Урок русского языка на тему "Парные звонкие и глухие согласные на конце слова". Упражнения на парные звонкие и глухие согласные звуки на конце слова


Урок русского языка на тему "Парные звонкие и глухие согласные на конце слова"

Фридрих Валентина Александровна

учитель начальных классов МОУ «СОШ №5»,

г.Урай, Тюменской области.

звонкими и глухими согласными,

  • воспитывать уважение друг к другу, чувство поддержки и взаимопомощи,

формировать навыки работы в группах, парах;

  • развивать умение сопоставлять произношение и написание слов с парными согласными в слабой позиции;

  • формировать орфографическую зоркость

Интерактивная доска «СМАРТ», карточки для индивидуальной работы с

парными согласными, тетрадь, словарь, таблица «Парные согласные»,

картинки сказочных героев Буратино, Незнайки, Мальвины, Красной

Шапочки, Вини-Пуха, картина «Зима», «Гусь под дождем», словарь

С.И.Ожегова.

1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок

Предлагаю подружиться

И всем вместе потрудиться.

Слайд 1

-Сегодня, ребята, на уроке мы займёмся разборкой нашей почты. Друзья не забывают нас.

Смотрите, сколько писем прислали!

Первое письмо от Мальвины!

Что же она нам пишет?

Слайд 2

На момент чистописания

Я прислала Вам задание

Вы с закрытыми глазами

Угадайте букву сами.

А потом скорей проверьте,

Ведь они лежат в конверте.(У учителя в руках большой конверт с портретом Мальвины на обложке.)

Два ученика по очереди выходят к доске и с закрытыми

глазами достают вырезанные из картона буквы, на ощупь узнают их.)

  • Итак, это буквы Д,Т.

  • Повторим их написание.

СЛАЙД 3

Я тетрадь свою открою,

Уголочком положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку правильно держу!

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

(Ребята прописывают буквы в тетрадях и на интерактивной доске)

--Молодцы! Красиво написали.

--Но почему эти буквы мы сейчас повторяли?

--Что они обозначают?

(Они обозначают парные согласные, которые мы сейчас изучаем). --Ребята, а в конверте ещё что-то есть. (Из конверта достают слова и читают.)

Слайд 4

Что можно составить из этих слов? (предложение )

Ученики передвигают слова на доске

  • Что это? (пословица)

  • Как вы понимаете смысл пословицы? Почему взяли эту пословицу?

( Здесь есть слово труд, в котором на конце пишется парная согласная буква)

Учащиеся записывают пословицу в тетради

Труд (труды) человека кормит, а лень портит

чем выражено.

  • А – какая часть речи? (союз)

  • Какие ещё союзы вы знаете? (и, но)

3. Словарная работа.

Переходим к следующему письму.

Слайд 5

Оно пришло от Незнайки.

Что же он нам написал?

Слова совсем нетрудные

Хотел я записать,

Но в каждом слове нужно мне

Все буквы проверять.

Под удареньем я пишу,

Без сомненья, то, что слышу

Если звук без ударенья,

Вызывает он сомненье!

Слайд 6

Ребята читают, подбирают проверочные слова и

записывают, объясняя опасные места.

Слайд 7

Что общего в словах? (имя сущ.)

Какое слово лишнее? (медведь – отвечает на вопрос кто? Мягкий согласный на конце, одушевлённый.)

4. Гимнастика для глаз.

. Вот что она нам пишет:

Слайд 8

Парные согласные на письме опасные

Как похоже их звучанье-

Это просто наказанье!

Чтобы их нам различать,

Надо ум тренировать!

(Парные глухие и звонкие согласные на конце слова)

Слайд 9

ошибки?

(Ребята повторяют правило в стихотворной форме)

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен мой друг,

Парный сразу проверяй-

Слово смело изменяй:

«зуб» на «зубы», «лёд» на «льды»-

Будешь грамотным и ты.

Слайд 10

Играли звуки в домики

Как маленькие гномики

И перепутали свои домики.

  • А вы поработайте в группах, потом на доске исправьте ошибки.

  • Какая буква лишняя? (у)

  • Почему? (гласная)

  • А остальные? (согласные)

  • Разделите на две группы (звонкие и глухие)

  • Молодцы!

Игра «Молчанка»

Слайд 11

Возьмите в руки сигнальные карточки. Красная Шапочка прислала нам несколько слов для распознавания глухих и звонких согласных.

Я буду поочерёдно называть слова с глухими и

звонкими согласными в корне слова (не на конце), а вы подбираете молча проверочное

слово и, обсудив с соседом, поднимаете вместе карточку с

соответствующей согласной буквой.

