Программа курса внеурочной деятельности "Занимательный русский язык 7 класс". Занимательные упражнения по русскому языку 7 класс


Час занимательного русского языка (6-7 класс)

hello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pnghello_html_11090369.png hello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pngЦель проведения:

- проверить знания уч-ся по русскому языку; прививать интерес к изучению родного языка;- способствовать активизации мыслительной деятельности уч-ся; развивать интеллект, внимание, память, воображение; - создать условия для воспитания любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.

Ход урока

В игре принимают участие уч-ся 6 и 7 классов. ( 2 команды) и  (жюри).

Команды: «Морфемика»,  «Грамматика

Ход игры.

Вступительное слово учителя:

- Добрый день, дорогие ребята! Сегодня в рамках проведения недели русского языка мы с вами собрались на «Час занимательного русского языка”. Этот час мы проведем с вами в форме турнира между учащимися 6 и 7 классов.

«Язык, великолепный наш язык,Речное и степное в нем раздолье,В нем клекоты орла и волчий рык,Напев и звон, и ладан богомолья.В нем воркованье голубя весной,Взлет жаворонка к солнцу – выше, выше. Березовая роща. Свет сквозной. Небесный дождь, просыпанный по крышам.»

К. Бальмонт

Представление команд.

Команда 1. Знатоки

Мы отвечаем дружно,И здесь сомнений нет:Сегодня будет дружбаВладычицей побед.

Команда 2. Академики

И пусть острей кипит борьба,Сильней соревнование:Успех решает не судьба,А только наши знания.

- Суперобъективное жюри будет следить  за ходом нашего турнира. За каждый правильный ответ вы будете получать 5 баллов. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, является победителем и знатоком русского языка. Итак, начинаем.

Первый тур «Разминка».

Команды по очереди отвечают на вопросы:

  • Как называют звуки, состоящие только из голоса? (гласные)

  • Как каплю превратить в цаплю? (поменять первую букву)

  • В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? ( суббота)

  • Имена девочек состоят из двух букв а и удвоенных согласных. Как зовут девочек? (Алла, Анна)

  • Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека?

  • Сколько слогов в слове да? (1)

  • Назовите синоним слова ДОРОГА.

  • Что у зайца позади, а у цапли впереди? (ц)

  • 0тгадайте загадку: с виду – клин, а развернёшь – блин (Зонтик).

  • Назовите антоним слова НОЧЬ (День) .

  • Его оторвали у Варвары на базаре (Нос).

  • Часть речи, которая обозначает действие предмета? (Глагол). .

  • Каких букв в русском алфавите больше: гласных или согласных? (Согласных).

  • Главная песня государства (Гимн).

  • Какие два местоимения мешают автомобилистам? (я-мы).

  • «Личное дело» ученика для служебного пользования его родителей. (Дневник.)

  • Что такое ручкохранилище? (Пенал.)

  • Земля, которую может покрутить любой желающий. (Глобус.)

  • Слово белый по отношению к слову черный. (Антоним.

  • Он бывает между корнем и окончанием. (Суффикс.)

Конкурс 2. Постижение народной мудрости.

Ведущий: Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык – самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. В них выражена народная мудрость, и употребление их в вашей речи поможет сделать ее более яркой, самобытной, интересной. Сейчас я хочу предложить вам ответить на вопросы, вспомнив соответствующие пословицы и поговорки и сформулировав их дословно. В задании могут встретиться и фразеологические обороты, которые приближены к поговоркам.

  • Он здоровый в здоровом теле. (Здоровый дух.)

  • Часть одежды, которую рекомендуют держать шире. (Карман шире.)

  • У него глаза велики. (У страха.)

  • Только там бывает бесплатный сыр. (В мышеловке.)

  • Ее ждут, сидя у моря. (Погоды.)

  • Эта часть предмета бывает золотой. (Середина.)

Собери пословицу.

Пословицы – одно из свидетельств живописности, выразительности нашей устной речи.

Ваша задача – собрать пословицы.

  1. В одно ухо влетает,(а в другое вылетает)

  2. С миру по нитке – (голому рубашка)

  3. Хвалил пес волка,(что вертит хвостом ловко)

  4. Злой плачет от зависти, (а добрый от жалости)

  5. За маленьким погнался – (большое потерял)

  6. Куй железо (пока горячо)

  7. Терпенье и труд (все перетрут)

  8. Век живи – (век учись)

  9. Хлеб-соль кушай, (а правду слушай)

  10. Жизнь прожить (не поле перейти)

11.- Сколько волка ни корми - все равно в лес смотрит.

12- Любишь брать, люби отдавать.

13- С кем поведешься, от того и наберешься.

14- Что посеешь, то и пожнешь.

Конкурс 3. Расставьте гласные.

Ведущий: Этот конкурс требует от вас определенной фантазии и большого словарного запаса. Но для начала вспомните, какие буквы называют гласными.

Ведущий: А теперь, пожалуйста, расставьте гласные в предлагаемых вам конструкциях, например так, как показано на доске. (Слайд 9)

Букву Е

БРТ – БеРеТСВР – СеВеРВР – ВееРКЛЩ – КЛеЩ

Команды получают задание на карточках:

Букву О

КН – окноГРХ – горохКЛКЛ – колоколТПТ – топотБЛТ – болтПКЙ – покойГРН – горнТРН – тронКРК – окорокГЛТК – глоток

Букву У

СД – судШРП – шурупКСС – уксусКСТ – кустБРНДК – бурундук

Букву А

БРН – баран ТК – атака РФ – арфа МРК – марка СТР – астра КРМН – карман БРК – барак ШЛШ – шалаш ФНТ – фантШРМ – шрам, шарм

Букву И

ПРЗ – приз PC – рис ЛЛЯ – лилияФЛН – филинPC – ирис

Конкурс 4 Игра: «Найди новое слово»

- Пользуясь данными словами, составьте новые - кто больше?

1) Мартышка –

(камыш, шрам, арык, карта, марш, штык, марка, крыша)

2) Промокашка –

(каша, кашка, комар, паром, мошка, пар, рак, шар, ромашка, окрошка, окоп, мак)

- Каждой команде предлагается карточка с ребусом. В течение 1 минуты учащиеся должны разгадать ребус:

А) Е2 мы сели за 100л, о5 прилетели 40и и с3жи.

(Едва мы сели за стол, опять прилетели сороки и стрижи)

Б) Прежде чем 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеенку.

(Прежде чем семья опять сядет за стол, предварительно вытри клеенку)

6. “Фонетическая разминка”

  • слайд №

  • слайд №

  • слайд №

Конкурс 7. Найди ошибки.

Карточка.

Я шол полестной дарошке в диревню. Месность была мне знакома. В чяще леса слышался галасок малинофки. У опушке милкали голубымколоколчики белыи ромашки на высокой ношки. От опушке к диревни тенулась паляна. За паляной сенела речька. Около речьки паслос стадо.

Ведущий: Сейчас мы сможем проверить, в какой команде самые внимательные и грамотные дети. Перед вами диктант, написанный учеником, нечасто посещавшим уроки русского языка. Исправьте ошибки в тексте.

За каждую исправленную ошибку команде начисляется по 1 баллу.

  1. Соревнование на лучшего диктора.

Расставьте в словах ударения и прочитайте без ошибок

Алфавит, арест, диалог, документ, каталог, квартал, звонит, свекла, щавель, начала, поняла.

Конкурс 9. Веселая грамматика».

Ведущий: Поработаем с частями речи. От предложенных имен прилагательных образуйте имена существительные. (Слайд )

  • храбрый

  • сильный

  • гордый

  • мудрый

  • грубый

  • веселый

  • умный

  • крепкий

  • смелый

  • добрый

  • болтливый

  • богатый

  • хвастливый

  • ленивый

  • бедный

«Шарады»

К торжественному крику прибавь согласный звук, Чтоб протянулись горы с севера на юг.

