Валерий Хорев, Александр Вильчинский - Упражнения цигун для начинающих. Валерий хорев александр вильчинский упражнения цигун для начинающих


Валерий Хорев, Александр Вильчинский - Упражнения цигун для начинающих

Печень

В "Линшу" говорится, что "пустота печени порождает страх, а полнота – гнев". Разумеется, здесь под "полнотой" имеется в виду избыточность Ци, а вовсе не нормальное ее количество и качество. Соответственно, гневливые люди прежде всего разрушают собственную печень, каковая, между прочим, ответственна за хранение крови и "управляет" сухожилиями. Лишь при полноте Ци и крови в печени сухожилия влажны, эластичны и крепки.

Состояние печени наглядно отражается на ногтях: при недостатке крови и Ци они мягкие и ломкие. Но главное – печеночная Ци питает глаза и обуславливает остроту зрение и отчетливость цветовосприятия. Правильные занятия ведут к умиротворению, успокоению ума и улучшению настроения – подальше от гнева и раздражения.

Селезенка

Обычно селезенка объединяется с желудком в эдакий тандем, ответственный за переработку пищи и восполнение тем самым посленебесной Ци. Если занятия проходят гармонично, сам собой возрастает аппетит и нормализуется вес тела: худые полнеют, а полные – худеют.

Если вы страдаете заболеваниями желудочно-кишечного тракта, то весьма наглядным показателем оздоровления станет, скажем так, чрезмерная активность кишечника (проще сказать, прослабление) на несколько дней. Это всего лишь очистительная реакция, направленная на вынос скопившихся отходов, поэтому ее нужно не пугаться, а всячески приветствовать, приглашая родственников полюбоваться материальными результатами практики цигун.

Библиография

1. Афоризмы старого Китая. – М., 1988.

2. Бянь Чжичжун. Секреты молодости и долголетия. – М., 1989.

3. Вогралик В., Вогралик М. Пунктурная рефлексотерапия. – Горький, 1988.

4. Вон Кью-Кит. Искусство цигун. – М., 1999.

5. Из книг мудрецов (проза древнего Китая). – М., 1987.

6. Лувсан Г. Очерки методов восточной рефлексотерапии. – Киев, 1987.

7. Малявин В. Традиция "внутренних" школ ушу. – М., 1993.

8. Морозова Н, Дернов В. Воспаряющий журавль. – М., 1993.

9. Ню Гуаньянь, Васильев О. Китайская лечебная кухня.: "Фолио".

10. СтояновскийД. Рефлексотерапия (справочник). – Кишинев, 1987.

11. Стояновский Д. Частная рефлексотерапия. – Кишинев, 1989.

12. У Вэйсинь. Секреты цигун-терапии. – М., 1999.

13. У Чэн-энь. Путешествие на Запад. – М., 1959.

14. ХоушэнЛ., ПэйюйЛ. Секреты китайской медицины. – Новосибирск, 1993.

15. УпурХ., Начатой В. Секреты китайской медицины. – М., 1992.

16. Цигун и спорт, 1991–1993.

17. Чжан Минву, Сунь Синъюань. Китайская цигун-терапия. – Киев, 1996.

18. Чжоу Цзунхуа. Дао тайцзи-цюаня. – Киев, 1995.

19. Чунлян Ал Хуан. Обнимая тигра, возвращаюсь к горе. – М., 1996.

20. ЮуГонбао. Иллюстрированный китайский цигун. – Ростов н/Д, 1996.

21. Ян Цзюньмин. Корни китайского цигун. – Киев, 1997.

22. Ян Цзюньмин. Секреты молодости. – Киев, 1997.

23. Ян Цзюньмин. Знаменитые стили цигун. Тайцзи-цигун. – Киев, 1998.

Об aвmopax

Хорев Валерий Николаевич

Валерий Хорев, Александр Вильчинский - Упражнения цигун для начинающих

г. Ростов н/Д.

Каратэ-до, айкидо, окинавское кобудо, тайцзи-цюань, цигун.

Общий стаж занятий и преподавания – свыше 30 лет.

Вильчинский Александр Сергеевич

Валерий Хорев, Александр Вильчинский - Упражнения цигун для начинающих

г. Ростов н/Д.

Каратэ-до, ушу (различные стили), тайцзи-цюань, цигун, хатха-йога.

Общий стаж занятий и преподавания – свыше 25 лет.

Примечания

1

Это не совсем так. Китайская система проще и доступнее, к тому же снискала популярность, распространившись в западном мире. Однако существует куда более древняя, намного полнее проработанная, утонченная и действительно всеобъемлющая индийская теория глобальной энергетики, включающая человека и прочие создания как одну из составляющих. Но она сложна, построена на иных, малопривычных для нас отправных пунктах, изобилует громоздкой терминологией, а потому не вызывает интереса у широких масс.

2

Один из авторов когда-то спросил китайского гостя о тайцзицюань, но тот вопроса не понял, так как следовало говорить "тайти-тюань", да еще с шипением и присвистом.

3

Согласно другой доктрине, ровным счетом ничегошеньки мы, убогие, сами не решаем и не делаем, а все предопределено заранее. Так думать приятно, поскольку снимается ответственность за поступки, но лишь отчасти – свобода выбора того или иного, пусть предложенного, пути все равно остается. Это главный дар Небес человеку.

4

Обычные методы следует понимать как любые доступные нам, людям западного мира и западного мышления, способы: гимнастики, диеты и т. д. С другой стороны, изощренные даосские практики, столь же хитроумные, сколь многотрудные, якобы позволяют отшельникам во глубине Уданских (и прочих) гор восполнять потерю Юань Цзин и продлевать земной век неопределенно долго. Тех же результатов, но несколько иными методами, достигают некоторые индийские йоги.

5

Аналогичные понятия существуют в большинстве культур. Нет смысла приводить здесь их названия на языках мира, поскольку идея плодотворного противоборства-сотрудничества разнополярных начал по сути одна и та же. Поняв ее китайский вариант, вы можете записать себе в актив все остальные.

6

"Большой небесный круг" включает все каналы.

7

Насильственное, "хакерское" открытие данной точки с помощью различных методик часто приводит в психбольницу, так как зрелище бесовских легионов мало кого оставляет равнодушным.

8

Ничего странного – это излюбленный вопрос дотошных, но слишком прямолинейных материалистов-американцев, которым они измучили всех мастеров цигун в мире: не является ли физическим воплощением нижнего даньтяня прямая кишка? И смех, и грех!

9

Возможно, правильнее базировать счет не на буддийской системе, в основе которой лежит тройка (девятка), а на даосской, основывающейся на четверке, поскольку цигун – это даосское ноу-хау. Соответственно, количество повторов форм будет 4, 8, 12,16, 24 и т. д.

10

Любые китайские оздоровительные системы так или иначе, прямо или косвенно связаны с энергетикой – в отличие от всех мероприятий "западного" толка.

11

Здесь и ранее слово "Запад" следует понимать как антитезу всему "восточному", прежде всего китайскому, потому что западная картина мира, тип мышления и его исходные пункты противоположны своим восточным аналогам. С точки зрения авторов, западное мировоззрение вообще в корне ошибочно, глубоко порочно и не годится восточному даже в скверные ученики.

12

Исходя из обычных представлений, легкие вряд ли можно назвать "сплошным" органом – но на то она и китайская грамота.

13

Однако в других источниках (например в "Цзинъюэ цюань шу") говорится, что легкие управляют "опусканием" Ци, почки – ее "набиранием", поэтому первые (т. е. легкие) считаются "хозяином" Ци, а вторые (почки) – ее "корнем". Кому верить?

www.profilib.com

profilib.net

Валерий Хорев, Александр Вильчинский - Упражнения цигун для начинающих

Валерий Хорев, Александр Вильчинский - Упражнения цигун для начинающих

Руки, расслабленно протянутые вперед, словно охватывают некий круглый объем. Здесь, как в анекдоте про верблюда, нет ничего прямого (кроме спины). Круги повсюду: между кистями рук, между самими руками, между руками и телом. Нужно ощущать себя в пространстве даньтянем, думать даньтянем и осознавать себя им же, но на грани "то ли есть, то ли нет", так как концентрация необходимой глубины развивается только через "не-усилие". Вместо того чтобы ломиться в дверь, следует долго и тихо прохаживаться вблизи нее, дожидаясь, когда она отворится сама собой. Энергию нельзя хватать, волоча в то или иное место. Ум либо "останавливается" в данной точке, либо "проходит" через нее. В первом случае энергия концентрируется, во втором – движется.

