Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Упражнения правописание непроизносимых согласных в корне слова


Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Технологическая карта занятия

Дата проведения занятия:

Учебный предмет: русский язык

Класс: 5

Тема занятия: Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Цели занятия: актуализировать и восстановить знания о правописании непроизносимых согласных в корне слова, отработать умения подбирать проверочное слово, правильно писать согласные.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные УУД

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.

Метапредметные УУД

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.

Предметные УУД

Научиться определять орфограмму в корне слова, проводить фонетический анализ, составлять и использовать алгоритм нахождения и проверки орфограммы, подбирать проверочное слово.

Этапы урока, цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный этап.

Приветствует, настраивает на работу.

-Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки.

И недосуг дуть на корабль бумажный –

Урок сегодня у ребят уж очень важный.

Фронтальная форма работы.

Демонстрируют готовность к уроку.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Посмотрите на слова на доске, вставьте пропущенные буквы, назовите общий признак для всех слов.

РАДОС*НЫЙ

ЗДРА*СТВУЙ

ГРУС*НЫЙ

- Над какой орфограммой будем работать на уроке? Сформулируйте тему урока.

- Действительно, тема нашего урока: «Правописание непроизносимых согласных в корне слова» (параграф10).

- Я надеюсь, что вы постараетесь показать свои знания по этой теме и умения подбирать проверочные слова.

Фронтальная форма работы.

Слушают учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте.

Анализируют слова, делают вывод, формулируют тему урока.

Записывают тему в тетради.

Познавательные: осознают учебно – познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: учатся понимать позицию партнёра.

3. Актуализация знаний.

- Сначала проверим, как вы запомнили словарные слова прошлого урока.

Косьба, молотьба, просьба, вести ребёнка, везти груз, футбол, хоккей, матч, спортсмен, баскетбол, вокзал, рюкзак.

- Приступим к теме урока. Проведите наблюдение над материалом на с.25.

- Расскажите, что вы знаете об этой орфограмме.

- Как не ошибиться в написании слов с непроизносимой согласной в корне слова?

( В русском языке есть слова со стечением согласных. Все они в слове пишутся, но некоторые не произносятся, их называют непроизносимыми согласными).

Индивидуальная форма работы и работа в парах.

(2 ученика пишут диктант на закрытой части доски)

Взаимопроверка: 2 ученика из класса проверяют словарный диктант у доски.

(оценку получают 4 человека)

Фронтальная форма работы.

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнёра высказывания.

Познавательные: выполняют учебно – познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: сотрудничают с учителем и сверстниками, отвечают на вопросы по изученным правилам.

4. Обобщение и систематизация знаний.

- Обобщить материал о написании непроизносимых согласных в корне слова поможет правило №4 на с.26.

Работа с правилом.

Фронтальная, индивидуальная форма работы, работа в парах.

Читают правило хором, потом самостоятельно, потом рассказывают соседу по парте.

Изучают правило, формулируют собственные мысли. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод.

Познавательные: устанавливают причинно – следственные связи, делают обобщения, выводы.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения.

5. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Организует деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий.

1)Выполнение упр.№47 (2 строчки)

Физкультминутка.

Под ногами листопад,Листья жёлтые лежат,Листья жёлтые лежат,А под листьями шуршатШурш, Шуршиха и Шуршонок –Папа, мама и листёнок.Ручки вверх, ручки вниз.На носочках подтянись.Ручки ставим на бочок,На носочках скок-скок-скок.А затем поприседаем,Никогда не замерзаем.Листья наши улетели.Все за парты тихо сели.

2) Творческое задание

- На карточках даны предложения. Замените выделенные слова подходящими по смыслу словами с непроизносимыми согласными из слов для справок. Получившиеся предложения записать в тетради.

(1 ученик делает на закрытой части доски).

Карточка.

Позади весёлое лето. Прошла красивая золотая осень. Стоят дождливые дни глухой осени. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листья.

Слова для справок: ненас*ные, поз*ней, ярос*ный, радос*ное, чудес*ная.

Фронтальная и индивидуальная форма работы.

2 ученика выполняют упр. № 47 у доски с комментированием (каждый ученик выполняет по одной строчке).

Выполняют элементарные физические упражнения.

Работа с заданием. Выделяют главное, устанавливают причинно – следственные связи между отдельными языковыми явлениями.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель, осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции.

Личностные: приобретают новые знания, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекаю нужную информацию.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

-Прочитайте, что у вас получилось. Объясните написание слов.

