Открытый урок "Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных". Упражнения окончания существительных


Правописание окончаний имен существительных (упражнения и тест)

Упражнения по теме «Правописание окончаний имен существительных»

 

Упражнение 1.

Перепишите, раскрывая скобки. Определите тип склонения существительных и их падеж. Графически обозначьте окончания.

Томиться в (неволя), играть на (рояль), слух о (поражение), стоять на (площадь), думать об (осуществление) (идея), путешествовать по (Средняя Азия), в тихом (уединенье), приезд (парламентарий), идти по (тропинка), играть роль в (развитие) сюжета, успокоиться при (мысль), стреляться на (дуэль), приехать к (мать), побывать на (строительство), подготовиться к (ревизия), участвовать в (экскурсия).

 

Упражнение 2.

Образуйте от следующих существительных форму родительного падежа единственного числа. Если возможны две формы, укажите их различия (смысловые, стилистические). Придумайте примеры с образованными формами.

Блеск, бой, град, год, актер, ветер, виноград, город, день, деготь, доход, голос, корабль, горох, лук, крик, квас, лист, мед, молоко, молоток, народ, огонь, перец, промах, порох, расход, сад, стол, слух, сахар, след, смех, спор, снег, хворост, чай.

 

Упражнение 3.

От данных однокоренных слов образуйте форму родительного падежа. Обозначьте окончания и объясните написание.

Сын - сынишка, сват - сватушка, морковь - морковка, картофель - картошка, мечта - мечтанье, выход - выходка, просьба - прошение, месть - мщение, восход - восхождение, гость - гостья, Евгений - Евгения, Валерий - Валерия.

 

Упражнение 4.

От следующих существительных образуйте формы:

а) творительного падежа единственного числа: ночь, рожь, степень, путь, семья, соловей, юноша, станция, Бородино, Пушкино, Юрьев, Ростов, Царицын;

б) творительного падежа множественного числа: ночь, плеть, кость, дочь, церковь, мать, сосед, зверь, гвоздь, гость, желудь, коготь, ухо, плечо, колено;

в) предложного падежа с предлогами о (об), в, на. Поставьте ударение. Придумайте предложения с данными существительными в этой форме: берег, бестия, брошь, варенье, ветер, вихрь, газ, глаз, галерея, гость, гостья, город, гений, дом, дичь, дуб, затишье, здание, запястье, зуб, край, кий, ложь, лишай, лось, мост, мох, мыс, Наталья, отпуск, плот, сад, стол, сияние, тень, улей, фамилия, устье, цех, холод, чай, шкаф.

 

Упражнение 5.

От следующих существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа. Если есть варианты форм, укажите, чем они различаются. Выделите существительные, у которых окончание -а или -ы выполняет смыслоразличительную функцию. Поставьте ударение в образованных формах.

Берег, брат, ветер, век, воз, вымпел, глаз, год, городишко, доктор, договор, долг, жеребенок, зеркальце, инспектор, корень, колокол, колесо, кольцо, лагерь, мех, мать, народ, орден, отпуск, плечо, пожарище (сильный пожар), пожарище (пепелище), платьице, профессор, провод, рукав, серп, сторож, станция, судья.

 

Упражнение 6.

От следующих существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа. Выделите существительные, у которых в этой форме нулевое окончание. Поставьте ударение.

Апельсин, банан, бездарь, баран, бурят, бойня, басня, воробей, вишня, ворот, врунишка, ворчунья, ворон, гадюка, гусь, готовальня, героиня, дупло, дно, дыня, деревня, жаровня, коллега, конь, кирасир, манеж, манжет, малолетка, монгол, няня, неженка, орел, полотенце, певунья, отпуск, кукла, плясунья, поросенок, полынья, ружье, рысак, разиня, соня, сын, ставня, сластена, селезень, соболь, солдат, судья, тетерев, таможня, умница, читальня, шалунишка, юла, ястреб, якорь.

 

Упражнение 7.

Укажите особенности в образовании форм творительного падежа единственного числа у следующих существительных.

Кишинев, г. Калинин, с. Кирсаново, Псков, Бородино, Сараево; Александр Герцен, Александр Грин, Иван Петров, Чарльз Дарвин, Чарли Чаплин.

 

Упражнение 8.

Перепишите, вставляя недостающие буквы в окончаниях, графически обозначьте окончания и укажите падеж существительного.

1. А внизу, на рябин..., рассыпались грудастые краснозобые снегири, и, сполошившись, всей ста...и слетели, и, точно бусы, уселись на ветвях белой березы, стряхнув серебряный ин...й (С.-Мик.). 2. На другой день весть о пожар... разнеслась по всему околотку. Некоторые догадывались об истин... и утверждали, что виновником сего ужасного бедстви... был сам Дубровский... (П.). 3. Незнайка быстро оделся и поднялся по скрипучей деревянной лестниц... (Нос.). 4. Обледенение происходит при выпадени... дождя и мокрого снега, при испарени... воды, когда температура воздуха очень низкая. Самое сильное обледенение происходит при забрызгивани... судна при ветре силой более пяти баллов. 5. Арабские книги говорят о том, что в середин... первого тысячелети... славян... вели большую торговлю с греками. 6. Утром на еще желтой озим... зеленели только края луж..., а к вечеру вся озимь позеленела (Приш.). 7. Подули холодные ветр... Много раз большими хлопьями начинал падать снег. Потянулся через дорогу и скрылся в ельник... заячий разгонистый след. Лисий, строченый, лапка за лапкой, вьется вдоль дорог... (С.-Мик.). 8. Однажды Федя подрался с Гриш...и Копейкин...м из-за флакончика туш.... Получилась клякса на лб... Тут уж никто без смех... не мог на него смотреть (Нос.). 9. Когда же на солнц... наплывало толстое облачко, холодный ветерок усиливался (Наг.). 10. Воды в цистерн... оставалось лишь на самом дне (Кат.). 11. Маяк был так высок, что не всякая птица могла подняться до его верх... В ненасть... маяк уходил в туманную высь и верх его исчезал... (Дом.). 12. Идешь. Струйки песк... засыпают позади твой след (Сладк.). 13. Самой большой любовью и почтени...м пользовался в авиационном отряде ручной журавль Василий Иванович (С.-Мик.). 14. Ничто, конечно, не может дать такого точного ощущени... прошлого, как встреча с живым свидетел...м (Пауст.). 15. Бывают слова, как будто простые и безобидные, которые, однажды сказанные ко времен..., вновь и вновь возникают в памят... и не дают тебе жить (Наг.).

 

Упражнение 9.

Перепишите, поставив существительные (в скобках) в соответствующей падежной форме. Укажите падеж существительных и обозначьте их окончания.

1. Гаврилу охватила волна (воспоминания) о своей (деревенька), сбегавшей по крутой горе вниз к (речка), скрытой в (роща) (М. Г.). 2. Так он жил с (ощущение), что можно позвонить и прийти к (Любовь Петровна) (Сол.). 3. Сижу я в (полузабытьё): ни сплю, ни бодрствую (Сладк.). 4. Снег в (изножие) деревьев напоминал постный сахар (Наг.). 5. Я жил в (очарование) (непостижимость) окружающего (Наг.). 6. В ожесточенном (пение) ветров не слышит сердце правильных (созвучия) (Забол.). 7. А сколько (дела), (события), (судьбы), людских (печали) и (победы) вместилось в эти десять (сутки), что обратились в десять лет! (Твард.). 8. Стволы (яблони), (груши), (вишни) и слив выкрашены от червей в белую краску (Ч.). 9. В (отдаление) еще толпились тяжелые громадные тучи (Т.). 10 Желанный друг неведомых (столетия)! Ты весь дрожишь, ты потрясен былым! (Брюс.).

 

Упражнение10.

Перепишите, добавляя нужные окончания.

