Урок на тему "Повторение по теме "Двусоставное предложение" 8 класс. Упражнения по теме простое предложение 8 класс


Тест по теме "Простое осложнённое предложение" (8 класс) страница 2

В1. Какое простое предложение называется осложнённым?

В2. Спишите предложение, расставляя знаки препинания:

Разумеется мне приходилось проезжать по нешироким улочкам города возникшего много веков назад.

В3. Выполните синтаксический разбор предложения из задания В2.

В4. Расставьте знаки препинания в схемах:

как О так и О

О и О О и О

О как-то О О О

В5.Запишите предложение по любой схеме из задания В4.

Тест по теме «Простое осложнённое предложение»

Вариант 2

А1. Укажите простые осложнённые предложения:

  1. Прекрасны вы, поля земли родной.

  2. Действия людей – лучшие переводчики их мыслей.

  3. В горячем свете блестит листвой под окнами сирень, и ветви её негромко стучатся в стёкла.

  4. Поразмыслив, он всё-таки согласился с моими доводами.

  5. Развалины сада встретили нас молчанием.

А2. Укажите предложения с однородными членами:

  1. Ласточки летали в розовеющем вечернем воздухе.

  2. В доме слышались разноголосый говор, смех, весёлые женские голоса.

  3. Далёкий гул, возникший в небе, медленно затихал.

  4. В окружающей осенней природе было уныло и грустно в этот час.

  5. Над полями летят птицы, возвращаясь на свою родину.

А3. Укажите предложения с обобщающим словом при однородных членах (рядом с номером предложения запишите обобщающее слово):

  1. На бесконечном просторе блеск и движенье, грохот и гром.

  2. Белая куропатка, разгребая снег, отыскивает себе корм: замёрзшие ягоды, семена, почки.

  3. На полу, на занавесках, на диване – везде солнечный свет.

  4. «Разве ты сегодня не был у Шевелёвых?» – удивился Витька.

  5. Всё привлекало внимание щенка: и коричневый жук на песке, и пёстрая бабочка, пролетевшая над головой.

А4. В каких предложениях пропущены запятые:

  1. Охотно и несмело солнце смотрит на поля.

  2. Сентябрь окрасил охрой тополя туманом лёг на мокрые поля.

  3. Ранним весенним днём на душе становится веселее.

  4. Чёрные красные жёлтые скалы отражались в воде.

  5. Среди поляны стояла маленькая толпа золотых берёзок бросая кружевные тени на стебли скошенной травы.

А5. Укажите, в каких предложениях на месте пропуска необходимо поставить запятую:

  1. Окно_должно быть_открыто всю ночь.

  2. Окно_должно быть_забыли закрыть на ночь.

  3. Откровенно сказать_я вижу его впервые.

  4. Я прошу тебя_откровенно сказать_своё мнение.

  5. Правда_никогда не бывает лишней.

А6. Укажите, какие предложения осложнены обособленными определениями:

  1. На праздник города пошли все, даже дети.

  2. Деревья, измученные дождями и ветрами, нежатся на солнце.

  3. Бледные бабочки летали вокруг, греясь на солнце.

  4. Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела.

  5. Молодая сосна, ровная и изящная, красовалась на лесной полянке.

А7. Укажите, какие предложения осложнены обособленными обстоятельствами:

1) Туман, редея, ползёт вверх.

2) Она сделала паузу и, собравшись с мыслями, села за стол.

3) Пламя то разгоралось, то затухало.

4) Мал язык, да всем телом владеет.

5) Все собирались в дорогу дружно, не мешая друг другу.

А8. Определите, в каких предложениях пропущены запятые:

1) Я как офицер и дворянин ни в какую службу к Пугачёву вступать не могу.

infourok.ru

Урок русского языка в 8 классе по теме «Предложение»

Урок русского языка в 8 классе по теме «Предложение»

1. Предложение – основная синтаксическая единица, содержащая сообщение, вопрос или побуждение.

Предложения:

1. Простые (1 ГО) и сложные (2 и более ГО).

Дорога шла вдоль реки.

Река еще не замерзла, и вода грозно шумела.

2. Двусоставные (2 главных члена) и односоставные (1 главный член).

Дорога уходит вдаль.

Зимняя дорога.

3. Распространенные (есть второстепенные члены) и нераспространенные (нет второстепенных членов).

Наступила осень.

Быстро наступила холодная осень.

4. По цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.

Спортсмен тренируется.

Спортсмен тренируется?

Спортсмен тренируется!

Задание № 1: спишите, подчеркивая в предложениях грамматическую основу; определите частеречную выраженность подлежащего:

(1) Лошади шли шагом и скоро стали. (2) Он едва удостоил ее беглым взглядом. (3) Она не сводит глаз с дороги, что идет через рощу. (4) Пятнадцать - нечетное число. (5) Чудесное это занятие – снегирей ловить. (6) В темной каюте четыре человека ждут его. (7) Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио. (8) Дед с матерью шли впереди всех. (9) Стать художником было его постоянно мечтой. (10) И ничего кругом ему не мешает.

Задание № 2: спишите, подчеркивая в предложениях грамматическую основу; определите частеречную выраженность сказуемого:

(1) Брат начал работать на заводе. (2) Вишневый сад теперь мой. (3) Вид с трех сторон у меня чудесный. (4) Я родился перекати-полем. (5) Барыня бродит такая унылая. (6) Человек – кузнец своему счастью. (7) Жизнь прекрасна и удивительна. (8) Ты не могла согласиться выйти за меня замуж. (9) Пушкин уже готов был сделаться превосходным драматургом. (10) Уединение было сносное.

