/ методики дисграфия / 4. аграмматическая. Упражнения при дисграфии и дислексии


Игры и упражнения, направленные на коррекцию дисграфии и дислексии

Игры и упражнения, направленные на коррекцию

дисграфии и дислексии.

Упражнение №1. Работа со слоговыми таблицами

На уроке в случайном порядке учитель называет слоги таблицей и предлагает детям отыскать соответствующий слог и прочитать их. При выполнении этого задания учащимся ненужно раскладывать слоги на буквы, так как, произнесенные взрослым слоги дети запоминают целиком. Используя данные таблицы можно предложить детям следующие задания: 1. Прочитать слоги которые начинаются с гласной буквы, с согласной буквы; 2. Найти и прочитать слоги в которых есть мягкие согласные; 3. Прочитать слог, в котором есть заданная буква, например, буква А или Ш; 4. Прочитать 1, 7, 5 строчку или столбик; 5. Найти, прочитать заданный слог и придумать с ним слово и т.д.

Так же можно осуществлять чтение в разных направлениях: в горизонтальном, в вертикальном и по спирали.

Проводя подобную работу, я использую игру «ЛОТО», в которой ребята накрывают фишками слоги, произнесенные учителем или выбранные учеником. Слоги нужно произносить с определенным интервалом: 2-3 секунды. После окончания игры проверяют результаты, кто из детей нашел все слоги.

Сг-гс

Мы

от

до

Сю

Ик

Ну

ве

Ах

Уф

Ёш

Ро

Ба

Лё

Га

Зя

эс

сгс

Пот

сыр

Кав

лый

Дол

Жив

Рук

Чан

Вон

Тёс

ЗИЛ

Шин

риж

Дей

под

Так

Ссг- гсс

Бра

ичр

Арс

для

Сту

Пре

Чту

Евн

Кча

Шки

Явн

Вре

гти

Язг

трю

Овт

Слоговые таблицы можно использовать и по другому. Детям предлагаются таблицы и состоящие из слогов, входящих в таблицу: учитель называет слово, а учащиеся отыскивают в таблицах слоги из которых состоит это слово. Можно предложить детям маркировку слова определенным цветом, например: в слоге слова «коза» закрасить красным цветом, а «лужа»- зеленым и т.д.

Подобные упражнения дают хороший результат при регулярном систематическом применении, по этому тренировочные упражнения следует выполнять не только в школе, но и дома под контролем родителей.

Ежедневно школьники непроизвольно запоминают слоги, входящие в них, поэтому материал и задания должны систематически меняться.

БУК

КА

ДВО

СЛО

МА

БА

КИ

МО

ЛАН

ГИ

НОЧ

ЦА

СЫ

ЗИН

СО

ВИЛ

КУ

КРЫ

РИ

СА

ДЫ

ВЫ

КРУ

БРЮ

ГИ

НЫ

РЫ

ЗИ

СА

КА

ЗЫ

КИ

ПО

ГА

РО

ШИ

БУКВЫ СЛОНЫ

КУРИЦА МАГАЗИН

ЗИМА МОРОЗЫ

СОБАКА САПОГИ

ВИЛКА КРЫСЫ

САНОЧКИ КРУГИ

ДВОРЫ БРЮКИ

ЛАНДЫШИ

Упражнение №2. Чтение слов разной слоговой структуры или игра «ЛЕСЕНКА».

АМ

САМ

СВОЙ

ВЫБОР

ВОСЕМЬ

ДЕВУШКА

КАЧЕСТВО

СТРОИТЕЛЬ

ОГРАБЛЕНИЕ

КРАЕВЕДЕНИЕ

1. прочти спускаясь сверху вниз, входящие в неё слова.

2.если встретил непонятное слово, остановись, узнай значение этого слова

3.если встретил слово, которое тебе трудно прочитать целиком, остановись и подели его на слоги.

4. найди «ХИТРЫЕ» буквы и подчеркни их.

5. теперь прочитай «ЛЕСЕНКУ» снизу вверх.

6. прочитай слова соответствующие определенной слоговой структуре. Например: согласный + согласный + согласный + гласный.

7.прочтаить слова с ударением на первом слоге, втором, третьем.

Упражнение №3. Подбери к слову схему.

ПИОН ∩ V ∩ V

РОЗА V ∩ V ∩ ∩

АСТРА ∩ - V

ГВОЗДИКА ∩ ∩

НАРЦИСС - V V ∩

Подобные упражнения развивают звуко- слоговой анализ слов, внимания. Когда у детей автоматизировано чтение слогов разной структуры следует и усложнить речевой материал.

Упражнение №4. Чтение однокоренных слов.

Дает возможность детям не только совершенствовать навык чтения, но и восполнять пробелы в развитии лексического запаса слов. Для разнообразия это задание можно выполнять с раздаточным материалом., состоящим из набора слов с похожим звучанием. Детям предлагают карточки со словами, их необходимо разложить на два столбика по смыслу.

ГОРА ГОРЕ

ГОРКА ГОРЬКО

ГОРНЫЙ ГОРЮШКО

ГОРУШКА ГОРЕВАТЬ

ГОРИСТЫЙ ГОРЕМЫЧНЫЙ

ПРИГОРОК ПРИГОРЮНИЛСЯ

Упражнение №5

Помоги ёжику и белочке собрать грибы и ягоды.

Обведи предметы, на которых написаны слоги типа ССГ синим цветом, а слоги типа ГСС – красным.

Собери морские звезды

Составь слова из слогов и обведи их разными цветами. Речевой материал: кит, дельфины, акула, медуза, осьминог, черепаха.

ЗА

А

ПА

МЕ

ФИ

РЕ

Цель этих игр: закрепление умения различать слоги по составу.

Упражнение №5. Для закрепления слогового анализа и анализа слов.

«Доберись до острова сокровищ»

.

Составь слова и закрась их соответствующими цветами. Речевой материал: материк, острова, океан, экватор, рифы, скалы, пещера, пираты, джунгли.

Составь слова и соедини их с картинками.

Для разнообразия и повышении мотивации к урокам русского языка и литературного чтения и создания благоприятной атмосферы можно использовать и другие игры.

Цель. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза, определения слов, обозначающих предметов и действия; развитие зрительного внимания и зрительно- моторной координации, устойчивости и концентрации внимания.

Составь и прочитай слова. Назови сначала предметы, потом слова-признаки, затем слова- действия.

ПИ ЧКА

СВИ ЩУ ПАТЬ

ПРОТА ПАЛЬЦА

ШУ ДИЩЕ

ШЕП ЧУ ДЕСНЫЙ

ОТВЕ ТКИЙ

Соедини слоги и прочитай сначала названия фруктов, а потом овощей.

