Андрей Грецов - Лучшие упражнения для развития креативности. Упражнения на креативность


Андрей Грецов - Лучшие упражнения для развития креативности

Андрей Грецов - Лучшие упражнения для развития креативности

В учебно-методическом пособии представлены упражнения, направленные на развитие креативности. Их задача - научить человека продуктивно действовать в ситуациях новизны и неопределенности, которые являются непременным атрибутом спортивной деятельности, опираясь на свой творческий потенциал; ориентироваться в быстро меняющихся обстоятельствах, принимать адекватные решения при неполноте исходных сведений для этого.

Для спортсменов, тренеров-преподавателей, руководителей спортивных учреждений, спортивных врачей, использующих средства физической культуры и спорта в работе по профилактике наркомании и формированию базовых потребностей детей, подростков и молодежи.

Содержание:

Предлагаемые упражнения направлены на развитие креативности. Их задача - научить человека продуктивно действовать в ситуациях новизны и неопределенности, опираясь на свой творческий потенциал; ориентироваться в быстро меняющихся обстоятельствах, принимать адекватные решения при неполноте исходных сведений для этого. Такие качества далеко не обязательно связаны с видами деятельности, традиционно относимыми к творческой (рисование, игра на сцене и т. п.), а востребованы во всех ситуациях, где присутствует неопределенность, нет заранее известных способов действия, требуется изобрести что-то новое.

Креативность - это не единичная способность, а комплексное свойство человеческой психики, включающее в себя несколько компонентов, важнейшие из которых таковы:

1. Качества интеллекта. Это, в частности, такие качества, как беглость мышления (способность к порождению большого числа идей, ассоциаций), гибкость (разнообразие порождаемых идей) и оригинальность (способность к нахождению неочевидных, редких, но вместе с тем адекватных идей). При творческом мышлении человек сконцентрирован не на критике и отказе от неприемлемых вариантов решения проблем, а на максимальном расширении видения проблемного поля, поиске неочевидных вариантов решений. При этом активно задействуется воображение, ассоциативное мышление, способность к рекомбинации (представлению известного в новых, необычных сочетаниях).

2. Качества личности. Важнейшее из этих качеств - это открытость к новому жизненному опыту. Такой человек готов принимать все то новое, что появляется вокруг, способен к изменению сложившихся представлений, комфортно чувствует себя в ситуациях неопределенности и не испытывает при этом тревоги, смел, любознателен, игрив. Зачастую такие люди внешне напоминают "больших детей". С креативностью слабо совместима излишняя "серьезность", отсутствие спонтанности, желание организовать свою жизнь по раз и навсегда заведенным правилам. Конечно, вышесказанное не отрицает важность организованности жизни, наличия правил и принципов, однако креативный человек при изменении обстоятельств готов к их пересмотру, а не обладающий этим качеством - продолжает жить "по старинке", упорно не замечая происходящих изменений.

3. Ценностные ориентации. Такой человек высоко ставит ценности развития, познания, свободы. Он готов активно преобразовывать самого себя и те жизненные обстоятельства, которые его окружают, а не просто пассивно приспосабливаться к ним. Окружающий мир интересен ему сам по себе, а не только как средство удовлетворения каких-то личных потребностей. Креативный человек сознательно выбирает активную, преобразовательскую жизненную позицию.

Отметим, что перечисленные качества в той или иной степени присущи всем людям, они не являются какой-то уникальной психологической особенностью, "печатью гения". Конечно, степень выраженности этих качеств у разных людей существенно отличается, однако их вполне можно и нужно развивать. Причин несколько:

• Во-первых, во многих видах деятельности они служат важнейшими предпосылками ее результативности. Помимо видов деятельности, которые являются творческими в узком смысле этого слова (рисование, сочинение музыки или стихов, игра на сцене и т. п.), к ним можно с полным основанием отнести и спорт, особенно его командные виды. Ведь спортсмен практически постоянно сталкивается с ситуациями неопределенности, вынужден быстро принимать решения при недостатке времени и информации, адекватно реагировать на неожиданные действия соперников и партнеров по команде.

• Во-вторых, в подростковом и юношеском возрасте перед человеком стоит глобальная задача "режиссуры собственной жизни", жизненного и профессионального самоопределения. А эта задача является креативной по своей сути. Человек вынужден принимать решения, в частности связанные с выбором профессии, в ситуации заведомой неполноты исходных данных, отсутствия алгоритмов, гарантированно ведущих к успеху. Попытки решить эту жизненную проблему по аналогии со школьными задачками, где есть нужные формулы и правильный ответ в конце учебника, почти гарантированно ведут к разочарованию.

• В-третьих, развитие креативности, создающее предпосылку для реализации творческого потенциала в социально приемлемой форме - эффективный путь профилактики асоциального поведения и, в частности, склонности к злоупотреблению психоактивными веществами. Распространенные мотивы их употребления - жалобы на "нереализованность", невозможность уйти другими путями от "серости" жизни или конструктивно решить проблемы, в которых нет заранее известных способов действия, гарантированно ведущих к успеху (затруднения в личной жизни, необходимость принять решение о будущей профессии и т. п.). В результате молодой человек начинает использовать алкоголь или наркотики как простейший способ "раскрасить" свою жизнь и/или уйти от беспокоящих проблем. Конечно, развитая креативность еще не выступает полной гарантией от такого развития событий, однако она, в сочетании с умением пользоваться ею для решения жизненных проблем, снижает вероятность этих форм поведения.

