Методическое пособие по английскому языку. Сборник заданий и упражнений по фонетике английского языка. Merry sounds. Упражнения по фонетике


Занимательные упражнения на уроках русского языка в 5-м классе "Фонетика"

Разделы: Русский язык

Прочитать слово, потом произнести звуки в обратном порядке, чтобы получить [1]:

Из слова лен - цифру

Из слова лей - название дерева

Из слова люк - большой мешок

Из слова ток - домашнее животное

Из слова шей - просьбу есть что-нибудь

Из слова куб - связку, охапку чего-нибудь

Из слова лед - материал для крыши

Приведите слова с непроизносимым согласными, являющимися синонимами или антонимами слов: письменный, добросовестный, веселый, отдельный.

Определить, какими звуками различаются (не различаются) данные пары слов. Произвести фонетический разбор нескольких пар слов (на выбор): Рад - ряд, сел - съел, везти - вести, курится - курица, Марья - Мария, полоскала - поласкала, подождем - под дождем, подержал - поддержал.

Одинаково ли количество звуков в словах: южная - нужная, её - меня, няня - яма, местность - лесник.

В данных отрывках из стихотворений укажите слова с буквой О, которые произносятся как А [4]:

Зла не помнит Россия, побитым не мстит. Может хлебом и песней с тобой поделиться. Добрым гостем придешь - от души угостит. Спрячешь камень за пазухой - горе случиться.

Посмотри в её глаза. Не придаст. Не солжет. Кто слабее её - никогда не обидит. И всегда она слово свое сбережет. И за черною тучею солнце увидит.

Прочитайте вслух данные слова. Какой звук произноситься на месте Я? [4]

Рябина, лягушка, плясать, вязать, пятно, прямой, яма, ряды, льняной, яйцо, язык, янтарь, в грязи, ряска.

Измените слова так, что бы конечные согласные звуки произносились мягко. Прочитайте их вслух и объясните значения: Ел, стал, угол, нов, ряб, кров, тол, шест, пар, мол, кон.

Поставьте правильно ударение в словах: атлет, ворота, диалог, диагноз, единство, закупорить, инструмент, камбала, каталог, километр, мельком, намерение, обеспечение, облегчить, петля, премировать, ремень, сироты, средства, статуя, углубить, умеренный, щавель

Разберите по смыслу и поставьте ударения в одинаковых по написанию словах.

Я под синим пологом на холме пологом.

На кустах уселись сорок пестрых скачущих сорок.

Солнце село за село.

Замок был закрыт на замок.

Семена гвоздики были похожи на гвоздики.

Дорога на родину дорога.

Огородное пугало всех пугало.

Сорваться в пропасть - значит, пропасть.

Дыра уже стала значительно уже.

Потом он, обливаясь от жары потом, снова застучал молотом.

В стихотворном фельетоне В. Масса и М. Червинского "Между прочим" есть такие строки о человеке, не желавшем придерживаться правил литературной речи:

Говорил он, между прочим, "КрасивЕе", "Мы так хочим" "ДОсуг, шОфер, прОцент, зАем, КвАртал, пОртфель, билитень" "ПОверх плана выполняем" "Агент звОнит цельный день".

Найдите и исправьте речевые ошибки в данном отрывке.

В каких из этих слов можно поставить два ударения: межконтинентальный, чересполосица, сверхъестественный, антирелигиозный, глубокоуважаемый, обороноспособный, стопятидесятиколометровый.

Поставьте слова по алфавиту: груша, помидор, огурец, слива, сирень, одуванчик, ограда, ромашка, гвоздика, грушевый, повидло, редиска, салат, магазин, салют [3].

Подберите 3 слова, в которых букв больше, чем звуков; и слова в которых звуков больше, чем букв [3].

Укажите сколько раз звук [т] встречается в предложении: Документ подписан директором. [3]

Загадки-шутки

Чем кончается день и ночь?

Что стоит посредине земли?

Чем кончается лето и начинается осень?

Что находится в начале книги?

Что мы слышим в начале урока?

Что у человека есть одно, а у вороны вдвое, в лисе не встретиться оно, а в огороде втрое?

За какой сонорной буквой спрятано большое, просторное помещение?

Как из сорной травы сделать лебедя?

Во что превратятся глаголы берет, запрет, мёл, шлём, если букву Ё заменить в них буквой Ё?

В названии какого европейского государства стоит три я ?

Какой буквой можно превратить геометрическую фигуру в топливо?

Ответы: 1) Ь знаком, 2) Буква М, 3) Буква О, 4) Буква К, 5) Звук У, 6) Буква О, 7) За- Л, 8) В слове лебеда заменить А на Ь, 10) Авс-три-я, 11) Буква Ь.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

4. Упражнения по фонетике

1. С работой каких органов артикуляции связано деление согласных звуков на а) глухие и звонкие; б) мягкие и твердые?

2. Как объяснить изменение звука [м] в звук [б], звука [н] в звук [д] в произношении при насморке? Например: [у бедя́да́сборг] вместо [у меня́ на́сморк].

3. Какое лингвистическое объяснение вы можете дать следующим строкам из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: И русский Н, как N французский, Произносить умела в нос…

4. Какие получатся слова, если звуки, из которых они состоят, произнести в обратном порядке: ель, лён, куль, толь, ноль, лёд, лоб, ток.

5. Нижеследующие слова разделите на две группы: а) слова с полной ассимиляцией, б) слова с частичной ассимиляцией: сделать, отдать, свадьба, бесстрашный, косьба, ложка, иссякший, отбить, сбруя, изжога, сшитый. Подчеркните слова, в написании которых отражена ассимиляция.

6. Затранскрибируйте словосочетания. Квалифицируйте фонетический процесс, отраженный в них: дочь больна, весь дом, нос зайца, рог коровы, отец Горио, воз песка, лепет девочки, каприз природы, голос жалости, отец был дома.

7. В тюркских языках действует закон сингармонизма (ассимилятивного изменения гласных под влиянием качества (твердости/мягкости) согласных). В соответствии с ним в одном слове могут быть или только гласные переднего ряда (е/э, и), или только гласные заднего ряда (а, о, у, ы). В следующих тюркских заимствованиях определите состав гласных звуков и укажите, в каких словах закон сингармонизма нарушен: арбуз, сарай, кумыс, аршин, собака, лошадь, утюг, чулан, чердак, бурдюк, шатер, черпак, урюк, аул.

8. Почему одно и то же английское имя по-русски пишется и произносится двояко: Вильям и Уильям, Гаррис и Харрис.

Приложение к теме № 4 (2) «язык как система систем.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПИСЬМА»

Способы передачи сообщений при помощи предметов, имеющих условное значение:

1. вампум,

2. кипу,

3. бирки (целая и расколотая).

Икона с изображением Кирилла и Мефодия в церкви Святой Недели в Софии

ПРИЛОЖЕНИЯ К ТЕМЕ № 4 (3) «ЯЗЫК КАК СИСТЕМА СИСТЕМ.

ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ЯЗЫКА»

1. Упражнения по лексикологии

1) В 1697 г. Петр 1 отправил за границу для обучения несколько бояр, среди которых был стольник Петр Андреевич Толстой. Находясь за границей, он вел дневник. Познакомьтесь с описанием театра, которое дал царский стольник.

В Венеции бывают оперы и комедии предивные… Те палаты, в которых те оперы бывают, великие, округлые, и называют их итальяне театрум. В тех палатах наделаны чуланы многие в пять рядов вверх… Пол сделан мало накось, чтоб одним из-за других было видно, кто в те стулья для смотрения оперов садятся; и за те стулы и скамьи дают платы, а кто хочет сидеть в особом чулане, тот повинен дать большую плату… И с единой стороны к тому театруму бывает приделана великая зело длинная палата, в которой чинится опера. В той палате бывают временные перспективы дивные, и людей бывает в одном опере в наряде мужеска и женска полу человек по 100 и по 150 и более.

Каких слов не хватало стольнику для описания интерьера театра? На примере этого текста и слов, Вами найденных, докажите, что лексико-семантическая система языка – явление развивающееся.

studfiles.net

Методическое пособие по английскому языку. Сборник заданий и упражнений по фонетике английского языка. Merry sounds

ШКОЛА-ЛИЦЕЙ № 20

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

СБОРНИК ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ ПО ФОНЕТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

MERRY SOUNDS

ПАВЛОДАР 2013 г.

