Дифференцированные задания по русскому языку "Непроизносимые согласные" (3 класс). Упражнения непроизносимые согласные


Комплекс упражнений на орфограмму "Непроизносимые согласные в корне слова"

 Задание 1. Переписать слова, подбирая к каждому из них такое однокоренное слово, в котором за корнем следует гласный.

    Безгласный, вкусный, властный, гигантский, горестный, громоздкий, доблестный, захолустный, интересный, комендантский, корыстный, костный, местный, невестка, ненавистный, ненастный, объездчик, окрестность, опасный, повестка, послать, постлать, прелестный, пристрастный, сверстник, свистнуть, сердце, словесный, солнце, тростник, ужасный, участвовать, хлестнуть, хрустнуть, целостный, чествовать, чудесный, устный, шефствовать, явственный, яростный.

 

Задание 2. Выбрать вариант с непроизносимым согласным Д:

A.   злос…ный нарушитель;

B.   окрес…ные леса;

C.   громоз…кий шкаф;

D.   редкос…ный экспонат;

E.    хлёс…кая речь.

 

Задание 3. Выбрать вариант с непроизносимым согласным Т:

A.   прекрас…ное настроение;

B.   чудес…ный день;

C.   безопас…ность движения;

D.   прелес…ная девушка;

E.    обстановка глас…ности.

 

Задание 4. Выбрать вариант с непроизносимым согласным Т:

A.   встреча ровес…ников;

B.   дружба сверс…ников;

C.   интерес…ный собеседник;

D.   искус…ная мастерица;

E.    блес…нуть в вышине.

 

Задание 5. Выбрать слово с непроизносимым согласным В:

A.   че…ствовать героев;

B.   уча…ствовать в турнире;

C.   я…ственно слышать;

D.   вкусные я…ства на столе;

E.    ше...ствовать над классом.

 

 

Задание 6. Выбрать вариант, где встречается слово с непроизносимым согласным Д:

A.   Беда завис…ника в его зависти.

B.   Без труда не может быть чистой и радос…ной жизни..

C.   Чес…ный нечес…ному не товарищ.

D.   Человек сер…цем могуч, дерево – корнями.

E.    Тайна, извес…ная троим, уже не тайна.

 

Задание 7. Вставить, где нужно, пропущенные буквы. Подобрать проверочные слова.

     Чес…ный ответ, интерес…ная книга, бесхитрос…ные слова, лес…ный отзыв, перекрес…ный огонь, вирус…ная инфекция, парус…ный спорт, час…ное лицо, трос…никовые заросли, кризис…ная ситуация, словес…ное искусство, безвкус…ная пища, опытный наез…ник, дружба ровес…ников, сверс…ники моего сына, че…ствовать гостя, чу…ствовать усталость.

 

Задание 8. Вставить пропущенные буквы. Записать данные слова в два столбика: с непроизносимой согласной и без непроизносимой согласной.

    Горес…ный, древес…ный, безглас…ный, опас…ный, добес…ный, ненас…ный, беспристрас…ный, целос…ный, ярос…ный, захолус…ный, неподвлас…ный, искус…ный, бессовес…ный, гиган…ский, гнус…ный, сверс…ник, ровес…ник, предвес…ник, педчу…ствовать, уча…ствовать, хлес…нуть, хрус…нуть, съес…ное, безмол…ствовать, окрес…ность, объез…чик, аген…ство, мес…ность, хулиган…ский, шампан…ское.

 

Задание 9. Переписать, вставляя пропущенные буквы. В скобках указывать проверочные слова.

1. Зал настороженно безмол…ствовал. 2. Ещё двести шагов – и мы в безопасности. (Арсеньев) 3. Осень в этом году была поз…няя. (Короленко) 4. Дудников всадил лопату в землю с такой силой, что трес…нул держак. (Шолохов) 5. В числе восьми детей был один ровес…ник мне. (Герцен) 6. Тут, на плитах и на жаровнях, жарились и варились, шипя, разные яства. (Гончаров) 7. Безденежье меня приковало к ненавис…ной мне деревне. (Толстой) 8. Гармонист играл так залихватски, с такими икус…ными переливами, что старик не удержался от соблазна послушать. (Марков) 9. Всё моё семейство здра…ствует и шлёт вам поклон. (Чехов) 10. Пахло пересохшей горячей глиной и близким пас…бищем. (Федин) 11. Эскадра че…ствовала своих героев. (Степанов) 12. Уча…ствовал он и в славной Бородинской битве. (Куприн) 15. Солдаты с бескорыс…ным любопытством следили за тем, куда самолеты полетят. (Казакевич)

Рекомендуем почитать:
Детский фитнесФонетикаЛечебная физическая культура5 класс Русский язык Тест №1 на тему "Лингвистика. Фонетика" (по программе Львова)Занимательная математика

Поделись с друзьями:

psylandiya.ru

Правописание согласных в корне слова (упражнения и тест)

Упражнения по теме «Правописание согласных в корне слова»

 

Упражнение 1. 

Прочитайте. Объясните написание пропущенных согласных.

Но...ти, блю...це, домоча...цы, варе...ка, пря...ка, ча...ка, сколь...ко, приве...ти, пол...ти, ше...ство, изморо...ь (иней), изморо...ь (мелкий дождь), про...ьба, обра...­цовый.

 

Упражнение 2. 

Запишите приведенные ниже слова, вставляя пропущенные буквы. Подберите проверочные слова.

Должнос...ной оклад, чудес...ные окрес...ности, аген...ство по недвижимости, предвес...ник бури, чес...вовать президента, адвока...ская контора, ус...ный ответ, учас...ковый милиционер, кос...ный мозг, кос...ные взгляды, мес...ное самоуправление, парламен...ские слушания, предостеречь от опас...ности, час...ный детектив, президен...ский указ, беспристрас...ное отношение, искус...ная защита, голлан...ский сыр, русская словес...ность, комендан...ский час, влас...ные структуры.

 

Упражнение 3. 

По данным толкованиям определите слова; правильно их запишите.

1) Благоустроенный дом для семьи, обычно с участком при нем; 2) краткое изложение содержания книги, статьи; 3) выдвигать свою кандидатуру на выборах в органы власти; 4) давать пояснения (к)чему-либо; 5) высшее или среднее учебное заведение; 6) обжалование решения суда в высшую судебную инстанцию; 7) обсуждение спорного вопроса; 8) сильное впечатление, производимое кем-либо или чем-либо; 9) занятие чужой территории военной силой.

Слова для справок: аннотация, апелляция, баллотироваться, дискуссия, колледж, коттедж, комментировать, оккупация, эффект.

 

Упражнение 4. 

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Устно определите значения данных слов. При выполнении задания пользуйтесь словарями толковым и орфографическим, словарем иностранных слов.

