Методика развития точности движений на уроках футбола. Упражнения на развитие точности движений и дифференцировки усилий


Методика развития точности движений на уроках футбола

megapredmet.ru

МегаПредмет 

Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса - ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

В.В. Белинович предложил для воспитания точности движений два пути. Первым был назван путь выполнения движений, требующих высокой точности; второй (более целесообразный – по автору) заключается в выполнении точно поставленных задач. В.В. Белинович рассуждал так, что упражнения в метании по целям, жонглирование, удары ракеткой по мячу и т.п. в большой степени способствуют развитию точных движений, чем какие-то надуманные упражнения в точных движениях.

В основе ведущего «рабочего» метода в упражнении анализаторных систем человека рекомендуется варьирование действий и внешних условий педагогического процесса и включения афферентных систем. Рассматриваются два пути в этом процессе:

1) использование упражнений-заданий с высокой точностью двигательных дифференцировок

2) естественных заданий качественного исполнения движений.

Очевидно, второй путь более предпочтителен в занятиях со школьниками, если судить по отдельным замечаниям исследователей. В научной литературе (безотносительно места исполнения) рассматриваются самые разнообразные способы, которые в подавляющем большинстве случаев нельзя причислить ни к одному из принципиальных положений.

Определенное предпочтение можно отдать способу варьирования, разработанному в исследованиях А.И. Бобкина (1957) (таблица 2.1). В основу способа положены основные признаки движений человека. Методическим основанием его служит характер восприятий движений учащихся.

 

Таблица 2.1 - Метод варьирования упражнения

Понаправлению Поскорости По темпу По ритму По усилию По размеру
Вперед Постоянно Медленно Равномерно Мало Амплитуда Малая
Назад Переменно Умеренно Ускоренно Средне Средняя
Вверх Ускоренно Быстро Замедленно Много Большая
Вниз Замедленно Максимально Аритмично   Дистанция Малая
Влево Минимально Умеренно Максимально   Средняя
Вправо Промежуточно Кругообразно Комбинационно   Длинная

 

Из нее следует, что варьирование осуществляется по шести признакам: направлению, скорости, темпу, ритму, усилию, размеру. Внутри каждого признака указаны параметры движений по свойству и качеству. Например, по признаку «направление» указано шесть основных направлений и три дополнительных (по способу промежуточно; т.е. между точками «вверх» и «вниз» и т.д., кругообразно, т.е. по дуге или полному кругу; комбинационно, т.е. вперед, а затем повернуться налево и т.д. в других сочетаний).

По признаку «скорость» рассматривается семь качественных параметров постоянной заданной скоростью, с переменной заданной скоростью, ускоренно, замедленно (в сторону от большей к малой скорости), с минимальной заданной скоростью для данной группы или отдельного учащегося. Конкретные параметры (возможны и количественные) определяются в каждом случае учителем, который дает задание сообразуясь с оптимизацией условий обучения учащихся. По признаку «темп» определены четыре параметра, которые также основаны на грубой дифференцировке, т.е. без указания количества движений в единицу времени. Учитель задает определенный темп в рамках медленного, умеренного, быстрого и максимального варьирования движений с учетом педагогической целесообразности. Так что в этих 4-х диапазонах возможны самые различные количественные показатели, но без их конкретизации.

По признаку «ритм» рассматривают четыре основных ритмических фигуры: равномерно, т.е. с равными промежутками времени в цикле движений; ускоренно, т.е. с уменьшающимися промежутками больших к очень малым; замедленно, т.е. с увеличивающимися промежутками – от максимально малых до больших; аритмично, т.е. промежутки по своей величине различны и расположены в случайном «нелогичном» порядке, а возможно и не повторяются. Учитель задает необходимую фигуру ритма в широком диапазоне сочетаний, хотя и не пользуется количественными критериями.

По признаку «усилие» учебные упражнения проводятся в рамках трех параметров. При этом учитель широко варьирует задание по усилию в диапазоне между малым, средним и большим также исходя из представлений о возможностях детей и логики освоения техники движений.

