Система упражнений для релаксации подростков в школе. Упражнения релаксационные для подростков


3.7. Упражнения на релаксацию, подростковый вариант аутотренинга

Возможности применения аутотренинга в рабо­те с подростками

Учитывая тот факт, что подростковый возраст является одним из критических возрастов, во вре­мя которого возникает наибольшая вероятность пе­реживания чувств тревоги и волнения, необходимо искать способы уменьшения эмоциональной напря­женности подростков. Релаксация устраняет страх и может быть рекомендована для устранения эмо­циональной напряженности, чувства тревоги, психо­генного беспокойства и т. д. Для мышечной релак­сации овладевают одним или двумя стандартными упражнениями.

Многие подростки предпочитают не проявлять свои негативные эмоции (ярость, гнев, печаль), а подавлять их. В дальнейшем подавление таких эмоций может вызвать большие проблемы, вплоть до развития и усугубления серьезного заболевания. Аутотренинг (далее — АТ) помогает поддержать контакт с истинными эмоциями и ощущениями и высвобождать их свободно и эффективно с помо­щью определенных упражнений73.

Подростки, участвующие в какой-либо обществен­ной деятельности, могут испытывать волнение пе­ред публичным выступлением. Таким подросткам для обретения уверенности в себе рекомендуются упражнения, связанные с ассоциацией покоя. Пе­ред выступлением следует сказать: «Я спокоен». Выйти, сделать вдох и выдох и перенести центр тяжести на ведущую ногу, мышцы остальных ко­нечностей и лица расслабить, принять спокойную непринужденную позу.

Некоторые подростки начинают курить, употреб­лять спиртные напитки и наркотики, объясняя это тем, что это единственный способ снять напряже­ние. Таких подростков следует обучать аутотренингу и другим методам релаксации для снятия напряжен­ности, для укрепления волевой активности и для борьбы с вредными привычками. Применяют метод самовнушения в состоянии релаксации.

АТ также способствует подготовке человека к пребыванию в стрессовой ситуации (например, эк­замены), способствует понижению ситуационной напряженности, повышает скорость адаптации. АТ применяют и в случаях налаживания отноше­ний между подростком и родителями.

Большинство подростков ведет активный образ жизни, для быстрого восстановления сил рекомен­довано погружение в релаксацию на 5-15 минут с самовнушением бодрствования.

______________________________________

73 Кеймани К. Аутогенная тренировка. — М.: Изд-во ЭКСМО, 2002.

Аутотренинг также используют как один из ме­тодов формирования самооценки педагогически за­пущенных подростков. Именно самооценка позво­ляет подростку критически относиться к самому себе, постоянно соотносить свои возможности и спо­собности с требованиями предъявляемыми жизнью, ставить перед собой реальные цели, отказываться от необоснованных притязаний, предложений поп­робовать наркотики и т. д. В области формирова­ния самооценки личности, особенно ее смысловой сферы, неоценимую помощь может оказать само­внушение.

Две минуты отдыха74

Цель: возможность быстро отдохнуть от психо­логической нагрузки.

Возраст: 12-16 лет.

Форма проведения: групповая.

Проведение упражнения: «Сядьте удобнее на своих стульях, положите руки на колени, присло­нитесь спиной к спинке стула. Закройте глаза. Перенеситесь мысленно туда, где вам будет хоро­шо. Возможно, это привычное для вас место, где вы любите бывать и отдыхать. Возможно, это мес­то вашей мечты. Побудьте там... Делайте то, что вам привычно там делать. Или ничего не делай­те, как хотите. Побудьте там, где вам хорошо, две-три минуты».

Дав инструкцию, тренер и сам может присоеди­ниться к тем, кто отдыхает. Он может в эти две-три минуты наблюдать за отдыхающей группой, советоваться с супервизором, просто обдумывать последующую логику тренинга.

studfiles.net

Подростковый аутотренинг

podrostki

Подростковый возраст играет важную роль в становлении личности, это время волнующих поисков и открытий. Вместе с тем, подростки часто переживают беспокойство, тревогу, ярость и другие деструктивные эмоции. Для устранения эмоционального перенапряжения эффективно применять упражнения аутотренинга.

Чем вредна эмоциональная напряженность? Проявление негативных эмоций вовне ведет к асоциальному поведению. С другой стороны, подавление эмоций грозит развитием психических и психосоматических расстройств. Выходом является снижение напряженности посредством релаксации.

Известно множество способов релаксации – от практики йоги до употребления наркотических веществ (нередко подростки бессознательно прибегают к последнему варианту). Наиболее безопасным и доступным методом релаксации являются техники самовнушения и саморегуляции – аутотренинг.

С помощью сеансов аутотренинга возможна коррекция поведения подростка, повышается общая стрессоустойчивость. Аутотренинг с успехом применяется для восстановления сил после интенсивной физической нагрузки.

Как следует из названия, аутотренинг – это «самотренировка», работа над самим собой. Однако некоторые техники аутотренинга эффективнее на первых порах выполнять под руководством ведущего, который будет давать словесные инструкции (внушения).

Также необходимо помнить, что эмоциональное напряжение напрямую связано с напряжением физическим. Во время выполнения техник следует принять удобное положение тела, в котором можно расслабиться.

Упражнение «Погружение»

Подростки рассаживаются вокруг ведущего. Ведущий монотонным, успокаивающим голосом дает инструкции следующего содержания: «Устройтесь поудобнее. Глаза закрываются. Руки неподвижно лежат на коленях; почувствуйте, какие они тяжелые и теплые… Спина полностью расслаблена, лежит на спинке стула… Дыхание становится глубоким, свободным… Замечаем наше сердцебиение… Сердце бьется медленно и сильно… С каждым вдохом мы погружаемся все глубже… и глубже… Мы переносимся туда, где нам хорошо. Это какое-то место, где мы можем отдохнуть от всего… Неважно, бывали мы там, или нет… Почувствуйте себя в этом месте. Позвольте себе просто быть там… Просто понаблюдайте несколько минут…»

Ведущий может и сам присоединиться к отдыхающим или сконцентрироваться на дальнейших инструкциях.

Упражнение позволяет достаточно быстро расслабиться и отдохнуть. Обычно после нескольких сеансов подростки способны выполнять упражнение самостоятельно.

Упражнение «Глубокое погружение»

В этом упражнении достигается более глубокая релаксация. Начинается упражнение аналогично предыдущему. Затем добавляются инструкции: «Теперь я подойду к кому-то из вас, положу руку на плечо, спрошу о чем-то… И услышу четкий, спокойный ответ… Все услышат… Глаза закрыты, веки тяжелые…» Ведущий подходит к любому из подростков, осторожно кладет руку на плечо и задает вопросы: «Где ты находишься? Тебе здесь хорошо? Чем ты тут занимаешься? Ты был здесь раньше? Ты один или с кем-то?» и т. п.

В процессе выполнения упражнения подростки могут заснуть. Ведущий плавно выводит их из упражнения: «Мы начинаем ощущать наше тело. Оно теплое, гибкое, заряженное энергией. Осознаем дыхание. Чувствуем движение грудной клетки. Разум потихонечку возвращается к реальности. Мы слышим окружающие звуки и медленно, медленно открываем глаза. Потянули руки вверх и посмотрели вокруг – как будто мы видим всё в первый раз».

Упражнение «Осознанное дыхание»

Инструкции: «Сядьте удобно и начните осознавать дыхание. Глаза прикрыты, ваше внимание сосредоточено только на дыхании. Вдох, выдох… Вдох, выдох… Не пытайтесь контролировать дыхание. Оно и так глубокое и ритмичное. Просто наблюдайте. Почувствуйте, как поток воздуха проходит через вас. Не важно, как именно вы это почувствуете… Если вы отвлеклись и думаете о чем-то постороннем, ничего страшного… Осознайте это и плавно верните ваше внимание к дыханию».

Поначалу инструкции может давать ведущий, но все же упражнение больше подходит для самостоятельной релаксации.

Упражнение «Крик»

Техника: вдохнуть полной грудью и закричать изо всех сил! При необходимости повторить. Упражнение прекрасно снимает агрессию и эмоциональное перенапряжение. Не будет лишним объяснить подросткам, что выполнять упражнение «Крик» уместно только на тренинге или в уединенной обстановке.

