Практикум по определению способа образования слов. Упражнения способы образования слов


Практикум по определению способа образования слов

Разделы: Русский язык

Цели и задачи:

  • закрепить знания учащихся о способах образования слов,
  • закрепить навыки определения способов словообразования,
  • знать основные способы образования слов в русском языке,
  • уметь определять способ образования слов.

Оборудование: презентация (Приложение)

1. Организационный момент.

Учитель: - Дети, записываем в тетрадях число, “Классная работа”.

(один ученик записывает на доске).

Учитель: - Дети, мы живем с вами на большой планете Земля, которая имеет форму огромного шара. С нашей планетой можно сравнить знания каждого из вас и представить эти знания в виде шара, на котором находится большое количество стран.

(Приложение. Слайд 2)

(ученики отвечают, глядя на слайд, что это за страны: и математика, и литература, и история, и информатика, и, конечно же, русский язык).

Учитель: - В стране Русский язык много городов. Догадайтесь, какие это города?

(Приложение. Слайд 3)

((ученики отвечают, глядя на слайд, что это за города: разделы русского языка: морфология, синтаксис, орфография, фонетика…).

Учитель: - Как вы думаете, в каком городе мы находимся с вами сейчас?

(Словообразование).

2. Проверка домашнего задания.

Учитель: - Какое упражнение вы выполняли дома?

(упр.129)

Учитель: - Что нужно было сделать по заданию упражнения?

(необходимо было расположить однокоренные слова с учетом последовательности образования их друг от друга).

Учитель: - Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга правильность выполнения этого упражнения. На проверку вам дается 2 минуты.

(правильный вариант написан на обратной стороне доски)

3. Повторение и закрепление.

 Учитель: - Что вы знаете про словообразование?

(Это раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова).

Учитель: - Сегодня у нас урок-практикум по определению способа образования слов в русском языке. Вы должны четко знать основные способы образования слов и уметь определять, как образовано то или иное слово.

- Начнем с разминки: Задание классу.

1. Отметьте ту часть слова, которая придает словам новое значение. (Приложение. Слайд 4)

(дети отвечают с мест устно)

Славный – бесславный, (приставка)

Двор – дворец, (суффикс)

Барабан – барабанщик, (суффикс)

Соберу – разберу, (приставка)

Дно – бездонный (приставка, суффикс)

Расчет – рассчитывать. (суффикс)

(делается вывод: приставка, суффикс).

Учитель: - Для чего служат приставка и суффикс? (для образования новых слов)

- Какая еще морфема участвует в образовании слов? (корень)

2. Образуйте новые слова по аналогии.

Каким способом они образованы? (Приложение. Слайд 5)

На выполнение задания – 2 минуты.

(каждую пару слов дети записывают в тетради, потом отвечают с мест)

Вредный – безвредный,

Облачный - …, (приставочный)

Лес - лесок,

Дом - …,

Стол - …, (суффиксальный)

Пеший, ходить – пешеход,

Листья, падать - …,

Вода, проводить - … . (сложение двух основ)

Делается вывод: приставочный, суффиксальный, сложение двух основ.

 Учитель: 3. Давайте повторим способы образования слов в русском языке. На каждой

парте есть карточка, по которой вам нужно установить – от чего и с

помощью чего образованы слова. На выполнение задания – 2 минуты.

(работа в парах – 10 пар, которые производят запись своих слов в тетради)

  • Карточка 1. каменщик, бетонщик, карандашик, зимний, моржовый (суффикс)
  • Карточка 2. зашел, приоткрыть, забежать, рассмешить, приехать (приставка)
  • Карточка 3. рассказчик, прибрежный, перебежка, подснежник (приставка и суффикс)
  • Карточка 4. звонкоголосый, атомоход, квартплата, плащ-палатка, пылесос (сложение основ и слов)
  • Карточка 5. подберезовик, пригорок, затемнение, попутчик (приставка и суффикс)
  • Карточка 6. газетчик, педагогика, почетный, редкостный (суффикс)
  • Карточка 7. стенгазета, двухэтажный, сверхплановый, птицелов (сложение двух основ и слов)
  • Карточка 8. денёчек, садовник, сказочка, умненький (суффикс)
  • Карточка 9. пригород, рассказ, обвал, собрал, пересказ (приставка)
  • Карточка 10. спортивная, закусочная, столовая, новенький (переход одной части речи в другую).

Учитель: - Свое задание вы уже выполнили, и пришло время подвести итоги: от чего и с помощью чего образованы слова?

(от корней с помощью суффиксов и приставок).

