Урок «Гласные в суффиксах – ик и – ек». Упражнения на суффикс ек ик


Конспект урока "Правописание суффиксов ЕК и ИК"

Конспект урока русского языка

Тема: Правописание суффиксов –ик, -ек

Учитель русского языка и литературы

Карабанова Алена Николаевна

Тема: Правописание суффиксов –ик, -ек

Цель: формирование умения правописания гласных в суффиксах –ек и -ик .

Планируемые результаты:

Предметные: содействовать формированию грамотного написания слов с суффиксами -ик-, -ек- (организовать наблюдение над словами, подвести детей к открытию способа проверки, способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания)

Личностные результаты: формировать уважительное отношение к мнению окружающих, способствовать воспитанию положительной мотивации к учению, развивать самостоятельность и личную ответственность за свои слова и действия, формировать представление о необходимости бережного отношения к животным.

Метапредметные:

Познавательные: умения структурировать знания, учиться делать выводы и обобщения; применять алгоритм; находить и выделять необходимую информацию.

Регулятивные: умение планировать своё время на уроке, самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; выполнять действия по намеченному плану; контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения; участвовать в паре и в работе группы, сотрудничать в совместном решении проблемы; учитывать разные мнения, высказывают своё собственное, аргументировать его.

Формы организации познавательной деятельности:  поисковая, групповая, индивидуальная, фронтальная.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД и технология оценивания

Слайды презентации

I. Орг.момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Р Регулятивные УУД:

Умение организовывать рабочее место.

2. Повторение.

Ребята, скажите , пожалуйста, какую часть речи мы изучали на протяжении нескольких уроков? (Имя существительное)

Прежде чем перейти к новой теме, мы с вами повторим, что мы знаем об имени существительном.

На ваших партах лежат листочки с заданием «Найди верное утверждение». На слайде так же представлено это задания. Ребята обратите внимание на условные обозначения. Что обозначает стикер в правом верхнем углу экрана? (отведенное на работу время), кнопка «Старт» - таймер.

Смотрим задание: Ваша задача указать верное утверждение. Правильный ответ отметить галочкой. Время выполнения -2 минуты. Запускается таймер.

Давайте проверим ваши ответы. Внимание на экран. Красным цветом выделены правильные ответы. Сейчас мы с вами должны оценить себя. Критерии выставления оценки за данное задание представлены на стикере. Баллы выставляются на протяжении всего урока, в конце будут подведены итоги).

Ответы учащихся оцениваются в баллах. Ребята оценивают свою работу.

Ученики отвечают

Ученики выполняют задание на карточке

Ученики проверяют и оценивают свою работу

Регулятивные УУД

1. Умение планировать своё время на уроке

2.Организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

3. Умение оценивать свою деятельность.

hello_html_11b7a90e.png

hello_html_m2e1c8bcf.png

3. Разминка

Обратите внимание на слайд. Даны слова. Подумайте к какой части речи эти слова относятся? (К имени существительному). Укажите от каких слов образованы слова и с помощью какой морфемы. (Суффикс).

Ребята, а что вы уже знаете о суффиксе? (Суффикс – это наименьшая значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов).

Ученики отвечают на вопросы учителя

Коммуникативные УУД:

1. Умение вести диалог

2. Умение высказывать предположения.

hello_html_m1c6c9463.png

4. Введение в тему урока

Показ видеофрагмента из мультфильма «В стране невыученных уроков». Главный герой - Виктор Перестукин не может открыть замочек ключиком, так как не знает правила. Просмотр видеофрагмента.

Просмотр видеофрагмента

Познавательные УУД

1.Умение анализировать, строить логические рассуждения.

2. Умение высказывать предположения на основе наблюдений.