Практика стояния "столбом" пронизывает все без исключения традиции духовного и физического совершенствования, причем не только (хотя и в основном) на Востоке: здесь "внешний" и "внутренний" цигун, жесткие и "мягкие" стили ушу, индийская йога, святые столпники Руси и отшельники египетских пустынь. И это лишь то, что получило более или менее широкую известность. Не наводит ли такая информация на верную мысль даже неискушенного энтузиаста?

Валерий Хорев, Александр Вильчинский - Упражнения цигун для начинающих

Несомненно, перед нами нить, проходящая через бусины разнообразных практик и традиций, настоящий ключ ко всем "замкам", "тайное делание", приносящее верные плоды, к чему бы оно ни прилагалось. Тут бы и ликовать!

Однако – "узок путь и тесны врата" – будь практика "неподвижного усилия" столь же легка, сколь плодотворна, за окном давно стоял бы Золотой век всеобщей гармонии. А если серьезно – именно сочетание простоты и нелегкости делают эту практику эффективной и одновременно защищенной от профанации.

Следует заметить, что разные стили и школы вносят в технику "стояния" свои особенности и различия исполнения, что связано с кругом решаемых задач. Так, в медицинском и "алхимическом" направлениях цигун имеют место симметричные стойки с различной высотой расположения рук, а в относительно жестких стилях ушу зачастую используются варианты боевых позиций, присущих данному направлению.

На этом физическом, телесном фоне практикуются отличные друг от друга способы управления потоками Ци. Нами предлагается один из наиболее универсальных и оптимальных (по мнению китайских мастеров).

Суть этого, самого безыскусного (с точки зрения "внутреннего делания") метода – в состоянии доверия к практике, включающей в себя процессы, просто не вмещающиеся в наш (точнее, ваш) опыт. Любые попытки чему-то помочь, что-то подтолкнуть, ускорить или усилить попросту немыслимы, так как мы стоим перед неведомым. Удивительно то, что это состояние уже оказывается одним из первых плодов, дающих отчетливое понимание того, что наши усилия отмерены прокрустовым ложе задач, а те неизменно мелки, так что мы меняем "первородство на похлебку".

Аналогичный подход желателен в отношении контроля за правильностью стойки: нужно соблюсти общие принципы, не распиная себя на них, а давая возможность телу день ото дня искать свое, не описуемое никакими словами положение, разумеется, в рамках нужной стойки.

Подобная "вседозволенность" с лихвой уравновешивается необходимостью соблюдения регулярности занятий с постепенным увеличением продолжительности стояния.

Традиционные представления о продолжительности стояния таковы:

– 30 мин. – малое достижение;

– 1 час – среднее достижение;

– 2 часа – достижение;

– 3 часа – большое достижение.

Клинические исследования, проведенные в КНР, показали, что стабильный оздоровительный эффект появляется уже (вернее, только) при 15 минутах стояния 2 раза в день, а 30 минут дважды в день считаются оптимальным режимом для поддержания очень крепкого здоровья. НО! – если вас манит неведомое и тянет заглянуть "за горизонт" – добро пожаловать в традиционную систему соизмерения длительности и пользы!

Рекомендации, не имеющие принципиального значения:

1. Лучше во время практики смотреть любимый сериал, чем не практиковать вовсе;

2. Лучше во время практики слушать любую музыку, чем китайскую, но без практики;

3. Еще лучше размышлять о словах Кришны: "Сила воина – в терпении";

4. Еще лучше не размышлять ни о чем и чувствовать все, что доступно чувствовать;

5. Не выбирайте объектов остановки ума;

6. Не пейте столько жидкости, чтобы невозможно было выстоять положенное время;

7. Не вовлекайте в практику знакомых: почти наверняка вы отдадите им свой импульс и забросите практику;

8. Тише едешь – дальше будешь.

Рекомендация, имеющая принципиальное значение:

Она единственная: постоянство!

Как гласит чаньская мудрость, даже полет гуся состоит из цепочки неподвижностей. Убери одно звено – и нет полета! Только особенности восприятия и интерпретаций этого восприятия "поселяют" нас в мир движения.

Это не отвлеченная теория, а намек на драгоценное знание. Попробуйте просто перейти из одной стойки в другую так медленно, чтобы стороннему наблюдателю показалось, будто идет отработка статики. Мгновенно будут обнаружены десятки положений тела, которые не наполнены и никогда не наполнялись ни внутренним усилием, ни осознанием при обычной скорости переходов. Получается, что движения ваши красивы и пусты, точно макеты оружия в сувенирной лавке.

А вот еще одна "столбовая" байка, которую никто не подтвердит и не опровергнет: поскольку примерно 50 % практики "столба" связаны с добровольным и осмысленным страданием и терпением, это приводит к более равномерному распределению отмеренных на нашу долю страданий, тем самым просветляя судьбу.

Но, как гласит персидская поговорка, "Бог покарает человека, который, не зная дороги в Царствие Небесное, указывает ее другим". Поэтому предлагаем самостоятельно вкусить плоды занятий и определить лично для себя их ценность.

Итак, самое главное из прочитанного:

практика "стояния столбом" сама по себе является достаточной для исцеления "ста недугов" и дальнейшего поддержания крепкого здоровья.

Она не нуждается в дополнении в виде иных стилей цигун, тогда как все прочие разновидности оздоровительных и боевых систем без данной практики теряют большую часть смысла!

18 форм тайцзи-цигун

Способ этот наиболее совершенный, всеобъемлющий

и таинственный из всех существующих.

Нет иного учения, которое помогло бы

постичь тайну вечной жизни!

– А можно ли этим способом добиться бессмертия?

– спросил Сунь У-кун.

– Нет! Нельзя, – последовал ответ.

– Ну, в таком случае я не стану его изучать!

У Чен-энь. Путешествие на Запад

Валерий Хорев, Александр Вильчинский - Упражнения цигун для начинающих

Комплекс "18 форм тайцзи-цигун" разработан известным мастером Линь Хоушеном в 70-е годы прошлого века на основе старых даосских систем, сочетающих физические и ментальные способы регулирования энергетики тела. Методика получила широчайшее распространение как в самом Китае, так и по всему миру благодаря своей простоте и эффективности. В нашей стране она издавалась в различных переводах того или иного качества, однако наиболее достоверным следует признать авторский текст самого Линь Хоушена, приведенный в книге "Секреты китайской медицины" (Новосибирск, 1993).

К сожалению, даже там, не говоря уже о прочих вариантах, материал дан словно бы в сокращенном виде, без точного указания многих, чрезвычайно важных нюансов геометрического, динамического и "внутреннего" плана. В частности, никак не объяснены фазы перехода от формы к форме, и человек, начинающий комплекс с нуля, сталкивается с большими проблемами по сопряжению отдельных его частей. Ведь нельзя же, закончив одно упражнение, просто опустить руки, перемяться с ноги на ногу, почесать за ухом – и приступать к другому этапу. Граница, как это принято веками, должна быть размыта настолько, чтобы трудно было точно определить окончание одной формы и начало следующей.