АВТОР - СОСТАВИТЕЛЬ: ПОДЛЕСНАЯ О. Н. – учитель английского языка

Школы - лицея № 20

г. Павлодара

Данное пособие предназначено для формирования навыков и развития речевого (фонематического и интонационного) слуха и произносительных навыков у учащихся

Цель его – помочь учащимся овладеть навыками чтения и говорения, научиться правильно произносить английские слова, а также научить детей читать правильно, с пониманием, бегло и с удовольствием.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Добро пожаловать в страну - ФОНЕТИКУ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА!

Приглашаем Вас познакомиться с её жителями - звуками и буквами, которые охотно откроют Вам свои секреты - правила чтения и произношения английских слов и предложений.

When the English tongue we speak

Why is break not rhymed with weak?

Will you tell me why it’s true:

We say sew but also few

When we want to make a verse-

We can’t rhyme a horse with worse.

Beard is different from heard,

Lord is not pronounced like word.

Сow is cow, but low is low,

And we do don’t read like go.

We have year and hear and pear,

Come and home and are and care.

So, why done, but gone and stone-

Is the any reason known?

And, in short, it seems to me,

Sounds and letters disagree.

(anonymous)

Это английское стихотворение наглядно иллюстрирует какое разнообразие царит в мире английских букв и звуков. Одно и то же сочетание букв может иметь несколько вариантов чтения.

Чтобы мы не сомневались, правильно ли нами прочитано слово - Фея Транскрипция поможет нам. Транскрипция - это запись звучания буквы или слова в виде последовательности специальных фонетических символов, или, как можно ещё выразиться - письменное обозначения звука. Давайте же познакомимся с друзьями Феи Транскрипции - звуками и их письменными обозначениями.

Одиночные звуки

Согласные

звуки

произношение

Гласные

звуки

произношение

b

б

ʌ

а - короткое

d

д

a:

а - глубокое

f

ф

i

и - короткое

ж

i:

и - долгое

dᴣ

дж

О

о - короткое

Дифтонги

Согласные

звуки

произношение

Гласные

звуки

произношение

ts

ч

au

ау

j

и - краткое

ei

эй

ɵ

межзубное без голоса

oi

ой

ȵ

носовой на франц. манер

ai

ай

Мы предлагаем вам ряд разнообразных фонетических заданий и упражнений, чтобы Вам было проще постичь секреты английских звуков. Кроме этого, мы предлагаем Вашему вниманию весёлые английские рифмовки и скороговорки, читая которые, Вы, несомненно, получите большое удовольствие.

Для начала мы предлагаем вам выполнить несколько упражнений, которые помогут Вам правильно произносить английские слова и предложения.

Упражнения на артикуляторную гимнастику

  1. Широко откройте рот и держите нижнюю челюсть неподвижной. Попеременно упирайте кончик языка в альвеолы верхних и нижних зубов. Губы свободны, не напряжены.

  2. Упирайте кончик языка попеременно, с выдержкой, во внутреннюю поверхность правой и левой щеки.

  3. Сделайте оба упражнения. На четыре счёта язык упирается в альвеолы верхних и нижних зубов, а затем в обе щеки.

Упражнения на развитие речевого (фонематического и интонационного) слуха.

  1. Прослушайте в магнитной записи звуки, слоги, слова и предложения, читаемые разными дикторами, и отметьте номерами женские, мужские и детские голоса.

  2. Определите большую или меньшую чёткость произношения дикторов. Определите темп двух фонограмм (более быстрый или более медленный).

  3. Из воспринятого на слух ряда звуков вычлените, и запишите указанные преподавателем звуки, сначала наблюдая артикуляцию преподавателя, затем, не наблюдая её.

  4. Устно разделите услышанное слово на звуки и назовите их.

  5. Определите количество слогов в услышанных словах.

  6. Установите количество кратких гласных в услышанных словах.

  7. Прослушайте слова и назовите те, которые рифмуются.

  8. Выделите на слух из связного текста слова с тренируемым звуком и запишите их в орфографии.

  9. Определите количество слов в прослушанных предложениях

  10. Составьте слово из прослушанных изолированных звуков и запишите его в орфографии.

  11. Определите на слух место ударения и его роль: смыслоразличительную, логико-выделительную, модальную.

  12. Определите паузы в звучащем речевом потоке.

Формирование произносительных навыков

  1. Многократно прослушайте звук вофразе, слове, затем прослушайте изолированный звук.

  2. Прослушайте ряд звуков и поднимите руку, когда услышите заданный звук.

  3. Прослушайте пары звуков и поднимите руку, когда услышите новый звук.

  4. Прослушайте предложения и скажите, сколько раз в нём встретился данный звук.

  5. Прослушайте предложения и поднимите руку, когда услышите повествовательное (вопросительное, отрицательное) предложение.

  6. В ряду слов (словосочетаний, предложений) подчеркните то, которое произносит диктор.

  7. Подчеркните в предложении слово, на которое падает ударение.

  8. Сделайте фонетическую разметку текста на основе голоса преподавателя, прочитайте затем текст в слух.

  9. Произнесите вслед за диктором звуки (слоги, слова, словосочетания), обращая внимание на произношение указанных звуков.

  10. Назовите слова, содержащие определённый звук.

  11. Произнесите слова по слогам, обращая внимание на произношение гласных (согласных) в начальной (конечной) позиции.

  12. Прослушайте пары слов на русском и иностранном языках и повторите вслед за преподавателем только слова на иностранном языке.

  13. Произнесите вслед за диктором пары слов, обращая внимание на различное произношение звуков.

  14. Произнесите коммуникативное предложение сначала медленно, затем быстро.

  15. Проговорите по памяти пословицу (скороговорку, стихотворение, текст) сначала медленно, затем быстро.

Задание I. Чтение окончаний множественного числа существительных.

Найдите лишнее слово в каждом ряду:

  1. A) books B) pens C) ears D) boys

  2. A) matches B) wolves C) watches D) bushes

  3. A) roads B) towns C)stars D) deer

  4. A) days B) flags C) teeth D) eyes

  5. A) cats B) families C) tragedies D) secretaries

  6. A) bushes B) houses C) peaches D) bananas

  7. A) desks B) ways C) lemons D) toys

  8. A) tables B) matches C) thieves D) keys

  9. A) plates B) heroes C) plants D) shops

  10. A) foxes B) buses C) brushes D) plays

  11. A) rooms B) chairs C) parks D) lions

  12. A) ladies B) knives C) countries D) babies

Задание II. Чтение окончаний правильных глаголов во 2-й и 3-ей формах.

Найдите лишнее слово в каждом ряду:

  1. A) cook B) dance C) like D) wait

  2. A) smile B) help C) clean D) happen

  3. A) want B) need C) hesitate D) jump

  4. A) push B) paint C) skate D) collect

  5. A) stop B) wash C) ask D) answer

  6. A) close B) love C) intend D) inform

  7. A) visit B) decide C) demand D) skip

  8. A) thank B) laugh C) follow D) work

  9. A) happen B) play C) hope D) offer

  10. A) start B) invite C) pretend D)remember

  11. A) watch B) help C) continue D) wish

  12. A) live B) pull C) agree D) hate

  13. Задание III. Найдите слово, в котором ударный звук совпадает с подчёркнутым словом:

  1. Brave A) grass B) trade C) ball D) ham

  2. Snow A) fork B) row C) aloud D) stop

  3. Sock A) nose B) spoon C) born D) cross

  4. Jam A) plate B) harvest C) sand D) sharp

  5. Scene A) grey B) wet C) seem D) here

  6. Door A) role B) blouse C) throw D) floor

  7. Brown A) crowd B) clothes C) zoo D) company

  8. Fix A) fire B) dish C) climate D) piece

  9. Sum A)turn B) student C) hungry D) sugar

  10. Skirt A) flight B) thin C) wife D) circus

  11. Butter A) republic B) hurt C) suit D) duty

  12. Hide A) give B) arrive C) wing D) wire

Задание IV. Найдите слово, которое содержит данный звук:

  1. [ɔ:] A) company B) color C) caught D)correct

  2. [ei] A) daylight B) dictionary C) daughter D) distance

  3. [ᴂ] A) aloud B) attention C) athlete D) although

  4. [a:] A) slave B)sharp C) smile D) small

  5. [ou] A) room B) role C) roar D) rest

  6. [i:] A) sleep B) slow C) sound D) soup

  7. [u] A) love B) nice C) novel D) look

  8. [ʌ] A) team B) tired C) thank D) touch

  9. [u:] A) turn D) tinned C) through D) though

  10. [ә:] A) both B) brave C) blouse D)burn

  11. [к] A) knife B) joke C) kneel D) knight

  12. [ɛə] A) chalk B) champion C) care D) centre

Задание V. Найди лишнее слово.