  • Берёзка – берёзонька,

  • Шапка – шапочка,

  • Дорожка – дороженька,

  • Шубка – шубонька,

  • Кошка – кошечка,

  • Причёска – причесаться,

  • А теперь загадка:

В зимний лес придёт художник

Возьмёт бумагу, карандаш

Ели, сосны нарисует,

Получается…(пейзаж)

Слайд 12

Что такое пейзаж?

(значение слова узнают из словаря С.И. Ожегова)

6.Физминутка.

Слайд 13

Мелкие шажки – шажочки,

Лёгкие прыжки – прыжочки,

Повороты резко – резко

И наклоны низко – низко.

Три хлопка в ладоши – ладошечки 1, 2, 3,

Покрутись немножко – немножечко 1, 2, 3.

Вот и вся зарядка – зарядочка 1, 2, 3,

Мягкая посадка – посадочка 1, 2, 3

Слайд 14

Что же он нам пишет? Сейчас прочитаем.

Я – весёлый человечек, деревянный мальчуган.

Посылаю шесть словечек и даю заданье вам:

Вы подумайте сначала с большим-большим вниманьем

И подберите проверочные слова без опозданья

Слайд 15

(Ребята читают и подбирают проверочные слова, записывают, а затем проверяют)

-В каком слове количество звуков и букв разное? (ёж)

Слайд 16

Слайд 17

Я пишу не просто так –

Вам даю заданье.

А рисунок мне поможет

Проверить ваши знанья!

Слайд 18

Посмотрите на картину. Давайте мы её рассмотрим.

  • Какое время суток? Почему так решили?

  • Какая погода? Деревья?

  • Почему гусь оказался на улице?

  • Как назовём картину?

Посмотрите на картину и выпишите все слова с парными согласными.

Кто больше напишет слов за 2 минуты?

И ещё одно задание Винни – Пуха надо выполнить.

  • Осадки в виде ледяных шариков.

  • Лучший приятель.

  • Стоит Антошка на одной ножке.

  • Работа.

  • Орган зрения.

  • Используя данную модель 3 2 4 3 4,составьте ещё одно слово, взяв по одной букве

из каждого слова.

Проверка.

Слайд 19

На ромашках напишите по 3 слова с парными согласными.

Оцените свою работу на уроке. Если вы не ошибались, приклейте красный кружок,

Если у вас 1-2 ошибки, то зелёный кружок.

Если несколько ошибок, то жёлтый.

Слайд 20

infourok.ru

"Правописание парных согласных на конце слова"

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Цели:

  1. Наблюдать несовпадение норм произношения с нормами правописания, упражнять учащихся в проверке парных согласных на конце слова;
  2. Формировать навыки грамотного письма;
  3. Повторить правописание словарных слов;
  4. Уточнить различие между звонкими и глухими согласными звуками;
  5. Развивать фонематический слух;
  6. Доказать значимость имен прилагательных;
  7. Совершенствовать навыки определения признаков частей речи: имени существительного, глагола, имени прилагательного.

Оборудование: тетради, ручки, воздушные шары, зажимы, экран, проектор, компьютер, презентация.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята. Сегодня прекрасный день. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и скажите: “У нас все получится!”

2. Словарно-орфографическая работа.

- Посмотрите на доску. Перед вами изографы. Расшифруйте эти слова и запишите их.

Один ученик у доски, а все остальные в тетрадях записывают полученные слова и выделяют орфограммы (это те буквы, написание которых нужно проверить или запомнить).

- Можно ли проверить написание этих слов? (нет)

- Значит, какие это слова? (словарные слова)

3. Основная часть.

- Посмотрите, что нам принес воробей? (шары)

- Но шары не простые в них слова. Если вы правильно выполните задание, то узнаете, о чем пойдет речь на занятии.

(Ученики отвечают на вопросы: “какое слово нам принес воробей?Какую букву ты вставишь и почему?” и т.д.)

- Догадались, о чем пойдет речь на занятии. (О парных согласных и т.д.)

- Правильно. Тема нашего занятия “Правописание парных согласных на конце слова”. Вспомните все парные согласные звуки.

(Б-П, Д-Т, З-С, Г-К, Ж-Ш, В-Ф)

- Посмотрите на доску и скажите, какие согласные находятся над чертой?

- Какие согласные находятся под чертой?

- В чем их разница?

(Согласные, которые произносятся с “выключенным” голосом и состоят только из шума, называются глухими.Звуки, которые произносятся с участием голоса, называются звонкими.)

- Посмотрите, воробей принес нам еще несколько недописанных слов.

Выполните это задание у себя в тетрадях. Как напишите, положите ручки.

Помните:

Парные согласные самые опасные. Если слышишь парный звук, Будь внимательным, мой друг. Парный сразу проверяй, Слово смело изменяй: Зуб – на зубы, лёд – на льды, Будешь грамотным и ты. Звук согласный проверяй, Рядом гласный подставляй!