Задание № 3: из каждого предложения выпишите только грамматическую основу:

(1) Каждый из нас на своем корабле капитан. (2) Великое достигнуто, но впереди ждет еще более великое. (3) Осаждающие избу обстреливали окна и дверь. (4) Авось да небось до добра не доведут. (5) Шли два приятеля вечернею порой. (6) Знает ли вас кто-нибудь в доме Троекурова? (7) Печальное нам смешно, смешное грустно. (8) Громкое «Благодарствуйте, батюшка Алексей Степаныч!» огласило поляну. (9) Вот раздалося «ау!» вдалеке. (10) Половина неба закрылась низкой темной тучей. (11) Ближние уехали домой, а дальние собрались к ужину и ночлегу. (12) Со мной происходит нечто странное. (13) Этак всякий может петь. (14) Встали и Воропаев с Корытовым. (15) Подойти к брату было страшно.

Ключ:

(1) Каждый из нас на своем корабле капитан. (2) Великое достигнуто, но впереди ждет еще более великое. (3) Осаждающие избу обстреливали окна и дверь. (4) Авось да небось до добра не доведут. (5) Шли два приятеля вечернею порой. (6) Знает ли вас кто-нибудь в доме Троекурова? (7) Печальное нам смешно, смешное грустно. (8) Громкое «Благодарствуйте, батюшка Алексей Степаныч!» огласило поляну. (9) Вот раздалося «ау!» вдалеке. (10) Половина неба закрылась низкой темной тучей. (11) Ближние уехали домой, а дальние собрались к ужину и ночлегу. (12) Со мной происходит нечто странное. (13) Этак всякий может петь. (14) Встали и Воропаев с Корытовым. (15) Подойти к брату было страшно.

Задание № 1: спишите, подчеркивая в предложениях грамматическую основу; определите частеречную выраженность подлежащего:

(1) Лошади шли шагом и скоро стали. (2) Он едва удостоил ее беглым взглядом. (3) Она не сводит глаз с дороги, что идет через рощу. (4) Пятнадцать - нечетное число. (5) Чудесное это занятие – снегирей ловить. (6) В темной каюте четыре человека ждут его. (7) Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио. (8) Дед с матерью шли впереди всех. (9) Стать художником было его постоянно мечтой. (10) И ничего кругом ему не мешает.

Задание № 2: спишите, подчеркивая в предложениях грамматическую основу; определите частеречную выраженность сказуемого:

(1) Брат начал работать на заводе. (2) Вишневый сад теперь мой. (3) Вид с трех сторон у меня чудесный. (4) Я родился перекати-полем. (5) Барыня бродит такая унылая. (6) Человек – кузнец своему счастью. (7) Жизнь прекрасна и удивительна. (8) Ты не могла согласиться выйти за меня замуж. (9) Пушкин уже готов был сделаться превосходным драматургом. (10) Уединение было сносное.

Задание № 3: из каждого предложения выпишите только грамматическую основу:

(1) Каждый из нас на своем корабле капитан. (2) Великое достигнуто, но впереди ждет еще более великое. (3) Осаждающие избу обстреливали окна и дверь. (4) Авось да небось до добра не доведут. (5) Шли два приятеля вечернею порой. (6) Знает ли вас кто-нибудь в доме Троекурова? (7) Печальное нам смешно, смешное грустно. (8) Громкое «Благодарствуйте, батюшка Алексей Степаныч!» огласило поляну. (9) Вот раздалося «ау!» вдалеке. (10) Половина неба была закрыта низкой темной тучей. (11) Ближние уехали домой, а дальние собрались к ужину и ночлегу. (12) Со мной происходит нечто странное. (13) Этак всякий может петь. (14) Встали и Воропаев с Корытовым. (15) Подойти к брату было страшно.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 1: спишите, подчеркивая в предложениях грамматическую основу; определите частеречную выраженность подлежащего:

(1) Лошади шли шагом и скоро стали. (2) Он едва удостоил ее беглым взглядом. (3) Она не сводит глаз с дороги, что идет через рощу. (4) Пятнадцать - нечетное число. (5) Чудесное это занятие – снегирей ловить. (6) В темной каюте четыре человека ждут его. (7) Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио. (8) Дед с матерью шли впереди всех. (9) Стать художником было его постоянно мечтой. (10) И ничего кругом ему не мешает.

Задание № 2: спишите, подчеркивая в предложениях грамматическую основу; определите частеречную выраженность сказуемого:

(1) Брат начал работать на заводе. (2) Вишневый сад теперь мой. (3) Вид с трех сторон у меня чудесный. (4) Я родился перекати-полем. (5) Барыня бродит такая унылая. (6) Человек – кузнец своему счастью. (7) Жизнь прекрасна и удивительна. (8) Ты не могла согласиться выйти за меня замуж. (9) Пушкин уже готов был сделаться превосходным драматургом. (10) Уединение было сносное.

Задание № 3: из каждого предложения выпишите только грамматическую основу:

(1) Каждый из нас на своем корабле капитан. (2) Великое достигнуто, но впереди ждет еще более великое. (3) Осаждающие избу обстреливали окна и дверь. (4) Авось да небось до добра не доведут. (5) Шли два приятеля вечернею порой. (6) Знает ли вас кто-нибудь в доме Троекурова? (7) Печальное нам смешно, смешное грустно. (8) Громкое «Благодарствуйте, батюшка Алексей Степаныч!» огласило поляну. (9) Вот раздалося «ау!» вдалеке. (10) Половина неба была закрыта низкой темной тучей. (11) Ближние уехали домой, а дальние собрались к ужину и ночлегу. (12) Со мной происходит нечто странное. (13) Этак всякий может петь. (14) Встали и Воропаев с Корытовым. (15) Подойти к брату было страшно.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 1: спишите, подчеркивая в предложениях грамматическую основу; определите частеречную выраженность подлежащего:

(1) Лошади шли шагом и скоро стали. (2) Он едва удостоил ее беглым взглядом. (3) Она не сводит глаз с дороги, что идет через рощу. (4) Пятнадцать - нечетное число. (5) Чудесное это занятие – снегирей ловить. (6) В темной каюте четыре человека ждут его. (7) Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио. (8) Дед с матерью шли впереди всех. (9) Стать художником было его постоянно мечтой. (10) И ничего кругом ему не мешает.