  1. A) grass B) dark C) trade D) pass

  2. A) fork B) row C) snow D) rope

  3. A) jam B) sack C) plate D) cat

  4. A) book B) floor C) cook D) stood

  5. A) brown B) caw C) crown D) law

  6. A) while B) white C) which D) wild

  7. A) laugh B) night C) daughter D) weight

  8. A) pull B) but C) push D) put

  9. A) cat D) care C) cinema D) country

  10. A) spoon B) cool C) blood D) troop

  11. A) son B) sum C) sun D) song

  12. A) thing B) this C) thank D) three

Задание VI. Раздели слова на группы согласно ударному звуку.

1. [ɔ] 2. [ɔ:] 3. [ʌ] 4. [a:] 5. [ᴂ] 6. [i:] 7. [i] 8. [u:] 9. [u]

Father, afternoon, pass, glass, not, dog, coffee, hop, doll, got, big, sister, six, milk, but, son, come, love, monkey, mother, duck, funny, jump, uncle, puppy, under, cup, tea cup, put, pull, push, blue, do, who, school, pupil, juice, please, clean, tea, athlete, map, caught, daughter, apple, stop, clock, beat, touch.

Задание VII. Выберите слова, в которых буквы e, h, r, k, w, gh не читаются:

Plate, what, card, knife, write, time, eight, work, when, fork, keen, know, who, laugh, night, where, wrong, light, rain, hour, picture.

Задание VIII. Определите в каком типе слога читается гласная:

буква

Тип слога

A)

B)

C)

D)

1

a

I

mat

bake

far

tame

2

i

II

climate

sir

fish

blind

3

a

III

care

case

card

catch

4

i

IV

nice

birth

smile

fire

5

u

I

duck

dust

duty

dumb

6

o

II

more

frog

poke

phone

7

o

III

boat

fork

coke

log

8

a

IV

dark

dank

dance

dare

9

e

I

derby

then

desk

tree

10

u

II

but

tube

turn

cure

11

i

III

ship

shine

shirt

chip

12

e

IV

here

her

ten

keen

Задание IX. Найдите слово с нужным типом слога:

Тип слога

A)

B)

C)

D)

1

I

map

nose

here

fur

2

II

car

same

red

far

3

III

close

same

barn

rose

4

IV

hand

hair

here

hook

5

I

must

nylon

girl

member

6

II

mat

table

frame

sake

7

III

hire

ten

name

corn

8

IV

duty

fare

ball

file

9

I

pen

nine

sand

can

10

II

black

fur

tree

care

11

III

tooth

horse

body

eye

12

IV

beauty

fire

smell

taste

Упражнения

Упражнение 1 Прочитайте слова - лесенку , постепенно ускоряя темп:

Take

Take bear

Take that bear

Take that big bear

Take that big white bear

Take that nice big white funny bear

Take that nice big white funny bear out of the bag

Put

Put this

Put this monkey

Put this little monkey

Put this little brown monkey

Put this little brown funny monkey

Put this little brown funny monkey on the chair

Упражнение 2. Прочитайте, обращая внимание на артикуляцию английских звуков:

Чистоговорки

[ai-ai-ai] – this tiger is mine

[i:-i:-i:] – we sit under the tree

[u:- u:- u:] – it’s two to two

[im-im-im] – I’m eating ice cream

[oks-oks] – a fox is in the box

[ɑu- ɑi] – a cloud is in the sky

[i:-ɑ:-ai] – these are my kite and tie

[ɔ:-u.-ei] – all is good O.K

[ɔ:-u.-ei] – let’s go home

[ɔ:-u.-ei] – Tom, Open the door

[est-est] – my teacher is it best!

[ju:-ju:-ju:] – I’m glad to see you!

[ei-ei-ei] – I like to skate and play

[ɔ:-ei-ei] – what day is it today

[ɔ:-ɔ:-ɔ:] – I walk on the floor

[i:-i.-i] – I sit on a tree

(Составлены учащимися 4 «Д» класса СОШ № 34)

Упражнение 3. Прочтите предложения, обращая внимание на выделенные буквы и буквосочетания:

a - Kate has a cat, a car and a hare

o - Rose has a dog, a fork and an ore

u - Susan has a cup, a turkey and a pure orange juice

e - Pete has a pet and a perfume here

I - Mike has a pig, a bird and a fire

oo - [u] Look, here is a book. We can cook.

oo - [u:] There is a pool near our school.

ee - [i:] I see a bee in a tree.

ea - [i:] I like tea and cream. I eat meat.

Упражнение 4. Прочитайте скороговорки:

Tongue-twisters (Скороговорки)

Peter Piper picked a peck

Of pickled peppers.

A peck of pickled peppers

Peter Piper picked.

If Peter Piper picked a peck of pickled peppers-

Where’s the peck of pickled peppers Peter Piper picked?

Fuzzy Wuzzy was a bear.

A bear was Fuzzy Wuzzy.

When Fuzzy Wuzzy had no hair –

He wasn’t fuzzy, was he?

How much wood

Would a woodchuck chuck

If a woodchuck

Could chuck wood?

A cook has a good look at a cookery book.

A black cat sat on a mat and ate a fat rat.

Mary and Clare have a hare and a pear.

Выполните тест

1. Буква «а» стоит в I типе слога в слове:

A) mat B) bake C) far D) dare E) fat

2. Буква «u» стоит в I типе слога в слове:

A) dusk B) dust C) duty D) duress E) dumb

3. Буква «а» стоит в III типе слога в слове:

A) care B) case C) card D) cash E) catch

4. Буква «i» стоит в IV типе слога в слове:

A) nice B) birth C) smile D) fire E) bird

5. Буква «e» стоит в I типе слога в слове:

A) derby B) then C) desk D) tree E) fellow

6. Буква «i» стоит в II типе слога в слове:

A) climate B) sir C) fist D) blind E) fish

7. Буква «o» стоит в III типе слога в слове:

A) boat B) logical C) coke D) log E) fork

8. Буква «o» стоит в II типе слога в слове:

A) more B) frog C) poke D) mouse E) phone

9. Буква «i» стоит в III типе слога в слове:

A) ship B) shine C) shield D) shirt E) shin

10. Буква «а» стоит в IV типе слога в слове:

A) dark B) dank C) dance D) dale E) dare

11. Выберите слово с III типом слога:

A) Close B) Same C) Rose D) Base E) Barn

12. Выберите слово с I типом слога:

A) map B) nose C) here D) Barn E) fur

13. Выберите слово с II типом слога:

A) Car B) Same C) Red D) Burn E) far

14. Выберите слово с IV типом слога:

A) hand B) hair C) handsome D) here E) hook

15. Выберите слово с IV типом слога:

A) duty B) ball C) file D) flower E) far

16. Выберите слово с I типом слога:

A) Must B) Nylon C) Member D) Girl E) Hour

17. Выберите слово с II типом слога:

A) Mat B) Frame C) Tame D) Table E) Sake

18. Выберите слово с II типом слога:

A) Rye B) Mine C) Gave D) Sand E) Pie

19. Выберите слово с IV типом слога:

A) black B) small C) fur D) care E) mug

20. Выберите слово с III типом слога:

A) tooth B) animal C) eye D) body E) horse

21. Выберите слово с I типом слога:

A) room B) paper C) book D) yard E) clock

22. Выберите слово с II типом слога:

A) play B) jump C) find D) leave E) day

23. Выберите слово с III типом слога:

A) tree B) book C) room D) shop E) port

24. Выберите слово с III типом слога:

A) orange B) cage C) bag D) large E) page

25. Выберите слово с IV типом слога:

A) beauty B) taste C) smell D) energy E) hire

26. Выберите слово с III типом слога:

A) yard B) cruel C) keen D) knight E) day

27. Выберите слово с IV типом слога:

A) pupil B) observe C) place D) rare E) visit

28. Выберите слово с III типом слога:

A) pupil B) observe C) place D) more E) visit

29. Выберите слово с II типом слога:

A) table B) book C) luck D) mare E) sky

30. Выберите слово с I типом слога:

A) joke B) part C) clock D) pour E) pocket

Вот и подошло к концу наше путешествие по стране Фонетике Английского Языка. Мы очень надеемся, что полученные знания и упражнения помогут

Вам овладеть секретами чтения и произношения и в скором будущем Вы скажете: «Как же стало просто читать и писать!»

