Виноградов В. С. Сборник упражнений по грамматике испанского языка. Учебное пособие. 2-е изд., перераб и доп. Виноградов сборник упражнений по грамматике испанского языка


Сборник

В.С. Виноградов

упражнений по грамматике

испанского

языка

Издание второе, исправленное и дополненное

Рекомендовано Министерством

общего и профессионального

образования Российской Федерации

в качестве учебного пособия

для студентов высших

учебных заведений

Рецензент:

кафедра, иностранных языков № 1 гуманитарных специальностей

Российского университета дружбы народов (зав. кафедрой д-р фнлол.

наук проф. Н.М. Фирсова)

Рекомендовано Министерством общего

и профессионального образования Российской Федерации

в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений

Виноградов В.С.

Сборник упражнений по грамматике испанского языка. Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., «КД «Универ­ситет», 1997. - 269 с.

ISBN 5-06-001691-9

ISBN 5-8013-0002-3

В сборнике представлены упражнения на все основные разделы испанской грамматики. Он полностью согласован с «Грамматикой испанского языка» того же автора (3-е изд , 1990 г) и соответствует вузовским программам по испанскому языку. Цель сборника — помочь изучающим испанский язык в закреплении пройденного материала и развитии навыков грамматически правильной речи

Во втором издании сборника (1-е — в 1969 г) в разделе «Морфология» включены новые упражнения, составленные с опорой на современный разговорный язык, увеличено число коммуникативных упражнений, мини-диалогов, вопросно-ответных заданий, упражнений на альтернативное, синонимичное употребление грамматических форм, расширен раздел «Синтаксис», дополнительно введены ключи к ряду упражнений

Предназначено для студентов высших учебных заведений и широкого круга лиц, изучающих испанский язык.

Isbn 5-06-001691-9

Isbn 5-8013-0002-3

© В.С. Виноградов, 1997

Предисловие

Настоящее учебное пособие предназначено для студентов, изучающих испан­ский язык в университетах и других учебных заведениях. Им могут пользовать­ся и те лица, которые самостоятельно осваивают навыки владения языком Сер­вантеса и Гарсии Лорки.

Тематика сборника соответствует вузовским программам по испанскому язы­ку и грамматике. Теоретической основой пособия является написанная автором этих строк «Грамматика испанского языка» (Москва, «Высшая школа», 1990). Обе эти работы фактически составляют единый комплекс, в котором каждому разделу «Грамматики» соответствует раздел «Сборника» (почти все наимено­вания разделов идентичны).

Система упражнений предусматривает, прежде всего, закрепление изучаемо­го грамматического материала и развитие навыков грамматически правильной ре­чи. Внутри разделов и параграфов упражнения располагаются по возрастающей трудности.

Если упражнение делится на два пункта или более, то это значит, что каж­дый последующий пункт содержит упражнения более высокой степени трудно­сти или отражает другую особенность одного и того же грамматического явле­ния.

В зависимости от уровня знаний студентов и характера обучения языку, большинство упражнений можно выполнять как письменно, так и устно; поэто­му в заданиях к упражнениям способ выполнения последних, как правило, не указывается.

Для удобства самостоятельно изучающих испанский язык и для проверки правильности выполнения заданий в конце пособия дается ключ к наиболее тру­дным упражнениям (в тексте эти упражнения отмечены звездочкой ).

Во второе издание сборника внесены исправления, переработаны некоторые упражнения и заметно увеличено число коммуникативных или близких к ним за­даний. Расширяя набор используемых упражнений, автор пытался сохранить чув­ство меры и целесообразности. Он опасался превратить сборник упражнений по грамматике в пособие по разговорной практике. Представленные в сборнике уп­ражнения рассчитаны не только на развитие «грамматической грамотности» обу­чаемых и совершенствование их речи, но и на развитие навыков понимания, письма, перевода, анализа текста. Известно, что не все рассматриваемые грам­матические явления можно включить в естественные ситуативные и коммуника­тивные модели и что закрепление некоторых грамматических форм требует осо­бого тренажа. Поэтому в сборник включено определенное число упражнений на идентификацию грамматических форм, аьтоматизацию их употребления, подста­новку и перевод.

