Определение спряжения глаголов- 4 класс. Роль имени прилагательного в тексте - 2 класс. Упражнения в определении спряжения глаголов 4 класс


Урок русского языка в 4 классе на тему "Упражнения в распознавании спряжения глагола по неопределённой форме"

Организационный момент.

Ты улыбкой. Как солнышком брызни,

Выходя по утру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Подарите друг другу улыбку!

- Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

Актуализация необходимых знаний.

Постановка проблемы.

На доске: (в ед.числе)

по…т

наступа…т

звен…т

цвет..т.

-Вставьте пропущенные окончания в ед. числе.

-Что вызвало затруднения?

Организация познавательной деятельности.

Нацеливает на определение темы урока, постановку учебной задачи.

-Какая тема урока?

-Какие цели мы поставим?

Познакомиться с …….

Повторить изученные правила …..

Обобщить изученное о …..

-Так как мы будем повторять о глаголе. Сейчас мы напишем небольшой тест, а проверять у нас будут учителя, которые присутствуют на уроке.

Тест.

1.Выберите верное утверждение:

А)Глагол отвечает на вопросы Кто? Что?

Б)Глагол отвечает на вопросы что делает? Что сделает?

2.Выберите верное утверждение:

А)Глагол обозначает признак предмета.

Б) Глагол обозначает действия предмета.

3.Какое слово является глаголом:

А)бег

Б)побежал

В)беговая

4.Выберите верное утверждение:

А)Глагол неопределённой формы отвечает на вопросы что делал? Что сделал?

Б)Глагол неопределённой формы отвечает на вопросы что сделать? Что делать?

5.Укажите глаголы неопределённой формы:

А)нюхает

Б)лететь

В)блестела

Г)светить

Пока учителя проверяют, мы вернёмся к нашим глаголам.

- Как же надо проверить безударное окончание? Кто как думает? Докажите.

Наступа..т – наступать (1 спр.)

- Какой вывод вы можете сделать?

- А где вы можете получить информацию по новой теме?

Откройте учебник на стр.98. Прочитайте правило.

-Какой вывод можете сделать?

-Давайте проверим, как вы научились определять спряжение глаголов и вставлять безударное окончание.

Работа в парах.

- Вставить пропущенные окончания глаголов в единственном числе и указать спряжение.

-Какой темой можно объединить все эти глаголы?

-Составьте предложение с одним из этих глаголов.

Разобрать по членам предложения.

-Какую роль играет глагол в предложении?

- Вы сейчас проверите себя, как вы поняли эту тему?

Работа в группах.

1 группа. 2 группа 3 группа

Вставьте пропущенные окончания в ед. числе и определите спряжение.

Е или и? я или ю? у или а?

Он се…т Они вход…т Они молч…т

пиш…т рису…т выуч…т

стро…т хвал….т хлопоч…т

дума….т чита….т щебеч….т

- Оцените работу 1-й группы. Оцените работу 2-й группы. Оцените работу 3-й группы.

-Были у кого затруднения?

Подведение итогов.

Обсуждение:

- Скажите, какую цель для себя мы ставили?

Достигли этой цели в течение урока? Какие затруднения возникли? Над какими заданиями следует нам ещё работать?

- В начале урока мы писали тест. Учителя проверили и дадут общую оценку работ.

Рефлексия.

Оцените свою работу:

1.Всё понятно:

2.Затрудняюсь:

3.Очень трудно:

- Какие красивые деревья у нас получились!

Урок хочется закончить стихотворением М.Пляцковского. (Кочина Екатерина)

Деньки стоят погожие,

На праздники похожие,

А в небе - солнце теплое,

Веселое и доброе.

Все реки разливаются,

Все почки раскрываются,

Ушла зима со стужами,

Сугробы стали лужами.

Покинув страны южные,

Вернулись птицы дружные.

На каждой ветке скворушки

Сидят и чистят перышки.

Пришла пора весенняя,

Пришла пора цветения.

И, значит, настроение

У всех людей - весеннее!

-Я Вам всем желаю весеннего хорошего настроения!

Спасибо за урок!

Стихотворение читает Дмитрук Дарья.

