Повторение изученного в 5 классе по теме "Лексика.Фразеология.". Упражнения по лексике 5 класс русский язык


Задания к зачету по теме "Лексика", 5 класс (по программе М.М. Разумовской)

Задания к зачету по теме «Лексика», 5 класс

  1. Определить слово по его лексическому значению.

  1. Речь одного человека, обращенная к самому себе, зрителям, слушателям.

  2. Столовый прибор для употребления жидких блюд.

  3. Личный состав самолета, корабля.

  4. Порядок, установленный для всех.

  1. Дать лексическое значение слову.

  1. Фонтан

  2. Учитель

  3. Кошка

  4. Береза

  1. Назвать несколько значений слов.

  1. Ключ

  2. Ручка

  3. Коса

  4. Лук

  1. Назвать словосочетания, которые употреблены в прямом и в переносном значении.

  1. Каменное сердце – каменное здание

  2. Ядовитая фраза – ядовитое растение

  3. Теплый хлеб – теплый взгляд

  4. Глубокий сон - глубокий колодец

  1. Найти тропы: эпитет, метафору, сравнение, олицетворение.

  1. Черна, как жук, бела, как снег, вертлява, как бес, повертелась да в лес.

  2. Там не просвищет грозный меч, там конь сердитый не промчится.

  3. Горные вершины спят во тьме ночной.

  4. Зеркало озера призрачно блестит.

  1. Определите значение фразеологизмов.

  1. Заткнуть за пояс

  2. Зубы заговаривать

  3. Ждать у моря погоды

  4. Заварить кашу

  1. Заменить фразеологизм одним словом-синонимом.

  1. За тридевять земель =

  2. Бежать сломя голову =

  3. Встать ни свет ни заря =

  4. Яблоку негде упасть =

  1. Подобрать к слову антоним.

  1. Покупать –

  2. Находить –

  3. Забывать –

  4. Веселиться -

  1. Подобрать к слову два синонима.

  1. Скупой –

  2. Мечтать –

  3. Хранить –

  4. Большой -

  1. Определить иноязычные слова.

  1. Легенда, пиджак, сестра, брат

  2. Пиджак, смокинг, ложка, мёд

  3. Герой, схема, обновка, ножницы

  4. Собака, корова, шпиль, бутерброд

  1. Определить слова, которые пришли к нам из английского языка.

  1. Шопинг, маркетинг, вундеркинд

  2. Штаб, шпилька, джинсы

Определите немецкие слова:

  1. Штора, джем, спортсмен

  2. Джентльмен, штраф, шпатель

  1. Определить, какие слова исконно русские, а какие старославянские.

  1. Хлад – холод

  2. Сторона – страна

  3. Голова – глава

  4. Младой – молодой

Дополнительные задания.

1. Найти тропы: эпитет, метафору, сравнение, олицетворение.

1) озеро спит

2) горит костер рябины красной

3) лес, точно терем расписной

4) изумрудные листья

2. Расположить синонимы в порядке ослабления значения (от большего к меньшему):

1) хохот, улыбка, смех

2) ужас, испуг, страх

3) ярость, злость, гнев

4) горе, бедствие, неприятность

3. Дописать антонимы в предложения.

1) Эта книга содержит вопросы и ……

2) Прекрасны на море и штиль и …….

3) Он сидел над книгой утром и ……..

4) Всю жизнь они делили радость и ……..

Ответы к заданиям

  1. Определить слово по его лексическому значению.

  1. Речь одного человека, обращенная к самому себе, зрителям, слушателям – монолог.

  2. Столовый прибор для употребления жидких блюд - ложка.

  3. Личный состав самолета, корабля - экипаж.

  4. Порядок, установленный для всех - режим.

  1. Дать лексическое значение слову.

  1. Фонтан – струя воды, бьющая из трубы или земли

  2. Учитель - человек, который учит чему-либо

  3. Кошка – домашнее животное

  4. Береза – лиственное дерево

  1. Назвать несколько значений слов.

  1. Ключ – инструмент, музыкальный знак, родник

  2. Ручка – письменная принадлежность, часть предмета, за которую держат

  3. Коса – инструмент, прическа

  4. Лук – овощ, оружие

  1. Назвать словосочетания, которые употреблены в прямом и в переносном значении.

  1. Каменное сердце – каменное здание – 1 словосочетание в переносном

  2. Ядовитая фраза – ядовитое растение - 1 словосочетание в переносном

  3. Теплый хлеб – теплый взгляд - 2 словосочетание в переносном

  4. Глубокий сон - глубокий колодец - 1 словосочетание в переносном

  1. Найти тропы: эпитет, метафору, сравнение, олицетворение.

  1. Черна, как жук, бела, как снег, вертлява, как бес, повертелась да в лес - сравнение.

  2. Там не просвищет грозный меч, там конь сердитый не промчится - эпитет.

  3. Горные вершины спят во тьме ночной - олицетворение.

  4. Зеркало озера призрачно блестит - метафора.

  1. Определите значение фразеологизмов.

  1. Заткнуть за пояс – сделать лучше всех, превзойти всех

  2. Зубы заговаривать – обманывать, отвлекать

  3. Ждать у моря погоды – надеяться на что-то, ничего не делая

  4. Заварить кашу – создать сложную ситуацию, затеять сложное дело

  1. Заменить фразеологизм одним словом-синонимом.

  1. За тридевять земель = далеко

  2. Бежать сломя голову = быстро

  3. Встать ни свет ни заря = рано

  4. Яблоку негде упасть = тесно

  1. Подобрать к слову антоним.

  1. Покупать – продавать

  2. Находить – терять

  3. Забывать – вспоминать

  4. Веселиться - грустить

  1. Подобрать к слову синоним.

  1. Скупой – жадный.

  2. Мечтать – фантазировать.

  3. Учить - наставлять.

  4. Большой – огромный.

  1. Определить иноязычные слова.

  1. Легенда, пиджак, сестра, брат

  2. Пиджак, смокинг, ложка, мёд

  3. Герой, схема, обновка, ножницы

  4. Синица, корова, шпиль, бутерброд

  1. Определить слова, которые пришли к нам из английского языка.

  1. Шопинг, маркетинг, вундеркинд

  2. Штаб, шпилька, джинсы

Определите немецкие слова:

  1. Штора, джем, спортсмен

  2. Джентльмен, штраф, шпатель

  1. Определить, какие слова исконно русские, а какие старославянские.

  1. Хлад – холод

  2. Сторона – страна

  3. Голова – глава

  4. Младой – молодой

Слова с неполногласием (-ла,-ра) – старославянизмы, слова с полногласием (оро-оло) – исконно русские.