Автор благодарит преподавателей Марию Луису Гонсалес и Марию Кристи­ну Дуарте, которые, когда книга выходила первым изданием, окачалк помощь в вычитке и правке рукописи, и Ракель Рибо, любезно согласившуюся проверить испанские тексты для нового издания. Особая благодарность Р.С. Виноградовой за помощь в подборе материалов для упражнений.

Автор

studfiles.net

Виноградов В. С. Сборник упражнений по грамматике испанского языка. Учебное пособие. 2-е изд., перераб и доп

rykovodstvo.ru

http://rudocs.exdat.com/docs/index-350859.html

В.С. Виноградов

Сборник

упражнений по грамматике

испанского

языка

Издание второе, исправленное и дополненное

Рекомендовано Министерством

общего и профессионального

образования Российской Федерации

в качестве учебного пособия

для студентов высших

учебных заведений

Рецензент:

кафедра, иностранных языков № 1 гуманитарных специальностей

Российского университета дружбы народов (зав. кафедрой д-р фнлол.

наук проф. Н.М. Фирсова)

Рекомендовано Министерством общего

и профессионального образования Российской Федерации

в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений

Виноградов В.С.

Сборник упражнений по грамматике испанского языка. Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., «КД «Универ­ситет», 1997. - 269 с. 

ISBN 5-06-001691-9 

ISBN 5-8013-0002-3

В сборнике представлены упражнения на все основные разделы испанской грамматики. Он полностью согласован с «Грамматикой испанского языка» того же автора (3-е изд , 1990 г) и соответствует вузовским программам по испанскому языку. Цель сборника — помочь изучающим испанский язык в закреплении пройденного материала и развитии навыков грамматически правильной речи

Во втором издании сборника (1-е — в 1969 г) в разделе «Морфология» включены новые упражнения, составленные с опорой на современный разговорный язык, увеличено число коммуникативных упражнений, мини-диалогов, вопросно-ответных заданий, упражнений на альтернативное, синонимичное употребление грамматических форм, расширен раздел «Синтаксис», дополнительно введены ключи к ряду упражнений

Предназначено для студентов высших учебных заведений и широкого круга лиц, изучающих испанский язык.

ISBN 5-06-001691-9 

ISBN 5-8013-0002-3

© В.С. Виноградов, 1997

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее учебное пособие предназначено для студентов, изучающих испан­ский язык в университетах и других учебных заведениях. Им могут пользовать­ся и те лица, которые самостоятельно осваивают навыки владения языком Сер­вантеса и Гарсии Лорки.

Тематика сборника соответствует вузовским программам по испанскому язы­ку и грамматике. Теоретической основой пособия является написанная автором этих строк «Грамматика испанского языка» (Москва, «Высшая школа», 1990). Обе эти работы фактически составляют единый комплекс, в котором каждому разделу «Грамматики» соответствует раздел «Сборника» (почти все наимено­вания разделов идентичны).

Система упражнений предусматривает, прежде всего, закрепление изучаемо­го грамматического материала и развитие навыков грамматически правильной ре­чи. Внутри разделов и параграфов упражнения располагаются по возрастающей трудности.

Если упражнение делится на два пункта или более, то это значит, что каж­дый последующий пункт содержит упражнения более высокой степени трудно­сти или отражает другую особенность одного и того же грамматического явле­ния.

В зависимости от уровня знаний студентов и характера обучения языку, большинство упражнений можно выполнять как письменно, так и устно; поэто­му в заданиях к упражнениям способ выполнения последних, как правило, не указывается.

Для удобства самостоятельно изучающих испанский язык и для проверки правильности выполнения заданий в конце пособия дается ключ к наиболее тру­дным упражнениям (в тексте эти упражнения отмечены звездочкой ).

