Упражнения для увеличения силы голоса. Упражнения на силу голоса


Упражнения для развития силы голоса, способности петь

Статьи и новости музыкального мира.

Упражнения для развития силы голоса, способности петь

Что делать тем, у кого голос от природы слабый или неуверенный? Можно воспользоваться мощными упражнениями для развития голоса, 

Вы можете развить свой голос при помощи этих упражнений подобно тому, как развиваете мышцы при помощи занятий физкультурой. Ваш голос станет более низким и благозвучным, насколько это необходимо, его диапазон расширится, произношение станет более четким, модуляции – выразительнее, а экспрессивность – убедительнее. Лучше всего выполнять эти упражнения регулярно, причем по утрам, это зарядит вас бодростью на целый день.

В результате этой тренировки спокойнее и глубже становится не только голос, но и ваши мысли. Чем глубже и ниже голос, тем глубже он оседает в сознании, тем больше впечатление производят произносимые слова. За счет этого укрепляется ваш личный авторитет.

1. Встаньте перед зеркалом. Сделайте выдох, затем вдох и произносите каждый звук до тех пор, пока у вас хватит дыхания. Итак, вдохните и начинайте: ииииииииииээээээээээааааааааааооооооооооуууууууууу

Эта последовательность не случайна, вы начинаете со звука самой высокой частоты — «и». Если вы при этом положите ладонь на голову, то ощутите легкую вибрацию кожи. Это свидетельство более интенсивного кровообращения. Произнесение звука «э» активизирует область шеи и горла, вы это можете почувствовать, приложив руки к шее.

Произнесение звука «а» благотворно воздействует на область грудной клетки. При произнесении звука «о» усиливается кровоснабжение сердца, а упражнение со звуком «у» оказывает положительное воздействие на нижнюю часть живота. Произносите медленно один за другим все звуки три раза. Вы хотите, чтобы ваш голос был более низким и глубоким? Тогда много раз в течение дня произносите звук «у».

2. Теперь нужно активизировать область груди и живота, для этого надо произносить звук «м» с закрытым ртом. Упражнения на звук «м» проделайте три раза. Один раз совсем тихо, второй раз – громче и в третий раз – как можно громче, чтобы голосовые связки напряглись. Положив ладонь на живот, вы ощутите сильную вибрацию.

Особое внимание следует уделить звуку «р», поскольку он способствует улучшению произношения и придает голосу силу и энергичность. Для того чтобы расслабить язык, проведите предварительную подготовку: поднимите кончик языка к небу за передними верхними зубами и «порычите» как трактор.

Итак, сделайте выдох, потом вдох и начинайте «рычать»: «рррр». После этого выразительно и эмоционально с подчеркнуто раскатистым «р» произнесите следующие слова: роль, руль, ринг, рубль, ритм, рис, ковер, повар, забор, сыр, товар, трава, крыло, сирень, мороз, и т.п.

3. В заключение проделайте «упражнение Тарзана», которое представляет собой лучшую профилактику против простудных заболеваний и инфаркта миокарда. Встаньте прямо, сделайте выдох, затем глубокий вдох. Сожмите руки в кулаки. Громко произносите звуки из первого упражнения, начиная со звука «и», одновременно колотите себя кулаками по груди, как это делал Тарзан в знаменитом фильме. Затем продолжайте, произнося звук «э» и так далее.

По окончании упражнения вы заметите, как очищаются ваши бронхи от слизи, как ваше дыхание становится свободным, как вы заряжаетесь энергией. Хорошенько откашляйтесь, избавьтесь от всего ненужного! Это упражнение следует выполнять только по утрам, поскольку оно обладает возбуждающим и активизирующим действием.

После нескольких недель тренировки сравните свой нынешний голос с прежним, лучше всего это сделать, заранее перед началом тренировок записав свой голос на магнитофон. Вы убедитесь, что ваш голос заметно изменился. Теперь он обрел большую суггестивную силу, а это значит, что исходящее от вас харизматическое излучение стало более интенсивным, вы стали говорить более убедительно и сильнее воздействовать на окружающих.

При помощи дыхательных упражнений и упражнений для развития голоса вы изменяете не только свой голос, но и исходящую от вас энергетику и вообще свою личность в целом.

Желаем вам успехов и счастья

  • < Назад
  • Вперёд >

21one.ru

Упражнения для увеличения силы голоса

УПРАЖНЕНИЕ 1

Для того чтобы приучить себя к контролю над взаи­мосвязью произвольного вдоха и выдоха, подчиним их счету. Определим длительность вдоха на счет «три», а дли­тельность выдоха на счет «шесть». Чтобы зафиксировать состояние мышц вдоха в момент подготовки их к выдо­ху, даем маленькую паузу на счет «один». Все упражнения будут протекать в такой последовательности: вдох — три единицы, пауза — одна единица, выдох — шесть единиц. Счет вести про себя. Вдох делать носом, а выдох ртом, как бы выдувая воздух на поставленную перед ртом ладонь. Упражнение выполняется 3—4 раза и по­вторяется четырежды в день.

УПРАЖНЕНИЕ 2

Во время ходьбы: один шаг — вдох, три шага — вы­дох, один шаг — пауза. Выполнять 4 раза в день по 4 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 3

Подъем по ступенькам: одна ступенька — вдох, две ступеньки — выдох, приставить ногу — пауза. Проходить таким образом 1—2 марша лестницы.

УПРАЖНЕНИЕ 4

Выполняется лежа. Положить руку на живот. На вдох надуть живот, на выдох плавно втянуть. Сделать паузу, расслабиться. Повторять 4 раза в день по 1 минуте.

УПРАЖНЕНИЕ 5

Для закрепления ощущения расслабленной при ды­хании гортани произносить тихим шепотом, без напря­жения, легко слоги ХАХХ, ХОХХ, держа у губ маленькое зеркало. При правильном выполнении упражнения зер­кало запотевает.

