Конспект открытого урока по русскому языку "Орфограммы корня". 6-й класс. Упражнения орфограммы в корне слова 6 класс


Конспект урока по русскому языку для 6 класса «Орфограммы в корнях»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Камышловский педагогический колледж»

Конспект урока по русскому языку для 6 класса

«Орфограммы в корнях»

Составитель:

Григорьева А. А.

Камышлов, 2010

Конспект урока по русскому языку 6 класса

по теме «Орфограммы в корнях»

Цель: актуализировать знания об орфограммах в корнях.

Задачи:

  1. отработать навыки правописания безударных гласных в корнях;

  2. закрепить умения по применению правил на практике, развить мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения посредством формулирования правил, сопоставления орфограмм;

  3. способствовать осознанию данной темы.

Тип урока: повторение изученного.

Этапы урока

Время

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Орг. Момент

2

- Здравствуйте, садитесь. Меня зовут Анастасия Алексеевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Садятся.

Повторение изученного

- Откройте ваши тетради и запишите сегодняшнюю дату. На прошлом уроке вы повторяли орфограммы в приставках. Давайте закрепим ваши знания. Вам выданы карточки, на которых написан текст. Вам нужно найти в этом тексте слова с орфограммами в приставках, выписать их себе в тетрадь и выделить орфограмму графически.

- Прочитайте еще раз текст и озаглавьте его.

- Какой тип текста перед вами?

- В каких частях слова вам встретились еще орфограммы?

- Запишите в свои тетради слова с пропущенными буквами, выделите корень и объясните графически написание в нем гласной.

- Какие орфограммы можно выделить в данных словах.

- Сформулируйте правило правописания данных корней

-Итак, тема нашего сегодняшнего занятия «Орфограммы в корнях». Запишите тему урока в ваших тетрадях.

- Сегодня у нас урок повторения. Мы повторим правописание орфограмм в корнях и в конце урока проведем проверочную работу.

- Правописание каких корней вам еще известно?

- Сформулируйте правила правописания этих корней и приведите примеры.

- Назовите слова исключения.

- А теперь мы выполним упражнение на закрепление правил, которые повторили. На выданных вам карточках написаны слова, вам необходимо переписать их в тетради и выделить графически орфограмму.

- В начале урока я говорила о проверочной работе. Запишите в своих тетрадях проверочная работа. Откройте учебники, которые вам выдали на странице 7, упражнение 6. Давайте заполним таблицу. Начертите в своих тетрадях 1, 2 и 4 столбцы. Так как правописание гласных после шипящих вы еще не проходили, то эти слова вы пропускаете.

- Кто закончил, тот сдает тетради, передает их на первую парту

- Открывают тетради, записывают дату.

- Беспрестанно, разнося, распустилась, расцветилась, сбрасывает, порывистый, иссохшие, расстилает, исчезли, сжала, измяла. Дети по цепочке выходят к доске и записывают слова с орфограммами в приставках, остальные у себя в тетради.

- Осенний день, осенняя погода, природа осенью.

- Описание.

- В корнях.

-Выписывают слова.

Далеко (даль), пожелтела, расстилает, береза.

- Корни с проверяемой гласной, с непроверяемой гласной, корни с чередованием.

- В корнях с чередованием –е, -и , если после корня есть суффикс а, то в корне пишется гласная –и, если нет суффикса –а-, то пишется гласная –е. Например мерить, собирать.

- Записывают тему урока.

- Раст-, -рос-, ращ-, -лаг-, -лож-.

- В корнях -раст-, -рос-, -ращ- перед сочетанием -ст- и буквой щ пишется гласная а, а перед буквой с гласная о. Например расти, прирос.

- Росток, Ростов, ростовщик. - В корнях -лаг-, -лож- перед буквой г и если после корня есть суффикс -а- в корне пишется гласная а, а перед буквой ж гласная о. Например обложить, слагать.

- Проглотить (глотка), росток (искл.), доказательство (докажет), предложение, зарастают, срослись, громадный, налагать, коллекция, подавать (дать), подложить, сращение, забирать.

Дети по цепочке (2-3 человека) читают слова и объясняют их написание, затем работают самостоятельно, каждый в своей тетради.

- Выполняют проверочную работу.

- Сдают тетради.

Подведение итогов

5

- Итак, правописание каких корней мы сегодня повторили, давайте повторим правила их написания.

- Кого сегодня на уроке мы можем оценить?

- Раст-, -ращ-, -рос-, - лаг-, -лож-, корни с чередованием –е/- и, корни с проверяемой гласной, с непроверяемой гласной.

- Называют фамилии отличившихся детей.

Д/з

1

- Откройте ваши дневники и запишите домашнее задание упражнение 16 на странице 8.

- Открывают дневники, записывают д/з.

Приложение 1

С самого рассвета идет мелкий дождь. Он льет беспрестанно, тихими, тонкими струйками. Ветер дует без устали, д..леко разнося созревшие семена деревьев и трав. Первая распустилась б..реза, и она первая пож..лтела. А осина расцветилась красными, багровыми, золотистыми листьями. Но порывистый осенний ветер сбрасывает и это последнее убранство: крутя в воздухе легкие иссохшие листья, он расст..лает их по мокрой земле. Цветы исчезли: как будто мертвая рука осени сжала и измяла их. (По К. Ушинскому).

Приложение 2

Проглотить, росток, доказательство, предложение, зарастают, срослись, громадный, налагать, коллекция, подавать, подложить, сращение, забирать.

infourok.ru

Конспект открытого урока по русскому языку "Орфограммы корня". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Цели:

Обучающая

  1. Систематизация и отработка знаний, умений и навыков по теме “Орфограммы корня”.
  2. Формирование навыка определения вида орфограммы в корне слова.

Развивающая

Развитие орфографической зоркости и внимания.