Во второе издание сборника внесены исправления, переработаны некоторые упражнения и заметно увеличено число коммуникативных или близких к ним за­даний. Расширяя набор используемых упражнений, автор пытался сохранить чув­ство меры и целесообразности. Он опасался превратить сборник упражнений по грамматике в пособие по разговорной практике. Представленные в сборнике уп­ражнения рассчитаны не только на развитие «грамматической грамотности» обу­чаемых и совершенствование их речи, но и на развитие навыков понимания, письма, перевода, анализа текста. Известно, что не все рассматриваемые грам­матические явления можно включить в естественные ситуативные и коммуника­тивные модели и что закрепление некоторых грамматических форм требует осо­бого тренажа. Поэтому в сборник включено определенное число упражнений на идентификацию грамматических форм, аьтоматизацию их употребления, подста­новку и перевод.

Автор благодарит преподавателей Марию Луису Гонсалес и Марию Кристи­ну Дуарте, которые, когда книга выходила первым изданием, окачалк помощь в вычитке и правке рукописи, и Ракель Рибо, любезно согласившуюся проверить испанские тексты для нового издания. Особая благодарность Р.С. Виноградовой за помощь в подборе материалов для упражнений.

Автор

МОРФОЛОГИЯ

Имя существительное и артикль

§ 1. Формы рода и числа существительных и артиклей. Употребление и опущение артиклей.

1. Определите род существительных; поставьте перед ними соответствующую форму неопределенного артикля:

Alumna, alumno, fábrica, pluma, escuela, camino, obrera, insti­tuto, página, texto, asignatura; parque, tarde, bombón, señal, pared, conversación, mujer, pastel, explicación, director, hombre, clase, reloj, traje; tema, hacha, situación, mañana, diploma, goma, conferencia, alma, análisis, camarada, taller, problema.

2. Определите род и число существительных; поставьте пе­ред ними соответствующую форму определенного артикля:

Libro, cuaderno, revista, casa, carta, maestro, maestra, obrero, niño, niña, centro; profesor, lápiz, pan, madre, noche, flor, salud, jardín, ciudad, mes, producción; tierras, clases, lecciones, noches, padres, hijos, patios, gafas, alfombras, estaciones, jugadores; corazón, aparador, aula, joven, jóvenes, mapa, piel, programas, paz, reyes, manos, telegrama, papel, inglés, exámenes, día, idiomas, libertad, tren, actriz, fin, aviones, juventud, tomate, garajes.

3. Образуйте множественное число от следующих существи­тельных:

a) La vaca, el automóvil, el doctor, el lápiz, el cristal, la ciudad, el mes, la ley, el otoño, el maletín, el billete, la nube, la voz, el tenedor, el masaje, el soldado, el equipaje, la taquilla, la clase, el aprendiz, el pie, la nariz, el león, el vagón, el maíz.

b) El ave, la foto, el complot, el ama, el carácter, la mamá, el miércoles, la casa cuna, el convoy, el hazmerreír, el lavamanos, el sofá, el tractor, el cortaplumas, el esquí, el café, el coche cama, la crisis, la tribu, el arte, el rascacielos, el alelí, el club.

c) El tiket, el frac, el coñac, el biftek, el ultimátum, el récord, el blok, el lord, el vivac.

4. Выпишите в отдельные колонки существительные мужско­го, женского и общего рода; поставьте перед ними по же­ланию неопределенные или определенные артикли:

Cumbre, valle, pendiente, cauce, tren, coche, calle, foto, radio, ri­val, alemán, nube, idioma, tos, recibí, espíritu, clima, cometa, enigma, poeta, árbol, pan, dolor, sistema, jueves, ave, clase, fuente, metrópoli, tribu, revolución, deportista, latifundista, florista, novelista, artista, gorrión, unión, camión, arroz, haz, voz, bambú, matiz, pez, burócrata, camarada, comerciante, pianista, testigo, amo, cortaplumas, arte, comunista, fiebre, peste, hambre, col, hereje, patriota, intérprete, complot, dentista, razón, rincón, sazón, flor, labor, color, puente.

