Разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Синтаксис". Упражнения по русскому языку 4 класс синтаксис


4 класс. Русский язык. Синтаксис

multiurok.ru

Ι. Актуализация знаний.

1 2 4 1

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

Языковая разминка.

1. Письмо по памяти.

Возьму я в руки карандаш

И нарисую дождик,

И солнышко, и домик наш.

Ура! Ведь я художник.

(Из журнала «А почему?»)

2. – В первом предложении найти однородные члены, выполнить схему предложения:

3. – Назовите части речи, которых нет в стихотворении. Запишите слова этих частей речи.

4. – Разбор по составу слов, которые имеют одинаковый суффикс:

– Какое значение вносит суффикс -ик-? А в слове дождевик? (Предмет: одежда, плащ.)

5. – Найдите и подчеркните в словах орфограмму-непроверяемую букву гласного в корне слова. Запишите ещё 2–3 слова на эту тему.

(Карандаш, нарисую, портрет, фломастер, пейзаж.)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулирование проблемы. Актуализация изученного.

1 3 3

1. Работа в рабочей тетради.

Проверка задания № 7, тема 1 из рабочей тетради.

– Какое слово оказалось лишним в задании № 7? Почему? (Сказуемое – это член предложения, все остальные названия – части речи.)

– Определите тему урока повторения на основе этого «лишнего» слова (ключевого для урока) и предложенной схемы (схема появляется на слайде/открывается на доске):

2. Работа над определением в рамке на с. 37.

– Вспомните, что изучают фонетика, графика, морфология, словообразование.

– Что изучает синтаксис?

– Прочитайте определение на с. 37. Назовите и выпишите ключевые слова из этого определения. (Предложение, сочетание слов.)

– Составьте предложение по схеме, которая помогла определить тему урока. (Старенькая бабушка встаёт рано.)

– Назовите все словосочетания в предложении. (Старенькая бабушка, встаёт рано.)

– Что такое предложение? (Это группа слов, связанных по смыслу и грамматически, которая выражает законченную мысль.)

3. Рассказ учителя об истории слова предложение.

– «Предложение – это нерусское слово. Это слово имеет множество значений» (по словарю И. Срезневского):

1) в XI в. – жертва;

2) поручение;

3) вступление, начало;

4) требование, нужда.

«Но всё это совсем не похоже на наше грамматическое предложение. Слово это появилось под влиянием латинской грамматики. Первоначальные значения слова предложение забыты.

Итак, к латинскому термину подобрали равнозначное, уже существовавшее на Руси слово, до тех пор имевшее другое значение».

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Развитие умений.

1 3 4 6 1 3

Работа в учебнике.

1. Упр. 40 – развивается умение устанавливать границы предложений, составлять предложения из слов, осмысливать получившийся текст.

Сначала дети отвечают на вопросы в задании. Затем находят границы предложений, изменяют формы слов и записывают текст, затем подчёркивают изученные орфограммы.

2. Упр. 41 – развивается умение находить основу предложения, различать простые и сложные предложения, предложения с однородными членами.

Этапы работы:

1) самостоятельное чтение и запись текста;

2) подчёркивание основ предложений;

3) надписывание над главными членами предложений, какой частью речи они выражены;

4) составление схем 2-го и 5-го предложений:

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправл. познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

IV. Развитие речи. П

Творческое задание повышенной трудности могут выполнять отдельные ученики по карточкам.

– Составьте из слов предложения, а затем текст, и вы узнаете, кого называют «морскими канарейками».

Они, льды, и, чистую, белые киты, это, воду, любят, белухи, могут, морские, животные, хрюкать, эти, громко, свистеть, их, звуки, и стонать, напоминают, глухо, на, флейте, плач, игру, колокола, удары, ребёнка, морскими прозвали, это, за, канарейками, белух, появилось, «ревёт, как белуга», в, языке, русском, выражение.

У детей может получиться такой текст:

Морские канарейки

Белухи – это белые киты. Они любят чистую воду и льды. Эти морские животные могут громко хрюкать, глухо стонать и свистеть. Их звуки напоминают плач ребёнка, удары колокола, игру на флейте. За это белух прозвали морскими канарейками.

В русском языке появилось выражение «ревёт, как белуга».

(По А. Кузнецову)

При проверке на слайд можно вывести только слова, а ученики, выполнявшие задание, прочитают тексты, которые у них получились. Затем можно представить на слайде (или просто прочитать) готовый текст.

