Открытый урок по русскому языку на тему "Ударение" (1 класс). Упражнения на ударение 1 класс


Открытый урок по русскому языку на тему "Ударение" (1 класс)

Технологическая карта урока изучения нового материала

Данные об учителе: Волкова Мария Николаевна, 1 категория, МБОУ «Гимназия «14» г. Глазова УР

Предмет: Русский язык Класс: 1 Учебник УМК: «Планета знаний», Т.М. Андрианова, В. А. Илюхина Русский язык 1 класс.- «Издательство «Астрель»,2009

Тема урока: Ударение

Тип урока: Изучение нового материала

Оборудование: Проектор, компьютер, словарь, конверты с заданием, карточки с заданием.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся владеют:

- формировать вопросы по теме на основе опорных слов (1,2 уровень).

- контроль, коррекция, оценка (1,2 уровень)

- выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (1 уровень).

- самоопределение – мотивация учения (1 уровень)

- осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы (1 уровень)

- контроль, коррекция, оценка действий партнера - (1,2 уровень)

- эффективно сотрудничать, осуществляя взаимопомощь и взаимоконтроль (1 уровень)

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (1уровень)

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Формулируют и производят определение понятия «ударение»;

Определяют изученные выводы по ударению, тренируются в постановке ударения

Называют роль ударения

1-2 уровень понимания, адекватное употребление в речи

Регулятивные

1 уровень – совместное с учителем действие

2 уровень – совместные групповые действия

Познавательные

1 уровень – совместное с учителем действие

Коммуникативные

1 уровень – высказывать свою точку зрения по инициативе учителя

Личностные

1 уровень – совместное с учителем действие

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

1.Организационный момент

Сконцентрировать внимание учащихся

беседа

фронтальная

1. Создает эмоциональный настрой на урок

2. Приветствует

3. Проверяет посадку.

1.Слушают учителя.

2. Настраивают себя на учебную деятельность (психогимнастика)

Личностные УУД: проявлять интерес к услышанному

Регулятивные: организовать свое рабочее место

2. Минутка чистописания

Закреплять навыки каллиграфического письма, повысить познавательный интерес.

беседа

практическая работа

фронтальная

фронтальная

индивидуальная

1. Говорит записать дату;

2. Спрашивает, какую букву будем писать, ориентируясь на строчку;

3. Предлагает определить закономерность следования букв;

4. Предлагает продолжить запись в тетради.

1. Высказывают свои предположения;

2. Прописывают в тетради, соблюдая правила каллиграфии.

Предметные УУД:

Формировать навыки каллиграфического письма

3. Постановка цели и задач урока

Вызвать познавательный интерес к теме;

организовать самостоятельное формулирование темы, цели и задач урока

игра

беседа

фронтальная

1. Предлагает детям разгадать анаграмму;

2. Спрашивает, встречались ли с этим понятием ранее и что уже о нем знают.

3. Просит сформулировать задачи по опорным словам.

4.Предлагает вспомнить мультфильм

5.Предлагает на выбор путь, по которому будут знакомиться с учебным материалом.

1. Отгадывают анаграмму;

2. Вспоминают, встречались ли с этим понятием ранее и что уже знают об ударении;

2. Формулируют по опорным словам задачи на урок

3. Читают вопросы

4. Вспоминают мульфильм

5. Выбирают путь, объясняют свою точку зрения;

Личностные УУД: проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соответствия того, что уже известно, а что еще неизвестно

4. Изучение нового материала

Систематизировать знания учащихся об ударении, познакомить с новой темой

беседа

практическая работа

игра

Фронтальная, парная

индивидуальная

1.Предлагает прочитать слова, расставить ударение

2.Спрашивает, во всех ли словах мы уверенны, если нет, то где можно посмотреть, какой вариант ударения правильный

3. Наводящими вопросами помогает сформулировать первый вывод.

4. Просит ученика прочитать слова так, чтобы остальные услышали ударный звук и записали букву.

5. Помогает сформулировать второй вывод.

6. Читает задание с конверта, помогает составить схемы слов с ударением.

7. Помогает сформулировать третий вывод.

1.Читают, расставляя ударение;

2.Высказывают свою точку зрения;

3.Один человек работает со словарем

4.Упражняются в постановке ударений

5.С помощью учителя формулируют первый вывод.

6.Слушают слова, записывают гласные.

7.Сверяют с образцом, оценивают задание.

8.Формулируют второй вывод

9.Записывают схемы и подбирают к ним слова

10.Проверяют по образцу, оценивают работу.

11.Формулируют третий вывод

Познавательные УУД:

Работать со словарем

Предметные УУД:

Формулировать определения новых понятий, формулировать выводы по своим наблюдениям

Коммуникативные УУД:

С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

5. Физкульт. минутка

предотвратить утомление повысить работоспособность

игра

фронтальная

1. Делает движения со словами вместе с детьми

1. Выполняют движения вместе с учителем.

Личностные

6. Продолжение работы по теме

познакомить с новым материалом

беседа практическая работа

индивидуальная

парная

фронтальная

групповая

1.Предлагает выполнить задание на листочках

2. Организует взаимопроверку.

3. Задает вопрос о необходимости выделения в речи одного из слогов.

4. Организует сценку

5. Помогает анализировать слово из сценки и сформулировать вывод о роли ударения

6. Предлагает разные по уровню сложности задания в группах.

1. Читают; находят лишние слова в каждой строчке, ставят ударение.

2. Осуществляют взаимопроверку

3. Формулируют четвертый вывод.

4. Смотрят сценку.

5. Анализируют слово

6. Выполняют в группах дифференцированное задание.

7. Сверяют результат с образцом.

8. Оценивают работу в группах.

9. Формулируют пятый вывод.

Познавательные УУД:

Анализировать, находить лишнее.

Предметные УУД:

Формулировать выводы по своим наблюдениям. Усвоить полученные знания

Коммуникативные УУД:

Работать в группе

Регулятивные: осознать неполноту знаний для выполнения задания.

7. Итог урока

Проконтролировать уровень усвоения изученной темы

беседа

Фронтальная

1. Предлагает ответить на вопросы, записанные на ромашке.

1. Отвечают на вопросы.

Коммуникативные УУД:

С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные УУД:

Выявить границы знания и незнания

8. Рефлексия

Осмысление процесса и результата деятельности

Беседа

Фронтальная

1.Предлагаю закончить фразы:

Я сегодня узнал, что…

Я научился …

Я рад…

1. Выполняют задание учителя.

Регулятивные УУД:

Констатировать необходимость продолжения работы

Коммуникативные УУД:

адекватное отображение своих чувств, мыслей в речевом высказывании

План урока

1. Организационный момент

- Прозвенел звонок, начинаем наш урок русского языка.

Посмотрите в глазки друг другу, улыбнитесь, отправьте искорку добра, повернитесь к нашим гостям, улыбнитесь, отправьте искорку добра им, повернитесь ко мне. Настроим себя на урок.

Все на свете по плечу,

Добьюсь на уроке, чего захочу,

Буду руку поднимать,

На вопросы отвечать.

Глазками оцените свое рабочее место, присаживайтесь. Проверьте расстояние, спинки, ручки.

Откройте тетради, запишите число.