Упражнение «Истерика»

Продвинутый вариант предыдущей техники. Необходимо натурально биться в истерике, как непослушный ребенок. Для выполнения упражнения потребуется мягкая поверхность: кровать, диван, маты и т. д. Упражнение выполняется до чувства усталости и опустошенности, после этого следует неподвижно полежать несколько минут.

Упражнение «Переживание»

Упражнение позволяет избавиться от тяжелых воспоминаний или, во всяком случае, их облегчить.

Перед началом упражнения следует детально вспомнить неприятную ситуацию, вспомнить людей, места и всё, что с ней связано.

Затем ведущий вводит в состояние релаксации и дает инструкции: «Прокрутите в голове вашу ситуацию. Переживите ее заново. Раскройте свои чувства. Говорите вслух все, что приходит на ум».

Это упражнение может очистить подсознание от пережитого негативного опыта и устранить его вредное влияние на жизнь подростка сегодня.

autotrening.su

Релаксационные упражнения для младших школьников | Упражнения для детей

Релаксационное упражнение для подростков «Полёт к звезде»

Автор: Федосенко Наталья Петровна, педагог-психолог, КУ СРЦН Большереченского района , р.п. Большеречье, Омская область

Описание работы. Предлагаю вашему внимаю релаксационное упражнение направленное на снижение психоэмоционального напряжения и снижение мышечного зажима. Материал данного релаксационного упражнения будет полезен для педагогов-психологов различных структур образовательных процессов, может оказать большую помощь в работе с детьми подросткового возраста для снятия психоэмоционального напряжения. Вместе с детьми упражнение рекомендуется выполнять и взрослым, это не займет много времени, зато принесет положительные эмоции и чувства, принесет огромную пользу для эмоционального состояния личности и позитивный заряд.

Релаксационное упражнение Полёт к звезде

Цель: снятие психоэмоционального напряжения; снятие мышечных зажимов; отработка навыка рефлексии

Возраст участников: подростки

Временной регламент: 45-50 мин.

Оборудование. магнитофон, диск с записью релаксационной музыки.

Когда рождается человек, то на небе загорается его звезда, чтобы светить ему весь его век. Она горит так ярко, что её спасательной энергии хватает на долгие-долгие годы, она оберегает нас, спасает, даёт надежду и силы.

И сегодня я предлагаю совершить вам путешествие, но это будет необычное путешествие, мы совершим полёт к звезде, к своей звезде.

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох

Вы чувствуете, как ваши ноги постепенно отрываются от земли, а тело становится невесомым, очень лёгким и вы начинаете медленно-медленно подниматься вверх, к небу. Посмотрите вниз: всё, что раньше вас окружало (дома , улицы , деревья , парки , машины ) всё становится маленьким, едва заметным.

А если вы поднимите голову вверх, то увидите всё то, что раньше казалось недосягаемым, далёким. Вот - приближающееся небо. Вы летите сквозь пушистые облака, потрогайте их руками, пусть их прохлада останется на ваших ладонях. Вы стремительно летите мимо холодных комет, а сейчас пролетаете мимо солнца. Почувствуйте его приятное тепло, пусть оно согреет вас. Вы путешествуете по огромному небесному миру, встречаете различные звёзды А где же Ваша звезда. Вот она Посмотрите, какая она? Большая или маленькая? Холодная как лёд или горячая, как пламя костра? Какого она цвета? Может быть голубая, жёлтая, красная. Кокой она формы? Круглая или остроконечная?

Дотроньтесь до своей звезды и попросите у неё всё то, в чём вы нуждаетесь, что вам так необходимо: попросите добра, счастья, спокойствия, здоровья, умиротворения, хорошего настроения

А теперь обязательно улыбнитесь ей и поблагодарите свою звезду за всё: за то, что она просто существует, она ваша, светит только для вас, что она сопровождает вас всю жизнь, что она даёт вам силы и энергию

А теперь нам необходимо возвращаться домой. Попрощайтесь со своей звездой и пообещайте, что теперь, в минуты грусти, отчаяния, тревоги вы будете помнить, что у вас есть ОНА , вы будете помнить, что это - источник сил, энергии, света, добра

Почувствуйте, как постепенно тяжелеют ваши ноги, а тело становится грузным вы начинаете свой путь обратно, домой. Вы летите сквозь пушистые облака, потрогайте их руками, пусть их прохлада останется на ваших ладонях. Вы стремительно летите мимо холодных комет, а сейчас пролетаете мимо Солнца.

Если вы поднимите голову вверх, то увидите всё то, что раньше казалось огромным, могущественным (звёзды, кометы, планеты, облака), постепенно становится всё меньше и меньше Вот – приближающаяся Земля. Реки, озёра, луга, парки, дома, люди всё - становится более крупным, более заметным

Сохраните в памяти эти чувства, которые вы испытали сегодня И пусть ваша звезда далеко, но каждый раз, как только вы устали, или у вас грустное настроение, или вам просто нужны свежие силы просто навестите ее, совершите это необычное путешествие

Когда я досчитаю до 5, вы сможете открыть глаза и снова оказаться в этой комнате

Материал по теме: Картотека упражнений для релаксации (для детей)

Предварительный просмотр:

Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми.

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть!

Такие нагрузки отрицательно сказываются на здоровье детей. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на релаксацию.

Почему-то принято считать, что методы релаксации и медитации показаны только взрослым. На самом же деле, это не совсем так. Да, откровенно говоря, сложно объяснить трёхлетнему ребёнку, что такое медитация. Поэтому, релаксация детей дошкольного возраста требует особого взгляда и подхода. Главное – правильно и умело этим пользоваться.

Нервная система ребёнка дошкольного возраста далека от своего совершенства. Детям сложно контролируют процессы возбуждения и торможения нервной системы. Этим и объясняется неспокойный сон или проблемы с засыпанием после активных игр. Прежде всего, это касается активных деток. Но, несмотря на это, существует множество способов, благодаря которым можно успокоить «разгулявшегося» ребёнка.

Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.

Дети очень быстро обучаются этому непростому умению расслабляться. Даже нам, взрослым, есть чему поучиться у них в этом!

Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Если мы будем целенаправленно учить детей сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, мы будем способствовать сохранению здоровья наших деток.

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку:

Я возьму в ладонь лимон. Чувствую, что круглый он. Я его слегка сжимаю – Сок лимонный выжимаю. Все в порядке, сок готов. Я лимон бросаю, руку расслабляю. Выполнить это же упражнение левой рукой

(попеременное движение с напряжением и расслаблением рук).

Стоя друг против друга и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым, сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается в локте, а у партнера выпрямляется.

Какой сегодня чудный день! Прогоним мы тоску и лень. Руками потрясли. Вот мы здоровы и бодры.

Релаксационные игры для детей

Релаксационные игры – это способ снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста. Маленькие дети нередко находятся в состоянии высокого психоэмоционального возбуждения. Виной тому может быть адаптационный стресс, кризис трех лет. усталость. Предлагаю вашему вниманию релаксационные игры, которые помогут снять психоэмоциональное напряжение у ребенка, создать у него положительные эмоции, успокоят его и наладят сон.

Существуют разные релаксационные игры:

  • игры помогающие достичь состояния релаксации путем чередования сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела;
  • игры помогающие добиться состояния релаксации путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой;
  • игры с прицепками – релаксация достигается путем сжимания и разжимания кистей рук с обычной бельевой прицепкой;
  • игры «усыплялки», колыбельные.
Игры на основе нервно-мышечной релаксации
«Поймай бабочку»

Цель: нервно-мышечная релаксация через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления.

Выполнение: ведущий показывает летящую бабочку, пробует ее поймать – выполняет хватательные движения над головой одной рукой, потом другой, обеими руками одновременно.

Дети повторяют показанные движения. Затем медленно разжимают кулачки, смотрят, поймали бабочку или нет. Затем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат ее.

«Мороженое»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Детям предлагается поиграть в «мороженое». Вы – мороженое, вас только что достали из холодильника, оно твердое как камень, ваше тело ледяное. Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Ваше тело, ручки, ножки стали мягкими.

«Холодно - жарко»

Цель: снять психоэмоциональное напряжение.

Выполнение: Вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер, вам стало холодно, вы замерзли, обхватите себя ручками, головку прижали к ручкам – греетесь. Согрелись, расслабились. Но вот снова подул холодный ветер….

«Сорока-ворона»

Цель: снять эмоциональное напряжение.

