Коррекционная развивающая программа "Повышение уровня внимания младших школьников". Упражнения на коррекцию уровня интеллекта у младших школьников


Коррекционная развивающая программа "Повышение уровня внимания младших школьников"

КОРРЕКЦИОННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Автор-составитель:

педагог-психолог МБОУ СОШ им. Исхакова А.С.

с.Уральск МР Учалинский р-н

Республики Башкортостан

Звонарева Н.П.

2014-15 учебный год

Пояснительная записка

На сегодняшний день растет число детей, потерявших интерес к учебе, снизился их интеллектуальный уровень, снизилась концентрация внимания, все это обуславливает необходимость разработки практических психолого-педагогических средств по увеличению потенциальных возможностей учащихся. Часто непонимание учебного материала, появление ошибок при выполнении самостоятельных заданий, неумение начинать и последовательно проводить работу над заучиванием тестов, выполнением рисунков, технических изделий объясняется не отсутствием способностей к этим видам занятий, не слабой сообразительностью или плохой памятью, а недостаточной внимательностью.

Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. При этом специальные исследования показывают, что различные свойства внимания имеют неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания; успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению – с устойчивостью внимания. Из этого напрашивается вывод: развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам. Формировать положительные личностные характеристики школьников нужно через целенаправленное развитие их внимания. Проблема преодоления невнимательности предусматривает слабость познавательных процессов, устранения негативных последствий рассеянности.

Коррекционная развивающая программа направлена на повышение уровня внимания и устранения невнимательности у детей 1-4 классов в начальной школе.

Она предназначена для учащихся, не только испытывающих трудности в управлении вниманием на уроке, ее можно использовать для работы со всем классом. Постепенное развитие и совершенствование внимания обеспечивается в ходе выполнения разнообразных заданий с использованием простого, хорошо знакомого материала в непринуждённой игровой обстановке при непосредственном общении со сверстниками. Отдельные задания этого комплекса расположены в порядке возрастающей сложности.

Количество занятий - 10.

Цель программы:

формирование внимания, умения концентрировать внимание, выделять предметы по характерным признакам, переключение внимания, концентрация внимания и развитие коммуникации, способности к обобщению, анализу, развитие сообразительности и логического мышления.

Задачи программы:

- повышение уровня развития внимания;

- развитие произвольного внимания;

-формирование способности к переключению и концентрации внимания;

- расширение кругозора учащихся.

Методы и формы работы:

развивающие и спортивные игры, упражнения, релаксационные разминки.

Ожидаемые результаты:

высокий уровень продуктивности и устойчивости внимания, овладение процессами переключения и концентрации внимания, высокий объем внимания, высокий уровень мотивации к обучению.

Структура занятий:

занятия проводятся с группой детей (до 12 учеников), один раз в неделю по 40-45 мин.

Но некоторые упражнения можно использовать для индивидуальной работы с учащимися. Большое внимание уделяется активным формам работы, которые активизируют процесс усвоения материала. Общее количество занятий не является фиксированным и зависит от исходного уровня мышления участников и темпа их продвижения в выполнении заданий.

Используется концентричный метод от простого к сложному. Исходя из того, что в младшем школьном возрасте внимание детей ещё неустойчиво, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, задания достаточно часто сменяются.

В качестве отдыха использованы подвижные игры, перемежающие основные задания.

Оборудование:

мягкие игрушки, карточки с различными предметами (животные, птицы, овощи, фрукты, предметы одежды, школьные принадлежности), карточки с заданиями, бланки с буквами, детское лото, карандаши, игровое поле 3 * 3 клетки, пластилин, релаксационная музыка).

Занятие 1

Цель:

знакомство, развитие моторно-двигательного внимания, самоорганизация, самоконтроль.

Оборудование: табличка с человечками.

Время: 45 мин.

1. Упражнение «Приветствие»

Цель: содействовать созданию психологической атмосферы.

Время: 2 мин.

Инструкция. Дети становятся в круг, держась за руки, и говорят слова:

Станем вместе мы в круг.

Сколько друзей -

Посмотри вокруг.

Руку другу протяну,

С другом ссориться не стану.

Будем дружно все играть.

Правила игры не забывать.

2. Упражнение «Знакомство»

Цель: познакомить учащихся друг с другом.

Время: 7 мин.

Инструкция. Каждому участнику группы предлагают назвать себя собственным или вымышленным именем, и только названное имя фигурирует в общении. Выбор имен говорит о том, как ученик воспринимает свое Я.

3. Упражнение «Человечки на зарядке»

Цель: провести развивающую самодиагностику.

Время: 5 мин.

Инструкция. Внимательно рассмотреть человечков, подчеркнуть тех, которые держат руки вниз, а ноги – на ширине плеч. В конце игры считаем количество допущенных ошибок.

Проводим соревнования: кто быстрее и точнее выполнит задание? За пропущенные фигурки накладываем «штраф». Выигрывает тот, кто получит наименьший штраф.

4. Упражнение «Будь внимательным»

Цель: стимулировать внимание.

Время: 4 мин.

Инструкция. Ученики стоят произвольно. На сказанное психологом слово «зайчики» - дети начинают прыгать, на слово «коньки» - бить ногой об пол, на слово «раки» - пятиться, на слово «птицы» - махать руками,«аист» - стоять на одной ноге.

5. Упражнение "Что слышно?"

Цель: выработать навыки переключения внимания.

Время: 7 мин.

Инструкция. По сигналу психолога перенести (переключить) внимание из дверей на окно, из окна на двери. Рассказать, что за ними происходило, когда переключалась внимание.

6. Игра «Птичка»

Цель: развивать внимание.

Время: 10 мин.

