Влияние физических упражнений на нервную систему. Влияние спортивных упражнений на нервную систему человека


Влияние спорта на работу нервной системы

Влияние спорта на работу нервной системы

Роль нервной системы в организме одни сравнивают с компьютером, другие – с дирижером в симфоническом оркестре. Она возглавляет сложную работу организма, всех его органов и систем, регулируя происходящие в нем процессы, осуществляя связь организма с окружающей средой. Выполнение любых физических упражнений происходит при участии нервной системы. Именно благодаря этой важнейшей системе, все движения человеческого тела, даже самые сложные, согласованы между собой.

Спортивные тренировки и образование условнорефлекторных связей

В своих работах великий физиолог Иван Петрович Павлов изучал роль рефлексов, то есть ответной реакции организма на внешние раздражители. Им было установлено, что именно рефлексы помогают организму приспособиться к изменениям окружающей среды. Одними из сильнейших раздражителей для организма являются физические упражнения и занятия спортом. Во время выполнения физических упражнений в организме образуется огромное количество условнорефлекторных связей между мускулатурой, участвующей в выполнении движений, внутренними органами, обеспечивающими мышцы Девушка приседает на одной ногедостаточным количеством кислорода и питательных веществ, и корой головного мозга. В этом процессе участвуют все виды или отделы нервной системы: центральная, периферическая и вегетативная.

В результате занятий спортом улучшается работа и питание центральной нервной системы. Это связано с активизацией кровообращения, увеличением насыщения крови кислородом. В головной мозг поступают нервные импульсы от мышц и внутренних органов, формируются их новые сочетания, что вызывает появление новых рефлексов. Такие новые условные рефлексы способствуют улучшению функционирования всего организма.

Во время спортивных тренировок спортсмен постепенно совершенствует каждое новое движение, доводя его до лучших показателей. Во время каждой тренировки в центральной нервной системе формируются новые связи между нервными клетками – нейронами, управляющими работой мускулатуры, принимающей участие в отрабатываемых движениях. Сначала эти движения неловки, неуклюжи, так как новые условнорефлекторные связи еще не успели образоваться, но с каждой новой тренировкой они все более улучшаются, становятся более рациональными. Когда связи полностью сформировались, условные рефлексы закрепились, новое движение выполняется легко, непринужденно, почти автоматически, не требуя особого внимания спортсмена.

Влияние спортивных тренировок на работу организма

Влияние спортивных тренировок на работу организмаУсловнорефлекторные связи, образующиеся во время спортивных тренировок, влияют не только на работу мышц. В выполнении любого движения помимо мышц принимают участие многие другие органы, в том числе сердце, сосуды, легкие. Новые связи согласуют работу внутренних органов и мышц, в результате чего, они работают более активно, слаженно, взаимно влияя друг на друга.

Регулярные физические нагрузки, спортивные тренировки оказывают положительное действие на все отделы нервной системы. В результате тренировок восстанавливается уравновешивание процессов торможения и возбуждения в коре головного мозга, увеличивается ее приспособляемость к новым нагрузкам и изменениям окружающей среды.Улучшение функционирования всего организма происходит только в том случае, если в тренировочном процессе задействованы разные группы мышц. А в том случае, когда человек чередует разные виды деятельности, выполняет умственную и физическую работу, регулярно занимается спортивными тренировками – он развивается разносторонне и гармонично.

Диагностические исследования нервной системы

Определить изменения в функционировании нервной системы можно с помощью методов исследования, которые могут проводиться с использованием специальной диагностической аппаратуры и без нее. Простейшими методами являются проба Ромберга, пальце-носовая проба, тест Яроцкого. К инструментальным методам исследования центральной нервной системы относятся электроэнцефалография, реоэнцефалография, электромиография, хронаксиметрия. При проведении регулярных спортивных тренировок, результаты исследований показывают нормальное функционирование всех отделов центральной и периферической нервной системы, что подтверждает положительное влияние спорта на ее работу.

Автор  — врач-кардиолог Пономаренко Наталия

www.ladygym.ru

Спорт и нервная система | Sportbox.by

Нервная система управляет многообраз­ной и сложной деятельностью всех органов и систем человеческого организма, регулирует все процессы, происходящие в нем. Оно осуществляет связь организма с меняющими­ся условиями внешней среды.

Влияние спорта на нервную систему человекаБез участия нервной системы и в первую очередь центральной нервной системы нельзя выполнить ни од­ного физического упражнения. Благодаря нервной систе­ме все органы работают согласованно и человеческий организм представляет собой единое целое.

И. П. Павлов установил, что приспособление организ­ма к окружающей среде происходит с помощью реф­лексов, т. е. реакций (ответов) организма на поступаю­щие из внешней среды раздражители. Физические упражнения являются одним из таких сильных раздра­жителей. В    процессе занятий спортом в организме возникает большое количество условнорефлекторных связей между карой головного мозга, внутренними орга­нами и двигательным аппаратом. Занятия спортом бла­готворно влияют при этом на центральную нервную си­стему, улучшает ее деятельность. От различных органов и мышц идут импульсы в мозг, вырабатываются новые их сочетания, образуются новые условные рефлексы. Следовательно, условный рефлекс, который выработался только в процессе тренировки, содействует улучшению работы организма. Каждая тренировка добавляет что-то новое к уже имеющемуся.

Когда спортсмен обучается любому новому движению, то, как правило, вначале оно получается у него неуклюжим, однако постепенно в процессе постоянной тренировки движение становится более рациональным, более ловким. В головном мозгу возникают новые связи между нервны­ми клетками, которые управляют работой мышц, участ­вующих в новом движении.

Движения этих мышц вначале друг с другом не согласованы, так как еще не установились новые вре­менные условные связи. Со временем, по мере выработки данных связей, движения становятся все более согласован­ными, т. е. в головном мозгу устанавливаются условнорефлекторные связи. На этой стадии тренировки спортсмену уже не нужно так напрягать свое внимание, чтобы правильно совершать упражнение: оно выполняется непринужденно, легко вследствие закрепившихся услов­ных рефлексов.

Образующиеся в головном мозгу новые связи спо­собствуют не только лучшей согласованности движений. При регулярной тренировке появляются новые связи между деятельностью органов дыхания, мышц, крово­обращения и других органов. Вследствие этого у спортсмена более слаженно начинают работать все органы и системы организма, которые взаимно влияют друг на друга. Бла­годаря регулирующей роли коры головного мозга работа внутренних органов и мышечной системы протекает более согласованно, чем достигается нормальная дея­тельность организма, его разностороннее развитие, ко­торое, однако, наступает лишь в том случае, если чело­век упражняет разные группы мышц, производит разнообразные движения. Различные виды трудовой дея­тельности, спортивных упражнений, сочетание  физической и умственной деятельности — вот залог того, что развитие будет гармоничным и по существу разносто­ронним.

В процессе тренировки спортсмен овладевает двига­тельными навыками (движениями), а это есть результат совершенствования управления движениями со стороны коры головного мозга. Тренируясь, спортсмен овладе­вает новыми упражнениями, у него улучшается управле­ние движениями, исчезают ненужные, лишние движения, достигается большая точность, экономичность, непри­нужденность и быстрота.

В процессе занятий спортом повышается сила и под­вижность нервных процессов в коре головного мозга, улучшается уравновешенность процессов возбуждения и торможения, являющихся очень важными факторами в жизни организма человека. В результате повышается пластичность центральной нервной системы, т. е. способ­ность приспосабливаться к новым видам деятельности и различной обстановке.

