Двигательный режим в период экзаменационной сессии и напряженных умственных нагрузок (стр. 1 из 2). Занятия физическими упражнениями в экзаменационный период должны иметь


Особенности занятий физкультурой и спортом в период экзаменационной сессии.

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 11Следующая ⇒

 

Систематически заниматься в период экзаменов физической куль­турой еще не стало доброй традицией, хотя имеется положительный опыт ряда вузов. Так, проводились занятия после сдачи каждого экза­мена по плаванию, спортивным играм, легкоатлетическим упражнени­ям умеренной интенсивности продолжительностью до 60 мин. Резуль­таты работы свидетельствуют, что в группе студентов, посещавших за­нятия, по сравнению с теми, кто их не посещал, были выше показатели умственной работоспособности, психоэмоционального (самочувствие, настроение, активность) и функционального состояния. Другой опыт характерен тем, что занятия проводились 2 раза в неделю по 45 мин, и содержание их определяли сами студенты. Занятия дополнялись еже­дневной утренней гимнастикой и упражнениями общего воздействия:

5—10 мин после каждых двух часов учебного труда. Изучение измене­ний свойств внимания за период экзаменов показало, что по сравне­нию со студентами, ведущими пассивный режим жизнедеятельности, у занимающихся оказались существенно выше в конце сессии показа­тели устойчивости, интенсивности, распределения, сосредоточения, переключения и объема внимания на 6—12%.

Эффект занятий физическими упражнениями можно повысить, если они сочетаются с оптимальным режимом жизнедеятельности сту­дентов. Так, при наблюдении за тремя группами студентов 1-я — имела произвольный режим жизнедеятельности, где отсутствовал эле­мент физической активности; 2-я — отличалась тем, что имела норма­лизованную двигательную активность; 3-я — в добавление ко второй имела четкую организацию сна, питания, пребывания на свежем воз­духе, учебного труда. В результате показатели умственной и физичес­кой работоспособности, психоэмоционального состояния студентов в 3-й группе оказались, выше за период сессии на 7—13%, чем во 2-й группе, и на 12—18% лучше, чем в 1-й. Кроме того, восстановление после завершения сессии в течение недели в 3-й группе оказалось пол­ным, в то время как в двух других группах отмечалось четко выражен­ное недовосстановление. Некоторые вузы имели положительный опыт организации пребывания студентов во время сессии в загородных оз­доровительно-спортивных лагерях. Там же они сдавали экзамены. Ре­зультативность таких решений оказалась чрезвычайно высокой по всем изучавшимся показателям. Наибольший эффект отмечен в груп­пах первокурсников.

Благоприятное воздействие на утомленных учебным трудом сту­дентов оказывают упражнения циклического характера умеренной ин­тенсивности (при ЧСС 120—140 удар/мин). Этот эффект тем выше, чем больше мышечных групп вовлекается в активную деятельность. После экзамена, чтобы ускорить восстановительные процессы и снять нервное напряжение, полезно выполнить умеренные циклические уп­ражнения.

Мышечная деятельность, вызывающая резкое обострение эмоцио­нального состояния в этот период (соревнования, единоборства, ответ­ственные спортивные игры), ведет к угнетению умственной работо­способности.

Наблюдения за студентами-спортсменами на учебно-тренировоч­ных занятиях в период экзаменов позволили зафиксировать повышен­ные трудности при овладении техникой новых упражнений — в 1,5— 2 раза больше времени приходилось затрачивать на их освоение. При этой у студентов отмечалось снижение концентрации внимания, со­знательного контроля за выполнением движений. Часто проявлялись старые технические ошибки, от которых, казалось, удалось избавиться. Нередко отмечалось ухудшение ранее сформированных двигательных навыков. При использовании интенсивных упражнений у студентов в этот период быстро наступает чувство усталости и нервной разрядки. Поэтому при участии в соревнованиях в период экзаменов студенты показывают далеко не лучшие результаты.

Таким образом, направленность занятий в экзаменационный пери­од для основной массы студентов должна носить профилактический характер, а для студентов-спортсменов иметь поддерживающий уро­вень физической и спортивно-технической подготовленности.

Состояние психической напряженности, наблюдающееся у студен­тов в период экзаменов, можно уменьшить несколькими способами.

Дыхательные упражнения. Полное брюшное дыхание — вначале при расслабленных и слегка опущенных плечах выполняется вдох через нос; воздухом наполняются нижние отделы легких, живот при этом выпячивается. Затем вдохом последовательно поднимаются грудная клетка, плечи, ключицы. Полный выдох выполняется в той же последовательности: постепенно втягивается живот, опускается груд­ная клетка, плечи и ключицы. Второе упражнение состоит в полном дыхании, осуществляемом в определенном ритме ходьбы: полный вдох на 4, 6 или 8 шагов, затем следует задержка дыхания, равная по­ловине числа шагов, сделанных при вдохе. Полный выдох делается за то же число шагов (4,6,8). Количество повторений определяется само­чувствием. Третье упражнение отличается от второго только условия­ми выдоха: толчками через плотно сжатые губы. Положительный эф­фект упражнений возрастает по мере упражняемости.

Психическая саморегуляция (см. гл. 3). Изменение направленнос­ти сознания включает такие варианты, как отключение, при котором с помощью волевых усилий, концентрации внимания в сферу сознания включаются посторонние предметы, объекты, ситуации, кроме обсто­ятельств, вызывающих психическое напряжение. Переключение свя­зано с концентрацией внимания и направленности сознания на какое-либо интересное дело. Отключение состоит в ограничении сенсорного потока: пребывание в тишине с закрытыми глазами, в спокойной рас­слабленной позе, представляя ситуации, в которых человек чувствует себя легко и спокойно.

47. Чем вызвана необходимость самостоятельных занятий студентов физической культурой и спортом?

см. вопрос 48

48. Каковы цели и задачи самостоятельных занятий физическими упражнениями?

Приобщение студенческой молодежи у физической культуре – важное слагаемое в формировании здорового образа жизни. Наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой, решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Здоровье и учеба студентов взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье студента, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает подлинный смысл и ценность. Чтобы студенты успешно адаптировались к условиям обучения в вузе, сохранили и укрепили здоровье за время обучения, необходимы здоровый образ жизни и регулярная оптимальная двигательная активность.

 

Современные сложные условия жизни диктуют более высокие требования к биологическим и социальным возможностям человека. Всестороннее развитие физических способностей людей с помощью организованной двигательной активности (физической тренировки) помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышает работоспособность, укрепляет здоровье, позволяет в рамках короткого рабочего дня выполнить намеченные дела.

Мышцы составляют 40-45% массы тела человека. За время эволюционного развития функция мышечного движения подчинила себе строение, функцию и всю жизнедеятельность других органов, систем организма, поэтому он очень чутко реагирует как на снижение двигательной активности, так и на тяжелые, непосильные физические нагрузки.

Систематическое, соответствующее полу, возрасту и состоянию здоровья, использование физических нагрузок – один из обязательных факторов здорового режима жизни. Физические нагрузки представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, а также, организованных или самостоятельных занятий физической культурой и спортом, объединенных термином, «двигательная активность»

У большинства людей, занимающихся умственной деятельностью, наблюдается ограничение двигательной активности.

Специалист, завершивший обучение по дисциплине «физическая культура», должен обнаружить мотивационно-ценностное отношение к физической культуре, сформированную потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом в физическом самосовершенствовании.

49. Из каких частей состоит тренировочное занятие, и каково их содержание?

Учебно-тренировочное занятие строится с учетом реализации методических принципов спортивной тренировки. Оно может состоять из четырех или трех частей.

Из четырех частей строится занятие преимущественно со студентами, не имеющими спортивной квалификации. Такие занятия состоят из вводной, подготовительной (разминки), основной и заключительной частей.

Тренировочные занятия с квалифицированными спортсменами и самостоятельные занятия студентов состоят из трех частей, где две первые части объединяются в одно под названием вводно-подготовительная часть, или разминка.

Вводная часть сводится к организации занятия (построение), созданию у занимающихся рабочей обстановки и психологического настроя на эффективное выполнение задач данного занятия (принцип сознательности и активности)

Разминка обеспечивает преодоление периода врабатывания организма. Она переводит организм занимающихся из состояния сравнительного покоя в деятельное состояние, в состояние готовности к выполнению повышенных физических нагрузок, способствует реализации принципа постепенности.

В основной части выполняются главные задачи, стоящие перед данным занятием.

Заключительная часть направлена на обеспечение постепенного снижения физической активности и приведение организма занимающихся в сравнительно спокойное состояние.

Читайте также:

lektsia.com

упражнения студентов - Медицина и Здоровье

Период экзаменов существенно отличается от всех других периодов обучения студентов в течение года. Резко увеличивается объем и интен­сивность нагрузки, экзамены сопровождаются сильными эмоциональными переживаниями, стрессами. Все это происходит, как правило, на фоне уменьшения двигательной активности, сокращения времени пребывания на свежем воздухе, нарушения режима труда и отдыха. В комплексе дан­ные факторы приводят к чрезмерному психоэмоциональному напряжению, выражающемуся в излишнем волнении, неуверенности в своих силах, а также неадекватных вегетативных сдвигах. Наблюдения показали, что во время сессии ЧСС повышается в среднем до 90 уд/мин, а в день экзамена перед входом в аудиторию — до 120-140 уд/мин. Таким же образом меня­ются и другие показатели. Отмечено даже снижение за время экзаменов массы тела на 1,6-3,4 кг.

