Упражнения по русскому языку по теме "Состав слова". Упражнения по теме состав слова


Упражнения по русскому языку по теме "Состав слова"

Упражнения по русскому языку при работе над словообразованием по теме «Имя существительное»

Двор-дворник,

ракета-ракетчик, камень-каменщик.

2

От данных слов при помощи суффиксов –як, -ак образовать новые существительные. Что общего в значении слов? Чем отличаются?

Море-моряк, рыба-рыбак, земля-земляк

3

От данных слов образовать слова, характеризующие людей по месту их проживания.

Москва - москвичи, Волгоград -волгоградцы.

4

Из данных слов выпишите существительные, отвечающие на вопрос что? Рядом запишите однокоренное слово, отвечающее на вопрос кто?

Граница-пограничник, печь-печник, путь-попутчик.

5

Сравните пары слов. Чем они отличаются?

Сосед-соседка, внук-внучка, дочь-дочка.

6

Сравните слова. Объясните разницу между однокоренными словами. С помощью какой части слова они образованы? Указать род имён существительных.

Ледок-ледник-льдина-льдинка. Осина-осинник-подосиновик.

7

Продолжить ряд однокоренных слов. Какой суффикс понадобился для образования новых слов? Как образовались существительные женского рода? Сколько в слове суффиксов?

Читать-читатель-читательница. Воспитывать-…, …

Писать-…,…

8

Подобрать однокоренные слова существительные женского и мужского рода. Какие суффиксы использовали?

Школа-школьник-школьница. Сад-…, …

Работа-…, … Камень-…, …

9

Назовите одним словом. Разбор слов по составу.

1.Книга, для решения задач. 2.Место, где растёт малина. 3.Сосуд, для кипячения чая

10

Назови однокоренные слова. Сравни их по составу, по вопросу, по значению.

На рассвете, на рассвете

Лучший лов у рыбака.

На рассвете, на рассвете

Гриб у грибника.

11

Выпиши однокоренные слова. Как от слова задача образовалось слово задачник. Определить род существительных.

Грише задана задача

Стал задачник он искать.

12

Отгадай загадку. Найти однокоренные слова. Как образовалось слово чайник?

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу!

Больше греться не хочу!

Крыша звонко зазвенела.

Пейте чай – вода вскипела!

13

Выписать однокоренные слова к слову осина. Разбор по составу. Объяснить значение слов.

В солнечный день осенью в осиннике собрались молодые разноцветные осинки. Густо, одна к одной, как будто им там в лесу стало холодно, и они вышли погреться на солнышко, на опушку.

14

Картинный диктант. Показать картинки с изображением животных. Записать слова, определить их род и записать новые слова с суффиксом –онок, -енок.

Тигр, волк, сова, олень, гусь, мышь, кот, утка.

15

Найди однокоренные слова.

Весной на поляне у длинноухой зайчихи родился зайчонок. Живёт зайка под кустиком, боится оттуда и нос высунуть, всё ждёт, чтобы какая-нибудь зайчиха его молоком накормила.

16

Допиши слова. Какая часть слова пропущена? Какое значение имеет суффикс?

В жаркий день лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой слонихой топал слон…

За мамой лисихой крался лис…

За мамой медведицей шёл медвеж…

17

Запиши сначала формы одного и того же слова, а затем однокоренные слова. Чем отличаются формы слов от однокоренных?

Река, речка, речник, реки.

Ночь, ночка, ночник, ночи, ночёвка.

18

Составь словосочетания из слов первого и второго столбиков.

Дворик заботливый

Дворник уютный

Барабанщик детский

Барабанчик юный

infourok.ru

Логопедическое занятие по теме "Состав слова". 4-й класс

Разделы: Логопедия

4 класс (VII вид)

Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • проверить сформированность представлений о морфологическом составе слова, умение разбирать слова по составу.

Коррекционно-развивающие:

  • совершенствовать словарь через развитие умения подбирать родственные слова и образование новых слов с помощью приставок и суффиксов;
  • развивать языковое чутьё путём совершенствования зрительного и слухового внимания к слову;
  • развивать мышление, память, общую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать интерес к логопедическим занятиям;
  • формировать дружеские отношения.

Оборудование: мяч, лепестки ромашки, фишки, таблички со словами, индивидуальные карточки, рисунки к игре «Настроение», карточки-схемы, магниты и магнитная доска.

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Правила речи.

