Фантазия и ее функции, как развить фантазию? Упражнения на развитие фантазии


10 упражнений на развитие воображения — Miraman.ru

Дети - мастера придумывать и фантазировать. Как же порой взрослым не хватает этого умения! Предлагаем вам пройти тест и узнать уровень своего воображения! А затем - взяться за интересные задания, которые помогут расширить ваши творческие горизонты и, возможно, разбудят в вас новые таланты!  

Тест: Определите уровень своего воображения

Инструкция:

Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо "да", либо "нет". Первая цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая - отрицательный.

1. Интересуетесь ли вы живописью? (2, 1).

2. Часто ли вы скучаете? (1, 2).

3. Рассказывая какую-либо историю, любите ли вы украсить ее красочной деталью, добавленной от себя? (1, 0).

4. Инициативны ли вы на работе, в школе? (2, 1).

5. "Широко" ли вы пишите, много ли занимаете место на бумаге? (1,0).

6. Руководствуетесь ли вы в выборе одежды законами моды или собственным вкусом? (2, 1).

7. Любите ли вы рисовать во время собраний или лекций на листе бумаги одни и те же фигурки? (О, 1).

8. Слушая музыку, представляете ли вы какие-либо образы, связанные с ней? (1,0).

9. Любите ли вы писать длинные письма? (2, 1).

10. Видите ли вы иногда цветные сны? (1, 0).

11. Любите ли вы мысленно бывать в тех снах, которые знаете лишь по рассказам? (1, 0).

12. Часто ли вы плачете, расстраиваетесь в кино? (1, 0).

Итак, подсчитайте очки.

14-17 очков: у вас богатое воображение. Если вы сумеете применить его в жизни, то добьетесь больших творческих успехов.

9-13 очков: среднее воображение. Такое воображение встречается у очень многих людей. От вас и только от вас зависит, сумеете ли вы развить его.

5-8 очков: вы реалист в полном смысле этого слова. В облаках не витаете. Однако немного фантазии еще никому не вредило. Поэтому задумайтесь о себе.

А теперь задания!

Для первых шести заданий вам нужна ручка и бумага. Приготовьтесь писать! Заранее установите для себя, сколько времени вам понадобится на их выполнение и постарайтесь уложиться!

1. В 400 словах опишите место, где вы мечтаете жить (для подсчета используете в меню Word «Сервис» пункт «статистика»).

2. Напиши рассказ под названием «Однажды у меня была возможность, но я её упустил…»

3. Напишите монолог от лица свежесрезанного цветка.

4. Напишите семь обстоятельств, из-за которых может покраснеть драматург.

5. Вы возвращаетесь из магазина домой. Напишите 10 причин, включая самые невероятные, почему входная дверь вашей квартиры распахнута настежь.

6. Напишите инструкцию, как научить домашних тараканов отбивать чечётку.

А эти задания можно распечатать или перерисовать:

7. Посмотрите внимательно, на что похожа каждая фигурка? Назовите несколько вариантов, а потом можете её дорисовать так, как вы себе это представляете.

10 упражнений на развитие воображенияОписание фотографии

8. Подумайте, как можно эти фигуры превратить в подарки для ваших друзей. Попробуйте дорисовать.

10 упражнений на развитие воображенияОписание фотографии

Отложите ручку и попробуйте выполнить задание устно:

9. Придумайте название и описание картины. Как вы уже догадались, это картина Пабло Пикассо. Она называется «Ночная рыбалка на Антибах».

10 упражнений на развитие воображения Описание фотографии

Пожалуй, самое универсальное задание, которое можно практиковать практически везде:

10. Во время поездки в общественном транспорте попытайтесь придумать имя, биографию или другие детали для незнакомых людей, которые едут с вами, основываясь лишь на их внешнем виде. Если вы путешествуете в компании друга, поделитесь своими с ним, а потом предложите ему сделать то же самое, сравните ваши истории.

miraman.ru

Как развить фантазию и научиться фантазировать

Кто из нас, серьезных взрослых, ни разу не фантазировал? Да никто. Все мы в детстве мечтали. Даже если сейчас все эти процессы задвинуты далеко-далеко, в детстве каждый придумывал какое-то невероятное космическое путешествие, прекрасного принца на единороге или управление машиной времени. Для маленьких нас фантазии были очень важны, благодаря им каждый имел какую-то заветную тайную мечту, к которой стремился. Стремления поменялись, но стали ли взрослые счастливее? Вряд ли. Почему же не пофантазировать немного и серьезным взрослым?

