Правописание НЕ с прилагательными. 6-й класс. Упражнения не с именами прилагательными


Урок по теме "НЕ с именами прилагательными"

Разделы: Русский язык

Цели урока:

  1. Сформировать умение правильно применять правило правописания не с именами прилагательными
  2. Закрепить правила правописания не с именами существительными, не с глаголами
  3. Активизировать познавательную деятельность учащихся , развивать мыслительные процессы, память, внимание.
  4. Развивать творческие способности учащихся

1.Организационный момент.

2.Актуализация опорных знаний.

-Урок начнем с орфографической диктовки. (Ученик работает у доски)

А)Определите по лексическому значению слово и запишите его.

  1. Грубый, невоспитанный человек.(Невежа)
  2. Человек, которому не сидится на месте(непоседа).
  3. Недоучившийся, мало знающий человек(недоучка)
  4. Неуклюжий, неловкий человек(недотепа)

-Что объединяет все записанные вами существительные?(Они характеризуют человека ,все они общего рода)

-Какие из них несут ярко выраженный оттенок разговорного стиля?(Недоучка, недотепа)

-Почему все эти слова пишутся с не слитно?

Б)Не был в школе; не правда, а ложь, невнимание к человеку, недоумевал по поводу случившегося.

-Какие правила правописания мы повторили?

3.Изучение нового материала.

1) Определение темы и цели урока.

-Как вы думаете , о чем сегодня мы с вами будем говорить на уроке?

-Почему так решили?

-Запишите тему урока в тетради.

-Попытайтесь сформулировать задачи, стоящие перед нами на уроке.

2)Исследовательская работа.

-На доске опорная таблица. Поработаем с ней.

Не с существительными Не с прилагательными
1.Неряха 1.Неряшливый
2.Нерешительность 2.Нерешительный
3.Не правда,а ложь. 3.Не правдивый, а лживый
  4.Вовсе не вкусный
  5.Пруд неширокий,а рыбный.

-Что общего между написанием не с существительными и прилагательными?

В чем разница? Сделаем вывод.

Откройте страницу 123 учебника и прочитайте правило.

4.Первичная проверка понимания материала.

1)-Прослушайте стихотворение Бориса Заходера. (Тексты на каждой парте)

Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица не Посмотрел я вокруг с доуменьем: Что за лепое положение! Но кругом было тихо-тихо, И кругом была разбериха, И на взрачной клумбе у будки Голубые цвели забудки. И погода стояла настная И гуляла собака счастная И, виляя хвостом уклюже, Пробегала пролазные лужи. Мне навстречу без всякого страха Шел умытый причесанный ряха. А за ряхой по травке свежей Шел суразный дотепа и вежа. И навстречу всем утром рано Улыбалась Царевна-Смеяна. Очень жаль ,что только во сне Есть страна без частицы не.

Выпишите все слова с не в два столбика.

Не с существительными Не с прилагательными
   

(Проверка)

2)Объяснительный диктант.

Невзрачный на вид; неизвестный художник; далеко не большое расстояние; небрежный почерк; не красна изба углами,а красна пирогами, неглубокая речонка.

5.Закрепление изученного материала.

1)Разноуровневые задания (Выполняют на карточках)

1уровень

Задание: раскрыть скобки

(Не)красивый;(не)умный; (не)уклюжий; ничуть (не)интересный маршрут; (не)мягкий, а жесткий диван; река (не)широка;

2уровень

Задание ? : отметьте случаи слитного написания

? (не)опытный юноша

? (не)исправный прибор

? далеко(не)единственный

? очень (не)обычный

? (не)жаль

? (не)приятель

? (не)лепый поступок

? (не)широкая.,а глубокая

? Нисколько (не)умен

? (не)большой, но уютный

? (не)учтивый человек

? Вовсе(не)опасное предложение

3уровень

Задание:исправьте ошибки

Не брежный почерк

Несладкий чай

Вовсе не привлекательный человек

Очень не красивый

Не мелкая, а глубокая река

Ребенок не здоров

Не замысловатые постройки

Не дорогой,но удобный портфель

Не учтивый человек

Ничуть неинтересный фильм

Некаменный дом

Невысокий, но худой

Река неглубока

3)Работа с текстом.(Тексты у каждого ученика)

Приморская тайга- удивительный (не)рукотворный сад. Весной он поражает (не)обыкновенной красотой.

(Не)большие деревца с пышными кронами будто покрыты лебяжьим пухом. Это цветут уссурийские груши. Сейчас они нарядные, а осенью они ничуть(не )приметные.

Рядом с ними расцветают сибирские яблони. Люди часто пренебрегают их (не)крупными плодами, но птицы с наслаждением лакомятся ими. У подножия сопок стоят (не)взрачные кусты в бледно-розовых воздушных косынках. Это дикие вишни. (По М.Деменюк)

  1. Прочитайте и озаглавьте текст.
  2. Определите стиль и тип речи.
  3. Найдите прилагательные с не и объясните их правописание.
  4. Подберите синоним и антоним к слову некрупными.
  5. Выполните разборы.( 2предложение –синтаксический разбор предложения;)

Небольшие(морфологический разбор)

Расцветают(морфемный разбор)

6.Рефлексия.

Задание:выполните тест , проверьте по ключу и оцените свои знания по теме.

Тест.

Цель : проверить знания учащихся по теме.

Отметьте номера правильных ответов.

1.Не с полными и краткими прилагательными пишется слитно:

  1. если слово не употребляется без не-;
  2. если прилагательное с не может быть заменено синонимом без не-;
  3. если в предложении есть противопоставление с союзом а.

