Волейбол. групповые и индивидуальные упражнения в передачах в сочетании с различными перемещениями. Упражнения с волейбольным мячом


Волейбол. групповые и индивидуальные упражнения в передачах в сочетании с различными перемещениями.

ВОЛЕЙБОЛ 9 КЛАСС

ПЕРЕДАЧА МЯЧА СВЕРХУ ДВУМЯ РУКАМИ.

hello_html_m2f2f4912.png      Уверенное овладение навыком передачи мяча сверху двумя руками, обеспечивает на уроках физической культуры решение многих задач: изучение тактических действий, нападающего удара, блокирования и даже ведение двусторонней игры в волейбол (без подачи). К 9 классу учащиеся должны освоить передачу сверху настолько, чтобы уверенно выполнять групповые и индивидуальные упражнения в передачах в сочетании с различными перемещениями.

     В групповых упражнениях совершенствуется направление первых (после приема подачи) и вторых (для нападающего удара) передач мяча: с задней линии (из зон 6, 5, 1) в зону 3 или 2 — первые передачи, из зоны 3 в зоны 4 и 2 стоя лицом или спиной к цели и из зоны 2 в зоны 3 и 4 — вторые передачи. Передачи через сетку выполняются в прыжке.      Перед тем как выполнить групповое упражнение с волейбольным мячом, его выполняют с набивным. Во-первых, это способствует развитию необходимых при передаче двигательных качеств. Во-вторых, учащимся легче освоить характер упражнения, связанного с перемещениями игроков и направлением передач. Рекомендуем использовать для овладения данным навыком следующие упражнения.

hello_html_m2ffde5f6.jpg1. На рис. 2 показаны прием мяча от соперника, первая и вторая передачи и отбивание мяча через сетку. Игрок 6 передает мяч в зону 3, а отсюда игрок 3 — в зону 4, из которой мяч направляют через сетку в зону 6. На другой стороне площадки выполняют те же передачи, но из зоны 3 мяч передают в зону 2 (см. рис) 1). Переходят учащиеся после передачи в ту колонну, куда они направили мяч: из зоны 6 — в зону 3, из зоны 3 — в зону 4, из зоны 4 — в зону 6 на противоположной стороне площадки. На другом краю сетки выполняют передачи через сетку во встречных колоннах (без перехода из колонны в колонну и с переходом, с передачей в прыжке в одной из колонн).

2. Учащиеся расположены так же, как в упражнении 1, только одна группа находится в зоне 2, и вторая передача из зоны 3 направляется туда.

3. Расположение учащихся такое же, как в упражнении 1, но группа игроков находится не в зоне 6, а ближе к зоне 5, и вторая передача в зоне 3 делается в зону 2 стоя спиной к ней. Это же упражнение выпол¬няется в расстановке в зонах 1—3—4 (передача стоя спиной к цели в зону 4).

4. Упражнение по своему характеру такое же, как предыдущее, но учащиеся располагаются в зонах 6, 2 и 3, первая передача — из зоны 6 в зону 2, вторая — из зоны 2 в зону 3.

5. Учащиеся располагаются в колонне. Напротив них стоит водящий. Он передает мяч первому в колонне, тот передачей в прыжкеhello_html_m475f5e1b.jpg посылает мяч водящему и уходит в конец колонны. После двух-трех серий передач водящего меняют. Более сложный вариант (для юношей): после передачи из колонны учащийся бежит на место водящего, а водящий после передачи идет в конец колонны.

6. Учащиеся располагаются по кругу, в середине которого стоят один или двое водящих. Водящие поочередно посылают передачей мяч стоящим в круге, те возвращают мяч им обратно. То же, но водящие стоят на месте, а учащиеся движутся по кругу приставными шагами.

7. Учащиеся располагаются во встречных колоннах. В каждой колонне игроки выполняют передачи в прыжке и после передачи идут в конец противоположной колонны.

8. По мере того как учащиеся станут уверенно выполнять упражнения, их проводят в виде игр и соревнований. Основное условие — качественное выполнение приемов игры, чтобы мяч держался в воздухе как можно дольше.

 

ПРИЕМ МЯЧА СНИЗУ ДВУМЯ РУКАМИ ВОЛЕЙБОЛ 9 КЛАСС.

       В предыдущих классах на уроках волейбола учащиеся овладели основой навыка приема мяча снизу двумя руками и теперь, в IX классе, могут применять его в игре. Это создает благоприятные условия для совершенствования данного приема в более сложных ситуациях. Для закрепления навыка применяют следующие упражнения.

1. Учащиеся располагаются так же, как в упражнении 5 из раздела «Передача». Водящий посылает мяч передачей сверху двумя руками (или набрасывает), первый в колонне принимает мяч снизу.2—5. То же, что в упражнениях 1—4 из раздела «Передача», но мяч, посланный через сетку, принимают снизу двумя руками и направляют к сетке в заданную зону.6. В парах, один учащийся после подбрасывания мяча ударом одной руки посылает мяч партнеру, который принимает его снизу двумя руками.7. В парах, расстояние между игроками 10— 12 м. Один игрок посылает мяч верхней прямой подачей, другой принимает снизу двумя руками.8. То же, что в упражнениях 1 и 2 из раздела «Передача», но мяч через сетку посылают нападающим ударом, а на другой стороне площадки принимают снизу.

