Конспект урока на тему "Правописание букв И-Ы в корне после приставок" (6 класс). Упражнения ы и после приставок 6 класс


Конспект урока на тему "Правописание букв И-Ы в корне после приставок" (6 класс)

Русский язык. 6 класс. Тема: «Правописание букв И-Ы в корне после приставок»

Цели и задачи:

1. Познакомить учащихся с темой.

2. Дать материал, который понадобится в старших классах.

3. Закрепить тему, выполняя упражнения.

Оборудование: учебник русского языка для 6-ого класса под редакцией Разумовской, конспект урока, словари.

Ход урока.

Проверка домашнего задания. (Цель: проверить степень усвоения материала и умение применять его на практике)

Работа по новой теме.

Учитель пишет на доске слово «играть». Добавьте к слову играть приставки –по, -с, что получится? (вопрос ученикам) Сравните. Как вы думаете, что стало причиной изменения буквы и в корне слов? На согласную или гласную оканчивается приставка? Делаем выводы.

Вы сами сформулировали правило, а вдруг ошиблись? Давайте обратимся к нашему учебнику (§ 32). Правы ли оказались вы?

2. Обращение к теоретическому материалу § 32

3. Составление в тетрадях для правил основного материала.

Правописание букв И-Ы

Пишется «И»:

1. после русских и заимствованных приставок, оканчивающихся на гласную, если корень слова начинается с буквы И.

(Антиисторический, доисторический, заиграть, поискать, проиндексировать)

2. после русских приставок МЕЖ- и СВЕРХ-, сохраняющих корневую гласную И.

(Межигровой, сверхнтуиция, сверхимпериалистический, сверхиндустриальный)

3. после иноязычных приставок и частиц, оканчивающихся на согласную: ГИПЕР-, ДЕЗ-, КОНТР-, ПАН-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС- и т. д., если корень слова начинается с буквы И.

(Суперинтендант, дезинфекция, гиперинфляция, панисламизм, субинспектор, контриск, постимпрессионистский)

4. в сложных словах, первая часть которых – числительные ДВУХ-, ТРЁХ-, ЧЕТЫРЁХ- в род. падеже, а вторая часть начинается с И.

(Двухимённый, трёхимпульсный, четырёхигольный)

5. в сложносокращённых словах, если их вторая часть начинается с И.

(Рыбинспекция, самиздат, хозинвентарь)

Пишется «Ы»:

1. после русских приставок, оканчивающихся на согласных (кроме МЕЖ- и СВЕРХ-), если корень слова начинается с буквы И.

(Безынтересный, обыскать. предыюньский)

2. в приставке ИЗ- после другой приставки, оканчивающейся на согласную.

(Безызносный, сыздавна, подыздержаться)

Искл (!): взимать, взимание (но изымать)

4. Закрепление темы у доски и в тетрадях. (желательно выполнить 10 словосочетаний из упр. № 1, 3 предложения из упр. № 2)

Упражнение № 1

Раз…грать соседа, от…скать драгоценности, новый спорт…нвентарь, знать с…здетства, любитель роз…грышей, без…мянная речка, произвести дез…нфекцию, пред…юньский вечер, вз…мать налоги, пред…нфарктное состояние, без…нвентарный учёт, меж…гровой проект, об…ндеветь на морозе, проверка сан…нспекции, из…мать документы, меж…нститутские соревнования, пред…стория конфликта, без…глое растение, вз…скательный художник, заметил сверх…зобилие, меж…мпериалистические отношения, с…митировать восторг, трёх…мпульсный регулятор, без…сходная тоска, назначен охот…нспектором, с…кономить средства, без…дейное выступление, двух…гольная машина, раз…скать на складе, без…корная рыба, транс…ранский маршрут, об…грать соперников, встреча с фин…нспектором, без…скусственный рассказ, вз…мающий пошлину, студенты пед…нститута.