Воспитательная

Воспитание навыков коллективного труда.

Дидактический материал к уроку:

  1. Репродукция картины Ю.Левитана “Золотая осень”.
  2. Плакаты со словами.
  3. Жетоны – “красный” - задание выполнено правильно и быстро “зеленый” - задание выполнено с недочетами.

Ход урока

1) Организационный момент. Пояснение системы оценивания на уроке (1 минута).

2) Этап актуализации знаний (6 минут).

- Ребята, посмотрите внимательно на эту картину.

- Какое время года на ней изображено? (Осень)

- Какие цвета преобладают на этой картине? (Жёлтый, золотисто-желтый)

- А что нам напоминает жёлтый цвет? (Цвет золота)

- Как называется картина, и кто её написал? (“Золотая осень” Ю.Левитана)

- Кто из русских поэтов больше всего любил это время года? (А.С.Пушкин)

- Глядя на картину, невольно вспоминаешь строчки из стихотворения А.С. Пушкина

Уныла пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье, В багрец из золото одетые леса…

- Ребята, я этот отрывок написала на доске. В какой морфеме я сделала пропуски? (В корне)

- Правильно. Как называется эта орфограмма? (Безударная гласная в корне).

- А какие ещё встречаются орфограммы в корне слова? (Парная согласная по звонкости – глухости, непроизносимая согласная)

3) Этап целеполагания (3 минуты).

- Посмотрите на тему урока. Давайте сформулируем цели нашего урока. Мы будем знакомиться или закреплять знания об орфограммах корня? (Закреплять знания об орфограммах корня, а также развивать внимание и умение грамотно писать)

- Какие бывают безударные гласные в корне? (Проверяемые и непроверяемые)

- Как работаем с проверяемыми безударными гласными в корне? (Подбираем однокоренное слово, где эта буква стоит под ударением)

- А как быть с непроверяемыми безударными гласными в корне слова? (Запоминаем как пишутся слова)

4) Отработка умения подбирать проверочные слова к орфограмме “Проверяемая безударная гласная в корне слова” (6 минут).

- Выпишем в столбик слова с проверяемой безударной гласной и подберём проверочное слово.

Плакат 1

Пора

Очарованье

Краса

Увяданье

Золото

Леса

(Самостоятельная работа обучающихся)

- Проверяем выполнение задания. (Дети читают выписанные слова и проверочные к ним)

- Творческое задание в группах по 4 человека. Необходимо подобрать 5 слов на эту орфограмму и проверочные к ним. (Самостоятельная работа детей в течение 2-х минут). Проверяем выполненное задание.

5) Отработка умения работать с орфограммой “Непроверяемая безударная гласная в корне” (6 минут).

- В отрывке ещё есть слова с непроверяемой безударной гласной в корне.

Назовите их.

Плакат 2

Прощальная

Природы

Багрец

- Давайте запишем их и запомним.

- Как мы называем такие слова? (Словарные)

Упражнение на внимание

- Словарных слов очень много в русском языке. Сейчас мы с вами выполним следующее упражнение. Вашему вниманию предложено 6 словарных слов:

Плакат 3

Интерес

Обращение

Удовольствие

Воображение

Воссоздать

Восторг

- В течение 30 секунд посмотрите внимательно на доску, запомните, как правильно пишутся эти слова. Затем вам необходимо грамотно записать эти слова в тетрадь. Дети записывают. Проверяем задание.

6) Работа с орфограммой “Парная согласная по звонкости и глухости в корне” (8 минут).

- Посмотрите внимательно на картину. Что изображено на ней? (Деревья, небо, солнце)

- Какие деревья изобразил Левитан на своей картине? (Берёзки)

- Величественные русские березки в своем одеянии из золотистых листьев.

- Какая орфограмма встречается в корне слов “берёзка” и “лист”? (Парная согласная по звонкости и глухости)

- Как проверить такую орфограмму? (Подбираем однокоренное слово, где после согласной стоит гласная)

- Давайте запишем эти слова, подберем к ним проверочные. (Дети записывают)

- Один ученик записал предложение и наделал много ошибок. Я предлагаю вам побыть учителями, и исправить его ошибки. Работа проводится в парах. После исправление проверяем друг друга (На доске записаны предложения с ошибками. Дети переписывают текст, исправляя ошибки. Проверяем задание)

Предлагаемые предложения:

Грип без дерева не растёт Выпал первый снек.

Дети надели варешки и вышли на улицу поиграть в снешки.

Медветь зимой впадает в спячку.

Голот белкам зимой не страшен, они запосаются с осени.

- Выберите простое предложение с однородными членами, составьте его схему.

- Выберите сложное предложение, составьте его схему.

7) Работа с орфограммой “Непроизносимая согласная в корне” (5 минут).

- Какую ещё орфограмму в корне мы не назвали? (Непроизносимая согласная в корне)

- Давайте ещё раз внимательно посмотрим на картинку Левитана “Золотая осень”.

- Что светит на небе? (Солнце)

- А теперь давайте подберем прилагательные, которые помогут нам выразить восхищение этой картиной.

Какая она? (Красивая, чудесная, прекрасная, прелестная, яркая, солнечная и т.д.

- Выберем из перечисленных слова с непроизносимой согласной в корне слова. (Солнце, чудесное, прекрасное, прелестная)

- Как можно проверить непроизносимую согласную в корне? (Подбираем однокоренное слово, где чётко слышится эта согласная)

(Дети выполняют задание)

8) Творческое задание по картине (6 минут).

- И последнее наше задание. Придумайте по картине сложносочиненное предложение с использованием слов, содержащих орфограммы, закрепленные на этом уроке. Запишите его. Подчеркните главные члены предложения. (Дети выполняют задание. Проверяем и отмечаем наиболее удачные предложения)

9) Подведение итогов урока (4 минуты).