5. Выпишите в отдельные колонки существительные, которые употребляются преимущественно в единственном числе, только во множественном числе и те, которые в обоих числах не меняют своего окончания; поставьте перед су­ществительными определенные артикли:

Cortaplumas, crisis, afueras, carbón, guardacostas, añicos, anales, alegría, limpiabotas, dinero, nevada, creces, luna, sacacorchos, éxtasis, muchachada, mantequilla, pinzas, martes, profesorado, impresionismo, lavamanos, capitalismo, sol, socialismo, limpiadientes, rascacielos, paraguas, víveres, gafas, orgullo, cobre, bártulos, valentía, paracaídas, gente, viernes, enseres, leche, desarrollo, dosis, oro, cosquillas, clima, oasis, cosmos, alrededores, calor.

6. Объясните особенности образования рода у следующих су­ществительных:

El sastre - la sastra; el señor - la señora; el profesor - la profe­sora; el abuelo - la abuela; el lobo - la loba; el padre - la madre; el poeta - la poetisa; el actor - la actriz; el gallo - la gallina; el héroe -la heroína; el hombre - la mujer; el toro - la vaca; el camarada - la camarada; el deportista - la deportista; el escritor - la escritora.

7. Ниже приводятся обозначения лиц и животных. Укажите соответствующие существительные, называющие противо­положный пол:

a) Obrero, hombre, presidente, estudiante, ministro, joven, intérprete, tío, sastre, testigo, poeta, varón, rey, cantante, actor, al­calde, yerno, socialista, asistente, locutor, bailarín, deportista.

6) León, pitón, jabalí, oveja, vaca, caballo, liebre, erizo, gorrión, cocodrilo, gato, águila, cigarra, ballena, elefante, araña, rana.

8. Назовите значение каждого существительного в следующих парах:

El río - la ría, el suelo - la suela, el bando - la banda, el fondo -la fonda, el lomo - la loma, el modo - la moda, el punto - la punta, el manzano - la manzana, el fruto - la fruta, el ciruelo - la ciruela.

El orden - la orden, el capital - la capital, el frente - la frente, el cólera - la cólera, el guía - la guía, el parte - la parte, el pez - la pez, el policía - la policía, el vista - la vista.

9. Ответьте на вопросы (подлежащее, дополнение или обсто­ятельство указаны в скобках):

Образец: - ¿Dónde está el profesor? (universidad) 

- El profesor está en la universidad.

- ¿Dónde está el maestro? (aula)

- ¿Dónde están los niños? (parque)

- ¿Quién abre la maleta? (hermano)

- ¿Qué relata el profesor? (biografía de Cervantes)

- ¿Dónde está el cine? (plaza central)

- ¿Quién va con los turistas? (guía) 

- ¿A quién mandas saludos? (abuelo)

- ¿A quién escribe María? (abuela)

- ¿Qué escucha usted? (radio)

10. Образуйте фразы по образцу, употребляя неопределенный артикль (модель а) и соответствующие определенный и неопределенный артикли (модель б):

a) Necesito un cuaderno bueno б) El fútbol es un juego

- pluma roja - compás es - instrumento

- lápiz verde - gripe es - enfermedad

- bolígrafo azul - ciruela es - fruta

- manual español - ciruelo es - árbol

- traje elegante - guisante es- legumbre

- mantel gris - león es - animal

- foto grande - sofá es - mueble

- mapa mural - inglés es - idioma

- revista semanal - jazmín es - flor

11*. Поставьте вместо точек соответствующий определен­ный артикль:

К упражнениям, отмеченным звездочкой *, даны ключи в конце книги.

1. En ... parte final contiene interesantes revelaciones ... parte del general. 2. Nos dice ... guía que en la librería encontraremos ... guía de la ciudad. 3. En los bancos de ... capitales se gurdan ... capitales. 4. En los siglos pasados ... cólera causaba gran daño a los pueblos. 5. ... cólera del pueblo no tiene límites. 6. Los ejércitos regresaban de ... frente. 7. Juan pasa el pañuelo por ... frente. 8. En ... pez desparramada en la orilla quedó aprisionado ... pez.