Далее – совершенно неясно, с какой скоростью следует выполнять каждое движение, и авторы собрали впечатляющую коллекцию характерных ошибок динамики, подстерегающих бедного новичка. Но самый главный момент, отличающий тайцзи-цигун от ординарной физзарядки, – энергетика происходящего – не затронут вообще нигде, хотя без понимания сути не удастся достичь правильности движений рук и ног. Голова неофита, поверившего скверному пособию, занята чем угодно, только не осознанием энергетических потоков, поскольку о сем даже не упоминается. Хотя ведущий принцип тайцзи-цигун состоит в том, что формы большей частью работают автоматически, не требуя явного контроля ума, четкая картина внутренних процессов крайне желательна. В итоге несчастный, промаявшись два или три месяца не тем и не так, совершенно обоснованно, хотя и не по адресу, упражняется в издевательской критике "дрянной китайщины". И поделом – авторам попадались такие перлы, что, практикуя упомянутые "18 форм…" не один год, мы глядели в брошюру, точно бараны, гадая, кто сошел с ума.

profilib.net

Валерий Хорев, Александр Вильчинский - Упражнения цигун для начинающих

Энергетика

За счет интенсивных поворотов движение вызывает активнейшую циркуляцию в "опоясывающем" канале дай-май, а также отменное поступление "почечной" Юань Ци в нижний даньтянь. В свою очередь координация поясницы и толчков руками с подтягиванием ануса на вдохе вовлекает собранную Ци в движение по "малой орбите", по каналам ду-май и жень-май.

Когда в момент вдоха мы втягиваем живот и анус, а Ци поднимается из промежности вдоль позвоночника (ду-май), ее легко провести до макушки, опустить к носу и возвратить в нижний даньтянь каналом жень-май. Но можно задействовать и иной путь, при котором Ци через лопатку, подмышечную впадину, по внутренней стороне плеча, локтевого сгиба, предплечья и запястья поступает к центру ладони, прямехонько в лао-гун и средний палец, заполняя, помимо канала перикарда, все "ручные" отделы каналов сердца, легких, толстой кишки, тонкой кишки и "трех обогревателей". В момент возврата руки и мягкого выдоха живот и анус освобождаются, а чуть заметное проседание в коленях создает эффект "погружения" в стопы, что позволяет просто и естественно опустить Ци в даньтянь по каналу жень-май.

Когда ладонь выполняет толчок, нетрудно заметить, что ступни сильнее упираются в земную твердь, причем напряжение пальцев приподнимает центры юн-цюань. Такое движение вызывает их "открывание" и вытягивание "земной" Ци и энергии из "ножных" каналов к зоне промежности, вовлекая их в циркуляцию по "орбите". Что мы имеем в итоге? Синхронная циркуляция в "ручных" и "ножных" меридианах, а также в "малой орбите" является, по сути, "большой циркуляцией". Это впечатляющее достижение!

Если концентрация и плотность Ци достаточно велики, то ее поток может сам собой разделиться надвое, и его часть (при условии постоянной работы ануса) попадает в "пронизывающий" канал чун-май, проходящий внутри позвоночного столба. Результатом будет обильное питание спинного и головного мозга свежей энергией, что считается фундаментальной победой в практике даосской йоги. Самыми скромными проявлениями этого станут заметный духовный подъем и практически полное владение ситуацией, если речь идет о боевых аспектах ушу. Однако здесь следует оговориться: чтобы описанный эффект принес хоть какую-то пользу в схватке, мозг должен быть энергетизирован постоянно, а не по трудновыполнимому в стрессовой ситуации "заказу" – а это уже результат колоссальной, самоотверженной практики в течение долгих-долгих лет.

Примечание

На первых порах, пока не отработан отчетливый навык правильного построения формы, нужно постоянно и внимательно следить за высотой нанесения "толчка", так как все новички непостижимым образом норовят бить в небеса, хотя в действительности пальцы не должны подниматься выше ключиц.

Варианты исполнения

Здесь представлен наиболее утонченный и действенный порядок координации дыхания, однако в других пособиях вы можете столкнуться с рекомендацией толкать ладонями на выдохе. Неизвестно, чья тут вина, только подобного разночтения не избежал даже авторский текст самого Линь Хоушэна, а именно: в книге "Секреты китайской медицины" (Новосибирск, 1993) он предлагает одно (выдох), а в журнале "Цигун и спорт" (№ 1, 1991 г.) – диаметрально противоположное (вдох). К счастью, это не смертельно, и оба варианта имеют положительные и отрицательные стороны. Один естественнее и легче, зато примитивнее с точки зрения энергетики, другой сложнее в освоении, но стимулирует мощные потоки Ци. Если вы столкнулись с трудностями при разучивании, не мудрите и начинайте с выдохов, переходя к "обратным" действиям лишь после наработки качественной "физики".

Валерий Хорев, Александр Вильчинский - Упражнения цигун для начинающих

Форма 9. "Толкать ладонями"

Форма 1 0"Облачные руки"

Это уникальная форма, сохранившая свое присутствие во всех стилях и комплексах тайцзи-цюань, где она с непринципиальными вариациями выполняется в перемещении вбок на несколько шагов. Наряду с приведенным названием, звучащим по-китайски как "юнь-шоу", вы можете столкнуться с более подробным изложением происходящего, например: "Облачные движения ладонями в позиции всадника" или просто: "Кисти-облака".

Исполнение

С прикладной точки зрения данная форма является основой, питающей целую группу ударов и блоков, но ее истинная ценность раскрывается лишь во "внутреннем делании".

Итак, вы решили закрыть предыдущее упражнение и с выдохом возвратили толчковую руку на пояс. Далее на остатках выдоха или на едва заметной паузе направьте правую руку влево-вниз, к бедру, и, сделав локоть центром вращения, на вдохе поднимайте предплечье по дуге так, чтобы вы глянули в ладонь, как в зеркальце. Кисть проходит перед лицом на расстоянии около 30 см, и взгляд скользит от мизинца к большому пальцу, "затрагивая" по пути все остальные.

При этом другая рука прямо от пояса съезжает вниз и плывет на одной вертикали с верхней, ладонью в сторону движения и чуточку внутрь. Кисть висит абсолютно свободно, но не как у мертвеца. Это означает наличие осознания при отсутствии какого бы то ни было физического напряжения. Конечной точкой поворота будет ракурс 45° вправо, но еще на подходе вдох постепенно сменяется выдохом, и левая рука начинает подниматься к локтевому сгибу правой, причем ее собственный локоть "тонет" и притягивается ближе к животу. Одновременно правая ладонь разворачивается ладонью наружу, опускаясь вперед-вниз. Руки меняются местами, и форма выполняется в обратную сторону.

Обращаем внимание на промежуточную фазу смены рук – в какой-то момент обе они практически горизонтальны, и пальцы той, что внутри ("всплывающей"), направлены в локтевой сгиб опускающейся, образуя почти правильное кольцо. Еще раз о дыхании: проход ладони по фронту – вдох, смена рук – выдох, однако границы фаз не должны быть четкими. Помимо вращательных движений поясницы также имеет место небольшой, но явный перенос веса с одной ноги на другую, синхронно с руками, что делает каждую из ног поочередно опорной.

Возможные ошибки

Внимание! Характернейшей ошибкой новичков (и не только) является стремление "закруглить" траекторию рук вокруг себя, уводя их слишком далеко вбок и назад. Никак нет! Хотя поясница совершает свои обязательные вращения, и вес "плавает" туда-сюда, руки работают (если посмотреть сверху) в секторе не более 90° (45° вправо + 45° влево), словно не могут выскочить из фронтальной плоскости, вертикально проходящей через колени (при условии правильности позиции "ма-бу"). Полезно представить, что они скользят по невидимому стеклу.

Энергетика

Отработка формы происходит в три этапа. На первом формируется осознание каждого пальца, через который проходит взгляд. На втором мы усиливаем полученное ощущение, ментально соединив его с процессом вдоха, что приводит к поглощению Ци из окружающего пространства через пальцы. На третьем этапе Ци проводится в глубину руки, в запястье и локоть, но лишь после длительной практики, в результате которой эти части будут мощно заполняться энергией, имеет смысл пытаться проводить ее дальше в плечо, через ключицу и грудину в нижний даньтянь, а уже оттуда, через промежность и ногу – в центр опорной стопы. Работая над двумя первыми этапами, можно не задумываться о выдохе, однако после проведения Ци к даньтяню выдох используется для опускания ее в опорную ногу. При этом промежность и анус легко втягиваются, а пальцы стопы как бы "вцепляются" в землю.