Инструкция. Все игроки садятся в круг и выбирают ведущего. У каждого игрока есть фанты (любая мелкая игрушка). Он садится в середину круга и всем игрокам дает названия деревьев (дуб, клен, липа, ель и др.). Каждый должен запомнить свое название. Ведущий говорит: «Прилетела птичка, села на дуб». Дуб отвечает «На дубе я не была, улетела на елку!». Елка называет другое дерево. Кто упустит, отдает фант.

7. Упражнение «Фокусировка»

Цель: развитие концентрации внимания.

Время: 4 мин.

Инструкция. Ученики удобно устраиваются. На команду психолога «Тело»! Ученики сосредотачиваются на своем теле. На команду «Правая рука» - на правой руке. Затем последовательно с интервалом 10-20 с. звучат команды - «Ладони!», «Пальцы!», «Ноги!", "Голова!».

8. Упражнение «Канон»

Цель: развивать активное внимание.

Время: 5 мин

Инструкция. Игроки стоят в кругу и по очереди делают следующие движения: один приседает и встает, другой хлопает в ладоши, третий приседает и встает и т.д.

9. Общее обсуждение

Время: 4 мин.

- Узнали ли что-то новое?

- Какой момент занятия больше всего запомнился?

- Какой был настрой?

Занятие 2

Цель: развитие слухового внимания.

Оборудование: отрывки из сказок, красные семафорики, бланк с буквами.

Время: 40 мин.

1. Упражнение «Подари ласку»

Цель: развивать внимание и уважение в общении.

Время: 2 мин.

Инструкция. Участники по очереди, касаясь рук друг друга, называют имена и говорят ласковые слова.

2. Упражнение «Кто в классе самый внимательный».

Цель: способствовать развитию внимательности.

Время: 5 мин.

Инструкция. Психолог читает отрывок сказки, но с ошибками, называя не те слова. Ученики слышат неправильное слово - поднимают красные семафорики. Психолог останавливается. Учащиеся исправляют ошибку, психолог продолжает читать.

Шел старик густым летом (лесом) и потерял перчатку. Вот бежит миска (мышь), увидела перчатку и говорит: «Здесь буду шить (жить)!». Когда эта шапка (лягушка) прыгает и спрашивает: «А кто здесь живет?». -Миска (мышка). А ты кто? - Шапка (лягушка). Пусти и меня шить (жить). - Иди.

Было у одного царя три тины (сына). Два умных, а третий - дурак. Вот пришли к отцу твоему (своему) и просят, чтобы он отпустил их ездить (поездить) по цвету (свету), посмотреть на другие барства (царства). Отец выслушал их и говорит: «Протрите (выбирайте) себе лошадей с Сабуни (табунов) каких угодно и езжайте, куда хотите».

3. Упражнение «Четыре стихии»

Цель: стимулировать внимание.

Время: 4 мин.

Инструкция. Ученики стоят в кругу и движутся произвольно. Когда психолог говорит слово «земля», все опускают руки вниз; слово «вода» - вытягивают руки вперед; слово «воздух» - поднимают руки вверх; слово «огонь» - хлопают в ладоши.

Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

4. Упражнение «Пальцы»

Цель: проследить работу внимания, развивать умение сосредотачиваться.

Время: 10 мин.

Инструкция. Ученики удобно сидят на стульях, положив руки на колени и переплетя пальцы рук, кроме больших. Большие пальцы свободны.

На команду "Начали!" медленно вращают их друг вокруг друга с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы пальцы не касались друг друга. Все внимание сосредотачивается на этом движении. На команду «Стоп!» упражнение прекращается. Длительность упражнения 5-10 минут. Кто-то, выполняя это упражнение, может заснуть. Это свидетельствует о наличии высокого уровня внушаемости.

5. Упражнение «Зеваки»

Цель: развивать устойчивость внимания.

Время: 4 мин.

Инструкция. Школьникам предлагается без ошибок переписать следующие строчки:

а) АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА

б) ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА

6. Упражнение «Кто быстрее?"

Цель: выработать навыки автоматизма внимания.

Время: 10 мин.

Инструкция. Учащимся предлагается быстрее и точнее посчитать от 1 до 25 по таблицам Шульте. Успешность выполнения задания оценивается по времени выполнения. Чем быстрее, тем больше успех. При этом нужно поощрять и стимулировать интерес.

7. Упражнение «Дыши и думай красиво»

Цель: снижать уровень эмоционального напряжения.

Время: 5 мин.

Инструкция. Закройте глаза, глубоко вдохните. Мысленно говорите:

- «Я - лев» - выдохни, вдохни;

- «Я - птица» - выдохни, вдохни;

- Я - камень» - выдохни, вдохни;

- «Я - цветок» - выдохни, вдохни;

- «Я спокоен» - выдохни.

Когда очень волнуетесь, попробуйте красиво и спокойно дышать.

8. Общее обсуждение.

Время: 4 мин.

- Что больше всего запомнилось из сегодняшнего занятия?

- Какое было у вас настроение?

Занятие 3

Цель: развивать внимательность и наблюдательность.

Оборудование: текст рассказа «Муравей и голубка», мягкие игрушки, пазлы, карточки с вопросами, аудиозапись «Шум моря».

Время: 40 мин.

1. Игра «Пожелания»

Цель: содействовать созданию психологически комфортной атмосферы.

Время: 4 мин.

Инструкция. Дети сидят в кругу и, бросая мяч друг другу, говорят добрые пожелания.

2. Упражнение «Оцени свою внимательность»

Цель: способствовать развитию внимательности.

Время: 6 мин.

Инструкция. Психолог читает рассказ первый раз и пропускает предложение, затем читает целый текст, чтобы учащиеся могли обнаружить пропущенное предложение.

Рассказ «Муравей и голубка»

Муравью захотелось пить, и он спустился вниз к ручью. Но его накрыла волна, и он начал тонуть. Голубка, которая в то время пролетала мимо ручья, заметила это и бросила муравью веточку. Муравей вылез на веточку и таким образом спасся. На следующий день Муравей увидел, что охотник хочет поймать голубку в сеть. Он подлез к нему и укусил охотника за ногу. Охотник вскрикнул от боли и выпустил сетку. Голубка вспорхнула и улетела.