ДЫ

ОГУ

НЯ

РЕЦ

БА

ША

НАН

ГРУ

ВА

МОН

СЛИ

ЛИ

НЯ

ВА

ТЫК

ВИШ

ПА

РЕ

Составь с двумя образованными словами словосочетания, используя подходящее по смыслу слово- признак или слово- действие из первого задания.

Прочитай слово, соединив слоги по порядку.

1 ПА

2 ТА

3 ЛО

Что записано в рамочках? Прочитай слоги. Выбери в каждой рамочке нужные слоги для составления слова. Запиши составленные слова в тетрадь. Выдели в каждом слове ударный слог.

БАК, ЛА, РЫ

КА,ЛО, РО, СО

РЮ, ЧИ, КЛЮ

ЛО,КО,РО, МО

Прочитай слоги и составь из них слова, соединив слоги стрелочкой.

ФАН

ПОТ

ФЛА

ЗАК

КАП

МАН

РЮК

КАН

КАР

ТОР

ГОР

ТУК

ДОК

ЖОК

ФАР

ШОК

БАЛ

КОН

КОМ

ТИК

Цель: закрепление понятия гласные и согласные (твердые и мягкие) звуки и буквы, навыков звуко-буквенного анализа и синтеза; развитие самоконтроля.

Внимательно рассмотри картинки и схемы. Подбери картинки к схемам и докажи, что ты правильно выполнил задание.

Прочитай внимательно слова и объясни их значение. Вставь в эти слова согласную букву Л. Как изменилось значение слов?

СОН

ГАЗ

КУБ

КОК

ПОТ

СОВА

Пройди лабиринт, собрав все буквы. Какие слова у тебя получились? Запиши эти слова в тетрадь, поставь ударение.

Игра «МОРСКОЙ БОЙ»

Цель: учить детей ориентироваться на плоскости, совершенствовать умение воспроизводить слог как целостную единицу чтения, развивать слоговой анализ и синтез слов, формировать активный и пассивный словарь учащихся.

Детям предлагается игровое поле, на которых изображены корабли с написанными на них слогами: учитель называет место на поле, дети отыскивают его и называют написанный на нем слог, при необходимости анализируют его.

Если корабли называть в определенной последовательности, то из слогов можно составить слова. Для этого названные слоги выписывают, а затем синтезируют. Чтобы слова получались легко, необходимо называть сначала слоги одного слова, затем другого.

Речевой материал к игре «МОРСКОЙ БОЙ»

Учитель

Учащиеся

Е-1, Д-7,А-9

ТАН, КА, ПИ- КАПИТАН

Е-8, Ж-4

СКОЙ, МОР- МОРСКОЙ

В-8

ПОРТ

Б-4, К-7

РЕГ, БЕ- БЕРЕГ

К-5, А-7

ЯК, МА- МАЯК

З-5, А-1

ПРО, ЛИВ- ПРОЛИВ

Ж-7, Г-2, З-3

РАБ, КО, ЛИ- КОРАБЛИ

Ж-10, И-3

РОД, ГО- ГОРОД

И-8, Д-3

СИР, БУК- БУКСИР

Е-5, Б-6,

БУХ, ТА- БУХТА

Г-10, Б-2

РОМ, ПА- ПАРОМ

И-6, Д-9

ШТУР, ВАЛ- ШТУРВАЛ

Игра- лото «КОРЕНЬ СЛОВА»

Цель: научить детей читать слова, выделять корень, находить однокоренные слова. Развивать орфографическую зоркость. Обогащать активный и пассивный словарь школьника.

Детям предлагаются карточки, например, со словами:

Зимовать

Бесцветный

Перелетные

Сторожка

Летние

Заморозки

Учитель достает из мешочка маленькие карточки, на которых написаны слова, например: мороз, свет, голод, летать, сторожил, зима, цветной и другие. Дети читают слово, выделяют в нем корень и находят однокоренное слово на своих карточках. Если слово найдено, ученик называет его и накрывает фишкой. Выигрывает тот, кто не пропустил не одного слова.

Еще один интересный прием- это нахождение слов среди других букв:

ЛПОАРКНЕГДИВАНШДЕЛВКЕНКРОВАТЬЦИКЛОД

РОАТСКАСТРЮЛЯЭВХАЖКЕДЖИМОЗЕРКАЛОБТИ

ТУМБОЧКАПИСЕТИКРЮБЛЕВИЛКАТЕРСИМЫВА

В этом упражнении слова могут быть подобраны на одну или две лексические темы.

Более сложное упражнение- нахождение слов в квадрате заполненном буквами. В квадрате слова расположены не только по горизонтали, но и по вертикали. Выполняя эти задания можно предложить детям подчеркнуть найденные слова, выписать их и разделить на слоги, распределить на группы по теме.

Т

Р

А

М

В

А

Й

Ш

Ю

О

Р

М

Ж

Р

А

М

А

Ш

И

Н

А

М

В

Ц

З

В

О

Б

М

О

Ш

И

Н

В

Ш

Л

Т

И

Е

Л

Ф

У

А

Р

О

Л

Т

Х

Ъ

Э

Д

Р

Л

Я

Й

Ё

П

А

Р

О

Х

О

Д

В

Т

Е

С

К

Г

П

А

М

Б

Х

О

Д

Щ

О

Й

У

А

Е

Р

О

Ж

У

Г

О

Л

Ш

Л

Б

О

Т

П

Ч

Я

Э

С

Д

Ж

Ф

Й

Ё

У

Г

Е

И

Х

В

С

А

М

О

Л

Ё

Т

С

Е

Р

В

К

А

П

Т

Р

О

Г

Л

У

Аналогично выполняется задание «НАЙДИ БУКВОСОЧЕТАНИЯ ИЛИ СЛОВА, КОТОРЫЕ НАПИСАНЫ ДО ЧЕРТЫ» это задание можно выполнять на время.

ЛЕС

СЕЛ

СЛЕ

ЛЕС

ЕСЛ

СЛЕ

ЛЕС

СЛЕ

ТИР

РИТ

ТРИ

ТИВ

БИТ

ТИР

ТРИ

ТИР

ЗАЛ

ЗАЛ

АЗЛ

ЗАЛ

ПАЗ

ЗАП

ЗАЛ

АЛЗ

СУК

СКУ

СУК

КУС

УКС

СУК

БУК

КОУ

ПРИ

ИРП

РИП

РПИ

ВРИ

ПРИ

ПРИ

ЛРИ

Упражнение № 6

Разгадай ребусы

Ребус- это изображение в котором спрятано какое-то слово. Правило по которым составляют ребусы и разгадывают: 1. Если к названию картинки представленной на рисунке, добавить написанные буквы, то получится новое слово. 2. Знак запятой в начале или конце картинки обозначает необходимость убрать букву слева или справа от названия изображения. 3. Если ребус составлен только из букв, то необходимо разобраться как они расположены и подобрать подходящий предлог.

