Урок-игра по русскому языку в 4 классе "Состав слова (общее)". Упражнения по теме состав слова 4 класс


Карточки по русскому языку для 4 класса

Карточки по проверке знаний по теме : «Состав слова» 4 класс

Вариант 1

Карточка 1

1. Подбери к данным существительным однокоренные прилагательные и глаголы. Запиши. Выдели корень.

Лень - …, ….

Старость - …, ….

2. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Г…стиница, выс…пать, п…ют, к…лосок, д…леко,тр…пинка, пом…рились.

3. Выпиши только слова, состоящие из корня.

Листья, холод, остров, берега, сапог, ученик, адрес, повесть, костер, салют.

Карточка 2

1. Подбери к данным существительным однокоренные прилагательные и глаголы. Запиши их. Выдели корень.

Холод - …, …..

Зима - …, … .

2. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Побл…днел, п…терка, пл…сун, зар…дил, объ…снил, задр…мал, пол…вал.

3. Выпиши только слова, состоящие из корня.

Антенна, мороз, поезд, билет, медаль, учитель, багаж.

Вариант 2

Карточка 1

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Сначала напиши проверочные слова. Выдели корень.

Запл…тил, пост…рел, задр…жал.

2. Спиши слова в три столбика в таком порядке: 1) слова, состоящие из корня и окончания; 2) слова, состоящие из корня и суффикса; 3) слова, состоящие из корня, суффикса и окончания.

Гнездышко, стебелек, карманчик, белеет, собака, колосок, пылинка, скалистый.

3. Допиши к данным словам однокоренные. Выдели корень.

Мир -….

Бег - ….

Карточка 2

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Сначала напиши проверочные слова. Выдели корень.

Пл…тина, д…твора, посп…шил, нар…дился, отт…нул.

2. Допиши к данным словам однокоренные.

Полет - ….

Поход - ….

3. Спиши слова в три столбика в таком порядке: 1) слова, состоящие из корня и окончания; 2) слова, состоящие из приставки и корня; 3) слова, состоящие из корня, суффикса и окончания.

Полоска, сидит, ребятишки, молчат, добрый, пробег, поезд.

Вариант 3

Карточка 1

1. Спиши, вставляя пропущенные.буквы. Рядом напиши проверочное слово. Выдели корень.

  1. Посм…трел, задр…жал, …довитый.

  2. Бума…ка, зага…ка, гри…ки.

3) Изве…ный, че…ный, гру…ный.

2. Разбери по составу.

Поход, заезд, посадка, перекопка, сухой, плитка.

Карточка 2

1.Спиши, вставляя пропущенные буквы. Рядом напиши проверочное. Выдели корень.

Посп…шил, наг…няет, п…лянка, г…л…ва, б…льной.

Сторо…ка, нахо…ка, сви…нул, ме…ный, дож… .

2. Разбери по составу.

Переделка, гористый, подъезд, переход, лиса.

Вариант 4

Карточка 1

1. Прочитай. Найди слова с безударными гласными в корне.

Пришла радостная весна. Весеннее солнышко ярко светит и греет землю. Весело бегут ручейки. Мальчишки пускают бумажные кораблики. Уже летят перелетные птицы. На деревьях зазеленели молодые листочки. Скоро и лето.

2. Выпиши слова с безударными гласными. Выдели в них корень.

3. Разбери по составу.

Поделки, ужасный, травинка.

Карточка 2

1. Прочитай. Найди слова с безударными гласными в корне.

Прилет и перелет крылатых стай – радостное зрелище, особенно для тех, кто любит птиц. И даже тихими ночами, когда не видно косяков в темном небе, приятно слышать их крик приветствия весне.

2. Выпиши слова с безударными гласными, проверяемыми ударением. Подбери проверочные слова.

3. Разбери по составу слова.

Поговорка, осень, длинный.

Карточки для проверки знаний по теме: « Имя существительное»

Вариант 1

Карточка 1

1. Спиши предложение, надпиши над каждым словом, какой частью речи оно является.

На березовой ветке висит крошечный легкий домик.

2. Выпиши сначала подлежащее и сказуемое, затем пары слов.

Снег покрыл белой пеленой деревья.

3. Спиши. Укажи, какими членами предложения являются выделенные существительные. Укажи падеж.

На опушке рощи рос старый дуб. Осенью рабочие спилили дуб.

Карточка 2

1.Спиши предложение. Напиши над каждым словом, какой частью речи оно является.

Под легким покрывалом знойного ветра море улыбалось синему небу.

2. Выпиши из данного предложения подлежащее и сказуемое, затем пары слов.

Голые березы хмуро заглядываются в сонный пруд.

3. Спиши. Укажи падеж выделенных существительных. Подчеркни подлежащее.

Оздоровительный лагерь раскинулся на берегу реки. Ребята поехали отдыхать в оздоровительный лагерь.

Вариант 2.

Карточка 1

1. Выпиши по родам существительные, поставив их в начальной форме.

Настала теплая прозрачная ночь. В бледном небе мерцали редкие звезды. Из темноты доносился легкий звон ручейков.