Однако не забывайте, что, несмотря на своё широчайшее распространение, английский язык не перестаёт быть ЯЗЫКОМ, полным исключений и стилистических изысков, поэтому, во избежание ошибок, на любом этапе изучения языка, а особенно на начальном, почаще заглядывайте в словарь.

Мы желаем Вам успеха!

www.metod-kopilka.ru

Практические задания - Фонетика

10

Фонетика

Практические задания

1. Охарактеризуйте согласные звуки в следующих словах по способу образования шума.

Русск.: шорох, дело, рост, линия, беда, коза, мутный, степь.

2. Охарактеризуйте согласные в следующих словах по месту образования, т.е. по активному действующему органу.

Русск.: вор, миллион, ящик, беда, лето, конь, порох, жук, цвет.

3. Охарактеризуйте согласные звуки в следующих словах по составу, т.е. по соотношению голоса и шума. Сравните сонорные согласные в русском и английском языках (английские слова даны в транскрипции).

Русск.: моль, ниша, ловкий, еж, яма, шепот, жизнь, роман, лето, щенок.

4. Охарактеризуйте гласные переднего ряда в следующих словах.

Русск.: легкий, тишина, летать, веселый, чудесно, мягкий.

Англ.: work, collect, first, head, see, consider, man.

5. Укажите гласные заднего ряда в следующих словах.

Русск.: дума, лыко, чувство, лямка, юбилей, люк, мед, елка.

Англ.: dog, must, food, father, daughter, part, cause, duck, walk.

6. Определите, какие получатся слова, если первые звуки приведенных слов произнести:

а) без участия голосовых связок - дам, дом, бар, год, вон, голос, жить, зам; б) с участием голосовых связок -пыл, пил, фата, кот, шесть, шар, сад, ток, суп; в) с участием носовой полости (с опущенной небной занавеской) -боль, было, байка, дам, дочка; г) с поднятой небной занавеской -мой, мор, майка, наш, нот, нам; д) с участием средней части спинки языка, приподнимающейся к твердому небу -мать, нос, рад, томный, сок, тук, лук; е) как щелевые, а не как смычные -корь, дуб, тень, тело, крен, панты.

7. В следующем тексте охарактеризуйте согласные по участию голоса и по соотношению тона и шума.

Великий Петр, твой каждый след

Для сердца русского есть памятник священный,

И здесь, средь горных скал, твой образ незабвенный

Встает в лучах любви, и славы, и побед. (Вяз.)

8. В данном тексте классифицируйте согласные по способу образования, т.е. по характеру преграды на пути воздушной струи.

Не занятый делом человек никогда не может насладиться полным счастьем. На лице бездельника вы всегда найдете отпечаток недовольства и апатии. (Гейне)

9. В данном тексте охарактеризуйте согласные по месту образования, т.е. по активному действующему органу.

Как ни цветиста ваша речь,

Цветник словесный быстро вянет.

А правда голая, как меч,

Вовек сверкать не перестанет. (Марш.)

10. В данном тексте охарактеризуйте гласные по ряду.

Жизнь для меня не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал мне в руки на мгновение, и я хочу заставить его пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям. (Б. Шоу)

11. Определите согласные звуки по следующим признакам:

а) шумный, губно-зубной, щелевой, звонкий, мягкий;

б) шумный, заднеязычный, щелевой, глухой, твердый;

в) шумный, переднеязычный, взрывной, звонкий, твердый;

г) сонорный, губно-губной, смычно-проходной, твердый;

д) сонорный, переднеязычный, дрожащий, мягкий.

12. Определите гласные звуки по следующим признакам:

а) заднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный;

б) переднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный;

в) среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный;

г) переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный;

д) среднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный;

е) заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный;

ж) переднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный.

13. Охарактеризуйте все звуки в следующих словах.

Русск.: яд, жизнь, ошибка, ропот, сдоба, фильм, ёж, щука.

Англ.: know, this, thing, joy, leave, weather, poor, climb, chief.

14. Решите следующие звуковые пропорции. Учтите, что искомый член пропорции необязательно должен быть представлен в русском языке.

1.Русск.: а) д : т = б : ? = ? : х

б) с : с’ = б : ? = ? : л’

в) п : т = б : ? = ? : ш = м : ?

г) п : ф = б : ?

д) с : ш = з : ?

е) в : п = з : ? = ? : к

ж) д : з : б = т : ? : ?

з) ж : ш = г : ?

и) м : б = н : ?

к) г : х = д : ? = б : ?

л) т’ : ч’ = п : ?

м) э : и = о : ?

н) у : и = ? : э

15. Какие получатся слова, если звуки, из которых они состоят, произнести в обратном порядке?

Ель, лен, куль, толь, ноль, лед, лоб, ток, яр, ешь, тля.

16. Определите слова русского языка, в состав которых последовательно входят следующие звуки:

I.

1. Гласный, верхнего подъема, переднего ряда, нелабиализованный;

2. согласный, щелевой, губно-зубной, шумный, звонкий, твердый;

3. гласный, нижнего подъема, среднего ряда, нелабиализованный.

II.

1. Согласный, щелевой, среднеязычный, сонорный, мягкий;

2. гласный, среднего подъема, заднего ряда, лабиализованный;

3. согласный, щелевой, двухфокусный, переднеязычный, шумный,

глухой, твердый.

III.

1. Согласный, смычный, взрывной, губно-губной, глухой, твердый;

2. согласный, смычно-проходной, боковой, переднеязычный, сонорный, твердый;

3. гласный, верхнего подъема, заднего ряда, лабиализованный;

4. согласный, смычный, взрывной, заднеязычный, шумный, глухой, твердый.

IV. 1. Согласный, аффриката, переднеязычный, глухой, мягкий;

2. гласный, среднего подъема, переднего ряда, нелабиализованный;

3. согласный, щелевой, однофокусный, переднеязычный, глухой, мягкий;

4. согласный, смычный, взрывной, переднеязычный, глухой, мягкий.

Вопросы по теме «Классификация звуков речи»

1. Назовите три аспекта изучения звуков речи.

2. Какие звуковые признаки составляют акустический аспект изучения звуков речи?

3. Какие звуковые признаки составляют артикуляционный аспект изучения звуков речи?

4. Что такое артикуляция? Из каких элементов она складывается?

5. Что такое артикуляционная база?

6. По каким признакам различаются гласные и согласные звуки?

7. На основании каких признаков классифицируются согласные звуки?

8. Чем отличаются сонорные и шумные согласные?

9. Как делятся согласные по способу образования и по месту образования?

10.Что такое аффриката?

11. На какие группы делятся переднеязычные согласные?

12. Какие типы дополнительной артикуляции существуют у согласных?

13. На основании каких признаков классифицируются гласные звуки?

14. Какую роль при произнесении гласных звуков играет небная занавеска?

15. Что такое дифтонги? Какие выделяются типы дифтонгов?

Фонетическая транскрипция

Фонетическая транскрипция – однозначное, непосредственное отражение звучащей речи на письме.

Основные правила фонетической транскрипции:

1. Одному звуку всегда соответствует один знак фонетической транскрипции.

2. Обозначается место словесного ударения.

3. Слоги считаются в зависимости от места ударения (I-й предударный, II-й предударный, I-й заударный и т.д.).

4. Абсолютное начало и абсолютный конец слова обозначаются отдельно.

В транскрипции отражаются различные фонетические процессы.

Практические задания

1. Определите, сколько звуков и сколько букв в следующих словах, затранскрибируйте.

Ель, юрта, её, лёд, пью, шью, вялый, умоляю, щёлк, шелк, съезд, жую, синь, жизнь, цирк, мышь, боец, вьюга, изъять, пьеса, мять, съёмка, счетчик, сшитый.

2. Определите, какими звуками различаются в русском языке следующие слова.

Гостя – гостья, судя – судья, сел – съел, налёт – нальёт, семи – семьи, груздь – грусть, завал – завял, занос – занёс, сток – стёк, пот – пьёт, лёд – льёт.

3. На каком принципе – буквенном или звуковом – основаны следующие палиндромы, т.е. слова и предложения, читающиеся одинаково как слева направо, так и справа налево.

А роза упала на лапу Азора.

Огонь – лоб больного!

Отчаян я, а что?

4. Обозначьте позиции гласных в словах.

Лаборатория, раскормленный, инвентаризация, ассоциация, небывалый, заинтересованность, произношение.

5. Отметьте случаи количественной редукции гласных в следующих примерах.