 

ПРИЕМ МЯЧА СНИЗУ ОДНОЙ РУКОЙ С ПАДЕНИЕМ И ПЕРЕКАТОМ В СТОРОНУ НА БЕДРО И СПИНУ ВОЛЕЙБОЛ 9 КЛАСС

     Показан на рис. 3. Мяч принимается одной рукой — если правой, то падение и перекат в сторону на бедро и спину выполняется вправо, если левой рукой — то влево. Рекомендуем при обучении использовать следующие упражнения.

hello_html_6abf0d96.png

1. Имитация приема: падение и перекат с места, затем — после перемещения.2. Прием снизу наброшенного мяча.3. Упражнения, в которых условия выполнения усложняются по тому же принципу, как это было показано применительно к передачам сверху и приему мяча снизу.

ПОДАЧА МЯЧА В ВОЛЕЙБОЛЕ 9 КЛАСС

      В IX классе учащиеся совершенствуют навык нижней прямой подачи и изучают верхнюю прямую подачу. Нижняя подача дает возможность более успешно разучить упражнения, связанные с приемом подачи. Интереснее проходит и двусторонняя игра: меньше ошибок при подаче и приеме мяча.     При совершенствовании нижней подачи надо следить, чтобы при замахе рука отводилась назад, а в ударном движении шла вниз-вперед, чтобы удар по мячу наносился открытой ладонью выпрямленной руки, а после удара учащийся по инерции делал шаг вперед сзади стоящей ногой. Приводим упражнения, которые можно использовать при совершенствовании нижней прямой подачи1. Броски набивного мяча (1 кг) снизу одной 2. Подача на точность: в правую и левуюрукой: в стену, в парах, расстояние 10—12 м. дальнюю и ближнюю к сетке половину площадки. 

УПРАЖНЕНИЕ СОЧЕТАЕТСЯ С ПРИЕМОМ ПОДАЧИ.

     Верхняя прямая подача включена в программу для юношей, однако девушкам этот способ также доступен. В исходном положении игрок расположен лицом к сетке. На (рис. 4) показаны основные положения при верхней прямой подаче. Удар по мячу производится в высшей точке над головой выпрямленной рукой, ладонь открыта и напряжена, пальцы сомкнуты. Не следует поощрять попытки учащихся прилагать максимальные усилия, главное внимание сосредоточивать на подбрасывании, замахе и согласованности движений. При обучении применяют такие упражнения.

hello_html_m24225561.png

1. Подача мяча, закрепленного на резиновых амортизаторах.2. Подача мяча, установленного в держателе.3. Подача мяча через сетку с расстояния 6 м.4. Подача из-за лицевой пинии в пределы площадки.

НАПАДАЮЩИЙ УДАР В ВОЛЕЙБОЛЕ. 

       В нападающем ударе выделяют разбег, прыжок и замах, удар по мячу, приземление (рис. 5). В разбеге делают от одного до трех шагов. Для последнего шага характерна жесткая постановка ноги (чаще правой) на пятку, левая приставляется с одно-временным движением рук вперед. При отталкивании важно согласовать движения рук с разгибанием ног. Удар производится в высшей точке прыжка. Приземление должно быть

мягким (ноги надо обязательно сгибать).

hello_html_m6f1d9bfe.pngДля освоения нападающего удара выполняют обычно следующие упражнения.

1. Броски набивного мяча (1 кг) из-за головы двумя руками в прыжке. То же после спрыгивания с возвышения (высота до 40 см).2. Удары кистью по мячу: «полстена», в поролоновый мат, стоя на коленях.3. Нападающие удары по мячу, укрепленному на амортизаторе: стоя на месте, в прыжке с места, с разбега.hello_html_m46048e1a.png4. Нападающий удар по мячу, находящемуся в держателе (рис. 6).5. Нападающий удар по мячу, подброшенному партнером.6. Нападающие удары из зоны 4 с передачи из зоны 3. Организация такая же, как в упражнениях 1—4 раздела «Передача».

 

 

        Учащимся обычно трудно удержаться от того, чтобы, не попытаться ударить по мячу как можно сильнее. Однако подобное стремление при обучении удару сковывает движения и не способствует становлению правильного навыка, при котором главное — согласованность движений с траекторией полета мяча. Лишь по мере совершенствования навыка можно увеличивать прилагаемые усилия при ударе. Для тех же, у кого еще нападающий удар не получается, надо рекомендовать удары по мячу, находящемуся в держателе, а также удары через сетку по мячу, подброшенному партнером.

