Тест "Лексика" 5 Класс. Упражнения по лексике русский язык 5 класс


Тест по русскому языку 5 класс "Лексика"

15. Укажите антоним к слову яркий.

1) холодный

2) широкий

3) тяжёлый

4) тусклый

16. Укажите многозначное слово

1)шляпка

2) двухэтажный

3) ландыш

4) ровесник

17. ь пишется в слове

1) руж...ё

2) бар...ер

3) под...ём

4) солов...и

18. В каком слове в окончании пишется буква и?

1) в корзин...

2) на полян...

3) к берёз...

4) на площад...

19. Укажите слова, которые не являются синонимами.

1) зной —жара

2) зелёный — красный

3) алфавит — азбука

4) караулить — сторожить

20. Укажите антоним к слову мягко.

1) легко

2) быстро

3)жёстко

4) задумчиво

Раздел IV. Лексика

Вариант 2

Часть 1

К каждому заданию 1—20 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный.

1. Укажите однозначное слово.

1)кнопка 3) сталевар

2) линейка 4) ствол

2. В каком варианте ответа одно из слов употреблено в переносном значении?

1) ледяной взгляд 3) широкая улица

2) золотое кольцо 4) горячее молоко

3. В каком варианте ответа одно из слов употреблено в прямом значении?

1) железная дисциплина

2) тяжёлый разговор

3) богатое воображение

4) лёгкий чемодан

4. Укажите лексическое значение слова косоворотка.

1) страдающий косоглазием человек

2) мужская рубашка со стоячим воротом, застёгивающаяся сбоку

3) склон горы, холма

4) лесное травянистое растение со съедобными красными ягодами

5. У кажите, как называются выделенные в словосочетании слова:

плывущая ладья — шахматная ладья.

1) антонимами 3) омонимами

2) однозначными 4) синонимами

6. Буква а на месте пропуска пишется в слове

1) скв...речница 3) ф...нетика

2) впеч...тление 4) к...фейный

7. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

1) смелый 3) заносчивый

2) мужественный. 4) храбрый

15. Укажите антоним к слову румяный.

1)горячий

2) бледный

3) красный

4)яркий

16. Укажите многозначное слово.

1) полотно

2) клюква

3) телефонист

4) футбол

17. ь пишется в слове

1) коп...ё

2) руч...и

3) под...езд

4) л...ешь

18. В каком слове в окончании пишется буква и?

1) на полк...

2) в школ...

3) в письм...

4) в реч...

19. Укажите слова, которые не являются синонимами.

1) бежать — мчаться

2) красный — алый

3) бегемот — гиппопотам

4) весенний — зимний

20. Укажите антоним к слову медленно.

1) тихо

2) громко

3) быстро

4) мягко

doc4web.ru

Раздел IV. Лексика

Вариант 1

Часть 1

К каждому заданию 1—20 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный.

1. Укажите однозначное слово.

1) спешка 3) дорога

2) игла 4) полотно

2. В каком варианте ответа одно из слов употреблено в переносном значении?

1) ослепительный свет 3) железный обруч

2)золотое сердце 4) ледяная сосулька

3. В каком варианте ответа одно из слов употреблено в прямом значении?

1) олимпийское спокойствие 3)говорливая река

2) нарядная берёзка 4) тяжёлый рюкзак

4. Укажите лексическое значение слова инициалы.

1) иноземцы, племенные люди

2) указания, свод правил, устанавливающий порядок выполнения чего-либо

3) первые буквы имени и отчества или имени и фамилии

4) промежуток, расстояние между чем-нибудь

5. Укажите, как называются выделенные в словосочетании слова.

косяк лошадей — косяк двери

1) однозначными 3)антонимами

2) синонимами 4) омонимами

6. Буква а на месте пропуска пишется в слове.