1) Н или нн: а...отация, а...улировать, коло...а, труже...ик, то...а, ю...ый;

2) с или сс: а...истент, режи...ер, иску...твенный, ди...идент, неистощимые ре...урсы, репре...ия, белору..., компроми..., свободная диску...ия, всемирный конгре...;

3) л или лл: инте...игенция, по...ис (страховой), ба...отироваться, ко...ичество, бю...етень, ко...ективная собственность, приви...егии, а...юминиевая посуда, криста...ьная форма.

 

Упражнение 5. 

Вставьте пропущенные буквы. Запишите слова в две колонки: в первую — с двойной согласной, во вторую — с одиночной. Какие слова не cохранили двойной согласной производящей основы?

Пятиба...ный, кора...овый (остров), криста...ная честность, оде...кий бульвар, фи...ский, иди...ический, писатель-нове...ист, сава...ая растительность, опере...ка, гру...ка, пятито...ка.

 

Упражнение 6. 

Вставьте пропущенные буквы:

По..тая..ший снег, замёр..шие в январе собаки-дворня..ки, июльская ко..ьба, дождь превратился в изморо..ь, белая изморо..ь покрыла деревья, бестеле..ная девочка, зави..ливый взгляд, природа безмол..твует, иску..ная работа, че..вование победителей, он уча..вовал в кроссе, рове..ники по годам, гру..ное чу..тво, дети-свер..ники.

Купить дро..и, дребе..ащий голос, огонь обо..ёт, крестьяне-белору..ы, партизаны Белору..ии, ту..ель, гла..рач больницы, компроми..ное решение, ди..ертация на учёную степень, кла..ицизм, ба..ейн, а..юминиевая посуда, ка..икатура, су..огат кофе, театральная тру..а, неистощимые ре..урсы, а..естат зрелости, фи..ская мебель, машина-трёхто..ка.

 

 

Упражнение 7. 

 

Обратите внимание на правописание выделенных согласных. Подберите однокоренные слова. Составьте словосочетания или предложения с этими словами.

Аббревиатура, агрессия, акклиматизация, аккомпанемент, аккордеон, аккумулятор, аккуратный, аллея, аллегория, аллигатор, алогизм, алюминий, аляповатый, аннотация, аннексия, аннулировать, антенна, апелляция, аппарат, аппассионато, аппендицит, аппетит, аппликация, артиллерия, асессор, асимметрия, ас, ассамблея, ассигнация, ассистент, ассортимент, аттестат, аттракцион.

Бакалея, бал (выпускной), балл (проходной), баллада, балласт, баллистика, баллон, баллотироваться, балюстрада, барельеф, баркарола, барокко, баррикада, барьер, бассейн, баттерфляй, бацилла, белиберда, белладонна, беллетристика, бельэтаж, бестселлер, бетон, бидон, бильярд, биссектриса, брависсимо, брасс, бриолин, буффонада, бюллетень.

Вагон, валерьяна, валторна, ватага, ватт, великоросс, великорус, велосипед, вентилировать, вилла, вожжи.

Галера, галерея, галифе, галл, галльский, галлюцинация, галоп, галоша, гамма-излучение, гематома, генералиссимус, гиппопотам, глиссер, горилла, грамм, грамматика, граммофон, грампластинка, грассировать, грим, грипп, гроссмейстер, группа, группка, гуманизм, гунны, гуттаперча.

Декор, деликатес, депрессия, десерт, дефицит, дилемма, дилетант, динамо, дискриминация, дискуссия, диссертация, диссонанс, дистилляция, дифференциал, донна, дрессировать, диффузия, доллар, дрожжи, дюраль.

Жжение, жжёный, жужжать, жужжание, жужелица, зуммер.

Идеограмма, идиллия, иерархия, иллюзия, иллюзион, иллюминатор, иллюстрация, иммигрант, иммунитет, импресарио, импрессионизм, ингаляция, индифферентный, инициалы, инициатива, инкассатор, интеллект, интеллектуальный, интеллигенция, ипподром, иррациональный, ирригация, искусный, искусство.

Кабалистика, каллиграфия, канифоль, каннибал, капелла, капилляр, каравелла, карелы, кариатида, карикатура, касса, кассация, кассета, кастаньета, кессон, килограмм, километр, кириллица, клавесин, класс, количество, коллега, колледж, коллежский, коллектив, коллектор, коллекция, коллизия, коллоквиум, колодец, колокольня, колонна, колоннада, колонка, ко?лос (ржи), коло?сс (великан), колоссальный, комиссар, комиссия, комментарий, коммерция, коммуна, коммуникация, коммутатор, коммюнике, компактный, компаративный, компартия, компетентный, компостировать, компресс, компромисс, конгресс, конфетти, концессия, коралл, коридор, корнишон, корректор, корреляция, корреспондент, коррозия, коррупция, коттедж, коэффициент, крепдешин, кристалл, кристаллический, кристальный, кросс, кроссворд, купе.

Либретто, лимон, линолеум, ловелас, лотерея, лото, манекен, маникюр, марионетка, марокканец, масса, массаж, массив, масон, металл, металлолом, метис, меццо-сопрано, миллиард, миллиграмм, миллион, миниатюра, мисс, миссис, миссионер, миссия, мистерия, моллюск, мокко, монограмма, мусс, муссон.

Нарцисс, несессер, новелла, норманны, нормандский, одеколон, одиннадцать, окказиональный, оккультизм, оккупация, оперетта, оперетка, оппозиция, оппонент, оппортунизм, ординарный, орфограмма, оттоманка, павильон, палас, палисадник, панегирик, панно, папуас, папье-маше, параллель, параллелепипед, параллелограмм, парашют, пассаж, пассажир, пассат, пассатижи, пассив, пенициллин, пенсне, перила, перипетия, перископ, перитонит, периферия, перпетуум-мобиле, перрон, пессимизм, пианино, пианиссимо, пилигрим, плисовый, плиссе, поэтесса, пресс, пресса, примадонна, программа, прогресс, пропеллер, профессия, профессор, процесс, пудинг,.

Ралли, раса, регресс, режиссёр, ренессанс, репрессия, рессора, рококо, росомаха, россиянин, ротапринт, русист, русификация, русофил, саквояж, сессия, сеттер, силлабический, силлогизм, силос, силуэт, симметрия, сирокко, спиннинг, ссора, ссуда, стаккато, стеллаж, стенограмма, стресс, суббота, сумма, суррогат, суффикс, сюрреализм, табурет, тарантелла, тарантул, телеграмма, теннис, терракота, террариум, терраса, террикон, территория, террор, терцина, терьер, токката, тонна, тоннаж, тоннель, транскрипция, трасса, триллион, троллейбус, тролль, труп, труппа.