В течение экзаменационного периода ухудшается умственная и фи­зическая работоспособность. Так, после третьего экзамена показатели ум­ственной работоспособности падают примерно на 7%, физической — на 44% по отношению к исходному уровню. Наибольший градиент умствен­ной работоспособности наблюдается у первокурсников, причем в весен­нюю сессию он выше, чем в зимнюю. У женщин умственная работоспо­собность снижается в большей степени, чем у мужчин, что объясняется их повышенной эмоциональной реакцией на экзаменационную ситуацию.

Цель использования физических упражнений в экзаменационный пе­риод — восстановление оптимального соотношения основных нервных процессов в коре головного мозга и, как следствие, улучшение умственной работоспособности.

Между умственной работоспособностью и двигательной деятельно­стью существует вполне определенная связь. От работающих мышц по чувствительным нервным волокнам в центральную нервную систему не­прерывно поступают импульсы, стимулирующие работу головного мозга. Тонус головного мозга наиболее эффективно поддерживается в течение длительного времени в тех случаях, когда напряжение различных мышеч­ных групп ритмически чередуется с их расслаблением, т. е. при выполне­нии циклических упражнений (ходьбы, бега, плавания и т. п.) с малой и умеренной интенсивностью. Неслучайно при умственной работе многие непроизвольно стремятся пройтись или проделывают повторяющиеся движения руками, ногами, туловищем. По дошедшим до нас сведениям, Ньютон открыл свой знаменитый закон всемирного тяготения именно со­вершая прогулку и наблюдая за падающими яблоками.

Другой аспект заключается в том, что при интенсивном умственном труде в коре головного мозга образуются так называемые замкнутые цик­лы возбуждения, отличающиеся большой устойчивостью и сохраняющиеся после завершения работы. Это, в частности, затрудняет засыпание, вызы­вает ситуационные сновидения, в результате чего нервная система не по­лучает необходимого отдыха. Одним из эффективных средств, позволяю­щих избавиться от сформировавшихся очагов застойного возбуждения, также являются физические упражнения.

Разнообразные физические упражнения оказывают не только непо­средственное воздействие на работу мозга, но и влияют на состояние сер­дечно-сосудистой, дыхательной и других систем, что, в свою очередь, так­же улучшает умственную работоспособность. Оптимальная физическая нагрузка, кроме всего прочего, повышает общий эмоциональный тонус, создает бодрое настроение, которое служит благоприятным фоном для ум­ственного труда и предупреждает переутомление.

В экзаменационный период  находят применение все формы занятий физическими упражнениями, характерные для учебной деятельности: физ­культурные паузы и малые формы активного отдыха в процессе работы по подготовке к экзаменам, учебно-тренировочные и другие занятия в пере­рывах и после работы. Вместе с тем, в данный период физические упраж­нения приносят положительный эффект только при соблюдении ряда ус­ловий. Во-первых, большинство упражнений в перерывах и после работы должно выполняться в зоне малой мощности, т. е. при ЧСС 130-140 уд/мин. Во-вторых, как можно больше мышечных групп должно вовле­каться в активное состояние. В третьих, нагрузка по возможности не должна быть монотонной. В четвертых, упражнения должны приводить к невысокому, но в то же время ощутимому утомлению. Отдельно необхо­димо отметить, что двигательная деятельность, вызывающая резкое обост­рение эмоционального состояния (соревнования, ответственные трениров­ки в спортивных играх, единоборствах), в период подготовки к экзаменам ведет к угнетению умственной работоспособности. Польза физических уп­ражнений заметно возрастает, если они сочетаются с оптимальным режи­мом питания и сна, соблюдением правил гигиены.

Существует и обратная зависимость между интенсивным умствен­ным трудом и физической работоспособностью. В экзаменационный пери­од значительно сложнее совершенствовать спортивную технику, быстрее наступает утомление. Из этого следует, что в это время студентам- спортсменам следует воздерживаться от участия в соревнованиях, а учеб­но-тренировочные занятия должны носить поддерживающий характер.

Для того, чтобы снять психическое напряжение, особенно перед са­мым экзаменом, можно воспользоваться аутогенной тренировкой. Уп­ражнения на произвольное расслабление мышц в системе аутогенной тре­нировки выполняются в положении лежа или сидя в зависимости от того, как удобнее. Например, в положении лежа под голову и колени подклады- ваются небольшие подушки, ноги слегка раздвинуты, руки вдоль тулови­ща, ладони кверху, глаза закрыты. В положении сидя в «позе кучера», на­поминающей человека в полусонном состоянии, надо сесть на край стула, ноги полусогнуты в коленях и слегка раздвинуты, руки с переплетёнными пальцами свисают между ногами, туловище и голова наклонены вперед, глаза закрыты. В одной из поз лежа или сидя с помощью словесного само­убеждения вызываются ощущения спокойствия, тяжести, тепла, а также производятся дыхательные упражнения.

Для достижения спокойствия в течение примерно 1 мин мысленно повторяется установочная фраза «Я совершенно спокоен». Внимание кон­центрируется только на установочной фразе.

Ощущение тяжести появляется при повторении в течение 2-3 мин установочной фразы «Моя правая (левая) рука тяжелая». Как только ощу­щение тяжести из прорабатываемой руки перейдет на другую руку, надо сконцентрироваться на установке «Я совершенно спокоен, обе руки тяже­лые», а прн переходе на ногу — «Я совершенно спокоен, правая (левая) сто­рона тяжелая». После этого необходимо выйти из состояния самологруже- ния, для чего руки вытягиваются вперед, пальцы сжимаются в кулак, не­сколько раз руки с силой проводятся по телу, делается 2-3 глубоких вдоха и выдоха, открываются глаза. Затем все упражнения повторяются и при появлении ощущения тяжести на одной стороне тела используется в тече­ние примерно 2 мин установка «Я совершенно спокоен, руки и ноги тяже­лые». После некоторой тренировки текст установочных фраз можно сокра­тить до слов «Покой — тяжесть».

Для получения ощущения тепла внимание в течение примерно 3 мин концентрируется на установке «Покой — тяжесть — правая (левая) рука теп­лая», затем «Покой — тяжесть — обе руки теплые» и «Покой — тяжесть — ру­ки и ноги теплые». После некоторой тренировки установку можно сокра­тить до слов «Покой — тяжесть — тепло».

В дыхательных упражнениях используется брюшной тип дыхания. Все внимание направляется на процессы вдоха и выдоха. Дыхание осуще­ствляется через нос. Вначале делается легкий и плавный вдох, затем сразу же глубокий выдох, после чего выдерживается небольшая пауза. При вдо­хе живот выпячивается, а при выдохе втягивается. Это отчетливее ощуща­ется, если в положении лежа на спине ладони рук находятся на животе. Частота дыхания пониженная — около 8 циклов в минуту. Упражнение продолжается 2-3 мин. Помещение, где оно проводится, должно быть хо­рошо проветрено.

Кроме перечисленных способов саморегуляции в аутогенную трени­ровку входит произвольное переключение внимания на различные объек­ты, явления, исключая те, что вызывают психическое напряжение. Прино­сит пользу пребывание в тишине, в спокойной расслабленной позе, с пред­ставлением имевших место приятных ситуаций. Благоприятную атмосферу для общения создает естественная приветливая улыбка. При этом человек сам обретает бодрость н жизнерадостность н повышает настроение у ок­ружающих, в том числе и у экзаменатора, что, как все понимают, вовсе не­лишне на экзамене.

 

422 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

med.dagapteki.ru

Экзамен по физкультуре

Задания-и-ответы-для-экзамена-по-физкультуре-в-9-классеЭкзаменационные билеты разработаны на основе Примерных билетов для сдачи экзамена по выбору выпускниками 9 классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации,

осуществивших переход на новый государственный образовательный стандарт основного общего образования

Скачать Физическая культура. Ответы на экзам. билеты. 9кл. — Погадаев Г.И — 2010 — 128с

