Конспект урока по русскому языку на тему "Словообразование имён существительных". Упражнения словообразование имен существительных


Конспект к уроку Словообразование имен существительных

 Тема урока:       «Словообразование имён существительных»

Цели урока:  повторить изученный материал об имени существительного, объяснить

                      о словообразовании имён существительных;

                      развивать творческие способности,  самостоятельность при работе;  

                       воспитать   добрые  качества.                           

Тип урока:   изучение нового материала.  

Оборудование: учебник,слайд, раздаточный материал, интерактивная доска.

Ход урока.

Организационный момент.

(Класс разделен на 2 группы) «Дарим улыбку» Ребята, встречаем день с улыбкой. Повернитесь друг другу,  улыбнитесь своему соседу, пожелайте успеха.

Проверка домашнего задания.

Какую тему изучали на прошлом уроке? Давайте проверим, как вы её усвоили.

Несклоняемые существительные. Упражнение 179.

Блиц-опрос.

1.Часть речи обозначающая название предмета?

2.Постоянные признаки?

3. Непостоянные признаки?

4.Склонение существительных?

5.Несклоняемые существительные?

Новая тема.

Мы с вами будем говорить о словообразовании имен существительных. Вы знайте, что существительные образуются морфологическим способом т.е. суффиксальный, приставочный, приставочно -  суффиксальный, словосложение,  аббревиацией, а сегодня изучаем  способ словообразование, т.е.образование новых слов в результате перехода из одной части в другую. Существительные  образованные от прилагательных. Например: трудолюбивый-трудолюбие,честный-честность,безводный-безводье и т.д.

Работа с учебником.

Устно выполняем упражнения. І группа выполняет упражнения 180.Образуйте от данных прилагательных имена существительные, соединяя их с подходящими по смыслу словами.

Учительская на втором этаже, дежурный в классе, шоколадное мороженое, зашли в чайный, нищий в городе, слепой сидит.

 ІІ группа выполняет упражнения 181.Сравните падежные окончания выделанных слов Сделайте выводы.

Письменно выполняем упражнения. І группа выполняем упражнение 184 Образуйте от данных слов при помощи суффиксов отглагольные существительные, обозначающие лица по их отношению к профессии.

-тель: учить-учитель,водить-водитель,предодавать-преподаватель,воспитать-   воспитатель,искать -искатель

-итель :спасти- спаситель,смотреть- смотритель.

-ник: работать- работник,помогать- помощник, шутить -шутник

-чик: летать- лётчик, подписать- подписчик,разведать- разведчик

-щик:забастовать-забастовщик,сортировать-сортировщик,зимовать-зимовщик

-ок: играть- игрок, стрелять- стрелок.ездить- ездок

 ІІ группа выполняем упражнение 185 Образуйте от данных слов с помощью суффиксов существительные, обозначающие отвлечённые понятия.

-ость: важный –важность,смелый-       смелость, честный- честность, благодарный-      благодарный -благодарность

-ств(о):знакомый-знакомство, богатый-богатство, родной- родство, брат-братство

-изм: гуманный- гуманизм, реальный- реализм, патриот- патриотизм

-от(а): чистый- чистота, красный- красота, тёмный- темнота.

-ени(е): усвоить- усвоение, осмыслить- осмысление, решить- решение,петь- пение.

Групповая работа.

 У вас на столе лежит карточка, там  написаны имена прилагательные. Из этих прилагательных вы должны образовывать  существительные, непростые  существительные,  а образовались такие  слова,  что из этих слов вырос красивый цветок.

   1 карточка

Трудолюбивый, честный, уважаемый, милосердный, любимый, внимательный.

2 карточка

Вежливый, добрый, скромный, смелый, благородный, верный.

                                                                         Трудолюбие, честность, уважение, милосердие, любовь,                       

дорота

                                                                             Вежливость, доброта, скромность, смелость,                                                                                                                                         

Имя  сущ.

верность

любовь

смелость

вежливость

честность

Я хочу, чтобы эти качества  расцветали и  в душе каждого из вас.

Выполнение задания. Упражнение 186.Образуйте антонимы от данных существительных  с помощью приставок  не-, без-, анти-,

Грамотность - безграмотность, деятельность-бездеятельность, уважение- неуважение, благодарность- неблагодарность, циклон- антициклон,

Итоги урока. Собрать и посчитать жетоны,  объявить  результаты.