Упражнение № 7.

Работа с текстом

Добавляя по одному слову составь предложение по картинке.

ЛЕНА

КАТАЕТСЯ

.

НА

.

НА

С

.

НА

С

Игра «ЧУДЕСНЫЙ СУНДУЧОК»

Эта игра известна всем с детского сада, но я ее переделала для своих первоклашек. Вырезала буквы из линолеума, можно из другого материала, для каждой буквы сшила мешочек из непрозрачной ткани. Все мешочки с буквами сложила в сундучок. Есть несколько вариантов этой игры:

  1. Ребенок достает мешочек с буквой, на ощупь определяет какая это буква, описывает ее (из каких элементов она состоит). Может придумать слова там, где эта буква- звук находится в начале слова, в середине или в конце.

  2. Во втором варианте в сундучке остаются буквы, из которых можно составить определенные слова. К составленному слову нужно придумать предложение.

Опыт показывает, если данные упражнения, виды работ и игры, и подобные упражнения и игры, приведенные в данной работе использовать систематически, то многие учащиеся справляются со своими трудностями. У школьников улучшается качество, техника чтения, растет познавательный интерес, совершенствуются учебные умения и навыки, а так же, повышается самооценка и уверенность в себе.

С А Д

Л Е С

К О Т

kopilkaurokov.ru

LOGOPED.RU - Дисграфия и дислексия.

Можно ли эффективно помочь детям с дислексией и дисграфией?..Кто способен научить ребенка читать и писать? Маме и папе вряд ли это удастся, нужна помощь специалиста – квалифицированного логопеда.

Владислав БРАГИНСКИЙ, детский психоневролог, кандидат медицинских наук, заслуженный врач РФ

Почему не каждому дается грамота?

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких “умненьких”, но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют к детскому психиатру.

Стойкое нарушение чтения мы, психоневрологи, называем ДИСЛЕКСИЕЙ, письма – ДИСГРАФИЕЙ. Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него никто не находит.

Познакомьтесь с моим новым пациентом.

Слава, 10 лет, в дошкольном возрасте отличался двигательной расторможенностью, неусидчивостью, упрямством. Несколько позже положенных сроков начал говорить (отдельные слова – в 1 год и 3 месяца, фразовая речь – в 2,5 года). В 9-месячном возрасте серьезно отравился сердечными лекарствами бабушки, долго лежал в больнице.

К школе, по мнению родителей, был подготовлен, и для мамы полной неожиданностью явилось сообщение учительницы о грубых ошибках при письме, которые допускал Слава, и его плохом чтении. С математикой дела обстояли лучше. Сейчас мальчик в 3-м классе, нередко убегает с уроков русского языка, стал лживым, изворотливым, тянется к плохим ребятам. Размышляя о низкой успеваемости Славы, учительница предположила наличие у него задержки развития.

Проведенное в клинике обследование показало, что умственное развитие ребенка соответствует возрастной норме. С заданиями, требующими осмысления, понимания скрытого смысла рассказа или обобщения понятий, мальчик справляется успешно.

Логопед обратил внимание на медленное чтение с множеством ошибок. Слава не смог прочесть текст с пропусками отдельных слогов. Пишет мальчик крайне небрежно, графические навыки (почерк) сформированы у него недостаточно. Он допускает много ошибок: слова пишет слитно или ошибочно отделяет определенные буквы. Видны постоянные замены букв по фонетическому и графическому признакам. Мальчик заменяет близкие по звучанию звуки (“З” и “С”, “Ж”–”Ш”) или схожие по начертанию буквы (“П”–”Т”, “Б”–”В” и др.).

Славе был прописан курс лекарств. С ним постоянно занимался логопед. И через два месяца у мальчика существенно улучшилось письмо, он стал читать быстрее и с меньшим количеством ошибок.

ДИСЛЕКСИЯ встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8 процентов школьников страдают дислексией. Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.

Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов... Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

При ДИСГРАФИИ дети младших классов школы с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.

У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: “З” и “Э”, “Р” и “Ь” (мягкий знак).

Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве “Ш” или “крючок” в букве “Щ”. Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в ударе, не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.

Чтобы понять механизм развития дислексии, начну издалека. Известно, что мы обладаем по крайней мере тремя видами слуха. Первый слух – физический. Он позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, жужжание пчелы, писк комара, а также урбанистические звуки: гул авиалайнера, перестук колес поезда, шуршание шин автомобиля... Вторая разновидность – музыкальный слух. Благодаря ему мы можем наслаждаться мелодией любимой песни и прекрасной музыкой великих композиторов. Наконец, третий вид – речевой слух. Можно обладать хорошим музыкальным и очень неважным речевым слухом. Последний позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого. При недостаточности речевого слуха не различаются схожие созвучия, обращенная речь воспринимается искаженно.

Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема.

А учить надо, потому что искажение одного-двух звуков меняет смысл слова. Сравните, к примеру, слова “дочка–точка”, “уголь–угол”, “палка–балка”, “чашка–Сашка”. Замена глухого звука звонким, твердого – мягким, шипящего – свистящим придает слову новое содержание.

Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания.

Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет. Не случайно поэтому психоневрологи и логопеды при знакомстве со слабоуспевающим школьником внимательно изучают содержание его тетрадей, почерк, особенности его речи. Нередко низкая успеваемость ребенка объясняется не состоянием его интеллекта, а наличием специфических нарушений чтения и письма, о которых я рассказываю. Распознать подобные расстройства может, разумеется, только специалист. Какая область мозга “отвечает” за письмо и чтение? Оказывается, центр речи у большинства людей находится в левом полушарии. Правая же гемисфера мозга “заведует” предметными символами, зрительными образами. Поэтому у народов, письменность которых представлена иероглифами (например, у китайцев), лучше развита правая половина мозга. Письмо и чтение у жителей Китая, в отличие от европейцев, пострадает при неполадках справа (допустим, при кровоизлиянии в мозг).

Анатомическими особенностями центральной нервной системы объясняются известные врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков. Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но получает похвальные отзывы учителя рисования. Так и должно быть, потому что у этого ребенка более “древняя”, автоматизированная область правого полушария никоим образом не изменена. Нелады с русским языком не мешают этим детям “объясняться” с помощью рисунка (как в древности – посредством изображения на скалах, бересте, глиняных изделиях).