Мир – мирить – мировой; сила – силком – силовой – пересилить; цирк – циркач – цирковой; бум – бумага – бумажонка; луч – лучи – лучевой; рыба – рыбак – рыбаки.

6. Затранскрибируйте слова. Отметьте случаи качественной редукции гласных.

Волос – волосок – простоволосый, желтый – желтизна – желтоватый, шёпот – шептать – шепоток, ряд – ряды – рядовой, перепись – переписать – переписчик, речка – река, рябь – рябой – рябоватый, поле – поляна – полевой, щека – щёчки – щекотать, шерсть – шерстянка – шерстяной.

7. Затранскрибируйте словосочетания.

Стонут под игом, шьет иголкой, говорит с жаром, смеется над собой, вышел из-за стола, достал из стола, вошел без шума, делать из-под палки, изнемог от жары, письмо от брата, дочь больна, ночь длинная, нож тупой, пёс болен, нас двое, плащ был сырой, отец дома, весь день, сжечь бумагу, плач громкий, помочь бы ему, от топота копыт, лиса – в леса, из сжатого кулака, погуляй с Шариком, свинья под дубом, в тех баснях, от самого дома.

8. Затранскрибируйте следующие пословицы.

Во снах счастье, а в быль напастье. Счастье с бессчастьем на одних санях ездят. Удастся лен, так шёлк; не удастся, так щёлк. Богат Мирошка, а животов – собака да кошка. Разорви тому живот, кто неправдой живёт. Не красна изба углами, красна пирогами. Воровством каменных палат не наживёшь. И не так подъезжали, да ни с чем отъезжали. Своего не наживу, а на чужое не гляжу. Рассказчики не годятся в приказчики.

9. Затранскрибируйте текст.

Бьется в тесной печурке огонь.

На поленьях смола, как слеза,

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой. (Сурк.)

10. Затранскрибируйте следующие тексты.

Натуральное богатство русского языка и речи так велико, что не мудрствуя лукаво, сердцем слушая время, в тесном общении с простым человеком и с томиком Пушкина в кармане можно сделаться отличным писателем. (Пр.)

Наука - высший разум человечества, это солнце, которое человек создал из плоти и крови своей, создал и зажёг перед собой для того, чтобы осветить тьму своей тяжёлой жизни, чтоб найти из нее выход к свободе, справедливости, красоте. (М.Г.)

Многие спокойные реки начинаются шумными водопадами, а ни одна не скачет и не пенится до самого моря. Но это спокойствие часто признак великой, хотя скрытой силы: полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов. (Л.)

Вопросы по теме «Фонетическая транскрипция»

1. Что такое звук и что такое буква?

2. Как связаны между собой фонетика и орфография?

3. Чем обусловлена необходимость транскрипции?

4. Что такое позиционные изменения звуков?

5. В чем состоит качественная редукция звуков, чем она отличается от количественной редукции?

6. Какие гласные подвергаются качественной и количественной редукции?

7. Могут ли редуцироваться согласные звуки?

9. Какие диакритические знаки и для чего используются в транскрипции?

Фонетические процессы

Комбинаторные изменения звуков

Практические задания

1. Охарактеризуйте ассимиляцию в следующих словах, указав: а) контактная или дистактная, б) прогрессивная или регрессивная, в) полная или частичная, г) по какому звуковому признаку произошло уподобление.

Сбить, подход, весть, езжу, отдать, сшить, летчик, сжечь, косьба, отбить, рассыпать, находка, иссохший, отчалить, песня, подножка, подпись.

2. Какие фонетические процессы вызвали расхождение звуков и букв в следующих словах?

Разгадчик, советчик, передатчик, препятствие, конечно, нарочно, что, лёгкий, сжалиться, разжать, лестница, честный.

3. Чем объясняется просторечное произношение следующих слов?

а) Хто, продухты, дохтор, ланпа, транвай, конпот, колидор, пролубь, секлетарь, лаболатория, асвальт.

б) Омман вместо обман,онна вместо одна,посленний вместо последний,шашнадцать вместо шестнадцать,Валькя вместо Валька,скамейкя вместо скамейка,булочкю вместо булочку,свиння вместо свинья,суддя вместо судья.

4. Ниже приводятся примеры фонетического искажения слов, встречающиеся в русском просторечии. Определите в каждом случае характер фонетического изменения.

Битон вместо бидон,какаво вместо какао,коклета вместо котлета,карахтер вместо характер,тубаретка вместо табуретка,юрунда вместо ерунда,кохта вместо кофта,нивалид вместо инвалид,вобше вместо вообще,кардон вместо картон,суприз вместо сюрприз,скорпиён вместо скорпион,фиялка вместо фиалка.

5. Благодаря каким фонетическим процессам видоизменились следующие слова?

Верблюд < вельблюд, ладонь < долонь, лакать < алкать, ватрушка < творушка, трезвый < тверезый, перепел < пелепел, февраль < феврарь, восемь < осьмь, тарелка < Teller (нем.), футляр < Futteral (нем.), мольберт < Malbrett (нем.), мрамор < marmaros (греч.), пономарь < парамонарь (гр. para monarius – “церковный сторож”), конституция < constitutio (лат.), Индия < India.

6. В результате какого фонетического явления изменились следующие слова?

Знаменоносец > знаменосец, близозоркий > близорукий, трагикокомедия > трагикомедия, дикообраз > дикобраз, минералология > минералогия, корненосый > курносый.

7. Распределите следующие слова по группам в зависимости от происшедших в них звуковых изменений.

Небезызвестный, ватрушка, месть, гусеница, разведка, Италия, солнце, сбор, жизнь, чувство, февраль, молотьба, праздник, знаменосец, встреча, минералогия, отбой, ножик, гусеница, просьба, вестник, пончик, сыграть, властный, вензель, Персия.

8. Сделайте вывод об особенности ассимиляции согласного приставки начальному согласному корня в русском и белорусском языках.

Сломать – зламаць, сдать – здаць, свить – звiць, срубить – зрубiць, сговориться – згаварыцца, сбить – збiць, списать – спiсаць, снять – зняць, сколоть – скалоць, смолоть – змалоць, сшить – сшыць.

9. Объясните фонетическое явление в следующих польских словах.

Kwadrat “квадрат”, czwarty “четвертый”, swoj “свой” (кфадрат, чфарты, сфуй).

10. В данных фразах отметьте все случаи изменения согласных и объясните их.

На вкус и цвет товарища нет. В поле съезжаются, родом не считаются. Лучше поздно, чем никогда. За что того любить, кто хочет сгубить? Для доброго гостя и хозяин поживится. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Для милого дружка и сережка из ушка. Всего дороже честь сытая да изба крытая. С глаз долой – из сердца вон.

11. Замена каких звуков произошла при заимствовании следующих слов?

Из англ.: снайпер < sniper, телетайп < teletype, комбайн < combine, айсберг < iceberg, крекинг < cracking, блюминг < blooming;из нем.: гантели < Hantel, гауптвахта < Hauptwache, герольд < Herold, герцог < Herzog, гильза < Hilse;

из франц.: десант < descente, ансамбль < ensemble, манто <manteau, монтаж <montage, монтер <monteur.

Вопросы по теме «Фонетические процессы»

1. Что такое живые фонетические процессы?

2. На чем основаны комбинаторные изменения звуков? Какие существуют виды комбинаторных изменений?

3. Что лежит в основе ассимиляции? Какие виды ассимиляции вам известны?

4. Чем отличается ассимиляция в русском, английском, немецком и французском языках?

5. Всегда ли ассимиляция отражается на письме? Приведите примеры.

6. Что такое диссимиляция? Какие виды диссимиляции вам известны?

7. Может ли диссимиляция стать фактом литературного языка?

8. Что такое аккомодация? Чем она отличается от ассимиляции?

9. Что такое метатеза и благодаря чему она возникает?

10.Какие еще фонетические изменения могут происходить со звуками?

11.Что такое субституция? Приведите примеры.

Практические задания

1. Определите, какие фонетические и какие исторические чередования звуков представлены в следующих примерах.

Вырастить – выращивать, дом – дома – домовитый, смутить – смущать, грозить – угрожать, водный – водичка – водянистый, пять – пятак – пятачок, лес – лесок, верх – вершина – верховой, свет – светлеть – засветло, грубый – груб, ножи – нож, бечева – бечёвка, лодочка – лодка, сказочный – сказка, женить – женитьба, игра – сыграть, сон – сна, свет – свечу – освещение, водить – вожу – вождение, резать – нарезка – режу – резчик, область – областной, сердце – сердечко.

