1.3 Виды упражнений с многозначными словами на уроках русского языка в начальной школе. Упражнения с многозначными словами


МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД МНОГОЗНАЧНЫМИ СЛОВАМИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД МНОГОЗНАЧНЫМИ СЛОВАМИ

В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Анализ учебников с точки зрения работы

над многозначными словами в 1- 4 классах

Ставя грамматические задачи, учебник русского языка для начальных классов через конкретные приемы умственной деятельности в процессе последовательной, систематической работы со словом, предложением, текстом, через их разносторонний анализ способствует решению задачи развития речи и мышления школьника, расширяет кругозор детей в области родного языка, создает языковую среду как условие формирования речевых умений. Учебный материал создает базу для развития связной речи: устные речевые упражнения, ознакомление с простейшими изобразительно-выразительными средствами языка (рассказывание, восстановление деформированного предложения и небольшого текста, т. е. преобразующая речевая деятельность учащихся).

Для анализа мы выбрали систему учебников под редакцией авторов С.В. Иванова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко («Начальная школа 21 века»), т.к. эксперимент проводится с учащимися 4 класса, которые учатся по данной программе.

Посмотрим, какие упражнения и в каком количестве предложены автором данного учебника ( таблица 1)

Таблица 1

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Упражнения, включающие многозначную лексику, но не содержащее задания

4

3

8

9

Упражнение на определение лексического значения слова

3

11

Продолжение таблицы

5

1

Упражнение на замену многозначных слов синонимами

5

Упражнение на составление предложений с многозначными словами

2

Итого

7

26

8

10

В учебниках «Русский язык» (программа «Начальная школа 21 века», автор С.В. Иванов и др.) с 1 по 4 классы по теме: «Многозначные слова» представлены следующие упражнения.

Наблюдение над многозначными словами начинается в 1 классе в период обучения грамоте (рисунок 1). В данном упражнении учитель обращает внимание детей на слово стоят и проводит работу над этим словом в целях подготовки изучения многозначных слов. hello_html_18b0f30d.jpg

Рисунок 1- Определение лексического слова

Далее работа проводится на уроках русского языка при изучении темы «Собственные и нарицательные имена существительные, заглавная буква в именах собственных» при знакомстве со словарным словом Россия (Родина).

Дети знакомятся с правилом: в русском зыке есть слова, который похожи по звучанию, но различаются по значению (рисунок 2). Термин «многозначное слово» не вводится.

hello_html_66137509.jpg

Рисунок 2- Определение лексического значения

Через несколько уроков дети знакомятся с многозначностью слов, выбором контекстуальных синонимов (так же без употребления термина). Например, в уроке 19 приводится такое стихотворение В. Лифшица

Коля колет, Варя варит

Поля полет, Жора жарит,

Лия лейкой воду льет. Петя песенки поет.

Такие созвучия часто используют для смешных стихов или для языковой игры.

На следующих уроках дети объясняют значения слов в словосочетании

(рисунок 3)

hello_html_m47dde67c.jpg

Рисунок 3- Сравнение словосочетаний. Определение значения слова

В учебнике 1 класса достаточно упражнений для подготовительной работы для изучения данной темы – на определение лексического значения слова (рисунок 4).hello_html_4880fcea.jpg

infourok.ru

1.3 Виды упражнений с многозначными словами на уроках русского языка в начальной школе. Комплекс упражнений с многозначными словами для обогащения словарного запаса младших школьников

Похожие главы из других работ:

Виды работ по морфемике на уроках русского языка

ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОСТАВА СЛОВА В ШКОЛЕ И ВИДЫ РАБОТ ПО МОРФЕМИКЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

1.Причины трудностей и ошибок младших школьников в разборе слов по составу Вопрос о причинах ошибок, которые допускают дети при разборе слова по составу специально изучали психологи Л.И. Бажович, Д.Н. Богоявленский и др. Они пришли к выводу...

Возможности использования дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе

2.2 Анализ практического использования дидактических игр на уроках русского языка в начальной школе

Для изучения возможности коррекции результатов полученных в результате диагностического исследования была осуществлена следующая работа: 1. Сформирован комплекс дидактических игр...

Изучение лингвистической терминологии на уроках русского языка в начальной школе

2. Опытно - экспериментальная работа по изучению лингвистической терминологии на уроках русского языка в начальной школе

...

Изучение лингвистической терминологии на уроках русского языка в начальной школе

2.2 Включение упражнений по формированию лингвистической терминологии в уроки русского языка в начальной школе

В общеобразовательных программах по русскому языку для начальной школы изучению лингвистической терминологии отводится незначительное количество времени. Это подтвердили данные эксперимента. 20 % учеников имеют пробелы в знаниях...