Логопеды иногда обращают внимание на “зеркальный” характер письма пациентов. При этом буквы перевернуты в другую сторону – как при изображении в зеркале. Пример: “С” и “З” открываются влево; “Ч” и “Р” выдающейся частью написаны в другую сторону... Зеркальное письмо наблюдается при разных расстройствах, однако врач при подобном явлении ищет явное или скрытое левшество. Ищет и нередко находит: зеркальные перевороты букв – характерная особенность левшей.

Можно ли эффективно помочь детям с дислексией и дисграфией? Да, таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.

Кто способен научить ребенка читать и писать? Маме и папе вряд ли это удастся, нужна помощь специалиста – квалифицированного логопеда.

Занятия проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, “отрабатывая”, чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого... Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: “О” напоминает обруч, “Ж” – жука, “С” – полумесяц... Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно “почувствовать” отдельные звуки (буквы). Техника чтения – следующий этап упорной работы.

Психоневролог может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.

Желаю удачи!

www.logoped.ru

4. аграмматическая

Методика логопедической работы по коррекции аграмматической дислексии и дисграфии

Дисграфия (дислексия) – это специфическое нарушение процесса письма (чтения), проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках на письме (при чтении), обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма (чтения).

Одной из форм дисграфии (дислексии) по классификации Р.И. Лалаевой, Л.Г. Парамоновой, Е.Ф. Соботович является аграмматическая дисграфия (дислексия - только Р.И.Лалаева)

Направления работы (Пятница Т.В.):

  1. Уточнение и усложнение структуры предложения

  2. Развитие функции словоизменения

  3. Формирование навыков словообразования

  4. Развитие умений морфологического анализа слова

  5. Работа над однокоренными словами

  6. Закрепление грамматических форм письменной речи

Коррекция аграмматической дисграфии по Р.И. Лалаевой

Все этапы коррекции ведутся параллельно.

1 этап – Работа на уровне предложения, формирование синтетической структуры предложения

1) Основной метод - использование графической структуры предложения, на начальных этапах – подбор предложений к заданной схеме и их запись:

- нераспространенные из 2 слов

- распространенные из 3 – 4 слов

2) Чтение предложений различных синтаксических конструкций и их разбор.

3) Составление словосочетаний и предложений из предложенных слов.

4) Вставка в предложение данных слов в нужной грамматической форме.

5) Составление предложений по данной основе, распространение предложений по вопросам.

6) Конструирование предложений по схемам.

7) Расчленение сложных предложений на простые, и наоборот.

8) Конструирование сложных предложений:

* по схеме

* по союзу

* по данному придаточному предложению.

Для учащихся 1 – 2 классов А.В.Ястребова предлагает:

  1. Восстановление дефектных предложений.

  2. Выделение предложений из сплошного текста без точек и заглавных букв.

  3. Составление, запись и произнесение повествовательных, вопросительных, восклицательных предложений.

  4. Развитие связной речи, составление рассказов из отдельных предложений по вопросам, по сюжетным картинкам.

2 этап – Работа по развитию словоизменения

1) Изменение существительных по числам.

2) Изменение падежных окончаний существительных.

3) Использование предлогов.

4) Согласование существительных и прилагательных.

5) Изменение глаголов прошедшего времени по числам, лицам, родам (согласуясь с онтогенезом).

Упражнения по Р.И.Лалаевой

  1. Вставка пропущенных в словосочетаниях и предложениях слов в нужной форме.

  2. Образование существительных множественного числа от единственного.

  3. Образование форм существительных родительного падежа единственного числа с наречием «много».

  4. Составление предложений с предложными конструкциями, при этом уточняется предлога при помощи схем. Необходима работа по дифференциации приставок и предлогов.

  5. Образование настоящего времени глаголов по прошедшему времени, и наоборот.

  6. Дифференциация форм глаголов совершенного и несовершенного видов.

  7. Согласование существительных, прилагательных и глаголов прошедшего времени.

3 этап – Формирование функции словообразования

Данная работа сочетается с работой над морфологическим анализом слов.

  1. Усвоение корня слова.

  2. Усвоение приставки – внимание на смысл приставки, обычно это начало и конец действия:

    1. Определение сходства и различия приставок в словах.

    2. Определение различия слов между собой.

    3. Сочетание приставки с разными словами.

    4. Сочетание одного слова с различными приставками.

  1. Усвоение суффикса:

3.1) маленький предмет,

3.2) детеныши,

3.3) вместилище,

3.4) часть целого и т.д.

При работе обращаем внимание на то, что одни и те же суффиксы привносят подобное значение словам.

  1. Усвоение сложных слов:

4.1) Выделение корней и соединительных гласных.

4.2.) Самостоятельное составление сложных слов из данных простых.

Коррекция аграмматической дисграфии по С.Б. Яковлеву

1 раздел – Формирование операций внутреннего программирования

1.1) Формирование диалогической речи – составление устных рассказов по серии сюжетных картинок с предварительным осмыслением ситуации с помощью вопросов.

1.2) Формирование монологической речи – составление устного и письменного рассказа по серии сюжетных картинок с опорой на данное к ним предложение.

2) Формирование монологической речи – составление письменных рассказов по серии сюжетных картинок.

3) Формирование монологической речи – составление письменных рассказов с опорой на наглядность, и самостоятельный рассказ в устной и письменной форме.

2 раздел – Формирование внутреннего программирования отдельных высказываний

1) Освоение детьми объектных, субъектных и локативных отношений (схемы предложения) – составление высказываний в простых глубинно – семантических структурах из 2 – 3 элементов: S – P, S – P – O.

2.1) Включение освоенных отношений в более сложные семантические структуры – составление более сложных высказываний: S – P – O – O, S – P – O – L.

2.2) Освоение атрибутивных, временных и причинных отношений – составление простых высказываний с включением атрибутов: A – S – A – P.

3) Включение отработанных на предыдущих этапах отношений в более сложные глубинно – семантические структуры – составление высказываний из 4 и более элементов: A – S – A – P – A – O – A – L.

Примеры заданий и упражнений:

При формировании функции словоизменения обращается внимание на изменение существительного по числам, падежам, употребление предлогов, согласование существительного и глагола, существительного и прилагательного, изменение глагола прошедшего времени по лицам, числам и родам и т.д..

Последовательность работы определяется последовательностью появления форм словоизменения в онтогенезе.

Рекомендуются следующие задания на словоизменение:

  1. Составление предложения по опорным словам, данным вразбивку.Предлагаемые слова даются в начальной форме.

  2. Вставка пропущенных слов в предложении.

  3. Ответы на вопросы, требующие постановки данного слова в определённом падеже.

  4. Образование множественного числа существительного по данной форме единственного числа с помощью предметных картинок и самостоятельно.

  5. Образование формы родительного падежа множественного числа с наречием много.

