Семинар – практикум для родителей. Тема: «Игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста». Упражнения по развитию зрительного восприятия


Коррекционно - развивающее занятие по психомоторике и сенсорным процессам по теме "Упражнения на развитие зрительного восприятия"

Тема: Развитие зрительного восприятия

Цель урока: создать условия для  развитие зрительного восприятия

Задачи:

обучающая:

 - формировать умение выделять  предметы  по заданному признаку;

развивающая:

 - расширять объём внимания, восприятия и памяти.

-  развивать умение сравнивать, анализировать по картинке;

- развивать речь, пополнять словарный запас.

воспитывающая:

 - воспитывать терпение, усидчивость, чувство уважения друг к другу.

Оборудование: мультимедийное оборудование, магнитофон,  презентация, раздаточный материал  (приложение 1).

Ход урока:

I. Организационный момент.

  1. Психологический настрой на урок

Встали в круг. Улыбнулись друг другу. Улыбнулись гостям, а какой праздник недавно у нас был? (8 Марта). А без чего не бывает этого праздника? (Без цветов).

Психологическая игра «Назови  свой цветок и цветок друзей»

Цель: создание положительного настроя на совместную, продуктивную работу.

- Дети по очереди , передавая мяч, называют  свой цветок и цветок всех остальных ребят.

А вы знаете ребята, что в одной сказке есть цветок, у которого все лепестки волшебные и разноцветные. Как этот цветок называется? (Цветик – семицветик). Давайте прочитаем. (Слайд  3).

Какие цвета у цветика – семицветика? (Голубой, красный, жёлтый, синий, серый, оранжевый, зелёный).

2.Сообщение темы занятия.

Сегодня мы будем делать то, что подскажет нам цветик – семицветик, будем выполнять его задания. Будем тренировать глаза, чтобы они у нас хорошо запоминали, будем учиться быть внимательными. (Слайд 4).

  1. Упражнение «Зрительная гимнастика». (Слайд 5).

Посмотрите внимательно на картинку и обведите её глазами по контуру.

 Включить музыкальное сопровождение (пение птиц).

2. Упражнение «Найди отличия». (Слайды 6,7).

- А теперь посмотрите на эти красивые картинки, кто на них изображен .Вам нужно внимательно присмотреться к рисункам и найти отличия.

3.Упажнение «Найди две одинаковые картинки». ( Слайды 8, 9).

Кто нарисован на картинке? Нарисована белка и  ещё 5 теней. Найди тень белки. Под каким она номером? Объясни почему.

4.Физкультминутка.

Мы на плечи руки ставим,

Начинаем их вращать.

Так осанку мы исправим,

Раз, два, три, четыре, пять.

Руки ставим перед грудью,

В стороны разводим.

Мы разминку делать будем

При любой погоде.

Руку правую поднимем,

 А другую вниз опустим

Мы меняем их местами,

Плавно двигаем руками.

А теперь давайте вместе

Пошагаем все на месте.

 

5.Упражнение «Найди слова».  (Слайды 10,11,12).

– Ребята, посмотрите,  внимательно, что вы видите в таблице?

Внимательно посмотрите и найдите 5 названий животных.

к

м

е

д

в

е

д

ь

о

р

у

п

з

й

ц

ё

р

м

н

л

а

в

п

ж

о

н

о

г

я

я

о

а

в

а

ы

н

ц

у

р

р

а

к

л

и

с

а

м

т

Медведь, ёж, лиса, заяц, корова.

Какое слово здесь лишнее? Почему?

6.Упражнение «Наложенные картинки» (Слайды 13,14).

Внимательно посмотрите и скажите каких домашних животных вы здесь видите? А все ли здесь домашние животные? 

7. Упражнение «Что перепутал художник?»  (Слайды 15,16).

- Ребята, посмотрите на картинку. Вам не кажется, что художник, который рисовал эту картину,  что-то перепутал? Что? Назовите.

III. Итог урока. (Слайд 17).

- Ребята, чем вы сегодня занимались на занятии? Вам понравилось? Чему научились? А какие трудности у вас были при выполнении заданий?

-Спасибо вам за работу. Мне понравилось, как вы сегодня занимались. До свидания!