1) д...кумент 3) т...бун

2) к...ралловый 4) лес...руб

7. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

1) вьюга 3) пурга

2) метель 4) сугроб

8. Укажите синоним к слову негодование.

1) удивление 3)понимание

2) согласие 4) возмущение

9. Буква о на месте пропуска пишется в слове

1) м...лина 3) см...родина

2) шк...тулка 4) к...вычки

10. Укажите слова, которые не являются антонимами.

1) поздно — рано

2) тяжёлый — большой

3) весёлый — грустный

4) победа — поражение

11. Укажите ошибочное утверждение.

1) Антонимы — это слова с противоположным лексическим значением.

2) Перенос названия происходит, если у предметов есть какое-либо сходство.

3) В толковом словаре можно узнать, является ли слово однозначным или многозначным.

4) Лексика — это слова, близкие по значению.

12. Укажите строку, во всех словах которой на месте пропусков пишется буква е.

1) т...традь, застр...котала, соч...нение, хр...зантема

2) с..стрица, с..дит, б...рёза, кр...кнуть

3) мат...матика, г...ография, б...ленький, м...лькнуть

4) т...нистый, ш...пнул, б...жать, л...сица

13. Укажите строку, в которой во всех словах ударение поставлено верно.

1) ожерЕлье, озорнИк, докУмент, кальмАр

2) партЕр, квартАл, пропЕллер, смычОк

3) орфоЭпия, пОчерк, янтАрный, озИмь

4) печнИк, изЮм, аршИн, прОцент

14. Укажите ошибку в определении лексического значения слова.

1) изморось — очень мелкий дождь

2) багровый — светло-синий, цвета голубого неба

3) сувенир — памятный подарок

4) жокей — профессиональный наездник на скачках

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 21—28. Ответы запишите словами или цифрами.

(1) По зыбучим пескам пустыни лучше всего ехать на верблюде. (2) Он может несколько дней не пить и не есть, а сухих и жёстких колючек ему хватает, чтобы быть сытым. (3) Широкие мозо­листые подошвы ног не дают верблюду вязнуть в песке. (4) У верблюдов широкий шаг. (5) Когда верблюды идут по пустыне, кажется, что они не торопятся. (6) Но попробуй отстать от каравана, и ты не догонишь караван даже бегом.

21. В каком предложении заключена главная мысль текста? Напишите его номер.

22. Из предложения 1 выпишите все предлоги.

23. Из предложения 5 выпишите глагол II спряжения.

24. Из предложения 2 выпишите слово с приставкой.

25. Напишите, простым или сложным является предложение 5.

26. Из предложения 3 выпишите существительное в предложном падеже.

27. Напишите, какой частью речи является слово попробуй (предложение 6).

28. Сколько звуков в слове ехать {предложение 1)? Свой ответ запишите цифрой.

8. Укажите синоним к слову ровесник.

1) товарищ 3) друг

2) ученик 4) сверстник

9. Буква О на месте пропуска пишется в слове

1) пл...стинка 3) темпер...тура

2) к...бинет 4) к...раблик

10. Укажите слова, которые не являются антонимами.

1) жара —холод

2) день — ночь

3) тёмный — каштановый

4) бежит — стоит

11. Укажите ошибочное утверждение.

1) Синонимы — это слова, близкие по значению.

2) В толковом словаре указывается не только прямое, но и переносное значение слов.

3) Слова, имеющие одно лексическое значение, называются антонимами.

4) Слова в словарях располагаются по алфавиту.

12. Укажите строку, во всех словах которой на месте пропусков пишется буква е.

1) р...зинка, дер...во, стихотворение, сг...бать

2) поб...дители, к...лометр, в...кторина, вымп...л

3) пр...дмет, вет...ран, вар...ант, с..рдечный

4) в...черний, л...нтяй, зам...лькали, тр...пещущий

13. Укажите строку, в которой во всех словах ударение поставлено верно.