 

ВОЛЕЙБОЛ 9 КЛАСС. БЛОКИРОВАНИЕ

        При изучении волейбола в 9 классе, блокирование (рис. 7) является самой надежной защитой от нападающих ударов. Суть его в том, чтобы своевременно поставить руки над сеткой на пути мяча. Определив направление передачи для нападающего удара и положение нападающего, блокирующий выбирает место для отталкивания, продолжая наблюдать за направлением разбега нападающего. Отталкивание производят так, чтобы в момент удара ладони были над сеткой, при этом характерно встречное движение руками и кистями сверху вниз, касание мяча происходит на стороне нападающего. Для освоения навыка блокирования полезны такие упражнения.

1. Прыжки толчком двумя с места и разбега в один-два шага4 с доставанием подвешенного набивного мяча.2. Блокирование стоя на подставке, руки над сеткой, нападающие бросают мяч через сетку в прыжке двумя руками.3. Блокирование с места в прыжке нападающего удара по мячу, находящемуся в держателе.4. Блокирование стоя на подставке нападающего удара по мячу, подброшенному партнером.

 

ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ В НАПАДЕНИИ И ЗАЩИТЕ

       Тактические действия в нападении и защите служат для организации игровой деятельности волейболистов во время игры.При подаче игрок стремится направить мяч так, чтобы затруднить прием мяча игрокам команды соперников. Обычно мяч посылают на игрока, слабо владеющего приемом, а также к лицевой или к боковой линиям. При передаче мяча для завершающего удара игрок, который ее выполняет, выбирает такое положение, чтобы стоять лицом к нападающему игроку.Учащиеся должны уметь осуществлять прием мяча двумя руками сверху или снизу в зависимости от расстояния до места падения мяча и скорости его полета. Для этого применяют следующие упражнения в парах.

1. Один учащийся направляет мяч партнеру по различной траектории сверху двумя руками или ударом одной рукой. Другой игрок выполняет прием мяча сверху или снизу.2. То же, но учащихся разделяет сетка. Учебная игра. Проведение двусторонних игр в волейбол полностью зависит от степени овладения учащимися навыками подачи, приема и передачи мяча. При невысоком уровне подготовки следует применять нижнюю прямую подачу или вводить мяч верхней прямой подачей с расстояния 3—6 м. Не следует разрешать учащимся производить сильные нападающие удары. Игроки, полностью не овладевшие этим навыком, должны выполнять передачу через сетку в прыжке.     

     На каждом уроке при проведении учебной двусторонней игры учащимся даются определенные задания. Приводим основные виды этих заданий.

1. При приеме подачи мяч направлять в зону 3, в зону 2.2. Вторую передачу выполнять игроку, к которому передающий обращен лицом, спиной.3. Игрок зоны 6 располагается ближе к сетке и осуществляет страховку при блокировании или играет в защите, когда нападающий удар не производится.

      Игру проводят на двух площадках (можно уменьшенного размера). Учащиеся, которые в данный момент не играют, по заданию педагога выполняют различные упражнения с волейбольными и набивными мячами. При построении уроков учителя должны учитывать уровень подготовленности учащихся, степень освоения ими материала предыдущих классов, условия проведения учебных занятий и др. В приведенном ниже примерном распределении материала по отдельным урокам отражен только основной программный материал IX класса. Вопросы, связанные с повторением, решает в каждом конкретном случае сам учитель, руководствуясь стремлением успешно осуществить задачи урока.

 

 ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ В IX КЛАССЕ.

Урок 1. Упражнения 1, 3 из раздела «Перемещения»; 1, 2, 3, 4 из раздела «Передача»; 1 из раздела «Подача»; 1 из раздела «Нападающий удар»; 1 из раздела «Блокирование». Учебная игра (в три касания).

Урок 2. Упражнения 2, 4, 5 из раздела «Перемещения»; 1, 2 из раздела «Передача»; 1, 2 из раздела «Прием снизу»; 1 из раздела «По-дача»; 1 из раздела «Нападающий удар»; 1 из раздела «Блокирование». Учебная игра (в три касания).

Урок 3. Упражнения 3, 6, 7 из раздела «Перемещения»; 3, 4 из раздела «Передача»; 3, 4 из раздела «Прием снизу»; 1 из раздела «Приём снизу одной рукой»; 1 из раздела «Нападающий удар»; 1 из раздела «Блокирование». Учебная игра, задание 1.

Урок 4. Упражнения 3, 4, 5 из раздела «Перемещения»; 5, 6 из раздела «Передача»; 5, 6 из раздела «Прием снизу»; 1 из раздела «Прием снизу одной рукой»; 2 из раздела «Подача»; 2, 3 из раздела «Нападающий удар». Учебная игра, задания 1, 2.

Урок 5. Упражнения 2, 6, 7 из раздела «Перемещения»; 7, 8 из раздела «Передача»; 6 из раздела «Прием снизу»; 1 из раздела «Прием снизу одной рукой»; 2, 3 из раздела «Нападающий удар».

Урок 6. Упражнения 1, 8 из раздела «Перемещения»; 4, 6 из раздела «Передача»; 6 из раздела «Прием снизу»; 2 из раздела «Прием снизу одной рукой»; 4, 5 из раздела «Прием снизу одной рукой»; 4, 5 из раздела «Нападающий удар». Учебная игра, задания 1, 2.