– Давайте вспомним правила речи.

Каждый день Всегда, везде На занятиях, в игре Смело, чётко говорим И тихонечко сидим.

2. Психогимнастика.

Игра «Настроение».

– С каким настроением вы пришли на занятие? Положите фишку на соответствующий вашему настроению рисунок.

II. Постановка темы занятия.

Игра «Наоборот».

– Догадайтесь, какая тема сегодняшнего занятия.

.аволс ватсоС (Состав слова.)

III. Работа по теме.

1. Гимнастика для развития воздушной струи.

– Подуйте на пособие так, чтобы увидеть, что изображено внутри карточки. ( Карточки с условными обозначениями частей слова вывешиваются на доске.)

2. Прослушивание стихотворения.

Слово делится на части Ах, какое это счастье. Может каждый грамотей Сделать слово из частей. На конце любого словаОкончание ищет Вова. Изменяемая часть С другим словом держит связь. Окончание он найдёт, Его в рамочку возьмёт. Перед корнем есть приставка, Слитно пишется она, И при помощи приставки образуются слова. После корня он стоит, Перед окончанием. Его я если заменю, Другое слово получу, Обозначу уголком, Называю суффиксом.

– О какой части слова в стихотворении не сказано? (О корне.)

3. Родственные слова.

– Какая часть слова самая главная? Почему?

– У чего ещё есть корень?

– Может ли растение жить без корня? Почему?

3.1 Работа по индивидуальным карточкам.

– Подбери к каждому слову по 3 родственных ему слова. Запиши слова, выдели корень.

  • Блин, блинчик, блинная, блины.
  • Море, моряк, морская, мореход.
  • Двор, дворник, дворик, дворы.

3.2. Игра «Четвёртый лишний».

– В каждом ряду слов зачеркните «лишнее» слово.

  • Пять, пятно, пятнышко, пятнистый.
  • Полёт, лётчик, лето, летает.
  • Перо, перья, первый, пёрышко.
  • Гора, горка, горный, горюшко.

4. Образование слов с помощью приставок. (Чтение слов по табличкам.)

  • наступила
  • переступила
  • поступила
  • выступила

– Прочитайте слова. С помощью чего они образованы? Что называется приставкой?

4.1. Работа в тетрадях с взаимопроверкой.

Игра «Замени словосочетание одним словом с приставкой».

  1. Выйти из состояния сна – проснуться.
  2. Присоединить с помощью верёвки – привязать.
  3. Сменить место проживания – переехать.
  4. Отделить ножницами часть ткани – отрезать.
  5. Проглотить таблетку с водой – запить.
  6. Прикрепить при помощи молотка и гвоздя доску – прибить.
  7. Старое пальто сшить иначе – перешить.
  8. Начать исполнять песню – запеть.

IV. Физкультминутка.

– Внимательно слушайте слова. Если в слове есть окончание – хлопайте в ладоши, если в слове есть приставка – приседайте, если есть суффикс – прошагайте на месте.

Слова: берёза, ротик, выход, малина, братец, зима, рассвет, столик, правнук, ложка, пёсик, зашёл, лесок, полил.

5. Суффиксальный способ образования слов. (Продолжение работы по теме занятия.)

Игра с перекидыванием мяча.

– Образуйте новые слова с помощью суффиксов:

лес – лесок стул – стульчик гусь – гусак
помидор – помидорчик день – денёк дом – домик
зуб – зубок пёс – пёсик дуб – дубок

6. Составление слов из частей слова.

– А сейчас попробуйте самостоятельно составить новые слова из частей данных слов. ( Таблички со словами вывешены на доске.)

занавес подготовить дочка луна заготовка
расписание краски речка роза раскраска
поход слово лисица лапа пословица
запел морозец печка орехи заморозки

7. Игра «Ромашка».

– На каждом лепестке написано начало предложения, нужно закончить его и прикрепить лепесток, чтобы получилась ромашка.

  • Корень слова – это …
  • Слова с одним и тем же корнем называются …
  • Чтобы правильно найти в слове корень, нужно …
  • Суффикс – это …
  • Суффикс пишется …
  • Суффиксы образуют …
  • Приставка стоит …
  • Приставка пишется со словом …
  • Приставки образуют …
  • Окончание служит для …
  • Основа – это ...
  • Окончание – это …

V. Итог занятия.

– Ребята, вы правильно выполнили все задания. Молодцы!