(Ура-л)

Корень мой находится в «цене».В «Очерке» найди приставку мне, Суффикс мой в «тетрадке» все встречали.Весь же - в дневнике или журнале.

(о+цен+к+а)

Конкурс болельщиков

Турнир 10.

Игра «Расшифруй слова»

1. ДЛАЯЙТЕКАЛ

Прогони собаку, не тревожа птицу, (дятел, лайка)

2. ГКАРВОЗАДИСЬКА

Где цветок, где рыба отгадать попробуй (гвоздика, карась)

З.СММАСОРОЛЕДИННОКА

Гриб клади в корзину, ягоду - в лукошко, (маслёнок, смородина)

Конкурс 11. Конкурс писателей.

Ведущий: Сейчас мы узнаем писательские способности наших команд. Итак, конкурс писателей.

- “Раскрасим текст прилагательными”. Прилагательное – это волшебное средство языка, с помощью которого чёрно-белый текст становится цветным. Попробуйте и вы.

Задание: Командам надо вставить в текст прилагательные: украсить, уточнить.

Раздаётся текст И.С. Тургенева.

Текст.

Вот и лес. Тень и тишина. Осины высоко лепечут над нами. Ветки берёз едва шевелятся. Дуб стоит, как боец, подле липы. Мы идём по дорожке. Мухи неподвижно висят в воздухе. Мошки вьются столбом, светлее в тени, темнее на солнце. Голосок малиновки звучит радостно. Дальше, дальше, глубже в лес.

Подведение итогов.

Подошло к концу наше путешествие по дороге Лингвистике. Хочу закончить его словами поэтессы Марии Комисаровой:

Народ – властитель тайны словаИ всех сокровищ языка.Им выткана его основаДля поколений на  века.Он создал чудо тени, света,И звука взлёт, и слова лад,Им жизнь поэзии согрета,В нём звёзды вечности горят.

Храните всё богатство нашего  языка, пользуйтесь им бережно и аккуратно, любите свой язык и изучайте его. Он откроет вам целый мир.

Подведение итогов, награждение команды-победительницы.

infourok.ru

Разработка игры-викторины для 7 класса "Занимательный русский язык"

Игра-викторина "Занимательный русский язык" для 7 класса.

Цель занятия: Воспитывать интерес к русскому языку и развивать творческие способности детей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

                                           Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось

                                           бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко

                                           сказанное русское слово.

                                                                                                                    Н.В.Гоголь

1. Вступительное слово учителя.

    Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые.

Сегодня мы собрались здесь, чтобы поиграть в слова. Такие игры развивают человека, заставляют с непривычной точки зрения взглянуть на знакомые вещи, углубляют знание родного языка.

   Они требуют находчивости, дают простор чувству юмора. Ведь как говорил Н.В.Гоголь: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».

    Вот и мы с вами попробуем замашисто, бойко, кипуче и животрепещуще поиграть в русские слова. Но в слова не обычные, а в необычные. А что это за необычные слова, я надеюсь, вы догадаетесь после того, как прослушаете стихотворение В. Суслова «Как работает слово». ( чтение стихотворения учащимся)

        Как работает слово

        Бывает частенько, что слово - одно,

        Но очень по-разному служит оно.

        Примеры тут можно найти без труда.

        Возьмем хоть короткое слово «вода».

        Вот был я мальчишкой, да детство прошло.

        С тех пор уж немало «воды утекло»!

        О смелом мы вправе сказать наперед:

        Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет!»

        А гуси и утки — сухие всегда.

        Заметили люди: «Как с гуся вода».

        Случалось с тобою: ты правил не знал.

        Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»!

        Лентяй отдыхает, а время идет —

       «Под камень лежачий вода не течет».

        Сказать болтуну мы порою не прочь:

        «Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь».

         Не прочь и другому сказать невзначай:

        «Довольно лить воду! Ты дело давай!»

         Работать впустую... Что скажут потом?

         Не дело, мол, «воду носить решетом».

         Стихи я пишу, не жалея труда,

         Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода...».

 

    - Теперь вы, конечно, поняли, о чем мы будем говорить сегодня? ( об устойчивых словосочетаниях в русском языке, которые называются фразеологическими оборотами или фразеологизмами.)    

     Фразеологизмы, а ими очень богат русский язык, делают нашу речь более яркой, образной и выразительной. Слышим мы их всюду: и дома, и на улице, и в школе на уроках... Встречаемся мы с ними и читая наши любимые книжки. Фразеологические обороты поражают удивительной образностью.

     Вслушайтесь в эти интересные словосочетания: чесать язык, сквозь землю провалиться, собаку съесть, зарубить на носу, сесть в галошу, без году неделя, делать из мухи слона, ума не приложу, висеть на волоске, медведь на ухо наступил, развесил уши... А теперь постарайтесь представить себе хотя бы кое-что из написанного здесь в буквальном смысле. Получается? Мы сейчас попросим наших художников помочь нам в этом.

      1. Сесть в калошу ( потерпеть неудачу, оказаться в смешном, неловком положении)

      2. Лить крокодиловы слезы ( лицемерить, притворяться).

      3. На козе не подъедешь (не подступишься, не договоришься).

      4. Нужен как собаке пятая нога (лишний).

      5. Греть уши (подслушивать).

      6. Нашли общий язык (подружиться, хорошо понимать друг друга).

 

     Нелепо? Смешно? Конечно! - Что же произошло с привычными и понятными до сих пор для нас словами? Как вы думаете? (Ответы детей.)

     Правильно, каждое отдельное слово, входящее во фразеологический оборот, потеряло свое первоначальное значение. И два или несколько простых слов, соединившихся в одну короткую фразу, приобрели совсем иной, общий для них всех смысл. Мы получили неделимое сочетание слов, которое часто называют еще устойчивым сочетанием. Сегодня вместе с нашими знатоками русского языка проверим, как мы можем ориентироваться в огромном море фразеологизмов. Признали мы их знатоками не с бухты-барахты.

     Участвуя в игре-конкурсе «Ваш звездный час!», они докажут нам, что с фразеологизмами они уже на короткую ногу и в этом деле собаку съели, покажут нам веселую игру ума и воображения, проявят свою находчивость и, конечно же, юмор.

 ХОД ИГРЫ

1 тур «Дальше… дальше»

Фразеологические обороты, которые являются предметом сегодняшнего разговора, -это устойчивые сочетания слов, имеющие единое лексическое значение. Вот сейчас мы узнаем, хорошо ли ребята знают лексические значения фразеологизмов.

За 1 минуту каждый должен назвать как можно больше значений оборотов. Если не знаете, говорите: «Дальше».

1.в час по чайной ложке (мало)                      1.кривить душой (лгать)

2.себе на уме (хитрить)                                  2.кожа да кости( худой)

3.раз, два и обчелся (мало)                            3. вставлять палки в колеса (мешать)

4.заячья душа (трус)                                      4.в двух словах ( коротко)

5.куры не клюют (много)                                5.зарубить на носу (запомнить)

6.ушки на макушке (внимательно)                   6.язык проглотить (молчать)

7.повесить голову (печалиться)                       7. клевать носом (дремать)

8.рукой подать (близко)                                  8.гонять лодыря (бездельничать)

9.во все лопатки (быстро)                                9.мастер на все руки (умелец)

10. витать в облаках (мечтать)                        10. водить за нос (обманывать)

11. играть первую скрипку(быть главным)       11. идти в ногу (действовать согласованно)

12. стреляный воробей(опытный чел.)             12. бросать слова на ветер( говорить зря)

13. делать из мухи слона(преувеличивать)      13. говорить сквозь зубы (неохотно)

14. избушка на курьих ножках(старое что-то)  14. одна нога здесь, другая там (быстро)

15. спустя рукава (плохо)                                15. засучив рукава (хорошо)

16. сломя голову (быстро)                                16. во весь дух (быстро).