Урок 7. Упражнения 3, 4, 5 из раздела «Перемещения»; 5, 8 из раздела «Передача»; 7 из раздела «Прием снизу»; 4, 5 из раздела «Нападающий удар»; 2 из раздела «Блокирвание».

Урок 8. Упражнения 1, 6, 7 из раздела «Перемещения»; 2, 7 из раздела «Передача»; 2 из раздела «Прием снизу одной рукой»; 3, 4 из раздела «Подача»; 2 из раздела «Блокирование». Учебная игра, задание 3.

Урок 9. Упражнения 1, 2, 8 из раздела «Перемещения»; 3, 8 из раздела «Передача»; 8 из раздела «Прием снизу»; 3, 4 из раздела «Подача»; 6 из раздела «Нападающий удар».

Урок 10. Упражнения 3, 4, 5 из раздела «Перемещения»; 1, 6 из раздела «Передача»; 1 из раздела «Прием снизу»; 3 из раздела «Прием снизу одной рукой»; 4, 5 из раздела «Подача»; 3, 4 из раздела «Блокирование». Учебная игра, задание 3.

Урок 11. Упражнения 1, 2, 5 из раздела «Перемещения»; 3, 4 из раздела «Передача»; 2 из раздела «Прием снизу»; 5, 6 из раздела «Подача»; 6 из раздела «Нападающий удар»; 4 из раздела «Блокирование».

Урок 12. Упражнения 3, 4, 6 из раздела «Перемещения»; 3, 8 из раздела «Передача»;

3 из раздела «Прием снизу»; 6 из раздела «Нападающий удар»; 4 из раздела «Блокирование».

 

Урок 13. Упражнения 2, 5, 7 из раздела «Перемещения»; 4, 8 из раздела «Передача»;

4 из раздела «Прием снизу»; 4, 6 из раздела «Подача». Учебная игра, задания 1, 2, 3.

 

Урок 14. Упражнения 1, 8 из раздела «Перемещения»; 6 из раздела «Передача»;5 из раздела «Прием снизу». Учебная игра, задания 1, 2, 3.

 

Урок 15. Упражнения 2, 6 из раздела «Перемещения»; 8 из раздела «Передача»;6 из раздела «Прием снизу»; 6 из раздела «Нападающий удар». Учебная игра, задания 1, 2, 3.

 

Урок 16. Во вводной части урока используется основной материал предыдущих уроков. Основное время урока уделяется двусторонней игре в волейбол. Определяется степень освоения учащимися программного материала IX класса.

 

infourok.ru

Конспект урока "Волейбол. Передача мяча сверху за голову" в 5 классе

Волейбол.-Передача-мяча-сверху-за-головуТема урока: Волейбол. Передача мяча сверху за голову, прием мяча снизу, нижняя прямая и боковая подачи мяча.

Цели: повторить разминку с волейбольным мячом на месте, тех­нику приема и передачи мяча снизу и сверху, технику передачи мяча двумя руками сверху в прыжке; совершенствовать технику нижней прямой подачи, технику боковой подачи мяча; разучить передачу мяча сверху за голову; провести подвижную игру «Точ­ная подача».

Формируемые УУД:

предметные: иметь первоначальные пред­ставления о технике передачи мяча сверху за голову, углубленные представления о технике выполнения боковой подачи, технике передачи и приема мяча снизу, технике нижней прямой подачи, технике передачи мяча двумя руками сверху в прыжке; организо­вывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью раз­минки с волейбольным мячом в паре и подвижной игры «Точная подача»;

метапредметные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять общие цели и пути их дости­жения; определять наиболее эффективные способы достижения результата; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; проявлять готовность конструктив­но разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

личностные: развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие навыков сотрудниче­ства со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуа­циях; проявление культуры общения и взаимодействия в процес­се занятий физической культурой; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; формирование уста­новки на безопасный и здоровый образ жизни.

Инвентарь: секундомер, свисток, волейбольные мячи на пару занимающихся, волейбольная сетка.

Ход урока

  1. Вводная часть (15 минут).

Построение. Объявление темы и целей урока. Организационные команды.

— Учитель проводит построение и знакомит учащихся с планом урока. Ходьба строевым шагом. Выполняется разминочный бег (4 мин). После бега учи­тель переводит класс на шаг. Учащиеся выполняют дыхательные упражнения. Когда ученики проходят по кругу, то берут по одно­му волейбольному мячу. Выполняется разминка с мячом.