УПРАЖНЕНИЕ 6

Имитируя жевательные движения, произносить слоги: ХММА — ХННА, ХММО — ХННО, ХММУ — ХННУ, ХММЭ — ХННЭ, ХММИ — ХННИ.

УПРАЖНЕНИЕ 7

Так как задача выдоха состоит в том, чтобы макси­мально использовать дыхание в образовании звуков ре­чи, то необходимо в упражнениях воспитывать целесо­образный выдох, выдох «без утечки». Данное упражнение рассчитано на тренировку выдо­ха при образовании одного из согласных звуков — звука Ф, в дальнейшем можно делать его на некоторых других согласных (С, 3, В, Ш, Ж, X). Итак, встать прямо, сделать выдох, а затем вдох и начать выдох на звуке Ф. Следите за тем, чтобы не надувать щеки, — выдыхаемая струя выходит только через щель, образованную зубами и нижней губой. Вдох необходимо делать носом. Губы при вдохе должны быть сомкнуты. Упражнение проделать 3—4 раза подряд, следить, чтобы выдох длился не меньше 8—10 единиц счета. Повторять 4 раза в день.

УПРАЖНЕНИЕ 8

Исходное положение то же, что и в предыдущем уп­ражнении, но выдох рассчитан на длительность в 12 еди­ниц, и эти 12 единиц равномерно распределяются между 4 звуками: Ф, С, Ш и X, на каждый звук падает 3 единицы счета. Упражнение также проделывается 3-4 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 9

Сделать быстрый вдох, и на одном выдохе произно­сить несколько раз подряд звук П. Грудную клетку не сжимать, должны хорошо работать губы. Затем, так­же быстро вздохнув, на одном выдохе произносить столько раз, на сколько хватит дыхания, группу соглас­ных: ПТК.

УПРАЖНЕНИЕ 10

Полный вдох берется на три единицы, с остановками после каждой единицы, таким образом вдох происходит в несколько приемов. Во время остановки сохраняется то положение дыхательных мышц, на котором их застает остановка. Вдох делать носом, выдох — через узкое от­верстие губ. Длительность — 10—12 единиц.

УПРАЖНЕНИЕ 11

Принцип тот же, что и в упражнении 10, с той лишь разницей, что выдох прерывается остановками. Порядок упражнения (общая длительность выдоха сначала 12, а затем 16 единиц): вдох три единицы — выдох три едини­цы — остановка — выдох три единицы — остановка — выдох три единицы — остановка — выдох три единицы.

УПРАЖНЕНИЕ 12

В упражнении следует стараться на одном выдохе произнести как можно больше сочетаний следующих це­почек согласных:   БББ-ДДД-ГГГ ПБ — ПБ — ПБ БДГ- БДГ- БДГ ТД — ТД — ТД ДБГ — ДБГ — ДБГ КГ — КГ — КГ ГДБ — ГДБ — ГДБ ЛР — ЛР — ЛР ПТК — ПТК — ПТК ВФ — ВФ — ВФ КПТ — КПТ — КПТ ЗС — ЗС — ЗС ТКП — ТКП — ТКП ЖШ — ЖШ — ЖШ

УПРАЖНЕНИЕ 13

Выдох идет при счете вслух до восьми. В упражнении нужно следить за тем, чтобы заданное количество счета шло как одна фраза, без пауз между словами. Считать ровно, без крика, с хорошей дикцией. Впоследствии счет следует довести до 15—20—25. При счете стараться по­больше сохранять состояние дыхательных мышц живота и груди в положении вдоха, но не задерживать сам выдох.

УПРАЖНЕНИЕ 14

Считать до 10 и на каждый счет брать вдох, а выдох на каждый счет сопровождать толчком нижних мышц жи­вота так, чтобы этот толчок совпал с произнесением ударной гласной каждого слова — цифры. При толчке с силой подтягивать живот. Последовательность упражнения: быстрый вдох — произносится слово «один», и на ударном гласном И подтягивается живот — вдох — произносится сло­во «два», и на звуке А происходит толчок живота и т.д. Упражнение организует мышцы для развития силы го­лоса.

УПРАЖНЕНИЕ 15

Быстрый вдох на одну единицу. Общий счет до 15, но с остановками после каждой пятерки. Пауза между пятерками не должна быть длительной, но во время оста­новки нельзя дополнять дыхание, а также отдавать его. Последовательность упражнения: вдох и счет до пяти — остановка — счет до десяти — остановка — счет до пят­надцати.

УПРАЖНЕНИЕ 16

Взяв дыхание, произносить ровно, как одну фразу: один-два-три-четыре-пять. Считать медленно, чтобы появилась необходимость дополнить дыхание. Добрать дыхание, считать дальше до 10. Добрать дыхание, счи­тать до 15. Во время счета не опускать грудную клетку. При до­боре воздуха одновременно с вдохом нижняя часть жи­вота идет вперед. При начальной тренировке добор мож­но делать относительно медленнее, а затем постепенно сокращать время вдоха.

УПРАЖНЕНИЕ 17

Прыгая на носках, считать до 10 вслух, не добирая дыхания на протяжении всего счета. Затем остановиться, добрать дыхание и, снова прыгая, считать до 10 также на одном выдохе, после чего ходьба на месте и дыхание без шума. Успокоив дыхание, можно повторить упражне­ние с прыжками, не делая остановок после первых деся­ти прыжков и доведя счет до двадцати пяти. Следить, чтобы голос при счете звучал спокойно и ровно, без одышки.

УПРАЖНЕНИЕ 18

На слоговых сочетаниях БА — БА — БА — БА— БА с добором дыхания после пяти слогов менять направление головы: перед собой — направо — налево — вниз — вверх, как бы посылая фразу партнерам, которые находятся в разных местах Следить, чтобы голос звучал свободно, независимо от места партнера; искать и запомнить удоб­ное, без напряжения, звучание голоса. В слоговых соче­ таниях делать ударения на последнем слоге: БА — БА — БА — БА — БА.

proacting.ru

Упражнения на развитие силы голоса

Упражнения на развитие силы голоса.