Выполнение: Дети сидят в парах на стульях, проговаривая слова-потешки, по-очереди массируют друг другу пальчики правой рук, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, а в конце потешки поглаживают друг другу ладошки.

Сорока – ворона кашу варила,Сорока – ворона деток кормила, Этому дала, и этому дала И этому дала, и этому дала

А самому маленькому –Из большой мискиДа большой ложкойВсех накормила.

Игры на релаксацию путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой
«Часики»

Цель: снять психоэмоциональное напряжение через дыхательные техники, создание положительного эмоционального фона. Монотонные движения руками затормаживают отрицательные эмоции.

Проведение: сегодня мы будем с вами часиками. Станьте прямо, ножки слегка расставьте, ручки опустите вниз. Мама часики завела, и они стали тикать: тик-так. Размахивание руками вперед назад.

«Согреем бабочку»

Цель: достичь релаксации достичь релаксации через дыхательные техники.

Ведущий показывает на ладошке воображаемую бабочку, рассказывает, что она замерзла и не может взлететь. Предлагает согреть ее своим дыханием. Дети дышат на ладошки (дыхательное упражнение: открыть рот и произнести длительный звук А ). Бабочка согрелась и ее надо сдуть с ладошки. Дети делают глубокий вдох через нос и выдох через рот (на выдохе вытянуть губы трубочкой, произнести долгий звук У ).

Игры с прицепками
«Зайчик и собака»

Цель: снять напряжение, развить коммуникативную функцию речи, развивать воображение.

Читается стихотворение и выполняется действие.

Раз, два, три, четыре, пять - Вышел зайчик погулять (пальцы левой руки показывают «зайчика»).Вдруг охотник выбегает и собачку выпускает.Собачка злая лает (правая рука открывает и закрывает прищепку, изображая, как лает собачка).Зайчик убегает (левая рука убирается за спину).

«Лиса»

Цель: снять напряжение, развить мелкую моторику рук, развить коммуникативную функцию речи.

Ритмично открывать и закрывать «ротик» прищепки сопровождая действия проговариванием стихотворного текста.

Хитрая плутовка, рыжая головка, ​Ротик открывает, зайчиков пугает.

«Птичка»

Цель: снять напряжение, развивать мелкую моторику рук, развивать коммуникативную функцию речи.

Действия с прицепкой сопровождается текстом.

Птичка клювом повела (рука с прицепкой поворачивается из стороны в сторону),Птичка зернышки нашла (другая рука показывает ладошку с воображаемыми зернышками) ,Птичка зернышки поела (пощипывание прищепкой ладошки) ,Птичка песенку запела (прищепку ритмично открывают и закрывают «ротик»-поет.Психолог и дети напевают: ля-ля-ля).

«Пальчики»

Цель: снять напряжение, развивать мелкую моторику рук, развивать коммуникативную функцию речи.

Выполнять движения в такт стихотворению:

Пальчик, пальчик шевелись: И согнись, и разогнись. Шевелиться вам не лень Час, и два, и целый день.

Игры – «усыплялки», колыбельные

Иоганнес Брамс. Колыбельная

Такие игры оберегают от чрезмерных впечатлений и эмоций, накопленных за день, успокаивают, увещевают. И даже лечат, ведь недаром слова некоторых колыбельных ​ напоминают заговоры целительниц, «изгоняющие болезни и горести». Спокойная мелодия колыбельной способствует замедлению пульса, расширению сосудов, упорядочиванию мозговых ритмов. Необходимо сопровождать «усыплялку» или колыбельную поглаживанием ручек, ножек, спинки, волос. Все эти действия нужны для того, чтобы выработать у детей условный рефлекс на засыпание. Если педагог делает это правильно, то дети буквально на глазах расслабляются, быстро отходят ко сну. Впоследствии они засыпают, едва педагог начинает напевать или проговаривать. Дети, приученные отдаваться потоку образных представлений, станут спать глубоким, крепким сном. Будет у малыша продолжительный спокойный сон – будет и здоровье. Вот почему так много внимания испокон веков уделяется ритуалу отхождения ко сну. Чтобы использовать «усыплялки» и колыбельные как способ релаксации, не обязательно уметь петь, можно задушевно и ласково проговаривать.

«Малышам всем спать пора»

Цель: подготовка ко сну, снять напряжение с основных мышечных групп тела малыша.

Педагог читает колыбельную, сопровождая поглаживанием каждого ребенка.

Нашим пальчикам спать пора, Нашим ручкам спать пора, Нашим глазкам спать пора, Нашим ножкам спать пора, И животику спать пора, Спинке тоже спать пора, Малышам всем спать пора.

«Усыплялки» для ладошек»

Цель: подготовить ко сну, снять отрицательные эмоции и напряжение с рук.

Дети лежат в кроватках, педагог проговаривает слова, сопровождая их движением.

Устали наши ладошки, хотят отдохнуть немножко (показать ладони, несколько раз расслабленно встряхнуть ими).Они собирали игрушки (показать как собирали невидимые игрушки).С мамой лепили плюшки (полепить из невидимого теста).С бабулей варили кашку (перемешивать невидимую кашку).Рвали в саду ромашки (сорвать несколько раз).Кидали хлебные крошкиВоробушкам на дорожке (собирать пальцы горсткой, перебирая ими, кидая не видимые крошки).Устал наши ладошки, Пускай отдохнут немножко (сложить ладони одну на другую, расслабить руки).

«Игрушки»

Самые популярные материалы

Источники: http://ped-kopilka.ru/psihologija/relaksacionoe-uprazhnenie-dlja-podrostkov-pol-t-k-zvezde.html, http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/04/24/kartoteka-uprazhneniy-dlya-relaksatsii-dlya-detey, http://www.psychologos.ru/articles/view/relaksacionnye_igry_dlya_detey

Комментариев пока нет!

orebenkah.ru

Система упражнений для релаксации подростков в школе

Принято считать, что методы глубокого расслабления показаны взрослым людям. Однако релаксация для школьников так же естественна, и так же необходима. Польза для здоровья очевидна, кроме того, релаксационные методики разные, и в то время, когда существенные циклы упражнений должны проводиться под руководством специалиста, простые техники можно практиковать самостоятельно в школьных классах.

Для чего нужна релаксация подростков в школе

Простые зарядки-релаксации для подростков, которые занимают всего-то 3-5 минут, имеют самую похвальную цель – снизить психоэмоциональное напряжение и снять мышечные зажимы. Вместе с детьми упражнение рекомендуется выполнять и взрослым. Это принесет огромную пользу для развивающейся личности подростка, и даст позитивный заряд на весь день.

Релаксация в школе – это очень хорошая практика. В процессе релаксации приходит не только расслабление и снятие мышечных зажимов. Успокаивается ум, и это невероятно важно! Подростку, находящемуся на переломном этапе своей жизни, открываются простые и важные для него истины, такие как: самоодобрение – волшебный ключ к позитивным изменениям в нашей жизни. Равно как и самопринятие.

Редкий подросток взрослеет без стрессов, и почти каждому знакомо чувство вины, недоверие, нигилизм. Если специальная релаксация для подростков помогает кому-то принять себя и разобраться в себе – это уже победа. И значит, усилия педагогов не потрачены зря.

Подросткам свойственна жестокость. Причем, часто наблюдается жестокость, направленная на самих себя. Подросткам свойственна беспощадность, но, как бы ни было мучительно взрослеть, переходить на новый виток своей жизни, необходимо понимать, что никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя критиковать себя. Нужно любить себя. Любить себя – это значит, с восторгом встречать факт существования своей личности. Любить себя – значит, быть благодарным за подарок жизни. Если релаксация для школьников проводится под руководством психолога, то в процессе занятий эти истины будут открываться постепенно.

Решить проблемы, мне помог Денежный амулет, который заколдован так, чтобы постоянно привлекать к ВАМ, удачу и деньги. Внимание: настоящий Талисман Удачи должен изготавливаться и настраивается строго индивидуально, я заказывала его именно здесь!
Релаксация для подростков – измените ход ваших мыслей

Чтобы изменить другого, нужно, прежде всего, измениться самому. Это – еще одна простая истина, открывающаяся в ходе расслабляющих упражнений – групповой релаксации для подростков. Нужно изменить ход своих мыслей, выстроить новую линию мышления, которая не будет уводить вас от реализации ваших возможностей, но, напротив, послужит вам трамплином для нового броска, новых достижений.