Постоянно проводимые занятия физическими упраж­нениями оказывают благоприятное воздействие на функ­ции всех отделов нервной системы и в первую очередь на центральную нервную систему, психику и, следова­тельно, на весь организм.

Terro, специально для «Сайта о спорте» sportbox.by

Фото: flickr.com; by University of Salford

Вы можете оставить комментарий.

sportbox.by

Влияние тренировки на центральную нервную систему.

Влияние тренировки на центральную нервную систему сказывается в глубокой перестройке ее функций. Спортивная тренировка положительно влияет на нервные процессы — их силу, подвижность, уравновешенность. Тренированный спортсмен способен путем волевых усилий мобилизовать резервные силы организма, чтобы достичь победы. Изумительны способности тренированных спортсменов быстро переключаться на разного рода мышечную деятельность. Тренировка ведет к ограничению чрезмерной возбудимости нервной системы, что отражается на всесторонней деятельности человека: он становится более дисциплинированным в своих движениях (движения точны, четки, уверенны, можно итдти на курси педикюра Спб не боясь поранить человека).

Большое значение имеют адаптационно-трофические воздействия коры головного мозга, осуществляемые посредством вегетативной иннервации. Трофическая функция нервной системы отражается на функциональном состоянии систем и органов через симпатическую и парасимпатическую иннервации и мозжечок.

Организм хорошо тренированного спортсмена характеризуется повышенной лабильностью, большой способностью устанавливать в более короткий срок свою деятельность на более высоком уровне, что связано с функциональным совершенствованием центральной нервной системы в процессе тренировки, т. е. выработки временных связей на мышечную деятельность.

Образование двигательного навыка является одним из центральных вопросов в понимании влияния тренировки на центральную нервную систему. Все спортивные двигательные навыки представляют собой произвольные движения. Процесс образования двигательного навыка протекает по типу сложного, комплексного условного двигательного рефлекса (А. Н. Крестовников). В основе овладения двигательным навыком лежит образование двигательного стереотипа. Двигательный навык представляет собой приобретенную форму реакции или деятельности организма, выработанную путем упражнений по механизму временных связей (Н. В. Зимкин). Установлена определенная фазность в протекании нервных процессов при формировании двигательного навыка.

Первая фаза (генерализация). Ее особенностью является широкая иррадиация возбудительного процесса в коре больших полушарий. В связи с относительной недостаточностью внутреннего торможения возникшее во многих анализаторах возбуждение широко иррадиирует, вызывая генерализацию возбудительного процесса в эффекторных двигательных клетках коры больших полушарий. Такая фаза характерна для начинающих спортсменов, только приступающих к изучению определенного вида спорта. Так, например, движения начинающего конькобежца не согласованы, он делает большое количество лишних движений, причем движения у него неуверенные, он быстро устает, так как затрачивает большое количество энергии. Наблюдают отсутствие согласованности в работе мышечной системы и внутренних органов.

Вторая фаза (концентрация). Она характеризуется значительным развитием внутреннего торможения. В процессе повторных тренировок происходит специализация условно-рефлекторных связей, в результате чего движения уточняются, иррадиация возбудительного процесса ограничивается, лишние, ненужные движения затормаживаются. Во второй фазе формирования двигательного навыка происходит постепенное становление коркового динамического стереотипа. Однако в этой фазе можно наблюдать срыв тормозного процесса. Необычные сильные раздражители, сопровождающиеся сильным возбуждением, могут ослабить тормозные процессы, в результате чего у спортсмена вновь появляются ошибки в выполнении движений, некоторая скованность их, неточность движений. Все это указывает на непрочное закрепление динамического стереотипа.

Третья фаза (стабилизация). Она характеризуется наличием уже закрепленного коркового динамического стереотипа, лежащего в основе двигательного навыка. В этой фазе процессы возбуждения и торможения чередуются в определенной последовательности: они обусловливают точное выполнение движений. Выполняемые движения отличаются точностью, слитностью, экономичностью. Наступает полная согласованность в работе двигательного аппарата и внутренних органов; - при этом значительно повышается общая работоспособность организма. Стоит только посмотреть на мастерское выполнение упражнений высококвалифицированным спортсменом — гимнастом, конькобежцем, лыжником и т. д., чтобы убедиться в высокой слаженности работы всех систем и органов. Не видно ни одного лишнего движения, ритм дыхания, работа сердечно-сосудистой системы составляют полную гармонию. Изумительная «ювелирная» отделка движений поражает своим совершенством и красотой.

В третьей фазе образование двигательного навыка завершается процессом автоматизации движений, в результате чего возникает состояние спортивной формы, при которой устанавливаются наилучшие взаимоотношения в деятельности всех систем и органов. Между мышечной системой, деятельностью внутренних органов и высшими отделами центральной нервной системы достигается наиболее совершенная функциональная связь.

Спортивная форма является высшим проявлением тренированности.

Большой интерес и практическое значение для теории и практики физической культуры имеют исследования особенностей высшей нервной деятельности детей (Н. И. Красногорский). Для изучения условных и безусловных рефлексов у детей Н. И. Красногорский, в частности, применял двигательные рефлексы. Исследование условных рефлексов у детей со всех анализаторов на простые и комплексные раздражители, интенсивность раздражителей, цепные и словесные стимуляции выявило совершенство функций замыкательного механизма и огромную силу синтезирующей деятельности коры головного мозга. Исследование условных рефлексов у детей показало, что характерной особенностью является их быстрое образование. Приобретенные корковые связи у детей высокостабильны. Хорошо упроченные условные связи сохраняются в течение многих лет, если их даже не подкрепляют.

Образование условных связей происходит не сразу, а проходит ряд стадий, которые у различных детей имеют неодинаковую продолжительность. Н. И. Красногорский выделяет три фазы формирования условных рефлексов у детей.

Первая фаза — индифферентная, или ориентировочная. Внешний раздражитель сначала или не вызывает никакой реакции, т. е. является индифферентным, или же возбуждает ориентировочный рефлекс, если сила его достаточно велика.

После одного или нескольких подкреплений безусловным рефлексом новый агент начинает вызывать установочную, обычно оптико-акустико-двигательную, реакцию в направлении на подкрепляемый раздражитель. Стимул — сигнал приобретает теперь доминирующее значение. Он создает в коре полушарий в полях своего действия повышенную возбудимость, которая обеспечивает замыкание нового условнорефлекторного пути, т. е. организацию новой приспособительной связи. Таким образом, появляется вторая фаза — замыкания и организации приобретенного рефлекса.

По мере дальнейших синхронных совпадений условного раздражителя с действием безусловного агента новая приобретенная связь так прочно специализируется, что условная реакция приобретает характер коркового автоматизма — образуется третья — автоматическая фаза рефлекса.

Описания фазных изменений в коре головного мозга у детей при формировании условного рефлекса в общем совпадают с приведенными выше фазами формирования двигательного навыка, описанными А. Н. Крестовниковым (1951).

Описанную фазиость в образовании двигательного навыка как сложного комплексного условного рефлекса следует понимать только как схему. Продолжительность течения фаз может зависеть от многих причин — общего физического развития, типологических особенностей нервной системы и т. д. В основе переделки осуществляющихся в процессе формирования двигательных навыков лежат общие свойства коры больших полушарий, которые И. П. Павлов назвал пластичностью. Это свойство объясняет возможность возникновения безграничного числа новых двигательных навыков, их переделку и т. д.