  6. Выполнение действий, требующих понимания различных предложных конструкций («Положить карандаши на книгу, в книгу, под книгу»).

  7. Составление предложения с предложными конструкциями по специально подобранным картинкам (Ложка в стакане, ложка под стаканом).

  8. Образование настоящего времени глагола по данной форме прошедшего и наоборот.

  9. Согласование существительного и прилагательного в роде, числе и падеже.

  10. Согласование существительного и глагола прошедшего времени в роде и числе.

При формировании функции словообразования рекомендуются следующие задания:

1. Образовать уменьшительно-ласкательные формы существительного по опорным словам, по картинкам (дом - домик)

2. Образовать прилагательное и существительное с помощью картинок и лото «Из чего сделано?» (дерево - деревянный).

3. Образовать глаголы с различными приставками с помощью картинок(налнл-вылил, выходят - входят)

4. Выбрать родственные слова среди слов, сходных по звуковой структуре (лес, лесной, вылез, лесник, лестница и другие) .

Формирование функции словоизменения и словообразования осуществляется как в устной, так и в письменной речи.

Закрепление форм словоизменения и словообразования сначала проводится в слове, затем в словосочетаниях, предложениях и текстах..

Большое место при устранении оптической дисграфии занимает работа над уточнением и дифференциацией оптических образов смешиваемых букв.

Для лучшего усвоения их соотносят с какими-либо сходными предметами, изображениями: Ос обручем, 3 со змеей, Ж с жуком и т.д.. Используются различные загадки о буквах, ощупывание рельефных букв и узнавание их, конструирование из элементов, реконструирование, срисовывание.

studfiles.net

Рекомендации при дислексие и дисграфии

Система преодоления фонематического недоразвития предусматривает два взаимосвязанных направления работы:

1) коррекцию произношения, т. е. постановку и уточнение артикуляции звуков, при обозначении которых буквы заменяются на письме, различение их на слух;

2) последовательное и планомерное развитие звукового анализа и синтеза слова на основе развитии фонематических процессов.

При работе над слуховым восприятием надо строго соблюдать поэтапность в применении тех упражнений, которые учитель предлагает учащимся. Вначале необходимо научить ребенка различать изучаемый звук среди других и чужой речи. Для этого можно использовать такие упражнения.

Учитель произносит подряд несколько звуков (4-5), среди которых находится и отрабатываемый звук; ученику предлагается прослушать и поднять руку или букву, когда он услышит нужный звук. Чтобы ему было легче сориентироваться, учитель на первых порах голосом выделяет этот звук.

Ученику предлагают прослушать слова, которые произносит учитель, и поднять руку, сигнальную карточку или букву, когда услышит слова с отрабатываемым звуком.

Учитель называет 5—7 слов, ученик слушает и запоминает только те, в которых имеется изучаемый звук, по просьбе учителя он эти слова повторяет.

Тренируясь в выделении звуков, ребенок с ФФНР должен уловить общее

в звучании всех вариантов одного и того же звука в различных словах.

С этой целью следует подбирать большое количество упражнений,

в которых изучаемый звук стоял бы в разных позициях и сочетаниях

с другими звуками (душ, шуба, шапка, кошка, шалаш). При подборе речевого материала необходимо следить, чтобы в предъявленных для звукового анализа словах не встречались на первых порах звуки, близкие по акустическим или артикуляционным признакам изучаемому звуку. Например, в период работы над звуком ш слова со звуком с не дают до тех пор, пока ребенок не научится четко произносить, различать и выделять из состава слова изучаемый звук. Не следует также давать слова со звуками ж, з, ц, ч, щ. Наличие слов с этими звуками может затруднить восприятие звука ш и его выделение из состава слова. Аналогичные условия необходимы для отработки звуков ж и з или аффрикат (ч и ц).

Затем следует научить ребенка различать отрабатываемый звук не только в чужой, но и в своей собственной речи. С этой целью можно использовать такой прием: предложить ученику ряд картинок с изображением предметов. Ученик должен назвать все картинки и самостоятельно отобрать те из них, названия которых содержат изучаемый звук.

Лишь после того как ребенок научится самостоятельно различать изучаемый звук в словах (в чужой и собственной речи), можно перейти к формированию умения выделять звуки из состава слова, отделять их друг от друга, сравнивать между собой, определять роль и характер связи между звуками в слове. Для первоначального выделения изучаемого звука сначала подбирают такие слова, в которых он находится в позиции, наиболее благоприятной для его выделения и наблюдения. Для гласных такой позицией будет начало слова под ударением, а для согласных — когда они стоят в конце (исключение составляют звонкие звуки) или в начале слова перед согласным (шалаш, шкала). Как известно, в этих позициях согласные звуки легче различаются, а следовательно, и отделяются

от других звуков. Затем согласный звук выделяется из начала слова

перед гласным и, наконец, из любого положения в слове.

При изучении звука р из упражнений исключаются слова со звуком л и наоборот; при изучении звонких — парный глухой и т. д.

Если ребенок испытывает трудности не только в различении звуков, но и в определении их количества и последовательности в словах, то вначале для ориентировки можно дать ему готовую наглядную схему звукового состава этих слов. На основе схемы ребенок устанавливает порядок звуков в анализируемых словах и одновременно определяет, какое место занимает в словах изучаемый звук.

По мере усвоения анализа с помощью схемы следует перейти к выделению звуков путем громкого, несколько утрированного их проговаривания в анализируемых словах, и, наконец, звуковой анализ в уме, про себя. Так как ребенок еще нередко ошибается, то необходим непрерывный контроль за правильностью выполняемых им действий со стороны учителя. Постепенно возникает возможность перейти к более обобщенным и сокращенным упражнениям тина: «Назови четвертый звук в слове» или «Какой звук стоит до ..?, какой после ..?,

какой между ..?» и т. д.

Эффективные методики для работы с детьми с дисграфией

Существует несколько эффективных методов коррекции дисгафии у детей младшего школьного возраста:

Схема слова. Ребенку дают картинку, на которой изображен предмет и схема слова. Школьник должен назвать предмет, а после по порядку все звуки слова. После этого каждый звук нужно соотнести с буквой и написать слово.

Узнавание звуко-буквы. Данная методика состоит из нескольких вариаций:

Запись большого количества букв в тетради.

Подчеркивание слов с определенным звуком и записывание их в тетрадь.

Поиск определенной буквы в слове, предложении, тексте и ее зачеркивание.

Выбор нужной картинки, в названии которой есть отрабатываемый звук.

Методика Эббигауза. Ребенку предоставляются уже отработанные слова, но в них пропущены буквы. Задача ребенка — вставить пропущенные буквы, прочесть его и записать.