 

2 тур «Найди синонимы».

    Вы заметили, что многие фразеологизмы обозначают одно и то же: во все лопатки, во весь дух, сломя голову, со всех ног – быстро.

    - Как называется такое явление в русском языке? (синонимия).

     Ваша задача: определить, на сколько групп по значению можно разделить данные фразеологизмы и определить значение этих групп.

1. Выйти из себя.

2. Довести до белого каления.

3. И бровью не шевельнул.

4. И в ус не дует.

5. Как с гуся вода.

6. Махнуть рукой.

7. Метать громы и молнии.

8. Ноль внимания.

9. Под горячую руку.

10. Рвать и метать.

11. Устроить сцену.

12. Хоть трава не расти.

 

1. Бить баклуши.

2. Брать быка за рога.

3. Валять дурака.

4. Горит в руках.

5. Не покладая рук.

6. Засучив рукава.

7. Палец о палец не ударить.

8. В поте лица.

9. Плевать в потолок.

10. Своротить гору.

11. Сидеть сложа руки.

12. Считать ворон.

 

3 тур «Найди антонимы».

     Слова с одинаковым значением называются синонимами, а как называются слова с противоположным значением?

     Правильно. Как вы думаете, есть ли фразеологизмы – антонимы в русском языке? Да, есть. А знают ли их наши знатоки, мы сейчас проверим. К данным фразеологизмам подберите фразеологизмы-антонимы:

1. В двух шагах - за тридевять земель.

2. Взять себя в руки – выйти из себя.

3. Засучив рукава – спустя рукава.

4. Пасть духом – воспрянуть духом.

5. Хоть пруд пруди – кот наплакал.

6. Чесать языком – держать язык за зубами.

 

Игра с болельщиками во время 2 и 3 туров:

      Пока суд да дело, дорогие наши болельщики, скажите-ка, положа руку на сердце, чем вы обычно занимаетесь на уроках, и как к этому относится ваш любимый учитель?

— ходите на головах;

— грызете гранит науки;

— тянете кота за хвост;

— жуете мочалку;

— режете без ножа учителя;

— играете в бирюльки;

— гоняете лодыря;

— и ухом не ведете;

— рассказываете бабушкины сказки;

— лезете из кожи вон.

 

    А учитель в это время:

— выжимает слезу;

— рвет и мечет;

— кусает локти;

— на седьмом небе;

— смотрит сквозь пальцы;

— и в ус не дует;

— заводит волынку;

— заливается соловьем;

— грозит угостить березовой кашей;

— обещает намылить голову.

 

4 тур «Кто быстрее».

     В русском языке тьма – тьмущая не только фразеологизмов – синонимов, антонимов, но и оборотов, имеющих общее слово . Ну хотя бы «рука», «голова», «нос», «глаз» и т.д. Например: задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу.

     Наши игроки должны подобрать по 5 фразеологизмов с общим для них словом (существительным):

1 – слово « глаз» (мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, с глазу на глаз, хоть глаз выколи, открыть глаза, как бельмо на глазу)

2 – слово «язык» (язык проглотил, прикусить язык, найти общий язык, сорваться с языка, язык не поворачивается, развязать язык, острый на язык, тянуть за язык, держать язык за зубами).

3 - слово «ухо» ( держать ухо востро, пропускать между ушей, покраснеть до ушей, медведь на ухо наступил, развесить уши, навострить уши, слышать краем уха, прожужжать все уши, ушки на макушке).

 

5 тур «Кто больше».

     Вы заметили, что мы постоянно что-то сегодня считаем: за одну минуту произносим значения фразеологизмов, пишем пять оборотов с общим словом и т.д. А знакомы ли наши знатоки с числительными в составе фразеологизмов? Сейчас проверим.

     За установленное время (2 минуты) записать фразеологизмы, в состав которых входят числительные. (в один голос, одного поля ягода, меж двух огней, ни два ни полтора, как дважды два, на все четыре стороны, знать как свои пять пальцев, заблудиться в трех соснах, семь пятниц на неделе…) А так как некоторые больше ворон считают, то естественным для них будет за это же время вспомнить фразеологизмы, имеющие в своем составе название животного или птицы. ( волком смотрит, собаку съел, козел отпущения, белая ворона, как с гуся вода).

 

6 тур «Почувствуй и скажи».

    Но жизнь человека состоит не только из чисел (даже если они благородно включены в обороты), слов «дальше», «быстрей», «больше».На то мы и люди, что в отличие от машин умеем чувствовать: любить, ненавидеть, радоваться и печалиться. Как вы думаете, можем ли мы выражать свои чувства фразеологизмами? Вспомним по одному фразеологическому выражению, обозначающему настроение, состояние души, чувства, которые испытывал, как пить дать, каждый из нас:

  • Радость – быть на седьмом небе,

  • Страх – душа ушла в пятки,

  • Печаль – повесил голову,

  • Обида – губы надул,

  • Стыд – готов сквозь землю провалиться

  • Плохое настроение – встать не с той ноги,

  • Испуг – мурашки забегали, мороз по коже пробежал,

  • Тревога – кошки на душе скребут,

  • Негодование – дойти до белого каления.

 

7 тур «Почему мы так говорим».

    Да, ну и заварили мы кашу.

    -А что означает выражение «заварить кашу»? (затевать какое-нибудь хлопотное или неприятное дело) А у нас какое дело? Конечно, хлопотное.

    Сколько потов сойдет, пока разберешься, в чем суть да дело. А вот история происхождения фразеологизма «заварить кашу».  

    Основными блюдами русской национальной старинной кухни были: щи, каша, квас и кисель. Каша была обязательным блюдом на свадебном пиру, так как символизировала собой плодородие. Заварить кашу означало раньше на Руси устроить свадебный пир. А свадьба, как известно, дело хлопотное и непростое. От этих каш— свадебных пиров, в которых участвовало много людей, и возникло выражение «заварить кашу».

    Задание ученикам Выяснить происхождение фразеологизмов.

1-«ахиллесова пята»; «играть на нервах»;

2-«ариаднина нить»; «во всю ивановскую».

 

     Ариаднина нить Эти крылатые слова — из мифа об афинском герое Тезее. Ариадна, дочь критского царя Миноса, помогла Тезею, прибывшему из Афин, чтобы сразиться с чудовищем Минотавром (Минотавр, по мифу, получеловек, полубык). С помощью клубка ниток, который дала Тезею Ариадна, он сумел после победы над Минотавром благополучно выбраться из лабиринта — жилища Минотавра — при помощи клубка ниток. Переносное значение: средство выйти из затруднения или руководящее начало.

     Ахиллесова пята Всякое слабое, уязвимое место человека (в характере, привычках, склонностях) называют ахиллесовой пятой. Откуда же взялось это выражение? Ахилл — любимый герой множества легенд Древней Греции. Это непобедимый, отважный человек, которого не брали никакие вражеские стрелы. Легенда рассказывает, что мать Ахилла Фетида, желая сделать сына неуязвимым, окунула мальчика в воды священной реки Стикс. Но когда мать окунула Ахилла, она держала его за пятку (пяту), и пятка оказалась незащищенной. В одном из состязаний Парис, противник Ахилла, пустил стрелу в пятку Ахилла и убил его.