Учитель: - Обратите внимание на наш город Словообразование: какие улицы находятся в нем?

Что они обозначают? (Приложение. Слайд 6) (способы образования новых слов)

Учитель: - Расскажите о способах образования слов в русском языке.(ученики рассказывают о способах образования слов)

Учитель: - 4. Перед вами тексты. Необходимо выписать выделенные слова.

Записать в скобках слова, от которых они образованы (Приложение. Слайд 7)

На выполнение задания – 3 минуты. Работа по вариантам в тетрадях.

- Но прежде чем приступить к выполнению задания, надо прочесть стихотворения.

(по одному ученику с каждого варианта читают текст)

Не тронь огнем мою Россию, Мечом родимую не тронь – И ты её познаешь силу Не через меч – через ладонь. И ты её познаешь верность – Чужда изменчивость Москве! – И мир найдет себе оседлость В добрососедстве и родстве. Все будет искренно и просто, Чисты сердца, когда дружны. А это ли не хлеб и воздух, Что так отечествам нужны?!

(А.Землянский)

2. Ты у моей стояла колыбели, Твои я песни слышал в полусне, Ты ласточек дарила мне в апреле, Сквозь дождик солнцем улыбалась мне. В тебе величие моего народа, Его души бескрайние поля,Задумчивая русская природа, Достойная красавица моя! И знаю – в этой колосистой шири, В лесных просторах и разливах рек – Источник сил и все, что в этом мире Еще свершит мой вдохновенный век!

(В.Рождественский)

Учитель: - Расскажите, как вы выполняли задание.

(1-2 ученика с каждого варианта объясняют, как выполняли задание).

Учитель: - Физминутка: “погоня за тремя зайцами” - разминаем шею, спину и глазки.

А теперь возьмите стульчики и объединитесь в группы по 4 человека.

Учитель: - 5. 1).Вокруг нас растет множество деревьев, все они имеют корни и ветки. Точно также и в русском языке: есть корень, а от него берут свое начало многочисленные веточки. Сейчас вам предстоит составить словообразовательное дерево. Для каждой группы – свой корень. Сколько веточек может вырасти в каждой группе?

(Приложение. Слайд 8)

1 группа: ЛЕС

2 группа: САД

3 группа: ДОМ

4 группа: ВОЗ

Учитель: - У кого дерево получится самым ветвистым?

(работа по группам выполняется на отдельном листе для каждой группы, на котором нарисованы очертания дерева)

2). 5 группа задание на карточках выполняет по парам:

1 пара: Выпишите предложения, в которых выделенные слова являются прилагательными.

1. Раненая нога долго не заживала. Раненый тихо стонал.

2. На перроне вокзала продавали мороженое. Мороженое мясо долго сохраняется.

3. Столовая посуда была аккуратно расставлена на полке. Столовая находилась недалеко.

4. Свою норму рабочий выполнил досрочно. Сталевар быстро надел свой рабочий костюм.

2 пара: Выпишите предложения, в которых выделенные слова являются существительными.

1. Раненая нога долго не заживала. Раненый тихо стонал.

2. На перроне вокзала продавали мороженое. Мороженое мясо долго сохраняется.

3. Столовая посуда была аккуратно расставлена на полке. Столовая находилась недалеко.

4. Свою норму рабочий выполнил досрочно. Сталевар быстро надел свой рабочий костюм.

Учитель: - На выполнение задания – 5 минут.

(задания по парам выполняются в тетрадях)

Учитель: Вопросы к группам:

- У кого дерево получилось самым ветвистым?

- С помощью каких способов образования вы создавали новые слова?

Вопросы к парам:

- Как вы смогли определить, чем являются выделенные слова в предложениях?

- Таким образом, одно и то же слово может быть как существительным, так и прилагательным?

- О каком способе образования слов можно сказать в данном случае?

Учитель: - Ребята, а теперь вернитесь на свои места за парты.

(дети переставляют стулья на место)

Учитель: - 6. Задание для всего класса: заполнить таблицу. Каждому ученику дается таблица, в которой нужно записать слова, образованные с помощью каждого из перечисленных способов, обозначить части слова. На выполнение задания – 5 минут.

(проверочное задание выполняется индивидуально, а потом отдается соседу по парте на взаимопроверку; у слабых учеников в карточках не все способы образования и не все слова)

Учитель: - Пользуясь данной таблицей, запишите слова, образованные с помощью каждого из этих способов. Обозначьте части слова.