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»

 пгт Кикнур  Кировской области

Открытое занятие по психомоторике и сенсорным процессам  по теме  

«Упражнения на развитие зрительного восприятия»

                      Подготовила:

педагог – психолог -  Куликова О.В.

март

2014 год

nsportal.ru

«Игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста»

Конкурсант:

Катипунго Ольга Александровна,

воспитатель,  I квалификационной категории

МАДОУ детский сад комбинированного вида «Сказка»

ЯНАО, г. Лабытнанги

Цель: Познакомить родителей с играми и упражнениями способствующие профилактике нарушения,  коррекции зрения  у детей.

Задачи: Установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка; объединить и направить усилия родителей для развития и укрепления зрения у детей; познакомить их с формами проведения игр и упражнений.

План проведения семинара – практикума.

  1. Приветствие
  2. Сообщение «Это интересно»
  3. Рекомендации офтальмологов
  4. Игры и упражнения (выставка тренажеров)
  5. Консультация для родителей: «Гимнастика для глаз»  (комплекс упражнений)
  6. Тестирование (приложение 1)
  7. Презентация на тему: «Коррекцинно – педагогическая работа по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения» (приложение 2)

1.      Приветствие

        Добрый день, уважаемые родители! Рады приветствовать вас на нашем семинаре – практикуме. Вы знаете, что нашу группу посещают дети с ослабленным зрением. Мы хотим познакомить вас с работой, которую проводим с  детьми. Так же будем рады предоставить вам комплексы упражнений, игр и показать, как правильно их  использовать. Значение игры в жизни ребенка дошкольника трудно переоценить, прежде всего, игра -  это ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Через игру ребенок познает окружающий мир, учится жить в этом мире. Игра удовлетворяет детскую любознательность, вовлекает ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Кроме того, игра, как педагогическое явление является средством воспитания, методом обучения, формой организации деятельности, средством коррекции.

         Поэтому,  в течении дня, во всех режимных моментах, проводим игры, упражнения, гимнастику для глаз, что способствует укреплению глазных мышц. Предлагаю вам интересную информацию.

2.      Сообщение «Это интересно»

         Статистика показывает, что за последние 5 лет уровень глазных заболеваний и патологий среди детей вырос в 1,5 раза. Это связано в первую очередь с нагрузками, обусловленными  работой на компьютере, нарушением санитарных норм освящения, неправильном питанием, а также ухудшением экологической обстановки.

         Помимо ежегодного обследования, родителям следует внимательно присматриваться к ребенку – его поведение может подсказать о зарождающихся проблемах со зрением. Если малыш щурится, глядя на удаленные предметы, если он низко склоняется над столом, когда рисует или читает, часто спотыкается и роняет предметы, старается ближе сесть к телевизору, постоянно склоняет голову набок, тянется к удаленному предмету, а взяв его в руки теряет к нему интерес, если глаза его часто слезятся, то это говорит о необходимости посещения офтальмолога.

         Кроме того, с ребенком необходимо регулярно, примерно раз в три месяца, проводить тестирование в домашних условиях: один глаз малыша нужно прикрыть плотным листом бумаги или картона и попросить его что – нибудь нарисовать, раскрасить картинку или собрать мозаику. Затем то -же самое нужно сделать, прикрыв другой глазик.

         Ребенок с нормальным зрением должен справиться с заданием. Есть и еще один эффективный тест, правда он подходит для детей умеющих читать. Малыша нужно подвести к книжному шкафу на то расстояние, с которого хорошее зрение, должен без труда прочесть название каждой указанной книги – сначала одним глазом, потом другим. Также желательно выбрать несколько книг с однотонной обложкой и попросить назвать цвет – это необходимо для того, чтобы убедиться, что он различает цвета, то есть не страдает дальтонизмом.

        И еще один нюанс. Даже если очередное посещение окулиста показало, что глазки ребенка здоровы, это не дает гарантии, что так будет всегда. Детский организм очень хрупок, он нуждается в поддержке, поэтому на очередной консультации можно обговорить с офтальмологом прием витаминов для глаз, например на основе черники.  Такие препараты укрепляют зрительную систему и помогают сохранить зрение острым.

 Важно помнить, что лечение любых глазных заболеваний и патологий будет гораздо эффективнее, если вовремя заметить надвигающиеся проблемы со зрением.

А сейчас,  познакомлю вас с рекомендациями офтальмолога, после чего вы выскажите свое мнение, согласны вы с ними или нет.