Что такое фантазия?

В психологии под фантазией принято понимать деятельность психики, связанной с воображаемыми, нереальными представлениями. Это, можно сказать, импровизация нашего мозга. Сразу стоит оговориться, что понятия фантазии и воображения хоть и очень близки по значению, но не являются одним и тем же. Если воображение оперирует чем-то или кем-то реальным, то фантазия основана на нереальных, полностью выдуманных представлениях. Например, представление себя на фоне статуи Свободы – это воображение, даже если вы никогда не были около нее. А вот представление себя летящим на клювокрыле к статуе Свободы – это уже фантазия.

Многим кажется, что фантазию, как и воображение, нужно развивать лишь детям, чтобы адекватно адаптироваться к окружающей действительности. Но это не совсем так. Любая нереальная мечта движет человеком и позволяет ему создавать нечто новое. Только благодаря фантазии изобретатели явили миру лампочку, телевизор, машины и все остальные достижения человеческой мысли. Только благодаря ей у нас есть музыка, литература, кинематограф, фотография и т.д. Все созданное руками и мыслями человека когда-то было всего лишь чьей-то неосуществимой, казалось бы, фантазией.

Как развить фантазию?

Способов, как развивать фантазию, много. Не нужно бояться пробовать различные методы и упражнения, поскольку лишними они точно не будут, особенно когда нечем заняться. Интересное времяпрепровождение они гарантируют всем фантазирующим. Все методы подходят для малышей и для взрослых. Однако родителям следует помнить, что ребенок не должен полностью погружаться в свои фантазии, иначе это помешает ему контактировать с реальными окружающими, а также представления малыша не должны граничить с бредом, хотя в этом вопросе категории достаточно условны.

Игры как способ развития фантазии.

Для развития фантазии полезны упражнения, провоцирующие на придумывание чего-то нестандартного.

Например, упражнение «Стул» (или «Тумбочка», или «Степлер», это не так важно). Участникам нужно придумать как можно больше применений соответствующему предмету, причем такие применения как «посидеть» или «отдохнуть» должны отбрасываться сразу. А вот варианты «сделать пушку» или «отгонять пришельцев» вполне подойдут.

Еще одно подобное упражнение заключается в придумывании способа создания того или иного предмета. Например, стул можно сложить из монеток, слепить из растаявших шоколадных конфет и т.д.

На бумаге можно нарисовать одинаковых или разных закорючек, кружков, треугольников. Играющие должны дорисовать каждую из этих фигур до чего-то законченного.

Использование словесных упражнений.

Такие упражнения бывают самые разные. Кстати, их можно придумывать самим.

  • Соединение частей слов. Например, берем половинки от слов «розетка» и «телевизор» и получаем: «розевизор». А дальше этому «розевизору» нужно придумать описание, назначение и небольшую историю. Такие упражнения хороши тем, что не вызывают никаких подсознательных мысленных реакций – получается абсолютно новое понятие.
  • Оглаголивание существительных. Если взять два предмета и один из них сделать действием, то можно получить различные интересные словосочетания: «диванить телефон» или «телефонить диван», «нитить ковер» или «коврить нить» и т.д. И это еще не все – потом нужно описать все эти странные на слух действия.
  • Соединение образа одного предмета и действия другого. Берем два предмета, например, телефон и кружку. Представляем действие одного и другого: по телефону мы звоним, а из кружки пьем. Соединяем действие с образом: «телефон пьет из кружки» или «кружка звонит по телефону». Благодаря таким абсурдным предложениям развивается фантазия, ведь дальше нужно придумать целую историю: кому звонит кружка и почему телефон вдруг захотел пить.
Творческая деятельность.

Даже если уроки труда в начальной школе давно закончены, рисование никогда не было любимым предметом, а процесс написания стихов всегда заканчивался, толком не начавшись, из-за вечно отсутствующей музы, иногда можно сделать что-то творческое. Вместе с ребенком или самостоятельно надо взять краски, кисти и начать рисовать. Рука сама создаст нечто на листе бумаги. Если получится что-то загадочное или нереальное, можно затем придумать историю про героя рисунка. Точно также можно лепить, шить, писать сочинения, песни или стихи, играть на гитаре, подбирая аккорды на слух.

Воображаемый друг.