Дополнительные задания.

1. Найти тропы: эпитет, метафору, сравнение, олицетворение.

1) озеро спит - олицетворение

2) горит костер рябины красной - метафора

3) лес, точно терем расписной - сравнение

4) изумрудные листья - эпитет

2. Расположить синонимы в порядке ослабления значения (от большего к меньшему):

1) хохот, улыбка, смех – хохот, смех, улыбка

2) ужас, испуг, страх – ужас, страх, испуг

3) ярость, злость, гнев – ярость, гнев, злость

4) буря, ветер, ураган – ураган, буря, ветер

3. Дописать антонимы в предложения.

1) Эта книга содержит вопросы и ……ответы

2) Прекрасны на море и штиль и …….шторм

3) Он сидел над книгой утром и ……..вечером

4) Всю жизнь они делили радость и ……..горе

multiurok.ru

Задания к зачету по теме "Лексика" (5 класс)

Задания к зачету по теме «Лексика», 5 класс

  1. Определить слово по его лексическому значению.

  1. Речь одного человека, обращенная к самому себе, зрителям, слушателям.

  2. Столовый прибор для употребления жидких блюд.

  3. Личный состав самолета, корабля.

  4. Порядок, установленный для всех.

  1. Дать лексическое значение слову.

  1. Фонтан

  2. Учитель

  3. Кошка

  4. Береза

  1. Назвать несколько значений слов.

  1. Ключ

  2. Ручка

  3. Коса

  4. Лук

  1. Назвать словосочетания, которые употреблены в прямом и в переносном значении.

  1. Каменное сердце – каменное здание

  2. Ядовитая фраза – ядовитое растение

  3. Теплый хлеб – теплый взгляд

  4. Глубокий сон - глубокий колодец

  1. Найти тропы: эпитет, метафору, сравнение, олицетворение.

  1. Черна, как жук, бела, как снег, вертлява, как бес, повертелась да в лес.

  2. Там не просвищет грозный меч, там конь сердитый не промчится.

  3. Горные вершины спят во тьме ночной.

  4. Зеркало озера призрачно блестит.

  1. Определите значение фразеологизмов.

  1. Заткнуть за пояс

  2. Зубы заговаривать

  3. Ждать у моря погоды

  4. Заварить кашу

  1. Заменить фразеологизм одним словом-синонимом.

  1. За тридевять земель =

  2. Бежать сломя голову =

  3. Встать ни свет ни заря =

  4. Яблоку негде упасть =

  1. Подобрать к слову антоним.

  1. Покупать –

  2. Находить –

  3. Забывать –

  4. Веселиться -

  1. Подобрать к слову два синонима.

  1. Скупой –

  2. Мечтать –

  3. Хранить –

  4. Большой -

  1. Определить иноязычные слова.

  1. Легенда, пиджак, сестра, брат

  2. Пиджак, смокинг, ложка, мёд

  3. Герой, схема, обновка, ножницы

  4. Собака, корова, шпиль, бутерброд

  1. Определить слова, которые пришли к нам из английского языка.

  1. Шопинг, маркетинг, вундеркинд

  2. Штаб, шпилька, джинсы

Определите немецкие слова:

  1. Штора, джем, спортсмен

  2. Джентльмен, штраф, шпатель

  1. Определить, какие слова исконно русские, а какие старославянские.

  1. Хлад – холод

  2. Сторона – страна

  3. Голова – глава

  4. Младой – молодой

Дополнительные задания.

1. Найти тропы: эпитет, метафору, сравнение, олицетворение.

1) озеро спит

2) горит костер рябины красной

3) лес, точно терем расписной

4) изумрудные листья

2. Расположить синонимы в порядке ослабления значения (от большего к меньшему):

1) хохот, улыбка, смех

2) ужас, испуг, страх

3) ярость, злость, гнев

4) горе, бедствие, неприятность

3. Дописать антонимы в предложения.

1) Эта книга содержит вопросы и ……

2) Прекрасны на море и штиль и …….

3) Он сидел над книгой утром и ……..

4) Всю жизнь они делили радость и ……..

Ответы к заданиям

  1. Определить слово по его лексическому значению.

  1. Речь одного человека, обращенная к самому себе, зрителям, слушателям – монолог.

  2. Столовый прибор для употребления жидких блюд - ложка.

  3. Личный состав самолета, корабля - экипаж.

  4. Порядок, установленный для всех - режим.

  1. Дать лексическое значение слову.

  1. Фонтан – струя воды, бьющая из трубы или земли

  2. Учитель - человек, который учит чему-либо

  3. Кошка – домашнее животное

  4. Береза – лиственное дерево

  1. Назвать несколько значений слов.

  1. Ключ – инструмент, музыкальный знак, родник

  2. Ручка – письменная принадлежность, часть предмета, за которую держат

  3. Коса – инструмент, прическа

  4. Лук – овощ, оружие

  1. Назвать словосочетания, которые употреблены в прямом и в переносном значении.

infourok.ru

Тест по русскому языку 5 класс на тему " Лексика"

Русский язык. Раздел «Лексика».

5 класс.

Вариант 1.

К каждому заданию 1—20 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный.

1. Укажите однозначное слово.

1) билет 3) дорога

2) библиотека 4) берёза

2. В каком варианте ответа одно из слов употреблено в переносном значении?

1) большой камень 3) стальной гвоздь

2) золотое сердце 4) холодные руки

3. В каком варианте ответа одно из слов употреблено в прямом значении?

1) высокая мечта 3) холодная встреча

2) золотые клёны 4) горячий суп

4. Укажите лексическое значение слова инициалы.

1) иноземцы, племенные люди

2) указания, свод правил, устанавливающий порядок выполнения чего-либо

3) первые буквы имени и отчества или имени и фамилии

4) промежуток, расстояние между чем-нибудь

5. Укажите, как называются выделенные в словосочетании слова.

заставить вставать — заставить стульями

1) однозначными 3) антонимами

2) синонимами 4) омонимами

6. Буква а на месте пропуска пишется в слове.

1) п…ркет 3) д...кумент

2) к…нфета 4) лес...руб

7. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

1) карикатурный 3) смешной

2) шаржированный 4) гротесковый

8. Укажите синоним к слову лавка.

1) лагерь 3) лазарет

2) магазин 4) скамейка

9. Буква о на месте пропуска пишется в слове

1) м…ндарин 3) см...родина

2) шк...тулка 4) пи…нино

10. Укажите слова, которые не являются антонимами.

1) тяжёлый — большой

2) поздний - ранний

3) минус - плюс

4) жёсткий - мягкий

11. Укажите ошибочное утверждение.