12. Замените выделенные слова существительными противопо­ложного рода и произведите в предложениях необходимые изменения:

1. El obrero concienzudo trabaja para el bien del pueblo. 2. La turista inglesa sale del hotel. 3. El estudiante alemán saluda a la poetisa. 4. La madre pasea con el hijo menor. 5. La cantatriz es aplaudida por e! público. 6. El discurso del ministro recién llegado no ha sido largo. 7. La suegra habla con su yerno joven.

13. Заполните пропуски соответствующими артиклями и пе­реведите фразы на русский язык:

1. ... testigo parece muy segura. 2. Entra ... joven apuesto y se dirige a ... secretario. 3. La policía detiene a ... homicida peligroso. 4. Inesperadamente se presenta ... testigo espontáneo. 5. ... joven está cansada y tiene sueño. 6. ... policía está muy rabioso.

14. Поставьте выделенные существительные во множествен­ное число и измените, в необходимых случаях, число сказу­емого:

1. El lunes Pedro trabaja. 2. Para ver la película hay que apagar la luz. 3. El pez vive en el agua. 4. El presidente ha aprobado la ley. 5. El árbol tiene tronco y raíz. 6. El reloj atrasa unos minutos. 7. El policía ha detenido a un ladrón. 8. La nube pasa lentamente. 9. El ómnibus va hacia la estación. 10. El tren aguarda a los pasajeros.

15. Поставьте выделенные существительные во множествен­ное число и произведите необходимые изменения в предло­жениях:

1. El actor lleva un frac negro. 2. El periódico queda sobre el sofá. 3. El tractor tira de un arado. 4. El enfermo cuida la dosis. 5. La crisis es grave. 6. El marinero lleva un mauser. 7. El ul­timátum ha sido prematuro. 8. Cada tarde los jóvenes se reúnen en el club. 9. La tripulación ha divisado un albatros.

16. Поставьте вместо точек неопределенный артикль мужско­го или женского рода:

a) 1. Tomo ... hoja de papel. 2. Por la mañana tomo ... taza de café o ... vaso de leche. 3. Frente a su casa está ... librería. 4. Compramos ... regalo para Elena. 5. En el centro de la mesa hay ... ramo de llores. 6. Necesito ... periódico. 7. Enrique habla con ... amigo. 8. Tenemos que aprender ... verso español. 9. Josefina es ... persona muy buena. 10. A la puerta llama ... hombre. 11. Es ... lápiz para ella. 12. Quiero poner ... telegrama. 13. Es ... estudiante extranjera.

b) 1. Este es ... país agrícola. 2. Al doctor esperaba ... indígena vestido de negro. 3. La paz es ... problema palpitante de nuestro tiempo. 4. En el tercer piso hay ... aula clara y espaciosa. 5. El cazador ve ... águila enorme. 6. En el suelo hay ... alfombra. 7. El indio regresa con ... hacha pesada al hombro. 8. Quiero relatar sobre ... rito indígena. 9. Este secreto es ... enigma para todos.

Виноградов В. С. Сборник упражнений по грамматике испанского языка. Учебное пособие. 2-е изд., перераб и доп

В.С. ВиноградовСборник

упражнений по грамматике

испанского

языка

Издание второе, исправленное и дополненное

Рекомендовано Министерством

общего и профессионального

образования Российской Федерации

в качестве учебного пособия

для студентов высших

учебных заведений

Рецензент:кафедра, иностранных языков № 1 гуманитарных специальностей

Российского университета дружбы народов (зав. кафедрой д-р фнлол.

наук проф. Н.М. Фирсова)^

и профессионального образования Российской Федерации

в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведенийВиноградов В.С.

Сборник упражнений по грамматике испанского языка. Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., «КД «Универ­ситет», 1997. - 269 с.