Сделаем проверку.

(Ученики отвечают на вопрос: “Прочитайте первое слово, какой звук слышится на конце? А какая буква пишется? Почему? Назовите проверочное слово.Почему согласный звук теперь слышится четко? Какую букву вы вставили? и т.д.)

- Молодцы, не зря воробей так долго летал. За ваши хорошие ответы он принес вам воздушные шары. Надуйте их.

(дыхательная гимнастика)

- Посмотрите на доску и прочитайте, что просит вас сделать воробей.

(ученики описывают свои шарики)

- Ребята, так как у нас мало времени и все не успеют на занятии выполнить просьбу воробья, то дома все напишут маленький рассказ описание о своем шарике. Для описания шарика используйте такие слова, как красный, большой, круглый, длинный, витой, тугой и т.д. Скажите, к какой части речи относятся названные слова?

(Имя прилагательное.) Для чего нам нужны имена прилагательные?

(Имена прилагательные нужны для точности описания и уточнения.)

Молодцы!

4. Физкультминутка.

- Устали. Давайте отдохнем, а заодно повторим звонкие и глухие согласные звуки. Если в начале слова я назову звонкий звук, вы хлопните в ладоши, а если глухой – присядете.

Флаг – враг, голос – колос, кость – гость, пар – бар, бочка – почка, жалость – шалость, том – дом, день – тень, зуб – суп, зайка – сайка.

5. Основная часть. (Продолжение)

- Прочитайте загадку, напишите отгадку.

- Ребята, какие мы видим орфограммы в слове мороз?

(словарное слово, надо запомнить, что в этом слове пишется буква О, и относится к правилу“Правописание парных согласных на конце слова”)

- подберите синонимы к слову МОРОЗ.

(Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.)

(Холод, стужа)

- подберите антонимы к слову МОРОЗ.

(Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.)

(Жара, зной)

Ученик читает задание, написанное на доске.

(Спишите предложение, подчеркните главные члены предложения, определите части речи.)

От мороза тетерева попрятались в глубокий снег.

- Выполните задание в тетрадях.

Проверка.

- Найдите в этом предложении имя прилагательное.

- Как вы определили, что слово ГЛУБОКИЙ является именем прилагательным?

- Есть ли в этом предложении слова, относящиеся к теме нашего занятия: “Правописание парных согласных на конце слова”?

(Снег)

- Сделайте фонетический разбор слова СНЕГ.

6. Итог.

- Вот и подошло к концу наше занятие. Вспомните, что воробей просил вас сделать дома.

- Как звучала тема нашего занятия? Как проверить парную согласную на конце слова? Приведите свои примеры.

- Урок окончен. До свидания.

Приложение.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок русского языка на тему "Парные звонкие и глухие согласные на конце слова"

Разделы: Начальная школа

Приложение (1 слайд)

Тип урока: продолжение объяснения нового материала.

Учебник: «Русский язык» Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова, Москва «Просвещение» 2005.

Цель: формировать навыки проверки парных согласных на конце слова путём изменения формы слова, способствовать развитию речи учащихся, развивать орфографическую зоркость в работе над предложением. (2 слайд)

Задачи:

Обучающие:

  • Обеспечить условия необходимости поиска способа проверки правописания парных согласных на конце слова;
  • Научить различать в словах на основе произношения звонкие и глухие согласные, определять их позицию и обозначать звуки буквами;

Развивающие:

  • Развивать аналитико-синтезирующее мышление: умение анализировать, классифицировать, точно формулировать вывод;
  • Развивать у учащихся навыки грамотного письма, речь;
  • Развивать умение учащихся работать в должном темпе, в группе;
  • Развивать инициативу, уверенность в своих силах.

Воспитывающие:

  • Воспитывать положительное отношение к знаниям.

Ход урока

I. Организационный момент.

(3 слайд)

Дождь пошёл и не проходит, Дождь, дождь. Дождь идёт, хотя не ходит Дождь, дождь. Он прохожим хлещет в лица, Дождь, дождь. Долго-долго будет литься Дождь, дождь.

– Какое слово очень часто употреблялось в отрывке из стихотворения А. Барто?

– Произвести слог звуковой анализ слова (Дождь).

– Как вы думаете, почему именно на этом слове я заострила ваше внимание? (Слово «дождь» заканчивается на парный согласный звук, стоящий в слабой позиции.) Почему оно требует проверки? (Звук слышим один, а буквой на письме обозначаем другой.) Произнесите слово дождь во множественном числе. Можно ли слово дожди назвать проверочным для слова дождь в единственном числе? В каких словах согласный слышится четко? Почему? (Когда после согласного звука стоит гласный, тогда согласный звук слышится четко.)