Предлагаемые упражнения, направленные на развитие креативности, предназначены для работы с группами подросткового и юношеского возраста. Большинство из них носит игровой характер и не решает реальных жизненных проблем, однако креативность неспецифична: она не связана напрямую с конкретными ситуациями, и ее тренировка в играх приводит к тому, что возрастают соответствующие возможности и в других видах деятельности.

Упражнения могут применяться как в качестве небольших игровых "вставок" в различные учебные и тренировочные занятия, а также в воспитательные мероприятия, так и проводиться отдельным блоком, в качестве самостоятельной программы социально-психологического тренинга. Оптимальный размер группы 8 - 16 человек, однако, возможна работа и с группами от 5 до 25 и более участников. Упражнения найдут применение в деятельности широкого круга специалистов, работающих с молодежью: учителей, воспитателей, тренеров, школьных и спортивных психологов, кураторов студенческих групп, руководителей подростковых клубов.

ПЕРЕКИНЬ МЯЧ

Описание упражнения

Участники стоят в тесном кругу. Им дается небольшой мячик (например, теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах. Задание несложное, обычно на его выполнение в первый раз требуется примерно по две секунды на каждого участника. Упражнение повторяется 3 - 4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до одной секунды на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь одну секунду на всю группу.

profilib.net

Тренинг направленный на развитие креативности

Тренинги и упражнения для развития креативности мышления помогут избавиться от внутренних барьеров, стереотипов, научиться преодолевать стеснение.Креативность важна в любой сфере деятельности. Нестандартный подход помогает найти выход из самой сложной ситуации.

«Креативность – это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики».Абрахам Маслоу

Цель: осознание креативности в себе и ее развитие. (Развитие способности участников находить новые нестандартные (креативные) решения задач)

Задачи:

- осознание и преодоление барьеров для проявления и развития творческого мышления,

- осознание характеристики креативной среды,

- формирование навыков и умений управления творческим процессом.

Разминка(15-20мин)

1. Упражнение «Рифмуем имена»

Участникам необходимо сочинить двустишье на свое имя, которое начинается словами: «Меня зовут…»

Пример:

  • Меня зовут Никита, меня любят москиты!

  • Меня зовут Нина, я пришла из магазина!

  • Меня зовут Саша, у меня сгорела каша!

  • Меня зовут Настя, от меня всем здрасьте!

  • Меня зовут Рита, в огороде все полито!

2. Упражнение «3 случайных слова»Возьмите любую книгу или толковый словарь. Наугад выберите 3 слова: откройте любую страницу и не глядя ткните пальцем. А теперь попробуйте найти нечто общее между этими тремя словами, сопоставляйте их, сравнивайте, анализируйте, ищите взаимосвязи. Вы можете придумать невероятную, даже сумасшедшую историю, которая бы связывала эти три понятия. Упражняйте и тренируйте свой мозг.

Основная часть (40-50 мин.)

3. Упражнение «Что, Откуда, Как???»

Описание

Участникам, сидящим в кругу, демонстрируется какой-либо необычный предмет, назначение которого не вполне понятно (можно использовать даже не сам предмет, а его фотографию) . Каждый из участников по порядку должен быстро ответить на три вопроса:

Что это?

Откуда это взялось?

Как это можно использовать?

При этом повторяться не разрешается, каждый участник должен придумывать новые ответы на каждый из этих вопросов.

Самый простой способ добыть реквизит для этого упражнения — брать не предметы целиком (их назначение, как правило, более или менее ясно) , а обломки чего-либо — такие, чтобы по ним сложно было понять, откуда они взялись.

Смысл упражнения

Легкая «интеллектуальная разминка», активизирующая беглость мышления участников, стимулирующая их к выдвижению необычных идей и ассоциаций.

Обсуждение

Какие ответы на вопросы запомнились участникам, представляются самыми интересными и оригинальными?

Стив Джобс говорил: «Креативность – это просто создание связей между вещами. Когда творческих людей спрашивают, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что они не сделали ничего на самом деле, а просто заметили. Это становится им понятно со временем. Они смогли связать разные кусочки своего опыта и синтезировать что-то новое. Это происходит потому, что они пережили и увидели больше, чем другие, или потому, что они больше об этом размышляют». 

4. Упражнение "Стоп-кадр".

Цель: развитие навыков экспрессии, дает возможность участникам в новом ракурсе взглянуть на свое отношение к тем жизненным сферам, которых касаются слова.

Материалы: список слов.

Время: 10 минут.