Феерия, филиал, финн, финка, финский, фолиант, фонограмма, фортепьяно, фрикасе, фуникулёр, фурор, характер, хина, хлорофилл, хобби, хоккей, холл, хромосома, целлофан, целлулоид, целлюлоза, цеппелин, цирюльник, шампиньон, шасси, шиллинг, шоссе, шофёр, шулер, эвкалипт, эвфемизм, экзамен, эксперимент, эксплуатация, экспрессионизм, эксцесс, элегия, эликсир, эллин, эллипсис, эпиграмма, эссе, эссенция, эффект, эшелон.

 

 

Упражнение 8.

Вставьте, где необходимо, пропущенные согласные буквы.

Аб..ревиация, авторал..и, агрес..ор, ак..лиматизироваться, ак..омпанировать, ак..уратность, ал..ейка, ал..егорический, ал..юминиевый, ан..отировать, антен..а, ап..ел..ировать, ап..аратный, ап..етитный, ар..тил..ерист, ас..им..етричный, ас..истировать, бал..-маскарад, бал..ада, бар..ок..о, бацил..а, бел..етрист, великорос.., великорус.., вож..и, гал..е- ра, гал.., гал..ьский, гор..ил..а, грам..офон.., грам..пластинка, грим..ировать, груп..а, груп..ка, гум..анизм, депр..ес..ия, дис..кус..ия, дрес..ировка, дрож..евой, ж..ёный, ж..уж..ать, ж..уж..елица, идил..ия, ил..юзион, ин..гал..яция, ин..ициатива, интел..ект, искус..ный, искус..твенный, капил..яр, кар..авел..а, кар..ел..ы, кар..икат..ура, кас..ета, кас..таньет..а, кил..ограм.., кил..ом..етр, кол..егия, кол..окольня, колон..а, колон..ада, колон..ка, колос..альный ком..ис..ариат, ком..ерческий, ком..унист, ком..партия, ком..промис..ный, кон..грес.., кор..ал..овый, кор..идорный, кор..екция, кристал..ический, кристал..ьный, кристал..ик, крос..ворд, лот..ер..ейный, мас..ировать, мас..он, метал..ический, метал..олом, мер..идиан, мил..играм.., нарцис.., новел..а, норман..ы, норман..дский, один..адцать, ок..упировать, оперет..а, оперет..ка, оперет..очный, оп..озиционный, оп..онировать, пал..ас.., пар..ал..ельный, пар..ал..елограм.., пас..ажир, пас..ивный, пер..ил..а, пер..иферия, пер..он, пес..имист, пианин..о, пиан..ис..имо, плис..овый, плис..е, прес..а, примадон..а, програм..ировать, програм..ка, прогрес..ивный, проф..ес..ор, пятитон..ка, рас..овый, режис..ёрский, рок..ок..о, рос..омаха, рос..ийский, рус..изм, с..ориться, (денежная) с..уда, стрес..овый, сум..арный, тен..исный, тер..аса, тер..орист, тон..аж, тон..ель, трол..ейбус, труп..а, труп..ка, фил..иал, фин.., фин..ка, фин..ский, фол..иант, фур..ор, хол.., цел..юлоза, шок.., шос..е, шоф..ёр, шул..ер, эксцес.., эл..егия, эл..икс..ир, эл..ин, эф..ект.

 

Упражнение 9. Вставьте, где необходимо, пропущенные согласные буквы.

1. Цыган снял варе..ку, разворотил усы, боро..ку, скрывая лука..ство (А.Н. Толстой). 2. Ал..еи парка, его лужайки, площа..ки были полны гуляющими (Далецкий). 3. В мае он не успеет вывезти кирпич, даже если подойдёт автоколон..а (Рыбаков). 4. А рано утром нам пришлось отправляться наза.. и менять трас..у (Антонов). 5. Шос..е обрывалось над рекой у сож..ённого моста (А.Н. Толстой). 6. Уже были маленькие груп..очки в пяток, в десяток лиц (Шишков). 7. Гребень водораздела состоит из кварцевого порфира, в котором включены кристал..ы полевого шпата (Арсеньев). 8. Все, кто свободен от смены, ушли в горо..ской сад на оперет..у, но Нюра не пошла (Антонов). 9. В гол..андке чернели, рассыпаясь пеплом, листки (Бирюков). 10. Кучер взмахнул вож..ами, и тройка рысью под звон колокольчиков покатилась по дороге в гору (Гладков). 11. Над ним, пойдя на смелый риск, антен..ы вытянулись в нитку (Исаковский). 12. Перед тер..асой красовалась продолговатая клумба, покрытая розами (Тургенев). 13. Из того, что я брю..жал здесь и ругался, не делайте выводов, что у нас совсем плохо идёт работа (Ажаев). 14. Как на беду, ни один изво..чик не показывался на улице, и он должен был и..ти пешком (Гоголь). 15. Скво..ь дремоту я слышал дребе..жание рессоры (Паустовский). 16. Дикие пчёлы c однотонным жуж..анием кружились возле дупла (Гайдар). 17. В углу палатки на бурке сидел артил..ер..ийский пору..чик и брал на гитар..е минор..ные ак..орды (Далецкий). 18. Он имел привычку поджимать и прикусывать нижнюю губу, так и казалось, что вот он свис..нет (Горбатов). 19. Дядя утверждал, что наперё.. надобно пройти всю кал..играфическую школу, а потом приниматься за прописи (Аксаков). 20. Из-за ручья, в трос..никах и траве, вспыхивали иголочки ружейной стрельбы (А.Н. Толстой). 21. В ак..уратном белом домике, по сосе..ству с конторой, зажгли свет (Антонов). 22. Пока Федя разговаривал с груп..оргом третьего курса, Виктор присел на подоконник (Добровольский). 23. Знакомство с ним могло только компром..етировать человека в глазах полиции (Герцен). 24. Меня гнетёт какое-то странное тяжёлое предчу..ствие (Чехов). 25. Искры стали слетать с его пап..ир..осы, как трас..ирующие пули (Антонов). 26. Инструмент выдаётся в с..уду на пять лет с условием, что поселенец ежегодно будет уплачивать пятую часть (Чехов). 27. Как раз накануне пору..чик злоупотребил кр..едитом Ан..ы Фридриховны в трактир..е напроти..; это всплыло наружу, и вот вспыхнула с..ора с руганью и дракой в кор..идоре (Куприн).

 

 

 1. Укажите слово с пропущенной глухой согласной в корне:

1) деревя_ка;    2) коври_ка;    3) ре_ба;   4) доро_ка.

 

2. Укажите слово с пропущенной глухой согласной в корне:

1) сма_ка;   2) сва_ьба;   3) ре_кий;   4) про_ьба.

 

3. Укажите слово с пропущенной звонкой согласной в корне:

1) ше_ство;    2) варе_ка;     3) филосо_ский;   4) жени_ьба.

 

4. Укажите слово с пропущенной звонкой согласной в корне:

1) моло_ьба;   2) стру_ка;   3) ко_ьба;   4) жу_кий.