2.Слово не употребляется без не- в предложении:

  1. Его(не)ряшливый вид всегда отпугивал.
  2. В (не)настную погоду хорошо сидеть в тепле.
  3. День выдался (не)жаркий.

3.Слово с не- можно заменить синонимом в преложении:

  1. Школа располагалась в (не)большом кирпичном доме.
  2. Прохожий был одет в (не)взрачный костюм.
  3. (Не)решительным жестом девочка пригласила нас войти.

4.Слово с не пишется слитно в предложении:

  1. (Не)приятельская армия отступила.
  2. Эта книга далеко (не)проста.
  3. Нам продали (не)вкусное мороженое.

5.Слово с не- пишется раздельно:

  1. Посетитель был вовсе не скучен.
  2. Мы ждали (не)большой корабль, а лишь маленькую лодку.
  3. Её (не)годующий взгляд остановил нас.

6.Допущена ошибка в написании не- в предложении:

  1. Не широкая речонка поблескивала на горизонте.
  2. Океан был совсем не спокойным.
  3. В лесу мы увидели не глубокое, но очень широкое озеро.

Ключ

№задания 1 2 3 4 5 6
Ответ 1,2 1,2 1,3 1,3 1,2 1,3

7.Домашнее задание:

  1. Выучить правило на странице 123.
  2. Выполнить упражнение 308.
  3. Составить кроссворд на тему: “ Не с разными частями речи”

8.Итог урока.

Вспомним задачи, которые стояли перед нами в начале урока.

Справились с ними?

(Повторяем правило)

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Правописание НЕ с прилагательными. 6-й класс

Разделы: Русский язык

Цели:

  • познакомить учащихся с правилом правописания НЕ с именами прилагательным;
  • развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, умение анализировать, работать самостоятельно с источником информации, делать выводы;
  • воспитывать умение правильно выражать свои мысли в устной форме, а также выступать перед аудиторией.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Орфографическая пятиминутка (комментированное объяснение)

(Не)настье; (не)друг, а враг; (не)счастье; (не)друг; (не)брежный; (не)обходимость; (не)решительность; (не)правда; (не)приятель; (не)праздник, а скука; (не)годование; (не)зверь, а человек; (не)веселый.

Учитель: В каких словах вы почувствовали затруднения при выполнении данной работы?

Учащиеся: В словах (не)брежный, (не)веселый.

Учитель: А данные слова являются какой частью речи?

Учащиеся: Прилагательными

Учитель: А почему вы испытали затруднения в данных словах?

Учащиеся: Данную тему не изучали

Учитель: Тема нашего урока “Правописание НЕ с прилагательными”

Учитель: Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске.

1) Повторить… .

2) Познакомиться с … .

3) Научиться … .

3. Изучение нового материала

Учитель: Ребята, посмотрите на таблицу. ( Таблицу выдать каждому учащемуся)

Учитель: Как пишется НЕ с именем прилагательным? (Пустые строки таблицы заполняют учащиеся в процессе работы)

Небрежный, неряшливый (выделите корень) Не весёлый, а грустный;

Не широкий, а узкий;

Недобрый (злой), нехороший (плохой) Далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не: вовсе не глубокая река;

Сказка ничуть не страшная.

Учащиеся: Слитно и раздельно.

Учитель: При каких условиях в первом случае слова с НЕ пишутся слитно?

Учащиеся: Слова без НЕ не употребляются.

Учитель: При каких условиях во втором случае написаны слова слитно?

Учащиеся: Можно заменить синонимом.

Учитель: Посмотрите на колонку, в которой имена прилагательные написаны раздельно. Как вы думаете, почему они пишутся раздельно?

Учащиеся выдвигают гипотезы.

Учитель: Какой вывод можно сделать по результатам анализа данной таблицы?

4. Работа с учебником

Учитель: Это были наши с вами выводы, откройте учебник, прочитайте правило.

Учитель: Есть ли какая-то новая информация по данной теме?

Учащиеся: С краткими прилагательными НЕ пишется так же, как и с полными прилагательными.

Учитель: Дополните таблицу новой информацией (примеры).

Учитель: Вернемся к орфографической пятиминутке: к словам, которые у вас вызвали затруднения.

5. Закрепление изученного материала

Упражнение 1

(Учащиеся работают в парах либо в четверках.)

Ситуация (не)приятная, пассажир (не)вежлив, секрет (не)простой, наследство (не)большое, звезда (не)яркая, трава (не)высокая, сосед (не)разговорчивый, учёный (не)внимательный, вовсе (не)аккуратная ученица, живи (не)прошлым, а завтрашним.

Упражнение 2 (на карточках)

Учитель: Прочитайте части текста. Соедините их между собой так, чтобы соблюдалась смысловая последовательность. Правильно сориентироваться вам поможет схема.

  1. Не (часть корня).
  2. Не (приставка).
  3. Не …,а….
  4. Далеко не….

(Учащиеся продолжают работать либо в парах, либо в четверках).Учащиеся озвучивают текст, который у них получился, а затем в тетрадь записывают только имена прилагательные с Не.

У кукушки (не)обычное яйцо. Кукушонок из него вылупляется на день-два раньше остальных птенцов, обсыхает и принимается за работу. Начинает выбрасывать из гнезда другие яйца. (Не)сильный, (не)зрячий, голый, но настойчивый и упорный. Он успокаивается только тогда, когда гнездо станет пустым.

Молодые кукушата самостоятельно отправляются в далекую Африку. Никогда они там не были, никто им дорогу не показывал, но они не сбиваются с пути, знают, где остановиться и как на чужбине прожить. Ответа на эту далеко (не)легкую загадку до сих пор нет.

