятельности учителя: создать условия для повторения и закрепления навыка употребления буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; проверить прочность усвоения навыка.

Тип урока: решение частных задач

Планирумые результаты

Предметные: различают звуки речи, понимают, что такое « орфограмма, выделяют в слове орфограммы; пишут И после Ж и Ш; А, У – после Ч и Щ; демонстрируют умение пользоваться средствами устного общения.

Личностные: проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности, сохраняют интерес к учебному материалу.

Метапредметные универсальные учебные действия:

познавательные: анализируют изучаемые факты языка, выделяют их отличительные признаки, находят в тексте ответ на поставленный вопрос осуществляют поиск нужной информации в учебнике;

коммуникативные: используют в общении правила вежливости, строят понятное для партнёра высказывание, формулируют собственное мнение и позицию;

регулятивные: проговаривают вслух последовательность производимых действий, адекватно воспринимают оценки учителя, товарищей, выполняют учебные действия в устной и письменной форме.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Образовательные ресурсы: презентация « ЖИ-ШИ в словах» ( электронный ресурс, тренажёр « Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Оборудование:

-учебник: Н. В. Нечаева « Русский язык» 1 класс

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности

Сегодня на уроке мы будем продолжать своё путешествие по страницам учебника русского языка и обобщим знания, которые получили на уроках обучения грамоте . С собой в путешествие возьмем хорошее настроение и пожелаем друг другу удачи.

( Пальчиковая гимнастика.)

II. Постановка учебной задачи и актуализация знаний.

Мы отправляемся в путешествие в некоторое царство, некоторое государство. Оно необычное. В нём находятся замки, в которых живут разделы русского языка. О них мы будем узнавать на наших уроках.

-В каком замке мы находимся сейчас? (Орфография)

-С каким словом из этого замка мы уже познакомились? ( Орфограмма)

- Что такое орфограмма? ( Опасное место на письме)

Чтобы определить тему урока мы поработаем в группах. Вспомним правила работы в группе:

- работаем дружно;

-выбрать капитана;

-один говорит, другие слушают;

-если не понял, вежливо переспроси.

Задание группам. Найдите и подчеркните общее во всех словах. Запишите ответы листочках. ( приложение №1)

1 группа: Лужи, сторожит, чижик, этажи, пружина.

2 группа: Шишка, пушистый, шиповник, вершина, ошибка.

3 группа: Часы, галчата, перчатки, печаль, начало.

4 группа: Пищал, пища, угощал, обещание, прощал.

5 группа: Молчу, чудесный, чужой, учусь, чучело.

6 группа: Грущу, чищу, щука, ищу, прощу.

Ответы групп, выбор нужного сочетания на доске.

Сформулируем тему урока.

Правописание сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Цель урока: научиться правильно писать данные сочетания.

Приготовимся работать в тетрадях. ( Посадка, положение тетради).

Ребята, какое сегодня число?

- Как запишем классная работа?

Подписываем число, классная работа.

Минутка чистописания.

Вам нужно выбрать букву, которую я загадала. Она обозначает согласный, твёрдый, звонкий парный звук. ( Это Ж). ( презентация)

Какая закономерность? Жж Жжж Жжжж

Оценим работу соседа. + или -.

III. Обобщение и систематизация знаний учащихся.

Потренируемся в написании сочетаний.

Запишем слова, подчеркнём названные сочетания. ( доска)

  1. Лужи, пружина, шишка, вершина.

  2. Часы, галчата, пища, роща.

  3. Учу, молчу, чищу, ищу.

Самопроверка с доской. Поставить + за каждую верно выполненную строчку.

Давайте сделаем вывод о написании сочетаний жи-ши, ча-ща, чущу.

Физкультминутка. . Разминка для глаз. « Бабочка»

Спал цветок (закрыть глаза, расслабится),

И вдруг проснулся (поморгать глазами),

Больше спать не захотел, (руки поднять вверх, посмотреть на руки)

Встрепенулся, потянулся ( согнутые руки развести в стороны)

Взвился вверх и полетел (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево)

У каждого из вас есть конверты. ( приложение №2)

Составьте вывод из частей предложений и наклейте в тетрадь.

Взаимопроверка с доской. Если всё верно, поставьте +.

IV Применение знаний и умений.

А)Выполнение задания из учебника №13 с. 10

Прочитать задание, написать слова через запятую. Подчеркнуть изучаемые сочетания.

( Уши, ужи, щука, чаща, чудо) .

Самопроверка: за каждое слово +.

Посчитайте, сколько плюсов вы заработали. 10 +,9+ молодцы! 8+,7+ хорошо. Остальным нужно быть более внимательными, старательнее выполнять оставшиеся задания.

Б) Работа в паре. Вставьте пропущенные буквы в слова.( приложение №3) ( презентация)

Ж_тели друж_на

Ч_десный обещ_ние

Уч_сток кольч_га

Верш_на крольч_та

Доч_рка ж_лет

Печ_ль запущ_

Встаньте те, кто не допустил ошибок.