 

5. Укажите слово с пропущенной непроизносимой согласной в корне:

1) блес_нуть;   2) плес_нуть;   3) чудес_ный;   4) сверс_ник.

 

6. Укажите слово с пропущенной непроизносимой согласной в корне:

1) искус_ный;   2) гнус_ный;   3) хлес_нуть;  4) ужас_ный.

 

7. В каком случае допущена ошибка в правописании согласной в корне?

1) громко свиснуть;   2) мелкая изморось;   3) отвезти песок на стройку;   4) искусный мастер.

 

8. В каком случае допущена ошибка в правописании согласной в корне?

1) изморозь рисует узоры;   2) луга шли вперемешку с полями;3) бескорыстный человек;   4) над степью парили кобчики.

 

9. Отметьте слово с удвоенной согласной:

1) кол(л)ичество;  2) режис(с)ер;   3) гал(л)ерея;   4) грам(м)отность.

 

10. Отметьте слово с удвоенной согласной:

1) бал(л)он;   2) ал(л)юминий;   3) драм(м)а;   4) рес(с)урс.

 

11. В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?

1)                 вес...ник, двухмес...ный, декаден...ский

2)                 гиган...ский, глас...ность, великовозрас...ный

3)                 древес...ный, доблес...ный, съес...ной

4)                 надкос...ница, искус...ный, завис...ник

 

12. В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?

1)                 ярос...ный, ужас...ный, сверс...ник

2)                 захолус...ный, воскрес...ник, радос...ный

3)                 интриган...ство, мес...ность, юрис...консульт

4)                 окрес...ные (леса), горес...ный, президен...ский

 

13.В каком ряду во всех словах пропущены двойные согласные?

1)                 хлорофи..., ди...еренцировать, капи...яр

2)                 а...юминий, а...омпанемент, а...отация

3)                 дра...атургия, кава...ерия, ка...играфия

4)                 депре...ия, ди...етант, ди...онанс

 

14. В каком ряду во всех словах пропущены двойные согласные?

1)                 диагра...а, гра...отность, гра...атика

2)                 и...унитет, дра...а, моногра...а

3)                 ка...икатура, ба...икада, те...аса

4)                 пе...имизм, прогре...ивный, пре...а

 

                                                                                                Ответы

 

videotutor-rusyaz.ru

Дифференцированные задания по русскому языку "непроизносимые согласные" (3 класс)

МБОУ "СШ№8" г. Нижневартовска

русский язык 3 класс 1 уровень

1. Составь словосочетания по образцу.

Образец: (радость) день – радостный день.

(Область) город –

(Счастье) встреча –

(Гигант) завод –

(Честь) поступок –

(Прелесть) картина –

(Ярость) ветер –

(Капуста) котлеты –

(Ненастье) погода –

русский язык 3 класс 1 уровень

2. Измени словосочетания по образцу.

Образец: сахар из тростника – тростниковый сахар.

Площадка на лестнице –

Житель данной местности –

День праздника –

Человек, который получил известность –

русский язык 3 класс 1 уровень

3. Напиши слова, которые отвечают на вопрос какой?

Образец: запаслив – (какой?) запасливый.

Вкусен – (какой?) –

Чудесен – (какой?) –

Опасен – (какой?) –

Прекрасен – (какой?) –

Интересен – (какой?) –

Вынослив – (какой?) –

русский язык 3 класс 1 уровень

4. Спиши предложения. Вставь пропущенные буквы.

Поз_ней ос_н_ю бывает так чудес_но и прекрас_но! После н_ч_ного д_ждя с трудом начинает р_деть н_ч_ная мгла. Радос_но на небе обозначится со_нце. Везде падают с д_рев_ев гиган_ские капли, будто каждое дер_во умывается.

(По М. Пришвину.)

русский язык 3 класс 1 уровень

5. Найди слова с непроизносимыми согласными.

Весть, известность известный.

Поздний, поздно, опоздать.

Тростник, тростинка.

Праздник, праздничный, празден, праздновать.

Уста (губы), устно, устный.

Честно, честь, честный.

Спиши слова в таком порядке: сначала слова, в котором все согласные звуки произносятся (проверочное слово), потом однокоренные слова с непроизносимыми согласными. Выдели корень.

русский язык 3 класс 2 уровень

1. Прочитай. Озаглавь текст.

В сентябре у нас стоит хорошая погода. Дождливых дней почти не бывает. Весело светит солнце. Золотом горят деревья. Казалось, что они собираются на весёлое торжество и надевают свои наряды. В воздухе ощущается какая-то особая, бодрящая свежесть.

Спиши, заменяя выделенные слова близкими по смыслу словами (синонимами). Докажи, правильно ли написаны слова с непроизносимыми согласными.

Слова для справок: ненастные, прекрасный, радостно, праздник, чувствуется.

русский язык 3 класс 2 уровень

2. Прочитай пословицы.

1) Сер..це матери лучше со..нца греет.

2) Чес..ный нечес..ному не товарищ.

3) Тайна, извес..ная троим, уже не тайна.

4) Рукам работа – душе праз..ник.

5) Поз..но встанешь – мало сделаешь.

6) Человек трудолюбивый – самый счас..ливый.

7) Беда завис..ника в его зависти.

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Устно подбери проверочные слова.

русский язык 3 класс 2 уровень

3. Замени прилагательные в данных сочетаниях словами противоположного значения.

Образец. Весёлая песня. – Грустная песня.

Весёлая песня. Печальная весть. Знакомая местность. Маленький завод. Несчастный человек. Письменный ответ. Незнакомый писатель.

Спиши. Выдели корень в словах с непроизносимыми согласными.

русский язык 3 класс 2 уровень

4. К каждому прилагательному подбери из правого столбика прилагательное с противоположным значением. Вставь пропущенные буквы.

Плохая погода извес(?)ное

Печальное событие безопас(?)ное

Рискованное дело прекрас(?)ная

Сухая осень ненас(?)ная

Туманное утро гиган(?)ский

Незнакомое слово яс(?)ное

Маленький водопад радос(?)ное

русский язык 3 класс 2 уровень

5. Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Необыкновенный учитель.

Лев Николаевич Толстой всем сер..цем любил детей. Ребятишки из окрес..ных деревень ходили к нему в школу. Он учил крестьянских детей грамоте.

Извес..ный писатель писал для детей учебные книги. Для азбуки он написал много интере..ных рассказов, басен и сказок. Дети всей России учились читать по его книгам.

(По Л. Воронковой.)

русский язык 3 класс 3 уровень

1. Из слов каждой строчки составь предложения. Запиши, вставляя пропущенные буквы.

1) Стоят, дни, ненас..ные.

2) Тучи, со..нце, закрывают, тяжёлые.