1) сметАна, перрОн, сЕрьга, кальмАр

2) зАпуск, Абзац, инженЕр, акварЕль

3) аллЕя, жасмИн, бесЕда, водопрОвод

4) гОрница, башмАк, Искоса, коктЕйль

14. Укажите ошибку в определении лексического значения слова.

1) каток — площадка для катания на коньках

2) мглистый — затянутый туманом, дымом

3) флора — растительный мир

4) лазурный — средний цвет между жёлтым и красным, цвет апельсина

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 21—28. Ответы запишите словами или цифрами.

(1) Приближалась осенняя пора. (2) Всё чаще стали выпадать дожди. (3) Запахло сыростью и прелыми листьями. (4) Деревья начали менять летнюю, зелёную окраску на осеннюю, золоти­стую. (5) Все реже слышались голоса певчих птиц. (6) Они стали готовиться к осеннему перелё­ту. (7) Всё это навевало на меня грустное настроение, которое усугублялось ещё болевшей раной.

21. В каком предложении заключена главная мысль? Напишите его номер.

22. Из предложения 4 выпишите предлог.

23. Укажите спряжение глагола из предложения 1. Свой ответ запишите цифрой.

24. Из предложения 2 выпишите слово с приставкой.

25. Напишите, простым или сложным является предложение 4.

26. Из предложения 4 выпишите существительное в винительном падеже.

27. Напишите, какой частью речи является слово они (предложение 6).

28. Сколько звуков в слове реже (предложение 5)? Свой ответ запишите цифрой.

Тестовые задания по теме "Лексика" 5 класс

Тест по теме «Лексика.Фразеология».

Вариант 1.

  1. Что означает латинское выражение « круг жизни»?
  1. продолжительность жизни
  2. жизнеописание, краткая биография
  3. конец жизни
  4. кругосветное путешествие
  1. В каком ряду даны синонимы к слову «лепота»?
  1. милостыня, пожертвование
  2. красота, великолепие
  3. граница, рубеж
  4. листва, листья
  1. Выпишите из стихотворения И.Токмаковой «Осинка» синонимы к глаголу мёрзнуть. Какова их роль в тексте? В каком значении употребляется слово бедная?

Зябнет осинка,                                     Дайте осинке

Дрожит на ветру,                                 Пальто и ботинки,

Стынет на солнышке,                          Надо согреться 

Мёрзнет в жару.                                  Бедной осинке

 

  1. Прочитайте фразеологизмы. Объясните их значения, выбирая нужный вариант. Придумайте 5 предложений с фразеологизмами.

На голову выше – нести полную ответственность за кого-что-либо

Выдать себя с головой – унывать, отчаиваться        

Голову потерять – об умном, сообразительном, рассудительном человеке

Вешать голову – не желая того, выдать, показать себя с отрицательной стороны

Светлая голова – очень много

Головой отвечать за кого-то, что-то – совершенно растеряться

 

  1. Подберите к данным словам синонимы:

Глупец, незначительный, осуществить, похвала, думать, сравнение, добрый, повторять, превзойти, кричать

 

  1. В каком предложении вместо слова гуманный надо употребить гуманитарный?
  1. Самыми гуманными профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная и физическая жизнь человека.
  2. Гуманное отношение к детям означает понимание души ребёнка, уважительное отношение.
  3. Между странами постоянно развивается и укрепляется сотрудничество в гуманной сфере.
  4. Гуманные законы возможны только в развитом обществе.

Объясните разницу в лексическом значении этих слов.

 

Просмотр содержимого документа «Тестовые задания по теме "Лексика" 5 класс »

Тест по теме «Лексика.Фразеология».

Вариант 1.

  1. Что означает латинское выражение « круг жизни»?

  1. продолжительность жизни

  2. жизнеописание, краткая биография

  3. конец жизни

  4. кругосветное путешествие

  1. В каком ряду даны синонимы к слову «лепота»?