В) Сейчас мы готовы выполнять самостоятельную работу. ( приложение №4)

Самостоятельная работа.

№1Найдите и обведите слова только с сочетаниями ЧУ-ЩУ.

Чулки, чулан, калачи, стучат, кричу, число, тащу, ворчу, ученик, молчу, ищу.

№2 Найдите лишнее слово в каждой строчке , подчеркните.

Вершина, лужи, тишина, душистый, весна, ландыши.

Шиповник, чижик, зашипит, пушистый, котик, сторожит.

№3 Спиши, вставляя пропущенные буквы.

В ч..ще пищ..т галч..та. Для борщ… нужна свёкла. Щ…ку я тащ…- тащ…, но никак не вытащ….

№4.Исправь ошибки.

Жизнь, жыраф, щука, щявель, чюдеса, чулок, ширина, машына, чужой, тащу,

щюпальца, чяйник, чайка, чашка, передачя, чулок, учюсь, чудак, тащу,

стучю, роща, уши, шырокий, часы, чясто, чуточку, ворчун, ищю, жывотное.

V.Итоги урока. Рефлексия.

В каком мы были царстве? В замке?

Что повторяли? Кому было легко?

Кто сумел получит 10 +? У кого получилось справиться с самостоятельной работой?

Все молодцы! Спасибо за урок!

Приложение №1

Лужи, сторожит, чижик, этажи, пружина.

Шишка, пушистый, шиповник, вершина, ошибка.

Часы, галчата, перчатки, печаль, начало.

Пищал, пища, угощал, обещание, прощал.

Молчу, чудесный, чужой, учусь, чучело.

Грущу, чищу, щука, ищу, прощу.

Приложение №2

( Разрезать по строчкам, каждую строчку разрезать на 3 части)

Жи - ши пишем с буквой И.

Ча - ща пишем с буквой А.

Чу - щу пишем с буквой У.

Жи - ши пишем с буквой И.

Ча - ща пишем с буквой А.

Чу - щу пишем с буквой У.

Жи - ши пишем с буквой И.

Ча - ща пишем с буквой А.

Чу - щу пишем с буквой У.

Жи - ши пишем с буквой И.

Ча - ща пишем с буквой А.

Чу - щу пишем с буквой У.

Жи - ши пишем с буквой И.

Ча - ща пишем с буквой А.

Чу - щу пишем с буквой У.

Приложение №3

Ж_тели друж_на

Ч_десный обещ_ние

Уч_сток кольч_га

Верш_на крольч_та

Доч_рка ж_лет

Печ_ль запущ_

Ж_тели друж_на

Ч_десный обещ_ние

Уч_сток кольч_га

Верш_на крольч_та

Доч_рка ж_лет

Печ_ль запущ_

Ж_тели друж_на

Ч_десный обещ_ние

Уч_сток кольч_га

Верш_на крольч_та

Доч_рка ж_лет

Печ_ль запущ_

Приложение №4

Самостоятельная работа.

№1Найдите и обведите слова только с сочетаниями ЧУ-ЩУ.

Чулки, чулан, калачи, стучат, кричу, число, тащу, ворчу, ученик, молчу, ищу.

№2 Найдите лишнее слово в каждой строчке , подчеркните.

Вершина, лужи, тишина, душистый, весна, ландыши.

Шиповник, чижик, зашипит, пушистый, котик, сторожит.

№3 Спиши, вставляя пропущенные буквы.

В ч..ще пищ..т галч..та. Для борщ… нужна свёкла. Щ…ку я тащ…- тащ…, но никак не вытащ….

№4.Исправь ошибки.

Жизнь, жыраф, щука, щявель, чюдеса, чулок, ширина, машына, чужой, тащу,

щюпальца, чяйник, чайка, чашка, передачя, чулок, учюсь, чудак, тащу,

стучю, роща, уши, шырокий, часы, чясто, чуточку, ворчун, ищю, жывотное.

Самостоятельная работа.

№1Найдите и обведите слова только с сочетаниями ЧУ-ЩУ.

Чулки, чулан, калачи, стучат, кричу, число, тащу, ворчу, ученик, молчу, ищу.

№2 Найдите лишнее слово в каждой строчке , подчеркните.

Вершина, лужи, тишина, душистый, весна, ландыши.

Шиповник, чижик, зашипит, пушистый, котик, сторожит.

№3 Спиши, вставляя пропущенные буквы.

В ч..ще пищ..т галч..та. Для борщ… нужна свёкла. Щ…ку я тащ…- тащ…, но никак не вытащ….

№4.Исправь ошибки.