1) Синонимы — это слова близкие по лексическому значению.

2) Перенос названия происходит, если у предметов есть какое-

либо сходство.

3) В толковом словаре можно узнать, является ли слово однозначным или многозначным.

4) Лексика — это слова, близкие по значению.

12. Укажите строку, во всех словах которой на месте.

пропусков пишется буква е.

1) б…седа, кр..чит, п…роженое, в…зде

2) п…нал, с…рёжки, тр…щит, п…роги

3) т…шина, пл…та, м…нута, в…зде

4) сев…р, инт…ресный, д…ревья, п…реносит.

13. Укажите строку, в которой во всех словах ударение

поставлено верно.

1) бралА, дОсуха, обОдрена, тамОжня

2) вОвремя, Иксы, нЕнависть, Отбыла

3) нажИвший, позвонИт, обнялИсь, зАсветло

4) процЕнт, ободрИвшись, нарвалА, шарфЫ.

14. Укажите ошибку в определении лексического значения

слова.

1) брошюра — небольшая книжка.

2) багровый — светло-синий, цвета голубого неба.

3) лексикон — запас слов человека.

4) витязь — храбрый воин, богатырь.

15. Укажите антоним к слову лёгкий.

1) тяжёлый

2) светлый

3) трудный

4) тяжеловесный

16. Укажите многозначное слово

1) шляпка

2) диалог

3) берёза

4) фломастер

17. В каком ряду во всех словах пишется Ь?

1) доч…, товарищ…, вериш…, задач…2) стрич…, свеж…, много задач…, помощ…3) улыбаеш…ся, стереч…, наотмаш…, ветош…4) колюч…, брош…, грач…, отвечаеш…

18. В каком ряду в окончании пишется буква е?

1) о новосель..., в ущель..., о жаловань..., о помощ...2) в кушань..., в солень..., в акварел..., в столиц...3) на гулянь..., на подворь..., о молодёж..., о самолёт...4) в плать..., на взморь..., в захолусть..., о президент...

19. Укажите слова, которые не являются синонимами.

1) думать—размышлять

2) гордость — скромность

3) друг — товарищ

4) караулить — сторожить

20. Укажите антоним к слову гигантский.

1) огромный

2) маленький

3) большой

4) безразмерный

Вариант 2.

К каждому заданию 1—20 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный.

1. Укажите однозначное слово.

1) кисть 3) запах

2) шишка 4) крем

2. В каком варианте ответа одно из слов употреблено в переносном значении?

1) детские игрушки 3) яркое солнце

2)  глухая ночь 4) деревянный стол

3. В каком варианте ответа одно из слов употреблено в прямом значении?

1) железная дисциплина 3) богатое воображение

2) тяжёлый разговор 4) чистые руки

4. Укажите лексическое значение слова косоворотка.

1) страдающий косоглазием человек

2) мужская рубашка со стоячим воротом, застёгивающаяся сбоку

3) склон горы, холма

4) лесное травянистое растение со съедобными красными ягодами

5. У кажите, как называются выделенные в словосочетании слова:

Набирать очки — надевать очки.

1) омонимами 3) антонимами

2) однозначными 4) синонимами

6. Буква а на месте пропуска пишется в слове.

1) к…стюм 3) ф...нетика

2) впеч...тление 4) ш…колад

7. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

1) оберегать 3) охранять

2) ограничивать 4) ограждать

8. Укажите синоним к слову жалеть.

1) сочувствовать  3) жалкий

2) возвышать   4) жаловать

9. Буква О на месте пропуска пишется в слове.

1) пл...стинка 3) темпер...тура

2) к...бинет 4) к...раблик

10. Укажите слова, которые не являются антонимами.

1) весна - осень

2) встреча - разлука

3) тёмный - каштановый

4) говорить - молчать

11. Укажите ошибочное утверждение.

1) Омонимы — это слова, близкие по значению.

2) В толковом словаре указывается не только прямое, но и переносное значение слов.

3) Слова, имеющие противоположное лексическое значение, называются антонимами.

4) Слова в словарях располагаются по алфавиту.

12. Укажите строку, во всех словах которой на месте пропусков пишется буква е.

1) ч…лка, пш…нка, ш…колад, ч…рный

2) реш…тка; ш…лковый, щ…чка, ш…ссе

3) ж…лтый, щ…тка, ж…сткий, ж…луди

4) ш…рохи, ч…ртик, Ш…тландия, ж…нглёр

13. Укажите строку, в которой во всех словах ударение поставлено верно.

1) взялА, кровоточИть, прИбыло, свЁкла

2) отозвАлась, тОрты, срЕдства, нЕдруг

3) прИнятый, лилА, звОним, портфЕль

4) цемЕнт, зАгодя, столЯр, убрАла

14. Укажите ошибку в определении лексического значения слова.

1) маяк — башня с сигнальными огнями для ориентировки проходящих судов.

2) омут — глубокая яма на дне реки или озера.

3) озимь — всходы, посевы озимых культур.

4) лазурный — средний цвет между жёлтым и красным, цвет апельсина.

15. Укажите антоним к слову беспринципность.

1) законность

2) нравственность

3) принципиальность

4) ответственность

16. Укажите многозначное слово.

1) газета

2) тетрадь

3) операция

4) стол

17.В  каком ряду во всех словах пишется Ь?

1) мыш…, камыш…, поёш…, груш…2) мелоч…, убереч…, кусач…, из-за туч…3) умываеш…ся, спряч…, роскош…, напроч…4) пригож…, вещ…, врач…, купаеш…ся

18. В каком ряду в окончании пишется буква и?

1) в тетрад..., в реч..., в имен..., в практик...2) на площад..., на знамен..., в модел..., по истори...3) об информаци..., о зрени..., в тетрадк…, о новелл...4) в имени..., в сомнени..., в решен..., о Марь...

19. Укажите слова, которые не являются синонимами.

1) сострадание — сочувствие

2) совесть — стыд

3) душистый — пахучий

4) великий — ничтожный

20. Укажите антоним к слову утро.

1) солнце

2) ночь

3) поздно

4) вечер

Ключи:

п/п

1 вариант.

2 вариант.

1.

4

3

2.

2

2

3.

4

4

4.

3

2

5.

4

1

6.

1

2

7.

4

2

8.

2

1

9.

3

4

10.

1

3

11.

2

1

12.

4

3

13.

3

1

14.

2

4

15.

1

3

16.

1

3

17.

3

3

18.

4

2

19.

2

4

20.