Вопрос:

1. Почему Муравей спустился к ручью?

2. Как его спасла Голубка?

3. Кто хотел поймать Голубку?

4. Что для этого хотел использовать охотник?

5. Куда укусил Муравей охотника?

6. Поймал ли охотник Голубку?

Озвучить, записать предложение, которое психолог пропустил во время первого чтения.

3. Упражнение "Слушай хлопки!"

Цель: активизация внимания.

Время: 4 мин.

Инструкция. Ученики ходят по кругу. Когда психолог хлопает в ладоши один раз, они должны остановиться и встать в позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки - в стороны). Если психолог хлопает дважды, учащиеся должны стать в позу «лягушки» (присесть, ноги вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка ученики продолжают ходить.

4. Упражнение «Что изменилось»

Цель: развивать устойчивость и объем внимания.

Время: 6 мин.

Инструкция. Психолог ставит перед детьми от семи до десяти предметов, которые затем закрываются. Приоткрыв их на 10 секунд, предложить перечислить все предметы, лежащие на столе. Затем, снова приоткрыв на 8-10 секунд, попросить рассказать в какой последовательности они лежали. Поменяв местами 2 предмета, снова показать все на 10 секунд. Предложить определить, какие предметы переложены. Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

5. Упражнение «Играем в считалки»

Цель: развивать устойчивость внимания.

Время: 8 мин.

Инструкция. Участники игры делятся на пары, становятся друг против друга. По команде ведущего каждая пара начинает считать от 1 до 100, причем один партнер произносит четные числа, другой – нечетные. Рядом стоят такие же участники игры, и они тоже считают. Требуется, чтобы участники не сбились со счета. Побеждает та пара, которая быстрее сосчитает до 100.

6. Упражнение «Запретное слово»

Цель: развивать внимательность.

Время: 15 мин.

Инструкция. Психолог задает вопросы, а ученики отвечают. Ответы могут быть какими угодно, только нельзя говорить одно запретное слово, о котором следует заранее договориться, например, слово «нет». Предупредить учащихся, что нужно быть максимально внимательными, потому что надо стараться «подловить». Задать вопрос:

Ты спишь в ванне?

Снег зеленый?

Ты умеешь летать?

Ты на Марсе?

Ты любишь сладости?

Ты умеешь чинить холодильники?

Ученики должны найти такую форму ответа, чтобы выполнить правила игры. Ошибкой считается, если названо запретное слово или на вопрос не дан ответ. Только ученик ошибается, вы меняетесь ролями: он ставит вопросы, а вы отвечаете. Игру можно проводить, разделив учащихся на пары. Выигрывает тот, кто правильно отвечает на большее количество вопросов.

Игру можно усложнить, если ввести сразу несколько запрещенных слов, например «белый» и «голубой», не называть два раза один и тот же цвет.

Вопрос:

1. Был (а) ты в городе?

2. Какого цвета трава?

3. Был (а) ты в больнице?

4. Какого цвета халаты врачей?

5. Видел ли ты цветок ромашки?

6. Какого цвета у нее лепестки?

7. Какого цвета небо?

8. Какого цвета осенние листья?

9. Какого цвета вагона поезда?

10. Какого цвета листья подсолнечника?

11. Какого цвета снег?

12. Какое сейчас время года?

7. Упражнение «« Методика Мюстерьерга»»

Цель: развивать продуктивность и устойчивость внимания.

Время – 5 минут.

Инструкция. Ребенку дают бланк с напечатанными на нем 5-ю строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв ребенок должен отыскать 10 слов (3-х, 4-х, 5-ти сложных) и подчеркнуть их. На выполнение всего задания отводится 5 мин. Показателем успешности может служить число правильно найденных слов и скорость выполнения задания.

Пример задания:

ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕЫМЯЧ

ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР

ФРШУБАТВВГДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЪЩМОЖ

БРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФСПТУЧ

ОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ

8. Упражнение «Сон на берегу моря»

Цель: сбросить усталость путем релаксации.

Время: 4 мин.

Инструкция. Дети слушают шум моря (аудиозапись). Психолог говорит, что им всем снится один сон. Вы находитесь на берегу моря. Дети должны увидеть во сне то, что они делали на занятия. Психолог сообщает, по какому сигналу дети проснутся. Пауза. Раздается сигнал. Дети спокойно «просыпаются» и по очереди рассказывают, что они видели во сне.

9. Общее обсуждение.

Время: 4 мин.

- Что я сегодня открыл нового?

Занятие 4

Цель: развитие переключения и объема внимания.

Оборудование: карточки с рисунками, листы А4 с небольшими текстами.

Время: 45 мин.

1. Упражнение «Улыбка»

Цель: научиться снимать скованность лица с помощью улыбки. Создать и поддерживать положительный эмоциональный фон.

Время: 2 мин.

Инструкция. Все участники берутся за руки и дарят друг другу улыбки: каждый ученик возвращается к своему соседу и желает ему что-то хорошее, улыбается. Тот в свою очередь улыбается следующему соседу.

2. Упражнение «Слушай и запоминай».

Цель: развивать внимательность, переключение внимания.

Время: 10 мин.

Инструкция. Учащимся предлагается внимательно слушать слова, которые говорит психолог, и хлопать в ладоши каждый раз, когда случается название животного.

Внимание! Начали: шкаф, собака, лошадь, кровать, кот, поезд, воробей, машина, ворона, книга, корова, коза.

Учеников просят встать, когда они услышат название растения. Следует повторить, что не надо хлопать, а вставать и реагировать не на животное, а на растение.

Внимание! Начали: дорога, тигр, береза, пшеница, самолет, роза, змея, дуб, кукла, гриб, школа, ромашка.

Предложить учащимся поднимать руку, когда услышат названия профессий.