3. Умение формулировать тему и цель урока.

hello_html_174b0dbe.png

hello_html_7fe84434.png

hello_html_m250d6cf8.png

hello_html_m57f5892c.pnghello_html_c88553d.png

hello_html_mbef646.pnghello_html_m16fc08d5.png

hello_html_36a38c57.png

hello_html_m78663cc0.png

hello_html_m5b32d8ba.png

hello_html_47e82293.png

5. Открытие нового знания

6. Первичное закрепление нового знаний, развитие умений

7. Повторное закрепление

8. Подведение итогов урока

9. Рефлексия

10.Выдача ДЗ

- Ребята, скажите, пожалуйста, почему Виктор Перестукин растерялся при ответе на вопрос, какую гласную букву нужно ставить в суффиксе? (Он не знал правила). А можете вы помочь мальчику поставить в суффиксе нужную гласную букву? (Не можем, потому что не знаем правила).

- Попробуйте сформулировать сами тему урока. (Правописание гласных в суффиксах – ек- и – ик-).

-Ребята, а зачем и с какой целью мы должны изучить данную тему? (Научиться правильному написанию гласных в суффиксах –ЕК- и –ИК-).

Чтобы узнать, какие гласные пишутся в суффиксах –ЕК- и –ИК-, нужно прочитать правило. А где вы его сможете найти? (В учебнике). Учащиеся в парах изучают новое правило и выполняют задание: по опорным словам записывают ключевое правило. Записанное правило чётко проговаривают друг другу. Время выполнения – 5 минут. Запускается таймер. Учащиеся проверяют задание, в баллах оценивают свою работу.

А теперь проведем эксперимент. Узнаем, как работает наше правило. Поможет ли оно Виктору Перестукину правильно написать гласные в суффиксах – ЕК и – ИК- и открыть волшебный замочек.

На доске записаны два слова: ЗАМОЧ..К и КЛЮЧ..К.

Учащиеся, пользуясь правилом, склоняют их по падежам и делают выводы (если гласная в суффиксе выпадает, то пишем – ЕК-, если не выпадает, то пишем –ИК-).

Посмотрим, как с этим заданием справился Виктор Перестукин( просмотр видеофрагмента)

Проговорим изученное. Ещё раз ребята повторяют правило.

Физкультминутка. Разминаем пальчики.

Выполним упражнение 299. (учащиеся выполняют упражнение письменно). Запускается таймер. Время выполнения задания - 5 минут. Учащиеся обмениваются тетрадями друг с другом. Верно выполненное упражнение представлено на слайде. Ребята проверяют работу соседа по парте и оценивают её в баллах, объясняют ошибки и их исправляют.

Фотодиктант.

Ребята, скажите, а зачем в нашей речи нужны такие суффиксы как – ЕК и – ИК-? (Ласково обращаться к окружающим).

Задание: назвать ласково животных, представленных на слайде, используя суффиксы –ЕК и –ИК- . Ребята называют ласково животных. ( Котик, львёночек, тигрёночек, зайчик, слоник).

Следующее задание: раскрыть скобки (устная работа). На доске записаны слова: РЕБЁНОЧ(Е/И)К, КЛУБОЧ( Е/И), ПЕСОЧ(Е/И)К, ЧЕРТЁЖ(И/К), ДЕНЁЧ(Е/И)К, ТЕЛЁНОЧ(Е/И)К.

Учащиеся раскрывают скобки ( РЕБЁНОЧЕК, КЛУБОЧЕК, ПЕСОЧЕК, ЧЕТРЁЖИК, ДЕНЁЧЕК, ТЕЛЁНОЧЕК).

Ребята, какую тему урока мы изучили с вами сегодня? (Правописание гласных в суффиксах –ЕК- и –ИК).

Рефлексия.

Сформулируйте свои знания на уроки, используя следующие слова:

-Сегодня я понял…

-У меня получилось…

-У меня вызвало затруднение…

-Теперь я знаю…

-Я не понял…

-У меня не получилось…

Подведём итоги. Ребята подсчитывают общее количество баллов за все задания, ставят себе оценку согласно критериям на доске.

Записывают Д/З: параграф 53, упражнение 300.

Фронтальная работа. Ученики отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся записывают в тетради тему урока.

Ученики работают с учебниками и персональными карточками.

Работа в тетрадях и на доске.

Физкульминутка

Работа в тетрадях

Работа в парах

Ответы на вопросы учителя.