Урок 1.Предложение (синтаксис и пунктуация) 4 класс. - Русский язык. - Поурочные планы 2;3;4 класс. - Рабочие материалы.

               Предложение (синтаксис и пунктуация)

Тема урока: Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания

Цели: обобщить знания о предложении; развивать умение распознавать повествовательные, вопросительные и побудительные предложения, употреблять их в речи.

                                        Ход урока

1. Введение в тему урока

  • Посмотрите на доску, прочитайте то, что там написано:

    Хорошо мы отдыхаем все мы любим лаг...рь свой никогда в нём не скучаем и не просимся домой.

  • Что здесь написано? (Дети определяют, что здесь 3 предложения, но они не отделены друг от друга. Они называют их и определяют границы.)

  • А что такое предложение? (Предложение — это группа слов связанных между собой по смыслу. Предложение выражает законченную мысль.)

  • Какие бывают предложения? (Повествовательные, вопросительные, восклицательные.)

  • Что вы ещё помните о предложении? (Предложения бывают по составу распространёнными и нераспространёнными, могут состоять из одного, двух и более слов.)

  • Молодцы! На этом уроке мы будем закреплять наши знания о предложении, учиться различать предложения по цели высказывания и учиться составлять из предложений текст.

2. Чистописание, словарная работа

  • Найдите на доске слово с пропущенной буквой. (Это слово лагерь.)

    Что такое лагерь? (1.Временная стоянка, обычно под открытым небом, в палатках. Туристический лагерь. 2. Воспитательно-оздоровительное учреждение для школьников, студентов, спортсменов. Спортивный лагерь. )

  • Произнесите слово орфоэпически (так, как говорим).

  • А сейчас орфографически. (Проговаривают 3 раза.)

  • Спишите то предложение, в котором есть это слово. (Дети пишут предложение: Все мы любим лагерь свой!)

  • Поставьте в слове лагерь ударение, подчеркните букву, которой обозначен безударный гласный звук.

3. Работа по теме урока

  • Откройте учебник на странице 2. Познакомимся с условными обозначениями.

    (Ребята называют, что обозначает каждый знак в учебнике.)

  • Рассмотрите иллюстрацию на странице 3. Как вы думаете, что учитель-лев объясняет своим ученикам?

  • Прочитайте сведения о языке, сравните с тем, что мы сегодня вспомнили. (Несколько или один ученик читают сведения по теме.)

Упражнение 2 (страница 4).

  • Прочитайте текст. Объясните, можно ли предложения этого текста использовать в качестве примеров к заданию 1. (Да можно.)

    (Ребята читают сведения и дополняют их примерами.)

  • Урок мы начали с текста о лагере. Кто из вас был летом в лагере? В каком? А кто ещё где побывал? Составьте и запишите 2-3 предложения.(Ученики составляют и записывают. После записи несколько учеников зачитывают написанное.)

4. Физкультминутка

5. Продолжение работы по теме

Упражнение 4 (страница 5).

Упражнение 5 (страница 5).

(Ученики читают задание 5 к тексту, выполняют его устно. После устного выполнения записывают получившийся текст (если есть время, если нет — можно задать упражнение на дом.)

6. Подведение итогов урока

Домашнее задание

svetlanal.ru

Дидактический материал по русскому языку 3-4 класс по теме "Части речи"," Синтаксис."

Русский язык 4 класс

Тема: «Главные и второстепенные члены белка на скворечнике

предложения»

Наши соседи.

На высокой яблоне в нашем саду висит скворечник. Но вместо скворца в нем поселилась белка. Через некоторое время мы стали замечать, что из домика время от времени выскакивают маленькие бельчата и резвятся на ветках или на крыше скворечника.

Однажды бельчата стали спускаться вниз по стволу яблони. Чтобы их не пугать, мы стали удаляться, тихонько переговариваясь между собой. И удивительное дело! Четыре бельчонка (пятый еще оставался в гнезде) побежали не за матерью, а за нами. Мы остановились у крылечка, возле которого стояли резиновые сапоги и валялась старая фетровая шляпа. Бельчата подбежали к нам вплотную, и началась кутерьма: один из них запрыгнул в шляпу, другой — в сапог, третий пытался проникнуть в дом, но мы успели закрыть дверь, чтобы он там не затерялся.

( Д. Новохатский)

Задание:

  1. Выполни синтаксический разбор четвёртого предложения.