Почти у всех малышей был воображаемый друг. Это могло быть какое-то животное, сказочное доброе чудовище, воображаемый ребенок или взрослый. Вместе с ним малыш мог придумывать какие-то игры, спасаясь от лени, разыгрывать ситуации, совершать целые путешествия. Почему бы и взрослым не придумать себе кого-то, с кем не стесняясь можно нафантазировать самых небывалых чудес? Чтобы это было еще и полезно в реальной жизни, можно наделить своего воображаемого приятеля качествами, которых нет у самого взрослого, и советоваться с ним, как поступить в той или иной ситуации. Это будет более объективный взгляд на ситуацию со стороны, что в некоторых случаях очень помогает.

Придумывание сюжетов.

Чтобы прогнать тоску и разнообразить свою повседневную жизнь, можно наполнить ее различными интересными сюжетами. Мало того, что можно придумывать окончание книг, дочитав лишь до половины, или новых поворотов в кино, остановившись на самом интересном месте, даже то, что в жизни кажется неприятным, благодаря развитию фантазии станет приносить удовольствие.

Идя с утра на работу, можно посмотреть в лица прохожих, не забывая придумывать им интересную судьбу или профессию. Только они действительно должны быть интересными, например, обычная старушка в берете, которая толкается в метро, может стать владелицей несметных сокровищ, закопанных где-то на необитаемом острове, а спящий парень в наушниках на самом деле работает по ночам истребителем вампиров. Еще одним способом для развития фантазии может стать придумывание детства или старости случайных прохожих или попутчиков. Это очень увлекательное занятие, которое работает еще и на улучшение коммуникативных навыков.

Если научиться придумывать такие истории и биографии, можно в фантазиях представлять злого начальника милым карапузом в детстве или в смешной шапке. Относиться к нему негативно потом уже не получится, а значит, отношения улучшатся. Да и надоевшую работу можно воспринимать как квест или миссию, чтобы не терять мотивацию.

Фантазии и мечты необходимы всем, чтобы не стать бездушными роботами, выполняющими все по одному и тому же алгоритму изо дня в день. И только фантазирующим представителям общества удастся создать еще немало предметов искусства и совершить открытия в разных областях.

wikigrowth.ru

Тренинговые упражнения для развития воображения у детей с ОНР

Значение воображения в жизни человека подчеркивали многие ученые и художники. Французский философ-просветитель и писатель XVIII в. Дени Дидро восклицал: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком…. Воображение — это способность вызвать образы. Человек, начисто лишенный этой способности, был бы тупицей».

Воображение – способность человека создавать новые образы путем преобразования предшествующего опыта. Это очень важный психический процесс, присущий только человеку. С его помощью мы можем изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения искусства. Именно благодаря тому, что до того, как человек начнет что-то делать, оно способен в воображении увидеть конечный результат, представить будущее, он может подготовиться к нему, в каком-то смысле даже овладеть им.

Природа воображения

Как уже отмечалось, процесс воображения проявляется в создании человеком чего-то нового – новых образов и мыслей, на основе которых возникают новые действия и предметы. Вместе с тем, нечто новое, созданное в воображении, всегда, так или иначе, связано с реально существующим.

Очень сложна связь и взаимодействие воображения и речи. С одной стороны известно, что словесно описать можно лишь устойчивый образ. Если образ недостаточно отчетлив, то при попытке описать его он может распасться. Но при повтором воспроизведении образа вербализация становится более устойчивой. Поэтому речь играет важную роль в создании устойчивых образов. Это относится ко всем образам – восприятия, памяти и воображения.

С другой стороны, данные психологических исследований свидетельствуют, что развитие воображения не зависит от развития речи и низкий уровень речевого развития не означает бедности воображения.

Трудности в описании образов, однако, могут осложнить ребенку игру, учебу, помешать ему избавиться от излишних страхов.

Примечательно исследование В.В. Степановой. Ею был обнаружен примечательный и отчасти парадоксальный факт: дети-первоклассники, испытывающие трудности на стадии первоначального формирования умений каллиграфии, имеют низкий уровень развития воображения; наоборот, дети, успешно осваивающие эти умения, обладают сформированным воображением.

Возникает вопрос: как же соотносятся эти, казалось бы, столь разные (если не сказать — полярные) явления?