Если у вас имеются какие-либо проблемы, знайте, что любовь – единственный ответ на любую вашу проблему. А дорога к состоянию любви проходит через прощение. Прощение снимает обиду, она просто растворяется, исчезает, освобождает вас из плена. Любви нет вне человека. Она живет внутри нас. Чем сильнее вы любите, тем большей любовью окружены – вот главное, что должны говорить психологи на занятиях релаксации для школьников.

В подростковом возрасте тема любви наиболее актуальна. Но, не всякий парень или девушка готовы обсуждать этот вопрос открыто. Это доступно в практике релаксации. Через примеры любви к себе можно получить опыт любви к другим. Все события, когда-либо имевшие место в жизни до сего дня, – результат ваших убеждений, не всегда правильных. Только подумайте: от счастливой жизни, полной ярких красок и идеальных событий, вас отделяют только мысли!

Смотреть на видео упражнения релаксации для подростков

С тегами: оздоровление осознание просветление саморазвитие

ЭТО НАДО ПРОЧИТАТЬ

ЭТО НАДО ПОЧИТАТЬ

www.sudba.info

Упражнения на релаксацию, — Мегаобучалка

подростковый вариант аутотренинга

Возможности применения аутотренинга в рабо­те с подростками

Учитывая тот факт, что подростковый возраст является одним из критических возрастов, во вре­мя которого возникает наибольшая вероятность пе­реживания чувств тревоги и волнения, необходимо искать способы уменьшения эмоциональной напря­женности подростков. Релаксация устраняет страх и может быть рекомендована для устранения эмо­циональной напряженности, чувства тревоги, психо­генного беспокойства и т. д. Для мышечной релак­сации овладевают одним или двумя стандартными упражнениями.

Многие подростки предпочитают не проявлять свои негативные эмоции (ярость, гнев, печаль), а подавлять их. В дальнейшем подавление таких эмоций может вызвать большие проблемы, вплоть до развития и усугубления серьезного заболевания. Аутотренинг (далее — АТ) помогает поддержать контакт с истинными эмоциями и ощущениями и высвобождать их свободно и эффективно с помо­щью определенных упражнений73.

Подростки, участвующие в какой-либо обществен­ной деятельности, могут испытывать волнение пе­ред публичным выступлением. Таким подросткам для обретения уверенности в себе рекомендуются упражнения, связанные с ассоциацией покоя. Пе­ред выступлением следует сказать: «Я спокоен». Выйти, сделать вдох и выдох и перенести центр тяжести на ведущую ногу, мышцы остальных ко­нечностей и лица расслабить, принять спокойную непринужденную позу.

Некоторые подростки начинают курить, употреб­лять спиртные напитки и наркотики, объясняя это тем, что это единственный способ снять напряже­ние. Таких подростков следует обучать аутотренингу и другим методам релаксации для снятия напряжен­ности, для укрепления волевой активности и для борьбы с вредными привычками. Применяют метод самовнушения в состоянии релаксации.

АТ также способствует подготовке человека к пребыванию в стрессовой ситуации (например, эк­замены), способствует понижению ситуационной напряженности, повышает скорость адаптации. АТ применяют и в случаях налаживания отноше­ний между подростком и родителями.

Большинство подростков ведет активный образ жизни, для быстрого восстановления сил рекомен­довано погружение в релаксацию на 5-15 минут с самовнушением бодрствования.

______

73 Кеймани К. Аутогенная тренировка. — М.: Изд-во ЭКСМО, 2002.

Аутотренинг также используют как один из ме­тодов формирования самооценки педагогически за­пущенных подростков. Именно самооценка позво­ляет подростку критически относиться к самому себе, постоянно соотносить свои возможности и спо­собности с требованиями предъявляемыми жизнью, ставить перед собой реальные цели, отказываться от необоснованных притязаний, предложений поп­робовать наркотики и т. д. В области формирова­ния самооценки личности, особенно ее смысловой сферы, неоценимую помощь может оказать само­внушение.

ДВЕ МИНУТЫ ОТДЫХА74

Цель: возможность быстро отдохнуть от психо­логической нагрузки.

Возраст: 12-16 лет.

Форма проведения: групповая.

Проведение упражнения: «Сядьте удобнее на своих стульях, положите руки на колени, присло­нитесь спиной к спинке стула. Закройте глаза. Перенеситесь мысленно туда, где вам будет хоро­шо. Возможно, это привычное для вас место, где вы любите бывать и отдыхать. Возможно, это мес­то вашей мечты. Побудьте там... Делайте то, что вам привычно там делать. Или ничего не делай­те, как хотите. Побудьте там, где вам хорошо, две-три минуты».

Дав инструкцию, тренер и сам может присоеди­ниться к тем, кто отдыхает. Он может в эти две-три минуты наблюдать за отдыхающей группой, советоваться с супервизором, просто обдумывать последующую логику тренинга.

РАССЛАБЛЕНИЕ

Цель: возможность расслабиться и отдохнуть.

Возраст: 12-16 лет.

Форма проведения: групповая.

Проведение упражнения: «Сядьте удобнее на стульях, расслабьте мышцы, положите удобно руки, закройте глаза. Старайтесь ни о чем не думать. Отдохните на стуле... Вам удобно... Глаза закры­ты... Расслабьтесь... »

Тренер в упражнениях этого типа может варь­ировать свое участие от полного контроля за их выполнением группой до полного «растворения» в группе, т. е. отдыха вместе с группой, когда он дает инструкцию и сам ее выполняет вместе с подростками. Одной из форм контроля будет дооснащение упражнений на отдых и расслабление. В инструкцию добавляются слова: «Я подойду к некоторым из вас, положу руку на плечо, о чем-то спрошу. Отвечайте с закрытыми глазами так, чтобы было слышно всей группе». В ходе выпол­нения упражнения тренер идет по кругу и спра­шивает некоторых из подростков примерно следу­ющее: «Где ты? Это место знакомо тебе? Что ты делаешь? Ты один? Кто рядом с тобой? Тебе хоро­шо? Побудь там еще... »

Упражнение может длиться 3-5 минут. Выходит группа из упражнения сама или по команде трене­ра, типа «Возвращайтесь оттуда, где вы только что отдыхали... возвращайтесь медленно... прощайтесь с теми, кто там был с вами... Открывайте глаза... Потянитесь, выпрямитесь, посмотрите друг на дру­га... Мы продолжаем тренинг».

_______________________________

74 Лидере А. Г. Психологический тренинг с подростками / Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: — Издательский центр «Академия», 2001.

ДЫХАНИЕ75

Цель: уменьшение уровня тревожности, выход из стрессовой ситуации.

Возраст: 12-16 лет.

Форма проведения: групповая

Проведение упражнения: «Сядьте на стул. За­кройте глаза и расслабьтесь. Сосредоточьтесь толь­ко на собственном дыхании. Вдох-выдох, вдох-выдох. Не пытайтесь изменить его естественный ход, просто стараясь не выходить из расслабления, за­помните, как вы дышите в состоянии покоя, за­фиксируйте рисунок собственного дыхания». Очень важно отследить ритм дыхания в расслабленном состоянии.

КРИК

Цель:разрядка чувства фрустрации, гнева, ярос­ти и т. д.

Возраст: 12-16 лет.

Форма проведения:групповая.

Проведение упражнения:Для выполнения этого упражнения необходимо набрать вгрудь воздуха и закричать изо всех сил, предварительно убедив­шись, что никто не услышит ваш крик! Если та­кой возможности нет, то можно использовать дру­гой способ, например, сесть на стул, положить себе на колени большую мягкую подушку, сделать глу­бокий вдох, а затем закричать как можно громче (во всю силу своих легких), прикрыв лицо подуш­кой. Повторять этот процесс нужно несколько раз, пока не возникнет чувство опустошенности.

Комментарии: Единственным недостатком этого упражнения, является то, что впроцессе его вы­полнения может заболеть горло или же можно ох­рипнуть. Поэтому необходимо научиться правиль­но, выполнять это упражнение, кричать нужно не поверхностно, а из глубин легких.

ИСТЕРИКА

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Возраст: 12-16лет.

Форма проведения:групповая.

Проведение упражнения: Для его выполнения необходимо лечь на кровать, диван или на любую другую мягкую поверхность, на твердой поверхнос­ти это упражнение выполнять не стоит. Смысл уп­ражнения заключается в том, что нужно предста­вить себя ребенком, бьющимся в истерике. Можно колотить руками и ногами о постель и одновре­менно с этим кричать или издавать любые другие звуки, которые просятся наружу. Делать это стоит столько времени, сколько хочется. Затем нужно несколько минут спокойно полежать и отдохнуть. Это упражнение дает огромное освобождение.