    Во всю ивановскую Во всю ивановскую значит «что есть мочи, изо всех сил». История этого выражения такова. Очень давно, в XVI— XVII веках, указы русских царей зачитывались на городских площадях. В Москве указы зачитывались на Ивановской площади в Кремле (у колокольни Ивана Великого). Площадь была шумная, многолюдная. Дьяки, читавшие царевы указы, старались своим голосом заглушить гомон толпы. Им приходилось не читать, а кричать на всю площадь, во всю Ивановскую. С тех пор и пошло выражение: кричит во всю ивановскую.

    Играть на нервах Расстроенные нервы, натянутые нервы, слабая струна, играть на нервах... Немало выражений, касающихся нервов, имеют «музыкальный» уклон: играть, расстроенные, натянутые... Это объясняется происхождением слова нерв. Еще в глубокой древности люди, играли на музыкальных инструментах. Струна по латыни— «нервус». Позже врачи узнали о существовании в организме нервов. Нервы похожи на струны, римляне их так и назвали. А привычные выражения, связанные с музыкальными струнами, стала применять и по отношению к нервам. Выражение играть на нервах равнозначно «намеренно раздражать, нервировать кого-либо».

 

8 тур «Гонка за лидером».

Закончите фразеологизмы.

1. Не взирая... (на лица)                     1. Два сапога... (пара).

2. Буря в... (в стакане).                       2. Топтаться на...(месте).

3. Кусать...(локти).                              3. Не мудрствуя...(лукаво).

4. Волчий...(аппетит).                          4. Как две капли... (похожи).

5. Черепашьим...(шагом).                     5. От корки... (до корки).

6. За семь верст...(киселя хлебать).     6. Ждать у...(моря погоды).

7. Принять за чистую...(монету).           7. Овчинка... (выделки не стоит).

8. Проще пареной...(репы).                  8. Обвести вокруг..(пальца).

9. Не в бровь... (а в глаз).                    9. Сулить золотые...(горы).

10. Не видеть дальше...(собст.носа).   10. Краем уха...(слышать).

11. Плакать в...(жилетку).                   11. Кисейная…(барышня).

12. Еле-еле душа...(в теле).                 12. Рог... (изобилия).

13. На сон...(грядущий).                       13. Голод не...(тетка).

 

    Имеющий уши да... услышит все то, что мы сегодня говорили. Имеющий память да… запомнит все то, что услышал сегодня.

 

III. Подведение итогов.

IY. Заключительное слово учителя.

    Каждый день мы все больше открываем завесу над несметными сокровищами родного языка, обогащаем свою речь новыми словами и фразеологизмами. А если чего-то не знаем, то в этом нам помогут великие книги-словари ( показ «Толкового словаря», «Фразеологического словаря», «Крылатые слова». Фразеологический словарь содержит самые разные по происхождению обороты и всегда поясняет это происхождение. Здесь мы встретим и исконно русские выражения: «расправлять крылья», «сматывать удочки», выражения, заимствованные из старославянского языка - «беречь как зеницу ока», из Библии — «притча во языцех», и являющиеся переводом иноязычных устойчивых выражений — «рыцарь без страха и упрека».

Читайте, овладевайте словом. И вы станете мудрее.

multiurok.ru

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Занимательный русский язык" 6-7 класс

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Занимательный русский язык» для 6-7 классов

Петрова Наталья Васильевна,

учитель русского языка и

литературы МБОУ СОШ № 49

г. Шахты Ростовской области.

Цели:

- создать условия для формирования устойчивого интереса к предмету;

- формировать навык коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;

- проверить знания по ключевым темам предмета.

Оборудование: сигнальные карточки, карточки с заданиями либо проектор.

Правила проведения.

Данное мероприятие можно провести в одном классе, разделив его на группы, либо между классами, выбрав команды. Напомнить учащимся правило «я умею слушать и слышать», правила хорошего тона, правила оценивания и штрафных санкций (за правильный ответ начисляется 1 балл, за нарушение снимается 1 балл). Учитель оставляет за собой право выбрать меньшее количество заданий.

Ход мероприятия.

Предполагаемое количество команд – 4.

  1. Разминка.

Задается по два вопроса каждой команде.

- что изучает морфология ( раздел науки о языке, изучающий грамматическое значение частей речи)

- что изучает фонетика ( раздел языкознания , изучающий звуки речи)

- что изучает лексика ( словарный состав языка)

- что изучает синтаксис ( строение предложения и словосочетания)

- что называется омонимами ( слова, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения)

- что называется синонимами ( слова, которые призносятся по-разному, но обозначают одно и то же)

- что называется антонимами ( слова с противолоположным значением)

- что называется фразеологизмами ( устойчивые сочетания слов)

  1. Фразеология.

Время выполнения – 5 минут на каждый блок заданий. Проверяется каждый блок отдельно сразу по выполнению. Учитель по своему усмотрению выбирает количество блоков.

- составить как можно больше фразеологизмов со словом ЯЗЫК:

( язык без костей, длинный язык, высунув язык, язык на плече, язык не поворачивается, найти общий язык, держать язык за зубами, проглотить язык, прикусить язык, язык развязался, распустить язык, чесать языком, ломать язык, тянуть за язык, вертится на языке, чтоб язык отсох- 16).

-составить фразеологизмы со словом ГОЛОВА:

( ломать голову, повесить голову, вбить в голову, выбросить из головы, голова идёт кругом, голова на плечах, как снег на голову, вскружить голову, на свежую голову, не бери в голову, не выходит из головы, не терять голову, очертя голову- 13 ).

- составить фразеологизмы со словом РУКА:

( носить на руках, как без рук, брать себя в руки, бить по рукам, из вторых рук, опустить руки, ходить по рукам, приложить руки, рука руку моет, рука об руку, короткие руки, своя рука владыка, сидеть сложа руки, связать себя по рукам, рукой подать, руки не доходят- 16).

- составить фразеологизмы со словом НОС:

( вешать нос, не видеть дальше своего носа, задрать нос, из-под носа, на носу, нос к носу, остаться с носом, под самым носом, совать свой нос, не показывать носа, комар носа не подточит, нос не дорос, крутить носом – 13 )

- составить фразеологизмы со словом ГЛАЗ:

( бросаться в глаза, в глаза не видел, во все глаза, вылупить глаза, выплакать все глаза, выцарапать глаза, глаза бегают, глаза в глаза, глаза на лоб лезут, глаза на мокром месте, открылись глаза, глаза разбегаются, глаза слипаются, глаза страшатся, есть глазами, глазом не моргнул, для отвода глаз, куда глаза глядят, колоть глаза, лезть на глаза, на глаза попасть, не казать глаз, с глазу на глаз)

  1. Морфология.

Задания записаны на карточке либо выводятся на экран. Время выполнения – 5 минут на каждое заданий. Проверка сразу по выполнению.

Укажите, какие из следующих пар слов являются словами однокоренными и какие – словами разных корней.

ПОДлить- ПРОдлить, ЗАтрубить – ОТрубить, ВИНоватый – изВИНяться, ПРОданный – ПРЕданный, ПАРный – ПАРовой, КОНЕЦ – КОНЧаться, СМЕШить – сМЕШать, безОБЛАЧный - разОБЛАЧить, Учитель – Ученик, СЛЕЗа – сЛЕЗать, соКРОВище – соКРОВенный, ЛЕВый- ЛЬВиный, НЕРВный – неРОВНый,.

4. Объясните выбор части речи в данных словах, что лежит в основе выбора?

Дали, стекло, пила, звонок. (Омонимия, необходим контекст)

  1. Чудесный квадрат из четырёх клеток.

По горизонтали: 1) вид топлива-( торф)

2)упрямое животное-( осёл)

3) корнеплод-( репа)

4) синоним к слову знамя- (флаг)

А теперь прочитайте слова по вертикали- получились те же самые слова.

6. Орфография.