  2. Выпиши однокоренные слова к слову белка, разбери их по составу.

Русский язык 4 класс

Тема: «Главные и второстепенные члены заботливая козочка

предложения»

Заботливая козочка.

Один мальчик пил козье молоко в деревне, куда приехал он на лето. Когда наступила осень, он с родителями собрался переезжать в город.   Козу продали соседу. Малыш очень переживал, но в город козочку не возьмёшь.

Утром они с мамой сели в карету и отправились в путь. Скоро мальчик стал чувствовать желание выпить козьего молока, так как он делал это всегда в это время. Вдруг  вдали послышался слабый жалобный крик. Выглянули из кареты и увидели, что коза во всю прыть догоняет карету. Как только она заметила, что мальчик покинул деревню, то сейчас же ухитрилась выбраться на свободу от своего   нового  хозяина и пустилась в догонку за экипажем.

Карету остановили, коза добежала и, опершись передними ногами на дверцы, просунула голову внутрь кареты.

(И.Деркачёв) Задание:

  1. Выпиши однокоренные слова к слову коза, разбери их по составу.

  2. Выполни синтаксический разбор выделенного предложения.

Русский язык 4 класс

Тема: « Имя существительное» hello_html_5f95b65c.pnghello_html_5d2d8993.png

МУХОМОР-

В лесу после дождя появилось много грибов. И съедобные, и поганки. Среди поганок выделялся мухомор. Он знал о своей ядовитости для людей. Гриб очень хотел предупредить их. Мухомор покрасил свою шляпку

в ярко-красный цвет. Потом ещё подумал. И нарисовал на шляпке белые горошины. Вот какой ответственный!

Задание:

  1. Выпиши существительные. Укажи род, число, падеж.

  2. Выполни морфологический разбор слова горошины.

Русский язык 4 класс

Тема: « Части речи. Глагол»лев и воробей

лев и воробей

ЛЕВ И ВОРОБЕЙ

Это был хороший день для воробья.

Лев потянулся, встал и пошёл к себе домой. Воробей помахал ему крылом. Лев обратился к воробью:

–  Я сыт и хочу лишь отдохнуть. А ты лови мошек и мух. Чтобы они не мешали мне спать!

Лев спал. Воробей добросовестно оберегал его сон. Лев проснулся довольным. Он сказал воробью:

– Ты  теперь не переживай за птенцов. Я буду всегда здесь отдыхать.  Ни один зверь не подойдёт к твоему гнезду.

Задание:

  1. Выпиши глаголы. Определи время, лицо глагола.

  2. Выполни фонетический разбор подчёркнутого слова.

вороненок

Русский язык 4 класс

Тема: « Части речи. Глагол»

Варька

Однажды мы подобрали раненого воронёнка. Держали его в клетке для цыплят. Когда подносили еду, он громко кричал «вар-вар». Вот и прозвали его «Варька».

Поправилась Варька, подросла, стала совсем ручной. Мы решили отпустить ее на волю. Вот тут-то и начались ее проказы — она вылетала со двора и садилась кому-нибудь из прохожих на голову. Каждый день она так путешествовала, побывала чуть ли не у всех жителей поселка в гостях, а к вечеру обязательно возвращалась к нам.

Но однажды не вернулась, видно, в лес улетела.

Л.Иванова

Задание:

1. Выпиши глаголы. Определи время, лицо глагола.

2. Подбери и запиши 4-5 однокоренных слов к слову подросла . Разбери их по составу.

воробышек

Русский язык 4 класс

Тема: « Имя существительное»

Воробышек

Воробышек дремлет на ветке. Ветка качает его, как люлька. Воробышек вроде бы спит, но один глаз у него приоткрыт: не подкрадывается ли к нему кот, не целится ли в него издали из рогатки мальчишка хулиган?

У воробышка нет ни комнаты, ни кроватки, как у нас. Мама больше не пускает его в гнездо. Она сказала ему:

"- Ты уже умеешь летать и можешь сам беречь себя. Но надо быть осторожным. В гнезде для тебя уже нет места, потому что ты уже большой".

Как трудно спать под открытым небом, когда у тебя так много врагов!

Дора Габе

Задание:

1. Выпиши существительные. Укажи род, число, падеж.

2. Найди три слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Запиши их.