Задание № 2: спишите, подчеркивая в предложениях грамматическую основу; определите частеречную выраженность сказуемого:

(1) Брат начал работать на заводе. (2) Вишневый сад теперь мой. (3) Вид с трех сторон у меня чудесный. (4) Я родился перекати-полем. (5) Барыня бродит такая унылая. (6) Человек – кузнец своему счастью. (7) Жизнь прекрасна и удивительна. (8) Ты не могла согласиться выйти за меня замуж. (9) Пушкин уже готов был сделаться превосходным драматургом. (10) Уединение было сносное.

Задание № 3: из каждого предложения выпишите только грамматическую основу:

(1) Каждый из нас на своем корабле капитан. (2) Великое достигнуто, но впереди ждет еще более великое. (3) Осаждающие избу обстреливали окна и дверь. (4) Авось да небось до добра не доведут. (5) Шли два приятеля вечернею порой. (6) Знает ли вас кто-нибудь в доме Троекурова? (7) Печальное нам смешно, смешное грустно. (8) Громкое «Благодарствуйте, батюшка Алексей Степаныч!» огласило поляну. (9) Вот раздалося «ау!» вдалеке. (10) Половина неба была закрыта низкой темной тучей. (11) Ближние уехали домой, а дальние собрались к ужину и ночлегу. (12) Со мной происходит нечто странное. (13) Этак всякий может петь. (14) Встали и Воропаев с Корытовым. (15) Подойти к брату было страшно.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

infourok.ru

Урок русского языка "Простое осложненное предложение". 8-й класс

Разделы: Русский язык

Тип урока: комбинированный.

Цели:

  • Образовательная: сформировать знания об осложнённых предложениях, о синтаксических конструкциях, осложняющих предложение; отработать умение различать простые, осложнённые и сложные предложения; повторить изученный материал по теме «Односоставные предложения».
  • Развивающая: развивать умение  самостоятельно работать, анализировать, делать выводы;
  • развитие практических умений по применению теоретических знаний и аналитических способностей учащихся.
  • Воспитательная: воспитание любви к родному слову, способствовать умению открывать для себя красоту окружающего мира с помощью умелого использования слова.

Оборудование: доска, презентация, раздаточный материал.

Методы и способы организации учебной деятельности: беседа, практикум, решение тестовых заданий, индивидуальная работа, взаимопроверка.

Предполагаемый результат: овладение учащимися умениями правильной постановки знаков препинания в простом осложненном предложении, способность составлять самостоятельно подобные синтаксические конструкции.

Технологии: компьютер, презентация.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на работу

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня тема нашего урока «Простое осложнённое предложение». Она рассчитана на несколько уроков, а сейчас мы постараемся закрепить материал, изученный в предыдущих классах, вспомним односоставные предложения.

2. Повторение пройденного материала

Фронтальный опрос

– Какие предложения являются определенно-личными? Обобщенно-личными?– Как определить неопределенно-личные предложения?– Чем выражено сказуемое в безличном предложении?– Как называются предложения, где главный член выражен существительным?

На партах у учащихся лежат листки с предложениями (по вариантам)

Задание: определить вид односоставного предложения.

1. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (Блок А. А.)2. Ни почестей, ни богатства для дальних дорог не прошу, но маленький дворик арбатский с   собой уношу, уношу. (Б. Окуджава)3. Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог, сядем в копна свежие под соседний стог. (С. Есенин)4. Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье. (А. Пушкин)5. На селе поговаривают, будто она совсем ему не родственница… (Н. Гоголь)6. По улицам слона водили… (И. Крылов)

1. Это ничего, что мы поэты, только бы читали нас и пели. (Л. Ошанин)2. И вдруг сознанье бросит мне в ответ, что вас покорней не было и нет (Н. Гумилёв)3. И скучно и грустно (М. Лермонтов) ; Но в них не видно перемены… (А. Пушкин)4. Когда знаешь, что нельзя смеяться, тогда, — тогда именно и овладевает тобою этот     сотрясающий, болезненный смех (А. Куприн) 5. Пора вставать: седьмой уж час (А. Пушкин)6. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. 7. Сделал дело — гуляй смело.

Учащиеся меняются тетрадями и проверяют задания  под контролем учителя.

3. Объяснение материала

а) Синтаксическая пятиминутка

1. Сказочные узоры, украшающие стекла окон, казались необыкновенными и , наверное, заставляли прохожих ненадолго задуматься о красоте.

Учащиеся выделяют грамматическую основу, однородные члены, обособленное определение и вводное слово.

2. Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной.

Учащиеся выделяют грамматические основы предложения.

– Подумайте, чем отличается сложные и осложненные предложения. Как определить, какое оно?

Делается вывод.

б) Работа над  презентацией (Приложение 1)

Анализ 1 слайда. Запись в тетрадях.

Учитель: Вспомним, какие члены предложения называются однородными? Расскажите о знаках препинания при однородных членах. Работа над 2 слайдом.

Вопросы: что делая? что сделав? как? Какой это обособленный член?

Расставьте знаки препинания, объясните схемы. Анализ  3 слайда.

Назовите вопросы определения и  условие для обособления. Работа над 4 слайдом.

– Что такое вводные слова, как они выделяются на письме? – Чем отличаются вводные слова и вводные сочетания слов от членов предложения? Что   добавляют к смыслу предложения вставные конструкции?