Домашнее  задание: І группе :упражнение 187

                                   ІІ  группе :упражнение 188     

Просмотр содержимого документа «Конспект к уроку Словообразование имен существительных »

Тема урока: «Словообразование имён существительных»

Цели урока: повторить изученный материал об имени существительного, объяснить

о словообразовании имён существительных;

развивать творческие способности, самостоятельность при работе;

воспитать добрые качества.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник ,слайд, раздаточный материал, интерактивная доска.

Ход урока.

Организационный момент.

(Класс разделен на 2 группы) «Дарим улыбку» Ребята, встречаем день с улыбкой. Повернитесь друг другу, улыбнитесь своему соседу, пожелайте успеха.

Проверка домашнего задания.

Какую тему изучали на прошлом уроке? Давайте проверим, как вы её усвоили.

Несклоняемые существительные. Упражнение 179.

Блиц-опрос.

1.Часть речи обозначающая название предмета?

2.Постоянные признаки?

3. Непостоянные признаки?

4.Склонение существительных?

5.Несклоняемые существительные?

Новая тема.

Мы с вами будем говорить о словообразовании имен существительных. Вы знайте, что существительные образуются морфологическим способом т.е. суффиксальный, приставочный, приставочно - суффиксальный, словосложение, аббревиацией, а сегодня изучаем способ словообразование , т.е.образование новых слов в результате перехода из одной части в другую. Существительные образованные от прилагательных. Например: трудолюбивый-трудолюбие,честный-честность,безводный-безводье и т.д.

Работа с учебником.

Устно выполняем упражнения. І группа выполняет упражнения 180.Образуйте от данных прилагательных имена существительные, соединяя их с подходящими по смыслу словами.

Учительская на втором этаже, дежурный в классе, шоколадное мороженое, зашли в чайный, нищий в городе, слепой сидит.

ІІ группа выполняет упражнения 181.Сравните падежные окончания выделанных слов Сделайте выводы.

Письменно выполняем упражнения. І группа выполняем упражнение 184 Образуйте от данных слов при помощи суффиксов отглагольные существительные, обозначающие лица по их отношению к профессии.

-тель: учить-учитель,водить-водитель,предодавать-преподаватель,воспитать- воспитатель ,искать -искатель

-итель :спасти- спаситель ,смотреть- смотритель.

-ник: работать- работник ,помогать- помощник, шутить -шутник

-чик: летать- лётчик, подписать- подписчик ,разведать- разведчик

-щик:забастовать-забастовщик,сортировать-сортировщик,зимовать-зимовщик

-ок: играть- игрок, стрелять- стрелок .ездить- ездок

ІІ группа выполняем упражнение 185 Образуйте от данных слов с помощью суффиксов существительные, обозначающие отвлечённые понятия.

-ость: важный –важность ,смелый- смелость, честный- честность, благодарный- благодарный -благодарность

-ств(о):знакомый-знакомство, богатый-богатство, родной- родство, брат-братство

-изм: гуманный- гуманизм, реальный- реализм, патриот- патриотизм

-от(а): чистый- чистота, красный- красота, тёмный- темнота.

-ени(е): усвоить- усвоение, осмыслить- осмысление, решить- решение ,петь- пение.

Групповая работа.

У вас на столе лежит карточка, там написаны имена прилагательные. Из этих прилагательных вы должны образовывать существительные, непростые существительные, а образовались такие слова, что из этих слов вырос красивый цветок.

1 карточка

Трудолюбивый, честный, уважаемый, милосердный, любимый, внимательный.

2 карточка

Вежливый, добрый, скромный, смелый, благородный, верный.

Трудолюбие, честность, уважение, милосердие, любовь,

Вежливость, доброта, скромность, смелость,

дорота

смелость

верность

вежливость

Имя сущ.

любовь

честность

Я хочу, чтобы эти качества расцветали и в душе каждого из вас.

Выполнение задания. Упражнение 186.Образуйте антонимы от данных существительных с помощью приставок не-, без-, анти-,

Грамотность - безграмотность, деятельность-бездеятельность, уважение- неуважение, благодарность- неблагодарность, циклон- антициклон,

Итоги урока. Собрать и посчитать жетоны, объявить результаты.