Процедура: участники свободно перемещаются по аудитории. По команде ведущего, подаваемой с помощью хлопка в ладоши, они останавливаются и демонстрируют с помощью мимики и пантомимики (позы, жестов, движений тела) то слово, которое называет ведущий. "Стоп-кадр" продолжается 8-10 с, после чего по повторному хлопку ведущего участники опять начинают свободно перемещаться по помещению, пока не прозвучит следующий хлопок и не будет названо очередное слово. Желательно заснять "стоп-кадры" с помощью цифровой фото- или видеокамеры и продемонстрировать отснятые материалы участникам непосредственно после упражнения.

Можно использовать, например, такие наборы слов: время, прошлое, детство, настоящее, учеба, будущее, профессия, успех; встреча, общение, понимание, дружба, любовь, семья, счастье.

Вопросы для обсуждения:

Легко ли придумать позу по заданному слову?

Легко ли изобразить то что вы себе представляли?

5. Упражнение “Композиция из предметов”.

Цель: Развитие творческого воображения.

Составьте композицию на свободную тему из предметов, имеющихся на вашем столе, в сумочке, в карманах, на вас. После того как вы ее составите, приготовьте комментарии к ней. Композиция может быть представлена загадкой. Участники группы выдвинут предположения о сюжете.

На построение композиции отводится 5 минут. После истечения этого времени участники тренинга ходят “в гости” к “художникам”, которые готовы представить свой творческий продукт.

Завершение(5-10 мин.)

6.Упражнение "Творческая жизнь".

Цель: обобщить представление участников о своих творческих способностях и найти свое творческое начало.

Время: 7-15 минут. Материалы: бумага, ручки.

Процедура: участники объединяются в группки по 5-6 человек, получают задание: сформировать перечень рекомендаций, которые позволят "сделать более творческой собственную жизнь", и записать их. Формируемые рекомендации должны быть реально воплотимы в жизнь всеми участниками или хотя бы большинством из них (т. е. не подразумевать наличие каких-либо редко встречающихся способностей, слишком крупных материальных затрат и т. п.).

Обсуждение в группе, разбор всех вариантов. Пример: регулярно выполнять физические упражнения; овладеть техникой медитации и релаксации; вести дневник, писать рассказы, стихи, песни, записывать умные мысли. Расширяйте кругозор своих интересов и др.

kopilkaurokov.ru

Методический материал "Игры на развитие креативности"

2 случайных слова

Возьмите любую книгу или толковый словарь. Наугад выберите 2 слова: откройте любую страницу и не глядя ткните пальцем. А теперь попробуйте найти нечто общее между этими двумя словами, сопоставляйте их, сравнивайте, анализируйте, ищите взаимосвязи. Вы можете придумать невероятную, даже сумасшедшую историю, которая бы связывала эти два понятия. Упражняйте и тренируйте свой мозг.

Стив Джобс говорил: «Креативность – это просто создание связей между вещами. Когда творческих людей спрашивают, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что они не сделали ничего на самом деле, а просто заметили. Это становится им понятно со временем. Они смогли связать разные кусочки своего опыта и синтезировать что-то новое. Это происходит потому, что они пережили и увидели больше, чем другие, или потому, что они больше об этом размышляют». 

Безумства архитектора

Как вы смотрите на то, чтобы примерить на себя роль архитектора и спроектировать дом? Не умеете рисовать или вспомнили с ужасом школьные уроки черчения и сопромат в универе? Ничего страшного, умение рисовать и чертить здесь дело десятое. Главное – процесс. Ну что, согласны? Отлично, тогда поехали.

Сначала запишем на лист 10 существительных, любых. Мандарин, стакан, луг, вода, помидор – все, что приходит в голову. Эти 10 слов – 10 обязательных условий заказчика, которому вы проектируете дом. К примеру, «мандарин» – сделайте стены дома оранжевого цвета, «вода» – пусть перед домом будет фонтан или прудик, «помидор» – запустите в пруд красных рыбок или повесьте в доме красные занавески и т.д. Дайте своей фантазии волю. Рисуйте и представляйте, как бы это выглядело в реальной жизни.

Ассоциации (5+5)

Взгляните на комнату, в которой вы сейчас находитесь. За какой предмет зацепился ваш взгляд? Мой – за шоколадку, которая лежит на столе. А теперь возьмите листок бумаги с ручкой и напишите 5 прилагательных, которые наиболее подходят к предмету, который вы выбрали. Например, горький шоколад, вкусный шоколад, бельгийский шоколад, натуральный шоколад, развесной шоколад (в голову приходит ещё импортный, отечественный, любимый, белый, молочный, горячий, плиточный шоколад и много других вариантов).

Написали? А теперь самое интересное – напишите еще 5 прилагательных, которые абсолютно не подходят. Сделать это ощутимо сложнее: стеклянный шоколад, плюшевый шоколад, летний шоколад, загадочный шоколад, жареный шоколад. Покопайтесь в своих ощущениях и восприятиях и найдите нужные определения. Приложите чуть больше усилий, и все получиться, главное не оставляйте задание невыполненным. Посидите и поразмышляйте.

Час «безмолвствия»

Не пугайтесь, набирать в рот воду и молчать не придётся. Как вы поняли из названия упражнения, это задание займет у вас один час, но при этом вы не должны отрываться от своих дел и обычного распорядка дня. В этот час отвечайте людям только на общие вопросы, использую «да» и «нет». Ведите себя как можно более естественно, чтобы никто не заподозрил ничего странного. У окружающих не должно сложиться впечатление, что вы не в себе, заболели или встали утром не с той ноги. Попробуйте и, поверьте, вы войдете во вкус.