Анализ 5 и 6 слайда.

– В каких случаях мы используем обращения в нашей речи? Объяснение знаков препинания по 7 слайду.

в) Работа над упражнением в учебнике (222).

Задание: определите, чем осложнены данные предложения. Средства осложнения выделены. Спишите, расставляя пропущенные знаки разделения и выделения (предложения разбираются по вариантам)

 г) Работа над орфограммами:

 т..рчат                            (не)погоды   пот..мнели                      свинц..м   сла..ко                             дремл..т  (темно) зеленый              об..ятый  г..лубой                           ябл..ни    убеле(н,нн)ой                  др..жащими

– А сейчас давайте поработаем  редакторами. Перед вами небольшой отрывок из художественного текста. Внимательно прочитайте и расставьте знаки препинания. Чем осложнены предложения? Работа над 8 слайдом.

5. Тест по простым осложненным предложениям

Тетради учащихся собираются на проверку.

1. В полутьме северной ночи(1) напоминавшей нам утренний рассвет(2) посёлок казался (3) особенно(4) угрюмым.

1) 1,3,4       2) 1,2        3) 3,4       4) 1,2,3,4

2. На иных берёзах(1) обращённых к солнцу(2) появились серёжки золотые(3) чудесные(4) нерукотворные.

1) 1,2,3     2) 2,3,4     3) 3,4      4) 1,2,3,4

3. Старые зимовщики рассказывают о невероятном скоплении зайцев(1) по неизвестным причинам(2) теперь(3) почти исчезнувших(4) на берегах озера.

1) 1,3,4     2) 1      3) 3     4) 1,2,3,4

4. Иногда (1) тихо планируя(2) размахнув белые крылья(3) над каменной россыпью(4) бесшумно пролетает полярная сова.

1) 1,2,3     2) 1,2     3) 2,3     4) 2,3,4

5. Сопоставьте предложения и номер вопроса.

1) Мудрость приносят следующие три плода – дар хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо поступать. (Демокрит)2) Далеко-далеко на фоне зари летит, вероятно, куда-то ночевать стая диких уток.. (А.П.Чехов)3) Однажды я ловил рыбу на небольшом озере с высокими крутым берегами, заросшими цепкой ежевикой. (К.Паустовский)4) Спасибо, красота родная, за твой врачующий простор.5) А Петр Петрович, по крайней мере, по многим признакам человек весьма почтенный (Ф.Достоевский)

1. Укажите предложения с обращениями.2. Укажите номера предложений с однородными членами предложения.3. Укажите номера предложений с вводными конструкциями.4. Укажите номера предложений с обособленными определениями.5. Укажите номера предложений с обособленными обстоятельствами.

6. Общие выводы. Подведение итогов урока

– В каких случаях простое предложение считается осложнённым? – Перечислите слова, грамматически не связанные с членами предложения.– Какие значения вносят в текст (в предложения) вводные слова?– Когда обособляются, когда не обособляются причастные и деепричастные обороты?

7. Рефлексия   (9 слайд)

Учитель: Итак, наш урок подошел к концу. Мы достигли поставленных задач, повторили изученное об односоставных предложениях, вспомнили обособленные, однородные члены, вводные слова, поработали редакторами текста. Надеюсь, что вам понравилась наша коллективная работа.

8. Выставление оценок

9. Информация о домашнем задании:

1. Подготовить сообщение о простых осложненных предложениях.2. Составить 8 осложненных предложений, объединенных темой патриотизма.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок русского языка в 8 классе "Простое предложение"

Открытый урок по русскому языку в 8 классе.

Тема «Простое предложение. Грамматическая основа предложения»

Цели урока:

  1. Повторить и обобщить материал по теме «Словосочетание».

  2. Подвести учащихся к пониманию термина "односоставное" предложение.

  3. Научить различать двусоставные предложения от односоставных.

  4. Способствовать развитию познавательного интереса учащихся.

  5. Научить овладевать нормами построения и употребления односоставных предложений в собственной речи.

Оборудование: раздаточный материал - карточки, ИКТ, Учебник Русский язык 8 класс. Л.А. Тростенцова, T.A. Ладыженская.

Ход урока:

I Слово учителя. Вступление. Сегодня на уроке мы с вами обобщим и систематизируем все знания по теме «Словосочетание», проанализируем и повторим материал по структуре простого предложения. Эти знания вам будут необходимы при написании итоговой контрольной работы за этот учебный год и при сдаче Основного Государственного Экзамена.

а) Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык. Обращайтесь почтительно с этиммогущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!"

УЧИТЕЛЬ: Посмотрите на высказывание, написанное на доске. Почему именно эти слова я записала как эпиграф?

- Что такое словосочетание?

- Какие виды словосочетаний по наличию главного слова вы знаете? /глагольные, именные, наречные.

- Какие виды связи в словосочетании вы знаете? /сочинительная и подчинительная/

-Какие способы подчинительной связи вы знаете? /согласование, управление, примыкание/

б) Задание по высказыванию: Выпишите словосочетаний со следующими видами связи: 1) согласование, 2) управление, 3) примыкание.

в) Работа со схемой.

Пользуясь схемой, вспомним, какие бывают предложения по указанным признакам.

г). Синтаксический разбор предложений по данному плану и схеме.

Я лежу, и огненные птицы кружатся подолгу надо мной (Л. Романов). 2. Попахни, черемушка, родимой сторонушкой, лежалой соломушкой, шершавой коровушкой, метеною улочкой, осевшим крылечком, прошедшим и будущим теплом человеческим (О. Фокина).

