Урок русского языка на тему "Учимся разбирать слова по составу". 2-й класс. Упражнения разбор слова по составу 2 класс


Урок русского языка на тему "Разбор слова по составу" (2 класс)

Предмет: русский язык

Класс: 2 класс

Тип урока: Повторение изученного

Тема: «Разбор слова по составу»

Цель: создание условий для организации совместной и самостоятельной деятельности обучающихся по совершенствованию знаний о частях слова и закреплению умения разбирать слово по составу.

Тема

Состав слова

Задачи

Образовательные: добиться понимания и воспроизведения алгоритма разбора слов по составу; развивать умения выделять корень, приставку и суффикс в словах

Воспитывать потребность совершенствовать свою речь, формировать интерес к слову.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Понимать и воспроизводить алгоритм разбора слов по составу, выделять в словах корень, приставку и суффикс.

Личностные:Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Однокоренные слова, корень, суффикс, приставка, состав слова, морфема

Межпредметные связи

Русский язык

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина русский язык 2 класс,

- листы для самопроверки

- шаги учебной деятельности

- тетрадь

- карточки с заданием

- алгоритм самооценки.

Организация пространства

Фронтальная работа, коллективная работа, работа в парах, работа в группах

Ход урока.

I

Орг. Момент

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем!

- Я рада видеть всех вас на уроке. Давайте, друзья, улыбнемся друг другу! Улыбки подарим гостям! К уроку готовы? Я рада! Желаю успехов всем нам!

II

Постановка цели урока

-Ребята, перед вами на доске слова: ПРИСТАВКА, СУФФИКС, ГЛАГОЛ, КОРЕНЬ. Найдите лишнее слово и объясните свой выбор.

- Как вы думаете, какова цель нашего урока?

(Повторить всё о частях слова и учиться правильно разбирать слова по составу).

Тема урока: Разбор слова по составу.

-Скажите, это урок новых знаний или урок повторения?

Я должен знать:

Алгоритм разбора слов по составу.

Как находить корень, суффикс, приставку слова.

Я должен уметь:

Разбирать слова по составу.

ПРИСТАВКА, СУФФИКС, ГЛАГОЛ, КОРЕНЬ

на доске

ТЕМА на доске

ЗАДАЧИ на доске

III

Повторение изученного

Учитель:

- Сегодня у нас необыкновенный урок. Это будет урок - приключение, полное неожиданностей. Мы отправимся в путешествие к планетам знаний в Галактику Словообразования.

- А как вы думаете, что же такое Словообразование? Почему так назвали этот раздел? Что он изучает?

- Какие части слова словообразование помогли вам ответить на данный вопрос?

Давайте обратимся к словарям

Толковый словарь Ушакова

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ - способы, процесс образования слов в языке.

Толковый словарь русского языка (Ожегов С., Шведова Н)

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

1. Система языковых категорий, относящихся к производству и строению слов

2. Раздел языкознания, изучающий такие категории, законы образования производных слов и их строение.

Толковый словарь русского языка под редакцией Т.Ф. ЕфремовойСЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

1) Система образования слов в языке. б) Способы такого образования.

2)Раздел языкознания, изучающий образование слов в языке.

- Из чего же состоят слова? (Из корней, приставок, суффиксов, окончаний)

- Слова сделаны из своего «строительного материала». «Строительные блоки» для слов называются МОРФЕМАМИ — это КОРЕНЬ, СУФФИКС, ПРИСТАВКА, ОКОНЧАНИЕ.

И мы отправляемся к ним в гости.

Галактика Словообразования

на доске

СЛОВАРЬ

МОРФЕМА на доске

1

Главная планета - планета Корней.

- Как вы думаете, с какой морфемой мы встретимся в заданиях на этой планете?

- Что такое корень? Как правильно выделить в слове корень?

1) – Посмотрите на эти необычные деревья. Какие слова могли бы «вырасти» на них? (На доске изображены деревья, в корнях которых даны слова лес, сад.) Ребята работают по вариантам.

- Напишите эти слова в тетрадь. (Двое работают на задней стороне доски) Сколько веток «выросло» на вашем дереве? Давайте проверим ребят у доски.