Формирование двигательного навыка происходит при взаимодействии первой и второй сигнальных систем. Словесные указания тренера, самоанализ движений спортсменом способствуют выработке необходимых дифференцировок и закреплению технически правильных движений.

По мере развития и укрепления двигательного навыка устанавливаются высокая координация и более точные взаимодействия органов чувств, что образует особые сложные восприятия (специфические комплексные ощущения), хорошо известные спортсменам. Так, например, у лыжника появляется то, что называют «чувством лыжи». Лыжник не испытывает затруднений от присутствия лыж на ногах, и они сделались как бы органической частью ног. У лыжника вырабатывается особое «чувство снега», что связано с тонкой оценкой сцепления лыж со снегом. У других спортсменов соответственно вырабатывается «чувство ракетки», «чувство воды», «чувство льда» и т. д.

Влияние тренировки на обмен веществ

Влияние тренировки на обмен веществ определяется громадными энергетическими затратами при выполнении физических упражнений, которые при мышечной работе по сравнению с покоем нередко возрастают в 10 раз и более.

Повышение энергетических затрат ведет к потере организмом жидкости, распаду углеводов, жиров и белков, изменению витаминного баланса, что находит отражение в колебаниях веса. Изменение веса является важным показателем врачебного контроля и самоконтроля. После значительных и напряженных физических упражнений потери веса могут достигать больших величин.

Подобного рода одновременные потери веса вызывают резкие сдвиги в обмене веществ и деятельности всех систем и органов. При правильном режиме тренировок, рациональном питании нормальный вес быстро восстанавливается.

Следует иметь в виду, что падение веса в начальном периоде тренировок и у новичков — явление закономерное. Оно происходит за счет потери излишнего количества воды и жира. Обычно спустя некоторое время кривая веса устанавливается на определенном уровне с небольшим его повышением за счет увеличения мускулатуры тела. Снижение кривой веса в разгар тренировок, длительная задержка восстановления веса после соревнований могут служить показателем наступивших серьезных нарушений, связанных с явлением перетренировки.

Большие энергетические затраты могут нарушать обычный баланс витаминов. Так, например, у участников марафонского бега (42 км 195 м) по окончании дистанции наблюдали резкий дефицит витамина С в крови. Определение содержания витамина С в крови спустя 3 дня после соревнований у всех участников показало дальнейшее резкое снижение его содержания до 0,12 лег % (Л. М. Клаус). Введение достаточного количества витамина С и других витаминов в пищу спортсменов является важным условием поддержания высокой работоспособности организма.

Повышение уровня тренированности расширяет возможности организма, совершенствует реакции, увеличивает энергетические потенциалы, усиливает течение трофических процессов; увеличивается активность ферментных систем мозговой и мышечной ткани, печени и мышцы сердца. В результате повышения активности ферментов при работе полноценнее используются энергетические вещества, они быстрее восстанавливаются в состоянии покоя. Под влиянием тренировок в мышцах повышается содержание энергетических веществ: гликогена, креатинфосфата и жироподобных веществ. Содержание аденозинтрифосфорной кислоты в мозговой ткани и мышцах не меняется, но одно и то же количество ее большее число раз вступает в реакцию в единицу времени (Н. Н. Яковлев). В процессе тренировки в мышечной ткани увеличивается содержание миоглобина. Повышение различных биохимических показателей происходит не одновременно: сначала повышается активность окислительных процессов, затем анаэробных.

Тренировка в скоростных нагрузках повышает возможность в отношении протекания анаэробных реакций, значительно увеличивает содержание миоглобина; тренировка же на выносливость больше влияет на течение окислительных процессов. Силовые нагрузки способствуют накоплению в мышцах белковых веществ.

readbookz.net

Влияние физических упражнений на нервную систему

 

ГОУ ВПО Вологодская  государственная молочнохозяйственная

академия им. Н.В. Верещагина

факультет агрономии  и лесного хозяйства

 

Кафедра физической культуры

 

Реферат на тему:

«Влияние физических упражнений на нервную систему»

 

 

 

Работу выполнила                                                   

 

                                                                                      

                                                                                        

Работу проверил                                              

 Ст. преподаватель                                                         

                                     

Вологда-Молочное

2011

Содержание

Введение                                                                                                          3

Влияние физических упражнений на нервную систему                              4

    1.Строение и функции нервной системы                                                   4

    2.Причины заболевания нервной системы                                                 6

    3.Влияние вредных привычек на нервную систему                                  9

    4. Влияние двигательной активности на нервную систему                     13

    5. Питание                                                                                                     16

Источники                                                                                                         18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 Вегетативная нервная система обеспечивает регуляцию деятельности внутренних органов, приспособление уровня обмена веществ и энергии к потребностям органов. Нервная система — целостная морфологическая и функциональная совокупность различных взаимосвязанных нервных структур, которая совместно с гуморальной системой обеспечивает взаимосвязанную регуляцию деятельности всех систем организма и реакцию на изменение условий внутренней и внешней среды. Нервная система действует как интегративная система, связывая в одно целое чувствительность, двигательную активность и работу других регуляторных систем (эндокринной и иммунной).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    Строение и функции нервной системы

 

     Вся нервная  система делится на центральную и периферическую. К центральной нервной системе относится головной и спинной мозг. От них по всему телу расходятся нервные волокна — периферическая нервная система. Она соединяет мозг с органами чувств и с исполнительными органами — мышцами и железами.

    Все живые организмы  обладают способностью реагировать  на физические и химические  изменения в окружающей среде. 

    Стимулы внешней  среды (свет, звук, запах, прикосновение  и т.п.) преобразуются специальными  чувствительными клетками (рецепторами)  в нервные импульсы — серию электрических и химических изменений в нервном волокне. Нервные импульсы передаются по чувствительным (афферентным) нервным волокнам в спинной и головной мозг. Здесь вырабатываются соответствующие командные импульсы, которые передаются по моторным (эфферентным) нервным волокнам к исполнительным органам (мышцам, железам). Эти исполнительные органы называются эффекторами.

    Основная функция нервной системы — интеграция внешнего воздействия с соответствующей приспособительной реакцией организма.

     Структурной единицей нервной системы является нервная клетка — нейрон. Он состоит из тела клетки, ядра, разветвленных отростков — дендритов — по ним нервные импульсы идут к телу клетки — и одного длинного отростка — аксона — по нему нервный импульс проходит от тела клетки к другим клеткам или эффекторам.

    Отростки двух соседних нейронов соединяются особым образованием — синапсом. Он играет существенную роль в фильтрации нервных импульсов: пропускает одни импульсы и задерживает другие. Нейроны связаны друг с другом и осуществляют объединенную деятельность.

    Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга. Головной мозг подразделяется на ствол мозга и передний мозг. Ствол мозга состоит из продолговатого мозга и среднего мозга. Передний мозг подразделяется на промежуточный и конечный.

Все отделы мозга имеют  свои функции.

    Так, промежуточный мозг состоит из гипоталамуса — центра эмоций и витальных потребностей (голода, жажды, либидо), лимбической системы (ведающей эмоционально-импульсивным поведением) и таламуса (осуществляющего фильтрацию и первичную обработку чувственной информации).