Сделайте вывод.

– Как проверить парный согласный на конце слова?

Вывод: обозначение на письме всех парных согласных в конце слов надо проверять. (Работа со схемой)

II. Актуализация знаний.

(4 слайд)

– Написание каких согласных звуков не вызывает затруднения? (Парные звонкие и глухие согласные звуки, которые стоят перед гласными.) Почему? (Перед гласными звуками парные согласные пишутся так же, как произносятся.)

– Написание каких согласных звуков вызывает затруднение? (Парных звонких и глухих согласных на конце слова.) Почему? (Звонкие и глухие парные согласные в конце слов произносятся одинаково глухо. В конце слов произношение и обозначение на письме парных согласных могут совпадать и не совпадать.)

– Что необходимо знать, чтобы не ошибиться в их написании? Смотрите схему.

– Откройте упр. 149 на с. 117.

– Каким образом вы догадались, какие буквы необходимо вставить в словах? Выполните задания к упражнению самостоятельно.

– Проверьте по образцу на доске.

– Кто выполнил без ошибок?

– Почему допущены ошибки?

III. Работа по теме урока.

(5 слайд)

1. Словарная работа.

– Отгадайте загадку:

Два коня у меня, два коня. По воде они возят меня. А вода тверда, словно каменная.(Коньки)

– Запишите слово-отгадку, разделив его на слоги.

– Какими видами спорта невозможно заниматься без коньков?

Загадка эта не легка: Пишусь всегда через два К. И мяч, и шайбу клюшкой бей, А называюсь я… (хоккей)

Комментирование слов: хоккеист, хоккейный. (6 слайд)

– Придумайте и запишите предложение со словами хоккей и коньки.

– Подчеркните подлежащее и сказуемое.

2. Комментирование предложения (с места):

Мальчишки на коньках играют в хоккей.

Комментирование слов с использованием словаря:

деревня, берёза, серебро, берег.

Проговаривание ранее изученных слов по выбору учителя.

3. Комментирование предложения (с места): (7 слайд)

Морские волны плескались о берег.

Задание:

  • Поставить ударения в словах предложения (самостоятельно). Проверить проговариванием.
  • Подчеркнуть мягкие согласные. Назвать звуки, перед которыми согласные произносятся мягко.
  • Какая орфограмма в слове берег? Почему оно требует проверки? (Стоит в слабой позиции. Звук слышим один, а буквой на письме обозначаем другой.)

Фикультминутка. (8 слайд)

4. Диктовка предложения: (9 слайд)

Коля повесил кормушку на большую берёзу.

  • Выделить только безударные гласные, назвать проверочное слово.
  • Разобрать предложение по членам (подчеркнуть подлежащее и сказуемое), комментировать.

5. Развитие знаний по теме: (10 слайд) Чистописание. Соединения.

Не в бровь, а в глаз.

– Как вы понимаете смысл этих пословиц?

– Какие орфограммы увидели в словах?

– Подберите проверочные слова.

  • Повторение теории (работа со схемой): «Назвать звонкие и глухие согласные. Повторить их парами. Что знаете о звонких и глухих согласных на конце слова? Как надо их проверять?»
  • Прокомментировать слова, записанные на доске: овра-( ) «Овраг – пишу на конце г, проверяю – овраги».
  • Зу-( ), фла – ( ), сугро –( )

– Как напишешь: жук, шалаш, лес, крот, лёд, мороз, пляж, чиж, ландыш, этаж, гараж, дуб?

Звук согласный проверяй,Рядом гласный подставляй!

6. Предупредительный диктант (на доске вразброс написаны проверочные слова к тем словам, которые встретятся в тексте): (12 слайд)

Выпал пушистый снег. Мороз сковал землю. На пруду блестящий лёд. Вышли гуси на лёд. Пришли на берег, а воды нет. Стоят они и кричат. Снега, льды, морозы, берега.

Проверка: прочитали предложения, подбирая проверочные слова. ( По мере проверки слова на доске стираются.)

7. Обобщение по схеме: парные согласные на конце слова пишутся так же, как перед гласной в родственном слове.

IV. Выборочный диктант. (С проверочными словами)

Мёд в лесу медведь нашёл. (С. Маршак) Роет землю старый крот, разоряет огород. (С. Маршак)

V. Работа по учебнику, с. 113-116.

Упр. 143 – устно выполнить задание, затем выяснить, в каких ещё словах есть парный согласный звук в слабой позиции. (Пароход, назад – позади, вперёд – впереди, гладь – на глади.)

– Прочитайте правило на с. 114.

Упр. 145 – самостоятельно с самопроверкой по образцу.