Выставление отметок.

Жетоны красного цвета – “5”

Жетоны зеленого цвета – “4”

(При сочетании разного цвета жетонов – на усмотрение учителя)

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок русского языка в 6 классе "Орфограммы корня"

Организационная структура урока.

multiurok.ru

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1) Организационный этап.

Организует работу учеников, настраивает на учебную деятельность, собирает тетради с домашней работой

Слушают учителя, готовятся к работе

Регулятивные:

волевая саморегуляция.

Личностные:

смыслообразование;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Угнетать, синева, положить, растение, собака.

- Найдите орфограмму.

- В какой части слова она находится?

- Какие виды орфограмм здесь встретились?

- Определите тему урока и поставьте цель.

Отвечают на вопросы учителя, ставят перед собой и одноклассниками задачи на урок

Регулятивные:

Самоконтроль, прогнозирование результатов.

3) Актуализация знаний

Словарный диктант.

Брошь, возьмёшь, ключ, горечь, чай горяч, дочь, ералаш, жечься, замуж, зарежь, кулич, любишь, мелочь, много туч, наотмашь, настежь, остричь, помощь, ручной, сплошь, уж, фальшь, явишься.

- Какое правило повторили?

Чтение и проговаривание

Отвечают на вопросы.

Формулируют выводы.

Познавательные:

умение структурировать знания, постановка и формулировка задачи, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; поиск и выделение необходимой информации в учебнике,

смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения.

Физкультминутка

Просит показать физкультминутку «Растет высокая береза» (показывает сам)

Выполняют за одноклассником (учителем)

Личностные – забота о здоровье

4) Обобщение и систематизация знаний

Упр. 44 комментированное письмо, работа по цепочке.

- Сделайте вывод по упражнению.

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы, формулируют определения, контролируют себя и друг друга, выслушивая ответы одноклассников

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

Упр. 48 (2) по заданию.

СР с последующей проверкой.

Читают теоретический материал, задания упражнений, выполняют задания и проверяют себя.

Отвечают на вопросы учителя, делают вывод о том, как применили знания и умения в новой ситуации

Регулятивные:

умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

построение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества.

Логические:

анализ, сравнение, синтез.

6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Упр. 49 устно. Чтение и проговаривание правила.

Упр. 51 СР

Упр. 54 СР для сильных обучающихся.

Систематизируют материалы наблюдений, выполняют самоконтроль (взаимоконтроль), делают выводы по выполненным заданиям, уточняют нужное у учителя

Регулятивные:

контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном, самоконтроль (взаимоконтроль).

Познавательные:

умение осознанно и произвольно строить высказывания.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

- В чем возникли затруднения?

- Над чем нужно поработать дома?

Отвечают на вопросы учителя, анализируют свою деятельность на уроке, находят ошибки.

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Параграф 6, выучить правила, упр. 52 выполнить

Записывают ДЗ, задают уточняющие вопросы

Личностные: понимают, в чем значение домашней самостоятельной работы

Комбинированный урок "Орфорграммы корня". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. (Александр Иванович Куприн)

Цель деятельности учителя: создавать условия для объяснения понятия о видах орфограмм в корне, формирования умений определять орфограмму, применять правило, повторения пунктуационных правил и норм.

Планируемые результаты:

Предметные – знают орфограммы корня, осуществляют самостоятельную запись текста под диктовку.

Метапредметные:

Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.

Познавательные – структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя

Оборудование: В классе делается перестановка. Столы составляются попарно, чтобы было удобно работать в группах по 4-6 человек, учащиеся приносят листы бумаги А4, А3, фломастеры.

Тексты: «Подготовка к Новому году» (По Г. Скребицкому), Т. Тэсс «Голубая ель», заметка «Покалечили ёлку».

Музыкальные произведения: «Вальс» Г. Свиридова.

Зрительный ряд: Творческие работы учащихся (фотографии на дискетах, рисунки учащихся, отражающие их впечатления, настроение)

Демонстрационный материал: Музыка: «Метель» Г.Свиридова, картины зимнего пейзажа, стихотворения, загадки о зиме, карточки индивидуального опроса, «Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова», орфографический словарь.

Раздаточный материал: карточки индивидуального опроса; инструкции для выполнения самостоятельной работы, работы в парах; лист личных достижений – Приложение 1.

Таблица формирования универсальных учебных действий

Этапы урока Формирование предметных умений Формирование УУД
Организационный момент Привитие культуры умственного труда Р. Планирование учебного сотрудничества
Орфографическая разминка Закрепление правописания слов с орфограммой в корне. Р. Целеполагание на основании соотнесения того, что известно и усвоено уч-ся и что ещё неизвестно К. Поиск информации в традиционных источниках
Проверка домашнего задания Структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме. К. Поиск информации в традиционных источниках.
Орфографический тест Закрепление определения орфограмм в корне словах. Р. Контроль в форме теста П. Умения строить речевые высказывания
Профилактическая работа по предупреждению ошибок. Расширение словарного запаса учащихся, развитие логических операций. П. Анализ объекта с целью выделения признаков, синтез.
Работа в парах по карточке Группировка слов по определённым признакам. Работа с однокоренными словами (определение корня). Р. Планирование определённая последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. Р.Контроль в форме сличения способа действия и результата с заданным эталоном. П. Выбор наиболее эффективных форм решения проблем. П. Логические универсальные действия: анализ, синтез, классификация. К. Умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группе. К. Управление поведением партнёра.
Систематизация имеющихся знаний Повторение правописания изученных орфограмм (правописания слов с безударными гласными, парными согласными в корне). Р.Составление плана и последовательности действий
Работа с текстом, составление словосочетаний Отработка навыка правописания слов с изученными орфограммами. К. Планирование учебного сотрудничества со сверстниками
Взаимопроверка выполненных заданий по карточке Развитие навыков само- и взаимопроверки. Р. Контроль – сличение с эталоном
Работа со словарными словами Развитие монологической речи учащихся. Повторить написание слов с непроверяемыми гласными на тему «Птицы» Р. Саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии к волевым усилиям и преодолению препятствий П. Смысловое чтение, анализ объектов с целью выделения признаков. П. Постановка и решение проблем, самостоятельный способ решения К. Умение выражать мысли в соответствие с ситуацией. К. Поиск информации в словаре. Л. Экологическое осознание окружающей среды.
Творческая работа. Задание на дом Закрепить правописание слов с безударными гласными, парными согласными в корне. Развивать творческие способности учащихся. Р. Целеполагание как постановка учебной задачи на основании того, что уже известно и усвоено уч-ся, и того, что ещё неизвестно.
Рефлексия Учить детей самоанализу деятельности на уроке, объективно оценивать работу. Л. Эмоциональная сформированность потребности в самовыражении, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Ход урока