Длительное выполнение этой формы накапливает энергию в каналах, мышцах и сухожилиях, а на продвинутых этапах, как предполагается традицией, – в костных тканях и костном мозге. Безусловно, приближение к подобному результату требует отдельной проработки упражнения вне комплекса.

Примечание

Говоря, что "рука проходит перед лицом", мы не вполне точно характеризуем движение, поскольку и корпус, и само лицо также поворачиваются, повинуясь пояснице – просто рука проделывает это чуть быстрее, ни на миг не выпадая из "луча" зрения и внимания. При этом желательно, чтобы указательный палец был, по возможности, почти вертикален, подавая добрый пример всей ладони. Чтобы исполнение стало глаже и комфортнее, мысленно "привяжите" дыхание к верхней руке, а именно – к ее повороту и опусканию. Ведь выдох естественно соотносится с опусканием, не так ли?

В стиле Чэнь-ши тайцзи-цюань используют более динамичную разновидность этой формы. Она заметно сильнее растянута по горизонтали, и кисти проводят перед собой, также развернув горизонтально ладонями наружу, однако это способствует активному выносу энергии вовне, что полезно для боя, но не для цигун.

Описанный выше спокойный вариант "юнь-шоу" характерен для Ян-ши тайцзи-цюань, и в качестве отдельно взятого упражнения прекрасно восстанавливает дыхание после интенсивной работы. Когда вам захочется просто "подышать" или успокоить нервы, тотчас уподобляйте свои руки облакам, но алгоритм следует упростить: в одну сторону вдох, в другую – выдох. Строго говоря, вышеизложенный тип координации можно назвать мастерским ввиду крайне малой скорости (а чем медленнее, тем труднее) и, на первый взгляд, не вполне естественному порядку действий. Разумнее начинать с того, что удобнее, постепенно переходя к более сложной работе.

Валерий Хорев, Александр Вильчинский - Упражнения цигун для начинающих

Форма 10. "Облачные руки"

profilib.net

Валерий Хорев, Александр Вильчинский - Упражнения цигун для начинающих

Форма 2"Расправить грудь"

Можно встретить и более романтичное: "Раскрывать объятья", и чисто медицинское название: "Раскрывание грудной клетки". Здесь мы впервые сталкиваемся с необходимостью правильно отработать переход от формы к форме. К счастью, в данном случае он почти незаметен.

Исполнение

После того как вы с наслаждением подняли несколько тонн "воды" и в последний раз опустили руки, не меняется абсолютно ничего. Стойка та же самая, и дыхание не должно замедлиться или ускориться. Кисти опять "всплывают" на вдохе, но, не доходя до уровня груди, плавно расходятся в стороны ладонями внутрь. Очень важно, чтобы траектория не имела излома. Смена направления движения происходит по более или менее пологой дуге, как поворачивает трамвай. Одновременно ноги слегка выпрямляются в коленях, и мы будто привстаем. Это вдох, и заканчивается он тогда, когда руки распахнутся достаточно широко.

Как полагается, переход от вдоха к выдоху размыт и нечеток. Обратное сведение рук сопровождается образом сжатия чего-то упругого, находящегося между ладонями, однако любое физическое напряжение исключено. Напрягайте воображение, а не мышцы. Сойдясь примерно до ширины плеч, руки разворачиваются ладонями вниз и "тонут" к бедрам, как в предыдущей форме. Помните о "пустоте" в подмышечных впадинах! Очевидно, не стоит повторять, что изменение траектории и здесь происходит по дуге, без какого-либо острого угла. Колени синхронно подгибаются, и тело проседает вниз.

Возможные ошибки

Большинство начинающих выворачиваются наизнанку, заводя руки за спину, точно падают на амбразуру или повисли на дыбе. Отнюдь! Если посмотреть сверху, то

в самой крайней фазе руки словно охватывают очень большой шар или пузырь, то есть они округлены, но не должны уходить за линию плеч.

Энергетика

Механизм перемешивания Кань и Ли аналогичен рассмотренному в предыдущем упражнении, но получает некоторое развитие. За счет разведения рук на вдохе происходит интенсивное расширение грудной клетки и легких, а также значительно увеличивается объем вдыхаемого воздуха, что влечет за собой прилив Ци к легким и, соответственно, их питание. Относясь к стихии Металла, активно работающие легкие способны сдерживать стихию Огня – горячую Ци сердца.

Каждый из нас хорошо знаком с эффектом глубокого дыхания, посредством которого можно успокоить взвинченные нервы и сгладить дурное настроение. "Раскрытие" рук на уровне груди активизирует средний даньтянь, в результате чего в нем начинается преобразование Ци в Шэнь (энергии в дух). Поскольку способы продления жизни через восполнение Юань Цзин нам неизвестны (или они по сей день хранятся за семью печатями), остается стяжать здоровье и долголетие через сохранение Ци и превращение ее в Шэнь – что мы и делаем.

Валерий Хорев, Александр Вильчинский - Упражнения цигун для начинающих

Форма 2. "Расправить грудь"

Форма 3"Раскачивать радугу"

Иногда неправильно говорят о "Красочной радуге", однако веселое название никак не соотносится с характером движений, как, впрочем, и внешний вид этого атмосферного феномена.

Исполнение

Опустив руки вниз на исходе предыдущей формы, с медленным вдохом поднимите их перед собой и раскройте вверху эдакой корзиной. Без малейшей остановки, выдыхая, смещайте вес на правую ногу, разгружая и приподнимая пятку левой.

Это делается на фоне легкого доворота вбок, притом левая рука естественным образом опускается до уровня плеча, а правая сгибается в локте так, чтобы центр ладони (точка лао-гун) оказался на одной вертикали с макушкой (точка бай-хуэй), в 10–15 см от нее. На вдохе вернитесь в центральное положение и с выдохом проделайте форму в другую сторону.

Общий характер движений должен быть плавным и тихим, словно раскачивается на ветру длинный тонкий камыш или ветви ивы. Скорость всех движений задается дыханием, а оно медленное, 4 секунды – вдох, 4 секунды – выдох. Строго следите за соответствием ладони и макушки, так как иначе энергетическая картина нарушится и оздоровительный эффект упадет до минимума.

Энергетика

Тогда как две предыдущие формы гармонизируют потоки Ци и способствуют благотворной связи "Земля – Человек", упражнение "Раскачивать радугу" устанавливает связь с "небесной" Ци, создавая условия для образования полноценной структуры "Земля – Человек – Небо".

На фазе вдоха энергетические каналы рук и ладонные центры лао-гун образуют своего рода контур, привлекающий к себе "небесную" Ци, причем макушка и головной мозг оказываются в его "фокусе". Общеизвестно, что статичные варианты этой формы тысячелетиями используются служителями различных культов для привлечения высших сил, следовательно, опыт поколений – за нас.

На фазе выдоха ладонь отправляет порцию собранной энергии в точку бай-хуэй, а синхронный перенос веса с ноги на ногу создает эффект "погружения" в стопу, помогая прохождению "небесной" Ци от макушки в нижний даньтянь и далее – к опорной ступне. Таким образом предупреждается вероятность скопления горячей, жесткой энергии в мозгу со всеми вытекающими неприятностями. Образ радуги между ладонями усиливает поток Ци и эффективность формы.

Согласно теории цигун, пропорциональные количества "земной" и "небесной" Ци питают и уплотняют "изначальную" Ци, соединяясь с ней в нижнем даньтяне. Следовательно, общее количество повторений в первой и второй формах должно равняться количеству "погружений" Ци в макушку, что происходит автоматически при верном ведении счета.

Возможные ошибки

Как правило, это излишне механическое, "деревянное" исполнение, при котором тело не работает все целиком, перетекая, будто сгусток дыма, от фазы к фазе, а просто изгибается в пояснице с остановками в крайних положениях. В целом такая работа напоминает раскачивание метронома, и это плохо.

Валерий Хорев, Александр Вильчинский - Упражнения цигун для начинающих

Форма 3. "Раскачивать радугу"

Форма 4"Разводить облака"

Встречается также под названиями "Разгонять облака" и "Вращение рук, разведение облаков".

