Тесты по русскому языку 5 класс (повторение изученного в 4 классе). Упражнения по русскому языку 5 класс повторение изученного в 4 классе


Тесты по русскому языку 5 класс (повторение изученного в 4 классе)

Тест по русскому языку 5 класс

1 вариант

1.Отметьте слово, в котором все согласные твердые.

А) километр                                

Б) решето                    

В) пошёл                  

Г) часто

2. Укажите слово, в котором есть суффикс – ик.

А) суслик                                      

Б) школьник                

В) стульчик                

Г) мостик

3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?

А) л…пата, м…рской. з…лотой

Б) б…льной, в…рхушка, к…рабль

В)м…нолог, с…рафан, в…рота

Г)тр…вяной, с…рдечный, скв…рец

4. Склонение существительного верно определено у слова…

 А) на насып…  - 2-е склонение

 Б) к дяд… - 1-е кслонение

 В) к Саш… - 2-е склонение

 Г) о кораблик… - 3-е склонение

5. Мягкий знак в слове тушь пишется, так как это слово -

А) существительное   мужского рода 2-го склонения

Б) глагол в неопределенной форме

В) существительное женского рода 3-го склонения

Г) существительное женского рода 1-го склонения

6. Определите, в каких словах ударение падает на 1-й слог.

А) палуба

Б) волосы

В) говядина

Г) посуда

7. Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены верно.

А) Выпал снег, и все деревья стоят белые и пушистые.

Б) Выпал снег и все деревья стоят белые и пушистые.

В) Выпал снег и все деревья стоят белые, и пушистые.

Г) Выпал снег, и все деревья стоят белые, и пушистые.

8. В каком слове звуков больше, чем букв?

А) ельник

Б) заезд

В) клюв

Г) игла

9.Укажи слово с ударением на втором слоге.

А) ворона

Б) гордость

В) перевал

Г) болото

10. Укажи слово с приставкой.

А) стон

Б) смех

В) свет

Г) сход

11. Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает…

А) действие

Б) признак предмета

В) предмет

Г) количество

12. В каком слове пропущена безударная гласная в корне?

А) н…хадка

Б) площ…дь

В) с…рить

Г) печк…

13. Определи часть речи - они.

А) прилагательное

Б) существительное

В) местоимение

Г) глагол

14. Укажи слово, в котором допущена ошибка.

А) записка

Б) редиска

В) нареска

Г) сказка

15. Выберите слова, состав которых соответствует схеме корень, суффикс, окончание.

А) дорожный

 Б) цветной

 В) капуста

 Г) прогулка

16.Найди существительное 2 скл.

А) лиса

Б) окно

В) папа

Г) мышь

17. Укажи слово с сочетанием СН.

А) распрекрас…ный

Б) ус…ный

В) опас…ный

Г) вкус…ный

18. Укажи, где пропущен разделительный мягкий знак.

А) извол…те

Б) об…емный

В)под…ём

Г) в…езд

19. В каких случаях надо писать слитно?

 А) (на)речке

 Б) (на)рисовал

 В) (под)берёзовик

 Г) (под)берёзой

20.Какое слово нельзя переносить?

А) корова

Б) Юля

В) масло

Г) Валя

Тест по русскому языку 5 класс

2 вариант

1.Укажите слово, в котором все согласные звонкие.       

А) деревце        

Б) домой                              

В) бесшумный                

Г) раздать

2. Отметьте слово без суффикса, с нулевым окончанием.

А) продрог                              

Б) бабочка                  

В) домик                        

Г) второй

3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?    

А) поч…нить, стр…итель, м…ляр

Б) хв…лить, м…нета, сер…бро

В) м…сной, бр…дить, док…зать

Г) п…роль, проч…тать, рассм…ешить

4. Отметьте строку, в которой НЕВЕРНО определено склонение имени существительного.

А) говорить о геро… - 2 скл.

Б) пройтись по алле… - 3 скл.

В) вспоминать о дочер… - 3 скл.

Г) в гости к Ван… - 1 скл.

5. Мягкий знак в слове мышь пишется, так как это…  

А) имя существительное 3-го склонения

Б) имя существительное 2-го склонения

В) глагол 2-го лица, единственного числа

Г) глагол в неопределенной форме

6. Укажите вопросительное предложение (знаки препинания не расставлены).

А) Говори меньше, а больше делай

Б) Невдалеке виднелась поляна

В) Который год пошёл тебе

Г) Декабрь год кончает, а зиму начинает

7. Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены  правильно.

А) Вслед за петухами о наступающем утре возвестили, и жаворонки, и стрижи, и соловьи.

Б) Вслед за петухами о наступающем утре возвестили и жаворонки и стрижи и соловьи.

В) Вслед за петухами о наступающем утре возвестили и жаворонки, и стрижи и соловьи.

Г) Вслед за петухами о наступающем утре возвестили и жаворонки, и стрижи, и соловьи.

8. Определите, в каких словах букв больше, чем звуков.

А) альбатрос

Б) зеркало

В) ярмарка

Г) родина

9. Укажи имя существительное 1 скл.

А) у яблони

Б) за тополем

В) под дубом

Г) из-за ели

10. Часть речи, которая обозначает действие предмета.

А) имя существительное

Б) глагол

В) местоимение

Г) имя прилагательное

11. Какой части речи нет в предложении?

На клумбе расцвели астры.

А) глагол

Б) предлог

В) имя существительное

Г) местоимение

12.В каких случаях надо писать слитно?

 А) (под)книгой

 Б) (на)рисовал

 В) (под)берёзовик

 Г) (на)речке

13.Какое слово нельзя переносить?

А) корова

Б) ель

В) рыба

Г) Валя

14. Укажи слово с предлогом.