По признаку «размер» движения рассматриваются амплитуда и дистанция, преодолеваемая учащимся или брошенным снарядом. Амплитуда может быть малой, средней и большой. Если представить эти размеры в количественном выражении, то в каждом конкретном случае нужно учитывать размер полной амплитуды техники правильно выполненного движения. Тогда 1/3 часть движения может составить понятие о малой амплитуде, 2/3 – средней. Учитель может задавать учащимся еще и дополнительные доли амплитуды (чуть-чуть пошире, немного убавить и т.п.). О величине дистанции также нужно судить по крайним ее показателям, учитывая максимальные возможности учащихся и цели обучения.

В этом, собственно, и состоит особенность экспериментального метода варьирования, который проводится преимущественно на качественной оценке (выполнил – не выполнил, справился – не справился, успешно – не совсем успешно, отлично – не очень удачно). Основным критерием при этом служат задуманные учителем параметры и применение возможно большего числа качественных оттенков движений в рамках предложенной схемы и согласно сформулированных в плане урока заданий.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Занятие футболом оказывает всестороннее воздействие на организм детей и подростков. Большинство упражнений, применяемых с целью повышения физической подготовки учащихся, всесторонне воздействуют на организм: укрепляют мышечно-связочный аппарат, совершенствуют функции внутренних органов и систем, улучшают координацию движений и способствуют общему повышению уровня развития двигательных качеств, но в то же время каждое из них преимущественно направлено на развитие того или иного качества.

Футбол - спортивная игра, в которой результат игровых действий - гол зависит, прежде всего, от умения точно выполнять удары по мячу доминантной и недоминантной ногами. «Двуногие» учащиеся, как и «одноногие», не редкость, однако наиболее высоко ценятся, конечно, те которые способны выполнять технические действия двумя ногами. В научной литературе по футболу практически отсутствуют исследования, связанные с изучением технических действий, выполняемых недоминантной ногой.

Физическая подготовка школьников, занимающихся в школе футболом, должна предполагать их всестороннее развитие, укрепление органов и систем организма, развитие физических качеств и расширение функциональных возможностей. Различается общая и специальная физическая подготовка.

После выполнения множества относительно стереотипных двигательных действий, в ЦНС - в памяти - фиксируется множество вариантов двигательных программ для решения одной задачи. Регулярное повторение занятий приводит к закреплению всех двигательных программ как правильных, так и неправильных. Поэтому педагогическая технология «натаскивания» приведет к запоминанию всех двигательных программ.

Для устранения так называемых случайных ошибок надо забыть ошибочные варианты двигательных действий.

В процессе развития целевой точности у школьников определенное предпочтение можно отдать способу варьирования, разработанному в исследованиях А.И. Бобкина. В основу способа положены основные признаки движений человека. Методическим основанием его служит характер восприятий движений человеком.

 Раздел: Коррекционные упражнения для развития пространственно-временной          дифференцировки и точности движений 