Кто быстрее и правильно вставит попущенные орфограммы в словах:

Пр..образование, пр..з..дент, пр..вратиться, пр..в..легия, пр..емник царя, пр..ступить к делу, пр..ходящие желания, пр..остановился, пр..кратить, беспр..дельные дали, пр..крыться, пр..обрести, пр..н..брежение, пр..вратник, пр..брежный, пр..вратный, пр..бывать в школе, пр..задуматься, пр..злой, непр..ступный, беспр..кословно, непр..менно, беспр..станно.

7. Вставить необходимые орфограммы. ( Склонение имён собственных-иноязычных)

Я читала книги (Агния Барто), ( Самуил Маршак), ( Маргарита Алигер), ( Фенимор Купер), ( Этель Войнич), ( Иван Собко), (Олег Финк), (Ирина Финк), ( Виктора Крутых).

( Я читала книги Агнии Барто, Самуила Маршака, Маргариты Алигер, Фенимора Купера, Этель Войнич, Ивана Собко, Олега Финка, Ирины Финк, Виктора Крутых)

8. Орфоэпия

Расставить ударение в словах: жалюзи, тортов, свекла, сливовый, щавель, осведомиться, мельком, красивее, позвонит, обеспечение, включит, петля, плато, шарфом, туфля.

9. Занимательные задания.

Задания задаются каждой команде поочередно.

Мозговая атака:

- отверстие вулкана –( кратер)

- период, продолжавшийся четверть года –( квартал)

- место на реке, где её можно перейти –( брод)

-наука о небесных светилах –( астрономия)

- машина для уборки хлеба-( комбайн)

-мест, где скрещиваются улицы – (перекрёсток)

- машина , приводящая в движение состав поезда –( локомотив)

-самый быстрый ход лошади – (галоп)

-речь , произносимая одним актёром – монолог, а двумя – диалог, а многими-( полилог.)

- спектакль, который показывается впервые –( премьера)

- артист, который выступает впервые-( дебют)

- маленькие ячейки из воска, куда пчёлы прячут мёд- (соты)

10. Шуточные вопросы:

- может ли чайник кипеть? ( метонимия- я целую тарелку съел)

- может ли дождь идти два дня подряд? ( может, день=сутки)

- может ли такое быть: библиотека открыта, хотя дверь в неё закрыта?(да)

- мальчику нужно было найти Х в уравнении, он подчеркнул Х и говорит: « Я его нашёл»

Почему он так ответил?

11. Прочитайте написанное.

Прежде чем вся 7я сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеёнку.

( Прежде чем вся семья сядет за стол, предварительно вытри клеёнку.)

12. Определить части речи: Как он смел! Как он смел? ( краткое прилагательное, глагол.

13. Подведение итогов.

Литература.

  1. Волина В.В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.

  2. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1988.

globuss24.ru

Урок по русскому языку на тему "Час занимательного русского языка"(7 класс)

Тема: Час занимательного русского языка.

  1. Цели: проверить знания учащихся по русскому языку, прививать интерес к русскому языку.

воспитывать умение работать в коллективе, ответственность за порученное дело.

Оборудование: карточки, карандаши, интерактивная доска, картины.

Ход игры

1.Вступительное слово учителя

Добрый день дорогие ребята! Сегодня в рамках проведения декады русского языка мы с вами собрались на « Час занимательного русского языка». Этот час мы проведём с вами в форме рыцарского турнира между учащимися 8 классов.

- Представляем наши команды, ( представление команд).

-Супер объективное жюри будет следить за ходом нашего турнира. (представление жюри).

-Наш турнир будет состоять из семи туров.

За каждый правильный ответ вы будете получать 5 баллов. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, является победителем и знатоком русского языка. Итак, начнём

1 тур. Представление команд. Приветствие.

2 тур «Разминка».

1 команда:

  1. В каком слове сорок а? ( сорока).

  2. Как называют звуки , состоящие только из голоса?( гласные).

  3. Как можно превратить слово мел в мелкое место, а угол- в топливо, шест- в число?( сделать мягкий конечный согласный)

  4. Как каплю превратить в цаплю ( поменять первую букву).

  5. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? ( суббота).

1.Имена девочек состоят из двух букв а и удвоенных согласных. Как зовут девочек? ( Алла, Анна).

2. Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека?( поменять первую букву)

3. В каком глаголе нет слышится сто раз ( стонет)

4. Сколько слогов слове да? (1)

5. У какого охранника 100 лиц? ( сторож).

Слово жюри.

Здесь же такое задание:

Обращаем внимание на доску, выбираем любое число и получаем задание.

Например: 5 20

9 10

Под номером 5 такое задание:

В следующих словах прячутся имена( в начале, в середине или в конце слова). Какие это имена? Порядок букв в словах менять нельзя. Пример: в слове « Томат» скрывается имя « Тома».

По горизонтали:

1.Переливание-

2.Автомат-

3.Валик-

4.Перегородка-

5.Помарка-

6.Жираф-

7.Поляна-

Под номером 10 такое задание:

Зачеркни все буквы, которые встречаются в строке два и более раз, потом соедини оставшиеся буквы и получившееся слово запиши в клеточки кроссворда.

По горизонтали

  1. Меч, мех ,луч , хек-

  2. Папа, тина , сын , тир

  3. Мел, еда, панама, пол-

  4. Дама, мама, дрова-

  5. Весло, волос, ясли, лих, ива-

  6. Лупа, пар, сало, стул

  7. Гитара, тир, гость-

Обеим командам:

Анаграммы в кроссвордах.

Анаграмма- перестановка букв в слове, образующая другое слово. Например: бра-бар, нос- сон, бриг- гриб и.т.д.

Впиши во все горизонтальные ряды анаграммы.

По горизонтали:

  1. Тор-

  2. Волос-

  3. Ямка-

  4. Бутан-

  5. Шрам-

  6. Кулак-

  7. Брак-

Слово жюри.

3 тур « Фразеологический»

Задание. Каждая команда берёт по шесть карточек и объясняет значение фразеологизмов.

1.Не покладая рук

2.Жить в душа в душу

3.Одним духом

4.Сидеть сложа руки

5.Заваривать кашу

6.В час по чайной ложке

7.Рукой подать

8.На краю света

9.Во весь дух

10.Расхлёбывать кашу

11.От горшка два вершка

12.Спустя рукава

Слово жюри.

  1. тур» Орфоэпический»

Задание: поставить в словах ударения.

1 команда: занял, начал, сувенир, окно, звонил, звонишь, дозвониться, свекла, индустрия, километр.

2 команда: звала, мизерный, статуя, зубчатый, каталог, псевдоним, хлопковый ( костюм), завидно, газопровод, мама.

Пока команды справляются с заданием для зрителей викторина:

Какую часть слова можно в земле найти?( корень).

Сколько существует степеней сравнения?( две)

Называем слова, в которых несколько одинаковых гласных букв. Например, 3 буквы о.( долото, молоко, золото).

Гласных букв 10, а согласных?( 21)

Назовите первую букву алфавита (а).

Чем кончается день и ночь? (ь).

Слово жюри.

  1. тур « Конкурс капитанов».

Задание: капитаны получают карточки, где вертикально записаны слова. К каждой букве этого слова нужно подобрать другие слова, относящиеся к разным частя речи, не повторяясь.

Т- Ты- местоимение Л-

Р- Разве- частица И-

У- Т

Д- Е

О- Р-

Л- А-

Ю- Т-

Б- У-

И- Р-

Е- А-

Слово жюри.

Следующий тур. « Знаете ли вы пословицы?»

А теперь такое задание: Я буду называть пословицу, а вы ее продолжите.

Кто не работает-…

Без труда-….

Кончил дело-…

Поспешишь-….