А) (по)ехал

Б) (по)поляне

В) (по)гулять

Г) (по)мощь

15. Укажи, где верно указана грамматическая основа предложения (главные члены предложения).

Красное зарево костров освещало долину.

А) красное зарево

Б) зарево освещало

В) освещало долину

Г) зарево костров

16.Какие вопросы относятся к дательному падежу.

А) кого? чего?

Б) кем? чем?

В) кому? чему?

Г) о ком? о чем?

17. Какое имя существительное может быть только в форме множественного числа?

А) выходной

Б) каникулы

В) игры

Г) праздники

18. Выберите слова, в которых допущены ошибки.

А) друк

Б) узкая

В) клюв

Г) редкий

19. Выберите слово в корне которого пишется Е.

А) обр…зать

Б) с…нева

В) кн…га

Г) маш…на

20. Укажи слово с удвоенной согласной НН

А) А…я

Б) Ан…юта

В) А…а

Г) А…ечка

Тест по русскому языку 5 класс

3 вариант

1.Выберите букву, которую нужно поставить в слова

А) обр…зать

Б) с…нева

В) кн…га

Г) маш…на

2.Выберите слова, в которых допущены ошибки.

А) клюф

Б) круг

В) гадкий

Г) редкий

3. Найдите слово по схеме корень, суффикс, окончание.

А) дорожный

Б) капуста

В) прогулка

Г) бежать

4.В каких случаях надо писать слитно?

 А) (на)речке

 Б) (на)рисовал

 В) (под)деревом

 Г) (под)партой

5.В каких случаях надо писать раздельно?

А) (с)друзьями

Б) (с)лепить

В) (по)варить

Г) (по)ворот

6.Определите, в каких словах букв больше, чем звуков.

А) яхта

Б) ракета

В) ярмарка

Г) зеркальце

7.Определите слово с непроверяемой гласной в корне слова.

А) линейки

Б) селёдка

В) пекарня

Г) берёза

8. Укажите побудительное предложение – предложение, которое к чему-то побуждает (знаки препинания не расставлены).

А) Таганрог – родина Чехова

Б) Иди сюда скорее

В) Мы пришли в школу

Г) Почему идет снег

9.Какое из данных слов является именем существительным?

А) зелень

Б) летает

В) строительный

Г) зеленеет

10. В окончаниях каких слов пишется буква И?

А) от средн...го уха

Б) дурманящ.. й аромат

В) без хорош...го друга

Г) с хорош..м зрением

11. Выберите слово с безударным гласным, непроверяемым ударением.

А) картофель

Б) левша

В) сова

Г) летать

12. Выберите слова, где нужно вставить непроизносимую согласную букву.

А) капус...ный

Б) ужас...ный

В) опас...ный

Г) чудес...ный     

13. Выберите слово, где есть приставка СО-.

А) солдат

Б) соединение

В) собака

Г) созреть

14. Найдите слово с нулевым окончанием.

А) пурга

Б) дорожный

В) парк

Г) побить

15. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?    

А) п…роль, проч…тать, рассм…ешить

Б) хв…лить, м…нета, сер…бро

В) м…сной, бр…дить, док…зать

Г) поч…нить, стр…итель, м…ляр

16. Отметьте строку, в которой НЕВЕРНО определено склонение имени существительного.

А) пройтись по алле… - 3 скл.

Б) говорить о геро… - 2 скл.

В) вспоминать о дочер… - 3 скл.

Г) в гости к Ван… - 1 скл.

17. Отметьте слово, в котором все согласные твердые.

А) решето                                  

Б) мель                

В) пошёл                  

Г) часто

18. Найди верный вариант переноса слова?

А) зай-ка

Б) за-йка        

В) зайк-а

Г) зайка

19. Часть речи, которая обозначает действие.

А) имя существительное

Б) глагол

В) имя прилагательное

Г) местоимение

20. В каком слове звуков больше, чем букв?

А) змея

Б) земля

В) город

Г) въезд

Тест по русскому языку 5 класс

4 вариант

1. В каком  слове звуков больше, чем букв?

А) мальчик      

Б) ёлка    

В) ежиха             

Г) въезд

2. В каком слове содержатся согласные буквы, обозначающие  только мягкие согласные звуки?

А) шипы

Б) семья      

В) лыжи

Г) дома

3. В каком слове содержаться согласные буквы, обозначающие только глухие согласные звуки?А) кошка

Б) мышка     

В) лампа           

Г) гуси

4. Найди верный вариант деления слова на слоги?

А) крок-о-дил

Б) кро-ко-дил          

В) кро-коди-л

Г) кр-о-ко-дил

5.Найди верный вариант переноса слова?

А) зай-ка

Б) за-йка        

В) зайк-а

Г) зайка

6. Укажите слово, в котором есть суффикс – ик.

А) стульчик                                       

Б) школьник                

В) суслик             

Г) мостик

7. Найди верный вариант переноса слова?

А) стуль-чик

Б) стул-ьчик

В)стульч-ик

Г) ст-уль-чик

8. Найди  лишние слова в группе однокоренных:

А) морской

Б)  морс

В) моряк

Г) море

Д) морить

9. Найди верный ответ.

А) Окончание — это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Б) Окончание - это изменяемая часть слова, которая служит для образования новых однокоренных слов.

В) Окончание - это неизменяемая часть слова, которая служит для узнавания однокоренных слов.

10. Определи слово, которое состоит из  приставки, корня, суффикса, окончания

А) тропка

Б) безморозный

В) подходим

Г) высокая

11. Какой части речи нет в предложении: Деревья и кустарники загораживали окна.

А) существительного       

Б) прилагательного

В) глагола                     

Г) союза

12. Найди имя существительное 3 - го склонения.

А) в кроватке

Б) на кровати

В) о борще

Г) с берега.