Можно предположить, что ребенок затрудняется писать красиво, поскольку не способен увидеть “со стороны”, “глазами других” то, что он делает. Ему бесполезно лишний раз “разжевывать инструкцию”, бесполезно ужесточать контроль за выполнением задания. У ребенка отсутствует “интегральный взгляд” на себя, основанный на воображении. Этот “взгляд” при благоприятных условиях формируется в дошкольных видах деятельности (в первую очередь — в игре), т.е. происходит задолго до того, как ребенку начинают целенаправленно прививать какие-либо учебные умения (допустим, те же каллиграфические).

Воображение – познавательный процесс, и он имеет в своей основе аналитико-синтетическую деятельность мозга. Анализ помогает выделять отдельные части и признаки предметов и явлений, синтез – объединить в новые, до сих пор не встречавшиеся комбинации. В результате создается образ или система образов, в которых реальная действительность отражается человеком в новом, преобразованном, измененном виде и содержании.

Механизмы или приемы создания образов воображения

Сущность воображения заключается в особенности и способности подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства, умением переносить на другие предметы.

Комбинирование – сочетание отдельных элементов различных образов в новых, в более или менее необычных комбинациях. Но комбинирование – это творческий синтез, е не простая сумма уже известных частей, это процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ.

Частный случай комбинирования – агглютинация (от лат. – приклеивать). Это способ создания нового образа путем соединения, склеивания совершенно разных объектов или их свойств, например, кентавр, дракон, сфинкс или ковер-самолет: способность птиц летать перенесли на другой предмет.

Акцентирование – подчеркивание отдельных черт того или иного человека, существа, предмета. Этим приемом часто пользуются в рисовании карикатур и дружеских шаржей. Акцентирование проявляется в нескольких специфических действиях: утрирование — намеренное подчеркивание особенностей внешнего облика человека, качеств предмета; гиперболизация – преувеличение или миниатюризация – преуменьшение Дюймовочка, семиглавый Змей Горыныч).

Противопоставление – это наделение предмета, существа признаками, свойствами, противоположными известным. Например, сделать неподвижное подвижным, как в сказке «По щучьему велению» — печка начинает ездить.

Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных образах. Этот механизм часто используется при создании литературных образов – на первый план выходят такие черты персонажа, которые характеризуют многих людей. Типизация самый сложный путь создания образа творческого воображения, это обобщение и эмоциональная насыщенность образа. Знание этих приемов даст возможность управлять созданием образов, позволит научиться тренировать свое творческое воображение, придумывать новое.

Виды воображения

Виды воображения различаются по тому, насколько преднамеренным, осознанным является создание человеком новых образов.

По этому критерию различаются:

Произвольное, или активное, воображение – процесс преднамеренного построения образов в соответствии с сознательным замыслом, поставленной целью, намерением.

Именно этот вид воображения следует специально развивать.

Непроизвольное, или пассивное, воображение – это свободное, неуправляемое возникновение образов, непроизвольное воображение действует тогда, когда человек фантазирует или мечтает без определенной цели, спит или дремлет.

Существует мнение, что самое богатое воображение – воображение дошкольника. Однако это не так.

Богатство воображения зависит от жизненного опыта человека. У ребенка опыт беднее, чем у взрослого, поэтому материал для создания образов воображения у него меньше.

Но ребенок не так стеснен условностями, меньше контролирует себя, поэтому он легче отвлекается от реальности, можно сказать, «отлетает» от нее.

Старший дошкольный и младший школьный возраст квалифицируется как наиболее благоприятные, сенситивные для развития творческого воображения, фантазии, кроме того, в этом возрасте происходит активное развитие воссоздающего воображения.

Основное условие развития воображения ребенка – включение его в самую разнообразную деятельность. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Чем больше ребенок слышал и пережил, чем больше он знает, тем продуктивнее будет активность его воображения – основы всякой творческой деятельности.

У каждого ребенка есть воображение, но проявляются они по-разному, в зависимости от его индивидуальных особенностей. Некоторые дети да степени скованы ситуацией, что всякое мысленное изменение ее представляет для них значительные трудности. Иногда ученик не может усвоить учебный материал только потому, что не в состоянии мысленно представить то, о чем говорит учитель, или что написано в учебнике.

Эти особенности воображения необходимо учитывать. Надо знать не только то, как ученик воспринимает материал, но и как этот материал преломляется в его воображении.

Развивать воображение можно разными путями, но обязательно в такой деятельности, которая без фантазии не может привести к желаемым результатам. Надо не насиловать воображение, а увлекать его.

Методические рекомендации по развитию когнитивных компонентов и по визуализации — воображение.