  • И. п. — основная стойка, мяч перед грудью, держать одними пальцами. Под счет до трех — с силой давить на мяч паль­цами; на счет «четыре» — расслабиться. Повторить 4 раза. (Упражнение хорошо проводить перед игрой в волейбол.)
  • И. п. — основная стойка, мяч в руках. На счет «раз» — руки вверх, правая нога вправо на носок, прогнуться влево; на счет «два» — вернуться в исходное положение; на счет «три» — руки вверх, левая нога влево на носок, прогнуться вправо; на счет «четыре» — вернуться в исходное положе­ние. Повторить 4 раза.
  • И. п. — узкая стойка ноги врозь, мяч в руках за спиной. На счет «раз» — подняться на носки, мяч вверх, надавить на мяч руками; на счет «два» — вернуться в исходное поло­жение. Повторить 8 раз. Руки прямые.
  • И. п. — стойка ноги врозь, мяч в руках. На счет «раз» — на­клон, положить мяч на пол; на счет «два» — закрутить мяч на месте; на счет «три» — посмотреть в наклоне на мяч, руки держать на полу; на счет «четыре» — взять мяч и выпрямить­ся. Повторить 4 раза. Ноги не сгибать. Мяч не упускать.
  • И. п. — широкая стойка ноги врозь, мяч на полу. На счет «раз» — выпад вправо, перекатить мяч к правой ноге; на счет «два» — выпад влево, перекатить мяч к левой ноге. Повторить 8 раз в медленном темпе.
  • И. п. — стойка ноги врозь. На счет «раз» — присед, руки вверх; на счет «два» — подбросить мяч вверх, подняться и поймать мяч. Повторить 8 раз.
  • И. п. — произвольно, мяч в руках. Повторить волейбольное упражнение — верхний прием мяча: 2-3 раза подбить мяч вверх, не роняя на пол.
  • И. п. — основная стойка, мяч в руках. Ударить мяч об пол, поймать отскочивший мяч и подпрыгнуть вверх. Повторить 6—8 раз. Выполнять по сигналу учителя.
  • перестроение. Учитель поворачивает учеников в нужную сторону для проведения разминки. Проводится разминка с волейбольным мячом в паре, разученная на прошлом уроке.)
  1. Основная часть

Прием и передачи мяча сверху в паре

Ученики повторяют прием и передачи мяча сверху (2—3 мин).

  1. Выполняют броски мяча из-за головы по высокой дуге.
  2. Выполняют в прыжке броски мяча из-за головы в пол.
  3. Выполняют броски мяча правой и левой руками над головой(кистью).
  4. Двумя руками выбрасывают мяч над собой и выполняют верхнюю передачу партнеру.
  5. Наносят попеременно удары правой и левой рукой по мячу, лежащему на вытянутой перед собой ладони левой и правой рук.
  6. Прием и передачи мяча сверху в паре.

 Передача двумя руками сверху в прыжке

Передача двумя руками сверху в прыжке

— Расскажите о технике выполнения передачи двумя руками сверху в прыжке (уч. В.).

Прием и передачи мяча снизу в паре

Прием и передачи мяча снизу в паре

Ученики выбирают или среднюю, или низкую стойку, руки прямые и опущены вниз, кисти можно сложить двумя способами:

а) кисти соединить «кулак в кулак», т. е. кулак вложить в кисть, которая его и обхватывает;

б) «ладонь в ладонь» — одну кисть вло­жить в другую, образуя своеобразную «лодочку». Ученики повто­ряют прием и передачи мяча в паре. Повторить 2—3 мин.)

  1. Из широкой стойки (мяч внизу касается пола) двумя руками выполняют броски мяча за счет выпрямления туловища.
  2. Двумя руками набрасывают мяч на нижний прием партнера.
  3. Выполняют прием и передачи мяча снизу в паре.

Передача сверху за голову

Передача сверху за голову

(Учитель делит класс на тройки. Один игрок встает посереди­не, на него и идет набрасывание сначала с одной стороны, затем с другой.)

Техника выполнения

Подойти или подбежать под летящий мяч, руки над головой, разогнуть ноги, прогнуться, одновременно выпрямляя руки вверх- назад.

Первый и второй (стоит по центру) стоят лицом друг к другу, третий — за спиной второго в 2—3 м. Первый выполняет переда­чу второму, тот выполняет передачу сверху за голову третьему, поворачивается к третьему лицу. Третий набрасывает и т. д. У каждого игрока 1,5—2 мин на то, чтобы побывать в середине, отрабатывая передачу сверху за голову.

Нижняя прямая подача мяча

Нижняя прямая подача мяча

(Ученики делятся на пары и повторяют нижнюю прямую по­дачу, стоя друг против друга (без сетки). Удары надо выполнять так, чтобы мяч точно прилетал в руки партнеру. Ученики повто­ряют нижнюю прямую подачу, стоя друг против друга по обе сто­роны сетки. Все мячи лежат с одной стороны. По сигналу ученики с мячами одновременно выполняют нижнюю подачу. Партнеры на другой стороне ловят мячи, готовятся, ждут сигнала, подают в обратную сторону. Учитель разбирает ошибки. Повторить не ме­нее двух раз.)

Нижняя боковая подача

Нижняя боковая подача

Техника выполнения

И. п. — встать левым боком к сетке (для правши), мяч лежит на левой ладони, эту руку немного согнуть и опустить перед со­бой вперед-вниз. Мяч подбросить на высоту 30—50 см, слегка согнуть ноги и выполнить замах правой рукой назад-вниз. Ко­гда мяч начнет опускаться, выпрямить ноги и выполнить мягкий удар по мячу нижней частью напряженной ладони правой руки на уровне пояса.