3.      Рекомендации офтальмолога

ü     Родители сейчас увлечены ранним образованием детей и слишком рано приобщают ребёнка к чтению, но им обязательно нужно иметь в виду, что если у ребёнка к семи годам плохо развита аккомодация, а они уже начинают читать – грозит близорукость.

ü     Просмотр телепередач и игра в компьютерные игры стали всё более привычным проведением досуга у детей всех возрастов. Но по медицинским рекомендациям дошкольникам можно смотреть телевизор не больше, чем полчаса в день и на расстоянии не менее 3 метров.

ü     В комнате обязательно должно быть слабое освещение – нельзя смотреть в полной темноте. Начиная со школьного возраста, можно смотреть и по часу, но лучше с перерывами. Смотря на экран, голову нужно держать прямо, а не сбоку.

ü     При просмотре кинофильма пусть глаза перемещаются по всему экрану, вместо того, чтобы пристально смотреть на какую-нибудь отдельную часть. Во время затянувшихся сцен или в перерыве между фильмами мягко прикройте глаза на короткое время, чтобы дать им отдохнуть, расслабить мышцы и подкрепить нервы сетчатки. Необходимо родителям самим соблюдать эти правила и приучать  своих детей.

ü     Если ребёнку назначены очки, он должен не только читать и смотреть телевизор в очках, а всё время носить их. Дошкольникам назначаются очки в основном для постоянного ношения.

ü     Что же касается компьютеров, то до трёх лет общение с ним надо исключить. С трёх до семи лет можно проводить не более 15 минут перед дисплеем, и не чаще двух раз в неделю. И при этом расстояние до экрана должно быть не меньше 60-70 см.

ü     К развитию близорукости приводят:

ü     Плохая освещённость рабочего места, особенно при искусственном освещении.

ü     Неприспособленная или плохо приспособленная мебель для занятий. Особенно важно, чтобы в домашней обстановке размеры мебели также соответствовали росту детей.

ü     Неправильная посадка детей во время чтения и письма – важнейший фактор развития близорукости. Вредная привычка читать   и писать, наклонив голову, сгорбившись, с наклоном в сторону, лёжа, в неудобных положениях способствует ослаблению зрения.

ü     Развитие близорукости чаще бывает при неправильном режиме дня, чередовании учёбы и отдыха.

       Родители делятся своим опытом воспитания детей.  Рассказывают о том, что они также обеспокоены тем,  что у многих детей выявляются проблемы со зрением. Они поддерживают нашу работу и хотят помочь своим детям. Предлагаю им игры и упражнения, способствующие коррекции зрения.

4.      Игры и упражнения

           Уважаемые родители, дома, играя с детьми, вы можете решать сразу несколько задач – общение с детьми и развитие их зрения.  Организуйте игру. Скорее всего, у ребенка не возникнет интереса к игре, если вы ее специально не организуете. Поэтому стремитесь к тому, чтобы любое действие обыгрывалось, было включено в какой - нибудь интересный сюжет.  Например, перед ребенком не просто гремящие коробочки, а там спрятаны зернышки, которыми надо накормить проголодавшихся курочек. Курочек можно нарисовать или найти соответствующие игрушки. Позволяйте ребенку самому найти решение. Каждая игра носит обучающий характер и служит достижению определенной цели. Чтобы цель была достигнута, а занятие прошло с пользой, дайте ребенку максимальную самостоятельность. Не выполняйте задание за него, пусть он сам придет к правильному решению. В помощь вам представляю комплекс игр и упражнений, которые вы можете использовать. А так же предлагаю поиграть.

 Игры. «Прищепки»

          Прикрепите прищепки к картонному кругу, чтобы получилось «солнце» или «цветочек». Можно  оформить игрушку в виде ежика, у которого прищепки играют роль иголок. Предложите снять все прищепки, а затем прикрепить обратно. Можно наклеить на картон цифры и предложить ребенку прикреплять столько прищепок, какая цифра на картоне. Если прищепок много, они разного цвета, то дети сами могут придумывать множество поделок. Игра развивает мелкую моторику рук, зрительно – двигательную координацию.