  1. милостыня, пожертвование

  2. красота, великолепие

  3. граница, рубеж

  4. листва, листья

  1. Выпишите из стихотворения И.Токмаковой «Осинка» синонимы к глаголу мёрзнуть. Какова их роль в тексте? В каком значении употребляется слово бедная?

Зябнет осинка, Дайте осинке

Дрожит на ветру, Пальто и ботинки,

Стынет на солнышке, Надо согреться

Мёрзнет в жару. Бедной осинке

  1. Прочитайте фразеологизмы. Объясните их значения, выбирая нужный вариант. Придумайте 5 предложений с фразеологизмами.

На голову выше – нести полную ответственность за кого-что-либо

Выдать себя с головой – унывать, отчаиваться

Голову потерять – об умном, сообразительном, рассудительном человеке

Вешать голову – не желая того, выдать, показать себя с отрицательной стороны

Светлая голова – очень много

Головой отвечать за кого-то, что-то – совершенно растеряться

  1. Подберите к данным словам синонимы:

Глупец, незначительный, осуществить, похвала, думать, сравнение, добрый, повторять, превзойти, кричать

  1. В каком предложении вместо слова гуманный надо употребить гуманитарный?

  1. Самыми гуманными профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная и физическая жизнь человека.

  2. Гуманное отношение к детям означает понимание души ребёнка, уважительное отношение.

  3. Между странами постоянно развивается и укрепляется сотрудничество в гуманной сфере.

  4. Гуманные законы возможны только в развитом обществе.

Объясните разницу в лексическом значении этих слов.

kopilkaurokov.ru

Тест "Лексика" 5 Класс

Инструкция по выполнении работы.

Дорогие ребята!

Эта инструкция поможет вам правильно организовать свое время и успешно выполнить работу.

Каждая тема, изучаемая в курсе русского языка в течение 5 класса, представлена в форме теста двумя вариантами.

На выполнение каждого тематического теста по русскому языку дается 30 минут. Работа состоит из двух частей, включающих 15 заданий.

Часть 1 (закрытая) состоит из 10 заданий. В задании №2 нужно вписать правильный ответ, в остальных заданиях выбрать правильный ответ. (Примечание: в некоторых заданиях может быть несколько правильных ответов).

Часть 2 (открытая) состоит из 5 заданий с кратким ответом, который вы должны сформулировать самостоятельно.

Тема «Орфография» и «Пунктуация» представлена 10-ю закрытыми заданиями, в которых даны 4 варианта ответа, один из которых правильный.

Баллы за 1 и 2 части работы суммируются. Максимальный балл принимается за 100%. Далее ваш результат высчитывается в % по формуле: баллы, набранные вами, разделяются на максимальный балл и умножаются на 100%. После этого % правильно данных ответов переводится в

пятибалльную систему оценивания.

95 - 100% - «5»

75 – 94 % - «4»

50 – 74 % - «3»

Менее 50% - «2»

Менее 30% - «1»

Тема: «Лексика»

Вариант 1

Часть 1 Закрытые задания

№ задания

+

Кол-во баллов

Формулировка задания

Ответы

1

2 балла

Выберите верные утверждения о лексике:

А) Лексика – это раздел языкознания, который изучает морфологические признаки слова.

Б) Лексика – это раздел языкознания, который изучает смысловые значения слова.

В). Лексика – это раздел языкознания, который изучает звуковой состав слова.

Г) Лексика – это раздел языкознания, который изучает синтаксическую роль слова в предложении.

Б

2

4 балла

Вставьте в текст вместо цифр пропущенные понятия

Каждое слово имеет несколько значений. Обязательными являются 1)….. и …. значения. По количеству лексических значений слова могут быть 2)….и …. Обо всех этих значениях можно узнать в 3)…. словаре. Значения многозначных слов могут быть 4) ….и ….