     У человека особенно развита кора больших полушарий — орган высших психических функций. Она имеет толщину 3— мм, а общая площадь ее в среднем равна 0,25 кв.м.

   Кора состоит из шести слоев. Клетки коры мозга связаны между собой. Их насчитывается около 15 миллиардов.

    Различные нейроны коры имеют свою специфическую функцию. Одна группа нейронов выполняет функцию анализа (дробления, расчленения нервного импульса), другая группа осуществляет синтез, объединяет импульсы, идущие от различных органов чувств и отделов мозга (ассоциативные нейроны). Существует система нейронов, удерживающая следы от прежних воздействий и сличающая новые воздействия с имеющимися следами.

     По особенностям микроскопического строения всю кору мозга делят на несколько десятков структурных единиц — полей, а по расположению его частей — на четыре доли: затылочную, височную, теменную и лобную.

    Кора головного мозга человека является целостно работающим органом, хотя отдельные его части (области) функционально специализированы (например, затылочная область коры осуществляет сложные зрительные функции, лобно-височная — речевые, височная — слуховые). Наибольшая часть двигательной зоны коры головного мозга человека связана с регуляцией движения органа труда (руки) и органов речи.

   Основным механизмом нервной деятельности является рефлекс. Рефлекс — реакция организма на внешнее или внутреннее воздействие при посредстве центральной нервной системы.

    Все рефлексы делятся на две группы: условные и безусловные.

   Безусловные рефлексы — врожденные реакции организма на жизненно важные раздражители (пищу, опасность и т.п.). Они не требуют каких-либо условий для своей выработки (например, рефлекс мигания, выделение слюны при виде пищи). Безусловные рефлексы представляют собой природный запас готовых, стереотипных реакций организма. Безусловные рефлексы одинаковы у всех особей одного вида; это физиологический механизм инстинктов. Но поведение человека характеризуется не только врожденными, т.е. безусловными реакциями, но и такими реакциями, которые приобретены данным организмом в процессе его индивидуальной жизнедеятельности, т.е. условными рефлексами.

    Условные рефлексы — физиологический механизм приспособления организма к изменяющимся условиям среды. Условные рефлексы — это такие реакции организма, которые не являются врожденными, а вырабатываются в различных прижизненных условиях. Они возникают при условии постоянного предшествования различных явлений тем, которые жизненно важны для человека. Если же связь между этими явлениями исчезает, то условный рефлекс угасает.

 

                       Причины заболевания нервной системы

 

      Повреждение нервной  системы может быть связано  с инфекционным заболеванием  матери во время беременности  или с воздействием на плод  вредных химических и физиологических  факторов.  Вероятность развития  патологии определяется сроками  воздействия вредных факторов. Несмотря  на их разнообразие, в результате у плода могут развиваться однотипные изменения нервной системы и внутренних органов, потому что отдельные органы и целые системы наиболее ранимы в период их закладки, роста и дифференцировки. Факторы, вызывающие уродства, называются тератогенными.     Патологическое влияние на плод в период формирования органов оказывают и различные вирусы. Наиболее часто поражения плода вызываются вирусами краснухи и цитомегалии. Обычно краснуха как инфекционное заболевание имеет в среднем инкубационный период от двух до трех недель и представляет собой островозникающую вирусную инфекцию с подъемом температуры, небольшими катаральными явлениями (кашель, насморк), увеличением лимфоузлов и появлением на коже мелкопятнистой сыпи розового цвета. Болеют краснухой дети чаще в возрасте от 2 до 10 лет. Взрослые болеют редко. У беременных женщин эта инфекция может протекать бессимптомно, а у плода, заразившегося от матери в первые три месяца беременности, вирус краснухи вызывает множественные поражения нервной системы и различных органов. Обычно они выражаются в развитии после рождения гидроцефалии, судорог, слепоты, глухонемоты, задержки психического развития. Последние могут сочетаться с пороками развития глаз, черепа, сердца. 

   Выраженным болезнетворным действием обладает вирус цитомегалии, который, локализуясь в слюнных железах, передается через инфицированную слюну. У взрослых инфекция проявляется незначительными симптомами общего недомогания, поэтому часто остается незамеченной. Внутриутробная инфекция плода происходит на ранних стадиях развития, являясь результатом заражения матери. Не исключается заболевание плода и после 4—5-го месяца беременности; пораженные вирусом обычно рождаются раньше срока, с низким весом.  В тяжелых случаях у новорожденных развивается желтуха, наблюдаются подкожные кровоизлияния, увеличение печени и селезенки, что сочетается с задержкой психического и моторного развития, микроцефалией. При рентгенологическом обследовании костей черепа у больных детей выявляются внутричерепные кальцификаты и могут наблюдаться изменения сосудов сетчатки при осмотре глазного дна.

   Внутриутробное поражение плода иногда связано с паразитарной инфекцией, вызывающей токсоплазмоз, которым болеют многие животные (кролики, свиньи, крупный и мелкий рогатый скот, олени, лисицы, белки, суслики), а также птицы (куры, утки, голуби). Источником заражения человека могут быть собаки, кошки и больные токсоплазмозом люди. Возбудитель токсоплазмоза выделяется со слюной, мочой, калом, слизью из носа, с молоком. Человек заражается при употреблении сырых продуктов, содержащих возбудитель болезни (молоко, мясо, яйца), а также при проникновении его через поврежденные кожные покровы и слизистые оболочки. Признаки заболевания у беременных женщин могут выражаться в появлении жалоб на головную боль, боли в мышцах, лимфатических узлах, в периодических подъемах температуры.

    Если женщина заражена  токсоплазмозом, то повреждение  плода на ранних сроках беременности  может закончиться выкидышем  или мертворождением.             

    Если же плод не  погибает, то ребенок рождается  с множественными уродствами  и поражениями: недоразвитием  головного мозга, увеличением  размеров головы, водянкой, недоразвитием  конечностей, пороками развития  глаз, лицевого скелета. 

     На рентгенограммах  черепа обнаруживаются обызвествления, при осмотре глазного дна выявляются  специфические воспалительные изменения  сосудов сетчатки. Дети отличаются  глубокой умственной отсталостью,  ранним появлением судорог.

    В детском организме  по сравнению со взрослым отличия реагирования на инфекционный возбудитель проявляются в склонности к развитию общих, неспецифических реакций. В первую очередь меняется поведение: дети или становятся чрезмерно вялыми, сонливыми, плаксивыми, или излишне возбужденными, говорливыми, расторможенными. При нарастании температуры у ребенка тяжесть этих нарушений может усиливаться вплоть до расстройства сознания, появления бреда и галлюцинаций.  С повышением температуры появляется головная боль, часто сопровождающаяся тошнотой или рвотой. Высокая возбудимость рефлекторных механизмов может привести к появлению судорожных припадков, вначале одиночных, а затем серийных. При отсутствии терапевтических мероприятий развиваются метаболические нарушения в нервных клетках, что приводит к развитию отека и набухания вещества головного мозга. Последующее сдавление структур продолговатого мозга обусловливает нарушение функции центров, регулирующих дыхание и сердечно-сосудистую деятельность, и нарастающие явления сосудистой и дыхательной недостаточности в этом случае ведут к летальному исходу.  На любой из стадий патологического процесса только проведение правильной терапии позволяет сделать его обратимым, сохранить жизнь ребенка. Конечно, важны сроки начала лечения: чем раньше оно проводится, тем меньшие потери нервной системы. Обращается особое внимание на группу риска — детей, для которых риск появления осложнений со стороны нервной системы очень велик.