«Пуговицы»

         Смешайте несколько комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать. Игра развивает зрительное внимание, восприятие. Складывайте пуговицы в стопочки (башенки). Соревнуйтесь с ребенком, чья стопочка будет выше. Игра развивает зрительно – моторную координацию, моторику рук. Положите на стол множество разнообразных пуговиц. Попросите ребенка выбрать все красные; все маленькие; все пуговицы с двумя дырочками и т. Игра развивает зрительное внимание.

«Сравни картинки»

           Все дети любят искать различия на двух, казалось бы, одинаковых изображениях. Эта забава из нашего детства тоже хорошо развивает зрительное внимание, а также наблюдательность.

«Фигурные таблицы»

           Можно найти в продаже или сделать самостоятельно таблицы, в ячейках которых вразнобой нарисованы разные фигуры. Задача ребенка – в каждой из фигур нарисовать определенный простой знак ( в круге – точку, в квадрате – диагональную линию и т.д.). Эта игра развивает способность переключать зрительное внимание.

«Где, чей домик?»

          Нарисуйте или наклейте несколько животных и домики для них. От каждого животного до домика прочертите витиеватые дорожки разных цветов. Пусть ребенок определит, у кого какой домик, не проводя пальцем по линиям. Если это сложно, то сначала можно разрешить использовать пальчик или карандаш, но со временем уберите его. Это упражнение развивает функции прослеживания глазами по линии, развивает зрительное внимание.

«Корректор»

        Для этой игры понадобится текст из журнала или газеты, напечатанный достаточно крупным шрифтом. Попросите ребенка вычеркнуть (подчеркнуть или обвести) каждую букву «о». Затем обязательно проверьте, подсчитайте ошибки и запишите результат. Выполняя это упражнение каждый день, всегда меняйте буквы. Когда эта задача для ребенка станет легкой, усложните ее, предложив все буквы «о» вычеркнуть, а буквы «с» -  обвести. Ребенку будет интереснее, если взрослый будет на своем тексте выполнять то же самое задание.

«Считалка»

       На большом листе бумаги в хаотичном порядке напишите цифры от 1 до 10. Попросите ребенка найти все цифры по порядку. Для усложнения задания цифры можно рисовать разными цветами и разного размера. Игра развивает  зрительное внимание.

Упражнения.

v    Перевести взгляд  по горизонтали влево до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд вправо до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение, повторить цикл нужное количество раз.

v    Перевести взгляд вертикально вверх до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд вниз до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение, повторить цикл нужное количество раз.

v    Перевести взгляд по диагонали влево – вверх до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд по диагонали вправо – вниз до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение, повторить цикл нужное количество раз.

v    Перевести взгляд по диагонали вправо - вверх до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд по диагонали влево – вниз  до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение, повторить цикл нужное количество раз.

v    Свести глаза вверх и к носу, так, чтобы увидеть переносицу, задержать на 2 секунды, перевести глаза вниз, сводя их к носу, так, чтобы увидеть его кончик, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение. Повторить цикл нужное количество раз.

v    Поместить указательный палец перед глазами на расстоянии вытянутой руки. Медленно приближать его к переносице, постоянно фиксируя взгляд на его кончике, затем без отрыва взгляда от кончика пальца, медленно перевести палец в исходное положение. Повторить цикл нужное количество раз.

v    Переводить взгляд с ближнего предмета на дальний и обратно. Для этого у нас есть «пчелки», «кружочки», «шарики», «бабочки», они должны находится на уровне глаз на расстоянии 25 см.

v    Крепко зажмуриться. Сохранять такое положение в течении 3 – 5 секунд, затем открыть глаза на 3 – 5 секунд. Повторить цикл нужное количество раз.

5.      Консультация на тему: « Гимнастика для глаз»

       Организм ребенка очень восприимчив  всякого рода воздействиям, именно в детском возрасте развитию зрения должно быть уделено особое внимание. Важное значение для охраны зрения детей имеет правильная организация занятий в домашних условиях. Дома дети любят рисовать, лепить, а в более старшем возрасте читать, писать, играть с конструктором. Но надо помнить, что общая продолжительность занятий в течение дня не должна превышать 40 минут в возрасте от 3-х до 5-ти лет, и одного часа в 6-7 лет. Желательно, чтобы дети занимались как в первую, так и во вторую половину дня, и чтобы между этими занятиями было время для активных игр и пребывания на свежем воздухе. Однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, должны прерываться каждые 10-15 минут для отдыха глаз.