Сила голоса — это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо.

Сила голоса зависит от уровня подсвязочного давления воздуха и плотности смыкания голосовых складок. Если мы хотим увеличить силу звука в два раза, мы должны увеличить подсвязочное давление в четыре раза. Отсюда физиологическая невыгодность форсирования звука, требующая значительного увеличения подсвязочного давления и напряжения голосовых складок.

Умение изменять силу голоса — одно из важных его выразительных средств. Нужно научить ребенка говорить громко, но некрикливо, четко, постепенно изменяя силу голоса — от громкого произнесения к среднему и тихому, и наоборот.

Упражнения.

Встаньте перед зеркалом. Сделайте выдох, затем вдох и произносите каждый звук до тех пор, пока у вас хватит дыхания. Итак, вдохните и начинайте:

ииииииииии

ээээээээээ

аааааааааа

оооооооооо

уууууууууу

Эта последовательность не случайна, вы начинаете со звука самой высокой частоты — «и». Если вы при этом положите ладонь на голову, то ощутите легкую вибрацию кожи. Это свидетельство более интенсивного кровообращения. Произнесение звука «э» активизирует область шеи и горла, вы это можете почувствовать, приложив руки к шее. Произнесение звука «а» благотворно воздействует на область грудной клетки. При произнесении звука «о» усиливается кровоснабжение сердца, а упражнение со звуком «у» оказывает положительное воздействие на нижнюю часть живота. Произносите медленно один за другим все звуки три раза. Вы хотите, чтобы ваш голос был более низким и глубоким? Тогда много раз в течение дня произносите звук «у».

Теперь нужно активизировать область груди и живота, для этого надо произносить звук «м» с закрытым ртом. Упражнения на звук «м» проделайте три раза. Один раз совсем тихо, второй раз — громче и в третий раз — как можно громче, чтобы голосовые связки напряглись. Положив ладонь на живот, вы ощутите сильную вибрацию.

Особое внимание следует уделить звуку «р», поскольку он способствует улучшению произношения и придает голосу силу и энергичность. Для того, чтобы расслабить язык, проведите предварительную подготовку: поднимите кончик языка к небу за передними верхними зубами и «порычите» как трактор. Итак, сделайте выдох, потом вдох и начинайте «рычать»: «рррр». После этого выразительно и эмоционально с подчеркнуто раскатистым «р» произнесите следующие слова:

роль

руль

ринг

рубль

ритм

рис

ковер

повар

забор

сыр

товар

трава

крыло

сирень

мороз

Опускаем гортань (делаем движение, как при зевке) в трех положениях: рот закрыт и зубы сжаты, рот открыт и зубы сжаты, рот открыт. Одну руку держим на груди – это наша обратная связь, концентрируем там внимание. Верхняя часть ладони должна чувствовать вибрацию груди. Другой рукой активнее жестикулируем, помогаем произносить слова. Говорить нужно нараспев, медленно, ощущая глубину и силу своего голоса.

А: Аллилуйя, Алла, Анна, ага, агу, агония, алое, аминь, аналой, аул, аум

У: Уголь, угу, умный, уния, юла, юнга, юный

ОЭИ: Ольга, Оля, Элла, Эмма, Инга, ИНГА!-придыхание-ИГЛЫ!

М: Мама, манна, Монна, муму, мыло, Мила, мимо, мина

Н: Нана, Нона, Нума, Нелли, Неля

Л: Лама, лань, Лола, лунный

Г: Гамаюн, гармония, галлон, галлы, гунны, гуманный , гуга, гули-гули

Чтение с карандашом. Зажимаем карандаш между зубами, далее читаем в таком неудобном положении несколько страниц из любой книги. Повторять каждый день. Эффект будет заметен сразу. Также можно зажимать винную пробку между зубов.

Укрепление и развитие силы голоса.

Для развития нижнего и верхнего звучания, а также усиления голоса необходимо выполнять упражнения на филирование слогов, то есть, когда один слог произносится громче, другой – тише.

АМ – ОМ

УМ – ЭМ

ЫМ – ИМ

Обратите внимание, форсировать звук ни в коем разе не стоит. Ваша цель – не громкость, а сила звука.

Чтение стихотворений с постепенной сменой силы голоса.

Унылая пора! Очей очарованье!

Артикуляция

Приятна мне твоя прощальная краса.

Шепот

Люблю я пышное природы увяданье,

Тихо

В багрец и в золото одетые леса,

Громче

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

Громко

И мглой волнистою покрыты небеса,

Тихо

И редкий солнца луч, и первые морозы,

Шепот

И отдаленные седой зимы угрозы.

Артикуляция

(А. С. Пушкин)

ТИХИЙ ЧАС

Сто ребят

И сто девчат

Все лежат

И все молчат.

Ты лежишь,

И я лежу…

…Муха села

Мне на палец

И спросила:

«Вы проспались?»

Пальцем муху

Я ловлю…

Засыпаю…

Сплю.

Вдруг все громче голос:

Ой, оса! Летит оса!

Вон у Витьки на носу!

Ну, ловите же осу!

Все несутся за осой,

Витя прыгает босой,

Сто ребят

И сто девчат Все хохочут

И кричат.

Настоящий тихий час!

Улетела прочь оса,

И замолкли голоса.

Сто ребят

И сто девчат

Все лежат

И все молчат.

Тихо тикают часы.

Это сон насчет осы?

Я осу во сне ловлю…

Сплю…

(А. Барто)

ТИХИЙ ЧАС

Сто ребят

И сто девчат

Все лежат

И все молчат.

Ты лежишь,

И я лежу…

…Муха села

Мне на палец

И спросила:

«Вы проспались?»

Пальцем муху

Я ловлю…

Засыпаю…

Сплю.

Вдруг все громче голос:

Ой, оса! Летит оса!

Вон у Витьки на носу!

Ну, ловите же осу!