1. Губернский предводитель был в отчаяни.... (Л. Т.). 2. А лошадь между тем мирно стояла среди луга, выше чем по брюхо утопая в разнотравь... и разноцветь.... (Сол). 3. Свинья на барский двор когда-то затесалась, вокруг конюш...н... там и кухон... наслонялась (Кр). 4. Нет счастья в бездействи... (Цост). 5. Есть в светлеет... осенних вечеров умильная, таинственная прелесть... (Тютч). 6. Не стал он совсем ни есть, ни пить, ни по галере... гулять (Леск.). 1. Белецкий думал, что Оленин хотел только повеселиться, а Оленин ждал решения своей участ... (Л. Т.). 8. У стены Китай-города кучка людей окружала человека во фризовой шинел... (Л. Т.). 9. А щебета птиц не слыхать, хоть леса в Заволж... богаты певчей птицей (М.Г). 10. Комиссару становилось все хуже. Он жил на морфи..., на камфар... и от этого иной раз по целым суткам беспокойно дергался на койке в состояни... наркотического полузабытья (Пол.). 11. Дам и молодежь нашла она на огород..., в малин...ке. Одни ели малину, другие... бродили по грядкам клубник... (Ч.). 12. Бабка Акулина нисколько не удивилась нашей добыч... (Сол.). 13. В промежутках между выстрелами слышно было, как несмело перекликались в болотц... потревоженные стрельбой лягушки (Шол.). 14. За ужином Казакевич сказал мне, что завтра, по окончани... романа, он думает выехать за город (В. Бел.). 15. Прыгать на парашют... - значит погубить самолет (Вод.). 16. Крестьянская изба. Дубовый стол. Дубовые лавки. Образ... в углу (САлекс). 17. Находясь в изгнали..., поэт часто обращался к друзьям с просьбой прислать ему ту или иную книгу (Гессен.). 18. Доложили теперь о его прибыти... (САлекс). 19. Дремлет медведь, но чутко прислушивается к неугомонной жизн... зимнего леса (Зуев). 20. Огромный заиндевевший лось стоит среди фосфорического блеск... снегов, жует хвою и пускает клубы пар... (Зуев). 21. Горечь осинки косому слаще сахар... (Зуев). 22. У каждого актера бывает мечта об одной рол... (Исб.). 23. И я в чудесном забыть... движенья сковывал свои (Л.) 24. Ему захотелось во всеуслышань... закричать. 25. Я чувствовал, что этот бог - злой и неудобный старичищ... (М. Г.). 26. Муравьишк... в чаще дуб тяжелый тащит (Марш.). 27. Я убит подо Ржев..., в безымянном болот.... (Тв.). 28. При моем приближен... он не высказал ни страха, ни удивления (Абр.).

 

Упражнение 11.

Допишите окончания, объясните их написание.

1.                  Амбарищ..., багрищ..., болотищ..., веслищ..., ветрищ..., винищ..., волчищ..., глыбищ..., головищ..., горищ..., дворищ..., деньжищ..., жарищ..., избищ..., кафтанищ..., когтищ..., комарищ..., лапищ..., мозолищ..., плутищ..., сапожищ..., силищ..., умищ..., хвостищ..., человечищ..., чудищ..., холодищ....

2.                  Животишк..., именьишк..., торговлишк..., одеялишк..., жалованьишк..., мелочишк..., писаришк..., службишк..., старичишк..., зайчишк..., рублишк..., житьишк..., хвастунишк..., судьбишк..., письмишк..., заводишк..., народишк..., постелишк....

3.                  Заводил..., запевал..., зубил..., зубрил..., мазил..., зазывал..., объедал..., светил....

 

 

Тест по теме «Правописание окончаний имен существительных»

 

1.                  В каком слове окончание Е?

1)                 в комментари...

2)                 присутствовать на заседани...

3)                  по алле...

4)                 о благосостояни...

 

2.                  В каком слове окончание Е?

1)                 сообщить о метел...

2)                 в ближнем зарубежь...

3)                 отправить письмо Анастаси...

4)                 свидетельство о рождени...

 

3.                  В каком слове окончание И?

1)                 окна в ине...

2)                 конфликт в Закавказь...

3)                 обратиться к Наталь... Петровне

4)                 приехать из Турци...

 

4.                  В каком слове окончание И?

1)                 готов к отправк...

2)                 в глубоком ущель...

3)                 в усть... реки

4)                 в теплом помещени...

 

5.                  В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Е?

1)                 узнать о постановк..., присутствовать на репетици..., сообщить о пьес...

2)                 укрыться в цитадел..., рассказ о героизм..., в легенд... говорится

3)                 безразличен к полемик..., спрятать в подземель..., стоять на распуть...

4)                 держать в укрыти..., застыть в недоумени..., виднеться в поднебесь...

 

 

                                                                                          Ответы:

 

 

videotutor-rusyaz.ru

Правописание падежных окончаний имён существительных

На занятии мы научимся правильно писать падежные окончания имен существительных. Выполним упражнения по проверке падежных окончаний имен существительных, запишем памятку.

На уроке научимся проверять падежные окончания имен существительных.

Задание 1

Вспомните строки из стихотворения Корнея Чуковского «Мойдодыр» (рис. 1):

Рис. 1. «Мойдодыр»

Правильно ли подобраны проверочные слова (рис. 2)?

Рис. 2. Проверочные слова

По смыслу подобранные проверочные слова не подходят, но по форме это верные словосочетания, ими можно пользоваться при проверке безударных окончаний имен существительных.

Задание 2

Проверочные слова для каждого склонения (рис. 3):

Рис. 3. Проверочные слова для каждого склонения

Проверим этими словами падежные окончания имен существительных (рис. 4).

Рис. 4. Проверка

Запомните эти слова для проверки.

Упражнение 1 (рис. 5)

Рис. 5. Упражнение 1

Слово диван второго склонения, выбираем слова для проверки этого склонения: стол, гвоздь, плечо (рис. 6).

Рис. 6. Проверка

Упражнение 2 (рис. 7)

Рис. 7. Упражнение 2

Слово карусель третьего склонения, выбираем слова для проверки этого склонения: любовь, грудь (рис. 8).

Рис. 8. Проверка

Упражнение 3 (рис. 9)

Рис. 9. Упражнение 3

Слово дорога первого склонения, выбираем слова для проверки этого склонения: стена, пчела, рука (рис. 10).

Рис. 10. Проверка

Упражнение 4

Проверить, правильно ли подобраны проверочные слова (рис. 11):

Рис. 11. Проверить

К слову дороги проверочное слово подобрано неверно. Правильное слово для проверки – руки (рис. 12).

Рис. 12. Проверка

К слову площади проверочное слово подобрано неверно. Правильное слово для проверки – печи (рис. 13).

Рис. 13. Проверка

Упражнение 5

Проверьте диктант и исправьте ошибки (рис. 14):

Рис. 14. Диктант

Ошибки допущены в словах: даче, деревне,калитке (проверочное слово руке).

Правильно написанные слова: поезде (проверочное слово столе), тропинке (проверочное слово руке), дорожки, тропинки, дачи, калитки (проверочное слово руки), сирени (проверочное слово печи) (рис. 15).

Рис. 15. Диктант с исправленными ошибками

Проверка безударных окончаний имен существительных в единственном числе.

1. Поставить имя существительное в начальную форму и определить его склонение (рис. 16).

Рис. 16. Пример

2. Поставить на место проверяемого проверочное слово того же склонения в той же форме (рис. 17).

Рис. 17. Пример

3. Узнать в проверочном слове окончание и написать такое же в проверяемом (рис. 18).

Рис. 18. Пример

 

Список литературы

1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс. Часть 1. – М.: Просвещение, 2013. –162 с.

2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс. Часть 2. – М.: Просвещение, 2013. –162 с.

3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 ч. – 5-е изд., перераб. – М.: 2013. - Ч. 1 – 160 с., Ч. 2 – 144 с.  

4. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 ч.. – 2013. – 192 с., 192 с.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Интернет-сайт «Школьный помощник» (Источник)

2. Интернет-сайт videotutor-rusyaz.ru (Источник)

3. Интернет-сайт фестиваля педагогических идей «Открытый урок» (Источник)

 

Домашнее задание

1. Какие проверочные слова вы запомнили для проверки падежных окончаний имен существительных из урока?

2. Каков порядок проверки безударных окончаний имен существительных в единственном числе?

