Как научить ребенка 5 лет разговаривать. Упражнения развитие речи 5 лет


игры и упражнения для развития речи

При выявлении проблем с речью в пятилетнем возрасте, важно своевременно обратиться к специалистам и выявить причины. Но не менее важным будет и работа родителей по обучению ребенка навыкам правильной речи, занятия и речевые игры для стимулирования речевых навыков. Что же нужно знать?

В этом возрасте словарный запас быстро и активно развивается, но крайне важно, чтобы ребенок говорил правильно и чисто. Поэтому, родителям часто советуют, как научить ребенка правильно разговаривать в 5 лет. Прежде всего, в разговоре с ребенком нужно употреблять обычные слова, не нужно их коверкать, менять и разговаривать с крохой на детском языке. Важно внятно произносить слова, чтобы ребенок их мог хорошо расслышать. Часто дети ленятся говорить, и тогда нужно подумать, как заставить ребенка говорить в 5 лет. Для этого нужно сделать вид, что вы не можете понять жесты и движения ребенка, просите его подробно объяснить словами, что он хочет, подробно рассказать, о том, что ему требуется. Сразу же в разговоре поправляйте ошибки.Полезными для стимуляции речи и развития зубочелюстного речевого аппарата будут специальные упражнения. Они несложные и их можно проводить в игровой форме. Надувайте с ребенком щечки, активно выпускайте воздух, перекатывайте воздух из-за одной щеки в другую, высовывайте язык, тянитесь им до носа  подбородка, жужжите, гудите и пойте.Еще одним секретом, как стимулировать речь малыша в 5 лет, является чтение книг и стихов, пересказ прочитанного и вопросы по сказкам. Стихи с крохой можно учить наизусть, повторяя как можно чаще. Вообще, нужно как можно больше говорит с ребенком, стимулируя его к общению и активному рассказу по картинкам и словам, описывая предметы. Ни в коем случае не ругайте ребенка за то, что он ошибается в речи, или произносит неправильно слова, важно поправлять его мягко и тактично. Занятия по развитию речи должны иметь непринужденную игровую форму, без напряжения со стороны ребенка. Важно также для того, чтобы активно развивалась речь, заниматься развитием мелкой моторики ребенка.

Игры для развития речи детей 5 лет

Крайне полезными для ребенка будут особые игры развивающие речь ребенка в 5 лет. К ним относят многочисленные варианты диалогов, к примеру, называть к предложенным словами уменьшительные, антонимы, синонимы. К примеру «машина- машинка», «горячий – холодный», «ребенок, дитя, малыш». Можно меняться с ребенком ролями, сначала вы задаете слова, он отвечает – потом, наоборот.Можно играть в игры «я загадаю предмет в комнате», чтоб ребенок его угадал, задавая наводящие и уточняющие вопросы. Также можно играть в обобщающие слова – одним словом заменять описания («котлета из мяса говядины – говяжья»). Можно также предлагать ребенку профессии, для которых он должен подобрать слова, которые необходимы для данной профессии, также можно предлагать ситуации – что нужно взять с собой в поход, на прогулку и тд.Не менее полезны упражнения для ребенка 5 лет для речи. К ним относят специальную артикуляционную гимнастику, произношение определенных звуков и слогов. Это длительное произношение гласных или согласных, цепочек из букв, слогов. Полезными будут упражнения для мышц языка и губ, щек, проводящиеся под музыку в игровой форме. Методики этих упражнений можно найти самостоятельно или их покажет специалист на консультации. Все занятия должны проводиться без нажима, в игровой форме и несколько раз в день. Постепенно контролируйте речь малыша, вовремя исправляйте ошибки и скоро все исправится.

Теги по теме: дети 3-7образ жизни

Оцените материал:

спасибо, ваш голос принят

 

detstrana.ru

Развитие речи пятилетнего ребёнка: нормы и эффективные упражнения

При обучении и развитии речи ребенка 5-6 летнего возраста педагоги руководствуются «методикой развития речи». В этот период происходит закладка фундаментальных основ его словарного запаса. В дальнейшем лексикон будет непрестанно использоваться и пополняться.