Все несутся за осой,

Витя прыгает босой,

Сто ребят

И сто девчат Все хохочут

И кричат.

Настоящий тихий час!

Улетела прочь оса,

И замолкли голоса.

Сто ребят

И сто девчат

Все лежат

И все молчат.

Тихо тикают часы.

Это сон насчет осы?

Я осу во сне ловлю…

Сплю…

(А. Барто)

ТИХИЙ ЧАС

Сто ребят

И сто девчат

Все лежат

И все молчат.

Ты лежишь,

И я лежу…

…Муха села

Мне на палец

И спросила:

«Вы проспались?»

Пальцем муху

Я ловлю…

Засыпаю…

Сплю.

Вдруг все громче голос:

Ой, оса! Летит оса!

Вон у Витьки на носу!

Ну, ловите же осу!

Все несутся за осой,

Витя прыгает босой,

Сто ребят

И сто девчат Все хохочут

И кричат.

Настоящий тихий час!

Улетела прочь оса,

И замолкли голоса.

Сто ребят

И сто девчат

Все лежат

И все молчат.

Тихо тикают часы.

Это сон насчет осы?

Я осу во сне ловлю…

Сплю…

(А. Барто)

Упражнения на развитие силы голоса (школьники) 

Ауканье Представь, что мы заблудились в лесу. Давай кричать: «Ау-ау!» Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче, затем еще громче.

Эхо Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одни громко произносят: «А!» Другие тихо отзываются: «А-а-а».

Вьюга Изобразим зимнюю вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу «Вьюга начинается» вы тихо произносите: «У-у-у». По сигналу «Сильная вьюга» говорите громко: «У-у-у». По сигналу «Вьюга кончается» произносите тише и смолкаете по сигналу «Вьюга кончилась».

Гудок паровоза Изобразим гудок паровоза: «Ту-у-у-у». Сначала воспроизводим звук приближающегося паровоза, а потом удаляющегося.

Маленькое привидение Вспомним повесть А.Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». В одной из глав рассказывается, как Карлсон переоделся в привидение, чтобы напугать воров, залезших к Малышу в дом. Он летал в белом балахоне и завывал ужасным голосом: «У-у-у». 

Пожарная машина Начался пожар, вызвали пожарную машину. Она едет по улицам города и издает пронзительные звуки сирены: «У-у-у-у-у». 

Пионерский горн Представь, что ты отдыхаешь в детском лагере. Утром тебя будит звук горна. Горнист трубит: «Ту-ту-ту-ту» («Вставай, вставай, кровати заправляй!»). А теперь ты постарайся изобразить звук горна.

Главная > Упражнения на развитие силы голоса

aret.ru

Развитие силы голоса: действующие упражнения на его громкость

как развить силу голоса

Содержание:

  1. Часть 1 — Основы
  2. Вторая часть: Выбор адекватной громкости

 

 

С помощью перечисленных способов вы сможете усовершенствовать свой голос. То есть развить его силу и обогатить свою речь новыми красками.

 

 

Часть 1 — Основы

1. Укрепление и развитие

Для развития верхнего и нижнего звучания, силы голоса следует выполнять упражнения на филирование слогов. Это происходит, когда один из них произносится громче, а другой – тише. Обратите свое внимание на то, что форсировать звук не стоит ни в коем случае. Ваша цель – не громкость. А развитие силы голоса.

 

АМ – ОМ

УМ – ЭМ

ЫМ – ИМ

 

 

2. Мягкость звучания и мелодичность

Последнее вырабатывается путем звукового филирования, каждой гласной буквы в отдельности. Начните работать над ней в отдельности. Сначала громко, затем тихо и опять громко:

 

А – а – А

О – о – О

У – у – У

Э – э – Э

Ы – ы – Ы

И – и – И

 

 

3. Сила голоса

Она должна быть на всех нотах диапазона говорящего. А чтобы интонирование было благозвучным, предполагаем вам выполнить действующее упражнение, данное ниже. Выполняйте для развития силы голоса.

 

Перед вами предложение, состоящее из слогов. Его следует произносить с распевной интонацией. То есть повышайте тон звучания своего голоса каждый раз при переходе к следующему слогу. Также не забудьте спуститься вниз:

 

МА – МО – МУ – МЭ – МЫ – МИ

 

 

Кроме того, выполняйте следующие упражнения:

 

1) «Эхо»

Людям необходимо встать в 2 ряда лицом друг к другу. Одни произносят громко звук «А!». другие же отзываются: «А-а-а-а».

 

 

2) «Ауканье»

Представьте, что вдруг вы заблудились в лесу. Стоите и кричите: «Ау-ау-ау». Произносить звуки следует сначала тихо, во второй раз громче, затем – еще громче.

 

 

3) «Гудок»

Давайте изобразим, как гудит паровоз. Прежде всего, необходимо воспроизводить звуки приближающего транспорта, а потом удаляющегося: «У-у-у-у-у».

 

 

4) «Вьюга»

Изобразите зимнюю метель, которая воет в ненастный вечер. По сигналу «Вьюга начинается» вам нужно тихо произнести «У-у-у-у». А по сигналу «Сильная вьюга» говорите уже громко: «У-у-у-у». Услышав «Метель кончается», произнесите тише и смолкайте по сигналу «Вьюга кончилась».

 

 

5) «Маленькое приведение»

Теперь вспомним повесть Астриды Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».В одной из глав произведения рассказывается, как Карлсон надел простынь и прикинулся приведением. Он хотел напугать воров, которые залезли в дом к Малышу. Летая, Карлсон завывал ужасным голосом: «У-у-у!».

 

 

6) «Пожарная машина»

Начался пожар, и вызвали ее. Машина едет по улицам города, издавая пронзительные звуки сирены: «У-у-у-у».

 

 

7) «Пионерский горн»

Вам нужно представить, будто бы вы отдыхаете в пионерском лагере. Вдруг утром вас будит звук горна. Горнист трубит: «Ту-ту-ту-ту». Теперь попробуйте изобразить звук рожка.