2. Минутка чистописания

Внимательно посмотрите на строчку букв и скажите, какую букву будем писать на минутке чистописания: она встречается чаще, чем другие. Какая это буква и сколько раз она прописана?

у р п д в у д з у у в

- определите закономерность букв в втором ряду: Уу УУуу ...

- продолжите запись до конца строчки, соблюдая закономерность. Самую красивую букву подчеркните.

3. Постановка цели и задач урока

Тему сегодняшнего урока вы определите, разгадав анаграмму. (ударение) (слайд 1)

- Скажите, мы уже встречались с таким понятием или нет?

- Что мы уже знаем об ударении?

- как вы думаете, чему мы будем учиться на сегодняшнем уроке? (слайд 2)

1. Узнаем, что такое … (ударение) и какова его роль

2. Будем учиться … (обозначать ударение в словах)

3. Вспомним … (в каких словах ударение не ставится).

Чтобы добиться поставленных задач, мы должны ответить на поставленные вопросы.

  • Что такое ударение?

  • Какой слог называется ударным, безударным?

  • На какой звук может падать ударение?

  • На какой слог может падать ударение?

  • В каких словах ударение не ставиться?

  • Какова роль ударения?

- Вы помните мультфильм про «Оха» и «Аха». У персонажа с именем «Ах» все дела свершались с улыбкой, «на ура», он никогда не боялся трудностей и тяжёлой работы. А «Ох» только и делал, что охал и хныкал, поэтому у него ничего не получалось.

Слайд 3

- Сегодня перед нами два пути. Первый – взять и просто прочитать в учебнике правило о роли ударения и его обозначении на письме. Второй – самим докопаться до сути и найти ответы на возникшие у нас в начале урока вопросы.

- Как вы думаете, какой путь выбрал бы каждый из персонажей? («Ах» сам бы искал ответ, «Ох» – прочитал бы его в учебнике).

- А какой путь выберем мы? Путешествовать мы будем на лошадях.

Игра «Скачки»

4. Изучение нового материала

Слайд 4

- Прочтите слова на доске: линейка, книга, торты.

- Расставьте в них ударение. В слове торты дети указали 2 варианта .

- Где мы можем узнать, какой вариант правильный? (в словаре)

Есть специальный словарь – орфоэпический. Один человек работает со словарем, остальные упражняются в постановке ударения (Буратино, дерево, заяц, лиса, крокодил) Слайд 5

- Давайте ещё раз правильно произнесём слово торты и запомним его.

- Давайте прислушаемся к тому, как мы произносим ударный слог (Его мы произносим с большей силой и длительностью).

- Попробуем дать определение - ударный слог – это слог, который произносится с большей силой.

- Что такое безударный слог? (Это слог, который произносится с меньшей силой. )

- Так что же такое ударение? (Выделение в речи одного из слогов слова)

Слайд 6

- Это наш первый вывод: Ударение – выделение голосом одного из слогов в слове.

Ударный слог – это слог, который произносится с большей силой.

Безударный слог – это слог, который произносится с меньшей силой.

Ответили мы на первый вопрос урока? А на второй? (да)

Наше путешествие продолжается . «Скачки»

Итак, мы на следующей станции.

Мне нужны 2 помощника. 1 ученик у доски читает слова так, чтобы дети услышали сильный ударный звук и записали букву этого ударного звука. Второй ученик работает за доской для проверки. Остальные выполняют задание в тетради.

Учитель, портфель, Люда, пятница, альбом, цветы, ручка.

(и, е, ю, я, о, ы, у) это буквы гласных звуков.

Проверям задание по образцу на доске. Оцените на полях свою работу по светофору. Кто поставил себе жёлтый кружок, зеленый (1,2 ошибки), красный.

- Что вы заметили? (Ударение падает на гласный звук)

Это наш второй вывод: Ударение падает на гласный звук. Слайд 7

- Ребята, а мы ответили на следующий вопрос урока? (да)

Тогда отправляемся с нашим героем по имени «Ах» к следующей станции. «Скачки».

- Ой, ребята, вы слышите, кто – то стучит. (Кто – то из присутствующих передаёт конверт, в котором описана игра «Стук-постук»)

- Ребята, нам передали конверт, на нем изображение героя «Ах».

- Как вы думаете, что там? (Наверное, он нам приготовил интересное задание.)

Я стучу по столу столько раз, сколько слогов в слове, причем один стук звучит сильнее – это ударный слог. Вы должны записать эти схемы столбиком друг под другом, а затем подобрать к ним слова с экрана.

У Аха есть волшебная лупа, она и подскажет нам правильные ответы. Слайд 8

Мама, рука, молоток, велосипед

- Ребята, кто из вас догадался, что нам хотел сказать «Ах», какой вывод мы должны сделать? (ударение может падать на первый слог, второй, третий или четвертый.)

Третий вывод: ударение может падать на первый слог, второй, третий или четвертый. Слайд 9

Ребята, помог ли нам Ах ответить на следующий вопрос урока? (да)

Тогда отправляемся к следующей станции. «Скачки».

5. ФИЗ. МИНУТКА Раз – подняться, потянуться …

У вас на столах лежат листочки. Внимательно прочитайте и скажите, какое задание вам нужно выполнить

«Найди лишнее». Подчеркните лишнее слово в каждой строчке, поставьте ударение. Все работают на листочках. Взаимопроверка, оценка. Слайд 10

Груша, вишня, слива, берёза

Дача, кот, домик, крыша

- Какое слово лишнее в первой строчке (берёза), а во второй (кот). Что вы можете сказать про эти слова? (в этих словах ударение не ставится)

Сделайте четвертый вывод: на письме значок ударения не ставится в словах с буквой Ё и в словах, состоящих из одного слога. Слайд 11

Мы ответили на следующий вопрос? (да)

Тогда отправляемся в путь. «Скачки»

Ребята, мы уже знаем, что с помощью ударения мы выделяем в речи один из слогов слова. Тогда возникает вопрос: а зачем нам это надо? Давайте попробуем на него ответить после маленькой сценки.

Сценка. Андрей читает инструкцию к витаминам: «Принимать по одной, после приема пищи (начинает пищать)». Мама кричит: «Анрюша, что с тобой случилось?»

Ребята, в чем запутался Андрей? Как ему помочь?

Анализ слова пищи.

Посмотрите, какую роль может сыграть ударение, если перепрыгнет с одного слога на другой.

Давайте посмотрим, в каких еще словах ударение может изменить смысл слова. Для этого поработаем в группе. Объединились в группы. Выберите командира.

У вас на столах по два конверта: на одном из них «Ах», в нем листок, на котором записаны слова. Эти слова вы должны изменить с помощью ударения и записать их. А на другом конверте - «Ох», слова записаны с подсказками -картинками. Какой конверт вы выберите – ваше дело.

Проверяем по экрану. Слайды 12,13

Замок – замок

Кружки – кружки

Белки – белки

Стрелки – стрелки

Плачу – плачу

Глазки – глазки

Засыпать – засыпать

Какой вывод мы можем сделать: ударение меняет смысл слова.

Командиры оценивают работу в группе.

Слайд 14 Пятый вывод: перестановка ударения с одного слога на другой может изменить смысл (значение) всего слова.

Ответили мы на последний вопрос урока? (да)

7. Рефлексия.