  

              Влияние вредных привычек на нервную систему

 

     Всасываясь в кровь  и разносясь по организму, табак  поражает нервные центры, расположенные  в головном и спинном мозге:  возникает головокружение, головная боль, бессонница, затем, о чем речь уже шла, вырабатываются антитела, и у курильщика почти исчезают неприятные ощущения.       Исследователями установлено, что центральная нервная система вначале возбуждается, затем угнетается. Этим можно объяснить то, что курящие становятся раздражительными и легковозбудимыми.

    Отрицательно действует  табачный дым на интеллектуальную  деятельность человека. Нередки  у них заболевания периферической  нервной системы: невриты (воспаление  нервов), радикулиты (воспаление седалищного  нерва), полиневриты. 

    При длительном курении  у человека развивается склероз  мозговых сосудов. На этой почве  в дальнейшем могут случиться  кровоизлияния в мозг, односторонние  парезы (неполные параличи). У части  рабочих табачных фабрик во  многих странах встречаются своеобразные  периферические парезы рук. 

    Табачный дым действует  на центральную нервную систему  как наркотик: курящий теряет  волю, становится рабом дурной  привычки.      Если прекращается поступление в организм никотина, развиваются явления абстиненции, то есть тягостные физические и психические расстройства, снимаемые только очередной дозой никотина.  Знаменитый шахматист А. А, Алехин как-то сказал: «Никотин ослабляюще действует на память и ослабляет силу воли — способности, столь необходимые для шахматного мастера». Многократный чемпион СССР по конькам Иван Аниканов советовал всем спортсменам отказаться от вредной привычки курить табак. Свои успехи в спорте он связывал с тем, что полностью воздерживался от курения.  У курящих встречается еще и такое заболевание нервной системы, как никотиновая амблиопия (частичная или полная слепота). Встречается она редко, но является одним из самых серьезных недугов.

    Алкоголь из желудка попадает в кровь через две минуты после употребления. Кровь разносит его по всем клеткам организма. В первую очередь страдают клетки больших полушарий головного мозга. Ухудшается условно-рефлекторная деятельность человека, замедляется формирование сложных движений, изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Под влиянием алкоголя нарушаются произвольные движения, человек теряет способность управлять собой.      

Проникновение алкоголя к  клеткам лобной доли коры раскрепощает эмоции человека, появляются неоправданная  радость, глупый смех, легкость в суждениях. Вслед за усиливающимся возбуждением в коре больших полушарий мозга  возникает резкое ослабление процессов  торможения. Кора перестает контролировать работу низших отделов головного  мозга. Человек утрачивает сдержанность, стыдливость, он говорит и делает то, чего никогда не сказал и не сделал бы будучи трезвым.      

stud24.ru

ВЛИЯНИЕ СПОРТА НА НЕРВНУЮ СИСТЕМУ ЧЕЛОВЕКА

Жизнь современного человека невозможно представить без движения и физических нагрузок. Каждый, кто заботится о своем здоровье, обязательно включает в свою жизнь занятия физической культурой и спортом. Одним из элементов организма, на который так или иначе воздействуют спорт и физические упражнения, является нервная система человека.

Нервная система возглавляет многообразную и сложную работу организма, всех его органов и систем, регулируя все происходящие в нем процессы, осуществляя связь организма с окружающей средой. Выполнение любых физических упражнений происходит при участии нервной системы. Именно благодаря этой важнейшей системе, все движения человеческого тела, даже самые сложные, согласованы между собой.

Известный российский ученый-физиолог И. П. Павлов в своих работах установил, что приспособление организ­ма к окружающей среде происходит с помощью реф­лексов, т.е. ответных реакций организма на раздражители, поступаю­щие из внешней среды [1]. Одними из самых сильных раздражителей для человеческого организма являются спорт и физические упражнения.

Во время занятий спортом в организме возникает большое количество условно-рефлекторных связей между корой головного мозга, двигательным аппаратом и нервными центрами. От различных мышц и органов импульсы поступают в мозг, вырабатываются новые нервные связи, формируются новые условные рефлексы. В этом процессе участвуют все виды или отделы нервной системы: центральная, периферическая и вегетативная.

В результате занятий спортом улучшается работа и питание центральной нервной системы. Это связано с активизацией кровообращения, увеличением насыщения крови кислородом. В головной мозг поступают нервные импульсы от мышц и внутренних органов, формируются их новые сочетания, что вызывает появление новых рефлексов. Такие новые условные рефлексы способствуют улучшению функционирования всего организма.

Во время спортивных тренировок спортсмен постепенно совершенствует каждое новое движение, доводя его до лучших показателей. Во время каждой тренировки в центральной нервной системе формируются новые связи между нервными клетками – нейронами, управляющими работой мускулатуры, принимающей участие в отрабатываемых движениях [4]. Сначала эти движения неловки, неуклюжи, так как новые условно-рефлекторные связи еще не успели образоваться, но с каждой новой тренировкой они улучшаются, становятся более рациональными и ловкими. Когда связи полностью сформировались, условные рефлексы закрепились, новое движение выполняется легко, непринужденно, почти автоматически, не требуя особого внимания спортсмена.

Условно-рефлекторные связи, образующиеся во время спортивных тренировок, влияют не только на работу мышц. В выполнении любого движения помимо мышц принимают участие многие другие органы, в том числе сердце, сосуды, легкие. Новые связи согласуют работу внутренних органов и мышц, в результате чего, они работают более активно, слаженно, взаимно влияя друг на друга.

Регулярные физические нагрузки, спортивные тренировки оказывают положительное действие на все отделы нервной системы. В результате тренировок восстанавливается уравновешивание процессов торможения и возбуждения в коре головного мозга, увеличивается ее приспособляемость к новым нагрузкам и изменениям окружающей среды. Улучшение функционирования всего организма происходит только в том случае, если в тренировочном процессе задействованы разные группы мышц. А в том случае, когда человек чередует разные виды деятельности, выполняет умственную и физическую работу, регулярно занимается спортивными тренировками – он развивается разносторонне и гармонично.

Положительное воздействие активного отдыха на организм человека возможно только при правильном подборе физических упражнений. К ним можно отнести [4]:

— циклические упражнения в среднем и медленном темпе: легкий бег, ходьба и другие;

— упражнения, которые вовлекают в работу мышцы плечевого пояса: поднимание рук в стороны, вперед, вверх, круговые и дуговые движения;

— упражнения, которые связаны с умеренным раздражением вестибулярного аппарата: повороты туловища или головы, наклоны;

— все типы упражнений с произвольным расслаблением мышц;

— которые изменения давления в головы отсутствии переходы от положения к сидя, наклоны и

— варианты упражнений.

Однако нужно не забывать, что на мозговое кровообращение оказывает воздействие не только характер самих упражнений, но и последовательность их выполнения, объём, интенсивность, место в режиме дня. Существует ошибочное мнение, что сущность влияния физических упражнений на деятельность мозга состоит в чисто механическом увеличении притока крови к нему. На самом деле, мышцы и мозг представляют собой функциональное единство. Мышцы не могут сокращаться без нервных импульсов, а мозг, изолированный от воздействия мышц, быстро теряет свою возбудимость, даже при наличии достаточного кровоснабжения.