 

megaobuchalka.ru

Текст-сопровождение для релаксации 2 Социальная служба Подмосковья

«Дом моей души

(Укороченно из книги Козлова Н.И.).

Это очень сильное упражнение. Оно вызывает глубокий интерес, много чувств и надолго запоминается. Однако от ведущего здесь требуется умение вести медитацию. Для медитативного расслабления всех можно попросить сесть в пары, а можно разрешить устраиваться индивидуально, максимально удобно. В первом случае обеспечивается лучшая проработка полученных впечатлений, а во втором лучшее получение этих самых впечатлений. Собственно, во время самой медитации ничего не происходит, все расслабленно сидят (а иногда лежат), а ведущий произносит текст, рождающий в душе определенные картинки. Медитация может длиться долго, до получаса и более. После же выхода из нее ведущий предлагает сохранить в душе все, что во время медитации удалось увидеть, и постараться это понять. Ключ к пониманию заключается в том, что увиденный тобой Дом - это твоя Душа. Душа реальная или желаемая. У кого-то она похожа на просторный и чистый Дворец, а у кого- то это заброшенный Замок с захламленными чердаками и тревожными черными коридорами. И свист ветра в окнах с разбитыми стеклами, и уханье сов... Тяжелые двери закрытая, защищающаяся душа. Тяжелые темные шторы отгороженность человека от мира. Один юноша увидел свой Дом даже не на земле, его Дом плавал по воде. Свободно, без всяких привязанностей, как он и жил. Итак, все рассаживаются в пары (если еще не сидят) и в парах рассказывают, кто какой Дом своей Души видел, как он это понимает и как к этому относится, какие чувства эти картинки вызвали у него. Ведущий, естественно, помогает всем, кто в его помощи нуждается.

Расслабили свои руки…

Внимание на кистях рук - они сразу стали большими, тёплыми. Мягкими, большими, тёплыми. Свободные плечи…

Сбросьте напряжение с лица… В голове - легкий туман, спокойная пустота… Мягкое дыхание... Кто хочет, может вдохнуть сильно - и выдохнуть… воздух проходит через ноздри и выходит… Дыхание лёгкое и спокойное... Чем дышите вы? Лёгкостью, голубизной... 

И мир становится волшебным… легкий синий туман вокруг вас… Вы будто растворяетесь в нём, становитесь мягкими, теплыми... И вы чувствуете, как будто ДУША ВАША ОСВОБОДИЛАСЬ… и будто полетела в лёгком воздухе… в небо… высоко, в голубизну… Вы раскинули руки, вы летите … Как красиво вокруг вас… Впереди – горизонт… далекие горы … зеленый лес…

Можно подняться к облакам… будто купаться в них… отдохнуть на них… Можно кувыркаться… наслаждаться своей свободой... Можно полететь к земле... вниз… и найти на земле место, где вам очень хорошо… 

Ваше ЛЮБИМОЕ МЕСТО на земле... Какое оно? Это тихая лесная речка… Поляна, где растёт много разных цветов... Ты ложишься в цветы, и какой то цветок окажется совсем близко от твоего лица… Ты улыбнёшься ему... 

Кто-то окажется высоко в горах, где прохладный туман, где одиноко, где чистый и холодный воздух… 

А может ты очутишься на скале, с которой открывается вид на море… Я не знаю, в каком месте очутишься ты, но я знаю, что в твоём мире возможны чудеса… 

И на этом месте ты ПОСТРОИШЬ СВОЙ ДОМ… Каким он будет?… Он будет большой… высокий… Или маленький, тихий, аккуратный…? Какие будут стены у твоего дома? Большие, толстые или тонкие?… А есть в доме глубокие подвалы, большие, запутанные?… Что находится в этих подвалах?… Или это будет легкий дом… с лёгкими летними стенами… потому что в твоём мире никогда не бывает зимы? …

Какие окна в твоём доме: попробуй увидеть их... Это большие… лёгкие… стеклянные… всегда открытые окна… Или маленькие, аккуратные… очень тёплые окошки… со ставнями…? Какой вход в твой дом… дверь…? Представь... Это тяжёлая дверь с золотой ручкой… Или это стеклянные двери, которые открываются от лёгкого толчка в них?… Будут ли замки на дверях твоего дома?…Что человек увидит, когда войдёт в эти двери: просторную гостиную… длинные коридоры…? Сколько будет этажей в этом доме: один… два… ? Какая будет крыша у твоего дома… что будет под ней…? Чердак? Чердак для старых, заброшенных вещей…? На что будет похож твой дом?…

И какая будет твоя самая любимая комната в твоем доме?… В этой комнате ты проводишь много часов… Это комната для работы или отдыха…? 

Подойди к окну: какое это окно?… За этим окном тепло и свет…? Или окна закрыты тяжелыми шторами, которые создают уют…? Что стоит в любимой комнате…? Какая мебель…? Какое место в любимой комнате самое любимое… - где ты работаешь или где ты отдыхаешь…? 

Вокруг - книги …? вещи …? Всё ли ты хорошо видишь…? Какие у тебя чувства ко всему, что ты видишь вокруг…? Прислушайся, есть ли звуки вокруг тебя…? Есть ли люди в твоём доме…? Дети… друзья… родители... Они живут здесь постоянно или приходят сюда в гости…? Этот дом гостеприимен…? 

А что вокруг твоего дома - посмотри... Лес… или высокие горы, синее море...? Трава... Цветы...? Посмотри на свой дом со стороны: нравится ли он тебе…? Может что-то недостроено…? Какие чувства у тебя ко всему, что видишь ты? Сохрани В ПАМЯТИ этот свой дом… Запомни этот мир - это важно для тебя... Что бы ни происходило с тобой, ты всегда сможешь прийти сюда – здесь тебе будет хорошо... 

Здесь будут вещи, которые тебе дороги… Сюда приходят люди, которые близки тебе... Здесь будут чудеса, которые любишь ты... Это твой мир… никто не сможет отнять его у тебя… Постарайтесь не забыть ничего из того, что вы видели… И медленно возвращайтесь сюда...

Мне нравится моё тело.

(Укороченно из Луизы Хей).

Это не совсем медитации. Это - аффирмации. Если вы не любите своё тело, целиком или какую-то часть его (мне, например, в молодости не нравились ноги - казалось, что кривые), то сделайте за привычку проговаривать вслух слова одобрения и восхищения тем, что не нравится (через нехочу). Постепенно полюбите своё тело.

МНЕ НРАВИТСЯ МОЙ РАЗУМ Мой разум позволяет мне понять, что мое Тело - это прекрасное Чудо. Я радуюсь, что живу. Я подтверждаю с помощью разума мою способность излечивать себя. Мой разум выбирает мысли, от которых зависит мое будущее - каждая его секунда. Я пользуюсь разумом и получаю от него мою силу и способность к исцелению. Я выбираю мысли, которые улучшают моё самочувствие. Я люблю и ценю мой замечательный разум!

МНЕ НРАВЯТСЯ МОИ ГЛАЗА.У меня прекрасное зрение. Я вижу все ясно и отчетливо. С любовью смотрю на мое прошлое, настоящее и будущее. Я по-новому смотрю на все. Я вижу хорошее в каждом человеке, я вижу это всегда и везде. И я с любовью создаю ту жизнь, на которую я так люблю смотреть. Я люблю и ценю мои прекрасные глаза.

МНЕ НРАВЯТСЯ МОИ УШИ.Я - человек спокойный, уравновешенный, жизнерадостный. Я выбираю мысли, которые создают гармонию вокруг меня. Я люблю слушать все хорошее и приятное. В словах каждого человека я слышу скрытый в них призыв к любви. Я стремлюсь понять других и отношусь к ним с состраданием. Меня радует моя способность слышать жизнь. Мой разум всегда открыт для восприятия. Я слушаю с удовольствием. Я люблю и ценю мои прекрасные уши.

МНЕ НРАВИТСЯ МОЙ РОТЯ питаюсь новыми идеями. Я открыто выражаю свое мнение. Я говорю то, что думаю. У меня хороший вкус к жизни. Я выбираю мысли, которые позволяют мне говорить обо всем с любовью. Я смело выражаю то, о чем думаю, потому что твердо знаю, чего я стою. Я люблю и ценю мой прекрасный рот!