Русский язык 4 классОписание: C:\Users\OP711\Desktop\14780645-Векторная-иллюстрация---фон-с-березой,-eps-10,-rgb-прозрачно.jpg

Тема: « Предложение. Текст.»

Берёзовый сок.

Весна – волшебное время года. Всё начинает расцветать. Всё вокруг удивляет и радует. Был выходной день. После завтрака папа сказал:

- Поедем в лес за берёзовым соком.

- А почему в лес? – удивилась Оля.

- Увидишь, - улыбнулся папа.

В лесу папа выбрал берёзку. Аккуратно просверлил отверстие в стволе. Вставил веточку в отверстие. К низу веточки подставил банку. Берёзовый сок скоро наполнил баночку.

- Так собирают сок, - объяснил папа Оле. Надо успеть. Пока не рас-пустились листья. После папа заткнул отверстие. Дерево должно быть здоровым.

Оле очень понравился сок:

- Спасибо, папочка, что взял меня с собой! Я расскажу завтра всем друзьям. Я теперь знаю, как собирают берёзовый сок.

Задание:

1. Выпиши вопросительное и восклицательное предложение.

2. Ответь на вопросы:

- Когда собирают берёзовый сок?

- Как его собирают?

3. Знаешь ли ты, чем полезен берёзовый сок?

Русский язык 4 классhttp://www.allfons.ru/pic/201203/640x480/allfons.ru-11546.jpg

Тема: « Имя прилагательное»

Моя любимая кошка.

У меня дома живёт кошка Муська. Она очень красивая, вся белая, без единого тёмного пятнышка. У неё зелёные умные глаза, пушистый хвост, маленький розовый нос и длинные белые усы. Муська грациозна и подвижна. Она то лениво потягивается, то вся подбирается для прыжка, то, изогнув спину, ласково мурлычет, преданно смотрит в глаза и просит вкусного угощения. Моя кошка — настоящая охотница. Летом она ловит мышей по нескольку штук в день. Мы часто весело играем с моей кошкой в прятки и догонялки. Я дружу с Муськой и очень люблю её.

Задание:

1. Выпиши словосочетания сущ.+ прил. Определи род, число падеж прилагательных.

2. Выполни морфологический разбор любого прилагательного из данного текста.

infourok.ru

Разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Синтаксис".

Пояснительная записка.

Данная система предусматривает такое осуществление учебного

процесса, при котором на каждом структурном этапе урока русского

языка в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одно-

временно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуаль-

ных качеств личности.

Это достигается путем внесения определенных изменений в содержа-

ние и организацию процесса обучения по сравнению с традиционной

системой.

Изменение содержания осуществляется за счет:

- введения дополнительной лексики во время словарно-орфографичес-

кой работы;

- увеличения масштаба использования пословиц, поговорок, фразеоло-

гических оборотов на разных этапах урока;

- расширения объема работы с понятиями и терминами.

Обновленное содержание обучения способствует расширению кругозора детей, углубляет знания об окружающем мире, благоприятствует развитию ребенка, как личности, активизирует умственную деятельность.

Для реализации системы комплексного интеллектуального развития

младших школьников используются традиционные типы уроков, но

меняется методика проведения каждого этапа урока. Эффективное

стимулирование интеллектуального развития обеспечивается за счет

использования поискового, частично-поискового, проблемного методов

изучения нового материала.

Тема: Синтаксис.

Цели: 1) Закрепить изученный материал по теме «Синтаксис». Учить определять тип предложения по грам. основе, по наличию членов

предложения, находить однородные члены предложения, ставить

знаки препинания при них.

2) Развивать навык письма, речь, память, орфографическую зоркость.

Интеллектуальное развитие учащихся, навык разбора по членам

предложения.

3) Воспитывать интерес к учебным предметам, умение работать

сообща, любовь к родному краю.

Оборудование: карточки, схемы, компьютер, портрет, лучики, сарбонки.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Вид урока: урок-практикум.

Технологии: технология СОУ Зайцева, методика Бакулиной.

Формы работы: индивидуальная, групповая, общеклассная.

Ход урока:

1. Орг. момент:

Я - человек.

Я – умею думать и понимать.

Я – умею слушать и отвечать.

Я – могу ошибаться.

Я – умею учиться.

Я – хочу учиться.

- Покажите с каким настроением вы пришли на урок.

(три цвета тучек: голубая, синяя, темно-синяя).

2. Объявление темы и задач урока:

- Тема урока – Синтаксис. Урок – практикум.