2. Запиши существительные в единственном числе.

Этажи, плащи, ночи, лещи, карандаши, мячи, вещи.

3. Подбери к существительным лед, болото, лиса однокоренные прилагательные, запиши их, выдели корень.

Карточка 2

1. Выпиши по родам существительные, поставив их в начальной форме.

Вовка сидел за столом и готовил уроки. Вдруг в окно кто-то стукнул. Вовка поднял глаза от тетради и увидел бесхвостого воробья.

2. Запиши существительные в единственном числе.

Товарищи, грачи, чертежи, лучи, вещи, скрипачи.

3. Подбери к существительным город, солнце, сосна однокоренные прилагательные, запиши, укажи род.

Вариант 3

Карточка 1

1.Выпиши существительные по склонениям.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь, в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

(И. Бунин)

2. Выпиши из текста существительные вместе с прилагательными.

3. Выпиши существительные с безударной гласной в корне, рядом запиши проверочные слова.

Карточка 2

1. Выпиши существительные по склонениям.

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть из серебра.

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылек

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом…

(И. Бунин)

2. Выпиши существительные вместе с прилагательными.

3. Выпиши существительные с безударной гласной в корне, проверяемой ударением, рядом запиши проверочные слова.

Вариант 4

Карточка 1

1. Спиши.

2. Выдели безударные окончания существительных, укажи падеж.

Ушел с болота медведь к берлоге. Снялись журавли, последний раз махнули крылом и улетели в поле, где сбились в большие стаи. Лес затих. Последнюю песню в лесу всегда поет лось.

3. Выпиши выделенные глаголы и подбери к ним однокоренные прверочные существительные.

Карточка 2

1. Спиши.

2. Выдели безударные окончания существительных, укажи падеж.

Первый снег покрыл белой пеленой поле, деревья и крыши домов. Снежинки падали на землю. Из ночного убежища выскочил заяц и помчался по дороге к роще.

3. Выпиши выделенное прилагательное и подбери к нему однокоренное проверочное существительное.

Вариант 5

Карточка 1

1. Допиши окончания.

2. Укажи склонение и падеж.

Антошка увидел деревн… бабушк… и луга за деревн… в синем свет.. грозы.

3. Запиши существительные герой и поле в родительном, дательном и предложном падежах.

Карточка 2

1. Допиши окончания.

2. Укажи склонение и падеж.

Наташа обхватила брата и вышла с ним изо ржи на дорог….

Она хотела бежать к бабушк…. Но дождь переменился. Начало парить теплом в воздух… . Наташа остановилась на дорог… .

3. Запиши существительные товарищ и зеркало в родительном, дательном и предложном падежах.

infourok.ru

Русский язык (4 класс). Состав слова.

Предмет: Русский язык Дата:__________

Класс: 4

Тема урока: Состав слова. Разбор слова по составу (окончание, корень, приставка, суффикс).

Цели урока: Повторить понятия: состав слова.     

Формировать умение разбирать слова по составу.

Формировать навык самостоятельной работы, работы в группах, парах.

Развивать словарный запас обучающихся, развивать чувство любви и уважения к родному языку, русской культуре; развитие памяти

Прививать любовь к русскому языку.

создать положительный эмоциональный настрой на изучение русского языка.

Оборудование урока: учебник «Русский язык» В.К. Павленко, тетрадь, карточки со словами

Технология развития критического мышления

Ход урока:

i.Организационный

Долгожданный был звонок,Начинается урок.

У кого прекрасное настроение нарисуйте на полях - http://festival.1september.ru/articles/519270/img1.jpg, у кого хорошее настроение - http://festival.1september.ru/articles/519270/img2.jpg, у кого плохое настроение нарисуйте - http://festival.1september.ru/articles/519270/img3.jpg.

Сбор тетрадей с Д/з. Запись даты.

Каллиграфическая минутка.

ышк, ишк, оньк, еньк, ое, н, ск

  1. Вызов

1. Учитель: Рассмотрите схемы слов. В каких из них допущена ошибка? Докажите.

http://festival.1september.ru/articles/519270/img4.jpg    http://festival.1september.ru/articles/519270/img5.jpg   http://festival.1september.ru/articles/519270/img6.jpg

Ученики: В первом слове, т. к. окончание не входит в основу и во втором, т.к.суффикс и приставка поменялись местами.Учитель: Определите тему урока.  (Ответы детей)Учитель:Предположите, каковы могут быть цели урока?  (Ответы детей)

2. Беседа: Стр. 8

  1. Осмысление

1.Упр.11 с.8 (взаимопроверка)

2. Учитель: Вспомним порядок разбора слов по составу.

 Помни при разборе словаОкончанье и основуПервым делом находи.После корня пишем суффикс,А приставку впереди.

3.стр. 8 упр 12 (устно)

4. Игра «Эрудит».  Работа в парах.