упражнения на силу голоса

 

 

4. Интонационное стихотворение

К этому упражнению следует переходить, если вы уже разобрались с предыдущим.

 

Читать это стихотворение необходимо следующим образом. Сперва попробуйте поднимать свой голос на тон после каждой строчки. Затем читайте стих, спускаясь вниз по гамме. При этом следите, чтобы каждое слово было нотой. Это не простая задача, но стоит попробовать:

 

 

Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором — обходит владенья свои.

Глядит — хорошо ли метели лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели, и нет ли где голой земли?

Николай Некрасов

 

 

5. Объем голоса

Каждую согласную букву нужно проработать в таком порядке:

1) обрамляйте ее по бокам согласной «м»:

 

МАМ – МОМ – МУМ – МЭМ – МЫМ – МИМ

 

2) попытайтесь заполнить этим звуком вначале маленький шар, после чего – большой, потом всю комнату

 

 

 

 

Вторая часть: Выбор адекватной громкости

1. Выразительное чтение

Прочитайте нижеперечисленные стихотворения, выбирая при этом нужную степень громкости. Какие слова в тексте подсказывают вам, как следует прочитать стихи – громко или тихо?

 

Ветры, бури, ураганы,Дуйте, что есть мочи!Вихри, вьюги и бураны,Разыграйтесь к ночи!В облаках трубите громко,Вейтесь над землею.Пусть бежит в полях поземкаБелою змеею!

Самуил Маршак

 

 

Левой, правой!Левой, правой!На парадИдет отряд.Барабанщик очень рад:Барабанит,БарабанитПолтора часа подряд.Но назад идет отряд.Левой, правой!Левой, правой!Барабан уже дырявый.

Агния Барто

 

Ночь. Уснули улицы.Тише, туча, тише,Гулкие дождинкиНе роняй на крыши.Сны приходят к детям.Фонари зажглись.Тише, тише, ветер,В окна не стучись.

Леонид Яхнин

 

 

2. Решение задач по риторике

Представьте следующую ситуацию. Вы говорите в компании с друзьями, но вас никто не слушает. Что в этом случае вы будете делать:

 

a)    говорить громче для того, чтобы всех перекричать

b)    замолчите, дав другим возможность поговорить

c)     попытаетесь привлечь внимание своих товарищей

 

 

3. Анализ речевых ситуаций

Девочка крикнула через дорогу прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»

Сколько коммуникативных ошибок она сделала, обращаясь к прохожему. И какие они?

 

 

4. Составление бытовых диалогов

Вам нужно составить диалоги, которые могут произойти в следующих ситуациях. Для начала продумайте содержание реплик и выберите оптимальную громкость вашего голоса. Разыграйте диалоги в парах. Критерии оценки речевого действия такие:

 

a)    содержательность диалога

b)    адекватность громкости ситуации общения

 

1) Папа отдыхает, а вам с сестрой необходимо обсудить какой-то важный вопрос.

2) Мама работает дома, составляя годовой отчет о работе. Вы должны срочно спросить друга по телефону о домашнем задании по речевой риторике. Вы поднимаете трубку и разговариваете со своим приятелем.

3) Вы пришли навестить больного товарища и спрашиваете о его самочувствии, здоровье. А также о том, чем ему можно помочь.

4) Старушка вас остановила на улице. Она спрашивает, как дойти до ближайшей аптеки. Вы начинаете рассказывать маршрут. Однако бабушка вас плохо слышит.

упражнения для развития силы голосаВернуться к содержанию

Что еще почитать

vashgolos7.ru

Упражнения на развитие силы голоса.

ТОП 10:

Ауканье. Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: «Ау-ау!». Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче, затем ещё громче.

Вьюга. Изобразим зимнюю вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу «Вьюга начинается» вы тихо произносите: «У-у-у». По сигналу «Сильная вьюга» говорите громко: «У-у-у». По сигналу «Вьюга кончается» произносите тише и смолкаете по сигналу «Вьюга кончилась».

Гудок паровоза. Изобразим гудок паровоза: «У-у-у-у». Сначала воспроизводим звук приближающегося паровоза, а потом удаляющегося.

Маленькое привидение из Вазастана. Вспомним повесть А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше». В одной из глав рассказывается, как Карлсон переоделся в привидение, чтобы напугать воров, залезших к Малышу в дом. Он летал в белом балахоне и завывал ужасным голосом: «У-у-у».

Пожарная машина. Начался пожар, вызвали пожарную машину. Она едет по улицам города и издаёт пронзительные звуки сирены: «у-у-у-у-у».

 

Высота голоса

Высота голоса – слуховое ощущение частоты звука, образующегося в результате прохождения воздуха между периодически смыкающимися и размыкающимися голосовыми складками. Между частотой звука и его высотой существует сложное соотношение. Умение точно воспринять мелодику речи, то есть уловить на слух все высотные изменения голоса, – одно из необходимых условий эффективного общения. Не менее важно научиться управлять своим голосом так, чтобы его высотные параметры позволяли реализовать любой мелодический рисунок, чтобы высотный диапазон голоса был достаточен для выражения широкой гаммы чувств и эмоций.

Важно отметить, что все характеристики голоса: и высота, и громкость, и тембр – тесно взаимодействуют. Так, громкость растёт с высотой голоса. В связи с этим часто возникает терминологическая путаница. Например, говорят: «Он повысил голос» или «Собеседники говорили на повышенных тонах», при этом вовсе не имея в виду высоту голоса, а лишь степень его слышимости, т.е. громкость.

В самом деле, высота голоса – весьма существенный фактор, влияющий на восприятие нашей речи. Считается, что человек с низким голосом производит впечатление самодостаточного и более уверенного, чем обладатель высокого голоса.А те, у кого голос от природы низкий, напротив, хотели бы научиться говорить более «нежно и прозрачно», чем это им удаётся, а также получить возможность «повысить голос» или «говорить на повышенных тонах», когда это необходимо.