kak.znate.ru

 Раздел: Коррекционные упражнения для развития пространственно-временной         дифференцировки и точности движений             Тема урока: Закрепить навыки  коррекционных упражнений, с выполнением основных положений и движений.   Разучить упражнения с малым мячом. Совершенствовать у детей координацию движений во время бега, используя подвижные и малоподвижные игры.  Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни.  Задачи урока: Образовательные:    формирование системы знаний и умений в области пространственно-временной дифференцировки и точности движений.    Оздоровительные:   Формирование правильной осанки   Укрепление опорно-двигательного аппарата   Развитие  ориентированию в пространстве и точности движений Воспитательные:   Воспитание ценностного отношения к своему здоровью, умений применять профилактические меры для сбережения своего здоровья.         Место проведения: Спортивный зал. Спортивный инвентарь: гимнастические обручи, теннисные  мячи. Части  урока Содержание занятий Дозировка  ОМУ Подготовительная   Четкое выполнение часть 5-7 мин Построение. Расчет по порядку.  Сдача рапорта. Сообщение   задач урока.    Основная часть Построение в зале в одну   28-30 минут шеренгу, равнение по носкам.    -выполнение команд 2-3мин   «ровняйсь», «смирно»,     повороты «налево», «направо»,     «кругом».    - Ходьба с ускорением и  Следить за  замедлением, с выполнением  согласованностью  положения движения  рук (за  движений.  голову, спину, вверх, вниз).  4-5мин   чередование вдоха и выдоха    при выполнении упражнений.    -Бег с изменением направления    движения, приставными    шагами, поворотами.    -Перестроения в шеренгу,    колонну, в круг, с изменением    места построения.    Дыхательные упражнения       Выполнение     коррекционных    упражнений с    применением основных    положений движений с    обручем:    1.И.п. –О.С. обруч  внизу. 1 -  2-3 р. Руки не сгибать  Обруч вперед, смотреть на    него, 2 –и.п.    2.И.п.-обруч внизу.1-поднять 2-3р. Прогнуться,  обруч вверх.2-и.п.  смотреть вверх  3. И.п. –ноги врозь, обруч 2-3 раза Не наклоняться  вверх. 1 –наклон влево. 2 –и.п.  вперед  3 –то же вправо, 4 –и.п.    4.И.п.-о.с.1-поднять вверх,2-2-3раза Обруч держать  согнуть руки опустить обруч  прямо перед собой  перед собой (портрет, зеркало)    произнести звуки: «да,да,да»,     «нет, нет,нет», « аяяяяяяя»    выполняя движения головой.     5. И.П.-О.С –обруч впереди, 1-2-3 раза  Следить за  опустить обруч вниз – назад,  очередностью  шагнуть левой ногой внутрь  постановки ног  обруча, 2 –шагнуть правой    ногой. 3 –опуская обруч вниз –   вперед шагнуть из обруча    левой ногой наружу. 4 –то же    правой ногой.    6.И.п.-обруч впереди на  произвольно Соблюдать технику  вытянутой руке, прокатывание  безопасности  обруча в руке, поочередно в    левой, правой.    7.Ип.-о.с. вращение обруча произвольно  Вращать только  пальцами левой, правой рукой   пальцами  поочередно.    8.И.п.-о.с.-обруч на полу.1-2 3-4 раза в      зайти в круг выйти с каждую Следить за  открытыми глазами.3-4-зайти и  сторону      правильным  выйти влево, вправо  с  выполнением  открытыми глазами, затем с    закрытыми.    Упражнения на расслабление       Разучивание    упражнений с мячами:     1. И. п. — основная стойка, мяч  3-4 раза Следить за  в правой руке.  очередностью      В. — переложить мяч    в левую руку, обратно    в правую.    2.  И. п. — ноги на ширине 3-4 раза в Не наклоняться  плеч, руки в стороны, мяч каждую руку вперед  в правой руке.        В. — наклониться вправо,    переложить мяч за спиной    в левую руку, вернуться в и. п.;     то же вправо.    3.  И. п. — ноги на ширине 3-4 раза в    плеч, мяч в правой руке. Каждую При потере мяча,      В. — подбросить мяч вверх сторону  поднять и  на уровне груди; если  продолжить  получится, поймать двумя  выполнение  руками.    4. . И. п. — основная стойка, произвольно  Детям, которые не  мяч в правой руке.  поймают мяч,      В. — ударить мячом об пол,  разрешить поднять  чтобы он подпрыгнул до  его с пола и встать  уровня груди, поймать двумя  на свое место.  руками.     5.  И. п. — основная стойка, произвольно  Ноги в коленях не  мяч в левой руке.  сгибать      В. — сесть на пол напротив    соседа, прокатить ему мяч,    получить от него мяч обратно.    6.  И. п. — подняться на носки,  Дыхание не  мяч в левой руке, руки вверх, 6-8 раз задерживать  вдох-выдох    Упражнение на коррекцию    осанки    1.  И.п. –лежа на полу на    животе, палка в руках 3-4 раза Ноги вместе,              1 –поднять палку вверх,          носочки тянуть  прогнуться вдох, 2 –и.п.выдох    2.  И.п. –то же поднять 3-4 раза. Колени не сгибать  одновременно руки и    ноги вверх, прогнуться,    зафиксировать 3 сек.    3.  И.п. –то же, палка сзади 4-8 раз Палку поднимать  на ягодицах, хват снизу,   выше  1 –поднять палку вверх,    прогнуться, 2-и.п.    4.  И.п. –то же, поднять 4-6 раз  одновременно руки и  Не сгибать колени ноги вверх, туловище   зафиксировать 3 сек.   5.  И.п. –то же, руки вдоль 4- 6раз  туловища, на 1 –согнуть   Головой достать до правую ногу  обхватить  колена руками подтянуть к   голове. 2-и.п., то-же   левой ногой   6.  Упражнение «плуг» 2-3 раза Колени не сгибать 7.  Растяжка, достать при 5сек  наклоне головой до держать Колени не сгибать колен   8.  И.п. – колено –кистевое. 2-5 раз расслабиться «уточка»   9.  И.п. –то же  1 -  правую 3сек держать равновесие руку вперед, левую ногу  держать  назад, равновесие, 2 –  поменять положение   10. Диафрагмальное 4-6 раз делать полный вдох дыхание.  и выдох Разучить игру     «Быстро по местам».         Описание игры. По   команде учителя дети   сначала разбегаются по Игра  залу, а затем строятся повторяется   в одну шеренгу 3—4 раза Правила игры: в обозначенные места.  Того, кто   Повторить игру «День и ошибается, учитель ночь». оставляет рядом   Массаж от простуды, с собой, а в конце дыхательные игры ставит на упражнения, утренняя освободившееся зарядка место.  Соблюдать правила  игры. Дети показывают произвольно     Заключительная  Построение. Подведение   Индивидуальные  часть 5-7 минут  итогов  урока. Организованный  задания на дом. уход.            