ISBN 5-06-001691-9

ISBN 5-8013-0002-3В сборнике представлены упражнения на все основные разделы испанской грамматики. Он полностью согласован с «Грамматикой испанского языка» того же автора (3-е изд , 1990 г) и соответствует вузовским программам по испанскому языку. Цель сборника — помочь изучающим испанский язык в закреплении пройденного материала и развитии навыков грамматически правильной речи

Во втором издании сборника (1-е — в 1969 г) в разделе «Морфология» включены новые упражнения, составленные с опорой на современный разговорный язык, увеличено число коммуникативных упражнений, мини-диалогов, вопросно-ответных заданий, упражнений на альтернативное, синонимичное употребление грамматических форм, расширен раздел «Синтаксис», дополнительно введены ключи к ряду упражнений

Предназначено для студентов высших учебных заведений и широкого круга лиц, изучающих испанский язык.

ISBN 5-06-001691-9

ISBN 5-8013-0002-3

© В.С. Виноградов, 1997

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее учебное пособие предназначено для студентов, изучающих испан­ский язык в университетах и других учебных заведениях. Им могут пользовать­ся и те лица, которые самостоятельно осваивают навыки владения языком Сер­вантеса и Гарсии Лорки.

Тематика сборника соответствует вузовским программам по испанскому язы­ку и грамматике. Теоретической основой пособия является написанная автором этих строк «Грамматика испанского языка» (Москва, «Высшая школа», 1990). Обе эти работы фактически составляют единый комплекс, в котором каждому разделу «Грамматики» соответствует раздел «Сборника» (почти все наимено­вания разделов идентичны).

Система упражнений предусматривает, прежде всего, закрепление изучаемо­го грамматического материала и развитие навыков грамматически правильной ре­чи. Внутри разделов и параграфов упражнения располагаются по возрастающей трудности.

Если упражнение делится на два пункта или более, то это значит, что каж­дый последующий пункт содержит упражнения более высокой степени трудно­сти или отражает другую особенность одного и того же грамматического явле­ния.

В зависимости от уровня знаний студентов и характера обучения языку, большинство упражнений можно выполнять как письменно, так и устно; поэто­му в заданиях к упражнениям способ выполнения последних, как правило, не указывается.

Для удобства самостоятельно изучающих испанский язык и для проверки правильности выполнения заданий в конце пособия дается ключ к наиболее тру­дным упражнениям (в тексте эти упражнения отмечены звездочкой ).

Во второе издание сборника внесены исправления, переработаны некоторые упражнения и заметно увеличено число коммуникативных или близких к ним за­даний. Расширяя набор используемых упражнений, автор пытался сохранить чув­ство меры и целесообразности. Он опасался превратить сборник упражнений по грамматике в пособие по разговорной практике. Представленные в сборнике уп­ражнения рассчитаны не только на развитие «грамматической грамотности» обу­чаемых и совершенствование их речи, но и на развитие навыков понимания, письма, перевода, анализа текста. Известно, что не все рассматриваемые грам­матические явления можно включить в естественные ситуативные и коммуника­тивные модели и что закрепление некоторых грамматических форм требует осо­бого тренажа. Поэтому в сборник включено определенное число упражнений на идентификацию грамматических форм, аьтоматизацию их употребления, подста­новку и перевод.

Автор благодарит преподавателей Марию Луису Гонсалес и Марию Кристи­ну Дуарте, которые, когда книга выходила первым изданием, окачалк помощь в вычитке и правке рукописи, и Ракель Рибо, любезно согласившуюся проверить испанские тексты для нового издания. Особая благодарность Р.С. Виноградовой за помощь в подборе материалов для упражнений.

Автор

userdocs.ru

Виноградов В. С. Сборник упражнений по грамматике испанского языка. Учебное пособие. 2-е изд., перераб и доп

В.С. ВиноградовСборник

упражнений по грамматике

испанского

языка

Издание второе, исправленное и дополненное

Рекомендовано Министерством

общего и профессионального

образования Российской Федерации

в качестве учебного пособия

для студентов высших

учебных заведений

Рецензент:кафедра, иностранных языков № 1 гуманитарных специальностей

Российского университета дружбы народов (зав. кафедрой д-р фнлол.