Морфологические Неморфологические
Приставочный Суффиксальный Приставочно-суффиксальный Бессуффиксный Сложение основ и слов Переход одной части речи в другую
   

 

 

       

 Следующий, слет, Ленинград, тишина, рассвет, подснежник, сбить, моржовый, вертолет, столовая, приговаривать, вечнозеленый, вздох, подгруппа, прохожий, сверхмощная, загородный, меч-рыба, стенгазета, рабочий, платочек, выдумать.

(по истечении времени ученики отдают друг другу карточки и проверяют по образцу на слайде) (Приложение. Слайд 9)

Учитель: - Какие затруднения вызвало выполнение этого задания?

4. Обобщение.

Учитель: - 1. Как образуются новые слова в русском языке?

2. Назовите способы образования слов.

3. С какой целью мы изучаем способы образования слов?

4. Образуйте новые слова с помощью разных способов:

- приставочного от слова РАСЧЕТ,

- суффиксального от слова АВГУСТ,

- приставочно-суффиксального от слова ПЕНЬ.

 Учитель: - Выставление оценок.

- Домашнее задание: упр.128.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Способы словообразования | Стать грамотным

Это задание связано с определением способа образования слова. 

Все способы словообразования можно разделить на две группы: морфологические и неморфологические.

Морфологические способы словообразования

При морфологических способах (их ещё называют морфемными)  слово изменяет свой внешний облик:

  • к производящей основе добавляется приставка, суффикс или обе эти морфемы одновременно;
  • от производящей основы отсекается суффикс.

К морфологическим относятся следующие способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение. 

Приставочный способ словообразования

Приставочный способ заключается в добавлении к производящей основе приставки:

прист

Суффиксальный способ словообразования

При суффиксальном способе к производящей основе добавляется суффикс:

Суффиксальный

Приставочно-суффиксальный способ словообразования

Приставочно-суффиксальный способ – образование нового слова посредством одновременного добавления к производящей основе приставки и суффикса:

прист суф

Бессуффиксный способ словообразования

Бессуффиксный способ — образование слова в результате усечения суффикса:

бессуф

Это единственный в русском языке способ словообразования, при котором морфема усекается, а не прибавляется. Иногда для образования слова усекается окончание, но способ по аналогии называется бессуффиксным:

бессуф2

Запомните: бессуффиксным способом образуются только имена существительные, которые имеют добавочное значение действия или признака. Образуются они, как правило, от глаголов или прилагательных.

Сложение как способ словообразования

Сложение — образование нового слова путём сложения двух или нескольких основ (или целых слов) с соединительной гласной или без неё.

сложение3

В результате сложения образуется сложное слово, то есть слово не с одним корнем, а с двумя или несколькими:

теплоход

Разновидностью сложения считается аббревиация — образование сложносокращённого слова, которое по-другому называется аббревиатурой:

аббрев

Иногда об аббревиации говорят как о самостоятельном способе словообразования.

Неморфологические способы словообразования

Неморфологические способы словообразования характеризуются тем, что в образовании слова не участвуют морфемы. Внешний облик слова остаётся неизменным, однако оно приобретает новое значение, изменяются морфологические признаки слова, другой становится его синтаксическая роль.

Принято различать следующие неморфологические способы.

Переход слова из одной части речи в другую:

rabocii

Сращение

— два или несколько слов сливаются в одно, не изменяясь при этом внешне:

silno

Образование омонимов,

т.е. слов, пишущихся и звучащих одинаково, но имеющих абсолютно разные лексические значения:

kulak

Итак, это самое главное, что нужно знать о способах словообразования, идя на ЕГЭ по русскому языку. Чтобы оценить свои знания по этой теме, выполни тест.proitytest

bacenko.ru

Конспект урока "Основные способы образования слов в русском языке"

Конспект открытого урока.

Класс: 6 г

Тема урока: Основные способы образования слов в русском языке.

Цели и задачи учебного задания:

  • изучить основные способы образования слов в русском языке;

  • формировать умение определять способ образования слов, их морфемный состав;

  • формировать орфоэпические и орфографические навыки;

  • формировать умение определять часть речи, группировать слова по общему признаку;

  • формировать умение обобщать и делать выводы;

  • воспитывать интерес к предмету средствами русского языка, умение оценивать свою деятельность.

Тип урока: урок усвоения нового материала с использованием ИКТ ресурсов.

Формы учебной деятельности: фронтальная, работа с учебником, индивидуальная работа, исследовательская работа.

Методы обучения: исследовательский, словесный, наглядный

Оборудование:

  • мультимедийный проектор, компьютер, экран;

  • опорный конспект урока;

  • обучающая презентация;

  • карточки с заданиями.

Структура урока:

  • Организационный момент.