Фронтальная и индивидуальная форма работы.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли.

7. Рефлексия.

- Домашнее задание: правило с.26

Упр.48, 49* (по выбору). В упражнениях выписать слова на орф. №4 .

- Что нового узнали на уроке?

-Какие трудности появлялись в процессе работы?

- Дайте оценку своей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек (карточки с улыбающимся и грустным лицом) и покажите мне.

Фронтальная, индивидуальная форма работы.

Определяют своё эмоциональное состояние.

Личностные: приобретают мотивацию процесса образования.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых знаний, умений, навыков и операционных, аналитических умений как интегрированных, сложных действий.

infourok.ru

Урок по русскому языку на тему "Правописание проверяемых и непроизносимых согласных в корне слова"

Русский язык

5 класс

Тема: Правописание проверяемых и непроизносимых согласных в корне слова

Цели: повторить знания о правописании согласных (проверяемых, непроизносимых) в корне слова; отработать умения подбирать проверочное слово; правильно писать согласные: проверяемые, непроверяемые, непроизносимые.

             Задачи:

  • предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать способы проверки пра-вильности написания согласных букв в корне слова, непроизносимых согласных в корне слова; уметь правильно писать слова с проверяемыми, непроверяемыми и непроизносимыми согласными в корне слова, графически обозначать условия выбора правильных написаний, пользоваться способами про-верки согласных в корне (изменением формы слова и подбором однокоренных слов, в которых после проверочной согласной стоит гласная или согласная л,м,н,р),разграничивать проверяемые и непроизносимые согласные в корне слова.

  • Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретённая компетентность): применение приобретённых знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на меж-предметном уровне, в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим предметам.

  • Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Оборудование урока:

  1. проектор, компьютер;

  2. презентация;

  3. карточки;

  4. тест.

Тип урока: урок применения и закрепления знаний, умений, навыков с элементами исследования.

Ход урока

1.Организационный момент

Включение в деловой ритм. Проведение занимательной лингвистики

-Ребята, сегодня мы начнем наш урок необычно-с занимательной лингвистики

Улыбка - возьмём корень, мигнуть – возьмём суффикс, встречать – возьмём окончание, радоваться - возьмём суффикс возвратности и получим слово УЛЫБНУТЬСЯ.

Все улыбнулись друг другу. И начнём наш урок.

Написать слово «улыбка» на доске.

Есть ли орфограмма в этом слове?(Проверяемая согласная в корне слова)

-Ребята, а если я запишу слово «Грустный», то какие мы можем найти отличия в этих словах с точки зрения орфографии(Здесь другая орфограмма -непроизносимая согласная)

-Посмотрев на эти два слова и орфограммы в них , давайте сформулируем тему урока («Правописание проверяемых и непроизносимых согласных в корне слова») слайд

-Давайте откроем тетради и запишем число и классная работа, запишем тему в тетрадь

-А сможем ли мы, зная тему, сформулировать цель: ( повторить знания о правописании согласных (проверяемых, непроизносимых) в корне слова; отработать умения подбирать проверочное слово; правильно писать согласные: проверяемые, непроверяемые, непроизносимые.) слайд

-А как мы будем повторять: будем записывать слова, выделять орфограммы, делать упражнения( мы будем решать орфографически задачи)

  1. Актуализация знаний учащихся.

Слайд

-Как вы думаете, какое задание можно выполнить, посмотрев на эти слова?

Выберите слова, в которых выделенные согласные нужно проверить:

Работа в парах 3 первые колонки слов-дать задание по рядам,

4 и 5 колонка-2 ученика работают у доски

1 группа.

дуб дубина дубовый

столб столбовой столбы

плод плоды

сугроб сугробы

народ народный народы

2группа.

образы образ образный

чертёж чертежи чертёжный

нарядный наряд наряды

тормоза тормоз тормозной

3 группа.

низший низок низенький

насмешка насмешечка насмешливый

гребёт гребцы борода бородка

4 группа.

Улыбка местность

косьба праздный

Высший крёстный морозный

Поверхностный крепкий поздно

5 группа.

