Синтаксические связи в словосочетаниях. 8-й класс. Виды словосочетаний упражнения


Основные виды синтаксических упражнений в работе над словосочетанием в начальных классах дагестанской школы

В статье рассматривается значение работы над словосочетанием как единицей синтаксиса в начальных классах, определяется роль данной работы в повышении уровня орфографической грамотности учащихся, в совершенствовании умений в области морфологического и синтаксического анализа.

Автор стремиться определить направления работы над словосочетанием в начальных классах, показать основные виды синтаксических упражнений для развития речи учащихся дагестанской школы.

The article considers the importance of work at the word combination as a unit of syntax in the primary classes; the role of this work in raising the level of spelling literacy of pupils, in improving skills in the field of morphological and syntactic analysis is determined.

The author strives to identify directions of work on the word combination in primary classes, to show main types of syntactic exercises to develop pupils’ speech in Dagestan school.

Ключевые слова: синтаксис, словосочетание, начальные классы, развитие речи, виды синтаксических упражнений, дагестанская школа.

Keywords: syntax, word combination, elementary classes, speech development, types of syntactic exercises, Dagestan school.

В результате внедрения стандартов второго поколения в процесс начального образования на первый план выдвигается и становится все более актуальным использование в обучении новых приемов и методов, эффективность которых способствует формированию умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую инфор­мацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общедидактические и частномето­дические требования в рамках учебного предмета предполагают решение проблем, связанных с развитием у школьников системы умений и навыков, направленных на самостоятельность и личностное развитие.

В методической науке ведутся активные поиски новых, эффективных способов и форм совершен­ствования процесса обучения словосочетанию в начальных классах.

Значительный вклад в разработку методики обучения словосочетанию в начальной школе, определение основных направлений данной работы внесли А. Н. Гвоздев, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, Г. А. Фомичева, Н. 3. Бакеева, Р.Б. Сабаткоев и др.

Так как словосочетание является одной из основных синтаксических единиц, работа над ним должна вестись в начальной школе на протяжении всех лет обучения. Словосочетание формирует пред­ло­жение, лежит в основе выделения второстепенных членов предложения. Для эффективного усвоения учебного материала, а также с целью развития речевых умений младших школьников, их мышления разработана система работы над словосочетанием.

Значимость работы над словосочетанием в начальных классах дагестанской школы опреде­ляется тем, что большое количество грамматических, орфографических и иных упражнений по русскому языку основывается не на связном тексте, не на предложении, а на словосочетании.

Однако при изучении синтаксического строя русского языка нерусскими учащимися следует учитывать, что изучение словосочетания не является самоцелью, поэтому в работе над этой темой необходимо использовать упражнения, способ­ствующие формированию и развитию речевых умений и навыков младших школьников, а также упражнения на составление предложений и построение связной речи. Слова в составе словосочетаний и предложений вступают в определённые грамматические связи. Для того чтобы решить вопрос об отборе типов словосочетаний, нужно знать, что существуют три вида подчи­нительной связи: согласование, управление, примыкание. Об этом можно сказать детям уже в 3-м классе. При работе над словосочетанием дети осознают правила построения словосочетаний и предложений и практически усваивают нормы употребления предложно-падежных форм, повышают уровень орфографической грамотности, в частности написаний, основанных на установлении связей слов, совершенствуют умения в области морфологического и синтаксического анализа.

Главным в работе над словосочетанием является не сообщение каких-либо дополнительных грамма­тических сведений, а особая организация учебного материала, предусматривающая установление естест­венных связей между морфологией, син­таксисом и лексикой при изучении основных разделов программы [2, с.12].

Усвоение в практическом плане моделей слово­сочетаний, выражающих различные синтаксические отношения, будет способствовать развитию мышления и речи учащихся. Обучать детей словосочетаниям – значит работать над элементами мысли; учить детей пониманию словосочетаний – значит учить их пониманию логических отношений.

Значительное место работа над словосочетанием в начальной дагестанской школе должна занять при изучении имени существительного, прилага­тельного, в связи с изучением предлогов, глаголов.

В первую очередь это упражнения в конст­руировании словосочетаний различного вида. Составленные детьми словосочетания должны прочно войти в их речь и предостерегать от возможных ошибок в употреблении предложно-падежных форм имени существительного и падежных форм имени прилагательного.