– Какие части слова повторяли сегодня на занятии?

– С каким настроением вы заканчиваете занятие? Почему? (Игра «Настроение».)

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Состав слова

Дата: 12.09.2011 Автор: Dictread Тема: Состав слова

Упражнение 1. Перепишите, отделяя окончания; окончания, стоящие перед возвратной частицей (или суффиксом) -ся, выделите с обеих сторон. Слова с нулевыми окончаниями подчеркните.

Любовь Шевцова принадлежала к той группе комсомолок и комсомольцев, которые еще прошлой осенью были выдвинуты в распоряжение партизанского штаба для использования в тылу врага.

Она заканчивала военно-фельдшерские курсы и собиралась уже отправиться на фронт, но ее перебросили на курсы радистов там же, в Ворошиловграде.

По указанию штаба, она скрыла это от родных и от товарищей и всем говорила и писала домой, что продолжает учиться на курсах военных фельдшеров. То, что ее жизнь была теперь окружена тайной, очень нравилось Любке. (Фад.)

 

Упражнение 2. Перепишите слова, отделяя черточками приставки. Слова без приставок выпишите отдельно.

Безбилетный, безвкусица, безобидный, безумство, безыдейный, бескозырка, беседовать, бесноватый, беспамятный, беспредельный, бесстыдник, вдовушка, вдобавок, взор, взорвать, вопросительный, воплотить, восславить, восемнадцать, воссоединение, вселить, высохнуть, выскочка, высотный, вышучивать, вышка, заподлицо, избавитель, избенка, изолгаться, изобретатель, изолятор, наборщик,

наводить, навинтить, набатный, навигация, навытяжку, надомник, надоблачный, наждачный, нажать, ослепший, ослик, побережье, погрузка, поганый, подголосок, подгонка, подписчик, подобрать, подовый, пододеяльник, подорожник, подытожить, позлить, позумент, подрастратить, подрастать, паводок, павлин, перебросить, перебранка, перепелка, перенасыщать, перераспределять, перечница, поднадзорный, поднакопить, поплавок, поповский, поясной, пояснительный, предметный, предназначенный, предположить, преподнести, препровождать, преследовать, прелый, продырявленный, продуктивный, разнежить, разница, розничный, розовый, роскошный, роспись, ростовщик, росчерк, рослый, свалочный, свадьба, свинтить, свинство, свистеть, соизмеримый, список, спинка, совместить.

 

Упражнение 3. Перепишите, выделяя суффиксы.

Пятак, сахарница, звоночек, кирпичик, крючок, крючочек, галчонок, письмецо, платьице, березонька, маменька, дедушка, солнышко, горюшко, городишко, горошина, выключатель, барабанчик, барабанщик, газетчик, переводчик, перевозчик, каменщик, бронебойщик, беготня, кривизна; барский, братский, городской, казацкий, костлявый, виновный, беловатый, рыжеватый, плохонький, новенький, хвастливый, вспыльчивый, рассыпчатый, сонный, жизненный, кожаный, деревянный, гусиный; досадовать, горевать, танцевать, сосредоточивать, вставать, разбивать, застывать, бронировать; ведущий, читающий, горящий, кричащий, уважаемый, вносимый, писавший, несший, посеянный, застреленный, сказанный, настигнутый; мастерски, внешне, дважды; вдохновительница, баллотировка, баллотировочный, вероятность, вертлявость, вершинный, даровитость, двигательный, красочность, поощрительный, совместительство, землячество.

 

Упражнение 4. Перепишите, выделяя корни.

Единение, единство, единица, объединить; примирение, мирить, мирный, помириться; измерение, замерить, промеренный, мерка; развеваться, веять, веяние; развиваться, развитый, развитой, развитие; робкий, робеть, робость; роптание, ропщущий, безропотный; отворить, затвор; отварить, сварка; рапорт, зарапортоваться; маска, маскироваться, масочка; мораль, морализовать, аморальный; марать, замарашка; посветить, светильник, присвечивать; посвятить, посвящение, святотатец.

 

Упражнение 5. Ниже даны слова с омонимичными (разными по значению, но одинаковыми или близкими по звучанию) корнями. Выпишите сначала слова с одним корнем, затем с другим.

1) Морской, приморский, выморить, мор, заморить; 2) газировать, газик, дегазация; 3) годовой, пригодный, негодник, годичный; 4) ножницы, ножовка, подножка, ножной; 5) буря, буровой, бурный, бурить; 6) рана, рановато, израненный, спозаранку; 7) пахота, запах, пахучий, пахарь; 8) губа, загубить, пагубный, губастый.