VI. Итоги урока

– Сегодня на уроке мы с вами узнали … (продолжают дети) (13 слайд)

– Мы с вами научились… (продолжают дети)

– Мы с вами сумели… (продолжают дети)

VII. Домашнее задание:

упр. 147 на с. 116.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок русского языка по теме "Звонкие и глухие согласные на конце слова". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Цель: закрепить знания о парных согласных, найти способ проверки парных согласных в слабой позиции, развивать умение обобщать, делать выводы, пополнять словарь, умение сотрудничать.

Ход урока

1. Организационный момент. Оформление классной работы.

2. Актуализация знаний.

На доске буквы на магнитах:

б г д а т ж ш п з к с ф в

- Чем мы обозначаем звуки на письме?

- Что перед вами – звуки или буквы?

- Найдите лишнюю. Почему вы исключили именно эту букву?

- Что можете сказать об оставшихся буквах?

- Найдите пары, запишите в тетради.

Проверка. На доске тоже выставляются пары.

3. Постановка учебной задачи. “Открытие” детьми нового знания.

У каждого ребенка листочки с напечатанными словами:

1столбик 2 столбик 3 столбик
улов _________________ уловы
год _________________ года
груз _________________ грузы
дуб __________________ дубы
морж _________________ моржи
круг __________________ круги

 

- Прочитайте в парах слова первого столбика. Что заметили? (в конце слова пишется звонкая согласная, а слышится глухая).

- Во втором столбике запишите слова, как слышите (транскрипцию).

- Почему так происходит? (согласные находятся в слабой позиции – в конце слова). Происходит “оглушение”.

- Прочитайте в парах слова третьего столбика. Что заметили?

- Как вы думаете, почему в этих словах согласные как слышим, так и пишем?

Вывод.

- Что же делать, если в конце слова мы услышим парный глухой звук? Как убедиться?

- Слова какого столбика можно назвать проверочными? Почему?

Составление схемы.

Б     В     Г     Д    Ж    З
П    Ф    К    Т      Ш    С

Дети могут предложить рядом с таблицей разместить красный кружок (гласная).

Использование схемы (предложить составить самим). Обсуждение результатов.

- Сравните слова первого и третьего столбика. Как они изменились? (стали обозначать много предметов)

- Какой же способ поможет проверить парные согласные в конце слова?

(добавляем к схеме-таблице слово “много” ).

Систематизация результата – вывод, таблица. Выявление способа деятельности.

Работа по учебнику – прочитать правило, сравнить со своим выводом.

4. Первичное закрепление.

- Я вам сейчас прочитаю слова, а вы мне скажете, это проверочные слова или слова, которые надо проверять?

Зубы, ножи, глаза, соседи.

Дети записывают данные слова в единственном числе. Проверка.

Выборочный диктант.

- Я сейчас прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь запомнить всех животных, о которых идет речь.

Промелькнула рядом рысь, Ты ее поберегись.

Громко бегемот ревет, Носорог домой идет.

В небе голубь пролетает, Отдохнуть нам предлагает.

На доске изображения этих животных и дополнительно картинки с изображением ежа, моржа.

- Каких животных запомнили? Есть ли такие на доске? Какие лишние?

Физминутка.

- Запишите названия животных. (с комментированием)

“Секретный ящик” - там лежит игрушка – верблюд. Дети по описанию должны догадаться, что лежит в ящике.

Это животное, очень любит полакомиться колючками. Долго обходиться без воды. Его еще называют кораблем пустыни. (верблюд)

Запишите это слово. Проверьте.

- Что вы еще можете о нем добавить?

5. Самостоятельная работа с проверкой в классе. Тренировочные упражнения.

- На уроках чтения мы с вами говорили о том, что часто в сказках персонажи похожи своими поступками, характерами на людей. Как вы считаете, а человек может поступками, качествами похож на животное?

На листочках детям предлагается подобрать подходящее слово (соединить линией) и объяснить свой выбор:

Изворотлив, как… медве…ь
Колючий, как… ле…
Работает, как… у…
Храбрый, как… е…
Длинный, как… лоша…ь
Неуклюжий, как… жира…

Проверка с объяснением.

Творческий диктант.

На доске слова: сне…, моро…, го…

- Составить предложения и записать. Проверка. Объяснить написание слов с парными согласными.

- К каким словам в предложениях можно подобрать антонимы?

- Я продиктую несколько слов, а вы запишите антонимы.

Север –

Село –

Польза –

Враг –

6. Включение в систему знаний.

- где можем применять полученные знания?

Повторение алгоритма проверки парных согласных.

Групповая работа.

Определяется 6 групп. Каждой группе выдается цветочек с 4-5 лепестками. В середине каждого лепестка написана парная согласная.