3) С, морозит, утра, поз..него, до, вечера, дождь.

4) Деревьев, с, ветер, срывает, ярос..но, листья.

5) Стало, в, грус..но, лесу.

Укажи части речи.

русский язык 3 класс 3 уровень

2. Спиши слова в два столбика: в первом пиши слова, в которых все согласные произносятся, во втором – слова с непроизносимыми согласными.

Мес(?)ный, вес(?)на, яс(?)ный, капус(?)ный, чудес(?)ный, скорос(?)ной, влас(?)ный, запас(?)ной, чес(?)ный, повис(?)нуть, лес(?)ница, трос(?)ник, вкус(?)ный.

русский язык 3 класс 3 уровень

3. Спиши словосочетания, заменяя выделенное слово близким по значению

с непроизносимыми согласными.

Здешний житель – …, пасмурный день – …, печальная картина – …, правдивый ответ – …, героический поступок – …, красивый пейзаж – … .

русский язык 3 класс 3 уровень

4. Измени словосочетания по образцу.

Образец. Сахар из тростника – тростниковый сахар.

1) Площадка на лестнице – … .

2) Житель данной местности – … .

3) День праздника – … .

4) Человек, который получил известность – … .

Подчеркни непроизносимые согласные в однокоренных словах.

русский язык 3 класс 3 уровень

5. Прочитай слова.

Скоростной, зерно, зима, лестница, серёжки, грустные, глазки, рожки, властный, сердце, труд, светило, золотистый, капустный, берёзки, гигантский, звезда, речной, ветвистый, весёлый, устный, сосновый.

Раздели данные слова на три группы. Подчеркни орфограммы.

русский язык 3 класс 3 уровень

1. Из слов каждой строчки составь предложения. Запиши, вставляя пропущенные буквы.

1) Стоят, дни, ненас..ные.

2) Тучи, со..нце, закрывают, тяжёлые.

3) С, морозит, утра, поз..него, до, вечера, дождь.

4) Деревьев, с, ветер, срывает, ярос..но, листья.

5) Стало, в, грус..но, лесу.

Укажи части речи.

infourok.ru

«Упражнение в правописании непроизносимых согласных»

Открытый урок

по теме: «Упражнение в правописании непроизносимых согласных»

 

Цель урока:

- совершенствовать умения писать слова с непроизносимыми согласными в словах, развивать умение видеть данную орфограмму в словах;

- закреплять способы проверки написания слов способом подбора однокоренных слов.

Задачи урока:

- закреплять умение находить и проверять слова с непроизносимыми согласными, с сочетаниями сн, зн;

- формировать навыки контроля и самоконтроля, самооценки, работы в группе;

- обогащать словарный запас языка;

- активизировать познавательную деятельность учащихся.

- воспитывать интерес к изучению русского языка.

 Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма урока: урок-путешествие.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная.

Методы: словесный, иллюстративный, исследовательский, частично-поисковый.

Оборудование: компьютеры, проектор, карточки с заданиями, маршрутные листы.

Ход урока.

I. Психологический настрой учащегося.

– Настроимся на урок. Наши ушки будут слушать (массаж), наши глазки будут внимательно смотреть, наши пальчики будут красиво писать (массаж), наши головки будут хорошо думать (погладить по голове). У вас все получится, ваша работа должна радовать вас. Улыбнитесь друг другу. Садитесь.

II. Целевая установка.

-Я буду произносить фразу, в которой вы будете договаривать слова. 

 - Когда вы заходите в школу, в класс, вы приветствуете всех словом… (ЗДРАВСТВУЙТЕ)

-Я надеюсь, что сегодня у вас на… (СЕРДЦЕ) никогда не будет… (ГРУСТНО).

– Что объединяет эти слова?

– Как вы думаете, какая тема урока и чем мы будем заниматься на этом уроке? (Закреплять правило проверки непроизносимых согласных в слове, подбирать проверочные слова) 

III. Актуализация знаний. Мозговая атака.

- Сегодня мы отправимся в морское путешествие по морю Непроизносимых согласных. А для этого нужно вспомнить всё, что вы знаете о непроизносимых согласных.

а) Опасное место в слове. (Орфограмма)

б) Главная часть слова, в которой может встретиться непроизносимый согласный. (Корень)

в) Звуки, которые могут “свистеть, звенеть, шуметь, но не хочется им петь”. (Согласные)

г) Несколько согласных букв подряд, иногда встречающихся в слове. (Стечение согласных)

д) Что надо сделать для проверки слов с непроизносимой согласной? (Надо подобрать проверочное слово так, чтобы этот звук четко слышался)

- Наш корабль будет называться «Буревестник». Кто это такой? Расскажет…(Выступает подготовленный ученик). Слайд 1.

Буревестники – это птицы открытых морей, на суше появляются в период гнездования. Отдыхают и спят буревестники прямо на морской воде, пищу добывают с поверхности моря. В народе говорят, что буревестник предвещает бурю? Дело в том, что буревестник летает над морем в любую погоду, а не только в бурю. На время бури другие птицы спешат на берег и в небе остаётся только буревестник. Поэтому люди перед бурей видят в небе только эту птицу.

- Что за слово «буревестник»? От каких слов образовано?

- Вы будете по ходу путешествия заполнять индивидуальные маршрутные листы и выставлять баллы за выполненные задания.

- Поднять якоря! Якоря, с какими буквами, которые обозначают непроизносимый согласный, поднимем, чтобы отправиться в плавание?

IV. Минутка чистописания.

лтдв лтдв

V. Словарная работа.

- Во время путешествия, нужно помнить об опасностях. Какие словарные слова с непроизносимым согласным знаем? Запишите.

Лестница, чувство

Есть ещё одно словарное слово с непроизносимым согласным, с которым познакомит капитан нашего плавания Чистов Павел. Выступление на 2-3 мин. (Проект «Паспорт слова»).

Запишите, а чтобы лучше запомнить написание этого слова, надо помнить, в слове «праздник» есть слово «дни». (Прием «Яркое пятно»)

ПРАЗДНИК

Вставьте пропущенные слова в предложения. Запишите, зачитайте, что получилось. Слайд 2.

Ступеньки крутой … вели на второй этаж.

Новый год – любимый … детворы.

Меня переполняло … радости, восторга.

VI. Работа по теме урока. Упражнение в написании слов с непроизносимыми согласными в корне.

Слайд 3.

- Мы отплыли и в пути нас подстерегают морские рифы. Риф (ребро) — подводное или надводное возвышение морского дна на мелководье. Образуется при разрушении скалистого дна и берегов, либо в результате разрастания колоний коралловых полипов.

Выполните тест на ноутбуках в парах.

Выставите себе баллы по завершению теста.

Проверка.

-В каких словах пишется сочетание сн? вств? стн? ств?

Физкультминутка.