Каждая пара получила лист со словами, их надо разобрать по составу. Кто быстрее и правильно выполнит разбор, тот и победит.

http://festival.1september.ru/articles/519270/img7.jpg

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА

5.Работа в парах:

С. 9 упр 13

6.Поиграем в игру «Грамматическое домино».Работаем в парах. Используем карточки двух видов: на одних написаны вопросы, на других ответы. Один ученик задаёт вопрос, а сосед находит ответ и отвечает.  (Карточки разрезаются или можно соединить стрелкой)

Что вы знаете о родственных словах?

  

Главная часть слова – корень.

Какая часть слова бывает во всех словах?

Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем.При помощи приставок образуются новые слова

Что называется корнем?

Родственные слова имеют общую часть.Они близки по смыслу.

Что называется окончанием?

Окончание служит для связи слов в предложении.

Что называется приставкой?

Суффикс – часть слова, которая стоит перед корнем.При помощи приставок образуются новые слова.

Что называется суффиксом?

Корнем называется общая часть родственных слов.

  1. рефлексия

Учитель: Какое настроение у вас сейчас?

У кого прекрасное настроение нарисуйте на полях - http://festival.1september.ru/articles/519270/img1.jpg, у кого хорошее настроение - http://festival.1september.ru/articles/519270/img2.jpg, у кого плохое настроение нарисуйте - http://festival.1september.ru/articles/519270/img3.jpg .

Д/з Стр. 9, упр. 16, выполняют все. Кто желает получить «4» Кто будет трудиться на «5» выполнит синтаксический разбор одного из предложений. Задания должны быть выполнены аккуратно и правильно!

-  Какие задачи мы ставили на уроке сегодня?

-достигли ли поставленной цели?

infourok.ru

Урок-игра по русскому языку в 4 классе "Состав слова (общее)"

hello_html_4517a0bf.gifhello_html_29757c44.gifhello_html_4517a0bf.gifhello_html_37e138d4.gifhello_html_37e138d4.gifhello_html_37e138d4.gifhello_html_mc29db43.gifhello_html_37e138d4.gifhello_html_m44edc295.gifhello_html_m40ef3963.gifhello_html_m27648980.gifhello_html_384fc733.gifhello_html_m607b0c60.gifhello_html_m1088797a.gifhello_html_m50516734.gifhello_html_m50516734.gifhello_html_168ece32.gifhello_html_m607b0c60.gifhello_html_m68a58063.gifhello_html_441e9e56.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m50516734.gifhello_html_m607b0c60.gifhello_html_168ece32.gifhello_html_m40ef3963.gifhello_html_6d5c467d.gifhello_html_m50905aa9.gifhello_html_m2f1272ec.gifhello_html_40838eaa.gifhello_html_40838eaa.gifhello_html_m2f1272ec.gifhello_html_50fd17b1.gifhello_html_223d6c30.gifhello_html_30000d6d.gifурок - игра по русскому языку на тему: Состав слова

Цель: обобщить знания о предложении: школьникам предлагается вспомнить виды предложений по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное), по интонации (восклицательное, невосклицательное), по наличию или отсутствию второстепенных членов (распространенные или нераспространенные). Уточняются знания о грамматической основе предложения, главных и второстепенных членах предложения. Уточняется общее представление о тексте, типах текста (повествовательном, описательном, тексте- рассуждении), по картине составлять свой текст. Обобщить знания о значимых частях слова и их роль в слове, развиваются умения образовывать слова посредством приставок, корня, суффикса и окончания.

ход урока

Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы с вами отправимся в страну под названием "Русский язык". Мы побываем в таких городах как «Синтаксис», «Состав слова». По ходу нашего с вами путешествия нам на пути будут встречаться различные задания, которые вы должны будете решить. А для начала мы разделимся на две команды. Теперь можно отправляться.

Посмотрите, дети! Не успели мы приземлиться, а уже появились и задания!

Задание 1. Что такое предложение?

( Это слово или несколько слов, которые имеют законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу).

Задание 2. Составить из слов предложение.

1) любимую угостил Ваня сладкими бабушку ягодами

(Ваня угостил сладкими ягодами любимую бабушку)

2) дождливой опустел с приходом лес осени

(С приходом дождливой осени лес опустел)

Задание 3. У нас видеовопрос, а задаёт его ученица 1 класса.

Дорогие, ребята! Ответьте мне на такой вопрос: Что такое Главные члены предложения. Дать полный ответ

(Главные члены предложения- это Подлежащее и Сказуемое. Подлежащее отвечает на вопрос Кто, Что? подчеркиваем одной чертой. Подлежащее выражено именем существительным.

Сказуемое отвечает на вопрос Что делает, что сделает? подчеркиваем двумя чертами. Сказуемое выражено глаголом).

Задание 4. Практическое задание: Найти и выделить в предложении главные члены предложения и дать характеристику данных предложений.

1) Зимой дети играли на улице снежками. ( по цели высказывания повествовательное, по интонации невосклицательное; простое, распространенное).

2) В саду на ветке сидели и играли маленькие птички. (по цели высказывания повествовательное, по интонации невосклицательное; сложное, распространенное ).

Задание 5. Ребята, назовите мне Второстепенные члены предложения. Дать полный ответ

(Второстепенные члены предложения - это определение, дополнение, обстоятельство.

