Урок в 9 классе по русскому языку по теме 'СПП с придаточными условия'. Упражнения спп 9 класс


Самостоятельная работа по теме «Знаки препинания в СПП». 9 класс

 

В-1

Внимательно прочитай текст и выполни задания к нему.  Распредели знаки препинания  по указанным в задании правилам. Количество правильных ответов в разных заданиях может быть  разным. Ответ на задание 8 необходимо записать словами.

1.Не стану уверять вас, (1)  что прекраснее Байкала нет ничего на свете. 2.Каждому из нас мила та сторона, (2) где ты родился, (3) вырос или живешь. 3.И все-таки у природы есть свои любимцы, (4)  которых она наделяет особой красотой. 4.Таков и Байкал, (5)  славящийся своей чудотворной силой, (6)  величием и могуществом.     5.Вспоминаю, (7)  как мы с товарищем, (8)  приехавшим ко мне в гости, (9)  долго шли по берегу нашего моря…. 6.Байкал был так чист и тих, (10) что далеко в воде переливались красками камни.     7.Товарищ мой был потрясен дикой и бурной красотой: (11)  она буквально обрушилась на него. 8.Товарищ еще не знает зимнего Байкала, (12) и вот он восторженно ступает на тонкий прозрачный лед. 9.Под ним, (13)  как под увеличительным стеклом, (14) имеющим больше метра толщины,(15) живет и шевелится вода. 10. Мир удивителен,  (16)  и хорошо, (17) что одним из чудес света можно считать Байкал

 

В приведенном выше тексте пронумерованы все  предложения.

В предложениях    текста  пронумерованы все запятые.  Выпишите цифры:

  1.  обозначающие  запятые при однородных членах предложения;
  2. обозначающие запятую при сравнительно обороте;
  3. обозначающие запятые при обособленных определениях;
  4. обозначающие запятые между частями  СПП;
  5.  обозначающие запятую между частями  ССП;
  6. обозначающие  запятую между частями БСП;
  1. выпишите номера сложноподчиненных предложений с придаточными определительными;
  2. выпишите  грамматические основы предложения №5.
  3. постройте схему предложения №1

Условия оценивания: 1 правильный ответ – 1 балл. Всего баллов – 21

21-20-  баллов – «5»; 19-17   баллов – «4»; 16-10  баллов – «3»;  9  и менее – «2»

 

 

 

Самостоятельная работа по теме «Знаки препинания в СПП» 

В-2

Внимательно прочитай текст и выполни задания к нему.  Распредели знаки препинания  по указанным в задании правилам. Количество правильных ответов в разных заданиях может быть  разным. Ответ на задние 8 необходимо записать словами.

 

1.В продолжение долгих часов Андрей остается наедине  со своим учителем, (1)     открывающим юному художнику тайны живописи. 2.Даниил Черный, (2)   по-видимому, (3)  был живописцем первой величины. 3.Самая большая заслуга его в том, (4)  что он не только увидел одаренность Рублева, (5)  но и воспитал в нем самостоятельность,  (6)  творческую мысль, (7)  не подавленную своим авторитетом. 4.Он понимал, (8)   что каждый должен идти своим путем. 5.Поступать так – значит проявлять поистине большой ум, (9)  поразительное уважение к личности, (10)   любимой учителем.   6.Рублеву повезло, (11)  что возле него с самых первых шагов оказался опытный старший товарищ. 7.Андрей оценил это, (12)  бережно пронес признательность и уважение к своему учителю через всю жизнь.   8.От того далекого времени сохранилась миниатюра, (13) и на ней Рублев запечатлен с гордо поднятой головой. 9.Неизвестный автор в Рублеве увидел не гордыню, (14)   которая считалась на Руси величайшим грехом, (15)  а заслуживающее уважения достоинство.

В приведенном выше тексте пронумерованы все  предложения. В предложениях    текста  пронумерованы все запятые.  Выпишите цифры (цифру):

  1. обозначающие  запятые при однородных членахпредложения;
  2. обозначающие запятые при обособленных определениях;
  3. обозначающие запятые между частями СПП;
  4.  обозначающие запятую между частями  ССП;
  5.  обозначающую номер СПП, в котором придаточное предложение  стоит в середине главного;
  6. выпишите номера сложноподчиненных предложений, с придаточными изъяснительными;
  1. обозначающие запятую при вводном слове;

8.выпишите  грамматические основы предложения №4.

9.постройте схему предложения №6

Условия оценивания: 1 правильный ответ – 1 балл. Всего баллов – 21

21-20-  баллов – «5»; 19-17   баллов – «4»; 16-10  баллов – «3»;  9  и менее – «2»

 

 

 

Ответы:

В1
1 3,6
2 13
3 5,8,9,14,15
4 1,2,4,7,10,17
5 12,16
6 11
7 2,3
8 Вспоминаю, мы с товарищем шли
9
В2
1 5,6,7,9,12
2 2,3
3 1,7,10
4 4,8,11,14,15
5 13
6 9
7 3,4,6
8 он понимал, каждый должен идти
9

 

♦  Рубрика: 9 класс.

ruistoriya.ru

Самостоятельная работа на тему "СПП" (9 класс)

ВАРИАНТ I

Первый уровень

I. Выберите правильный ответ:

1. Сложноподчиненные предложения – это предложения, в которых:

а) простые предложения равноправны по смыслу;

б) предложения связаны между собой интонационно;

в) одно из предложений по смыслу подчиняется другому.

2. Сложноподчиненное предложение состоит:

а) только из придаточных предложений;

б) из двух независимых предложений;

в) из главного и одного или нескольких придаточных предложений.

3. Указательные слова могут стоять:

а) только в главном предложении;

б) только в придаточном предложении;

в) и в главном, и в придаточном предложениях.

4. Придаточное предложение может стоять:

а) только перед главным предложением;

б) перед главным, в середине главного, после главного предложения;

в) только после главного предложения.

II. Спишите текст, вставив пропущенные буквы, расставив знаки препинания. Составьте схемы первого и последнего предложений.

ПО ЛЕСУ

Чтобы скоротать время я отправился побр_-дить по лесу.

Была та мягкая оттепельная погода какая иногда устанавлива_тся в конце декабря после первых лютых стуж зимы. В такие дни зима как будто отдыха_т огляд_вается обдумывая что бы ей такое еще сделать.

В воздух_ медленно кружились ре_кие снежинки. На дорогу они л_жились прозрачными звездочками. Деревья то и дело шумно отряхивались и выпр_млялись сбрасывая с себя груз который нав_ючила недавняя метель.

У меня было такое ощущение что я тоже сбросил какую-то тяжесть.

(Н.Рыленков)

III. Выберите правильный ответ. Отметьте сложноподчиненные предложения (знаки не расставлены).

1. С придаточными изъяснительными:

а) То что я увидел сверху сразу рассеяло мои сомнения.

б) Я видел перед собой охотника, который всю жизнь провел в тайге.

в) Чтобы полюбить музыку надо прежде всего ее слушать.