Детям предлагается на каждом лепестке подобрать и записать слова так, чтобы они заканчивались на определенную букву.

Результаты (готовые цветы) вывешиваются на доску.

7. Рефлексия.

- какую цель ставили?

- как вы думаете, научились мы проверять парную согласную?

- какой способ придумали?

- как мы учились?

Самооценка собственной деятельности.

- Как вы сегодня поработали?

- Что интересного было на уроке?

- Что можете рассказать своим родителям?

- На карточках, на которых вы работали, отметьте, как вы сегодня поработали, словом или значком.

Я вами всеми довольна.

Выставление отметок. Дом.задание упр.167.(обсуждение).

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект урока на тему "Звонкие и глухие парные согласные в конце слова"

Тема: Звонкие и глухие парные согласные в конце слова.

Цель: объяснять случаи обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами. Находить в слове и объяснять орфограмму. Писать орфографически правильно слова с парными по звонкости-глухости согласными в корне слова.

I. Организационный момент

Приветствие гостей.

- Сегодня у нас торжественный день. К нам пришли учителя других школ. С чего начинаются особые торжественные моменты в жизни гимназии? (Звучит гимн – торжественная песня, принятая как символ единства, поклонение школе – храму знаний, знаниям.)

(Дети сели за парты.)

- Символы нашей гимназии: гимн, герб, флаг.

- У нас урок русского языка, а почему мы говорим о гимне, флаге, гербе?.

- Эти слова помогут получить новые знание сегодня на уроке.

II. Сообщение темы урока

- Какие задачи мы решаем на уроке.

  • фонетические

  • орфографические (стр а/о на)

  • синтаксические (Я рада встрече с вами (. ! ?))

  • пунктуационные (Звучит песня. Песня торжественная.)

- Даны слова: гимн, герб, флаг.

Подчеркнуть согласные «лишние».

1) [м], [н]- непарные по звонкости-глухости

2) [р] - непарный по звонкости-глухости

3) [л] - непарный по звонкости-глухости

[г,] [б] [ф] [г]

- Какая же тема урока?

Тема: Парные согласные.

Для чего мы её изучаем? (Одинаковые согласные звуки обозначаются разными буквами.)

III. Актуализация знаний

Минутка чистописания

п/б ф/в к/г т/д ш/ж с/з

- Что можно сказать об этих буквах? (Ими обозначаются парные согласные по звонкости и глухости (6 пар), по твёрдости и мягкости (5 пар) звуки.)

Словарно-орфографическая работа

[завот], [горат], [нарот], [площ,ат,], [ул,ица]

- Какое слово лишнее? (Площадь – все орфограммы можно проверить; ща – запомнить; улица (не по теме урока), в этом слове количество слогов и частей для переноса не совпадают.)

- Составьте предложения со словом народ. (Дети называют предложения.)

Письмо по памяти

- Мы свою речь обогащаем высказываниями мастеров художественного слова. Чьи это слова?

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лёд. (А.С. Пушкин)

- Поставьте ударение, отметьте орфограммы.

(Письмо по памяти)

- Синтаксический разбор предложения.

Взаимопроверка.

IV. Работа по теме урока

- Символами, визитной карточкой нашего города являются люди, памятники культуры, архитектуры.

Работа в группах.

- Соотнесите картинки со словами. Вставьте пропущенные буквы..

I группа

Р

площа..ь

усский народ в словах горд, в делах тверд.

Черняховский

космонав..

Феоктистов

II группа

Воронеж

улица

Родной кус.. и зайцу доро.. .

Пейзаж Воронежа

Котёнок с улицы Лизюкова

III группа

самолё..

фло..

Пётр I

Чем труднее дело, тем выше честь.

авиационный завод

IV группа

Верный друг лучше сотни слуг.

памятни..

театр «Шут», собака

лебе..ь

озеро на ул. Минской

Проверка

Вывести алгоритм проверки парного согласного на конце.

Учебник с. 112. – «Шаги к умению»

Работа с текстом (в парах)

Определить тип текста, тему.

Выборочное списывание. Выписать слова на изученную орфограмму, подобрать проверочные слова. (Проверка – по эталону.)

Можем ли применять алгоритм проверки, который вывели на уроке?

V. Рефлексия

- Какие открытия сделали на уроке?

doc4web.ru

Звонкие и глухие согласные на конце слова

Тема: «Звонкие и глухие согласные на конце слова ».

Тип урока: урок закрепления знаний.

Цель урока:  закрепить умение учащихся определять правильное написание звонких и глухих согласных на конце слова.

Задачи урока:

Обучающие:

- Закрепить умение учащихся подбирать проверочные слова для правильного написания звонких и глухих согласных на конце слова;

- закрепить навык работы с наглядным материалом, навык полного ответа на вопрос;

- совершенствовать навыки письма.