Экзамен по предмету «Физическая культура»Экзаменационные билеты позволяют определить уровень подготовки выпускников по использованию в практической деятельности и повседневной жизни приобретенных ими знаний и умений для укрепления и сохранения здоровья, формирования здорового образа жизни, организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях, профессиональной деятельности.Каждый билет состоит из трех вопросов. Первый вопрос относится к общим теоретическим основам физической культуры. Второй вопрос имеет целью выявить степень освоения выпускником системы знаний о занятиях физической культурой и их использование в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций. Третий вопрос – практический (выполнить практическое задание, продемонстрировать комплекс упражнений и т.п.)На подготовку ответа по билету отводится 40 минут.Отметка ответа ученика на экзамену по билету выводится как среднее арифметическое из оценок, определяемых по каждому из трех вопросов билета.При ответе на теоретические вопросы (первый и второй) экзаменуемый должен показать:• Знание теоретических основ физической культуры;• Понимание роли физической культуры в формировании здорового образа жизни, профилактике вредных привычек;• Содержание физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;• Правила поведения и техники безопасности во время занятий физической культурой и спортом;• Способа контроля за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, техникой выполнения упражнений, соблюдением режимов физической нагрузки.При оценивании ответа экзаменуемого на теоретические вопросы билета следует опираться на следующие критерии:Отметка «5» (отлично): учащийся полно и правильно изложил теоретический вопрос, привел примеры, рассказывающие те или иные положения, аргументы, их подтверждающие, сделал вывод;Отметка «4» (хорошо): учащийся правильно изложил теоретический вопрос, но недостаточно полно раскрыл суть вопроса или допустил незначительные неточности; на заданные экзаменатором дополнительные вопросы ответил правильно;Отметка «3» (удовлетворительно): учащийся смог частично раскрыть теоретический вопрос, привести некоторые примеры и аргументы, подтверждающие те или иные положения; на заданные экзаменатором дополнительные вопросы ответил неполностью;Отметка «2» (неудовлетворительно): учащийся не раскрыл теоретический вопрос, на заданные экзаменатором вопросы не смог дать удовлетворительный ответ.При ответе на практический вопрос билета, экзаменуемый должен показать не только овладение теоретическими основами предмета, но и свою компетентность, т.е. способность к применению этих знаний для формирования здорового образа жизни посредством занятий для формирования здорового образа жизни посредствам занятий физической культурой, спортом с учетом индивидуального здоровья и физического развития.При оценивании ответа важно учитывать также отношение экзаменуемого к занятиям физической культурой, его ценностные ориентации и установки относительно ведения здорового образа жизни.При определении качества ответа на третий вопрос билета предполагается опираться на следующие критерии:Отметка «5»: экзаменуемый полностью правильно выполнил задание, грамотно применил соответствующие умения и теоретические знания в предложенной ситуации, обосновал свои действия;Отметка «4»: экзаменуемый выполнил задание, но допустил незначительные ошибки при объяснении или обосновании своих действий;Отметка «3»: экзаменуемый в основном справился с заданием, но не смог объяснить и обосновать свои действия;Отметка «2»: экзаменуемый не смог выполнить задание даже при помощи экзаменатора.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯПО ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙПОДГОТОВКЕ, ТРЕБОВАНИЯПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ И ОЦЕНКАСодержание практических экзаменационных заданий определяется общеобразовательным учреждением с учетом специфических особенностей региона страны, района, города и отдельной школы. В основном в практические задания входят бег на короткие дистанции 60 и 100 м, челночный бег 3×10 м и 5×10 м, бег на 2000 и 3000 м, прыжок в длину с места, прыжки через скакалку за 1 мин, поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 с, сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (девушки), подтягивание из виса на перекладине, переворот из виса в упор на перекладине (юноши), вис на перекладине (девушки), толчок двух гирь 16 кг от груди (юноши), броски и ловля набивного мяча весом 1—3 кг, наклон вперед из положения сидя на полу (девушки). Учащиеся выпускных классов имеют право выполнять не более пяти контрольных упражнений-тестов. Из силовых упражнений обязательным является одно.Требования по выполнению практических экзаменационных заданий.

Бег на 60, 100 м. Предназначается для определения скоростных способностей. Выполняется из положения высокого (или низкого) старта. В забеге принимают участие не менее двух человек. По команде «На старт!» участники подходят к линии старта и занимают исходное положение так, чтобы сильнейшая (толчковая) нога находилась у стартовой линии, а другая отставлена на полшага назад. По команде «Внимание!» бегуны наклоняются вперед, руки занимают беговое положение: вперед выносится рука, противоположная выставленной ноге и по команде «Марш!» бегут к линии финиша каждый по своей дорожке. Время определяется по секундомеру с точностью до 0,1 с.Бег на 2000,3000м. Предназначается для определения выносливости. Проводится на пришкольном стадионе или ровной местности. В забеге принимают участие не менее двух человек. По команде «На старт!» участники подходят к стартовой линии и занимают положение высокого старта, поставив сильнейшую ногу вперед к линии, не наступая на нее. По команде «Марш!» начинается бег (по правилам соревновании на дистанциях свыше 400 м команда «Внимание!» не подается). В процессе бега допускается переход на шаг.

Челночный бег 3×10 м, 5×10 м. Позволяет оценить быстроту и ловкость, связанную с изменением направления движения и чередованием ускорения и торможения. На спортивной площадке или в зале отмеряют отрезок Юм, проводят линии старта и финиша. Два кубика в беге 3×10 м (три в беге 5×10 м) лежат на линии старта. По команде «На старт!» участник подходит к линии старта и ставит вперед сильнейшую ногу (как правило, левую). По команде «Внимание!» участник наклоняется вперед и берет в руку один кубик. По команде «Марш!» он бежит с кубиком до конца 10-метрового отрезка и кладет его на линию финиша (или за линию), возвращается за вторым (третьим) кубиком и также кладет его на линию финиша. Секундомер включается по команде «Марш!» и выключается в момент касания земли (пола) второго (третьего) кубика. Бросать кубики запрещается. Время фиксируется с точностью до 0,1 с. Прыжок в длину с места. Предназначается для определения скоростно-силовых способностей. Проводят на специально размеченном месте с точностью до 1 см или перпендикулярно линии старта закрепляют сантиметровую ленту (рулетку). Участник встает перед линией старта (не касаясь ее носками). Затем отводит руки назад, сгибает ноги в коленях и принимает положение старта пловца. Прыжок выполняется активным махом рук вперед-вверх и толчком обеих НОЕ Дальность прыжка измеряется от линии старта до пятки сзади стоящей ноги. Измерение производится с точностью до 1 см. Каждому участнику предоставляется по три по¬пытки. В протокол заносится результат лучшей попытки.Прыжки через скакалку. Предназначаются для определения скоростно-силовых способностей. Упражнение выполняется на обеих ногах с вращением скакалки вперед. При задевании скакалки ногами и вынужденной остановке (сбое) участник продолжает прыжки с продолжением подсчета. Учитывается количество выполненных прыжков за 1 мин. Результат заносится в протокол.

Поднимание туловища из положения лежа на спине. Предназначается для определения силы и силовой выносливости мышц —сгибателей туловища. Выполняется в положении лежа на спине (на гимнастическом мате). Ноги закреплены носками под нижней рейкой гимнастической стенки (или партнер прижимает ступни к полу), колени согнуты, руки за головой, пальцы сцеплены «в замок». По команде «Упражнение начинай!» включают секундомер. Участник (участница) поднимается до положения сидя (вертикально), касается локтями коленей (или бедер) и возвращается в исходное положение. Определяется количество подъемов туловища за 30 с. Засчитываются только правильно выполненные попытки. Возможные ошибки: участник или участница не касается локтями бедер (коленей) или лопатками гимнастического мата.Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (девушки). Предназначается для определения силы и силовой выносливости мышц рук. Исходное положение -— лежа на полу, руки согнуты, кисти в упоре на ширине плеч, туловище прямое, носки касаются пола. По команде «Начинай!» участница разгибает руки до положения упора на руках и носках (колени не касаются пола), затем сгибает руки и возвращается в исходное положение и т.д. Количество правильно выполненных отжиманий фиксируется в протоколе.

Подтягивание из виса на перекладине. Предназначается для определения силы и силовой выносливости мышц рук. Показатель силы — количество подтягиваний. Юноши выполняют подтягивание из виса хватом сверху (ладони от себя) на высокой перекладине (ноги не касаются опоры), девушки — из виса лежа на низкой перекладине. По команде «Упражнение начинай!» выполняется подтягивание до положения подбородоквыше грифа перекладины и опускание на прямые руки. При выполнении упражнения нельзя сгибать ноги в коленных суставах. Подтягивание выполнить плавно без рывков и маховых движений ногами и туловищем. Если попытка выполнена неправильно, то она не засчитывается. В конце выполнения упражнения объявляется количество правильно выполненных попыток и заносится в протокол.Переворот из виса в упор на перекладине (юноши). Предназначается для определения силы и силовой выносливости мышц рук и брюшного пресса. Упражнение начинается с подтягивания на руках (хватом сверху). Когда сгибание в локтях приближается к пределу, необходимо поднять ноги, стараясь приблизить таз к грифу перекладины, не отклоняя головы назад. Как только ноги окажутся на пере¬кладине, необходимо, поднимая голову и туловище, разогнуть руки и перейти в упор. Медленно опуститься в исходное положение и, не раскачиваясь, выполнить следующую попытку. Касание ногами пола, раскачивание, выполнение размахиваний не разрешается. Количество правильно выполненных переворотов заносится в протокол.

Вис на перекладине (девушки) Предназначается для определения силовой выносливости мышц рук. Исходное положение — со стула вис хватом сверху на согнутых руках, подбородок выше перекладины, но не касается ее и не помогает удерживаться в висе. Секундомер включают по команде «Начинай!» и выключают при начале разгибания рук и положении подбородка ниже перекладины. Результат оценивается в секундах и заносится в протокол.Толчок двух гирь 16 кг от груди (юноши). Предназначается для определения силы и силовой выносливости мышц рук. Стартовое положение: ноги на ширине плеч, гири немного впереди. Подъем на грудь: после кача-замаха гирями под себя (между ног) следует подъем гири по кривой вверх на грудь за счет разгибания туловища, ног и работы рук. При этом возможно небольшое подседание, а затем принятие исходного положения. Исходное положение перед толчком гирь: выпрямленные ноги на ширине плеч, спина прямая, локти опущены и прижаты к туловищу, гири лежат на предплечьях, дужки гирь на груди. После небольшого подседа за счет резкого выпрямления ног вытолкнуть гири вверх. Сделав подсед и подхватив гири на прямые руки, выпрямить ноги, зафиксировав гири вверху. Опустить гири к плечам, затем повторить упражнение. Результат (количество правильно выполненных попыток) заносится в протокол.