Коллективное обсуждение поможет тем учащимся, которые испытывают затруднения. После проведения синтаксического разбора учитель делает важный вывод: каким бы ни было предложение по цели высказывания, по интонации, по числу грамматических основ, наличию второстепенных членов или осложненности, обязательным элементом его строения является грамматическая основа. В ней сосредоточены грамматические значения предложения, отличающие его от любого другого сочетания слов.

II. Объяснение нового материала.

Учитель: Какие виды предложений по наличию главных членов вы встретили в данных предложениях? /Двусоставные и односоставные/

Работа с учебником

Чтение теоретического материала п. 13 на стр. 39 (1 ч) и ответы на вопросы.

III. Закрепление

а)Для того чтобы проверить, как вы поняли тему урока, перед вами сейчас появятся три вида работ.

Первое задание высвечивается на экране, затем дается правильный ответ.

1. Определите, простое предложение или сложное:а) простое; б) сложное

1. Брат отказался от моей помощи и хотел все сделать сам.

  1. Звезды смотрят с высоты, и льется таинственный свет.

  2. Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.

  3. Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнутся.

  4. Из дома регулярно приходили письма, и мы были спокойны.

  5. Жилище мое обросло случайными, но интересными вещами.

  6. В воздухе чувствуется запах вёсны, и в школах готовятся к экзаменам.

  7. Он выдержал экзамен и был принят в институт.

  8. Здесь был густой лес и темный лес.

  9. Ночь подобралась незаметно, окутав землю темной вуалью.

Второе задание — работа по карточкам

I. Найдите двусоставные и односоставные предложения. Перепишите, обозначив главные члены предложений.

Вспоминае(т, ть)ся мне ранняя, погожая осень. Прохладн.. тиш..ну утра нарушает сытое квохтанье дроздов. В поредевш..м саду далеко в..дна дорога к шалашу. Всюду славно в..дна яблоками. До вечера в саду толпи(т, ть)ся народ. Темнеет.Бодро идёшь домой. Эхо раскати (т, ть)ся по горизонту (далеко)далеко. Поднялся ветер. В одну минуту пламя обхватило весь дом.Красный дым вился над кровлею.

П.Найдите двусоставные и односоставные предложения. Перепишите, обозначив главные члены предложений.

Поднялся ветер. В одну минуту пламя обхватило весь дом.. Красный дым вился над кровлею. Стекла тр..шали... Искры полетели огненной метелью. Однажды я шёл по дороге из города. Веч..рело. 3 От засыхающих лист..ев пахло осен..ю. Поздняя осень. Грачи улетели. Ночь. Машина трогается..Долго блестит в темноте фонарик. Колхозники расходятся по домам..

Третье задание .

1 .Выпишите односоставные предложения

2.На перевале караван задержался.

  1. Присаживаемся к костру.

  2. Густой туман. Изморось.

  3. Дождь гонит ветер с гор.

  4. С утра морозит.

7.Полярники прислали в зоопарк двух медведей.

  1. К вечеру похолодало.

Распространите односоставные предложения

1.Тишина.

2.Мне нездоровится.

  1. Сижу и читаю.

  2. Лес.

  3. Газеты доставляют по утрам.

  4. в) Творческая работа

Сочинение - миниатюра. Опишите картину, используя односоставные предложения.

г) Работа с теоретическим материалом стр 39. Выполнение упр 74.

IV.Обобщение.

УЧИТЕЛЬ: Подведём итоги урока.

- На какие же группы, по нашим наблюдениям, делятся предложения по строениюграмматической основы?

(Односоставные и односоставные)

- В односоставных предложениях из чего может состоять грамматическая основа?(Подлежащее или сказуемое)

V. Домашнее задание п. 13 , упр 73.

intolimp.org

Урок в 8 классе. «Простое предложение. Грамматическая основа предложения»

Открытый урок по русскому языку в 8 классе.

Тема «Простое предложение. Грамматическая основа предложения»

Составила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 8 г.Владикавказ Галазова Залина Эриковна

Цели урока:

  1. Повторить и обобщить материал по теме «Словосочетание».

  2. Подвести учащихся к пониманию термина "односоставное" предложение.

  3. Научить различать двусоставные предложения от односоставных.

  4. Способствовать развитию познавательного интереса учащихся.

  5. Научить овладевать нормами построения и употребления односоставных предложений в собственной речи.

Оборудование: раздаточный материал - карточки, ИКТ, Учебник Русский язык 8 класс. Л.А. Тростенцова, T.A. Ладыженская.

Ход урока:

I Слово учителя. Сегодня на уроке мы с вами обобщим и систематизируем все знания по теме «Словосочетание», проанализируем и повторим материал по структуре простого предложения. Эти знания вам будут необходимы при написании итоговой контрольной работы за этот учебный год и при сдаче Единого Государственного экзамена

а) Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык. Обращайтесь почтительно с этиммогущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!"

УЧИТЕЛЬ: Посмотрите на высказывание, написанное на доске. Почему именно эти слова я записала как эпиграф?

- Что такое словосочетание?

- Какие виды словосочетаний по наличию главного слова вы знаете? /глагольные, именные, наречные.

- Какие виды связи в словосочетании вы знаете? /сочинительная и подчинительная/ -Какие способы подчинительной связи вы знаете? /согласование, управление, примыкание/

б) Задание по высказыванию: Выпишите словосочетаний со следующими видами связи: 1) согласование, 2) управление, 3) примыкание.

в) Работа со схемой.

Пользуясь схемой, вспомним, какие бывают предложения по указанным признакам.

г). Синтаксический разбор предложений по данному плану и схеме.

Я лежу, и огненные птицы кружатся подолгу надо мной (Л. Романов). 2. Попахни, черемушка, родимой сторонушкой, лежалой соломушкой, шершавой коровушкой, метеною улочкой, осевшим крылечком, прошедшим и будущим теплом человеческим (О. Фокина).