При отсутствии необходимой мышечной активности происходят нежелательные изменения сенсорных систем и функций мозга, понижается уровень функционирования подкорковых образований, которые отвечают за работу, к примеру, органов чувств (равновесие, слух, вкус) или за жизненно важные функции (пищеварение, дыхание, кровоснабжение). Вследствие этого может наблюдаться снижение общих защитных сил организма, увеличение риска возникновения разнообразных хронических заболеваний. В таких случаях характерны нарушение сна, неустойчивость настроения, нетерпеливость, ослабление самообладания. 

Физические тренировки могут оказывать разностороннее воздействие на психические функции, обеспечивая их устойчивость и активность. Установлено, что устойчивость восприятия, внимания, памяти находится в прямой зависимости от уровня разносторонней физической подготовленности.

Постоянно проводимые занятия физическими упраж­нениями оказывают благоприятное влияние на функ­ции всех отделов нервной системы и в первую очередь на центральную нервную систему, психику и, следова­тельно, на весь организм.

Организм хорошо тренированного спортсмена характеризуется повышенной лабильностью, большой способностью устанавливать в более короткий срок свою деятельность на более высоком уровне, что связано с функциональным совершенствованием центральной нервной системы в процессе тренировки, т. е. выработки временных связей на мышечную деятельность. В процессе упражнений увеличивается сила, уравновешенность и подвижность основных нервных процессов. Благодаря этому быстрее и успешнее устанавливаются условные рефлексы.

Так, например, на работу нервной системы человека положительно воздействуют игровые и силовые виды спорта. Усиленная мышечная деятельность во время спортивных игр способствует улучшению регуляторной деятельности нервной системы и повышению функциональных возможностей органов дыхания, кровообращения, улучшению обмена веществ, повышению общей выносливости организма. Физическая активность расширяет пластичность нервной системы, ее способность приспосабливать организм к новой обстановке, новым видам деятельности и исключительно благотворно влияет на психическую деятельность человека: повышается его эмоциональный тонус, появляется бодрость и уверенность в себе [3].

Активные же силовые и продолжительные аэробные нагрузки, в свою очередь, ведут к тому, что организм начинает усиленно синтезировать серотонин и дофамин — вещества, ответственные за ощущение спокойствия, счастья и даже эйфории. В итоге, повышается эффективность работы мозга[2].

Большинство тренированных людей относится к сильному и подвижному типу нервной системы. Под влиянием физических упражнений совершенствуются нервные процессы, которые помогают человеку успешнее настроиться на предстоящую деятельность. Мобилизация всех сил и возможностей особенно удается квалифицированным спортсменам.

Таким образом, физическая культура и спорт благоприятно влияют не только на мускулатуру человека, но и на другие органы, в частности, на нервную систему, улучшая и совершенствуя ее работу. Чтобы быть здоровым, выносливым и разносторонне развитым человеком, нужно постоянно и систематически заниматься различными видами физических упражнений и спорта. 

 

 

Список литературы:

  1. Дубровский В.И. Спортивная медицина: учебник для студентов вузов/ В.И. Дубровский. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2017. – 498 с.
  2. П.П. Психологическая адаптация в . Николаев, И.В. Николаева, Ю.В. учебного и тренировочного в системе : сборник научных . -Ульяновск: УлГТУ, -С. 213-215.
  3. Николаев П.П. аспекты подготовки/П.П. Николаев, И.В. жизнедеятельности и здоровьесбережение на этапе: перспективы : материалы . науч.-практ. конф. (, 25-26окт. 2012г.) -, 2012. -С. 156-157. 
  4. Физическая и / Тимушкин, Чесноков, – М.: 2014. – С. 90
  5. Шиховцов Ю.В., Николаева И.В., Николаев П.П., Шиховцова Л.Г. -эффективное физического воспитания молодежи//Научно-методический электронный Концепт. 2015. Т. 13. С. -URL: http://ekoncept.ru/2015/85726.htm.

sibac.info

Влияние физических нагрузок на жизнедеятельность. Нервная система

В реакции организма на мышечную работу вовлекаются сложные механизмы регуляторного нейроэндокринного аппарата, вследствие чего возбуждается симпатоадреналовая система, а местные метаболиты расширяют сосуды мышц. В результате большая часть увеличенного минутного объема крови поступает в действующие мышцы. Ясно, что эти реакции являются итогом взаимосвязанных влияний «сверху», т.е. из коры больших полушарий и подкорковых образований головного мозга, и «снизу» — с рецепторов сокращающихся мышц.

Обнаружены различные эффекты активности симпатической и парасимпатической нервной системы у физически тренированных и нетренированных лиц. Так, для людей, физически малоактивных или находящихся на длительном постельном режиме, характерно возбуждение симпатической нервной системы (преобладают процессы диссимиляции). Напротив, у спортсменов и физически активных людей характерно возбуждение парасимпатической нервной системы (преобладание процессов ассимиляции), что более выгодно для организма.

Следует помнить о наличии многочисленных рецепторов (нервных окончаний) в мышцах и суставах. Эти рецепторы возбуждаются при движениях и мышечной работе и рефлекторным путем воздействуют на центральную нервную систему, которая контролирует деятельность внутренних органов. Поток раздражений с рецепторов мышц и суставов вызывает перестройку функционирования внутренних органов, активирует окислительно-восстановительные процессы, способствует более рациональному и полному использованию тканями кислорода и более полному выведению из организма конечных продуктов обмена веществ.

Расширение кровеносных сосудов и увеличение кровоснабжения мышц, возникающие вследствие физических тренировок, отражаются на энергетических процессах в тканях и органах. Уровень этих процессов находится в тесной связи с двигательными реакциями в ответ на раздражения, поступающие из внешней среды.

Отечественный физиолог И.А. Аршавский сформулировал «энергетическое правило скелетных мышц» (ЭПСМ), согласно которому особенности энергетики и соответственно уровень физиологических отправлений различных систем органов и организма в целом в каждом возрастном периоде определяются текущими особенностями функционирования скелетных мышц. Таким образом, каждая двигательная активность является фактором функциональной индукции метаболизма, т.е. каждое проявление двигательной активности индуцирует образование метаболитов, которые необходимы не только для нормальных процессов роста и развития организма, но и как факторы декодирования и реализации программ индивидуального развития, закодированных в генах.

Фазы созревания

Другими словами, без необходимого объема двигательной активности рождающийся незрелый человеческий плод не может пройти все необходимые фазы формирования (созревания), а во взрослом периоде человек не может накапливать структурную энергию, необходимую для нормальной жизнедеятельности.

Физические тренировки стимулируют обмен веществ в организме и в сочетании с рациональным питанием снижают массу тела больного, т.е. эффективны в целях профилактики и лечения ожирения.

Физические нагрузки эффективны для профилактики и лечения сахарного диабета. Так, известно, что тяжелая физическая работа способствует существенному снижению уровня сахара в крови.

Пищеварительная система при регулярной и оптимальной двигательной нагрузке работает с лучшим коэффициентом полезного действия: пища усваивается гораздо рациональнее и полнее, поэтому большое количество ее становится просто излишним. Физические нагрузки, особенно двигательная активность — мера профилактики запоров, геморроя. У лиц, ведущих сидячий образ жизни, т.е. при пониженной мышечной активности, содержание холестерина в крови более высокое, чем у работников физического труда, причем у последних даже высококалорийная пища не приводит к повышению уровня холестерина в крови. Известно, что высокий уровень холестерина в крови — угроза развития атеросклероза.