Броски и ловля набивного мяча весом 1—3 кг. Проводится с целью проверки развития ловкости. Упражнение выполняют 10 раз подряд; исходное положение стоя с мячом в руках. Первый вариант. Подбросив мяч вверх над головой, нужно успеть сесть на пол (ноги врозь) и сидя поймать мяч. Из положения сидя подбросить мяч вверх, успеть встать в полный рост и стоя поймать мяч. Это считается как одна попытка. Возможные ошибки: учащийся не поймал мяч; не успел сесть или встать в полный рост, хотя поймал мяч. Второй вариант. Подбросить мяч вверх над головой, присесть, касаясь обеими руками пола, затем встать, повернуться кругом и стоя поймать мяч. Повороты можно выполнять поочередно — направо и налево. Любое неточное выполнение считается ошибкой. Вес набивного мяча для девушек (9 класс) — 1 кг, для юношей (9 класс) — 2 кг, для юношей (11 класс) — 3 кг.Наклон вперед из положения сидя на полу (девушки). Проводится с целью определения (измерения) активной гибкости позвоночника и тазобедренных суставов. На полу наносится необходимая разметка (временная или постоянная): горизонтальная линия (длиной 60—70 см) и вертикальная, делящая горизонтальную пополам. На пересечении линий стоит отметка «О», далее по вертикали идет разметка через 1 см: вверх — до 25—30 см, вниз — до 10-15 см. Результаты выше нулевой отметки засчитываются со знаком «+», а ниже нулевой отметки — со знаком — «—». Перед выполнением упражнения участница садится на пол так, чтобы пятки находились у горизонтальной линии, но не касались ее. Расстояние между пятками 30-40 см. Вертикальная линия должна быть в середине между пятками. Чтобы участница во время наклонов не сгибала колени, два помощника судьи придерживают ее колени, прижимая их к. полу. По команде «Начи-най!» участница делает три разминочных наклона, касаясь пальцами пола перед собой; четвертый наклон — зачетный. Результат может быть положительным (со знаком «+»), если кончики пальцев оказались за нулевой отметкой и отрицательным знаком «—»), если пальцы не достали до нее. Измерение производится с точностью до 1 см

 

Билет № 11. Основные причины травматизма во время занятий физической культурой2. Что такое здоровый образ жизни и как вы его реализуете?3. Составьте и выполните комплекс утренней гимнастики

Билет № 21. Основные требования по обеспечению безопасности при проведении соревнований по баскетболу, волейболу, футболу….2. Какие задачи решает режим дня и что необходимо учитывать при его организации?3. Значение правильной осанки для жизнедеятельности человека. Как правильно её формировать? Выполните несколько упражнений на формирование правильной осанки…

Билет № 31. Какие меры безопасности необходимо принятьперед началом занятий по гимнастике?2. В чём заключается особенность построения и содержания самостоятельных занятий по общей физической подготовке?…3. Ваши действия по оказанию первой помощи при травмах во время занятий физическими упражнениями. Наложите повязку на голову или голеностопный сустав

Билет № 41. Основные требования безопасности во время занятийпо лёгкой атлетике2. В чём различие между скоростными и силовыми качествами?С помощью каких упражнений их можно развивать?3. Раскройте особенности организации и проведенияиндивидуальных закаливающих процедур. Расскажитео том, как вы это делаете

Билет № 51. Меры безопасности при проведении занятийпо лыжной подготовке2. Какие признаки различной степени утомления вызнаете, и что надо делать, если это уже случилось?3. Раскройте механизм воздействия физкультминуток надинамику общей работоспособности человека в течение дня.Выполните комплекс упражнений физкультминутки

Билет № 61. Какие меры предосторожности надо соблюдатьпо окончании занятий по плаванию?2. От чего зависит гибкость тела? Какие упражнения рекомендуются для развития гибкости?3. Какие приёмы самоконтроля вам известны? Расскажите подробнее об одном из них и выполните ортостатическуюи функциональную пробы, антропометрические измерения

Билет № 71. История, девиз, символика и ритуал Олимпийских игр2. Общие требования безопасности при проведении туристских походов3. Как влияют на развитие двигательных способностей занятия подвижными играми? Подробно расскажитео порядке организации, проведения, правилах одной или двух подвижных игр. Проведите на ваше усмотрениеподвижную игру (если позволяют условия)

Билет № 81. Требования, предъявляемые к одежде и обуви для занятий физической культурой и спортом2. В чём заключается поддержание репродуктивной функции человека средствами физической культуры?3. В чём видится целесообразность индивидуального контроля за результатами двигательной подготовленности. Составьте ‘ план реализации индивидуального контроля за собой

Билет № 91. Какие меры безопасности необходимо приниматьперед началом и после занятий по лёгкой атлетике?2. Каким образом могут повлиять занятия физическими упражнениями на развитие телосложения?3. Особенности подготовки и проведения туристских походов. Выполните практическое задание по укладке рюкзака

Билет № 101. Какие требования безопасности необходимо соблюдать перед началом и во время занятий в тренажёрном зале?2. Что понимается под физической культурой личности и в чём выражается взаимосвязь с общей культурой общества?3. Почему необходимо отслеживать физическую нагрузкуво время самостоятельных занятий, направленных на развитие силы? Составьте план одного занятия, указав применяемыенагрузки …

Билет № 111. Какие меры безопасности необходимо соблюдать передначалом занятий по плаванию?2. Как и каким образом происходит влияние занятийфизической культурой на вредные привычки(наркоманию, алкоголизм, курение)?3. Основные формы занятий физической культурой.Расскажите об одной из форм занятий (на вашем примере)

Билет № 121. Значение современного Олимпийского движенияв развитии мира и дружбы между народами2. Охарактеризуйте основные меры по предупреждению травматизма во время занятий физическими упражнениями (требования к месту проведения занятий, инвентарю, одежде, гигиене тела, контролю за физической нагрузкой) 473. Продемонстрируйте жесты судьи по баскетболу, волейболу или футболу

Билет № 131. Основные требования безопасности во время занятийпо плаванию2. Современные спортивно-оздоровительные системы физических упражнений по формированию культуры движений и телосложения3. Какие профилактические меры надо соблюдать для предупреждения плоскостопия (требования к обуви; общеразвивающие, корригирующие и специальные упражнения)? Расскажите, а при возможности покажите несколько упражнений

Билет № 141. Требования безопасности во время проведения подвижных игр2. Основные способы плавания. Какие задания-упражнения, по вашему мнению, способствуют ускоренному обучению плаванию? Вспомните, как вы научились плавать3. Что необходимо делать, чтобы не страдать из-за избыточной массы тела? Составьте комплекс специальных упражнений

Билет № 151. Участие российских спортсменов-олимпийцев в развитии Олимпийского движения в России и мире 582. Требования безопасности при проведении экскурсий3. Для чего нужен дневник самоконтроля (самонаблюдения)? Какие формы индивидуального контроля вы используете, каким образом анализируете полученные данные?

Билет № 161 Физическая культура и её роль в формировании здоровогообраза жизни2. Особенности выполнения прыжка в высоту с разбега способом «перешагивания» и подбора подводящих упражнений для его самостоятельного освоения3. Составьте акробатическую комбинацию и опишите последовательность её самостоятельного разучивания

Билет № 171 Техника двигательного действия. Основные этапыеё формирования в процессе самостоятельных занятийфизической культурой2. Основные нарушения правил игры в футбол3. Составьте план самостоятельных занятий по развитию скорости бега. Обоснуйте состав упражнений, их последовательность, дозировку и режимы нагрузки

Билет №181 Понятие физического качества «сила». Подбор упражненийдля развития силы мышц плечевого пояса, дозировка и режимынагрузки при их выполнении (по показателям пульса;2. Меры предосторожности, исключающие обморожения. Первая медицинская помощь при обморожениях3. Опишите технику выполнения броска баскетбольного мяча двумя руками от груди и последовательность обучения технике этого действия

Билет № 191. Что понимается под индивидуальным физическим развитиеми по каким основным показателям оно оценивается?2. Техника передвижения на лыжах одновременным двухшажным ходом, последовательность его самостоятельного освоения3. Составьте комплекс упражнений или композицию ритмической гимнастики

Билет № 20:1. Что понимается под качеством «выносливость»? Основные правила его развития в процессе самостоятельных занятий физической культурой2. Правила этического поведения во время спортивных соревнований и игр3. Раскройте основные приёмы самомассажа и объясните,с какой целью они используются в процессе самостоятельныхзанятий физической культурой

Билет № 211. Почему занятия физической культурой оказывают положительное влияние на формирование качеств личности (смелости, воли, инициативности и терпимости)?2. С какой целью проводится самонаблюдение, и что оно .в себя включает?3. Составьте правила соревнований с использованиемодного из видов упражнений школьной программы.Раскройте особенности организации и проведения этогосоревнования

Билет № 221. Понятие «физическая нагрузка». Основные способы её регулирования во время самостоятельных занятий физической культурой2. Основные требования безопасности к спортивному инвентарю и оборудованию во время занятий на открытых площадках.3. Опишите технику передачи волейбольного мяча двумя руками сверху

Билет № 231. Понятие здорового образа жизни. Какие формы занятий физической культурой он в себя включает?2. Охарактеризуйте гигиенические требования к одежде для занятий на открытых площадках в различное время годаи при различной температуре воздуха

Билет № 241. Что понимается под координацией человека, с помощью каких упражнений (тестов) оценивается уровень её развития?.2. Основные нарушения правил игры в баскетбол3. Составьте комплекс упражнений для развития гибкости и объясните целесообразность включённых в него упражнений..