Коллективное обсуждение поможет тем учащимся, которые испытывают затруднения. После проведения синтаксического разбора учитель делает важный вывод: каким бы ни было предложение по цели высказывания, по интонации, по числу грамматических основ, наличию второстепенных членов или осложненности, обязательным элементом его строения является грамматическая основа. В ней сосредоточены грамматические значения предложения, отличающие его от любого другого сочетания слов.

II. Объяснение нового материала.

Учитель: Какие виды предложений по наличию главных членов вы встретили в данных предложениях? /Двусоставные и односоставные/

Работа с учебником

Чтение теоретического материала п. 13 на стр. 39 (1 ч) и ответы на вопросы.

III. Закрепление

а)Для того чтобы проверить, как вы поняли тему урока, перед вами сейчас появятся три вида работ.

Первое задание высвечивается на экране, затем дается правильный ответ.

1. Определите, простое предложение или сложное:а) простое; б) сложное

1. Брат отказался от моей помощи и хотел все сделать сам.

  1. Звезды смотрят с высоты, и льется таинственный свет.

  2. Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.

  3. Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнутся.

  4. Из дома регулярно приходили письма, и мы были спокойны.

  5. Жилище мое обросло случайными, но интересными вещами.

  6. В воздухе чувствуется запах вёсны, и в школах готовятся к экзаменам.

  7. Он выдержал экзамен и был принят в институт.

  8. Здесь был густой лес и темный лес.

10. Ночь подобралась незаметно, окутав землю темной вуалью.

Второе задание — работа по карточкам

I. Найдите двусоставные и односоставные предложения. Перепишите, обозначив главные члены предложений.

Вспоминае(т, ть)ся мне ранняя, погожая осень. Прохладн.. тиш..ну утра нарушает сытое квохтанье дроздов. В поредевш..м саду далеко в..дна дорога к шалашу. Всюду славно в..дна яблоками. До вечера в саду толпи(т, ть)ся народ. Темнеет.Бодро идёшь домой. Эхо раскати (т, ть)ся по горизонту (далеко)далеко. Поднялся ветер. В одну минуту пламя обхватило весь дом.Красный дым вился над кровлею.

П.Найдите двусоставные и односоставные предложения. Перепишите, обозначив главные члены предложений.

Поднялся ветер. В одну минуту пламя обхватило весь дом.. Красный дым вился над кровлею. Стекла тр..шали... Искры полетели огненной метелью. Однажды я шёл по дороге из города. Веч..рело. 3 От засыхающих лист..ев пахло осен..ю. Поздняя осень. Грачи улетели. Ночь. Машина трогается..Долго блестит в темноте фонарик. Колхозники расходятся по домам..

Третье задание .

1 .Выпишите односоставные предложения

2.На перевале караван задержался.

  1. Присаживаемся к костру.

  2. Густой туман. Изморось.

  3. Дождь гонит ветер с гор.

  4. С утра морозит.

7.Полярники прислали в зоопарк двух медведей.

  1. К вечеру похолодало.

Распространите односоставные предложения

1.Тишина.

2.Мне нездоровится.

  1. Сижу и читаю.

  2. Лес.

  3. Газеты доставляют по утрам. в) Творческая работа

Сочинение - миниатюра. Опишите картину, используя односоставные предложения.

г) Работа с теоретическим материалом стр 39. Выполнение упр 74.

IV.0бобщение.

УЧИТЕЛЬ: Подведём итоги урока.

- На какие же группы, по нашим наблюдениям, делятся предложения по строениюграмматической основы?

(Односоставные и односоставные)

- В односоставных предложениях из чего может состоять грамматическая основа?(Подлежащее или сказуемое)

V. Домашнее задание п. 13 , упр 73.

kopilkaurokov.ru

Конспект урока для 8 класса "Простое предложение. Грамматическая основа предложения"

Открытый урок по русскому языку в 8 классе.

Тема «Простое предложение. Грамматическая основа предложения»

Составила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 8 г.Владикавказ Галазова Залина Эриковна

Цели урока:

  1. Повторить и обобщить материал по теме «Словосочетание».

  2. Подвести учащихся к пониманию термина "односоставное" предложение.

  3. Научить различать двусоставные предложения от односоставных.

  4. Способствовать развитию познавательного интереса учащихся.

  5. Научить овладевать нормами построения и употребления односоставных предложений в собственной речи.

Оборудование: раздаточный материал - карточки, ИКТ, Учебник Русский язык 8 класс. Л.А. Тростенцова, T.A. Ладыженская.

Ход урока:

I Слово учителя. Сегодня на уроке мы с вами обобщим и систематизируем все знания по теме «Словосочетание», проанализируем и повторим материал по структуре простого предложения. Эти знания вам будут необходимы при написании итоговой контрольной работы за этот учебный год и при сдаче Единого Государственного экзамена

а) Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык. Обращайтесь почтительно с этиммогущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!"

УЧИТЕЛЬ: Посмотрите на высказывание, написанное на доске. Почему именно эти слова я записала как эпиграф?

- Что такое словосочетание?

- Какие виды словосочетаний по наличию главного слова вы знаете? /глагольные, именные, наречные.

- Какие виды связи в словосочетании вы знаете? /сочинительная и подчинительная/ -Какие способы подчинительной связи вы знаете? /согласование, управление, примыкание/

б) Задание по высказыванию: Выпишите словосочетаний со следующими видами связи: 1) согласование, 2) управление, 3) примыкание.

в) Работа со схемой.

Пользуясь схемой, вспомним, какие бывают предложения по указанным признакам.

г). Синтаксический разбор предложений по данному плану и схеме.

Я лежу, и огненные птицы кружатся подолгу надо мной (Л. Романов). 2. Попахни, черемушка, родимой сторонушкой, лежалой соломушкой, шершавой коровушкой, метеною улочкой, осевшим крылечком, прошедшим и будущим теплом человеческим (О. Фокина).