Устная работа

Ответы на вопросы учителя

Коммуникативные УУД

1.Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Познавательные УУД

Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим)

Регулятивные УУД

1. Умение планировать своё время.

2. Умение оценивать свою деятельность.

Познавательные УУД

1.Искать пути решения проблемы.

2.Прогнозировать свою деятельность.

3.Умение анализировать, делать выводы.

Познавательные

УУД

1.Искать пути решения проблемы.

2.Уметь

анализировать, делать выводы.

Регулятивные УУД

1. Умение планировать своё время.

2. Умение оценивать свою деятельность.

Личностные УУД

1. Бережное отношение к природе

Познавательные

УУД

1.Искать пути решения проблемы.

2.Уметь

анализировать, делать выводы.

Регулятивные УУД

1. Умение планировать своё время.

2. Умение оценивать свою деятельность.

Регулятивные

УУД

Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения знаний.

Коммуникативные УУД

1.Свободно излагать свои мысли в устной форме.

2.Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные УУД

Уметь оценивать свою деятельность.

infourok.ru

Правописание суффиксов -ек, -ик

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • формирование представлений о правописании суффиксов -ик, -ек;
  • закрепить знания по изученным темам;
  • способствовать развитию речи, мышления, творческой активности;
  • воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование: картинка воробья, ключика, три ёлочки, домик, перфокарты со словарными словами, карточки со словами на одной стороне с пропущенными буквами, на другой стороне буквы вставлены, два конверта.

Ход урока

1. Эмоциональный настрой на урок

(Диалог учителя и учащихся)

– Дети, вам тепло? (Да!)

– В классе светло? (Да!)

– Прозвенел уже звонок? (Да!)

– Уже закончился урок? (Нет!)

– Только начался урок? (Да!)

– Хотите учиться? (Да!)

– Значит можно всем садиться!

2. Чистописание

  • (Запись даты и классной работы в тетрадь)
  • Письмо сочетаний оро, оло.
  • 3. Словарная работа

    (Каждому ребёнку раздаются перфокарты со словарными словами)

    Р…стения М…лина З…мляника К…ртофель Пш…ница М…рковь П…мидор Яб…локо Тр…мвай Тракт…тор Ст…лица Комн…та Кв…ртира Гор…д Д…ревня Т…варищ Ру…кий …тец Учит…ль Сев…р Н…ябрь М…роз …зык Уч…ник

    4. Постановка задачи:

    – Отгадайте загадку:

    Наступили холода. Обернулась в лёд вода. Длинноухий зайка серый Обернулся зайкой белым. Перестал медведь реветь: В спячку впал в бору медведь.

    Кто скажет, кто знает,

    Когда это бывает? (Зима)

    – Назовите однокоренные слова к слову зима. Разберите их по составу. (На доске)

    – А на чём можно передвигаться зимой? (На санках, на лыжах, коньках)

    – Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по зимнему лесу, в котором стоит прекрасный домик. Но дверь в него закрыта на замок, а ключик надо нам найти. Он спрятан на одной ёлочке, но на какой, мы не знаем. А чтобы ёлочка отдала нам ключ, надо выполнить задание (см. Рисунок 1)

    – Ребята, а кто знает как пишется ключ…к, дом…к?

    – Не будем гадать, а попробуем узнать.

    Итак: тема нашего урока – путешествия: “Правописание суффиксов -ик, -ек”

    5. Объяснение нового материала

    – Ребята, а какая птичка не улетает на зиму в тёплые края и всегда остаётся с нами? (Воробышек)

    – Бедный воробышек не знает, как пишется его слово и просит нас помочь ему. У него есть для нас подсказка. (Вывешивается картинка воробья, на доске написаны слова) (см. Рисунок 2)

    Блокнотик – нет блокнотика. Орешек – нет орешка. Веничек – нет веничка. Браслетик – нет браслетика.

    – Дети, какой вы можете сделать вывод о написании суффиксов –ек, -ик, глядя на подсказку?

    (Гласная е при изменении слова убегает, а гласная и при изменении формы слова остаётся)

    Чтение правила в учебнике.(с. 133)

    – Я хочу вам рассказать сказку про суффиксы – ик, – ек.