От того, как будет развита речь ребенка в данном возрасте, зависит его дальнейшее развитие. В результате плохого речевого развития ребенку будет трудно адаптироваться в школьном коллективе в последующем. Он начнет комплексовать, общаясь со сверстниками и учителями. Ему понадобится консультация логопеда, психолога, дефектолога. Он не будет проявлять любознательности, стесняясь своего разговора. Если у ребенка речь развита, у него не возникнет комплекса общения в окружающей среде.

развиваем речь ребенка

Для сегодняшних детей характерно прекрасное ориентирование в современной технике. А вот развитие творческой речи при этом хромает. Для обучения детей 5-6 летнего возраста правильно говорить, педагогами создается специальная «Программа развития речи».

Программа развития речи

Ученые доказали, что природа многим наделяет ребенка от рождения. Еще находясь в утробе матери, он обладает способностями слышать и чувствовать. Родившись, ребенок пытается общаться – улыбается, лепечет, позже достигая года, начинает говорить слогами, словами, фразами и предложениями. Подрастая, ребенок начинает придумывать новые слова, следуя своей логике словообразований. Неспешно он осознает языковые явления. Если все это происходит стихийно, его речевые навыки будут невысокими. Для правильного освоения речи создают программу специального обучения детей 5-6 летнего возраста.

Важно помнить об индивидуальности каждого ребенка. Следует выработать индивидуальный подход к каждому дошкольнику.

Данная программа решает три основные задачи:

  1. Вызов интереса к речи у детей.
  2. Обеспечение ее творческого характера.
  3. Формирование у обучаемого стремления развивать собственную речь.

Программа для дошкольников 5-6 лет работает по следующим направлениям:

  • структурному. Формируются различные языковые уровни;
  • функциональному. Формируются навыки для непосредственного предназначения – идет языковое развитие, развивается речевое общение;
  • когнитивному. Формируется способность элементарно осознавать языковые и речевые особенности.

Показателем развития связной речи является то, как ребенок выстраивает предложение по структуре, и какие средства он для этого использует. Это умение формируется в диалоге педагога с ребенком, в котором педагог руководит мыслями обучаемого, и готовит его к монологу.

Под наблюдением педагога дошкольник строит простые предложения, позже их связывает. Ребенок обучается планировать и составлять пересказ. Высокие запросы выдвигаются к связной речи, когда ребенок пересказывает, а педагог ведет запись пересказа.

Когнитивное направление формирует у детей первое представление о словах и структуре предложений. Осознав словесный звуковой состав и состав предложений, ребенок подходит к освоению грамотности и учится оперировать языком. Также он начинает по-новому к нему относиться. Специальные занятия, направленные на развитие связной речи у детей, формируют ее высокую культуру, повышают уровень, делают речь точнее, выразительнее и художественнее. У дошкольников, проходивших такие занятия, успешнее проходит обучение год от года в дальнейшем. У них в жизни достигает хорошего развития речь любого вида.

девочка в классе

Речь развивается в играх, на различных занятиях, в общении. Главное развитие дают специальные языковые занятия. На них:

  • обогащается и активируется словарь;
  • прорабатывается смысловая сторона слов;
  • формируется грамматический речевой строй;
  • воспитывается звуковая речевая культура;
  • развивается осознание речи;
  • развивается умение произносить диалог.

Опорными точками задач, решающих вопросы развития речи есть:

  1. Пополнение словарного запаса, направленное не столько на количество слов в словаре, сколько на полное понимание их смыслового значения. Дети учатся выражать словами нужное содержание и связно их применять. С одного года словарь детей стоит развивать в качественном направлении.
  2. Лексические задачи решаются с помощью ознакомления дошкольников со словарными упражнениями, обогащающими словарь ребенка и готовящими его выполнять задания по связным высказываниям.
  3. Задачи, формирующие грамматический речевой строй, взаимосвязаны с лексическими задачами. Когда анализируется литературное произведение, рассматривается картина, составляя самостоятельные рассказы, дети 5-6 года от рождения осознанно используют нормы грамматики.
  4. Задачи, воспитывающие речевую звуковую культуру. К ней относятся произношение звука, скорость произношения, голосовая динамика, интонация. Все эти элементы, каждый по-своему, оказывают влияние на развитие связной речи детей 5-6 лет.

Дети 5-6 летнего возраста схватывают все мгновенно. Важно развивать у них эту способность.