Жизнь, жыраф, щука, щявель, чюдеса, чулок, ширина, машына, чужой, тащу,

щюпальца, чяйник, чайка, чашка, передачя, чулок, учюсь, чудак, тащу,

стучю, роща, уши, шырокий, часы, чясто, чуточку, ворчун, ищю, жывотное.

kopilkaurokov.ru

Интернет-урок по русскому языку «Жи-ши,ча-ща, чу-щу»

Интернет урок по русскому языку «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу», где собраны задания и упражнения…

1. Найди и исправь ошибки.

Жизнь, жыраф, щука, щявель, чюдеса, чулок, ширина, машына, чужой, тащу, щюпальца, чяйник, чайка, чашка, передачя, чулок, учюсь, чудак, тащу, стучю, роща, щявель, уши, шырокий, часы, чясто, чуточку, ворчун, ищю, жывотное. (14 ошибок)  

2. Прочитай. Выпиши только те слова, в которых есть сочетание ЖИ – ШИ. Выдели орфограмму.

У шиповника красивые цветы. Чудная картина, как ты мне родна. Дедушке сшили новый жилет. У машины резиновые шины. У нас живёт собака Рыжик. Вечером мы пили чай с шиповником. В воздухе кружились пушистые снежинки. Мыши живут в норке.  

3. Допиши слово или отгадку. Условие — в словах должны быть орфограммы жи-ши,чу-щу или ча-ща.

Кот живет у нас на крыше, А в чулане живут _______ .

Не поедет без бензина Ни автобус, ни ________ .

Если с крыши потекло И сугробы ниже – Значит, солнце припекло, Убирайте _______.

По полям бегут ручьи, На дорогах … Скоро выйдут муравьи После зимней _________.

Покружилась в воздухе Звездочка немножко, Села и растаяла На моей ладошке. (Это _________)

4. Подберите подходящее по смыслу слово с орфограммой ЖИ – ШИ.

Летучие ___. Душистые ___ . Колкие ___. Колючий ___.Проворные___ . Цветные ___. Чумазые ___. Чистые ___. Густые ___ .  

5. Замените выделенное слово близким по значению словом (синонимом) с орфограммой «жи-ши, ча-ща, чу-щу».  

Ароматный чай — д_____________ чай,

просторные улицы — ш_____________ улицы,

толстый кот — ж____________ кот,

мохнатые ели — п_____________ ели

огромные лужи -б ___________ лужи,

красивые цветы  — ч___________цветы,

прекрасный малыш — заме____ый малыш,  

6. Замените  слово противоположным по значению словом (антонимом) с орфограммами  «жи-ши, ча-ща, чу-щу»

узкий — ш____________,

маленькие — б____________,

свои — ч__________________,

провожает — в_____________,

мёртвый — ж_____________,

редко — ч____________,

постная (пища)   — ж__________,

говорить — м__________,

чистый — ч_м_________,

болтун — м__________,

радость — пе__________,

пряч_т — ищ________,

конец — н_______.  

7. Припиши слева или справа сочетания «жи-ши, ча-ща, чу-щу», чтобы получились слова.

Зада__, __лок, да__, лы__, __вёт, __на, хо__, и__, ро__, __вель, __раф, __повник, пи__, __сы, ту__, __до, __ка, __вотик.

    8. Напиши слова во множественном числе.   Ухо, лыжа, малыш, нож, уж, стриж, камыш, шалаш, чиж, ландыш, корж, морж, пляж, груша, карандаш, витраж, лужа.

  9. Напиши действия к предметам, в которых есть орфограмма «жи-ши, ча-ща, чу-щу»

  Коровы — м________, птецы — п__________, змея ш__________, сычи — кр__________, кузнечики -тр__________, дятлы — ст________, кони мч_т.    

10. Спиши, вставь пропущенние орфограммы «жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Шиповник.

В лесу рос __десный куст. Он цвёл боль__ми яркими цветами.Это был __повник. Хоро__ ду__стые розы! Стала Маша рвать розы. А там __пы. У Ма__ заноза. Надо идти к вра__.

Роща.

За рекой дубовая ро__. Мы __сто гуляем в роще. Звонко поют чи__. Цветут ланды__. Как они ду__сты! Берегите эти __десные цветы. Не рвите их.

Щука.

__вёт в пруду  __ка. Там же плавают ер__ и лещи. Прячутся рыбы от __ки. Но __ка хитра. Она караулит свою добы__. __ка — рыба хитрая.

Дятлы.

Тре__т морозы. В лесу ти__на. Только дятлы сту__т по стволам. Они и__т пи__ под корой. Дятлы любят долбить __шки. Там они и__т вкусные семена.

  11. Спиши, подчеркни орфограммы «жи-ши, ча-ща, чу-щу»   В живом уголке жили ежи и ужи. У Маши и Миши в чулане жили мыши. У Ильича удача, есть машина и дача. У грача грачата пищат. У врача свеча горяча.  

12. Диктант

Рыбная ловля.