Учет специфики обучения учащихся начальной дагестанской школы словосочетанию, сопоставительная характеристика синтаксических явлений русского и родного языков помогает учителю в подборе практического материала для развития речевых навыков младших школьников.

Особенно эффективными являются следующие виды упражнений:

1. Постановка учащимися вопросов к словам в предложениях, воспринятых на слух или прочи­танных. Например, Черемуха расцветает? Когда? В мае.Черемуха расцветает. Какая? Ароматная. Такие упражнениямогут быть осложнены дополнительным заданием. Ученик ставит вопрос. Например, Девочка помогает кому? Мама встретила кого?, подбирает подходящее слово и заканчивает предложение: Девочка помогает сестре делать уроки. Мама встретила соседку.

2. Вопросы учителя и ответы учащихся. Вопросы должны быть доступны детям. На начальном этапе необходимо обращать внимание учащихся на сходство формы вопроса и употребляемых слов. Это чей пенал?– Это мой пенал. Где твой портфель? – Вот мой портфель. Формы вопросов постепенно усложняются.

3. Вставка пропущенного слова в изучаемой грамматической форме в предложениях, воспринимаемых на слух или прочитанных. Дедушка принес (книгу). Мы поехали в (город) с дядей. Нужные слова даются после каждого предложения или упражнения.

4. Составление предложений из названных учителем или данных в учебнике слов с изменением их формы. Слова даются в начальной форме.

Душистая, расцветает, черемуха, в мае.

5. Данные предложения распространите словосочетаниями.

Вот и вернулась (долгожданная, ранняя, теплая) весна.

Голубенький подснежник распустился (под деревьями, в лесу, на опушке, у оврага).

6. Спишите предложения.

Тихий ветерок шелестит между листьями деревьев.

Крупные капли дождя падают с крыши.

Деревья сбрасывают свой зеленый наряд.

Выделите главные члены предложения. Выпишите словосочетания.

7. Составление словосочетаний по образцу. Учащимся предлагается словосочетание с изучаемой грамматической формой. Дети по данному образцу составляют новые словосочетания и включают их в предложения [1, с. 138].

Например, положил книгу, подошел к другу, узнал отца, написал о школе.

8. Спишите предложения.

Северный ветер разогнал кудрявые облака. Над городом нависла дождевая туча. Скоро грянут раскаты грома. Большие капли дождя барабанят по крышам.

Подчеркните главные члены предложения и выделите словосочетания. Назовите слова, входящие в состав словосочетания.

9. Данные предложения распространите словосочетаниями.

На (весенних каникулах, зимних, осенних, летних) дети отдыхали (отдыхали в лагере, в горах, на даче, на море, у бабушки). Паше подарили (подарили родители, подарили на день рождения, подарили к празднику) (породистого, смешного, с пятнами) щенка.

10. Составление словосочетаний из данных рядов слов путем объединения их по смыслу и при изменении формы слова: тяжелые, над рекой, по мосту, машины, едут; на прогулку, в знойный, день, жаркий, вышли, мы; нас, в лесу, стройные сосны, ели, и, окружали.

11. Составление словосочетаний по данному главному слову путем подбора подходящих по смыслу зависимых слов: фломастеры, рисунок, деревья, подруги, пенал, картина, задача, сад.

12. Составление словосочетаний по данному зависимому слову (существительному, прилага­тельному, наречию) путем подбора главного слова: гласные, ароматный, мечта, красиво, полезно, важный, диктант, сестре.

13. Запишите предложение, сделайте синтак­сический разбор, выпишите словосочетания, одно словосочетание разберите:

Весенняя река вышла из пологих берегов.

14. Восстановление деформированного предло­жения. Восстановление предложения начинается с основы предложения, затем с помощью вопросов «находятся» словосочетания.

Например, скворцы, в скворечниках, выводят, весной, птенцов, на деревьях, высоко.

15. Образуйте словосочетания, вставляя перед зависимым словом предлог на или в.

Жить… деревне, находиться... . поляне, играть… саду, ехать… машине, лететь… самолете, сидеть… крыше, стоять… .окне, уехать… путешествие, опоздать… школу, пошёл… театр, пошёл… концерт.