После драки-…

Здесь же в этом туре такое задание, на доске выходят картины ,

например :Люди работают и надпись под картиной «Работа», или город «Астана», красивейшие места Казахстана и надпись под картиной Родина. А вы называете пословицы про Родину. Например: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Труд кормит и одевает. Родина –мать, умей за неё постоять.

Слово жюри.

Седьмой тур « Скороговорочный».

Задание: Каждый участник из команды называет скороговорку, какая команда больше назовёт .

Слово жюри.

Пока жюри подводит итог, музыкальная пауза

Слово жюри, итоговый счет, объявление победителя.

infourok.ru

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Занимательный русский язык" 6-7 класс

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Занимательный русский язык» для 6-7 классов

Петрова Наталья Васильевна,

учитель русского языка и

литературы МБОУ СОШ № 49

г. Шахты Ростовской области.

Цели:

- создать условия для формирования устойчивого интереса к предмету;

- формировать навык коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;

- проверить знания по ключевым темам предмета.

Оборудование: сигнальные карточки, карточки с заданиями либо проектор.

Правила проведения.

Данное мероприятие можно провести в одном классе, разделив его на группы, либо между классами, выбрав команды. Напомнить учащимся правило «я умею слушать и слышать», правила хорошего тона, правила оценивания и штрафных санкций (за правильный ответ начисляется 1 балл, за нарушение снимается 1 балл). Учитель оставляет за собой право выбрать меньшее количество заданий.

Ход мероприятия.

Предполагаемое количество команд – 4.

  1. Разминка.

Задается по два вопроса каждой команде.

- что изучает морфология ( раздел науки о языке, изучающий грамматическое значение частей речи)

- что изучает фонетика ( раздел языкознания , изучающий звуки речи)

- что изучает лексика ( словарный состав языка)

- что изучает синтаксис ( строение предложения и словосочетания)

- что называется омонимами ( слова, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения)

- что называется синонимами ( слова, которые призносятся по-разному, но обозначают одно и то же)

- что называется антонимами ( слова с противолоположным значением)

- что называется фразеологизмами ( устойчивые сочетания слов)

  1. Фразеология.

Время выполнения – 5 минут на каждый блок заданий. Проверяется каждый блок отдельно сразу по выполнению. Учитель по своему усмотрению выбирает количество блоков.

- составить как можно больше фразеологизмов со словом ЯЗЫК:

( язык без костей, длинный язык, высунув язык, язык на плече, язык не поворачивается, найти общий язык, держать язык за зубами, проглотить язык, прикусить язык, язык развязался, распустить язык, чесать языком, ломать язык, тянуть за язык, вертится на языке, чтоб язык отсох- 16).

-составить фразеологизмы со словом ГОЛОВА:

( ломать голову, повесить голову, вбить в голову, выбросить из головы, голова идёт кругом, голова на плечах, как снег на голову, вскружить голову, на свежую голову, не бери в голову, не выходит из головы, не терять голову, очертя голову- 13 ).

- составить фразеологизмы со словом РУКА:

( носить на руках, как без рук, брать себя в руки, бить по рукам, из вторых рук, опустить руки, ходить по рукам, приложить руки, рука руку моет, рука об руку, короткие руки, своя рука владыка, сидеть сложа руки, связать себя по рукам, рукой подать, руки не доходят- 16).

- составить фразеологизмы со словом НОС:

( вешать нос, не видеть дальше своего носа, задрать нос, из-под носа, на носу, нос к носу, остаться с носом, под самым носом, совать свой нос, не показывать носа, комар носа не подточит, нос не дорос, крутить носом – 13 )

- составить фразеологизмы со словом ГЛАЗ:

( бросаться в глаза, в глаза не видел, во все глаза, вылупить глаза, выплакать все глаза, выцарапать глаза, глаза бегают, глаза в глаза, глаза на лоб лезут, глаза на мокром месте, открылись глаза, глаза разбегаются, глаза слипаются, глаза страшатся, есть глазами, глазом не моргнул, для отвода глаз, куда глаза глядят, колоть глаза, лезть на глаза, на глаза попасть, не казать глаз, с глазу на глаз)

  1. Морфология.

Задания записаны на карточке либо выводятся на экран. Время выполнения – 5 минут на каждое заданий. Проверка сразу по выполнению.

Укажите, какие из следующих пар слов являются словами однокоренными и какие – словами разных корней.

ПОДлить- ПРОдлить, ЗАтрубить – ОТрубить, ВИНоватый – изВИНяться, ПРОданный – ПРЕданный, ПАРный – ПАРовой, КОНЕЦ – КОНЧаться, СМЕШить – сМЕШать, безОБЛАЧный - разОБЛАЧить, Учитель – Ученик, СЛЕЗа – сЛЕЗать, соКРОВище – соКРОВенный, ЛЕВый- ЛЬВиный, НЕРВный – неРОВНый,.

4. Объясните выбор части речи в данных словах, что лежит в основе выбора?

Дали, стекло, пила, звонок. (Омонимия, необходим контекст)

  1. Чудесный квадрат из четырёх клеток.

По горизонтали: 1) вид топлива-( торф)

2)упрямое животное-( осёл)

3) корнеплод-( репа)

4) синоним к слову знамя- (флаг)

А теперь прочитайте слова по вертикали- получились те же самые слова.

6. Орфография.

Кто быстрее и правильно вставит попущенные орфограммы в словах:

Пр..образование, пр..з..дент, пр..вратиться, пр..в..легия, пр..емник царя, пр..ступить к делу, пр..ходящие желания, пр..остановился, пр..кратить, беспр..дельные дали, пр..крыться, пр..обрести, пр..н..брежение, пр..вратник, пр..брежный, пр..вратный, пр..бывать в школе, пр..задуматься, пр..злой, непр..ступный, беспр..кословно, непр..менно, беспр..станно.

7. Вставить необходимые орфограммы. ( Склонение имён собственных-иноязычных)

Я читала книги (Агния Барто), ( Самуил Маршак), ( Маргарита Алигер), ( Фенимор Купер), ( Этель Войнич), ( Иван Собко), (Олег Финк), (Ирина Финк), ( Виктора Крутых).

( Я читала книги Агнии Барто, Самуила Маршака, Маргариты Алигер, Фенимора Купера, Этель Войнич, Ивана Собко, Олега Финка, Ирины Финк, Виктора Крутых)

8. Орфоэпия

Расставить ударение в словах: жалюзи, тортов, свекла, сливовый, щавель, осведомиться, мельком, красивее, позвонит, обеспечение, включит, петля, плато, шарфом, туфля.

9. Занимательные задания.

Задания задаются каждой команде поочередно.

Мозговая атака:

- отверстие вулкана –( кратер)

- период, продолжавшийся четверть года –( квартал)

- место на реке, где её можно перейти –( брод)

-наука о небесных светилах –( астрономия)

- машина для уборки хлеба-( комбайн)

-мест, где скрещиваются улицы – (перекрёсток)

- машина , приводящая в движение состав поезда –( локомотив)

-самый быстрый ход лошади – (галоп)

-речь , произносимая одним актёром – монолог, а двумя – диалог, а многими-( полилог.)

- спектакль, который показывается впервые –( премьера)

- артист, который выступает впервые-( дебют)

- маленькие ячейки из воска, куда пчёлы прячут мёд- (соты)

10. Шуточные вопросы:

- может ли чайник кипеть? ( метонимия- я целую тарелку съел)

- может ли дождь идти два дня подряд? ( может, день=сутки)

- может ли такое быть: библиотека открыта, хотя дверь в неё закрыта?(да)

- мальчику нужно было найти Х в уравнении, он подчеркнул Х и говорит: « Я его нашёл»

Почему он так ответил?

11. Прочитайте написанное.

Прежде чем вся 7я сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеёнку.