Внимание! Начали: вазон, учитель, врач, куртка, продавец, лилия, пекарь, компьютер, машинист, корова, судья, футболист.

Приседать, когда называют сказочных персонажей.

Внимание! Начали: тропинка, мама, Колобок, Золушка, почтальон, Дюймовочка, попугай, Баба-Яга, автобус, Рукавичка, Круть и Верть, окно.

3. Упражнение «Считаем быстро»

Цель: улучшить распределение внимания.

Время: 7 мин.

Инструкция. "Перед вами таблица, в которой расположены в беспорядке числа от 1 до 25. Всего в таблице, 16 чисел, значит, 9 пропущено. У вас имеется листок, на котором напечатан ряд чисел от 1 до 25. Вы должны отыскать в таблице числа по порядку, начиная с 1. Если вы не найдете в таблице какое-то число, вычеркните его в листке с числами. Исправления не допускаются, старайтесь работать без ошибок".

Таблица №1

1

18

5

9

3

13

22

6

8

19

7

21

25

10

4

15

Таблица №2

16

1

12

27

13

30

5

11

9

14

23

2

24

20

8

19

Время работы ограничено: с таблицей № 1 - 3 мин, с таблицей № 2 - 7 минут

4. Упражнение "Слушай звуки!"

Цель: стимулировать внимание.

Время: 4 мин.

Инструкция. Дети идут по кругу. Звучит нота нижнего регистра – ученики становятся в позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу).

На звук в верхнем регистре дети становятся в позу «тополя» (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад; следует смотреть на кончики пальцев рук).

5. Упражнение «Найди ошибки»

Цель: развитие продуктивности и устойчивости внимания.

Время: 10 мин.

Инструкция. Учащимся раздаются листы бумаги, с написанным небольшим текстом. В каждом предложении есть смысловые или грамматические ошибки, пропущены или переставлены буквы. Учащимся разрешается прочесть этот текст только один раз, сразу исправляя ошибки цветным карандашом. Затем они обмениваются текстами с товарищами по парте, которые в свою очередь, исправляют ошибки карандашом другого цвета. «На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросло много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнезда на деревьях. На повогодней елке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетрати Раи хорошие отлетки. Нашкольной площадке играли дети. В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня».

6. Упражнение «Повторение фраз»

Цель: развитие объема внимания.

Время: 10 мин.

Инструкция. Ученикам предлагается повторить фразы, которые называет психолог. Когда в определенной фразе ученик начинает ошибаться, заменять слова, предлагается вторая фраза такого же объема. Если это не выполняется - это предел объема внимания ученика.

Фразы читают ровным темпом, не спеша. Следует стараться произносить их одинаковым тоном, без особых интонаций и эмоциональных акцентов, чтобы не влиять на восприятие ребенка.

6 слогов. Дети, идите спать. Галя любит куклу.

7 слогов. Карта висит на стене. Чашка стоит на столе.

8 слогов. Щенок бежит по дороге. В лесу поют соловьи.

9 слогов. Кошка побежала за мышкой. Зимой на улице холодно.

10 слогов. Посмотри в окошко на детей. Маленькому песику холодно.

11 слогов. Летом солнышко сильно пригревает. Книга и карандаш лежат на столе.

12 слогов. Наседка повела своих цыплят гулять. Уточка быстро плавает по озеру.

12 слогов. Поросята любят купаться в луже. Сердитый мороз покрасил детям щечки.

13 слогов. Мама рассказывает своим детям сказку. Дети пошли в лес по грибы и ягоды.

14 слогов. Страшная буря разрушила домик рыбака. Лиса залезла в курятник и украла петуха.

15 слогов. Пчела летит на душистый цветок за сладким медом. Бабушка и Настя ходили утром гулять в лес.

16 слогов. Первый чистенький снежок падает на мерзлую землю. Весной прилетела птица и начала вить гнездышко.

17 слогов. Мама ходила сегодня в сад и принесла нам груши. Летом после дождя дети очень любят бегать босиком.

18 слогов. Петрик любит сказку про серого волка и хитрую лису. Мама подарила Кате книгу с яркими рисунками.

19 слогов. Во время дождя птицы в лесу перестают петь свои песни.

20 слогов. Сегодня утром дети очень хорошо убрали свою комнату.

21 слог. Мальчики ходили в лес гулять и поймали маленького зайчонка. Андрюша выучил стихи, положил книгу в сумку и пошел гулять.

22 слога. Маленькие котята целый день играют и играются друг с другом. После лета наступает осень, и каждый день становится холоднее.

Хороший объем внимания: воспроизведено 17-22 слогов.

Удовлетворительный объем: 11-16 слогов.

Неудовлетворительный объем: до 10 слогов.

7. Упражнение «Слушаем себя»

Время: 4 мин.

Инструкция. Ученики слушают с зажмуренными глазами спокойную, тихую музыку. По окончании музыки открывают глаза и рассказывают, что они чувствовали.

8. Общее обсуждение

Время: 4 мин.

- В каком цвете вы сегодня почувствовали это занятие?

Занятие 5

Цель: развитие концентрации внимания.

Оборудование: игровое поле 3*3, пластилин, картинки с изображением животных и птиц, релаксационная музыка.

Время: 45 мин.

1. Упражнение "Здравствуйте!"

Цель: создание положительного настроя, настроя на работу.

Время: 2 мин.

Инструкция. Звучит музыка, дети двигаются хаотично, здороваются друг с другом за руку. В конце игры проводится обсуждение: кто какие чувства испытывал во время упражнения.

2. Упражнение « Методика Мюстерьерга»

Цель: развивать устойчивость и распределение внимания.

Время: 5 мин.

Инструкция. Дается несколько буквосочетаний, в этой совокупности букв зашифрованы слова.

В этой таблице спрятано 10 названий животных.