- Молодцы, ребята! Вы так хорошо справились с заданием. А знаете ли вы, что в «Школьном словообразовательном словаре русского языка» слов с корнем –лес - целых 29.

- Ребята, а кто бы хотел узнать о словах с корнем -сад-? У вас есть замечательная возможность побывать исследователями. Попробуйте дома сами подсчитать слова с этим корнем. А нам пора двигаться дальше.

Планета Корней на доске

Два дерева на доске

Двое учеников у доски

2

Планета Грамотности.

-А сейчас вспомните, какие орфограммы в корне слова вы знаете?

Давайте повторим написание безударной гласной в корне слова.

Задание. РАБОТА В ПАРАХ. Впиши пропущенные буквы. Найди и зачеркни слово, которое является лишним в каждой строке.

Буквы

Лишнее

1. (о-а) м_ряк, м_рской, м_розный, м_ре

2. (и-е) л_сник, л_сья, л_сной, л_сок, л_сная

3. (у-и-е) гр_сть, гр_бник, гр_бок, гр_бница, гр_б

Проверка задания

Планета Грамотности

РАБОТА В ПАРАХ карточки зеленого цвета

3

Физкультминутка.

4

Планета Приставок

- Подготовьтесь рассказать, что вы знаете о приставке как части слова?

1) Работа с деформированными предложением. Задание на выбор:

(Н…)писал, адрес, отец, (н…)конверте.

- Предлагаю вам задание на выбор.

Первый вариант. Составьте и запишите предложение из слов, выделите приставки, обозначьте орфограммы.

Второй вариант. Найдите и выпишите слова с приставками, обозначьте орфограмму.- Почему нужно различать приставки и предлоги?

Планета Приставок

Предложение на доске

Варианты заданий на доске

Двое учеников у доски

5

Планета Суффиксов

- Расскажите, что вы знаете о суффиксах. Какую «строительную» работу они выполняют? (Образуют новые слова: придают словам различные смысловые оттенки.)

-Как найти в слове суффикс?

Исключите из цепочек лишние слова. Назовите суффиксы.

  1. Рыбка, дубок, горка, норка.

  2. Тракторист, пианист, танкист, печник.

  3. Хвостище, глазоньки, усище, когтище.

- Какие значения придают здесь суффиксы?

Планета Суффиксов

Сам.работа на розовых карточках

6

Работа в группах

- Вот и заканчивается наше путешествие, но прежде чем мы вернемся в класс, каждая группа должна составить алгоритм разбора слов по составу на карточке

1. Подбираем родственные слова.

  1. Выделяем корень.

  2. Выделяем приставку.

  3. Выделяем суффикс

Разберите слова по составу: Космос , космолет, полет

Работа в группах

Белые карточки

Слова на листах

IV

Итог урока

-Я поздравляю вас с окончанием путешествия. Вы проявили себя знающими и любознательными путешественниками, хорошо работали на уроке.

А теперь давайте подведем итог нашего урока.

Над чем мы сегодня работали?

Продолжите фразу:

Я понял…

Я узнал…

Я научился…

Мне было интересно..

Мне понравилось…

VI. Домашнее задание:

Придумайте и запишите 10 слов к схеме img5

Итог

На доске

infourok.ru

Урок русского языка на тему "Учимся разбирать слова по составу". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Цель: обобщение полученных знаний по составу слова.

Задачи.

  1. Способствовать закреплению навыка разбора слов по составу и образования новых слов.
  2. Способствовать воспитанию положительного отношения к знаниям, процессу обучения, формированию самостоятельности и самооценки.
  3. Способствовать развитию памяти и орфографической зоркости.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Сегодня, ребята мы с вами продолжим работу по разбору слов по составу.

Цели нашего урока: Слайд 2. Презентация

А начнём мы со словарных слов:

Отгадайте загадку.

Как на нашей грядке Выросли загадки - Сочные да крупные Вот такие круглые. Летом заалеют, А осенью краснеют.

Работа по рядам.

Дети записывают слово в тетрадь (обозначают орфограммы, придумывают родственные, разбирают по составу).