       Профилактику неправильных зрительных привычек у ребенка начинают уже с 2-3 лет. Детей учат периодически моргать, не горбиться, не дают им возможность смотреть пристально, просят чаще менять взгляд с ближнего на дальние предметы и обратно.

       Очень важно обучить, ребенка правильно смотреть телевизор и играть на компьютере. Длительность для дошкольников и младших школьников не должно превышать получаса. Оптимальное расстояние до экрана телевизора от 2 до 5 м. Экран монитора компьютера должен располагаться на расстоянии вытянутой руки (40 см). Сидеть при этом необходимо не сбоку, а прямо перед экраном. В комнате должно быть естественное или искусственное освещение. Важно, чтобы свет от других источников не попадал на глаза.

        Несмотря на возрастающую популярность «развивающих» игр, следует помнить о чувстве меры продолжительность таких игр не более 20 минут единовременно и более 60 минут за весь день. Просмотр телевизора, видеоигры и игры за компьютером для детей до трех лет запрещены.

        Взрослые должны учитывать следующее:

-с 1,5 лет ребенок должен держать книгу на расстоянии 20-25 см. от глаз;

-при рисовании нельзя заслонять источник света рукой;

-комната, где ребенок проводит большую часть времени должна быть хорошо освещена.

Рекомендуется с одного года приучать ребенка к гимнастике глаз в игровой форме. Зрительная гимнастика помогает:

-улучшить кровообращение сосудов органов зрения;

-снять утомление глаз после чтения или работы с мелкими деталями.                       

                                                                                                                                                         

       Общие рекомендации по гимнастике для глаз для дошкольников:

 

1.Посмотреть вдаль в течение 1-2 мин., переводя взгляд с предметов;

2.Поморгать глазами-20 раз;

3.Дать «попрыгать глазками с лестницы» - посмотреть кверху и быстро опустить взгляд вниз-

 

       Чтобы снять напряжение в глазах при работе за компьютером:

1.Каждые 1-2 часа переключать зрение: смотрите вдаль 5-10 минут.

2.Закрыть глаза для отдыха на 1-2 минуты.

        Гимнастика для усталых глаз:

1.Глубоко вдохните, зажмурив глаза как можно сильнее. Напрягите мышцы шеи, лица, головы.  Задержите дыхание на 2-3 секунды, потом быстро выдохните, широко раскрыв глаза на выдохе. Повторить 5 раз.

2.Закройте глаза, помассируйте надбровные дуги и нижние части глазниц круговыми движениями от носа к вискам.

3.Закройте глаза, расслабьте брови. Повращайте глазными яблоками слева направо и справа налево. Повторить 10 раз.

4.Поставьте большой палец руки на расстоянии 25-30 см. от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, закройте один глаз на 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, закройте другой глаз. Повторить 10 раз.

5.Положите кончики пальцев на виски, слегка сжав их.10 раз быстро и легко моргните. Закройте глаза и отдохните, сделав 2-3 глубоких вдоха. Повторить 3 раза.

Выполнение каждого из этих комплексов упражнений для глаз займет не более 5 минут. А пользу, которую вы получите, трудно переоценить.

Простейший отдых для глаз - это их закрытие на более или менее длительный период   времени и мысленное представление чего-нибудь приятного. Этот метод служит средством первой помощи, и к нему надо прибегать в первую очередь.        

 

“Весёлая неделька” гимнастика для глаз

- Всю неделю по — порядку,

Глазки делают зарядку.

- В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

 Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

- Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

- В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения).

 

- По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).

- В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).

- Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).

- В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).

- Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

          В нашей группе приобретены и изготовлены тренажеры для коррекции зрения. Сейчас  я предлагаю вам, ознакомится с ними и попробовать выполнить несколько упражнений. Эти тренажеры способствуют укреплению глазных мышц, снятию напряжения с глаз. Используем гимнастику ,выполненную  в презентации.

Родители делятся впечатлением от упражнений на тренажерах.

В заключении, я предлагаю вам пройти тестирование  и узнать о состоянии вашего зрения. 

 Приложение 1

6.      Тест на близорукость или дальнозоркость

Посмотрите на эту картинку каждым глазом по очереди. Если символы кажутся Вам более четкими на красном фоне, то существует большая вероятность наличия близорукости. А если на зеленом, то можно предположить наличие у вас дальнозоркости.