Коррекционно-развивающие:

- развитие речи и коррекция её недостатков;

- развитие познавательных процессов: слухового восприятия, зрительного внимания, наглядно-действенного и образного мышления, развитие процессов анализа и синтеза;

- развитие моторики рук.

Воспитательные:

-воспитание положительных качеств личности (трудолюбия, аккуратности, умения слушать собеседника, сочувствия, взаимоуважения), формирование положительного отношения к учению.

Оборудование: наглядный материал: картинки предметов , раздаточный материал: индивидуальные карточки, мяч, солнышко и лучики.

Орг. Момент.

    Проверка готовности к уроку.

    Мотивационный этап.

      Так хочется, чтобы быстрее наступили теплые деньки, растаял снег, но это невозможно без яркого солнышка, А давайте, ребята, его позовем к нам на урок!

      Все дети вместе:   Солнышко, покажись, 

                                     Обогрей нас, улыбнись!

      - Посмотрите, солнышко появилось, но лучики у нашего солнышка забрали тучки. Они оставили нам письмо:

      «Чтобы вернуть солнышку лучики, вам ребята, нужно выполнить задания, за выполнение которых мы будем возвращать солнышку лучики!». Чтобы помочь солнышку, мы должны успеть выполнить все задания на уроке.

      - Поможем солнышку, чтобы оно ярко светило и грело нас? (Да)

      Актуализация знаний.

        Поиграем в игру  «Наоборот» с мячом (игрушкой)

        Я называю парный звонкий или глухой согласный, а вы называете для него пару. Например, если я называю «б», то вы должны назвать «п». Начнём.  

        Б-п, в-ф, з-с, д-т, к-г, ж-ш

        - Молодцы, солнышко получает свой лучик обратно!

        Работа у доски

        - А теперь отгадайте загадку и напишите нужную букву рядом с карточкой, подберите проверочное слово.

        Стоит Антошка

        На одной ножке,

        Сам маленький,

        А шляпа большая.  (Гриб)

        Без рук, без ног,

        А рисовать зимой умеет. (Мороз)

        Иголки лежали, лежали,

        Да вдруг побежали. (Ёж)

        Он большой, как мяч футбольный,

        Если спелый – все довольны.

        Так приятен он на вкус!

        Что это за шар? (Арбуз)

        За тобою он плетется, 

        Хоть на месте остается. (след)

        - Солнышко получает ещё один лучик! Молодцы!

        4. Сообщение темы и цели урока

        - Какая же тема нашего урока? (Написание звонких и глухих согласных на конце слова). Хором говорим тему урока.

        Повторение правила

        Почему мы должны проверять слова с парными звонкими и глухими согласными? (Потому что, на конце слов парные согласные произносятся как глухие, а пишутся по-разному).

        А как же проверить такие слова, в которых мы слышим глухой согласный, а написать надо другую букву?

        (Чтобы правильно написать парные звонкие и глухие согласные на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная).

        Гимнастика для пальцев.

          Выполним гимнастику для пальчиков и затем будем работать в тетради.

          Самомассаж каждого пальчика рук. Трем ладошки, чтобы они были горячими. Погладим ладошки.

          «Крестики-нолики»: поочередно делаем «крестики» из указательного и среднего, а затем нолики

          «Колокольчики»: ребенок в течение 30-60 секунд потряхивает кистями рук.

          - За выполнение гимнастики мы получили ещё один лучик для солнышка!

          В тетради пропись буквы

          запись числа: 2 февраля и классная работа

          6. Закрепление пройденного материала

          б) работа с учебником

          Учебник с.119, упражнение 9.

          Прочитайте предложения каждый вполголоса.

          Прочитаем первое предложение. Собака взяла (следы) след.

          В скобках дано проверочное слово, после согласной идет гласная буква, значит в слове след мы напишем букву «д».

          Читаем второе предложение. За окном намело большой (сугробы) сугро… Какую букву мы вставим и какое проверочное слово запишем в скобках? (сугробы, в слове сугроб, на конце напишем «б»).

          Аналогичная работа с 3 и 4 предложениями.

          - Ещё один лучик вернулся к солнышку!

          Физ минутка в форме игры

          « Найди нужную букву и вставь в слово».

           (Буквы расположены в разных местах класса, дети встают рядом с той буквой, которую необходимо писать на конце слова).

          Хлеб, снег, дуб, голос, глаз, суп, зуб завод, шкаф, народ, пирог, флаг, жук,

          - И за это задание мы получаем лучик.

          б) Упражнение в определении звонких и глухих согласных на конце слова в предложении.

          У каждого на парте карточки. Вам нужно прочитать предложение и вставить пропущенную букву в слове.