Честный здравствовать ужасный

Областной скользкий резкий

свадьба поездка властный просьба гибкий

Проблемный вопрос:

-Как вы думаете: кому было сложнее выполнять задание вам или ребята у доски?(ребята у доски)А почему? (потому что в словах, которые они разбирали не одна , а 2 орфограммы)

-Тем, кто стоит у доски предлагается выполнить следующее задание:

Один ученик формулирует правило на правописание проверяемого согласного в корне слова, находит этот согласный и графически его обозначает

Второй ученик формулирует правило на правописание непроизносимого согласного и графически обозначает его

-Вы делаете тоже самое в своей тетради

3. Закрепление знаний и навыков.

Слайд

Словарные слова

- Всегда ли можно объяснить правописание непроизносимых согласных? (Не всегда, в словах лестница, чувство, праздник правописание согласных надо запомнить. Это словарные слова.)

- Мы проведем исследовательскую работу. Когда в слове появляются непроизносимые согласные? Какие условия должны быть? Большое количество согласных, собранных в одном месте (Когда есть сочетание трех согласных и один из них не произносится)

Слайд появляются сочетания букв

СТН ЗДН РДЦ ЛНЦ ВСТВ

-ребята, выпишите эти сочетания. Давайте подберем слова на сочетания рдц и лнц

Закрепление навыков. слайд

Выпишите из текста слова с непроизносимыми согласными, рядом запишите проверочные слова.

(Самостоятельная работа с последующей самопроверкой)

-Ребята, наш урок подходит к концу и для того, чтобы убедиться что вы усвоили полученные знания мы проведем небольшую самостоятельную работу в виде теста

5.Самостоятельная работа. Тест по теме: «Непроизносимые согласные» (письменно, на заранее заготовленных бланках) 7 минут

Листочки подписать

1.Укажите ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется проверяемая согласная в                корне

а) горо…ской, баске…бол, тру…ка

б) варе…ка, бли…кий, сосе…ка

в) моро…, оши…ка, во…зал

2.В КАКОЙ СТРОЧКЕ ПРАВИЛЬНО ПОДОБРАНЫ ПРОВЕРОЧНЫЕ СЛОВА? 

а)  ЧУДЕСНЫЙ – ЧУДО, МЕСТНЫЙ - МЕСТОб)  ОКРЕСТНОСТЬ – ОКРЕСТНЫЙ, ЧЕСТНЫЙ - ЧЕСТНО в)  ПРЕЛЕСТНЫЙ – ПРЕЛЕСТИ,  ПРЕКРАСНЫЙ – ПРЕКРАСНО 

3.В КАКОЙ СТРОЧКЕ ВСЕ СЛОВА С ОШИБКАМИ? а)  ЗДРАВСТВУЙТЕ,  МЕСТНЫЙ,  ЯСНЫЙ б)  МЕСТНЫЙ,  ОКРЕСТНОСТЬ,  ЧУСТВА в)  КАПУСНЫЙ,  СОНЦЕ, ПРАЗНИК, ЧУСТВО

4. В КАКОМ СЛОВЕ ДОПУЩЕНА ОШИБКА? а)  КАПУСТНЫЙ 

б)  ПРАЗДНИЧНЫЙ в) ЧУСТВЕННЫЙ 

5.  В КАКОМ СЛОВЕ НЕТ НЕПРОИЗНОСИМОГО Т?

  а)  УЧАС*НИК

  б)  РЕС*НИЦЫ

  в)  ПАС*БИЩЕ

ПРОВЕРКА(продиктовать ответы)

  1. б

  2.   в

  3.   в

  4.   в

  5.   Б

Произвести взаимопроверку, написать фамилию проверяющего (на доске написать , чтобы поняли : проверил «Иванов») (На слайд критерии оценки)

«0»-5

«1-2» ошибки -4

«3»-3

Больше «3»- 2

Опросить 7 человек, спросить и поставить оценки

-Сдать все тесты мне, я их перепроверю и всем поставлю оценки

6. Домашнее задание. Слайд

Сегодня у нас был очень необычный урок, поэтому и домашнее задание необычным(одно на выбор)

1)найти в текстах художественной литературы слова с проверяемой согласной и непроизносимой согласной. Орфограммы обозначить графически.

2) составить словарную диктовку на 2 орфограммы из 30 слов

3) упр.303

7.Итог урока. Рефлексия

-Что мы сегодня повторяли?

-Что открыли, узнали нового?