Чудесный летний день. Мальчики бегут на речку. У воды шумят камыши. Волны тихо плещут на берег. Боря Чайкин закинул удочки. Попались две большие щуки. Хороши рыбы! Грамматические задания: 1.В словах первого предложения подчеркнуть буквы, которые обозначают твёрдые согласные. 2.Во втором предложении подчеркнуть подлежащее и ск

Роща.

Роща — небольшой лес. В ней много пеньков. В рощах всегда светло. Там растут сосны, берёзы, осины. Ребята часто ходили в рощу за селом. Там стучат пёстрые дятлы. Звонко свищут синички. Цветут душистые ландыши. Грамматические задания:1.В первом предложении подчеркнуть согласные буквы,которые произносим мягко. 2.Написать 6 слов с сочетаниями жи-ши,ча-ща,чу-щу. 3.В шестом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ. В походе.

Туристы отправились в поход за город. Они взяли с собой компас. Туристы вошли в лес. Они шли по дорожке и насвистывали весёлый мотив. Вот берег пруда. Пруд глубокий и холодный. Там водится карп. На берегу сидит с удочкой рыболов. Туристы собрали много грибов и ягод.

На рыбалке.

Утро. Кругом тишина. Только камыши шумят у берега. Мы с братишкой сидим у самой воды. Вот клюнула рыба. Я тащу леща. Поплавок ещё раз скрылся в воде. Брат вытянул большую щуку. Мы оба довольны хорошим уловом.

Зима.

Хлопья снега падают на опавшие листья. Под елью спрятался маленький зайчик. На ветках деревьев и кустах сидят нахохлившиеся воробьи. Ночью часто подмораживает. Утром на снегу сплетутся узоры из заячьих, лисьих следов.

Флеш — задания из коллекции ЦОР _ Смотреть

www.klass39.ru

Упражнения в написании слов с сочетаниями жи – ши, ча ща, чу щу

Тема: Упражнения в написании слов с сочетаниями жи – ши, ча - ща, чу - щу.

Цели: -обобщить и систематизировать знания учащихся о шипящих звуках;

- формировать умения правильно писать сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу;

-упражнять в правописании слов с этими сочетаниями;

-развивать навыки самоконтроля и самооценки, взаимопроверки, работать над развитием внимания;

-воспитывать аккуратность, положительное отношение к чувствам скромности и отрицательное - к хвастливости и зазнайству.Оборудование: сигнальные карточки для словарной работы, рисунок Незнайки.^ I. Организационный момент.Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке.

Глазки шире открываем.

Слушаем и запоминаем.

Ни минуты не теряем.- Сегодня мы отправимся в путешествие по океану Знаний Русского языка.-Представьте, что наш класс – красивый корабль с алыми парусами, а вы – юнги на этом корабле, я – ваш капитан, а это – карта путешествия. Итак, отправляемся в путешествие по островам. Мы посетим остров Словарных слов и остров Шипящих Согласных, побываем на острове Чистописания. Во время плавания вспомним некоторые законы грамотного письма и научимся применять их в разных ситуациях.-Поднять паруса! Полный вперед!- Отправляясь в путешествие, мореплаватели берут с собой запас провизии и спасательные средства. Как вы думаете что будет являться нашими спасательными средствами? (Нашими спасательными средствами будут хорошие знания правил, грамотное письмо и красивый почерк).

-Ребята с нами в путешествие отправляется … кто? Скажите сами, отгадайте загадку.Загадка.

Он не знает ничего!

Вы все знаете его.

Мне ответьте без утайки.

Как зовут его?

Дети хором: Незнайка!^ -Итак, на горизонте остров «Чистописания».

-Повторите за мной скороговорку:Щука щуку ощущает, ощутив щекой, прощает.-Какой звук повторяется в этой скороговорке? (щ)

- Какая буква на письме обозначает этот звук?

-Попробуйте догадаться с какой буквой мы будем работать на острове Чистописания? (Щ)

-С какими буквами похожа буква щ? (ц,ш)

-Сегодня на уроке мы будем работать над написанием строчных букв щ, ц.

(проводим минутку чистописания)

(Отметить лучших)III. Словарная работа.

- Наш корабль взял курс к острову Словарных слов.

-Мы у острова Словарных слов. Наш радист получил тревожное сообщение: Некоторых жителей нашего острова захватили в плен гигантские осьминоги. Помогите!^ : в…р…бей, л…сица, яг…да. к…р…ндаш, р…бота, п…суда.-Какое задание мы должны выполнить?

(Спишите слова, поставьте ударение, вместо исчезнувших букв вставьте необходимые безударные гласные. (Проверка задания с помощью сигнальных карточек). Один работает у доски.^

- Плаванье продолжается. Полный вперед!