Домашнее задание: І группе :упражнение 187

ІІ группе :упражнение 188

kopilkaurokov.ru

Урок русского языка на тему "Словообразование имен существительных"

6 класс

Урок ______ Дата:

Словообразование имен существительных

Цели: формирование представления о способах образования имен существительных, умения выполнять словообразовательный анализ, образовывать слова по готовым морфемным моделям, расширение знаний в лексикографической области, развитие монологической речи.

Оборудование: учебник, презентация Power Point, школьный словообразовательный словарь, карточки для индивидуальной работы (орфограммы существительных).

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Введение темы и цели урока.

Терминологический диктант: морфема, приставка, корень, суффикс, производящая основа, словообразование. (1 ученик — у доски, остальные — в тетради; параллельно 3 ученика работают на карточках)

  • Какое из этих понятий объединяет все остальные? (Словообразование)

  • Сформулируйте тему нашего урока. (Словообразование имен существительных)

  • А для чего нам необходимо знать, как образовано существительное? (Для правильного написания)

  • Цель нашего урока: понять, как могут быть образованы существительные, и научиться выполнять словообразовательный анализ.

  1. Введение нового материала и первичное закрепление.

  • А что нам нужно знать и уметь для работы над этой темой? (Морфемный разбор)

  • Проверим вашу готовность. Выполните морфемный разбор следующих слов: сотрудники, пригород, больница, подбородок. (1 ученик — у доски, остальные в тетради)

  • Какие морфемы мы выделили? Какие из них участвуют в образовании новых слов? (Приставка, суффикс)

  • А что насчет окончания? (Это не словообразующая, а формообразующая морфема)

  • Итак, исходя из того, что в словообразовании участвуют приставка и суффикс, мы можем сразу, не заглядывая в учебник, назвать два самых распространенных способа словообразования. (Приставочный и суффиксальный)

  • Перед вами текст. Некоторые существительные в нем представлены в виде морфемных моделей. Прочитайте текст, расшифруйте слова.

В народе говорят, что один в поле не воин.

У меня есть … и …, значит, я не одинок. Когда у тебя есть верные …, то по плечу любые, даже самые трудные дела. Вместе мы настоящая …, и нам не страшен никакой ….

… - великая сила!

  • Итак, мы получили слова друг, подруга, друзья, дружина, недруг, дружба.

  • Какие это слова по отношению друг к другу? (Однокоренные) Какую роль выполняют эти слова в тексте? (Однокоренные слова — это одно из средств связи предложений в тексте)

  • Выполните словообразовательный анализ данных слов. (Пример на доске)

  • Знакомство с правилом на стр45-48

ФИЗМИНУТКА

  • Вот вам задачка посложнее. Определите, каким способом образовано существительное содружество. (Это не приставочный и не суффиксальный способ) А какой? (Приставочно-суффиксальный) Итак, если слово образовано одновременным присоединением приставки и суффикса, мы имеем дело с приставочно-суффиксальным способом.

  • Закрепим это, выполнив упражнение 113. Образуйте слова указанным способом. Продолжите каждый ряд слов собственным примером.

  • Что значит «бессуфиксный способ словообразования»? (Суффикс отсекается от исходной основы) От слов каких частей речи можно образовать существительные этим способом. (От прилагательных и глаголов)

  • Попробуйте сами образовать слова этим способом от следующих слов: переносить, взлететь, смотреть, выходить, выбирать, сухой, глубокий, баздарный, тихий, широкий. Запишите 3 слова из полученных бессуффиксным способом на ваш выбор, выполните словообразовательный анализ.

  • А как мы поступим, если не знаем, как образовано слово? К чему можно обратиться? (К словообразовательному словарю) Самый известный словарь такого типа был составлен замечательным русским лингвистом Александром Николаевичем Тихоновым. Перед вами страница из этого словаря. На ней отражено словообразовательное гнездо лексемы друг. Посмотрите, как много слов образовано от этой основы. Значит, понятие имеет очень большое значение в сознании носителей русского языка. Надеюсь, в вашей жизни дружба играет такую же важную роль.

  • Выполнение упр 115.

  1. Домашнее задание.

упр. 121, параграф 12.

Рефлексия урока.