- Поднялся морской ураган. Те, кого я называю, выполняют движение руками и повороты вокруг себя.

-Могучий ураган подхватил всех... девочек

-Могучий ураган подхватил всех... мальчиков

-Могучий ураган подхватил всех... кто не умывается

-Могучий ураган подхватил всех... взрослых

-Могучий ураган подхватил всех... детишек

-Могучий ураган подхватил всех... кто собак бьёт

-Могучий ураган подхватил всех... кто слушается родителей

-Могучий ураган подхватил всех... кто в платье

-Могучий ураган подхватил всех... кто любит мороженое

-Могучий ураган подхватил всех... кто ест снег

-Могучий ураган подхватил всех... кто любит кошек

Слайд 4.

Теперь мы попали на необитаемый остров, и, чтобы вернуться домой, нужно расшифровать послание туземцев. Запишите, прочитайте, что получилось.

Бhello_html_32b1ec6e.jpgудьте, как , красивыми!

Будьте (прелесть), милыми!

Между собою (честь)!

Будьте всегда (счастье)!

Кто исправил все слова – 3 балла, кто – 1 слово – 1 балл, не справился с заданием –

0 баллов.

Проверка. Слайд 5.

Зарядка для глаз.

Взбираемся и опускаемся по горам, жмуримся от яркого солнца, идём по извилистой

тропинке, которая привела нас к морю). Слайд 6.

Сели на корабль, поплыли. По пути попали в «Бермудский треугольник». Берму́дский треуго́льник — район в Атлантическом океане, в котором якобы происходят таинственные исчезновения морских и воздушных судов. Чтобы из него выбраться, выполните в группах задания правильно. (Работа в группах)

Выполнение разноуровневых заданий.

1группа.

Вставить непроизносимые согласные, где нужно, и написать проверочные слова.

Хрус.нула -…, грус.ная - …, вкус.ный - …, ужас.ный - …, свис.нул -… .

2 группа.

На лепестках ромашки написать слова с непроизносимой согласной.

3 группа.

Разгадать кроссворд.

По горизонтали:

1. Приспособление, по которому поднимаются вверх и спускаются вниз.

2. Этот билет берут для проезда в транспорте в течение месяца, года, дня и называют его...

3. Бабочка, которая любит капусту.

По вертикали:

4. Орган живых существ, который перекачивает кровь.

5. Ближайшая к Земле звезда.

4 группа.

Найти слова с непроизносимой согласной. Выделить в них корень.

Цвет, овраг, местность, туча, дубы, победа, свёкла, завистливый, тополь, земля, яростный, луг, рукав, сугроб, устный, шалаш, чувство.

5 группа.

 Подобрать слова близкие по значению с непроизносимой согласной (синонимы)

Печальный -

Огромный -

Веселый -

Знаменитый -

Правдивый –

6 группа.

Найти к словам из первого столбика слова-синонимы из второго столбика, соединить стрелками, вставить пропущенные буквы.

удачливый

очаровательный

занимательный

пасмурный

угрожающий

опас…ный

ненас…ный

счас…ливый

прелес…ный

интерес…ный

7 группа.

Сколько слов с непроизносимой согласной в тексте?Поздним вечером было ненастно. Дул яростный ветер. К утру стало тихо. Охотник стоял на краю леса и осматривал местность. Через дорогу катился белый комок. Это был молодой заяц. Охотник громко свистнул. Заяц заметил его и бросился в кусты.

8 группа.

Найдите ошибки на изученную орфограмму.

Чувство, прелесный, здравствуй, доблесный, опастный, поздно, тросник, зависливый, ненастный, чудесный.

Выступление представителей от каждой группы.

Если вы не сделали ошибок, поставьте 3 балла, 1-2 ошибки – 2 балла, 3-5 ошибок -1балл, более 5 ошибок – 0 баллов.

VII. Домашнее задание.

- Выполнить упражнение №237 с.120 по учебнику.

- Творческое задание - найти и написать 3-5 пословиц, в которых есть слова с непроизносимыми согласными.

VIII. Подведение итогов. Рефлексия.

-Что помогло нам в путешествии по морю Непроизносимых согласных?

- А теперь я предлагаю подвести итоги нашего путешествия.

Посчитаем баллы на маршрутных листах. Выйдите к доске и прикрепите магнит к нужной картинке.

hello_html_77e83721.gifhello_html_77e83721.gifhello_html_77e83721.gif

hello_html_m437ce914.gifhello_html_m71eb8037.gifhello_html_730a9032.gif

9-8 баллов 7-5 баллов 4-0 баллов

Дополнительно

Игра «Лото». Я буду вам читать слова с непроизносимыми согласными, а вы рисуете фишку в рамке с соответствующей буквой на вашей карточке, если ее необходимо в этом слове писать. Работаете в парах.

hello_html_m5f237117.png

Вкусный, капустный, здравствуй, поздний, участник, опасность, сердце, устный, солнце, чувствовать, прекрасный, звездный, праздник.

Проверка. Учитель показывает контрольный лист.

hello_html_24b729df.png

Если вы не сделали ошибок, поставьте 3 балла, 1-2 ошибки – 2 балла, 3-5 ошибок -1балл, более 5 ошибок – 0 баллов.

infourok.ru

«Непроизносимые согласные в корне слова» (5 класс)

Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

Чувашской Республики для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

«Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 2» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

Конспект

логопедического занятия в 5 классе

по теме: «Непроизносимые согласные в корне слова»

Учитель – логопед: Савинова Светлана Александровна

Чебоксары, 2015

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова

Цель: Совершенствование навыка осознанного написания и проверки слов с проверяемой согласной в корне слова.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

Продолжать учить определять слова с непроизносимыми согласными и подбирать к ним проверочные слова.

Совершенствовать навык образования относительных прилагательных.

Формировать умение подбирать синонимы к словам разных частей речи.

Коррекционно – развивающие:

Развивать слуховое и зрительное внимание.Развивать общую и мелкую моторику.

Развивать орфографическую зоркость.

Коррекционно – образовательные:

Воспитывать готовность к самостоятельному решению поставленных задач.

Воспитывать положительные качества личности.

Ход занятия

1.Орг. момент.

1)Думающие ушки. В сторону, вниз, наверх, в сторону.

2)Гимнастика для кистей рук с использованием шишек.

У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки,

Но еще сильней, чем ельник

Нас уколет можжевельник.

Разогрели ладони, подарим тепло друг другу.

2. Актуализация знаний.

Ребята, начинаем наше занятие. Сегодня мы отправимся в страну грамматики. Посмотрите, перед вами ворота. На какую часть слова похожа дуга над воротами? (На корень). Что такое корень? (Ответы детей).

А кто помнит стих о корне?

Корень слова – главная, значимая часть.

Родственные связи дарят корню власть.

Выясни умело линию родства-

Однокоренные подбери слова.