При кратковременных, но интенсивных мышечных нагрузках энергия возникает за счет окисления углеводов, при длительных же мышечных нагрузках сгорают преимущественно жиры. У тренированных спортсменов энергетика мышц обеспечивается почти исключительно за счет сгорания жиров. Тяжелая физическая работа приводит к окислению до 500 г жиров в сутки, тормозя развитие атеросклероза, связанного с действием алиментарных факторов (т.е. с наличием в диете избыточного количества жиров и углеводов). Интенсивная работа мышц также стимулирует функцию щитовидной железы и скорость окислительных процессов, что также способствует предупреждению атеросклероза.

Интенсивная мышечная деятельность способствует снижению уровня холестерина в крови. Физические упражнения могут полностью нейтрализовать вредное влияние богатой жирами и калориями пищи и сидячего образа жизни. В эксперименте обнаружено, что содержание холестерина в крови у кроликов, которые были подвержены физической нагрузке, оказывалось значительно ниже, чем в группе контрольных животных. Клинические материалы свидетельствуют о сравнительно более легком течении атеросклероза у лиц, занимающихся физическим трудом.

Работа мышц активирует и тренирует прежде всего сердечно-сосудистую систему, особенно сердце. Физическая тренировка вызывает значительное улучшение деятельности механизмов, регулирующих сосудистый тонус. Неблагоприятные воздействия на сосуды в этом случае не приводят к стойкому повышению АД. Гипертоническая болезнь — в значительной мере удел лиц, остерегающихся движений. Но даже у больных гипертонической болезнью при интенсивной работе мышц АД снижается.

Ответная реакция сердечно-сосудистой системы отмечается при многих видах физических упражнений. Пример: основное отличие человека, спокойно сидящего и читающего книгу, от марафонца состоит в том, что устойчивое состояние марафонца сопровождается увеличением его энергопродукции в 12—15 раз. Отсюда соответствующее увеличение частоты пульса и дыхания, т.е. больше возможностей сердечно-сосудистой системы к нагрузкам.

Без соответствующей тренировки сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам не может быть адекватной реакции кровообращения на воздействие различных факторов внешней и внутренней среды организма, особенно в экстремальных ситуациях. Вероятно, в этом случае имеет значение тренировка не столько исполнительного аппарата (сердца и сосудов) к предъявляемым требованиям, сколько тренировка соответствующих нервных механизмов, осуществляющих «поиск» и поддержание оптимального режима работы всей сердечно-сосудистой системы.

Итак, физические нагрузки вызывают следующие положительные сдвиги со стороны сердечно-сосудистой системы: — сердечная мышца укрепляется, лучше обеспечивается кровью, с каждым ударом сердце оказывается в состоянии выбросить больше крови; — общий объем крови возрастает настолько, что улучшаются возможности транспорта кислорода, и поэтому человек проявляет большую выносливость при напряженной физической нагрузке.

Эти изменения тесно связаны с активацией окислительно-восстановительных процессов в тканях, более полным и рациональным использованием кислорода и энергетических ресурсов, поддержанием равновесия между катаболическими и анаболическими процессами в организме, активацией процессов выведения из организма продуктов распада.

Физические нагрузки и мышечная активность улучшают функционирование дыхательной системы. Это проявляется усилением глубины дыхания, улучшением вентиляции легких, увеличением жизненной емкости легких и газообмена в них. В результате увеличивается доставка кислорода к тканям. Физические упражнения — профилактика заболеваний легких и бронхов. Раннее назначение ЛФК тяжелым больным — профилактика пневмоний.

Влияние физических нагрузок на функциональное состояние центральной нервной системы огромно. Не потеряла своего значения формула «В здоровом теле — здоровый дух», формула, которая служит человечеству в течение многих тысячелетий. Современной наукой установлено, что влияние физических нагрузок на центральную нервную систему осуществляется непрерывно и многообразно. Поэтому не случайно В.А. Вересаев писал: «Лишь широкая разносторонняя жизнь во всем разнообразии его отправлений, во всем разнообразии восприятий, доставляемых к мозгу, сможет дать широкую и энергичную жизнь самому мозгу». В. Гюго по этому поводу говорил, что «...нужно поддерживать крепость тела, чтобы сохранить крепость духа».

Первостепенное значение для нормального течения психических процессов имеет, безусловно, физическая активность в силу того, что между деятельностью центральной нервной системы и работой опорно-двигательного аппарата человека существует очень тесная связь. В скелетной мускулатуре находятся специфические нервные окончания (проприорецепторы), которые при мышечных сокращениях по принципу обратной связи посылают в мозг стимулирующие импульсы. Исследования подтверждают, что многие функции ЦНС зависят от активности мышц.

С одной стороны, задача импульсов, идущих от проприорецепторов, состоит в том, чтобы сигнализировать мозгу о реализации совершаемых движений (например, таких как поднимание руки, сжатие кистей и т.п.). С другой — специфические нервные клетки одновременно повышают общий тонус коры головного мозга, в результате чего возрастает его общая функциональная способность. Общеизвестно, что многие люди думают лучше при ходьбе, чем в сидячем положении, что ораторы склонны сопровождать свою речь жестикуляцией, а актеры предпочитают учить свою роль во время прогулок.

Систематическое вовлечение мышечной системы в двигательную активность, оказывая огромное влияние на весь организм, стимулирует и интеллектуальную деятельность человека, повышает продуктивность умственного труда. «Важнейшим условием, повышающим работу памяти, является здоровое состояние нервов, для чего необходимы физические упражнения» (К.Д. Ушинский). О положительном влиянии движений на интеллектуальный труд известно с глубокой древности. Еще Аристотель считал, что наиболее продуктивной умственная работа становится тогда, когда она сочетается с движениями. Он создал школу так называемых перипатетиков, то есть гуляющих. Аристотель проводил уроки во время прогулок вместе с учениками. Роль движений в повышении умственной деятельности признавал Жан-Жак Руссо, который говорил, что ходьба и движения способствуют игре мозга и работе мысли.

Общеизвестно, что правильно организованный режим движений благотворно влияет на психическую и эмоциональную деятельность человека. О положительном влиянии движений на психологическую и эмоциональную деятельность человека писал И.М. Саркизов-Серазини: «Телесные упражнения оказывают чрезвычайно большое воздействие на психику человека, его эмоции, процессы восприятия, поведение, на развитие и укрепление волевых качеств». И.П. Павлов, опираясь на исследования И.М. Сеченова, указывая, что для деятельного состояния высшего отдела больших полушарий головного мозга, необходима известная сумма раздражений. Под влиянием физических тренировок увеличивается сила и подвижность нервных процессов в коре головного мозга, особенно тормозного.

Лисовский В.А., Евсеев С.П., Голофеевский В.Ю., Мироненко А.Н.

medbe.ru

для детей и взрослых » Оценка здоровья » Влияние тренировки на центральную нервную систему

Влияние тренировки на центральную нервную систему сказывается в глубокой перестройке ее функций. Спортивная тренировка положительно влияет на нервные процессы — их силу, подвижность, уравновешенность. Тренированный спортсмен способен путем волевых усилий мобилизовать резервные силы организма, чтобы достичь победы. Изумительны способности тренированных спортсменов быстро переключаться на разного рода мышечную деятельность. Тренировка ведет к ограничению чрезмерной возбудимости нервной системы, что отражается на всесторонней деятельности человека: он становится более дисциплинированным в своих движениях (движения точны, четки, уверенны).