Растет кукушонок очень быстро, потому что ест за пятерых. Приемные родители едва успевают собирать корм и совать его птенцу в глотку. Тем не менее он почти всегда (не)сытый, а голодный.

Кукушка на вид – (не)взрачная птичка. Но ее называют птицей-загадкой. Из семисот живущих в наших лесах пород птиц только кукушка не вьет гнезда и не выводит птенцов. Это одна из загадок кукушки.

Упражнение 3

Найдите третье “лишнее”:

  • (не)красивый, (не)умный, (не)уклюжий;
  • (не)долгий, (не)лепый, (не)страшный;
  • (не)жный, (не)старый, (не)слабый;
  • (не)брежный, (не)молодой, (не)известный.

6. Итог урока

Учитель: Скажите, с каким правилом мы сегодня познакомились?

Учитель: Расскажите, когда имена прилагательные пишутся слитно?

Продолжите: Работать мне было…, потому что …

Труднее всего было …

7. Домашнее задание

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Правописание НЕ с именами прилагательными. Видеоурок. Русский язык 6 Класс

В ходе урока шестиклассники узнают, от чего зависит слитное или раздельное написание НЕ с именами прилагательными.

1. Введение

На данном уроке речь пойдет о капризной частице НЕ, которая мешает спокойно жить именам прилагательным: заставляет их писаться с НЕ то слитно, то раздельно.

Как цветок не может жить без воды и солнечного света, так и имя прилагательное не может жить без имени существительного и все за ним повторяет. Поэтому слитное написание НЕ с именами прилагательными подчиняется тому же правилу, что и слитное написание НЕ с именами существительными.

2. Слитное написание НЕ

НЕ с именами прилагательными, как и НЕ с именами существительными, пишется слитно, если слово без НЕ не употребляется.

Ненастный, неряшливый, небрежный.

Слов настный, ряшливый, брежный в русском языке нет, поэтому эти прилагательные с НЕ пишутся всегда слитно.

НЕ с именами прилагательными,  как и НЕ с именами существительными,  пишется слитно, если слово можно заменить синонимом без НЕ.

Несложная задача – НЕ с прилагательным пишется слитно, так как к прилагательному можно подобрать синоним без НЕ – несложная задача – легкая.

Некрасивый поступок – это плохой поступок. Так как имя прилагательное некрасивый можно заменить синонимом без НЕ, то слово некрасивый пишется слитно.

3. Раздельное написание НЕ

Раздельное написание НЕ с именами прилагательными повторяет раздельное написание НЕ с именами существительными, но лишь отчасти.

Вспомним «правило врача».

НЕ с именами прилагательными, как и НЕ с именами существительными, пишется РАЗДЕЛЬНО, если есть ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ, выраженное СОЮЗОМ А.

Квартира не большая, а маленькая (прилагательное не большая пишется раздельно, так как оно при помощи союза А противопоставляется своему антониму – прилагательному маленькая).

Запомните: при противопоставлении, выраженном союзом А, противопоставляемые имена прилагательные должны быть непременно СЛОВАМИ-АНТОНИМАМИ, то есть словами, противоположными по смыслу.

Это правило не случайно получило название «правило врача». Когда вы приходите на прием к терапевту, он, чтобы посмотреть ваше горло, просит вас сказать «А». Вы произносите это А, похожее по звучанию на противительный союз А, и ваши губы размыкаются. Так и прилагательное отделяется от НЕ, пишется с НЕ раздельно, если в предложении есть противопоставление, выраженное союзом А.

Однако если в предложении появляется ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ, выраженное союзом НО, то НЕ с именами прилагательными пишется СЛИТНО.

Квартира небольшая, но уютная. «Правило врача» в этом случае не работает: во-первых, противопоставление не выражается союзом А; во-вторых, имена прилагательные «большая» и «уютная» не являются словами-антонимами.

4. Особые случаи написания раздельного написания

Иногда именам прилагательным надоедает быть клоном, точной копией имен существительных, повторять за ними правила слитного и раздельного написания с НЕ. Им хочется самостоятельности. Поэтому мы рассмотрим случаи, когда раздельное написание НЕ с прилагательными не повторяет собой правил раздельного написания НЕ с существительными. Прилагательные идут своим путем, и уже имена существительные им подражают.

В русском языке есть так называемые слова-магниты, которые притягивают к себе НЕ, отделяя НЕ от имени прилагательного. Такими «магнитами» являются слова ОТНЮДЬ НЕ, ДАЛЕКО НЕ, ВОВСЕ НЕ  и отрицательные местоимения и наречия, начинающиеся с НИ: НИСКОЛЬКО НЕ, НИЧУТЬ НЕ, НИКОМУ НЕ, НИКЕМ НЕ.

Проанализируем следующие примеры:

Далеко не интересная книга – отнюдь не интересная книга – вовсе не интересная книга – нисколько не интересная книга – ничуть не интересная книга – никому не интересная книга.

В этих словосочетаниях слова-«магниты» ДАЛЕКО НЕ, ОТНЮДЬ НЕ, ВОВСЕ НЕ, НИСКОЛЬКО НЕ, НИЧУТЬ НЕ, НИКОМУ НЕпритягивают к себе приставку НЕ и «заставляют» имена прилагательные писаться с НЕ раздельно.

Рассмотрим и другие случаи раздельного написания НЕ с именами прилагательными.

Во-первых, НЕ пишется РАЗДЕЛЬНО с притяжательными именами прилагательными, отвечающими на вопросы ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?