ПОМИДОР. Слайд 3

Красный глаз Богатырь Тарас Под землю ушел 10 братьев нашел Посмотри-ка посмотри Каковы богатыри. КАРТОФЕЛЬ. Слайд 4

За кудрявый хохолок Лису из норки поволок. На ощупь - очень гладкая, На вкус - как сахар сладкая. МОРКОВЬ. Слайд 5

Объяснение орфограмм.

II. 0сновная часть

1. Закрепление знаний о частях слова.

Учитель: Однажды части слов собрались вместе и стали спорить, кто из них важнее в словах. Корни говорили, что они самые важные, так как без них не может существовать ни одно слово. Приставки перебивали их и твердили, что они стоят впереди корня, значит, заметнее и важнее. Суффиксы напоминали, что большинство новых слов образовано при помощи суффиксов, и если бы не они, то люди не узнали бы названия многиx детенышей, маленьких предметов и названий пpoфессий. Они бы так и спорили, но появились тихие незаметные окончания и предложили разрешить спор при помощи заданий. Они сказали: "Давайте предложим ребятам выполнить задания, каждое, из которых будет посвящено какой-нибудь части слова. С каким заданием дети справятся быстрее, та часть слова им лучше знакома, значит, та и важнее!",

Слайд 6. Что такое корень слова?

Слайд 7. Укажи строку, где все слова являются однокоренными (выписываем эту строку и разбираем по составу).

Слайд 8. Найди лишнее слово, объясни почему. (Выписываем все остальные слова и разбираем по составу)

Физкультминутка

Слайд 9. Что такое окончание? Задание: найди в тексте формы слова и однокоренные слова, разбор по составу. Слайд 10, 11.

Слайд 12. Что такое окончание?

Слайд 13. У какого слова есть приставка?

(Разбор слов по составу)

Слайд 14. Что такое суффикс?

Слайд 15. Работа по закреплению навыков словообpазованuя при помощи суффиксов. 

Учитель: От словосочетаний образуйте слова-предметы, добавив суффикс.

Образец: посадить деревья - посадка.

Словосочетания: рубить лес, побелить стены, подкормить посевы, сушить сено, засолить огурцы, обработать огород.

Слайд 16. Из каких частей слова состоит слово подорожник?

Физкультминутка

Работа в парах.

Игра "Что это такое?", (Учитель раздает детям листы, с нaпиcaнными на них частями слов.)

Учитель: Прочитайте и скажите, какая часть слова это может быть?

Карточки: груз, ушк, изб, чик, а, пере, лёт, вагон, чик, изб, а, бел, ый.

Учитель: Составьте из названных частей как можно больше слов. (Белый, изба, грузчик, перелет, вагончик, избушка.)

Учитель: Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Части слов очень довольны. Они убедились, что все важны и все вам знакомы. Части слов благодарят вас и просят выполнить их любимое cовместное задание.

2. Самостоятельная работа. Разбор слов по составу. (Слайд 17)

  • 1 вариант - 
  • голосок, пересказал, горочка, переезд;
  • 2 вариант -
  •  столик, зимушка, лисичка, пробежит;

3. Развитие навыков морфологического анализа и синтеза слов.

Слайд 18. Из каких частей состоит слово подорожник?

Слайд 19. Отгадай слово.

  • Итог урока. (Слайд 20). Какая была тема нашего урока?
  • Что на уроке тебе было больше всего интересно выполнять?
  • Что тебе на уроке показалось трудным?

Домашнее задание: на листе.

Разобрать слова по составу, подчеркнуть лишнее слово, объяснить почему оно лишнее.

Беленький, кисловатый, сладенький. Подушка, избушка, старушка. Загадка, задний, задержка. Лес, лесник, леса.

(Дополнительно)

Учитель: Выделите в словах приставку, корень, суффикс, окончание и составьте новое слово.

1.

Приставка в слове ПОДМЕТАТЬ, Корень, как у слова КОВАТЬ. Окончание в слове СОВА. Что это, такое ... (Подкова)

2.

Я имею два корня, друзья. Как кольцо, соединительная гласная моя. Первый корень возьму у ПАРА. А второй у слова ХОДИТЬ. Угадайте, что я за слово? ... (Пароход)

3.

Корень попрошу у слова МАНИТЬ Окончание у слова ЛИСА. Суффикс у слова КНИЖКА, Приставку возьму взаймы у слова ПРИВЕЗТИ. Что получится? ...