3. Вставьте пропущенные буквы е или и. Мечтать о путешестви… по Сибир…, заботиться о здоровь… матер…, отсутствовать на урок… истории…, остановиться на опушк… рощ…, найти в портфел…, нарисовать в тетрад…

interneturok.ru

Открытый урок "Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных"

Открытый урок по русскому языку в 4 классе

Тема: «Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен

существительных. Словарный диктант № 3»

Цели: отрабатывать умение правильно писать безударные падежные окон –

чания имен существительных в единственном числе; проверить знание словарных слов

Планируемые результаты: дети должны правильно написать словарные сло-

ва; определять падеж имен существительных в единственном чис-

ле; объяснять написание пропущенных падежных окончаний им.

существительных; формулировать собственное мнение и позицию;

контролировать и оценивать свои действия.

1. Организационный момент.

2. Самоопределение к деятельности.

— Соедините карточки. Составьте словосочетания. Определите склонение и падеж существительных.

обитатель

степь

живет

к

пустыня

приближается

в

тундра

На некоторых табличках изображение животных и пейзажей: олень, верблюд, степь. (Обитатель пустыни – Р.п.; приближается к тундре – Д.п. ; живет в степи –П. п., ж. р.)

- Объясните написание окончаний.

- От чего зависит написание окончания имени существительного?

- Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в употреблении имён существительных в разных падежах, в составлении словосочетаний из слов, в правописании безударных падежных окончаний имён существительных.)

3. Актуализация знаний.

1) Проверка домашнего задания (было задано повторить правила и выучить словарь)

Графический диктант.

Читаю утверждение, учащиеся ставят знак «+», если согласны с ним, и знак «—», если не согласны. Все делают в тетрадях. Один – на альбомном листе под контролем учителя, для последующей самооценки

1) В русском языке пять падежей.

2) Начальная форма имени существительного — именительный п., един-

ственное число. (+ )

3) Определить склонение существительного можно по его роду. ( - )

4) Имена существительные 3-го склонения в родительном, дательном

и предложном падежах имеют окончание -е. ( - )

5) Имена существительные 2-го склонения в предложном падеже

имеют окончание -и. ( - )

6) Проверить безударные падежные окончания имён существительных

1-го склонения можно словом сестра. ( + )

7) Имена существительные женского рода относятся только к 1-му

склонению. ( -)

8) Имена существительные среднего рода относятся только ко 2-му

склонению. ( + )

- Оцените свою работу на уроке. Сравнивают с работой на альбомном листе.

2) Дети должны были запомнить словарные слова.

- Словарный диктант.

Диктуют дети. Словарные слова произносят в именительном падеже, а записывают их в П.п.

Адрес, овца, инженер, пейзаж, агроном, беседа, аллее, билет, вокзал, пассажир, железо, библиотека.

- Существительных, какого склонения не было в диктанте? (3 скл.)

_ Какие окончания будут у сущ. 3 склонения в П.п.?

- Какие правила вам помогли писать диктант?

(Правописание предлогов в П.п. о, об; Сущ. в 1 и во 2 склонении в предложном падеже имеют окончание е)

- Проверьте еще раз свой диктант.

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=e53ca3d9e7b3623e4870476b36649831-101-144&n=21

Семейные увлечения Сообщество Мое про семью и дом на Your Visionhttp://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=45d3a7bdbddbd2da32fe8cab3d1d7c94-61-144&n=21http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=9a17aa5125acaf6200712096f301be7b-00-144&n=21

3) Составьте по фотографии предложения

- Какие исключения допускаются у существительных в предложном падеже с предлогами в и на?

(В П.п. имен существительных с предлогами в и на допускаются две формы с двумя разными ударениями.)

На дубе, на дубу; в отпуске, в отпуску; в чае, в чаю

4. Физминутка

(Упражнения для шеи, спины, рук)

5.Работа по теме.

1) - Давайте вспомним, в каких падежах существительных окончания пишем без сомнения. ( В. п., И. п.)

- Как проверить безударные окончания им. существительных?

(Проверить безударное падежное окончание одного существительного можно ударным окончанием существительного того же типа склонения и в том же падеже). Слова – помощники: «1 скл.- сестра; 2 –солнце; 3 –степь» hello_html_mf645f92.png

- А еще как?

( По алгоритму: ставим в И.п., определяем склонение, вспоминаем окончания в нужном падеже.

- Вспомним таблицу, которую составляли на прошлом уроке и воспроизведем ее на доске.

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Р.п.

и

и

Д.п.

е

и

П.п.

е

е

и

Т.п.

ой, ей

ом, ем

- Почему есть пустые клеточки? (- Окончания у сущ. в Р. и Д. падежах пишем без сомнения). (Примеры: Р.п. отца, солнца. Д.п. отцу, солнцу.)

2) – Мы повторили правила, будем применять их при письме.

Работа по учебнику. С. 119, № 243.

- Прочитайте текст.

- Какова его тема?

- Какова его главная мысль?

- Озаглавьте текст.

- Посмотрите на слова с пропущенными буквами. На какие две группы их можно разделить? (Слова с безударными гласными в корне и слова с безударными гласными в падежных окончаниях.)

- Как проверить написание слов с этими орфограммами?

- Найдите в тексте фразеологический оборот. (Не тут-то было.)

- Объясните его значение с помощью фразеологического словаря. (Ничего не получилось, не удалось осуществить что - либо.)

- Выпишите только существительные в Т. п. (Крышкой, клювом, рыбкой, носом.(Взаимопроверка.)

3) - Я вас просила принести игрушки, которые вы сделали на уроках труда к новому году. (Заяц, еж, синица, овца, собака)

- Проведем исследование.

- Найдите лишнее слово. (1. синица – летает)

- Найдите основы этих слов. К какому выводу вы пришли? (Лишнее слово собака) Догадались, о каком правиле пойдет речь? (В Т.п. у сущ. 2 склонения, которые в конце основы слова имеют шипящую или ц, под ударением будет окончание - ом- ,без ударения – ем .

- Запишите эти слова в Т. п.

4) - А еще мы будем друг другу дарить открытки и подарки.

- Сегодня мы подпишем открытку Марине Юрьевне.

(Желаем здоровья и удачи! От (кого?) Кристины, Кати, Жени, Малики)

- В каком падеже девочки поставили свои имена? ( В Р. п.)

5) - Не было бы таких веселых праздников, если бы наши предки не прогнали фашистов с нашей земли.

- В мае страна будет отмечать 70–летие Великой Отечественной Войны.

- У кого из вас родственники были на фронте. Кто ковал победу в тылу?

- Давайте подпишем открытки тем, кому мы обязаны своим счастьем?

Дорогому дедушк… Ван….от внучк… Наст….

- Объясните написание слов в Д. и Р. падежах. Взаимопроверка.

6). Осталось вспомнить правописание безударных гласных в Р. п.

- Допишите окончание сущ - го в первой половинке картинки. – Проверьте себя, подобрав вторую половинку.

(Куст сиренИ -3 сел. Р. п.; Ива у рекИ – 1 скл. Р.п.; Мяч у КолИ -1 скл. Р.п.)

6. Физминутка

7. Самостоятельная работа.

- Вот мы и вспомнили написание безударных окончаний им. сущ.

- А теперь вы покажете умение применять эти правила самостоятельно.

- Вставьте пропущенные буквы.

Мохнатые сн…жинки закружились в воздух… . В один миг ступеньки лесной сторожк… сделались белыми. По легкой порош… к ел… тянется сле… белк… . А вот на л…сной полянк… в…днеются сл…ды ря…чика. Из чащ… п…слышался стук дятла.

- 3-е предложение разобрать по членам предложения.

- Выполнить звуко-буквенный анализ слова СЛЕД.

8. Итог урока.

- Что же мы делали сегодня на уроке?

9. Рефлексия.

- Какое задание было самым интересным? - Что показалось вам трудным?

Оценка работы учащихся на уроке.

10. Домашнее задание. КИМ с. 71 «Негасимое пламя» (1/2 часть.) Определить склонение и падеж имен существительных.

9. Рефлексия- Какова была цель нашего урока?- Что знал ранее?                    - Что знаю теперь?- Что запомнилось на уроке?У вас на партах лежат кружочки разного цвета. Оцени свою работу на уроке:Зелёный кружок - работал отлично. Могу помочь товарищу.Синий кружок - работал хорошо, всё понимаю.Жёлтый - работал хорошо, иногда нуждаюсь в помощиКрасный - было интересно работать, прощу помощи    Дорогому дедушк… Ван….от внучк… Наст….

Тема урока

«Правописание

падежных безударных

окончаний имен существительных.»