Часы НЕ мамины, очки НЕ бабушкины (прилагательные мамины, бабушкины обозначают принадлежность предмета какому-либо лицу, поэтому, как и все притяжательные прилагательные, с НЕ пишутся раздельно).

Во-вторых, НЕ пишется РАЗДЕЛЬНО с относительными именами прилагательными.

Сережки НЕ золотые, ваза не хрустальная (прилагательные золотые, хрустальная обозначают материал, из которого сделан предмет, поэтому, как и все относительные прилагательные, с НЕ пишутся раздельно).

И наконец, в-третьих, НЕ пишется РАЗДЕЛЬНО с именами прилагательными в сравнительной степени.

НЕ выше сестры, НЕ лучше Москвы (прилагательные выше, лучше показывают, что в данном предмете признак имеется в большей степени по сравнению с другими, следовательно, они употреблены в сравнительной степени, поэтому, как и все прилагательные в сравнительной степени, с НЕ пишутся раздельно).

НЕ с краткими именами прилагательными пишется так же, как и с полными, подчиняется тем же правилам. Залив неглубок (краткое прилагательное неглубок можно заменить синонимом без НЕ – мелок; в словосочетании залив неглубок нет слов-«магнитов» и противопоставления, выраженного союзом А; следовательно, краткое прилагательное глубок с НЕ пишется слитно.) Залив не глубок, а мелок (есть противопоставление, выраженное союзом А, поэтому НЕ с кратким прилагательным пишется раздельно), залив отнюдь не глубок (есть слово-«магнит» ОТНЮДЬ НЕ, поэтому НЕ с кратким прилагательным пишется раздельно).

Краткие имена прилагательные, которые пишутся с НЕ всегда РАЗДЕЛЬНО:

не рад

не готов

не должен

не согласен

не намерен

не способен

не обязан

5. Анализируем примеры

Определим, слитно или раздельно НЕ пишется с именами прилагательными в следующих словосочетаниях.

(не) правильный ответ (прилагательное неправильный с НЕ пишется слитно, так как его можно заменить синонимом без НЕ – ошибочный; кроме того, в этом словосочетании нет слов-«магнитов» и противопоставления, выраженного союзом А),

отнюдь (не) трудная задача (не трудная пишется раздельно, так как в составе словосочетания есть слово-магнит ОТНЮДЬ НЕ),

никому (не) нужная книга (не нужная пишется раздельно, так как в составе словосочетания есть слово-магнит НИКОМУ НЕ),

голос (не) громкий, а тихий (не громкий пишем раздельно, так как работает «правило врача», имеется противопоставление, выраженное союзом А),

голос (не) громкий, но уверенный (негромкий пишем слитно, так как отсутствует противопоставление, выраженное союзом А),

(не) бабушкина чашка (не бабушкина – это притяжательное прилагательное, поэтому с НЕ оно пишется раздельно),

часы (не) серебряные (не серебряные – это относительное прилагательное, поэтому с НЕ оно пишется раздельно),

жених (не) богат (краткое прилагательное небогат с НЕ пишется слитно, так как его можно заменить синонимом без НЕ – беден; кроме того, в этом словосочетании нет слов-«магнитов» и противопоставления, выраженного союзом А),

далеко (не) глуп (краткое прилагательное не глуп пишется раздельно, так как в составе словосочетания есть слово-магнит ДАЛЕКО НЕ)

 

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2010.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. О правописании НЕ с прилагательными (Источник).
  2. Pravopisanie_i_stilistika.academic.ru (Источник).

 

Домашнее задание

Задание №1

Раскрыть скобки, графически обозначить орфограмму.

(Не)брежное письмо, нисколько (не)жаркий день, (не)папин портфель, деревья (не)высокие, но раскидистые, (не)внимательный, а рассеянный ученик, далеко (не)приятная процедура, (не)глубокий колодец, совсем (не)строгий учитель.

Перстень (не)золотой, далеко (не)опасный трюк, (не)жилая квартира, (не)яркое, но красивое платье, (не)бабушкин платок, (не)лестные отзывы, никому (не)нужная книга, (не)темная, а лунная ночь.

Задание №2

Проиллюстрируйте все случаи слитного и раздельного написания НЕ с именами прилагательными своими примерами.

interneturok.ru

Урок по русскому языку в 6-м классе "Не" с именами прилагательными"

I. Познавательный аспект. 1. Систематизировать специальные знания, умения и навыки:

2. Развитие общеучебных умений и навыков:

3. Формирование научного мировоззрения: расширение кругозора при помощи межпредметных связей (МХК, литература).

II. Развивающий аспект. 1. Развитие речи:

2. Развитие мышления:

1. Развитие двигательной сферы:

III. Воспитывающий аспект.

УЭ 0 Интегрирующая цель: в процессе работы над учебными элементами учащиеся должны: I. 1. Знать правила написания:

2. Уметь применять знания, умения на практике:

3. Систематизировать полученные знания, умения и навыки:

II. Развивать умение:

Ш. Продолжать формировать навыки самоконтроля (сличать с образцом) и взаимоконтроля. Работать по принципу доверия.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Учебные элементы Учебный материал с указанием задания. Руководство по усвоению учебного материала.
Учебный модуль (УМ  2) УЭ 1

 

 

 

 

Входной контроль. Цель: проверить готовность к восприятию модуля. Задание 1. В каких  предложениях  употреблено качественное имя прилагательное? А) На ветру шумели раскидистые  ивы.       Б) Летчик пробирался через дремучую тайгу. В) В сильный мороз весело трещат в печи дрова. Г) Подъехал наездник в волчьей папахе. Д) Январь – месяц ярких звезд. Е)  Охотник хорошо разбирался в медвежьих повадках.  