Исполнение

По завершении последнего "погружения" Ци в макушку руки на вдохе возвращаются в центральное верхнее положение – и плавно опускаются через стороны обычным порядком. В конце движения они скрещиваются против нижнего даньтяня, легко соприкасаясь сгибами запястий. Контакт не должен прерываться, но не следует и вкладывать силу, прижимая одну руку к другой. Относительно взаимного расположения (какая рука сверху, какая снизу) можно сказать одно – сколько мастеров, столько и мнений. Поэтому не ломайте голову и делайте так, как вам больше нравится.

Далее на вдохе начинаем поднимать руки вверх, словно зачерпывая что-то. На высоте груди расстояние между руками и корпусом такое, будто вы обняли дерево толщиной около 30 см. На высоте лица руки плавно разворачиваются (не нарушая контакта) пальцами наружу, при этом их соприкосновение переходит с запястий на кисти – нижняя словно подпирает ладонью тыльную сторону верхней. Движение продолжается до тех пор, пока соединенные таким образом – ладонями вверх – руки не окажутся точно над макушкой, вступив в энергетическое взаимодействие с точкой бай-хуэй. После этого локти без лишнего напряжения расходятся как можно дальше в стороны и начинают опускаться, увлекая за собой предплечья и кисти. Те, оставаясь ладонями вверх, "нехотя" расцепляются, скользя друг по дружке. Руки опускаются точно по бокам так, будто мы проглаживаем изнутри невидимую сферу, внутри которой находимся.

Внизу руки опять скрещиваются, и цикл повторяется столько раз, сколько пожелаете (3, 6, 9 и т. д). Не вздумайте вертеть одними руками – все тело принимает в работе самое активное участие, то расслабляясь и проседая на выдохе, то легко воспаряя ввысь – изменение высоты хорошо видно на фото.

Энергетика

Данную форму можно считать завершающей в группе из первых четырех. Характер движения таков, что вовлекает в единый поток циркуляции "земную", "небесную" и "изначальную" Ци, частично вынося ее за пределы физического тела и усиливая тем самым оболочку "внешней" Ци. На вдохе скрещенные руки поднимаются вдоль меридиана жень-май, формируя восходящий энергетический поток. На выдохе, расходясь в стороны, они выносят Ци во внешний контур. Постепенно уплотняясь одновременно с усердной и продолжительной практикой, поток начинает смещаться вглубь, ближе к центру тела, пронизывая все "три дворца", то есть даньтяня, что, согласно теории как медицинского, так и "алхимического" цигун, чрезвычайно благоприятствует здоровью и процессу обращения Ци в Шэнь.

Варианты исполнения

При желании форму можно форсировать за счет более широкой стойки "всадника", а также амплитудных движений руками с подключением мышц корпуса в момент просадки и "вытяжки" вверх. Это приятно делать после напряженной тренировки для отдыха и восстановления дыхательного ритма.

Валерий Хорев, Александр Вильчинский - Упражнения цигун для начинающих

Форма 4. "Разводить облака"

profilib.net

Валерий Хорев, Александр Вильчинский - Упражнения цигун для начинающих

Ступень 6

Выполнение.Сидя скрестив ноги, массировать вверх-вниз область вдоль позвоночника (так называемые паравертебральные зоны по обеим сторонам позвоночного столба), захватывая крестец и почки – 100–500 раз. Массаж производится суставами большого пальца, рука сжата в кулак без напряжения.

Эффект.Активизация Ци в почках и надпочечниках.

Ступень 7

Выполнение.Сидя растирать левую стопу правой ладонью – 100 раз. Можно усилить нажим, подключив левую руку. Повторить то же самое с правой стопой.

Эффект.Гармонизация Воды и Огня (Кань-Ли), то есть почек и сердца. Центры ладоней (точки Лао-гун) – "окна сердца", центры стоп (точки Юн-цюань) – "окна почек". При массаже устанавливается равновесие между деятельностью почек и сердца (проще говоря, "батареек" и их "мотора").

Ступень8

Выполнение.По возможности – в позе "лотоса", если нет – скрестив ноги, но в любом случае с прямой спиной, ладони на коленях, глаза закрыты. Сделать полный выдох и сразу же – полный глубокий вдох. Задержать дыхание, насколько возможно. Цель состоит не столько в задержке дыхания, сколько в возможности прочувствовать единство покоя и напряжения.

Медленно сделать вдох, слегка "сужая" горло – 13 раза. Восстановить дыхание.

Эффект. Кратковременное избыточное давление в легких тонизирует организм. Задержка дыхания приостанавливает обычный поток мыслей и позволяет пережить кратковременное, но глубокое умиротворение.

Самомассаж спины

Здесь предлагается элементарно простой способ весьма глубокого, качественного и чрезвычайно эффективного самомассажа позвоночника, или, точнее, боковых зон спины справа и слева от него на всем протяжении, от копчика до затылка. С точки зрения цигун в данном случае происходит активизация протекания Ци в заднесрединном меридиане, что в итоге способствует свободной ее циркуляции по "малой орбите".

Для работы требуется изготовить примитивное приспособление из двух теннисных мячей, туго обтянутых старым (а хоть бы и новым) носком, чтобы они держались вместе и не разъезжались. Такому приспособлению всегда найдется место даже в укромном уголке на работе или в походной сумке. Последнее весьма актуально, так как результатом ночевки в полевых условиях обычно становится затекшая спина, согнуть и разогнуть которую спросонья бывает непросто.

Итак, предлагаются два варианта: основной и дополнительный.

Вариант 1 (основной)

Лечь на спину, колени согнуты, ступни прижаты к полу. Подложить мячи под выбранный вами отдел позвоночника так, чтобы тот расположился между ними. Далее, опираясь на ступни и локти (либо ладони – если отрабатывается грудной или шейный отделы), слегка сгибаем и разгибаем колени, прокатываясь спиной вперед-назад по мячам с комфортной амплитудой и скоростью. Таким образом прорабатывается весь позвоночник или любой его участок.

Если физическая немочь не позволяет удерживать тело над полом указанным способом, можно просто подложить мячи под проблемную зону и слегка смещаться произвольным образом с минимальной амплитудой. При этом желательно проработать весь позвоночный столб сверху донизу.

Вариант 2 (вспомогательный)

Стать спиной к стене на расстоянии полушага, слегка согнуть колени и опереться на нее, подложив мячи в любое желаемое место. Приседая и привставая, прокатываем их знакомым образом. Массаж получается не таким глубоким и интенсивным, зато он проще и удобнее в стесненных обстоятельствах, например, на рабочем месте.

Начав практику, каждый, несомненно, откроет для себя и другие приемы использования этого тренажера.

О внутренних органах

Приступая к занятиям любой китайской оздоровительной системой, связанной с энергетикой[10], не только полезно, а, пожалуй, и необходимо представлять себе традиционную картину внутреннего устройства человеческого тела, каковая картина сильно отличается от всего того, что принято как истина на Западе[11]. Разумеется, мы не станем в деталях изучать анатомию и физиологию, а коснемся лишь отдельных важных моментов.

Например, давайте поговорим о так называемых пустых, или полых и наполненных, или сплошных органах.

К первым относятся: толстая и тонкая кишка (кишечник), желудок, желчный пузырь и мочевой пузырь – то есть в основном все, что связано с пищеварением и отчасти с выделением.

Вторая категория – сердце, печень, селезенка, почки и легкие[12].

Также обычно говорят о так называемых чудесно-неизменных наполненных органах, к каковым относятся головной и костный мозг, сосуды, кости и матка.

Абсолютно все эти органы находятся между собой в самой тесной взаимосвязи и влияют друг на друга.

Давайте оставим в покое наши кишки и пузыри, а рассмотрим природу взаимодействия пяти "полных" оганов как наиболее популярных в обычном мирском, обиходном понимании.

Сердце

Сердце является управителем кровеносных сосудов и духовной энергии Шэнь, а также воли, то есть – всей психической деятельности. Кроме того, по традиционным представлениям, сердце открывает "полости языка", отвечает за речь и вкусовые ощущения. Именно поэтому паталогические изменения в сердце прежде всего отражаются на состоянии языка.