Определение- отвечает на вопросы Какой, какая, какие? Подчеркивается волнистой линией;

Дополнение- отвечает на вопросы кого, чего, чему, что, кем, чем, о ком, о чем? Дополнение подчеркивается пунктиром;

Обстоятельство- отвечает на вопросы где, откуда, когда, как? подчеркивается пунктиром с точками).

Практическое задание: Подчеркнуть в предложениях второстепенные члены предложения

1) Зимой дети играли на улице снежками.

2) В саду на ветке сидели и играли маленькие птички.

Задание 6. Что такое текст? Какие типы текстов существуют? Дать развернутый ответ.

(Текст – это высказывание, в котором два или несколько предложений связаны по смыслу. Текст можно озаглавить. В тексте есть тема и главная мысль).

(Типы текста: текст- описание (описываются что- либо Вопросы Какой, Какая, Какие), текст- рассуждение(объясняется, доказывается что- либо Вопрос Почему?), текст – повествование (повествуется, рассказывается, сообщается о чем- либо Вопросы Что, Где, Когда, Что произошло?).

Практическое задание: Из приведенных ниже текстов определить тип каждого текста: это повествование, рассуждение или описание.

1) Когда мы с друзьями гуляли по парку, то наткнулись на маленького лесного зверька. Это был колючий ёж. Он был совсем ещё маленьким с острой мордой, серого цвета и с колючими иголками. Глаза его были задумчивы, от солнца светились янтарным цветом.

2) Вот и наступило долгожданное лето. Я с Костей поехали отдыхать на море. Каждый день купались на море, загорали. Мы побывали и в зоопарке, и в аквапарке, и покатались на каруселях. Эти незабываемые каникулы я никогда не забуду.

3) Один из островов Светлого озера назывался Голодаем. А назывался он так, потому, что, попав на него в плохую погоду, рыбаки не раз голодали по нескольку дней.

Задание 7. Развитие речи

По сюжетной картине составить небольшой текст и озаглавить его.

hello_html_368a8f70.png

Задание 8. Назовите значимые части слова. Какая значимая часть является главной, какая изменяемой, а какие служат для образования слов.

(Корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова. Корень - главная значимая часть слова; приставка - служит для образования слов и стоит перед корнем; суффикс - служит для образования слов и стоит после корня; окончание- изменяемая часть слова; основа - часть слова без окончания).

Практическое задание: (шарада) из слов взять приставку, корень, суффикс, окончание и получится новое слово.

присесть - взять приставку

школа - взять корень

ночной - взять суффикс

красный - взять окончание

ответ ( пришкольный )

infourok.ru

Конспект урока по русскому языку на тему "Состав слова" (4 класс)

Тема урока: Состав слова. Распознавание значимых частей слова.

Цель: закрепить знания и отработать навыки по теме «Состав слова», прививать интерес к родному языку, развивать речь уч-ся, расширяя словарный запас.

Формируемые УУД:

п. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока; структурирование знаний; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез.

к. - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

р. - постановка учебной задачи; оценивание качества и уровня усвоения материала.

Здравствуйте ребята, сегодня урок русского языка проведу у вас я, зовут меня Алина Валерьевна. Давайте проверим вашу готовность к уроку, на парте у вас должны быть: тетрадь, пенал, дневник.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начнём скорей урок.

Дети садятся на свои места.

Проверяют готовность к уроку

II. Минутка чистописания

На доске записаны буквы К и к (ка,ко,ку)с гласными и словарные слова с этой буквой (коллектив, коллега, аккуратный)

Дети аккуратно пишут в тетради то, что написано на доске.

III. Орфографическая минутка. Повторение ранее изученного материала.

Откройте тетради и запишите сегодняшнее число (7 октября).

- Выйти сухим из … (воды)

- Выносить сор из …(избы)

- Биться как рыба об … (лед)

- Сапожник без … (сапог)

- Лучше … (поздно), чем никогда.

- Положа руку на … (сердце).

Ребенок у доски записывает слова и объясняет написание слов. … (воды)

- …(избы)

- … (лед)

- … (сапог)

… (поздно)

- (сердце).

IV. Сообщение темы урока.

1. Кроссворд «Морфемы» (Слайд 1)

- Из далёкой страны Словарии пришла телеграмма от её жителей с заданием, только разгадав кроссворд, вы сможете узнать тему сегодняшнего урока. Между жителями страны завязался спор, давайте послушаем, о чём они говорят.

-Я стою перед корнем и могу образовывать слова (Приставка)

- И я тоже могу образовывать слова, только стою после корня. (суффикс)

-А я без окончания проживу, удалите его от меня! (основа)

- А я самый главный среди вас, ни одно слово без меня не может существовать.(корень)

- Между прочим, без меня из слов невозможно составить предложение.(Окончание)

По вертикали в выделенных ячейках находится ключевое слово, которое является темой нашего сегодняшнего урока. (Морфемы)

Обобщение по теме «Состав слова» – тема нашего урока.

Дети записывают отгадки в кроссворд.

V. Актуализация знаний.

Какое понятие из перечисленных в кроссворде нельзя назвать морфемой?