 Тест на астигматизм

Для выполнения теста отойдите на 2-4 шага от монитора, закройте один глаз и посмотрите на рисунок (затем проделайте тест для другого глаза). Если Вам кажется, что некоторые из линий более темные, чем другие, или, наоборот, более расплывчатые, Вам необходима консультация офтальмолога.

Тест Амслера

Этот тест позволяет выявить одно из глазных заболеваний - патологию центральной части сетчатки ("желтого пятна").

 Рисунок должен находится примерно 30-ти см от Ваших глаз. Закройте один глаз рукой, а вторым несколько секунд смотрите на черную точку в центре. Затем повторите то же для второго глаза. Если все линии сетки ровные и нет ни искривлений, ни серых пятен, то Ваша центральная область сетчатки в норме.

А еще мне, уважаемые родители, хочется дать вам  такие советы:

В течение первых двенадцати лет жизни ребенка идет интенсивное развитие его органов зрения. В этот период глаза особенно подвержены негативному влиянию многочисленных факторов, таких как повышенные нагрузки (компьютер, чтение, телевизор), травмы, инфекции, неблагоприятная экология, и многих других.

Как же можно помочь формирующемуся детскому организму противостоять подобному влиянию внешней среды и предотвратить ухудшение зрения у малыша?

* Любая двигательная активность помогает глазкам малыша лучше работать. Заставляйте ребенка больше бегать, прыгать, играть в подвижные игры. Занятия спортом тоже пойдут ему на пользу.

* Обязательно следите за осанкой ребенка. Ведь, если ребенок сидит с «кривой» спиной, у него нарушается кровоснабжение головного мозга, которое, в свою очередь, провоцирует проблемы со зрением.

* Не допускайте, чтобы ребенок подолгу, не отрываясь, сидел перед телевизором или компьютером. При этом помните, что сидеть перед экраном лучше всего не сбоку, а прямо напротив. Нельзя также смотреть телевизор в темной комнате, так как глаз вынужден будет постоянно менять фокус и напрягаться, адаптируясь к свету. Это может привести к достаточно неприятным последствиям.

* И еще один важный момент: для тренировки зрения малышу полезно играть с яркими, подвижными игрушками, которые вертятся, прыгают и катаются.

* Регулярно проводите с ребенком гимнастику для глаз. Превратите это в ежедневную увлекательную игру!

Спасибо за участие в мероприятии, понимании проблемы.

                                                                                                                                                                            

tmndetsady.ru

Коррекционное занятие по развитию зрительного восприятия

Разделы: Начальная школа

Цели:

  1. Учить видеть в реальных предметах сенсорные эталоны формы, величины, пространства, сенсорные эталоны плоскостных предметов и объемных тел.
  2. Учить понимать и называть направление движения в пространстве и соотносить его изображение на листе (схеме, рисунке).
  3. Учить соотносить изображение на картинке с реальным объектом по силуэтному, контурному и зашумленному изображению.

Оборудование:

  1. Карточки с изображением набора геометрических фигур (для индивидуальной работы и фронтального показа).
  2. Цветное изображение домика, карточки с изображением половины домика.
  3. Картонные муляжи замка (красный – для детей с миопией, атрофией зрительного нерва, черный – для остальных).
  4. Плоскостное изображение пенька, березки, елочки, грибка.
  5. Геометрические фигуры: круг, треугольник, овал, полукруг, прямоугольник.
  6. Карты-схемы пути.
  7. «Волшебные мешочки» с набором объемных геометрических фигур.
  8. Герои сказки «Колобок»: колобок, зайчик, волк, медведь, лиса.

Ход занятия

I. Организация детей на работу.

– Ну-ка, проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте? Все ль в порядке? Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?

II. Подготовка к восприятию нового материала.

–А начнем наше занятие с упражнения для тренировки зрительной памяти.

– Посмотрите внимательно и запомните, какие фигуры и как расположены на карточке. (рис.1)

    Рисунок 1

– Выберите такую же карточку из нескольких.

– Проверим, правильно ли вы выбрали карточку.

– Какие геометрические фигуры здесь нарисованы?

III. Знакомство с новым материалом.

– Сегодня мы будем находить геометрические фигуры и предметы, имеющие определенные геометрические формы.