МНЕ НРАВЯТСЯ МОИ ПЛЕЧИ Я легко взваливаю ответственность на свои плечи. Моя ноша легка - как пушинка на ветру. Я встаю во весь рост и свободно и радостно иду по жизни. Мои плечи красивые, прямые и сильные. Я выбираю мысли, которые делают мой путь легким и свободным. Любовь раскрепощает и расслабляет. Я люблю и ценю мои прекрасные плечи.

МНЕ НРАВЯТСЯ МОИ РУКИЯ оберегаю себя и моих любимых. Я радуюсь жизни. Я обладаю способностью правильно воспринимать жизненные обстоятельства. Я обожаю мою способность трогать и чувствовать, ощупывать и изучать, штопать и чинить, творить, с любовью создавая красоту. Я выбираю мысли, позволяющие мне легко воспринимать перемены и двигаться в любом направлении. Я - человек сильный, способный и деятельный. Я люблю и ценю мои прекрасные руки.

МНЕ НРАВИТСЯ МОЙ ПОЗВОНОЧНИКМой позвоно чник - средоточие гармонии, любви. Каждый позвонок нежно связан с двумя соседними. И все они взаимодействуют между собой плавно и безупречно. В этом - источник не только моей силы, но и гибкости. Я могу дотянуться до неба и изогнуться до земли. Я выбираю мысли, которые дают мне свободу и безопасность. Я люблю и ценю мой прекрасный позвоночник.

МНЕ НРАВИТСЯ МОЯ СПИНАМоя опора - сама жизнь. Я чувствую моральную поддержку. Я отгоняю прочь все страхи. Я чувствую себя любимой (любимым). Не важны для меня ни мое прошлое, ни весь мой прошлый опыт. Я забываю все, что остается позади. Теперь я доверяюсь естественному ходу жизни. Жизнь благоприятствует мне всегда, когда я жду этого и когда не жду. Я знаю: жизнь - это то, что нужно. Я люблю и ценю мою красивую спину.

МНЕ НРАВЯТСЯ МОИ ЛЕГКИЕЯ имею право на пространство. Я имею право на жизнь. Свободно, полной грудью я вдыхаю и вдыхаю жизнь. Мои вдохи и выдохи предельно гармоничны. Моя окружающая среда совершенно безопасна. Мое дыхание продлится столько, сколько я захочу прожить. Я люблю и ценю мои прекрасные легкие. Я люблю и ценю мое великолепное дыхание!

МНЕ НРАВИТСЯ МОЕ СЕРДЦЕ Мое сердце разносит радость по всему телу, питает его клетки. Сейчас во мне свободно циркулируют новые радостные мысли. Кровь в моих жилах - чистейшая радость. Эта радость жизни свободно растекается по всему телу. Я выбираю мысли, которые создают вечно радостное настоящее. Жить не страшно в любом возрасте. От меня во все стороны исходит любовь, и вся моя жизнь - это радость. Я люблю сердцем. Я люблю и ценю мое сердце! Я люблю и ценю мою прекрасную кровь!

МНЕ НРАВЯТСЯ МОИ НЕРВЫУ меня чудесная нервная система. Нервы обеспечивают мне связь с жизнью в ее полном объеме. Я могу сильно чувствовать и глубоко осознавать. Я чувствую себя в полной безопасности. Я позволяю нервам мирно расслабляться. Я выбираю мысли, которые вселяют в душу покой. Я люблю и ценю мои великолепные нервы. МНЕ НРАВИТСЯ МОЙ ЖЕЛУДОК.Я с радостью перевариваю опыт жизни. Жизнь мне идет на пользу. Я легко усваиваю каждое новое мгновение дня. Все идет хорошо в моем мире. Я верю, что жизнь питает меня всем, что мне нужно. Я знаю себе цену. Человек, подобный мне, достаточно хорош и сам по себе. Я - это Великолепное Священное Выражение Жизни. Я люблю и ценю мой замечательный желудок.

МНЕ НРАВЯТСЯ МОИ ГЕНИТАЛИИ Меня радует моя сексуальность. Это нормальное, естественное и самое лучшее состояние. Я считаю мои гениталии красивыми, естественными и вполне подходящими для меня. Я - человек достаточно хороший и красивый в том виде, в каком я существую здесь и сейчас. Я ценю удовольствие, которое дает мое тело. Наслаждение, которое приносит мне тело, вполне безопасно. Я выбираю мысли, которые позволяют любить и ценить мои замечательные гениталии.

МНЕ НРАВЯТСЯ МОИ НОГИСейчас я хочу забыть о всех травмах и боли, испытанной в детстве. Я отказываюсь жить в прошлом. Я живу сегодняшним днём. Я прощаю и предаю забвению все прошлое, а мои бедра тем временем твердеют и хорошеют. Моя полная мобильность позволяет двигаться в любом направлении. Мое прошлое не мешает мне идти по жизни вперед. Мои сильные икры расслабленны. Я выбираю мысли, с которыми мне радостно идти вперед.

МНЕ НРАВИТСЯ МОЕ ТЕЛО Мое тело - прекрасный дом для жизни. Я радуюсь, что мой выбор в этой жизни пал именно на это совершенное тело. У него самые лучшие размеры, форма, цвет. Оно служит мне так хорошо. Меня восхищает чудо, которым является мое тело. Я выбираю исцеляющие мысли, которые благотворно воздействуют на мое здоровое тело. Я люблю и ценю мое прекрасное тело.

Упражнение на релаксацию «Превращение из семени в дерево»

В далекой стране жил-был один садовник.Садовник боготворил деревья, и каждый год высаживал несколько новых аллей в своем саду. В этом году он решил посадить маленький лесок из семян, подаренных ему друзьями. Семена были от разных деревьев. Это были желуди старого дуба, пушинки серебристого тополя, несколько грецких орехов, блестящие каштаны, и легкие самолетики клена.

(Тренер выдает группе по одному семени в руку, предлагает представить себя данным семенем, присесть на пол и сжаться в комочек, зажать свою голову руками).Садовник очень нежно отнесся к своим семенам. Он регулярно поливал их, подпушивал землю, даже разговаривал с семенами. (Тренер ходит между участниками, гладит их, что-то нашептывает, улыбается). Вот наступила весна, и с первыми теплыми лучами солнца начали прорастать маленькие ростки. (Участники потихоньку поднимаются).

У ростков раскрываются листочки (руки вверх), появляются веточки с бутонами (сжать кулачки), наконец, бутоны лопаются (кулачки разжать) и маленький росток превращается в крепкое молодое дерево.Весна сменяется жарким летом. Молодые деревья растут, улыбаются и кланяются соседним деревцам, приветствуя их по утрам (участники выполняют соответствующие движения). Наступает осень, и каждое дерево щедро благодарит садовника своими плодами. (Участники отдают свои плоды садовнику).Оговорить с группой, как садовник в дальнейшем поступит с подарками природы.

Упражнение на релаксацию «Солнечные лучики»

Закройте глаза, вы лежите на мягкой траве, вокруг вас на поляне растут цветы.Вот стрекочет кузнечик, кукушка где-то далеко считает года. Вы чувствуете теплые лучики солнца. Лучики согревают ваши руки, ноги, лицо.Один из лучей коснулся ваших губ и нарисовал вам улыбку. Вам приятно от этих прикосновений. Вы ощущаете себя частью природы. Эту улыбку вы пронесете и подарите своим друзьям…Потяните руки вверх, вдохните и откройте глаза на счет «три». Ваша прогулка была чудесной.

Упражнение на релаксацию «Воздушные шарики»

Сегодня вы – воздушные шарики. Разноцветные, шаловливые, легкие и стремительные. Сейчас вас надувают, вы с каждой секундой становитесь легче, поднимаетесь вверх, касаетесь облаков, летите с ними наперегонки. Ветерок подхватывает вас, вы уноситесь все выше и выше. Сверху вы видите людей, бегущих вслед за вами. Они кричат вам, машут руками. От этого вам становится еще веселее. Но в облаках становится прохладно… Солнце спряталось… Хочется вернуться домой. Потихоньку выпускаете воздух и спускаетесь вниз. Воздушное путешествие окончено. Вы снова все в комнате…Потянули за ниточку и открыли глаза на счет «три».