- Ответили ли мы на поставленные перед собой вопросы? (да)

- Кто нас вёл в страну знаний – Ох или Ах.

А пока мы с вами путешествовали, у нас в классе распустился красивый цветок. Этот цветок не простой. На его лепестках что-то написано. Сейчас каждый из вас по очереди будет отрывать по одному лепестку, читать предложение и заканчивать его.

Ученики по очереди отрывают лепесток от ромашки и дополняют предложение.

  • Ударение может изменить… смысл слова.

  • Ударение … (падает) на любой слог.

  • Ударение не ставится в словах с … буквой ё и односложных словах.

  • Всегда ударная …ё.

  • слог, который произносится с большей силой, называется … ударный.

  • Слог, который произносится с меньшей силой, называется … безударный.

  • В слове может быть … (один) ударный слог.

  • Выделение голосом одного из слогов в слове называется … ударением.

8. Итог урока.

Закончите предложение

Я сегодня узнал, что…

- Я научился…

- Мне было…

- Я рад… слайд 15

Оцените по светофорчику свою работу на уроке. Я рада, что никто не поднял красный смайлик. Молодцы! Спасибо за урок!

infourok.ru

конспект урока по букварю на тему "Ударения" (1 класс)

hello_html_md895bf3.gifhello_html_79eda0f0.gifhello_html_ma9e1fa7.gifhello_html_m77dfe91d.gifhello_html_m38c4c810.gifhello_html_2247d289.gifhello_html_m2e2455d5.gifhello_html_24eeec16.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_2dce5ddc.gifhello_html_2dce5ddc.gifhello_html_2dce5ddc.gifhello_html_22d38c69.gifhello_html_92f38b0.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m21418d64.gifhello_html_92f38b0.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_4193c941.gifhello_html_m30ef40ac.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_32603133.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_6b5dbc05.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m4b1cdec6.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_611d7ae8.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_43279beb.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m1a6cc0ed.gifhello_html_m1a6cc0ed.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_611d7ae8.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m30ef40ac.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_464a3bbf.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m67c791f0.gifhello_html_m2a7690f7.gif

Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме «Ударение. Смыслоразличительная роль ударения»

Составлено и проведено:

учителем начальных классов

Садыковой Зилярой Масгутовной

2014 год

Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме «Ударение. Смыслоразличительная роль ударения»

Цель:

Создать условия для формирования представления об ударении, ударном и безударном слогах, развития умение находить в слове ударный слог.

Задачи:

1. познакомить учащихся с понятием «ударение », «ударный слог»;

2. рассмотреть смыслоразличительную роль ударения;

3. закрепить умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове;

4. развивать фонематический слух, память, внимание;

5. содействовать развитию умения работать в паре, в группе, самостоятельно строить и применять новое знание;

6. актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ; содействовать воспитанию трудолюбия на уроке, чуткого, уважительного отношения друг к другу.

Ход урока

  1. Организационный момент

Каждый день, всегда, везде:

На занятиях, в игре –

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

  1. Дыхательная, артикуляционная и фонематическая разминка

Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

– Как воздух выходит из шара? (С-с-с)

– Как дудят в дудочку? (Ду-ду-ду)

– Как поют песенку без слов, если укладывают спать куклу? (Ля-ля-ля).

– Как мычит корова? (Му-у-у).

– Как рычит собака? (Р-р-р).

Самооценка выполнения работы на индивидуальных листах.

  1. Сообщение темы, цели урока Слайд 3

- Сегодня наш урок будет необычным. Мы отправимся с вами в морское путешествие. Все вы будете моей дружной и верной командой, которая, я надеюсь, не подведет меня в этом путешествии. А поплывем мы вот на этом кораблике.

Вот он кораблик из легкой коры –

Для трудных походов, нелегкой игры.

На этом кораблике под парусами,

Мы в дальние дали отправимся с вами.

Мы всех, кто захочет, с собою возьмем.

Ну, что же согласны? Решили? Плывем!

Слайд 4

- Итак, нам предстоит путешествие по морю Слов, на удивительный, таинственный остров, правит которым добрый Волшебник. Чтобы узнать имя этого волшебника, выполним задание : расставим карточки с буквами по цветам радуги, закончим цепочку цветом, который в радуге не встречается. ( Задание выполняется в группах, одна пара работает у доски)

Д

Е

Н

И

Р

Слайд 5

Е

А

У

- Теперь вы знаете, что цель нашего путешествия – остров, на котором мы познакомимся с Волшебником Ударение и попытаемся узнать его главные секреты. Самооценка выполнения работы на индивидуальных листах.

4. Актуализация опорных знаний

- Для того, чтобы отправиться в путь, необходимо получить пропуск на корабль.

Помогите мне закончить фразы:

  • Наша речь состоит из … (предложений).

  • Предложение выражает … (законченную мысль).

  • Предложения состоят из … (слов).

Задание: составить предложение со словом корабль, чтобы оно соответствовало схеме. Слайд 6

.

Задание: посчитайте количество слов в предложении.

Наш корабль готов отплыть.

Составьте его схему. Как обозначить начало предложения? Как показать, что мысль закончена? (2 человека работают у доски)

Проверка выполнения , самооценка выполнения работы на индивидуальных листах.

- А из чего состоят слова?

Задание: слово, изображенное на картинке, разделить на слоги; показать цифру, соответствующую количеству слогов.

Слайд 7

Море, парусник, капитан, штурвал, чайка, шторм, якорь.

Взаимооценка выполнения работы на индивидуальных листах.

Вот отчалили мы от причала,

Наш корабль волна закачала,

И задул ветерок в паруса.

Обещая в пути чудеса.

Музыкальная физминутка « Чунга-чанга»

  1. Изучение нового материала

Слайд 8,9

- Вот мы с вами и на таинственном острове Волшебника Ударение. Посмотрите, в каком большом и красивом замке он живет. Попасть в этот замок можно только через главные ворота. Но, что это такое, ворота замка закрыты ! Открыть их можно только разгадав тайну.

D:\Natalia\ЖОНКИНА ПИСАНИНА\lock_shlp1.gifD:\Natalia\ЖОНКИНА ПИСАНИНА\57816583_1.jpg

ЗАМОК ЗАМОК

- Давайте попробуем прочитать эти слова. Что можете сказать про эти слова? Давайте разделим эти слова на слоги. Составим схему каждого слова. (выполняется по вариантам)

Что вы заметили? Слайд 10

- Как вам кажется, это одинаковые слова? А предметы? А что же нам поможет не спутать эти похожие слова? Сейчас попробуем открыть тайну.

Наблюдение за ударением ( демонстрация опыта со свечой) Слайд 11

- Ребята, сейчас вам нужно быть очень внимательными и наблюдательными. Сейчас я буду произносить слова, а вы следите за огоньком свечи . Наблюдайте , сколько раз в каждом слове оно качнется .

Учитель произносит слова : ДОМ, ШКО-ЛА, МА-ЛИ-НА (четко произносить по слогам, огонек должен реагировать на каждый слог)

- Кто из вас оказался самым внимательным, сможет мне сказать, сколько же раз колыхнулось пламя свечи в первом (втором, третьем) слове ?

- Почему пламя мигало по-разному ?