Развитие точности движений детей

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ТОЧНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ

Содержание.

Стр.

Введение.

Актуальность. Из большого числа проблем физического воспитания в школе особое место занимает развитие у занимающихся способности давать движениям точную оценку и на этой основе сознательно управлять движениями в пространстве и во времени (А.М. Шлемин, 1983; Л.П. Матвеев, 1991).

В основе этой способности (умений, навыков) лежит совершенная деятельность анализаторных систем организма человека и прежде всего двигательного анализатора, которые обеспечивают точные ощущения восприятия и представления собственных действий.

Практическая значимость рассматриваемой способности выходит далеко за пределы узкоспециального интереса. И ее трудно переоценить уже потому. Что она имеет прямую связь с успешностью двигательного научения, спортивного совершенствования и создания предпосылок для будущей трудовой и общественно полезной деятельности. Без этой способности невозможно и физическое совершенство гармонически развитой личности.

В многочисленных высказываниях специалистов выражается единое мнение о том, что чем выше способность к управлению движениями и чем раньше она развита у детей, тем успешнее становится процесс физического воспитания (В.С. Фарфель, 1977; Ю.А. Сатиров, 1979; Б.А. Ашмарин, 1990; Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2000; В.П. Лукьяненко, 2001).

Исходя из этого, признается своевременным и целесообразным начинать обучение навыкам управления движениям, в основе которых лежит точность, согласование действий и высокое чувство ощущений, уже в младшем школьном возрасте, поскольку именно в этот возрастной период активно повышаются функциональные возможности двигательного анализатора.

Учитывая актуальность проблемы и ее большую предысторию, исходящую еще от знаменитых исследователей Бернштейна, П.Ф. Лесгафта, данные исследования должны иметь отражение в специализированных и среднеобразовательных учреждениях.

Как показало изучение практики физического воспитания в школе, развитие точности двигательных действий учащихся все еще не встало в ряд важнейших задач предмета «физическая культура». Одновременно с этим можно отметить, что специальная методическая литература для учителей школ не нацеливает должным образом на всестороннее развитие анализаторных систем и управление ими. Не активирует внимание в этом плане и государственная программа по физической культуре. (1992).

Наряду с этим теория и практика физического воспитания в школе имеет недостаточное количество научных исследований, посвященных этой теме. Анализ показывает, что в числе недостаточно разработанных остаются вопросы методики совершенствования анализаторных систем учащихся в процессе уроков физической культуры. в частности, нет полной ясности относительно методов развития точности движений на начальном этапе физического воспитания детей в школе (1-3 классы).

Все вышеизложенное и побудило нас организовать специальное исследование вопросов методики развития точности движений (пространственных параметров) в начальной школе в процессе физического воспитания на уроках физической культуры.

Таким образом, научная проблема исследования состоит в необходимости оптимизировать процесс подготовки школьников на занятиях по физической культуре, акцентируя внимание на развитие точности движений. Решение этого проблемного вопроса возможно, на наш взгляд, посредством целенаправленного научного исследования, актуальность которого несомненна.