Повысить или понизить тон речи можно, развивая свой диапазон, раскачивая голос при помощи упражнений вверх и вниз от своего основного, естественного, так называемого «примарного», тона. Но примарный тон по-прежнему останется основой вашего голоса. Его легко найти при помощи «доречевых» звуков. Необходимо привыкнуть к звучанию своего собственного голоса (на том тоне, где вы смеётесь, стонете и зеваете), полюбить свой голос, только тогда он будет вас слушаться. Иногда по разным причинам нам перестаёт нравиться собственный голос, и мы начинаем говорить «не своим голосом», искусственно завышая или занижая его. И голос не прощает подобного отношения: звучит неестественно, зажимается, устаёт.

Оценка высоты звука производится в герцах (Гц) по имени немецкого физика Генриха Герца.

 

 

Тон голоса

Тон голоса – это интонационная характеристика, включающая несколько видов информации о говорящем. К этим видам относится информация следующего характера: физическое и эмоциональное состояние, отношение к собеседнику, самооценка, внутреннее действие (чего хочет, чего добивается).

Примеры тонов, отображающих разные виды информации:

1. Физическое состояние: усталый, бодрый, вялый, слабый, сильный, немощный, умирающий, гиперактивный.

2. Эмоциональное состояние: раздражённый, тревожный, радостный, гневный, сомневающийся, неуверенный, уверенный, меланхоличный, испуганный, печальный, возбуждённый.

3. Отношение к собеседнику: возвышающий, хвалебный, пренебрежительный, ласковый, язвительный, дружелюбный, негодующий, сокрушающийся, холодный, влюблённый.

4. Самооценка: гордый, надменный, спотыкающийся, неуверенный, уверенный, спокойный.

5. Действие: провоцирующий, укоряющий, принуждающий, просящий, требующий, ободряющий, успокаивающий, соблазняющий, отталкивающий, манящий.

Обычно в тоне содержится одновременно несколько видов информации.

Ваша цель – легко изменять тон голоса по собственному желанию, в зависимости от ситуации. Для этого надо научиться не только слышать его внутри, извлекая из слуховой памяти, уметь воспроизводить, но также в какой-то мере возбуждать различные эмоции и выражать их в голосе.

Упражнение «Игра тонами».

1. Произнесите одну и ту же фразу (например: «Посмотрите сюда») несколькими видами тонов:

– раздражённо-укоряющим;

– радостно-ободряющим;

– печально-сокрушающимся;

– ласково-просящим;

– уверенно-доброжелательным.

Представьте, что вы говорите каждую фразу в какой-то конкретной ситуации и добиваетесь какой-то конкретной цели. В качестве тренировочных можно использовать любые фразы, в том числе и скороговорки.

2. Произнесите небольшой монолог, удерживая уверенно-доброжелательный тон.

Тоновый диапазон человеческого голоса представлен последовательностью тонов, которые могут быть произведены голосовым аппаратом в пределах границ между самым низким и самым высоким звуками. Человеческий голос обычно включает в себя тоны от 64 до 1300 герц.

 

Полётность голоса

Полётность–способность голоса быть слышимым на большом расстоянии при минимальных затратах сил говорящего или поющего. При этом и у того, кто говорит, и у того, кто слушает, возникает ощущение облегчённого звукоизвлечения: голос как бы «летит». Независимо от типа голоса, высоты и тесситуры, а также громкости звучания, в полётном голосе всегда присутствует некоторая металличность, слышится своеобразный «звоночек» – призвук в области четвёртой октавы, если воспользоваться нотным обозначением. Высокочастотные обертоны в этой области, названные «высокой формантой», с наибольшей лёгкостью воспринимаются нашим слухом, поэтому голос, в тембре которого содержатся такие обертоны, отличается хорошей слышимостью. Полётный голос, испытывающий воздействие всевозможных шумов, рельефно выделяется и тем самым проявляет помехоустойчивость.

Полётность – одна из важнейших характеристик тембра профессионального голоса. Если в голосе нет полётности, то это не только обедняет выразительные возможности говорящего, но и указывает на нерациональную организацию фонации, недостаточное владение голосом. Дело в том, что появление высокой форманты обусловлено определённой конфигурацией резонаторов речевого тракта, а также специфическим взаимодействием мышц дыхательной системы и гортани. Правильная постановка голоса позволяет придать ему помимо других качеств и полетность.

Интересно, что полётностью звука обладают музыкальные инструменты, и зависит она не только от мастерства исполнителя, но также и от «природных» свойств самого инструмента. Известно, что великие скрипичные мастера Гварнери, Страдивари, Амати и некоторые другие умели создавать скрипки-шедевры, которые ценились не только своим великолепным, благородным звучанием, но также и поразительной полётностью звука. Секрет этого чудесного свойства скрипок Страдивари, давно ставших музыкальной редкостью, несмотря на усилия многих исследователей, всё ещё не разгадан до конца.

Музыканты, певцы и актёры высоко ценят это важное свойство звука – его полётность. Измерения показали, что у хороших (звонких) голосов коэффициент полётности равняется 25–30 децибелам, а у плохих («сырых») голосов – всего лишь 15–20 децибелам.

 

Диапазон

Диапазон(от греч. dia pason (chordon) – через все (струны)) – совокупность звуков (тонов), которые могут быть воспроизведены данным голосом. Под музыкальным диапазоном понимается расстояние от самого низкого звука, который может издать инструмент или голос, до самого высокого. Оратор, который хочет быть убедительным, говорит медленно и в низкой тональности. Но он должен оставаться в рамках естественного диапазона своего голоса, иначе он будет казаться неискренним.

Чаще всего говорят о высотном (мелодическом), или тоновом диапазоне, который определяется как интервал между самым низким и самым высоким звуком (тоном) в пределах возможностей данного голоса. Высотный диапазон зависит от многих факторов: возраста, анатомо-физиологических особенностей голосового аппарата, эмоционального и физического состояния человека, его обученности (в процессе целенаправленной работы над голосом диапазон его расширяется). Большой высотный диапазон необходим для расширения выразительных и изобразительных возможностей голоса, мелодичности речи.