Задание 2. Выпишите качественные прилагательные. Образуйте все возможные степени сравнения. В зимние звездные ночи лунный свет колдует над темными полями. Задание 3. Выпишите качественные прилагательные из текста. Образуйте краткую форму. Настали теплые весенние дни. В темной прошлогодней траве проглядывают свежие зеленые стебельки. Ветер разносит пряный аромат земли. Раскрываются маленькие почки на белоствольных березах. Пышные кроны вечнозеленых сосен темнеют на фоне яркого неба. Со всех сторон слышится разноголосое пение птиц.Задание 4.Спишите, раскрывая скобки. Объясните графически выбор орфограммы. (Не)доумевать по поводу ошибки; (не)внимание, а рассеянность; говорить (не)правду; веселый (не)поседа; (не)счастье, но радость; (не) был в школе; грубый (не)вежа; упрек в (не)серьезности.Инструкция №1.  Сверьте свои ответы с приложением №1. Если все ответы верны, то поставьте в свою карточку учета знаний в УЭ 1  – 4 балла, в УЭ 2- №2 – 1 балл, в УЭ 3 – 1 балл, в УЭ 4 – 1 балл. Приступайте к выполнению УЭ 6. Если есть ошибки в задании №1, то поставьте в карточку учета знаний в УЭ 1   0 баллов и выполните УЭ 2. Если есть ошибки в задании №2, то поставьте в карточку учета знаний в УЭ 1 0 баллов и выполните УЭ 3. Если есть ошибки в задании №3, то поставьте в карточку учета знаний в УЭ 1  0 баллов и выполните УЭ 4.  Если есть ошибки в задании №4, то поставьте в карточку учета знаний в УЭ 1 0 баллов и выполните УЭ 5.  

Выполняется в тетради. Проверьте правильность (см. инструкцию №1). Оцените свою работу. Будьте объективны.
УЭ 2 Цель: актуализировать знания и умения по теме “Разряды имен прилагательных”. Задание 1. Откройте п. 50, 51, 52 учебника. Внимательно прочитайте теоретический материал. Задание №2. Выпишите из текста имена прилагательные, распределив их в три столбика в соответствии с разрядом. Было раннее туманное утро. Над сонной деревней раздавались громкие петушиные крики. Мы отправились на рыбалку. Ровная дорога шла равнинной местностью. Мы расположились на песчаном берегу небольшого озера. Взошло яркое солнце, и на растениях заблестела роса. Ее маленькие капельки переливались, как жемчужные бусинки. Легкий ветерок коснулся серебряной глади озера. В прибрежных кустах послышались утиные голоса. Сверьте свой ответ с приложением №2. Если ответ верен, то поставьте в свою карточку в УЭ 2 - 1балл. Приступайте к УЭ 6. Если есть ошибки, обратитесь за помощью к учителю. Выполняется в тетради. Самоконтроль.
УЭ 3 Цель: актуализация знаний и умений по теме “Степени сравнения имен прилагательных”. Задание 1. Откройте п. 49 учебника. Внимательно прочитайте содержание. Задание 2. Выпишите из предложения качественное прилагательное и образуйте все возможные степени сравнения. Под лучами осеннего солнца краснеют и желтеют осиновые листья, и порывы холодного ветра срывают их с деревьев. Сверьте свой ответ с приложением №3. Если ответ верен, то поставьте в свою карточку учета знаний в УЭ3 - 1 балл. Приступайте к УЭ 6. Если есть ошибки, обратитесь за помощью к учителю. Выполняется в тетради. Самоконтроль.
УЭ 4 Цель: актуализация знаний по теме «Полная и краткая форма имени прилагательного». Задание 1. Образуйте по возможности от данных имен прилагательных краткую форму. Ароматный, прекрасный, придорожный, холодный, оглушительный, синий, домашний, свежий, тяжелый, чистый, деревянный, далекий. Поменяйтесь тетрадями, проверьте сначала работу соседа самостоятельно, а затем сверьте ответы с образцом (см. приложение №4). Если нет ошибок, то поставьте в УЭ 4 – 2 балла, если 1 ошибка – 1 балл, если более 1 ошибок – 0 баллов. Приступайте к выполнению УЭ 6. Выполняется в тетради. Взаимопроверка. В случае затруднения обратитесь к учителю.

 

 

УЭ 5

 

 

Цель: актуализация знаний по теме «НЕ» с глаголами и именами существительными». Задание 1. Вспомните правило: «Не» с глаголами пишется раздельно, кроме тех случаев, когда слово без «не» не употребляется».

Задание 2.Выпишите номера предложений, где «не» с глаголом пишется раздельно:

  1. (Не) сиди сложа руки, так и (не) будет скуки.
  2. (Не) бросай друга в несчастье.
  3. Кто кого обидит, тот того и (не) навидит.
  4. (Не) заслонишь солнышка рукавицей, (не) убьешь молодца небылицей.
  5. Малыш (не) достает рукой до края стола.
  6. В это дождливое лето (не) достает солнца.

Задание  3.Откройте п. 43 учебника. Внимательно прочитайте содержание. Задание 4.Выпишите номера предложений, в которых «не» с существительным написано верно.

  1. И туман, и не погоды осень поздняя несет.
  2. Опять недуг его свалил.
  3. Все внимание его устремилось на неприятеля.
  4. Слезы опять навернулись на глаза его, слезы не годования.
  5. Не видимкою луна освещает снег летучий.
  6. Не работа сушит, а забота.
  7. Друзья в несчастье познаются.

