Конспект урока "Правописание суффиксов -ЧИК и -ЩИК. Упражнения суффиксы чик щик


Буквы "Ч" и "Щ" в суффиксах имен существительных -чик- и -щик-

Разделы: Русский язык

Слайд 1 (см. презентацию)

Тип урока: Изучение нового материала; урок-открытие.

Цель урока: Изучить правило правописания суффиксов имен существительных -ЧИК и -ЩИК.

Слайд 2

Задачи урока:

Обучающая – изучить правило написания в существительных суффиксов -ЧИК и -ЩИК;

Развивающая – научить сравнивать, синтезировать полученную информацию и по этой информации делать выводы;

Воспитывающая – аккуратное оформление тетрадей, вырабатывать умение слушать учителя и ответы одноклассников.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучать такую самостоятельную часть речи как – имя существительное. Мы проведем на уроке исследовательскую работу и сделаем открытие нового правила правописания имен существительных.

    Итак, первое исследование.

    На экран выводятся, поговорка, стишок, скороговорки. Слайд 3

    Ребята должны найти слова с суффиксами -чик и -щик и определить значение найденных слов.

    А теперь второе исследование.

    На экран выводятся слова с суффиксом -чик, обозначающим профессию, и уменьшительно-ласкательным суффиксом -чик. Слайд 4

    - По какому принципу различается написание слов с одинаковыми суффиксами?

    Учащиеся предлагают свои варианты ответов__________________________________

    Теперь мы можем сформулировать цель урока.

    Учащиеся предлагают свои варианты__________________________________________

    Учитель делает вывод.

    Цель нашего урока:

    Изучить правило правописания суффиксов имен существительных -ЧИК и -ЩИК.

  3. Изучение нового материала:
  4. На доске написаны слова в 2 столбика:

    объездчик

    прокатчик

    грузчик

    разносчик

    перебежчик

    обойщик

    фонарщик

    танцовщик

    прицепщик

    съёмщик

    Слайд 6 Слайд 7

    Учащиеся должны увидеть закономерность: в каких случаях пишется тот или иной суффикс. Для этого задаются наводящие вопросы:

    - После каких букв стоит суффикс –ЧИК?

    Учащиеся предлагают свои варианты ответов____________________________________

    - После каких букв стоит суффикс –ЩИК?

    Учащиеся предлагают свои варианты ответов____________________________________

    - А можно ли их как-нибудь объединить?

    Учащиеся предлагают свои варианты ответов_____________________________________

    -Есть ли у этих букв какая-нибудь закономерность?

    Учащиеся предлагают свои варианты ответов_____________________________________

    Учащиеся приходят к выводу, что суффикс –ЧИК пишется после букв Д-Т, З-С,Ж, которые можно объединить по принципу звонкости-глухости.

    - Так какое открытие мы с вами сделали?

    Учащиеся формулируют правило правописания суффиксов -чик и -щик

    В СУФФИКСЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ -ЧИК (-ЩИК) ПОСЛЕ БУКВ Д-Т, З-С, Ж ПИШЕТСЯ БУКВА Ч. В ОСТАЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ ПИШЕТСЯ БУКВА Щ.

    Слайд 8

    Учитель приводит примеры объяснения правила устно:

    Смазчик – образовано от глагола (смазать), перед суффиксом буква З, значит пишется суффикс -чик.

    Каменщик – образовано от существительного (камень), основа заканчивается не на д-т, з-с, ж, значит пишется суффикс -щик.

  5. Закрепление материала.
  6. 1. Выполнение упражнений:

    а) Учебник, упражнение № 224 с.86 выполняется устно под руководством учителя.

    Шахтёр, работающий в забое – забойщик; железнодорожник, обслуживающий прицеп вагонов – прицепщик; лётчик, управляющий вертолётом – вертолётчик; рабочий, работающий на погрузке и выгрузке – погрузчик; солдат, обслуживающий пулемёт – пулемётчик; типографский рабочий, делающий переплёты у книг – переплётчик; военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике – разведчик; специалист по переводам с одного языка на другой – переводчик.

    Слайд 9

    б) Учебник, упражнение № 222 с. 85-86 выполняется письменно в тетради, самостоятельно, с последующей проверкой.