Прочитать те глаголы, которые легко написали окончание. Делают вывод о том, что ударные окончания пишутся так, как слышатся.

А в другом возникли сомнения. Почему?

Не хватает знаний.

Безударные окончания глаголов.

Высказывают свои предположения. Объясняют свою точку зрения.

Определяют тему урока. Ставят учебную задачу.

Поставить глагол в неопределённую форму. И по глагольному суффиксу определяем спряжение.

-В учебнике, у учителя.

Объясняют и доказывают какое безударное окончание вставили.

1 ученик работает у доски.

Объясняют, что глагол является сказуемым.

Памятка.

1.Поставь глагол в неопределённую форму.

2.Выдели глагольный суффикс.

3.Определи спряжение: если – ить, - 2 спряжение

Если – ать, -уть, -еть, -ять – 1 спряжение.

1 ученик от группы выходит к доске и объясняет.

Обсуждают и обобщают полученные знания на уроке.

Дополняют, над чем надо ещё поработать, повторить.

На партах лежат листики разного цвета. Ребята приклеивают свой листок на дерево.

Выходит 1 человек от группы и объясняет, какие листики приклеили и почему.

infourok.ru

Определение спряжения глаголов- 4 класс. Роль имени прилагательного в тексте

«Коммунальное Государственное Учереждение»

Средняя школа №5 с. Карагайлы

Осакаровского района, Карагандинской области, РК.

Открытый урок русского языка

в классе- комплекте 2-4

Тема: Определение спряжения глаголов - 4 класс

Роль имён прилагательных в тексте. - 2 класс.

подготовила

учитель начальных классов

КГУ №5 с.Карагайлы

Ненахова Татьяна Александровна

2015г.

Тема: Определение спряжения глаголов - 4 класс

Роль имён прилагательных в тексте. - 2 класс.

Цели: продолжить работу по определению спряжения глаголов по неопределённой форме; развитие умения правильно писать безударные личные окончания глаголов;

-Закрепление знаний, умений учащихся по пройденному материалу, развитие орфографической зоркости, фонематического слуха, умения обосновывать свои ответы, воспитание аккуратности в работе;

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

  1. Орг.момент

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

проверь дружок

Всё ли в порядке

Книжки, ручки и тетрадки.

II. Проверка знаний, умений учащихся для подготовки к новой теме:

Каллиграфическая минутка

4-ый класс : ет, ёт, ете, ёте, ем, ём,ешь,ёшь, ут,ют. (окончания 1 спр.)

Ит, ите, ишь, им,ите, ат,ят.( окончания 2 спр.)

2-ой класс: ой, ый, ое, ая, ые, яя (окончания им. прилаг)

Создание проблемной ситуации: слайд 2.

Я свою задачу вижу в том,

Чтоб сказать о действии любом,

И счастливый мой удел таков-

В речи быть одним из главных слов.

( П. Чесноков)

- С какой частью речи будем работать?

Имя ……… Солнечное лето

Мы с тобой дружны. Праздничная ель.

Признаки предметов Вкусные конфеты.

Знать мы все должны: Машенькин портфель.

(А. Косоговский)

- О какой части речи говорится в стихотворении?

III. Постановка целей и задач урока

-Правильно сегодня мы будем работать с глаголом и именем прилагательным.

Темы нашего урока слайд 3.Определение спряжения глаголов – 4 класс. Роль имён прилагательных в тексте- 2 класс.

Слайды 4,5- повторение о частях речи

IV. Организация восприятия и осмысления новой информации:

Слайд 6. Выборочное списывание

2 класс- выписывают прилагательные и подбирают к ним имена существительные

4 класс – глаголы и определяют их спряжение.

Слайд 7, 8 «памятка»

4 класс работают по памятке, 2 –ой класс – по карточкам

1. Повторение правила определения спряжения глаголов по неопределённой форме: II спряжение – на –ить,-ат,-ят I спряжение – остальные глаголы на еть,-ут,-ют

Гнать, дышать, держать, зависеть

Видеть, слышать и обидеть,

А ещё терпеть, вертеть, ненавидеть и смотреть.

4 класс- слайд 9 игра «Чем и что можно делать?»