- А сейчас снова внимательно следите за огоньком.( учитель произносит слово маЛИна четко выделяя только ударный слог, огонь должен погаснуть)

- Как вы думаете, почему пламя погасло, хотя слово я не успела договорить? ( Выдохнула больше воздуха, произнесла с большей силой, т.е с ударением)

- Что же такое ударение? ( Часть слова, которая произносится с большей силой голоса)

- Итак, мы узнали , что такое ударение. Но главные ворота замка до сих пор закрыты.

Физкультминутка.

На дверях висит замок, (сомкнуть руки в “замочек”)

Кто открыть его не смог? (вытянуть руки с “замочком” вперед)

Мы замочком постучали, (постучать “замочком” по столу)

Мы замочек повертели, (повертеть “замочком” вправо-влево)

Мы замочек покрутили, (покрутить “замочком” к себе – от себя)

И открыли! (разомкнуть руки)

Слайд 12

Давайте снова посмотрим на наши картинки , слова и схемы. Помните, мы сказали, что эти два слова очень похожи, но предметы они обозначают совершенно разные. Что же нам помогает не спутать эти слова?

Давайте попробуем определить ударение в словах. ЗАМОК, ЗАМОК.

Учитель предлагает детям попробовать слова «позвать» к себе, произнося нараспев.

- Какой слог выделяли голосом в первом слове? Во втором слове?

- Какой вывод можем с вами сделать? (Чтобы понять значение слова, его нужно прочитать правильно, с ударением.)

D:\Natalia\ЖОНКИНА ПИСАНИНА\57816583_1.jpg

D:\Natalia\ЖОНКИНА ПИСАНИНА\lock_shlp1.gif

- Ребята , а как вы думаете, как называют слог, который мы выделяем голосом при произнесении? Правильно, его называют ударным. Ударение на схеме будем обозначать так: .

Мы в слове слог ударный

Найдем элементарно.

А когда его найдем,

Громче всех произнесем.

Самооценка выполнения работы на индивидуальных листах.

  1. Закрепление изученного Слайд 13

- Посмотрите, вот и открылись ворота замка. И навстречу нам пожаловал сам волшебник Ударение. Он рад, что мы посетили его и надеется, что вы все научитесь им правильно пользоваться.

- Волшебник Ударение очень любит играть в прятки. Давайте будем очень внимательными и постараемся найти его в каждом слове.

Слайд 14

Картинки: лиса, собака, кот, лошадь, волк, медведь, корова, жеребенок.

Задания : 1. разделить слова на слоги ( работа в парах)

2. постановка ударения, определение ударного слога ( коллективная работа)\

- Давайте посмотрим на то, что у нас получилось, сделайте вывод, какой слог в слоге может быть ударным?

- Сколько слогов может быть в слове?

- Сколько ударных слогов бывает в слове? ( в слове бывает только одно ударение, независимо от того, сколько в нем слогов)

Самооценка выполнения работы на индивидуальных листах.

  1. Подведение итогов. Рефлексия

- Вот и пришло время покидать этот удивительный остров. Но волшебник Ударение теперь будет приходить к нам в гости очень часто.

- Давайте вспомним, какие тайны нам открыл волшебник Ударение. Чему вы научились на таинственном острове?

Закончите предложение: Слайд 16

Сегодня я узнал…

Сегодня я научился…

На уроке мне было легко…

Пока мне трудно…

Приложение

Листок самооценки____________________

1

D:\Natalia\ЖОНКИНА ПИСАНИНА\Артикуляционная азбука\а_0009 - копия.jpg

СО

4

Пр

2

D:\Natalia\ЖОНКИНА ПИСАНИНА\картинки\clip3557.jpg

СО

5

D:\Natalia\ЖОНКИНА ПИСАНИНА\lock_shlp1.gif

D:\Natalia\ЖОНКИНА ПИСАНИНА\57816583_1.jpg

П

3

.

Т

6

Т

На каждой из оценочных палочек в соответствии с этапом урока учащимся ставится отметка вверху, посередине, внизу.

СО – выполнение задания соответствуют образцу (точно соответствует образцу, есть ошибки, не соответствует образцу)

Т – точность выполнения задания (выполнил точно, сомневаюсь, не выполнил)

Пр – слова на слоги разделены правильно ( ошибок не было, 1 ошибка, не справился)

П – понял новый материал ( все понятно, не все понятно, не понял)

infourok.ru

Серия уроков по русскому языку по теме «Ударение» в 1 классе.