    Буфет..ица, копиров..щик, экскаватор..ик, перепис..ик, сортиров..ица, расфасов..ик, стеколь..ик, автомат..ик, лёт..ик, объед..ик, аппарат..ик, разнос..ик, воз..ик, рассказ..ик, автопогруз..ик, прессов..ица, бакен..ик, свар..ик.

    2. Работа у доски:

    (учитель диктует слова, учащиеся по цепочке выходят к доске и записывают их с объяснением)

    Переводчик, пильщик, наборщик, носильщик, переплетчик, летчик, смазчик, точильщик, каменщик, барабанщик, стекольщик, полировщик, сборщик, бетонщик, бурильщик, табунщик, водопроводчик, разведчик, перебежчик, газетчик, зачинщик, угольщик, рассказчик, разносчик, пулеметчик, забастовщик.

  7. Подведение итогов урока.
  8. Ребята, давайте подведем итоги урока.

    - Какое открытие мы сегодня сделали на уроке?

    Учащиеся предлагают свои варианты ответов___________________________

    - Какое правило мы должны знать при написании суффиксов -чик и -щик?

    Учащиеся проговаривают правило______________________________________

  9. Домашнее задание.
  10. Напишите сказку на тему: “Приключения суффиксов ЧИК и ЩИК”. Начните свою сказку так:

    В некотором царстве, некотором государстве жили-были два брата: суффиксы ЧИК и ЩИК. Однажды….

    Слайд 10

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Правописание суфиксов -чик, -щик

    Правописание суффиксов -чик-, -щик- 5 класс

    Цели урока: познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в существительных суффиксов -чик, -щик; развивать умение выбирать способ для правильного написания суффиксов -чик, -щик; обратить внимание учащихся еще на одну функцию суффикса -чик - уменьшительное значение; воспитывать интерес к словарному запасу русского языка.

    Тип урока: урок-изучение нового материала.

    Оборудование: карточки с правилами.

    1. Организационный момент

    2. Сообщение темы и целей урока

    3. Мотивация учебной деятельности

    Учитель: Ребята! Мы с вами сегодня продолжим наше знакомство с удивительным, огромным миром суффиксов. Этим морфемам в нашем языке доверена трудная, но интересная работа, так как они образовывают новые слова, обогащают наш язык. Каждый суффикс имеет свое определенное значение, учит нас видеть характер слов. Мне надо правильно написать слово заказчик. Так какую же выбрать букву: Ч или Щ? Какую орфографическую проблему вы обнаружили? (Произношение не соответствует написанию.) Над решением этой проблемы мы и будем сегодня работать.

    Актуализация и коррекция знаний

    Проверка Д.З.

    1. Изучение нового материала

    Учитель называет лексическое значение, а ученики - слова с суффиксом -чик/-щик-.

    1. Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике. (Разведчик.)

    2. Рабочий, обслуживающий кран. (Крановщик.)

    3. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь. (Смазчик.)

    4. Рабочий, укладывающий что-то. (Укладчик.)

    5. Работник, который занимается приемом чего-нибудь. (Приемщик.)

    6. Лицо, имеющее подписку на какое-нибудь подписное издание. (Подписчик.)

    7.        Человек, который управляет самолетом. (Летчик.)Учитель: Вот какие слова мы образовали с буквой Ч и с буквой Щ в суффиксе. Буквы разные, а что общего в этих словах, в этих суффиксах? Давайте подумаем. (Эти суффиксы образуют существительные со значением лица, обозначают людей какой-либо профессии, специальности, по роду их занятий.) Значение суффиксов определили. А орфографическую проблему еще не решили. Еще раз внимательно посмотрите на эти слова и попробуйте ответить на вопрос: когда в суффиксах существительных – ЧИК - и – ЩИК - пишется буква ч, когда -щ? Может быть, вы заметили какую-нибудь закономерность? (Заслушиваются варианты ответов.) Давайте проверим, правильно ли вы ответили.