2 класс- работа по учебнику упр. 508

Физминутка Пингвинчики.

V.Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении по образцу:

1. игра «Волшебные облака» слайд 10- 2 класс

Работа по учебнику упр.398 по вариантам Саша – 1 вариант

Семён – 2 вариант

2.тест- игра «Зов Джунглей» слайд 11-16 – 4 класс

2 класс- работа по карточкам.

Вставить пропущенные окончания прилагательных:

Мёрзл… ёлка, чудесн… запах, к душист… черёмухе, на зимн… одежду, от рыхл… снега, вдоль извилист… берега, в летн… ночь, широк… поясом.

Физминутка «Солнышко» - слад 17-19.

VI. Контроль над результатом учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися:

  1. Определить спряжение глаголов – карточка 4 класс

Удивлять, находить, замечать, сеять, бросать, подлетать, тянуть, хранить, запоминать, считать, называть, приносить.

  1. Задание «Угадай-ка!» - 2 класс слайд 20

  2. Работа с загадками слайд 21

VII. Домашнее задание:

4 класс – упр.403 стр.161

VIII. Итог урока, рефлексия : слайд23

2. Словарная работа – определить спряжение глаголов, выделить их окончания

Жужжат, звонят, беседуем, желаешь, победят, сверкаешь, серебрят, командует, обороняют, горит.

.

Имя прилагательное. Для 2 класса.

1.Что такое имя прилагательное?

а) Слово; б) часть предложения; в) часть речи.

2.Имена прилагательные отвечают на вопросы...

а) кто? что? б) какой? какая? какое? какие? в) что делать? что сделать?

3.С какой частью речи связано имя прилагательное?

а) С именем существительным; б) с глаголом; в) с местоимением.

4.Если имя прилагательное имеет окончание –ой (-ый, -ий), то какого оно рода?

а) Мужского рода; б) среднего рода; в) женского рода.

5.Как узнать род имени прилагательного?

а) По окончанию имени прилагательного; б) по окончанию имени существительного;

в) по роду имени существительного, с которым связано имя прилагательное

infourok.ru

Урок по русскому языку "Спряжение глаголов" (4 класс)

Тема урока: Спряжение глагола.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цели урока: Обеспечение глубокого, осознанного усвоения программного содержания темы урока, через формирование УУД:

Задачи:

– познакомить с понятием спряжение, формировать умение определять спряжение глаголов, совершенствовать умения различать окончания глаголов 1 и 2 спряжения, отработать алгоритм определения спряжения глаголов; умения определять число глагола и знания правописания мягкого знака после шипящих в глаголах;

– развивать орфографическую зоркость, мышление и речь учащихся, умение делать выводы; обогащать словарный запас, развивать умение видеть изученные орфограммы.

– воспитывать аккуратность, гигиенические навыки письма, чувство взаимопомощи, нравственные качества.

Личностные УУД:

Формирование интереса к изучению родного языка.

Формирование креативного мышления учащихся.

Нравственно-этическая ориентация, самооценка своих возможностей

Познавательные УУД:

Определить наличие у глаголов двух спряжений на основе различий , проявляющихся в наборах личных окончаний глаголов.

Наблюдать за личными окончаниями глаголов.

Разработать алгоритм определения спряжения глаголов с ударными личными окончаниями.

Устанавливать связи на основе аналогии свойств.

Определять спряжение глагола по его ударному окончанию.

Определять грамматические признаки глаголов.

Строить рассуждения, делать и формулировать выводы.

Поиск и выделение необходимой учебной информации, использование имеющихся знаний.

Коммуникативные УУД:

Участвовать в диалоге, общей беседе.

Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, учителем, присутствующими гостями, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Развитие культуры коллективного общения.

Планирование учебного сотрудничества.

Ориентирование в своей системе знаний, обоснование своего ответа.

Регулятивные УУД:

Обучение умению:

планировать и контролировать свою деятельность, оценивать свои результаты.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Выделение и осознание того, что усвоено.

Определение целей учебных заданий.