Мы начинали наш урок с улыбки и давайте с таким же хорошим настроением его закончим. Звучит песня из м/с «Крошка енот» под назваием «Улыбка»

infourok.ru

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

Разделы: Русский язык

Оргмомент

(Необходим для мобилизации внимания школьников, создания мотивации к действиям на уроке, подготовки детей к общению)

  1. Приветствие учителя.
  2. Постановка общей цели и задач урока:

А) Для учителя:

Цели:

  • повторение орфографических правил о правописании согласных в корне слова;
  • закрепление навыка  учащихся распознавать в слове и выделять графически орфограммы в корне слова, подбирая проверочные слова, где это возможно;
  • развитие умения учащихся пользоваться приёмами языкового анализа при объяснении написания слов с орфограммами в корне, приёмами сравнения при подборе однокоренных слов в качестве проверочных;
  • формирование умения школьников  самостоятельного мышления, применения своих творческих способностей в ходе повторения изученного материала.

Задачи:

  • дать понятие об особенностях анализа орфограмм в корне слова;
  • показать алгоритм определения согласной в корне слова;
  • сформировать навык нахождения орфограммы правописания непроизносимых согласных в корне слова.

Б) Для учеников:

– Запишите тему урока в тетрадь.

– Подумайте и скажите, о чём пойдёт речь на уроке? (о правописании согласных в корне слова)

– Как называется наука о правописании слов? (орфография)

– Что является единицей орфографии? (орфограмма)

– Что мы называем орфограммой? (ошибкоопасное место в слове)

– В какой части слова может оказаться орфограмма? (в любой)

– В чём особенность правописания гласных в корне слова? (для определения гласной в корне необходимо подбирать проверочные однокоренные слова)

– Какими могут быть гласные-орфограммы в корне? (проверяемые и непроверяемые)

– Приведите примеры слов с проверяемой безударной гласной в корне слова.

– Приведите   примеры слов с непроверяемой безударной гласной в корне слова.

– Только ли гласные в корне могут оказаться орфограммами? (согласные тоже)

– Какие виды орфограмм-согласных вы знаете? (удвоенные согласные, непроизносимые согласные, звонкие-глухие согласные в корне слова)

– Приведите примеры на каждый случай.

– Итак, цель нашего урока такова: продолжить повторение орфограмм в корне слова, сегодня мы будем говорить более подробно о непроизносимых согласных корня.

–  Перед каждым из вас стоят задачи: 1) находить  непроизносимые согласные в корне;  2) выделять орфограмму в корне; 3) подбирать проверочные слова.

Проверка домашнего задания

– Однако сначала проверим выполнение домашнего задания.

(необходимо установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявить пробелы, устранить их)

1. Индивидуальные карточки (проверка знаний и умений по теме отдельных учащихся)

Карточка № 1

Зачеркни ненужную букву:

а)  н(е,и)бесный, пр(е,и)лестный, цв(е,и)тной; 

б)  м(а,о)хнуть, сп(а,о)сти, к(а,о)рмить;

в)   к(а,о)чели, м(а,о)лыш, л(а,о)житься;

г)   б(а,о)льшой, подхв(а,о)тил, ост(а,о)новка;

д)   ж(ы,и)знь, ш(ы,и)рокий, ш(ы,и)'ны;

е)   сп(е,и)шит на работу, сп(е,и)шите правильно;

ж)  прим(е,и)рение, прим(е,и)рять костюм;

з)   пол(а,о)скать к(а,о)тенка, пол(а,о)скать б(е,и)лье;

и)  св(с,и)ла гнездо, св(е,и)ла с тропинки.

Карточка № 2

Вставь пропущенные буквы. Найди «третий лишний»:

а) в_сна, с_нева, т_снота;

б) п pop_дить грядки, пол_тел,  с_дел на ветке;

в) кр_чать, про_вление, выгл_        нуть;

г) п_левой, пол_сатый, стр__на;

д) з _ лотистый, ст _ лица, в_ реный.

Карточка № 3

У доски выполнить фонетический разбор слов СЪЕЗД, ГРЯДКА

2. Индивидуальное задание  (проверка знаний  и умения устно строить речь на лингвистическую тему по схеме)

– Подготовить устный рассказ об известных нам видам орфограмм в корне слова по схеме на с.29 учебника (упр.66)

3. Проверка выполнения домашнего упражнения (упр.65)

– Послушаем ответ ученика у доски.