13. Какие буквы пропущены в окончаниях имён существительных?

Около изгород..., в дом...,   на ив... .

А) и - е – е

Б) е-е-и

В) и-е-е

Г) е-е-е

14. В каком слове пишется ъ?

А) с...езд

Б) с...бить

В) с...играть

Г) в...ётся.

15. В каких словах пропущен ь?

А) плащ...

Б) бережёш...

В) помощ....

16. Какие буквы пропущены в данных словах?Ска...ка, опас...ный, грус...ный, моро... .

А) з-т-т-з

Б) с-...-т-з

В) з-...-т-з

Г) з-т-т-з.

17. В каких словах пропущена буква е в корне?

А) об.. .жать (вокруг дома)

Б) об.. .жать (ребёнка)

В) скр... петь (дверью)

Г) скр...пить ( листы бумаги)

18. Найди грамматическую основу предложения:  Маленькая лень большое горе приносит.

А) лень приносит

Б) горе приносит

В) малая лень

Г) большое приносит

19.В каких случаях надо писать слитно?

 А) (на)стуле

 Б) (на)писал

 В) (под)кустом

 Г) (с)друзьями

20. Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены верно.

А) Выпал снег, и все деревья стоят белые и пушистые.

Б) Выпал снег, и все деревья стоят белые, и пушистые.

В) Выпал снег и все деревья стоят белые, и пушистые.

Г) Выпал снег и все деревья стоят белые и пушистые.

Тест по русскому языку 5 класс

5 вариант

1.В каком слове звуков больше, чем букв?

А) эхо        

Б) юрта

В) звезды        

Г) ель

2. В каком слове произносятся только мягкие согласные звуки?

А) сентябрь      

Б) русский

В) сеять      

Г) яркий

3. Укажи слово с ударением на третьем слоге.

А) растение        

Б) красивее

В) спасибо 

Г) магазин

4.  В каком слове отсутствует суффикс?

А) волосок        

Б) карманы

В) чайник      

Г) березка

5.  Какое слово не является однокоренным к слову ракета?

А) ракетный        

Б) ракетка

В) ракетчик       

Г) ракетница

6.  В каком слове пишется буква  о в корне?

А) кв…ртира        

Б) ст…рожит

В) комн…та

Г) д…бежал

7.  В каком слове на месте пропуска  надо писать букву т?

А) прекрас…ный        

Б) интерес…ный

В) опас…ный     

Г) прелес…ный

8.  В каких словосочетаниях на месте пропуска в выделенных словах надо писать окончание  е?

А) ошибки в тетрад…      

Б) скакал на лошадк …

В) на краю деревн…            

Г) ехал на лошад…

9.  Укажи слова, в которых пропущен  разделительный твердый знак ( ъ )

А) в..га                                  

Б) с...добный

В) товарищ…

Г) ш…ют

10.  В окончании какого имени прилагательного на  месте пропуска пишется буква е?

 А) на колюч…й  веточке             

 Б) в березов…ю   рощу

 В) под хрупк…м  льдом          

Г) по высок…м  берегам

11.  В каком варианте верно указаны главные члены предложения (грамматическая основа предложения)?

Пролетела шумная стая зябликов и скрылась в березовой аллее.

А) стая зябликов                      

Б) стая скрылась

В) стая пролетела                      

Г) стая пролетела и скрылась

12.  В каком словосочетании имя прилагательное употреблено в переносном значении?

А) горячий кофе     

Б) горячий спор

В) горячий суп      

Г) горячий утюг

12.   Укажи вариант, в котором верно указаны главные члены предложения.

Перелетные птицы почистили перышки и отправились в путь.

А) почистили перышки      

Б) птицы почистили

В) перелетные птицы    

Г) птицы почистили и отправились

13. Найди верный ответ.

А) Окончание - это изменяемая часть слова, которая служит для образования новых однокоренных слов

Б) Окончание - это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении

В) Окончание - это неизменяемая часть слова, которая служит для узнавания однокоренных слов

14. Определи слово, которое состоит из  приставки, корня, суффикса, окончания.

А) безморозный

Б) тропка

В) подходим

Г) добрый

15. Определите, в каких словах букв больше, чем звуков.

А) ярмарка

Б) зеркало

В) альбатрос

Г) родина

16. Отметьте слово, в котором все согласные твердые.

А) пошёл                              

Б) решето                    

В) километр                   

Г) часто

17. Найди верный вариант деления слова на слоги?

А) крок-о-дил

Б) кро-ко-дил          

В) кро-коди-л

Г) кр-о-ко-дил

18. К какому падежу относится словосочетании К БОЛЬШОМУ ДЕРЕВУ?

А) Им.п.

Б) Дат.п.

В) Родит.п.

Г) Им.п.

19. Какая пара согласных звуков образована неправильно?

А) Б-П

Б) В-Ф

В) Г-К

Г) Д-П

20.Найди верный ответ.

А) Приставка – изменяемая часть слова, которая стоит после суффикса и служит для образования новых слов.

Б) Приставка – изменяемая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

В) Окончание – часть слова без окончания.

Г) Основа – значимая часть слова, которая служит для образования новых слов.

infourok.ru

Языковой разбор текста на уроке русского языка в 5 классе «Повторение изученного в начальной школе»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 5» г. Брянска

Языковой разбор текста на уроке русского языка в 5 классе.

Тема «Повторение изученного в начальной школе» 

подготовила

учитель русского языка и литературы

Легоцкая Вера Сергеевна

Брянск-2017

Пояснительная записка

Предложенные тексты могут использоваться на уроках повторения в начале года полностью или частично, в индивидуальной и фронтальной работе с учащимися. Эффективно использование текстов в парной работе, при взаимопроверке.