2. С придаточными определительными:

а) Больше той любви не бывает когда друг за друга умирают.

б) На каждом корабле имеется своя достопримечательность которой гордятся.

в) Нужное слово если оно вовремя сказано всегда дорогу к сердцу найдет.

г) Как мудро ни шей а все шов виден.

\3. С придаточными времени:

а) Дом стоял на косогоре так что окна в сад были очень низко от земли.

б) Травы скашивают рано утром пока они еще не уронили росы.

в) Наконец дворецкий провозгласил: «Кушание поставлено», – и Кирила Петрович первый пошел садиться за стол, за ним двинулись дамы и важно заняли свои места... (А.Пушкин)

г) В сонном воздухе слышались какие-то звуки точно кто-то вздыхал.

Второй уровень

I. Укажите номер СПП, в которых главное и придаточное предложения связаны союзным словом.

1. В лугах росистых, в лугах зеленых течет речонка, что мне мила.

2. Мы знали, что трудно будет выполнить эту работу.

3. Когда включили свет, комната оказалась большой и нарядной.

4. Наконец он признался мне, что пишет большую поэму.

II. Найдите СПП с пунктуационными ошибками, запишите его в исправленном виде.

1. Чтобы увидеть море, надо выйти за калитку и пройти немного по протоптанной в снегу тропинке. (К.Паустовский)

2. Когда творишь добро сам испытываешь некоторое радостное удовлетворение, и законную гордость, сопутствующую чистой совести. (М.Монтень)

3. Беда, ежели львами командует баран. (В.Шишков)

4. Составьте по данным схемам СПП, определите значения придаточных:

1. […туда ], (где… ).

2. […глаг. + указ. сл. так], (союзн. сл. как…).

3. (Если…), [то…].

Четвертый уровень

Напишите, используя СПП, свое мнение о любимом литературном герое.

ВАРИАНТ II

Первый уровень

I. Выберите правильный ответ:

1. В сложноподчиненном предложении может быть:

а) только две основы;

б) любое количество основ;

в) две и более основы.

2. Укажите неверное утверждение:

а) в сложноподчиненном предложении одна часть подчиняется другой;

б) по значению сложноподчиненные предложения делятся на три группы;

в) сложноподчиненное предложение состоит из двух независимых предложений.

3. В сложноподчиненном предложении для связи используются:

а) сочинительные союзы;

б) только интонация;

в) подчинительные союзы, союзные слова или выполняющая их функцию частица.

4. Придаточное предложение отделяется от главного с помощью:

а) интонации;

б) одной или нескольких запятых;

в) тире и двоеточия.

II. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте, где надо, знаки препинания. Составьте схемы второго и предпоследнего предложений.

ЛИВЕНЬ

В полдень с запада донеслись глухие раскаты грома. Стало сумр_чно точно сверху на землю опустился темный саван. Вслед за тем пошел крупный дождь.

К дождю присоед_нился вихрь который ломал мелкие суч_я срывал листья с деревьев. Хлынул сильный ливень. Он прод_лжался до вечера. Вечером ливень перешел в мелкий дождь. К утру дождь перестал и небо очистилось. Хотя солнце взошло во всей своей луч_зарной красоте земля еще хр_нила следы непогоды. Отовсюду бежала вода так что мелкие ручейки пр_вратились в бурные потоки.

(По В.Арсеньеву)

III. Выберите правильный ответ. Отметьте сложноподчиненные предложения (знаки не расставлены).

1. С придаточными определительными:

а) Весело грузились красноармейцы на баржи чтобы плыть обратно.

б) Ущелье по которому мы шли было длинное и извилистое.

в) Холодные осенние тени бродили по лесу где все точно замерло.

г) Как ни старался отец казаться спокойным я заметил его волнение.

2. С придаточными места:

а) Чуть-чуть светлела красноватая полоска там где село солнышко.

б) Дождик застал нас когда мы уже повернули в березовую рощу.

в) Куда сердце летит туда и око глядит.

г) Осел останется ослом даже если нагрузить его золотом.

3. С придаточными изъяснительными:

а) Чтобы тело и душа были молоды ты не бойся ни жары и ни холода.

б) Алексей чувствовал что слабеет от напряжения и боли.

в) Командир первой роты спросил где кормить солдат.

Второй уровень

I. Укажите номера СПП, в которых главное и придаточное предложения связаны союзом.

1. Он знал, что успех его дела в значительной степени будет зависеть от удачи завтрашней охоты.

2. Там, где еще недавно весело звенела степь, шуршали теперь желтые стебли.

3. Не сближайся с людьми, у которых слишком гибка совесть.

II. Найдите СПП с пунктуационными ошибками, запишите его в исправленном виде.

1. Левитан подолгу гостил в семье Чеховых, которая привлекала его, не имевшего семьи, дружбой, весельем, трогательной заботой друг о друге.

2. Единственный путь, который связывал Ленинград с Большой землей проходил по Ладожскому озеру.

3. А там, куда двинулись танки, гремела канонада, не затихавшая до рассвета.

4.Составьте сложные предложения, в которых слова где, куда присоединяли бы следующие придаточные предложения:

1) места;

2) определительное;

3) изъяснительное.

Четвертый уровень

Напишите небольшой отзыв о прочитанной книге, включив в свой текст СПП.

infourok.ru

9 класс Урок №34-35 Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

4 1 6 (6)Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо и опускалась на землю мгла, как засветились одна за другой звёзды. (1)Обоз весь день простоял у реки и тронулся с места, когда садилось солнце. (4)Он видел, как зажглась вечерняя заря, как потом она угасла. [ ] , ( когда ) . [ ] , ( как ) , (как). что что когда? [ ] , ( как ) и (как), ( как ) . что что что придаточные изъяснительные придаточное времени придаточные изъяснительные 2

4

1

6

(6)Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо и опускалась на землю мгла, как засветились одна за другой звёзды.

(1)Обоз весь день простоял у реки и тронулся с места, когда садилось солнце.

(4)Он видел, как зажглась вечерняя заря, как потом она угасла.

[ ] , ( когда ) .

[ ] , ( как ) , (как).

что

что

когда?

[ ] , ( как ) и (как), ( как ) .

что

что

что

придаточные изъяснительные

придаточное времени

придаточные изъяснительные

2

когд а ? [ ] , ( когда ) . 1. [ ] , ( как ) , (как). что что 4. [ ] , ( как ) и (как), ( как ) . что что что 6. 3

когд а ?

[ ] , ( когда ) .

1.

[ ] , ( как ) , (как).

что

что

4.

[ ] , ( как ) и (как), ( как ) .

что

что

что

6.