наук проф. Н.М. Фирсова)^

и профессионального образования Российской Федерации

в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведенийВиноградов В.С.

Сборник упражнений по грамматике испанского языка. Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., «КД «Универ­ситет», 1997. - 269 с.

ISBN 5-06-001691-9

ISBN 5-8013-0002-3В сборнике представлены упражнения на все основные разделы испанской грамматики. Он полностью согласован с «Грамматикой испанского языка» того же автора (3-е изд , 1990 г) и соответствует вузовским программам по испанскому языку. Цель сборника — помочь изучающим испанский язык в закреплении пройденного материала и развитии навыков грамматически правильной речи

Во втором издании сборника (1-е — в 1969 г) в разделе «Морфология» включены новые упражнения, составленные с опорой на современный разговорный язык, увеличено число коммуникативных упражнений, мини-диалогов, вопросно-ответных заданий, упражнений на альтернативное, синонимичное употребление грамматических форм, расширен раздел «Синтаксис», дополнительно введены ключи к ряду упражнений

Предназначено для студентов высших учебных заведений и широкого круга лиц, изучающих испанский язык.

ISBN 5-06-001691-9

ISBN 5-8013-0002-3

© В.С. Виноградов, 1997

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее учебное пособие предназначено для студентов, изучающих испан­ский язык в университетах и других учебных заведениях. Им могут пользовать­ся и те лица, которые самостоятельно осваивают навыки владения языком Сер­вантеса и Гарсии Лорки.

Тематика сборника соответствует вузовским программам по испанскому язы­ку и грамматике. Теоретической основой пособия является написанная автором этих строк «Грамматика испанского языка» (Москва, «Высшая школа», 1990). Обе эти работы фактически составляют единый комплекс, в котором каждому разделу «Грамматики» соответствует раздел «Сборника» (почти все наимено­вания разделов идентичны).

Система упражнений предусматривает, прежде всего, закрепление изучаемо­го грамматического материала и развитие навыков грамматически правильной ре­чи. Внутри разделов и параграфов упражнения располагаются по возрастающей трудности.

Если упражнение делится на два пункта или более, то это значит, что каж­дый последующий пункт содержит упражнения более высокой степени трудно­сти или отражает другую особенность одного и того же грамматического явле­ния.

В зависимости от уровня знаний студентов и характера обучения языку, большинство упражнений можно выполнять как письменно, так и устно; поэто­му в заданиях к упражнениям способ выполнения последних, как правило, не указывается.

Для удобства самостоятельно изучающих испанский язык и для проверки правильности выполнения заданий в конце пособия дается ключ к наиболее тру­дным упражнениям (в тексте эти упражнения отмечены звездочкой ).

Во второе издание сборника внесены исправления, переработаны некоторые упражнения и заметно увеличено число коммуникативных или близких к ним за­даний. Расширяя набор используемых упражнений, автор пытался сохранить чув­ство меры и целесообразности. Он опасался превратить сборник упражнений по грамматике в пособие по разговорной практике. Представленные в сборнике уп­ражнения рассчитаны не только на развитие «грамматической грамотности» обу­чаемых и совершенствование их речи, но и на развитие навыков понимания, письма, перевода, анализа текста. Известно, что не все рассматриваемые грам­матические явления можно включить в естественные ситуативные и коммуника­тивные модели и что закрепление некоторых грамматических форм требует осо­бого тренажа. Поэтому в сборник включено определенное число упражнений на идентификацию грамматических форм, аьтоматизацию их употребления, подста­новку и перевод.

Автор благодарит преподавателей Марию Луису Гонсалес и Марию Кристи­ну Дуарте, которые, когда книга выходила первым изданием, окачалк помощь в вычитке и правке рукописи, и Ракель Рибо, любезно согласившуюся проверить испанские тексты для нового издания. Особая благодарность Р.С. Виноградовой за помощь в подборе материалов для упражнений.

Автор

dopoln.ru


Смотрите также