16. С данными словами образуйте словосо­четания, вместо точек подберите подходящие по смыслу слова, определите падеж имён существительных

Писать (что?)…; рассказывать (о чём?)…; задуматься (о чём?)…; вернуться (с чем?)…; заботиться (о ком?)… ; выйти (с кем?)…; прийти (к кому?)… .

17. К данным словам подберите подходящие по смыслу имена существительные.

топкое…; могучий…; каменное…; глубокая…; старые… .

Обучение словосочетанию в начальных классах проходит в двух направлениях. Во-первых, словосочетание необходимо рассматривать в структуре предложения как его составную часть; во-вторых, словосочетание изучается как распрос­траненное название предмета. Практическое овла­дение русским языком предполагает обязательное формирование навыков употребления синтакси­ческих единиц языка. Теоретические правила, усвоенные учащимися, должны стать активным средством развития русской речи. Дети, руководствуясь этими правилами, учатся строить словосочетания, предложения, рассказывать об увиденном, знакомом материале [1, с. 109].

Предлагаемая система упражнений, отражающая обучение словосочетанию, нацелена на то, чтобы учащиеся поняли сущность зависимости одного слова от другого в пределах словосочетания, на совершенствование умения учащихся устанавливать по вопросам связь между словами; вычленять словосочетания из предложения; производить синтаксический разбор предложений; составлять словосочетания. 

Список литературы:1. Айтберов А. М. Обучение словосочетанию и предложению в начальных классах дагестанской школы. - Махачкала: ДГПУ, 2007. - 170 с.2. Бакеева Н.Э. Научные основы методики обучения грамматическому строю русского языка в национальной школе. - М.: Педагогика, 1983. - 192с.3. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. Ч. 2. Синтаксис. - М.: Учпедгиз, 1968. - 344с.4. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. - М., 1975. - 256с.5. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. - 472 с.6. Прокопович Н.Н. Словосочетание в современном русском литературном языке. - М.: Просвещение, 1966.- 163с.7. Рамзаева Т.Г. Система обучения русскому языку и речи в 3-4 классах начальной школы. Пособие для студентов факультета начального обучения и учителей начальных классов. - С-Пб., 1994. - 208 с.8. Сабаткоев Р.Б. Методика развития связной русской речи в осетинской школе. Методическое пособие. - Орджоникидзе: Ир, 1979.-136с.9. Фомичева Г.А. работа над словосочетанием и предложением в начальных классах. - М., 1981. - 159с.

7universum.com

Синтаксические связи в словосочетаниях. 8-й класс

Разделы: Русский язык

Цель и задачи урока:

  • Образовательные:
    • систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Словосочетание»;
    • формирование знаний о способах связи слов в словосочетании, формирование умений определять способы связи слов в словосочетании;
    • развитие орфографических навыков.
  • Развивающая: развивать лингвистическую и коммуникативную компетенцию.
  • Воспитательная: формирование навыков контроля и самоконтроля.

Тип урока: объяснение нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем работать с вами над изучением словосочетания.

II. Опрос по домашнему заданию

А) – Дать определение словосочетанию – Какие типы словосочетаний вы знаете? – Как определяется тип словосочетания?

Б) Цифровой диктант (1 – словосочетание, 2 – предложение, 3 – слово)

Светило солнце, около дома, учебный год, русский язык ,лист бумаги, в течение часа, идущий человек, по берегу, дом на берегу, дом стоит

Ключ: 2311131312 (записан на доске – ребята проверяют сами свои ответы)

В) Распределительный диктант (2 человека работают у доски, остальные учащиеся в тетрадях)

Задание: записать словосочетания в соответствии с типом ( по столбика) именное, глагольное, наречное.

Правка текста, косо висела, зеленая трава, бежать быстро, алмазная грань, грамотный человек, ищу человека, читать внимательно, достигнуть цели, веселый ребенок, жить честно.

III.Новая тема

А) Чтение теории параграфа №

Б) Беседа

– Что нового вы узнали о словосочетании?

В) Составление опорного конспекта

IV. Закрепление изученного (определить вид связи в словосочетаниях)

Снежные равнины, шел спокойно, красивая девочка, идти в школу, стоять у доски, интересный вопрос, слушать улыбаясь.

V. Сообщение учителя

– Ребята, в экзаменационных тестах есть интересное задание – заменить словосочетание на синонимичное с другим видом связи. У вас на партах лежат листы – помощники, помогающие понять процесс выполнения такого задания. Изучите внимательно!