3

- познакомиться с классификацией сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными; 3

- познакомиться с классификацией сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными;

3

Структура сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными 1. [ ] ( ) ( ) 2. [ ] ( ) = ( ) 3. [ ] [ ] [ ] ( ) = ( ) ( ) = ( ) ( ) = ( ) 5

Структура сложноподчинённых предложений

с несколькими придаточными

1. [ ] ( ) ( )

2. [ ]

( ) = ( )

3. [ ] [ ] [ ]

( ) = ( ) ( ) = ( ) ( ) = ( )

5

Анализ предложения 1. Определите число основ в предложении (опознавательные знаки: глаголы и слова категории состояния, существительные в именительном падеже). 2. Установите границы простых предложений в составе сложного. 3. Установите, как связаны друг с другом простые предложения в составе сложного. Сделайте вывод о типе сложного предложения: сложносочинённое, сложноподчинённое или бессоюзное. 4. Определите количество и тип придаточных. В какой взаимосвязи они находятся с главным предложением и между собой. 5. Составьте схему предложения. 6

Анализ предложения

1. Определите число основ в предложении (опознавательные знаки: глаголы и слова категории состояния, существительные в именительном падеже).

2. Установите границы простых предложений в составе сложного.

3. Установите, как связаны друг с другом простые предложения в составе сложного. Сделайте вывод о типе сложного предложения: сложносочинённое, сложноподчинённое или бессоюзное.

4. Определите количество и тип придаточных. В какой взаимосвязи они находятся с главным предложением и между собой.

5. Составьте схему предложения.

6

1. Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. [ ] ( ) ( ) 2. Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. [ ] ( ) ( ) 3. Сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. [ ] ( ) ( ) 7

1. Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.

[ ] ( ) ( )

2. Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных.

[ ]

( ) ( )

3. Сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных.

[ ]

( ) ( )

7

1. [ ] ( ) ( ) ( ) 2. [ ] ( ) ( ) 3. [ ] ( ) ( ) 7

1. [ ] ( ) ( ) ( )

2. [ ]

( ) ( )

3. [ ] ( ) ( )

7

А. [ ], (так что ), (что ), ( потому что ). 5) Я ни о чём другом кроме уженья не мог ни думать ни говорить так что мать сердилась и сказала что не будет меня пускать потому что я от такого волнения могу захворать. 4) Снова после долгих лет разлуки я увидел этот огромный сад в котором мелькнуло несколько счастливых дней моего детства и который много раз потом снился мне. 2) Когда фигура Серёжки возникла на фоне одного из окон ему показалось что кто-то затаившийся в углу во тьме теперь увидит и схватит его. 3) Кучер Трофим наклонясь к переднему окну сказал моему отцу что дорога стала тяжела что нам не доехать засветло до Парашина что мы запоздаем. 1)Синцов долго не мог ни у кого узнать когда же пойдёт тот поезд на Минск с которым ему предстояло отправляться. 6) Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда-либо зверь тревожно нюхал воздух. 3 4 5 2 6 1 9

А. [ ], (так что ), (что ), ( потому что ).

5) Я ни о чём другом кроме уженья не мог ни думать ни говорить так что мать сердилась и сказала что не будет меня пускать потому что я от такого волнения могу захворать.

4) Снова после долгих лет разлуки я увидел этот огромный сад в котором мелькнуло несколько счастливых дней моего детства и который много раз потом снился мне.

2) Когда фигура Серёжки возникла на фоне одного из окон ему показалось что кто-то затаившийся в углу во тьме теперь увидит и схватит его.

3) Кучер Трофим наклонясь к переднему окну сказал моему отцу что дорога стала тяжела что нам не доехать засветло до Парашина что мы запоздаем.

1)Синцов долго не мог ни у кого узнать когда же пойдёт тот поезд на Минск с которым ему предстояло отправляться.

6) Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда-либо зверь тревожно нюхал воздух.

3

4

5

2

6

1

9

Б. [ ], (когда ), (с которым ). 5) Я ни о чём другом кроме уженья не мог ни думать ни говорить так что мать сердилась и сказала что не будет меня пускать потому что я от такого волнения могу захворать. 4) Снова после долгих лет разлуки я увидел этот огромный сад в котором мелькнуло несколько счастливых дней моего детства и который много раз потом снился мне. 2) Когда фигура Серёжки возникла на фоне одного из окон ему показалось что кто-то затаившийся в углу во тьме теперь увидит и схватит его. 3) Кучер Трофим наклонясь к переднему окну сказал моему отцу что дорога стала тяжела что нам не доехать засветло до Парашина что мы запоздаем. 1)Синцов долго не мог ни у кого узнать когда же пойдёт тот поезд на Минск с которым ему предстояло отправляться. 6) Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда-либо зверь тревожно нюхал воздух. 6 2 5 4 3 1 10

Б. [ ], (когда ), (с которым ).

5) Я ни о чём другом кроме уженья не мог ни думать ни говорить так что мать сердилась и сказала что не будет меня пускать потому что я от такого волнения могу захворать.

4) Снова после долгих лет разлуки я увидел этот огромный сад в котором мелькнуло несколько счастливых дней моего детства и который много раз потом снился мне.

2) Когда фигура Серёжки возникла на фоне одного из окон ему показалось что кто-то затаившийся в углу во тьме теперь увидит и схватит его.

3) Кучер Трофим наклонясь к переднему окну сказал моему отцу что дорога стала тяжела что нам не доехать засветло до Парашина что мы запоздаем.

1)Синцов долго не мог ни у кого узнать когда же пойдёт тот поезд на Минск с которым ему предстояло отправляться.

6) Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда-либо зверь тревожно нюхал воздух.

6

2

5

4

3

1

10

В. [ ], (что ), (что ), ( что ). 5) Я ни о чём другом кроме уженья не мог ни думать ни говорить так что мать сердилась и сказала что не будет меня пускать потому что я от такого волнения могу захворать. 4) Снова после долгих лет разлуки я увидел этот огромный сад в котором мелькнуло несколько счастливых дней моего детства и который много раз потом снился мне. 2) Когда фигура Серёжки возникла на фоне одного из окон ему показалось что кто-то затаившийся в углу во тьме теперь увидит и схватит его. 3) Кучер Трофим наклонясь к переднему окну сказал моему отцу что дорога стала тяжела что нам не доехать засветло до Парашина что мы запоздаем. 1)Синцов долго не мог ни у кого узнать когда же пойдёт тот поезд на Минск с которым ему предстояло отправляться. 6) Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда-либо зверь тревожно нюхал воздух. 4 5 3 6 2 1 11

В. [ ], (что ), (что ), ( что ).

5) Я ни о чём другом кроме уженья не мог ни думать ни говорить так что мать сердилась и сказала что не будет меня пускать потому что я от такого волнения могу захворать.

4) Снова после долгих лет разлуки я увидел этот огромный сад в котором мелькнуло несколько счастливых дней моего детства и который много раз потом снился мне.

2) Когда фигура Серёжки возникла на фоне одного из окон ему показалось что кто-то затаившийся в углу во тьме теперь увидит и схватит его.

3) Кучер Трофим наклонясь к переднему окну сказал моему отцу что дорога стала тяжела что нам не доехать засветло до Парашина что мы запоздаем.

1)Синцов долго не мог ни у кого узнать когда же пойдёт тот поезд на Минск с которым ему предстояло отправляться.

6) Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда-либо зверь тревожно нюхал воздух.