Билет № 251. С какой целью занятия по освоению новых движенийи развитию физических качеств подразделяют на три части?Охарактеризуйте содержание каждой из них2. Основные требования безопасности во время плаванияв естественных водоёмах 93. Составьте комплекс гимнастики для глаз и объяснитецелесообразность включенных в него упражнений

Похожие новости

fizkultura-obg.ru

4. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в экзаменационный период.

Вуз предоставляет студентам три вида отдыха, различных по длительности: кратковременные перерывы между занятиями, еженедельный день отдыха и каникулярный отдых зимой и летом. Все три вида отдыха должны быть построены по одному принципу: восстановить нарушенное предшествующей работой оптимальное соотношение основных нервных процессов в коре головного мозга и увеличить связанную с этим умственную работоспособность.

Для нормальной деятельности мозга нужно, чтобы к нему поступали импульсы от различных систем организма, массу которого наполовину составляют мышцы. Движения мышц создают громадное число нервных импульсов, обогащающих мозг потоком ощущений, поддерживающих его в нормальном рабочем состоянии. Поэтому умственная работоспособность неотделима от общего состояния здоровья, в укреплении которого огромная роль принадлежит физической культуре.

При умственной деятельности в коре головного мозга образуются замкнутые циклы возбуждения, отличающиеся большой стойкостью и инертностью. Если после прекращения физической деятельности человек почти сразу может отключиться от неё, то при умственном труде интенсивная деятельность мозга продолжается значительное время и после завершения ее.

Движения тесно связаны с умственной деятельностью. Чем сложнее задача которую приходится решать, тем выше напряжение мышц. Импульсы, направленные от напряженной мускулатуры (лица, шеи) в ЦНС, стимулируют деятельность головного мозга, помогают ему поддерживать нужный тонус. Таким образом, нервная система стремится сохранить работоспособность. Если процесс идет достаточно долго и монотонно, то кора головного мозга адаптируется к этим раздражителям, что приводит к ее торможению и работоспособность снижается.

Тонус и работоспособность головного мозга поддерживаются в течение длительных промежутков времени и оптимизируются в тех случаях, когда сокращение и напряжение различных мышечных групп ритмически чередуются с их последующим растяжением и расслаблением. Такой режим движений наблюдается во время ходьбы, бега, передвижения на лыжах, коньках, выполняемых с умеренной интенсивностью.

Основой организации отдыха при умственной деятельности является принцип активного отдыха, где соответствующим образом организованные движения до, в процессе и по окончании умственного труда оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности. В ходе выполнения ежедневных самостоятельных занятий физическими упражнениями в коре больших полушарий возникает «доминанта движения». Она оказывает благоприятное влияние на состояние мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем, активизирует сенсомоторную зону коры головного мозга, поднимает тонус всего организма.

Оптимально дозированная мышечная нагрузка повышает общий эмоциональный тонус, создавая устойчивое бодрое настроение, которое служит наиболее благоприятным фоном для умственной деятельности и важным профилактическим средством против переутомления. И. П. Павлов называл это «чувством мышечной радости».

Активный отдых повышает работоспособность только при соблюдении определенных условий: его эффект проявляется лишь при оптимальных нагрузках; при включении в работу мышц-антагонистов; чем тренированнее человек к утомляющей работе, тем выше эффект активного отдыха.

Экзамены для студентов – это критический момент в учебной деятельности, когда подводятся итоги учебной работы за семестр. Экзаменационная сессия – это всегда сильный эмоциогенный фактор. К тому же все это происходит в условиях изменения жизнедеятельности: резко сокращается физическая активность, до 30 мин в день удается студентам побывать на свежем воздухе, частично нарушается режим сна, питания.

Комплексное воздействие всех этих факторов на студентов приводит к возникновению отрицательных эмоций, неуверенности в своих силах, чрезмерному волнению, страху и т. д. Часть студентов перед экзаменом испытывают сильную эмоциональную напряженность; другие плохо спят накануне. В период экзаменов, при средней продолжительности самоподготовки по 8-9 ч в день, интенсивность умственного труда возрастает, по отношению к периоду учебных занятий, на 85-100%.

Наблюдения за студентами в период экзаменов показывают, что частота сердцебиений у них устойчиво повышается до 88-92 удар/мин, против 76-80 удар/мин в период учебных занятий. В день экзамена эмоциональный настрой, мобилизация всех сил организма настолько велики, что перед входом в аудиторию, где проходит экзамен, ЧСС нарастала до 118-144 удар/мин; АД повышалось до 135/85-155/95 мм рт. ст., против 115/70 мм рт. ст. в период учебных занятий. Психофизиологическое состояние студентов существенно изменяется даже в процессе ожидания ответа экзаменатору.

Отмечено, что напряжение на экзаменах у студентов со слабой успеваемостью выше, чем у тех, кто имел хорошую успеваемость. У нетренированных, слабоуспевающих студентов по мере нарастания напряженного состояния вегетативные сдвиги усиливаются. Вместе с тем при равной успеваемости студенты, обладающие более высоким уровнем тренированности, демонстрируют более экономичные функциональные сдвиги, которые быстрее возвращались в норму. Таким образом, уровень физической подготовленности в большей степени определяет устойчивость организма к эмоционально напряженному учебному труду.

Под влиянием напряженной умственной деятельности, в условиях существенной перестройки жизнедеятельности, отсутствия в ней физических упражнений как средства эмоциональной разрядки, рекреации, активного восстановления, наблюдается последовательное снижение показателей умственной и физической работоспособности в течение всего периода экзаменационной сессии.

Студенты, которые систематически занимаются в период экзаменов физической культурой, имеют более высокие показатели умственной работоспособности, психоэмоционального (самочувствие, настроение, активность) и функционального состояния, а также устойчивости, интенсивности и объема внимания.

Эффект занятий физическими упражнениями можно повысить, если они сочетаются с оптимальным режимом жизнедеятельности студентов (режимом сна, питания, пребывания на свежем воздухе, учебного труда).

Благоприятное воздействие на утомленных учебным трудом студентов оказывают упражнения циклического характера умеренной интенсивности (при ЧСС 120-140 удар/мин). Этот эффект тем выше, чем больше мышечных групп вовлекается в активную деятельность. После экзамена, чтобы ускорить восстановительные процессы и снять нервное напряжение, полезно выполнять умеренные циклические упражнения.

Мышечная деятельность, вызывающая резкое обострение эмоционального состояния в этот период (соревнования, единоборства, ответственные спортивные игры), ведет к угнетению умственной работоспособности.

Направленность занятий в экзаменационный период для основной массы студентов должна носить профилактический характер, а для студентов-спортсменов иметь поддерживающий уровень физической и спортивно-технической подготовленности.

Состояние психической напряженности, наблюдающееся у студентов в период экзаменов, можно уменьшить несколькими способами.

Дыхательные упражнения. 1 упражнение – полное брюшное дыхание – вначале при расслабленных и слегка опущенных плечах выполняется вдох через нос; воздухом наполняются нижние отделы легких, живот при этом выпячивается. Затем вдохом последовательно поднимаются грудная клетка, плечи и ключицы. Полный выдох выполняется в той же последовательности: постепенно втягивается живот, опускается грудная клетка, плечи и ключицы.

2 – упражнение – состоит в полном дыхании, осуществляемом в определенном ритме ходьбы: полный вдох на 4, 6 или 8 шагов, затем следует задержка дыхания, равная половине числа шагов, сделанных при вдохе. Полный выдох делается за то же число шагов (4, 6, 8). Количество повторений определяется самочувствием.

3 – упражнение отличается от второго только условиями выдоха: толчками через плотно сжатые губы. Положительный эффект упражнений возрастает помере упражняемости.

Психическая саморегуляция. Изменение направленности сознания включает такие варианты, как отключение, при котором с помощью волевых усилий, концентрации внимания в сферу сознания включаются посторонние предметы, объекты, ситуации, кроме обстоятельств, вызывающих психическое напряжение. Переключение связано с концентрацией внимания и направленности сознания, на какое либо интересное дело. Отключение состоит в ограничении сенсорного потока: пребывание в тишине с закрытыми глазами, в спокойной расслабленной позе, представляя ситуации, в которых человек чувствует себя легко и спокойно.

studfiles.net

Двигательный режим в период экзаменационной сессии и напряженных умственных нагрузок

Федеральное агентство по образованию РФ

Новосибирский Государственный Университет Экономики и Управления

Кафедра физической культуры

Двигательный режим в период экзаменационной сессии и напряженных умственных нагрузок.

Выполнила: Зимина Анастасия гр.8111

Проверила: Коршунова О.С.

Новосибирск 2010

Введение

Одним из эффективных средств повышения работоспособности в учебном процессе и общественной активности студентов является приобщение их к физкультуре и спорту с учетом особенностей профессиональной деятельности.

Установлена прямая зависимость между успеваемостью студентов и их физическим развитием и, хотя значительная часть людей не находит прямой взаимосвязи учебных оценок и объема физических нагрузок в вузе, но она существует.