После выполнения всех заданий по тексту на следующем уроке можно написать по нему изложение или предложить пятиклассникам пересказать текст после однократного прочтения учителем или учащимися.

Тексты рассчитаны на работу под руководством учителя, могут быть использованы обучающимися по любому из УМК по русскому языку для 5 класса.

 

Текст 1.

1. Прочитайте текст.

(1) Однажды в детстве я поймал какого-то мотылька. (2) Он выскользнул из руки и улетел, а на пальцах осталась тонкая цветная пыльца. (3) Откуда взялась на крыльях бабочки эта красивая пудра? (4) Спросил я об этом у взрослых, и мне ответили, что это цветочная пыльца. (5) Что бабочка на цветок, наберет пыльцы, прихорошится и улетит себе. (6) Но я уже тогда знал, что цветочная пыльца бывает только светлая, и этому объяснению не поверил, а другого не получил. (7) Позже я смастерил самодельный микроскоп, и, когда на предметное стекло легло крыло бабочки,— чудесная, невиданная картина открылась перед моим глазом, прильнувшим к окуляру. (8) Аккуратными рядами лежали на крыле цветные чешуйки и прикрывали друг друга, словно черепица. (9) Я медленно передвигал крыло, и в поле зрения появлялись ряды разноцветных чешуек. (10) А когда повернул крыло под другим углом к свету, некоторые чешуйки вспыхнули голубым огнем!

2. Определите тему текста. Как бы вы его озаглавили?

3. На сколько частей можно разделить текст? Составьте простой план.

4. Из второго предложения выпишите слова, в которых звуков больше, чем букв.

5. Подберите синоним к слову аккуратными из предложения 8.

6.Как вы понимаете устойчивое выражение ПОЛЕ ЗРЕНИЯ из предложения 9? Составьте и запишите с этим выражением предложение.

7. Все глаголы из предложений 3,4 запишите поморфемно.

8. Запишите предложение 9 и укажите в нем все части речи.

9. Выпишите грамматическую основу предложения 3.

10. Какое средство выразительности использует автор в предложении 8:

1) олицетворение

2) гипербола

3) метафора

4) сравнение

5) эпитет

11. Появилось ли у вас желание после прочтения текста посмотреть в микроскоп? Для чего он служит? Расскажите о нем (не менее 5 предложений). К каким книгам вы хотели бы обратиться за информацией?

 

Текст 2.

1. Прочитайте текст.

(1) Шел я домой под вечер лесной опушкой. (2) Было совсем тихо. (3) И вдруг мне почудился легкий звон. (4) Так иногда в ушах звенит, если температура поднимается. (5) Обидно заболеть, когда установилась погода и можно каждую свободную минуту проводить в лесу. (6) Ведь каждый день приношу домой богатую добычу, раскладываю собранных в окрестностях города насекомых по коробкам с ватой и делаю записи в дневнике. (7) Иду, горюю, а звон в ушах все сильнее и сильнее. (8) Только звон какой-то неровный: то тише станет, то громче. (9) А потом зазвенело уже очень громко да вроде бы на этот раз и не в ушах, а где-то над головой. (10) Глянул вверх, а над головой целый столб пляшущих в воздухе комариков-звонцов! (11) Даже обрадовался комаришкам! (12) У звонцов пушистые красивые усики и узкие прозрачные крылья, а их личинок, живущих на дне ручьев и лужиц, рыболовы зовут мотылем, употребляя как наживку — рыбы видят издалека аппетитных красных червячков, насаженных на крючок. (13) Кстати, неприметные эти комарики приносят большую пользу в рыбном хозяйстве, так как мотыль— пища питательная, и замечено, что рост рыбьей молоди зависит от количества мотыля в водоеме.

2. Дайте определение слова мотыль, пользуясь прочитанным текстом.

3. Подберите синоним к слову легкий из предложения 3.

4. Из предложения 5 выпишите слова, в которых звуков меньше, чем букв.

5. Из предложений 7-9 выпишите одно из слов с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением. Обозначьте орфограмму.

6. Приведите примеры трех слов с такой же орфограммой. Запишите проверочные слова.

7. Запишите слово окрестности из предложения 6, укажите имеющуюся в нем орфограмму, запишите еще три слова с такой же орфограммой.

8. Выпишите грамматическую основу из предложения 6.

9. Выпишите все однокоренные слова к слову комар. Как вы думаете, какова их роль в тексте?

10. Найдите в тексте восклицательные предложения. Какова их роль в тексте?

11. Можете ли вы объяснить, чем увлекался рассказчик? Есть ли у вас увлечение? Расскажите о нем, составив небольшой связный текст (не менее 5 предложений)

Текст 3.

1. Прочитайте текст.

(1) Кружащиеся вокруг лампочки теплой летней ночью насекомые. (2) кому не знакома с детства эта картина? (3) Многие из вас любовались изысканной нежной окраской ночных бабочек, этих таинственных созданий, скрывающихся днем где-то в укромных уголках и вылетающих лишь в сумерки. (4) За многие сотни метров сворачивают они на призывный свет далекой лампы, и вот у огня порхают десятки, сотни различных насекомых, опаливая усики, крылья, лапки. (5) Порой они слетаются в огромных количествах. (6) Я подвешиваю лампу в комнате, против открытой форточки. (7) Яркий свет заливает клумбы с цветами, весь двор. (8) У окна начинают порхать насекомые. (9) На фоне темного ночного неба они кажутся значительно крупнее своих размеров. (10) Вот на окно садится темная мохнатая бабочка — совка, и большие глаза ее загораются изнутри глубоким красноватым светом.

2. Озаглавьте текст. Тему или идею вы отразите в заглавии?

3. В каком значении употребляется выделенное слово в третьем предложении?