Критерием прогресса в занятиях цигун в правильном направлении станут румянец на лице, блеск кожи и мягкий, сильный пульс.

Легкие

Легкие считаются "корнем" Ци[13]. Именно они в процессе дыхания впитывают "чистую" энергию Неба и Земли и удаляют "загрязненную" Ци внутренних органов. Заодно легкие управляют кожей и волосами, причем под кожей понимают в том числе потовые железы, а под "волосами" – абсолютно всю "растительность". Эта роль проявляется в распределении по поверхности тела так называемой защитной Ци, противостоящей внешним воздействиям. Следовательно, общее состояние кожного покрова характеризует состояние легких. Результатом качественной практики цигун станет гладкая, блестящая, мягкая кожа.

Другой положительный результат правильных занятий – снижение частоты дыхательного ритма. Здесь уместно вспомнить о существовании теории, гласящей, что каждый человек запрограммирован на строго определенное и индивидуальное количество вдохов-выдохов, по исчерпании которых он умирает. Следовательно, замедляя дыхание. мы автоматически продлеваем жизнь. Однако помните: ни в коем случае нельзя сознательно вмешиваться в процесс дыхания, пытаясь волевым усилием сделать его тем или иным. Все должно происходить естественным образом, как бы само собой. Когда тело будет готово к замедлению ритма или к углублению вдохов, оно незаметно для вас позволит этому произойти.

Почки

Под "почками" в китайской традиции понимают не только собственно почки, но и чрезвычайно важную точку Мин-мэнь ("Врата жизни"), находящуюся в центре поясницы на оси заднесрединного меридиана. Почки являются хранилищем изначальной Ци, той самой "батарейки", что закладывается в нас при зачатии и питает всю жизнь, до своего полного истощения. Именно поэтому сохранение здоровья почек считается приоритетным по сравнению с другими органами, и в этом смысле совершенно невообразимым, диким поступком выглядит продажа одной почки ради денег (о спасении родственников говорить не будем).

В задачу почек входит также "управление" костями и "порождение костного мозга". Если почечная Ци чиста и обильна, расцветают репродуктивные органы, обостряется ум и обнаруживаются скрытые способности, укрепляются кости и суставы, движения обретают гибкость, а походка – стремительную легкость.

Как частный случай оздоровления костной ткани исчезают болезни зубов и позвоночника, печально знаменитые сегодня кариес и остеохондроз. "Полнота" почек позволяет забыть о бессоннице, тахикардии и недержании мочи, обусловленных нарушением энергообмена между почками и сердцем.

Здесь же становится понятен сокровенный смысл правила, гласящего, что ни в коем случае нельзя сплевывать образующуюся в процессе занятий слюну, поскольку та, имея общую природу с влагой почек, "орошает" полные и пустые органы, питает сердце и усмиряет его "огонь".

profilib.net

Валерий Хорев, Александр Вильчинский - Упражнения цигун для начинающих

Форма 17"Топать ногой, бить по мячу"

Варианты названий – "Топающий шаг, хлопанье мяча" или "Ударить по мячу с притопом" – почти в равной мере поясняют характер движений.

Исполнение

Когда руки с выдохом опустились по кругу вниз, поднимите на вдохе левую ногу и правую руку так, как показано на фото. Заметим, что ладонь не следует вздымать выше плеча, а колено – выше пояса. Лишь только движение иссякнет, достигнув крайней точки, расслабленно и словно с облегчением "сбросьтесь" с выдохом вниз, мягко топнув ногой в пол, а рукой упруго "хлопнув по мячу" на высоте пояса.

Кисть не должна провалиться к бедру, она "отскакивает" от воображаемого мяча. Затем измените форму, проделав то же в зеркальном отображении, и так далее. Показателем правильности "делания" служит своеобразная вибрационная волна, сбегающая по телу от макушки к ступням. Это недостижимо без полнейшего и привычного расслабления всех групп мышц.

Энергетика

Топая и ударяя, делайте это легко и радостно, громко заявляя подлунному миру (и соседям внизу) о себе, сбрасывая все лишнее, что смущает Дух. Земля обязательно и незаметно сама заберет от вас "многия скверны". Традиционно считается, что вибрация, пробегающая по телу в момент удара ноги, не только благотворно сказывается на многих внутренних процессах, но и "срывает" или "открепляет" сгустки "загрязненной" Ци, навсегда хороня их в недрах планеты.

Почти прямым аналогом этой формы является упражнение "Скакать на коне" из популярного комплекса "Бадуаньцзинь", а также все аналогичные приемы, связанные с привставанием на носки и сбросами вниз. Строго говоря, любую из этих форм обязательно нужно выполнять в конце всякой тренировки, непосредственно перед "закрытием" Великого предела, чтобы сами собой ушли в землю большие и малые застои Ци, о которых мы порой даже не подозреваем.

Варианты исполнения

Если есть желание или необходимость в мягком, щадящем режиме, необязательно поднимать ногу высоко на воздух. Вполне достаточно оторвать от земли пятку, а затем снова нагрузить ее с притопом. Но такая работа является гораздо более утонченной, нежели базовый вариант, так как требует навыка в расслаблении мышц, общей координации и опыта в "сбросах". Можно сказать, что это – гораздо более "внутреннее" делание, доступное не вдруг.

Валерий Хорев, Александр Вильчинский - Упражнения цигун для начинающих

Форма 17. "Топать ногой, бить по мячу"

Форма. 18"Закрыть Зеликии предел"

Попадаются названия типа: "Надавливая ладонями, разглаживать воздух", "Успокоение жизненной энергии Ци", а также их симбиоз – "Надавливание ладонями, успокоение жизненной энергии Ци". Невольно думается о краткости, которая сестра таланта.

Эта форма, именуемая по-китайски "Хэ Тайцзи", является обязательным завершающим штрихом любой работы с энергиями, да и вообще любых упражнений. Ею оканчивается каждый комплекс, и нельзя произвольно прерывать занятия на каком угодно этапе, не "закрыв" его. Более того, даже если речь идет не о комплексе, а всего лишь о единичном, эпизодическом движении, отработке какой-нибудь его фазы, переход к чему угодно иному должен происходить через "закрытие". Ведь не встаете же вы из-за стола, точно вурдалак, с куском мяса в зубах, или с клоком борщевой капусты, свисающей на грудь!

Исполнение

На вдохе руки поднимаются вдоль живота ладонями вверх до уровня бровей. Там, против верхнего дань-тяня и точки инь-тан, они разворачиваются ладонями вниз и на выдохе "тонут" обратно к нижнему даньтяню. Колени, как и в предыдущих формах, едва заметно разгибаются и сгибаются, то ли сопровождая движения рук, то ли порождая их. Количество повторов стандартное – три, шесть, девять и так далее.

Энергетика

Когда руки движутся вверх вдоль канала жэнь-май, Ци, отчасти автоматически, отчасти сознательно, проводится из нижнего даньтяня через средний – к верхнему, а когда руки опускаются, проделывает путь в обратном порядке. Очень важно не таскать конечности туда-сюда бездумно и машинально, а стараться отслеживать энергию, создавая образ ее протекания и отмечая этапы прохождения даньтяней. Такой "челнок" делает Ци более плотной и устойчивой по отношению к рассеивающим факторам, регулирует равновесие Кань/Ли и гармонизирует циркуляцию в каналах.

Выполнив последнее "погружение", следует прикрыть глаза, расслабиться и постоять 2–3 минуты, не думая ни о чем, потом потереть ладони до появления тепла и легко помассировать ими лицо и волосяную часть головы. Скопившуюся слюну обязательно сглотнуть в три приема, мысленно направив ее в нижний даньтянь (те, кто, подобно верблюдам, лелеет дурную привычку плевать на землю, попросту разбазаривают драгоценный эликсир, до предела напитанный энергией).

Варианты исполнения

Мы даем полный цикл, которым должна "закрываться" вся тренировка, а также любой более или менее сбалансированный комплекс. Количество повторений при этом – не менее трех. Если же вас прервали во время занятий, и нужно сделать короткую паузу, достаточно один раз выполнить слегка урезанное "закрытие", поднимая руки к груди (до точки тань-чжун) и проводя Ци между средним и нижним даньтянем.