Игра «Поиск общих свойств»

Детям предлагаются два слова, мало связанные между собой.

Например: блюдо и лодка, карандаш и уголь, мел и мука, матрешка и конструктор, консервная банка и чашка и т.д.

За 10 минут ребенок должен написать как можно больше общих признаков для этих предметов. Если родители занимаются с ребенком индивидуально, то это задание должны выполнить и они, чтобы затем вместе с ребенком обсудить результаты, т.е. общие свойства пары предметов, которые они нашли.

Ответы могут быть стандартными: в примере «блюдо и лодка» могут быть названы такие общие свойства, как «сделаны человеком», «имеют глубину», но очень важно найти как можно больше и таких признаков. Особенно ценными являются необычные ответы, позволяющие увидеть предложенные слова в совершенно новом свете.

При групповой работе очень важно выслушать все ответы ребят. В игре побеждает тот из учащихся, у кого список общих признаков больше, длиннее. При обсуждении с детьми названных признаков следует обратить внимание на характеристику этих признаков, насколько они существенны или являются несущественными для данных предметов, т.е. – второстепенными. Эта работа необходима для того, чтобы дети научились вскрывать связи между предметами, а также предельно четко усвоили, что такое существенные и несущественные признаки предметов.

Игра «Зоопарк»

Игра на актерское мастерство. Участвуют 7-8 человек, каждый выбирает себе любое животное: овца, лошадь, свинья, кошка, собака, крокодил, утконос, шакал зимой, марал в брачный период и т.д. Далее знакомство: каждый по кругу выразительно демонстрирует остальным характерное движение этого животного. После этого, по-очереди, надо показать сначала «себя», а потом любое другое присутствующее «животное». Это «животное» получает ход, показывает себя и далее другого зверя. И так далее. Потом можно объявить «суперзоопарк». Это когда все животные демонстрируются максимально утрированно и ярко!

Можно играть навылет. Ошибся в передаче хода – выбыл из игры.

Упражнение «Рифмуем имена»

Участникам необходимо сочинить двустишье на свое имя, которое начинается словами: «Меня зовут…»

Пример:

  • Меня зовут Никита, меня любят москиты!

  • Меня зовут Нина, я пришла из магазина!

  • Меня зовут Саша, у меня сгорела каша!

  • Меня зовут Настя, от меня всем здрасьте!

  • Меня зовут Рита, в огороде все полито!

Упражнение «Сочинитель»

Цель: развитие речи, словаря детей, мышления и креативности. Можно использовать в качестве ледокола на тренинге у взрослых.

Ход проведения: Даны три слова. Например, стол, арбуз, вагон. Необходимо придумать как можно больше предложений, в каждом из которых были бы использованы все три слова. Слова можно изменять любым способом.

Упражнение «Найди пару»

Цель: Развитие прогностических возможностей и интуиции; формирование у членов группы установки на взаимопонимание.

Ход упражнения: Каждому участнику при помощи булавки на спину прикрепляется лист бумаги. На нем написано имя сказочного героя или литературного/исторического персонажа, имеющего свою пару. Скажем: Крокодил Гена и Чебурашка, Ильф и Петров, Дедал и Икар и т.д. Каждый участник должен отыскать свою «половину», опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы, например: «Что написано на моем листе?» Отвечать на вопросы можно только словами «да» и «нет». Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом.

Игра «К счастью... К сожалению...»

Цель: развитие воображения и творческих способностей.

Время проведения: 30 минут.

Материалы: маленький мячик.

Игрокам предстоит сочинять рассказ. Каждый участник придумывает свое предложение, которое обязательно должно начинаться словами «К счастью» или «К сожалению» (попеременно).

Тот, кто готов быть первым, получает мяч. Закончив предложение, он передает мяч другому участнику, и история продолжается.

Длина истории не установлена заранее. Любой игрок может принять решение закончить ее, если сочтет это нужным.

Игру можно проводить по-разному. Вы можете сами начать ее или дать мяч тому игроку, который, по вашему мнению, готов проявить инициативу. Если Вы хотите придать членам группы больше уверенности, то можете поинтересоваться, есть ли у них на примете какие-то темы, вокруг которых можно было бы разворачивать историю.

Возможные варианты:

  • Группа затерялась на необитаемом острове.

  • Одиссей попадает на Красную площадь.

  • Вася и Маша открывают магазин игрушек.

  • Мальчик влюбился в девочку.

  • Двое родителей спорят из-за подарков сыну (дочери) на день рождения.

Упражнение «Шнурок»

Группа становится в узкий круг и вытягивает руки вперед. Тренер привязывает в произвольном порядке к кистям шнурки. Задача группы – распутаться. При этом нельзя разговаривать. Можно изобретать всякие звуковые сигналы, жесты.

Запрещается вербальное общение.

После завершения упражнение проводится обсуждение: каждый из группы делится своими впечатлениями, высказывает свое мнение о работе группы, например, почему сразу не получилось сделать что-то, что удалось и т.д.