-На горизонте остров Шипящих Согласных. Жители острова – шипящие согласные. Назовите их. (ж, ш, ч, щ)

- С какими гласными дружат? (ж, ш с гласной и; ч, щ с – а, у)

- Назовите эти сочетания? (жи, ши, ча, ща, чу, щу)

- И сейчас мы покажем жителям острова, что мы не только знаем их законы, но и умеем эти законы выполнять.

- Жители острова приготовили задания. Нам нужно составить слова из слогов и записать их, подчеркнуть буквосочетания с шипящими согласными.Лы, ча, чу, ма, на, ша, щу, до, жи, ши, ща, ка, вель.- Молодцы! Мы хорошо справились с этим заданием.

-Теперь можно немного отдохнуть.^

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо всё выше, выше.Физкультминутка:

На двери висит замок.

(Руки сцеплены в замок)

Кто его открыть бы мог?

(Пытаются разъединить руки)

Повертели, покрутили,

Постучали и открыли.^ - Жители острова приготовили для нас сказку. Послушайте её. Жили-были много лет назад сочетания ча-ща, чу-щу. Когда их люди нашли, они стали думать и гадать, как же правильно их писать. Вот и стали разбираться.

– Давайте и мы с вами разбираться.

– Скажите, ребята ,какие особенности имеют звуки [ч] и [щ]?

Дети отвечают.

– Звуки [ч] и [щ] – согласные, всегда мягкие, непарные глухие.

– Правильно, ребята. Эти звуки всегда мягкие и какие бы гласные звуки мы к ним не подставляли бы, сочетания будут произноситься мягко. Поэтому люди решили, что правильнее всего будет так:

Сочетания ча-ща пишем только с буквой а.

Сочетания чу-щу пишем только с буквой у.-Буквы Ч и Щ обозначают всегда мягкие согласные звуки. И нет необходимости их смягчать гласными Я и Ю.- Ребята, тише-тише! Незнайка что-то нам хочет сказать.

Учитель за Незнайку говорит:

-О! Я всё запомнил! Я всё теперь знаю! Я грамотнее вас стал! Я вам написал записку: «Жыву прекрасно. Катаюсь на машыне».

- Внимание, Незнайка в своей записке сделал ошибки в словах. Найдите эти ошибки и исправьте их, а ещё познакомьте Незнайку с правилом, как пишутся буквосочетания жи – ши.

-Жи – ши пишем только с буквой и.

-Почему? (Потому что звуки Ж и Ш согласные, которые всегда являются твёрдыми, но в сочетаниях жи. Ши не пишется буква ы).

- Ай – ай, Незнайка, сам похвастался, зазнался и наделал ошибок.

-Ребята, скажите хорошо поступил Незнайка? (Нет)

-Как вы думаете, почему? - Все задания выполнены. Я думаю, мы оставили о себе неплохое впечатление у жителей этого острова. А теперь пора домой.

Путь домой нелегок. Нужно проплыть по узкому проливу между скалами и островом Безграмотландия, захваченном пиратами. Они задерживают всех, требуя выкуп. Нашим выкупом станут наши знания, так как они бесценны. Если мы составим предложения из данных слов, вставим пропущенные буквы в слова и запишем предложения в тетрадь, они нас пропустят.

Пищ…т, ч…лане, в, мыш… .Рыж…к, мышку, у, норки, сторож…т.- Запишите предложение без ошибок в тетрадь. Подчеркните, вставленные буквы. - Как видите, наши знания – надёжное спасательное средство. Вот мы и дома.YII. Итог урока.- Что помогло нам в путешествии?- Какие знания понадобились?

Дети повторяют хором изученные правила.

-А что, ребята, вы положили в сердце? (Стыдно хвастаться и зазнаваться. А также нужно быть благодарными за помощь).

odtdocs.ru

Урок русского языка во 2-м классе по теме "Упражнение в написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу"

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • обобщение знаний о шипящих звуках;
  • формирование умения правильно писать сочетания с шипящими;
  • развитие орфографической зоркости у учащихся, внимания, мышления; – обогащение словарного запаса и развитие речи учащихся;
  • воспитание любви к Родине, к природе, наблюдательности.

Оборудование: Презентация к уроку, поезд, “билеты”, карточки (работа в парах), карточки (разноуровневые задания), сигналы.

Ход урока

Презентация. Слайд 1.

(картина природы, песня “У моей России – длинные косички…”).

 Слайд 2.

(Русский язык. 2 класс.)

I. Организационный момент. (Слайд 3.)

Прозвенел для нас звонок – Начинается урок!

II. Жужжащее чтение (по Зайцеву). (Слайд 4.)

Учащиеся 5 минут читают.

III. Сообщение темы и цели урока. (Слайд 5.)

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад. Листья пожелтелые по ветру летят; Лишь вдали красуются, там, на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин.А.К.Толстой

– Какое сейчас время года? (Осень)

– Назовите осенние месяцы.(Сентябрь, Октябрь, Ноябрь)

– А сейчас я вас попрошу:

  • удивиться, как ребенок, который первый раз увидел радугу;
  • улыбнуться, как ученик, получивший пятерку;
  • испугаться, как мышка, попавшая в клетку;
  • заскучать от плохой погоды;
  • нахмуриться, как осенняя туча.