Слова – помощники

1 скл. – сестра

2 скл. – солнцеКартинка ключи - кеи для любых нуждКартинка ключи - кеи для любых нужд

3 скл. - степь

Картинка ключи - кеи для любых нужд

infourok.ru

Персональный сайт преподавателя литераты - Упражнения и тест по теме «Правописание окончаний имен существительных»

               Упражнение 1.

Перепишите, раскрывая скобки. Определите тип склонения существительных и их падеж. Графически обозначьте окончания.

Томиться в (неволя), играть на (рояль), слух о (поражение), стоять на (площадь), думать об (осуществление) (идея), путешествовать по (Средняя Азия), в тихом (уединенье), приезд (парламентарий), идти по (тропинка), играть роль в (развитие) сюжета, успокоиться при (мысль), стреляться на (дуэль), приехать к (мать), побывать на (строительство), подготовиться к (ревизия), участвовать в (экскурсия).

 

Упражнение 2.

Образуйте от следующих существительных форму родительного падежа единственного числа. Если возможны две формы, укажите их различия (смысловые, стилистические). Придумайте примеры с образованными формами.

Блеск, бой, град, год, актер, ветер, виноград, город, день, деготь, доход, голос, корабль, горох, лук, крик, квас, лист, мед, молоко, молоток, народ, огонь, перец, промах, порох, расход, сад, стол, слух, сахар, след, смех, спор, снег, хворост, чай.

 

Упражнение 3.

От данных однокоренных слов образуйте форму родительного падежа. Обозначьте окончания и объясните написание.

Сын - сынишка, сват - сватушка, морковь - морковка, картофель - картошка, мечта - мечтанье, выход - выходка, просьба - прошение, месть - мщение, восход - восхождение, гость - гостья, Евгений - Евгения, Валерий - Валерия.

 

Упражнение 4.

От следующих существительных образуйте формы:

а) творительного падежа единственного числа: ночь, рожь, степень, путь, семья, соловей, юноша, станция, Бородино, Пушкино, Юрьев, Ростов, Царицын;

б) творительного падежа множественного числа: ночь, плеть, кость, дочь, церковь, мать, сосед, зверь, гвоздь, гость, желудь, коготь, ухо, плечо, колено;

в) предложного падежа с предлогами о (об), в, на. Поставьте ударение. Придумайте предложения с данными существительными в этой форме: берег, бестия, брошь, варенье, ветер, вихрь, газ, глаз, галерея, гость, гостья, город, гений, дом, дичь, дуб, затишье, здание, запястье, зуб, край, кий, ложь, лишай, лось, мост, мох, мыс, Наталья, отпуск, плот, сад, стол, сияние, тень, улей, фамилия, устье, цех, холод, чай, шкаф.

 

Упражнение 5.

От следующих существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа. Если есть варианты форм, укажите, чем они различаются. Выделите существительные, у которых окончание -а или -ы выполняет смыслоразличительную функцию. Поставьте ударение в образованных формах.

Берег, брат, ветер, век, воз, вымпел, глаз, год, городишко, доктор, договор, долг, жеребенок, зеркальце, инспектор, корень, колокол, колесо, кольцо, лагерь, мех, мать, народ, орден, отпуск, плечо, пожарище (сильный пожар), пожарище (пепелище), платьице, профессор, провод, рукав, серп, сторож, станция, судья.

 

Упражнение 6.

От следующих существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа. Выделите существительные, у которых в этой форме нулевое окончание. Поставьте ударение.

Апельсин, банан, бездарь, баран, бурят, бойня, басня, воробей, вишня, ворот, врунишка, ворчунья, ворон, гадюка, гусь, готовальня, героиня, дупло, дно, дыня, деревня, жаровня, коллега, конь, кирасир, манеж, манжет, малолетка, монгол, няня, неженка, орел, полотенце, певунья, отпуск, кукла, плясунья, поросенок, полынья, ружье, рысак, разиня, соня, сын, ставня, сластена, селезень, соболь, солдат, судья, тетерев, таможня, умница, читальня, шалунишка, юла, ястреб, якорь.

 

Упражнение 7.

Укажите особенности в образовании форм творительного падежа единственного числа у следующих существительных.

Кишинев, г. Калинин, с. Кирсаново, Псков, Бородино, Сараево; Александр Герцен, Александр Грин, Иван Петров, Чарльз Дарвин, Чарли Чаплин.

 

Упражнение 8.

Перепишите, вставляя недостающие буквы в окончаниях, графически обозначьте окончания и укажите падеж существительного.

1. А внизу, на рябин..., рассыпались грудастые краснозобые снегири, и, сполошившись, всей ста...и слетели, и, точно бусы, уселись на ветвях белой березы, стряхнув серебряный ин...й (С.-Мик.). 2. На другой день весть о пожар... разнеслась по всему околотку. Некоторые догадывались об истин... и утверждали, что виновником сего ужасного бедстви... был сам Дубровский... (П.). 3. Незнайка быстро оделся и поднялся по скрипучей деревянной лестниц... (Нос.). 4. Обледенение происходит при выпадени... дождя и мокрого снега, при испарени... воды, когда температура воздуха очень низкая. Самое сильное обледенение происходит при забрызгивани... судна при ветре силой более пяти баллов. 5. Арабские книги говорят о том, что в середин... первого тысячелети... славян... вели большую торговлю с греками. 6. Утром на еще желтой озим... зеленели только края луж..., а к вечеру вся озимь позеленела (Приш.). 7. Подули холодные ветр... Много раз большими хлопьями начинал падать снег. Потянулся через дорогу и скрылся в ельник... заячий разгонистый след. Лисий, строченый, лапка за лапкой, вьется вдоль дорог... (С.-Мик.). 8. Однажды Федя подрался с Гриш...и Копейкин...м из-за флакончика туш.... Получилась клякса на лб... Тут уж никто без смех... не мог на него смотреть (Нос.). 9. Когда же на солнц... наплывало толстое облачко, холодный ветерок усиливался (Наг.). 10. Воды в цистерн... оставалось лишь на самом дне (Кат.). 11. Маяк был так высок, что не всякая птица могла подняться до его верх... В ненасть... маяк уходил в туманную высь и верх его исчезал... (Дом.). 12. Идешь. Струйки песк... засыпают позади твой след (Сладк.). 13. Самой большой любовью и почтени...м пользовался в авиационном отряде ручной журавль Василий Иванович (С.-Мик.). 14. Ничто, конечно, не может дать такого точного ощущени... прошлого, как встреча с живым свидетел...м (Пауст.). 15. Бывают слова, как будто простые и безобидные, которые, однажды сказанные ко времен..., вновь и вновь возникают в памят... и не дают тебе жить (Наг.).

 

Упражнение 9.

Перепишите, поставив существительные (в скобках) в соответствующей падежной форме. Укажите падеж существительных и обозначьте их окончания.

1. Гаврилу охватила волна (воспоминания) о своей (деревенька), сбегавшей по крутой горе вниз к (речка), скрытой в (роща) (М. Г.). 2. Так он жил с (ощущение), что можно позвонить и прийти к (Любовь Петровна) (Сол.). 3. Сижу я в (полузабытьё): ни сплю, ни бодрствую (Сладк.). 4. Снег в (изножие) деревьев напоминал постный сахар (Наг.). 5. Я жил в (очарование) (непостижимость) окружающего (Наг.). 6. В ожесточенном (пение) ветров не слышит сердце правильных (созвучия) (Забол.). 7. А сколько (дела), (события), (судьбы), людских (печали) и (победы) вместилось в эти десять (сутки), что обратились в десять лет! (Твард.). 8. Стволы (яблони), (груши), (вишни) и слив выкрашены от червей в белую краску (Ч.). 9. В (отдаление) еще толпились тяжелые громадные тучи (Т.). 10 Желанный друг неведомых (столетия)! Ты весь дрожишь, ты потрясен былым! (Брюс.).

 

Упражнение10.

Перепишите, добавляя нужные окончания.