  • Сегодня мы с вами рассмотрели 4 способа образования слов с помощью морфем. Расскажите о них друг другу в парах. (

  • Но есть еще один способ образования имен существительных. Подумайте, как образовалось, например, само слово словообразование. (Два корня, соединение, сложение) Вот о способе сложения мы и поговорим подробнее на следующем уроке.

infourok.ru

Словообразование имён существительных (закрепление)

скачать Демурчева Елена Алексеевна МОУ «Погореловская средняя школа» УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6-А КЛАССЕ.

Тема: Словообразование имён существительных (закрепление).

Цель: закрепление умения определять способ словообразования и строить словообразова­тельную цепочку, умения характеризовать значение и грамматическую форму слова по словообразовательной схеме; развивать речь учащихся, умение анализировать художественный текст; воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: карточки для работы в сменных парах, карточки с индивидуальными зада­ниями, дискета с заданиями для работы в паре на компьютере, раздаточный мате­риал для анализа художественного текста, табель индивидуального учёта ответов учащихся, диск 1с «Репетитор. Русский язык».

Эпиграф: Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Своё нутро. И если ты в эту проникнешь суть - Слово

тебе

сотворит

добро.

(С.Островой)

Ход урока.

1 .Оргмомент.

2. Вступительное слово учителя:

- Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока «Словообразование имён существительных». Сегодня на уроке мы с вами будем работать над закреплением умения определять способы словообразования, составления словообразовательных цепочек, поработаем над анализом текста. А начнём наш урок с этимологической разминки, (учащиеся читает наизусть стихотворение Н.Веселовской и С.Острового)

- Ребята, скажите, пожалуйста, о чём эти стихотворения? (о зна™ ниях слов; об их образовании; о том, что надо знать этимологию слова, чтобы m ивильно разобрать его по частям).

- Чему учат эти стихотворения? (любить родной язык; относиться к словам бережно, т.е. употреблять в речи, точно зная значение того или иного слова).

- Составьте, пожалуйста, словообразовательные цепочки тех слов, о которых говориться в стихотворениях, (здравие +ств - здравствуй; спаси + бог - спасибо; пожалуй + ста - пожалуйста; из + вина - извините; за + щит - защити).

- Итак, на примере мы увидели, насколько важно знать значение слова, его происхождение для того, чтобы правильно разобрать слово и построить словообразовательную цепочку. И именно поэтому эпиграфом к нашему уроку я взяла строки из стихотворения Острового (зачитываются строки). Я надеюсь, что вы будете бережно относиться к словам, и прежде чем произнести слово, задумаетесь над его смыслом. Помните, что слово ранит больнее, чем кинжал, но и согревает сильнее солнца. Постарайтесь, чтобы ваша речь согревала, окрыляла людей, вселяла в них надежду и радост;

- Исправьте нарушения языковых норм в данных словосочетания: Пирожок с повидлой, нет сапогов, юбка длинъше, узнать у библиотекарши, возникнула мысль,

ихний пример, ложи на место, я одела шапку, новой шампунью, три щипца.

3. -Переходим к следующему этапу урока. Сейчас вы будете работать в парах сменного состава. Цель: отработка навыка работы с тестами, подобными тем, которые предлагаются на ЕГЭ. Номер правильного ответа заносите в карточки индивидуального учёта. По окончании работы проведите взаимопроверку.

ВАРИАНТ - 1.

Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?

1) окоп

  1. обманщик
  2. обочина
  3. ошибка
ВАРИАНТ - 2.

В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква И?

    1. о басн.., к насып..
    2. на дорог.., на площад..
    3. на лекци.., у знамен..
    4. об отношени.., в лодк..
ВАРИАНТ-3.

В каком ряду слова образованы приставочным способом?

      1. долина, уважение
      2. приложение, вход
      3. сложение, слушатель
      4. подзаголовок, недруг
ВАРИАНТ - 4.

В каком ряду все существительные образованы при помощи суффикса -чик-?

        1. груз..ик, сбор..ик
        2. лёт..ик, извоз..ик
        3. формов..ик, подбор..ик
        4. прицеп..ик, уклад..ик
- Двое учащихся работают в паре над заданиями, которые находятся в компьютере. Выбрав правильный ответ, занесите его в свою карточку, обменяйтесь с товарищем и проверьте себя по подсказке в компьютере (задания на дискете, диск - раздел «Орфография»),

Несколько человек получают карточки с индивидуальным задание Выполняете его на листочках и сдаёте мне.