2. Какие фонетические чередования представлены в корнях слов?

Возить, ловить, снег, груз, косить, след, рог, лодка, водить.

3. Какие исторические чередования фонем представлены в корнях слов?

Груз, враг, ложь, молоко, возить, водить, рог, простить, снег, косить, друг.

4. Какие фонетические чередования представлены в префиксах следующих слов?

Бесшабашный, поднести, возмутиться, спустить, разбудить, вход, извлечь, низвергать.

5. Какие исторические чередования фонем представлены в префиксах следующих слов?

Подставка, внести, разлюбить, отпустить, обскакать, срезать.

6. Какие фонетические и исторические чередования представлены в суффиксах следующих слов?

Ножка, крючок, смешон, лисий, простак, купец.

7. В чем заключается морфонологический характер следующих чередований?

<к>//<ч>: бак – бачок, внук – внучка, звук – звучать, историк – историчка, крик – кричать, рука – ручка, садовник – садовничать, скука – скучать, цветок – цветочек, испеку – испечешь, кликать – кличу, стукать - стучать;

<т'>//<ч>: катить – качу, крутить – кручу, молотить - обмолачивать, платить – плачу, студент – студенческий, хотеть – хочу – хочешь;

<т'>//<щ>: возвратить – возвращать, заместить – замещать, обратить – обращать, сократить – сокращать; <з'>//<ж>: возить – вожу, грузить – гружу, изобразить – изображать, нагрузить – нагружать, скользить – скользишь, унизить – унижать.

Вопросы по теме «Чередование звуков»

1. Что такое чередование звуков?

2. Чем объясняется появление чередующихся звуков?

3. Какое чередование называется фонетическим? Приведите примеры.

4. Какое чередование называется историческим? Приведите примеры.

5. Как связаны чередования с действующими в языке звуковыми законами?

6. Что является основанием для выделения морфонологии?

7. Что такое морфонологические, или грамматические, чередования?

Фонология. Понятие фонемы

Практические задания

1. Укажите, сколько различных звуков (аллофонов) и сколько фонем содержат приведенные ниже формы.

Русск.: берег, голосовой, мыши, силос, мамин, удод, револьвер, переправить, старожил.

Англ.: Matter, ease, lock, fade, string, thickness, slice, potato, calling, cowboy, daddy.

Лат.: Excessus, immortalis, nocturna, futurum, protectum, sinister, inquisitor.

2. Укажите, какими фонемами различаются следующие пары слов, распределите пары по группам: различающиеся одной фонемой, двумя фонемами, более чем двумя фонемами.

Русск.: там – дам, ряд – рот, род – рот, пирог – порог, морозит – моросит, кон – гон, прожевать – проживать, дров – дроф (от “дрофа”), частота – чистота, зал – жал, рок – бок, ус – ас, род – рад, шелк - толк.

Англ.: tea – key, day – gay, goat – coat, bull – pull, tell – sell, boy – joy, thing – wing, out – at, eat – eight, row – bow, ease – eyes, clip – slip, bed – bad, piece – cheese, kill - meat.

Лат.: daps – baris, ganeo – caneo, bonus – pono, tono – sono, malus – balux, ubi – ibi, hara – paro, ros – bos, ut – at, logus – rogus, facilis – vacillo, qui – cui, dona - cum.

Выделите в этом списке пары форм, противопоставленные одним, двумя и более чем двумя звуками. Почему группы пар, противопоставленных фонемами и звуками, не совпадают?

3. Докажите примерами, что ряды звуков, приведенные ниже, способны представлять варианты одной фонемы.

Русск.: [v–v’ -f], [v–v’ –f–f’], [d–t–t’], [d–d’ -t], [g-k], [a–ie- ь], [e–ie- ь], [z–s–z’], [c-dz].

4. Докажите принадлежность звуков к разным фонемам.

Русск.: [l, l’, t, d, d’, o, a, i, e, x, ы]

Вопросы по теме «Фонология. Фонематический анализ»

1. Что такое фонема?

2. Можно ли произнести фонему?

3. Каковы функции фонем в системе того или иного языка?

4. Что такое аллофоны?

5. В каких условиях различные фонемы могут совпадать в произношении?

Фонетическое членение речи

Практические задания

1. Разделите слова на слоги. Дайте полную характеристику выделенным слогам.

Русск.: яблоко, молодой, объявление, женщина, отпуск, наездница.

Англ.: captain, into, before, make, contact, summer, about, easy.

2. Укажите слогообразующие звуки в словах сербского и чешского языков.

Сербск.: црна (черная), врховни (верховный), срдце (сердце), смрт (смерть), грло (горло), крст (крест).

Чешск.: vlna (волна), vlk (волк), krk (шея), vrch (верх), slza (слеза).

3. В следующем тексте разделите слова на слоги, определите открытые и закрытые, прикрытые и неприкрытые слоги.

Расстояние, отделяющее литературу от других искусств, было короче в древнеславянских культурах, чем в новое время. Вместе с тем и границы между отдельными искусствами не были так четко определены, как они определяются в более поздние эпохи. (Лих.)

4. Выделите в следующих примерах проклитики и энклитики.

Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь? Если хочешь быть счастливым, будь им. Не будь цветов, все ходили бы в одноцветных одеяниях! Есть ли на свете человек, который мог бы обнять необъятное? (К.Пр.)

5. Выделите такты в следующем стихотворении. Найдите в тексте проклитики и энклитики.

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам.

Я говорю: промчатся годы,

И сколько здесь не видно нас,

Мы все сойдем под вечны своды –

И чей-нибудь уж близок час.

Гляжу ль на дуб уединенный,

Я мыслю: патриарх лесов

Переживет мой век забвенный,

Как пережил он век отцов. (П.)

6. Разделите данные предложения на синтагмы. Как изменяется смысл высказывания при разном членении речевого потока?

Как испугали ее слова брата.

Он развлекал его стихами своего друга.

Казнить нельзя помиловать.

Надо учиться работать и отдыхать.

Мой товарищ встречал брата с сестрой.

7. Определите, подвижное или неподвижное ударение в следующих словах. Какая морфема является ударной в словах с неподвижным ударением?

Гора, звонить, бык, бок, сосна, вода, земля, крыша, книга, делать, вымыть, статья, молодой, красный, карта, стол, город.

8. Определите, какое значение имеют следующие слова при наличии ударения на разных слогах. В каких примерах ударение служит средством разграничения слов, а в каких – форм слов?

Замок, пища, ноги, парить, мука, белка, крою, ходите, ношу, волос, леса, пропасть, мою.

9. Затранскрибируйте текст и подчеркните в нем слова, выделенные логическим ударением.

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришел я снова,

Что душа все так же счастью

И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь, - но только песня зреет. (Фет)

Вопросы по теме «Фонетическое членение речи»

1. На какие фонетические единицы распадается поток речи?

2. Что является минимальной единицей фонетического членения речи?

3. Что такое слог? Чем определяется количество слогов в слове?

4. Какие вам известны теории слогоделения?

5. Какие существуют типы слогов?

6. Что такое речевой такт? Совпадают ли границы такта с границами слова?

7. Что такое проклитика и энклитика?

8. Что такое словесное ударение? Какими способами может осуществляться словесное ударение?

9. Какие виды словесного ударения вы знаете? Охарактеризуйте словесное ударение в русском и изучаемом языках.

10.Что такое синтагма? Что объединяет группу тактов в одну синтагму?

11.Что такое фонетическая фраза? Что определяет ее границы?

12.Что такое фразовое ударение?

13.Какую роль играет интонация в речи? Перечислите элементы, составляющие интонацию.

studfiles.net

Методическое пособие по английскому языку. Сборник заданий и упражнений по фонетике английского языка. Merry sounds

ШКОЛА-ЛИЦЕЙ № 20

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

СБОРНИК ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ ПО ФОНЕТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

MERRY SOUNDS

ПАВЛОДАР 2013 г.

АВТОР - СОСТАВИТЕЛЬ: ПОДЛЕСНАЯ О. Н. – учитель английского языка

Школы - лицея № 20

г. Павлодара

Данное пособие предназначено для формирования навыков и развития речевого (фонематического и интонационного) слуха и произносительных навыков у учащихся

Цель его – помочь учащимся овладеть навыками чтения и говорения, научиться правильно произносить английские слова, а также научить детей читать правильно, с пониманием, бегло и с удовольствием.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Добро пожаловать в страну - ФОНЕТИКУ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА!