На проводимом занятии следует сочетать задачи по развитию связной речи с иными. На некоторых занятиях детьми выполняются упражнения на лексику, фонетику и грамматику. Они также воспитывают умение давать ответы на вопросы, описывать предметы по признакам и самостоятельно о них рассказывать. Умение составлять связные монологи – одна из важнейших задач для дошкольников.

Оценка детских рассказов имеет большое значение. Вначале рассказ оценивает преподаватель. Затем слово дается детям. Умение оценивать рассказ является частью обучения формирования связной речи. Когда ребенку уже исполнилось три года жизни, его можно попросить оценить услышанный рассказ. Задать вопросы (что понравилось в рассказе, чем он интересен, кто является его героем и проч.) Дети 5-6 года от рождения уже самостоятельно оценивают свои высказывания.

Занятия решают и воспитательные задачи. На них происходит формирование нравственных личностных качеств. Дети учатся сопереживать, сочувствовать жизни персонажей, отделять отрицательных героев от положительных. Большое значение имеет сюжет художественного произведения. На него акцентируют внимание дошкольников для формирования этических представлений и нравственных чувств.

Метод коллективного рассказа является некой «живой моделью» рассказывания и формирует взаимоотношения между детьми, необходимые для коллективного творчества. При рассказе группой дети приобретают навыки общения друг с другом, учатся довариваться, приходить друг другу на помощь, выручать и проч. Эти навыки им потом пригодятся в жизни.

развитие речи

Формы коллективных рассказов могут быть разными. Такой метод совместного творчества формирует детские положительные взаимоотношения. Преподаватель должен учесть степень воспитания, жизни и развития детей. Задачи воспитания решаются во взаимодействии с иными задачами (речевые, эстетические и умственные задачи).

Проведение специальных занятий являются только частью работы по развитию связной речи. Окружающий мир, природа, явления жизни общества, художественная литература и другие предметы не входят в состав этих занятий. Знакомство с ними происходит на других занятиях. Так же большое влияние на речевое развитие ребенка происходит при его живом общении с педагогом.

При разговоре с ребенком педагог должен обращать внимание на эмоциональность и выразительность своей речи. Это имеет большое значение.

Когда приходит конец года, развитие ребенка достигает того, что степень владения связной речи становится автоматической. Такие дошкольники обладают высокой активностью в жизни, легко подключаются к играм, их движения связаны со словами.

Развитие связной речи у детей 5-6 лет процесс сложный. И поэтому к нему надо подходить со всей ответственностью и серьезностью, основываясь на разработанной «Программе развития речи» детей.

rebenokrazvit.ru

Речевое развитие ребенка в 5 лет

04.09.2015, Categories  Нормы развития речи, Статьи Comments 

Вашему ребенку уже 5, и через пару лет он пойдет в школу. Легко ли ему будет даваться учеба, насколько ребенок будет вовлечен в школьную жизнь и сможет ли проявить себя в коллективе? Во многом это зависит от уровня развития речи, слухового внимания и памяти.

Как узнать, соответствует ли речь вашего ребенка норме? Как обогатить речь, развить память и внимание дошкольника? Как помочь подготовиться к предстоящим школьным нагрузкам уже сейчас? Об этом пойдет речь в этой статье.

Речь ребенка в 5-6 лет: нормы

В норме ребенок 5-6 лет имеет богатый словарный запас (до 2500-3000 слов), может придумать рассказ по картинке или на заданную тему, пересказать услышанное (не всегда точно). Активно используются обобщающие слова (цветы, деревья, животные и так далее), в предложениях встречаются все части речи (существительное, прилагательное, глагол, числительные, местоимения, союзы, предлоги, частицы, междометия, наречие, а также причастные и деепричастные обороты).

Ребенок часто проговаривает действия или мысли персонажей во время игры, а также начинает задумываться над  своей речью, может придумывать «свои» слова. В этом возрасте дети быстро запоминают и рассказывают стихи, рассказы.

rech-rebenka-v-5-let-otkloneniya

Речь становится похожа на речь взрослого человека. Но дети могут иногда допускать ошибки, особенно,  при склонении существительных по падежам и числам, неверно употреблять предлоги, неправильно ставить ударения.

Ближе к шести годам ребенок правильно произносит все звуки, в том числе «сложные» [р], [л]. Дошкольник осваивает такие средства выразительности речи, как интонации, темп, громкость. Он умеет говорить шепотом или громко, с ускорением или замедлением.