КАРТОЧКА №1.

          1. От слова волос при помощи суффиксов -ок, -ик, -енк, -инк, -ищ, -ат, -ян образуйте однокоренные слова и запишите их.
          2. Разберите по составу слово пешеход.
КАРОЧКА №2.
  1. От основ слов вода, снег, локоть, окно, одеяло, стакан образуйте однокоренные слова при помощи приставки под- и суффикса -ник.
  2. Разберите по составу слово обманщик.
КАРТОЧКА №3.
    1. От основ слов дом, заяи, изба, соль образуйте новые слова при помощи суффиксов -ишк,-онок, -ушк, -онк.
    2. Разберите по составу слово безработица.
(выставление оценок учащимся, работавшим на компьютере и по кат очкам)

4. - Сейчас мы с вами будем работать над текстом. Перед вами отрывок текста И.Шмелёва.

Прочитайте его, определите, в каком стиле написан этот текст, докажите это.

Было начало июня. Помню, идём на зорьке, ещё безлюдным садом. В верхушках берёз светится жидким золотцем, кричат галчата, щебечут чижики по кустам и слышно уже пруды: тянет теплом и тиной, и видно между берёзами в розоватом туманце воду.

Только рыболовы знают, что творится в душе, когда подходишь на зорьке к заводинке, видишь смутные камыши, слышишь сонные всплески рыбы, и расходящийся круг воды холодком заливает сердце.

«А, чёрт! Сидит какой-то ...соломенная шляпа!» - шипит, толкая меня. Женька.

(И. Шмелёв)

- О чём этот текст? Что автор хотел показать читателю? (Этот текст о красоте летней русской природы, об особом восприятии этой красоты страстными рыболовами. Автор хотел показать, какие чувства возникают у заядлого рыболова, когда он идет ранним утром на реку, в надежде на богатый улов).

-Какие средства образной выразительности использует автор, для чего они нужны? (эпитеты

безлюдный сад, в розоватом туманце, смутные камыши, сонные всплески помогают автору передать красоту раннего летнего утра и ощущения рыболова).

- Как вы понимаете выражения светится жидким туманцем, слышно уже пруды, расходящий­ся круг воды холодком заливает сердце? ("солнце просвечивает сквозь листву, окутанную ту­маном, слышны все шумы на пруду, ожидание чего-то). - Такой приём переименования чего-либо называют перифразой. Она помогает более образному воспг ятию текста. С какой целью автор использует слова заводинка, туманце? Какая морфема помогает ему в этом? (создать образ маленькой заводи и почти исчезнувшего тумана. Помогают суффиксы -инк-, -ц-).

Выпишите из текста существительные, образованные приставочным {всплески), суффиксальным (зорьке, верхушках, золотцем, чижики, туманце, холодком), приставочно-Демурчева Елена Алексеевна МОУ «Погореловская средняя школа» суффиксальным (заводите) способами, сложением двух основ (рыболов).

  1. Подведение итогов урока.
В ходе урока вы получали карточки за правильные ответы. Подсчитайте их (выставление

баллов в табель учета). Я проверю ваши карточки и выставлю общую оценку. Учащиеся, работавшие самостоятельно по карточкам и на компьютере, получают оценки ...

  1. Домашнее задание:
Напишите дома миниатюру «Осенью в лесу», употребив в тексте существительные с суффиксами -ник-, -ист-, -ик-, -ушк-, -ёнок-, -онок-, -очек-.
  1. Напишите, пожалуйста, на листике одно существительное, одно прилагательное, один глагол,
которые приходят вам на ум после завершения нашего урока. Не задумывайтесь! Сдайте, пожалуйста, листики. Спасибо за работу на уроке. До свидания. Урок окончен. скачать

nenuda.ru

Конспект урока по русскому языку на тему "Словообразование имён существительных".

Тема урока:       «Словообразование имён существительных»

Цели урока:  повторить изученный материал об имени существительного, объяснить

                      о словообразовании имён существительных;

                      развивать творческие способности,  самостоятельность при работе; 

                       воспитать   добрые  качества.                          