2

2

infourok.ru

Урок-игра по Лексике в 5 классе

Урок-игра по теме: «Лексика» в 5 «Б» классе

Цели:

  1. повторить основные лексические понятия;

  2. развивать умения давать лексическое толкование слову, подбирать синонимы, антонимы; развивать интерес к слову посредством игры, загадок

  3. формировать понятие о языке как развивающемся явлении, воспитывать

любовь к языку, развивать логическое мышление

Оборудование: выставка словарей, карточки, плакаты с высказываниями.

Высказывания: 1) « Ласковое слово что весенний день» ( Пословица)

2) « Слово - великое орудие жизни» ( В.Короленко)

3) « Человек не может быть один. Высшее счастье,

Радость человеческая -общение с другими людьми»

(В,Сухомлинский)

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Повторение: - Что такое лексика?

- Как вы думаете, изменяется ли словарный запас, т. е. лексика, или

остается неизменным, постоянным?

Учитель: - Нам интересно и важно для каждого человека пополнять, обогащать свой

словарный запас, уметь открыть для себя слово, что оно означает.

А если нам неизвестно значение слова, то можно обратиться к словарю.

- Что значит слово « толковать»?

  1. Сообщение о Толковом словаре ( выступает ученик)

  2. Задания.

А) Определите слово по значению:

- передвигаться по воздуху ( полет, летать)

- имеющий цвет неба (голубой, синий)

- библейское название договора (завет)

- ключ к тайнописи (код)

- мастер кинотрюков (каскадер)

- денежное наказание (штраф)

- день и ночь (сутки)

- помещение в автобусе, самолете (салон)

- художник-конструктор (дизайнер)

-лыжная гонка со стрельбой (биатлон)

- богиня войны и победы в древнегреческой мифологии (Афина)

-знак, обозначающий число( цифра).

Б) «Какое слово спряталось» ( называется слово, нужно найти «спрятавшееся» в его составе другое слово.

Мрак- рак , столб – стол, зубр – зуб, полк- пол, удочка – дочка, уточка – точка.

В) Слова-перевертыши.( Ученики самостоятельно дома подбирают слова).

Например: казак ,поп, боб, потоп, топот, комок, доход, довод.

Учитель. – Слова обладают способностью иметь несколько значений, важно

Понимать значение слова и его правильного употребления .

Г) Выбери правильное слово:

  1. «бережный» или «бережливый» поступок

  2. «понятный» или «понятливый» ученик

  3. « песочная» или «песчаная» местность

  4. « землистый» или «земельный» участок

Д) Какие существительные, в зависимости от контекста, могут писаться и с

маленькой буквы, и с большой.

Например: Сережка-сережка, Орел – орел, Весы – весы,

Панама – панама, Десна – десна и другие слова.

Е) Загадки. ( Ученики готовят дома материал).

Учитель. – Как называется слово, которое имеет одно значение?

- Как называется слово, имеющее несколько значений?

Ученик читает стихотворение А.Барто «Разговор с дочкой»

« Мне не хватает теплоты»,-

Она сказала дочке.

Дочь удивилась: « Мерзнешь ты и летние денёчки?»

« Ты не поймешь, ещё мала»,-

Вздохнула мать устало.

А дочь кричит: « Я поняла!»-

И тащит одеяло.

Учитель. - Почему дочка не поняла маму? ( слово «теплота» употребляется в

переносном значении).

Учитель. – Составьте словосочетания с данными словами, употребив их в

разных значениях.

Игла – игла сосны, швейная игла, игла ежа

Крыло – птицы, самолета, здания

Класс – школьный, дружный

Лисичка – зверек, гриб

Зеленый- - плод, зеленый юноша.

Ученики читают стихи о природе, где есть метафора.

Учитель. – Не следует путать многозначные слова с омонимами.

- Что такое омонимы?

- Приведите примеры ( лист дерева- лист бумаги, лук растение –

_оружие, свет мир – свет луны, топить печь – топить –погружаться в

воду).

Учитель.- Омонимы широко используются в художественных произведениях,

поэзии. Вот пример омонимии уз книги стихов Якова Козловского

« О словах разнообразных, одинаковых, но разных».

Читает Ученик.

Нес медведь, шагая к рынку,

На продажу меду крынку,.

Вдруг на мишку – вот напасть-

Осы вздумали напасть!

Мишка с армией осиной

Дрался вырванной осиной,

Мог ли в ярость он не впасть,

Если осы лезут в пасть?

Жалили куда попало,

Им за это и попало.

Учитель. – Такие рифмы называются омонимичными.

- Вопросы – шутки.

1. Какую строчку не может прочесть ни один ученый?( шов на ткани)

2. Всякая ли точка считается знаком препинания?(точка –след от прикосновения)

3. Всякая ли нота предназначена для певцов и музыкантов?(нота –дипломатическое обращение прав-ва к другому)

4. У каких башмаков нет каблуков?(б.-приспособление на железной дороге для

торможения)

  1. Какой город летает? ( Орел)

  2. Какое крыло никогда не летает? ( Здания, автомобиля)

  3. Какое государство носят на голове? ( Панама)

Ученик выступает о словаре омонимов.

Учитель. – Чтобы определить название следующего термина, послушаем стих:

Простое слово промежуток

В театре несколько минут,

Пока начнется первый акт,

Мы назовем его антракт.

На время что-то прекратив,

Мы объявляем перерыв,

В борьбе, в труде устали слишком-

Дают уставшим передышку.

После урока непременно

Нужна ребятам перемена.

- Как назовем слова, имеющие схожее лексическое значение?(синонимы)

Задания.1) Подберите слово-синоним, какое чаще употребляется.

Почтальон – письмоносец

Пилот – летчик

Бегемот – гиппопотам

Градусник – термометр

Резинка – ластик.

2) Упражнение- соревнование. Кто больше подберет синонимов.

Вежливый – деликатный, учтивый, корректный, любезный, предупредительный;

Мороз – стужа, холод;

Счастье – благо, благополучие, блаженство;

Апатия – вялость, безразличие, равнодушие, инертность, невосприимчивость;

Удивительный – изумительный, необычный, поразительный, феноменальный.

Ученик читает сообщение о словаре синонимов.

Учитель.- Как мы называем слова с противоположным значением?(Антонимы)

- Укажите в предложениях антонимы. Выпишите их.

1. Делить веселье все готовы - никто не хочет грусть делить.

2. Я всю Россию из края в край прошагал.

3. Вы –свет, а я похож на тьму, вы веселы, а я печален.

- Сейчас прозвучат пословицы с антонимами.(Выступают дети)

Учитель.- Есть слова или сочетания слов, которые образуются путем

Перестановки букв, входящих в их состав. Это Анаграммы.