Образовательная технология «Достижение прогнозируемых результатов» Разработанная тема направлена на реализацию новых образовательных стандартов. УМК содержит: карту темы, где во взаимосвязи даны все понятия и действия, которые составляют целостную систему знаний и умений по данной теме; процедурное описание всех изучаемых в теме действий; итоговую дифференцированную по уровням сложности работу; срезовые работы, которые задают систему промежуточных целей; систему упражнений, ориентированную на поэтапно-пошаговое качественное и эффективное быстрое формирование умений и подготовку к написанию итоговой работы, на развитие способностей учащихся и многое другое. Такая проектная деятельности учителя создает систему информационно-деятельностного пространства, ориентированного на эффективное учение каждого обучающегося и реализующего соответствующие требования ФГОС. Используя эту систему, учитель проектирует образовательный процесс через систему учебных занятий. Русский язык. 1 класс Тема: «Ударение» Основные обобщённые, прогнозируемые результаты изучения темы: 1. Дети знают: а) что такое «ударные» и «безударные» гласные, «проверочное» слово; б) что в односложных словах и в словах с буквой – ё - ударение не ставят; 2. Умеют выделять безударные слоги в словах. 3. Умеют правильно писать слова с безударными гласными в слабых позициях – без ударения. 4. Умеют находить ошибки в написании слов с безударными гласными. Количество уроков по плану: 7 Количество срезовых работ: 6 Итоговая работа Упражнения первого уровня Упражнения второго уровня Упражнения третьего уровня 1. Поставь знак ударения в словах. Подчеркни буквы, обозначающие безударные гласные звуки. Река, цветок, берег, сосна, вода, мяч, весёлый. 2. Выпиши слова, в которых не надо ставить знак ударения: Кот, сомы, рот, деревья, лещ. 3. Подбери проверочные слова (измени количество предметов), вставь безударные гласные. … - м…сты, … - д…жди, … - з…мля, … - ч…сы. 4. Найди ошибки в словах, напиши правильно. Зема, сланы, краты, следы. Диктант. Я иду по тропе. Снежный ком упал с дерева. Под стволом сосны щель. Туда ведут следы зайца. Таблица взаимосвязи прогнозируемых результатов учения школьников № заданий итоговой работы Уроки по теме Первый уровень Второй уровень Третий уровень Срезовые работы 1 2 3 4 5 №1 Ударные и безударные слоги. 1 2’ №1 №2 Ударение. Смысл слова. 2’ №2 №3 Знак ударения в односложных словах и в словах с буквой «ё». 3 №3 №4 Безударные гласные. Проверочные слова. 4 №4 №5 Написание слов с безударными гласными. 5 №5 №6 Диктант. 6 №6 №7 Итоговая работа. Урок №1. Тема: «Ударные и безударные слоги» Прогнозируемые результаты урока Срезовая работа 1. В конце урока учащиеся знают: - что такое ударный и безударный слоги; - что знак ударения ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук. 2.Умеют: - определять ударный и безударный слоги; - ставить знак ударения в словах. Поставь знак ударения в словах. Подчеркни буквы, обозначающие безударные гласные звуки. Холод, дубки, стена, хлеба, поля. Тренировочные упражнения к срезовой работе. Упражнения первого уровня Коллективная работа Поставь знак ударения. Подчеркни буквы, обозначающие безударные гласные звуки. Мигнул, бежать, лепить, смотреть, летать. Полусамостоятельная работа Поставь знак ударения. Подчеркни буквы, обозначающие безударные гласные звуки. Коты, сомы, столы, бобы, кроты. Самостоятельная работа Поставь знак ударения. Подчеркни буквы, обозначающие безударные гласные звуки. Плоды, полы, кричать, молчать, играть. Урок №2. Тема: «Ударение. Смысл слова». Прогнозируемые результаты урока. Срезовая работа 1. В конце урока учащиеся знают, что смысл слова зависит от ударения. 2.Умеют ставить знак ударения в словах и определять смысл слова. Поставь знак ударения в выделенных словах, используя алгоритм. Стоит замок. Висит замок. У зайца два уха. Сварилась уха. Тренировочные упражнения к срезовой работе. Упражнения первого уровня Коллективная работа Поставь знак ударения в выделенных словах, используя алгоритм. В парке я видел белок. В яйце есть белок и желток. Мою подругу зовут Мила. Катя очень мила. Полусамостоятельная работа Поставь знак ударения в выделенных словах, используя алгоритм. В магазине продаётся ирис. В саду растёт ирис. В банке много икры. На ногах выступили икры. Самостоятельная работа Поставь знак ударения в выделенных словах, используя алгоритм. Золотая жила. Света жила в Москве. Десятичные дроби. Орехи дроби. Урок №3. Тема: «Знак ударения в односложных словах и в словах с буквой –ё» Прогнозируемые результаты урока Срезовая работа 1. В конце урока учащиеся знают: а) что знак ударения в односложных словах не ставится; б) –ё- всегда ударная; 2.Умеют находить слова, в которых знак ударения не ставят. Выпиши слова, в которых не надо ставить знак ударения. Жук, клюв, моряк, аквалангист, гриб, цыплёнок, хорёк, хвост, жёлтый. Тренировочные упражнения к срезовой работе. Упражнения первого уровня Коллективная работа Выпиши слова, в которых не надо ставить знак ударения. Фонарь, снегирь, рот, свёкла, окно, травка, зёрна, сон. Полусамостоятельная работа Выпиши слова, в которых не надо ставить знак ударения. Мороз, февраль, дом, звёзды, колхоз, сом, вёсла, мост. Самостоятельная работа Выпиши слова, в которых не надо ставить знак ударения. Вопрос, ответ, час, пёстрый, задача, юг, нёс. Урок №4. Тема: «Безударные гласные. Проверочные слова» Прогнозируемые результаты урока Срезовая работа В конце урока учащиеся умеют: - ставить ударение в словах; -выделять безударные гласные; -подбирать проверочные слова. Подбери проверочные слова (измени количество предметов), вставь безударные гласные. … - г…ра, … - ст…на, … - тр…ва, … - з…рно. Тренировочные упражнения к срезовой работе. Упражнения второго уровня Коллективная работа Подбери проверочные слова (измени количество предметов), вставь безударные гласные. … - ск…ла, … - р…ды, … - л…сты. Полусамостоятельная работа Подбери проверочные слова (измени количество предметов), вставь безударные гласные. … - н…сы, … - зв…зда, … - …кно. Самостоятельная работа Подбери проверочные слова (измени количество предметов), вставь безударные гласные. … - эт…жи, … - ст…лбы, … - ст…лы. Урок № 5. Тема: «Написание слов с безударными гласными». Прогнозируемые результаты урока Срезовая работа В конце урока учащиеся умеют: правильно писать и находить ошибки в словах с безударными гласными. Найди ошибки в словах, напиши правильно: двары, бривно, каза, сова. Тренировочные упражнения к срезовой работе. Задания второго уровеняКоллективно Найди ошибки в словах, напиши правильно: шоги, стрела, чесло, халмы. ПолусамостоятельноНайди ошибки в словах, напиши правильно: змия, даска, перо, маря. Самостоятельно Найди ошибки в словах, напиши правильно: грочи, врачи, краты, хлиба. Урок № 6. Тема: Диктант. Прогнозируемые результаты урока Срезовая работа В конце урока учащиеся умеют: правильно писать слова с безударными гласными. Диктант. Мы идём по траве. Кругом цветы. Гудят шмели. На цветок села пчела. Тренировочные упражнения к срезовой работе. Задания третьего уровня Коллективно Диктант. Наступила зима. На сосне сидят птицы. Я сыплю им зерно. Зимой птицы голодают. ПолусамостоятельноДиктант. Кругом поля. Там растут хлеба. Рядом сады. В кустах весело поют чижи и дрозды. Самостоятельно Диктант. У школы гора. Весь день на горе толпа детей. Стрелой летят санки по снегам. Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов презентации: Русский язык 1 класс Тема: «Ударение» Учитель: Дудко Наталья Михайловна Основные обобщённые, прогнозируемые результаты изучения темы: 1. Дети знают: а) что такое «ударные» и «безударные» гласные, «проверочное» слово; б) что в односложных словах и в словах с буквой – ё - ударение не ставят; 2. Умеют выделять безударные слоги в словах. 3. Умеют правильно писать слова с безударными гласными в слабых позициях – без ударения.4. Умеют находить ошибки в написании слов с безударными гласными. Количество уроков по плану: 7 Количество срезовых работ: 6 Урок №1. Тема: «Ударные и безударные слоги» Прогнозируемые результаты урока:1. В конце урока учащиеся знают: - что такое ударный и безударный слоги; - что знак ударения ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук. 2.