4. Подберите два синонима к слову огромных из предложения 5. Составьте с каждым из них словосочетание. Укажите в записанных словосочетаниях главное слово.

5. Проведите лингвистический эксперимент: прочитайте последнее предложение без прилагательных. Что изменилось? Сделайте вывод о роли прилагательных в тексте.

6. Все глаголы из предложений 5-8 запишите поморфемно.

7. Запишите три прилагательных с таким же суффиксом, что и в слове красноватый. Сделайте вывод о значении суффикса.

8. Выпишите из текста два слова с непроверяемой безударной гласной в корне. Запишите еще три слова, изученные вами в начальной школе.

9. Укажите номера сложных предложений.

10. Охарактеризуйте рассказчика. Каким человеком он вам показался? Составьте небольшое сочинение о рассказчике, опираясь на прочитанный текст.

 

Использованная литература

1. Гребенников В. С. Миллион загадок.-2-ое изд., перераб. и доп.-Н, Западно-Сибирское книжное издательство. 1980.-168 с.

2. Русский язык. 5 класс. Учебник в двух частях для учащихся общеобразовательных организаций (Л.М.Рыбченкова, О.Л.Александрова и др.).-М.: «Просвещение».-2014, 127 с.

3. Разумовская М.М., Львова С.И. и другие. Русский язык. 5 класс. – М.: Дрофа, -2015.

4. Учебник по русскому языку для 5 класса. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская/, – М.: Просвещение, 2015.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

5 класс Повторение изученного в начальной школе.

Конспект урока русского языка в 5 классе

Тема. Повторение изученного в начальных классах. Подготовка к контрольному диктанту.

Цель: повторить основные сведения из разделов русского языка, полученные

обучающимися в начальной школе;

закрепить орфографические навыки;

способствовать развитию интереса к предмету;

создать условия для проявления учащимися творческой активности и самостоятельности.

  Задачи: совершенствование коммуникативных умений и навыков;

формирование лингвистической и самообразовательной компетенции;

воспитание коммуникативных качеств.

  Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация.

  Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Учебно-методическое обеспечение: учебник русского языка под редакцией М.М. Разумовской.

 

Ход урока

I.Организационный момент.

Постановка цели и задачи урока.

Слово учителя.

Сегодня, ребята, у нас очень ответственный урок. Больше месяца мы повторяли то, что вы изучили в начальной школе. На данном уроке, готовясь к диктанту, мы ещё раз вспомним основные орфограммы, которые встретятся вам завтра в контрольной работе. Мы поговорим с вами о частях речи и частях слова, о правописании и обозначении безударной гласной в корне слова, о правописании –тся, -ться в глаголах, вспомним, как пишется НЕ с глаголами, когда после шипящих на конце существительных, глаголов пишется ь и др. Как видите, объём работы предстоит большой. Чтобы все успеть, вы должны быть активными, постараться проявить усердие, трудолюбие. На сегодняшнем уроке от вас потребуется максимум внимания, сосредоточенности, аккуратности. Если возникнут вопросы или понадобится помощь, используйте «Закон поднятой руки». И ещё! Не забывайте о правильной осанке!

Запишите число. Классная работа. Отложите ручки.

II.Актуализация знаний.

1.Наша речь состоит из предложений, а предложения - из слов. Слова сделаны из своего «строительного материала» - «кирпичиков», каждый из которых имеет свое название.

- Как называется главная значимая часть слова? (Корень)

- Что называется корнем? (Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов).

- А ещё какие значимые части (или морфемы) бывают в слове? (Приставка, суффикс, окончание).

- Что значит разобрать слово по составу? (Это значит выделить все его значимые части, т.е. морфемы).

Задание. Запишем слова и выделим морфемы, т.е. разберем слово по составу. Помните порядок разбора! С чего начинается разбор слова?

Безветренный (разбираем все вместе)

Пришкольный ( самостоятельно)

Заморозки (1 вариант)

Подбегают (2 вариант)

2. - Посмотрите внимательно на последнее слово. Какая орфограмма в корне этого слова? Почему мы написали Е ? ( Проверили словом БЕГ)

- Как проверить безударную гласную в корне? Примеры. Как графически обозначается эта орфограмма? Какова последовательность её обозначения? Запишем

( все вместе) – уд … вительная ( диво, дивный) страна:

1) ставлю ударение;

2) выделяю корень;

3) подчеркиваю безударную гласную одной чертой;

4) проверяю - подбираю проверочное слово, чтобы безударная гласная стала ударной;

5) выделяю корень в проверочном слове;

6) ставлю ударение

7) гласную в корне под ударением подчеркиваю двумя черточками.

- А теперь самостоятельно проверьте себя, свои знания. На доске записаны слова. Задание: вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму. Стараемся, трудимся, т.к. слова с безударной гласной в корне слова встретятся вам завтра в диктанте.

Прил…теть (полет) самолетом, укр..тить (кроткий, кротость) зверя, сож…леть ( жаль) о проступке, заст…клить ( стекла) рамы, п…лезный (польза) урок, голубая в…да( воды), м…рской (море) путь, объед…нить ( единый) страну.

Несколько человек работают у доски, остальные в тетрадях. Результаты проверяются.

3.- Молодцы! А теперь давайте вспомним орфограмму « Разделительный Ъ и Ь знаки». В каких морфемах встречается эта орфограмма? ( В приставке , в корне, на стыке суффикса и окончания).Правило. Примеры.

- А сейчас работаем с сигнальными карточками. Я называю слова - вы сигналите: ъ- синяя карточка, ь- красная; объясняете ошибки.

Подъем, подъезд, соловьи, вьюга, объем, лью, объявление, сильный, вьют, съедобный, съем, отъезд.

- А как напишете слова с…экономить, с…агитировать, с…узить?

Молодцы!