    Работа с таблицей (каждому)

    В суффиксе существительных -чик (-щик)

    Ч

    Щ

    После букв: д, т, з, с, ж переписчик

    В остальных случаях: мойщик

    Опознавательный признак орфограммы – стечение согласных

    hello_html_m4cc1c757.jpg

    Учитель: Итак, делаем вывод: в суффиксе существительных -чик (-щик) после букв д-т, з-с, ж пишется буква ч; в остальных случаях пишется буква щ. Опознавательный признак орфограммы - стечение согласных. А теперь обратимся к началу урока: какой суффикс нужно написать в слове «заказчик»? (Ответы учащихся.)

    VI. Физкультурная минутка

    - А сейчас мы немного поиграем. Встаньте все. Я буду произносить слово с суффиксом –ЧИК- или –ЩИК-. Вы  будете присаживаться, если это слово с суффиксом –ЧИК- и вставать, если это слово с суффиксом –ЩИК-. (дети стоят между партами, слова произносить, затем высвечивать на экране; в процессе игры можно указать детям, как выяснить на слух правописание суффикса – обращать внимание на согласные перед самим суффиксом)

    Стекольщик, раздатчик, носильщик, перебежчик, фонарщик, страховщик, буфетчик, паромщик, доносчик, советчик, болельщик.

    1. Закрепление материала

    1. Работа с индивидуальными карточками. (ребята самостоятельно.)

    Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффикса.        Бакен..., навод..., сплав..., фрезеров..., сбор..., газет..., рассказ..., стеколь..., бетон..., гардероб...

    1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффикса.

    Арматур..., выдум..., проход..., портфель..., пулемет..., уголь..., набор..., компьютер..., смаз..., прокат...

    1. Подведение итога. Д.З. 1.Составить диалог, используя названия профессий. 2. Напишите небольшое сочинение (5-8 предложений) «Репортаж с новостройки», используя слова с суффиксами –ЧИК- // - ЩИк

    infourok.ru

    Конспект урока "Правописание суффиксов -ЧИК и -ЩИК

    Разделы: Русский язык

    Тип урока. Объяснение нового материала.

    Оборудование. Таблица, компьютер, программа “Фраза”, при наличии интерактивной доски упражнения выполняются на ней.

    Внутрипредметные связи. Морфемика.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Игровая ситуация “Интервью для школьной газеты”. (Слайд 1).

    Презентация.

    Корреспондент. Лиля, ты задумывалась всерьёз о будущей профессии?

    Лилия. Ещё нет. Я мечтала стать и художницей, и певицей, и продавцом. Как герой стихотворения Маяковского “Кем быть?”, перебирала разные профессии, но пока ещё не выбрала ту, которая была бы для меня интересной.

    - Какие вы совершили экскурсии на предприятия или в организации, чтобы познакомиться с профессиями?

    - Мы побывали на стройке и на сахарном заводе.

    - Что интересного вы узнали?

    - Существует более 40 строительных профессий, а на заводе работают люди самых разных специальностей.

    - Назови некоторые из них.

    - На стройке работают каменщики, стропальщики, крановщики, кровельщики, штукатуры, на заводе – аппаратчицы, сатуратчицы, электрики и многие другие. (Слайд 2).

    - Да, профессий много, выбирай на вкус. Спасибо за интервью. Возможно, мне ещё понадобится информация, и я к тебе подойду с новыми вопросами.

    III. Работа над новой темой.

    Слово учителя. Ребята, выбор профессии – важное дело, откладывать на потом не стоит, задуматься над вопросом “кем быть” надо уже сейчас. Но пока ваша основная задача – учиться, чтобы стать грамотными специалистами. Сегодня на уроке мы знакомимся с темой, а с какой – сейчас узнаем.

    Вы уже обратили внимание на то, что в названиях профессий используются самые разные суффиксы. Какие? (На слайде слова, в которых ученики находят суффиксы, при необходимости объясняется значение слова).

    (Слайд 4). Рассмотрим следующие слова: переводчик, барабанчик, чайник, охотник, лимончик, лётчик, наборщик, газосварщик. Выделим суффиксы. Какое явление мы наблюдаем? Да, в некоторых словах суффиксы одинаковые. А одинаковые ли у этих суффиксов значения? (На слайде таблица: по колонкам распределены слова, обозначающие человека по роду деятельности и предметы). Как называются суффиксы с одинаковым написанием и разным значением? (Омонимичными).