Задачи урока: вспомнить – теорию по теме

закрепить – на практике.

3. Тренировочные упражнения (скорость письма).

- Упражнение на внимание (в теч. 10 сек. нужно запомнить геометри-

ческую фигуру и букву в ней).

В

С

А

Н

Е

В Е С Н А

- Весна - прекрасное время года. Много стихов написано о ней. Одно из

них написано нашим земляком Г.Н. Пуссепом. Вот строки из него:

«Трещит, жужжит, щебечет, распевает

Красивый мир весной,

А солнце, дополняя краски,

Коснулось кистью неба полотна».

- В нашем классе сегодня тоже сияет солнце. Оно будет наблюдать за вашей работой и оценивать ее (лучики).

4. Оформление тетрадей: число, классная работа.

5. Каллиграфическая минутка:

- Сегодня мы возьмем три буквы. Они находятся в словах отрывка.

1) в суффиксе прилагательного, обозначает парный, звонкий, твер-

дый согласный звук (красивый – суффикс ив – в)

2) является непроизносимой согласной (солнце – л)

3) безударная гласная в окончании глагола (распевает – ет –е)

- Прописываем, чередуя вле вел

6. Словарная работа:

- Словарное слово надо расшифровать:

1 6 7 8 9

2 и л в ж Шифр:(таблица умножения)

3 б а д ь 1-ая буква – 16 2-ая буква - 36

4 у ф м е 3-я буква – 14 4-ая буква - 36

5 п г т о 5-ая буква – 40 6-ая буква – 27

- Словарное слово – велеть. Как вы понимаете смысл этого слова?

(приказывать, принуждать)

- Перед вами пословицы и поговорки(у каждой группы):

А) Азбука – к мудрости ступенька.

Б) Век живи – век учись.

В) Для чтения нет старости.

Г) Учи показом, а не рассказом.

- Что общего в этих пословицах? (польза учения)

- Выделите те, в которых велят что-то сделать(Б и Г).Одну напишите

по памяти.

7. Закрепление изученного:

1). Синтаксис (теория).

- Что мы называем синтаксисом?

- Какой разбор мы называем синтаксическим?

Задания (практика):

Тр…щит, жужжит, щ…бечет,

Расп…вает красивый мир в…сной.

а) вставить пропущенные буквы, объяснить (фронтальная работа)

б) синтаксический разбор (один ученик у доски)

2) Простое и сложное предложение (теория):

- Чем отличается простое предложение от сложного?

Задания (практика):

а) определить на слух: сложное предложение или простое (сарбонки)

сложное

простое

* С земли еще не сошел снег, а в душе уже поет весна. (сложное)

* Солнце светит ярко. (простое)

* Лучи его купаются в лужах вместе с воробьями. (простое)

* Грязь хлюпает под ногами, но земля еще не согрелась. (сложное)

б) Работа в группах: 1,2 гр.- выписать простые, 3,4 - сложные.

Текст:

Блестели черные ветки, шуршал мокрый снег (с)

Весна шла, и звон ручьев становился громче. (с)

В овраге начинали булькать ручьи. (п)

Снег в лесу потемнел. (п)

Проступили проталины, и на краю сугробов зацвели первые цветы. (с)

Весна разгоралась с каждым днем все ярче. (п)

- Из какого произведения эти предложения? («Стальное колечко»)

3) Распространенные и нераспрастраненные предложения (теория).

- Чем отличаются эти предложения?

Задания (практика):

Распространить предложения в тексте, просмотрев и прослушав клип

к песне об Усть-Каменогорске. (работа в группах)

Мой любимый город.

Город находится. Он развивается. Люди работают. Они отдыхают.

Проводят праздники. Мы гордимся.

(просмотр – отдых детей)

Примерный текст:

Город находится у подножия вечных гор. С каждым днем он развивает-

ся. Для этого люди работают. Отдыхают они в парках. Для них проводят

ся различные праздники. Мы гордимся своим городом.

(прослушивание групп, запись текста в тетрадь)

4) Чем может быть осложнено предложение? (теория)

- Какие члены предложения называются однородными?

- Когда ставится запятая? Когда не ставится?

Задания (пратика):

а) Найти предложение по схеме, исправить ошибку в знаках препинания.