4.- Ребята, а какие части речи вы знаете? ( Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие).

-Внимательно послушайте, подумайте и скажите, какая часть речи может заявить о себе:

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам.

( Имя существительное)

Если учащиеся испытывают затруднения, то задаём наводящие вопросы:

-Какая часть речи обозначает предметы?

Имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи- имя существительное.

- Что обозначает имя существительное? Примеры!

- Назовите морфологические признаки существительного.

- Что такое склонение? (Изменение по падежам).

- Какие типы склонения различаются в русском языке?

Склонения и их приметы надо знать в лицо.

-Какие существительные относятся к 1 склонению?

Здесь трава и земляника,

И дорога, и земля.

Собрались в окошке этом

Все на «а» и все на «я».

Род мужской и женский род

Очень дружно здесь живет.

- Какие-ко 2?

Утром солнце,

Ночью месяц 

Смотрят весело в окно,

Собрались в окошке этом

Все на «е» и все на «о».

Род мужской и средний род,

А склонение одно.          

- Какие – к 3?

  За окошком третьим тишь,

Потому что в доме мышь,

Ночью, чтоб пирог испечь,

Топит мышка Маня печь.

Печь и мышь, и тишь, и ночь

Вместе жить совсем не прочь.       

Примеры!

Задание. Написанные на доске слова распределить по склонениям.

Ученица, тетрадь, карандаш, книга, учебник, речь, семья, ребенок, дочь, аллея, чувство, рожь.

Проверяем. Прочитайте существительные 1 склонения (ученица, книга, семья, аллея).

2 склонения: карандаш, учебник, ребенок, чувство.

3 склонение: тетрадь, речь, дочь, рожь.

- А теперь скажите, пожалуйста, почему слова речь, дочь, рожь написаны с ь, а слово карандаш – без ь.

- Давайте вспомним, когда на конце существительных после шипящих пишется ь знак, а когда нет? Примеры!

- А у глаголов после шипящих когда пишем ь знак? ( Всегда!)

Задание. Записать слова и объяснить орфограмму ь знак на конце существительных после шипящих. У доски 3 человека записывают под диктовку по 1 слову, правильно обозначая орфограмму. Товарищ( не 3 скл.)

Молодежь (3 скл.)

До новых встреч ( не 3 скл.)

Задание: запишите слова: малыш, роскошь, много задач и самостоятельно обозначьте орфограмму.

Проверяем.

-Ребята, а что нужно знать, чтобы правильно написать безударное окончание существительного? (Чтобы правильно написать безударное окончание существительного, нужно определить склонение и падеж).

Задание: запишите словосочетания, рядом с существительными в скобках укажите их склонение и падеж, окончания существительных обозначить графически.

Шел по тропинке ( все вместе) (1 скл., Д.п.)

Жить в деревн…, бежать по дорожк…, лежать на скатерт…, был в музе… и на конкурс…, гулять по площад…, посидеть у проруб…

Взаимопроверка (поменялись тетрадями, взяли карандаши и проверили работу соседа).

5.Физкультминутка.

Мы топаем ногами. Топ, топ, топ (ходьба на месте).

Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).

Качаем головой (наклоны головы вправо, влево).

Мы руки поднимаем (руки вверх).

Мы руки опускаем (руки вниз).

Мы руки разведем (руки в стороны).

И побежим кругом (бег).

6.- А теперь, ребята, отгадайте, что это за часть речи?

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду-

Все в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растет.

- С приходом какой части речи все приходит в действие?

( Наводящий вопрос: какая часть речи обозначает действие?)

-Что такое глагол? Примеры.

- Как пишется частица НЕ с глаголами? ( Раздельно)

-Всегда ли?

- Когда НЕ с глаголами пишется слитно?

-Давайте произнесем хором: частица НЕ с глаголами пишется слитно, когда слово не употребляется без НЕ.

Задание: Определите, верно ли каждое утверждение? Если вы считаете, что ДА, то ставьте цифру 1, если Нет – 0.

  1. Не пришел 6. Не годовал ()

  2. Не участвовал 7. Не был

  3. Не доумевал () 8. Не навидел()

  4. Не попал 9. Не предлагал

5. Не пользовался 10. Не посетил

-Какой код у вас получился?

Код: 1101101011

Вывод:

- Что помогло вам правильно узнать код? ( Знание правила: не с глаголами пишется раздельно, кроме тех слов, которые без НЕ не употребляются).

Задание. Записать под диктовку предложение, графически объяснить в нем написание НЕ с глаголами.

А теперь без грамоты пропадешь,

Далеко без грамоты не уйдешь.

Не попить без грамоты, не поесть,

На воротах номера не прочесть.

(С.Я. Маршак)

- Как написали глаголы ПРОПАДЕШЬ, УЙДЕШЬ? Почему с Ь?

- В какой форме стоят глаголы попить, поесть, прочесть? Какие еще суффиксы имеют глаголы в неопределенной форме? Приведите примеры.

-Расскажите о правописании – тся и - ться в глаголах. Как обозначается данная орфограмма?

Задание: спишите с доски предложения по вариантам, обозначив орфограммы.

1вариант. Кто любит труди(ть,т)ся, тому без дела (не) сиди(ть,т)ся.

2 вариант. Тот труда (не) бои(ть,т)ся, кто умеет труди(ть,т)ся.

Проверяем.- На какой вопрос отвечают глаголы, в которых пишется-ТСЯ?

- На какой вопрос отвечают глаголы, в которых пишется – ТЬСЯ?

- Что слышится на конце этих глаголов?

- Каков алгоритм действий при написании -ТСЯ,- ТЬСЯ?

Задание. Запишите предложение под диктовку и обозначьте орфограмму –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах.