Комплекс упражнений с многозначными словами для обогащения словарного запаса младших школьников

Глава 2. Комплекс упражнений с многозначными словами как средство совершенствования словаря младших школьников

...

Контроль учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

§ 2. ВИДЫ КОНТРОЛЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В зависимости от дидактической цели и времени проведения проверки различают предварительный, текущий, тематический, итоговый виды проверки. По форме проведения эти виды проверки могут быть устными, письменными и комбинированными...

Место и роль диктантов с изменением содержания диктуемого материала на уроках русского языка.

Глава 1. Теоретические основы методики использования диктантов с изменением содержания диктуемого материала на уроках русского языка в начальной школе

...

Методика формирования орфографической грамотности в начальной школе

3.3 Игровые технологии на уроках русского языка в начальной школе

Проблема воспитания способности детей к творчеству -- одна из актуальных проблем современной педагогики. Задача формирования и развития творческих способностей остро стоит перед учителями и педагогами, работающими с младшими школьниками...

Мышление учащихся начальных классов

1. Исторические основы темы "Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе"

В последние годы к методике обучения русскому языку в начальных классах возрос интерес ученых-методистов и учителей-практиков, особенно к проблемам словарной работы на уроках русского языка. Обусловлено это, во-первых...

Орфографические словари на уроках русского языка в начальной школе

2. Использование орфографических словарей на уроках русского языка в начальной школе

...

Орфографические словари на уроках русского языка в начальной школе

3. Анализ словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе

В настоящее время в отечественной науке сложилось два направления в истолковании основного, ведущего принципа русской орфографии: морфологический и фонематический. Традиционная методика разработана в русле морфологического направления...

Педгогические основы контроля и оценки деятельности младших школьников

§ 2. ВИДЫ КОНТРОЛЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В зависимости от дидактической цели и времени проведения проверки различают предварительный, текущий, тематический, итоговый виды проверки. По форме проведения эти виды проверки могут быть устными, письменными и комбинированными...

Процесс формирования синтаксического строя речи младших школьников

Глава II. Работа над синтаксическими понятиями на уроках русского языка в начальной школе

...

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах на основе этимологического анализа

Глава 1. Проблема организации словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе на основе этимологического анализа

...

Формирование текстовых умений на уроках русского языка в 4 классе

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕКСТОВЫХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

текстовый умение школьник...

ped.bobrodobro.ru

2.2 Разработка уроков по работе над многозначными словами. Комплекс упражнений с многозначными словами для обогащения словарного запаса младших школьников

Похожие главы из других работ:

Духовное воспитание подростков в процессе воспитания школьников

· разработка уроков музыки с использованием духовных произведений.

Глава I. Теоретические подходы к проблеме духовного воспитания школьников - подростков. 1.1 Духовное воспитание: специфика понятия...

Изучение многозначных слов в начальной школе

1.3. Методика работы над многозначными словами

Слово -- важнейшая единица языка, носитель значений. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, словами же выражаются эмоции. Чем богаче словарь человека...

Изучение многозначных слов в начальной школе

1.3. Методика работы над многозначными словами

Слово -- важнейшая единица языка, носитель значений. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, словами же выражаются эмоции. Чем богаче словарь человека...

Использование разнообразных форм уроков при изучении темы "Квадратные уравнения" в 8 классе

2.1 Разработка уроков по теме "Неполные квадратные уравнения"

Урок - лекция по теме "Неполные квадратные уравнения" Тип урока: изучение новой темы...

Использование разнообразных форм уроков при изучении темы "Квадратные уравнения" в 8 классе

2.2 Разработка уроков по теме "Полные квадратные уравнения"

Урок-программирование по теме " Полные квадратные уравнения" (уравнения общего вида) Тип урока: изучение новой темы. Цели урока: ввести понятие полного квадратного уравнения, научить учащихся решать полные квадратные уравнения...

Комплекс упражнений с многозначными словами для обогащения словарного запаса младших школьников

1.3 Виды упражнений с многозначными словами на уроках русского языка в начальной школе

Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности, богатстве и сложности. И поэтому так важен тот структурный компонент урока...

Комплекс упражнений с многозначными словами для обогащения словарного запаса младших школьников

Глава 2. Комплекс упражнений с многозначными словами как средство совершенствования словаря младших школьников

...

Методика изучения темы: "Алгоритмы"

2. Разработка уроков по теме «Алгоритм»

...

Методика изучения тепловых явлений на основе строения вещества

3. РАЗРАБОТКА УРОКОВ ПО ТЕМЕ «ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ»

...