Приглашаем Вас познакомиться с её жителями - звуками и буквами, которые охотно откроют Вам свои секреты - правила чтения и произношения английских слов и предложений.

When the English tongue we speak

Why is break not rhymed with weak?

Will you tell me why it’s true:

We say sew but also few

When we want to make a verse-

We can’t rhyme a horse with worse.

Beard is different from heard,

Lord is not pronounced like word.

Сow is cow, but low is low,

And we do don’t read like go.

We have year and hear and pear,

Come and home and are and care.

So, why done, but gone and stone-

Is the any reason known?

And, in short, it seems to me,

Sounds and letters disagree.

(anonymous)

Это английское стихотворение наглядно иллюстрирует какое разнообразие царит в мире английских букв и звуков. Одно и то же сочетание букв может иметь несколько вариантов чтения.

Чтобы мы не сомневались, правильно ли нами прочитано слово - Фея Транскрипция поможет нам. Транскрипция - это запись звучания буквы или слова в виде последовательности специальных фонетических символов, или, как можно ещё выразиться - письменное обозначения звука. Давайте же познакомимся с друзьями Феи Транскрипции - звуками и их письменными обозначениями.

Одиночные звуки

Согласные

звуки

произношение

Гласные

звуки

произношение

b

б

ʌ

а - короткое

d

д

a:

а - глубокое

f

ф

i

и - короткое

ж

i:

и - долгое

dᴣ

дж

О

о - короткое

Дифтонги

Согласные

звуки

произношение

Гласные

звуки

произношение

ts

ч

au

ау

j

и - краткое

ei

эй

ɵ

межзубное без голоса

oi

ой

ȵ

носовой на франц. манер

ai

ай

Мы предлагаем вам ряд разнообразных фонетических заданий и упражнений, чтобы Вам было проще постичь секреты английских звуков. Кроме этого, мы предлагаем Вашему вниманию весёлые английские рифмовки и скороговорки, читая которые, Вы, несомненно, получите большое удовольствие.

Для начала мы предлагаем вам выполнить несколько упражнений, которые помогут Вам правильно произносить английские слова и предложения.

Упражнения на артикуляторную гимнастику

  1. Широко откройте рот и держите нижнюю челюсть неподвижной. Попеременно упирайте кончик языка в альвеолы верхних и нижних зубов. Губы свободны, не напряжены.

  2. Упирайте кончик языка попеременно, с выдержкой, во внутреннюю поверхность правой и левой щеки.

  3. Сделайте оба упражнения. На четыре счёта язык упирается в альвеолы верхних и нижних зубов, а затем в обе щеки.

Упражнения на развитие речевого (фонематического и интонационного) слуха.

  1. Прослушайте в магнитной записи звуки, слоги, слова и предложения, читаемые разными дикторами, и отметьте номерами женские, мужские и детские голоса.

  2. Определите большую или меньшую чёткость произношения дикторов. Определите темп двух фонограмм (более быстрый или более медленный).

  3. Из воспринятого на слух ряда звуков вычлените, и запишите указанные преподавателем звуки, сначала наблюдая артикуляцию преподавателя, затем, не наблюдая её.

  4. Устно разделите услышанное слово на звуки и назовите их.

  5. Определите количество слогов в услышанных словах.

  6. Установите количество кратких гласных в услышанных словах.

  7. Прослушайте слова и назовите те, которые рифмуются.

  8. Выделите на слух из связного текста слова с тренируемым звуком и запишите их в орфографии.

  9. Определите количество слов в прослушанных предложениях

  10. Составьте слово из прослушанных изолированных звуков и запишите его в орфографии.

  11. Определите на слух место ударения и его роль: смыслоразличительную, логико-выделительную, модальную.

  12. Определите паузы в звучащем речевом потоке.

Формирование произносительных навыков

  1. Многократно прослушайте звук вофразе, слове, затем прослушайте изолированный звук.

  2. Прослушайте ряд звуков и поднимите руку, когда услышите заданный звук.

  3. Прослушайте пары звуков и поднимите руку, когда услышите новый звук.

  4. Прослушайте предложения и скажите, сколько раз в нём встретился данный звук.

  5. Прослушайте предложения и поднимите руку, когда услышите повествовательное (вопросительное, отрицательное) предложение.

  6. В ряду слов (словосочетаний, предложений) подчеркните то, которое произносит диктор.

  7. Подчеркните в предложении слово, на которое падает ударение.

  8. Сделайте фонетическую разметку текста на основе голоса преподавателя, прочитайте затем текст в слух.

  9. Произнесите вслед за диктором звуки (слоги, слова, словосочетания), обращая внимание на произношение указанных звуков.

  10. Назовите слова, содержащие определённый звук.

  11. Произнесите слова по слогам, обращая внимание на произношение гласных (согласных) в начальной (конечной) позиции.

  12. Прослушайте пары слов на русском и иностранном языках и повторите вслед за преподавателем только слова на иностранном языке.

  13. Произнесите вслед за диктором пары слов, обращая внимание на различное произношение звуков.

  14. Произнесите коммуникативное предложение сначала медленно, затем быстро.

  15. Проговорите по памяти пословицу (скороговорку, стихотворение, текст) сначала медленно, затем быстро.

Задание I. Чтение окончаний множественного числа существительных.

Найдите лишнее слово в каждом ряду:

  1. A) books B) pens C) ears D) boys

  2. A) matches B) wolves C) watches D) bushes

  3. A) roads B) towns C)stars D) deer

  4. A) days B) flags C) teeth D) eyes

  5. A) cats B) families C) tragedies D) secretaries

  6. A) bushes B) houses C) peaches D) bananas

  7. A) desks B) ways C) lemons D) toys

  8. A) tables B) matches C) thieves D) keys

  9. A) plates B) heroes C) plants D) shops

  10. A) foxes B) buses C) brushes D) plays

  11. A) rooms B) chairs C) parks D) lions

  12. A) ladies B) knives C) countries D) babies

Задание II. Чтение окончаний правильных глаголов во 2-й и 3-ей формах.

Найдите лишнее слово в каждом ряду:

  1. A) cook B) dance C) like D) wait

  2. A) smile B) help C) clean D) happen

  3. A) want B) need C) hesitate D) jump

  4. A) push B) paint C) skate D) collect

  5. A) stop B) wash C) ask D) answer

  6. A) close B) love C) intend D) inform

  7. A) visit B) decide C) demand D) skip

  8. A) thank B) laugh C) follow D) work

  9. A) happen B) play C) hope D) offer

  10. A) start B) invite C) pretend D)remember

  11. A) watch B) help C) continue D) wish

  12. A) live B) pull C) agree D) hate

  13. Задание III. Найдите слово, в котором ударный звук совпадает с подчёркнутым словом:

  1. Brave A) grass B) trade C) ball D) ham

  2. Snow A) fork B) row C) aloud D) stop

  3. Sock A) nose B) spoon C) born D) cross

  4. Jam A) plate B) harvest C) sand D) sharp

  5. Scene A) grey B) wet C) seem D) here

  6. Door A) role B) blouse C) throw D) floor

  7. Brown A) crowd B) clothes C) zoo D) company

  8. Fix A) fire B) dish C) climate D) piece

  9. Sum A)turn B) student C) hungry D) sugar

  10. Skirt A) flight B) thin C) wife D) circus

  11. Butter A) republic B) hurt C) suit D) duty

  12. Hide A) give B) arrive C) wing D) wire

Задание IV. Найдите слово, которое содержит данный звук:

  1. [ɔ:] A) company B) color C) caught D)correct

  2. [ei] A) daylight B) dictionary C) daughter D) distance

  3. [ᴂ] A) aloud B) attention C) athlete D) although

  4. [a:] A) slave B)sharp C) smile D) small

  5. [ou] A) room B) role C) roar D) rest

  6. [i:] A) sleep B) slow C) sound D) soup

  7. [u] A) love B) nice C) novel D) look

  8. [ʌ] A) team B) tired C) thank D) touch

  9. [u:] A) turn D) tinned C) through D) though

  10. [ә:] A) both B) brave C) blouse D)burn

  11. [к] A) knife B) joke C) kneel D) knight

  12. [ɛə] A) chalk B) champion C) care D) centre

Задание V. Найди лишнее слово.