Тип урока:   изучение нового материала.  

Оборудование: учебник,слайд, раздаточный материал, интерактивная доска.

Ход урока.

Организационный момент.

(Класс разделен на 2 группы) «Дарим улыбку» Ребята, встречаем день с улыбкой. Повернитесь друг другу,  улыбнитесь своему соседу, пожелайте успеха.

Проверка домашнего задания.

Какую тему изучали на прошлом уроке? Давайте проверим, как вы её усвоили.

Несклоняемые существительные. Упражнение 179.

Блиц-опрос.

1.Часть речи обозначающая название предмета?

2.Постоянные признаки?

3. Непостоянные признаки?

4.Склонение существительных?

5.Несклоняемые существительные?

Новая тема.

Мы с вами будем говорить о словообразовании имен существительных. Вы знайте, что существительные образуются морфологическим способом т.е. суффиксальный, приставочный, приставочно -  суффиксальный, словосложение,  аббревиацией, а сегодня изучаем  способ словообразование, т.е.образование новых слов в результате перехода из одной части в другую. Существительные  образованные от прилагательных. Например: трудолюбивый-трудолюбие,честный-честность,безводный-безводье и т.д.

Работа с учебником.

Устно выполняем упражнения. І группа выполняет упражнения 180.Образуйте от данных прилагательных имена существительные, соединяя их с подходящими по смыслу словами.

Учительская на втором этаже, дежурный в классе, шоколадное мороженое, зашли в чайный, нищий в городе, слепой сидит.

 ІІ группа выполняет упражнения 181.Сравните падежные окончания выделанных слов Сделайте выводы.

Письменно выполняем упражнения. І группа выполняем упражнение 184 Образуйте от данных слов при помощи суффиксов отглагольные существительные, обозначающие лица по их отношению к профессии.

-тель: учить-учитель,водить-водитель,предодавать-преподаватель,воспитать-   воспитатель,искать -искатель

-итель :спасти- спаситель,смотреть- смотритель.

-ник: работать- работник,помогать- помощник, шутить -шутник

-чик: летать- лётчик, подписать- подписчик,разведать- разведчик

-щик:забастовать-забастовщик,сортировать-сортировщик,зимовать-зимовщик

-ок: играть- игрок, стрелять- стрелок.ездить- ездок

 ІІ группа выполняем упражнение 185 Образуйте от данных слов с помощью суффиксов существительные, обозначающие отвлечённые понятия.

-ость: важный –важность,смелый-       смелость, честный- честность, благодарный-      благодарный -благодарность

-ств(о):знакомый-знакомство, богатый-богатство, родной- родство, брат-братство

-изм: гуманный- гуманизм, реальный- реализм, патриот- патриотизм

-от(а): чистый- чистота, красный- красота, тёмный- темнота.

-ени(е): усвоить- усвоение, осмыслить- осмысление, решить- решение,петь- пение.

Групповая работа.

 У вас на столе лежит карточка, там  написаны имена прилагательные. Из этих прилагательных вы должны образовывать  существительные, непростые  существительные,  а образовались такие  слова,  что из этих слов вырос красивый цветок.

   1 карточка

Трудолюбивый, честный, уважаемый, милосердный, любимый, внимательный.

2 карточка

Вежливый, добрый, скромный, смелый, благородный, верный.

                                                                         Трудолюбие, честность, уважение, милосердие, любовь,                       

                                                                             Вежливость, доброта, скромность, смелость,                                                                                                                                          

Я хочу, чтобы эти качества  расцветали и  в душе каждого из вас.

Выполнение задания. Упражнение 186.Образуйте антонимы от данных существительных  с помощью приставок  не-, без-, анти-,

Грамотность - безграмотность, деятельность-бездеятельность, уважение- неуважение, благодарность- неблагодарность, циклон- антициклон,

Итоги урока. Собрать и посчитать жетоны,  объявить  результаты.

Домашнее  задание: І группе :упражнение 187

                                   ІІ  группе :упражнение 188     

kopilkaurokov.ru

Словообразование имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов -чик-, -ик-, -к-, -ок-

Разделы: Начальная школа

На отдельные занятия выносится изучение словообразовательной модели определенной части речи, например, образование притяжательных прилагательных с помощью суффикса -ов-. В течение занятий по данной теме школьники учатся образовывать новые слова с опорой на модель. В данном случае модель будет выглядеть следующим образом ( по книге С.И. Львовой [3] ) .

