"Н и НН в разных частях речи". Упражнения по теме правописание н и нн в разных частях речи


"Н и НН в разных частях речи"

Разделы: Русский язык

Цели:

  1. Систематизировать объемный теоретический материал по данной теме.
  2. Повторить ранее изученный материал.
  3. Отработать практические навыки учащихся.

 Предисловие

Тема “Правописание Н и НН в разных частях речи” ставит в тупик многих учащихся, студентов и взрослых людей. Материал изучается в 6-7 классах, когда на ребенка снежным комом обрушивается вся орфография, далее, в 9-11 классах, в качестве повторения учитель-словесник проводит уроки по данной теме. Нужно отметить, что из-за малого количества уроков русского языка в старших классах не так много времени отводится правописанию Н и НН в разных частях речи. И как следствие – большое количество ошибок.

Вашему вниманию предлагается теоретико-практический урок обобщающего повторения в 10 классе. Данный материал рассчитан на одну пару с обязательной самостоятельной работой дома.

Оборудование: на уроке может быть использован раздаточный материал в виде тестов, а также возможно использование компьютера, экрана, SMART-доски.

Оформление доски:

Число Тема Опорные схемы

 !!! Выбор двух НН или одной Н зависит от

  1. части речи,
  2. суффикса,
  3. наличия на конце основы исходного слова буквы Н.!!!

Опорные схемы

I. Н и НН в прилагательных.

 

Образование с помощью суффикса.

Практическая части к I опорной схеме (1)

1. Под диктовку учителя учащиеся записывают следующие выражения.

Задание: Выделить суффикс в прилагательных.

Багряный цвет, бесчисленное множество, глиняный кувшин, дискуссионный вопрос, длинная дорога, дровяной склад, деревянный дом, журавлиное гнездо, зеленый фонарь, земляной пол, каменная труба, картинная галерея, клюквенный морс, кожаное пальто, конный клуб, ледяной покров, монотонный голос, недюжинной силы, оловянные пуговицы, осенняя пора, песчаная отмель, племенной скот, подлинное искусство, полотняная рубашка, революционный подъем, румяные щеки, серебряная цепочка, соломенная крыша, туманное утро, ураганный ветер, юные изобретатели.

2. Задание дается либо на карточках, либо используется компьютер (тест)

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки (все прилагательные в начальной форме)

(Стари…ий) картина, (листве…ый) лес, (традицио…ий) встреча, (кожа…ый) диван, (кожев…ий) промышленность, (дивизи..ий) артиллерия, (гума..ый) законы, (исти..ий) гуманизм, (коре..ой) противоречия, (лебеди…ый) стая, (стекля…ый) витрина, (укоризне…ый) взгляды, (песча…ый) равнина, (серебря…ый) гнездо, (торжестве…ый) заседания, (параллель…ый) прямые, (искусстве…ый) водоемы, (цели…ый) земля, (отечестве…ый) производство, (муравьи…ый) кислота, (комиссио…ый) магазин, (оккупацио…ый) войска, (пламе…ый) сердце, (революцио…ый) теория, (румя..ый) щека, (сенсацио..ый) известие, (масл..ый) трансформатор, (масл…ый) лаки, (безветр..ый) ночь, (ветр…ый) люди, (ветр..ый) насосы.

3. Задание написано на доске учителем и выполняется учеником и учащимися класса одновременно (или компьютер)

а) Образуйте прилагательные с суффиксом Н

сила –

туман –

цена –

чугун –

камень –

поклон –

сено –

сон –

вера –

небеса –

длина –

шум –

 б) Образуйте прилагательные с суффиксами ОНН и ЕНН

письмо –

демонстрация –

хозяйство –

революция –

искусство –

экскурсия –

солома –

утро –

время –

организация –

 в) Образуйте прилагательные с суффиксами АН, ЯН, ИН

олово –

серебро –

стекло –

дерево –

полотно –

песок –

орел –

сокол –

соловей –

глина –

земля –

шерсть –

 В краткой форме прилагательного столько Н, сколько в полной

2. Н и НН в прилагательных, образованных от глаголов.

!!! ЗАПОМНИТЬ !!!

штопаная – перештопаная (гимнастерка) стираное – перестираное (белье)

Практическая часть к I опорной схеме (2)

1. Вставить пропущенные буквы (на отдельных листах напечатано задание, или оно выполняется с использованием компьютера).

Гашё…ая известь, пута…ые ответы, нежда…ый гость, дублё…ый полушубок, стриже…ая голова, некраше…ый пол, ране…ый боец, беше…ый кот, гружё…ая баржа, чище…ые сапоги, плетё…ая корзина, балова…ый малыш, графлё…ый блокнот, писа…ая красавица, асфальтирова…ая дорога, незва…ые гости, жёва…ый хлеб, домотка…ая скатерть, кова…ый меч, стреля…ый воробей.