    Сказка

    В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они

    учились. Суффикс – ик был прилежным учеником, а его друг, суффикс –ек, был самым настоящим прогульщиком, вернее, к всегда оставался на месте, а е умудрялся улизнуть. Один раз, когда е опять убежал, учитель, суффикс – тель, решил с того дня считать е беглым гласным в суффиксе –ек.

    И сейчас, когда мы начинаем изменять форму слова с суффиксом – ек, гласная е всегда выпадает, становится беглым. Вот посмотрите: замочек – замочка – замочку, платочек – платочка – платочку.

    – Теперь мы можем сказать, как пишется слово воробышек? (Нет воробышка: гласная убежала, значит, пишется суффикс –ек.)

    – Молодцы, ребята, воробышек указывает нам дорогу, с какой ёлочки начинать поиски ключика.

    6. Закрепление нового материала

    А) Задание первой ёлочки называется “Два мешочка”.

    – Нам надо разложить слова в два мешочка. В первый мешочек положим слова с суффиксами –ек, а во второй – с суффиксами –ик. (На доске вывешены слова с пропущенными гласными, на обратной стороне правильное написание слова. Ребята называют правильное написание слов и отправляют в предполагаемые мешочки – конверты. На конвертах написаны суффиксы.)

    ГАЛСТУЧ…К, БРАТ…К, ВОПРОС..К, ГВОЗД…К, ОВРАЖ…К,

    ФАРТУЧ…К, БАРАШ…К, ДОЖД…К.

    – Под этой ёлочкой ключика не оказалось. Будем искать под другой.

    Б) Работа с учебником.

    Выполнение упражнений № 104, 105 стр. 131

    7. Физминутка

    Буратино потянулся, Раз нагнулся, Два нагнулся. Руки в стороны развёл, Ключик, видно, не нашёл. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.

    8. Выполнение упражнений на применение знаний

    – Вот наша следующая ёлочка с заданием.

    А) “Письмо по памяти с заданием”.

    (Пословицы написаны на доске)

    – Вставьте пропущенные буквы, объясните смысл пословиц и напишите их по памяти.

    Ключ…к сильнее замка.

    Крепкий ореш…к – сразу не раскусишь.

    – И с этим заданием мы справились, но и здесь ключика не оказалось. Осталась последняя ёлочка.

    Б) Списывание с заданием. “Зимой”

    – Вставьте пропущенные буквы и выделите грамматическую основу в каждом предложении.

    З…ма. Моро… запушил дерев…я сне…ком, а пру… зат…нул ле..ком. Гла…кий, сколь..кий лё… блестит на солнце. Володя и Миша взяли к…ньки и отправились на ул…цу.

    – Справились с заданием? (Проверка задания)

    – Открываем нашу ёлочку. Вот он наш ключик! (см. Рисунок 3)

    – Давайте откроем наш домик. (Открываются двери домика, а там написано слово МОЛОДЦЫ).

    (

    см. Рисунок 4)

    9. Итог урока

    – Понравилось вам путешествие по зимнему лесу?

    – Что обозначает выражение “беглая гласная”? (Это та гласная, которая при изменении формы слова исчезает)

    – Объясните, как определить какую гласную –е или –и писать в суффиксе существительных.(Если при изменении формы слова гласная убегает, то пишется суффикс –ек, а если при изменении формы слова гласная остаётся, то пишется суффикс –ик)

    10. Оценивание

    – Все сегодня хорошо поработали.

    – И в подарок каждому я подарю необычную раскраску с заданием. (см. Рисунок 5)

    11. Домашнее задание

    (стр. 133 упр. 110)

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Правописание суффиксов -ик , -ек. страница 3

    Оставьте только суффиксы. (слайд 7)

    *Пробное действие

    -Запишите данные слова , вставляя пропущенные буквы:

    Смел..сть

    Бел…нький

    Ваз…чка

    Ключ…к (слайд8)

    Замоч…к

    -В какой части слова пропущены буквы, объясните орфограммы.