4

5

3

6

2

1

11

Г. [ ], (что, (когда), ). 5) Я ни о чём другом кроме уженья не мог ни думать ни говорить так что мать сердилась и сказала что не будет меня пускать потому что я от такого волнения могу захворать. 4) Снова после долгих лет разлуки я увидел этот огромный сад в котором мелькнуло несколько счастливых дней моего детства и который много раз потом снился мне. 2) Когда фигура Серёжки возникла на фоне одного из окон ему показалось что кто-то затаившийся в углу во тьме теперь увидит и схватит его. 3) Кучер Трофим наклонясь к переднему окну сказал моему отцу что дорога стала тяжела что нам не доехать засветло до Парашина что мы запоздаем. 1)Синцов долго не мог ни у кого узнать когда же пойдёт тот поезд на Минск с которым ему предстояло отправляться. 6) Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда-либо зверь тревожно нюхал воздух. 6 2 5 4 3 1 12

Г. [ ], (что, (когда), ).

5) Я ни о чём другом кроме уженья не мог ни думать ни говорить так что мать сердилась и сказала что не будет меня пускать потому что я от такого волнения могу захворать.

4) Снова после долгих лет разлуки я увидел этот огромный сад в котором мелькнуло несколько счастливых дней моего детства и который много раз потом снился мне.

2) Когда фигура Серёжки возникла на фоне одного из окон ему показалось что кто-то затаившийся в углу во тьме теперь увидит и схватит его.

3) Кучер Трофим наклонясь к переднему окну сказал моему отцу что дорога стала тяжела что нам не доехать засветло до Парашина что мы запоздаем.

1)Синцов долго не мог ни у кого узнать когда же пойдёт тот поезд на Минск с которым ему предстояло отправляться.

6) Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда-либо зверь тревожно нюхал воздух.

6

2

5

4

3

1

12

Д. (когда ), [ ], (что ). 5) Я ни о чём другом кроме уженья не мог ни думать ни говорить так что мать сердилась и сказала что не будет меня пускать потому что я от такого волнения могу захворать. 4) Снова после долгих лет разлуки я увидел этот огромный сад в котором мелькнуло несколько счастливых дней моего детства и который много раз потом снился мне. 2) Когда фигура Серёжки возникла на фоне одного из окон ему показалось что кто-то затаившийся в углу во тьме теперь увидит и схватит его. 3) Кучер Трофим наклонясь к переднему окну сказал моему отцу что дорога стала тяжела что нам не доехать засветло до Парашина что мы запоздаем. 1)Синцов долго не мог ни у кого узнать когда же пойдёт тот поезд на Минск с которым ему предстояло отправляться. 6) Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда-либо зверь тревожно нюхал воздух. 6 2 5 4 3 1 13

Д. (когда ), [ ], (что ).

5) Я ни о чём другом кроме уженья не мог ни думать ни говорить так что мать сердилась и сказала что не будет меня пускать потому что я от такого волнения могу захворать.

4) Снова после долгих лет разлуки я увидел этот огромный сад в котором мелькнуло несколько счастливых дней моего детства и который много раз потом снился мне.

2) Когда фигура Серёжки возникла на фоне одного из окон ему показалось что кто-то затаившийся в углу во тьме теперь увидит и схватит его.

3) Кучер Трофим наклонясь к переднему окну сказал моему отцу что дорога стала тяжела что нам не доехать засветло до Парашина что мы запоздаем.

1)Синцов долго не мог ни у кого узнать когда же пойдёт тот поезд на Минск с которым ему предстояло отправляться.

6) Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда-либо зверь тревожно нюхал воздух.

6

2

5

4

3

1

13

Е. [ ], (в котором) и (который). 5) Я ни о чём другом кроме уженья не мог ни думать ни говорить так что мать сердилась и сказала что не будет меня пускать потому что я от такого волнения могу захворать. 4) Снова после долгих лет разлуки я увидел этот огромный сад в котором мелькнуло несколько счастливых дней моего детства и который много раз потом снился мне. 2) Когда фигура Серёжки возникла на фоне одного из окон ему показалось что кто-то затаившийся в углу во тьме теперь увидит и схватит его. 3) Кучер Трофим наклонясь к переднему окну сказал моему отцу что дорога стала тяжела что нам не доехать засветло до Парашина что мы запоздаем. 1)Синцов долго не мог ни у кого узнать когда же пойдёт тот поезд на Минск с которым ему предстояло отправляться. 6) Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда-либо зверь тревожно нюхал воздух. 6 2 5 4 3 1 14

Е. [ ], (в котором) и (который).

5) Я ни о чём другом кроме уженья не мог ни думать ни говорить так что мать сердилась и сказала что не будет меня пускать потому что я от такого волнения могу захворать.

4) Снова после долгих лет разлуки я увидел этот огромный сад в котором мелькнуло несколько счастливых дней моего детства и который много раз потом снился мне.

2) Когда фигура Серёжки возникла на фоне одного из окон ему показалось что кто-то затаившийся в углу во тьме теперь увидит и схватит его.

3) Кучер Трофим наклонясь к переднему окну сказал моему отцу что дорога стала тяжела что нам не доехать засветло до Парашина что мы запоздаем.

1)Синцов долго не мог ни у кого узнать когда же пойдёт тот поезд на Минск с которым ему предстояло отправляться.

6) Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда-либо зверь тревожно нюхал воздух.

6

2

5

4

3

1

14

В мае путешественники были на Сахалине, где встретили экспедицию, которая исследовала нефтяные богатства острова. В мае путешественники были на Сахалине. Здесь они встретили экспедицию. Экспедиция исследовала нефтяные богатства острова (где, которая). Когда воздушный шар стал подниматься вверх, то раздались громкие крики, которые далеко разносились в морозном воздухе. Воздушный шар стал подниматься вверх. Раздались громкие крики. Они далеко разносились в морозном воздухе (когда...то, которые). В нашей школе имеются прекрасные кабинеты. Школа находится при институте. Организации института помогают деньгами и оборудованием (которая, так как). В нашей школе, которая находится при институте, имеются прекрасные кабинеты, так как организации института помогают деньгами и оборудованием. В доме, который виднелся в конце переулка, зажгли лампы, хотя было ещё светло. В доме зажгли лампы. Дом виднелся в конце переулка. Было ещё светло (который...хотя). 15

В мае путешественники были на Сахалине, где встретили экспедицию, которая исследовала нефтяные богатства острова.

В мае путешественники были на Сахалине. Здесь они встретили экспедицию. Экспедиция исследовала нефтяные богатства острова (где, которая).

Когда воздушный шар стал подниматься вверх, то раздались громкие крики, которые далеко разносились в морозном воздухе.

Воздушный шар стал подниматься вверх. Раздались громкие крики. Они далеко разносились в морозном воздухе (когда...то, которые).

В нашей школе имеются прекрасные кабинеты. Школа находится при институте. Организации института помогают деньгами и оборудованием (которая, так как).

В нашей школе, которая находится при институте, имеются прекрасные кабинеты, так как организации института помогают деньгами и оборудованием.

В доме, который виднелся в конце переулка, зажгли лампы, хотя было ещё светло.