Упражнение № 2

Небез…звестный скрипач по фамилии Без…глый решил с…грать на меж…нститутском концерте и с…мпровизировать. Это сверх…нтересное выступление понравилось и без…нициативному бухгалтеру, и без…дейному суб…нспектору, и сверх…зысканному дирижёру, победившему на пред…дущем меж…здательском конкурсе. Победитель супер…гры Без…дейный даже в пост…нфактном состоянии от…скал ноты и приехал под…грать своему коллеге. Он любил творчество пост…мпрессионистов и под…скал в подарок без…мянный шедевр, на котором были изображены об…ндевевшие ёлки, казавшиеся такими холодными в эту пред…юльскую пору. Когда под…тожили результаты выступлений, то оказалось, что каждый не думал, как с…кономить свои силы, а мечтал начать с…знова.

Выполнение теста по теме. (даётся на усмотрение учителя)

1. В каком ряду во всех словах после приставки пишется буква Ы?

А) под…грать, пред…стория, пред…дущий

Б) по…грать, под…скать, без…нтересный

В) сверх…нтересный, дез…информация, не….звестный

Г) роз…ск, небез…звестный, на…игранный

2. В каком ряду во всех словах после приставки пишется буква И?

А) с…грать, пере…грать, про…грать

Б) контр…гра, сверх…нтерес, дез…нфекция

В) до…грать, без…нтересно, от…граться

Г) до…сторический, пред…дущий, пред…стория

5. Домашнее задание: § 32 (читать), упражнение 342 (письменно) + учить наизусть правила.

6. Подведение итогов урока.

infourok.ru

Конспект урока по русскому языку "Гласные и-ы после приставок". (6 класс)

Конспект урока по русскому языку 6 класс.

Тема «Буквы и - ы после приставок» по учебнику М.М. Разумовской.

Цели урока: - повторить материал по теме «Правописание приставок;

- организовать условия для выведения правила;

- дать понятие о правописании гласных и/ы после приставок.

Задачи: - умение внимательно слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение;

- способствовать формированию навыка обоснованного правописания изученной орфограммы;

- содействовать развитию внимания, орфографической зоркости, а также обогащению словарного запаса учащихся.

Оборудование урока: учебник русского языка, мультимедийная установка для показа презентации.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Постановка целей урока.

2. Проверка домашнего задания.

- Поднимите сигнальные карточки, подготовленные дома (карточки, на которых написаны приставки пре/при)

Принарядиться, прибежать, прибывать на вокзал, премилый щенок, преступить закон, приступить к занятиям, приклеить, привилегия, природа, приморский, привокзальный, приставить, презлой человек.

3. Повторение темы «Правописание приставок на з/с»

- Напишем распределительный диктант. Выделите графически орфограммы (два ученика отвечают у доски).

Приставки на С

Приставки на З

Испепелить

Взбираться

Истребить

Взобраться

Вскочить

Бездарный

Бессмертный

Чрезмерный

Чересчур

Избрать

Рассмотреть

Разобраться

4. Объяснение нового материала.

- Многие слова в русском языке имеют в своём составе приставку и корень, начинающийся с буквы И. Возникает вопрос, какую букву писать, ведь при произнесении слова кажется, что нужно писать Ы.

На доске в два столбика записаны слова и выделены приставки:

Поиграть, заинтересовать разыграть, подыскать

сымпровизировать

Контригра, паниндийский, дезинфекция

Межинститутский, сверхинтересный

- Попробуйте на примере этих слов понять, когда после приставок пишется гласная и, а когда - ы.

Учащиеся делают выводы.

- Сформулируйте тему нашего урока (варианты формулировок).

- Закрепим правило при просмотре презентации.

5. Разминка для глаз.

6. Первичное закрепление.

1) Напишите слова и отметьте орфограммы, устно объясняя написание гласных после приставок (у доски по очереди работают ученики).

Безызвестный, безымянный, безынициативный, безыскусственный, взыграть, взыскать, взимать, дезинфекция, дезинформация, изымать, панисламист, подытожить, предысторический, подыграть, сверхинертный.