II. Переход прилагательных в причастие.

Практическая часть к таблице №1

1. Под диктовку учителя

Беленые деревья, вареный суп, вязаный платок, жареная рыба, жаренные на сковороде котлеты, в кадке моченные яблоки, мощеная дорога, вымощенный путь, камнем мощенная дорога, выточенный кинжал, точеный нож, пересоленный суп, соленые грибы, в золе печенный картофель, печеный пирог, испеченный торт.

2. Вставьте пропущенные буквы

Поноше…ое пальто, ноше…ые вещи, растеря…ый человек, отвлечё…ое рассуждение, смышлё…ый малыш, подстреле…ый воробей, пуга…ая ворона, напуга…ый зверь, тиснё…ый переплет, тиснё…ый золотом билет, краше…ые парты, некраше…ый пол, неслыха…ая наглость, нежда…ый приезд, погаше…ый свет, скоше…ая трава, коше…ая вчера трава, коше…ый луг, некоше…ые травы.

 III. Н и НН в наречиях

Сколько Н в этих частях речи, столько будет и в наречиях

Практическая часть к схеме

1. Вставьте пропущенные буквы

Обращаться гума…о; рья…о приняться за работу; смущё…о отвернуться; пута…о объяснять; сдержа…о возражать; прийти нежда…о – негада…о; вести себя легкомысле…о, ветре…о; отвечать рассея…о; подли…о научный анализ; жизне…о важное решение.

IV. Н и НН в существительных

V. Разные части речи – разное написание.

Не путать части речи!

Озеро (каково?) взволновано (взволновалось) – кр.ф.прич. Говорил (как?) взволнованно (взволнованный) – нареч. Животное (каково?) испугано (испугалось) – кр.ф.прич. Вздрогнул (как?) испуганно (испуганный) – нареч. Все обдумано (обдумали) – кр.ф.прич. Действовали (как?) обдуманно (обдуманный) – нареч.

Н в краткой форме причастия

Семена рассеяны по полю (крат.ф. прич.). Ребята рассеянны и невнимательны (крат.ф.прилаг.).

Выбор НН или Н в краткой форме прилагательного зависит от полной формы (столько же).

Рассеянные, невнимательные.

VI. Подведение итогов. Обобщение теоретического материала, работа над допущенными ошибками.

VII. Домашнее задание

Составить упражнение на данную тему из 15 словосочетаний, упражнение №148, теория. Подготовиться к контрольному тесту.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Упражнения по теме «Правописание н и нн в разных частях речи» Упражнение 1

uch.znate.ru

Упражнения по теме «Правописание Н и НН в разных частях речи»

Упражнение 1. 

Запишите прилагательные, вставляя -н- или -нн-. Образуйте от них наречия. Составьте с наречиями словосочетания. Какие из образованных наречий можно употребить в переносном значении.

Дисциплинирова…ый, ветре…ый, време…ный, тума…ый, открове…ый, дружелюб…ый, мужеств…ый, вниматель…ый, удивле…ый.

 

Упражнение 2. 

Образуйте от имен существительных прилагательные, расположите их в алфавитном порядке. Поставьте в словах ударения.

Земля, трава, кость, ремесло, обед, топор, слюда, кожа, полотно, торжество, правительство, единство, государство, отечество, огонь, глина, солома, тыква, клюква, береста, вода, жесть, лед, лен, песок, дерево, рожь, серебро, шерсть, маневры.

 

Упражнение 3.

 От полных причастий образуйте краткие причастия мужского, женского, среднего родов. Подчеркните суффиксы причастий.

^

 

Упражнение 4. 

Н или НН? Спишите причастия и прилагательные, подбирая к ним подходящие по смыслу  слова.

^

 

Упражнение 5.

Спишите, подчеркните и объясните правописание н или нн.

Жареный гусь, поджаренная колбаса, жаренные в масле пирожки, писаный красавец, вписанный треугольник, писанный художником, организованная спонсорами ярмарка, тканая скатерть, тканная золотом скатерть, забракованные товары, военизированный отряд, воспитанный человек, дистиллированная вода, расклеенные афиши, дисквалифицированный спортсмен, незваный гость, связанный пленник, завербованный агент, сделанная надпись, варенный в мундире картофель, купленные в магазине вещи.

 

Упражнение 6.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание н и ннв причастиях и отглагольных прилагательных.