(однородные сказуемые, подлежащие, дополнения, обстоятельства)

Предложения: Я люблю солнце, и голубое небо. В теплые дни все поет радуется. Расцвели весной липы, ясени клены. На крышах домов, в садах распевают птицы. ( работа с классом)

б) Работа по учебнику : стр № 205 упр. 697

1 группа: выписать предложения с однородными членами – главными

членами предложения;

2 группа : с однородными второстепенными членами предложения;

3, 4 группы: выписать предложения по схемам , поставить запятые.

Однородные члены предложения:

Подлежащее Сказуемое Второстепенный член

1. ------------- 2 ---------------------------

2. ------------- -------------------- ---------------------------

3. ------------- -------------------- 3

4. ------------- -------------------- 2

(числа указывают на однородные члены предложения)

Текст: Весна идет тепло несет. С крыш падают на землю капли. Они

Переливаются красными синими желтыми огоньками. Кругом весело и радостно.

8. Подведение итога:

- удалось ли нам выполнить задачи урока?

- д/з: стр. 206 упр. 705

Выставление оценок (подсчет лучиков)

- стало еще светлее. Солнце вам говорит «Молодцы!»

Покажите свое настроение (тучки)

Всем спасибо!

kopilkaurokov.ru

Урок русского языка в 4-м классе «Повторение по синтаксису»

Разделы: Начальная школа

Цели урока:

  1. Повторить знания о предложении, полученные в 3-м классе, воспроизвести алгоритм разбора предложения;
  2. Развитие речи, орфографической зоркости учащихся, развитие умения работать в паре, в группе: распределять работу, представлять результаты, уважать мнения товарищей;
  3. Воспитание любви к родной природе, умение видеть красоту русского языка.

Оборудование:

  • учебник “Русский язык” 4 класс (Р.Н .Бунеев, Е.В .Бунеева, О.В.Пронина),
  • Опорные слова-карточки для алгоритма,
  • “ромашка” с отрывными лепестками,
  • карточки для работы в паре и в группе.

Ход урока

1. Организационный момент

Подготовка рабочего места.

Снятие психологического напряжения:

- Улыбнитесь соседу слева, соседу справа, улыбнитесь всем. Успехов вам!

Запись числа в тетрадях.

2. Разминка

Игра “Да - нет”

- Если согласны с утверждением, хлопаем в ладоши. Если не согласны – топаем ногой.

- В русском языке 10 гласных звуков.

- Суффикс – это часть речи.

- Глагол обозначает действие предмета.

- Доброта – это прилагательное.

- В конце предложения всегда ставится точка.

- Сказуемое – главный член предложения.

- Существительное – часть слова.

- Языкознание и лингвистика – это синонимы.

По ходу игры дети исправляют неверные утверждения.

3. Актуализация опорных знаний

а) Повторение о разделах языкознания

( работа в группах)

- Что изучает языкознание?

На доске “ромашка” с терминами, напечатанными на оборотной стороне лепестка:

Фонетика, графика, орфография, морфология, словообразование.

- Выберите лепесток с названием раздела языкознания, обсудите ответ в группе и расскажите что изучает эта наука.

б) Определение темы и задач урока

- Определите тему урока по схеме:

- = О, О, О.

- Сегодня мы повторим всё, что знаем о предложении.

Будем упражняться в разборе и построении предложений.

в) Знакомство с новым термином

- Как вы думаете, есть ли наука, изучающая предложение?

Как называется этот раздел вы прочитаете в учебнике ( стр. 33 ) самостоятельно.

Синтаксис ( с греческого - построение, порядок) – раздел языкознания, изучающий смысл и структуру предложения и сочетания слов в предложении.

- Что изучает синтаксис?

- Как переводится это слово с греческого языка?

Запись темы урока на доску и в тетрадь.

4. Повторение о предложении

а) - Что мы знаем о предложении?

Дети:

- Предложение выражает законченную мысль.

- Слова в предложении связаны по смыслу.

- В предложении есть грамматическая основа – подлежащее и сказуемое.

- Предложения бывают простые и сложные.

Учитель:

- Как отличить простое предложение от сложного?

- Назовите виды предложений по цели высказывания. ( повествовательные, вопросительные, побудительные)

- Назовите виды предложений по интонации. ( восклицательные, невосклицательные)

б) Игра “Парный выход”

Задание: прочитайте пары предложений с нужной интонацией, определите виды предложений по цели высказывания и интонации.

Дети выбирают представителя от каждой группы для чтения предложений и сами оценивают выполнение задания.

На доске:

Повеств.