Шарф – фарш ,рубка – бурка, мышка – камыш, пион – пони,

Дома – мода, стоп – пост, сосна – насос. Капля – пакля, топор –

Отпор, роман – норма. Колос – сокол, Нина – Инна, волос – слово.

Итоги урока. – Что такое лексика?

- Омонимы?

-Синонимы?

- Антонимы?

- Для чего мы обращаемся к словарям?

Домашнее задание. Написать сочинение- рассуждение на тему: «Роль

синонимов в нашей речи».

infourok.ru

Урок по русскому языку "Повторение лексики" 5 класс

Урок по русскому языку с использованием элементов игровых технологий в 5 классе

Эти многоликие слова

(урок –повторение по теме «Лексика»)

Слово - одежда всех фактов, всех мыслей.(МГорький)

Человеческое слово стрелы острее.(пословица)

Цели:

-Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать основные понятия в области лексикологии и фразеологии ; уметь опознавать и анализировать языковые единицы, их признаки.

-Метапредметные (компоненты культурно- компетентностного опыта): способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять её достижение; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка; наличие контрольно -оценочной самостоятельности как основы учебной компетентности.

-Личностные : положительное отношение к правильной , точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры, стремление к речевому самосовершенствованию.

Оборудование: раздаточный материал(тест, кроссворд, карточки-задания), компьютер, проектор.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя (создание эмоционального настроения учащихся на восприятие материала урока)

-Отгадайте загадку:

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней. (книга, учебник)

-Отлично! А чему научил нас учебник на последних уроках?

-Правильно! Мы изучили Лексику и Фразеологию.

Тема «Лексика» -одна из самых интересных в курсе русского языка 5 класса, потому что идёт о слове, без которого нельзя построить свою речь, нельзя понять друг друга, нельзя общаться.

Как удивительно точно сказал Максим Горький о слове! (СЛАЙД1 )

2. ВНИМАНИЕ! Первый этап нашего урока. Работаем с тестом по теме «Лексика»

(Каждый учащийся получает тест, в котором он должен выделить правильный ответ, грамотно сформулировать вопрос и ответить на него, а затем защитить свой ответ)(СЛАЙД2)

ТЕСТ

Задание : выделите правильный ответ. Грамотно сформулируйте вопрос и ответьте на него.

А. Что такое лексика?

1 Лексика -это наука о языке.

2.Лексика -это наука о слове.

3.Лексика – это совокупность всех слов языка.

Б Какая единица языка изучается в разделе «Лексика»?

1.Предложение

2.Звук (речи)

3.Слово.

1. Оно служит наименований действий

2.Оно служит наименованием предметов, признаков и действий.

3.Оно служит наименованием предметов.

Г. Дайте определение омонимам.

1.Омонимы –это слова разных частей речи, одинаковые по звучанию и по написанию.

2.Омонимы – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

3.Омонимы – это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

Д.Дайте определение синонимам

1. Синонимы – это слова, обозначающие одно и то же, но имеющие разные лексические значения.

2. Синонимы – это слова, противоположные по значению.

3. Синонимы – это слова, одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.

Ж. Что такое антонимы?

1. Антонимы –это слова, одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

2.Аетонимы -это слова, одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

3.Антонимы - это слова , имеющие одно лексическое значение.

Ответ записан на доске в следующем виде: (появляется для самопроверки после ответов ребят) (СЛАЙД3)

А-3; Б-3; В -2; Г-2; Д-3; Ж-1.

3. Беседа. Работа с текстом.

-Учитель. А что такое язык?

( ПОДГОТОВЛЕННЫЙ УЧЕНИК ДАЁТ ОТВЕТ)

Язык -это когда один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете. что написано. С помощью слов (устно или письменно) человек выражает свои мысли и передаёт их другим. И это происходит благодаря языку.

_ Учитель. По поводу языка высказывались многие учёные, писатели. Вот слова, некоторых из них. Запишите в тетради те слова, которые понимаете.

(СЛАЙД4) 1.Слово - одежда всех фактов, всех мыслей.(М Горький)

2.Человеческое слово стрелы острее.(пословица)

3. Язык -инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть (М.Горький)

4. Работа в группах

Учитель. Внимание, ребята, второй этап урока

Работаем в группах

(Каждая группа получает задание. Выполняя его ,можно задать опросы товарищу, учителю. Даётся определённое время. Затем необходимо дать грамотный ответ .Можно устроить соревнование .Победит та группа, которая справиться со всеми заданиями в указанное время, ( 5 минут)грамотно защитит задание группы).

На доске - критерии оценки: (СЛАЙД5)

«5» баллов -ответ грамотный;

«4»балла –есть одна неточность;

«3»-2 неточности;

«0» баллов – 3 и более неточности или группа вообще отказывается от защиты.

1-я группа

Задание: Раскрыть значение слова ДОМ – в отрывке. Как называются такие слова?

Тот дом без крыши, без угла,

Согретый по - жилому,

Твоя хозяйка сберегла

За тыщу верст от дома. А.Т.Твардовский

2-я группа

Задание: Объяснить значение словосочетаний в контексте.

Сердечный человек… Глухой старик…

Сердечный приём… Глухой голос..

Сердечная мышца.. Глухой переулок..

3-я группа

Задание: Определить значение слова разбить в предложениях.

1.Петя разбил себе нос. 2.Туристы разбили палатку.3.Разбили врага наголову. 4.Лесорубы разбили участок.

4.» Определите, что Я»

Учитель. Внимание, третий этап!

(Представителям групп предлагается вытянуть жребий, чтобы определить с каким лексическим материалом будет работать группа: с омонимами, синонимами или антонимами.)

Задание 1

Указать в каждой паре предложений слова, одинаково звучащие, но с разными лексическими значениями. Как называются такие слова?

(СЛАЙД5)

  1. Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид. ( А.С.Пушкин)_ - Лекции -очень важный вид обучения.

  2. 2.Мы пошли на вал, возвышение, образованное природой и укреплённое частоколом. (А.С.Пушкин) - Отец усовершенствовал коленчатый вал.

  3. 3.Тракторы перепахивали пар. – Пар выбивался из –под крышки кастрюли.

Задание 2

В каждой паре пословиц указать синонимы. Какими частями речи они выражены?

1.Когда едешь в путь, осторожен будь. - Всякая дорога вдвоём веселей.

2. Я к нему оком, а он боком. – Свой глаз – алмаз.

3.Что испёк, то и кушай. – Чем больше ешь, тем больше хочется.

Задание 3. (СЛАЙД 6)

Отгадать загадки. Указать антонимы.

Я антоним к слову «лето», Я антоним к слову «смех»,

В шубу снежную одета, Не от радости утех..