Какие орфограммы в корне вы знаете?

3.Постановка темы и задач. Послушайте стихотворение.

Порой в словах встречаются

Ужасные согласные.

Они не произносятся,

И что писать, неясно нам…

Чтобы знать, как писать,

Надо слово изменять.

И за звуком непонятным

Быстро гласную искать.

Как же звучит тема нашего занятия? «Непроизносимые согласные в корне слова». Чему мы должны научиться? Мы должны научиться проверять слова с непроизносимыми согласными. Запишите число и тему нашего занятия.

4.Работа над темой занятия.

-Ребята, посмотрите, ворота охраняют два охранника!

Прочитайте, как зовут первого охранника? Произнесите его имя (Честный).Какая буква потерялась при произнесении его имени? (Потерялась буква «Т»).-Прочитайте как зовут второго охранника. Произнесите его имя (Доблестный).

Кто это доблестный? Подберите словосочетания. Значение на доске.

Какая буква потерялась при произнесении его имени? (Тоже пропала буква «Т»).

Какую общую орфограмму имеют эти имена? Непроизносимые согласные в корне слова.

Для того, чтобы охранники нас пропустили, надо вспомнить правило.

Молодцы! Возьмите карточки, прочитайте.

F:\Ахременкова\5 класс\Ахременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом 5 класс\008.tif

Мы вспомнили правило и охранники пропустили нас в страну грамматики, где будем учиться применять это правило.

-Что мы говорим, когда приходим куда-нибудь?-Здравствуйте (Желаем здравие всем.)

Выпишите из текста слова с непроизносимыми согласными, рядом запишите проверочные слова. (Работа с последующей самопроверкой).

До чего ж сегодня день прелес..ный,

Солнце в небе праз..нично горит,

Освещает мес..ность и окрес..ность

И теплом своим сер..ца бодрит.

Но лежит на пас..бище корова –

Грус..но смотрят карие глаза.

Чу..ствую, что ей пастух суровый

«Здра..ствуйте» сегодня не сказал.

(А.Хайт, А.Левенбук)

-Проверяем.

прелесТный - прелесТь

празДнично (словарное слово)

месТность – месТо

окресТность - кресТ

серДца - серДечко

пасТбище - пасТи

грусТно – грусТить

чуВствую (словарное слово)

здраВствуйте – здраВие

В словах первого столбика чего больше: букв или звуков? Почему? Потому, что есть непроизносимая согласная в слове.-Правильно, молодцы!

Физкультминутка. «Кто меня слышит? Кто меня видит?»

-Закрыли глаза. Раз, два, три, четыре, пять.

-Кто меня слышит, кто меня видит.

-Кто меня слышит, поднимает левую руку наверх.

-Кто меня слышит, левую руку вытягивает вперед.

-Кто меня слышит, правую руку ставит на пояс.

-Кто меня слышит, правую руку вытягивает вперед.

-Кто меня слышит, опускает руки вниз.

-Кто меня видит, делает так (левую руку вверх).

-Кто меня видит, делает так (правую руку на пояс, левая остается наверху).

-Кто меня видит, делает так (правую руку вверх, левая остается наверху).

-Кто меня видит, делает так (руки на плечи).

-Кто меня видит, делает так (левую руку вперед, правая на плече).

-Кто меня видит, делает так (руки вниз).

5.Самостоятельное применение знаний. Прочитайте текст.

В октябре у нас стояла хорошая погода. Дождливых дней почти не было. Весело светило солнце. Казалось, они собрались на веселое торжество и надели свои лучшие наряды.

В воздухе ощущалась какая-то особая, бодрящая свежесть.

Ненас(?)ный, прекрас(?)ный, праз(?)ник, чу(?)ствовать, радос(?)но.

- О чём текст? Озаглавьте текст.

- Замените выделенные слова словами из справки. Найдите орфограмму, подберите проверочные слова.

6.Рефлексия.

-Что нового вы узнали? Чему научились? Где пригодятся эти знания? Кто хочет оценить свою работу.

-Ребята, вот и закончилось наше путешествие, пора возвращаться домой. Я надеюсь, путешествие было полезным. Посмотрите, на доске три листа: на одном восклицательный знак, на другом – многоточие, на третьем – знак вопроса. Если все понятно, прикрепите смайлик на !, если возник вопрос - на…, если много вопросов, то на ?.

-Я вами очень довольна, спасибо за занятие!

infourok.ru

Непроизносимые согласные. - Мои файлы - Каталог файлов

Иногда согласные

Играют с нами в прятки,

Они не произносятся,

но пишутся в тетрадке.

В русском языке есть слова, имеющие сочетания трёх или четырёх согласных, один из которых Д,Т,Л,В не произносится. Это, например, сочетания стн, здн, стл, вств, нтск, ндск в словах доблестный, поздно, счастливый, здравствуйте, дилетантский, голландский. Для проверки непроизносимого согласного необходимо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы этот согласный слышался отчётливо:

 

Не слышен звук –

Так проверяй,

Тут сам себе Не доверяй!

 

опас?ный => опасен => опасный грус?ный => грусть => грустный

 

 

Злостный, неизвестный,

Местный, устный, честный.

Грустный и ненастный,

Радостный, несчастный.

Солнце, чувство, праздник,

Сердце и проказник,

Лестница и звёздный,

Здравствуйте и поздний.

 

От слов с непроизносимыми согласными необходимо отличать слова, в которых непроизносимых согласных нет, например: вкусный, гласный, искусный, косный, опасный, ровесник, словес­ность, ужасный, участвовать, чествовать, шествовать, яства.

 

Вкусный, гласный, интересный,

безопасный и небесный,

И чудесный, и прекрасный,

и ужасный, и напрасный –

Этих слов не забывайте,

букву Т в них не вставляйте.

 

Задания:

1.Вставьте пропущенные буквы: в именах прилагательных – непроизносимые согласные (если таковые имеются), а в именах существительных – парные по признаку глухости-звонкости согласные.

 

парус...ная ло...ка де...ская крова...ка капус...ные пиро...ки радос...ная улы...ка прекрас...ная бро...ка горо...ская площа...ка грус...ная ска...ка интерес...ная кни...ка

прелес...ные серё...ки гиган...ская ве...ка вкус...ные оре...ки опас...ные пры...ки извес...ный лё...чик чудес...ная незабу..ка несчас...ная ко...ка

2.Соедините имена прилагательные с подходящими по смыслу именами существительными. Вставьте, где это необходимо, непроизносимые согласные.

звёз...ный                          пирог влас...ный                          поворот опас...ный                          вечер счас...ливый                       возглас вкус...ный                          писатель радос...ный                        денёк чудес...ный                        небосклон поз...ний                             рассказ интерес...ный                     случай извес...ный                         голос

 

3.От данных имён существительных образуйте однокоренные имена прилагательные с непроизносимой или парной по глухости-звонкости согласной в корне слова.