I. Оргмомент

Звучит музыка Г.Свиридова «Метель»

Ушла уж осень торопливо, Пришёл черёд и зимним снам. Сегодня ж щедрою рукою Зима дары вручает нам.

– Уточните значение выражения «зима дары вручает нам»

– Чем воспользуемся для объяснения значения слова «дар»? (Толковыми словарями)

– Каким образом объясняется значение слова в толковом словаре? (Дети зачитывают объяснение)

– О каких дарах зимы идёт речь? (Свободные высказывания учащихся)

– Выполняя задания мы, нарисуем словесный портрет замечательного и любимого многими времени года.

II. Орфографическая разминка

– Прочитайте предложение. Вставьте буквы.

Аккуратного енота потрепал сегодня кто-то, он домой спешит бегом гладить шубку утюгом.

– Какие орфограммы встретились? (В корне слова).

III. Проверка домашнего задания

  1. Теоретическая разминка.
  2. Восстановите запись
Орфограммы в корне
проверяемые гласные непроверяемые гласные чередующиеся гласные о-е после шипящих ы-и после ц
 

– Каким образом на занятии русским языком мы можем передать свое отношение к обсуждаемой теме? (Высказать свою точку зрения, качеством выполнения заданий с точки зрения орфографии).

– Выполнив ряд тренировочных заданий , покажем своё отношение к нашей обсуждаемой теме разговора.

– Сформулируйте тему урока, запишите, определите для себя цель урока.

IV. Орфографический тест

Задания:

  1. Найдите строчку, в которой пропущена только буква О.
    1. Р..стение, оч..рование, д..лина, б..гровый;
    2. ж..лтый, р..скошный, прил..жание, насл..ждение;
    3. пр..щание, к..сались, тр..пинка, к..нструкция;
    4. ш..рох, преод..ление, р..сток, задр..жали.
  2. Найдите строчку, во всех словах которой пропущена буква Е.
    1. Неб..са, ув..дание, бл..стящие;
    2. тр..вога, расст..лать, в..рхушка;
    3. т..атр, соч..тание, соб..рутся;
    4. вп..чатление, ж..лал, ж..лел, ж..лет.

Ответ: 1, 4, 2, 3.

При необходимости можно записать слова, вызвавшие затруднения.

V. Профилактическая работа по предупреждению ошибок

  • На дворе – горой, а в комнате – водой (снег)

  • Морковка бела всю зиму росла. Солнышко пригрело, всю морковку съело (сосулька)

  • Не колючий, светло-синий, На ветвях развешан (иней)

  • Прозрачен, как стекло, А не вставишь в окно (лёд)

  • С неба – звездой, В ладошку – водой (снежинка)

  • Сам без рук, без глаз, а рисовать умеет (мороз)

  • Взял дубовых два бруска, два железных полозка. На бруски набил я планки. Дайте снег! Готовы…(санки)

  • Под гору – коняшки. В гору – деревяшки (лыжи)

  • Мчусь, как пуля, я вперёд, Лишь поскрипывает лёд. Да мелькают огоньки. Кто несёт меня? (коньки)

– Проверьте по образцу правильность ваших выводов. (Самопроверка по готовому образцу: снег, сосулька, иней, лёд, снежинка, мороз, санки, лыжи, коньки).

– Оценим в листах личных достижений результат работы:

  • красным цветом – смекалка, сообразительность помогли. Все ответы правильные. Я доволен.
  • Зелёным – старался, но некоторые моменты были не учтены. Следует обратить внимание.
  • Синим – были существенные недочёты, надо ещё постараться.

Работа в парах по карточкам

– Как по-вашему, какие виды работ нужно провести с записанными словами, чтобы лучше запомнить их написание? (Составить словосочетания, сгруппировать по определённым признакам, подобрать однокоренные слова).

VI. Работа в парах по карточке

Интересные задания подобраны в карточках. Работать будете парами.

– Определите, кто из вас в вашей паре будет исполнителем, кто консультантом. Внимательно прочитайте задание, обсудите, запишите вариант вашего совместного решения, проверьте правильно ли всё записано.

Задание 1

Слова: снег, сосулька, иней, коньки, лыжи, мороз, снежинка, лёд, санки, метель (распределить по группам).

Задание 2

Из отрывка стихотворения С.Погореловского выписать однокоренные слова.

– Доказать, что выписали однокоренные слова.

– Выделите корень в этих словах.

– Какую особенность наблюдаете?

«…Проплясали по снегам снежные метели. Снегири снеговикам песни просвистели. У заснеженной реки, в снежном переулке Звонко носятся снежки, режут снег снегурки….»

Проверка выполненного задания по образцу.