К этой модели подходят слова ежовый, слоновый, моржовый и т.д.

Кроме того, ученики учатся связывать одноструктурные слова с определенным значением. В приведенном примере суффикс -ов- имеет значение притяжательности, принадлежности кому-либо, все прилагательные кроме основного вопроса могут отвечать на вопрос “чей”.

Также у учащихся формируется умение находить слова одной структуры в предложениях, тексте; грамотно употреблять их в самостоятельной устной и письменной речи.

Организованная таким образом работа способствует пополнению активного и пассивного словаря учащихся, расширению потенциального словарного запаса, расширению словообразовательного кругозора, накоплению словообразовательных средств, помогающих пользоваться дериватами [2].

Вашему вниманию предлагается конспект логопедического занятия с учащимися 3 класса, целью которого является закрепление навыков работы с несколькими словообразовательными моделями имен существительных, имеющих значение уменьшительности.

В словообразовательных моделях, предложенных С.И. Львовой, мы использовали цветовое обозначение морфем: красным цветом обозначается корень, синим - суффикс, зеленым - окончание; кроме того на своих занятиях мы пользуемся словариками “Строение слов” и “Запомни корни” (смотри описание принципа построения словарей в книге С.И. Львовой)

Конспект группового логопедического занятия в 3 классе для учащихся с ОНР III-IV уровня .

Тема: Словообразование имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов -чик-, -ик-, -к-, -ок-. Закрепление материала.

Цель: закреплять навыки словообразования имен существительных с помощью суффиксов уменьшительности.

Задачи:

  • образовательные:
    • закреплять навыки словообразования имен существительных,
    • обогащать словарь учащихся названиями предметов, объединенных общим словообразующим элементом;
  • развивающие:
    • развивать навыки распознавания и понимания суффиксальных дериватов, умение осуществлять морфемный анализ слов, письмо слов по морфемам,
    • развивать умение находить слова одинаковой словообразовательной модели в предложениях,
    • закреплять правописание имен существительных данной категории;
  • коррекционные:
    • развивать умение планировать свою деятельность,
    • развивать произвольное внимание, зрительную память и восприятие,
    • развивать словесно-логическое мышление;
  • воспитательные:
    • воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи, поддержки, умение работать в группе по установленным правилам.

Оборудование: карточки-игры “Прыжки” Зак А.З., карточки для заполнения со словообразовательными моделями, словарики учащихся “Строение слов”.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

1. Упражнение для развития слухомоторной координации, повторение серии хлопков. 2. Выполнение игровых заданий А.З.Зак “Прыжки”[1].

Цель упражнения: развитие способности планировать и осуществлять действия в мысленном плане, по представлению.

Самооценка выполненной работы, выставление баллов в индивидуальную карту.

II. Объявление новой темы

1. На доске записаны слова, учащимся предлагается исправить ошибки в употреблении суффиксов

кастрюлика синячок конвертчик веерок кинжальчик белик

Учащиеся выходят к доске и исправляют ошибки.

- Что общего между словами, записанными на доске? (Это имена существительные; это имена существительные, которые обозначают маленький предмет.)

- Посмотрите на стенд “Состав слова” как образуются названия маленьких предметов? (C помощью суффиксов -ик-, -чик-, -ок-, -к-.)

2. Игра в мяч

Один ученик выходит к доске и с помощью конструктора создает любую модель слова, кидает мяч кому-то из детей, ученик, получивший мяч, называет имя существительное, подходящее к этой модели и т.д.

Например, модель: -к-а ответы: тетрадка, лошадка и т.д.

- Назовите тему сегодняшнего занятия?

III. Закрепление пройденного материала

1. На доске записаны предложения:

  • У меня полевой цветок с синей головкой.(2)
  • В желтеньком улье пчелки уснули. (1)
  • Ваня быстро вырвал листок из тетрадки. (2)
  • Маленькая Вера калачика захотела. (1)
  • Мала птичка, да коготок остер. (2)
  • Мой мячик я нашла под старым диванчиком. (2)

Учащимся предлагается найти в предложениях имена существительные, которые обозначают маленькие предметы, в скобках после каждого предложения указано, сколько слов надо в нем найти. Найденные слова ученики должны записывать на карточку под соответствующую словообразовательную модель, деля слово на морфемы. По знаку учителя дети по кругу обмениваются карточками и продолжают заполнение ее недостающими словами.