город – городской дети –

ярость –

грусть –

ненастье –

несчастье –

капуста –

уста –

честь –

лесть –

4.Вставьте пропущенные буквы .

Лес...ница, праз...ник, окрес...ность, сер...це, чес...ность, со...нце, поез...ка, мес...ность, чу...ство, извес...ность, капус...ник, де...ство.

5.Вставь пропущенные буквы.         Наступила поз...няя в...сна. П...года стоит ч...дес...ная. Лучи со...нца л...скают землю. (Из)з...мли (по)казалас... м...л...дая тра...ка. Появились (под)снежники и ландыш... . (На)д...рев...ях (на)бухли поч...ки. В лесу запахло сла...ким б...рёзовым соком. Скоро на д...рев...ях заз...ленеют лист...я. Вот уже в...дны их первые з....лёные языч...ки. Хорошо в...сной! Птицы поют весёлые песни. Радос...но чирикают в...роб...и. Прыгают шустрые синич...ки. Все рады весне!

Тест «Непроизносимые согласные».

1. Укажи слово с непроизносимой согласной Т: 1) опас...ность 2) мес...ный 3) чудес...ный 2. В каком слове нет непроизносимого согласного? 1) со...нце 2) ненас...ный 3) интерес...ный 3. в каком слове есть непроизносимый согласный В? 1) уча...ствовать 2) чу...ство 3) путеше...ствовать

4. Укажите слово с непроизносимой согласной Т: 1) окрес...ность 2) небес...ный 3) ужас...ный

5. В каком слове нет непроизносимого согласного Т? 1) чес...ный 2) радос...ный 3) вкус...ный 6. В каком слове нет непроизносимого согласного Т? 1) учас...ник 2) рес...ницы 3) счас...ливый 7. Укажите слово с непроизносимой согласной Т: 1) пас...бище 2) сер...це 3) поз...ний

8. В каком слове нет непроизносимого согласного? 1) звёз...ный 2) ярко блес...нул 3) здра...ствуйте

lyuceum7-1a.ucoz.ru

Слова с непроизносимыми согласными. 2-й класс

Тема: Слова с непроизносимыми согласными. 2-й класс

 

Цели.

Образовательные:

- познакомить с правилом проверки написания слов с непроизносимыми согласными;

- учить определять слова с непроизносимыми и сомнительными согласными и подбирать к ним проверочные слова.

Развивающие:

- развивать орфографическую зоркость;

- развивать внимание, память;

- способствовать развитию языкового чутья, интуиции.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к обучению, сдержанность, умение выслушивать мнение одноклассников;

- раскрывать красоту и богатство русского языка.

Оборудование: учебник, тетради, индивидуальный раздаточный материал (кроссворды для каждого ученика), мультимедийный проектор, компьютер ( лицензионный ЭОР «ГАРФИЛД второклассникам»), презентация.

Используемые технологии: здоровьесберегающие, технологии игрового обучения,  ИКТ.

Ход урока.

1.     Организационный момент.

Настрой на урок.

Вот книжки на столе, а вот тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки.

И не досуг дуть на корабль бумажный

Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

2.     Развитие фонематического слуха.

О,С, И,Т,Н,Е,У,З,Э,Д,А

На какие группы можно поделить буквы? Гласные и согласные.

Запишите ту группу букв, где по количеству их меньше.

Назовите буквы С,Т,Н.З,Д

Дайте характеристику звукам, которые обозначены данными буквами. Запишите запомнив закономерность.

СТН ЗДН

Что написано на доске?

Пословица. Сердце матери лучше солнца греет.

Почему так говорят?

Какие опасные, на ваш взгляд, места есть в предложении? Правильно! В словах «сердце», «солнце» не произносятся буквы Д,Л.

Слайд 1.

 

3.     Скажите ребята, как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться на уроке? Правильно! Мы познакомимся с правописанием слов, в которых есть непроизносимые согласные. Запишите пословицу в тетрадь. Подчеркните непроизносимые согласные.

4.     Словарная работа.

Расшифруйте слова.

Здрвствйт здравствуйте

Лстнц лестница

Прзднк праздник

Чвстввать чувствовать

Ребята, как вы думаете эти слова можно проверить? Нет! Их нужно запомнить или посмотреть в словаре. 

Давайте составим предложение с каждым из этих слов.

Слайд 2.

5.     Пальчиковая гимнастика.

Можешь пальцы сосчитать

Раз, два, три, четыре, пять

Десять пальцев – пара рук

Вот твое богатство друг.

Слайд 3,4.

                         

6.     Наблюдение над произношением и написанием слов с непроизносимыми согласными.

Задание. Устно подберите проверочные слова, запишите в тетрадь только те слова в которых есть непроизносимые согласные. Перед каждым таким словом запишите проверочные слова.

Вку(сн)ый            Чуде(сн)ый

Опа(сн)ый            ужа(сн)ый

Че(сн)ый                 гру(сн)ый

Нена(сн)ый           капу(сн)ый

Зве(зн)ый               опа(сн)ость

Запа(сн)ой                рукопи(сн)ый

 

Работа в парах (взаимопроверка).

Честь- честный, капуста – капустный, грусть- грустный, ненастье – ненастный, звезда- звездный.

Что вы заметили? Правильно ребята. Есть слова в которых не слышатся согласные, но при подборе проверочного слова пишется.

Вывод : чаще всего непроизносимый согласный звук оказывается между звуками [с] и[н],[стн];[з] и [н] [здн].

Как можно назвать согласнее которые не произносятся. Непроизносимыми. Прочитайте и запомните написание некоторых слов с непроизносимой согласной.

Иногда согласные

Играют с нами  в прятки

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке!

Так как же правильно написать слова с непроизносимыми согласными? Подобрать проверочное слово.

7.     Физминутка ( презентация с анимацией).

8.     Диктант.

1. Был прекрасный зимний вечер.

2. Радостные люди спешат домой.

3. В областном центре праздник.

4. На звёздном небе будет салют.

5. Так отмечен доблестный труд.

6. Уже поздно, детям гулять опасно.

Какие слова с непроизносимыми согласными из диктанта вы запомнили? Как проверяли? Какие слова вызвали трудность при написании? Были ли незнакомые слова?

9.     Мы с вами хорошо поработали, а теперь давайте закрепим полученные знания с нашим другом Гарфилдом.

Используем ЭОР «ГАРФИЛД второклассникам» (Лексика и орфография).

 

 

 

10.                       Итог урока. С какой важной темой мы сегодня столкнулись на уроке? Что нужно запомнить, что бы грамотно писать слова с непроизносимыми согласными?

11.                       Рефлекия

 

 

 

 

 

 

Разработал занятие учитель-логопед Литовкина Н.А.

infourok.ru


Смотрите также