Соотношение начальной буквы с картинкой и словом. Ребенок сам выбирает слова (слово) и картинки (картинку) на определенный заданный ему звук, который он должен обозначить буквой.

Звуко-буквенный анализ. Ребенку дают картинку. Он должен назвать изображенный на ней предмет и записать слово, поставить в нем ударение, определить, сколько в этом слове слогов и назвать их. Каждый слог в слове нужно отделить черточкой. После ребенок должен назвать по порядку все звуки слова и отметить их соответствующим цветом. Согласные буквы в слове надо подчеркнуть – тонкий звук одной чертой, глухой – двойной чертой. После этого ребенок должен сравнить количество букв и звуков в слове.

Структурный метод. В предоставленном слове школьник должен определить количество гласных и согласных. Сделать это нужно последовательно. После ребенок составляет схему слова: гласные буквы обозначены контурными кружками, согласные – заштрихованными. Начать лучше с односложных слов без стечения согласных и постепенно усложнить задание.

Исправление ошибок. Ребенку предоставляется несколько слов с ошибками. Слова должны быть соотнесены со звучащей моделью слова. Задача ребенка найти ошибки и исправить их, правильно переписать слова.

Упражнения для устранения дисграфии

Есть упражнения, которые родители могут проводить в домашних условиях с ребенком, в перерывах между занятиями у специалиста:

Корректурная правка. Для этого упражнения нужен объемный текст, из которого необходимо вычеркнуть заданную букву. Следующий этап задания – подчеркнуть одну букву и вычеркнуть другую. Упражнение помогает развивать внимание и запомнить зрительный образ буквы.

Пропущенные буквы. В большом тексте необходимо вставить пропущенные буквы. Упражнение развивает уверенность в навыке письма и внимание.

Лабиринты. Упражнение тренирует крупную моторику руки. Ребенок должен провести безотрывно длинную линию. Важно своевременно менять руку.

Также полезно объяснять ребенку расстановку в тексте знаков препинания и вслух проговаривать текст, в соответствии с правилами написания. Занятия с логопедом могут проводиться в виде игры. Можно использовать магнитные буквы для создания слов, проводить написание диктантов для улучшения восприятия звуков.

Стоит уделить особое внимание при выборе ручек для письма и карандашей. Лучше отдавать предпочтение ручкам с неровными поверхностями. При письме такой ручкой одновременно проводится массаж дистальных кончиков пальцев рук и к мозгу посылаются дополнительные сигналы. Карандаши и фломастеры должны быть с негладкой поверхностью, например треугольными в сечении.

Профилактика — как научить ребенка правильно писать

Важным условием является распознавание у ребенка признаков дисграфии. В возрасте 3-4 лет проверить слуховую дифференциацию речевых звуков. При затруднениях необходимо начать ее развивать.

Нередко родители начинают обучать ребенка иностранным языкам с 3 лет. При неправильном подходе к обучению детей английскому или другому языку  может развиться и дисграфия, и дислексия.

Важно, чтобы все члены семьи произносили звуки и слова правильно. Если взрослые будут повторять произношение за ребенком (например: мячик – мясик, люблю — лублу) и изменять слоги и звуки, это может привести к проблемам при формировании правильной речи и письма.

Профилактика дисграфии у детей, посещающих массовые детские сады, заключается, прежде всего, в своевременной диагностике предрасположенности к нарушениям письменной речи. Такая диагностика должна осуществляться не позднее начала поступления ребенка в подготовительную группу. И в случае если у ребенка выявляются какие-либо слабые звенья в совокупности предпосылок формирования письма, он должен получить коррекционно-развивающую помощь от специалиста. (Е.А. Логинова «Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития»)

Логопед,  сурдопедагог, ученый Парамонова Л.Г.:

Акустическая дисграфия, связанная с неразличением на слух каких-то определенных звуков, может быть преодолена лишь после овладения ребенком слуховой дифференциацией этих звуков. Точно так же и оптическая дисграфия не исчезнет до тех пор, пока у ребенка не будут на должном уровне сформированы зрительно-пространственные представления и зрительный анализ и синтез. Если этого не было сделано в дошкольном возрасте, то придется наверстывать упущенное уже в школе. Иными словами, для устранения любого вида дисграфии необходимо убрать ту ближайшую и вполне очевидную причину, которая лежит в ее основе.

Учитель-дефектолог И.С. Пшенникова:

В последние годы неуклонно растёт количество детей, которые допускают множество специфических ошибок на письме. Обычно «нелепые» ошибки связывают с невнимательностью. Но основная причина таких ошибок — недоразвитие тех мозговых процессов, которые обеспечивают сложный процесс письма. Овладение письменной речью — это сложная умственная деятельность, которая требует определённой степени зрелости многих психических функций и взаимодействия различных анализаторов:

речеслухового, речедвигательного, зрительного, двигательного. Несформированность одного из анализаторов может привести к дисграфии.

Взрослые, прекратите тратить дошкольное детство вашего малыша на изучение программы младших классов. В школе у него будет достаточно времени, чтобы научиться красиво и грамотно писать. Лучше уделите внимание развитию его изобразительных способностей. Педагоги и ученые давно заметили, что у ребенка, имеющего высокий уровень изобразительно-графических навыков, гораздо больше шансов стать успешным школьником, чем у того, кто умеет читать, но плохо владеет карандашом. Всего 10-15 минут в день работы с книжкой-раскраской — и многие школьные проблемы будут решены еще до поступления в первый класс! (соучередитель РОО «Дислексик+», педагог, учитель-дефектолог, логопед дошкольных, школьных и медицинских учреждений Т. Гогуадзе)

Практическая методика по овладению навыками чтения учащихся, страдающих дислексией.

Цель проекта: обеспечить соответствие методов обучения современным требованиям и сложившейся ситуации.

Задача проекта: использование разработанной методики для совершенствования навыков чтения.

Целевая группа проекта – логопеды и учителя, работающие по обучению чтению детей, страдающих дислексией.

I Вступление

II Освоение механизма чтения

-работа с буквами

-работа со слогами

III Совершенствование техники чтения

- слов, с различием в одной-двух буквах

- столбиков слов с одинаковыми гласными

- столбиков слов с одной концовкой

- форм одного и того же слова

- однокоренных слов

-составление слов из частей слова

IV Заключение

Литература. Приложения.

Для обозначения нарушений чтения в логопедической литературе, как правило используют следующие термины: алексия – для обозначения практически полного отсутствия чтения; дислексия, дислексия развития или эволюционная дислексия – чтобы обозначить частичное расстройство процесса овладения чтением. Сюда не входят случаи, когда происходит распад акта чтения в результате различных поражений коры головного мозга ребенка (афазиях).