( Прежде чем вся семья сядет за стол, предварительно вытри клеёнку.)

12. Определить части речи: Как он смел! Как он смел? ( краткое прилагательное, глагол.

13. Подведение итогов.

Литература.

  1. Волина В.В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.

  2. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1988.

doc4web.ru

Программа курса внеурочной деятельности "Занимательный русский язык 7 класс"

PowerPlusWaterMarkObject30090453

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №20»

г.о. Электросталь

ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

для учащихся 7 классов общеобразовательных школ

«Обучение с увлечением. Занимательный русский язык»

hello_html_46b32a55.jpg

Автор: Кузнецова Ольга Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

2016-2017 уч. год

Программа курса

«Обучение с увлечением.

Занимательный русский язык»

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………3-5

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА……………………………….6

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН …………………………………..7-8

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..10

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………11-14

Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры...Поэтому-то изучение и сбережение русского языка являетсяне праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.

А.И.Куприн

Успешное овладение знаниями учащимися общеобразовательной школы невозможно без интереса к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Но все же наиболее привлекательными для школьников любой возрастной категории являются задания с игровыми элементами. Строгие рамки урока и насыщенность образовательной программы не всегда позволяют ответить на все вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит курс “Обучение с увлечением. Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.

Цель данной программы состоит в том, чтобы активизировать учебный процесс и вызвать живой интерес у детей к изучению предмета. Предлагаемый курс непосредственно связан с основным курсом русского языка 5-7 классов, но значительно расширяет и обогащает его; даёт возможность на занимательном грамматическом материале углубить и закрепить у учащихся знания по русскому языку, способствует расширению кругозора, тренировке логического мышления. Дети понимают, что грамматика - не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. Занимательность на уроке – это не синоним развлекательности, а, наоборот, напряженный труд и постоянный поиск.

В ходе занятий у школьников развиваются не только познавательные способности, но и формируются такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, умение работать в группе. На уроках выполняются творческие групповые и индивидуальные проекты, которые требуют дальнейшей защиты.

Основные задачи программы:

Образовательные:

  • совершенствование орфографической грамотности, умение комплексно анализировать текст;

  • совершенствование пунктуационной грамотности;

  • развитие лингвистических способностей учащихся, их познавательной активности, мышления и коммуникативной культуры.

Развивающие:

  • развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных коммуникативных ситуациях;

  • повышение уровня культуры речи;

  • развитие мотивации к речевому самосовершенствованию частности и к учебной деятельности в целом.

Воспитательные:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;

  • овладение культурой межнационального общения, воспитание толерантности;

  • формирование социально активной, конкурентоспособной личности;

Организация деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность, научность, сознательность и активность, наглядность, доступность, связь теории с практикой, индивидуальный подход к учащимся.

Методы: словесный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный.

Межпредметные связи: русский язык, литература, история, иностранные языки, МХК.

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся должны знать:

  • сведения из истории славянской письменности;

  • исторические процессы в развитии алфавита, фонетики, лексики русского языка;

  • лексические термины;

  • художественно-выразительные средства языка;

  • основные стили и типы речи;

  • основные орфографические правила русского языка; источники возникновения фразеологизмов; виды словесных игр и головоломок.

Обучающиеся должны уметь:

  • опознавать орфограммы, уметь обосновать выбор правильного написания;

  • работать со словарем и составлять словарную статью;

  • извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и коммуникативных задач;

  • анализировать и составлять собственный текст.

Требования к уровню освоения содержания курса

На занятиях факультативного курса «Обучение с увлечением. Занимательная грамматика» предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, занятия с использованием обучающих компьютерных программ. работа со словарем и др.

Программа рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю) для учащихся 7 -х классов общеобразовательных школ.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА

Введение. Зачем нужна речь?

В мире фонетики. Дорога к письменности. Славянский алфавит и его особенности. Судьба отдельных букв.

В мире слов. или Что такое лексика?

Где хранятся слова? «Копилки слов». Типы словарей.

«Что в имени тебе моем?» Антропонимия. Антропонимика. Ономастика. Древнерусские имена.

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Пословицы. Поговорки Афоризмы.

Путешествие по России. Диалектные слова.

Можно ли самим придумать слово(неологизмы)?

Метаграммы, или Превращение мухи в слона.

В царстве Орфоэпии. «Волшебная» палочка.

Из чего состоит слово? Морфемы-кирпичики.

Морфемы-иностранки.

Смотри в корень!

Когда без словаря не обойтись?

Проверяемые безударные гласные в корне слова.

Чередующиеся гласные и согласные в корне слова.

Как трудятся приставки? (постоянные и непостоянные приставки)

Суффиксы-волшебники.

Морфемы, которые могут изменяться в слове

О, Е, Ё после шипящих

Роль Ъ и Ь знаков в слове

И и Ы после Ц

Путешествие в город существительных

Страна « Глаголия»

«Вместо имени». Разряды местоимений.

«Описательные» слова

В гостях у наречия

Особое деепричастие.

Из истории русской пунктуации.

Коварные знаки препинания.

Слово. Словосочетание. Предложение. Текст.

Стилистика. Типы и стили речи.

Долой однообразие!

Для чего нужно изучать русский язык?

Учебно-тематический план курса

(34 часов)

Кол-во часов

Дата

Форма занятий

(деятельность на уроке)

1.

Введение. Зачем нужна речь?

1

Лекция с составлением таблиц-памяток. Презентация.

2

В мире фонетики. Дорога к письменности. Славянский алфавит и его особенности. Судьба отдельных букв.

1

Урок - практикум

3

В мире слов. или Что такое лексика?

1

Семинары –практикумы.

4

Где хранятся слова? «Копилки слов». Типы словарей.

1

Урок –практикум. Составление словарной статьи.

5

«Что в имени тебе моем?» Антропонимия. Антропонимика. Ономастика. Древнерусские имена. Имена-иностранцы.

1

Практикум-исследование. Проект «Тайна моего имени»

6

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Пословицы. Поговорки Афоризмы.

1

Презентация. Фразеологический КВН.

7

Путешествие по России. Диалектные слова.

1

Урок-путешествие. Анализ литературных произведений.

8

Можно ли самому придумать слово(неологизмы)?

1

Урок-практикум. Работа с текстом

9

Метаграммы, или Превращение мухи в слона.

1

Урок-игра. Превращение одного слова в другое путем последовательной замены букв.

10

В царстве Орфоэпии. «Волшебная» палочка.

1

Урок-практикум. Составление словарика «Орфоэпический минимум»

11

Из чего состоит слово? Морфемы-кирпичики.

1

Урок-практикум. Лингвистический диктант.

12

Морфемы-иностранки.

Лекции с составлением алгоритмов по темам

13

Смотри в корень!

1

Работа с текстом. Игра «Словесный мяч»

14

Когда без словаря не обойтись?

1

Презентация. Работа со словарем

15

Проверяемые безударные гласные в корне слова.

1

Диктант-игра.

16

Чередующиеся гласные и согласные в корне слова.

1

Лекция. Практическое применение правил

17

Как трудятся приставки? (постоянные и непостоянные приставки)

1

Урок-практикум

18

Суффиксы-волшебники.

1

Урок-практикум

19

Морфемы, которые могут изменяться в слове

1

Урок-практикум

20

О, Е, Ё после шипящих

1

Семинары - практикумы

21

Роль Ъ и Ь знаков в слове

1

Лекция. Практическое применение правил

22

И и Ы после Ц

1

Практическое применение правил

23

Путешествие в город существительных

1

Лекция учителя. Тренировочные задания

24

Страна «Глаголия»

1

Лекция учителя. Тренировочные задания

25

«Вместо имени». Разряды местоимений.

1

Лекция учителя. Тренировочные задания. Работа с текстом.