К Ш Л И С А В Ч О Р В А Р Я С

О Н Б У Ь К П К А Н У Ж З В Ю

П Д Г Ё Г Р X Н О Ч Ы Б Р У Ф

Т О Л Е В К Ф Ь И К Р С Л О Н

Ш З Ю К Щ Ъ Н Г Р У С Ц А Д К

Ж М У П Б А Р С У К З В Р Е Д

Н С Ь Ж Т К А Р Ю Б Т Ф М Т В

Ф Ж О В А П Ь Б У З Т М Ы Ш Ь

Н Б Ы К С Д К Т Ю Р М А У Д Ы

X Ч О Н Т К И Т З А Н П Р У С

Щ Ы Л К Ф Ю Я Ъ М В Р У О З К

Ф У Т К А Р П О С Т И Г Р Н Я

3. Игра «Шерлок Холмс»

Цель: развивать наблюдательность.

Время: 13 мин.

Инструкция. Ученики делятся на пары. Один из учеников выполняет роль Шерлока Холмса (английский детектив), который внимательно рассматривает внешность своего партнера, а потом отворачивается или выходит из комнаты. Партнер меняет некоторые детали своего внешнего вида и предлагает «детективу» угадать, что он изменил. Затем учащиеся меняются ролями.

4. Упражнение «Грамматический анализ».

Цель: развивать устойчивость и распределение внимания.

Время: 4 мин.

Инструкция. Необходимо в тексте имена существительные подчеркивать одной чертой, а имена прилагательные двумя.

5. Упражнение «Муха»

Цель: развивать концентрацию внимания.

Время: 10 мин.

Инструкция. Для этого упражнения нужна доска, на которой расчерчено игровое поле размером 3 * 3 клетки, и небольшой кусок пластилина. Пластилин выполняет роль «дрессированной мухи». Движение «мухи» из одной клетки на другую происходит через команды, она вежливо выполняет. Существует четыре команды: вверх, вниз, вправо, влево. Исходное положение «мухи» - центральная ячейка игрового поля. Дети сидят спиной к игровому полю. Команды подаются учащимися по очереди. Задача - не допустить выхода «мухи» за пределы поля.

Если кто-то выводит «муху» за пределы поля, дается команда «Стоп» и возвращают «муху» на центральную клетку. Игра начинается сначала.

6. Упражнение "Ладошки"

Цель: развивать устойчивость внимания

Время: 4 мин.

Инструкция. Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала "волна" из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки, поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент, выбывают из игры.

7. Упражнение «Аутотренинг»

Цель: снять усталость.

Время: 3 мин.

Инструкция. Под тихую музыку дети занимают удобную позу и закрывают глаза. Пытаются расслабиться, повторяя: «Мое тело расслаблено, теплое, тяжелое».

8. Общее обсуждение.

Время: 4 мин.

Что я сегодня открыл нового?

Занятие 6

Цель: развитие произвольного внимания и памяти.

Оборудование: плотный лист бумаги, белые гладкие обои, картинки с ошибками, цветные карандаши.

Время: 45 мин.

1. Игра «Встаньте те, кто ...»

Цель: продолжить знакомство, разогрев группы.

Время: 4 мин.

Инструкция. Дети сидят в кругу. В центре - психолог, количество стульев меньше на один от количества участников. Психолог говорит: «Встаньте те, кто ...» и называет определенную примету (например, кто любит мороженое, урок физкультуры, красный цвет). Те, которые считают, что примета им подходит, встают и пытаются занять свободное место, кроме стула, расположенного рядом с психологом.

2. Упражнение «Красный карандаш».

Цель: развитие продуктивности и устойчивости внимания.

Время: 10 мин.

Инструкция. Учащимся раздаются листы бумаги, с написанным небольшим текстом. В каждом предложении есть смысловые или грамматические ошибки, пропущены или переставлены буквы. Учащимся разрешается прочесть этот текст только один раз, сразу исправляя ошибки цветным карандашом. Затем они обмениваются текстами с товарищами по парте, которые в свою очередь, исправляют ошибки карандашом другого цвета. «Стары лебеди склонили перед ним горые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки шипучи и плодовиты. Настоле лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине»

3. Упражнение «Карлики и великаны»

Цель: развивать внимание.

Время: 4 мин.

Инструкция. По команде «карлики» дети приседают, по команде «великаны» - встают. Психолог выполняет движения вместе с учениками. Команды даются по-разному и в разном темпе.

4. Упражнение «Дать оценку художнику»

Цель: развивать внимательность.

Время: 10 мин.

Инструкция. Учащимся предлагается рассмотреть рисунки. Необходимо самостоятельно обнаружить в изображениях какие-то необычные элементы (пробелы, ошибки, другие неточности). Инструкция имеет несколько замаскированный характер: она ориентирует ученика на поиск ошибок (они есть в каждом рисунке), и предлагает поставить художнику оценку за его работу.

Оценка результатов

Названы 18-20 ошибок - высокий уровень наблюдательности;

14-17 - выше среднего;

9-13 - средний;

6-8 - ниже среднего;

до 6 - низкий.

5. Упражнение «Цветные карандаши»

Цель: развитие произвольного внимания и памяти.

Время: 4 мин.

Инструкция. Ученикам показывают 10 цветных карандашей. Они отворачиваются, а психолог забирает один карандаш. Нужно угадать, какой именно забрали карандаш. Можно потом усложнить - убрать два, а потом три карандаша.

6. Релаксация «В гору по радуге»

Время: 4 мин.

Цель: снять психоэмоциональное напряжение.

Инструкция. Встать в круг, закрыть глаза. Глубоко вдохнуть, представляя, как вы забираетесь вверх по радуге. Выдохнув, нужно съехать с неё, как с горки.

7. Общее обсуждение.

Время: 4 мин.

- Дети обсуждают, что нового они сегодня узнали.

- Какое упражнение было самым интересным?

Занятие 7

Цель: развитие концентрации и переключения внимания.