Что такое морфема?

Ребята, давайте вспомним порядок разбора слов по составу (Слайд 2).

- А теперь поиграем, ведь сегодня у нас весёлый, игровой урок!

Основу, потому что она может состоять из одной или нескольких морфем.

Это часть слова.

  1. Находим окончание.

  2. Основу

  3. Корень

  4. Суффикс

  5. приставка

VI. Основная часть

VII. Физкультминутка.

1. Игра «Разбери матрёшку» (Слайд 3)

К доске приглашаются три человека

На доске карточки со словами:

подносчики перевозчики сапожники

Правила игры: Игрокам нужно, отнимая по одной части слова разобрать слово, как матрёшку, чтобы каждый раз получалось новое слово, и записать все эти слова под данным словом. Каждый игрок рассказывает, какую часть слова он отнял, и какое новое слово получилось.

В результате этого на доске появляется следующая запись:

подносчики перевозчики сапожники

подносчик перевозчик сапожник

поднос перевоз сапог

нос воз

Ах, как долго мы писали.

Ах, как долго мы писали, Глазки у ребят устали.

{Поморгать глазами.) Посмотрите все в окно,

(Посмотреть влево - вправо.) Ах, как солнце высоко.

{Посмотреть вверх.) Мы глаза сейчас закроем,

(Закрыть глаза ладошками.) В классе радугу построим, Вверх по радуге пойдем,

{Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево.) Вправо, влево повернем, А потом скатимся вниз,

(Посмотреть вниз.) Жмурься сильно, но держись. {Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)

У доски работают 3 ученика.

Дети повторяют упражнения.

IХ. Итог урока. Оценивание работы.

3. Игра «Замени одним словом»

-А есть в русском языке слова, образованные из двух корней! Их соединяют гласные, которые так и называются соединительными. Какие это гласные? Как их обозначают при разборе? Отгадайте и запишите слова, выделяя в них корни и соединительную гласную:

Любитель книг. (Книголюб)

Машина, которая возит молоко. (Молоковоз)

Рабочий, который варит сталь. (Сталевар)

Машина, которая сама летает. (Самолёт)

Человек, который разводит птиц. (Птицевод)

4. Посели слово в свой домик (Слайд 6)

- Перед вами схемы разбора, распределите слова по столбикам в соответствии с составом:

Выход, алмазный (ловушка!), заморский, приём, кустик, рыболов, прибрежный,разбег, мелок, старики, подъёмный.

.

Ребята, вот наш урок подходит к концу. Что вы сегодня нового узнали на уроке? Как называлась тема нашего урока?

Спасибо за старание, все сегодня молодцы и хорошо поработали.

Сейчас, я раздам вам карточки, вы нарисуйте круг желтый, если вам все понравилось, синий, если понравилось, но что-то было непонятно. И черный, или серый, если не понравилось

Книголюб

Молоковоз

Сталевар

Самолет

Птицевод

На доске слова и схема разбора.

Дети выходят и распределяют слова по столбикам.

infourok.ru

Урок русского языка в 4 классе по теме: Состав слова

Русский язык 4 класс «Состав слова».

Цель: закрепить знания и отработать навыки по теме «Состав слова», прививать интерес к родному языку, развивать речь уч-ся, расширяя словарный запас.

Оборудование:

  1. интерактивная доска;

  2. карточки со словами подносчики, перевозчики, обходчики;

  3. Карточки со схемами слов.

Ход урока:

  1. Орг. Момент

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

  1. Каллиграфическая минутка.

Учитель:  Посмотрите на доску, что здесь лишнее?Ученик: На доске записаны суффиксы, а - ое-  окончание имени прилагательного.Учитель: Запишите, продолжая закономерность до конца строчки.
  1. Словарная работа

Учитель: Запишите слово облако, выделите корень, запишите однокоренные слова.Облако, облачный, заоблачный, облачко.

Учитель: Какое явление вы заметили в этих словах? Ученик: Чередование корня.Учитель: Написание, какой гласной нужно запомнить?Ученик: Безударной гласной в корне слова о не проверяемой написанием.Учитель: Устно составьте предложения с этими словами.

4 . Работа в группах.

Организация учебной деятельности обучающихся в пятерках.

Задание для 1 группы.
  1. Образуйте однокоренные слова.

Тот, кто любит собирать грибы

гриб Маленький гриб

Часть гриба под землей

Мастер по починке часов

час

Солдат, стоящий на посту

  1. Выделите корень в однокоренных словах.

  2. Исследуйте цепочки слов и сделайте вывод, что такое корень.

  3. Составьте свою цепочку однокоренных слов, выделите корень.

Задание для 2 группы.

  1. Образуйте лова с помощью приставок

про-, об-, по-, под-, от – от слова ВЁЛ.

про-, об-, по-, под-, от – от слова ХОД.

  1. Выделите в словах приставки.

  2. Исследуйте цепочки слов и сделайте вывод, что такое приставка.

  3. Составьте свою цепочку однокоренных слов, используя приставки.

Задание для 3 группы.