Балова...ый ребенок, замаскирова...ый вход, плете...ая корзина, измуче...ый вид, груж...ая дровами машина, груже...ая машина, нагруже...ая машина, стреля...ая дичь, неслыха...ые обстоятельства, ране...ый в руку солдат, гаше...ая известь, негаше...ая известь, назва...ый брат, моще...ая дорога, писа...ые акварелью картины, ране...ый боец, переплавле...ый металл, асфальтирова...ая улица, посоле...ая закуска, ноше...ая шляпа, поноше...ые ботинки, оплете...ый плющом забор, взволнова...ый разговор, броше...ый камень, нечая...ая встреча, купле...ый товар, отправле...ое по факсу письмо, изыска...ые экономистами ресурсы, застрахова...ое имущество, непредвиде...ые обстоятельства, оказать вооруже...ое сопротивление, довере...ое лицо, дипломирова...ый специалист.

 

Упражнение 7. 

Спишите, вставляя пропущенные Н или НН ( 1 вариант). Составьте именные словосочетания.

1) Подоко_ик, избалова_ый, медле_ый, свяще_ый, масля_ый, сея_ый, задушев_ость, вселе_ая, покло_ик, мороже_ое, стреля_ый, трансляцио_ый,революцио_ый, ваго_ый, ши_ый, дарстве_ая, операцио_ая, чи_ый, райо_ый, миллио_ый, жарго_ый, осли_ый, соколи_ый, змеи_ый, лицензио_ый, слоё_ый, она вполне совреме_а.

2) Наив_ость, пода_ый, полуобразова_ый, жела_ый, нечая_ый, конопля_ый, вея_ый, ю_ый, апелляцио_ый, эволюцио_ый, коллекцио_ый, пого_ый, благочи_ый,рути_ый, суко_ый, сезо_ый, пятиалты_ый, фурго_ый, орли_ый, со_ик, пчели_ый, диверсио_ый, пода_ый, пенсио_ый, топлё_ый, подчине_ый, девочка избалова_а.

 

Упражнение 8. 

Дайте толкование подчеркнутых слов. Выпишите существительные, образованные путем перехода из одной части речи в другую.

Превратите Н в  НН при помощи приставок.

^

Точеный, крученый, моченый, толченый, гашеный, пареный, кошеный, вязаный, крашеный, тушеный, соленый, давленый, сушеный, золоченый, званый, печеный.

 Упражнение 9.

Вставьте пропущенные буквы.

Освеще_ая площадка, рассея_ый ученик, приведе_ый пример, купле_ый товар, ране_ый боец, краше_ая блондинка, перекраше_ые стены, некраше_ый пол, организова_ая спонсорами, рва_ая куртка, оторва_ый рукав, лома_ая линия, слома_ая игрушка, встревожа_ый известием, исправле_ая ошибка, реза_ая рана, подреза_ые деревья.

Рассортирова_ый, суше_ый, подсуше_ый, полирова_ый, туше_ый, оглуше_ый, точе_ый, подточе_ый, туше_ый в гусятнице, травмирова_ый, глаже_ый, фарширова_ый,посеребре_ый, кале_ый, раскроше_ый, реза_ый, размассирова_ый, маза_ый, крошеч_ый.

 

Упражнение 11. 

От полных причастий образуйте краткие причастия мужского, женского и среднего рода.

Собранные улитки, затоптанный ковер, сожженные свечи, найденный капкан, закопанный клад, затопленная печь, освещенный? коридор, порабощенный народ, освобожденная страна, засушенный гербарий, выброшенные на ветер деньги, купленный билет, связанный свитер, разработанный план, украшенная елка?, оставленный замок, загнанные лошади.

 

Упражнение 12. 

Объясните различия в написании созвучных слов.

^

2) Встреча выпускников нашей школы была организована и в этом году. Эта ученица дисциплинированна и организованна.

^

 

Упражнение 13.

Замените придаточные предложения причастными оборотами.

^

1) Все заинтересовались докладом по нанотехнологии, который был сделан профессором. 2) На полях, которые были засеяны кукурузой, показались всходы. 3) В квартире, которая недавно освободилась, устроили ремонт. 4) Мы отдыхали в беседке, которую нашли в конце аллеи.

 

Упражнение 14. 

Перестройте словосочетания в предложения со сказуемым — кратким причастием или прилагательным. Перепишите и подчеркните н или нн.

^ ...ная задача — задача решена.

Выращ...ные овощи, законч...ная дискуссия, утер...ная расписка, своеврем...ная помощь, прекрасно сыгр...ная роль, объявл...ные результаты соревнования, высуше...ное белье, слома...ная хулиганами скамья, заброш...ные на чердак лыжи, избалова...ная гастролерами публика, получ...ная вечером телеграмма, серьезные и озабоч...ные лица.