Встречаются разные определения понятия «дислексия». К примеру, Хватцев М.Е. определяет её как частичное расстройство процесса чтения, которое затрудняет овладение этим навыком и ведет к многочисленным ошибкам при чтении, таким как пропуск букв и слогов, перестановка, замена, попуск предлогов, союзов, пропуск строчек, замещение слов.

Часто встречается и такое определение: специфическая дислексия развития-это нарушение, приводящее к трудностям по овладению чтением, даже при нормальном обучении, нормальный интеллекте и хорошие социальные условия.

Ведущий специалист в этой области Лалаева Р. И. считает, что «дислексия –это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процесс овладения чтением.»

В своей работе логопеды используют различные методики работы с детьми, страдающими дислексией. Не касаясь вопроса сравнения используемых методик, хотелось бы рассказать еще об одной, созданной на основе методик Р. И. Лалаевой и И. Л. Калининой, показавшую свою высокую эффективность.

Освоение механизма чтения

Знакомство с буквами.

Упражнения, для успешного формирования навыков чтения

Нужно помнить, что согласные должны произноситься так, как соответствующие данным буквам звуки. Не следует в период обучения чтению, говорить о названиях букв алфавита. Дать понятие о гласных и согласных звуках. Обратить внимание ученика на то, что гласные а, о, у, ы, э очень похожи на музыкальные тоны. Буквы можно изготовить из подручных материалов: проволоки, пластилина, палочек, спичек, крупы, мозаики, веревочек, вырезать из цветной бумаги. Очень эффективен следующий прием. Взять страницу из старой детской книжки и предложите ребенку зачеркнуть на нем изучаемую букву.

После того, как ученик запомнил несколько букв, можно поиграть с ним в следующие игры:

Какой буквы не стало?

Карточки с буквами лучше изготовить самим с помощью ярких фломастеров или же приобрести в магазине разрезную азбуку. Учитель выкладывает на столе карточки с 3-4 буквами. Предлагает ученику назвать буквы и запомнить последовательность их расположения. Ребенок закрывает глаза, а педагог убирает одну букву. Требуется угадать, какой буквы не стало.

Угадай, какая буква?

Варианты игры:

Попросить ребенка зажмурить глаза и на его ладони обратной стороной ручки или карандаша учитель пишет букву. Ученик отгадывает.

Обучаемый наощупь определяет буквы, лежащие лежат перед ним на столе ( или в мешочке). Удобны пластмассовые буквы.

На толстом картоне спицей выдавить буквы. Ребенок наощупь определят их.

Ученик рисует букву в воздухе. Учитель отгадывает , потом они меняются местами.

Работа со слогами

Ребенок освоил буквы и хочет научиться читать. В процессе чтения 2 стороны: техническая и смысловая. Не стоит требовать одновременно овладевать техникой чтения и понимать прочитанное. Здесь важна постепенность при совершенствовании навыков плавного чтения. Очень хорошо отрабатывать эти навыки на слоговых таблицах. Желательно заранее изготовить цветные слоговые таблицы со знаками-подсказками. Дуга обозначает согласную с последующей гласной, а точка –это согласная или согласная с мягким знаком. Необходимо объяснить ученику, зачем нужны эти таблички. Объясняется, что такое "слог". Для наглядности необходимо написать слово печатными буквами, например, "курица". Прочитать его вместе, потом разрезать на три части и прочитать по слогам вразбивку.

Ребенок должен понять, что один слог ничего ещё не обозначает; они должны стоять вместе и в определенном порядке. Вот тогда и получаются слова, имеющие смысл. Ребенок должен осознать, что чтобы научиться читать слова, нужно тренироваться в чтении слогов.

Упражнение 1

Ребенку дают 2 карточки. На одной из них например, слог СА, на другой буква Д. Учитель читает их, обращая внимания на знаки-подсказки: дугу и точку. Теперь должен прочитать ребенок. Далее. Кладём "тайную табличку", в которой только знаки-подсказки . Ученик должен "расшифровать" знаки, изображенные на ней. Ученику, проводя указкой по дуге, одновременно необходимо произнести "СА". А указывая на точку - "Д". Так меняя карточки, даём понятие о плавном чтении слогов: дуга - "НА", а точка "К", дуга "СЕ", а точка "Л" и т.д.

Упражнение 2

Чтение слогов по таблицам.

При знакомстве с очередной таблицей сначала ее читает взрослый. При чтении нужно плавно проводить указкой по дугам, акцентируя остановки руки на точках . Продолжительность - по 5-10 минут, не менее 2 раз в день.

Таблицы читаются как по строкам, так и по столбцам. Такое чтение совершенствует не только технику чтения, но и развивает артикуляционный аппарат, его подвижность. Одновременно следует работать только с одной таблицей.

Упражнение 3

Какой слог лишний?

Перед ребенком карточки со слогами РА, ЛА, НУ, СА. Лишним является НУ, т.к. все остальные с гласной А. Варианты предъявляемого материала:

МЫ, ДУ, КЫ, ВЫ

ПО, ТО, СО, КУ

ДЯ, ЛЯ, ВЕ, МЯ

МА, СА, АК, ТА

Все слоги предварительно читаются взрослым, а затем учениками.

Упражнение 4

Какой слог пропал?

Обучающий выкладывает на парту 5-6 карточек со слогами и читает их. Предлагает ребенку прочитать и запомнить их последовательность. Ученик закрывает глаза, убирается одна карточка. Требуется угадать пропавший слог.

Варианты игры:

1.Поменять слоги местами. Надо воспроизвести начальный вариант.

2. Добавляем еще одну карточку. Надо назвать ее.

Подскажи конец словечка

На парте 4-5 карточек со слогами. Например: КА, ГА, ВА, НА, СА. Учитель произносит слово, без последнего слога. Ребенок должен найти и прочитать конец слова (ВОРО-НА, СОБА-КА, ТЕЛЕ-ГА, КОРО-ВА, КОЛБА-СА). Словарный материал может быть следующим:

- ГА, БЕРЛОГА, ТЕЛЕГА, БЕЛУГА, ДОРОГА

- ДА, ПОСУДА, ПРИРОДА, СВОБОДА, ПРОСТУДА

- РА , ДЕТВОРА, ВЧЕРА, СЕСТРА, КВАРТИРА

- СА, КОЛБАСА, ПОЛОСА, КОСА, РОСА

- ВА, БИТВА, КЛЮКВА, КОРОВА, ТРАВА, ГОЛОВА

- ЛИ , ГРАБИТЕЛИ, ГРАБЛИ, ТУФЛИ, РОДИТЕЛИ

Упражнение 1

Чтение слов, с отличием в одной-двух буквах

Такие столбики легко прочитываются детьми, ведь новыми для них в прочитываемом слове будут только одна-две буквы. Далее интересуемся у ребенка, какое из прочитанных сочетаний не является словом. Спрашиваем - чем слова отличаются друг от друга.