    Мы выяснили, что некоторые суффиксы используются для обозначения рода деятельности человека, профессии. Какие суффиксы могут создать трудности? Посмотрите на запись: почему можно посмеяться, читая эти предложения?

    Наборчик набирал текст новой книги. Малышу купили новый барабанщик.

    Ответы: наборчик – слово, образованное от слова набор, значение – маленький набор; барабанщик – это тот, кто бьёт в барабан, а игрушка – барабанчик.

    Учитель. Как же различить правописание суффиксов?

    Ответы:1) смысл проявляется в тексте; 2) знание правила правописания суффиксов –чик и –щик.

    Учитель. (Слайд 5). Следующее задание: распределите по столбикам слова с суффиксами –чик. –щик.

    Переводчик, разносчик, полировщик, бетонщик, пильщик, фонарщик, перебежчик, носильщик, переплётчик, смазчик, каменщик.

    А) Предположения, выводы. Б) Чтение правила в учебнике. В) Работа по таблице.

     (Слайд 6).Г) Составление алгоритма.

    1) Определите, к какой части речи относятся слова.

    2)Обозначьте в словах суффикс.

    3)Подчеркните стечение согласных в словах с суффиксами –чик - -щик.

    4)Подчеркните согласную букву, стоящую перед суффиксом двумя чертами

    /800/600/http/xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/img1.jpg (24283 bytes)

    IV. Закрепление.

    1) Выполнение коллективной работы. Образовать от данных слов существительные с суффиксами –чик. –щик, выделить суффиксы, подчеркнуть орфограммы. (Слайд 8).

    Переплёт, арматура, бетон, газета, стекло, пила, переписать, бакен, водопровод, полировать, кровля.

    Обратим внимание на написание слов с буквой Л перед суффиксом –щик-: стекольщик, носильщик, точильщик. Вывод: всегда пишется ь.

    2) Выполнение коллективной работы на компьютере по программе “Фраза” или работа с тестами.

    V. Это интересно! Сообщения учащихся. (Слайд 9).

    Слово учителя. Названий профессий – великое множество. В этом мы убедились, выполняя задания. С возникновением новых технологий появляются новые слова, обозначающие профессии, род деятельности человека. А вот какие профессии существовали в недалёком прошлом, расскажут нам ребята, подготовившие сообщения.

    Сообщение1-е. Стихотворение Джанни Родари (в переводе С.Я.Маршака) “Лудильщик”.

    Стишок про лудильщика, парня весёлого. Он плавит свинец и блестящее олово. Он варит лекарства в походной аптеке Больной сковородке, кастрюле-калеке. Он чайник исправит – и чайник здоров. Он врач сковородок, профессор котлов. Он лечит кофейнику носик и донце, И старый кофейник сверкает, как солнце. Лудильщик раньше ходил по дворам и чинил дырявую посуду.

    Сообщение 2-е. Старьёвщик. Стихотворение Джанни Родари (в переводе С.Я.Маршака) “Старьё берём”.

    - Эй, старичок “Старьё берём”! Что ты несёшь в мешке своём? - Несу башмак без каблука, Один рукав без пиджака, Смычок без скрипки и ошейник, Безносый чайник и кофейник Да котелок из чугуна, Насквозь проржавленный, без дна.

    Старьёвщики тоже ходили по дворам, собирали подержанные вещи, негодные в употреблении. Обычно они кричали: “Старьё берём!” Сейчас сбором ненужных вещей занимаются организации.

    Сообщение 3-е. У Джанни Родари есть ещё одно стихотворение о человеке, чьей профессии больше не существует, “Точильщик”.

    На педаль нажимая ногою, Он вращал колесо ремешком. Колесо он носил за спиною, А ходил по дорогам пешком.

    Раньше на улицах, во дворах домов слышались крики точильщика: “Точу ножи! Топоры точу!”. Точильщик носил нехитрый инструмент: наждачный круг, который приводился в движение ремнём или вручную.

    Вот какие интересные истории мы услышали!

    VI.Обобщение.

    VII.Домашнее задание. (Слайд 10).

    1.Составить диалог, используя названия профессий.

    2.Сообщение: “Что это за профессии: приказчик, мальчик, фонарщик, извозчик”.

    3.Упражнения по теме на выбор (по учебнику Т.А.Ладыженской).

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


    Смотрите также