В нашем исследовании была выдвинута гипотеза:

Предполагаем, что развитие способностей к точным дифференцировкам у детей начальной школы в условиях естественного проведения уроков физической культуры возможно, так как методика и организация данного учебного процесса будет содействовать достаточному упражнению сенсорных процессов учащихся.

Цель исследования – выявление наиболее целесообразного метода развития пространственной точности развития движений, пригодного для использования на занятиях по физической культуре в среднеобразовательной школе.

Объектом исследования выступает процесс развития точности движений в пространстве подрастающего поколения в условиях занятий физической культуры через реализацию программы в учебно-воспитательном процессе.

Предметом исследования являются направленное воздействие на организацию учебно-воспитательного процесса, образовательной среды, условий, способствующих развитию точности движений.

Актуальность темы определила личные интересы, и были поставлены следующие задачи дипломной работы:

1. Путем изучения литературных источников выявить целенаправленные теоретические и методические разработки по развитию школьников.

2. Выявить особенности организации учебного процесса на уроках физической культуры в начальных классах в связи с реализацией задач направленных на развитие точности движений у школьников.

3. Рекомендовать для использования в среднеобразовательной школе метод варьирования для развития у учащихся способностей к точным движениям.

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем теоретические положения, а также методические рекомендации помогают осмыслить реальный воспитательно-образовательный процесс по физической культуре, прогнозировать его развитие, что особенно важно в условиях школьного физкультурного образования. Практическая значимость исследования определяется новой расстановкой акцентов в содержании физического воспитания школьников, выборе средств и методов ориентированных на интенсификацию, повышение интереса, личностное развитие координационных способностей.

Методы исследования:

1. Изучение и анализ литературных источников.

2. Педагогическое наблюдение.

3. Метод контрольных испытаний.

4. Методы математической статистики.

Глава I. Исследование состояния вопроса

1.1. Рабочая терминология и понятия

В теории и практике физического воспитания используется терминологический аппарат и понятия, которые вызывают критичное отношение и разное толкование со стороны специалистов.

В работе нами будет использоваться термин «точность движений». Согласно определения В.М. Зациорского (1970) понятие «точность движения» включает в себя точность пространственных, временных и силовых характеристик движения. Точность может рассматриваться как в комплексном проявлении, так и самостоятельном, по отдельным характеристикам движения.

Точность движения, по мнению В.М. Дьячкова (1972), предполагает четкость двигательного рисунка, его соответствия требованиям совершенной техники движений. Точность должна быть характерна всем фазам двигательной деятельности.

Точность - предполагает четкость двигательного рисунка, его соответствие требованиям совершенной техники движений. Точность должна быть характерна всем фазам двигательной деятельности. Немаловажное значение она имеет в подготовительных и связующих движениях. Последние хорошо просматриваются, их чистота нередко влияет на общее впечатление об упражнении (Н.С.Бервинова, 1977).

В.П. Лукьяненко считает, что точность движений – это интегральная характеристика, отражающая степень соответствия процесса координации усилий в пространстве и во времени особенностям двигательной задачи и условиям ее решения (2001).

Это качество в теории и практике физического воспитания связывают с понятием ловкость - способность человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. (Б.А. Ашмарин, 1990; Н.К. Коробейников, А.А. Минаев, И.Г. Николаенко, 1984; Н.А. Бернштейн 1991).

Специалист в области физической культуры и спорта должен владеть навыками, направленными на управление собственными движениями. Воспроизведение действия требует управления движением как в наблюдаемой фазе его развития, так и в фазе его созревания, то есть в зоне молчания. Движение мысли от объекта к объекту не всегда можно проследить, но оно угадывается или раскрывается в последующем действии.

Под управлением движениями понимается «регулирование движений чувствованием» (по И.М. Сеченову, 1952) или умение осознано выполнять двигательные действия, соответственно задаваемым параметрам, опираясь на тонкие ощущения, анализ действий и их точную оценку (пространственную, временную, силовую).

В тексте мы также будем использовать термин «способность», вкладывая в него понятие о психофизиологических свойствах личности (врожденные и приобретенные), создающие благоприятные возможности для успешного овладения специальными знаниями и навыками и совершенствования в конкретной деятельности. (В.А. Магин, 1998).

mirznanii.com


Смотрите также