(Ученики по очереди выполняют подачу на противоположную сторону партнеру. Он ловит мяч и ждет своей очереди. Следующие попытки выполняются одновременно всеми учениками с одной стороны, затем так же обратно. Повторить не менее четырех раз.)

Игра «Картошка».

(Учитель делит класс на команды и проводит игру)

Участники встают за линией круга (d = 5-6 м) и выполняют передачи волейбольного мяча друг другу, если мяч падает на землю, игрок, виновный в этом, садится на корточки в середине круга, а остальные продолжают играть. Играющие могут бить по мячу одной рукой, целясь в сидящего в круге, но только не после первого подбрасывания. Если метающий не попадает в сидящих, он так же садится в середину круга. Игра продолжается до тех пор, пока в круге не останется один человек, или пока игроки, сидящие в круге, не поймают мяч с лёта. В этом случае последний игрок, допустивший ошибку, садится в середину круга, а все остальные встают за линию круга и продолжают игру.

В случае нарушения правил учитель останавливает игру и разбирает ошибки.

III. Заключительная часть

(Заканчивают играть за 4—5 мин до конца урока. Инвентарь убирают на-место. Учитель проводит построение, подводит итоги урока и игры (разбирает тактические действия, основные ошиб­ки), хвалит учеников за успехи.)

Домашнее задание

Прочитать текст «Прием и передача мяча. Подводящие упраж­нения» на с. 181, 182 учебника А. П. Матвеева.

Прочитать текст «Передача сверху за голову в опорном поло­жении» нас. 186, 187учебника М.Я. Виленского.

Скачать материал

Похожие новости

fizkultura-obg.ru

Статья «Использование специальных упражнений с мячом для развития координационных способностей на уроках волейбола учащихся среднего школьного возраста».

«Использование специальных упражнений с мячом для развития координационных способностей на уроках волейбола учащихся среднего школьного возраста».

Высокий уровень развития координационных способностей — основная база для овладения новыми видами двигательных действий, успешного приспособления к трудовым действиям и бытовым операциям. В условиях научно-технической революции значимость различных координационных способностей постоянно возрастает. Процесс освоения любых двигательных действий (трудовых, спортивных, выразительных и т.д.) идёт значительно успешнее, если занимающийся имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями.

Координационные способности это умение человека наиболее совершенно, быстро, целесообразно, экономно, точно и находчиво решать двигательные задачи, при возникновении сложных и неожиданных ситуаций.   Координационная сложность двигательных действий служит первым мерилом ловкости. 

Во время игры в волейбол, когда учащийся работает с мячом, создаются благоприятные возможности для проявления смекалки, ловкости, силы, быстроты выносливости, волевых качеств, взаимопомощи и других свойств личности, т. е тех знаний, умений и навыков, которые необходимы в жизни, полезны в трудовой и общественной деятельности. Это во многом объясняет то, что волейбол включен в программу по физической культуре.

Введение волейбола в программу школьного физкультурного образования создает благоприятные условия для освоения новых двигательных действий, позволяет расширить двигательные возможности учащихся.

Волейбол предъявляет высокие требования к функциональным возможностям занимающихся. Игра в волейбол включает внезапные и быстрые передвижения, прыжки, падения и другие действия. В связи с этим волейболист должен обладать моментальной реакцией, быстротой передвижения на площадке, большой скоростью сокращения мышц, прыгучестью и другими качествами в определенных их сочетаниях.

Процесс формирования действий с мячом в определенной мере обусловлен индивидуальными особенностями учащихся. Учащиеся, у которых более координированные, точные движения, которые быстро реагируют на сигналы и умеют оценивать сложившуюся ситуацию на площадке, быстро овладевают правильной техникой действий с мячом. Им достаточно показать, объяснить и дать возможность потренироваться в действиях. Выполнение упражнений с мячом способствует развитию координационных способностей учащихся, так как требует работы всех анализаторов, которые необходимы для выполнения упражнения в целом. Волейбольные упражнения практически все с мячом, чем большим совершенством обладает ученик, выполняя такие упражнения, тем выше уровень развития координационных способностей.

Изучение литературных источников и анализ опыта специалистов, тренеров, учителей физической культуры помогли подобрать 2 комплекса специальных волейбольных упражнений с мячом для развития координационных способностей учащихся разной технической подготовленности:

1. Комплекс волейбольных упражнений для развития координационных способностей для учащихся имеющих средний уровень технической подготовленности

hello_html_m4caa0ec4.jpg

  1. Броски мяча о стену одной рукой, ловля двумя.

  2. И.П. – упор лежа. Толчком об пол, хлопок руками.

  3. Броски и ловля мяча в стену.

  4. Выполнение блокирующего приема.

  5. Выполнение нападающего удара через сетку.

  6. Из виса на шведской стенке, поднимание ног.

  7. Прыжки вверх, до касания баскетбольной корзины.

  8. Падение с перекатом из волейбольной стойки.