Методика развития экспериментально-исследовательских умений школьников на уроках учебного предмета "Окружающий мир"

2.2 Разработка уроков с опытами

В настоящее время образовательное пространство переоценивается. Теперь оно является многомерным и полифункциональным образованием, через которое проявляется влияние всех факторов воспитания и обучения на процесс становления...

Педагогический рисунок

3.3 Разработка уроков

Тема: 1 урок Тип урока: Вид занятия: Цель: Задачи: Для учителя: Для учащихся: Отношение художника к миру вещей. Натюрморт. Изложение нового материала...

Применение методики личностно-ориентированного обучения на уроках дисциплин дизайн-обучения

2.3 Разработка плана-конспекта уроков ИЗО по программе Б.М. Неменского

2.3.1 План-конспект урока в 6 классе, по программе Б.М...

Проектная деятельность на уроках технологии при изучении раздела "Лоскутная пластика"

2.2 Разработка план-конспектов уроков раздела «Лоскутная пластика»

Уроки 1-2. Тема: Декоративно-прикладное творчество. Лоскутная пластика. Класс: 7 класс Время работы: 90 минут Цели урока: Обучающая: ознакомить учащихся с видами декоративно-прикладного творчества...

Проектный метод на уроках "Технологии" (при изучении раздела "Лоскутная пластика")

2.3 Разработка конспектов уроков раздела «Лоскутная пластика»

Уроки 1-2. Тема: Декоративно-прикладное творчество. Лоскутная пластика. Класс: 7 класс Цели урока: Обучающая: ознакомить учащихся с видами декоративно-прикладного творчества, историей возникновения и возможностями лоскутной пластики...

Художественная обработка соломки

Глава 2. Разработка уроков по теме: «Художественная обработка соломки»

...

ped.bobrodobro.ru

Глава 2. Комплекс упражнений с многозначными словами как средство совершенствования словаря младших школьников. Комплекс упражнений с многозначными словами для обогащения словарного запаса младших школьников

Похожие главы из других работ:

Изучение многозначных слов в начальной школе

1.3. Методика работы над многозначными словами

Слово -- важнейшая единица языка, носитель значений. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, словами же выражаются эмоции. Чем богаче словарь человека...

Изучение многозначных слов в начальной школе

1.3. Методика работы над многозначными словами

Слово -- важнейшая единица языка, носитель значений. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, словами же выражаются эмоции. Чем богаче словарь человека...

Комплекс упражнений с многозначными словами для обогащения словарного запаса младших школьников

1.3 Виды упражнений с многозначными словами на уроках русского языка в начальной школе

Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности, богатстве и сложности. И поэтому так важен тот структурный компонент урока...

Комплекс упражнений с многозначными словами для обогащения словарного запаса младших школьников

2.2 Разработка уроков по работе над многозначными словами

1...

Методические основы формирования навыка чтения у младших школьников

3. Комплекс упражнений для совершенствования навыков чтения

Лучше всего занятия проводить с группой из 3-4 детей, испытывающих трудности в чтении, в форме веселых соревнований: кто правильнее и успешнее выполнит задание? Желательно проводить их ежедневно...

Обоснование возможности использования дидактических игр в усвоении обобщающих понятий у детей младшего дошкольного возраста

1.3 Дидактические игры как средство ознакомления детьми младшего дошкольного возраста обобщающими словами

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности...

Организация процесса восприятия иноязычной речи на слух в средней школе

2.2 Комплекс упражнений для обучения аудированию

В свете требований коммуникативного подхода обучение осуществляется, главным образом, на материале целого текста и проходит стадии от восприятия и понимания текста до его анализа и работы над языковой формой...

Особенности активного словаря учащихся 2-х классов специальной (коррекционной) школы 8 вида

1.2 Характеристика активного словаря младших школьников с нарушением интеллекта

Словарный запас, которым располагают дошкольники существенным образом характеризует особенности их познавательной деятельности, умение осмысливать и отражать в речи окружающую действительность...

Особенности организации уроков физкультуры

6. Комплекс упражнений с собственным весом

Вначале занятия обязательное измерение ЧСС. Далее проводится разминка, которая включает в себя бег в среднем темпе продолжительностью до 3-х минут и упражнения обще развивающего характера. Выполнение силовых упражнений происходит по станциям...

Патриотическое воспитание младших школьников

2.2 Комплекс занятий, направленный на формирование патриотических чувств младших школьников

Цель: формирование патриотических чувств учеников младшего класса с помощью средств эстетического воспитания. Для достижения данной цели, ставятся задачи: 1. Развитие нравственно-патриотических качеств таких как: гордость, гуманизм...