(назначается «эксперт», который следит за правильностью ответа, при необходимости исправляет допущенные ошибки, 3 ученика по выбору «эксперта» задают по одному дополнительному вопросу отвечающему; если он затрудняется ответить на них, то ученики отвечают сами)

Подготовка к повторению ранее изученного материала

(необходимо дать ученикам установку на запоминание и практическое применение повторённых  знаний, создать проблемную ситуацию)

– Сегодня на уроке у вас, ребята, будет сложная, но интересная роль: вы попробуете стать учёными-языковедами. Вам предстоит выявить общее и различное в орфограммах «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова» и «Правописание непроизносимых согласных в корне слова». К концу урока вы сможете оформить свои наблюдения в виде таблицы.

Повторение материала, изученного в начальной школе

(необходимо создать условия для повторения учащимися ранее изученного  материала через самостоятельное решение языковой проблемы)

– Запишите слова в тетрадь (они записаны на доске)

горо..                                                праз..никполо..                                               грус..ныйклу..                                                 ужас..ный

– Сравните орфограммы в словах по плану.

(отпечатанные планы раздаются каждому ученику)

План:

  1. В какой части слова находится орфограмма? (в корне)
  2. От чего зависит выбор пропущенной согласной в словах 1-го столбика? (от проверочного слова)
  3. Подберите проверочные слова, запишите слова 1-го столбика, выделите орфограмму.
  4. От чего зависит выбор пропущенной согласной в словах 2-го столбика? (от проверочного слова)
  5. Подберите проверочные слова, запишите слова 2-го столбика, выделите орфограмму.
  6. Назовите общие признаки данных орфограмм в словах. (находится в корне слова, проверяется согласный, подбирается проверочное слово)
  7. Назовите отличающие признаки данных орфограмм в словах. (1 – произносится парный глухой\звонкий согласный; 2 – согласный не произносится совсем)
  8. Составьте таблицу со своими  примерами, отражающую общее и различное в повторённых орфограммах.

(в скобках даны предполагаемые ответы учеников, в их планах ответы отсутствуют)

– Итак, коллеги учёные-языковеды, сравним ваши таблицы.

(разбираются несколько ученических таблиц, дополняются, исправляются ошибки)

Проведение физкультминутки

Закрепление знаний

(необходимо проверить понимание материала, установить осознанность изученного материала и способ действий в определении признаков повторённой орфограммы)

1. Выполнение упр.68 п14 учебника

2. Комментированное письмо.

– Записать словосочетания, выделяя и объясняя написание непроизносимых согласных.

Чудесный праздник, прекрасный вид, опасный спуск, напрасные обещания, известный спортсмен, лестничная площадка, учиться со сверстником, опасная дорога, дружить с ровесником, предчувствовать опасность, счастливый день.

(ученик работает у доски)

3. Словарная работа

– Рассмотрите  слова, устно объясните их лексическое значение, особенности написания.

чувство                                              ровесник лестница                                            шествовать сверстник                                          пожалуйста

– Составьте словосочетания с каждым словом, запишите их, выделяя орфограмму.

4. Составьте из данных слов предложение, выделите его основу, обозначьте в корнях слов изученные орфограммы.

Ненастная, на улице, погода, была.

5. Образуйте и запишите однокоренные прилагательные от данных существительных. Выделите орфограммы в корне.

Гигант, небеса, ужас, запас, редкость, ярость, место.

Подведение итогов урока

(анализ достижения цели урока, качественная и количественная оценка работы учеников на уроке)

1. Самооценка учащимися достижения цели урока.

– Вспомните, какие цели вы ставили перед собой в начале урока.

– Удалось ли их достигнуть?

– Чему вы научились сегодня на уроке?

– Для чего вам пригодятся данные умения при дальнейшем изучении орфографии?

2. Выставление оценок учащимся за работу на уроке.

Рефлексия

(Перед каждым учеником лежат листы со знаками препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак.)

– Оцените каждый свою работу сегодня на уроке с помощью листов-знаков препинания.

Поднимите  «точку», если вы не научились отличать орфограмму «Правописание непроизносимых согласных» от других орфограмм в корне слова. Поднимите  «?»,  если вы ничему новому не научились сегодня на уроке. Поднимите  «!», если результат вашей работы на уроке вам понравился, вы достигли поставленной цели в начале урока.

Задание на дом

(формулирование задач выполнения домашней работы, сопутствующие комментарии)

 – Сегодня у вас есть возможность самим выбрать домашнее задание.

  1. Найти и записать в тетрадь 5 загадок, в которых бы встречались слова с непроизносимыми согласными
  2. Выполнить упражнение из учебника № 71 (с.30)

(открывается упражнение, чтобы получить краткое объяснение выполнения домашней работы)

– На этом наш урок закончен.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также