(На партах у учащихся лежит распечатанный листок – алгоритм выполнения задания – Приложение 1)

VI. Замените словосочетание на синонимичные, пользуясь листом-помощником

А) Заменить данные словосочетания со способом связи примыкание синонимичными со способом связи управление

  • жалостно посмотрел –
  • смело спрыгнул –
  • устало шагал –
  • осторожно слез –

Б) Заменить данные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи примыкание

  • говорил с тревогой –
  • ждал с напряжением –
  • охранял с заботой –
  • глядел со смущением –

В) Заменить данные словосочетания со способом связи согласование синонимичными со способом связи управлении

  • бессонная ночь –
  • подземный переход –
  • алгебраическая задача –
  • школьный портфель –

VI. Рефлексия

– Что нового мы узнали на уроке? – Какие виды связи в словосочетании вы знаете?

VII. Подведение итогов

Выставление оценок. Домашнее задание

Приложение 1

Чтобы преобразовать словосочетание со связью согласование в словосочетание со связью управление, нужно сделать следующие операции:

1. Найти в исходном словосочетании (плавательный бассейн) главное слово – бассейн 2. Задать от этого главного слова падежный вопрос: бассейн для чего? 3. Зависимое слово в исходном словосочетании не может быть прилагательным, оно должно являться существительным или местоимением: бассейн (для чего?) для плавания. ИЛИ: стеклянная крыша – крыша (из чего?) из стекла

Чтобы преобразовать словосочетание со связью управление в словосочетание со связью согласование, следует произвести следующие операции:

1. Найти в исходном словосочетании (гнездо глухаря) главное слово – (что?) гнездо, гнездо (чье?) глухаря; главное слово – гнездо; 2. Зависимое слово нужно заменить согласованным определением (прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением), отвечающим на вопрос КАКОЙ? ЧЕЙ? Гнездо (чье? какое?) глухариное ИЛИ: топот коня – топот (чей?) конский

Чтобы преобразовать словосочетание со связью примыкание в словосочетание со связью управление, следует сделать следующие шаги:

1. Найти в исходном словосочетании (внимательно слушать) главное слово – слушать (как?) внимательно: главное слово – слушать; 2. зависимое слово (а оно всегда является неизменяемой частью речи – инфинитивом, наречием, деепричастием, сравнительной степенью прилагательного или наречия) наречие внимательно следует преобразовать в имя существительное: слушать (как?) с вниманиемИЛИ: поехать работать – поехать на работу

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок-обобщение по теме "Словосочетание"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (88 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме «Словосочетание».

Задачи урока:

Образовательные:

  1. повторить и обобщить знания обучающихся о словосочетании, видах словосочетаний, способах связи слов в словосочетании;
  2. проверить умения определять тип связи в словосочетании;
  3. проверить умения выделять в предложении словосочетание с определённым типом связи

Развивающие:

  1. развивать мышление и общеучебные навыки;
  2. развивать познавательную самостоятельность;
  3. формировать умение анализировать языковой материал;

Воспитательные:

  1. воспитать уважительное отношение к чужому мнению, к культуре учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная

Метод: словесный, поисковый.

Оборудование:

  1. Компьютер, ноутбук;
  2. Мультимедийный проектор;
  3. Раздаточный материал;
  4. Учебник русского языка для 8 класса под ред. С.Г. Бархударова.

Ход урока

I. Оргмомент, актуализация знаний.

(слайд 1)

Мы завершаем работу с наименьшей синтаксической единицей языка – словосочетанием и сегодня на уроке повторим и обобщим знания, полученные по этой теме. Исходя из темы и вида урока, постарайтесь определить его цели.

( Ученики вместе с учителем определяют цели урока)

II. Актуализация прежних знаний.

(слайд2)

– Что изучает синтаксис? (Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает словосочетание, предложение и текст.)

– Что такое словосочетание? (Словосочетание – сочетание двух и более знаменательных слов, связанных по смыслу или грамматически и подчинительной связью.)