Умеют: - определять ударный и безударный слоги; - ставить знак ударения в словах. Карта темы Ударение действия понятия ударения знака постановка прошлые буквы ударные гласные безударные звуки Сколько букв в русском алфавите? Какие бывают звуки? Как определить количество слогов в слове? Какие бывают слоги в словах в зависимости от ударения? Это деревушка Ударная. Её жители ударные труженики. Почему они бьют молоточками? По каким буквам они бьют молоточками? Замок Замок Купив жене кольцо в подарок, Сэр Генри возвращался в замок. Ворота он открыть не смог: Дворецкий поменял замок. Что такое ударение? Произнесите слова, выделяя ударение. Ударение - это выделение голосом одного из слогов в слове. На письме ударение обозначают так: парта.Слог, где гласный под ударением называется ударным. Как называется слог, где нет ударения… безударный Ударный слог, ударный слог,-Он назван так недаром…Эй, невидимка – молоток,Отметь его ударом!И молоток стучит, стучит,И чётко речь моя звучит. Коллективная работа Поставь знак ударения. Подчеркни буквы, обозначающие безударные гласные звуки. Мигнул, бежать, лепить, смотреть, летать. Как определить ударную гласную в слове? Полусамостоятельная работа Поставь знак ударения. Подчеркни буквы, обозначающие безударные гласные звуки. Коты, сомы, столы, бобы, кроты. Работа в паре. Взаимопроверка. Самостоятельная работа Поставь знак ударения. Подчеркни буквы, обозначающие безударные гласные звуки. Плоды, полы, кричать, молчать, играть. Сравни с образцом и оцени свою работу. Срезовая работа Поставь знак ударения в словах. Подчеркни буквы, обозначающие безударные гласные звуки. Холод, дубки, стена, хлеба, поля. Помоги ударным труженикам выполнить задание. Молодцы! Спасибо за урок! Тема 2: «Ударение. Смысл слова». Прогнозируемые результаты урока.В конце урока учащиеся знают, что смысл слова зависит от ударения. Умеют ставить знак ударения в словах и определять смысл слова. ЗАМОК ЗАМОК Сравните слова. Что вы видите? Одинаковые ли предметы называют эти слова? - это…. - это…. Одинаково произносятся эти слова? Иногда ударение меняет значение слова. Ударение над гласным может сделать слово ясным! Кружки Кружки Из теста сделали кружки. Из них слепили пирожки, Компот налили в кружки: - Отведайте, подружки! Белки Белки На ветку дубаСели белки, Устроив в роще посиделки. Шеф-повар просит нас: «Сынки! Для торта сбили бы белки!» Процедура определения ударной гласной в слове Прочитай слово↓Представь то, что оно обозначает↓Определи его смысл↓Раздели его на слоги↓Прочитай с интонацией (позови)↓Поставь знак ударения↓Подчеркни безударные гласные слово↓смысл↓слоги↓интонация↓ударение↓подчеркни безударные гласные Коллективная работа Поставь знак ударения в выделенных словах, используя алгоритм. В парке я видел белок. В яйце есть белок и желток.   Мою подругу зовут Мила. Катя очень мила. Для чего в слове необходимо ударение? Полусамостоятельная работа Поставь знак ударения в выделенных словах, используя алгоритм. В магазине продаётся ирис. В саду растёт ирис.   В банке много икры. На ногах выступили икры. Работа в паре. Работа в паре Расскажи алгоритм определения ударной гласной своему соседу. Затем поменяйтесь ролями. Самостоятельная работа Поставь знак ударения в выделенных словах, используя алгоритм. Золотая жила. Света жила в Москве.   Десятичные дроби. Орехи дроби. Сравни с образцом и оцени свою работу. Срезовая работа Помоги жителям деревушкивыполнить задание. Поставь знак ударения в выделенных словах, используя алгоритм. Стоит замок. Висит замок. У зайца два уха. Сварилась уха. Молодцы! Спасибо за урок! Тема 3: «Знак ударения в односложных словах и в словах с буквой –ё» Прогнозируемые результаты урока.1. В конце урока учащиеся знают: а) что знак ударения в односложных словах не ставится; б) –ё- всегда ударная; 2.Умеют находить слова, в которых знак ударения не ставят. Работы у жителей хоть отбавляй, только успевай – постукивай. Устали жители и попросили два выходных, т. е. два случая, когда ударение в словах ставить не надо.  Ударение не ставят в словах с буквой ё Груша, вишня, слива, берёза Дача, кот, домик, крыша Ударение не ставят в односложных словах «Найди лишнее» Когда ударение не ставят в словах? Коллективная работа Выпиши слова, в которых не надо ставить знак ударения. Фонарь, снегирь, рот, свёкла, окно, травка, зёрна, сон. Когда в словах не ставят ударение? Рот, зёрна, свёкла, сон. Полусамостоятельная работа Выпиши слова, в которых не надо ставить знак ударения. Мороз, февраль, дом, звёзды, колхоз, сом, вёсла, мост. Работа в паре. Сравни с образцом Дом, звёзды, сом, вёсла, мост. Когда ударение не ставят в словах? Самостоятельная работа Выпиши слова, в которых не надо ставить знак ударения. Вопрос, ответ, час, пёстрый, задача, юг, нёс. Сравни с образцом и оцени свою работу. Час, пёстрый, юг, нёс. Срезовая работа Выпиши слова, в которых не надо ставить знак ударения. Жук, клюв, моряк, аквалангист, гриб, цыплёнок, хорёк, хвост, жёлтый. Молодцы! Спасибо за урок! Тема 4: «Безударные гласные. Проверочные слова» Прогнозируемые результаты урока. В конце урока учащиеся умеют: - ставить ударение в словах; -выделять безударные гласные; -подбирать проверочные слова. Прочитайте предложение. Какие слова звучат одинаково? Несет меня лиса, за темные леса! Что обозначает слово ЛИСА? Что обозначает слово ЛЕСА? лиса леса лисы лес Как на писаны эти слова? Что произошло? Как можно проверить? Изменить форму слова: один-много Карта темы Ударение действия понятия ударения знака постановка прошлые новые буквы ударные гласные безударные звуки проверочное слово Коллективная работа Подбери проверочные слова (измени количество предметов), вставь безударные гласные. … - ск…ла, … - р…ды, … - л…сты. Если в слове гласный звук Вызвал вдруг сомнениеТы его немедленно Ставь под ударение! Полусамостоятельная работа Подбери проверочные слова (измени количество предметов), вставь безударные гласные. … - н…сы, … - зв…зда, … - …кно. Сравни с образцом Нос - носы, звёзды - звёзда, окна - окно. Самостоятельная работа Подбери проверочные слова (измени количество предметов), вставь безударные гласные. … - эт…жи, … - ст…лбы, … - ст…лы. Сравни с образцом и оцени свою работу. Этаж - этажи, столб – столбы, стол - столы. Срезовая работа Подбери проверочные слова (измени количество предметов), вставь безударные гласные. … - ск…ла, … - р…ды, … - л…сты. Молодцы! Спасибо за урок! Тема 5: «Написание слов с безударными гласными» Прогнозируемые результаты урока. В конце урока учащиеся умеют: правильно писать и находить ошибки в словах с безударными гласными. Коллективная работа Найди ошибки в словах, напиши правильно: шоги, стрела, чесло, халмы. Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с безударной гласной? Шаги, число, стрела, холмы. Полусамостоятельная работа Найди ошибки в словах, напиши правильно: змия, даска, перо, маря. Сравни с образцом Змея, доска, перо, моря. Работа в паре. Самостоятельная работа Найди ошибки в словах, напиши правильно: грочи, врачи, краты, хлиба. Сравни с образцом и оцени свою работу. Грачи, врачи, кроты, хлеба. Срезовая работа Найди ошибки в словах, напиши правильно: двары, бривно, каза, сова. Молодцы! Спасибо за урок! Тема 6: «Диктант» Прогнозируемые результаты урока. В конце урока учащиеся умеют: правильно писать слова с безударными гласными. Коллективная работа Диктант. Наступила зима. На сосне сидят птицы. Я сыплю им зерно. Зимой птицы голодают. Полусамостоятельная работа Диктант. Сравни с образцом Кругом поля. Там растут хлеба. Рядом сады. В кустах весело поют чижи и дрозды. Кругом поля. Там растут хлеба. Рядом сады. В кустах весело поют чижи и дрозды. Самостоятельная работа Диктант. Сравни с образцом и оцени свою работу. У школы гора. Весь день на горе толпа детей. Стрелой летят санки по снегам. Срезовая работа Диктант. Мы идём по траве. Кругом цветы. Гудят шмели. На цветок села пчела. Молодцы! Спасибо за урок!