В основе физической подготовки к предстоящей трудовой деятельности - всестороннее физическое развитие. Это база для совершенствования всех жизненно важных функций организма, необходимых двигательных качеств, умений, навыков. Вместе с тем развитие промышленной техники, автоматизация производства, создание непрерывных технологических процессов, внедрение автоматических систем управления, электроники, кибернетики, увеличение скорости и эффективности действия технических средств меняет и характер производительного труда. Доля ручного труда и физических нагрузок уменьшается, доля умственного труда в общем, балансе рабочего времени возрастает. Все это ведет к дальнейшему повышению специальных требований, предъявляемых к организму человека, к физической подготовленности специалиста.

Два месяца в году у студентов связаны с экзаменам – зимняя и летняя экзаменационные сессии. Экзамены являются своеобразным критическим моментом в учебной деятельности, в подведении итогов учебного труда за семестр. Они служат определенным стимулом к увеличению объема, продолжительности интенсивности учебной деятельности, мобилизации всех сил организма. В этот период при средней продолжительности самоподготовки 8-9 часов в день интенсивность учебного труда повышается на 86-100%. Все это происходит в условиях изменения жизнедеятельности студентов. У многих из них в этот период возникают отрицательные эмоции, неуверенность в своих силах, чрезмерное волнение и страх. В период экзаменов под влиянием напряженной умственной деятельности, в условиях существенных изменений процессов жизнедеятельности, отсутствие в них физических отношений как средство эмоциональной разрядки, рекреации, наблюдается последовательное снижение показателей умственной и физической работоспособности на всем периоде экзаменационной сессии. Сам процесс экзаменов характеризуется также значительными психоэмоциональными и энергетическими затратами. В то же время более высокий уровень физической подготовленности помогает организму студентов более экономично справиться с требованиями экзаменационной сессии.

Результаты исследований свидетельствуют о том, что здоровье человека напрямую связано с его работоспособностью и утомляемости. От состояния здоровья во многом зависит успешность учебной и производственной деятельности студентов.

Сразу после экзаменационной сессии наблюдается снижение общего функционального состояния, толерантности организма к физическим нагрузкам и возрастание требований к профессионально важным интеллектуальным характеристикам личности. Происходит снижение компонентов клинического статуса и функциональной устойчивости к физическим нагрузкам и повышение профессионально важных интеллектуальных качеств. Такую динамику можно объяснить следующим образом: сам учебный процесс с нарастанием его интенсификации к экзаменационной сессии является мощным тренингом к стимуляции долговременной и оперативной памяти, логического мышления, объема и переключения внимания, зрительно-моторного восприятия, позволяющим повысить резервы интеллектуального труда. В то же время, к началу экзаменационной сессии возрастает время нахождения студентов в состоянии гиподинамии, нарушение режима труда и отдыха, питания.

Так же умственная работоспособность изменяется и в течение недели. На понедельник приходится стадия врабатывания, на вторник, среду и четверг - высокая работоспособность, а развивающееся утомление приходится на пятницу и субботу. Именно поэтому в воскресенье следует больше внимания уделять физической подготовке и занятиям спортом, которые снижают утомление.

Обучение в ВУЗе требует от студентов значительных интеллектуальных и нервно-эмоциональных напряжений, доходящих в период экзаменационной сессии до пределов возможного. Кроме того, эти напряжения, налагаясь на социальные, бытовые, экологические и другие нагрузочные факторы, могут привести к различным функциональным и психическим срывам.

Среди мероприятий направленных на повышение умственной работоспособности студентов, на преодоление и профилактику психоэмоционального и функционального перенапряжения можно рекомендовать следующие:

  • систематическое изучение учебных предметов студентами в семестре, без "штурма" в период зачетов и экзаменов;

  • ритмичную и системную организацию умственного труда;

  • постоянное поддержание эмоции интереса;

  • совершенствование межличностных отношений студентов между собой и преподавателями вуза, воспитание чувств;

  • организацию рационального режима труда, питания, сна и отдыха;

  • отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркотиков, курения и токсикомании;

  • физическую тренировку, постоянное поддержание организма в состоянии оптимальной физической тренированности.

Эффективная подготовка специалистов в вузе требует создания условий для интенсивного и напряженного творческого учебного труда без перегрузки и переутомления, в сочетании с активным отдыхом и физическим совершенствованием. Этому требованию должно отвечать такое использование средств физической культуры и спорта, которое способствует поддержанию достаточно высокой и устойчивой учебно-трудовой активности и работоспособности студентов. Обеспечение данной функции физического воспитания является одной из ведущих в социальном отношении.

Проведенные исследования позволяют рассмотреть ряд вариантов проведения занятий в зачетный и экзаменационный период, каждый из которых оказывает положительное воздействие на работоспособность и психоэмоциональное состояние студентов:

1-й вариант - занятия проводятся раз в неделю после сдачи экзаменов. Продолжительность - 90 мин. Содержание - плавание, спортивные игры, легкоатлетические и общеразвивающие упражнения умеренной интенсивности;

2-й вариант - два занятия в неделю по 45 мин. со следующей структурой: упражнения на внимание - 5 мин., общеразвивающие - 10 мин., подвижные и спортивные игры - 25 мин., дыхательные упражнения -5 мин.;

3-й вариант - два занятия в неделю по 45 мин. по возможности после экзамена. Их содержание включает общеразвивающие упражнения, разнообразные двусторонние и подвижные игры, которые избираются самими студентами. Занятия дополняются ежедневной УГГ, а после 55-60 мин. учебного труда - физкультурной паузой до 5-10 мин.;

4-й вариант - ежедневные занятия по 60-70 мин. Умеренной интенсивности, в содержание которых включаются плавание, минифутбол, спокойный бег, общеразвивающие упражнения. После каждого экзамена продолжительность занятий увеличивается до 120 мин. Кроме того, через каждые два часа умственной работы выполняется 10-минутный комплекс упражнений.

5-й вариант - его содержание охватывает четкую регламентацию сна, питания, самоподготовки, пребывания на свежем воздухе не менее 2 часов в день. Физическая активность определяется выполнением 15-20 - минутной зарядки на воздухе, физкультурными паузами после 1,5-2 ч. умственного труда, прогулками на свежем воздухе по 45-60 мин, после 3,5-4,5 часов учебного труда в первой половине дня и после 3,5-4 часов умственных занятий - во второй. По желанию студентов вторая прогулка может заменяться играми с мячом.

Учебный день студентов насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. В совокупности с вынужденной рабочей позой, при которой значительное время в напряженном состоянии находятся мышцы, удерживающие туловище в определенном положении, частые нарушения рационального режима труда и отдыха, неадекватные физические нагрузки могут приводить к нежелательным явлениям, служить причиной утомления, которое, в свою очередь, может накапливаться и переходить в переутомление.

Для того чтобы этого избежать, один вид деятельности должен сменяться другим, или необходим отдых. Наиболее эффективен активный отдых в виде умеренного физического труда или занятий физическими упражнениями. Последние годы возросло внимание к использованию средств физического воспитания для совершенствования учебного труда студентов, но многое еще остается нереализованным. Проблемным вопросом являются средства физической культуры, которые непосредственно влияют на функциональное состояние головного мозга при напряженной умственной деятельности.

В теории и методике физического воспитания разрабатываются методы направленного воздействия не только на отдельные мышечные группы, но и на определенные системы организма. Однако сохранение активной деятельности головного мозга человека требует особых подходов, внимания, методов сочетания физических нагрузок и их целенаправленного воздействия на функцию центральной нервной системы.

Для повышения работоспособности в течение учебного дня целесообразно использовать так называемые формы физического воспитания - физкультурные паузы - т.е. выполнения физических упражнений в перерывах между занятиями.

К "малым формам" физической культуры относят:

  • утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза,

  • микропаузы с использованием физических упражнений (физкультминуты).

Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) является наименее сложной, но достаточно эффективной формой для ускоренного включения человека в учебно-трудовой день. Она ускоряет приведение организма в работоспособное состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаляет продукты распада, накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность пищеварительных органов, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга.

Физкультурная пауза является действенной и доступной формой. Она призвана решать задачу обеспечения активного отдыха студентов и рабочих и повышения их работоспособности.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что после второй пары учебных часов умственная работоспособность человека начинает снижаться. Спустя 2-3 часа после завершения учебных занятий работоспособность восстанавливается до уровня, близкого к исходному в начале учебного дня, а при самоподготовке вновь отмечается ее снижение.

С учетом динамики работоспособности студентов в течение учебного дня физкультурная пауза продолжительностью 10 мин. рекомендуется после 4-х часов занятий и продолжительностью 5 мин. - после каждых 2-х часов самоподготовки, т.е. в периоды, когда приближаются или проявляются первые признаки утомления. Проводиться она должна в хорошо проветриваемом помещении. Физические упражнения подбираются так, чтобы активизировать работу систем организма, не принимавших участие в обеспечении учебно-трудовой деятельности.

Исследования показывают, что эффективность влияния физкультурной паузы проявляется при 10-минутном ее проведении в повышении работоспособности на 5-9%, при 5-минутном - на 2,5-6%.

Полезными бывают микропаузы, заполненные динамическими (бег на месте, приседания, сгибание и выпрямление рук в упоре и т.п.) или позотоническими упражнениями, которые состоят из 5-ти циклов энергичного сокращения и напряжения мышц - антагонистов - мышц сгибателей и разгибателей конечностей и туловища.