-познакомить с наличием двух спряжений глаголов;

-упражнять в определении спряжения;

-вести работу по запоминанию личных окончаний глаголов;

- развитие способностей обучающихся к рефлексии;

Планируемые результаты:

1. Личностные: активное и сознательное усвоение нового материала, способность к самооценке.

2. Предметные: научиться определять спряжение глагола по его ударному окончанию.

3. Метапредметные: учитывать мнение партнёра в сотрудничестве с целью успешности диалога.

Методы: словесные, наглядно-иллюстративные, наблюдения, работа с книгой, метод упражнений, метод активизации познавательной деятельности, самостоятельная работа, работа в паре, проблемная ситуация.

Используемые технологии:

Информационно-компьютерная;

Здоровье-сберегающая;

Личностно-ориентированная;

Обучение в сотрудничестве.

Вид урока - открытие нового знания

Средства: мультимедийная презентация, листки заданий, учебники.

Оборудование:

1. компьютер, мультимедийный проектор,

2. презентация

3. Карточки для индивидуальной работы, карточки со словами,

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

По предмету

Формируемые УУД и приемы их формирования

1.

Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности.

-Начинаем ровно в срок наш любимейший урок.

Улыбнемся друг другу.

Ведь мир с улыбкой становится добрее и теплее. Пройдите пальчиками по руке соседа до его плеча и скажите ему: «Если будет трудно – я помогу». Давайте с хорошим настроением начнем урок, и пронесем это настроение до конца дня.

Показать наше настроение нам помогут наши смайлы подставки.

Перед тем, как приступить к работе отметьте на ЛЕСЕНКЕ УСПЕХА свое отношение к предстоящей деятельности на уроке.

Дети приветствуют учителя, друг друга.

Дети выполняют

Личностные

-Самоопределение.

-Установка на доброжелательное отношение к участникам совместной деятельности: одноклассникам, учителю, всем присутствующим.

П2.

Актуализация знаний и фиксация проблемы.

- Девизом нашего урока будет очень известное выражениеДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ

- Как вы понимаете смысл этого выражения?

А) проверка д/з

- Давайте проверим, смогли ли вы справиться с домашней работой.

- Что нужно было сделать дома? МОЛОДЦЫ!

Б) оформление работ

- А сейчас приступим к оформлению работ, но для этого вспомним правило:

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою -

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо не согнусь.

За работу я возьмусь.

Девятнадцатое марта.

Классная работа.

В)Минутка чистописания

Дд Дд

До ду До ду

Дорогу осилит идущий. (найти орфограммы)

Г) Словарная работа

Р *ботать ж * лаю

Т *традь а ** лея

П *нал вч* ра

(Ребятам желаю: работать старательно

Все будет в тетрадях тогда замечательно.

Слова без ошибок пишите всегда:

Аллея, пенал и конечно вчера)

- Проверим. «Принцип 3 К»

МОЛОДЦЫ

Дети объясняют.

Проверка дом. работы

письмо минутки чистописания

Словарная работа, объяснение написания

Грамматические признаки глагола, изменение глагола по лицам и числам.

Коммуникативные УУД

-Договариваться с другими детьми, сотрудничать в совместном решении поставленной задачи.

Регулятивные УУД

-Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

3.

Постановка учебной задачи.

- Я задумала слово, которое имеет непосредственное отношение к нашей теме урока, угадайте его, задавая мне вопросы.

А сейчас мы с вами проведем игру «Мои друзья», использую карточки с глаголами, которые находятся на ваших столах. МОЛОДЦЫ

- Давайте составим паспорт глагола в виде многоэтажного дома.

hello_html_18ef32a1.gif

Ребята, какое понятие из данных слов нужно нам для составления паспорта глагола? (спряжение или склонение)

- Почему склонение мы не можем внести в таблицу?

- А знаете ли вы, что такое Спряжение?

-Сформулируйте тему нашего урока. (ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ)

-Какую цель поставим на урок?

1.узнать о спряжении глагола;

-определить способ написания безударных личных окончаний глаголов.

2. Развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы; уметь доказывать, аргументировать своё мнение;

3. Способствовать умению работать самостоятельно, в паре, в группе, воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи.

Регулятивные УУД

-Самостоятельно формулируют цель урока после предварительного обсуждения.

4.