В доме зажгли лампы. Дом виднелся в конце переулка. Было ещё светло (который...хотя).

15

1, 6, 8, 10, 11 Простые предложения Сложносочинённые предложения 4 Бессоюзные предложения 2, 5, 9 Сложноподчинённые предложения с одним придаточным 7 3 Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными 15

1, 6, 8, 10, 11

Простые предложения

Сложносочинённые предложения

4

Бессоюзные предложения

2, 5, 9

Сложноподчинённые предложения с одним придаточным

7

3

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

15

17

17

17

17

multiurok.ru

Тестовый контроль в 9 классе по СПП

Тестовый контрольпо СПП в 9 классе

По окончании изучения раздела «Сложноподчинённое предложение» (сокращённо - СПП) в 9 классе можно провести тестовый контроль. Работа рассчитана на 30 минут урока.

Выполняя 20 заданий, ученик выбирает только один правильный ответ из данных. Предлагаем один вариант как модель для составления своих подобных тестов.

В тесте проверяются умения определять изученные виды придаточных частей, узнавать сложное предложение с подчинительной связью, определять тип подчинения придаточных частей, находить предложение, подходящее к указанной схеме.

Для оценивания работы рекомендуется учитывать следующее:

20-19 баллов ="5"

15-18 баллов ="4"

10-14 баллов = "3"

9-1 балл = "2"

В конце теста даётся ссылка на скачивание таблицы для проведения анализа выполненного теста.

Материалом для составления теста послужили рассказы и повести из сборника «Самый романтичный выпускной бал. Большая книга историй о любви для девочек» современных писательниц: Елены Габовой, Елены Усачевой, Марии Северской, Ирины Мазаевой.

 

Тестовый контроль по теме «Сложноподчинённое предложение»

9 класс

1. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.

1) Первым, кто увидел меня в таком виде в школе, была моя учительница.

2) Сеня снова опаздывал в школу, поэтому бежал как угорелый.

3) Проезжали по частному сектору, в котором башнями возвышались многоэтажки.

2. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным местоименно-определительным.

1) Сказала так и содрогнулась от мысли, что некоторые в катастрофах погибают.

2) Он вставал на лёд и отпрыгивал лишь в тот момент, когда приближалась Таня.

3) То, что он делал сейчас, было так не похоже на представление о нём.

3. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.

1) Я не понимаю, как парням удается быть такими красавчиками.

2) Вечер был тёплый, один из таких, когда хочется в деревню, на речку.

3) Тот точно так же щурил глаза, если хотел что-то лучше увидеть или понять.

4. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия.

1) Нейтральное лицо напрягло лоб так, что на нём появились морщины.

2) Зачем Кате записки писать про себя и отдавать их тому, кому нравится Виля?

3) Дорога, где грохочут машины, от нас далеко.

5. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным меры и степени.

1) Как быстро она отводит глаза, когда встречается с моими!

2) Светка так сильно переживает, что сейчас она выше всех девочек в классе.

3) Ведь столько воды утекло с тех пор, как они малышами катались на автобусе.

6. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным места.

1) Я на прекрасном острове, где вечное лето!

2) Папа в другой больнице, не там, где мама работает.

3) По выражению его лица я понимаю, что он ждёт моих восторгов и восклицаний.

7. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным времени.

1) Меня в жар бросило, когда я об этом подумала.

2) Падала она только в тех случаях, когда дорогу ей преграждал Приходнов.

3) Приятно, что Россия вызывает у кубинцев добрые чувства!

8. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным условия.

1) Казалось, он умрёт, если не узнает об этом.

2) Осталась ждать, пока чайник закипит.

3) Я не поняла, почему я молекула, но кататься стала строго по кругу.

9. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным причины.

1) Дед, если нужно, я буду сопровождать эту даму.

2) Ей всё равно, кто её за косу подёргал.

3) Секцию брошу, потому что времени не хватает три раза в неделю ездить за город.

10. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным цели.

1) Шляпа перехвачена шнурком под подбородком, чтобы её не унёс ветер.

2) Лёнька заставлял меня чистить вельветовые брюки, если они были запачканы.

3)Светка не знала, кто прячется под этим номером, да и выяснять не стала.

11. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения.

1) Фильмы по телику идут про милицию-полицию-тюрьму, как будто общество разделилось на сыщиков и преступников и других категорий людей больше не существует.

2) Бабушка читала в доме свежую прессу, которую мы привезли из города.

3) Знаешь, дочка, кому не нравится охота, может ведь и не охотиться.

12. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным уступки.

1) Лежала она с открытыми глазами и думала, что прилетела в Солнечную напрасно.

2)Всюду, куда ни посмотришь, натыкаешься на Зимина.

3) Нике казалось, что с того времени прошёл целый век.

13. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным следствия.

1) Девчонки бы сразу постарались, чтобы об этом случае узнало побольше народа.

2) Они занимались танцами с четырёх лет, поэтому их вальс был совершенен.

3) Дорога от нас далеко, так что тут относительно тихо.

14. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным присоединительным.

1) У неё такие ясные голубые глаза, что не заметить её просто невозможно.

2) Она посмотрела на него разочек, когда проходила мимо.

3) Он вообще самый из всех старший, поэтому в институт мне нужно обязательно в этот год пробиваться.

15. Найдите сложноподчинённое предложение.

1) Только что переехали, ничего не могу найти.

2) Горе, которое я испытала, увидев, что Лёва вышел со Светланой Евгеньевной, притупилось.

3) Все втроём они падали, и это из-за Муравченко.

16. В каком предложении придаточное стоит в середине сложноподчинённого (знаки препинания не расставлены)?

1) Вон мамаша что рядом сидит на своего головастика смотрит  любуется может она и любит его а года через два этот малыш в школу пойдет двойку домой притащит любовь тут же закончится.

2) Если в самолёте не прекратится шум мы вынуждены будем вернуть его обратно.

3) Конечно в его классе шёл какой-то урок но Лёнька всегда делал то что хотел.

17. Какая характеристика соответствует данному предложению?

Я побежала на улицу, чтобы охладить ногу в подрастающей травке, и бабушка, увидев моё перекошенное от боли лицо, испуганно спросила: " Что случилось, Ника?"

1) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.

2) сложное предложение с подчинительной связью.

3) сложное предложение с бессоюзной  и сочинительной связью.

18. Укажите предложение, которое соответствует схеме: (    ),[    ],(    ).

1) Проще сказать, что всё нормально, чем объяснять, почему так плохо.

2) Я совсем забыла, что позвонила затем, чтобы узнать, с кем он был на пляже.

3) Когда Таня подошла к дому, мать, простоволосая, выходила к телефону-автомату, чтобы звонить в милицию о пропаже дочери.

19. Сколько частей в сложном предложении (знаки не расставлены)?

Каждый вызванный выпускник поднимался на сцену директриса жала ему руку вручала аттестат который загадочным образом выныривал сбоку из-за кулис из чьей-то протянутой руки и выпускник благополучно отправлялся на место под бравурные звуки туша.