При продолжительной напряженной умственной работе рекомендуется через каждые 30-60 мин. использовать позотонические упражнения, через каждые 2 часа проводить динамические упражнения, например, бег на месте с глубоким ритмичным дыханием.

Использование "малых форм" физической культуры в учебном труде студентов играет существенную роль в оздоровлении его условий, повышении работоспособности.

Качественная подготовка молодых специалистов предполагает, прежде всего, повышение качества и эффективности всего процесса обучения в вузе. Важным условием, определяющим эффективность учебного процесса, является высокий уровень умственной и физической работоспособности студентов, а также учебно-трудовая активность студентов. Высокий уровень умственной и физической работоспособности в процессе учебной деятельности студентов обусловливается многими внешними и внутренними факторами. Среди них большую роль играет правильная организация учебного труда студентов, включающая в себя, как обязательный элемент, занятия физической культурой и спортом.

Необходимость создания сбалансированной системы обучения и физического воспитания обусловлена следующими причинами:

  • во-первых, увеличением с каждым днем, в арифметичекой прогрессии, потока новой информации и объёма изучаемого студентами учебного материала и, как следствие, недостаток свободного времени для занятий физической культурой;

  • во-вторых, ухудшением состояния здоровья молодежи;

  • в-третьих, снижением уровня физической подготовленности в связи с изменением социально-экономических и экологических условий жизни.

Позитивный характер изменений умственной работоспособности достигается во многом при адекватном для каждого индивида использовании средств физической культуры, методов и режимов воздействия.

  1. Виленский М.Я., Ильинич В.И. Физическая культура работников умственного труда. М., Знание, 1987

  2. Косилина Н.И., Сидоров С.П. Гимнастика в режиме рабочего дня. М., Знание, 1988

  3. Иванов Н.Ю. Физкультурная пауза в вузе // Теория и практика физической культуры. -1961. - Том 24, в.1. -С.51-53.

doc4web.ru

Двигательный режим в период экзаменационной сессии и напряженных умственных нагрузок

Федеральное агентство по образованию РФ

Новосибирский Государственный Университет Экономики и Управления

Кафедра физической культуры

Двигательный режим в период экзаменационной сессии и напряженных умственных нагрузок.

Выполнила: Зимина Анастасия гр.8111

Проверила: Коршунова О.С.

Новосибирск 2010

Оглавление

Введение. 3

Основные причины изменения состояния студентов в учебном году и факторы, ее определяющие. 3

Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности3

Самостоятельные занятия по физической культуре в экзаменационный период3

«Малые» формы физической культуры.. 3

Заключение. 3

Список использованной литературы.. 3

Введение

Одним из эффективных средств повышения работоспособности в учебном процессе и общественной активности студентов является приобщение их к физкультуре и спорту с учетом особенностей профессиональной деятельности.

Установлена прямая зависимость между успеваемостью студентов и их физическим развитием и, хотя значительная часть людей не находит прямой взаимосвязи учебных оценок и объема физических нагрузок в вузе, но она существует.

В основе физической подготовки к предстоящей трудовой деятельности - всестороннее физическое разви­тие. Это база для совершенствования всех жизненно важных функций организма, необходимых двигательных качеств, умений, навыков. Вместе с тем развитие промышленной техники, автоматизация производства, создание непрерывных техно­логических процессов, внедрение автоматических систем управления, электроники, кибернетики, увеличение скорости и эффективности действия технических средств меняет и характер производительного труда. Доля ручного труда и физических нагрузок уменьшается, доля умственного труда в общем, балансе рабочего времени возрастает. Все это ведет к дальнейшему повышению специальных требований, предъявляемых к организму человека, к физической подготовленности специалиста.

Два месяца в году у студентов связаны с экзаменам – зимняя и летняя экзаменационные сессии. Экзамены являются своеобразным критическим моментом в учебной деятельности, в подведении итогов учебного труда за семестр. Они служат определенным стимулом к увеличению объема, продолжительности интенсивности учебной деятельности, мобилизации всех сил организма. В этот период при средней продолжительности самоподготовки 8-9 часов в день интенсивность учебного труда повышается на 86-100%. Все это происходит в условиях изменения жизнедеятельности студентов. У многих из них в этот период возникают отрицательные эмоции, неуверенность в своих силах, чрезмерное волнение и страх. В период экзаменов под влиянием напряженной умственной деятельности, в условиях существенных изменений процессов жизнедеятельности, отсутствие в них физических отношений как средство эмоциональной разрядки, рекреации, наблюдается последовательное снижение показателей умственной и физической работоспособности на всем периоде экзаменационной сессии. Сам процесс экзаменов характеризуется также значительными психоэмоциональными и энергетическими затратами. В то же время более высокий уровень физической подготовленности помогает организму студентов более экономично справиться с требованиями экзаменационной сессии.

Результаты исследований свидетельствуют о том, что здоровье человека напрямую связано с его работоспособностью и утомляемости. От состояния здоровья во многом зависит успешность учебной и производственной деятельности студентов.

Сразу после экзаменационной сессии наблюдается снижение общего функционального состояния, толерантности организма к физическим нагрузкам и возрастание требований к профессионально важным интеллектуальным характеристикам личности. Происходит снижение компонентов клинического статуса и функциональной устойчивости к физическим нагрузкам и повышение профессионально важных интеллектуальных качеств. Такую динамику можно объяснить следующим образом: сам учебный процесс с нарастанием его интенсификации к экзаменационной сессии является мощным тренингом к стимуляции долговременной и оперативной памяти, логического мышления, объема и переключения внимания, зрительно-моторного восприятия, позволяющим повысить резервы интеллектуального труда. В то же время, к началу экзаменационной сессии возрастает время нахождения студентов в состоянии гиподинамии, нарушение режима труда и отдыха, питания.

Так же умственная работоспособность изменяется и в течение недели. На понедельник приходится стадия врабатывания, на вторник, среду и четверг - высокая работоспособность, а развивающееся утомление приходится на пятницу и субботу. Именно поэтому в воскресенье следует больше внимания уделять физической подготовке и занятиям спортом, которые снижают утомление.

Обучение в ВУЗе требует от студентов значительных интеллектуальных и нервно-эмоциональных напряжений, доходящих в период экзаменационной сессии до пределов возможного. Кроме того, эти напряжения, налагаясь на социальные, бытовые, экологические и другие нагрузочные факторы, могут привести к различным функциональным и психическим срывам.

Среди мероприятий направленных на повышение умственной работоспособности студентов, на преодоление и профилактику психоэмоционального и функционального перенапряжения можно рекомендовать следующие:

· систематическое изучение учебных предметов студентами в семестре, без "штурма" в период зачетов и экзаменов;

· ритмичную и системную организацию умственного труда;

· постоянное поддержание эмоции интереса;

· совершенствование межличностных отношений студентов между собой и преподавателями вуза, воспитание чувств;

· организацию рационального режима труда, питания, сна и отдыха;

· отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркотиков, курения и токсикомании;

· физическую тренировку, постоянное поддержание организма в состоянии оптимальной физической тренированности.

Эффективная подготовка специалистов в вузе требует создания условий для интенсивного и напряженного творческого учебного труда без перегрузки и переутомления, в сочетании с активным отдыхом и физическим совершенствованием. Этому требованию должно отвечать такое использование средств физической культуры и спорта, которое способствует поддержанию достаточно высокой и устойчивой учебно-трудовой активности и работоспособности студентов. Обеспечение данной функции физического воспитания является одной из ведущих в социальном отношении.

Проведенные исследования позволяют рассмотреть ряд вариантов проведения занятий в зачетный и экзаменационный период, каждый из которых оказывает положительное воздействие на работоспособность и психоэмоциональное состояние студентов:

1-й вариант - занятия проводятся раз в неделю после сдачи экзаменов. Продолжительность - 90 мин. Содержание - плавание, спортивные игры, легкоатлетические и общеразвивающие упражнения умеренной интенсивности;

2-й вариант - два занятия в неделю по 45 мин. со следующей структурой: упражнения на внимание - 5 мин., общеразвивающие - 10 мин., подвижные и спортивные игры - 25 мин., дыхательные упражнения -5 мин.;

3-й вариант - два занятия в неделю по 45 мин. по возможности после экзамена. Их содержание включает общеразвивающие упражнения, разнообразные двусторонние и подвижные игры, которые избираются самими студентами. Занятия дополняются ежедневной УГГ, а после 55-60 мин. учебного труда - физкультурной паузой до 5-10 мин.;

4-й вариант - ежедневные занятия по 60-70 мин. Умеренной интенсивности, в содержание которых включаются плавание, минифутбол, спокойный бег, общеразвивающие упражнения. После каждого экзамена продолжительность занятий увеличивается до 120 мин. Кроме того, через каждые два часа умственной работы выполняется 10-минутный комплекс упражнений.

5-й вариант - его содержание охватывает четкую регламентацию сна, питания, самоподготовки, пребывания на свежем воздухе не менее 2 часов в день. Физическая активность определяется выполнением 15-20 - минутной зарядки на воздухе, физкультурными паузами после 1,5-2 ч. умственного труда, прогулками на свежем воздухе по 45-60 мин, после 3,5-4,5 часов учебного труда в первой половине дня и после 3,5-4 часов умственных занятий - во второй. По желанию студентов вторая прогулка может заменяться играми с мячом.