Хоть люблю мороз сама, Я бываю поневоле

Потому что я …(зима) От несчастья и от боли,

От обиды, неудач,

Догадались? Это ….(плач)

5.«Кто быстрее?»

Учитель. А сейчас ,внимание,- четвёртый этап. Решаем кроссворд.

(СЛАЙД7) (У каждого учащегося)

Кроссворд по теме «Лексика»

1

2

3

4

5

6

7

Задание : Попробуйте заполнить горизонтальные строчки антонимами к указанным ниже словам, а в вертикальном столбце вы прочтёте общее название этих слов.

1.Горький.2.Начинать.3.Буря.4.Рухлый.5.Трудолюбивый.6.Короткий.

7.Свет.

(Ответы:1Сладкий.2.Кончать.3.Затишие 4.Плотный.5.Ленивый.6.Длинный.

7.Темнота.) (Антонимы).

Учитель. А сейчас , ребята, подведём итоги (выставление оценок )

6. Заключительное слово учителя. Мы убедились ещё раз в богатстве великого русского языка, в его огромной значимости, важности в жизни человека, разнообразии, выразительности, яркости.

Домашнее задание

*Записать предложение, расставить знаки препинания.

*Найти и выписать слово , употреблённое в переносном значении

*Подобрать к нему синоним.

(СЛАЙД8) Речевая культура человека это зеркало его духовной культуры писал В.А.Сухомлинский.

Молодцы! Спасибо за урок!

infourok.ru

Повторение изученного в 5 классе по теме "Лексика.Фразеология."

Урок 1. Тема: Повторение изученного в 5 классе по теме «Лексика. Фразеология».

Цели урока:

Обучающая:

– Знать функцию слова в языке, понятия «словарный состав», «лексическое значение слова»; понятия «однозначные» и «многозначные» слова; о прямом и переносном значении слов; понятия «омонимы», «синонимы», «антонимы».

– Уметь приводить примеры на все указанные выше лексические понятия; распознавать однозначные и многозначные слова среди данных; находить слова с переносным значением в тексте; определять переносное лексическое значение слова; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы к указанным словам.

Развивающая: - развивать такие познавательные процессы как память, воображение, мышление, внимание, речь; расширять словарный запас.

Воспитательная: - способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности, обеспечить условия для активной практической деятельности на уроке; воспитывать потребность в правильной и грамотной речи;

Ход урока.

I. Организационный момент

- Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада видеть Вас на нашем уроке.

В школе прозвенел звонок

Начинаем наш урок.

Сядьте вы за парты тихо,

Руки – палочкой красиво,

На меня вы посмотрите,

И немного улыбнитесь.

Чтение эпиграфа урока.

Учитель: - Известный поэт В. Шефнер писал: «Много слов на земле… Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести…»

Учитель: - Объясните, как вы понимаете строчки из этого стихотворения?

Ученики: - Слово обладает огромной силой, и порой человек не задумывается о том, что всего одним словом может обидеть, может, наоборот, поддержать и сделать так, чтобы ему начали доверять. Со словами нужно обращаться очень аккуратно.

Учитель: - Верно, молодцы, ребята!

1. Сообщение темы и цели урока.

Беседа

Учитель: - Вы хотите узнать тему урока?

Ученики: - Хотим.

Учитель: – Тогда прослушайте рассказ А. Шибаева «Поговорили» и подумайте, что можно сказать о словарном запасе приятеля, который на все вопросы отвечал словам «нормально»?

Встретил я одного приятеля. Давно не виделся с ним!..

– Как живешь? – спрашиваю.

– Нормально, – отвечает.

– А с учебой как?

– Нормально.

– Ты, говорят, болел... Теперь все в порядке?

– Нормально.

– Хорошо, значит?

– Ну, я же говорю – нормально.

– Странно ты говоришь...

– Почему? Нормально.

– Ты считаешь – нормально?

– Нормально.

«Да-а, – грустно подумал я, простившись с приятелем. – Странно... А ведь когда-то был вполне нормальный человек!»

Учитель: – Интересно было бы вам общаться с таким человеком? Почему?

Ученики: - Нет, неинтересно, речь одного из приятелей однообразна, складывается впечатление, что говорить с ним на разные темы, будет трудно и скучно.

Учитель: – Почему важно постоянно обогащать свой словарный запас?

Ученики: - Обогащать словарный запас нужно для того, чтобы развиваться и расширять свой кругозор.

Учитель: – Как это можно делать?

Ученики: - Обогатить словарный запас можно, читая книги.

Учитель: – Какой раздел языкознания занимается изучением лексического состава нашего языка?

Ученики: - Раздел языкознания, который занимается изучением лексического состава нашего языка - это Лексикология.

Учитель: - Сегодня на уроке нам предстоит охарактеризовать многогранность слов русского языка. Для этого необходимо вспомнить некоторые понятия, изучаемые в 5 классе.

  1. Проверка усвоения учащимися знаний о языке

1. Словарная работа.

На доске написаны слова: ручка, брошюра, извещение, поражение.

Ученики устно анализируют подчеркнутые орфограммы, затем по памяти записывают слова в тетрадь.

Учитель: – Что означает слово брошюра?

Ученики: - Брошюра - небольшая книжка.

Учитель: – А слово ручка?

Ученики: - Ручка – 1. Верхняя конечность человека от плеча до пальцев, а также от запястья до пальцев. 2. Часть предмета, за которую его держат или берутся рукой. (дверная ручка, ручка чемодана). 3. Часть мебели, служащая опорой для рук, подлокотник. 4. Письменная принадлежность - удлиненный держатель для пера, стержня.

Учитель: – Почему при попытке дать толкование слову «ручка» ваши мнения разошлись? Как в лексике называются такие слова?

Ученики: - Многозначные слова.

2. Работа со словарем.

Учитель: – Посмотрите по словарю в конце учебника значения слов солдат (1-й ряд), праздник (2-й ряд), рукав (3-й ряд).

Ученики: - Солдат - 1. Военнослужащий, принадлежащий к некомандному и к неначальственному составу. 2. перен. Военный человек, воин.

Праздник - 1. День торжества, установленный в честь или в память кого - чего - нибудь. 2. Выходной, нерабочий день.3. День, особо отмечаемый обычаем или церковью. 4. День радости или торжества по поводу чего-нибудь. 5. День игр, развлечений.

Рукав – 1. Часть одежды, покрывающая руку. 2. Ответвление от главного русла реки, главным образом в ее устье. 3. То же, что шланг.

Учитель:– Многозначными или однозначными являются эти слова?

Ученики: - Все данные слова являются многозначными.