1. Губернский предводитель был в отчаяни.... (Л. Т.). 2. А лошадь между тем мирно стояла среди луга, выше чем по брюхо утопая в разнотравь... и разноцветь.... (Сол). 3. Свинья на барский двор когда-то затесалась, вокруг конюш...н... там и кухон... наслонялась (Кр). 4. Нет счастья в бездействи... (Цост). 5. Есть в светлеет... осенних вечеров умильная, таинственная прелесть... (Тютч). 6. Не стал он совсем ни есть, ни пить, ни по галере... гулять (Леск.). 1. Белецкий думал, что Оленин хотел только повеселиться, а Оленин ждал решения своей участ... (Л. Т.). 8. У стены Китай-города кучка людей окружала человека во фризовой шинел... (Л. Т.). 9. А щебета птиц не слыхать, хоть леса в Заволж... богаты певчей птицей (М.Г). 10. Комиссару становилось все хуже. Он жил на морфи..., на камфар... и от этого иной раз по целым суткам беспокойно дергался на койке в состояни... наркотического полузабытья (Пол.). 11. Дам и молодежь нашла она на огород..., в малин...ке. Одни ели малину, другие... бродили по грядкам клубник... (Ч.). 12. Бабка Акулина нисколько не удивилась нашей добыч... (Сол.). 13. В промежутках между выстрелами слышно было, как несмело перекликались в болотц... потревоженные стрельбой лягушки (Шол.). 14. За ужином Казакевич сказал мне, что завтра, по окончани... романа, он думает выехать за город (В. Бел.). 15. Прыгать на парашют... - значит погубить самолет (Вод.). 16. Крестьянская изба. Дубовый стол. Дубовые лавки. Образ... в углу (САлекс). 17. Находясь в изгнали..., поэт часто обращался к друзьям с просьбой прислать ему ту или иную книгу (Гессен.). 18. Доложили теперь о его прибыти... (САлекс). 19. Дремлет медведь, но чутко прислушивается к неугомонной жизн... зимнего леса (Зуев). 20. Огромный заиндевевший лось стоит среди фосфорического блеск... снегов, жует хвою и пускает клубы пар... (Зуев). 21. Горечь осинки косому слаще сахар... (Зуев). 22. У каждого актера бывает мечта об одной рол... (Исб.). 23. И я в чудесном забыть... движенья сковывал свои (Л.) 24. Ему захотелось во всеуслышань... закричать. 25. Я чувствовал, что этот бог - злой и неудобный старичищ... (М. Г.). 26. Муравьишк... в чаще дуб тяжелый тащит (Марш.). 27. Я убит подо Ржев..., в безымянном болот.... (Тв.). 28. При моем приближен... он не высказал ни страха, ни удивления (Абр.).

 

Упражнение 11.

Допишите окончания, объясните их написание.

1.                  Амбарищ..., багрищ..., болотищ..., веслищ..., ветрищ..., винищ..., волчищ..., глыбищ..., головищ..., горищ..., дворищ..., деньжищ..., жарищ..., избищ..., кафтанищ..., когтищ..., комарищ..., лапищ..., мозолищ..., плутищ..., сапожищ..., силищ..., умищ..., хвостищ..., человечищ..., чудищ..., холодищ....

2.                  Животишк..., именьишк..., торговлишк..., одеялишк..., жалованьишк..., мелочишк..., писаришк..., службишк..., старичишк..., зайчишк..., рублишк..., житьишк..., хвастунишк..., судьбишк..., письмишк..., заводишк..., народишк..., постелишк....

3.                  Заводил..., запевал..., зубил..., зубрил..., мазил..., зазывал..., объедал..., светил....

 

 

Тест по теме «Правописание окончаний имен существительных»

 

1.                  В каком слове окончание Е?

1)                 в комментари...

2)                 присутствовать на заседани...

3)                  по алле...

4)                 о благосостояни...

 

2.                  В каком слове окончание Е?

1)                 сообщить о метел...

2)                 в ближнем зарубежь...

3)                 отправить письмо Анастаси...

4)                 свидетельство о рождени...

 

3.                  В каком слове окончание И?

1)                 окна в ине...

2)                 конфликт в Закавказь...

3)                 обратиться к Наталь... Петровне

4)                 приехать из Турци...

 

4.                  В каком слове окончание И?

1)                 готов к отправк...

2)                 в глубоком ущель...

3)                 в усть... реки

4)                 в теплом помещени...

 

5.                  В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Е?

1)                 узнать о постановк..., присутствовать на репетици..., сообщить о пьес...

2)                 укрыться в цитадел..., рассказ о героизм..., в легенд... говорится

3)                 безразличен к полемик..., спрятать в подземель..., стоять на распуть...

4)                 держать в укрыти..., застыть в недоумени..., виднеться в поднебесь...

 

 

Календарь

«  Апрель 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

filologpu15.ucoz.ru

«Упражнения в правописании окончаний имен существительных во множественном числе»

Конспект урока русского языка

на тему: «Упражнения в правописании окончаний имен существительных во множественном числе»

Задачи:

  • отрабатывать навык правописания окончаний имен существительных во множественном числе, их правильное употребление;

  • развивать зрительную память, орфографическую зоркость.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока

- Сегодня на уроке мы продолжим учиться определять падеж имен существительных для того, чтобы правильно писать падежные окончания.

3. Проверка домашнего задания

- Что Вам было задано на дом?

(Упражнение 264)

- Определите число и падеж выделенных существительных.

(В письмах – в П. п., мн. ч.

Всадников – в В. П., мн. ч.

В шлемах – в П. п., мн. ч.

Из писем – в Р. п., мн. ч.)

- Как доказать, что существительные «всадников» в винительном падеже? Можно ли опираться на вопросы?

(Нет, вопросы не могут определить падеж; кого? Всадников. Нужно подставить существительное 1-го склонения в единственном числе, например: Рисовал (кого?) сестру – окончание –у в винительном падеже)

4. Чистописание

- Подпишите число, классная работа. Урок начнем с чистописания. Продолжите закономерность:

- Напишите букву «в» в соединении с другими:

5. Работа по теме урока

- Сейчас я буду диктовать существительные. Девочки записывают существительные женского рода, а мальчики – мужского рода.

Шалаш, тушь, дрожь, чиж, течь, стриж, трубач, речь, дочь, врач, помощь, гараж, ночь, тишь, ткач, калач.

- Какие слова написали девочки?

(тушь, дрожь, течь, речь, дочь, помощь, ночь, тишь.)

- Что особенного в этих словах?

(На конце слова после шипящих пишется мягкий знак)

- Какие слова записали мальчики?

(Шалаш, чиж, стриж, трубач, врач, гараж, ткач, калач)

- Есть ли у них на конце мягкий знак? Почему?

(Нет. Потому что это существительные мужского рода.)

- Это правило относится к существительным только в единственном числе. Запишите в родительном падеже во множественном числе существительные:

туча, задача, роща, куча, чаща.

(Туч, задач, рощ, куч, чаш)

- Какой вывод мы можем сделать?

(В родительном падеже во множественном числе после шипящих мягкий знак не пишется)

6. Работа по учебнику

- Ребята, скоро мы будем писать изложение, подготовимся к нему. Выполним упражнение 265. Задание читает…

- Как отличить существительное во множественном числе от существительного в единственном числе?

(Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов)

- Сейчас я прочитаю Вам стихотворение из этого упражнения:

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля -

Это русское раздолье,

Это русская земля.

Вижу горы и долины,

Вижу степи и луга -

Это русские картины,

Это Родина моя.

- Какие незнакомые слова Вам встретились?

(ПРИВО́ЛЬЕ - 1. широкое, просторное место, местность. 2. Полная свобода, вольная жизнь.

НИВА - обработанное поле, пашня, посевы; полоса, клин, участок.

РАЗДОЛЬЕ - простор, широкое свободное пространство.)

- Найдите существительные во множественном числе.

(нивы, поля, горы, долины, степи, луга, картины)

- Прочтем стихотворения вместе.

- Прочтите стихотворение про себя.

- Кто прочтет его по памяти?

- Закройте учебники. Напишите стихотворение по памяти.

Письмо по памяти

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга. На полях карандашом поставьте оценку.

- Мы закончили ещё один раздел нашего учебника. Посмотрим, чему мы научились. Ответим на вопросы в упражнении 267.

Фронтальная работа

7. Домашнее задание

- Откройте дневники, запишите домашнее задание: упр. 266

8. Итог урока

- Что нового мы узнали на уроке?

- Когда пишется мягкий знак после шипящих?