Упражнение для менеджеров «Принцесса и крестьянин»

Цель: побудить людей к творческому мышлению.

Размер группы: от 5 до 15 человек.

Условия: классная комната. Вам понадобится по одному экземпляру текста истории на каждого участника.

Порядок действий:

  1. Расскажите историю о принцессе и крестьянине.

  2. Раздайте каждому участнику по экземпляру истории и разрешите обсуждать проблему сколь угодно долго – скорее всего, это займет 5-10 минут.

  3. Предложите собственный ответ на загадку, но если кто-то рассудит иначе, тем лучше.

Упражнение «Творческое озарение»

Цель: развитие творческого мышления и умения сосредоточиться.

На протяжении двух минут, используя 14 слов (тренер сам подбирает заранее слова, набор слов может меняться в связи с целями и задачами тренинга), придумайте связный рассказ. Можно ставить слова из списка в любом порядке, а также добавлять любые другие слова.

Упражнение «Развитие креативности»

Найдите сходство между приведенными ниже объектами. Например: «Что общего между слоном и бананом?». Возможные ответы: толстая кожа, живут в жарком климате и т.д. На каждую пару отводится по три минуты.

  1. Что общего между кофе и жителями Лапландии?

  2. Что общего между шнурками для обуви и поездами?

  3. Что общего между горой и шоколадом?

  4. Что общего между ходьбой и говорением?

Время проведения и обсуждения результатов – 25-30 минут.

Упражнение «Заглавная буква»

Чтобы стимулировать появление творческих идей, нужно научиться выискивать ассоциации в обычном потоке мыслей.

Это упражнение можно выполнять в любом месте, в любое время, с любой буквой!

Начнем с буквы Ж. На протяжении трех минут запишите как можно больше слов, начинающихся с буквы Ж.

Время проведения: 10-15 минут

Упражнение «Превращения»

Цель: развитие креативности.

Для развития технического интеллекта очень полезно представлять себе конструкцию различных машин и приборов, а также принципы их работы. Предлагаем вам новое и эффективное упражнение. Если вы не знаете, каков принцип работы того или иного прибора – просто придумайте его!

  1. Представьте себе, что вы – это лист бумаги, вот-вот готовый отправиться в копировальный аппарат. Закрыв глаза, в максимальных подробностях представьте процесс, происходящий с вами.

  2. Представьте, что вы – бензин в бензобаке автомобиля, поступающий в двигатель. Вы превращаетесь во взрывную силу и движете автомобиль. Закрыв глаза, в максимальных подробностях представьте процесс, происходящий с вами.

  3. Представьте, что вы – сигнал, излучаемый передатчиком местной телестанции. Закрыв глаза, максимально подробно представьте себе ваш путь от антенны передатчика до превращения в картинку на телеэкране.

  4. Представьте, что вы превратились в собственный голос и совершаете путь от вашей телефонной трубки через спутник связи в телефонную трубку вашего друга, находящегося на противоположном конце планеты. Закрыв глаза, представьте себе свое путешествие как можно детальнее.

Упражнение «Завяжи шнурок»

Цель: развитие креативности.

За две минуты найдите как можно больше применений для обувного шнурка и запишите их.

Это упражнение, развивающее творческий интеллект для рассмотрения можно брать любой другой предмет: скрепку для бумаг, зубную щетку, карандаш, спичку... и т.д.

Время проведения и обсуждения результатов – 10 минут.

Упражнение «Прочти текст»

Предлагается читать связный текст с пропусками букв. Вначале в тексте пропадает по одной букве, потом по две, далее по три...

Чем сообразительнее человек, тем дольше он сможет читать этот текст, несмотря на пропуски. Ему в этом поможет контекст.

Упражнение «Поставь точку»

Цель: проба на оригинальность мышления.

Задание: Вот вам лист бумаги с нарисованном на нем кругом. Поставьте точку, где хотите! (и никаких дополнительных комментариев).

Оценка: По степени возрастания оригинальности мышления точка располагается так: в центре круга, на этой же стороне листа, но в центре круга, на другой стороне листа, на срезе листа (на его грани).

infourok.ru

5 упражнений на креативность от преподавателя Стэнфорда

Лариса ПарфентьеваЛариса Парфентьева

Друзья, мы сделали ребрендинг горячо любимой всеми книги «Сделай себя сам» Тины Силиг — преподавателя по предпринимательству и инновациям Стэнфорда. Теперь книга называется «Почему никто не рассказал мне это в 20 лет». Но под обложкой вы по-прежнему найдете самые интересные мысли и кейсы о том, как находить прорывные идеи и научиться решать проблемы. Предлагаем вашему вниманию пять упражнений на развитие креативности.

Упражнение 1. Пять долларов как стартовый капитал

Студентам Стэнфордского университета на своем курсе по предпринимательству и инновациям Тина дает такое задание: у вас есть 5 долларов стартового капитала в конверте. Четыре дня на размышления и подготовку бизнес-плана. И потом всего два часа, чтобы заработать как можно больше денег.