 

Упражнение 6. Установите морфологический состав выделенных слов.

1.— Я большой любитель разбирать слова,— неожиданно сказал лесник и смущенно усмехнулся.— И вот, скажи на милость! Бывает же так, что пристанет к тебе одно слово и не дает покоя…

— А какое слово к вам привязалось сейчас? — спросил я.

— Да вот этот самый родник. Я это слово давно приметил, Все его обхаживаю. Надо думать, получилось оно оттого, что тут вода зарождается. Родник родит реку, а река льется-течет через всю нашу матушку землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит — родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой. Как бы родня! — повторил он и засмеялся.

(Пауст.)

2. Бахирев был один со своей радостью. Вкладыш — легкий, сверкающий полуцилиндр — с золотистыми бликами на внутренней поверхности — на вид не отличался от прежних. Но за холодком металла, за сияющей алмазной расточкой Бахирев видел, что в отличие от прежних этот был «честным» вкладышем! Слой бронзы нормален,

значит, не будет выкрашиваться прежде времени… Первый вклад в работу завода… Пока еще не вклад, а только «вкладыш», именно «вкладыш», маленький, невесомый! (Ник.)

3.— Позвольте, что же такое, в самом деле, подвиг? — Он нахмурился.— Подвиг, подвигнуть — чуете, какой хороший древний глагол стоит за этим словом? (Крон)

 

Упражнение 7. Выделенные слова объедините в группы по родственным корням, учитывая их значение.

1. Понимаете, ребятишки, водяной может заниматься только тем ремеслом, в котором есть что-нибудь от воды: ну, например, может быть он под-водником или про-водником, или, скажем, может писать в книжках в-водную главу, или быть за-водилой или вод-ителем трамвая, или выдавать себя за руко-водителя или за хозяина за-вода, словом, какая-нибудь вода тут должна быть. (К. Ч.)

2.— Откуда идешь так поздно? — спросил его царь.

— Из депа, ваше императорское величество! — громогласно ответил юнкер.

— Дурак! Разве депо склоняется? — крикнул царь.

— Все склоняется перед вашим императорским величеством! — еще громче гаркнул юнкер.

Этот ответ понравился царю. Он вообще любил, когда перед ним склонялись… (С.-Ц.)

 

Упражнение 8. Выпишите отдельно слова с соединительной гласной о и с соединительной гласной е. Разбейте эти слова на морфемы.

Пароход, корнеплоды, сталевар, огнетушитель, грузооборот, водопровод, пылесос, земледелие, кашевар, шелкопряд, кровеносный, зверолов, кровообращение, писчебумажный, газогенератор, овцеводство, электростанция, своекорыстный, древоточец, пулемет, растениеводство, многогранный, светотень, мухомор.

 

Упражнение 9. Установите морфологический состав в соответствующих графах таблицы.

Основа

Флексия

Прочее(соединительные гласные,возвратная частица)

префикс

корень

суффикc

а) Вода, водичка, подводный, заводь, водяной, водянка, водянистый, наводнение, безводный, водник, водовоз, водовозный, водохранилище, наводняться; мот, моток, мотать, замотаться, заматываться, обмотал, обмотала, обмотанный, обмотана, обмотки, наматываясь.

б) Опенок, черника, рыжик, рябчик, наперсток, рукавица, рогатка, перина, колокольчик, излюбленный, сгущенный, отопление, примета, приземляться, примечание, догадываться, сыпучий, усыпляю, усыпляешься.

 

Упражнение 10. Выделите международные словообразовательные элементы. Запомните их написания. Объясните значения слов.

Агрикультура, агрометеорология, абонировать, аванпост, аббревиатура, акклиматизация, акватория, авиапочта, археология, архиплут, бактериофаг, бальнеология, ватерлиния, видеомагнитофон, гинеколог, гуманитарный, глоссарий, гравитация, графолог, дактилоскопия, детектив, детектор, импрессионизм, импрессарио, квазинаучный, люминесценция, моногамия, манометр, нейрохирург, нейтральный, периметр, перископ, сурдопедагогика, термос, территория, террор, трассирующий, фармакология, фонотека, хореография, целлюлоза, эквилибристика.

dictations.ru


Смотрите также