Каждому, кто хочет (что делать?) учиться, каждому, кто ( что делает? ) старается (что делать?) учиться, открывается самая дальняя дорога (дорога что делает?).

Поменялись тетрадями и проверяем, правильно ли написали слова, верно ли обозначили орфограмму, добросовестно ли все трудились.

7.- Ребята, а какая часть речи скажет о себе так:

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

- Так какую часть речи мы должны знать, беречь? Догадались?

- Что такое имя прилагательное?

Что бы мы ни делали, где бы мы ни были, мы постоянно стремимся не только назвать предмет, но и оценить его, определить его качественную сторону. По частоте употребления прилагательное занимает 3 –е место после существительного и глагола.

- Как изменяется прилагательное?

-Как правильно определить падежное окончание имен прилагательных? Как обозначаем орфограмму?

Запишите 3 словосочетания прилагательного с существительным и обозначьте орфограмму.

Вывод. Мы с вами вспомнили основные части речи. Какие?

Проверим, умеете ли вы определять части речи.

Задание. Распределите слова, написанные на доске, по частям речи. Объясните орфограммы на месте пропусков.

Существительное Прилагательное Глагол

Слова: об…вление, доро…ка, с…деть, прил…тают, ж…знь, поз…ний, напишеш…, сла…кий, з…л…той.

Проверяем. Назовите имена существительные (Объявление, дорожка, жизнь).

Имена прилагательные: поздний, сладкий, золотой.

Глаголы: сидеть, прилетают, напишешь.

8. Рефлексия.

- Что мы сегодня повторили?

- Какие навыки вспомнили, закрепили?

- Над чем стоит еще поработать?

9. Домашнее задание.

Основное задание ( обязательное для всех:

1.Повторить все правила, о которых говорили на уроке.

2. Подготовиться к написанию контрольного диктанта (памятка у вас есть).

3.Выполнить упр.№ 98.(1-я часть)

Дополнительное задание (выполняется по желанию): упр. 98(2– я часть).

Оценки за урок.

Молодцы, ребята! Вы сегодня отлично поработали!

infourok.ru

Повторение изученного в 5 классе

globuss24.ru

Раздел I. Повторение изученного в 5 классе

Вариант 1

Часть 1

К каждому заданию 1—20 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный.

1. В каком слове неверно указано ударение?

1) добЫча 3) киломЕтр

2) баловАть 4) красивЕе

2. Укажите слово с предлогом.

1) (по)мчаться 2) (в)бежать

3) (без)водный 4)(предо) мной

3. Укажите глагол II спряжения.

1)стелить 3) дышать

2) подбегать 4)колоть

4. Укажите словосочетание, в котором главным словом является глагол,

1) хвойный лес 3) мой домик

2) быстрый бег 4) полить цветы

5. Укажите предложение, в котором есть определение.

1) Музей создан при участии школьников.

2) В книгу занесены имена солдат.

3) Многие из них удостоены высоких званий.

4) В музее находятся знамёна.

6. В каком слове звуков больше, чем букв?

1) льёт 3) яма

2) земля 4) метро

7. Укажите строку во всех словах которой на месте пропусков пишется буква и.

1) акац...я, ц...рк, ц...ган

2) ц...фра, сестриц..н, революц..я

3) ц...трусовые, на ц...почках, ц...плёнок

4) декорац...я, ц...ркуль, операц...я

8. Укажите суффикс глагола прошедшего времени.

1) -онок- 3) -л-

2) -ии- 4) -чив-

9. Какое слово состоит из приставки, корня и окончания?

1) корзинка 3) защитник

2) принесла 4) засуха

10. Буква ё на месте пропуска пишется в слове

1) крыж...вник

2) деш...вый

3) ш...рох

4) капюш...н

11. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква е.

1) пост...рать бельё

2) взб...рёмся на гору

3) соб...райте вещи

4) расст...лать постель

12. В каком слове в приставке пишется буква т?

1) по...ловить

2) пре...ставить

3) о...давать

4) на...шить

13. Укажите строку, в которой во всех словах на месте пропусков пишется буква о.

1) стр...на, пос..дили, в...здушный

2) ст...личный, д...рожный, вд...леке

3) сп...ртивный, р...са, обст..новка

4) п...лезный, прин...сить, н...чевать

14. В каком слове на месте пропуска пишется Ь?

1) клян...чить 3) Жуч...ка

2) свар...щик 4) мен...ше

.

15. Укажите ошибку в характеристике данного предложения.

Не забудьте выполнить домашнее задание по русскому языку!

1) предложение простое

2) предложение побудительное

3) предложение осложнено

4) предложение распространённое

16. Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены).

1) Коля наклонился и глянул вниз.

2) Маленький Егор сидел под деревом и слушал голоса птиц.

3) Кряхтя мальчик вылез из сугроба и принялся искать шапку.

4) Мальчика швырнуло в сторону и он кубарем покатился вниз

17. В каком слове на месте пропуска пишется ь?

1) весёлый почтал...он

2) сделать об...явление

3) с...экономить на завтраках

4) пятый под...езд

18. В каком слове на месте пропуска пишется буква и?

1) наступа..т осень

2) небо проясни...тся

3) он держ...т

4) ёлка сверка...т

19. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1) Поздней осенью в лесах появляются грибы: рыжики, грузди, волнушки.

2) Третий день подряд приходил он на гору, а съехать не решался.

3) Здравствуй пёстрая осинка!

4) Если белка делает большие запасы, то зима будет холодной.

20. В каком слове есть нулевое окончание?

1) солнечный

2) фонарь

3) посвистывают

4) аккуратная

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 21—28. Ответы запишите словами или цифрами.