В одном мгновенье видеть вечность,Огромный мир в зерне песка.В единой капле бесконечностьИ небо в чашечке цветкаМожно увидеть в травинке Вселенную.(Уолт Уитмен Блейк)

Леонардо да Винчи в своих «Записках» писал: …. «Совсем не трудно остановиться по пути и посмотреть на потеки на стене или угли в огне, или облака, или грязь…. Там вы сможете найти потрясающие идеи …. Это может показаться смешным и нелепым, — но, тем не менее, очень полезно для того, чтобы вдохновить ум на различные изобретения» (цит. по Вину Венгеру и Ричарду Поу «Неужели я гений?»).

Почему бы не прислушаться к советам гения? Тем более, что этот способ развития воображения давно взят на вооружение психологами и широко применяются узкими специалистами, в частности, учителями-логопедами.

Что же можно предложить ребенку для развития воображения, хорошей визуализации?

Развитие воображенияПрежде всего, это самые различные пятна, они могут быть как многоцветные (красочные), так и одноцветные, кляксы, тучи, плывущие по небу, и, даже, разлитая на стол жидкость. Все эти манипуляции с пятнами добавляют связи между клетками головного мозга, а степень развития ребенка зависит не от количества нервных клеток, а от количества нейронных связей между ними.

Рисунки рассматриваются со всех сторон – дети ищут «спрятанные» в пятне фигуры, очертания предметов. Они могут быть какие угодно реальные или фантастические.

«Воображение важнее, чем знания, потому что знания ограничены. Воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции» писал Альберт Эйнштейн.

Различные фотографии пейзажей, интерьеры комнат и т.д. Постарайтесь «войти» в картинку вместе с ребенком, побуждайте его пройти по дорожке за пределы пейзажа. Пусть он осмотрится, увидит, что там дальше. И идет до тех пор, пока он видит продолжение.

Нарабатывайте с ребенком связи!

- У вас выросли крылья и стремительно взлетаете вверх, или вас кружат невероятной силы воздушные потоки? Представьте студеный ветер с гор и облака, которые мешают рассмотреть то, что спрятано в горах…… Увидьте ее!

- Вы прошли безбрежное море лесов и озер, вы бесконечно устали…. И вдруг перед вами ветхий домик.

Приемы развития воображения

- Чей он? Старушки, а может леприконов, ищущих золотые монеты, хотя нет… Бабы-Яги! Они хотят помешать вам, увидеть картину за пределами гор. А ты возьми, перехитри их, или раскрась цветными карандашами домик и преврати его в тот дом, где живут твои любимые герои. Уж они-то наверняка тебе помогут перейти эти вершины и увидеть….

- Пройди по камешкам, куда они тебя приведут? Пройдись влево, затем направо. Вообрази, как можно быстро попасть за горы и мысленно заглянуть – а что там?

- Не говори, что не умеешь рисовать, тебе поможет твоя «вообразилка». Просто дорисуй картинку для себя как получится, и преврати фрагменты в какие-нибудь картинки.

Дорисуй картинку - развитие воображения

Педагогам необходимо уделять достаточное внимание развитию воображения у детей, создавать условия для активизации этой психической функции. Воображение способствует представлению отсутствующих или не существующих в реальности объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.

Любое обучение связано с умением что-то представить, вообразить. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознавать абстрактный материал и им, при общем недостатке жизненного опыта, требуются аналоги, опоры, на помощь приходит воображение.

Всем известно, что одна из наиболее школьных форм школьного обучения – написание сочинений, а в устной речи – творческое рассказывание. Ученикам с хорошо развитым воображением с таким заданием справиться не составляет никакого труда. Это легко объяснить – воображение тесно связано с речемыслительными процессами, восприятием и памятью.

«Рецепты» для педагогов

В основу всех конспектов занятий составляют игры, которые, по мнению психолога А.Н. Лука, «с их свободным полетом фантазии, верой в реальность этой фантазии и в то же время с признанием каких-то правил и ограничений имеют несомненное сходство с творческим процессом и служат хорошей школой творческого мышления».

Общим элементом для этих игра с художественным содержанием является их творческий характер. Мир игры связан с воображением. Игра – это, прежде всего, воображаемая ситуация, ее участник выстраивает свой собственный, субъективный мир в своем воображении.

Гусакова Наиля Фаритовна,учитель-логопед МАДОУ ДС КВ «Ручеёк»,г.Новый Уренгой, ЯНАО, Тюменской обл.

Loading ... Loading ...

logoportal.ru


Смотрите также