Учитель: – Есть ли между значениями одного слова что-то общее? Покажите это.

Ученики: - Есть общее, например, в слове праздник, общим для всех значений будет являться слово день.

Учитель: – Итак, давайте посмотрим, как оформляется словарная статья многозначного слова?

Учитель показывает ученикам запись:

Лук1, а, м. Растение.

Лук2, а, м. Оружие для метания стрел.

Учитель: – Можно ли сказать, судя по этой записи, что слово лук – многозначное? Почему?

Ученики: - По данной записи мы не можем сказать, что слово лук является многозначным, так как это слова - омонимы.

Учитель: – Как называется проиллюстрированное явление?

Ученики: - Омонимия.

Учитель: - Может ли быть что-то общее между значениями омонимичных слов? Почему?

Ученики: - Не может быть общего, потому что одинаковость их написания, возникшая в результате различных исторических процессов, случайна.

Учитель: - Предлагаю Вам Игру, которая называется «Кто вперед?»: найти в словаре в конце учебника 2 слова, имеющие омонимы (бумажник, люлька).

  1. Работа по углублению и обогащению ЗУНов

  1. Выполнение упражнения 59.

Учитель: - Предлагаю выполнить упражнение 59,в ходе которого мы повторим синонимы, написание изученных орфограмм.

Учитель: - Скажите, какие же слова называются синонимами?

Ученики: - Синонимы - слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.

Учитель: - Верно, прочтем текст и назовем синонимы к слову «ответил».

Ученики: - Слова- синонимы (ответил, откликнулся, отозвался)

– Обратите внимание на слова в рамочке на странице 25.

– В каких лексических отношениях они состоят?

– В написании каких гласных букв могут возникнуть затруднения?

Учитель подчеркивает буквы, названные учащимися. На доске запись: ответить; отозваться; откликнуться.

Учитель: – Объясните написание буквы «о».

Ученики: - В приставке - от всегда пишем гласную «о»

Учитель: – Произнесите хором эти слова по слогам. Закройте учебники и запишите слова по памяти.

Давайте подведем промежуточный итог по работе над упражнением.

Ученики: - Мы повторили, что такое синонимы, закрепили умение подбирать синонимы к исходному слову.

2. Решение тестового задания.

Цель: закрепить умения определять лексическую сочетаемость слов.

Учитель: – Я буду задавать вам вопросы, а вы должны записать ответ в форме словосочетания «прилагательное + существительное».

Например, хлеб свежий или новый? Ответ: свежий хлеб.

1. Глаза карие или коричневые?

2. А пиджак карий или коричневый?

3. Дружба сильная или крепкая?

4. А характер?

5. Чай горячий или горючий?

6. А слезы?

7. Ответ полный или кромешный?

8. А тьма?

В тетради должна получиться следующая запись: ( Взаимопроверка)

1. Карие глаза.

2. Коричневый пиджак.

3. Крепкая дружба.

4. Сильный характер.

5. Горячий чай.

6. Горючие слезы.

7. Полный ответ.

8. Кромешная тьма.

Учитель: - Ребята, все ли правильно согласовали слова в словосочетании?

Ученики: - Да.

Учитель: - Молодцы, надеюсь, вы и дальше будете верно согласовывать слова в своей речи.

3. Работа со словами.

Учитель: - Ребята, мы уже сказали, какие слова являются синонимами, теперь вспомним что такое слова- антонимы?

Ученики: - Антонимы – это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения.

Учитель: - Верно, следующее задание будет посвящено антонимам. Подберите пару к словам из левой колонки.

Грязный

Очистить

Бодрый

Согнуть

Трудолюбие

Выгода

Убыток

Конкретный

Сухой

Чистый

Спокойствие

Усталый

Противник

Лень

Посредственный

Тревога

Кручиниться

Влажный

Загрязнить

Талантливый

Выпрямить

Союзник

Абстрактный

Радоваться

Учитель: - Скажите, пожалуйста, что данное упражнение нам дало?

Ученики: - Мы повторили, что такое антонимы, закрепили умение подбирать антонимы к предложенным словам.

4) Выполнение упражнения 58.

Цель: закрепить умение подбирать антонимы к разным частям речи, учитывая их лексическую сочетаемость.

Учитель: – Рассмотрим пару словосочетаний: горячий кофе, горячий человек.

– В каком из словосочетаний слово «горячий» имеет переносное значение?

Ученики: - Слово «горячий» имеет переносное значение с словосочетании горячий человек, так как речь идет о черте характера. Так говорят о человеке вспыльчивом, склонном к горячности.

Учитель: – Запишите антонимы к этим прилагательным, учитывая их прямое и переносное значение.

Горячий кофе – холодный кофе.

Горячий человек – спокойный человек.

Учитель: – Выполните ту же работу с остальными словами из упражнения самостоятельно.

1 ряд – мягкий; 2 ряд – легкий; 3 ряд – свежий.

5. Упражнение творческого характера.

Цель: систематизировать материал, который повторили, в кратких выражениях.

Составление синквейна на тему «Лексика»

Лексикология

Богатая, активная

Наследует, используется, изменяется

Богатство русского языка проявляется в лексике

Словарный состав

IV. Подведение итогов

1. Работа с текстом.

Учитель: – Прочитайте текст упражнения 60. Почему он кажется нам сухим, неинтересным?

Учитель: – Для чего нам нужно знать, какими лексическими способностями обладает язык?

Ученики: - Нам нужно знать какими лексическими способностями обладает язык для того, чтобы мы могли правильно излагать свои мысли, наша речь была понятна окружающим, интересна и неоднообразна.

2. Рефлексия «Закончи предложение».

« Сегодня я убедился, что…»

« Теперь я умею …»

« Я знаю, что …»

V. Домашнее задание

Выполнить упражнение 57 или придумать рассказ, в который будут включены следующие синонимы: синий, васильковый, голубой, небесный, бирюзовый, лазурный.

kopilkaurokov.ru

Урок по теме "Лексика" (5 класс)

Русский язык 5 класс

Тема урока. Лексика.

Цели урока: повторить изученное по теме « Лексика».

Задачи: образовательные: повторить материал по теме «Лексика»; знать определение понятий лексика, лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы; виды толковых словарей, словарей синонимов, антонимов, иностранных слов.

Развивающие: продолжить формировать умения и навыки самостоятельной работы со словарями; находить главное в изучаемом материале; логически излагать свои мысли; развитие познавательного интереса, правильной речи, внимания, логики мышления.

Воспитательные: воспитание коллективизма; ответственное отношение к выполнению полученного задания.

 Тип урока: актуализация знаний и умений ( урок повторения) с целью подготовки к изучению новой темы.