Надо сказать, что словарный запас и грамматика речи детей 5-6 лет полностью зависят от воспитания и от стараний взрослых в предыдущие периоды. Если вы регулярно занимались и занимаетесь с ребенком, читаете ему книжки, много разговариваете, то, скорее всего, речевое развитие вашего ребенка шестого года жизни будет в норме. Давайте проверим?

Диагностика речевого развития детей 5 лет

Проверьте:

  1. Может ли ребенок развернуто описать предмет или определить предмет по перечисленным признакам, подбирать синонимы? Например, круглый, красный, резиновый – «мяч».
  2. Умеет ли контролировать громкость голоса, замедлять или ускорять темп речи?
  3. Как ребенок отвечает на ваши открытые(!) вопросы: кратко и сухо или развернуто, логично и эмоционально? Например, вопрос «Что тебе особенно понравилось и запомнилось в зоопарке?» – «Всё» (краткий ответ), «Как плавал бегемот, олень кушал траву и бегал с оленятами…» (развернутый ответ)
  4. Составляет ли по картинке рассказ?
  5. Какие ошибки обычно допускает в речи ребенок? Особенно обратите внимание на согласование существительных (в роде, числе, падеже), ударение. Например, ребенок может говорить: «много окнов» (вместо «много окон»)
  6. Все ли звуки ребенок произносит правильно? Обследовать звукопроизношение поможет наша флешмоб-игра.

Возможно, вы заметили, что, отвечая на наши вопросы, ребенок допускает недочеты. Не стоит расстраиваться, у вас еще есть время (до школы), чтобы всё исправить, а мы подскажем, какие упражнения лучше всего помогут подтянуть речевой уровень. Эти упражнения не будут лишними и для дошкольника, который полностью соответствует возрастной норме.

Как развивать речь у ребенка 5 лет

Основная задача родителей на возрастном этапе ребенка 5-6 лет – развивать связную, логичную речь. Для этого необходимо расширять словарный  запас (включать в обиход эпитеты, сравнения, синонимы, антонимы), развивать умение точно и логично пересказывать сюжет, формировать грамотную речь (особенно, правильное склонение по числам, падежам, ударение, уместное употребление предлогов).

rech-rebenka-v-5-let-norma

В этом вам помогут следующие упражнения:

  1. Подбираем синонимы. Назовите любое слово (например, «веселый») и спросите ребенка: «Как можно назвать по-другому?» (радостный, в хорошем настроении). Если ребенок затрудняется с ответом, подскажите.
  1. Подбираем антонимы. Назовите слово и попросите сказать противоположное по смыслу. Таким образом тренируйте существительные, прилагательные, глаголы и другие части речи (например, холод – жара, легкий-тяжелый, открыли-закрыли).
  1. Классифицируем предметы по определенным признакам. Попросите перечислить каким бывает, например, шкаф (большой, прямоугольный, деревянный, белый, вместительный, широкий, узкий, зеркальный). Попросите назвать предметы, которые могут быть сладкими (конфета, фрукт, вата, сон). Часто дети 5-6 лет в речи используют обобщающие слова (например, цветок вместо тюльпана), тренируйте ребенка точно определять предмет (например, ель, тополь вместо «дерево»)
  1. «Угадай-ка». Вы называете признаки предмета, а задача ребенка- угадать, что вы загадали. Например, круглый, большой, полосатый, зеленый, съедобный, вкусный – «арбуз»
  1. Упражнения на грамматику (правильное склонение существительных по числам, падежам, сравнение, применение предлогов). Вы говорите: «У меня одно яблоко, а на столе…», ребенок продолжает: «много яблок» – тренируем склонение по числам. Или «вот диван, мы с тобой сидим на… (диване), а сейчас кот подошел к… (дивану)» – тренируем склонение по падежам.
  1. Составь предложение из слов. Попросите ребенка составить предложение из определенных слов. Например, груша, лежать, стол – «груша лежит на столе».

 

  1. Обогащаем речь с помощью детской литературы, пословиц и поговорок. Пожалуй, одно из самых эффективных средств для развития речи- это чтение литературы, в том числе загадок, потешек, стихов, пословиц и поговорок.