– По какому признаку сгруппированы слова? Докажите, что слова: снегам, снежные, снегири, снеговикам, у заснеженной, в снежном, снежки, снегурки – однокоренные.

Вывод: Корень передаёт общее значение родственных слов. Чтобы найти корень, надо выделить общую часть в однокоренных словах. Иногда в корне родственных слов происходит чередование согласных.

Физкультурная пауза.

Руки кверху поднимаем, А потом их отпускаем. А потом их развернем И к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей.

VII. Работа с текстом, составление словосочетаний

1. Звучит музыка : «Вальс» Г. Свиридова.

Карточки – Приложение 2.

2. Запись текста под диктовку.

В слабо подготовленном классе провести предварительную подготовку: в записи на доске найти слова с орфограммами в корне, объяснить их написание, затем закрыть доску и записать под диктовку.

Многие любят зиму именно за то, что она дает возможность заняться зимним спортом или просто поиграть в снегу, покататься с горок на санках. А вот кому мороз не в радость – это зверям и птицам. Им нелегко найти себе укромный приют, нелегко добыть корм из-под снега. Некоторые звери впадают в спячку, спят под снегом в своих берлогах и норах всю зиму, некоторые птицы улетают на юг. А вот тем, кто остался зимовать, приходится побороться, чтобы выжить в суровую зиму.

Взаимопроверка выполненных заданий по карточке. (Контроль в форме сличения результата с заданном эталоном с целью обнаружения отличий).

– Подведём итог выполненного индивидуального задания по карточкам:

  • Красным цветом – умело применил изученные правила, ошибок нет.
  • Зелёным – возникли некоторые проблемы, допустил две ошибки.
  • Синим – были существенные ошибки, следует повторить правила.

VIII. Работа со словарными словами

Вот север, тучи наг·няя, Д·хнул, завыл – и вот сама Идёт волшебница – з·ма. Пришла, рассыпалась; кл·ками Повисла на суках дубов.. Р·бята принесли в лукошке ·вёс, гречиху, крошки. Сн·гирь, с·ница, в·робей Благодарят за корм д·тей.

– Почему зимой нужно заботиться о птицах?

– Объясните правописание пропущенных орфограмм.

– Как не ошибиться в написании слов с пропущенными орфограммами?

(Проверить написание слова по орфографическому словарю)

– Выделите грамматическую основу предложения.

– Подведём итог выполненного задания:

  • Красным цветом – я знаю правильное написание словарных слов, ошибок нет.
  • Зелёным – допустил одну ошибку, запомню правильное написание данного слова.
  • Синим – забыл написание некоторых словарных слов, следует систематически повторять написание слов по орфографическому словарю.

IX. Творческая работа

– Вам снова предстоит окунуться в мир зимы, рассказать о нёй, поделиться своими впечатлениями, описать пейзаж.

– Давайте определим:

  1. Тип текста вашей работы … (Повествование с элементами описания).
  2. Жанр? (Рассказ, эссе, стихотворение, записка другу…)

– Обозначим этапы работы в виде схемы.

СХЕМА ТЕКСТА.

– Что будем делать?

– Передавать личные впечатления.

– Зачем?

– Передать мысли, поделиться чувствами, высказать пожелания.

– Как?

– В жанре рассказа, сказки, эссе, записки другу, стихотворения.

– Озаглавьте свои работы.

– И, конечно, не забудьте о заповедях мастерской. / Схема проецируется/.

X. Домашнее задание

Написать сочинение.

Вы, конечно, успеете оформить только мини-сочинения, поэтому дома закончите свои работы, а потом мы обсудим их и выставим оценки.

XI. Рефлексия.

– Какова была тема урока? Какие задания и упражнения мы выполняли? На что они были нацелены? Смогли ли реализовать обозначенные цели? Как умения и навыки, отрабатываемые на уроке, пригодятся вам в повседневной жизни, на других уроках? О чем из услышанного на уроке хотелось бы еще поразмышлять? Почему вы считаете это значимым?

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Контролные домашние работы орфограммы в корнях и приставках 6 класс

6 класс Русский язык Контрольное домашнее задание на тему "Орфограммы в корнях и приставках" Фамилия Имя______________________________Класс_______Контрольное домашнее задание №1: «Орфограммы в корнях» 1. Вставьте пропущенные буквы, объясните написание.Распол...житься, прик...снуться, прил...гательное, р...стовщик, г...релка, пол...жение, Р...стов, выж...гать, ст...лить, р...стение, сг...реть, соприк...сновение, возл...жить, бл...стать, зам...рать, уб...ру, бл...стящие, оп...реться, зам...р, приб...рать, уб...рёшь, разж...гавший, соб...рёмся, разб...рут, зам...реть, уд...рают, расст...лила, выч...тание, выд...рать, зар...сли, к...снулось.2. Вставить, где нужно, пропущенные буквы. Подобрать проверочные слова.Чесный ответ, интересная книга, бесхитросные слова, лесный отзыв, перекресный огонь, вирусная инфекция, парусный спорт, часное лицо, тросниковые заросли, кризисная ситуация, словесное искусство, безвкусная пища, опытный наезник, дружба ровесников, сверсники моего сына, чествовать гостя, чуствовать усталость.3. Вставьте пропущенные буквы, объясните написание.Пр...забавный анекдот, пр...образованное хозяйство, пр...бывать в город, пр...встать со стула, пр...мыкающий к школе, пр...стегнуть значок, пр...соединиться к группе, пр...градить дорогу, пр...одолеть пр...граду, пр...брежные камыши, пр...вокзальная площадь, пр...мерить пальто, пр...спокойно ушёл, пр...старелый житель, пр...открывать тайну, пр...увеличить значение, пр...секать попытки. Оценка__________