(1) Жил в лесу волчонок с матерью. (2) Однажды ушла мать на охоту. (3) А волчонка поймал человек, сунул его в рюкзак и принёс в город. (4) Положил человек рюкзак посреди комнаты. (5) Забарахтался в нём волчонок и вылез. (6) Смотрит по сторонам. (7) Справа чёрный кот фыр­кает, слева пёс зубы скалит. (8) Забился несчастный зверёк под кресло. (9) Там и ночь провёл. (10) А в лесу бедного волчонка мать-волчиха ждёт.

21. Какое утверждение не соответствует содержанию текста? Напишите его номер.

1) Человек поймал волчонка в лесу.

2) Волчиха ушла на охоту.

3) Ночь волчонок провёл в гараже.

4) Человек принёс волчонка домой.

22. Из предложений 5-8 выпишите все предлоги.

23. Из предложений 6-9 выпишите существительное 3-го склонения.

24. Из предложения 2 выпишите слово, в котором звуков меньше, чем букв.

25. Определите, простым или сложным является предложение 3.

26. Определите, каким членом предложения является слово справа в предложении 7.

27. Определите падеж существительного из предложения 5.

28. Из предложений 8-10 выпишите синонимы (прилагательные).

Раздел I. Повторение изученного в 5 классе

Вариант 2

Часть 1

К каждому заданию 1—20 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный.

1. В каком слове неверно указано ударение?

1) рАзвитый ребёнок

2) бАлую

3) вкусная свЁкла

4) удОбнее

2. Укажите слово с предлогом.

1) (по)мыть

2) (в)лететь

3) (без)радостный

4) (об)одежде

3. Укажите глагол I спряжения.

1) брить

2) видеть

3) гнать

4) стоять

4. Укажите словосочетание, в котором главным словом является существительное.

1) живут в лесу

2) быстро бежать

3) цветут на подоконнике

4) быстрая езда

5. Укажите предложение, в котором есть обращение.

1) Наконец мы въехали в огромный город.

2) Под окном черёмуха колышется.

3) Люблю тебя, мамочка!

4) Волчонок выскочил на лестницу.

6. В каком слове звуков больше, чем букв?

1) шьет 3) ёж

2)стоит 4) ведро

7. Укажите строку, во всех словах которой на месте пропусков пишется буква ы.

1) нац...я, ц...рк, ц...ган

2) ц...нга, лестниц..., конституц..я

3) ц...тата, на ц...почках, ц...ц

4) бледнолиц...й, огурц..., ц...плёнок

8. Укажите окончание прилагательного.

1) -ешь 2)-у 3)-ат 4)-ого

9. Какое слово состоит из приставки, корня и окончания?

1)звонит 3)волчонок

2) приморский 4) заслуга

10. Буква о на месте пропуска пишется в слове

1) ш...пот 3) ш...рты

2) ж...лтый 4) тяж...лый

11. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква и.

1) пост...лить постель

2) ум...реть от голода

3) прот...раите пыль

4) наб...рите воду

12. В каком слове в приставке пишется буква д?

1) о...бросить 3) на...кусить

2) о...говорила 4) о...дохнуть

13. Укажите строку, в которой во всех словах на месте пропусков пишется буква а.

1) в...дяной, разд...рить, т..пор

2) прид...рожный, ст...кан, р...бота

3) пров...литься, насл...ждение, нав...ждение

4) препод...ватель, ост...новка, в...ждение

14. В каком слове на месте пропуска пишется ь?

1) ноч..ник 2) мос...тик

3) помощ...ница 4) бол...ше

15. Укажите ошибку в характеристике данного предложения.

Не забудьте выключить свет.

1) предложение повествовательное

2) предложение побудительное

3) предложение простое

4) предложение распространенное

16. Укажите сложное предложение. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Снег падал медленно и бесшумно.

2) Гроза разразилась и дождь освежил томящуюся землю.

3) Звёзды меркнут и гаснут.

4) Дождь то усиливался то стихал то снова усиливался.

17. В каком слове на месте пропуска пишется ь?

1) неожиданная с...ёмка

2) от...утюжить брюки

3) шахматная лад...я

4) под...езжать к дому

18. В каком слове на месте пропуска пишется буква и?

1) мяч подпрыгн...т 3) дом стро...тся

2) собака куса...тся 4) кот умыва...тся

19. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1) «Ребята, идите к нам!» — позвали они нас.

2) Снег лежал на склонах горы, на ветвях деревьев.

3) Здравствуй зимушка-зима!

4) Ветер дул с суши, и у берега вода была спокойная.

20. В каком слове есть нулевое окончание?

1) безмятежный 3) играет

2) травушка 4) денёчек

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 21—28. Ответы запишите словами или цифрами.

(1) У меня был щенок. (2) Звали его Булька. (3) Он был весь чёрный, только кончики перед­них лап были белые. (4) У Бульки нижняя челюсть выдавалась вперёд. (5) Морда у Бульки была широкая, глаза большие, чёрные и блестящие. (6) Он был смирный и никогда не кусался, но был очень силён и цепок. (7) Уцепится за что-нибудь, стиснет зубы и повиснет. (8) Нельзя ни­как оторвать.

21. Какое утверждение не соответствует содержанию текста? Напишите его номер.

1) У щенка были чёрные глаза.

2) Щенок был очень сильный.

3) Лапы у щенка были рыжие.

4) Щенок был смирный и никого не кусал.

22. Из предложений 5-8 выпишите все предлоги.

23. Из предложений 1-3 выпишите собственное имя существительное.

24. Сколько звуков в слове белые (предложение 3)? Свой ответ запишите цифрой

25. Напишите, простым или сложным является предложение 7.

26. Напишите, каким членом предложения является слово никогда в предложении 6.

27. Напишите падеж существительного из предложения 7.

28. Из предложений 3-5 выпишите антонимы (прилагательные).


Смотрите также