2) Решите тренировочный тест:

А) В какой строке после приставки пишется гласная и:

1) меж..нститутский, по..грать, роз…грыш

2) сверх..интеллигентный, за…нтересовать, на..грался

3) дез..нфекция, пан..сламистский, вз…грало;

Б) Буква Ы пишется в слове:

1) под…тожить; 2) сверх…нтересный; 3) без…мянный.

В) Буква И пишется в слове:

1) пред…юльский; 2) сверх..зобретательный; 3) мед..нститут

Г) Какое слово является исключением?

1) пред..дущий; 2) вз…мать; 3) раз…скать.

3) С любым из записанных слов составьте предложение (анализируются варианты предложений и правописание слов на орфограмму «Правописание гласных и/ы после приставок »).

7. Подведение итогов.

- Какую орфограмму вы сегодня изучили?

- Когда в словах пишется гласная И после приставки?

- Когда в словах пишется гласная Ы после приставки?

- Приведите примеры таких слов.

8. Домашнее задание.

Повторить правило, упражнение 342.

infourok.ru

Урок по русскому языку 'Буквы и, ы после приставок' (6 класс)

Буквы и-ы в корне после приставок.

Цели:

- организовать деятельность учащихся по выведению правила употребления « Буквы и-ы после приставок»;

- формировать навыки обоснованного выбора гласных и-ы в изучаемой орфограмме; формировать исследовательские умения.

Планируемые результаты:

Личностные:

- формирование системы ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания.

Метапредметные:

Регулятивные:

Определять тему урока, цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать достигнутые результаты.

Коммуникативные:

Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.

Познавательные:

Строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Предметные: знать правило написания и-ы после приставок, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Ход урока.

  1. Организационный этап.

Приветствие.

Доброе утро, ребята!

С добрым утром начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

- А теперь с хорошим настроением примемся за работу. Открываем тетради, записываем число. Для темы урока я прошу вас оставить строчку.

  1. Актуализация полученных знаний.

Учитель: На протяжении нескольких последних уроков мы с вами работали над изучением очень важной орфограммы «Правописание приставок при-, пре-».

Давайте проверим свои знания по теме. Я читаю слова, а вы пишете только буквы: и или е.

Прицепить, премудрый, приморский, привокзальный, приказать, преуменьшить, приземлиться, притих, пригласить.

Самопроверка. СЛАЙД 1-2 (молодцы!).

III. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: То, что мы сейчас повторили, давно нам известно. Задача нашего урока - открыть новые знания. Итак, в добрый путь! СЛАЙД 3.

разыграть-заиграть

- Что общего в этих словах? Выделите в них корни.

- От какого слова они произошли? Производить словообразовательный разбор.

раз + играть = разыграть

за + играть = заиграть.

- А теперь посмотрите на слово играть с другими приставками. Слайд 4.

Играть: сыграть, поиграть, подыграть, заиграть, доиграть, разыграть, выиграть.

- Какая проблема возникла? (Почему написание корней стало разным?).

− А почему возникла эта проблема? (Мы не знаем, почему вместо буквы И пишется Ы иногда в слове)

− Исходя из возникшей проблемы, сформулируйте цель урока. (Научиться писать буквы Ы, И в словах при сочетании приставки и корня, начинающегося с буквы и).

− Тема урока? Предлагают вариант темы, но обычно неточный.

− Обратите внимание, после какой части слова встречается данная орфограмма. (После приставки.)

− Уточните тему урока. (Правописание букв ы, и в корне после приставок).

− Запишем тему урока в тетрадях. Слайд 5.

IV. Объяснение нового материала (Этап открытия новых теоретических знаний и способа их практического применения).

1. Учитель: Работаем все с теми же словами. Распределите слова в 2 столбика:

1) в первый столбик выпишите слова с приставками, которые меняют букву И в корне на букву Ы;

2) во второй - какие корни остались без изменения. СЛАЙД 6.