1) лексические и грамматические

2) однозначными и многозначными

3)толковом

4) прямыми и переносными

3

6 баллов

Определи, в каких примерах выделенные слова имеют прямое значение, а в каких – переносное:

  1. Прямое значение

  2. Переносное значение

А) мягкий знак

Б) часы бегут

В) убить время

Г) острый нож

Д) строить дом

Е) тяжелый характер

  1. А,Г, Д

2 – Б,В,Е

4

2 балла

Определите лексическое значение слова ИЗМОРОСЬ:

А) Изморось – это осадок, который образуется в туманную, морозную погоду на ветвях деревьев.

Б) Изморось – это очень мелкий дождь

В) Изморось – это узоры на стекле, которые появляются в морозную зимнюю погоду.

Г) Изморось – это иней на траве.

Б

5

1 балл

Укажите правильный ответ на вопрос: как называются слова одной и то же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению?

А) однозначными

Б) многозначными

В) омонимами

Г) синонимами

В

6

2 балла

Укажите предложения, в которых ученик неверно употребил слово в предложении, т.к. не знал их лексического значения:

А) Мы смотрели на землю в иллюминатор.

Б) У моего дедушки большая библиотека книг

В) У березы очень нежные лепестки.

Г) У проталины окон был виден весенний лес.

Б, Г

7

2 балла

Укажите, какое слово не является устаревшим:

А) седмица

Б) среда

В) злато

Г) кафтан

8

2 балл

В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь.

А) наглая лож…, доставлен багаж…

Б) страж… порядка, жеч… хворост

В) стрич… овец, июльская суш…

Г) разнообразная дич…, снег скрипуч…

В

9

1 балл

Укажите глагол, в котором перед - СЯ не пишется Ь:

А) смеят…ся от души

Б) белены объест…сяВ) вертет…ся как белка в колесеГ) играет…ся с огнем

Г

10

2 балла

Укажите предложения с прямой речью (знаки препинания не расставлены).

А) На рыбалку пойдем в пять часов вечера объявил вожатый.

Б) Вожатый сказал, что на рыбалку они пойдут вечером.

В) По словам вожатого рыбачит будем вечером.

Г) Вожатый сделал объявление на рыбалку пойдем в пять часов вечера.

А,Г

Часть 2 Открытые задания

Прочитайте текст и выполните задания:

Комар пиитом возомнил себя. Пищать он в рифму научился! И вот, что было сил в свой хоботок трубя, Терпение зверей испытывать пустился.  (С.Михалков басня «Назойливый комар» отрывок)

№ задания

+

Кол-во баллов

Формулировка задания

Ответы

11

2 балла

Выпиши из текста одно устаревшее слово. Укажи его значение.

Пиит - поэт

12

2 балла

Выпиши фразеологизм.

Испытывать терпение/ терпение испытывать

13

2 балла

Определи и выпиши из текста одну пару слов, которая является рифмой.

Себя - трубя

Или

Научился - пустился

14

2 баллов

Выпиши из текста литературоведческий термин.

рифма

15

2 баллов

Выпиши из текста имя существительное, которое является омонимом.

зверь

Итого: 44 балла

Тема: «Лексика»

Вариант 2

Часть 1 Закрытые задания

№ задания

+

Кол-во баллов

Формулировка задания

Ответы

1

2 балла

Выберите неверные утверждения о лексике:

А) Многозначные слова имеют несколько лексических значений.

Б) Лексикология – это раздел науки о языке, который изучает лексическое значение слова, употребление и происхождение слов.

В). Все слова (помимо прямого значения) имеют переносное значение.

Г) Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

В

2

5 баллов

Вставьте в текст вместо цифр пропущенные понятия

Сфера употребления слов разнообразна. Большинство слов являются 1)… в речи человека, но встречаются 2) … и 3) … слова, которые делятся на две группы: архаизмы и историзмы. Если слова употребляются только на одной местности, то они называются 4)… А слова, которые характерны для какой-либо профессиональной деятельности, называются 5) ….