Как вы думаете, сколько заработала выигравшая команда за два часа? Скоро узнаете. Итак, одна группа одна группа стала бронировать столики в популярных ресторанах и потом продавать бронь за 20 долларов желающим немедленно туда попасть. Другая команда поставили перед зданием студенческого союза специальную стойку и принялись бесплатно измерять давление в велосипедных шинах.

image02

Тина Силиг и учит студентов смотреть еще шире на любую проблему, — источник

Однако команде удалось заработать целых 650 долларов: они смогли посмотреть на имеющиеся в их распоряжении ресурсы под совершенно иным углом зрения. Эти студенты определили, что самый ценный их ресурс — это не 5 долларов и не два часа времени, а три минуты презентации в понедельник, и решили продать это время одной компании, которая хотела пригласить на работу студентов. Они создали трехминутный рекламный ролик этой компании и показали его студентам вместо рассказа о своих действиях на предыдущей неделе. Это было великолепным решением (о котором даже не задумались все остальные).

Упражнение 2. Лучшая из худших

Группа разбивается на небольшие команды, каждая из которых должна придумать лучшую и худшую идею для решения задачи. Закончив работу, команды записывают каждую из своих идей на отдельном листе бумаги: на одном из них написано «ЛУЧШАЯ», а на другом — «ХУДШАЯ». Затем демонстративно уничтожают листки с ЛУЧШИМИ идеями и каждая команда получает листок с ХУДШИМИ идеями другой команды. После этого им дается задание превратить эту идею в прекрасную.

Внимательно посмотрев на новые идеи, участники обычно понимают, что они не так уж и плохи. К примеру, группа, которой досталась идея о продаже бикини в Антарктике, придумала лозунг «Бикини или смерть». Их новая идея состояла в том, чтобы отправить людей, желающих привести себя в форму, в путешествие по Антарктике. К концу тяжелого путешествия они могли бы влезть в бикини меньшего размера.

Группа, которой нужно было усовершенствовать идею суши из тараканов, выдвинула предложение открытия для аудитории, склонной к гастрономическим приключениям, ресторана под названием «Кукарача», в котором подавались бы различные виды экзотических суши, приготовленных из нетрадиционных, но при этом питательных ингредиентов.

Это упражнение — отличная возможность распахнуть свой разум для решения проблем. Оно показывает, что большинство идей, которые могут поначалу показаться глупыми, часто содержат в себе интересное зерно. Оно помогает бросить вызов предположениям о том, что идеи изначально хороши или плохи, и показывает, что при правильном состоянии ума вы можете найти что-то ценное в любой идее или ситуации.

Упражнение 3. Цирк вверх тормашками

Запишите все стереотипы в отношении традиционного цирка: большой шатер, животные, недорогие билеты, зазывалы, продающие сувениры, несколько одновременно происходящих действий на арене, громкая и бодрая музыка, клоуны, попкорн, силачи, глотатели огня и т. д.

Далее представьте антипод каждого из описанных признаков. К примеру, в новом списке могут оказаться невысокая крыша, отсутствие животных, дорогие билеты, никаких зазывал, изысканная музыка, отсутствие клоунов или попкорна.

Выберите то, что сохранить от традиционного цирка и что добавить к нему.

image01

Цирк бывает разный, — источник

После того как вы проделаете упражнение с цирком, вам станет гораздо проще думать об изменениях в других отраслях: ресторанах быстрого обслуживания, гостиницах, авиакомпаниях, спортивных сооружениях, образовательных учреждениях и даже в судах и муниципальных учреждениях.

Когда в 1980-х годах все цирковые шоу были до ужаса предсказуемыми и вторичными, количество зрителей постоянно снижалось, идея «Цирка дю Солей» бросала вызов каждому из устоявшихся представлений о том, как должен выглядеть цирк.

Упражнение 4. Достаем бумажники

Участников просят достать бумажники. Затем они разбиваются по парам и рассказывают друг другу о своих бумажниках. Они обсуждают, что в них любят или ненавидят, или говорят о том, каким образом используют их при покупках и для хранения документов.

Большинство людей, пользующихся бумажниками, в той или иной степени раздосадовано ограничениями этого предмета. Поэтому после завершения интервью каждый из участников начинает создавать новый дизайн бумажника для своего собеседника-«клиента». В распоряжении дизайнера есть только простые предметы: бумага, клейкая лента, маркеры, ножницы, скрепки и тому подобное. Покупателям нравятся новые концепции, и они часто говорят, что если бы такой бумажник был в продаже, то они бы обязательно его приобрели.

Это упражнение позволяет получить массу уроков. Во-первых, бумажник — это символ того, что проблемы можно встретить везде, даже в вашем собственном кармане.

Во-вторых, для решения этих проблем могут потребоваться лишь незначительные усилия. Люди обычно счастливы рассказать вам о своих проблемах.

В-третьих, простые решения могут быть найдены с помощью незамысловатых экспериментов. Они не требуют ни значительного объема работы, ни ресурсов, ни времени. И даже если у вас ничего не получится, ваши издержки минимальны. И все, что вам нужно, — это просто начать сначала.