Комплекс окончен. Но, как бы вы ни спешили, постарайтесь побыть в этой точке пространства еще хотя бы несколько минут, чтобы растревоженная энергетика среды пришла в гармоничное состояние. Если сразу уйти с "наэлектризованного" места, можно почувствовать некоторую слабость, пустоту или неопределенность, будто вас выгнали в полночь из постели. Постояв немного, вы сами поймете, когда "пора".

Трехкратные повторения каждой формы являются легкой разминкой и приятным, но не вполне серьезным делом. Реальные результаты обнаружатся с выходом на 6, лучше – на 9 раз, при условии соблюдения как минимум "внешних" компонентов.

Валерий Хорев, Александр Вильчинский - Упражнения цигун для начинающих

Форма 18. "Закрыть Великий предел"

Кстати, о результатах. Не ждите чудес, тем более немедленных. Затяжные телесные скорби, именуемые современной медициной хроническими, на удивление устойчивы к любым воздействиям. Наживаются они годами, и тщетно пытаться избыть их за месяцы необременительных занятий. Тайцзи-цигун не узко-лечебный, а оздоровительный и профилактический метод общего плана, хотя нормализация энергетической картины тихо и незаметно сводит на ноль многие проблемы. Например, иногда происходит рубцевание язв желудка и всевозможных кишок, однако в полной мере цигун-терапии (на описываемом здесь уровне) подвластны лишь функциональные расстройства, не перешедшие в фазу органических поражений.

По прохождении этапа освоения вы вправе ожидать:

♦ явного улучшения самочувствия;

♦ исчезновения гнетущей усталости;

♦ появления легкости в теле и четкости мыслей;

♦ блеска глаз, ясности восприятия и т. д., но (!) – при условии ежедневных занятий. Воскресно-субботний отдых невесть от чего сведет недельную наработку в прах.

Крайне желательно (в общем-то обязательно) перед исполнением форм провести хотя бы пять минут в какой-либо статике, сидя или стоя, чтобы успокоить дыхание и мысли, скопив заодно малую толику Ци. Нелишне проделать то же после тренировки, коли есть время.

Повторяем – все формы можно делать на "прямом" дыхании, хотя в некоторых (4, 6, 8, 9, 11, 14 и 15) естественнее и результативнее работает "обратное", переходить к которому можно лишь после освоения его вне комплекса, когда оно станет привычным и комфортным.

Сам по себе момент изменения дыхания несложен и скор. Если вы делаете вдох, выпячивая живот, то сможете продолжать, слегка подтягивая нижнюю часть брюшины, как принято в "обратном" способе. Или, наоборот – можно выдохнуть, расслабляя и выпячивая живот еще больше. Совершенно аналогично "прямой" выдох легко сменяется "обратным" вдохом, и так далее. Во всяком случае при работе такая перемена не вызывает проблем. Вместе с тем не возбраняется использовать только "обратный" цикл во всех восемнадцати формах. Категоричных требований здесь нет и не может быть, просто различные упражнения четче выявляют свой потенциал на каком-то одном, наиболее близком им дыхании.

Не рекомендуется переставлять формы местами, но как исключение допустимо выполнять только часть из них или повторять самые излюбленные большее число раз, хотя и это не вполне разумно, поскольку комплекс великолепно уравновешен и продуман по энергетике так, что лишь классический ход событий обеспечивает прямой и безопасный путь к успеху. Всегда помните – каким бы трудным или странным ни казалось упражнение, оно удивительно быстро становится понятным, удобным и простым.

Желаем удачи!