(У существительных женского рода единственного числа)

- Почему в словах: задач, туч, рощ мягкий знак не пишется?

(Это слова во множественном числе в родительном падеже)

infourok.ru

Упражнения по теме Правописание окончаний имён существительных

Упражнения по теме «Правописание окончаний имен существительных» Упражнение 1.Перепишите, раскрывая скобки. Определите тип склонения существительных и их падеж. Графически обозначьте окончания.Томиться в (неволя), играть на (рояль), слух о (поражение), стоять на (площадь), думать об (осуществление) (идея), путешествовать по (Средняя Азия), в тихом (уединенье), приезд (парламентарий), идти по (тропинка), играть роль в (развитие) сюжета, успокоиться при (мысль), стреляться на (дуэль), приехать к (мать), побывать на (строительство), подготовиться к (ревизия), участвовать в (экскурсия). Упражнение 2.Образуйте от следующих существительных форму родительного падежа единственного числа. Если возможны две формы, укажите их различия (смысловые, стилистические). Придумайте примеры с образованными формами.Блеск, бой, град, год, актер, ветер, виноград, город, день, деготь, доход, голос, корабль, горох, лук, крик, квас, лист, мед, молоко, молоток, народ, огонь, перец, промах, порох, расход, сад, стол, слух, сахар, след, смех, спор, снег, хворост, чай. Упражнение 3.От данных однокоренных слов образуйте форму родительного падежа. Обозначьте окончания и объясните написание.Сын - сынишка, сват - сватушка, морковь - морковка, картофель - картошка, мечта - мечтанье, выход - выходка, просьба - прошение, месть - мщение, восход - восхождение, гость - гостья, Евгений - Евгения, Валерий - Валерия. Упражнение 4.От следующих существительных образуйте формы:а) творительного падежа единственного числа: ночь, рожь, степень, путь, семья, соловей, юноша, станция, Бородино, Пушкино, Юрьев, Ростов, Царицын;б) творительного падежа множественного числа: ночь, плеть, кость, дочь, церковь, мать, сосед, зверь, гвоздь, гость, желудь, коготь, ухо, плечо, колено;в) предложного падежа с предлогами о (об), в, на. Поставьте ударение. Придумайте предложения с данными существительными в этой форме: берег, бестия, брошь, варенье, ветер, вихрь, газ, глаз, галерея, гость, гостья, город, гений, дом, дичь, дуб, затишье, здание, запястье, зуб, край, кий, ложь, лишай, лось, мост, мох, мыс, Наталья, отпуск, плот, сад, стол, сияние, тень, улей, фамилия, устье, цех, холод, чай, шкаф. Упражнение 5.От следующих существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа. Если есть варианты форм, укажите, чем они различаются. Выделите существительные, у которых окончание -а или -ы выполняет смыслоразличительную функцию. Поставьте ударение в образованных формах.Берег, брат, ветер, век, воз, вымпел, глаз, год, городишко, доктор, договор, долг, жеребенок, зеркальце, инспектор, корень, колокол, колесо, кольцо, лагерь, мех, мать, народ, орден, отпуск, плечо, пожарище (сильный пожар), пожарище (пепелище), платьице, профессор, провод, рукав, серп, сторож, станция, судья. Упражнение 6.От следующих существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа. Выделите существительные, у которых в этой форме нулевое окончание. Поставьте ударение.Апельсин, банан, бездарь, баран, бурят, бойня, басня, воробей, вишня, ворот, врунишка, ворчунья, ворон, гадюка, гусь, готовальня, героиня, дупло, дно, дыня, деревня, жаровня, коллега, конь, кирасир, манеж, манжет, малолетка, монгол, няня, неженка, орел, полотенце, певунья, отпуск, кукла, плясунья, поросенок, полынья, ружье, рысак, разиня, соня, сын, ставня, сластена, селезень, соболь, солдат, судья, тетерев, таможня, умница, читальня, шалунишка, юла, ястреб, якорь. Упражнение 7.Укажите особенности в образовании форм творительного падежа единственного числа у следующих существительных.Кишинев, г. Калинин, с. Кирсаново, Псков, Бородино, Сараево; Александр Герцен, Александр Грин, Иван Петров, Чарльз Дарвин, Чарли Чаплин. Упражнение 8.Перепишите, вставляя недостающие буквы в окончаниях, графически обозначьте окончания и укажите падеж существительного.1. А внизу, на рябин..., рассыпались грудастые краснозобые снегири, и, сполошившись, всей ста...и слетели, и, точно бусы, уселись на ветвях белой березы, стряхнув серебряный ин...й (С.-Мик.). 2. На другой день весть о пожар... разнеслась по всему околотку. Некоторые догадывались об истин... и утверждали, что виновником сего ужасного бедстви... был сам Дубровский... (П.). 3. Незнайка быстро оделся и поднялся по скрипучей деревянной лестниц... (Нос.). 4. Обледенение происходит при выпадени... дождя и мокрого снега, при испарени... воды, когда температура воздуха очень низкая. Самое сильное обледенение происходит при забрызгивани... судна при ветре силой более пяти баллов. 5. Арабские книги говорят о том, что в середин... первого тысячелети... славян... вели большую торговлю с греками. 6. Утром на еще желтой озим... зеленели только края луж..., а к вечеру вся озимь позеленела (Приш.). 7. Подули холодные ветр... Много раз большими хлопьями начинал падать снег. Потянулся через дорогу и скрылся в ельник... заячий разгонистый след. Лисий, строченый, лапка за лапкой, вьется вдоль дорог... (С.-Мик.). 8. Однажды Федя подрался с Гриш...и Копейкин...м из-за флакончика туш.... Получилась клякса на лб... Тут уж никто без смех... не мог на него смотреть (Нос.). 9. Когда же на солнц... наплывало толстое облачко, холодный ветерок усиливался (Наг.). 10. Воды в цистерн... оставалось лишь на самом дне (Кат.). 11. Маяк был так высок, что не всякая птица могла подняться до его верх... В ненасть... маяк уходил в туманную высь и верх его исчезал... (Дом.). 12. Идешь. Струйки песк... засыпают позади твой след (Сладк.). 13. Самой большой любовью и почтени...м пользовался в авиационном отряде ручной журавль Василий Иванович (С.-Мик.). 14. Ничто, конечно, не может дать такого точного ощущени... прошлого, как встреча с живым свидетел...м (Пауст.). 15. Бывают слова, как будто простые и безобидные, которые, однажды сказанные ко времен..., вновь и вновь возникают в памят... и не дают тебе жить (Наг.). Упражнение 9.Перепишите, поставив существительные (в скобках) в соответствующей падежной форме. Укажите падеж существительных и обозначьте их окончания.1. Гаврилу охватила волна (воспоминания) о своей (деревенька), сбегавшей по крутой горе вниз к (речка), скрытой в (роща) (М. Г.). 2. Так он жил с (ощущение), что можно позвонить и прийти к (Любовь Петровна) (Сол.). 3. Сижу я в (полузабытьё): ни сплю, ни бодрствую (Сладк.). 4. Снег в (изножие) деревьев напоминал постный сахар (Наг.). 5. Я жил в (очарование) (непостижимость) окружающего (Наг.). 6. В ожесточенном (пение) ветров не слышит сердце правильных (созвучия) (Забол.). 7. А сколько (дела), (события), (судьбы), людских (печали) и (победы) вместилось в эти десять (сутки), что обратились в десять лет! (Твард.). 8. Стволы (яблони), (груши), (вишни) и слив выкрашены от червей в белую краску (Ч.). 9. В (отдаление) еще толпились тяжелые громадные тучи (Т.). 10 Желанный друг неведомых (столетия)! Ты весь дрожишь, ты потрясен былым! (Брюс.). Упражнение10.Перепишите, добавляя нужные окончания.1. Губернский предводитель был в отчаяни.... (Л. Т.). 2. А лошадь между тем мирно стояла среди луга, выше чем по брюхо утопая в разнотравь... и разноцветь.... (Сол). 3. Свинья на барский двор когда-то затесалась, вокруг конюш...н... там и кухон... наслонялась (Кр). 4. Нет счастья в бездействи... (Цост). 5. Есть в светлеет... осенних вечеров умильная, таинственная прелесть... (Тютч). 6. Не стал он совсем ни есть, ни пить, ни по галере... гулять (Леск.). 1. Белецкий думал, что Оленин хотел только повеселиться, а Оленин ждал решения своей участ... (Л. Т.). 8. У стены Китай-города кучка людей окружала человека во фризовой шинел... (Л. Т.). 9. А щебета птиц не слыхать, хоть леса в Заволж... богаты певчей птицей (М.Г). 10. Комиссару становилось все хуже. Он жил на морфи..., на камфар... и от этого иной раз по целым суткам беспокойно дергался на койке в состояни... наркотического полузабытья (Пол.). 11. Дам и молодежь нашла она на огород..., в малин...ке. Одни ели малину, другие... бродили по грядкам клубник... (Ч.). 12. Бабка Акулина нисколько не удивилась нашей добыч... (Сол.). 13. В промежутках между выстрелами слышно было, как несмело перекликались в болотц... потревоженные стрельбой лягушки (Шол.). 14. За ужином Казакевич сказал мне, что завтра, по окончани... романа, он думает выехать за город (В. Бел.). 15. Прыгать на парашют... - значит погубить самолет (Вод.). 16. Крестьянская изба. Дубовый стол. Дубовые лавки. Образ... в углу (САлекс). 17. Находясь в изгнали..., поэт часто обращался к друзьям с просьбой прислать ему ту или иную книгу (Гессен.). 18. Доложили теперь о его прибыти... (САлекс). 19. Дремлет медведь, но чутко прислушивается к неугомонной жизн... зимнего леса (Зуев). 20. Огромный заиндевевший лось стоит среди фосфорического блеск... снегов, жует хвою и пускает клубы пар... (Зуев). 21. Горечь осинки косому слаще сахар... (Зуев). 22. У каждого актера бывает мечта об одной рол... (Исб.). 23. И я в чудесном забыть... движенья сковывал свои (Л.) 24. Ему захотелось во всеуслышань... закричать. 25. Я чувствовал, что этот бог - злой и неудобный старичищ... (М. Г.). 26. Муравьишк... в чаще дуб тяжелый тащит (Марш.). 27. Я убит подо Ржев..., в безымянном болот.... (Тв.). 28. При моем приближен... он не высказал ни страха, ни удивления (Абр.). Упражнение 11.Допишите окончания, объясните их написание.1.                  Амбарищ..., багрищ..., болотищ..., веслищ..., ветрищ..., винищ..., волчищ..., глыбищ..., головищ..., горищ..., дворищ..., деньжищ..., жарищ..., избищ..., кафтанищ..., когтищ..., комарищ..., лапищ..., мозолищ..., плутищ..., сапожищ..., силищ..., умищ..., хвостищ..., человечищ..., чудищ..., холодищ....2.                  Животишк..., именьишк..., торговлишк..., одеялишк..., жалованьишк..., мелочишк..., писаришк..., службишк..., старичишк..., зайчишк..., рублишк..., житьишк..., хвастунишк..., судьбишк..., письмишк..., заводишк..., народишк..., постелишк....3.                  Заводил..., запевал..., зубил..., зубрил..., мазил..., зазывал..., объедал..., светил....  Тест по теме «Правописание окончаний имен существительных» 1.                  В каком слове окончание Е?1)                 в комментари...2)                 присутствовать на заседани...3)                  по алле...4)                 о благосостояни... 2.                  В каком слове окончание Е?1)                 сообщить о метел...2)                 в ближнем зарубежь...3)                 отправить письмо Анастаси...4)                 свидетельство о рождени... 3.                  В каком слове окончание И?1)                 окна в ине...2)                 конфликт в Закавказь...3)                 обратиться к Наталь... Петровне4)                 приехать из Турци... 4.                  В каком слове окончание И?1)                 готов к отправк...2)                 в глубоком ущель...3)                 в усть... реки4)                 в теплом помещени... 5.                  В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Е?1)                 узнать о постановк..., присутствовать на репетици..., сообщить о пьес...2)                 укрыться в цитадел..., рассказ о героизм..., в легенд... говорится3)                 безразличен к полемик..., спрятать в подземель..., стоять на распуть...4)                 держать в укрыти..., застыть в недоумени..., виднеться в поднебесь...