Упражнение 5. Драйв важнее конкуренции

В предпринимательской среде драйв всегда важнее конкуренции. Для того чтобы подтвердить этот тезис, Тина Силиг разработала специальное упражнение.

Шесть команд получают пять собранных пазлов по 100 кусочков в каждом. Участникам дается минута, чтобы посмотреть на готовые картинки, после чего элементы всех пазлов складываются вместе в одну огромную кучу и перемешиваются.

Затем все кусочки распределяются между шестью командами. Помимо этого каждая команда получает 20 покерных фишек, которые можно использовать в качестве валюты. Команды должны собрать пазл за один час.

Так как количество пазлов меньше, чем количество команд, участники должны решить, будут ли они конкурировать, сотрудничать или совмещать обе стратегии для сбора необходимых кусочков.

Чтобы достичь успеха, команды должны работать вместе. Так как они знают, что количество пазлов меньше количества команд, по крайней мере одна команда должна принять решение не собирать пазл, а сыграть какую-то иную роль. Иногда происходит слияние двух или трех команд. Порой команда может принимать на себя роль брокера, обменивающегося кусочками головоломки с другими командами. Иногда все команды сливались в одну и вместе работали над решением загадки. Самый худший результат возникает, когда все команды решают соревноваться одна с другой.

Это упражнение заставляет участников понять, что в среде с ограниченными ресурсами мотивация к своему и чужому успеху зачастую оказывается более производительной стратегией, чем чистая конкуренция. Люди, которым удается настроиться на такую волну, способны активнее брать на вооружение навыки и инструменты, вносимые в процесс другими, а также радоваться успехам остальных.

По материалам книги «Почему никто не рассказал мне это в 20 лет»

Фото обложки

blog.mann-ivanov-ferber.ru

Зрительные иллюзии. Шесть упражнений на развитие креативности

Юлия Нефёдова

Творческое мышление можно развить, и эти упражнения из книги «Рисовый штурм» вам помогут. Выполняйте задания в перерывах между работой, вечером, чтобы переключиться на семейные дела, и утром, чтобы пробудить креативность. В конце статьи даны ответы. Не заглядывайте туда, пока не уделите каждому заданию хотя бы одну-две минуты.

Задание № 1

Взгляните на картинку. Что вы видите? Этот рисунок с двойным смыслом, попробуйте абстрагироваться от первого образа и найти второе изображение.

 Зрительные иллюзии. Шесть упражнений на развитие креативности  

Задание № 2

Что изображено на картинке?

Что изображено на картинке?

Задание № 3

Посмотрите на жука. Как посадить его внутрь коробки? На первый взгляд, кажется, что это невозможно. Не спешите, подумайте над ответом хотя бы одну-две минуты.

Посмотрите на жука. Как посадить его внутрь коробки? На первый взгляд, кажется, что это невозможно. Не спешите, подумайте над ответом хотя бы одну-две минуты.

Задание № 4

Запишите все ассоциации, которые у вас возникают в связи с этим рисунком.

Запишите все ассоциации, которые у вас возникают в связи с этим рисунком.

Задание № 5

Вглядитесь в эти пятна. Что вы видите?

Вглядитесь в эти пятна. Что вы видите?

Задание № 6

На рисунке буквы А, П, Г находятся внутри круга, буквы Б, Э, С — снаружи. Как вы думаете, где расположатся остальные буквы алфавита? Будут ли они придерживаться какой-то закономерности?

На рисунке буквы А, П, Г находятся внутри круга, буквы Б, Э, С — снаружи. Как вы думаете, где расположатся остальные буквы алфавита? Будут ли они придерживаться какой-то закономерности?

Ответы

Задание № 1

На рисунке одновременно изображено лицо мужчины и крыса. Вглядитесь: очки — это уши, нос — мордочка, ухо — задние лапки, а подбородок — хвостик.

Задание № 2

Это буква Е. Ее сложно идентифицировать за счет растянутого и жирного шрифта. Некоторые люди обладают способностью видеть в сюрреалистических картинках некие символы. Кажется, что это возникает из ниоткуда, но на самом деле здесь тоже есть своя логика. Такое построение образов называется гипнагогическим. Эту способность можно натренировать: пытаться видеть в привычных образах нечто оригинальное. Интерпретация абстрактных рисунков рождает новые мысли и идеи.

Задание № 3

В самом задании есть подсказка: стоит одну-две минуты смотреть на рисунок, жук неведомым образом окажется в коробке! А клетчатая стена превратится в пол. Иногда решить какую-то проблему мешает наша поверхностность, к которой приводит спешка. Если несколько минут сесть и подумать над задачей, она может решиться самой собой.

Задание № 4

Варианты ответов: веревка, паутина, пролитый кофе, логотип компании «Макдоналдс». И любой ваш ответ!

Пытаться разглядеть в абстрактных рисунках нечто конкретное — хорошее упражнение на креативность. Придумайте как можно больше вариантов. Тренировка мозга таким способом помогает настроиться на творческий лад.

Задание № 5

Эти белые и черные пятна вначале кажутся бессмысленными. Постепенно сознание упорядочит рисунок, и перед вами возникнет образ — бородатый мужчина в белой мантии стоит на фоне кустов.