Оборудование: красно-черные таблицы, карточки с предложениями.

Время: 45 мин.

1. Игра "Здравствуйте!"

Цель: активизировать работу группы.

Время: 2 мин.

Инструкция. Звучит музыка, дети двигаются хаотично и здороваются друг с другом. На первом этапе учащиеся приветствуют друг друга на «английском», на втором – на «японском», на третьем – «как будто не виделись сто лет».

2. Упражнение «Посчитаем».

Цель: переключение внимания.

Время: 10 мин.

Инструкция. Для тренировки переключения внимания используются упражнения, имеющие в основе своей тест "Красно-черные таблицы".

Для занятия используются таблицы с числами черного и красного цвета, порядок которых постоянно меняется. Порядок же работы остается неизменным:

1 этап — рассмотреть таблицу и найти по порядку все числа черного цвета от 1 до 12;

2 этап — рассмотреть таблицу и найти все числа красного цвета в обратном порядке от 12 до 1;

3 этап — необходимо поочередно искать числа черного цвета в прямом порядке от 1 до 12, а числа красного цвета в обратном порядке от 12 до 1.

3. Игра «Плутанка»

Цель: развитие концентрации внимания.

Время: 6 мин.

Инструкция. Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими линиями, способствует развитию сосредоточенности и концентрации внимания.

4. Упражнение «Найди слова»

Цель: тренировка распределения и избирательности внимания

Время: 5 мин.

Инструкция. В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще – существительные, но могут быть и глаголы, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок.

бсолнцеитранвстолрюджыметокноггщшщатмашина прстыюрозаевнциджарамылрквтсумкалдчеврыбай

5. Упражнение «Полевые тренировки»

Цель: концентрация внимания в условиях реальных ситуаций.

Время: 6 мин.

Инструкция. Каждый участник получает от психолога задачу, на которой он будет сосредоточен во время упражнения. Учащиеся должны выполнять какое-то школьное задание, представив, что они находятся в школе во время перерыва или дома среди всех родственников. Нужно вспомнить и повторить какую-то учебную тему при условии, что ученику стараются навредить, все время отвлекают, ставят ненужные вопросы. Работа продолжается 5 мин. Задача учащихся - полностью сосредоточиться и не отвлекаться на раздражители.

6. Упражнение «Найди общее»

Цель: развитие внимания.

Время: 10 мин.

Инструкция. Учащимся предлагается в течение 10 секунд посмотреть на размещенные на слайде слова, и в течение 10 секунд записать их на листках.

1.Стол, чашка, машина, конфета, карандаш, телевизор, магнитофон, мотоциклист, командировка.

2.Ваза, плита, солнце, чернила, пистолет, спектакль, автомобиль, конструктор, велосипедист.

7. Упражнение «Ток»

Время: 4 мин.

Инструкция. Дети становятся в круг. Держась за руки, передают по кругу «ток» (по цепочке, друг другу жмут руки и говорят, что им больше понравилось на занятия).

8. Общее обсуждение.

Время: 3 мин.

- Какое упражнение понравилось больше всего?

- Какое у вас настроение?

Занятие 8

Цель: развитие распределения внимания.

Оборудование: картинки с предметами, карточки с предложениями.

Время: 45 мин.

1. Игра "Здравствуйте!"

Цель: активизировать работу группы.

Время: 2 мин.

Инструкция. Звучит музыка, дети двигаются хаотично и здороваются друг с другом. На первом этапе учащиеся приветствуют друг друга на «английском», на втором – на «японском», на третьем – «как будто не виделись сто лет».

2. Упражнение «Каждой руке – свое дело»

Цель: развивать распределение внимания..

Время: 10 мин.

Инструкция. Учащимся предлагается одной рукой медленно перелистывать в течение 1 минуты книгу с иллюстрациями (запоминая их), а другой рукой чертить геометрические фигуры.

«Чтение с помехой»

Инструкция. Дети читают текст, одновременно выстукивая карандашом какой-либо ритм. При чтении дети также ищут ответы на вопросы.

3. Игра «Ищи безостановочно»

Цель: создание положительного эмоционального фона, развитие внимания.

Время: 6 мин.

Инструкция. В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета, или одного размера, формы и т.д. По сигналу психолога ребенок начинает перечисление.

4. Упражнение «Два дела одновременно»

Цель: распределение внимания в условиях реальных ситуаций.

Время: 6 мин.

Инструкция. Школьники делятся на две команды. Психолог подвешивает самодельный маятник и приводит его в движение. В это же время за маятником показывают 3 репродукции одну за другой. Учащиеся должны подсчитать число качаний маятника и пересказать содержание репродукций. У трех человек из каждой команды психолог спрашивает, сколько раз качнулся маятник. Затем по одному человеку из команды рассказывают содержание показанных репродукций.

5. Упражнение «Найди слова»

Цель: развитие внимания.

Время: 5 мин.

Инструкция. Учащимся даются карточки со словами, в каждом из которых надо отыскать другое, спрятавшееся там слово. Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.

6. Упражнение «Ток»

Время: 4 мин.

Инструкция. Дети становятся в круг. Держась за руки, передают по кругу «ток» (по цепочке, друг другу жмут руки и говорят, что им больше понравилось на занятия).

7. Общее обсуждение.

Время: 3 мин.

- Какое упражнение понравилось больше всего?

- Какое у вас настроение?

Занятие 9

Цель: развитие внимания методом мнемотехники.

Оборудование: набор открыток или картинки детского лото, платочек.

Время: 45 мин.

1. Упражнение «Рукопожатие»

Цель: создание положительного настроя, настроя на работу.

Время: 2 мин.

Инструкция. Учащиеся должны поздороваться друг с другом таким образом: объятия; рукопожатия; потереться носами.

2. Упражнение «Домино».

Цель: расширение возможностей внимания методом мнемотехники.

Время: 10 мин.