    -Какие слова вызвали затруднения? Почему возникло затруднение? (слайд9)

    - В чём особенность этих слов? (слайд10)

    -Сформулируйте тему урока (слайд11)

    -Итак, чему мы научимся сегодня на уроке?

    Поставим цели, используя слова-помощники:

    -Узнаем….. (когда пишется суффикс –ек, -ик)

    -Научимся …(правильно писать слова с этими суффиксами)

    -Закрепим…(свои знания и умения)(слайд 12)

    1)Итак, мы не знаем, как правильно написать слова «ключик», «замочек». Витя Перестукин ,герой мультфильма «В стране невыученных уроков»,когда попал в эту сказочную страну, столкнулся с несговорчивой стражей . И прежде чем пройти, должен был правильно вставить пропущенные орфограммы. И тоже оказался перед выбором.(слайд13-14)

    Попробуем выяснить, как правильно написать данные слова.

    *Приём «Мозговой штурм» Парная работа (слайд15-16)

    Карточка №1

    Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс

    –ик– , а когда суффикс – ек–.

    hello_html_534fdfd4.pngЕсть арбузик – нет арбузика

    hello_html_534fdfd4.pngЕсть бантик – нет бантика

    hello_html_534fdfd4.pngЕсть барашек – нет барашка

    hello_html_534fdfd4.pngЕсть чулочек– нет чулочка.

    Карточка №2

    Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс     –ик– , а когда суффикс – ек–.

    hello_html_534fdfd4.pngбилетик              (нет) орешка

    hello_html_534fdfd4.pngсадик                  (нет) пенёчка

    hello_html_534fdfd4.pngорешек            (нет) садика

    hello_html_534fdfd4.pngпенёчек              (нет) билетика

    -Выслушаем выводы по данной работе

    2)-Теперь можно сформулировать правила правописания:

    - суффикс –ек пишется …(слайд17)

    - суффикс –ик пишется ….(слайд18)

    3)-Сформулируйте образец рассуждения на примере слова «Ключик» (слайд19_)

    4)- Определим порядок рассуждения (алгоритм)

    (слайд 20)

    1.Изменим форму слова

    (нет).

    2. Смотрим на гласную в суффиксе.

    3. Если сохранилась, то пишем - ик.

    Если исчезла, то пишем - ек.

    5)- Мы сами сформулировали правило и образец рассуждения. Как выяснить, правы мы или нет?

    6) Работа с учебником (слайд 21)

    Теперь можно помочь Вите Перестукину и с помощью ключика открыть замочек. (слайд 22)

    Организует просмотр слайдов (слайд 23)

    - Спишите слова, рядом напишите проверочное слово. Устно объясните выбор суффикса.(слайд 24)

    hello_html_534fdfd4.pngмячик -нет мячика

    hello_html_534fdfd4.pngкармашек -нет кармашка

    hello_html_534fdfd4.pngгорошек -нет горошка

    hello_html_534fdfd4.pngкузнечик -нет кузнечика

    -Устно представьте всю цепочку своего рассуждения .

    Самостоятельная работа:

    -Списать , вставляя пропущенные буквы(слайд 25)

    -самопроверка по образцу

    Платоч…к , стол…к,. листоч…к, билет…к , песоч…к, зуб…к

    -Вставьте суффиксы –ек -ик , устно применяя правило правописания (слайд26)

    -взаимопроверка по образцу

    Кружоч..к

    Винт..к

    Пароход..к

    Сыноч..к

    Звоноч..к

    Корабл..к

    Годоч..к

    Билет..к

    Голубоч..к

    Дождич..к

    Пакет…к

    Комоч…к

    - Подведём итоги урока (слайд 27)

    - Достигли мы поставленных целей?

    * Что узнали?

    *Чему научились?

    *Как закрепили?

    - Можем мы сказать, что цели нашего урока достигнуты?

    Выберите высказывание, которое оценивает вашу работу на уроке и нарисуйте на полях нужный смайлик. (слайд 28)

    infourok.ru

    Урок «Гласные в суффиксах – ик и – ек»

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    Организационный момент.

      - Здравствуйте, ребята!