Метод проведения: урок в форме игры – сказки.

Оборудование урока: картинки, рисунки, вырезанные из картона человечки, изображающие синонимы, антонимы, омонимы; распечатанные тексты для анализа.

 Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие.

Подготовка кабинета к уроку.

Наличие учащихся.

  1. Работа по теме урока.

На доске нарисован сказочный теремок.

В чистом поле теремок, теремок.

Он не низок , не высок, не высок.

Кто, кто в теремочке живёт? 

Кто, кто в невысоком живёт? 

Учитель: Ответ на этот вопрос можно найти, разгадав загадку: Не мёд, а ко всему липнут. (Слова.)

Затем детям предлагается ответить на вопросы:

  1. Как называется раздел курса русского языка, изучающий словарный состав русского языка?

  2. Для чего служат слова?

Следующее задание выполняется письменно:

Возят почту к…рабли, 

Самолёты, п…езда,

Мчат во все концы з…мли:

В степи, в горы, в г…рода.

Почту в дальние районы

Доставляют почталь…ны. ( М.Белкина). 

^ Задания к тексту:

  1. Объясните орфограммы и пунктограммы.

  2. Определите лексическое значение слов почта и почтальон. С помощью толкового словаря выясните, однозначными или многозначными являются эти слова.

- Угадайте,- говорит учитель, кто это с толстой сумкой на ремне бодро шагает по извилистой тропинке и вот- вот подойдёт к теремку? ( На доску прикрепляется рисунок.)

- Ба, да это всем нам знакомый почтальон Печкин! Давайте поможем ему разобрать и разнести корреспонденцию. Как вы понимаете значение этого слова?

Выяснив значение слова корреспонденция, класс вместе с учителем приступает к вручению писем адресатам. В процессе этой работы формулируются задания для учащихся.

Учитель: Пакет предназначен для вручения словам, близким по значению. Что это за слова? ( Синонимы.)

На стук вышел один из братьев, проживающих в квартире №1. Зовут его Смелый.

Задание1.

Назовите имена остальных братьев. ( Храбрый, Мужественный, Бесстрашный, Отважный.)

Вскрыл хозяин квартиры письмо и прочитал его вслух: « Дорогие синонимы, хотели мы обойтись без вас, но вот что у нас получилось. Помогите нам».

Задание2.

Отредактируйте текст, используя синонимы.

« Было хорошее летнее утро, и мы с братом отправились ловить рыбу. Я знал на реке хорошее место, которое было известно только здешним старожилам. Мы расположились на берегу и закинули удочки. Клёв был хороший. Когда мы вернулись домой, мама сказала: « Молодцы, уха будет хорошая». Настроение у нас после рыбалки тоже было хорошее».

Учитель: Жильцов квартиры номер два

Застать сумели мы едва.

Они стояли у порога, 

Уже готовые в дорогу.

Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один толстый , другой тонкий, один грустный, другой весёлый.( Антонимы.)

Вскрыли братья конверт и обрадовались. Наконец – то пришла весточка от дорогого дедушки. Начали читать письмо- и чуть не заплакали от огорчения: половина письма – сплошное чернильное пятно. Видимо, во время долгих странствий побывало письмо под дождём или в речке тонуло.

Задание 3.

Помогите братьям прочитать письмо.

« Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, безвольных. Я хочу, чтобы выросли вы людьми смелыми…»

Учитель: Окна квартиры номер три распахнуты настежь. Весёлая песенка, которая льётся оттуда, поможет угадать вам, кто там живёт.

Мы- слова из русской речи, из родного языка.

Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.

Но важна не только внешность, ты до смысла доберись.

Наподобие начинки смысл запрятан в серединке.

Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки.

Задание 4. ( Я.Козловский).

Омонимам почтальон Печкин принёс их любимый журнал « Мир».

Послушайте юмореску из этого журнала. 

^ Проигрывание сценки: « Разговор между Сашей и Матвеем».

Саша. Матвей, а у меня дома овсянка!

Матвей. Подумаешь! У меня дома тоже овсянка.

Саша. Люблю я овсянку.

Матвей. И я люблю. Она жёлтая, красивая такая. И вкусная. Особенно с молоком.

^ Саша. Как это вкусная? Как это с молоком?

Матвей. Да так. А ещё хороша с маслом или сахаром. Объедение! Ух, пальчики оближешь!

Саша. Да ты про что говоришь?

Матвей. Как это- про что? Про овсянку!

Саша. Про какую овсянку!

Матвей. Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

Саша. И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

^ Матвей. Каша песни пела?

Саша. Какая тебе каша? Не каша, а птица. Птица ов- сян- ка! Не слышал что ли про такую? Пойдём ко мне мою овсянку слушать! 

Матвей. Пойдём! А потом ко мне – мою овсянку кушать.

Объясните, почему произошла ошибка?

Объяснение дают дети под руководством учителя.

Учитель: А под самой крышей находится мансарда. ( Выясняется значение этого слова.) Там идёт заседание Общества любителей образного слова.

Собрались здесь необыкновенные слова, пламенные и нежные, ласковые и беспощадные, яркие и меткие, живые и вещие.

Эти «слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать, и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать».

( Я.Козловский).

Что это за слова? ( Слова, использованные в переносном значении). Для них почтальон Печкин принёс бандероль. ( Определяется значение этого слова). Она предназначена для любителей поэзии. Это сборник стихов. Давайте откроем его.

У учащихся на столах распечатанные тексты.

Задание 5.

Найдите слова, использованные в переносном значении.

Усталое солнце по небу гуляет.

Ленивая туча над лесом скучает.

На сонной берёзе щебечут синицы. 

Спит ветер игривый средь поля пшеницы.

( А.Громова).

Полз состав . Он устал-

От гудка до хвоста. Полз состав, полз, и встал,

И уснул у моста. ( В.Левин). 

Задание 6.

Задание 6 было опережающим. Дети дома писали сочинение- миниатюру на одну из тем: « Гулял по лесу ветер», « Бежал весёлый ручеёк», « Пришла волшебница- зима», используя слова в переносном значении. На уроке дети зачитывают свои творческие работы.

Подведение итогов урока:

- Ребята, мы сегодня хорошо поработали, вспомнили, обобщили изученное о лексике. Какие слова мы знаем? Где чаще всего встречаются такие слова? 

Как работать со словарями? 

Молодцы, все работали замечательно.

Опустела сумка почтальона Печкина. Давайте снова её заполним. Пишут письма обитатели теремка, напишите и вы жильцам теремка- это ваше домашнее задание.

Выставление оценок.

Урок окончен.

infourok.ru


Смотрите также