1)общеупотребительные

2) неологизмы

3) устаревшие

4) диалектными

5)профессиональными (профессионализмы)

3

6 баллов

Определи соответствие между понятием и примерами:

1)Неологизмы

2) Слова со старославянскими элементам

3) Архаизмы

4) Историзмы

А) ланиты, перст

Б) полнощный, великодушный

В) лапти, камзол

Г) фломастер, компьютер

1 – Г, 2 – Б, 3 – А, 4 - В

4

2 балла

Определите лексическое значение слова АБЗАЦ:

А) Абзац – это предложение, которое пишется с красной строки

Б) Абзац - это самое большое предложение в тексте.

В) Абзац – часть текста, составляющая законченную мысль, связанную по смыслу.

Г) Абзац – это четверостишие.

В

5

1 балл

Укажите, какая разновидность омонимов использована для рифмы?

Я к вам пишу случайно; право,Не знаю как и для чего.Я потерял уж это правоИ что скажу вам? – ничего!

А) омонимы

Б) омоформы

В) омографы

Г) омофоны

Б

6

2 балла

Укажите предложения, в которых ученик неверно употребил слово в предложении, т.к. не знал их лексического значения:

А) Мы с классом посещаем лекторий.

Б) В аквариуме плавали длиннохвостые цикады.

В) В гостях мы играли в шахматы

Г) В моей комнате на полу уложен партер.

Б, Г

7

2 балла

Укажите, какое слово не является заимствованным:

А) биосфера

Б) акварель

В) варенье

Г) имидж

В

8

2 балл

В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь.

А) серая мыш…, густая рож…

Б) детский манеж…, ландыш пахуч…

В) зажеч… огонь, кустарник колюч…

Г) гореч… во рту, шерстяной трикотаж…

А

9

1 балл

Укажите пословицу, где в глаголах перед - СЯ не пишется Ь:

А) Волков боят…ся - в лес не ходить

Б) Кто от своего труда питает…ся, тот каждый день причащает…ся

В) Будешь трудит…ся - будет у тебя и хлеб, и молоко водит…ся.Г) Любишь катат…ся – люби и саночки возить

Б

10

2 балла

Укажите предложения с прямой речью (знаки препинания не расставлены).

А) Пора сдать книги в библиотеку сообщил библиотекарь пятиклассникам.

Б) Библиотекарь сообщила о том, что пора сдать книги в библиотеку.

В) Библиотекарь пришла на классный и час и сказала ребята подготовьте книги к сдаче в библиотеку

Г) Библиотекарь попросила пятиклассников сдать книги в библиотеку.

А,В

Часть 2 Открытые задания

Прочитайте текст и выполните задания:

Голодная кума Лиса залезла в сад;

В нём винограду кисти рделись.

У кумушки глаза и зубы разгорелись,

А кисти сочные как яхонты горят;

Лишь то беда, висят они высоко:

Отколь и как она к ним не зайдёт,

Хоть видит око,

Да зуб неймёт. (Басня И. А. Крылова «Лисица и Виноград» отрывок)

№ задания

+

Кол-во баллов

Формулировка задания

Ответы

11

10 баллов

Выпиши из текста устаревшие слова. Укажи их значение.

Рделись – краснели.

Яхонты – драгоценные камни.

Неймёт – не берёт.

Отколь - откуда.

Око – глаз.

12

2 балла

Выпиши фразеологизм.

Глаза разгорелись

13

2 балла

Определи и выпиши из текста одну пару слов, которая является рифмой.

Рделись – разгорелись

Высоко - око

Зайдет - неймет

14

4 баллов

Выпиши из текста словобразовательную пару, представляющую собой архаизм

Кума - кумушка

15

2 баллов

Выпиши из текста имя существительное, которое является омонимом.

кисть

Итого: 45 баллов

globuss24.ru


Смотрите также