Комплекс упражнений на орфограмму "Безударная гласная в корне слова" Задание 1. Выбрать вариант, где в корне пишется Е:A.   уд...вительный случай;B.   разввающиеся страны;C.   нащпать травки;D.   увлкательная экскурсия;E.    прим...рить соперников. Задание 2. Выбрать вариант, где в корне пишется И:A.   разввающиеся знамёна;B.   плнительный образ;C.   рано созрвать;D.   блжайшая станция;E.    угнтение народа. Задание 3. Выбрать вариант, где в корне пишется А:A.   поглщать пищу;B.   благослвить на подвиг;C.   полскать белье;D.   прослвлять героя;E.    пригдится для занятий. Задание 4. Выбрать вариант, где в корне пишется О:A.   очровательный пейзаж;B.   насл...ждаться музыкой;C.   покрить вершину;D.   разгдать замысел;E.    преподвать математику. Задание 5. Выбрать вариант, где в корне пишется Я:A.   освщать дорогу;B.   потрсающий случай;C.   горько упркать;D.   дать общание;E.    наввать скуку. Задание 6. Выбрать пословицу, где во всех трудных случаях пишется буква О:A.   Не спши языком – торпись делом.B.   Седина в борду – ум в голву.C.   Нечего тому стршиться, кто ничего не бится.D.   В доме слпого и крвой силач.E.    На чужбине дроже богатств рдная строна. Задание 7. Выбрать вариант с непроверяемой гласной в корне слова:        1)        куст облпихи,        2)        кроссовки на лпучках;        3)        тлантливый инженер;        4)        неувдаемая слава;        5)        вопршающий взгляд;        6)        признать каптуляцию;        7)        получить стпендию;        8)        острая дскуссия;        9)        ункальное изобретение;      10)      извниться за опоздание. Задание 8. Вставить нужные гласные, подобрать проверочные слова, выделить орфограммы:        1)        примрять пальто, примрять соперников;        2)        укршать зал гирляндами, укрщать животных;        3)        скрпить подписью, скрпит на морозе;        4)        промышленность разввается, флаги развваются;        5)        посвтить фонариком, посвтить другу стихи;        6)        чстота радиоволн, охранять чстоту русского языка;        7)        разрдить посевы, разрдить ружьё;        8)        прожвать хлеб, прожвать по адресу;        9)        заплтить по счету, сплтить единомышленников;      10)      сдячая работа, посдеть от переживаний;      11)      слпить глаза, слпаться в комок;      12)      умлять значение, умлять о помощи;      13)      отврить окно, отврить картофель в воде;      14)      сельский строжил, он строжил склад;      15)      стснённый в средствах, тснённый золотом переплет;      16)      запвать лекарство, запвать песню;      17)      свлять шерсть, позвлять шалость;      18)      укрять в неискренности, пократь преступников. Задание 9. Переписать, вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы, подобрать проверочные слова:1. Она накинула на голову зелёный газ, обвла его концы вокруг шеи. (Бунин) 2. Желтоватый снег опилок густо порошил, навваяя внизу сугроб. (Шишкин) 3. В то время все науки преподвались на латинском языке. (Чернышевский) 4. Степь до самой зари не могла охладиться от поглщённого за день жара. (Серафимович)  5. Лётчик облкотился о перила и смотрел, как разгорается рассвет.(Паустовский) 6. По складу его ума, по его привычкам и вкусам ему лучше всего было посвтить себя кабинетным занятиям. (Куприн) 7. Толпа не понимала, как это могло случиться, что столь быстро разрдилось общее гневное настроение. (Фурманов) 8. Всё поглщается бездонной трясиной нашей жизни. (Горький) 9. Отец подржал деду в обращении с братьями, с мамой, со мною. (Гладков) 10. Месяц величаво поднялся на небо посвтить добрым людям и всему миру. (Гоголь) 11. Влажный, промозглый воздух ещё не успел разрдиться после ночи и был тяжёл. (Чехов) 12. Маменька обвла удвленными глазами свою комнату. (Пушкин)   Задание 10. Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова. С каждым словом составить предложение.     Образец: спшить – спсать     Семья спешила к поезду (спЕшка). – Ученикам надо срочно списать (пИшет)     расписание.        1)        угдить, угдать;        2)        расклоть, расклить;        3)        обвнить, обвнчать;        4)        задржать, раздржать;        5)        посвщение, освщение;        6)        прослвление, благослвение.

Таблица Чередующиеся гласные в корнеЧередующиеся гласные в корне

Корни, в которых написание гласной зависит от суффикса, следующего за корнемКорни, в которых написание гласной зависит от ударенияКорни, в которых написание гласной зависит от буквы (букв), стоящей (стоящих) за гласной Корни, в которых написание гласной зависит от смысла

-бер-/-бир--дер-/-дир--мер-/-мир--пер-/-пир--тер-/-тир--блест-/-блист--жег-/-жиг--стел-/-стил--чет-/-чит-Пишется И, если за корнем следует суффикс -а-

·замирать – замереть,   блистать - блестеть Исключения: сочетать, сочетание -лаг-/-лож--кас-/-кос-Пишется А, если за корнем следует суффикс -а-

·касаться – коснуться,предлагать – предложить-гар-/-гор--клан-/-клон--твар-/-твор-Под ударением – А,без ударения – О.

·загар – загорать  поклон – кланяться  творить – тварь   Исключения: пригарь, выгарки, утварь -зар-/-зор-Под ударением – в соответствии с произношением,без ударения – А.