Когда мозг проводит такие неочевидные аналогии, получает импульс творческое мышление. Это упражнение подойдет для отдыха в течение рабочего дня. Вы отвлечетесь от посторонних мыслей, сосредоточитесь на чем-то одном. Упражнение в чем-то похоже на медитацию.

Задание № 6

Люди с развитой интуицией быстро дают правильный ответ. Обратите внимание на форму: буквы с прямыми линиями находятся в круге, с овальными — за ее пределами. Остальные буквы будут придерживаться этого же принципа.

Развить креативность помогут книги:

«Рисовый штурм»

«Лиминальное мышление»

«Кради как художник»

«Взлом креатива»

«Открытое мышление»

Обложка поста: pixabay.com

blog.mann-ivanov-ferber.ru

Простые упражнения на развитие ума и креативности на каждый день

Каждый день мы получаем массу информации, наш мозг не перестает работать ни на секунду, он продолжает работать даже когда мы спим. Наш психический аппарат стремится оптимизировать данные, поступающие к нему, а так же постоянно ищет решения для ежесекундно встающих перед нами задач.

Мы можем даже не догадываться, но наш мозг проводит сотни операций в минуту, каждое наше движение и действие обусловлено результатами его труда. Естественно, любая система стремится к сохранению энергии и снижению затрат, а в таком динамичном процессе как мышление это выражается в стереотипных решениях, которые продуцирует наш мозг. На деле это не очень хорошо, ведь новые задачи требуют качественно новых решений, и тут уж действие по ранее усвоенному образцу играет против нас. Для того, чтобы избежать такого закостенения и сохранить подвижность и пластичность нашего ума мы предлагаем Вам три простых упражнения, которые Вы сможете выполнять между делом в ходе повседневной жизни, с пользой для себя и без ущерба для работы

Первое упражнение на развитие креативности: Досье на незнакомца

Процедура очень проста и не требует никаких дополнительных затрат, кроме вашего внимания и сосредоточения сознания.

Итак, пока Вы идете по улице или сидите в кофейне и ожидаете друзей, найдите человека, который станет для Вас субъектом.

Для начала назовите этого человека, постарайтесь чтобы его «кодовое имя» было емким, запоминающимся и отражало то впечатление, которое он на Вас произвел (например: Одинокий волк, Солнечный зайчик, Железная леди и т.п.)

Затем постарайтесь внимательно рассмотреть внешность этого человека и во что он одет. Мысленно описывайте его внешность, так как будто пишете роман или описываете его по телефону. Постарайтесь не использовать оценочные суждения «хорошо-плохо» или «нравится — не нравится», описывайте то, что видите, принимая это как есть. Далее обратите внимание на то, как двигается этот человек, расслаблен он или напряжен, что выражает его мимика. Продолжайте описывать этого человека про себя, используйте сравнения и метафоры. Попробуйте понять в каком он сейчас настроении, что могло происходить до того как Вы его увидели и что он будет делать после. Далее попробуйте отгадать чем этот человек занимается, кто он по профессии, каков он в общении, какой у него характер, какие интересы, какой жанр фильмов он любит и т.д.

С каждым разом получаться у Вас будет все лучше и лучше, Вы научитесь более тонко видеть и чувствовать других людей, а Ваша речь обретет большую яркость, Вы будете улучшать память и внимание. Это упражнение позволяет развивать креативность, через актуализацию имеющихся и формирование новых ассоциативных связей, а так же повысит социальный и эмоциональный интеллект.

Упражнение 2 на развитие ума «Кто-нибудь на моем месте»

Это так же простое упражнение, не требующее ничего, кроме сосредоточения ума. Основная задача этой ментальной игры в том, чтобы расшатать привычные рамки восприятия, посмотреть на рутинные дела и знакомые ситуации по новому, расширить осознание ситуации «здесь и сейчас».

Инструкция крайне проста: когда Вы занимаетесь каким-то привычным делом подумайте, как бы себя чувствовал на Вашем месте кто-нибудь другой (маленькая девочка, японский бизнесмен, вчерашний выпускник ВУЗа в первый день работы и т.п.), какие мысли и идеи пришли бы в голову этому человеку и как бы он справлялся с задачей, которая стоит перед Вами?Постарайтесь представить эту ситуацию в двух проекциях. Сначала как будто Вы наблюдаете за этим человеком со стороны, от третьего лица, а он вот сидит за Вашим рабочим столом или в Вашей кухне, представьте как он двигается, что делает, какие эмоции он испытывает и т.д. А затем представьте себя этим человеком, попробуйте вжиться в эту роль на несколько минут, попробуйте действовать как этот человек. А что этот человек сделал бы на Вашем месте? Как бы он выполнил эту работу? А как бы он относился с этому заданию или к результату своего труда?

Не переживайте, если с первого раза не получится так гладко, со временем Вы научитесь черпать интересные идеи из состояния в которое позволяет погрузиться это упражнение.

Эти два простых упражнения занимают совсем немного времени, но если Вы будете уделять им по несколько минут в день, результат не заставит себя ждать!

Может быть интересно

evio-club.com


Смотрите также