Поиграть, заиграть, доиграть, выиграть - сыграть, подыграть, разыграть,.

- Выделите в словах корни и приставки.

- Сравнить, как пишутся приставки в первом столбике и во втором. Чем они отличаются друг от друга?

- Какой вывод можно сделать? (Все приставки в 1 столбике оканчиваются на гласную, здесь гласная И не изменяется на Ы. Все приставки во 2 столбике оканчиваются на согласную. Здесь гласная И в корне меняется на букву Ы).

- Какие Ваши предположения? Сформулируйте гипотезу.

Гипотеза: Все приставки на согласную меняют гласную И в корне на букву Ы, а приставки на гласную сохраняет букву и в корне.

-Так ли это? Проверим Вашу версию. В этом нам поможет правило в учебнике.

2. Чтение правила на стр. 147-148 (до исключений).

- Правильно ли мы сформулировали правило?

- Кому не понятно правило? У кого есть вопросы?

3. Учитель: Русский язык труден и в то же время интересен тем, что почти в каждом правиле есть НО, то есть ИСКЛЮЧЕНИЯ (дочитываем правило до конца).

Вывод, слова с приставками сверх-, меж- и с иноязычными приставками на согласную не меняют букву И в корне слова, поэтому также являются исключениями из правил.

- СЛАЙД 7. Опорные схемы.

4. Физкультминутка (по упр. 338 - если и - то хлопаем, если ы - топаем)

V. Этап закрепления новых знаний и отработки способов действия

  1. Задание: Запишите словосочетания и прокомментируйте написание изучаемой орфограммы.

Разыгралась вьюга, предыдущий день, назвать всех поименно, отыскать клад, сверхинтересный случай, безымянный палец, поискать в ящике, обыграть в шахматы, дезинфекция помещения, сыграть в футбол.

- У кого возникли вопросы по упражнению?

2. Слайд 8. Творческое задание. По набору слов: сыщик, разыскать, поиск, розыск и т.д. небольшой рассказ. (4 - 5 предложений). Слайд 8.

VI. Подведение итогов

  1. Опрос.

-Что влияет на чудесные превращения, на изменения гласной И на Ы в корне после приставок? (Влияют приставки).

- Итак, какие условия нужны, чтобы после приставки в слове написать Ы? (Во-первых, она должна оканчиваться на согласную, во-вторых, должна быть русская, кроме МЕЖ-, СВЕРХ-).

- А что будет писаться, если приставка иноязычного происхождения?

(После иноязычных приставок КОНТР- и ДЕЗ- пишется в корне гласная И. Это тоже исключение).

- А какие условия нужны, чтобы после приставки в слове написать И? (приставка должна оканчиваться на гласную)

- Как вы думаете, мы сумели разгадать с вами тайну превращения гласной И на Ы в корне слова? (Да).

  1. Учитель: Ребят, а теперь оцените то, насколько вы поняли эту тему: Слайд 9.

1. Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов)

2. Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла)

3. Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла)

4. Я ничего не понял. (2 балла)

VII. Домашнее задание. на отметку «4» - упр. 339, на отметку «5» упр. 340. Рубрика ЗСП-8 (всем подготовиться к словарному диктанту). Слайд 10.

botana.cc

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему "Буквы и-ы после приставок"

План-конспект урока по русскому языку.

6 класс.

(по программе под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского и др.)

Темы: Буквы и-ы после приставок.

Цели:

- организовать деятельность учащихся по выведению правила употребления « Буквы и-ы после приставок»;

- формировать навыки обоснованного выбора гласных и-ы в изучаемой орфограмме; формировать исследовательские умения.

Планируемые результаты:

Личностные:

- формирование системы ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания.

Метапредметные:

Регулятивные:

Определять тему урока, цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать достигнутые результаты.

Коммуникативные:

Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.

Познавательные:

Строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Предметные: знать правило написания и-ы после приставок, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Форма проведения: урок-исследование.