  1. Образуйте слова с суффиксами

  1. Выделите в словах суффикс.

  2. Исследуйте слова и сделайте вывод, что такое суффикс?

  3. Составьте свою цепочку слов с любым из суффиксов.

Задание для 4 группы.

  1. Выпишите, из текста подчеркнутые слова.

Много сказок создал наш народ. Сказка учит добру. Любимый герой русской сказки – Иванушка. В сказке Иванушка умен и скромен.

  1. Выделите окончания в словах.

  2. Исследуйте слова и сделайте вывод, что такое окончание.

  3. Запишите слово «ТРАВА», изменяя окончания, окончания выделите.

3. Презентация групповых решений.

(форма межгруппового общения – совместно-последовательная «лесенка»)

(выступление обучающихся должно соответствовать формуле

П – позиция «мы считаем»

О – обоснование «потому что»

П – пример «например»

С – следствие «поэтому»)

- Ребята, расскажите, пожалуйста, порядок разбора слов по составу .

ІІІ. Основная часть

  1. Выборочный диктант. ( с комментированием)

- Запишите только однокоренные слова.

- борьба, борец, бороться, воевать

- весельчак, весёлый, радостный

- дорога, путь, подорожник

- Найдите среди записанных слов, соответствующее схеме:

2. Работа в парах.

Каждая пара получила лист со словами, их надо разобрать по составу. Кто быстрее и правильно выполнит разбор, тот и победит.

hello_html_m37f78bd6.jpg

К доске приглашаются 3 команды по три человека

На доске карточки со словами:

подносчики     перевозчики     обходчики

Правила игры: Игрокам нужно, отнимая по одной части слова разобрать слово, как матрёшку, чтобы каждый раз получалось новое слово, и записать все эти слова под данным словом. Каждый игрок победившей команды рассказывает, какую часть слова он отнял, и какое новое слово получилось.

В результате этого на доске появляется следующая запись:

Учитель: Без какой части слово не может жить? Как называются слова одного корня? Какие слова называют родственными? Какое слово лишнее в каждой группе? Почему?

3.Разбор предложений.

Улетают в теплые края перелетные птицы.

- Найдите орфограммы, объясняя их написание.

- Найдите грамматическую основу.

- Найдите слова с приставками. Как называются эти слова?

4. Игра «Четвёртое лишнее» 

  1. Горка, сгорел, пригорок, горняк.

  2. Кость, коснуться, костный, косточка.

  3. Подорожник, подорожать, бездорожье, дороженька.

  4. Носить, носовой, носик, нос.

  5. Лесник, лес, лестница, безлесный.

Учитель: Спишите группы родственных слов, разберите их по составу. Вспомните последовательность разбора!

5. Игра «Замени одним словом» 

Учитель: А есть в русском языке слова, образованные из двух корней! Их соединяют гласные, которые так и называются соединительными. Какие это гласные? Как их обозначают при разборе? Отгадайте и запишите слова, выделяя в них корни и соединительную гласную:

  1. Любитель книг. (Книголюб)

  2. Машина, которая возит молоко. (Молоковоз)

  3. Рабочий, который варит сталь. (Сталевар)

  4. Машина, которая сама летает. (Самолёт)

  5. Человек, который разводит птиц. (Птицевод)

  6. Прибор, который измельчает мясо. (Мясорубка)

  7. Человек, который пасёт свиней. (Свинопас)

  8. Машина, которая косит траву для сена. (Сенокосилка)

Учитель: Большое количество ошибок всегда допускается при разборе глаголов. Какие правила нужно помнить, чтобы не допускать ошибок?

  1. Формообразующие суффиксы в основу не входят. Какие суффиксы называют формообразующими и почему?

  2. Не путать личные окончания глаголы с суффиксами. Как различить глаголы с ться и тся?

  3. Возвратные глаголы имеют постсуффикс -ся или –сь, в этом случае основа разрывается.

На доске следующие слова:

Кататься, убегала, ленишься, научусь, причесался, наклоняется, обрадуют, развеселимся, отбросить, приснилась.

6.Посели слово в свой домик .

Учитель: Перед вами схемы разбора, распределите слова по столбикам в соответствии с составом:

 hello_html_m37ade671.gif

Выход, алмазный (ловушка!), заморский, приём, кустик, рыболов, прибрежный, разбег, мелок, старики, подъёмный.

Учитель: Закончим наш урок пословицей, которую вы должны составить из следующих слов: ученик, учитель, судят, по, об, и.

7.Составление пословицы: По ученику и об учителе судят.

IV. Рефлексия.

Самооценивание.

Домашнее задание.

infourok.ru

Конспект по русскому языку на тему " Состав слова" (4 класс)

Русский язык

3 класс

Тема урока: «Состав слова».

Пояснительная записка.

Данный урок является первым в изучении темы «Состав слова». Он требует от учащихся максимальной концентрации внимания. Презентация помогает решить эту задачу. Основные этапы урока наглядно отражены на слайдах презентации; анимация помогает детям увидеть, как образуются новые слова при помощи приставок и суффиксов, а также осуществлять самоконтроль при работе с текстом и при формулировке правил.