profilib.net

Валерий Хорев, Александр Вильчинский Упражнения цигун для начинающих

Александр Вильчинский. Упражнения цигун для начинающих

   «Медикаменты вам не помогут. Но существует другая сила, которая одна стоит всех ваших снадобий, хотя и они стоят недешево!» – так говорил Джефф Питерс, пользуя судью Бэнкса «персональным магнетизмом» на страницах одного из рассказов О. Генри. Из этого замечательного отрывка видно, что нынешний, не вполне здоровый всенародный интерес к разнообразным экстрасенсорным проявлениям отнюдь не есть принадлежность только нашего времени. Между прочим, упомянутая фраза написана аж в 1908 году, поэтому напрашивается вывод – всегда и всюду почтеннейшей публике свойственен жгучий интерес к феноменам не от мира сего, и почти всякий, набравшийся смелости объявить: «Я один из Единых Синедрионов и Явных Монголов Внутреннего Храма. Слепые начинали ходить, а хромые говорить, лишь только я проделаю пассы. Я – медиум, колоратурный гипнотизер и спиртуозный контролер человеческих душ!» – тотчас собирает внушительную (и внушаемую) аудиторию жаждущих чуда.   Разумеется, многие магнетизеры (сиречь экстрасенсы) действительно обладали и обладают врожденной или приобретенной способностью реально воздействовать на психику людей (животных тоже) и на физическое состояние их тел. То, посредством чего осуществляется это воздействие, в наши дни стало знакомо многим благодаря распространившейся по свету китайской литературе, повествующей о древних методах управления Ци – всеобъемлющей жизненной энергией.   Следует признать, что данное понятие отслеживается практически во всех более или менее развитых культурах с доисторических времен. Японская «ки», древнегреческая «пневма», славянский «дух», не говоря уже о «пране» благословенной Индии и заоблачного Тибета – все это в той или иной степени синонимы китайской «ци», или «чи». Но – одни лишь китайцы смогли придать этим знаниям вид стройной системы, объясняющей практически все феномены «тонкого» плана, равно пригодной для устной и письменной передачи следующим поколениям[1].   Кстати, о произношении. Если вы прямо и четко скажете желтолицему другу Вану (Яну, Сяну, Вэню) о «ци», он вас поймет далеко не сразу, потому что по-китайски обманчиво простое слово звучит гораздо сложнее, и в русском языке просто нет подходящего инструментария, чтобы передать тонкое слияние «ти», «чи», и еще невесть каких ингредиентов[2]. Но принято, повторяю – принято говорить «ци», а писать без кавычек и с большой буквы – Ци. Маленькое допущение играет роль стандарта, препятствующего неграмотным переводчикам китайской литературы с европейских языков на русский, как это часто бывает, задавать нам шарады и ребусы собственного изготовления. Это целиком и полностью касается всего остального терминологического запаса.   Каждый, кто более или менее серьезно интересовался темой энергетики живых существ, не мог не задумываться о соотношении мистического и прозаического начал в данной области. И ах! – здесь мнения дотоле дружных авторов книги основательно разошлись. А именно – один из нас считал и считает, что:   – следует огорчить искателей запредельного и прочих духоловов: ровным счетом ничего таинственного в этом нет и не было. Религиозные ортодоксы могут спокойно практиковать цигун и тайцзи-цюань, НО – лишь при условии соблюдения определенных рамок, выходить за которые не следует ни при каких обстоятельствах. Проще говоря, не возбраняется использовать для оздоровления бренной плоти среди прочих дыхательные и энергетические приемы, однако категорически не рекомендуется лезть со своими психофизическими отмычками в запретные чертоги тонкого мира, стараясь разглядеть невидимое и понять скрытое. Это не что иное, как попытка проникновения в хранилище секретной информации, доступ к которой лично вам заказан (временно или навсегда – неважно). Наделенные соответствующими полномочиями обретают это право без каких-либо усилий с их стороны, а зачастую и помимо воли. Астральное же хакерство чревато крупными неприятностями. Войдя в пиратский контакт с тонким миром, вы мгновенно становитесь доступны для его темной стороны. Оно вам надо?   Напротив, другой соавтор придерживается более либеральных взглядов, полагая, что по мере обретения технической искушенности одновременно и неизбежно происходит духовный рост, автоматически дающий права и возможности в неких экстраординарных областях, предоставляя как доступ к тайным знаниям, так и инструменты по их использованию.   Оставляем за читателем право личного выбора.   Чтобы не блуждать в потемках теорий, каждая из которых описывает наш мир и место человека в нем по-своему, примем для ясности одну из наиболее простых схем, импонирующих своей четкостью. Будем считать, что наша грешная душа временно размещена в теле из мяса и костей, словно в некоем скафандре, дающем ей возможность пребывать на планете Земля и действовать в соответствии с личными наклонностями и устремлениями[3]. Как механизм биологического происхождения, человечье тело обладает собственной автономной энергетикой, которая в то же время активно взаимодействует с энергетикой окружающего мира – вселенской, планетарной и так далее, включая живые существа: животных, растения, насекомых и даже бактерий с вирусами.   Поскольку книга посвящена не какому-то абстрактному, а сугубо китайскому искусству обхождения с энергией, примем это как данность и впредь будем держаться в русле означенной модели. Согласно ей корнями жизни являются «Три Сокровища» (сань бао), или «Три Начала» (сань юань), или «Три Основы» (сань бинь). Это, соответственно: Шэнь («дух»), Цзин («семя») и Ци («энергия»).   Даосская алхимия ставила целью Шэнь, точнее, преобразование Ци в Шэнь и обретение через это полного и окончательного бессмертия. Грубо говоря, седобородые отшельники трудились над созданием своего эфемерного двойника, в коего они могли бы переселиться в здравом уме и твердой памяти, навсегда бросив тяжкую плоть, после чего веки-вечные пировать в звездных чертогах.   Две другие субстанции должны интересовать нас гораздо больше, поскольку в практике цигун мы чаще имеем дело именно с ними. Однако при работе с Ци и Цзин неизбежно и автоматически «взращивается» также и дух, поэтому логично говорить о преобразовании всех «начал» триединства, в конечном итоге приводящем к достижению (как минимум) здоровья и долголетия. Что касается последнего, то безоглядное стремление продлить земной срок сверх неких разумных пределов напоминает погоню за призраком, и притом зловещим, так как сумма истраченных сил и времени полностью девальвирует цель.   Слово «Цзин» имеет очень много неоднозначных, иногда противоположных значений, становясь даже разными частями речи. Применительно к нашей беседе следует рассматривать «прежденебесную» Цзин как некую изначальную сущность, воплотившуюся в конкретном предмете и являющуюся истинной природой данного предмета.   Отдавая дань веку высоких технологий, можно сказать, что Цзин подобно незримой батарейке, которая при рождении вкладывается в тело. Чем долговечнее и мощнее изделие, тем долговечнее, бодрее и здоровее существо. Цзин передается от родителей по наследству, но никакие внешние признаки не могут служить показателем или критерием будущности чада. У цветущих здоровяков может родиться квелый мышонок, а у болезненных инвалидов – сущий демон, и находится сие целиком и полностью во власти Создателя. Не существует способов повлиять на исходный запас Цзин, и самое большее, что в наших силах, – это разумная ее трата и, по возможности, экономия. Батарейка не аккумулятор, подзарядке не поддается, а завершение срока службы означает смерть. В этом свете проясняется та досадная странность, когда одни уходят в мир иной молодыми и здоровыми (внешне), а другие влачат тяжкий воз изнурительных недугов до девяноста лет. Разумеется, картина гораздо сложнее, но на примитивном уровне выглядит именно так. Кроме того, становится понятным, отчего один (или одна) вертится в жизни юлой, тешит Эроса от заката до рассвета, умудряется сколотить состояние, воспитать четверых детей и построить каждому из них по дому, а кто-то едва находит силы на дорогу к месту работы и обратно. Все просто: некая Рука вкладывает в каждого из нас при зачатии разные элементы питания, и вся дальнейшая жизнь складывается в соответствии с имеющимся запасом сил. Такая наследственная Цзин именуется «Юань Цзин», то есть «изначальная…»   Бывает, однако, и так, что индивид с малым ресурсом Цзин ведет активный образ жизни, утомляя родственников своей долговечностью. Но это лишь означает, что ему достался превосходный организм с высоким КПД использования топлива, и последнее расходуется очень эффективно и медленно. Если такое счастье не даровано природой, его можно приобрести усердными тренировками и здоровым бытом. Нам не дано пополнять «бензобак», но мы способны наловчиться сжигать его содержимое с чувством, толком и расстановкой. Именно поэтому существует мнение, будто исходный потенциал не слишком заметно влияет на продолжительность жизни. На самом деле это верно – при условии ежедневной, постоянной и правильной практики цигун, а кто с чистой совестью вправе сказать о себе такое?   Хранилищем Юань Цзин являются почки, поэтому народная мудрость велит оберегать их особенно тщательно. Укрепление («гу») почек есть укрепление изначальной Цзин («гу цзин»), застудить же их означает полный капут (или кирдык – как больше нравится).   Самое главное:   различный для каждого индивида запас изначальной энергии (Юань Цзин) обуславливает продолжительность и качество жизни. Эта энергия дается при зачатии и хранится в почках.   В момент ее полного исчерпания организм умирает, независимо от внешних причин.   Восполнять Юань Цзин обычными методами нельзя[4], можно лишь разумно тратить.   Собственно «внутренней энергией» считается Ци, пребывающая в двух основных ипостасях:   1. Юань Ци («изначальная» Ци), которая образуется непосредственно из Юань Цзин в почках, перемещается в нижний даньтянь (подробнее об этом далее) и там скапливается, ожидая своего применения и постепенно смешиваясь с «посленебесной» Ци, стекающей из верхнего даньтяня. Иногда ее называют «Прежденебесной» Ци (Сяньтянь Ци), так как еще не родившийся (не видевший неба) ребенок обладает лишь ею.   2. Хоутянь Ци («посленебесная» Ци) образуется из Хоутянь Цзин, приходящей к нам с пищей и вдыхаемым воздухом. Юань Ци считается более тонкой, и по своей сути является энергией Воды, способной успокаивать и охлаждать горячую и жесткую Посленебесную Ци, энергию Огня. Порой так и говорят: Шуй Ци («водяная Ци») и Хо Ци («огненная Ци»).   Одной из стратегических задач практики цигун является изменение структуры Ци в пределах нашего тела, когда из Хоутянь Ци она должна трансформироваться в Юань Ци. Это важно, поскольку избыток Хоутянь Ци вызывает перегрев органов и смятение духа. Вторая же, чистая, свежая и прохладная, несет с собою мир и долголетие.   К сожалению, в нашем повествовании нельзя продвигаться дальше, не коснувшись самого фундаментального аспекта китайского менталитета, посвященного взаимодействию двух начал мироздания – Инь и Ян[5].     Сегодня трудно встретить образованного человека, никогда не слыхавшего об этом, и уж тем более сложно найти того, кто бы ни разу не видел знаменитый символ. Его суть проста и гениальна, определяя наше бытие как борьбу и сотрудничество двух противоположностей. В категорию Ян включается все сильное, жесткое, яркое, горячее, твердое, блестящее, напряженное, напористое и энергичное. Самый емкий образ – Солнце. Это мужское начало.   Напротив, Инь представляется началом женским, ее образом считается Луна, она объединяет мягкость, уступчивость, глубину, холод, темноту и так далее. Иногда говорят о значимости направления «вращения» знака, трактуя правостороннее как созидательное, а левостороннее (против часовой стрелки) – как разрушительное.   На рисунке всегда изображается абсолютная гармония начал, при которой ни одно из них не преобладает над другим. В тот момент, когда Ян достигает своего пика, в его сердце образуется частица Инь, и вечное коловращение остается уравновешенным. Не только в Китае издревле замечено, что решительно все, приближаясь к своему пределу, обретает противоположные качества.   Оставив лирику, заметим, что разные виды энергии также могут быть «иньскими» или «янскими», холодными или горячими, и сей факт ощущается во время занятий цигун самым непосредственным и явным образом. Например, иньская земная Ци, которую мы тянем снизу через ступни – холодная, но в то же время какая-то «живая», влажная и органичная, тогда как янская небесная Ци – сухая, жесткая и «не от мира сего».   В Китае коловращение Инь и Ян живописно изображается как борьба Дракона и Феникса за право обладать священной Жемчужиной Бессмертия.

thelib.ru


Смотрите также