Процесс и условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики

2.1 Комплекс заданий по математике, направленный на развитие логического мышления младших школьников

Деятельность - широкое понятие, содержание которого можно раскрыть описательно, назвав его существенные свойства. Деятельность - процессы, которыми выражается активное отношение субъекта к действительности [36,с.45]...

Совершенствование навыков техники чтения

Глава 1. Теоретические основы совершенствования навыков чтения у младших школьников

...

Совершенствование навыков техники чтения

Глава 2. Методика совершенствования навыков чтения у младших школьников на уроках родного языка

...

Совершенствование навыков техники чтения

2.3 Динамика совершенствования навыков чтения у младших школьников

Контрольный эксперимент Цель этого этапа: востребовать с учащихся достаточность сформированности умения осуществлять элементарные обобщения и самостоятельно строить суждения...

Формирование нравственных ориентиров младших школьников на уроках литературного чтения

2. Разработать комплекс методов и приемов по формированию нравственных ориентиров младших школьников на уроках литературного чтения.

3. Экспериментальным путем проверить эффективность комплекса методов и приемов по формированию нравственных ориентиров в младшем школьном возрасте на уроках литературного чтения...

ped.bobrodobro.ru

1.2 Особенности изучения многозначных слов в начальной школе. Комплекс упражнений с многозначными словами для обогащения словарного запаса младших школьников

Похожие главы из других работ:

Групповая работа на уроках математики в начальной школе

Глава I. Методические особенности изучения площади геометрических фигур и единиц ее измерения на уроках математики в начальной школе

...

Изучение многозначных слов в начальной школе

Глава 1. Лингвистические основы изучения многозначных слов в школе

...

Изучение многозначных слов в начальной школе

Глава 1. Лингвистические основы изучения многозначных слов в школе

...

Изучение поэтических произведений в начальной школе

1.2 Педагогические аспекты изучения поэтических произведений в начальной школе

Литературное произведение представляет собой сложное целое, в котором все его компоненты (идейно-тематическая основа, композиция, сюжет, изобразительные средства) взаимодействуют между собой. В произведении образ не статичен, он дан в развитии...

Использование лепки на уроках изобразительного искусства

Глава 2. Особенности изучения лепки в начальной школе

...

Использование приемов сравнения и классификации при изучении уравнений (в начальных классах)

2.1 Система изучения уравнений в начальной школе

Во второй части нашей работы мы разработали систему заданий, направленных на формирование логических приёмов сравнений и классификации при изучении уравнений в начальной школе на уроках математики...

Методика изучения неравенств

1. Методика изучения темы "Неравенства" в начальной школе.

Работа над неравенствами ведется с I класса, органически сочетаясь с изучением арифметического материала. Программа по математике для I-III классов ставит задачу выполнять сравнение чисел...

Особенности изучения морфологии в начальной школе

1. Общие вопросы изучения морфологии в начальной школе

...

Процесс изучения сложного предложения в начальной школе

1.1 Лингвистические основы изучения сложного предложения в начальной школе

Сложное предложение - это целостная синтаксическая конструкция, в которой по грамматическим правилам соединяются два простых предложения, связанные друг с другом синтаксически выраженными отношениями. Эта связь оформляется союзами...

Работа с антонимами на уроках русского языка и чтения в начальной школе

1.8. Психолого-педагогические основы изучения слов-антонимов в начальной школе.

Родной язык в школе - это инструмент познания, мышления, развития. Через язык ученик овладевает традициями своего народа, его мировоззрением. Язык вводит ребенка в общественную жизнь, дает ему возможность общаться как с близкими...

Развитие мышления младших школьников при изучении периметра и площади с использованием информационно-коммуникационных технологий

2.2 Методика изучения периметра в начальной школе

Периметр (греч. perнmetron -- окружность, от perimetrйo -- измеряю вокруг), длина замкнутого контура. Чаще всего этот термин применяется к треугольнику и многоугольникам и в этом случае означает сумму длин всех сторон [21]...

Развитие мышления младших школьников при изучении периметра и площади с использованием информационно-коммуникационных технологий

2.3 Методика изучения площади в начальной школе

Площадь, одна из основных величин, связанных с геометрическими фигурами. В простейших случаях измеряется числом заполняющих плоскую фигуру единичных квадратов, т. е. квадратов со стороной, равной единице длины (16)...

Развитие творческих способностей младших школьников посредством цветоведения

1.2 Теоретические основы изучения цвета в начальной школе

...

Система работы по формированию орфографических навыков у учащихся начальных классов

- проблемы изучения орфографии в начальной школе;

...

Характеристика особенностей работы по изучению длины в курсе математики начальной школы

ГЛАВА I. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ДЛИНЫ И ЕДИНИЦ ЕЕ ИЗМЕРЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

математика начальный...

ped.bobrodobro.ru


Смотрите также