Оборудование: компьютер, презентация, экран, карточки с заданиями, рабочая тетрадь на печатной основе, карта достижений и лист рефлексии.

  1. Организационный этап.

Приветствие.

Доброе утро, ребята!

С добрым утром начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

А теперь с хорошим настроением примемся за работу. Открываем тетради, записываем число. Для темы урока я прошу вас оставить строчку.

  1. Проверка домашнего задания.

На протяжении трех последних уроков мы с вами работали над изучением очень важной орфограммы «Правописание приставок при-, пре-

Давайте проверим свои знания по теме. Я читаю слова, а вы на перфокартах пишете только буквы: и или е.

Прицепить, премудрый, приморский, привокзальный, приготовить, приказать, преодолеть, прилечь, преуменьшить, приземлиться, притих, пригласить, приглашать, прекратить.

(Самопроверка. Оценки выставляются на лист достижений)

Лист достижений

Фамилия, имя

Работа на перфокартах

Терминологический диктант

Практическая работа

Самостоятельная работа

III. Актуализация знаний. Мотивация.

1. Терминологический диктант по теме « Способы образования слов в русском языке».

(Учитель вразбивку читает определения, ученики записывают названия способов образования и хотя бы один пример – слово, образованное данным способом).

2.Взаимопроверка.

(Оценки выставляются на лист достижений.)

IV. Целеполагание.

То, что мы сейчас повторили, давно нам известно. Задача нашего урока – открыть новые знания. То, что мы вспомнили, они вам пригодятся.

Итак, в добрый путь!

разыграть-заиграть

Что общего в этих словах? Выделите в них корни.

От какого слова они произошли? Производить словообразовательный разбор.

раз + играть = разыграть

за + играть = заиграть

Запишете слово играть с другими приставками

Играть: сыграть, поиграть, подыграть, заиграть, доиграть, разыграть, выиграть.

Какая проблема возникла?

(Почему написание корней стало разным?)

Исходя из этой проблемы, определите цель нашего исследования.

(Почему после одних приставок слово играть меняет первую букву корня -ыгр-, а после других остается неизменным –игр-?

Что влияет на превращение гласных и на ы в корне после приставок?

Чтобы ответить на все поставленные вопросы, нужно быть настоящими исследователями. Вот мы и станем ими.

V. Этап открытия новых теоретических знаний и способа их практического применения.

Исследование языкового материала.

Составим план исследования.

1. Определите объект исследования (слова с приставками)

поискать – разыскать, подыскать

неизвестный - безызвестный

доисторический – предыстория

2. Предмет исследования? (буквы и-ы после приставок)

3. Выделите в словах корни и приставки.

4.Распределите приставки в 2 столбика:

1) в первый столбик выпишите те приставки, которые меняют букву И в корне на букву Ы;

2) во второй – какие корни остались без изменения.

ПРИСТАВКИ

И­­­­­­ ы И

РАЗ - ПО -

ПОД - НЕ -

БЕЗ - ДО -

ПРЕД -

5. Сравнить, как пишутся приставки в первом столбике и во втором.

6. Какой вывод можно сделать?

(Все приставки в первом столбике оканчиваются на согласную. Здесь гласная И в корне меняется на букву Ы).

- Какие Ваши предположения? Сформулируйте гипотезу.

Гипотеза:

Все приставки на согласную меняют гласную И в корне на букву Ы.

-Так ли это? Проверим Вашу версию.

Практическая работа.

Приставки

Слова на И

Примеры

1.

ПО -

РАЗ - / РОЗ -

БЕЗ -

ПРЕД -

ВЗ -

ДО -

С -

ИДЕЙНЫЙ

ИГРА

ИСКАТЬ

ИДУЩИЙ

ИНСТИТУТСКИЙ

ИГРАТЬ

ИЗВЕСТНЫЙ

ИТОЖИТЬ

ИМЕННОЙ

ИСТОРИЧЕСКИЙ

ИСКУСНЫЙ

ИСК

ИНФЕКЦИЯ

1.