– Но мы хмуриться не будем. Сегодня прекрасный день! Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнетесь мне.

Откройте тетради и запишите число, классная работа.

IV. Каллиграфическая минутка.

– письмо показа в воздухе;

– письмо показа в тетради.

– Сегодня, ребята, у нас необычный урок, урок – путешествие. Совершать путешествие будем на этом поезде (картинка). Нас ждет интересная и разноплановая работа.

– Прочитайте тему урока. (Слайд 6.)

– Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?

(На доске табличка: Как знаю? Как понял? Как работал?)

А сейчас настройтесь на работу и помните, что в конце урока, вы должны будете себя оценить по данным критериям.

V. Упражнения в написании слов с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

1. Задание по рядам.

– А чтобы отправиться в путешествие по станциям, нам нужны билеты. А билеты – первое задание.

1 ряд 2 ряд 3 ряд
крыши роща грущу
стрижи щавель живет
куча часы стучу
ежи чугун ищу

– Прочитайте. Какое слово лишнее?

Докажите. (1 ряд – куча, 2 ряд – чугун, 3 ряд – живет)

– Значит, написание, каких орфограмм мы сегодня на уроке будем повторять и закреплять?

Итак, с заданием мы справились, можно ехать. А чтобы веселее было ехать, проведем фонетическую зарядку (чистоговорки):

– Жи-жи-жи – в лесу живут ежи.

– Ши-ши-ши – в коробке есть карандаши.

Вот и первая наша остановка. “Словарная”.

– Ребята, кто из вас догадался, почему она так называется? Правильно, сейчас мы будем повторять словарные слова.

VI. Словарная работа. (Повторение словарных слов.)

(Слайды 7–12.)

– дети записывают словарные слова в тетрадь.

(Слайд 13.) Проверь!

– дети меняются тетрадями и проверяют друг у друга, ставят оценки.

Физминутка. “Колечко” (Поочередно, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д.).

С заданием мы справились, поехали дальше.

2. Станция “Роща”. Работа с текстом.

Чистоговорки.

– Ча-ча-ча – вы ждали нашего врача.

– Ща-ща-ща – в пруду поймали леща.

Вот мы и подъехали к роще. (Слайд 14. Роща.)

– Что обозначает это слово?

Рассматривание картины.

– Какая орфограмма спряталась в слове роща?

А задание на этой станции будет трудное.

(Слайд 15.)

Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы.

Роща.

Рощ…ми называют небольшие леса. Есть сосновые, дубовые рощи. Ч…десна березовая рощ… за наш…м селом! Мы ч…сто ходим в рощ… .

– Какие буквы вставили и почему?

Проверь! (Слайд 16.)

– дети оценивают работу.

Физминутка. “Кулачок – ребро – ладошка”. (Ребенок выполняет три положения руки. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь на плоскости стола.)

Едем дальше. Чистоговорки:

– Щу-щу-щу – я по маме грущу.

– Чу-чу-чу – громко в дверь я постучу.

3. Следующая станция – “Парная”. Работа в парах.

– Вставьте в слова нужные буквы.

ч.родей ч.десный встреч.ться
ч.деса зач.рованный ш.ть
приезж.е ч.дной оч.титься
ч.йка щ.чий  ч.жая
     

Проверь! (Слайд 17.)

– дети оценивают работу (в пустых строчках – рисуют кружочки).

Едем дальше. Чистоговорки.

– Жи-жи-жи – прилетели к нам чижи.

– Ши-ши-ши – веселятся малыши.

4. Станция “Запоминай-ка!” Письмо по памяти. Работа по учебнику (с.36 У.81).

– дети пишут и оценивают работу (на полях – рисуют кружочки).

Физминутка. “Часики”.

Едем дальше.Чистоговорки.

– Ча-ча-ча – у меня нет ключа.

– Уч-уч-уч – ежик наш колюч.

5. Станция “Соревновательная”.

Учащиеся выходят по одному к доске, записывают сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, так чтобы конец и начало слов совпали.

1 ряд 2 ряд 3 ряд
лу… …знь све… …сы кри… …лки
малы… …ло ро… …вель ута… …ка

Молодцы! Ну и последняя станция.

6. Станция “Самостоятельная”.

Учащиеся выполняют на карточках разноуровневые задания.

Первый уровень:

Вставить буквы, подчеркнуть сочетания

.Свеч…, ж…раф, встреч…, пуш…нка, ч…йка, щ…ка, кувш…н, ч…чело, щ…вель, ч…деса, груш….

Второй уровень:

   Исправь ошибки.