Презентация может быть использована учащимися дома для повторения изученного материала на уроке, или для самостоятельного изучения теми детьми, которые на данном уроке отсутствовали.

Следующий урок целесообразно начать с повторения о составе слова по опорной схеме слайда 23. Опорные схемы презентации можно использовать и на всех последующих уроках при изучении темы «Состав слова».

Урок можно проводить в клссах по любому УМК по русскому языку в начальной школе.

ХОД УРОКА

I. Тема. Цель урока

– Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по Стране Знаний в царство Русского языка, где живут однокоренные слова, познакомимся с частями слова. Путешествовать будем на поезде «Состав слова» (Слайд 2) по станциям, и если всё правильно сделаем, то к нашему поезду будут добавляться вагончики. Но сначала вспомним правила поведения в транспорте. (Нельзя кричать, вскакивать с места, надо помнить, что ты не один).

– Итак, в путь! Наш поезд отправляется. Весело застучали по рельсам его вагоны.

II. Упражнения по чистописанию (Слайд 3).

Дети под музыку песенки «Голубой вагон» выполняют упражнение по чистописанию.

III. Повторение об однокоренных словах и корне слова (Слайд 4).

– Первая остановка. Нас встречает кукла Мальвина. Она хочет проверить ваши знания по русскому языку и предлагает свои задания.– Прочитайте задания, записанные на доске (садовник, посадил, волшебный сад)– Кто догадался, про какой сад идёт речь? (Из однокоренных слов)– Верно. Мы о нём говорили несколько уроков назад:

Как-то много лет назад посадили странный сад.Не был сад фруктовым – был он только словом.Это слово – слово-корень, разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло – стало много новых слов.

(Е. Измайлов. Как растут слова.)

– Какое здесь слово-корень? Выпишите однокоренные слова.– Какие слова выписали? Почему? Выделите корень в этих словах.

(Слайд 5).– Так же, как и у кустов,

Корень слова есть у слов.

Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам.

– Записать одним словом:

1) ягоды, плоды, сваренные в сахаре; 2) мастер по приготовлению пищи;3) большая ложка для разливания жидкой пищи;4) маленький варёный пирожок

– Какие слова записали? (Варенье, повар, поварёшка, вареник) – Как их можно назвать одним словом? (Однокоренные) - Выделите корень в этих словах.

– Что называется корнем слова?

(Слайд 6)

(На доске появляется определение корня слова).

– Мальвина благодарит вас за хорошие знания об однокоренных словах.

(Слайд 7).

- К нашему поезду добавляется вагончик «Корень».

(Слайд 8). (Звучит музыка песенки «Голубой вагон»).

– Продолжаем наше путешествие дальше.

VI. Знакомство с окончанием (Слайд 9).

– На следующей остановке нас встречает Чебурашка. Он грустный, т. к. знает, что некоторые дети в классе сейчас простужены, и он приготовил для них текст про чеснок.

- Но что это? Кот-шалун, пробегая мимо, стёр некоторые буквы на конце слов. Посмотрите, что получилось. (Дети читают текст, записанный на доске)

ЧЕСНОК

В чеснок… много полезных веществ. Сок чеснок… помогает залечивать раны. Раньше чеснок… лечили кашель. Добрая слава у чеснок … .

– Всё ли понятно в этом тексте? Что надо сделать, чтобы стало всё понятно?(Изменить конец слова – окончание)– Спишите текст, вставляя окончания слов зелёным цветом.– Прочитайте, что у вас получилось. Выделите квадратиком вставленные окончания.

(По щелчку появляются окончания слов)

– Изменялось ли значение слова «чеснок», когда менялось окончание? (Нет)– Для чего служат окончания?

(Слайд 10) (На доске появляется определение окончания)– Вы все задания выполнили правильно. К нашему составу добавили ещё один вагончик. (Слайд 11).

-– Наше путешествие продолжается. Какое слово получилось? (Ходи)

(Слайд 12). (Звучит звукозапись голосов живой природы).

V. Физкультминутка

– Мы приехали в лес. Давайте отдохнём.

(Слайд 13).

VI. Знакомство с приставками и суффиксами (Слайд 14).

– Пока мы отдыхали, появился Кот-шалун, и посмотрите, что он сделал: он к нашему составу добавил два вагончика. Как называется вагончик перед корнем? (Приставка)– А как называется вагончик после корня? (Суффикс)– Интересно, почему эти вагончики одного цвета (зелёного) и зачем они нужны?– Вспомните, какое было слово на вагончиках сначала? (Ходи)– Кот добавил приставку у - и суффиксы –ил- , получилось слово уходили. Изменился ли смысл слова? (Да)

- А зачем нужны приставки и суффиксы?

VII. Самостоятельная работа в группах (Слайд 15).

(См. «Задания для работы в группах)

VIII. Проверка самостоятельной работы.

(Слайд 16 ).– Так для чего служит приставка в словах? (Слайд 16,17)– Посмотрим, какую роль играет суффикс. (Слайд 18, 19 )

(Слайд 20)

- Для чего служит суффикс?