– Из чего состоит словосочетание? (Из главного слова и зависимого)

– Назовите виды словосочетаний по главному слову? (Именные, глагольные и наречные)

– Назовите типы связи в словосочетаниях? (Согласование, управление и примыкание)

– Что такое согласование? Управление? Примыкание? (Согласование – это такой вид связи, при котором зависимое слово выступает в тех же грамматических формах (род, число, падеж), что и главное. Управление – это такой вид связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенный падеж, с предлогом или без предлога. Примыкание – это такой вид связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу. Примыкают обычно неизменяемые части речи (наречие, деепричастие, инфинитив)(слайд 2)

– Что не является словосочетанием? (слайд 3)

  • Основа предложения (мальчик уехал),
  • Однородные члены (быстрый и внимательный),
  • Предлоги со словами (в течение часа),
  • Составные формы (двадцать второй, будет писать, более сладкий)
  • Фразеологические обороты (сел в калошу)

Задание 1: Подчеркните синтаксические конструкции, которые являются словосочетаниями. ( слайд 4)

Возле леса, хвойный лес, лес шумит, лес да поле, в течение часа, настольные часы, часы приёма, часы остановились, засушливое лето, от засухи и зноя, вследствие засухи, следствие закончено, виртуозно играть, играю на компьютере, во время игры.

(Хвойный лес, настольные часы, часы приёма, засушливое лето, виртуозно играть, играю на компьютере). (слайд 5)

– Какие сочетания вы не выделили? Почему?

НЕ являются словосочетаниями: (слайд 6)

Существительные с предлогом: возле леса, в течение часа, вследствие засухи, во время игры. Главные члены предложения: лес шумит, часы остановились, следствие закончено. Нет зависимости между словами, кроме сочинительной связи: лес да поле, от засухи и зноя.

Задание 2. Найдите ошибки в определении типа словосочетания по главному слову. Подчеркните эти словосочетания. (слайд 7)

Именные:

Летний день, исполненный мастером, второй по росту

Глагольные:

Любуясь красотами, уважать старших, умелый в работе

Наречные:

Неожиданно быстро, где-то далеко, задело кого-то

Задание 3. В каких словосочетаниях неверно определен способ подчинительной связи?

(слайд 8)

Согласование: каменный дом, отцовская шапка, лисьи повадки, листья дуба, сельские жители.

Управление: говорить о делах, отзываться с восторгом, сделать умышленно, посоветовать другу, встретиться с братом.

Примыкание: рычать по-звериному, сегодня вечером, откровенное признание, говорить громко, поступать по-дружески.

Задание 4. Выпишите из предложения словосочетания и определите способ связи. ( слайд 9)

  • Во флигеле налево помещалась крохотная фабрика дешевых обоев.
  • Было последнее утро растянувшегося на два месяца затишья.
  • Я взял наугад толстую книгу в потрескавшемся чёрном переплёте.

Задание 5. Из предложений выпишите словосочетания с указанным видом связи. (слайд 10)

В это время проводится индивидуальная работа, по одному с каждого ряда работают с интерактивным тестом по компьютеру (приложение 3)

  • Большинство иностранцев считают, что русские мало улыбаются (примыкание).
  • Человек мнителен, тревожен и замкнут, болезненно реагирует на малейшие неудачи (примыкание).
  • Оттуда открывается изумительный вид на Волгу, красота неописуемая (управление).
  • В этом случае “плоды учения ”еще более очевидны (согласование).
  • Эти чувства в нас не убиты – они подавлены (управление).
  • Но и те и другие были снисходительны к ошибкам своего кандидата (согласование).

Задание 6. Преобразуйте словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи.

Подготовка к ГИА. (слайд 11)

– Можем ли мы, изменяя строение словосочетания, получить другой способ связи?

– Попробуйте сделать это с предложенными словосочетаниями, как в предстоящем экзамене в 9 класс. Советы. (слайд 12) Бумажный вариант на столах. (приложение 1)

Групповая работа. Раздаточный материал на столах. (приложение 2)

III. Итог урока. Рефлексия.

(слайд 13)

Наш урок подходит к концу.

– Выполнили ли мы поставленные в начале урока цели? А каждый из вас?

– Довольны ли вы своей работой на уроке?

– Какие задания вызвали наибольшие затруднения?

– Какие мысли вы вынесли с урока?

– Согласны ли вы со словами: “Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию только в составе предложения”?

Домашнее задание. (слайд 14)

Составьте тестовую проверочную работу по теме “Словосочетание”.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также