Упражнение на релаксацию «Рождение цветка»

Закройте глаза и представьте себя маленьким ростком цветка. Росточек только-только появился. Он еще совсем маленький. Солнышко согревает его и помогает ему расти. Лепесточки цветка раскрываются. Он поворачивает бутончик по направлению солнца. Лепестки раскрываются все шире и шире. Наши руки тянутся к солнцу. На счет «три» откроем глаза, потянемся, встряхнули ладошками. Вдохнем цветочный запах. Представим улыбки людей, которые смотрят на цветы и вдыхают их ароматы. Пусть каждый из вас даст название своему цветку. Вот какая пестрая цветочная поляна у нас получилась.

Холотропное дыхание.

Закройте глаза, направьте свое внимание внутрь.Проверьте свое тело и посмотрите, есть ли в вашем теле какие-то напряженные места, или места, где хочется потянуться, найти удобное положение.Начинаем расслабление со ступней.Расслабляем ступни.Расслабляем большие пальцы ног.Расслабляем голени... нижние части ног.Расслабляем колени.Расслабляем бедра... пусть ваши ноги, расслабляясь, станут более спокойными.Расслабляем глубокие мышцы ягодиц.Расслабляем основание копчика.

Позвольте расслаблению медленно подниматься вверх по позвоночнику, позвонок за позвонком, и пусть каждый позвонок погружается в матрас, находя свое естественное положение, поддерживаемое опорой.Пусть это расслабление поднимается верх по позвоночнику к основанию черепа.Пусть оно затем растекается по плечам и проходит через нихРасслабляя верхние части рук,Расслабляя локти,Расслабляя нижние части рук.

Пусть расслабление проходит через кисти рук..., расслабляя кисти, расслабляя ладони... пальцы....И пусть это расслабление выходит наружу через кончики пальцев.Почувствуйте, как ваше внимание перемещается по задней стороне шеи, расслабляя мышцы, соединяющее тело и голову.Пусть расслабление распространяется вверх по шее, по задней части головы и поднимается к самой макушке.Позвольте расслаблению перейти на лоб. Расслабляя лоб.Расслабляя и открывая пространство между бровями.Пусть на вашем лице не будет никакого выражения, расслабьте глаза.Позвольте вашим векам спокойно отдыхать, прикрыв глаза.

Расслабьте челюсти.Расслабьте рот, и пусть ваш язык отдыхает, покоясь на верхнем небе.Расслабьте горло... и откройте область горла.Расслабьте и откройте самый центр груди.Расслабьте и откройте солнечное сплетение.Расслабьте и откройте живот.Расслабьте все основные органы внутри вашего тела.

(Начните изменять тон собственного голоса - более энергичный, более нормальный тон). Обратите внимание на дыхание, дыхание нормальное...Начните углублять внимание на дыхание, делайте полный глубокий вдох, чувствуете, как ваше тело наполняется воздухом, делайте выдох еще более полный и завершенный, чем вдох. Продолжайте дышать еще глубже.Начинайте связывать дыхание, так чтобы не было паузы между вдохом и выдохом... и между выдохом и вдохом.Дышите глубоко, начинайте увеличивать темп дыхания, дышите чаще и еще глубже.

Дышите еще чаще и глубже.Пусть каждый вдох привносит еще более глубокое расслабление в ваше тело и глубинную истину в вашу внутреннюю мудрость, ведущую переживание.Пусть ваше дыхание становиться все более легким, без всякого усилия.В тот момент, когда начнется музыка..., пусть она помогает вашему дыханию становиться все глубже и чаще... и все более и более легким...Дышите до тех пор, пока вы не удивитесь тому, что происходит с вами.

АУТОТРЕНИНГ

Мои глаза закрываются.Я успокаиваюсь.Я расслабляюсь.Я чувствую себя спокойно и легко.Мое тело расслабляется.С каждым выдохом мое тело все больше расслабляется.Я спокоен.Я расслаблен.Мне спокойно, легко и приятно.С каждым выдохом мне все спокойней, легче и приятнейЯ отдыхаю, мне хорошо.Мое лицо расслабляется.Мой лоб расслабляется.Лоб полностью расслаблен.Мой нос расслабляется.Нос полностью расслаблен.Мои щеки расслабляются.Щеки полностью расслаблены.Мое лицо полностью расслабленно.Моя голова полностью расслабленна.Расслабляется правая рука.Расслабляется правая кисть.Расслабляется правое предплечье.Расслабляется правое плечо.Правая рука полностью расслабленна.Расслабляется левая рука.Расслабляется левая кисть.Расслабляется левое предплечье.Расслабляется левое плечо.Левая рука полностью расслабленна.Обе руки полностью расслаблены.Приятное тепло наполняет мои руки.Мои руки налиты приятной тяжестью.Я полностью спокоен и расслаблен. Расслабляется моя правая нога.Расслабляется правая стопа.Расслабляется правая голень, колено.Расслабляется правое бедро.Правая нога полностью расслабленаРасслабляется левая стопа.Расслабляется левая голень, колено.Расслабляется левое бедро.Левая нога полностью расслабленна.Приятное тепло наполняет мои ноги.Мои ноги налиты приятной тяжестью.Я полностью спокоен и расслаблен. Расслабляются мышцы таза.Расслабляются мышцы спины.Расслабляются мышцы живота.Мое тело полностью расслабленно.Мое тело налито приятным теплом и тяжестью.

--------Я спокойный человек.Я уверен в себе.Я способен достигнуть любой цели.Я уверен в собственных силах.Я способен решить любую задачу в жизни.Я уверен в себе.Я сильный человек.Я спокойный и уверенный в себе человек.Я могу достигнуть всего, что я хочу.Я продолжаю двигаться к цели, что бы не случилось и в итоге я достигаю любой цели.Я постоянно помню, что я сильный, спокойный, уверенный в себе человек.

--------Я отдохнул.Чувствую как наливаюсь легкостью.Я чувствую прилив сил.Я наливаюсь свежестью и бодростью.Я полон энергии!Мне хочется встать и действовать!Глаза – открываются. Я – встаю!

socsp.ru

Коррекция страхов у подростков: упражнения, работа с фобиями

Подростковые страхи могут развиваться из-за неправильного поведения взрослых (опекунов, педагогов), детских невылеченных фобий и социальных конфликтов, возникших со сверстниками. До момента поступления в учебное заведение – школу или гимназию, ребенок воспринимает мир наглядно-действенным методом, позже наглядно-образным. С поступлением в школу дети начинают осваивать теоретический метод восприятия мира. Существует такой тип восприятия в двух формах: образной и понятийной.

Страхи подростков

Страхи у подростков: как помочь справиться

Возрастная модификация фобий

Страхи и фобии ребенка могут возникать на ровном месте, потому как он живет в своем вымышленном мире, в котором существуют сказочные персонажи, все остальное он пытается освоить при помощи осязания, обоняния, зрения и слуха. Позже, при поступлении в школу, на первое место выходят социальные страхи подростков:

  • опоздание на занятия;
  • страх самовыражения;
  • боязнь потерять родителей;
  • боязнь войны;
  • собственной смерти;
  • природных катаклизмов.

Чем старше становится ребенок, тем сильнее социальный страх.

Часто виной этому школьный учитель, занижающий оценки и унижающий ребенка при всем классе, указывая на его недостатки. Кстати, неправильный педагогический подход к порицанию часто становится причиной буллинга среди подростков. Детский буллинг – это унижение одного человека группой других людей.

Боязнь перед доской

Ребенок боится отвечать у доски

Социальный страх может выражаться в различных формах. Некоторые начинают проявлять свой протест, а кто-то полностью замыкается. В рудиментарной форме страхи у подростков начинают проявлять себя после 12–14 лет. Уже в юношеском возрасте можно наблюдать все симптомы постстрессового синдрома, которые мало чем отличаются от таковых у взрослых.

Влияние на становление личности

Во многом появление неврозов в детском возрасте спровоцировано тяжелыми родами и нервозностью матери в период вынашивания. Состояние женщины при беременности оказывает самое большое влияние на формирование нервной системы у ребенка. Но все это лишь определяет возможность появления невроза у ребенка. В дальнейшем влияние на формирование личности оказывает общество, в котором ребенок проводит большую часть своего времени, то есть класс и друзья.