Коллективное обсуждение поможет тем учащимся, которые испытывают затруднения. После проведения синтаксического разбора учитель делает важный вывод: каким бы ни было предложение по цели высказывания, по интонации, по числу грамматических основ, наличию второстепенных членов или осложненности, обязательным элементом его строения является грамматическая основа. В ней сосредоточены грамматические значения предложения, отличающие его от любого другого сочетания слов.

II. Объяснение нового материала.

Учитель: Какие виды предложений по наличию главных членов вы встретили в данных предложениях? /Двусоставные и односоставные/

Работа с учебником

Чтение теоретического материала п. 13 на стр. 39 (1 ч) и ответы на вопросы.

III. Закрепление

а)Для того чтобы проверить, как вы поняли тему урока, перед вами сейчас появятся три вида работ.

Первое задание высвечивается на экране, затем дается правильный ответ.

1. Определите, простое предложение или сложное:а) простое; б) сложное

1. Брат отказался от моей помощи и хотел все сделать сам.

  1. Звезды смотрят с высоты, и льется таинственный свет.

  2. Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.

  3. Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнутся.

  4. Из дома регулярно приходили письма, и мы были спокойны.

  5. Жилище мое обросло случайными, но интересными вещами.

  6. В воздухе чувствуется запах вёсны, и в школах готовятся к экзаменам.

  7. Он выдержал экзамен и был принят в институт.

  8. Здесь был густой лес и темный лес.

10. Ночь подобралась незаметно, окутав землю темной вуалью.

Второе задание — работа по карточкам

I. Найдите двусоставные и односоставные предложения. Перепишите, обозначив главные члены предложений.

Вспоминае(т, ть)ся мне ранняя, погожая осень. Прохладн.. тиш..ну утра нарушает сытое квохтанье дроздов. В поредевш..м саду далеко в..дна дорога к шалашу. Всюду славно в..дна яблоками. До вечера в саду толпи(т, ть)ся народ. Темнеет.Бодро идёшь домой. Эхо раскати (т, ть)ся по горизонту (далеко)далеко. Поднялся ветер. В одну минуту пламя обхватило весь дом.Красный дым вился над кровлею.

П.Найдите двусоставные и односоставные предложения. Перепишите, обозначив главные члены предложений.

Поднялся ветер. В одну минуту пламя обхватило весь дом.. Красный дым вился над кровлею. Стекла тр..шали... Искры полетели огненной метелью. Однажды я шёл по дороге из города. Веч..рело. 3 От засыхающих лист..ев пахло осен..ю. Поздняя осень. Грачи улетели. Ночь. Машина трогается..Долго блестит в темноте фонарик. Колхозники расходятся по домам..

Третье задание .

1 .Выпишите односоставные предложения

2.На перевале караван задержался.

  1. Присаживаемся к костру.

  2. Густой туман. Изморось.

  3. Дождь гонит ветер с гор.

  4. С утра морозит.

7.Полярники прислали в зоопарк двух медведей.

  1. К вечеру похолодало.

Распространите односоставные предложения

1.Тишина.

2.Мне нездоровится.

  1. Сижу и читаю.

  2. Лес.

  3. Газеты доставляют по утрам. в) Творческая работа

Сочинение - миниатюра. Опишите картину, используя односоставные предложения.

г) Работа с теоретическим материалом стр 39. Выполнение упр 74.

IV.0бобщение.

УЧИТЕЛЬ: Подведём итоги урока.

- На какие же группы, по нашим наблюдениям, делятся предложения по строениюграмматической основы?

(Односоставные и односоставные)

- В односоставных предложениях из чего может состоять грамматическая основа?(Подлежащее или сказуемое)

V. Домашнее задание п. 13 , упр 73.

doc4web.ru

Урок на тему "Повторение по теме "Двусоставное предложение" 8 класс

Тема: Повторение по теме «Двусоставное предложение» Цели:

1.Обобщить и систематизировать знания по теме «Двусоставное предложение»; закрепить у учащихся навык нахождения грамматической основы, закрепить навыки синтаксического разбора двусоставного предложения;

2. совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развивать логическое мышление, память

3.Воспитывать у учащихся интерес к русскому языку.Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация , таблицы для грамматического лото, листы с текстами стихотворения М.Ю.Лермонтова «Утёс», с текстами для групповой работы, музыкальное оформление

Тип урока: урок – обобщение

Ход урока.

I. Организационный момент. Психологический настрой.II. Актуализация знаний. 1. Словарный диктант

Талант режиссёра, сценическое искусство, поразить зрителей, готовиться к конференции, хрустальная ваза, воплощённый замысел, старательно исполнить, туман ложился, блистало реже, тянулся к югу, усадьба родителей..

Задание: определить вид подчинительной связи в словосочетаниях.

Подготовка к ОГЭ.

Замените словосочетание «хрустальная ваза», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «усадьба родителей» , построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Задание 2. Закончи мысль:

  1. Предложение от словосочетания отличается тем, что______________

  2. По цели высказывания предложения бывают:

а)______________б)______________________в)____________________

3.По интонации различаются предложения: а)____б)______

4. По количеству грамматических основ предложения делятся на:_____и_____

5. Простые предложения по строению грамматической основы делятся на _____и_______

6.По наличию второстепенных членов предложения могут быть _______и______________

3. Сообщение темы и целей урока.

III. Работа по теме урока.

1. Беседа.- Какой раздел науки о языке изучает строение и значение словосочетаний и предложений?- Из чего состоит грамматическая основа двусоставного простого предложения?- Какими частями речи чаще всего выражены подлежащие?- Какими бывают сказуемые по составу?