  9. Передача мяча в стену двумя руками сверху. (слайд)

2. Комплекс специальных упражнений с мячом для учащихся имеющих высокий уровень технической подготовленности

1.     Многократное подбрасывание мяча левой рукой вверх, и замах бьющей рукой.

2.     Многократное подбрасывание мяча и ловля его в момент удара (левая рука преграждает путь мячу).

3.     В парах. Занимающиеся располагаются на противоположных боковых линиях площадки. Один выполняет верхнюю прямую подачу в направлении партнера, другой, поймав мяч, выполняет тоже самое.

4.     Верхняя прямая подача в стенку с расстояния 7-9 м не ниже линии, проведенной на уровне верхнего края стенки.

5.     Подача мяча через стенку с расстояния 7-9 м от нее.

6.     Выполнение верхней подачи мяча с расстояния 7-9 м от сетки в правую, левую часть площадки.

7.     Метание теннисных мячей с поворотом туловища вправо, влево.

8.     Выполнение нападающего удара с поворотом туловища вправо-влево с собственного подбрасывания при наличии стационарного одиночного блока.

9.     Нападающие удары с переводом из зон 4, 2, 3 против группового (двойного) блокирования.

10.     Нападающие удары с переводом из зоны 3 с передачи из зоны 2 (4) против одиночного блокирования.

Анализ литературных источников и практическое изучение процесса развития координационных способностей волейболистов показал что, волейбол – это командная игра, поэтому для достижения успеха необходимы согласованные действия всех членов команды. Деятельность каждого игрока команды имеет конкретную направленность, но при этом все их действия должны быть согласованы и скоординированными, поэтому развитие координационных способностей у волейболистов играет основополагающую роль для достижения положительного результата.

Координационные способности можно определить как совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обусловливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляции.

Для волейболистов развитие координационных способностей имеет огромное значение. Выполнение любого технического приема в волейболе строится на основе старых координационных связей. Чем больший запас разнообразных двигательных навыков имеет волейболист, тем успешнее идут овладение техникой игры и использование ее в постоянно изменяющихся ситуациях. В связи с этим, основной путь развития координационных способностей - это обогащение спортсменов все новыми разнообразными навыками и умениями, развитие координации.

Для развития координационных способностей используют самые разнообразные упражнения, в которых спортсмен должен выходить из неожиданно сложившейся ситуации с помощью находчивых, быстрых и эффективных действий. Можно определенно сказать, что координационные способности являются основой эффективной и результативной игры волейболистов.

infourok.ru

Подача мяча Какую подачу выбрать?

Техника владения мячом. Подачам в волейболе обучаются в такой последовательности:

  • Нижняя прямая подача.

  • Нижняя боковая подача.

  • Верхняя прямая подача.

  • Верхняя боковая подача.

Обучать подачам в волейболе целесообразно расчлененным методом. Хорошенько объяснив и показав способ подачи игрокам, следует научить их принимать правильное начальное положение, а затем правильно подбрасывать мяч. После этого следует обучение удару по мячу и согласованности движений отдельных частей тела. Сразу необходимо добиваться точности выполнения движений, умения одновременно видеть цель и мяч и зрительно контролировать свои движения (не теряя из виду) до момента их завершения.

Первые попытки, позволяющие создать представление о характере и направлении движений при подаче, рекомендуется выполнять в упрощенных условиях. Для этой цели используются следующие упражнения:

Обучение подачам в волейболе – упражнение 1. Имитация изучаемого способа подачи.

Яндекс.ДиректМячи для волейбола на eBay! Наконец в России! Мячи для волейбола за Вашу цену на eBay!ebay.com 

Обучение подачам в волейболе – упражнение 2. Волейболисты располагаются в парах друг к другу лицом на расстоянии 8-10 метров.

Игрок с мячом занимает начальное положение для подачи, подбрасывает мяч вверх и совершает удар по мячу в направлении партнера. Выполняя упражнение, следует обращать внимание на высоту траектории полета мяча.

Обучение подачам в волейболе – упражнение 3. Игроки располагаются в парах по обеим сторонам сетки в 5-6 метрах от нее.

Данное упражнение аналогично предыдущему. В соответствии со степенью овладения подачей следует увеличивать расстояние от сетки и постепенно довести его до расстояния, указанного в правилах.

Обучение подачам в волейболе – упражнение 4. Игроки, стоя на месте подачи, поочередно выполняют подачи в левую и правую половины площадки.

После правильного овладения структурой движения следует переходить к совершенствованию данного способа подачи. Различные этапы совершенствования подач характеризуются усложнением условий выполнения подач и постепенным повышением сложности заданий.

Типичные ошибки, встречающиеся при выполнении подач:

  • Неправильное начальное положение (туловище наклонено вперед, ноги прямые, впереди стоит нога, одноименная бьющей руке).

  • Неправильно подбрасывается мяч (в сторону, за голову или далеко от игрока).

  • Удар по мячу осуществляется расслабленной кистью.

  • Неточное попадание кистью по мячу (нет зрительного контроля).