 

Упражнение 15. 

Вставьте пропущенные буквы. Выпишите примеры в два столбика: а) с краткими прилагательными; б) с краткими причастиями.

1) Игра актера была проникнове...а и взволнова...а. 2) Для рассмотрения жилищных вопросов образова...ы специальные комиссии из представителей заинтересованных ведомств. 3) Сыновья ее грубы и необразова...ы. 4) Сибиряки обычно всегда сдержа...ы. 5) Сюжеты некоторых произведений сложны и запута...ы. 6) Суд не усмотрел в данном деле состава преступления, и обвиняемые были оправда...ы. 7) Чрезвычайные меры в условиях шторма были необходимы и вполне оправда...ы.

 

Упражнение 16.

Вставьте Н или НН, укажите прилагательные, от которых образованы наречия. Как помогают они в написании Н и НН в наречиях.

Испуга_о, отчая_о, организова_о, попар_о, надума_о, озор_о, несомне_о, звуч_о, бесшум_о, зауче_о, собра_о,  притвор_о, тума_о, искаже_о, рассерже_о, убра_о, обдума_о, растеря_о, огорче_о, наполне_о.

Какие два слова не являются наречиями? Какой частью речи они являются? Как это влияет на написание Н и НН?

 

Упражнение 17. 

Раскройте скобки и вставьте, где нужно Н или НН, а также другие пропущенные буквы.

Девочка смуще_о улыбнулась.2) Танцовщица двигалась грациоз_о, медле_о, изящ_о. 3) Как только гости разошлись, сразу стало как(то) пусты_о. 4) Зрители стали хлопать преждевреме_о. 5) Мужчине плакать (не)прилич_о. 6) Любил я тай_о. 7) Хвалу приемли равнодуш_о. 8) Напрас_о пророка о тени он просит. 9) И медле_о жгли их до утра огнем. 10) Он отнесся к нам благоскло_о. 11) И многие годы (не) слыша_о прошли.12) Она выглядит раскош_о.13) Все вокруг было очень таинстве_о. 14) Тоску изгнанья мы делили друж_о. 15) Но веч_о любить (не)возмо_о.  16) Есть речи – значенье тем_о иль ничтож_о, но им без волненья внимать (не)возмож_о. 17) Она смотрела на меня изумле_о. 18) Я заходил постоя_о в аптеку. 19) Нельзя рассказывать моното_о.

^

1. В каком слове пишется одна Н?

1) закопчен...ые стены

2) трава подстрижен...а

3) неждан...ый

4) слышан...ая мною история

 

2. В каком слове пишется одна Н?

1) свежезаморожен...ые овощи

2) швы отстрочен...ы

3) перевязан...ая рука

4) вязан...ые бабушкой носки

 

3. В каком слове пишется одна Н?

1) общепризнан...ое мнение

2) сушен...ые в печи грибы

3) стилизован...ый интерьер

4) морожен...ая рыба

 

4. В каком слове пишется одна Н?

1) обоснован...ый вывод

2) избалован...ый ребенок

3) площадь оцеплен...а

4) асфальтирован...ая улица

5. В каком слове пишется НН?

1) ранен...ый боец

2) кожан...ое кресло

3) юн...ый возраст

4) воспитан...ый человек

 

6. В каком предложении содержится слово с двумя НН?

1) Работа выполнен...а безупречно.

2) Задача решен...а правильно.

3) Девушка хорошо воспитан...а родителями.

4) Учительница строга и сдержан...а

 

7. В каком предложении содержится слово с двумя НН?

1) Участки застроен...ы.

2) У работников предприятия ненормирован...ый рабочий день.

3) Во двор въехала гружен...ая машина.

4) Поля засеян...ы пшеницей

 

8. В каком ряду есть «третье лишнее»?

1) куплен...ые книги, избалован...ый ребенок, сушен...ые на солнце яблоки

2) нехожен...ые тропы, незван...ые гости, трава скоше...а

3) подписан...ый договор, решен...ая задача, желан...ый ребенок

4) исключен...ый из школы, коротко стрижен...а, бешен...ая скорость

 

9. На месте каких цифр пишется НН?

В конце 19 века Александром Паншиным были сконструирова(1)ы невида(2)ые, удлине(3)ые коньки, которые и позволили ему победить фи(4)ского и норвежского скороходов.

     а) 1,2;   б) 2;     в) 2,3;     г) 3,4

 

            10. На месте каких цифр пишется НН?