– Любите ли вы сказки?

– Какие сказки вы знаете?

– На нашем занятии мы встретимся с героями сказки и должны их узнать.

– Итак, мы отправляемся в сказку.

– Начинается наше путешествие с домика (рис.2)

Рисунок 2

– Вот наш домик. Но у него нет одной половинки. Дорисуйте сами вторую половину.

– Скажите, из каких частей состоит домик (крыша, сруб)?

– Какую форму имеет крыша?

– Какую форму имеет сруб?

– В каких сказках встречается домик?

– Чтобы узнать, из какой сказки наш домик, надо войти в него.

– Посмотрите, дом закрыт на замок! (рис.3)

  Рисунок 3

– Надо его открыть. Но для этого нам понадобится ключ.

– Возьмите замок и ключи, отыщите ключ, подбирая по одному.

– Все нашли нужный ключ?

– А как можно по-другому подобрать ключ, не перебирая все?

– Правильно, надо выбрать основные признаки, из каких фигур состоит ключ.

– Мы открыли дверь и можем войти в дом.

– Посмотрите, нас встречает герой сказки. (рис.4)

Рисунок 4

– Какую фигуру он напоминает?

– Круг – это плоская или объемная фигура?

– Какая объемная фигура на плоскости имеет форму круга?

– Возьмите «волшебные мешочки», найдите в нем шар.

– Какой сказочный герой имеет форму шара?

– Посмотрите, вот наш колобок. (рис.5)

Рисунок 5

– Что произошло с Колобком в сказке?

IV. Закрепление изученного.

– Возьмите карту-схему движения Колобка. (рис.6)

Рисунок 6

– Колобок остановился у елочки. (рис.7)

  Рисунок 7

– Какую форму имеет елочка?

– Какого цвета?

– Найдите этот ориентир на карте.

– Выберите направление: вправо, влево, вверх, вниз?

– Проведите путь синим фломастером.

– Возле елочки Колобок с кем-то встретился.

– Узнайте по силуэту, кто это. (рис.8)

  Рисунок 8

– Как вы догадались, что это зайчик?

– Вот наш зайчик!

– Колобок покатился дальше до березки. (рис.9)

Рисунок 9

– Какую форму имеет березка?

– Какого цвета?

– Куда нужно идти?

– Проведите путь зеленым фломастером.

– А возле березки Колобка кто-то поджидает.

– Попробуйте узнать кто это по контуру. (рис.10)

  Рисунок 10

– Обведите фломастером через кальку.

– Все смогли узнать?

– Вот он, волк.

– Колобок покатился по дорожке до грибка. (рис.11)

  Рисунок 11

– Из каких фигур состоит грибок?

– Какого цвета шляпка? Ножка?

– Куда нам надо идти?

– Проведите красным фломастером.

– Возле грибочка кто-то ждет нашего героя.

– Узнайте на зашумленном рисунке, кто это. (рис.12)

  Рисунок 12

– Вот какой у нас медведь.

– А Колобок покатился дальше до пенька. (рис. 13)

Рисунок 13

– Какую форму имеет пенек?

– Какого цвета пенек?

– Куда нужно Колобку идти?

– Проведите дорожку до пенька черным фломастером.

– Ой, возле пенька его кто-то поджидает.

– Узнайте, кто это? Для этого соберите из частей целую картинку. (рис.14)

  Рисунок 14

– Как вы догадались, что это лиса?

– На нашем занятии Колобок и от лисы убежал домой.

– Куда надо идти?

– Проведите дорожку коричневым фломастером.

V. Итог занятия.

– Вот и закончилось наше путешествие по сказке.

– С какими героями мы встретились?

– Как называется сказка?

– Какие геометрические фигуры нам помогали в путешествии?

– Где мы встретили эти фигуры?

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Развитие зрительного восприятия | Логопедия для всех

25 Сен 2011 Автор Ekaterina

Предоставила Быкова Елена Владимировна

Развитие зрительного восприятия, лежащего в  основе  пространственного ориентирования, является одним из направлений коррекционной работы по предупреждению нарушений письма у детей с трудностями в обучении. В норме зрительное восприятие и все его процессы формируются в дошкольном возрасте. Недостаточное развитие у младших школьников данного психического процесса и ведёт за собой отставание в формировании пространственного  ориентирования и задерживает переход на следующий возрастной этап.