Вопросит.

Побудит.

    На улице идёт дождь.

Куда мы пойдём?

Не трогайте гнездо.

    На улице идёт дождь!

Куда мы пойдём?!

Не трогайте гнездо!

Задание:

- Запишите в тетрадь: 1 вариант – повествовательное, восклицательное предл-е,

2 вариант – побудительное, невосклицательное.

- Подчеркните грамматическую основу предложений.

Проверка выполнения задания по вариантам

в) Повторение о распространённых и нераспространённых предложениях

Какие предложения называются распространёнными? Нераспространёнными?

Игра “Аукцион”

Задание:

- Добавьте к нераспространённому предложению как можно больше второстепенных членов.

Выигрывает тот, кто сделает последнее добавление.

Опадают листья.

Осенью опадают листья.

Осенью опадают жёлтые листья.

Осенью опадают жёлтые и багряные листья.

Осенью опадают жёлтые, лиловые и багряные листья.

Осенью медленно опадают жёлтые, лиловые, багряные листья.

- Запишем последнее предложение с комментированием, выделяя и проверяя и изученные орфограммы.

5. Физминутка

Мы проверили осанку и свели лопатки. Мы походим на носках, а потом на пятках. Спинка ровная у нас, А осанка – высший класс!

6. Работа с алгоритмом разбора предложения

а) Постановка проблемы

-Пока мы делали физминутку, наш друг Незнайка составил схему предложения, которое мы записали.

О, О и О - .

- Верно - ли составлена схема?

Дети:

- Нет. В предложении есть сказуемое, а в схеме его нет.

У. - Почему ошибся Незнайка?

Д. – Нужно сначала найти грамматическую основу предложения, а потом чертить схему. Незнайка перепутал порядок разбора предложения.

б) Составление алгоритма “Порядок разбора предложения”

Работа по карточкам в паре.

Задание:

- Помогите Незнайке составить правильный алгоритм.

Карточка №1

Вид предложения по цели высказывания.

Вид предложения по интонации.

Простое предложение или сложное.

Начерти схему.

Укажи, есть ли однородные члены предложения.

Подчеркни грамматическую основу.

Распространённое или нераспространённое предложение.

в) Проверка составления алгоритма

На доску вывешивается алгоритм на печатной основе.

  1. Вид предложения по цели высказывания .
  2. Вид предложения по интонации.
  3. Подчеркни грамматическую основу.
  4. Простое предложение или сложное.
  5. Распространённое или нераспространённое предложение.
  6. Укажи, есть ли однородные члены предложения.
  7. Начерти схему.

г) Разбор предложения по алгоритму.

Коллективная работа.

Осенью медленно опадают жёлтые, лиловые и багровые листья. ( Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными второстепенными членами)

= О, О и О - .

7. Самостоятельная работа.

( по индивидуальным карточкам)

Карточка №2

Стоит глубокая осень. Прозрачны становятся сады, рощи, леса…

Старые деревья давно облетели, и только молодые берёзки сохраняют

ещё свои жёлтые листочки.

Подует свежий ветерок. Закружатся, запляшут в пёстром хороводе

осенние листья. Укроется земля разноцветным сухим ковром.

( по С. Аксакову)

 - Прочитайте текст.

- О каком времени года вы прочитали?

Самые красивые и трогательные стихи, книги, картины написаны русскими поэтами, писателями, художниками об осени. Пушкин. Тютчев, Пришвин, Левитан ждали осени как самого красивого, дорогого и мимолётного времени года.

Задание:

Найдите, выпишите и выполните синтаксический разбор предложений по алгоритму.

1 вариант – все простые предложения;

2 вариант – предложение с однородными членами;

3 вариант – сложное предложение.

( Задания по вариантам даются дифференцированно в зависимости от подготовки учащихся)

8. Проверка выполненного задания.

Учащиеся чертят схемы на доске, характеризуют предложения по алгоритму, совместно исправляют допущенные ошибки.

9. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Что изучает синтаксис?

- Оцените свои знания по теме “Синтаксис”. В тетради на полях нарисуйте цветной кружок:

О - я всё понял и усвоил;

О - знания нуждаются в повторении и закреплении; О - мне многое непонятно.

Учитель оценивает работу класса и отдельных учащихся.

10. Домашнее задание.

Упр. 41, стр. 33

Пользуясь алгоритмом (стр. 143), разберите одно предложение по выбору.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также