4.

Приставка спряталась в слове ПОКОРМИТЬ  Корень такой же, как в cловe ХОДОК. Суффикс сходный тому, что в слове ГЛАЗКИ А окончание, как в слове МАМА. Это слово - ...

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Сценарий урока по русскому языку для 2 класса по теме: «Разбор слова по составу»

« Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства ,

показатель его кругозора, эрудиции»

В.А. Сухомлинский

Сценарий урока по русскому языку по теме:

«Разбор слова по составу» 2 класс

-2-

Цели:

предметные: систематизировать знания о частях слова, повторить понятия “приставка”, “корень”, “суффикс”, “окончание”, “основа” слова; тренировать способность находить части слова, сформировать умение разбирать слова по составу на основе алгоритма;

метапредметные:

  • создать условия для формирования коммуникативных универсальных действий, (работать в группе, выполнять различные роли в группе, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения)

  • создать условия для формирования регулятивных универсальных действий, развивать умение ставить цель, осуществлять оценку результативности

  • создать условия для формирования познавательных универсальных действий(преобразование письменной информации в знаковую)

личностные: создать условия для формирования гражданской сознательности

Ход урока:

1.Организация начала урока.

-Начнем урок с игры «Четвертый лишний». Перед вами на доске слова: ПРИСТАВКА, СУФФИКС, ГЛАГОЛ, ОКОНЧАНИЕ. Найдите лишнее слово и объясните свой выбор.

-Так чем же мы будем с вами сегодня заниматься? (находить части слова и разбирать их по составу.)

- Это новая тема или продолжение вчерашней? (Продолжение)

Открывается запись темы урока.

2. Постановка цели урока

- Как вы думаете, какова цель нашего урока?

(Повторить всё о частях слова и учиться правильно разбирать слова по составу).

3.Картинный диктант: капуста, морковь, чеснок, лимон. (самопроверка и самооценка)

-Какие лишние слова?(Лимон, т.к. фрукт)

Составление предложения:

Дети любят морковный сок. (Запись с комментированием)

.( Разбор по составу слова морковный)

4.Повторение.

- Начнем с уточнения знаний о составе слова.

- Что такое однокоренные слова? (слова с одинаковым корнем и общим значением)

- Что такое окончание? (Изменяемая часть слова)

-3-

- Что такое суффикс? (Часть слова, которая стоит после корня)

- Что такое приставка? (Часть слова, которая стоит перед корнем)

- Что называют корнем слова? (Общая часть родственных слов)

- Что еще выделяем в слове? (Основа — часть слова, без окончания)

5. Актуализация знаний

Работа в парах.

Давайте вспомним порядок разбора слова по составу. Расскажите друг другу поэтапный разбор.

Итак, что выполняется сначала?

1.Подобрать однокоренное слово

2.Выделить окончание

3. Выделить основу.

4.Обозначить корень.

5. Выделить приставку и суффикс

- Как оцениваете свою работу, справились или нужно еще поработать?

ФИЗМИНУТКА

Творческая работа.

-Объясните смысл пословицы:

Знайка дорожкой бежит, Незнайка на печке лежит.

-К нам на урок пришел Незнайка, но по дороге рассыпал части слова, помогите ему собрать слова:

Сад, ник, ик, по, к, а, ил, и,ов,

Работа в группах

-ваша цель: подобрать соответствующее слово к схеме:

- Вспомните правила работы в группе.

ПРОВЕРКА РАБОТЫ В ГРУППАХ.

Выходят представители от каждой группы, записывают свои слова и объясняют, как подбирали.

-Какая была цель вашей работы? ( подобрать слово к схеме)

-4-

- Почему стали подбирать именно с корня? (потому что главная часть слова, в корне содержится весь смысл, от него растут другие части)

Докажите, что это слово подходит к схеме.

- Оцените свою работу. Справились с заданием или нужно еще поработать?

Запишите ваши слова в тетради и сделайте графический разбор ваших слов.

6.Самостоятельная работа по учебнику с.97, упр.3

6. Обобщение

Итак, давайте обобщим знания о частях слова в стихах

Итог подводят ученики:

Корень слова - значимая часть.