2.

СВЕРХ -

МЕЖ -

2.

3.

КОНТР -

ДЕЗ -

3.

1. -У вас на партах находится раздаточный материал с заданием в форме таблицы. В первой колонке представлены приставки, во второй - слова на И.

Поработаем сначала только с приставками под цифрой 1.

Задание:

Соедините из первой части приставки и слова, которые могут сочетаться. В пустую колонку №1 запишите 2-3 слова с различными приставками. Выделите в них приставки. Докажите, что все приставки на согласные действительно меняют гласную И в корне на букву Ы.

2.-Проверим полученные слова с приставками из первой части

(Проверка на слайде.

Открыта лишь первая часть. Остальные закрыты.)

Приставки

Слова на И

Примеры

1

ПО-

РАЗ-/ РОЗ-

БЕЗ-

ПРЕД-

ВЗ-

ДО-

С-

ИДЕЙНЫЙ,

ИГРА,

ИСКАТЬ,

ИДУЩИЙ,

ИНСТИТУТСКИЙ,

ИГРАТЬ,

ИЗВЕСТНЫЙ,

ИТОЖИТЬ,

ИМЕННОЙ,

ИСТОРИЧЕСКИЙ,

ИСКУСНЫЙ,

ИСК

ИНФЕКЦИЯ

1

ПОИСКАТЬ

РАЗЫСКАТЬ

РОЗЫСК-

БЕЗЫЗВЕСТНЫЙ

ПРЕДЫДУЩИЙ

ВЗЫСКАТЬ

ДОИСТОРИЧЕСКИЙ

СЫСКАТЬ

2.

2.

3.

3.

3.- Какие результаты получили Вы в ходе исследования? Каково главное условие для чудесного превращения и написания Ы после приставки?

(Приставка должна оканчиваться на согласный).

Подтверждаются ли наши предположения? (Да).

-  Попробуем вместе сформулировать целостное научное определение по данной орфограмме.

(После приставки на согласный пишется буква Ы, если корень слова начинается на И).

- Ваше исследование позволило нам сформулировать правило написания Ы и И в корне после приставок.

Русский язык труден и в то же время интересен тем, что почти в каждом правиле есть НО, то есть ИСКЛЮЧЕНИЯ.

4. -Совершим следующий шаг нашего исследования, выясним, какие приставки не подчиняются правилам?

Возьмём русские приставки СВЕРХ- и МЕЖ-. С какими словами в таблице они лучше всего совмещаются? Запишите их.

Сверхидейный, межинститутский.

-Работает ли наше правило?

(Нет. Слова с приставками СВЕРХ-, МЕЖ- относятся к исключениям).

Подведем итог второй части нашего исследования.

-Значит, как должно звучать наше правило?

(После приставок на согласные пишется буква Ы, если корень слова начинается на И, кроме приставок СВЕРХ- и МЕЖ-).

5. В таблице на слайде у нас остались ещё две приставки: КОНТР- и ДЕЗ-.

-Встречались ли вам они?

( Это иноязычные приставки).

Вот что сказано о них в словаре иностранных слов:(Слайд ).

КОНТР- контр..., контра... [лат. contraпротив]- приставка, которая содержит противоположное значение того, что выражено во второй части слова: КОНТРИГРА, КОНТРАТАКА)

ДЕЗ-... [фр. dcs... от..., раз...] - приставка, обозначающая уничтожение, удаление чего-л., напр.: дезинфекция.

-Способны ли иностранные приставки КОНТР- и ДЕЗ- изменять букву И в корне на Ы?

Запишите слова.

КОНТРИГРА

ДЕЗИНФЕКЦИЯ

- Какую букву написали после приставки?

(И)

Почему?

(Потому что приставка - иноязычная).

(В словах с иноязычными приставками на согласную буква И в корне слова не меняется).

Значит, слова с иноязычными приставками на согласную не меняют букву И в корне слова, поэтому также являются исключениями из правил.

(Проверка на слайде.)