educontest.net

Урок грамоты "Слог и ударение". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Тема: Игрушки. Понятие о слоге и ударении (урок-закрепление).

Цели:

  • активизация навыков устной связной речи;
  • упражнения в делении слов на слогах и в определении ударения в словах;
  • воспитание бережного отношения к игрушкам.

Оборудование: учебник «Букварь»  П.П. Борисов, магнитная доска, предметные  рисунки – шар, кукла, дудочка, корова, собака.

ХОД УРОКА

1. Организационная часть

2. Дыхательное упражнение «Свеча»

Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте  перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

1) Фонетическая зарядка (прием звукоподражания)

– Как воздух выходит из шара? (С-с-с) – Как дудят в дудочку? (Ду-ду-ду) – Как поют песенку без слов, если укладывают спать куклу? (Ля-ля-ля). – Как мычит корова? (Му-у-у). – Как рычит собака?  (Р-р-р).

2) Артикуляционная работа  с-ш, т-д, п-б.

3. Обобщение пройденного материала

– Из чего состоят предложения? (Предложения состоят из слов). – На что можно разделить слова? (На слоги). – Что такое  ударение? (Один из слогов произносится с большей силой голоса и более протяжно).

Делается вывод: Наша речь состоит из предложений. Предложения делятся на слова. Слова можно разделить на слоги. Один из слогов произносится с большей силой голоса и более протяжно. Отмечается знаком ударения.

Учитель схематично рисует на доске.

На доске вывешивается рисунки: шар, дудочка, кукла, корова, собака.

– Перечислите предметы, изображенные на картинках. – На какие две группы можно разбить предметы?  (Домашние животные и игрушки). – Назовите только игрушки. (Шар,  дудочка, кукла).

4. Формирование практических умений

– Учащиеся устанавливают  слоговой состав слов, ставят ударение. (Дудочка, шар). – Чем мы займемся  сегодня на уроке? (Мы будем делить слова на слоги, найдем ударный слог в словах, составим предложения). – Назовите слова, состоящие из трех слогов? (Дудочка, корова, собака). – Какой слог ударный? (В слове дудочка – ударный 1 слог). – Назовите слово, которое состоит из двух слогов?  (Кукла) – Какой слог ударный? (В слове кукла  ударный 1 слог)

5. Игра «Аукцион»

Подобрать как можно больше слов по схеме.

6. Физминутка

(Дети  воспроизводят движениями).

Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем, Мы кружимся потом. Мы топаем  ногами:  топ-топ-топ. Мы руки опускаем: хлоп-хлоп-хлоп.

7.  Работа по учебнику с.10

– По предметным картинкам букваря, проводится коллективная беседа на тему «Игрушки». – Слоговой  анализ слов:  шар, мяч, кубик, барабан, машина. – Почему под рисунками, на которых изображены кубик, кукла  схемы одинаковые?  (Слова состоят из двух слогов и первый слог обеих словах ударный).

Игра «Чудесная  коробка»

Вызванный учащийся достает   из  коробки    рисунок и составляет предложение.

8.  Повторение стихотворения «Мячик»

Наша Таня громко плачет. Уронила в речку мячик, Тише, Танечка, не плачь, Не утонет в речке мяч.

Игра «Кто внимательный»

– Я буду называть слова, если знак ударения не нужно ставить, вы топаете ножками. Если знак ударение нужно ставить, вы  хлопаете в ладошки.

Замок, стол, ежик, летит, мяч, большой, стол, стул,  луна, сидит, ловит.

9. Составление рассказа  по теме «В детском саду»

Предложения соотносятся со схемами.

– Беседа о бережном отношении к игрушкам ( учащиеся отвечают на вопросы  учителя).

10. Итог урока. Рефлексия

– Какие знания приобрели на уроке? – Что было самым интересным?  Почему? – Были ли затруднения?  В чем?

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект урока для 1 класса "Ударение"

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Коммунальное государственное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 40»

Разработка интегрированного урока по обучению грамоте

1 класс

Тема «Ударение»

Автор

учитель начальных классов

Фролова Г.А.

г. Семей

Тема урока: ”Ударение ”

Цель: совершенствовать умение различать в слове ударный слог, опираясь на лексическое значение слова, показать, что от ударения зависит смысл слова, когда не надо ставить ударение,    убедить в значимости правильной постановки ударения в словах.

  Задачи:

1) учить правильно ставить ударение в словах, правильно делить слова на слоги;

2) развивать речь учащихся, навыки быстрого осознанного чтения, навыки каллиграфического письма;

3) воспитывать любовь и уважение к родному краю, коммуникативные качества:

        умение слушать,

        умение слышать друг друга и учителя,

        учить вести учебный диалог.

Оборудование: интерактивная доска; предложения и слова, записанные на карточках На берегу реки стоял замок. На его воротах висел замок.; рюкзак, знания, карта; текст на карточках «Как вырастить свою ёлочку или сосёнку»; учебник «Родное слово» для 1 класса; тест для каждого учащегося на карточке.

Ход урока

 Оргмомент (Слайд № 1)

Мы приветствуем гостей, дорогих учителей,

Всех знакомых, незнакомых, и серьезных, и веселых.

Вы здороваетесь как? А садитесь тихо как?

Настроение, какое?

- А я вам желаю интересных открытий на уроке, умных вопросов и грамотных ответов.

-         Ребята, сегодня на уроке мы с вами вновь отправляемся в путешествие. Во время путешествия мы с вами будем учиться правильно ставить ударения в словах, узнаем, зависит ли от ударения смысл слова, узнаем кое - что новое о родном крае. А что это за путешествие, вы узнаете немного позже!

-         Сейчас ответьте на мои вопросы, а точнее продолжите высказывания:

* речь бывает… (устная и письменная)

* речь состоит… (из предложений)

* предложения состоят из… (слов)

* слово можно разделить на … (слоги)

* слоги бывают: (ударные и безударные)

* слог, который произносится более протяжно…(ударный)

1.     Постановка проблемы

 - Прочитайте и подумайте, что записано у меня на доске?

На берегу реки стоял замок. На его воротах висел замок.

-         Что заметили особенного в этих предложениях?

-         Какие слова схожи по написанию?

-         Чем они различаются?

-         Можете ли вы ответить на вопрос: зачем слову ударение?

-         Чтобы убедиться в правильности своих предположений мы отправляемся в путешествие. А что берут с собой люди, отправляющиеся в поход?

(рюкзак, знания, карта)

-         Эти слова (отпечатаны на карточках) разберите на слоги и поставьте ударение.

-         Ну что ж, задания выполнены, тогда – вперед!

 2.     Работа с применением ИКТ.