Различают также диапазон динамическийи диапазон тембральный. Что касается динамического диапазона, то он представляет собой ряд градаций силы или громкости голоса. Динамический диапазон прямо не связан с абсолютной силой или громкостью. Например, голос, который может увеличивать звучность от едва слышного до умеренно громкого, будет по динамическому диапазону шире, чем тот, который воспринимается в пределах от громкого до не очень громкого. Конечно, нужно стремиться к тому, чтобы голос охватывал максимум градаций звучности – это позволяет сделать речь хорошо слышимой и выразительной. При этом надо избегать форсирования звука, когда голос искажается и находится на грани срыва. В музыке, пении и в сценической речи принято обозначать градации громкости итальянскими терминами – в порядке возрастания: пианиссимо (pp), пиано (p) меццо-пиано (mp), меццо-форте (mf), форте (f), фортиссимо (ff).

Тембральный диапазон – это разнообразие тембров, звуковая «палитра» голоса, определённый набор специфически звучащих вариантов. Известно, что каждый человек обладает индивидуальным, присущим только ему тембром, который обусловлен особенностями функционирования речевого аппарата. Но речевой аппарат достаточно пластичен и может гибко перестраивать свою работу. Так, не представляет большого труда осуществить назализацию, лабиализацию, палатализацию звука, что приводит к существенному изменению тембра. При известной тренировке удаётся произвольно расширять и сужать глотку, опускать и поднимать гортань (с размахом до нескольких сантиметров), менять режим смыкания голосовых складок. Чем больше вариантов артикуляции усваивает человек, тем разнообразнее в тембровом отношении звучит его голос, тем шире его тембральный диапазон, а это обеспечивает более точное решение коммуникативных и сценических задач.

Тоновый диапазон человеческого голоса представлен последовательностью тонов, которые могут быть произведены голосовым аппаратом в пределах границ между самым низким и самым высоким звуками. Человеческий голос обычно включает в себя тоны от 64 до 1300 герц. В двух формах проявления человеческого голоса – пении и разговоре – качества голоса представлены несколько различно. Разговорный голос составляет лишь 1/10 от общего диапазона голоса. Тоновый охват певческого голоса значительно шире разговорного и зависит от вокального образования.

Голосовой диапазон расширяется в основном в результате повышения верхней тоновой границы. Кроме того, приобретается необходимая сила голоса и тренированность Наибольший тоновый диапазон для мужских голосов – 35 полутонов, для женских – 38. Если учитывать также и крайне низкие тоны басовых голосов (43,2 герца) и высокие свистящие тоны детских голосов (4000 герц), то получится, что человеческий голос охватывает 6 октав.

Интенсивность голоса

 

Интенсивность голоса (от лат. intensio – напряжение) – энергетическая характеристика голоса, которая может быть измерена специальными приборами и определяется звуковой энергией, проходящей за единицу времени через единицу площади. Интенсивность голоса почти никогда не измеряется непосредственно. При помощи микрофона измеряется звуковое давление, а интенсивность, пропорциональная квадрату звукового давления, если это нужно, определяется либо аналитически (по формуле), либо с помощью соответствующей электронной схемы.

Данные о значениях звукового давления или интенсивности обычно представляются в логарифмической шкале, то есть в децибелах (дБ) по отношению к начальному логарифмическому уровню, принимаемому за 0 (нуль).

Интенсивность голоса зависит от режима работы голосовых складок и величины воздушного давления под ними. Чем выше подскладочное воздушное давление и чем плотнее смыкаются голосовые складки, тем больше интенсивность голоса.

 

Тембр

 

Тембр – психоакустическая характеристика голоса, обусловленная совокупностью факторов: степенью выраженности шумовых компонентов, обертонов, модуляционными процессами, атакой и затуханием голосового сигнала. Характерные звуковые особенности различных источников определяются не только свойствами основного тона, но и в не меньшей степени наличием обертонов. Именно присутствие тех или иных обертонов, представленных в определённом числе и соотношении, характеризует тембр источника звука.

Слово «тембр» происходит из французского языка и означает «печать», «клеймо». Служит тембр для характеристики источника тона. По тембру мы различаем звуки окружающей нас живой и неживой природы, судим об их происхождении. Тембр голоса воспринимается как специфическая окраска голоса, позволяющая различать людей (не видя их) по голосам, даже если высота, громкость и длительность звучания этих голосов одинакова. Тембр голоса имеет важное коммуникативное значение. Гораздо легче, например, установить контакт с собеседником или с аудиторией, если говорящий обладает приятным, красивым тембром голоса. Тембр голоса или, как ещё говорят, его «окраска» – обертональный ряд, который делает неповторимым голос каждого человека.

Тембр зависит от физических данных человека: объёма лёгких, строения голосовых связок и костей черепа. Но он может существенно меняться, если мы научились направлять звук через различные резонирующие части тела: грудную клетку, живот, зубы, лоб, затылок. Именно с помощью игры резонаторов пародисты подражают чужим голосам.

При владении резонаторами, «внутренними микрофонами» нашего тела, мы можем добавить голосу высокие обертоны, делая его более звонким, «полётным», пробивающим пространство даже большого зала. Можем подстроить наш тембр в соответствие с характеристиками помещения, где мы говорим, находя общий резонанс со стенами, полом, потолком. Таким образом, наш голос становится достаточно звучным (да ещё и красиво «окрашенным») при минимальной нагрузке на голосовые связки.

Тембр голоса может быть спонтанным (непроизвольным) и креативным (специально сформированным). Спонтанный тембр характерен для непоставленных голосов, особенно когда говорящий взволнован или когда слуховой контроль затруднён. На основании спонтанного тембра можно довольно точно определить физическое и эмоционально-психологическое состояние говорящего. Креативный тембр свойствен голосам поставленным, профессиональным.Он вырабатывается с целью выразить в голосе только те эмоции и краски, которые имеют прямое отношение к данной речевой задаче.