  • Синтаксическая разминка.

  • Актуализация знаний.

  • Изучение нового материала.

  • Физкультминутка.

  • Первичное закрепление материала.

  • Формирование умений и навыков.

  • Рефлексия.

  • Домашнее задание.

Ход урока.

  1. Организационный момент (слайд1).

II. Синтаксическая разминка (слайд 2).

Задание: выполнить синтаксический разбор предложения.

Дождик прошел по садовой дорожке.

III. Актуализация знаний.

Повторение пройденного материала.

Ребята, на прошлом уроке мы начали изучение раздела «Словообразование». Давайте вспомним основные понятия, касающиеся этой темы.

- Что такое словообразование? (слайд 3)

- Что такое морфема? (значимая часть слова.)

-Какие морфемы вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание.)

-Что такое приставка? Для чего она нужна? (Приставка- это значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов.)

-Что такое суффикс? Для чего он служит? (Суффикс- это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.)

-Что такое суффикс? Для чего он служит? (Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.)

-Что такое окончание? Для чего оно служит? (Окончание-это значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

IV. Изучение нового материала.

- Вы уже сказали, что словообразование – это раздел науки о языке, в котором изучается от чего и с помощью чего образованы новые слова. Сегодня мы с вами начнем знакомится с основными способами образования слов в русском языке. Запишите тему урока «Основные способы образования слов в русском языке» (слайд 4).

1. Исследовательская работа (слайд 5).

- Запишите слово лес.

- Какой суффикс нужно добавить, чтобы сделать лес маленьким?

(Добавить суффикс -ок-.)

– Такой способ словообразования называется суффиксальным.

– Какую приставку нужно добавить, чтобы из маленького леса сделать редкий лес, соединяющий лесные массивы?

(Добавить приставку пере-.)

- Такой способ называется приставочный.

- Запишите существительное снег. Прибавьте к основе приставку под- и суффикс –ник-. Что у вас получилось? Подснежник. Как будет называться такой способ? Приставочно – суффиксальный.

- О четвертом способе прочитайте самостоятельно в учебнике на с.57 п.26. Как называется этот способ? Бессуфиксный (безаффиксный). Запомните! Таким способом образуются только имена существительные.

- Запишите в тетрадь слово осмотреть. Образуйте от него новое слово бессуфиксным способом. Получилось осмотр.

2. Работа в справочниках.

- А теперь давайте запишем эти четыре способа в справочник (слайды 6,7,8,9)).

Способы образования слов

1. Приставочный

2. Суффиксальный

3. Приставочно - суффиксальный

4. Бессуффиксный (безаффиксный)

5. Сложение основ, слов

6. Переход одной части речи в другую

V. Физкультминутка (слайд 10).

Ходит Суффикс по дорожке ходьба на месте 3-4 сек.И играет на гармошке…  руки перед грудью, рывки руками Вот домишко. Это домик.  наклониться, разогнутьсяГде-то здесь гуляет гномик.  повороты головыВот домище великана,  подняться на носочки, руки вверх,  Великана Истукана…  потянуться Побежали от него,  бег на месте 2-3 сек.чтоб не тронул никого!!!

VI. Первичное закрепление материала (слайд 11).

  1. Работа с учебником.

С.59 Упр.128 (по цепочке)

VII. Формирование умений и навыков.

  1. Схематический диктант (работа у доски). Слайд 12

Задание: не записывая слов, составьте их схемы. Например: зорька 

Грибника, ручной, засветит, комариный, березовый, подорожник.

2. Самостоятельная работа (самопроверка). Слайд 13

Определите способ образования слов, записывая цифры: 1 – приставочный способ, 2 – суффиксальный, 3 – приставочно - суффиксальный, 4 – бессуффиксный.

Развесёлый (прист.), бездонный (прист.-суффикс.), безбилетник (приставочно-суффикс.), предгрозовой (приставоч.), удар (бессуффиксн), переход(бессуфс.), подводный (пристав.), водный (суффикс.), домик (суффикс.), насыпь (бессуф.)

Ответ: 1 3 3 1 4 4 1 2 2 4 (слайд 14)

VIII. Подведение итогов. Рефлексия. (слайд 15)

Перед вами 3 смайлика, которые обозначают:

- мне все понятно

- мне не все понятно, но я попробую разобраться сам

- я ничего не понял, мне нужна ваша помощь!!!

IX. Домашнее задание (слайд 16):

  1. Выучить способы образования слов (по справочнику),

2. подготовить карточку для одноклассника, включив в неё 10 слов, образованных разными способами.

kopilkaurokov.ru


Смотрите также