Я иду в знакомую рощю. Хороши деревья в снегу! Падают пушыстые снежынки. Здесь много чюдес. Птицы ищют себе пищю. Прыгнул пушистый заяц. Под ёлкой белка ищет шышки.

Третий уровень:

Спишите, вставляя пропущенные буквы. В конце предложений ставьте точку.

  Малыш… ходили в рощ… там озеро у берега кач…лись камыш… над водой летали ч…йки и стриж….

VII. Итог урока. (Слайды 18– 1.)

Сейчас возьмите сигналы и покажите: Как знаю? Как понял? Как работал?

(Слайд 22.)

VIII. Д/З. (Слайд 23.) с. 36 У.80 с. 27, 32 Правило!

Награждение – за хорошую работу на уроке (кленовые листья с правилом).

Приложение.

1 ряд 2 ряд 3 ряд
крыши роща грущу
стрижи щавель живет
куча часы стучу
ежи чугун ищу

 

ч.родей ч.десный встреч.ться
ч.деса зач.рованный ш.ть
приезж.е ч.дной оч.титься
ч.йка щ.чий  ч.жая
     
ч.родей ч.десный встреч.ться
ч.деса зач.рованный ш.ть
приезж.е ч.дной оч.титься
ч.йка щ.чий  ч.жая
     
ч.родей ч.десный встреч.ться
ч.деса зач.рованный ш.ть
приезж.е ч.дной оч.титься
ч.йка щ.чий  ч.жая
     

 

ч.родей ч.десный встреч.ться
ч.деса зач.рованный ш.ть
приезж.е ч.дной оч.титься
ч.йка щ.чий  ч.жая
     

 

ч.родей ч.десный встреч.ться
ч.деса зач.рованный ш.ть
приезж.е ч.дной оч.титься
ч.йка щ.чий  ч.жая
     

 

ч.родей ч.десный встреч.ться
ч.деса зач.рованный ш.ть
приезж.е ч.дной оч.титься
ч.йка щ.чий  ч.жая
     

 

ч.родей ч.десный встреч.ться
ч.деса зач.рованный ш.ть
приезж.е ч.дной оч.титься
ч.йка щ.чий  ч.жая
     

 

ч.родей ч.десный встреч.ться
ч.деса зач.рованный ш.ть
приезж.е ч.дной оч.титься
ч.йка щ.чий  ч.жая
     

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

"Упражнения в написании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу"

Тема:  Упражнения  в  написании  слов  с  буквосочетаниями  жи-ши,   ча-ща,  чу-щу.

      Цель: отработать  навыки  правильного  написания  слов  с  буквосочетаниями  жи-ши,  ча-ща,  чу-щу.

                 

1. Организационный  момент.

2. Сообщение  темы урока.

         Для  отработки  навыков  правильного  написания  слов с  буквосочетаниями жи-ши, ча–ща, чу–щу  имеется  очень  много  видов  упражнений   и   игр.  Наиболее  интересные  из  них,  и   те,  которые  применяю  в  своей  практике,  предлагаю  на  ваше  внимание.

3. Основная  часть.          

1. Разминка -  ответы  на  вопросы.

  1. Как  называется  африканское  животное  с  длинной  шеей?

                                                                                            (Жираф).

  1. Как  называется  дикая  роза?  (Шиповник).
  2. Какой  ты  знаешь  съедобный  гриб  с  рыжей  шляпкой?  (Рыжик).
  3. Какой  инструмент  используют, чтобы  проколоть  отверстие? 

                                                                                              (Шило)

  1. Как  называется  форменное  пальто  у  военных?  (Шинель)

- Перечислите  только  ответы.

- Что можете  сказать  про  эти  слова? 

  а)  Не  шит,  не  кроен

       А на  ниточки  сборен  (Чулок)

  б)  У  нее  во  рту  пила

        Под  водой  она  жила

        Всех  пугала,  всех  глотала

        А  теперь  в  котел попала.  (Щука)

   Вывод:  слова  с  буквосочетаниями  жи-ши,  ча-ща,  чу-щу.

 2. Упражнения  и  игры.

  1)   Знаем  ли  слова  с  сочетаниями ча?

        Кто  быстрее  и  правильнее?   

 

                                  Ча   .                                     (чай)

                                  Ча  .  .                                   (чаща)

                                  Ча  .  .  .                                (чайка)

                                  Ча  .  .  .  .                             (чайник)

                                  Ча  .  .  .  .  .                          (часовой)

                                  Ча  .  .  .  .  .  .                       (часовщик)

 

  2)   Игра  « Угадай  слова»  

            Шала…  жи                                       (шалаши)

            Гара …   ши                                      (гаражи)

            Све …    ча                                        (свеча)

            Уго…     чу                                        (угощу)

            Кри…     щу                                       (кричу)

 

 3)   Составьте  слова  из  слогов.

             лы     ча        пру        ща     ма

             ша     кры     жи         ши     ро

             чай    ша      ник         ща

             на      вель    встре     на

 

 4)   Отгадайте  ребусы.