2. Работа в парах. Выполнение заданий (карточки №1, №2,№3).

Карточка№1.Задание: укажите, какими частями речи выражены подлежащие.1.Лесной запах усиливается.2.Мы сегодня же уедем.3.Будущее принадлежит людям честного труда.4. Далече грянуло «ура».5. Жить – Родине служить.6. Мы с братом отправились на рыбалку.7. Пять – моя любимая цифра.8. Анютины глазки росли около крыльца.

Карточка №2.Задание: укажите, какими частями выражены сказуемые, какие они по составу.1. Танцующие теснились и толкали друг друга.2.Он был мастером на все руки. 3.По реке и кустам начинает шуметь редкий дождь.4.Всё небо было в мелких облаках. 5.Малыш неуклюж. 6.Вода казалась тёплой. 7.Он хотел дышать чистым воздухом будущих городов. 8.Мы должны были пересечь луговой остров шириной в шесть километров. Карточка№3.Задание: расставьте знаки препинания.1. Наша дружба солнца яркий свет.2. Охранять природу значит охранять Родину.3. Пятью пять двадцать пять.4. Ходить по земле босиком это большое удовольствие.5.Стремиться вперёд вот цель жизни.6.Расстояние не помеха.7. Пруд как зеркало.8. Я тракторист.9.Зимний лес словно сказка.

3. Игра «Третий лишний» Работа в парах. Необходимо найти «лишнее» предложение и обосновать свой выбор. Выигрывает та пара, которая быстрее всех даст правильный и обоснованный ответ.

А. Книги могут рассказать о многом. Вечерние улицы были пустынны. Выражение его лица становилось строгим.

Б. Солнце начало пригревать землю. Вчера погода была дождливая. Мы стали подниматься в горы.

4. Сингапурская структура. «Нужны ли второстепенные члены предложения – да или нет? И почему»

5. Лингвистический эксперимент. - Чтобы разобраться в этом вопросе, я предлагаю вам провести лингвистический эксперимент. Вот перед нами вариант стихотворения:

Ночевала тучка.Она умчалась;Но остался след.Он стоит, задумалсяИ плачет он.

-Кто автор стихотворения? (Стихотворение «Ночевала тучка золотая…» М.Ю.Лермонтова)

- Какое впечатление производит этот текст? Почему? А чего не хватает в нем?

Попробуем восстановить текст, который создал М.Ю.Лермонтов

Ночевала тучка золотаяНа груди утеса-великана.Утром в путь она умчалась рано,По лазури весело играя;Но остался влажный след в морщинеСтарого утеса. ОдинокоОн стоит, задумался глубоко,И тихонько плачет он в пустыне.

- Что изменилось? А теперь какое впечатление производит этот текст? Благодаря чему возникает целостная картина, полный образ?

6. Игра «Грамматическое лото».

Отгадывание загадок.

Вопросы косвенных падежей

Ты безошибочно знаешь уже.

Если знаешь их, без промедления

Тут же отыщутся и ……… дополнения.

Чей? и Какой? - ответы просты

Лишь не хватает волнистой черты.

Признак предмета или явления

Обозначает ……. определение.

Это не обстоятельство

И не дополнение,

Похоже на определение,

Но это … приложение.

На вопросы «Где? Когда?

Как? Откуда? И куда?»

Даст тебе ответ всегда…

Обстоятельство

Давайте вернемся к стихотворению и подчеркнем второстепенные члены предложения.

(Самостоятельная работа учащихся).

Проверьте, все ли правильно нашли требуемые второстепенные члены предложения. (Самопроверка по тексту на слайде )

IV. Закрепление материала.

  • 1. Задание: Составьте предложения, в которых указанные ниже слова были бы в одном случае прямым, а в другом – косвенным дополнениями.

  • Рассказ каток повесть сирень теплоход

2. Чем различаются определения согласованные и несогласованные?Работа в группах. 1 группа. Задание: перестройте эти конструкции в словосочетания с согласованными определениями Ваза из фарфора, кружева из Вологды, волосы с сединой, сок из вишни, хлопоты перед праздником, лестница на чердак, товарищ по школе, энергия солнца, переход под землёй.

2 группа. Задание. Замени согласованные определения несогласованными.

Деревенский мальчик, клубничное варенье, соломенная крыша, березовые листья, городские ребята, сестрин дневник, альбомный лист.

3. группа. Цифровой диктант.

  1. - согласованное определение

  2. - несогласованное определение

  3. - приложение

Газета «Комсомольская правда», солдат-пехотинец, разбитая ваза, изумлённый взгляд, Москва-река, платье в горошек, город Волгоград, яйца всмятку, врач-стоматолог, носки из шерсти, карие глаза.

4. Рассмотрите данную схему и составьте предложение ей соответствующее.

Обстоя-

тельство

времени

подлежащее

сказуемое

И

сказуемое

Обстоятель-

ство

места

(Предложение – подсказка: Утром я проснулся и пошёл в школу).

Работа над текстом. Подготовка к ОГЭ.

Задание: подчеркнуть грамматическую основу предложений (1-5 предложения)

Определить количество грамматических основ в 6-10 предложениях.

Задание: Подберите к глаголу «идти» обстоятельства разных видов.

5. Синтаксический разбор предложения. Расставьте знаки препинания.

Из(за) леса темнеющего вдруг пок..залось и стало медле..о выплывать разливая по земле потоки золотистого света огромное солнце.

6. Тест.

V. Подведение итогов урока.

Рефлексия.

Что вам понравилось на уроке?Что на уроке вам не понравилось?

Какие полезные навыки вы приобрели на уроке?

Что было затруднительно?

Чему научились?

Домашнее задание: подготовиться к проверочной работе

- 6 -

kopilkaurokov.ru


Смотрите также