Человек способен в широких пределах менять тембр своего голоса как непроизвольно, так и целенаправленно. Однако при этом в той или иной степени тембр сохраняет черты индивидуальной неповторимости. Индивидуальность тембра обусловлена тем, что размеры речевых органов и функционирование нервной системы, управляющей ими, у каждого человека неповторимы. В то же время широкое варьирование тембра возможно благодаря способности речевого аппарата работать в разнообразных режимах.

Голос, как любой звук, характеризуется с точки зрения его восприятия во времени атакой, модуляциями или отсутствием модуляции, затуханием. Эти акустические процессы оказывают непосредственное влияние на тембр. Короткая, «взрывная» атака делает голос жёстким, напористым. Плавное, как бы с «раздуванием» начало звука придаёт ему противоположный характер: голос становится мягким, задушевным, может быть даже завораживающим. Если вслед за фазой атаки наступает короткая фаза затухания, то голос воспринимается как выкрик, лающий звук. Если фаза затухания длительная, то возникает эффект стона или плача.

Как правило, между атакой и затуханием существует достаточно продолжительная фаза, которая характеризуется либо отсутствием изменений громкости и высоты, либо модулированием этих параметров. Модуляция громкости и высоты со строгой периодичностью (по синусоидальному закону) и частотой от 4 до 8 Гц называют эффектом вибрато. Легче всего проследить вибрато в оперном пении, где оно крупное, «размашистое». В бытовой речи вибрато возникает довольно редко, лишь в минуты особого эмоционального подъёма и у хорошо обученных актёров. И у поющего, и у говорящего вибрато является украшением голоса. Пульсации вибрато делают голос живым и одухотворённым. Если вибрато нет, голос кажется безжизненным и невыразительным, по образному выражению вокалистов – «прямым, как палка». Вибрато придаёт голосу определённую эмоциональную окраску, от него зависят эстетические свойства голоса. Некоторые известные драматические артисты для выражения сильных эмоциональных переживаний также иногда прибегают к вибрато.

Упражнение «вибрато».Вдохните через нос и рот, затем на выдохе спойте упражнение на гласную «а» с интервалом в секунду. Поём эту секунду 10 раз на одном дыхании: сначала медленно, затем увеличивая темп. Положите руку на горло в области кадыка и если вы делаете упражнение правильно, то почувствуете, что вместе с дыханием задействованы мышцы гортани (они колеблются, то есть вибрируют).

Тембр голоса трудно поддаётся описанию. Обычно для обозначения тембров используют слова, значение которых связано с представлением о разных свойствах предметов, почти не имеющих отношения к звуку: бархатный, богатый, горячий, раскалённый, жёсткий, задавленный, мягкий, острый, полный, пустой, светлый, сжатый, слабый, твёрдый, тёмный, тёплый, тусклый, тяжёлый, широкий, холодный, ясный. Долгое время в сценическом искусстве была известна система четырёх знаменитых тембров: золотого, серебряного, медного и бархатного. Интересны высказывания о тембровых красках голоса известного итальянского баритона Титто Руффо: «Я стремился создать при помощи специальной вокальной техники подлинную палитру колоритов. При помощи определённых изменений я создавал звук голоса белый, затем, заменяя его звуком насыщенным, я доводил его до колорита, который называл синим; усиливая тот же звук и округляя его, я стремился к колориту, который называл красным, затем к чёрному, то есть тёмному».

Очень мало используются собственно звуковые представления: глухой, дрожащий, звонкий, крикливый, назальный. Известен и такой приём характеристики тембров, когда пытаются назвать те чувства, которые они выражают: эмоционально-волевой тембр, шутливо-иронический тембр, грустный, нежный, спокойный, угрюмый. В некоторых случаях целесообразно использовать названия тембров, построенные на основе ассоциаций с той или иной фонемой: у-образный тембр, и-образный тембр и т.п.

Работа над тембром является центральной задачей при постановке голоса. Умение сформировать адекватный речевой задаче тембр голоса – одно из важнейших профессиональных умений.

Тайна тембра человеческого голоса издавна привлекала исследователей-акустиков и музыкантов, инженеров связи и лингвистов, врачей-фониатров и вокальных педагогов, логопедов и актёров, певцов, физиологов и даже математиков. Первым попытался изучить «анатомию» тембра знаменитый немецкий физик Герман Гельмгольц. Для этого он использовал очень простые устройства – стеклянные или металлические шары с двумя отверстиями. Узкое отверстие прислонялось к уху, и если шар резонировал, это означало, что в голосе содержатся обертоны, близкие по звучанию к резонансному тону шара. Для выделения обертонов разной высоты существовали шары разных размеров.

Сейчас для исследования тембра голоса применяется несравненно более сложная, точная и объективная аппаратура, например, звуковые спектрометры. Подобно тому, как солнечный луч, проходя через призму, разлагается на составляющие его цвета радуги, звук голоса, пройдя через спектрометр, расчленяется на отдельные составляющие его обертоны. В результате ряда электроакустических преобразований на экране прибора появляется серия светящихся столбиков, каждый из которых соответствует определённой частоте обертона, а высота столбика – его интенсивности.

Картина, получающаяся при разложении звука на экране спектрометра, носит название спектра звука, а отдельные сильно выдающиеся пики, состоящие из группы обертонов и влияющие на распознавание речевых звуков, были названы формантами. Форманта во многом определяет секрет индивидуального звучания тембра. Исследования показали, что в каждой гласной содержатся три, четыре и даже пять формант. Каждая из них влияет на опознаваемость звуков, но наиважнейшими оказываются первые две-три. У разных людей форманты даже в одних и тех же гласных звуках несколько разнятся по своему частотному положению, ширине и интенсивности. Индивидуальные особенности формант и придают голосу каждого человека неповторимый, присущий только ему одному тембр.



infopedia.su


Смотрите также