Очень важно, чтобы при совместном чтении ребенок был вовлечен в процесс и понимал то, что вы ему читаете. Поэтому обязательно объясняйте значение новых слов и пословиц.

А чтобы новые слова и фразы прочно вошли в активный словарь ребенка, первое время придется самим включать их в свою речь при соответствующей ситуации.

Также стоит отметить, что ребенок копирует речь взрослых. Поэтому если родители неверно склоняют существительные и неправильно ставят ударения, скорее всего ребенок будет повторять эти же ошибки. Следите за правильностью и богатством своей речи J

В заключении хочу сказать, что лучшее средство для развития речи ребенка любого возраста — это полноценное общение с родителями: совместные наблюдения за природой и происходящим вокруг, обсуждение ситуаций и прочитанного, придумывание своих историй и другие интересные занятия вместе. Общайтесь с ребенком с удовольствием!

rechrebenka.ru

Занятие по развитию речи для детей старшей группы (5-6 лет) «Как себя вести?»

Программное содержание: развивать у детей 5-6 лет связную речь в процессе пересказа по вопросам и составления собственного рассказа из личного опыта. Активизировать употребление в речи вежливых слов при анализе текста.

Стимулировать развитие внеситуативно-личностной формы общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками. Знакомить воспитанников с некоторыми правилами поведения на конкретных примерах, упражнять в оценке поведения товарищей.

Материалы: на столе у воспитателя кукольная комната: кроватка разобрана, подушка лежит на стульчике, одеяло перекинуто через спинку кровати, на кукольном столе стоят три чашки с блюдцами, на полу — мусор (маленькие кусочки бумаги) и кубики. У воспитателя — две куклы: кукла-мама и кукла-мальчик.

Ход занятия

— Дети, сегодня я расскажу вам несколько истории о детях. Вы внимательно слушайте и оцените их поведение.

Первый рассказ называется «Доведем дело до конца». Он о мальчике Коле.

«Утром мама засобиралась в магазин за покупками и сказала: “Колечка, я пойду в магазин, а ты убери со стола посуду, застели свою кровать и подмети пол, а уже потом будешь играть!” Коля сказал: “Конечно, мамочка!” Мама ушла, а Коля начал убирать комнату.

— Для начала я уберу со стола, — Коля берет чашку и убирает ее в шкаф, берет в руки другую, оглядывается и смотрит на кровать. — Мама сказала мне, чтобы я застелил свою кровать!

Коля ставит чашку на стол и идет застилать кроватку.

— «Сначала я стряхну простыню (стряхивает и заправляет), теперь положу одеяло, — Коля берет одеяло в руки и смотрит на пол. — Ой, сколько мусора на полу! Надо его подмести…

Мальчик положил одеяло комом на кровать, взял веник и принялся мести мусор. Но тут же увидал кубики: «А вот и мои любимые кубики! Сейчас я построю самый большой дом!» Коля кладет веник на пол и начинает играть. В это время возвращается домой его мама.

Коля (радостно встречает маму): Мама, смотри, какой я дом построил!

Мама: Дом у тебя красивый, но ты обещал убрать посуду, застелить постель и подмести пол!

Коля: А я уже убирал…»

Воспитатель: Дети, как вы считаете, почему в комнате все осталось неубранным, хотя Коля начинал уборку?

Дети: Он не-до-убрал!

Воспитатель: Давайте попробуем вспомнить, что успел сделать Коля.

Дети вместе вспоминают и пересказывают этот рассказ с некоторыми наводящими вопросами воспитателя.

— А что же в комнате осталось недоубранным?

Дети перечисляют по очереди или с помощью наводящих вопросов:

Где лежит подушка?

Куда ее надо было положить?

Что осталось стоять на столе?

Куда Коля составлял посуду?

— Да, дети, маленький мальчик Коля еще не научился доводить свои дела до конца. Подскажите ему, что сделать, чтобы в комнате был порядок.

— А вы умеете уже наводить порядок в комнате? Что вы обычно сами делаете по дому? Как вы это делаете? В каком порядке? (Ответы детей.)

Воспитатель: Я прочитаю вам второй рассказ «Кто напутал?» про девочку Таню.

«Мама с Танечкой пошли в булочную. Мимо проходила соседка, тетя Валя. При встрече с тетей Валей мама спросила у Танечки: «Что нужно сказать?»