      - Какой сейчас урок?

      - Какую часть речи мы с вами изучаем?

      - Сейчас я буду читать утверждения, а вы будете отвечать «ДА», если оно верное и «НЕТ», если оно неверное .

      Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета

      Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?

      Имена существительные изменяются по родам

      Все имена существительные изменяются по падежам и числам

      Буква Ч в суффиксе –чик (-щик) со значением лица пишется после букв д-т, з-с, ж

      Индивидуальная работа по карточкам.

        - Давайте вспомним, каким способом чаще всего образуются существительные?

        - Посмотрите на слова, с помощью каких морфем они образованы?

        - Определите букву и объясните свой выбор:

        В каком слове пишется Щ: 1) буфет…ица, 2) груз…ик, 3) прессов…ик, 4) объезд…ик

        В каком слове пишется Ч: 1) развед…ик, 2) бакен…ик, 3) камен…ик, 4) спор…ик

        В каком слове пишется Щ? 1) перебеж…ик, 2) вертолёт…ик, 3) рассказ…ица, 4) надсмотр…ик

        В каком слове пишется Ч? 1) компьютер…ик, 2) экскаватор…ик, 3) автомат…ик, 4) обман…ик3. Изучение новой темы.

        - Посмотрите на доску, почему в слове КЛЮЧИК в суффиксе пишется буква И?- Сейчас мы посмотрим, как разрешил эту проблему Виктор Перестукин из мультфильма «В стране невыученных уроков»

        - Как же решил эту задачу Виктор Перестукин, что она сделал?

        - Давайте попробуем составить правило.

        - Просклоняйте слова МЯЧИК и ОРЕШЕК

        - В слове мячик гласная и остается.

        - В слове орешек гласная е выпадает

        - Значит, если при склонении гласная остается, то какой суффикс пишем?

        - а если гласная выпадает, то какой суффикс пишем?

        - Дополните правило и запишите:

        Пишем суффикс – ИК, если ….

        Пишем суффикс – ЕК, если ….

        Закрепление изученного материала.

          - Вставьте пропущенные буквы, объясните выбор орфограмм

          Сыноч…к, мяч..к, самолёт…к, дружоч…к, ключ…к, ореш…к, конч…к, василёч…к, пирожоч…к, пузырёч…к, ситч…к, огурч..к.

          Самоконтроль.

            - Посмотрите на доску и найдите ошибки.

            Кармашик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, мячик, вечерочик, орешик.

            - Запишите в тетради слова без ошибок и объясните свой выбор орфограмм.

            Итог урока

              - Как определить, с помощью какого суффикса образовано имя существительное?

              - Какое значение придают существительным суффиксы – чик, -щик, -ек, -ик?

              - От чего зависит выбор гласных в суффиксах –ек и –ик?

              Домашнее задание.

                - составить кроссворд или ребусы со словами по теме «Суффиксы –ик, -ек, -чик, -щик имён существительных»

                - Здравствуйте!

                - сейчас урок русского языка

                - Мы изучаем имя существительное.

                - Нет

                - Да

                - Нет

                - Нет

                - Да

                - Суффиксальным

                - Эти слова образованы с помощью суффиксов – чик и – щик

                - В слове прессовщик пишется буква Щ, потому что нет букв д-т, з-с, ж

                - в слове разведчик пишется буква Ч, потому что есть буква д.

                - Он изменил слово КЛЮЧИК на КЛЮЧИКА, а слово ЗАМОЧЕК на ЗАМОЧКА.

                - Мячик - Орешек

                - Мячика - Орешка

                - Мячику - Орешку

                - Мячик - Орешек

                - Мячиком - Орешком

                - о мячике - об орешке

                - пишем суффикс – ИК

                - пишем суффикс – ЕК

                - Сыночек, изменяем слово на сыночка, гласная выпадает, значит пишем Е.

                - Мячик, изменяем слово на мячика, гласная остается, значит пишем И.

                - нужно подобрать однокоренные слова

                - уменьшительное-ласкательное значение

                - если при склонение гласная выпадает, то пишем Е, а если остается , то пишем И


                Смотрите также