Подача и прием мяча в волейболе

Подача – это психология всей команды, которую выстраивает каждый игрок своим умением выполнять данный элемент. Чем сильнее и устойчивее подача, тем крепче техническая подготовка игрока в других элементах.  Подача – элемент игры, который не дает игрокам команды соперника согласовывать свои действия и выполнять намеченный план игры. Подачу необходимо совершенствовать в течение всей тренировки, отрабатывая как технику индивидуального удара, так и групповые действия.

Дети младшего возраста (8–10 лет), приходящие заниматься волейболом, плохо развиты физически. Руки и плечи у них еще слабые в силу того, что они делали мало бросков, особенно прямой рукой. Обучение младших школьников игровым спортивным дисциплинам должно строиться через игры. В этом возрасте они любят выполнять множество различных двигательных упражнений, вызывающих эмоциональное возбуждение: у них горят глаза, а главное – дети при этом мало устают.

Упражнения на технику подачи – из разряда обязательных, трудных и скучных даже для учащихся 5–7-х классов, тем более – младших.

При обучении технике подачи тренер должен четко представлять себе, какой подаче он будет обучать и как ее отрабатывать:

1) нижнюю прямую; 2) нижнюю боковую; 3) верхнюю прямую; 4) верхнюю боковую.

При выборе вида подачи не может использоваться принцип «от простого к сложному» (например, от нижней прямой к верхней прямой). Для начинающих заниматься волейболом все движения необычны, неестественны, а потому сложны.

Из четырех видов волейбольной подачи преимущество остается сегодня за верхней прямой.

  • Во-первых, подающий видит площадку, а значит, и расстановку сил соперника.

  • Во-вторых, владея хорошей техникой, подающий может попасть мячом в какого-либо конкретного игрока, нарушив планы противника.

  • В-третьих, верхняя прямая подача может быть также и силовой, что еще больше затрудняет прием.

С сильной прямой подачей могла бы конкурировать сильная боковая подача. Но этого не происходит, потому что она сложнее по движению ног и подбрасыванию мяча.

Существует четыре основных способа верхней прямой подачи:

1) согнутой рукой с высоким набрасыванием мяча; 2) с отведением плеча и руки в сторону; 3) с забрасыванием мяча за голову; 4) подача прямой рукой.

На последней подаче мне бы хотелось заострить внимание. Главный принцип обучения – постоянство. На каждом занятии в любых упражнениях контролируется движение прямой рукой.

Упражнения для подготовки мышц к подаче

1. Стойка на прямых ногах, руки вытянуты вверх и держат набивной мяч (до 1 кг) в «широких» ладонях. Не сгибая ног, выполнить быстрое движение пятками от пола и руками выбросить мяч вверх, затем так же поймать мяч на прямые руки.

2. Броски в парах игровым и малым набивными мячами.

3. То же – в тройках двумя мячами (два игрока – на месте, третий – в движении).

Это очень полезное упражнение, которое в дальнейшем могут выполнять все группы занимающихся, однако оно требует соблюдения дисциплины от игроков, подающих мячи. Малейшая небрежность – и мяч может попасть партнеру в лицо. На начальном этапе для закрепления навыка можно использовать волейбольный мяч, затем постепенно чередовать мячи: для младшей группы – игровой и малый набивной; для средней и старшей групп – набивные весом 1 и 2 кг. Для развития силы рук и плеч главное – увеличивать не количество бросков (5 – для младшей группы и 10 – для старших), а только количество серий: 2, 3, 4. Повторение серий должно происходить в течение всей тренировки. Через месяц-другой при регулярной отработке этого движения вы сможете убедиться в том, что ваши подопечные заметно укрепили руки и плечи: дальность бросков увеличится.

4. Два игрока лежат на спине боком друг к другу на расстоянии 3–4 м. Третий, стоящий между ними, поочередно набрасывает их то одному, то другому партнеру.

5. Два игрока стоят с мячами: один – у сетки, второй – у лицевой линии. Между ними лежит третий игрок лицом к игроку у сетки. Игрок у сетки набрасывает мяч лежащему, ловит его, возвращает обратно, сидя делает поворот к лицевой линии, быстро ложится и получает мяч от второго игрока.

6. Один игрок стоит с мячом, второй лежит к нему лицом, третий стоит за вторым на расстоянии примерно 2 м. Поймав мяч от игрока, стоящего спереди, и закрепив его между ступнями, лежащий игрок прямыми ногами быстро бросает мяч третьему партнеру, который возвращает мяч в руки лежащему, а тот – впереди стоящему партнеру.

7. Один партнер лежит на лицевой линии, второй стоит у него за головой с игровыми мячами. Выполняется набрасывание мяча в кисти прямых рук и сразу – бросок на дальность. Важна неразрывность цепочки: передача – прием – бросок. Проводится контроль силы плеч – с какого броска уменьшается их дальность (наступает утомление).

8. Двое игроков стоят друг от друга на расстоянии 1–1,5 м. Третий игрок делает перекаты, получает мяч от одного из партнеров, возвращает его обратно и вновь выполняет перекат.

studfiles.net


Смотрите также