26

«Описательные» слова

1

Лекция учителя. Тренировочные задания

27

В гостях у наречия. Трудные случаи написания.

1

Лекция учителя. Тренировочные задания

28

Особое деепричастие.

1

Семинары-практикумы

29

Из истории русской пунктуации.

1

Лекция учителя. Презентация

30

Коварные знаки препинания.

1

Семинары-практикумы

31

Слово. Словосочетание. Предложение. Текст.

1

Компьютерное тестирование

32

Стилистика. Типы и стили речи.

1

Работа с текстом.

33

Долой однообразие!

1

Работа с текстом. Анализ средств выразительности.

34

Для чего нужно изучать русский язык?

1

Выпуск стенгазеты с использованием подготовленного на уроке материала.

Используемая литература

  1. Слова и числа: занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях/ авт.-сост. В.В. Трошин. - Волгоград: Учитель, 2007.

  2. Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2008.

  3. Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2007.

  4. Литература. 5-7 классы: викторины, занимательный материал /авт.-сост. В. В. Духно, О. В. Сухова. - Волгоград: Учитель, 2009.

  5. . В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. Занимательно о русском языке. Ленинград. «Просвещение». Ленинградское отделение, 1990

  6. Григорьян Л. Т. Язык мой – друг мой. (Материалы для внеклассной работы по русскому языку). Пособие для учителей. М. «Просвещение», 1976

  7. Г. Александрова. Занимательный русский язык(серия «Нескучный учебник»). Санкт-Петербург, «Тригон», 1997.

  8. И. Я. Бурау. Загадки мира слов. Д., «Сталкер», 1997.

  9. Мурашко А.С. Краткий орфографический справочник. Архангельск. 1995.

  10. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игра со словами, разработки уроков / авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. - Волгоград: Учитель, 2013.

ПРИЛОЖЕНИЕ

1.Ответьте, о ком или о чем говорится.

  • «Личное дело» ученика для служебного пользования его родителей. (Дневник.)

  • Что такое ручкохранилище? (Пенал.)

  • Земля, которую может покрутить любой желающий. (Глобус.)

  • Его долгожданный звук является божественной музыкой для не выучившего урок школьника. (Звонок.)

  • Как называется школьный известняк? (Мел.)

  • Предмет, опровергающий поговорку: «Что написано пером, не вырубишь топором». (Ластик.)

  • Слово белый по отношению к слову черный. (Антоним.)

  • Пишется так же, но смысл другой. (Омоним.)

  • Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова дерево, написанного на бумаге? (Корень.)

  • Он бывает между корнем и окончанием. (Суффикс.)

  • В какую букву надо поместить слово-согласие, чтобы получить продукт таяния снега? (В О да.)

  • Именно этим «инструментом», являющимся частью речи, А.С.Пушкин призвал «жечь сердца людей». (Глагол.)

2.

Это так, а не иначе,Ты мне, друг мой, не перечь: Люди стали жить богаче,Но беднее стала речь.Гаснет устная словесность –Разговорная краса;Отступают в неизвестность Речи русской чудеса.Сотни слов родных и метких,Сникнув, голос потеряв, Взаперти, как птицы в клетках, Дремлют в толстых словарях.Ты их выпусти оттуда, В быт обыденный верни, Чтобы речь – людское чудо –Не скудела в наши дни.

Вам надо соединить фразеологическое сочетание в левой части таблицы с его объяснением в правой.

Не ударить в грязь лицом.

Держать себя в руках.

Мелькнуть, как молния.

Игра не стоит свеч.

Стрелять без промаха.

Во что бы то ни стало.

Не находить себе места.

Вешать голову.

А. Занятие, которое себя не оправдывает.Б. Обязательно.В. Очень быстро.Г. Точно в цель.Д. Сохранять самообладание.Е. Показать себя с лучшей стороны.Ж. Быть в состоянии большого волнения.З. Огорчаться.

3.

ФРАЗЕОЛОГИЯ

Кроссворды

Знаете ли вы пословицы?

hello_html_m73df1722.png

1. Слово – ..., а молчание – золото (серебро).2. Авось да как-нибудь до добра не ... (доведут).3. Доброе ... и кошке приятно (слово).4. Делу ..., потехе час (время).5. Где тонко, там и ... (рвется).6. Копейка ... бережет (рубль).7. Один с сошкой, а ... с ложкой (семеро).

4.

Мы у лабиринта, но откроет путь тот, кто соберет все кольца, растерянные здесь принцессой.

Выпишите слова с пропущенной буквой о.

Розовощ_кий, ч_ткий, изреч_нный, маж_рный, ш_в, ш_лк, ухаж_р, сгущ_нка, холщ_вый, деш_вый, дириж_р, ож_г руки, ещ_, обж_ра, плеч_, горяч_, крыж_вник.

5.

Конкурс шифровальщиков, или Конкурс реставраторов.

Составьте словосочетания с предложенными словами, чтобы смысл слов стал понятен.

Кампания ... – компания,абонент – абонемент,завешанный – завешенный,засланный – застланный.

6.

Конкурс грамотеев

Ребята делятся на команды по 5 человек. В игре участвуют одновременно две команды, которые должны ответить на 10 вопросов. На обдумывание ответа дается 1 минута. Если команды не справляются с заданием, то отвечают зрители и получают поощрительный жетон. Такие зачеты проводятся после завершения работы над какой-то большой темой: «Имя существительное», «Деепричастие», «Глагол», «Имя числительное», «Местоимение» и т.д.

7.

Выпусти парhello_html_3897b993.png

Придумайте 5 слов, начинающихся со слога пар.

пар - - - пар - - -пар - - -пар - - -пар - - -

(Парник, партер, пароль, партия, парень.)

8.У писательницы Л. Петрушевской есть лингвистическая комедия под названием "Фыва пролдж", написанная на несуществующем языке. Но даже не зная его, вы сможете "перевести" на русский язык отрывок из этой комедии и составить словарь несуществующего языка. Что вам поможет справиться с этим заданием?

Фыва пролдж

Индякие:Ляпупа Бутявка Напушка. По-за напушкой бурдысья. На напушке сяпает Ляпупа. У Ляпуты разбызены клямсы. Ляпупа (сяпая и сяпая). Оее, оее, некузяво. Потрямкать бы. Нетрямкавши сяпать кузяво ли? По напушке шается Бутявка. Бутявка (бирит, не вазя Ляпупу). Фыва пролдж. Фыва пролдж. Ляпупа (вазит Бутявку). О-по-по, смычь, Бутявище некузявое! Сяпай к Ляпупе! Бутявка (увазивши Ляпупу, фьюро сяпает с напушки в бурдысья). Фыва пролдж. Фыва пролдж.Ляпупа. И не фыва, и не пролдж. Досяпывает до Бутявки и зачучивает Бутявку в клямсы. Бутявка. Оее, осее. Фы...ва! Про...пр... (лепещется у Ляпупы в клямсах).Ляпупа (трямкая Бутявку). Нннн. Кщ. Кщ. Прлдбрр... Полбутявки у Ляпупы в клямсах, полбутявки лепещется об напушку. Лепещется, лепещется да и - бздым! - отчучилось полбутявки из Ляпупиных клямс и усяпало

9. Волшебницы – буквы. При замене одной или нескольких букв меняется весь смысл слова, (кит – кот, моль – соль и т. д.)

10. Постройте лесенку

б - - - - - - - - - - а (бензоколонка)

б - - - - - - - - - а (барабанщик)

б - - - - - - - -а (библиотека)

б - - - - - - -а (балалайка)

б - - - - - -а (балерина)

б - - - - -а (берлога)

б - - - -а (бумага)

б - - - а (бочка)

б - - а (база)

б – а (бра)

infourok.ru


Смотрите также