          1.Сне. ( ) укутал деревья.

          2. Молодая ёлочка спряталась в сугро. ( ).

          3.Нам не страшен моро. (з/с ). (Ане)

          4. Мы пошли в похо. (д/т ). (Ирине)

          5. В лесу рос душистый ланды. ( ).

          6. Собака – верный дру. ( ).

          7.Возьми но. ( ) и вилку.

          8.На обед дали пиро. ( ) с капустой.

          - Поменяйтесь карточками и проверьте, правильную ли букву, вставил ваш сосед. Фронтальная проверка. Поменяйтесь карточками обратно. Запишите предложение в тетрадь.

          - Последний лучик получило солнышко. Теперь нам будет теплее и светлее с ним.

          7. Подведение итогов.

          - Какие задания мы выполняли на уроке?

          - Какое задание было самым простым?

          - Какое задание было для вас сложным?

          - Как проверить написание парной согласной на конце слова? (Надо изменить слова так, чтобы после согласной стояла гласная)

          xn--j1ahfl.xn--p1ai

          Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

          Урок 93. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

          Цели: формировать умение проверять написание парных согласных; способствовать развитию речи учащихся; развивать навыки грамотного письма.

          Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правила правописания парных согласных; подбирать синонимы.

          Оборудование: рисунки к игре «Рыбалка», у учащихся - карточки с буквами, карточки для проверки знаний.

          Ход урока

          Организационный момент

          Актуализация знаний

          1. Словарная работа

          • Поставьте ударение и назовите непроверяемую безударную гласную в слове завод. (Безударная гласная А в первом слоге.)

          • Подберите однокоренные слова и выделите в них корень. (Заводик, заводской.)

          • Как пишется безударная гласная во всех этих словах? (Гласная пишется одинаково.)

          • Что изготавливают на заводах? (Ответы детей.)

          • Отгадайте загадки. Слова-отгадки проговорите орфографически вслух и запишите, разделяя для переноса.

          Маленькие домики по улице бегут, Мальчиков и девочек домики везут. (Автобус.)

          К. Чуковский Он в безбрежном океане Туч касается крылом. Развернется над лугами, Отливает серебром. (Самолет.) Для уборки урожая На поля я выезжаю И за несколько машин Там работаю один. (Комбайн.)

          2. Игра «Рыбалка»

          Учитель показывает рыбку, учащиеся — одну из букв на ведерке, называя проверочное слово. ! (Лед, улов, крот, мороз, шубка, ложка, ковш, шарф.)

          Самоопределение к деятельности

          • В каких словах парный согласный находится в слабой позиции - произносится нечетко: лед, шарфы, шубка, крот, морозец? {Лед, шубка, крот.)

          • Почему звук в этих словах произносится нечетко? (Он стоит в конце слова или перед глухим согласным.)

          • Как называются буквы, написание которых надо проверять? (Орфограммы.)

          • Откройте учебник на с. 24 и прочитайте название орфограммы, которую мы сейчас изучаем.

          Работа по теме урока

          Упр. 38 (с. 24).

          (Коллективное выполнение, предложения записывают с комментированием, написание парных согласных объясняют.)

          Физкультминутка

          Закрепление изученного материала

          Упр. 40 (с. 25).

          • Какой синоним вы нашли в тексте к слову неожиданно? (Вдруг.)

          • Какое словарное слово есть в тексте упражнения?

          • Какие орфограммы здесь есть? (Парный согласный в конце слова.)

          Упр. 41 (с. 25).

          (Самостоятельное выполнение. Самопроверка.)

          • Какое словарное слово повторили при выполнении упражнения? (Завод.)

          • Какая орфограмма выделена? (Безударная гласная А.)

          • Какое еще опасное место вы нашли? (Парный согласный звук в конце слова.)

          • Рефлексия

          - Вставьте пропущенную букву, напишите проверочное слово.

          Вариант I

          Вариант II

          сугро.. ер., укро..

          сне., гара..

          (Два ученика выполняют задание на откидной доске, остальные записывают в тетрадь. Взаимопроверка. Ученики, работавшие у доски, открывают записи, остальные меняются тетрадями, Проверяют работы по образцу на доске, ошибки исправляют карандашом. Затем снова меняются и оценивают себя с помощью •светофора».

          Также можно использовать КИМы (тест 11, с. 37).)

          Подведение итогов урока

          - Как называется орфограмма, с которой мы познакомились сегодня на уроке?

          Что вы должны помнить о написании этой орфограммы? В каком случае парный согласный будет являться орфограммой?

          Что интересно было на уроке? : - При выполнении какого задания вы испытали трудности?

          Домашнее задание

          Выполнить упр. 45 (с. 27).

          infourok.ru


          Смотрите также