Карточки для заполнения учащимися (по количеству учеников в группе):

2. Коллективная проверка выполненного задания

3. Ученики получают свои словарики “Строение слов”, открывают группу одноструктурных слов с суффиксом -чик-, читают корни, которые записаны под моделью, дописывают корень со своей карточки, если его в словарике нет. Точно также проверяются остальные модели.Образец записи в словарике ученика:

IV. Итог занятия, оценка учащихся

- Какая тема была на занятии?

- Что делали?

- Какие задания понравились больше всего?

- Оцени свою работу на занятии.

Используемая литература:

1. Зак А.З. Интеллектика. 1-й класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. М.: Интеллект-Центр, 2002.

2. Зикеев А.Г. Специальная педагогика. Развитие речи учащихся. М.: Академия, 2005.

3. Львова С.И. Начальная школа. Работа над составом слова на уроках русского языка. М.: Русское слово, 2001.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект урока "Словообразование имен существительных" 1 урок

Конспект урока для 6 класса на тему

«Словообразование имен существительных»

Цели: формирование представления о способах образования имен существительных, умения выполнять словообразовательный анализ, образовывать слова по готовым морфемным моделям, расширение знаний в лексикографической области, развитие монологической речи.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Введение темы и цели урока.

Терминологический диктант: морфема, приставка, корень, суффикс, производящая основа, словообразование. (1 ученик — у доски, остальные — в тетради; параллельно 3 ученика работают на карточках)

  • Какое из этих понятий объединяет все остальные? (Словообразование)

  • Сформулируйте тему нашего урока. (Словообразование имен существительных)

  • А для чего нам необходимо знать, как образовано существительное? (Для правильного написания)

  • Цель нашего урока: понять, как могут быть образованы существительные, и научиться выполнять словообразовательный анализ.

  1. Введение нового материала и первичное закрепление.

  • А что нам нужно знать и уметь для работы над этой темой? (Морфемный разбор)

  • Проверим вашу готовность. Выполните морфемный разбор следующих слов: сотрудники, пригород, больница, подбородок. (1 ученик — у доски, остальные в тетради)

  • Какие морфемы мы выделили? Какие из них участвуют в образовании новых слов? (Приставка, суффикс)

  • А что насчет окончания? (Это не словообразующая, а формообразующая морфема)

  • Итак, исходя из того, что в словообразовании участвуют приставка и суффикс, мы можем сразу, не заглядывая в учебник, назвать два самых распространенных способа словообразования. (Приставочный и суффиксальный)

- Определите, каким способом образовано существительное содружество. (Это не приставочный и не суффиксальный способ) А какой? (Приставочно-суффиксальный) Итак, если слово образовано одновременным присоединением приставки и суффикса, мы имеем дело с приставочно-суффиксальным способом

  1. Работа с учебником

Прочитайте правила на стр. 50-51

Выполните упражнение 114. Выпишите однокоренные слова.

Собака- собачка-собачонка

Рассмотрите упражнение 115. Объясните почему это словообразовательная цепочка

Упражнение 116. Составьте словообразовательные цепочки

hello_html_mdcb2494.png

  1. Работа с лингвистическим текстом. (Стр. 53, упр. 117):

Прочитайте текст.

  • Что нового вы узнали из текста об образовании слов?

  • Как вы поняли, что называется словообразовательными моделями?

  • Составьте по 2 – 3 слова по моделям, данным в тексте (баянист – баянистка; фигурист – фигуристка; серостью, сытостью.)

  1. Итог урока

  • Сегодня мы с вами рассмотрели 3 способа образования слов с помощью морфем. Расскажите о них друг другу в парах. (Парная работа. Затем один рассказывает в виде монологического высказывания перед классом)

  • Но есть еще один способ образования имен существительных. Подумайте, как образовалось, например, само слово словообразование. (Два корня, соединение, сложение) Вот о способе сложения мы и поговорим подробнее на следующем уроке.

  1. Домашнее задание

Упражнение 119, 120,

infourok.ru


Смотрите также