Отношения в семейном кругу влияют на становление личности, но далеко не редкость случаи, когда в совершенно нормальной семье ребенок убивает себя или же становится наркоманом. Дети более боязливы, если главную роль в семье играет мать. В старшем возрасте большинство школьников из семей, в которых постоянно происходят конфликты, проявляют агрессию по отношению к другим, ведут себя вызывающе, пытаясь доказать свое превосходство и добиться внимания к своей персоне.

Появлению страхов может послужить физическое и эмоциональное перенапряжение.

Избыток информации, отсутствие навыков правильно распределять свою деятельность – все это способствует рассеиванию внимания и формирует стойкое депрессивное состояние, хроническую усталость, характерную для взрослого человека.

Симптомы расстройства

При постоянном давлении со стороны окружающих стрессоров у подростков начинают проявляться симптомы нервного расстройства:

  • нарушения сна;
  • отсутствие аппетита;
  • ухудшение состояния физического здоровья;
  • слабость;
  • повышение температуры до 37–37,4 без наличия инфекции;
  • апатичность;
  • страх отвечать у доски, проявлять себя;
  • боязнь быть высмеянным;
  • нарушения речи.

Методы борьбы с боязнями

Коррекция боязни подростков включает в себя определенные мероприятия.

  1. Арт-терапию.
  2. Упражнения по коррекции поведения и адаптации к стрессорам.
  3. Обучение релаксации.
  4. Прием седативных препаратов по необходимости.
  5. Витаминотерапия.
  6. Работа с педагогами и родителями.
Арт-терапия

Арт-терапия для детей и подростков

Диагностика

Коррекция начинается с диагностики страхов. Для начала детям предлагают нарисовать картину, выбрав любые цвета карандашей. Страхи у подростков психология позволяет выявить посредством рассмотрения цветовой палитры рисунка.

  1. При использовании от 1 до 3 цветов можно говорить о наличии астении, депрессивного состояния, усталости.
  2. Преобладание сине-зеленых тонов говорит о тревожности.
  3. Красный означает агрессию.
  4. Черный – депрессия.
  5. Серый – отсутствие положительных эмоций в жизни.

При нормальном психомоторном и эмоциональном развитии ребенок 12 –14 лет выбирает 5–6 цветов. Внимание акцентируется на преобладающих тонах. Сине-зеленые – это состояние нервной системы человека. Раскрашенный в таких тонах рисунок говорит о грусти, боязни совершить ошибку, о человеке, который не может правильно воспринимать критику и придает большое значение своему престижу. Темные оттенки предпочитают скромные подростки. Преобладающее количество коричневого цвета говорит о чувстве дискомфорта, черный — об упадническом настрое, негативных эмоциях.

Принципы работы в группе

К. Савицкая разработала специальные групповые занятия по психокоррекции поведения у подростков, которые включают такие цели:

  • принятие себя, как личности и осознание положения в обществе;
  • формирование желания расти над собой;
  • обучение навыкам общения;
  • обучение навыкам модификации собственного поведения в стрессовой ситуации.

Эффективные методики

Первым упражнением начального этапа является игра «Кому первому удастся дотянуться до предмета». Группа участников делится на 2 команды. На определенном расстоянии лежит предмет. Цепочка команды строится от двери, закрепляется на ручке. Расстояние до предмета превышает длину человеческой цепочки, поэтому участникам нужно найти способы взаимодействия между собой, чтобы дотянуться до него. Необходимо использовать скрепление цепочки посредством обеспечения поддержки за вытянутую руку, ногу или волосы. Упражнение развивает коммуникативные и организаторские способности у детей, помогает избавиться от страха общения, застенчивости, боязни показаться смешным.

На 5–6 занятии группе предлагается игра «Разговор в кругу». Упражнение разработано специально для детей с агрессивной линией поведения. Основано на рассказе каждого участника о себе неких подробностей, которые вызывают у него раздражение. Специалист ведет записи и следит за тем, чтобы дети не порицали друг друга, а выслушивали и понимали, что существует множество ситуаций, которые могут спровоцировать сильный гнев. Важно, чтобы участники научились правильно выражать свои эмоции не через драку или ругань, а посредством размышления и нахождения компромиссного решения.

10–11 занятие можно назвать практикумом по проработке ситуаций из банка стрессовых событий, которые были оговорены в «Кругу». Группа вновь делится на 2 команды. Каждой из них дается задание показать сценку на тему: «инцидент в магазине или общественном транспорте». В сценке должна присутствовать фраза: «Я разумный человек и не буду опускаться до вашего уровня», «Мое терпение может лопнуть».

Психологический тренинг с подростками

Игра «Разговор в кругу»

Заключительный этап занятий

Работа со страхами заканчивается игрой «Пункт проката решений». Участники образуют круг и разбирают по очереди ситуации друг друга. Останутся дети, которые не смогут решить одну ситуацию без агрессии. Он моделирует эту ситуацию, а остальные участники помогают найти решение проблемы мирным путем.

Главным критерием успешного прохождения курса является установление теплых, доверительных отношений среди участников. Кроме того, такое поведение участников должно сохраняться не только в группе, но и дома, в школе и общественных местах. Работа в группе не сводится к тому, что ребенок может проявить себя только в командной работе, надеясь на помощь остальных, он должен проявить свои качества по максимуму, не бояться открыть себя и свои способности перед другими. Работа в команде только помогает нормально, адекватно воспринимать критику при принятии неверного решения и обучению навыкам общения, взаимодействия, коммуникации.

Завершающий этап предполагает максимальное перенесение полученных навыков в реальную жизнь.

Работа с наркозависимыми подростками

Упражнения в группе для коррекции страхов наркотически зависимых подростков в школьных практиках встречаются довольно редко. Однако, необходимость этой работы в центрах несоизмерима. В таких группах в основном используется обсуждение поведения, ощущений, причин и стремлений участников. Одной из составных частей является обсуждение восстановления нормального общения с близкими людьми и социумом. Человек должен понять, как подать себя, когда он вернется в класс и научиться отказываться от предложенной дозы.

При установлении доверительной атмосферы, можно переходить к игре, олицетворяющей давление со стороны «Плохая компания». Это упражнение помогает понять, почему человек не может отказать «другу» и почувствовать себя более уверенным в себе.

Далее проводится обсуждение свойств и специфики воздействия на организм самого вещества с приведением наглядного материала, видео и прочего. Главное — мотивировать членов группы развиваться. Нужна комплексная работа всех окружающих, включая родственников.

В таких группах проигрываются ситуации отношения с родителями, когда одни участники играют самих себя, а другие занимают позицию их родителей. Подростки пытаются найти компромиссное решение о прогулках и времени возвращения домой. После обыгрывания сюжета, детям предлагается найти ответ на вопрос: «Почему родители так себя ведут, что их мотивирует не отпускать детей поздно на улицу, обыскивать сумки, карманы и прочее».

Релаксационные методики и аутотренинг

Релаксационные методики актуальны для лечения страхов у подростков с любыми расстройствами. Аутотренинговые занятия также проводятся в группах. В одном из них всех участников рассаживают на стулья и просят расслабиться, закрыв глаза, представить место, где ребенок чувствует себя в безопасности.

Тренер по релаксации может выполнять упражнение вместе с группой, растворяясь в ней. Прохаживаясь между рядами, он спрашивает участников о месте, где они находятся и об их ощущениях. На основе этих наблюдений можно составить картину душевного состояния подростка и эффективности практик.

Дыхательные упражнения помогают научиться быстро восстанавливать свое эмоциональное состояние в момент стресса. Когда подростки сидят на стульях и спокойно дышат, специалист предлагает им сосредоточиться только на дыхании, мысленно нарисовать амплитуду своего дыхания в спокойном состоянии. Каждый раз, попадая в патовую ситуацию, дети смогут воспользоваться полученными знаниями и привести себя в чувства.

Чтобы избавиться от чувства раздражительности и агрессии, участникам предлагается упражнение «Крик». Каждый ребенок должен постараться закричать, что есть сил, но так, чтобы никто не слышал. При попытках кричать, не нужно напрягать голосовые связки, мнимый звук должен идти из легких. Продолжать упражнение нужно до тех пор, пока не придет ощущение опустошенности.

Выводы

Страх в подростковом возрасте может носить различный характер. Его появление провоцирует множество самых различных причин. Главное, не упустить момент, когда детский организм просит о помощи. Диагностика и коррекция детских страхов на сегодняшний день является острой проблемой.

psyhoday.ru


Смотрите также