Может быть, коньки назва(1)ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитком в виде лошади(4)ой головы.

а) 1,2;    б) 2,3;    в) 1, 2, 3;    г) 3,  4

 

Индивидуальное тестовое задание по теме "Н и НН в суффиксах разных частей речи" 10-11 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №28»

г. Балаково Саратовской обл.

Индивидуальное задание

по русскому языку

для учащихся старших классов

по теме «Н и НН в суффиксах разных частей речи».

Подготовка к ЕГЭ

Составлено

Кузнецовой Наталией Викторовной,

учителем русского языка и литературы

Н и НН в суффиксах разных частей речи 10-11 класс

1. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "Две Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с основой на -Н-"?

1) невиданного 2) деревянный 3) божественным 4) длинной

2.В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна -Н-"?

1) грустно 2) больно 3) главного 4) приручён

3. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного, основа которого заканчивается на Н, пишется НН"?

1) странном 2) неожиданно 3) опущенным 4) сонным

4. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В наречии на -о (-е) пишется столько Н, сколько было в прилагательном, от которого оно образовано".

1) раздражённо 2) длинными 3) уверена 4) больной

5. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "Две Н пишется в прилагательном, образованном от существительного с помощью суффикса -ЕНН-"?

1) военный 2) намеченной 3) болезненный 4) увековеченный

6. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В кратком прилагательном пишется столько -Н-, сколько и в полной форме этого прилагательного"?

1) похищенные 2) усиленно 3) удвоенным 4) естественна

7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: " Две Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с основой на -Н-"?

1) каменного 2) совершенно 3) облегчённо 4) вверенный

8. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В полном страдательном причастии прошедшего времени пишется НН"?

1) пригнанных 2) размеренно 3) драгоценного 4) полноценным

9. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН"?

1) длинной 2) пустынный 3) начерченные 4) путешественник

10. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется Н"?

1) нарушено 2) буквально 3) нужно 4) стыдно

11. В каком слове правописание суффикса не определяется общим правилом (является исключением)?

1) деревянной 2) нанесённые 3) посторонние 4) единственное

12. В каком слове правописание суффикса определяется правилом:" В краткой форме прилагательного пишется столько Н, сколько пишется в этом слове в полной форме"?

1) испуганно 2) привезённые 3) невоздержанна 4) отчаянно

13. В каком слове правописание НН определяется правилом: "В именах существительных пишется столько же букв Н, сколько их пишется в производящей основе"?

1) умственное 2) современнейших 3) жизненных 4) письменности

14. В каком слове правописание НН определяется правилом: " Две буквы Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса Н от существительных, основа которых оканчивается на букву Н"?

1) общественной 2) истинных 3) ответственности 4) нравственной

15. В каком слове правописание Н определяется правилом: В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов -ИН-, -АН-, -ЯН-, пишется одна буква Н"?

1) потеря...ы 2) написа...ая 3) пусты...ый 4) журавли...ые

16. В каком слове правописание НН определяется правилом: "Если в прилагательном или причастии, от которого образовано наречие, пишется НН, то и в наречии сохраняется написание двух букв Н"?

1) ответственность 2) подлинное 3) возбуждённо 4) ухоженные

17. В каком слове правописание НН определяется правилом: " В полном страдательном причастии, имеющем приставку, пишется две буквы Н"?

1) сосредоточенно 2) просвеченной 3) посторонние 4) законный

18. В каком слове правописание Н определяется правилом: " В кратких страдательных причастиях пишется одна буква Н"?

1) журавлиных 2) заключена 3) петушиных 4) машинально

19. В каком слове правописание НН определяется правилом: "В прилагательных, образованных от основы существительных с помощью суффикса -ЕНН-, пишется две буквы Н"?

1) современников 2) жизненном 3) прославленного 4) именно

20. В каком слове правописание НН определяется правилом: "В полном страдательном причастии, имеющем приставку, пишется две буквы Н"?

1) собственным 2) разобранном 3) именно 4) военные

Ответы на тестовые задания

1 - 4

Список использованной литературы

  1. Егорова Н.В. Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по русскому языку.

Москва «Вако», 2005 г.

2. Нарушевич А.Г. Тематические тренинги для подготовки к ЕГЭ.

Москва «Просвещение», 2011 г.

3. Угроватова Т.Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации.

Москва «Просвещение»,2009 г.

doc4web.ru

11 – 1

2 - 4

12- 3

3 - 4

13 – 4

4 - 1

14 – 2

5 - 3

15 – 4

6 - 4

16 – 3

7 - 1

17 – 2

8 - 1

18 -2

9 -3

19 – 2

10- 1

20 - 2


Смотрите также