  1. A) grass B) dark C) trade D) pass

  2. A) fork B) row C) snow D) rope

  3. A) jam B) sack C) plate D) cat

  4. A) book B) floor C) cook D) stood

  5. A) brown B) caw C) crown D) law

  6. A) while B) white C) which D) wild

  7. A) laugh B) night C) daughter D) weight

  8. A) pull B) but C) push D) put

  9. A) cat D) care C) cinema D) country

  10. A) spoon B) cool C) blood D) troop

  11. A) son B) sum C) sun D) song

  12. A) thing B) this C) thank D) three

Задание VI. Раздели слова на группы согласно ударному звуку.

1. [ɔ] 2. [ɔ:] 3. [ʌ] 4. [a:] 5. [ᴂ] 6. [i:] 7. [i] 8. [u:] 9. [u]

Father, afternoon, pass, glass, not, dog, coffee, hop, doll, got, big, sister, six, milk, but, son, come, love, monkey, mother, duck, funny, jump, uncle, puppy, under, cup, tea cup, put, pull, push, blue, do, who, school, pupil, juice, please, clean, tea, athlete, map, caught, daughter, apple, stop, clock, beat, touch.

Задание VII. Выберите слова, в которых буквы e, h, r, k, w, gh не читаются:

Plate, what, card, knife, write, time, eight, work, when, fork, keen, know, who, laugh, night, where, wrong, light, rain, hour, picture.

Задание VIII. Определите в каком типе слога читается гласная:

буква

Тип слога

A)

B)

C)

D)

1

a

I

mat

bake

far

tame

2

i

II

climate

sir

fish

blind

3

a

III

care

case

card

catch

4

i

IV

nice

birth

smile

fire

5

u

I

duck

dust

duty

dumb

6

o

II

more

frog

poke

phone

7

o

III

boat

fork

coke

log

8

a

IV

dark

dank

dance

dare

9

e

I

derby

then

desk

tree

10

u

II

but

tube

turn

cure

11

i

III

ship

shine

shirt

chip

12

e

IV

here

her

ten

keen

Задание IX. Найдите слово с нужным типом слога:

Тип слога

A)

B)

C)

D)

1

I

map

nose

here

fur

2

II

car

same

red

far

3

III

close

same

barn

rose

4

IV

hand

hair

here

hook

5

I

must

nylon

girl

member

6

II

mat

table

frame

sake

7

III

hire

ten

name

corn

8

IV

duty

fare

ball

file

9

I

pen

nine

sand

can

10

II

black

fur

tree

care

11

III

tooth

horse

body

eye

12

IV

beauty

fire

smell

taste

Упражнения

Упражнение 1 Прочитайте слова - лесенку , постепенно ускоряя темп:

Take

Take bear

Take that bear

Take that big bear

Take that big white bear

Take that nice big white funny bear

Take that nice big white funny bear out of the bag

Put

Put this

Put this monkey

Put this little monkey

Put this little brown monkey

Put this little brown funny monkey

Put this little brown funny monkey on the chair

Упражнение 2. Прочитайте, обращая внимание на артикуляцию английских звуков:

Чистоговорки

[ai-ai-ai] – this tiger is mine

[i:-i:-i:] – we sit under the tree

[u:- u:- u:] – it’s two to two

[im-im-im] – I’m eating ice cream

[oks-oks] – a fox is in the box

[ɑu- ɑi] – a cloud is in the sky

[i:-ɑ:-ai] – these are my kite and tie

[ɔ:-u.-ei] – all is good O.K

[ɔ:-u.-ei] – let’s go home

[ɔ:-u.-ei] – Tom, Open the door

[est-est] – my teacher is it best!

[ju:-ju:-ju:] – I’m glad to see you!

[ei-ei-ei] – I like to skate and play

[ɔ:-ei-ei] – what day is it today

[ɔ:-ɔ:-ɔ:] – I walk on the floor

[i:-i.-i] – I sit on a tree

(Составлены учащимися 4 «Д» класса СОШ № 34)

Упражнение 3. Прочтите предложения, обращая внимание на выделенные буквы и буквосочетания:

a - Kate has a cat, a car and a hare

o - Rose has a dog, a fork and an ore

u - Susan has a cup, a turkey and a pure orange juice

e - Pete has a pet and a perfume here

I - Mike has a pig, a bird and a fire

oo - [u] Look, here is a book. We can cook.

oo - [u:] There is a pool near our school.

ee - [i:] I see a bee in a tree.

ea - [i:] I like tea and cream. I eat meat.

Упражнение 4. Прочитайте скороговорки:

Tongue-twisters (Скороговорки)

Peter Piper picked a peck

Of pickled peppers.

A peck of pickled peppers

Peter Piper picked.

If Peter Piper picked a peck of pickled peppers-

Where’s the peck of pickled peppers Peter Piper picked?

Fuzzy Wuzzy was a bear.

A bear was Fuzzy Wuzzy.

When Fuzzy Wuzzy had no hair –

He wasn’t fuzzy, was he?

How much wood

Would a woodchuck chuck

If a woodchuck

Could chuck wood?

A cook has a good look at a cookery book.

A black cat sat on a mat and ate a fat rat.

Mary and Clare have a hare and a pear.

Выполните тест

1. Буква «а» стоит в I типе слога в слове:

A) mat B) bake C) far D) dare E) fat

2. Буква «u» стоит в I типе слога в слове:

A) dusk B) dust C) duty D) duress E) dumb

3. Буква «а» стоит в III типе слога в слове:

A) care B) case C) card D) cash E) catch

4. Буква «i» стоит в IV типе слога в слове:

A) nice B) birth C) smile D) fire E) bird

5. Буква «e» стоит в I типе слога в слове:

A) derby B) then C) desk D) tree E) fellow

6. Буква «i» стоит в II типе слога в слове:

A) climate B) sir C) fist D) blind E) fish

7. Буква «o» стоит в III типе слога в слове:

A) boat B) logical C) coke D) log E) fork

8. Буква «o» стоит в II типе слога в слове:

A) more B) frog C) poke D) mouse E) phone

9. Буква «i» стоит в III типе слога в слове:

A) ship B) shine C) shield D) shirt E) shin

10. Буква «а» стоит в IV типе слога в слове:

A) dark B) dank C) dance D) dale E) dare

11. Выберите слово с III типом слога:

A) Close B) Same C) Rose D) Base E) Barn

12. Выберите слово с I типом слога:

A) map B) nose C) here D) Barn E) fur

13. Выберите слово с II типом слога:

A) Car B) Same C) Red D) Burn E) far

14. Выберите слово с IV типом слога:

A) hand B) hair C) handsome D) here E) hook

15. Выберите слово с IV типом слога:

A) duty B) ball C) file D) flower E) far

16. Выберите слово с I типом слога:

A) Must B) Nylon C) Member D) Girl E) Hour

17. Выберите слово с II типом слога:

A) Mat B) Frame C) Tame D) Table E) Sake

18. Выберите слово с II типом слога:

A) Rye B) Mine C) Gave D) Sand E) Pie

19. Выберите слово с IV типом слога:

A) black B) small C) fur D) care E) mug

20. Выберите слово с III типом слога:

A) tooth B) animal C) eye D) body E) horse

21. Выберите слово с I типом слога:

A) room B) paper C) book D) yard E) clock

22. Выберите слово с II типом слога:

A) play B) jump C) find D) leave E) day

23. Выберите слово с III типом слога:

A) tree B) book C) room D) shop E) port

24. Выберите слово с III типом слога:

A) orange B) cage C) bag D) large E) page

25. Выберите слово с IV типом слога:

A) beauty B) taste C) smell D) energy E) hire

26. Выберите слово с III типом слога:

A) yard B) cruel C) keen D) knight E) day

27. Выберите слово с IV типом слога:

A) pupil B) observe C) place D) rare E) visit

28. Выберите слово с III типом слога:

A) pupil B) observe C) place D) more E) visit

29. Выберите слово с II типом слога:

A) table B) book C) luck D) mare E) sky

30. Выберите слово с I типом слога:

A) joke B) part C) clock D) pour E) pocket

Вот и подошло к концу наше путешествие по стране Фонетике Английского Языка. Мы очень надеемся, что полученные знания и упражнения помогут

Вам овладеть секретами чтения и произношения и в скором будущем Вы скажете: «Как же стало просто читать и писать!»

Однако не забывайте, что, несмотря на своё широчайшее распространение, английский язык не перестаёт быть ЯЗЫКОМ, полным исключений и стилистических изысков, поэтому, во избежание ошибок, на любом этапе изучения языка, а особенно на начальном, почаще заглядывайте в словарь.

Мы желаем Вам успеха!

www.metod-kopilka.ru


Смотрите также