20. Определите тип подчинения придаточных частей.

Дядя Андрей сказал, что это конное такси, на котором мы можем покататься, если захотим.

1) Однородное. 2) Параллельное (неоднородное). 3) Последовательное.

 

Таблица для проведения анализа теста в формате .doc (88 КВ).

ruslita.ru

9 класс урок знакомства и углубления знаний по СПП

Русский язык.9 класс.

Урок 16.

Тема урока: Сложные предложения. Понятие о сложносочиненном предложении.

 

Цель: повторить основные виды сложных предложений, уметь различать виды сложных предложений и расставлять знаки  препинания, знать структурные и семантические особенности ССП; закрепить знание орфограмм в суффиксах причастий.

Оборудование: электронные схемы по теме, текст для анализа.

|

Ход урока:

I. Проверка домашнего задания. Происхождение слов: эффект, искусство, масса.

Словарный диктант.

В проснувшемся лесу; на трепещущих листьях; шепчущих кустов; тающего снега; огнем охваченные тучи; пожелтевшими листьями; пропадающих голосов; рокочущего моря; строящиеся дома; дремлющий старик; трепещущий на ветру; скачущая лошадь; ясно видящий цель; шепчущиеся кусты; увидите стелющийся над речонкой туман; зависимое от обстоятельств решение; тревожащая вас мысль; нещадно жалящие комары; прыснет, будто сеющий через сито дождь; грохочущий водопад; движимые чувством страха; лечащийся травами; рокочущие раскаты грома; едва брезжущий рассвет; плачущего малыша; выращиваемые растения; плещущейся волны.

II. Сообщение темы урока. Углубление понятия о сложносочиненном предложении.

1. Работа у доски.

Задание. Записать предложения, расставить знаки препинания, объяснить.

1-й учащийся. Быстро несется вниз по течению красивый и сильный буксирный пароход «Ермак»,  по оба бока его медленно движутся навстречу ему берега Волги. (М. Горький.)

 

2-й учащийся. Родина нам мать,  чужая сторона – мачеха. (Пословица.)

 

3-й учащийся.  дым шел от костра,  туман поднимался над болотом.

 

Вывод делают учащиеся.

Сложносочиненное предложение – это такое сложное союзное предложение, в котором два и более простых предложения связаны между собой сочинительными соединительными, сочинительными противительными или сочинительными разделительными союзами и интонацией.

 

2. Определение сложного предложения.

Сложное предложение представляет собой структурное, смысловое и интонационное объединение нескольких грамматических основ, аналогич­ных простому предложению.

3. Работа с учебником (с. 38-39).

4. Основные виды сложных предложений. Чтение материала учебника –

с.42-44.

5. Выполнение упражнения 60 (ССП).

6. Составление схемы классификации видов сложных предложений.

 

IV.  Тренировочные упражнения.

-  Определить тип сложного предложения. Составить схемы. Объяс­нить правописание согласных в корне.

Между голов вдруг стал виден перрон, и я сразу стала искать Сковородниковых, но перрон пробегал, а их не было видно.

[=-],и[-=],но[-=],а[=].

Это были люди искусства, таланта, а у меня не было никакого та­ланта, и я, конечно, напрасно расстроилась.

[ =-], а [=], и [-=].

Лёгкий запах смолы донёсся от барок, которые стояли за Бирже­вым мостом.

 

Было жарко, дети просили пить.

[=],[-=]

2. Самостоятельная работа с материалом § 12, с. 36–38.

Задание. Внимательно прочитайте опорный материал § 12 и подготовьте устное сообщение на тему «Смысловые отношения в сложносочиненном предложении».

 

 

Домашнее задание:  упр.59 (у), упр.67.

 

 

Просмотр содержимого документа «9 класс урок знакомства и углубления знаний по СПП »

Русский язык.9 класс.

Урок 16.

Тема урока: Сложные предложения. Понятие о сложносочиненном предложении.

Цель: повторить основные виды сложных предложений, уметь различать виды сложных предложений и расставлять знаки препинания, знать структурные и семантические особенности ССП; закрепить знание орфограмм в суффиксах причастий.

Оборудование: электронные схемы по теме, текст для анализа.

|

Ход урока:

I. Проверка домашнего задания. Происхождение слов: эффект, искусство, масса.

Словарный диктант.

В проснувшемся лесу; на трепещущих листьях; шепчущих кустов; тающего снега; огнем охваченные тучи; пожелтевшими листьями; пропадающих голосов; рокочущего моря; строящиеся дома; дремлющий старик; трепещущий на ветру; скачущая лошадь; ясно видящий цель; шепчущиеся кусты; увидите стелющийся над речонкой туман; зависимое от обстоятельств решение; тревожащая вас мысль; нещадно жалящие комары; прыснет, будто сеющий через сито дождь; грохочущий водопад; движимые чувством страха; лечащийся травами; рокочущие раскаты грома; едва брезжущий рассвет; плачущего малыша; выращиваемые растения; плещущейся волны.

II. Сообщение темы урока. Углубление понятия о сложносочиненном предложении.

1. Работа у доски.

Задание. Записать предложения, расставить знаки препинания, объяснить.

1-й учащийся. Быстро несется вниз по течению красивый и сильный буксирный пароход «Ермак», по оба бока его медленно движутся навстречу ему берега Волги. (М. Горький.)

2-й учащийся. Родина нам мать, чужая сторона – мачеха. (Пословица.)

3-й учащийся. дым шел от костра, туман поднимался над болотом.

Вывод делают учащиеся.

Сложносочиненное предложение – это такое сложное союзное предложение, в котором два и более простых предложения связаны между собой сочинительными соединительными, сочинительными противительными или сочинительными разделительными союзами и интонацией.

2. Определение сложного предложения.

Сложное предложение представляет собой структурное, смысловое и интонационное объединение нескольких грамматических основ, аналогич­ных простому предложению.

3. Работа с учебником (с. 38-39).

4. Основные виды сложных предложений. Чтение материала учебника –

с.42-44.

5. Выполнение упражнения 60 (ССП).

6. Составление схемы классификации видов сложных предложений.

IV. Тренировочные упражнения.

- Определить тип сложного предложения. Составить схемы. Объяс­нить правописание согласных в корне.

Между голов вдруг стал виден перрон, и я сразу стала искать Сковородниковых, но перрон пробегал, а их не было видно.

[=-],и[-=],но[-=],а[=].

Это были люди искусства, таланта, а у меня не было никакого та­ланта, и я, конечно, напрасно расстроилась.

[ =-], а [=], и [-=].

Лёгкий запах смолы донёсся от барок, которые стояли за Бирже­вым мостом.

Было жарко, дети просили пить.

[=],[-=]

2. Самостоятельная работа с материалом § 12, с. 36–38.

Задание. Внимательно прочитайте опорный материал § 12 и подготовьте устное сообщение на тему «Смысловые отношения в сложносочиненном предложении».

Домашнее задание:ЗСП-1, упр.59 (у), упр.67.

kopilkaurokov.ru

Урок в 9 классе по русскому языку по теме 'СПП с придаточными условия'

+Сложноподчиненные предложения

с придаточными условия.

Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) учебного занятия:

  1. Познакомить учащихся с особенностями структуры сложноподчинённых предложений с придаточными условными;

  2. Научить учащихся:

а) находить СПП с придаточными условными в тексте; знать, на какие вопросы они отвечают;

б) отличать СПП с придаточными условными от СПП с придаточными, внешне сходными с ними;

б) использовать СПП с придаточными условными в речи.

  1. Развивать у учащихся внимательность, совершенствовать пунктуационные навыки.

  2. Воспитывать у учащихся коммуникативную культуру.

Тип урока: знакомство с СПП с придаточными условия.

Форма организации познавательности: групповая, индивидуальная.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

ХОД УРОКА.

I. Evoc.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня, ребята, мы продолжаем изучение сложноподчиненных предложений. Для того, чтобы перейти к изучению новой темы, давайте повторим известные нам сведения об этих предложениях.

1. Актуализация опорных знаний. (1 мин) 9-36

Назовите виды сложных предложений по следующим схемам.

1. [ ],[ ].

2. [ ],и [ ].

3. [ ], (что… ).

II.Real.

  1. Наблюдение над языковым материалом. (3 мин) 9-39

(Предложения записаны на доске и на листах с заданиями под № I,1)

Найти предложение, соответствующее схеме ( ), [ ].

1.Снег искрится на льду, и от этого становится ещё светлее.

2.Скромно вошла зима в берёзовую рощу, все вокруг побелело.

3.Если снег блестит и сверкает на солнце, то глазам становится больно.

- Какие предложения в СПП? (Главное и придаточное)

(По вопросу, по тому, к чему относится, от средств связи и т.д.)

- Выделите главное предложение и придаточное, выделите союз.

По таблице найдите этот союз, определите вид придаточного.

- Какое придаточное?

2. Определение темы урока. (1 мин) 9-40

Вопрос: Итак, как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

Ответ:

( Оформление записи в тетрадях.)

3.Определение цели урока.

Вопрос: Исходя из темы урока, попытайтесь определить цель урока.

Ответ: Научиться определять условные придаточные в СПП.

4.Определение задачи урока.

Вопрос: Какие задачи необходимо решить для достижения цели?

( Прописывается на доске или вывешивается

ЗНАние определений понятий:УМЕние:

навык:

ЗНАНИЕ: сложноподчиненных предложений с придаточными условия.

УМЕНИЕ: определение типа придаточного.

НАВЫК: употребления СПП с придаточными условия в собственной речи.

  1. Работа с учебником. (4 мин +4 мин) 9-48

(II.1)

Цель: чтение с извлечением главной информации (полного понимания изученного).

А) Прочитайте теоретический материал § 25 ( страница 176).

Найдите ответы на вопросы:

  • На какой вопрос отвечают придаточные условия?

  • При помощи чего присоединяются придаточные условия?

  • К чему относятся придаточные условия?

  • Какую позицию занимают по отношению к главному?

Б) Составьте опорный конспект по изученной теме.

(Работа в группах: 1 ученик выходит к доске, представляет ОК, 2-ая группа

оценивает ответ и сами представляют ОК, а их оценивает 1-ая группа)

6. Тренировочные упражнения. (25 мин) 9-48

Цель: применение полученных знаний в практической деятельности.

1. Упражнение № 316. (3 мин) 9-51

Составить схемы предложений, указывая союзы.

1, 2 группа - схемы 1 - 3-го предложений;

(Работа в группах; консультанты взаимодействуют).

2. Конструирование № 320 (2,4,8). (5 мин) 9-56

Из пар простых предложений составить СПП с придаточными условия,

используя союзы если, когда.

3. Чтение дополнительного теоретического материала на стр.179.

(3 мин) 9-59

Цель: чтение с извлечением необходимой информации

( Повторяющееся или обобщенное условие.

Союз когда можно заменить союзом если .)

4. Списать, расставляя знаки препинания. Выделить средства связи.

Определить тип придаточного. (4 мин) 10-03

Цель: умение различать придаточные предложения в СПП.

применение знаний в новой ситуации.

(Задания и вопросы)

1. Я проснулся когда солнце стояло уже высоко.

  1. 2. Когда ты делаешь что-нибудь делай хорошо.

(Работа в группах; 1 ученик выходит к доске, объясняет).

5. Работа с газетой. (4 мин) 10-07

Найти рубрику «Народные приметы» и прочитать из статьи

СПП с придаточными условными.

6. Сочинение-миниатюра «Если бы я оказался на необитаемом острове…».

Составить небольшой текст (4-5 предложений), используя СПП с придаточным

условия. (6 мин). 10-13

III.Refl.

1. Обобщение.

Анализ выполненных работ.

- Определять придаточные условные в СПП.

- Отличать придаточные условные от других придаточных.

- Достигли ли мы цели урока?

Да!

  1. Домашнее задание. (2 мин) 10-15

Упр. 321, задания на выбор:

1) Списать, расставляя знаки препинания.

2) Расставить знаки препинания, составить схемы предложений.

3) Расставить знаки препинания, определить типы СПП.

  1. Слово учителя.

Для проверки знаний, умений и навыков вам предлагается тест, по выполнению которого каждый оценит свои возможности.

  1. Контроль. (5 мин) 10-20

Работа по карточкам.

Ключ:

А 3

Б 2

В 3

За правильный ответ ставите 1 балл.

Нормы оценок:

1б. - «3» 2б. - «4» 3б. - «5».

Карточка №1

Выберите правильный ответ.

А. Допишите определение.

Сложноподчиненное предложение - это сложное предложение, в котором одно предложение подчинено другому, т.е. связано …

1) интонацией;

2) сочинительной связью;

3) подчинительной связью.

Б. Определите тип придаточного в сложноподчиненном предложении.

Любое дело можно загубить, когда ты делаешь равнодушными руками.

1) времени;

2) условия;

3) изъяснительное.

В. Укажите позицию, в которой правильно поставлен знак препинания.

Раз они(1) на тебя(2) пожаловались(3) то ты виноват.

Оценочный лист.

А

Б

В

Оценка

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Нормы оценок:

правильный ответ -

1 балл.

3б - «5»

2б - «4»

1б - «3»

Карточка №2

Выберите правильный ответ.

А. Допишите определение.

Сложноподчиненное предложение - это сложное предложение, в котором части отделяются …

1) союзом;

2) союзным словом;

3) запятой.

Б. Определите, тип придаточного в сложноподчиненном предложении.

Когда идешь в дальнюю дорогу, то уже погоды не разбираешь.

1) времени;

2) условия;

3) изъяснительное.

В. Укажите позицию, в которой правильно поставлен знак препинания.

Если он(1) и понял(2) что-то(3) то вопрос показался ему странным.

Оценочный лист.

А

Б

В

Оценка

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Нормы оценок:

правильный ответ -

1 балл.

3б - «5»

2б - «4»

1б - «3»

Карточка №3

Выберите правильный ответ.