Хорошо бы нарисовать каждый столбик печатными буквами на отдельном листе крупными буквами.

ЛАК

ПАР

СОК

РАК

БАР

ТОК

БАК

ВАР

ДОК

МАК

МАР

РОК

ВАК

ДАР

ВОК

Упражнение 2

Чтение столбцов с одинаковыми гласными

Перед чтением столбца ребенка просят:

-Запомнить гласные в словах

- Запомнить как можно больше слов;

После чтения желательно выложить по памяти эти слова из бумажных букв.

МАМА

САДЫ

МИНА

РАКИ

ДЫНИ

ЛУНА

ПАПА

РАДЫ

ЛИПА

ЛАКИ

БЫЛИ

ДУМА

БАБА

РАМЫ

КИСА

МАКИ

ВЫЛИ

ЛУПА

ВАТА

ЛАПЫ

ЛИСА

БАКИ

МЫЛИ

РУКА

ЛАПА

ДАРЫ

ПИЛА

ШАГИ

РЫЛИ

ГУБА

ПАРА

ФАРЫ

КИПА

ШАЛИ

НЫЛИ

ДУГА

РАМА

ВАЗЫ

СИЛА

ЖАЛИ

БЫКИ

МУКА

ПАНАМЫ ВОРОНЫ

ПАЛАТЫ ПОРОДЫ

САЛАТЫ БОРОДЫ

ХАЛАТЫ ДОЗОРЫ

НАГАНЫ ДОХОДЫ

ЗАВАЛЫ ПОХОДЫ

БАЗАРЫ ВОЛОСЫ

Нельзя добиться быстрого чтения без умения прогнозировать в процессе чтения. Очень важно путем тренировок добиться узнавании звукобуквенного образа слова. Ребенок при этом должен ориентироваться на отдельные элементы слова.

Для этого можно порекомендовать такие вот упражнения. (Надо учитывать, что слова в этих упражнениях надо произносить согласно орфографических норм, четко произносить каждый звук, причем не по слогам, а вместе. После прочтения все слова обязательно сопоставляются. Надо также выяснить их звукобуквенный состав, выяснит их различие и сходство , понять значение слов.

Упражнение 3

Чтение столбцов слов с одинаковой концовкой

- МКА

- НКА

- АЛКА

- ОДКА

ДЫМКА

СПИНКА

ПАЛКА

ЛОДКА

НЕМКА

СНЕЖИНКА

ФИАЛКА

ЯГОДКА

ЛОМКА

ДУБИНКА

ЗАКАЛКА

ПОГОДКА

СУМКА

КРУПИНКА

ГАДАЛКА

БОРОДКА

СОЛОМКА

ТРОСТИНКА

ГАЛКА

НАХОДКА

КРОМКА

ИЗЮМИНКА

СВАЛКА

ПОХОДКА

- ИЧКА

- ОЧКА

- АЧКА

- ЕЧКА

СПИЧКА

ДОЧКА

ДАЧКА

РЕЧКА

ПТИЧКА

БОЧКА

ПАЧКА

ГРЕЧКА

ЛИСИЧКА

ЛОДОЧКА

ТАЧКА

ОВЕЧКА

СИНИЧКА

бочка

КАЧКА

ПЕЧКА

ВОДИЧКА

ЛАВОЧКА

ПРАЧКА

АПТЕЧКА

Упражнение 4

Чтение разных форм одного и того же слова

Как образец оформления словарного материала для чтения учитель изготавливает карточки такого типа:

У МОСТА О МОСТЕ НАД МОСТОМ

ДО МОСТА В МОСТЕ ПОД МОСТОМ

ОТ МОСТА НА МОСТУ ПЕРЕД МОСТОМ

ИЗ МОСТА К МОСТУ ЗА МОСТОМ

ИЗ-ЗА МОСТА ПО МОСТУ

ИЗ-ПОД МОСТА С МОСТОМ

Затем с некоторыми формами слов необходимо составить предложения. Примеры слов для упражнения : зонт, тайга, война, земля, топор, скала, волна, толпа, карандаш, молоток, багаж, вода, логово , потолок, январь, весна, зима, декабрь, кольцо, денёк, тряпка, копейка, сухарь, колесо, костёр, ключ, букварь и т.д.

Упражнение 5

Чтение однокоренных слов

Каждое слово из каждой группы однокоренных слов следует написать на карточке. Каждую группу однокоренных слов желательно поместить в отдельный конверт. Опорное слово группы выделить цветом.

Учитель выкладывает на парте группы однокоренных слов. Ученик читает их, затем слова перемешивает, оставляя лишь опорные. Теперь просим школьника восстановить группы слов, как бы найти «родственников» к словам .

Далее ребенок должен разложить слова группы в столбик по возрастанию числа букв в словах, например:

ПИЛА

ПИЛКА

ПИЛЬЩИК

ЗАПИЛИТЬ

ОТПИЛИТЬ

ВЫПИЛИВАНИЕ

Такое чтение столбцов слов, с увеличивающимся количеством букв - отличное упражнение.

Примерное содержание конвертов

ПОЛ

Половица, половина, половинка

ДОМ

Домик, домище, домовой, домовитый

ЛИСА

Лисица, лисичка, лисонька, лисий, лисята

ЛЕС

Лесок, лесище, лесочек, лесник, лесной, лесничий

Упражнение 6

Составление слов из их составных частей

Наверняка для ребенка будет интересно составлять слова их частичек - приставок, суффиксов, корней, окончаний. Разрезаем определенное количество слов на части, смешиваем их, а ребенок восстанавливает слова.

Можно рекомендовать для закрепления дополнительные упражнения. Например:

1.Запомни несколько слов и составь их из букв разрезной азбуки.

2. Прочитай и составь слова как можно быстрее.

3. "Найди пропавшие частички". Учитель неправильно составляет слова, ученик исправляет ошибки.

4. Составь предложения с несколькими словами.

Результаты реализации проекта.

Данная методика применялась мною в течении 5лет в МОУ СОШ №5 г. Ивантеевки. Данная система была опробована на 48 учащихся первого класса. Все занимающиеся по данной методике в короткий срок ( 1 -3 месяца) освоили навык чтения и догнали своих сверстников.

Надеюсь, что воспользовавшись материалом данной работы, вы сможете помочь детям преодолеть первые ступеньки на пути к овладению и совершенствованию навыков чтения.

infourok.ru


Смотрите также