Большое значение имеют адаптационно-трофические воздействия коры головного мозга, осуществляемые посредством вегетативной иннервации. Трофическая функция нервной системы отражается на функциональном состоянии систем и органов через симпатическую и парасимпатическую иннервации и мозжечок.

Организм хорошо тренированного спортсмена характеризуется повышенной лабильностью, большой способностью устанавливать в более короткий срок свою деятельность на более высоком уровне, что связано с функциональным совершенствованием центральной нервной системы в процессе тренировки, т. е. выработки временных связей на мышечную деятельность.

Образование двигательного навыка является одним из центральных вопросов в понимании влияния тренировки на центральную нервную систему. Все спортивные двигательные навыки представляют собой произвольные движения. Процесс образования двигательного навыка протекает по типу сложного, комплексного условного двигательного рефлекса (А. Н. Крестовников). В основе овладения двигательным навыком лежит образование двигательного стереотипа. Двигательный навык представляет собой приобретенную форму реакции или деятельности организма, выработанную путем упражнений по механизму временных связей (Н. В. Зимкин). Установлена определенная фазность в протекании нервных процессов при формировании двигательного навыка.

Первая фаза (генерализация). Ее особенностью является широкая иррадиация возбудительного процесса в коре больших полушарий. В связи с относительной недостаточностью внутреннего торможения возникшее во многих анализаторах возбуждение широко иррадиирует, вызывая генерализацию возбудительного процесса в эффекторных двигательных клетках коры больших полушарий. Такая фаза характерна для начинающих спортсменов, только приступающих к изучению определенного вида спорта. Так, например, движения начинающего конькобежца не согласованы, он делает большое количество лишних движений, причем движения у него неуверенные, он быстро устает, так как затрачивает большое количество энергии. Наблюдают отсутствие согласованности в работе мышечной системы и внутренних органов.

Вторая фаза (концентрация). Она характеризуется значительным развитием внутреннего торможения. В процессе повторных тренировок происходит специализация условно-рефлекторных связей, в результате чего движения уточняются, иррадиация возбудительного процесса ограничивается, лишние, ненужные движения затормаживаются. Во второй фазе формирования двигательного навыка происходит постепенное становление коркового динамического стереотипа. Однако в этой фазе можно наблюдать срыв тормозного процесса. Необычные сильные раздражители, сопровождающиеся сильным возбуждением, могут ослабить тормозные процессы, в результате чего у спортсмена вновь появляются ошибки в выполнении движений, некоторая скованность их, неточность движений. Все это указывает на непрочное закрепление динамического стереотипа.

Третья фаза (стабилизация). Она характеризуется наличием уже закрепленного коркового динамического стереотипа, лежащего в основе двигательного навыка. В этой фазе процессы возбуждения и торможения чередуются в определенной последовательности: они обусловливают точное выполнение движений. Выполняемые движения отличаются точностью, слитностью, экономичностью. Наступает полная согласованность в работе двигательного аппарата и внутренних органов; — при этом значительно повышается общая работоспособность организма. Стоит только посмотреть на мастерское выполнение упражнений высококвалифицированным спортсменом — гимнастом, конькобежцем, лыжником и т. д., чтобы убедиться в высокой слаженности работы всех систем и органов. Не видно ни одного лишнего движения, ритм дыхания, работа сердечно-сосудистой системы составляют полную гармонию. Изумительная «ювелирная» отделка движений поражает своим совершенством и красотой.

В третьей фазе образование двигательного навыка завершается процессом автоматизации движений, в результате чего возникает состояние спортивной формы, при которой устанавливаются наилучшие взаимоотношения в деятельности всех систем и органов. Между мышечной системой, деятельностью внутренних органов и высшими отделами центральной нервной системы достигается наиболее совершенная функциональная связь.

Спортивная форма является высшим проявлением тренированности.

Большой интерес и практическое значение для теории и практики физкультуры имеют исследования особенностей высшей нервной деятельности детей (Н. И. Красногорский). Для изучения условных и безусловных рефлексов у детей Н. И. Красногорский, в частности, применял двигательные рефлексы. Исследование условных рефлексов у детей со всех анализаторов на простые и комплексные раздражители, интенсивность раздражителей, цепные и словесные стимуляции выявило совершенство функций замыкательного механизма и огромную силу синтезирующей деятельности коры головного мозга. Исследование условных рефлексов у детей показало, что характерной особенностью является их быстрое образование. Приобретенные корковые связи у детей высокостабильны. Хорошо упроченные условные связи сохраняются в течение многих лет, если их даже не подкрепляют.

Образование условных связей происходит не сразу, а проходит ряд стадий, которые у различных детей имеют неодинаковую продолжительность. Н. И. Красногорский выделяет три фазы формирования условных рефлексов у детей.

Первая фаза — индифферентная, или ориентировочная. Внешний раздражитель сначала или не вызывает никакой реакции, т. е. является индифферентным, или же возбуждает ориентировочный рефлекс, если сила его достаточно велика.

После одного или нескольких подкреплений безусловным рефлексом новый агент начинает вызывать установочную, обычно оптико-акустико-двигательную, реакцию в направлении на подкрепляемый раздражитель. Стимул — сигнал приобретает теперь доминирующее значение. Он создает в коре полушарий в полях своего действия повышенную возбудимость, которая обеспечивает замыкание нового условнорефлекторного пути, т. е. организацию новой приспособительной связи. Таким образом, появляется вторая фаза — замыкания и организации приобретенного рефлекса.

По мере дальнейших синхронных совпадений условного раздражителя с действием безусловного агента новая приобретенная связь так прочно специализируется, что условная реакция приобретает характер коркового автоматизма — образуется третья — автоматическая фаза рефлекса.

Описания фазных изменений в коре головного мозга у детей при формировании условного рефлекса в общем совпадают с приведенными выше фазами формирования двигательного навыка, описанными А. Н. Крестовниковым (1951).

Описанную фазиость в образовании двигательного навыка как сложного комплексного условного рефлекса следует понимать только как схему. Продолжительность течения фаз может зависеть от многих причин — общего физического развития, типологических особенностей нервной системы и т. д. В основе переделки осуществляющихся в процессе формирования двигательных навыков лежат общие свойства коры больших полушарий, которые И. П. Павлов назвал пластичностью. Это свойство объясняет возможность возникновения безграничного числа новых двигательных навыков, их переделку и т. д.

Формирование двигательного навыка происходит при взаимодействии первой и второй сигнальных систем. Словесные указания тренера, самоанализ движений спортсменом способствуют выработке необходимых дифференцировок и закреплению технически правильных движений.

По мере развития и укрепления двигательного навыка устанавливаются высокая координация и более точные взаимодействия органов чувств, что образует особые сложные восприятия (специфические комплексные ощущения), хорошо известные спортсменам. Так, например, у лыжника появляется то, что называют «чувством лыжи». Лыжник не испытывает затруднений от присутствия лыж на ногах, и они сделались как бы органической частью ног. У лыжника вырабатывается особое «чувство снега», что связано с тонкой оценкой сцепления лыж со снегом. У других спортсменов соответственно вырабатывается «чувство ракетки», «чувство воды», «чувство льда» и т. д.

www.fizkultura-vsem.ru


Смотрите также