·зори – зарево – заряИсключение: зоревать -плав-/-плов-Без ударения О пишется только в словах:пловец, пловчиха-раст- (-ращ-)/-рос-Пишется А перед ст, щ, в остальных случаях – О

·расти, сращение – рослаИсключения: росток, рост, ростовщик, подростковый, Ростов, Ростислав, отрасль -скак-/-скоч-Пишется А перед К,пишется О перед Ч

·скакать – вскочитьИсключения: скачок, скачу-мак-/-мок-мак = «погружать в жидкость», «макать»мок = «пропускать жидкость», «мокнуть»

·макать (хлеб в молоко) –   вымокнуть (под дождем) -равн-/-ровн-равн = «равный, одинаковый, наравне»ровн = «ровный, гладкий, прямой»

·выровнять (поверхность) – сравнивать

Комплекс упражнений на орфограмму "Непроизносимые согласные в корне слова" Задание 1. Переписать слова, подбирая к каждому из них такое однокоренное слово, в котором за корнем следует гласный.    Безгласный, вкусный, властный, гигантский, горестный, громоздкий, доблестный, захолустный, интересный, комендантский, корыстный, костный, местный, невестка, ненавистный, ненастный, объездчик, окрестность, опасный, повестка, послать, постлать, прелестный, пристрастный, сверстник, свистнуть, сердце, словесный, солнце, тростник, ужасный, участвовать, хлестнуть, хрустнуть, целостный, чествовать, чудесный, устный, шефствовать, явственный, яростный. Задание 2. Выбрать вариант с непроизносимым согласным Д:A.   злосный нарушитель;B.   окресные леса;C.   громозкий шкаф;D.   редкосный экспонат;E.    хлёская речь. Задание 3. Выбрать вариант с непроизносимым согласным Т:A.   прекрасное настроение;B.   чудесный день;C.   безопасность движения;D.   прелесная девушка;E.    обстановка гласности. Задание 4. Выбрать вариант с непроизносимым согласным Т:A.   встреча ровесников;B.   дружба сверсников;C.   интересный собеседник;D.   искусная мастерица;E.    блеснуть в вышине. Задание 5. Выбрать слово с непроизносимым согласным В:A.   чествовать героев;B.   участвовать в турнире;C.   яственно слышать;D.   вкусные яства на столе;E.    ше...ствовать над классом.  Задание 6. Выбрать вариант, где встречается слово с непроизносимым согласным Д:A.   Беда зависника в его зависти.B.   Без труда не может быть чистой и радосной жизни..C.   Чесный нечесному не товарищ.D.   Человек серцем могуч, дерево – корнями.E.    Тайна, извесная троим, уже не тайна. Задание 7. Вставить, где нужно, пропущенные буквы. Подобрать проверочные слова.     Чесный ответ, интересная книга, бесхитросные слова, лесный отзыв, перекресный огонь, вирусная инфекция, парусный спорт, часное лицо, тросниковые заросли, кризисная ситуация, словесное искусство, безвкусная пища, опытный наезник, дружба ровесников, сверсники моего сына, чествовать гостя, чуствовать усталость. Задание 8. Вставить пропущенные буквы. Записать данные слова в два столбика: с непроизносимой согласной и без непроизносимой согласной.    Горесный, древесный, безгласный, опасный, добесный, ненасный, беспристрасный, целосный, яросный, захолусный, неподвласный, искусный, бессовесный, гиганский, гнусный, сверсник, ровесник, предвесник, педчуствовать, участвовать, хлеснуть, хруснуть, съесное, безмолствовать, окресность, объезчик, агенство, месность, хулиганский, шампанское. Задание 9. Переписать, вставляя пропущенные буквы. В скобках указывать проверочные слова.Зал настороженно безмолствовал. 2. Ещё двести шагов – и мы в безопасности. (Арсеньев) 3. Осень в этом году была позняя. (Короленко) 4. Дудников всадил лопату в землю с такой силой, что треснул держак. (Шолохов) 5. В числе восьми детей был один ровесник мне. (Герцен) 6. Тут, на плитах и на жаровнях, жарились и варились, шипя, разные яства. (Гончаров) 7. Безденежье меня приковало к ненависной мне деревне. (Толстой) 8. Гармонист играл так залихватски, с такими икусными переливами, что старик не удержался от соблазна послушать. (Марков) 9. Всё моё семейство здраствует и шлёт вам поклон. (Чехов) 10. Пахло пересохшей горячей глиной и близким пасбищем. (Федин) 11. Эскадра чествовала своих героев. (Степанов) 12. Участвовал он и в славной Бородинской битве. (Куприн) 15. Солдаты с бескорысным любопытством следили за тем, куда самолеты полетят. (Казакевич)

educontest.net

Урок-игра по русскому языку "Орфографические гонки" на тему "Чередующиеся гласные в корне слова" (6 класс)

Куйбышевский район, с. Куйбышево

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Куйбышевская средняя общеобразовательная школа имени Маршала Советского Союза А.А. Гречко

Урок-игра «Орфографические гонки»

Составил

Учитель русского языка и литературы

Гусева А.П

Урок-игра «Орфографические гонки» по теме «Корни с чередующимися гласными»

Цели: - закрепить знания учащихся о правописании гласных е-и в корнях с чередованием,

- повторить правописание других гласных в корне,

- учить редактированию текста,

- развивать логическое мышление, умение работать со схемой, навыки самооценки,

- воспитывать ответственность за общее дело, патриотические чувства, учить взаимопомощи, бесконфликтному общению.

Форма урока: игра «Орфографические гонки».

Оборудование: ребусы, Презентация, жетоны, сигнальные  карточки, тесты, раздаточный материал

Ход урока. 

Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает. 

I.Оргмомент. 

На доске написаны предложения:

Мы находимся на прекрасной поляне. Соб…раем ж…лтые, лиловые, красные цв…ты. На р…стениях еще сохр…нились капельки р…сы. Взб…раемся на в…ршину небольшого холма. Внизу бл…стит река. Сердце зам…рло от восторга.