Выявление места и причины затруднения.

Построение проекта выхода из затруднения

Физминутка

А) Наблюдение за изменением глаголов по лицам и числам

- Как изменялись глаголы? (по лицам и числам)

- В каком времени употреблены глаголы?

- Какая часть слова изменялась? (окончание)

- Какую особенность окончаний заметили?

- Обратите внимание на правописание окончаний глаголов во 2 лице ед. ч.:

- ешЬ, - ёшЬ, - ишЬ, во 2 лице мн. ч.: - етЕ, - ётЕ, - итЕ.

Б) Работа с учебником с. 80 у. 163 (УСТНО)

ПУНКТ – ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Работа с таблицей с. 81 у. 164 (УСТНО)

- На какие две группы можно разделить глаголы?

Вывод: Изменение по лицам и числам в настоящем и будущем времени называется спряжением.

Как живешь? – Вот так!

А плывешь? – Вот так!

Как бежишь? – Вот так!

Вдаль глядишь? – Вот так!

Как жуешь? – Вот так!

Машешь вслед? – Вот так!

Утром спишь? – Вот так!

А шалишь? – Вот так!

Как сидишь? – Вот так!

А учится, будешь как?

Проанализируйте таблицу

Работа по вариантам и у доски:

- Измени по лицам и числам глаголы, выдели окончания:

1в. – читать – наст. время.

2 в. – пробегу – буд. время

Дописывают:

  • Какие глаголы изменяются по лицам и числам?

  • По какому признаку различают глаголы I и II спряжения?

  • Как личные окончания глаголов зависят от спряжения?

Делают вывод .

Пошагово контролировать правильность и полноту выполнения.

Делают вывод: спряжение - это изменение глагола по лицам и числам.

Познавательные УУД

-Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предлагают, что нужно для выхода из этой проблемы.

Коммуникативные УУД

-Сотрудничать в совместном решении учебной задачи.

Коммуникативные

-умение делать вывод на основе обобщения знаний.

5.

Реализация построенного проекта и первичное закрепление во внешней речи

Работа с комментированием у доски и в тетрадях. Упр. 165 с. 81

Проговаривают , пользуясь презентацией.

Проговаривают типы спряжения

Регулятивные

-Принятие учебной задачи.

6.

Работа в парах с проверкой по эталону.

- Определите спряжение глаголов, разместив их в нужные столбики. «Принцип 3К»

Работа в паре.

Проверка с помощью презентации

Записывают глаголы.

Регулятивные

-Установка на воспитание волевой саморегуляции (не бояться преодолевать трудности).

-Контроль (проверка выполненной работы по образцу и по алгоритму).

-Оценка

7.

Включение в систему знаний и повторение

  1. Составим алгоритм действий, как определить спряжение глагола.

Алгоритм:

1. Поставь глагол в Н.Ф.

2. Определи спряжение.

3. Если гл. I спр. –

пиши - ет, - ете,- ем, ешь - ут, ют.

4. Если гл.II спр.-

пиши -ит, - ите, - им, - ишь, - ат,- ят.

  1. Игра «Я возьму в свою команду»

  2. работа с карточками – глаголами.

  3. Дополнительно:

«Верное/неверное утверждение»

- Я считаю, глаголы изменяются по временам…

-Я считаю, что глаголы с частицей не пишутся слитно…

- Я считаю, что глаголы склоняются…

Я считаю, что глаголы обозначают действие предмета…

Я считаю, что глаголы изменяются по лицам и числам…

Я считаю, что все глаголы изменяются по родам…

Самостоятельная работа с проверкой в классе.

Коллективное обсуждение.

Выполняют задание. Отвечают на вопросы.

Алгоритм:

1. Поставь глагол в Н.Ф.

2. Определи спряжение.

3. Если гл. I спр. –

пиши - ет, - ете,- ем, ешь - ут, ют.

4. Если гл.II спр.-

пиши -ит, - ите, - им, - ишь, - ат,- ят.

Познавательные УУД

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую, представить информацию в виде схемы.

8.

Рефлексия

Оценивание

- Подведем итог нашего урока. Что нового мы узнали на уроке?