Сверьте ответы с образцом (см. приложение №5). Если ответ верен, то поставьте в свою карточку учета знаний в УЭ5 - 2 балла.   Приступайте к УЭ 6. Если есть ошибки, обратитесь за помощью к учителю.

Выполняется в тетради. Самоконтроль.
УЭ 6

 

Цель: систематизировать полученные знания и навыки правописания не с прилагательными. Задание 1. Спишите предложения, раскрывая скобки.
  1. Он был (не) красив и (не) дурен, (не) высок и (не) низок ростом.
  2. Меня тотчас охватила (не) приятная, (не) подвижная сырость.
  3. Теперь перед нами были (не) высокие (не) приступные горы, а (не) большие холмы с (не) приметной, (не) взрачной растительностью.
  4. Дни и ночи рыскал (не) сильный, но (не) отвязный ветер.
  5. Далекие и (не) понятные звезды тихо застыли в (не) объятной выси и с завистью смотрят на (не) угомонную жизнь на Земле.
  6. (Не) зримый жаворонок поет гимн весне.
  7. Тянулась осень, уже (не) сырая и дождливая, а сухая и морозная.
  8. На первый взгляд, это тихая и (не) мудрая земля под (не) ярким небом.
  9. Уссурийские груши осенью ничуть (не) приметные.
  10. Приморская тайга – удивительный (не) рукотворный сад.

Задание 2. Выпишите номера словосочетаний, которые написаны неверно:

  1. совсем невеселое настроение;
  2. неизвестная величина;
  3. неправдивый, а лживый;
  4. ничуть не легкая ноша;
  5. не разлучные друзья;
  6. очень небольшая поляна;
  7. ненастный день;
  8. о не злобивом человеке;
  9. неглубокая речонка;
  10. не глубокая, но широкая речонка.

Сверьте ответы с образцом (см. приложение №6). Если ответ верен, то поставьте в свою карточку учета знаний в УЭ 6 - 2 балла.   Приступайте к УЭ 7. Если есть ошибки, обратитесь за помощью к учителю.

Выполняется в тетради. Самоконтроль.
УЭ 7

 

 

 

 

Цель: систематизировать полученные знания и навыки правописания не с прилагательными, существительными и глаголами. Задание 1. Выпишите номера предложений, в которых не со словами пишется слитно. 1) Опять шумит, бушует (не) погода. 2) Это (не) серебристая ель. 3) Речка была (не) большая, но глубокая. 4) (Не) место красит человека, а человек место. 5) Первый снег обычно долго (не) держится. 6) Солотча – (не) глубокая извилистая речонка. 7) В нашем озере рыба водится (не) крупная, а мелкая. 8) Дождливое лето (не) лучше осени. 9) Это была (не) папина шляпа. 10) Дерево было (не) высоко. 11) Сильный снежный буран (не) истовствовал всю ночь. 12) Двери запирались, и (не) счастную жертву оставляли наедине с медведем. 13) Ранней весной хвойный лес (не) блещет яркими красками. 14) Лесную тишину нарушат вдруг веселые (не) громкие птичьи голоса. 15) А народ-то над ним насмехался: «Поделом тебе, старый (не) вежа!». 16) Пугачев содержался в тюрьме (не) строже прочих арестантов. 17) Река (не) глубока. 18) Учитель (не) годовал из-за поведения учащихся. 19) Рассказанная история нисколько (не) интересная. 20) Нас поразила в его ответе (не) правильность, а ошибочность.Задание 2. Выпишите группу слов, которые с не пишутся всегда слитно и которые с не пишутся то слитно, то раздельно:
  1. необычный, ненаглядный, недотрога;
  2. необычный, невежливость, неясный;
  3. неряха, непримиримый, негодовать;
  4. неизвестный, нелюдимый, невзгоды.

Приступайте к выполнению УЭ 8.

Выполните на листочке. Сдайте на проверку учителю.
УЭ 8

 

Цель: творческое применение полученных знаний, умений, навыков..

Задание.

1) Внимательно рассмотрите репродукцию картины А. А.Пластова «Первый снег». 2) Составьте небольшой текст (7-8) предложений, употребляя полные и краткие прилагательные, прилагательные в сравнительной и превосходной степени сравнения, с раздельным и слитным написанием «не» с прилагательными. Опишите увиденное так, чтобы чувствовалось, какое впечатление на вас произвела картина художника. Какую основную мысль вы будете раскрывать?

Приступайте к выполнению УЭ 9.

Выполните в тетради. Сдайте на проверку учителю.
(УМ 5) УЭ 9

 

 

Итоги урока. Цель: самоконтроль (рефлексия). Резюме: самостоятельно оцените, достигли вы цели или нет. Задание: вернитесь к началу урока и прочитайте, какие перед вами стояли цели. Подсчитайте баллы в карточке учета знаний: 10-12 баллов – “5”,                 7 – 9  балла   – “4”,                4 -- 6 баллов – “3”. Приступай к УЭ 10. Выполняется устно.
(УМ 6) УЭ 10

 

 

Домашнее задание. Цель: ликвидировать пробелы в знаниях. Выбери домашнее задание по результатам своей работы на уроке. Если допустил ошибки при выполнении УЭ 2 - выполни упр. 301,        УЭ 6 – упр. 307,               УЭ 3 – упр. 281,                                  УЭ 7 – упр. 311,                        УЭ 5 – упр. 238,   Запишите в дневники домашнее задание.

Не с именами прилагательными | Открытый класс

Данные об авторе

Автор(ы): 

Фадеева Т. Г.