Инструкция. Для проведения данного упражнения понадобится набор открыток или картинки детского лото. Ученики садятся за стол. Каждому дается по несколько карт так, чтобы не было видно рисунка. Первый ученик берет одну карточку, кладет ее рисунком вверх и начинает рассказ. Это может быть сказка, фантазия, юмористический рассказ, которое обязательно включает в свой сюжет изображенную на картинке вещь. Далее передается слово соседу, который переворачивает свою картинку и продолжает сюжет. Упражнение продолжается по кругу, пока не закончатся карты. По окончании упражнения психолог раскладывает все карты на столе и предлагает ученикам сложить их в том порядке, в котором они были использованы во время упражнения.

3. Игра «Флажки»

Цель: с помощью игры совершенствовать внимание.

Время: 4 мин.

Инструкция. Когда психолог поднимает красный флажок, учащиеся должны подпрыгнуть, зеленый – похлопать в ладоши, синий - шагать на месте.

4. Упражнение «Найди слова»

Цель: развитие концентрации внимания.

Время: 4 мин.

Методика Мюнстерберга (и ее модификации)

Ребенку дают бланк с напечатанными на нем 5-ю строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв ребенок должен отыскать 10 слов (3-х, 4-х, 5-ти сложных) и подчеркнуть их. На выполнение всего задания отводится 5 мин. Показателем успешности может служить число правильно найденных слов и скорость выполнения задания.

Пример задания:

ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕЫМЯЧ

ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР

ФРШУБАТВВГДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЪЩМОЖ

БРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФСПТУЧ

ОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ

5. Упражнение «Одежда»

Цель: развивать внимательность, переключения внимания.

Время: 6 мин.

Инструкция. Учащимся предлагается хлопнуть в ладони, когда называется предметы одежды, два раза - когда предметы обуви.

Слова: пальто, суп, туфли, кофта, сандалии, пирог, юбка, шляпа, кроссовки, сапожки, вареники.

6. Игра «Кто внимательный и наблюдательный».

Цель: с помощью игры развивать внимание.

Время: 10 мин.

Инструкция. Один из ребят становится ведущим, он должен запомнить позы играющих, их одежду, затем выходит из комнаты. В это время играющие должны сделать 5 изменений у 5 учащихся позах и одежде. После этого входит ведущий, он должен вернуть все в исходное положение. Если ведущий нашел все 5 изменений, то у него хорошая наблюдательность и высокий уровень внимания.

7. Релаксация «Унисон»

Время: 4 мин.

Инструкция. Ученики становятся в кругу и начинают петь звук «у». Прислушиваясь к соседям, они пробуют создать унисон.

8. Общее обсуждение.

Время: 3 мин.

- Какие впечатления от занятия?

Занятие 10

Цель: развивать и совершенствовать внимание.

Оборудование: две одинаковых картинки, бланки с текстами.

Время: 40 мин.

1.Игра «Встреча друзей»

Цель: создание позитивной атмосферы.

Время: 2 мин.

Инструкция. Ученики становятся в круг. Психолог рассказывает стихотворение, ученики повторяют его и выполняют определенные движения.

Все вместе

Станем дружно мы в круг.

Сколько друзей - посмотри вокруг.

Руку друга протяну -

Ссориться с другом не стану.

Будем дружно работать,

Правила игры не забывать.

2. Упражнение «Найди отличия»

Цель: развивать и совершенствовать внимание.

Время: 5 мин.

Инструкция. Психолог показывает ученикам два почти одинаковых рисунка и просит найти, чем один рисунок отличается от другого.

3. Упражнение «Охарактеризуйте предмет»

Цель: развитие слухового внимания.

Время: 10 мин.

Инструкция. Учащимся предлагается определить прилагательные, которыми можно охарактеризовать предметы.

Учащимся раздают листы бумаги, разделенные пополам и с надписями: ель и ручей. На отдельном листе указаны прилагательные, которыми можно описать указанный предмет. Задания для учащихся: на полученном листе с существительными, под каждым из них указать прилагательные, которые их характеризуют: звонкий, бурный, пушистый, вечнозеленый, прозрачный, высокий, разговорчивый, праздничный, чистый, веселый, украшенный.

4. Упражнение «Зверушки»

Цель: развитие моторно-двигательного внимания.

Время: 5 мин.

Инструкция. Ученики передвигаются по кругу. Детям предлагают выполнять по команде двигательные действия, имитирующие животных:

- «зайчик» - прыгают;

- «раки» - пятятся;

- «лошади» - тикают;

- «гуси» - ходят, помахивая руками

- «аист» - ходит, высоко поднимая ноги.

5. Упражнение «Найди ошибки»

Цель: развивать внимательность.

Время: 4 мин.

Инструкция. Учащимся раздаются листы с текстом, в котором есть смысловые и грамматические ошибки. Нужно как можно быстрее найти ошибки и записать в тетрадь правильно.

6. Упражнение «Пропусти число»

Цель: развитие слухового внимания.

Время: 4 мин.

Инструкция. Психолог предлагает учащимся сосчитать вслух, причем числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, следует пропускать. Вместо этих цифр необходимо произнести «Хороший я» или хлопать в ладоши.

7. Упражнение «Наблюдательность»

Цель: развивать зрительное внимание

Время: 7 мин.

Инструкция. Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.

8. Упражнение «Слушаем себя»

Время: 4 мин.

Инструкция. Ученики слушают с зажмуренными глазами спокойную, тихую музыку. По окончании музыки открывают глаза и рассказывают, что они чувствовали.

9. Общее обсуждение.

Время: 4 мин.

- Что больше всего понравилось на занятиях?

- Какое упражнение больше всего понравилось?

- Какое у вас настроение?

Литература:

1. Гальперин, П.Я. Экспериментальное формирование внимания [Текст] / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая //Вопросы психологии. - 2004.- №3 - С. 5-87.