К школе дети осваивают такой уровень восприятия, который позволяет им действовать с предметами и в процессе этих действий воспринимать окружающий мир. Они испытывают сложности и в зрительном анализе , в процессе мысленного выполнения  двигательных действий с предметами и зрительного анализа изображений  предметов. Задача логопеда помочь таким детям в совершенствовании зрительного восприятия, сформировать недостающие практические действия и перенести их из внешних действий во внутренние, тем самым сформировав основу для процессов пространственного восприятия.

На занятиях с детьми используются упражнения по закреплению умений воспринимать форму предметов и их элементов, цвета предметов, их величину, высоту, длину, ширину и т. д. При этом следуя принципу постепенного усложнения материала, логопед идёт от простого к сложному.

Наиболее рациональная следующая этапность работы:

– изображение реальных предметов или сами предметы,

-схематические изображения, графические знаки и символы,

-работа с наложенным изображением и зашумлением,

-закрепление восприятия формы предметов и их изображения,

-отрабатывать умение группировать предметы по форме, выделение части из целого, составление целого из части.

Содержание работы по развитию зрительного восприятия:

1-ый этап:

1. «Что, где было? И что изменилось?»

Задание показать и назвать, что или кто находится над – под, выше – ниже, за – перед, справа – слева данного объекта или предмета. Объяснить, что изменилось.

2. «Отгадай фигуру»

Задание: ребёнку предлагается набор геометрических фигур. На доске или перед ребёнком изображения тетради, пенала, ластика, красок, точилки. Ребёнку предлагается назвать все нарисованные предметы и подобрать к ним обобщающее слово. Затем закрыть глаза и на ощупь определить какую геометрическую фигуру дал логопед, ответить на вопросы:

-какой предмет похож на треугольник? (квадрат, круг, прямоугольник)

-Из чего он сделан?

3. «Воспроизведение геометрических фигур »

Задание: внимательно рассмотреть рисунок, проговорить какая фигура, где находиться, по памяти нарисовать.

4. «Кто (что) где?»

Задание: рассмотреть рисунки и рассказать, как расположены предметы относительного заданного, пользуясь полными предложениями, с использованием слов выше – ниже, ближе – дальше, справа – слева.

5. «Найди предмет, которого нет»

Задание: рассмотреть рисунок, например корзина с фруктами, под которой нарисованы фрукты, лежащие в ней и один лишний предмет (овощ). Объяснить, почему его там нет.

6. «Сравни» \по длине, ширине, высоте»:

Ребёнка просят показать и назвать самое длинное (широкое, высокое) изображение, затем самое короткое (узкое, низкое). Положить картинки (или игрушку) на самое длинное (широкое, высокое и т. д.) изображение.

7. «Собери картинку»

Педагог показывает ребёнку рисунок из треугольников разной величины, вида, цвета. Задание: выложить один из рисунков или найти на рисунке треугольник такой же формы.

8. «Узнай изображение»

Задание: рассмотреть и назвать наложенные изображения нескольких предметов (от 2-х до 5-ти).

2-ой этап:

1. «Выложи из палочек»

Задание: выложить по образцу узор или силуэт из палочек.

1-ый уровень сложности – узоры в одну строчку,

2-ой уровень сложности – простые силуэты, состоящие от 6 до 12 палочек,

3-ий уровень сложности – более сложные силуэты, состоящие от 6 до 14 палочек.

2. «Найди отличия»

Задание: традиционно.

3. «Покажи дорожку»

Задание: посмотреть внимательно на таблицу из геометрических фигур, помочь герою сказки добраться по дорожке к нужному ему месту, для этого покажи или закрой фишками слева направо: а) все треугольники (квадраты, круги), б) все заштрихованные треугольники (круги, квадраты).

4. «Срисовывание по клеточкам»

Задание: посмотри внимательно на рисунок, на нём изображена фигура, состоящая из линий, нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам, по окончании проговорить с ребёнком, как он это рисовал.

5. Упражнения с раскрасками

Рекомендую прочесть:

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Автор: Ekaterina

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте "Логопедия для Всех" Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Автор опубликовал 484 статей.
Предыдущий материал из рубрики - Логопеду в помощь:

www.logolife.ru


Смотрите также