-     В дороге нам помогут Слоговичок и Ударение. (Слайд № 2)

-   А отправляемся мы в НАШ РЕЛИКТОВЫЙ ЛЕНТОЧНЫЙ БОР! Это бор единственный в мире, кроме востока Канады, сохранившийся со времени таяния всемирного ледника. Учёные исчисляют его возраст примерно в 20 млн. лет. (Слайд № 3,4)

- Перед вами карта, по которой мы будем путешествовать. (Слайд № 5)

Рассмотрите её. Но прежде, чем отправиться в путешествие, люди проходят обучение. Вот и мы с вами сейчас пришли на курсы, которые называются «Знать полезно». Давайте прочтём текст, который лежит у вас на парте. Прочитав его, вы узнаете много нового и интересного. Называется он – «Как вырастить свою ёлочку или сосёнку»

Как вырастить свою ёлочку или сосёнку

Для того чтобы вырастить свою ёлочку или сосенку, нужно собрать зимой шишки, положить их в духовку и нагреть до пятидесяти градусов. Тогда семена выспевают и вылетают из шишек. Затем семена высаживаются сначала в горшочек, потом в грунт. Росток должен появиться уже через две недели. Поливать хвойное дерево нужно два раза в день.

Сосна не любит прямых солнечных лучей, поэтому лучше высаживать ее на улицу, на теневую сторону.

Работа по тексту.

- Когда нужно собирать шишки для того, чтобы вырастить свою ёлочку? (зимой)

- Где их нужно прогреть? (в духовке)

- Куда сначала садят семена? (в горшочек), а затем? (в грунт)

- Молодцы. В путь. (Слайд № 5)

 3.    Минутка чистописания. «Через горы, реки и долины…»

- Итак, первое задание на внимание. Вам предстоит перебраться «через горы, реки и долины…» (Слайд № 6)

-       Откройте тетради, запишите   число. А теперь я буду диктовать, какое препятствие вам встретилось на пути, а вы рисуете данный значок. Помните, что продолжит путь самый внимательный и старательный. А еще не забывайте помогать другу в беде!

-Местность нашего края не везде ровная, на пути встречаются холмы и возвышенности, а также равнины и даже водоёмы – речки и озёра.

- Первое препятствие - холмы

- Затем, извилистая речка

4. Отдохнём. Разминка. (Загадки) - Закончили! Здорово! Ребята, в нашем бору можно встретить животных, а каких, сейчас вы узнаете, отгадав загадки.

Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный? (Волк) (Слайд № 7)

Летом катится клубок,

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами (Ёж) (Слайд № 8)

Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (Лось) (Слайд № 9)

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт. (Лиса) (Слайд № 10)

5.    Посмотрим карту. (Слайд № 11) Следующая остановка «На привале» (Коллективная работа)

- Молодцы! С предыдущим заданием справились на отлично!

-         После такого трудного пути необходимо и отдохнуть. (Слайд № 12)

-         Помогите найти слова, обозначающие то, что можно съесть на привале.

Разделите их на слоги и поставьте ударение. Какой слог по счёту ударный? Назовите его.

Кашарыбабаранкамышка

Дети находят слова, делят их на слоги, затем записывают в тетради и на доске.

Ка-ша, ры-ба, ба-ран-ка

Давайте составим и запишем предложение со словом рыба.

6. Физминутка «Ромашковое поле» (Слайд № 13)

Редко можно встретить растущие ромашки в бору, но иногда это бывает.

Отдыхаем.

Карта (Слайд № 14)

 7.     «Каждый сам». Работа по учебнику. Самостоятельная работа. (Слайд № 15)

Откройте учебник Родное слово на стр. 135, упражнение № 7

- Прочитайте задание. Давайте вспомним, в каких случаях ударение в словах не ставится. (Если в слове есть гласная буква ё)

Спишите самостоятельно, поставьте в словах, где нужно ударение.

Проверка.

8. Положи в рюкзачок (Слайд № 16)

- Путешествие наше подходит к концу. И в заключении всегда подводится итог проделанной работе. Вот и мы сейчас подведём итог нашей работе, выполнив тест.

 9. Подведение итогов урока.

 -         Понравилось ли вам наше сегодняшнее путешествие?

-         Что больше всего запомнилось?

-         Какое задание было самым трудным? Самым интересным?

10. Домашнее задание Упр. 5, стр. 134

Тест

  1. В слове столько слогов, сколько:

А. Гласных

Б. Согласных

  1. Слог, который произносится сильнее, называется:

А. Ударный

Б. Безударный

  1. От правильной постановки ударения значение слова:

А. Зависит

Б. Не зависит

Использованная литература:

  1. Дакишев Б. Сказки, которые рассказала мама. Усть-Каменогорск, 1990.

  2. Злобина Т.А. Из опыта работы по русскому языку. Москва. Просвещение 1974 г.

  3. Ковальчук В.И. Игровой модульный курс

  4. Лухтанов А. «Медвяная роса»// «7 дней», 2003. 10.17.

  5. Лухтанов А.Г. «В Бухтарминской уреме»// «7 дней», 2003, №50 – 56.

  6. Лухтанов А.Г. Лесная пристань. Алма-Ата: «Кайнар», 1985.

  7. Нетисов В. Узелки. Усть-Каменогорск: Изд. ВКГУ, 2002.

  8. Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах. Москва. Просвещение 1987г.

  9. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра: русский язык. Ярославль: «Академия развития», 1998.

  10. Текучёв А.В. Методика русского языка в средней школе. Просвещение 1980 г.

  11. Щербаков Б. Охота за буквами. Усть-Каменогорск, 1996.

  12. Щербаков Б. Птицы за окном. Усть-Каменогорск, 1996.

Для презентации:

Музыка

http://www.startvocal.ru/load/detskie_minusovki/5 - «Белая ромашка», «Убежало молоко», «Грязнуля», «Три пингвина»

Картинки

http://www.samurai-bengal.ru/frm/index.php?topic=65.165 – пчелки

http://www.welldes.com/animation.htm - цыпленок

http://fantasyhttp://www.snow.alvas.ru/Gify/cat_link.gif - кот прыгает и хлопает в ладоши

http://www.sadmoy.ru/_ph/12/784283350.jpg - фон ромашковое поле

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/2/24/452/24452432_24133907_untitledrf.jpg - ромашка

http://fantasyflash.ru/anime/index.php?kont=kitty&n=5 –котик в синем

http://i026.radikal.ru/0803/cb/945680428452.gif - девочка в очках

http://i63.ltalk.ru/11/52/5211/80/285780/439519_3050594.gif - мальчик танцует

http://i63.ltalk.ru/11/52/5211/84/285784/439530_3050586.gif - боксер

http://i63.ltalk.ru/11/52/5211/85/285785/439533_3050603.gif - репер

http://i63.ltalk.ru/11/52/5211/86/285786/439534_3050590.gif - девочка на платформе

http://www.welldes.com/content/0/read50.html - пингвины

http://gsmnet.ru/anime/anime/anime_41.htm - смайлики

http://www.topglobus.ru/skin/smile/s8855.gif - смайлик танцует

http://imhobest.in.ua/uploads/posts/2009-06/thumbs/1245976239_1245962733_abs_v-2.jpg - фон разноцветный

http://img-eburg.fotki.yandex.ru/get/31/jenek138.79/0_14e5f_9d22a228_XL - синий фон

http://s13.radikal.ru/i186/1001/b8/1ba5dd84c273.jpg - инопланетянин

http://i48.photobucket.com/albums/f223/HardStar_2008/vector-rainbow.jpg - фон с радугой

http://www.goldenone.ru/content/images/2008_09_20_03.jpg - оранжево-зеленый фон с бабочками

globuss24.ru


Смотрите также