Место работы, должность: 

Учитель русского языка и литературы 

Регион: 

Оренбургская область Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: 

основное общее образование

Целевая аудитория: 

Учитель (преподаватель)

Класс(ы): 

6 класс

Предмет(ы): 

Русский язык

Цель урока: 

Закрепить с учащихся правило написания не с прилагательными;

Повторить правописание не с существительными и глаголами.

Воспитательная: прививать любовь к учебе.

Тип урока: 

Урок закрепления знаний

Учеников в классе: 

10

Используемые учебники и учебные пособия: 

М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская Русский язык 6 класс

Используемое оборудование: 

Компьютер, проектор

Краткое описание: 

Урок закрепления нового материала с использованием игровых приемов "Да-нет", "Третий лишний " с целью мотивации учащихся.

 «Правописание НЕ с прилагательными»

 

Цели урока:

Закрепить с учащихся правило написания не с прилагательными;

Повторить правописание не с существительными и глаголами.

Воспитательная: прививать любовь к учебе.

 

Ход урока.

 

1. Организация класса.

2. Проверка домашнего задания. Игра «да-нет».

1. Имя прилагательное – сам. часть речи? (да)

2. Имена прилагательные изменяются только по числам и падежам? (нет)

3.  Имя прилагательное обозначает признак предмета? (да)

4. Имя прилагательное в предложении бывает только определением? (нет)

5. Имя прилагательное имеет две степени сравнения? (да)

6. Простая форма сравнительной степени образуется при помощи суффиксы –ейш-,

-айш-? (нет)

7. Составная форма превосходной степени образуется при помощи прибавления к начальной форме прилагательного слова более? (нет)

8. Имя прилагательное, которое обозначает принадлежность к какому-либо предмету, является качественным? (нет)

9. Имя прилагательное, которое может быть в большей или меньшей степени, является качественным? (да)

3. Работа с презентацией.

Задание: раскройте скобки, объясните правописание не с глаголами. Найдите устаревшие слова. В связи с чем они перестали употребляться? К какому стилю относится текст?

 

М.В.Ломоносов о поведении учащихся.

С учителями общаться очень вежливо, (не) упрямиться и (не) спорить с ними ни о чем.

Избегать ссор между собою и (не) производить никакого шума и стука.

 (Не) быть гордым и грубым.

(Не) произносить гнилых, грубых и пустых слов.

Самый большой вред – от лени. Ее надо всячески избегать.

Береги время учебы: оно (не) вернется, его (не) наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится!

(1758 год)

 

Вопрос классу.

-Что общего в правилах “ НЕ с существительными”, “ НЕ с глаголами”?

( Они пишутся слитно, если слово без НЕ не употребляется).

 

- Ребята, М.В.Ломоносов советовал беречь время учебы, так как оно “не вернется, его не наверстаешь”. Согласны вы с его высказыванием?

 

4. Работа с презентацией.

Игра «Третий лишний»

1)(Не)красивый, (не)умный,(не)уклюжий

2) (Не)долгий, (не)лепый, (не)страшный

3) (Не)брежный, (не)старый, (не)слабый

4) (Не)брежный, (не)молодой, (не)известный.

- Слова какой части речи употреблены в игре?

- Какова тема нашего урока?

Учитель: Тема нашего урока “Правописание НЕ с прилагательными”

Учитель: Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске.

1) Повторить… .

2) закрепить … .

3) применять … .

 

5. Повторение изученного материала

 

Как пишется НЕ с именем прилагательным?

Правописание не с прилагательными

Не весёлый, а грустный;

Не широкий, а узкий;

Недобрый (злой), нехороший (плохой)

Далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не: вовсе не глубокая река;

Сказка ничуть не страшная.

 

Слитно

Раздельно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся: Слитно и раздельно.

Учитель: При каких условиях в первом случае слова с НЕ пишутся слитно?

Учащиеся: Слова без НЕ не употребляются.

Учитель: При каких условиях во втором случае написаны слова слитно?

Учащиеся: Можно заменить синонимом.

Учитель: Посмотрите на колонку, в которой имена прилагательные написаны раздельно. Как вы думаете, почему они пишутся раздельно?

Учащиеся выдвигают гипотезы.

Учитель: Какой вывод можно сделать по результатам анализа данной таблицы?

 

 

6. Физминутка.

Учитель читает словосочетания. Если не с прилагательным пишется слитно, учащиеся садятся, если раздельно – остаются стоять.

 

n  Неожиданное известие, далеко не удачный ответ, не обрывистый, а пологий берег, нестрогий человек, не мягкий, а твёрдый, неглубокий овраг, нечаянная встреча, небрежный почерк.

 

7. Закрепление изученного материала. Работа с учебником.

Упражнение № 307. Спишите, обозначая условия выбора слитного и раздельного написания не. Упражнение №308.Спишите, обозначая условия выбора слитного и раздельного написания не с прилагательными. Какое из прилагательных имеет синоним трудный?

Упр. 310.

8. Проверочный тест. Отметьте верные ответы.

 

                    1. Не с полными и краткими прилагательными пишется слитно:

1.     Если слово не употребляется без не.

2.     Если прилагательное с не может быть заменено синонимом без не.

3.     Если в предложении есть противопоставление с союзом а.

                     2. Слово не  употребляется без не:

1.     Его (не)ряшливый вид всегда отпугивал.

2.     В (не)настную погоду хорошо сидеть в тепле.

3.    День выдался (не)жаркий.

                      3. Слово с не можно заменить синонимом:

1.    Школа располагалась в (не)большом кирпичном доме.

2.    Прохожий был одет в (не)взрачный костюм.

3.    (Не)решительным жестом девочка пригласила нас войти.