- Проверим полученные слова.

Приставки

Слова на И

Примеры

1

ПО-

РАЗ-/ РОЗ-

БЕЗ-

ПРЕД-

ВЗ-

ДО-

С-

ИДЕЙНЫЙ,

ИГРА,

ИСКАТЬ,

ИДУЩИЙ,

ИНСТИТУТСКИЙ,

ИГРАТЬ,

ИЗВЕСТНЫЙ,

ИТОЖИТЬ,

ИМЕННОЙ,

ИСТОРИЧЕСКИЙ,

ИСКУСНЫЙ,

ИСК

ИНФЕКЦИЯ

1

ПОИСКАТЬ

РАЗЫСКАТЬ

РОЗЫСК-

БЕЗЫЗВЕСТНЫЙ

ПРЕДЫДУЩИЙ

ВЗЫСКАТЬ

ДОИСТОРИЧЕСКИЙ

СЫСКАТЬ

2.

СВЕРХ-

МЕЖ-

2.

СВЕРХИДЕЙНЫЙ

МЕЖИНСТИТУТСКИЙ

3.

КОНТР-

ДЕЗ-

3.

КОНТРИГРА

ДЕЗИНФЕКЦИЯ

ВЫВОД

1.Теперь ответим на главный вопрос:

-Что влияет на чудесные превращения, на изменения гласной И на Ы в корне после приставок?

(Влияют приставки).

Итак, какие 2 условия нужны, чтобы после приставки в слове написать Ы?

(Во-первых, она должна оканчиваться на согласную, во-вторых, должна быть русская, кроме МЕЖ-, СВЕРХ-).

А что будет писаться, если приставка иноязычного происхождения?

( После иноязычных приставок КОНТР- и ДЕЗ- пишется в корне гласная И. Это тоже исключение).

- Как будет звучать наше правило? (Слайд ).

После приставок на согласные пишется буква Ы, если корень слова начинается на И, кроме приставок СВЕРХ- и МЕЖ- и иноязычных приставок КОНТР-, ДЕЗ- и др.

- Как вы думаете, мы сумели разгадать с вами тайну превращения гласной И на Ы в корне слова?

(Да).

2. Работа с учебником.

Чтение орфограммы.

-Проверьте свои предположения по учебнику. §31, стр.67.

-Ребята, наши исследования совпадают с материалом статьи учебника? Авторы учебника так же думают, как мы? Мы благодарны им, что вселили в нас уверенность.

Итак, чудесные превращения разгаданы. Мы с вами исследователи! Спасибо всем за работу.

VI. Этап закрепления новых знаний и отработки способов действия

Решение орфографической задачи: Ы или И?

Запишите словосочетания и прокомментируйте написание изучаемой орфограммы.

Чтобы справиться с этим заданием, ЧТО прежде всего надо выделить в слове?

(корень или приставку)

Комментированное письмо:(Слайд ).

Раз…гралась вьюга, пред…дущий день, получить вы…грыш, отыскать клад, сверх…нтересный случай, без…мянный палец, об…грать в шахматы, дез…нфекция помещения, с…грать в футбол.

VII. Этап контроля.

Самостоятельная работа. Задание 43: ы или и? Исправить ошибки в словах.

(Рабочая тетрадь «Русский язык. 6 класс. Е.А.Ефремова.)

(Самопроверка по образцу. Оценки выставляются в лист достижений. Лист сдают учителю).

VIII. Этап рефлексии.

Ученики заполняют индивидуальный рефлексивный лист и сдают его учителю.

1. Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов)

2. .Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла)

3. Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла)

4. Я ничего не понял. (2 балла)

IX. Этап информации о домашнем задании.

1. Упр. 153, стр.68 ( ы или и? Письменно объяснить условия употребления этих букв.)

2. Творческое задание. По набору слов: сыщик, разыскать, поиск, розыск и т.д. небольшой рассказ (4 – 5 предложений).

kopilkaurokov.ru


Смотрите также