       Щ ’рука   (рисунок)                              ’’груши  (рисунок)

      (щука)                                                      (уши)

 

 5)    Исправьте  ошибку.

                     волчята                       пищат

                     добыча                        трещят

                     чяйка                           прощянье

 

 6)    Игра  «Поймай  слово».

       Класс  делится  на  3   варианта

       Каждый  вариант  записывает  с  определённым  сочетанием:  жи-ши,  ча-ща,  чу-щу.

       Чудак,  тащу,  роща,  дача,  жир,  шило,  смущать,  начало,  чучело, моржи,  щука.

 

 7)    Спиши,  вставляя  пропущенные  буквы.

        Стриж…                           малыш…

        Ерш…                               луж…

        Ландыш…                        пруж…на

        Ш…повник                      рыж….к

 

 8)  Работа  в  паре  (карточки,  где  рисунок  и  слово  с  пропущенной  буквой)

 

 9)    Допишите  слова.

   …сы,  …ка,  …ник,  …гун,  гра…, пи…,  ча…, ту…, добы…, ро…, …на,  лы….

 

 10)  Отгадайте  и  запишите  слова.

            1. Кто  живёт  у  нас  на  крыше,

                А  в  чулане  жили … (мыши).

            2. Не  поедет  без  бензина

                Ни  автобус, ни …(машина)

            3. По полям  бегут  ручьи,

                На  дорогах – лужи.

                Скоро выйдут  муравьи

                После  зимней … (стужи)

 

4.  Итог  урока.   Игра  «Договорите  правило»

               Сочетания  жи-ши

               Только  …  (с  буквой  и  пиши)

               Сочетания  чу-щу

               Только  …  (с  буквой  у  пишу)

               Чаща,  дача  и  печать –

               Нужно  …  (с  буквой  а  писать).

 

Просмотр содержимого документа «Мастер-класс на тему: "Упражнения в написании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу"»

Тема: Упражнения в написании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Цель: отработать навыки правильного написания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

Для отработки навыков правильного написания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча–ща, чу–щу имеется очень много видов упражнений и игр. Наиболее интересные из них, и те, которые применяю в своей практике, предлагаю на ваше внимание.

3. Основная часть.

1. Разминка - ответы на вопросы.

  1. Как называется африканское животное с длинной шеей?

(Жираф).

  1. Как называется дикая роза? (Шиповник).

  2. Какой ты знаешь съедобный гриб с рыжей шляпкой? (Рыжик).

  3. Какой инструмент используют, чтобы проколоть отверстие?

(Шило)

  1. Как называется форменное пальто у военных? (Шинель)

- Перечислите только ответы.

- Что можете сказать про эти слова?

а) Не шит, не кроен

А на ниточки сборен (Чулок)

б) У нее во рту пила

Под водой она жила

Всех пугала, всех глотала

А теперь в котел попала. (Щука)

Вывод: слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

2. Упражнения и игры.

1) Знаем ли слова с сочетаниями ча?

Кто быстрее и правильнее?

Ча . (чай)

Ча . . (чаща)

Ча . . . (чайка)

Ча . . . . (чайник)

Ча . . . . . (часовой)

Ча . . . . . . (часовщик)

2) Игра « Угадай слова»

Шала… жи (шалаши)

Гара … ши (гаражи)

Све … ча (свеча)

Уго… чу (угощу)

Кри… щу (кричу)

3) Составьте слова из слогов.

лы ча пру ща ма

ша кры жи ши ро

чай ша ник ща

на вель встре на

4) Отгадайте ребусы.

Щ ’рука (рисунок) ’’груши (рисунок)

(щука) (уши)

5) Исправьте ошибку.

волчята пищат

добыча трещят

чяйка прощянье

6) Игра «Поймай слово».

Класс делится на 3 варианта

Каждый вариант записывает с определённым сочетанием: жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Чудак, тащу, роща, дача, жир, шило, смущать, начало, чучело, моржи, щука.

7) Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Стриж… малыш…

Ерш… луж…

Ландыш… пруж…на

Ш…повник рыж….к

8) Работа в паре (карточки, где рисунок и слово с пропущенной буквой)

9) Допишите слова.

…сы, …ка, …ник, …гун, гра…, пи…, ча…, ту…, добы…, ро…, …на, лы….

10) Отгадайте и запишите слова.

1. Кто живёт у нас на крыше,

А в чулане жили … (мыши).

2. Не поедет без бензина

Ни автобус, ни …(машина)

3. По полям бегут ручьи,

На дорогах – лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней … (стужи)

4. Итог урока. Игра «Договорите правило»

Сочетания жи-ши

Только … (с буквой и пиши)

Сочетания чу-щу

Только … (с буквой у пишу)

Чаща, дача и печать –

Нужно … (с буквой а писать).

multiurok.ru


Смотрите также