                       4. Слово с не пишется слитно:

1.    (Не)приятельская армия отступила.

2.    Эта книга далеко (не)проста.

3.    Нам продали (не)вкусное мороженое.

                       5. Слово с не пишется раздельно:

1.   Посетитель был вовсе (не) скучен.

2.  Мы ждали (не)большой корабль, а лишь маленькую лодку.

3.   Её (не)годующий взгляд остановил нас.

                         6. Допущена ошибка в написании не в предложении:

1.   Неширокая речонка поблескивала на горизонте.

2.    Океан был совсем неспокойным.

3.   В лесу мы увидели не глубокое, но очень широкое озеро.

 

 

9. Итоги урока.

- Как пишется не с прилагательными?

 

10. Домашнее задание.

Закончить выполнение упражнений дома.

 

 

Прикрепленный файлSize
Не с прилаг Закрепление.ppt509 KB

www.openclass.ru

Правописание НЕ с именами прилагательными

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Этап Цель урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результатыУУД
1. Мотивация к учебной деятельности Умение отличать слитное и раздельное написание НЕ с именами прилагательными;

совершенствование умения воспринимать новую информацию;

развитие устной, письменной речи.

Приветствие, проверка готовности к уроку, пожелание успеха. Создание условия для осознания и осмысления учебной задачи (не с именами прилагательными.)

Выбери из предложенных вырезанных карточек (белая и черная) ту, которая соответствует твоему настроению.

- Подготовить сообщение.

- Участвовать в практической работе по нахождению имен прилагательных.

(объяснить правописание не с именами прилагательными.)

Наш район не маленький, а большой.

2. Район вовсе не малочисленный.

3. Весной все жители принимают участие в благоустройстве района и приводят его в порядок.

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и другими учениками (К)

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. В начале урока учитель объясняет учащимся целеполагание урока, организует повторение знаний, закрепление умений.

Объяснить:

(Не)легкая, а трудная работа;

Это (не) легкий труд

Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.

 

Работа по карточкам.(устно)

Задание: раскройте скобки, объясните правописание не с именами прилагательными.

(нелегкий),есть слово очень

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли

(К)

Предметные результаты.

Анализ объектов с целью выделения признаков

(П – логические)

3. Построение проекта выхода из затруднения Решение проблемных вопросов, которые помогут раскрыть тему урока. Создает проблемную ситуацию.

Организует фронтальный опрос учащихся.

Ставят цели, формулируют проблему и тему урока.

Составляют предложения, используя данные словосочетания:

родной край, малая родина, хорошая экология, чистый воздух, красивая природа, любимые места,

1. У каждого человека есть любимые места.

2. Для меня - это малая родина.

3. Родной край очень дорог нам.

4. В нашем селе красивая природа.

5. У нас очень много родников, чистый воздух и хорошая экология.

Целеполагание (Р)

Постановка вопросов (К) Предметные результаты

Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)

Формулирование проблемы (П – лог.)

4. Реализация построеного проекта Развитие умения применять новые знания. Работа с текстом “Лесничий”, описать лес, употребив имена прилагательные. Составляют план достижения цели.

На основе материала учебника делают вывод о правописании не с именами прилагательными.

Индивидульная работа.

Уметь подобрать к именам прилагательным с не синоним без не

(негромкая-тихая, спокойная, задушевная)

Планирование (Р)

Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)

Предметные результаты

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательсво

5.Самостоятельная работа Выбор уровня сложности задания в соответствии со своими возможностями Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение.

Работа в группах, затем в парах (учитель предлагает выполнить ряд заданий к упражнениям).

 

 

 

 

 

Физкультминутка

(сингапурская методика)

Тейк-Оф-Пост-Даун

Учитель называет предложения, учащиеся встают, если НЕ с именами прилагательными пишутся слитно, сидят, если раздельно

1.Работа в группах.

1. Работа с учебником (упр...) Каждая группа продолжает одно из предложений своими примерами.

2. Придумывают

и записывают предложения с данными прилагательными.

2. Работа в парах

3.Составить диалог, используя сочетания далеко не, отнюдь не, вовсе не.

Контроль (Р)

Оценка (Р)

Коррекция (Р)

Управление поведением партнера (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

Предметные результаты

Действие по аналогии (П)

Умение структуриро

вать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеучебные)

6. Включение в систему знаний и повторение Развитие умения применения новых знаний Организует деятельность по применению новых знаний .

Записать краткие прилагательные с частицей не: рад-...., должен..(краткие прилагательные рад, должен с не всегда пишутся раздельно) дорога неширока-узка, нехороша - плоха, невысокий -низкий

Творческая работа. Слайд с изображением природы родного края

Составить предложения, сочетая их с именами прилагательными.

1.Я люблю природу родного края.

2. У нас много красивых мест.

3.Прекрасные леса окружают село со всех сторон.

4.Богатство нашего села - чистые родники.

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

7. Рефлексия учебной деятельности Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке. Организует рефлексию, организует самооценку результатов учащихся.

Учитель задает домашнее задание с учетом уровня подготовки обучающихся.

“Билетик на выход” (по сингапурской методике)

Списать текст. - “Разноцветная земля”. Вставить пропущенные буквы, продолжить его 2-3 предложениями.

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Отвечают на вопросы: Какую цель ставили? Удалось достичь поставленной цели? Каким способом? Какие получили результаты?

Что вызвало особые затруднения?

Где можно применить новые знания?

Поднимают карточку (белую или черную), тем самым показывают своё настроение, изменилось ли оно на уроке.

Умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Рефлексия (П)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Личностные результаты

Самооценка на основе успешности (Л)

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л)


Смотрите также