– Вот почему вагончики одного цвета: при помощи приставок и суффиксов образуются слова с новым значением.

(Слайд 21)

– А давайте проверим, могут ли слова быть без окончания, без приставки, без суффикса, без приставки и суффикса, без приставки и окончания и т. д. (По щелчку учитель убирает вагончики с названными частями слова, и дети убеждаются, что слово может состоять только из корня; из корня и окончания, из корня и приставки и т. д.)

– Все задания вы выполнили правильно, ответили на все вопросы, и под музыку песенки «Голубой вагон» возвращаемся в класс. (Слайд 22)

IX. Закрепление

– Назовите тему урока. (Состав слова.) Запишите её в тетрадь.– Назовите части слова. (Дети называют части слова, записывают их названия в тетрадь, учитель показывает, как они обозначаются).(Слайд 23)– Что же называется приставкой? (Дети формулируют правило по опорным схемам).

– Что называется корнем? Суффиксом? Окончанием?

(Слайд 24)

На доске появляются рифмовки: «Та часть слова, что изменяется, окончанием называется».

– Обозначим части слова в словах: уходили, приходил, уход (здесь учитель знакомит детей с нулевым окончанием).

X. Итог урока

(Слайд 25).

XI. Задание на дом.

infourok.ru

Конспект по Русскому языку 4 класс на тему "Состав слова"

Тема: Состав слова. § 5

ЦЕЛЬ: дать представление о том, что любая морфема — значимая часть слова. Научить определять значения приставки и суффикса. Формировать навыки разбора слова по составу и правописания безударных гласных в корне слова, отработать произношение лингвистических терминов по теме урока.

Ход урока

1. Орфографический диктант. Записать слова, объяснить их правописание. С 2—3 из них придумать предложения и записать в тетрадь.

Билет, концерт, автобус, вестибюль, гардероб, бинокль, аккомпанемент, искусственный, аплодировать, чувствовать.

К какой тематической группе можно отнести эти слова?

2. Работа по теме урока.

1) Чтение и анализ распечатанного текста (на место пропусков вставить цифры, обозначающие количество звуков, букв и слогов).

Из каких частей состоит слово убегать?

Можно по-разному ответить на этот вопрос. Один скажет, что в этом слове ... звуков, другой заметит ... букв, третий выделит ... слога, а четвертый обозначит в слове приставку у-, корень -бег-, суффикс -а- и окончание -ть. Кто же прав?

(Все ответы правильные, потому что в каждом слове можно выделить звуки, буквы и «строительные блоки» для слов — м о р ф е м ы. Морфем четыре: приставка, корень, суффикс и окончание.)

2) Запись на доске и анализ состава слова поговорить. Вспомним порядок разбора по составу: постановка ударения; разделение на слоги вертикальной чертой, разделение на морфемы, учитывая условные обозначения (приставка hello_html_53c7bcbe.png, корень hello_html_m42960ead.png, суффикс hello_html_m42960ead.png и окончание hello_html_m42960ead.png).

Наблюдение: совпадают ли границы слогов и морфем в слове (границы слогов и морфем в слове могут не совпадать).

3) Работа с учебником. Чтение теоретического материала § 5. Наблюдение за графическим оформлением морфем.

3. Закрепление изученного. Тренировочные упражнения.

1) Упр. 15. Учащиеся распределяют слова в три колонки в зависимости от места положения корня. Корень во всех словах графически обозначить, одинаковый ли смысл корень имеет в них?

Чтение правила об однокоренных словах на стр. 10.

К о м м е н т а р и й у ч и т е л я: слова с одним и тем же корнем пишутся одинаково независимо от ударения.

2) Запись под диктовку.

Горе, горевать, горный, горцы. Чем различаются эти слова? Укажите среди них однокоренные слова к слову гора. Сделайте вывод. (У однокоренных слов корень имеет одно и то же лексическое значение.)

3) Работа с текстом. (Текст записан на доске или распечатан для каждого ученика.)

Серый кот потянулся, взглянул на меня и удивленно мяукнул. После этого он обошел комнату и заглянул в мои сапоги. Там было пусто и темно. Кот снова мяукнул и начал тереться о мои ноги. Пушистая его шкурка едва слышно потрескивала.

Я погладил его. Кот заурчал от наслаждения.

(К. Паустовский)

Прочитать текст и выписать из него в столбик глаголы. По ходу записи учащиеся выделяют в глаголах корень, обозначают его графически, к каждому глаголу подбирают однокоренное слово, в котором гласная корня является ударной. Попутно делается вывод о способе проверки безударной гласной корня.

4) Упр. 17 (по заданию учебника).

5) Записать глаголы бежать, писать (упр. 18). Образовать от них новые слова при помощи приставок. Какую же роль приставки и суффиксы играют в образовании слов? В ы в о д: приставки и суффиксы — значимые морфемы. С их помощью можно образовывать новые слова.

6). Поиграем. Упр. 21 (устно).

4. Домашнее задание.

§ 5, запомнить правило об однокоренных словах и графическое обозначение морфем. Упр. 22.

infourok.ru


Смотрите также