schoolfiles.net

Упражнения по теме «Правописание окончаний имен существительных»

Транскрипт

1 Упражнения по теме «Правописание окончаний имен существительных» Упражнение 1. Перепишите, раскрывая скобки. Определите тип склонения существительных и их падеж. Графически обозначьте окончания. Томиться в (неволя), играть на (рояль), слух о (поражение), стоять на (площадь), думать об (осуществление) (идея), путешествовать по (Средняя Азия), в тихом (уединенье), приезд (парламентарий), идти по (тропинка), играть роль в (развитие) сюжета, успокоиться при (мысль), стреляться на (дуэль), приехать к (мать), побывать на (строительство), подготовиться к (ревизия), участвовать в (экскурсия). Упражнение 2. Образуйте от следующих существительных форму родительного падежа единственного числа. Если возможны две формы, укажите их различия (смысловые, стилистические). Придумайте примеры с образованными формами. Блеск, бой, град, год, актер, ветер, виноград, город, день, деготь, доход, голос, корабль, 1 / 10

2 горох, лук, крик, квас, лист, мед, молоко, молоток, народ, огонь, перец, промах, порох, расход, сад, стол, слух, сахар, след, смех, спор, снег, хворост, чай. Упражнение 3. От данных однокоренных слов образуйте форму родительного падежа. Обозначьте окончания и объясните написание. Сын - сынишка, сват - сватушка, морковь - морковка, картофель - картошка, мечта - мечтанье, выход - выходка, просьба - прошение, месть - мщение, восход - восхождение, гость - гостья, Евгений - Евгения, Валерий - Валерия. Упражнение 4. От следующих существительных образуйте формы: а) творительного падежа единственного числа: ночь, рожь, степень, путь, семья, соловей, юноша, станция, Бородино, Пушкино, Юрьев, Ростов, Царицын; б) творительного падежа множественного числа: ночь, плеть, кость, дочь, церковь, мать, сосед, зверь, гвоздь, гость, желудь, коготь, ухо, плечо, колено; 2 / 10

3 в) предложного падежа с предлогами о (об), в, на. Поставьте ударение. Придумайте предложения с данными существительными в этой форме: берег, бестия, брошь, варенье, ветер, вихрь, газ, глаз, галерея, гость, гостья, город, гений, дом, дичь, дуб, затишье, здание, запястье, зуб, край, кий, ложь, лишай, лось, мост, мох, мыс, Наталья, отпуск, плот, сад, стол, сияние, тень, улей, фамилия, устье, цех, холод, чай, шкаф. Упражнение 5. От следующих существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа. Если есть варианты форм, укажите, чем они различаются. Выделите существительные, у которых окончание -а или -ы выполняет смыслоразличительную функцию. Поставьте ударение в образованных формах. Берег, брат, ветер, век, воз, вымпел, глаз, год, городишко, доктор, договор, долг, жеребенок, зеркальце, инспектор, корень, колокол, колесо, кольцо, лагерь, мех, мать, народ, орден, отпуск, плечо, пожарище (сильный пожар), пожарище (пепелище), платьице, профессор, провод, рукав, серп, сторож, станция, судья. Упражнение 6. От следующих существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа. Выделите существительные, у которых в этой форме нулевое окончание. Поставьте ударение. Апельсин, банан, бездарь, баран, бурят, бойня, басня, воробей, вишня, ворот, врунишка, ворчунья, ворон, гадюка, гусь, готовальня, героиня, дупло, дно, дыня, деревня, 3 / 10