Какая орфограмма есть во всех глаголах этого текста? Это и будет темой нашего урока. Сформулируйте ее. (Корни с чередованием гласных е-и.). Запишем тему урока. На какие виды орфограмм в тексте есть еще слова? (чередующиеся гласные о-а, о-ё после шипящих, безударные гласные) В какой части слова они все находятся? (в корне) Значит, мы должны повторить сегодня и эти правила.

Сформулируйте цели урока, опираясь на запись на доске.

1. Повторить правописание корней с …

2. Учиться правильно писать слова с гласными в … слов.

3. Учиться редактировать текст (не употреблять … и ….слова).

(Цель: повторить правописание корней с чередованием гласных е-и; учиться правильно писать слова с гласными в корнях слов; учиться редактировать текст, не употребляя лишних и одних и тех же слов.

Чтобы выполнить эти цели, мы поиграем. Игра называется «Орфографические гонки».

Сегодня в гонках будут участвовать 4 гоночных болида, в каждом пилот и помощник. Гонка будет состоять из 4-х гоночных кругов, один из которых будет прогревочным, и пит-стопа. Победителем будет признан экипаж, набравший наибольшее количество жетонов.

Прогревочный круг нужен, чтобы прогреть резину, то есть размяться.

1. Расскажите правило о правописании гласных е-и в корнях с чередованием. (Монологический ответ, рецензирование) Затем в паре каждый рассказывает правило и получает оценку. (ПРил. 1) (за правильно е заполнение по 1 жетону)

2. В гонке нужны новые слова. Отгадайте ребусы и запишите слова (машина, финиш, гонка) (по 2 жетона за слово)

Первый круг.

Проверим, как вы знаете правописание гласных в корнях с чередованием. Приготовили сигнальные карточки а-о, и-е. Помните, что вы должны не только показать букву, которую вставили, но и объяснить ее написание.(проверка) а-о: Возгорание, горючий, касаясь, прикосновение, поклониться, зарница, зорька, взрастить, росток, возложить, изложение, непромокаемый. и-е: задирать, заблестеть, замер, запирать, запереться, растирать, выбирал, заберёт, запереть, отпирал, заблистал, расстелил. 

Второй круг.

На пути к финишу у нас следующее испытание. Оно называется «Волшебный ларец». Ваша задача собрать в ларцы нужные слова. В первый ларец вы должны вложить слова с буквой –А- , во второй – с буквой –О-. Каждый член команды выходит к доске, берёт два слова из разных кучек. Называет нужную букву и вставляет в ларец. 1 кучка Выр...стать, р...стение, выр..щенный,  р...сток, отр...сль, подр...сли, зар...сли.  Предпол...жить, предл...жить, пол...гать,  пол...жить, вл...жить, предл...гать, прил...гать. 2 кучка  Выл...жить, зал...жить, прил...гать, дол...жить,  предпол...гать, нал...жить, сл...гать.  Р...стов-на- Дону, прир...сли, зар...стает,  отр...сли, р...сточек, водор..сли, разр..стались - Ребята скажите, от чего зависит чередование гласных в этих корнях? От конечной гласной корня (лаг/лож, рос/раст, ращ) 

Пит-стоп. После трех кругов гонки, в машинах появились неполадки. Устраните их, чтобы продолжить гонку. Для этого нужно выполнить следующие задания.

Задание 1. Найдите 4 лишнее и устраните неполадки.

  1. Разрастается, срослись, заросли, роса.

  2. Взбираться, замирать, зажигать, заблестел.

  3. распорядиться, выросли, рассвет, расположиться.

  4. Высказать, сложить, предположение, слагаемое.

Ключ 1-4, 2-4, 3-2, 4-1.

Задание 2. Отредактируй текст. Вставить вместо точек подходящие по смыслу эпитеты . 2.Выписать слово с чередующейся гласной и объяснить его правописание. (располагается).

На нашей планете много разных стран. Мы живем в России. Россия – самое большое государство в мире, располагается на материке Евразия. Россия – наша «родная земля», наша Родина. Природа ее очень разнообразна:… солнце, ….. небо, ….. просторы.

Финишный круг. Мы выходим на финишную прямую, и наше последнее испытание графический диктант.

Ваша задача – воссоздать рисунок, отвечая на вопросы. Нужно выбрать 1 из предложенных вариантов и в соответствии с выбором, нарисовать линию начиная от точки.

  1. Мhello_html_7d70934b.jpgОК- это когда пропускают влагу –

Мhello_html_m46dccd00.jpgАК – это когда пропускаю влагу –

  1. Вhello_html_mb5a0e39.jpghello_html_6d19a72e.jpg каком ряду во всех словах пропущена буква а? - р..внина, заг..реть, возг..рание, р..стительность –

- м..кать хлеб, предл..гать, к..сательная, з..гар; -

  1. Вhello_html_m48331e6f.jpg корнях –кас-, -кос- а пишется под ударением –

Вhello_html_5ae43d34.jpg корнях –кас-, -кос- а пишется, если после корня есть суффикс –а-

  1. Вhello_html_med779eb.jpghello_html_39e674ce.jpg каком ряду во всех словах пропущена буква е ? 1) раст..реть, расст..лавший, бл..стящий, прот..рать; 2) соб..ру, прид..русь, зам..реть, зап..реть;

hello_html_med779eb.jpg

  1. Вhello_html_m32965e12.jpg корнях –зар-, -зор- о пишется под ударением В корнях –зар-, -зор- а пишется под ударением

Вот и подошла к концу наша гонка. И давайте узнаем, кто же стал победителем гонки.

Молодцы. Спасибо всем гонщикам за отличную работу.

VII. Домашнее задание. Предлагаю вам на выбор: 1) Составить два тестовых задания по изученным правилам; 2) составить словарный диктант из 15 слов. 

hello_html_m6f6b6a02.jpg

Правописание гласных в корне

hello_html_1d45b975.gif

infourok.ru


Смотрите также