— Не знаю, — вздохнула Таня.

— Нужно сказать: “Здравствуйте!”

— Здравствуйте! — повторила девочка.

— Ну, вот и молодец! Всегда так говори, — и тетя Валя ушла.

Вернулась из булочной мама и протянула Танечке ароматную плюшку. Девочка заулыбалась, взяла плюшку и начала кушать. А мама и говорит:

— А что нужно сказать, доченька?

— Нужно всегда говорить «Здравствуйте!», — бодро ответила Таня.

— Ты что-то напутала, дочка. Надо сказать «Спасибо!», — поправила мама.

Вечером мама ушла в гости, а Таня осталась дома с папой. Поиграли, поговорили, книжку почитали. А когда пришла пора спать, папа уложил доченьку в кровать и спросил:

— А что надо сказать перед сном?

— Спасибо! — улыбнулась Танечка.

— Нет, — засмеялся папа. — Надо сказать «Спокойной ночи!»

Так Таня и не может понять, кто же прав: мама или папа?»

— А вы как думаете, ребята? Сейчас мы разыграем сценки из жизни «Как ты поступишь?»

1. Мальчик сидит на стульчике, девочка стоит рядом с ним. Воспитатель описывает детям ситуацию: «Представьте, что ты, Денис, едешь в автобусе, рассматриваешь через окно свой любимый город. На одной из остановок в этот автобус зашла девочка. Свободных мест в автобусе нет. Что ты сделаешь?»

Желательно, чтобы мальчик не только уступил место девочке, но и проявил к ней свое уважение жестом (указать рукой на освободившееся место, улыбнуться) и словами.

Затем ситуация обсуждается в группе по вопросам воспитателя.

Хотелось ли Денису сидеть в автобусе?

Чем он был занят в поездке?

Хотелось ли девочке сесть в автобусе?

Дотягивается ли ее рука до поручня, чтобы удержаться при резком движении?

Правильно ли поступил Денис? Почему вы так решили? Почему надо уступать место в транспорте?

Был ли Денис вежливым? По каким признакам вы это увидели?

Как в этой ситуации чувствовала себя девочка?

В следующих ситуациях дети сами решают, как себя надо вести, а затем коллективно обсуждают стили поведения. Педагог разрешает предлагать свои варианты поведения и объяснять, почему тот или иной стиль лучше или хуже в конкретной ситуации.

2. Мальчик и девочка сталкиваются друг с другом в дверях комнаты.

3. Мальчик и девочка столкнулись нечаянно во время игры в догонялки. Оба больно ударились руками. Девочка упала. Мальчик от обиды замахнулся на нее рукой, а девочка заплакала.

Что чувствуют при этом герои сюжета?

Почему заплакала девочка?

Что чувствуете вы, наблюдатели?

Что можно посоветовать девочке и мальчику?

Измените этот сюжет так, чтобы девочка не плакала.

Должны ли мы извиняться друг перед другом? (Мальчик протягивает девочке руку помощи и извиняется за столкновение. Девочка встает и тоже извиняется. Оба улыбаются.)

4. Мальчик и девочка бегали во дворе. Мальчик споткнулся, упал и сильно разбил колено. От боли он не мог встать. Девочка засмеялась, увидев его в грязи. Мальчик заплакал от обиды. Они больше не дружили.

Бывает ли такое в жизни?

Приятно ли вам наблюдать такую сцену?

Что в этой сцене вам не понравилось?

Кто из участников сцены должен изменить свое поведение?

Как может девочка проявить женственность в такой ситуации? Будет ли мальчик плакать, если девочка его пожалеет и поможет ему добраться до дома?

Какие у них будут отношения в последнем случае?

Кто из девочек сможет показать эту сценку с хорошим концом? Предложите еще свои варианты поведения.

— Дети, послушайте стихотворение.

Девочек нужно уважать

И никогда не обижать,

Маму милую любить,

Бабушкам тепло дарить.

Да и вы, девчонки,

Мальчиков жалейте,

Берегите и любите,

Никогда не бейте.

О чем это стихотворение? На что оно похоже? (На правила поведения.)

Хорошенько запомните эти правила и напоминайте их друг другу.

Л. Ладутько, С. Шкляр

vscolu.ru


Смотрите также