- Что такое спряжение? На какие две группы делятся глаголы? Нужно ли продолжить работу над этой темой?

- Этому будут посвящены наши следующие уроки. Мы будем изучать правописание безударных личных окончаний глаголов. Скажите, девиз нашего урока помог нам в работе.

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

– Выберите для себя нужное утверждение.

А теперь на ЛЕСЕНКЕ УСПЕХА отметьте вашу деятельность на уроке.(СЛАЙД22)

Кого из ребят вы хотели бы поблагодарить на уроке?

Кому пожелали бы быть более активным?

Регулятивные

-Учатся совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности.

-Определяют степень успешности выполнения своей работы

-Учатся планировать свою деятельность.

Домашняя работа

Проспрягать глаголы бежать, думать. Составить предложение с одним из глаголов

infourok.ru

Урок 128 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛОВ ПО НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМЕ | Поурочные планы по русскому языку 4 класс

Урок 128 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛОВ ПО НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМЕ

25.07.2013 10561 0

Ц е л и: формировать умение распознавать спряжение глаголов по неопределенной форме и правильно писать безударные личные окончания; познакомить со словами-исключениями.

Х о д   у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Зовут, летят, трещит, цветет, лежат, пищит, пьют, прилетите, горишь, замолчу, проползет, поет, победит, сидит, трещишь, горит, кричит, жужжат, кипят, свистишь.

– Какие «ошибкоопасные» места в этих словах? Подчеркните их.

II. Актуализация опорных  знаний.

– Определите спряжение этих глаголов. Как это сделать?

Упражнение 60 на с. 80  выполняют по заданию учебника.

III. Формирование новых знаний.

Упражнение 61 на с. 81 выполняют по заданию учебника.

– Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями?

З а д а н и е: распределите следующие глаголы 3-го лица множественного числа по спряжениям: мечтают, подкормят, помешают, светлеют, косят, посадят, обещают, молотят, наскочат, затянут.

– Образуйте от этих глаголов инфинитив.

Получается  з а п и с ь:

I  с п р я ж е н и е

Мечтают – мечтать

Помешают – помешать

Светлеют – светлеть

Обещают – обещать

Затянут – затянуть

II  с п р я ж е н и е

Подкормят – подкормить

Косят – косить

Посадят – посадить

Молотят – молотить

Наскочат – наскочить

– Что заметили? (Во II спряжении глаголы в неопределенной форме имеют глагольный суффикс )

IV. Первичное закрепление (устно).

 – Определите спряжение глаголов:

копать, тонуть, гулять, править, пилить, стукнуть, клеить, синеть, спать, злить, терять, мыть, убегать, чмокать, дернуть, вспоминать.

V. Глаголы-исключения.

– Послушайте  п р о д о л ж е н и е  с к а з к и  о царе Глаголе.

Вы помните, что король издал указ о разделении государства. Образовалось два царства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья после этого раздела оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть.

Пришли они к царю с просьбой:

– Славный царь Глагол, помоги нам. По твоему указу оказались мы в царстве I спряжения, а наши родственники – в царстве II спряжения. Разреши нам остаться с ними.

– Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ.

– Смилуйся, государь, сделай исключение.

Не мог устоять царь перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве II спряжения, хотя они и не заканчиваются на -ить. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко II спряжению.

Запомните их, ребята!

Глаголы неопределенной формы на -ить

Ко второму спряжению нужно относить.

Не забудь в это спряжение

Добавить исключения:

Гнать, держать,

Смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Их ведь с «е» спрягать нельзя!

– А следующий стишок-запоминалка с глаголами-исключениями, которые относятся к I спряжению. Таких глаголов всего два – брить, стелить.

Чтобы курицу соседки

Чисто наголо побрить,

Надо бы на табуретке

Две салфетки постелить.

                                Т. Рик

VI. Закрепление.

В ы п о л н е н и е  упражнения 63 по образцу.

Самостоятельно выполните упражнение 64.

VII. Итог урока.

– Какие «ошибкоопасные» места могут быть в окончании глаголов?

– Как их избежать?

Домашнее задание: упражнение 65, с. 83.

tak-to-ent.net


Смотрите также