Учебный день студентов насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. В совокупности с вынужденной рабочей позой, при которой значительное время в напряженном состоянии находятся мышцы, удерживающие туловище в определенном положении, частые нарушения рационального режима труда и отдыха, неадекватные физические нагрузки могут приводить к нежелательным явлениям, служить причиной утомления, которое, в свою очередь, может накапливаться и переходить в переутомление.

Для того чтобы этого избежать, один вид деятельности должен сменяться другим, или необходим отдых. Наиболее эффективен активный отдых в виде умеренного физического труда или занятий физическими упражнениями. Последние годы возросло внимание к использованию средств физического воспитания для совершенствования учебного труда студентов, но многое еще остается нереализованным. Проблемным вопросом являются средства физической культуры, которые непосредственно влияют на функциональное состояние головного мозга при напряженной умственной деятельности.

mirznanii.com

Особенности занятий физкультурой и спортом в период экзаменационной сессии.

 

Систематически заниматься в период экзаменов физической куль­турой еще не стало доброй традицией, хотя имеется положительный опыт ряда вузов. Так, проводились занятия после сдачи каждого экза­мена по плаванию, спортивным играм, легкоатлетическим упражнени­ям умеренной интенсивности продолжительностью до 60 мин. Резуль­таты работы свидетельствуют, что в группе студентов, посещавших за­нятия, по сравнению с теми, кто их не посещал, были выше показатели умственной работоспособности, психоэмоционального (самочувствие, настроение, активность) и функционального состояния. Другой опыт характерен тем, что занятия проводились 2 раза в неделю по 45 мин, и содержание их определяли сами студенты. Занятия дополнялись еже­дневной утренней гимнастикой и упражнениями общего воздействия:

5—10 мин после каждых двух часов учебного труда. Изучение измене­ний свойств внимания за период экзаменов показало, что по сравне­нию со студентами, ведущими пассивный режим жизнедеятельности, у занимающихся оказались существенно выше в конце сессии показа­тели устойчивости, интенсивности, распределения, сосредоточения, переключения и объема внимания на 6—12%.

Эффект занятий физическими упражнениями можно повысить, если они сочетаются с оптимальным режимом жизнедеятельности сту­дентов. Так, при наблюдении за тремя группами студентов 1-я — имела произвольный режим жизнедеятельности, где отсутствовал эле­мент физической активности; 2-я — отличалась тем, что имела норма­лизованную двигательную активность; 3-я — в добавление ко второй имела четкую организацию сна, питания, пребывания на свежем воз­духе, учебного труда. В результате показатели умственной и физичес­кой работоспособности, психоэмоционального состояния студентов в 3-й группе оказались, выше за период сессии на 7—13%, чем во 2-й группе, и на 12—18% лучше, чем в 1-й. Кроме того, восстановление после завершения сессии в течение недели в 3-й группе оказалось пол­ным, в то время как в двух других группах отмечалось четко выражен­ное недовосстановление. Некоторые вузы имели положительный опыт организации пребывания студентов во время сессии в загородных оз­доровительно-спортивных лагерях. Там же они сдавали экзамены. Ре­зультативность таких решений оказалась чрезвычайно высокой по всем изучавшимся показателям. Наибольший эффект отмечен в груп­пах первокурсников.

Благоприятное воздействие на утомленных учебным трудом сту­дентов оказывают упражнения циклического характера умеренной ин­тенсивности (при ЧСС 120—140 удар/мин). Этот эффект тем выше, чем больше мышечных групп вовлекается в активную деятельность. После экзамена, чтобы ускорить восстановительные процессы и снять нервное напряжение, полезно выполнить умеренные циклические уп­ражнения.

Мышечная деятельность, вызывающая резкое обострение эмоцио­нального состояния в этот период (соревнования, единоборства, ответ­ственные спортивные игры), ведет к угнетению умственной работо­способности.

Наблюдения за студентами-спортсменами на учебно-тренировоч­ных занятиях в период экзаменов позволили зафиксировать повышен­ные трудности при овладении техникой новых упражнений — в 1,5— 2 раза больше времени приходилось затрачивать на их освоение. При этой у студентов отмечалось снижение концентрации внимания, со­знательного контроля за выполнением движений. Часто проявлялись старые технические ошибки, от которых, казалось, удалось избавиться. Нередко отмечалось ухудшение ранее сформированных двигательных навыков. При использовании интенсивных упражнений у студентов в этот период быстро наступает чувство усталости и нервной разрядки. Поэтому при участии в соревнованиях в период экзаменов студенты показывают далеко не лучшие результаты.

Таким образом, направленность занятий в экзаменационный пери­од для основной массы студентов должна носить профилактический характер, а для студентов-спортсменов иметь поддерживающий уро­вень физической и спортивно-технической подготовленности.

Состояние психической напряженности, наблюдающееся у студен­тов в период экзаменов, можно уменьшить несколькими способами.

Дыхательные упражнения. Полное брюшное дыхание — вначале при расслабленных и слегка опущенных плечах выполняется вдох через нос; воздухом наполняются нижние отделы легких, живот при этом выпячивается. Затем вдохом последовательно поднимаются грудная клетка, плечи, ключицы. Полный выдох выполняется в той же последовательности: постепенно втягивается живот, опускается груд­ная клетка, плечи и ключицы. Второе упражнение состоит в полном дыхании, осуществляемом в определенном ритме ходьбы: полный вдох на 4, 6 или 8 шагов, затем следует задержка дыхания, равная по­ловине числа шагов, сделанных при вдохе. Полный выдох делается за то же число шагов (4,6,8). Количество повторений определяется само­чувствием. Третье упражнение отличается от второго только условия­ми выдоха: толчками через плотно сжатые губы. Положительный эф­фект упражнений возрастает по мере упражняемости.

Психическая саморегуляция (см. гл. 3). Изменение направленнос­ти сознания включает такие варианты, как отключение, при котором с помощью волевых усилий, концентрации внимания в сферу сознания включаются посторонние предметы, объекты, ситуации, кроме обсто­ятельств, вызывающих психическое напряжение. Переключение свя­зано с концентрацией внимания и направленности сознания на какое-либо интересное дело. Отключение состоит в ограничении сенсорного потока: пребывание в тишине с закрытыми глазами, в спокойной рас­слабленной позе, представляя ситуации, в которых человек чувствует себя легко и спокойно.

47. Чем вызвана необходимость самостоятельных занятий студентов физической культурой и спортом?

см. вопрос 48

48. Каковы цели и задачи самостоятельных занятий физическими упражнениями?

Приобщение студенческой молодежи у физической культуре – важное слагаемое в формировании здорового образа жизни. Наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой, решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Здоровье и учеба студентов взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье студента, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает подлинный смысл и ценность. Чтобы студенты успешно адаптировались к условиям обучения в вузе, сохранили и укрепили здоровье за время обучения, необходимы здоровый образ жизни и регулярная оптимальная двигательная активность.

 

Современные сложные условия жизни диктуют более высокие требования к биологическим и социальным возможностям человека. Всестороннее развитие физических способностей людей с помощью организованной двигательной активности (физической тренировки) помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышает работоспособность, укрепляет здоровье, позволяет в рамках короткого рабочего дня выполнить намеченные дела.

Мышцы составляют 40-45% массы тела человека. За время эволюционного развития функция мышечного движения подчинила себе строение, функцию и всю жизнедеятельность других органов, систем организма, поэтому он очень чутко реагирует как на снижение двигательной активности, так и на тяжелые, непосильные физические нагрузки.

Систематическое, соответствующее полу, возрасту и состоянию здоровья, использование физических нагрузок – один из обязательных факторов здорового режима жизни. Физические нагрузки представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, а также, организованных или самостоятельных занятий физической культурой и спортом, объединенных термином, «двигательная активность»

У большинства людей, занимающихся умственной деятельностью, наблюдается ограничение двигательной активности.

Специалист, завершивший обучение по дисциплине «физическая культура», должен обнаружить мотивационно-ценностное отношение к физической культуре, сформированную потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом в физическом самосовершенствовании.

49. Из каких частей состоит тренировочное занятие, и каково их содержание?

Учебно-тренировочное занятие строится с учетом реализации методических принципов спортивной тренировки. Оно может состоять из четырех или трех частей.

Из четырех частей строится занятие преимущественно со студентами, не имеющими спортивной квалификации. Такие занятия состоят из вводной, подготовительной (разминки), основной и заключительной частей.

Тренировочные занятия с квалифицированными спортсменами и самостоятельные занятия студентов состоят из трех частей, где две первые части объединяются в одно под названием вводно-подготовительная часть, или разминка.

Вводная часть сводится к организации занятия (построение), созданию у занимающихся рабочей обстановки и психологического настроя на эффективное выполнение задач данного занятия (принцип сознательности и активности)

Разминка обеспечивает преодоление периода врабатывания организма. Она переводит организм занимающихся из состояния сравнительного покоя в деятельное состояние, в состояние готовности к выполнению повышенных физических нагрузок, способствует реализации принципа постепенности.

В основной части выполняются главные задачи, стоящие перед данным занятием.

Заключительная часть направлена на обеспечение постепенного снижения физической активности и приведение организма занимающихся в сравнительно спокойное состояние.

Читайте также:

lektsia.info


Смотрите также