Над словами родственнымиДержит власть.Выясни умело линию родства -Однокоренные подбери слова.

Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она.А при помощи приставкиОбразуются слова.

За корнем суффиксу

Нашлось местечкоЗаняв его, конечно,Натворил он дел

Часть слова, которая изменяется,

Окончанием называется.Остальную же часть словаИменуем мы основой.

Учитель:

- Так, что мы должны запомнить?Помни, при разборе слова

Окончанье и основуПервым находи.

-5-

После корня будет суффикс,А приставка впереди.

6. Рефлексия деятельности

- Вспомните тему урока?

- Вспомните цель урока?

- Как вы считаете, наш урок достиг цели?

Продолжите фразу:

Я понял…

Я узнал…

Я научился…

Мне было интересно..

Мне понравилось…

7. Д/З (придумать сказку про любую часть слова)

-6-

Самоонализ

урока по русскому языку «Разбор слова по составу» Закрепление. 2 класс

Учитель: Малая Н.Г. 22 ноября 2013г. Кол-во присутствующих - 8 чел.

Цели:

предметные: систематизировать знания о частях слова, повторить понятия “приставка”, “корень”, “суффикс”, “окончание”, “основа” слова; тренировать способность находить части слова, сформировать умение разбирать слова по составу на основе алгоритма;

метапредметные:

создать условия для формирования коммуникативных универсальных действий, (работать в группе, выполнять различные роли в группе, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения, выполнять самопроверку)

создать условия для формирования регулятивных универсальных действий, развивать умение ставить цель, осуществлять оценку своей результативности.

создать условия для формирования познавательных универсальных действий(преобразование письменной информации в знаковую)

личностные: создать условия для формирования сознательности, доброжелательности, активности.

Построение урока соответствовало поставленным целям: систематизировать знания о частях слова, повторить понятия “приставка”, “корень”, “суффикс”, “окончание”, “основа” слова; тренировать способность находить части слова, сформировать умение разбирать слова по составу на основе алгоритма.

Данный урок соответствует требованиям ФГОС, были созданы условия для формирования коммуникативных универсальных действий, (работали в группе, выполняли различные роли в группе, учились договариваться, действовали сообща, слушали других, старались принимать другую точку зрения).Были созданы условия для формирования регулятивных универсальных действий: развивали умение ставить цель, осуществлять оценку своей результативности, выполняли самопроверку. А также были созданы условия для формирования познавательных универсальных действий (преобразование письменной информации в знаковую).Личностные: созданы условия для формирования сознательности, доброжелательности, активности.

-7-

Были использованы современные технологии: здоровьесберегающие и игровые.

Содержание урока соответствует возрастным нормам. Развивалась самостоятельность, познавательность, был использован жизненный опыт учащихся, присутствовала связь с региональным компонентом на уроке («Какие овощи выращивают в Тульской области и у вас на участках?» …)

Актуализация знаний была представлена через систему вопросов о частях слова и алгоритм разбора слова по составу, а также через репродуктивные методы: «перескажи, прочитай, повтори, вспомни», а также с помощью заданий поискового характера(«оцени, докажи, сравни, объясни..»).

Была создана нестандартная ситуация, когда учащиеся сами выполняли обобщение и подводили итог урока.

Присутствовала обратная связь с учащимися, было сочетание различных видов работ – самостоятельная, групповая, фронтальная, работа в парах.

Были детям предложены задания разного уровня сложности: задание на смекалку, объясни смысл пословицы, подбери слово к схеме…Были использованы средства обучения- тетрадь, учебник, целесообразно использована видеоигра «Помоги гному выполнить поэтапный разбор слова» в соответствии с темой и типом урока. На уроке был использован наглядный материал для эмоциональной поддержки для решения обучающих задач(Рисунки Незнайки, гномов, смайликов).

Формировались навыки самопроверки и самооценки при словарной работе, при работе в группах, парах.

Развивались у учащихся такие качества, как внимание, память, речь, воображение, мышление.

Домашнее задание имело оптимальный объём. Для его выполнения был проведён инструктаж, а также было предоставлено право выбора(Сочинение сказки о любой части слова или упражнение 4).

-2-

globuss24.ru


Смотрите также