А. Допишите определение.

Придаточные условия в сложноподчиненном предложении отвечают на вопрос …

1) когда?

2) что из этого следует?

3) при каком условии?

Б. Укажите тип придаточного в сложноподчиненном предложении.

Когда ты прав, то необязательно говорить громко.

1) времени;

2) условия;

3) изъяснительное.

В. Укажите позицию, в которой правильно поставлен знак препинания

Раз ты(1) всем обещал(2) помочь(3) то держи слово.

Оценочный лист.

А

Б

В

Оценка

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Нормы оценок:

правильный ответ -

1 балл.

3б - «5»

2б - «4»

1б - «3»

Карточка №4

Выберите правильный ответ.

А. Допишите определение.

Придаточные условия присоединяются к главному при помощи …

1) союзов когда, пока, едва, как только;

2) союзов когда, чтобы, что, как;

3) союзов если, когда, раз коли, ежели.

Б. Укажите тип придаточного в сложноподчиненном предложении.

Когда светит солнце, то пение птиц и запах сена чувствуется сильнее.

1) времени;

2) условия;

3) изъяснительное.

В. Укажите позицию, в которой правильно поставлен знак препинания.

Если вы(1) очень любите(2) природу(3) то берегите ее.

Оценочный лист.

А

Б

В

Оценка

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Нормы оценок:

правильный ответ -

1 балл.

3б - «5»

2б - «4»

1б - «3»

Карточка №5

Выберите правильный ответ.

А. Допишите определение.

Придаточные условия относятся к (ко) …

1) контактному слову в главном предложении.

2) существительному в главном предложении;

3) всему главному предложению.

Б. Определите тип придаточного в сложноподчиненном предложении.

Когда исчезнет воображение, то мир станет тусклым.

1) времени;

2) условия;

3) изъяснительное.

В. Укажите позицию, в которой правильно поставлен знак препинания.

Автомобиль не мог(1) бы начать(2) двигаться(3) если бы не было трения.

Оценочный лист.

А

Б

В

Оценка

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Нормы оценок:

правильный ответ -

1 балл.

3б - «5»

2б - «4»

1б - «3»

Карточка №6

Выберите правильный ответ.

А. Допишите определение.

Придаточные условия по отношению к главному предложению занимают позицию…

1) только (2) после главного предложения;

2) только (1) перед главным;

3) (1,2,3) любую.

Б. Определите тип придаточного в сложноподчиненном предложении.

Когда ты полюбишь, то тебе мир покажется прекрасным.

1) времени;

2) условия;

3) изъяснительное.

В. Укажите позицию, в которой правильно поставлен знак препинания.

Если вскоре(1) снег (2) не выпадет (3) то посевы окажутся под угрозой гибели.

Оценочный лист.

А

Б

В

Оценка

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Нормы оценок:

правильный ответ -

1 балл.

3б - «5»

2б - «4»

1б - «3»

Карточка №7

Выберите правильный ответ.

А. Допишите определение.

Придаточные условия в сложноподчиненном предложении обозначают …,

при котором становится возможным то, о чем говорится в главном.

1) действие;

2) результат;

3) условие.

Б. Укажите тип придаточного в сложноподчиненном предложении.

Когда нет ветра, то не происходит опыления.

1) времени;

2) условия;

3) изъяснительное.

В. Укажите позицию, в которой правильно поставлен знак препинания

Люди не могли бы(1) передвигаться(2) по земле(3) если не было бы трения.

Оценочный лист.

А

Б

В

Оценка

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Нормы оценок:

правильный ответ -

1 балл.

3б - «5»

2б - «4»

1б - «3»

Вопросы и задания:

I.

1. Найти предложение, соответствующее схеме ( ), [ ].

1.Снег искрится на льду, и от этого становится ещё светлее.

2.Скромно вошла зима в берёзовую рощу, все вокруг побелело.

3.Если снег блестит и сверкает на солнце, глазам становится больно.

II.

1. Работа с учебником.

А) Прочитайте теоретический материал § 25 ( страница 176).

Б) Найдите ответы на вопросы:

- На какой вопрос отвечают придаточные условия?

- При помощи чего присоединяются придаточные условия?

- К чему относятся придаточные условия?

- Какую позицию занимают по отношению к главному?

В) Составьте опорный конспект по прочитанному материалу § 25.

2. Тренировочные упражнения.

А) Упражнение № 316

Б) Упражнение № 320 (2,4,8).

3. Чтение дополнительного теоретического материала на стр.179.

- В каких придаточных употребляется союз когда?

- Как отличить придаточное условное с союзом когда от придаточного,

внешне сходного с ним?

4. Списать предложения, расставляя знаки препинания.

Выделить средства связи. Определить тип придаточного.

1. Я проснулся когда солнце стояло уже высоко.

  1. 2. Когда ты делаешь что-нибудь делай хорошо.

III.

  1. 1. Домашнее задание.

  2. § 25. Упр. 321, задания на выбор:

1) Списать, расставляя знаки препинания.

2) Расставить знаки препинания, составить схемы предложений.

3) Расставить знаки препинания, определить типы СПП.

IV.

1. Работа по индивидуальным карточкам (см. отдельный лист

Подготовить к уроку:

Лист «Вопросы и задания»

Индивидуальные карточки

Стикеры

Листы А-3

Домашнее задание по русскому языку.

  1. § 25. Упр. 321, задания на выбор:

  2. 1) Списать, расставляя знаки препинания.

2) Списать, расставляя знаки препинания. Выделить главные и придаточные

предложения.

3) Списать, расставляя знаки препинания. Выделить главные и придаточные

предложения. Определить тип придаточного предложения.

Домашнее задание по русскому языку.

  1. § 25. Упр. 321, задания на выбор:

  2. 1) Списать, расставляя знаки препинания.

2) Списать, расставляя знаки препинания. Выделить главные и придаточные

предложения.

3) Списать, расставляя знаки препинания. Выделить главные и придаточные

предложения. Определить тип придаточного предложения.

Домашнее задание по русскому языку.

  1. § 25. Упр. 321, задания на выбор:

  2. 1) Списать, расставляя знаки препинания.

2) Списать, расставляя знаки препинания. Выделить главные и придаточные

предложения.

3) Списать, расставляя знаки препинания. Выделить главные и придаточные

предложения. Определить тип придаточного предложения.

Домашнее задание по русскому языку.

  1. § 25. Упр. 321, задания на выбор:

  2. 1) Списать, расставляя знаки препинания.

2) Списать, расставляя знаки препинания. Выделить главные и придаточные

предложения.

3) Списать, расставляя знаки препинания. Выделить главные и придаточные

предложения. Определить тип придаточного предложения.

Домашнее задание по русскому языку.

  1. § 25. Упр. 321, задания на выбор:

  2. 1) Списать, расставляя знаки препинания.

2) Списать, расставляя знаки препинания. Выделить главные и придаточные

предложения.

3) Списать, расставляя знаки препинания. Выделить главные и придаточные

предложения. Определить тип придаточного предложения.

botana.cc


Смотрите также