4 жаровня, коллега, конь, кирасир, манеж, манжет, малолетка, монгол, няня, неженка, орел, полотенце, певунья, отпуск, кукла, плясунья, поросенок, полынья, ружье, рысак, разиня, соня, сын, ставня, сластена, селезень, соболь, солдат, судья, тетерев, таможня, умница, читальня, шалунишка, юла, ястреб, якорь. Упражнение 7. Укажите особенности в образовании форм творительного падежа единственного числа у следующих существительных. Кишинев, г. Калинин, с. Кирсаново, Псков, Бородино, Сараево; Александр Герцен, Александр Грин, Иван Петров, Чарльз Дарвин, Чарли Чаплин. Упражнение 8. Перепишите, вставляя недостающие буквы в окончаниях, графически обозначьте окончания и укажите падеж существительного. 1. А внизу, на рябин..., рассыпались грудастые краснозобые снегири, и, сполошившись, всей ста...и слетели, и, точно бусы, уселись на ветвях белой березы, стряхнув серебряный ин...й (С.-Мик.). 2. На другой день весть о пожар... разнеслась по всему околотку. Некоторые догадывались об истин... и утверждали, что виновником сего ужасного бедстви... был сам Дубровский... (П.). 3. Незнайка быстро оделся и поднялся по скрипучей деревянной лестниц... (Нос.). 4. Обледенение происходит при выпадени... дождя и мокрого снега, при испарени... воды, когда температура воздуха очень низкая. Самое сильное обледенение происходит при забрызгивани... судна при ветре силой 4 / 10

5 более пяти баллов. 5. Арабские книги говорят о том, что в середин... первого тысячелети... славян... вели большую торговлю с греками. 6. Утром на еще желтой озим... зеленели только края луж..., а к вечеру вся озимь позеленела (Приш.). 7. Подули холодные ветр... Много раз большими хлопьями начинал падать снег. Потянулся через дорогу и скрылся в ельник... заячий разгонистый след. Лисий, строченый, лапка за лапкой, вьется вдоль дорог... (С.-Мик.). 8. Однажды Федя подрался с Гриш...и Копейкин...м из-за флакончика туш... Получилась клякса на лб... Тут уж никто без смех... не мог на него смотреть (Нос.). 9. Когда же на солнц... наплывало толстое облачко, холодный ветерок усиливался (Наг.). 10. Воды в цистерн... оставалось лишь на самом дне (Кат.). 11. Маяк был так высок, что не всякая птица могла подняться до его верх... В ненасть... маяк уходил в туманную высь и верх его исчезал... (Дом.). 12. Идешь. Струйки песк... засыпают позади твой след (Сладк.). 13. Самой большой любовью и почтени...м пользовался в авиационном отряде ручной журавль Василий Иванович (С.-Мик.). 14. Ничто, конечно, не может дать такого точного ощущени... прошлого, как встреча с живым свидетел...м (Пауст.). 15. Бывают слова, как будто простые и безобидные, которые, однажды сказанные ко времен..., вновь и вновь возникают в памят... и не дают тебе жить (Наг.). Упражнение 9. Перепишите, поставив существительные (в скобках) в соответствующей падежной форме. Укажите падеж существительных и обозначьте их окончания. 1. Гаврилу охватила волна (воспоминания) о своей (деревенька), сбегавшей по крутой горе вниз к (речка), скрытой в (роща) (М. Г.). 2. Так он жил с (ощущение), что можно позвонить и прийти к (Любовь Петровна) (Сол.). 3. Сижу я в (полузабытьё): ни сплю, ни бодрствую (Сладк.). 4. Снег в (изножие) деревьев напоминал постный сахар (Наг.). 5. Я жил в (очарование) (непостижимость) окружающего (Наг.). 6. В ожесточенном (пение) ветров не слышит сердце правильных (созвучия) (Забол.). 7. А сколько (дела), (события), (судьбы), людских (печали) и (победы) вместилось в эти десять (сутки), что обратились в десять лет! (Твард.). 8. Стволы (яблони), (груши), (вишни) и слив выкрашены от червей в белую краску (Ч.). 9. В (отдаление) еще толпились тяжелые громадные тучи (Т.). 10 Желанный друг неведомых (столетия)! Ты весь дрожишь, ты потрясен былым! (Брюс.). 5 / 10

6 Упражнение10. Перепишите, добавляя нужные окончания. 1. Губернский предводитель был в отчаяни... (Л. Т.). 2. А лошадь между тем мирно стояла среди луга, выше чем по брюхо утопая в разнотравь... и разноцветь... (Сол). 3. Свинья на барский двор когда-то затесалась, вокруг конюш...н... там и кухон... наслонялась (Кр). 4. Нет счастья в бездействи... (Цост). 5. Есть в светлеет... осенних вечеров умильная, таинственная прелесть... (Тютч). 6. Не стал он совсем ни есть, ни пить, ни по галере... гулять (Леск.). 1. Белецкий думал, что Оленин хотел только повеселиться, а Оленин ждал решения своей участ... (Л. Т.). 8. У стены Китай-города кучка людей окружала человека во фризовой шинел... (Л. Т.). 9. А щебета птиц не слыхать, хоть леса в Заволж... богаты певчей птицей (М.Г). 10. Комиссару становилось все хуже. Он жил на морфи..., на камфар... и от этого иной раз по целым суткам беспокойно дергался на койке в состояни... наркотического полузабытья (Пол.). 11. Дам и молодежь нашла она на огород..., в малин...ке. Одни ели малину, другие... бродили по грядкам клубник... (Ч.). 12. Бабка Акулина нисколько не удивилась нашей добыч... (Сол.). 13. В промежутках между выстрелами слышно было, как несмело перекликались в болотц... потревоженные стрельбой лягушки (Шол.). 14. За ужином Казакевич сказал мне, что завтра, по окончани... романа, он думает выехать за город (В. Бел.). 15. Прыгать на парашют... - значит погубить самолет (Вод.). 16. Крестьянская изба. Дубовый стол. Дубовые лавки. Образ... в углу (САлекс). 17. Находясь в изгнали..., поэт часто обращался к друзьям с просьбой прислать ему ту или иную книгу (Гессен.). 18. Доложили теперь о его прибыти... (САлекс). 19. Дремлет медведь, но чутко прислушивается к неугомонной жизн... зимнего леса (Зуев). 20. Огромный заиндевевший лось стоит среди фосфорического блеск... снегов, жует хвою и пускает клубы пар... (Зуев). 21. Горечь осинки косому слаще сахар... (Зуев). 22. У каждого актера бывает мечта об одной рол... (Исб.). 23. И я в чудесном забыть... движенья сковывал свои (Л.) 24. Ему захотелось во всеуслышань... закричать. 25. Я чувствовал, что этот бог - злой и неудобный старичищ... (М. Г.). 26. Муравьишк... в чаще дуб тяжелый тащит (Марш.). 27. Я убит подо Ржев..., в безымянном болот... (Тв.). 28. При моем приближен... он не высказал ни страха, ни удивления (Абр.). 6 / 10

7 Упражнение 11. Допишите окончания, объясните их написание. 1. Амбарищ..., багрищ..., болотищ..., веслищ..., ветрищ..., винищ..., волчищ..., глыбищ..., головищ..., горищ..., дворищ..., деньжищ..., жарищ..., избищ..., кафтанищ..., когтищ..., комарищ..., лапищ..., мозолищ..., плутищ..., сапожищ..., силищ..., умищ..., хвостищ..., человечищ..., чудищ..., холодищ Животишк..., именьишк..., торговлишк..., одеялишк..., жалованьишк..., мелочишк..., писаришк..., службишк..., старичишк..., зайчишк..., рублишк..., житьишк..., хвастунишк..., судьбишк..., письмишк..., заводишк..., народишк..., постелишк Заводил..., запевал..., зубил..., зубрил..., мазил..., зазывал..., объедал..., светил... Тест по теме «Правописание окончаний имен существительных» 1. В каком слове окончание Е? 7 / 10

8 1) в комментари... 2) присутствовать на заседани... 3) по алле... 4) о благосостояни В каком слове окончание Е? 1) сообщить о метел... 2) в ближнем зарубежь... 3) отправить письмо Анастаси... 4) свидетельство о рождени В каком слове окончание И? 8 / 10

9 1) окна в ине... 2) конфликт в Закавказь... 3) обратиться к Наталь... Петровне 4) приехать из Турци В каком слове окончание И? 1) готов к отправк... 2) в глубоком ущель... 3) в усть... реки 4) в теплом помещени... 9 / 10

10 5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Е? 1) узнать о постановк..., присутствовать на репетици..., сообщить о пьес... 2) укрыться в цитадел..., рассказ о героизм..., в легенд... говорится 3) безразличен к полемик..., спрятать в подземель..., стоять на распуть... 4) держать в укрыти..., застыть в недоумени..., виднеться в поднебесь... Ответы: 10 / 10

docplayer.ru


Смотрите также