2. Завьялова, Т.Л. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников[Текст]/ Т.Л.Завьялова, И.В.Стародубцева. - М.: Аркти, 2008. - 56 с.

3. Младший школьник: развитие познавательных способностей [Текст] Пособие для учителя / Под ред. И.В.Дубровиной - М.: Просвещение, 2003. - 208 с.

Электронный ресурс:

1. Айдаралиева, Б.Ж. Упражнения и игры на развитие внимания, памяти

мышления младших школьников /Б.Ж.Айдаралиева// -

(http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/

2.Кузнецова, О.О. Программа занятий по развитию внимания у младших школьников/О.О.Кузнецова// -

http://festival.1september.ru/articles/210401/

3.Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста

http://www.s_86.edu54.ru/DswMedia/

infourok.ru

Комплекс развивающих игр и упражнений, направленный на повышение эффективности учебного процесса младших школьников с нарушением интеллекта

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение. «Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки № 104»

Комплекс развивающих игр и упражнений, направленный на повышение эффективности учебного процесса младших школьников с нарушением интеллекта

Автор Тарабыкина Ольга Александровна

учитель начальных классов

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3-4                                    

Теоретические аспекты использования развивающих игр и упражнений в обучении младших школьников с нарушением интеллекта……………………5-7

Описание комплекса развивающих игры и упражнений, направленных на повышение эффективности образовательного процесса у младших школьников с нарушением интеллекта……………………………………………………….….8                                        Заключение……………………………………………………………………….9-10

Список литературы ………………………………………………………………..11

Приложение……………………………………………………………………..12-59

Введение

 Актуальность проблемы. В современных условиях переориентации педагогики на личность, ее особенности, приоритеты, необходимость подготовки человека с разными возможностями к самостоятельной деятельности, формированию в нем потребности  учиться, становится  актуальной проблема поиска средств развития и коррекции познавательной сферы, обеспечивающей эффективность усвоения знаний умений и навыков.  Среди детей, которые испытывают значительные трудности в процессе обучения, особое место занимает категория учащихся с нарушением интеллекта. Одним из существенных проявлений, которое значительно снижает эффективность усвоения учебного материала и овладение всеми видами деятельности ребенка с нарушением интеллекта, выступает низкий уровень мотивации,  познавательных процессов.  

Цель: повышение эффективности усвоения учебного материала, коррекция нарушений познавательной сферы у школьников с нарушением интеллекта.

Задачи:

  1. развивать способность концентрировать внимание, усилить способность к распределению и переключению внимания;

  2. развивать объём, точность, мобилизационную готовность и уверенность в правильности запоминания и воспроизведения информации;

  3. развивать волевую сферу;

  4. развивать умения мыслить творчески, видеть взаимосвязи, делать умозаключения;

  5. формировать  социальные и коммуникативные умения, необходимые для взаимодействия с одноклассниками и педагогами;

  6. формировать устойчивую учебную мотивацию, устойчивую самооценку.

Игры и упражнения данного пособия предназначены для учителей начальных классов, психологов, логопедов, может быть полезно воспитателями образовательных учреждений, родителями для увлекательных совместных занятий с ребенком.

Результатами использования данного пособия является:

  1. приобретение учащимися новых знаний и умений;

  1. коррекция и развитие внимания, памяти, мышлении; коррекция и развитие других психических процессов взаимосвязанных с вниманием, памятью, мышлением; развитие эмоциональной сферы, произвольности поведения, общения;

  1.  школьник приобретает опыт общения с одноклассниками, с социальным окружением; опыт успешного выполнения упражнений, связанных с развитием познавательных процессов; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

infourok.ru

Развитие интеллекта младших школьников

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба

Не мыслям надобно учить, а учить мыслить. Э. Кант.

Система развивающего обучения направлена на развитие у детей интеллектуальных способностей, желаний и умения учиться, навыков делового сотрудничества со сверстниками. В младшем школьном возрасте у ребёнка происходит интенсивное развитие интеллекта. Природа интеллекта двойственна – биологическая и логическая одновременно. Интеллект играет главную роль не только в психике человека, но и вообще в его жизни.

Интеллект (лат. разумение, понимание, постижение, рассудок) – способность справляться с соответствующими заданиями, эффективно включаться в социокультурную жизнь. Интеллект – это психическая адаптация к новым условиям.

Выделяют от 1 – 2 до 120 структур, входящих в интеллект.

Краткое содержание: Контролируемый человеком поиск истины.

Образ: Программа для компьютера, но только в голове человека.

Переживание: Главное – порядок, логика.

С развитием вычислительной и электронной техники появилось понятие “искусственный интеллект”.

Эффективность интеллектуального развития младших школьников зависит от деятельности учителя, его творческого подхода к обучению детей, когда учитель отдаёт предпочтение методам и приёмам обучения, стимулирующим сложные познавательные процессы, способствует самостоятельной деятельности учащихся, ориентированной на их творчество.

Формирование гармонического склада ума – одна из основных задач педагогического процесса. Школьники обладают разными складами ума – у одних аналитический, у других преобладает наглядно – образный, у третьих образные и абстрактные компоненты развиты относительно равномерно. Поэтому необходимо как можно выше поднять планку как логического, так и абстрактного мышления. Для этого материал нужно преподносить более объёмно, с выделением в нём логической и образной стороны.

Для успешного обучения у учащихся должны быть сформулированы 3 составляющие мышления:

высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, суждения, умозаключения; высокий уровень активности, раскованности мышления, которая заключается в возникновении нескольких вариантов решения проблемы, большого количества гипотез, идей. высокий уровень организованности и целенаправленности, которые проявляются в ориентации на выделения существенного в явлении, в использовании обобщённых схем анализа явления.

Наиболее благоприятные условия для этого созданы в технологии развивающего обучения. Потому, что в её основе лежит участие ребёнка в учебном процессе в качестве субъекта учения. Формой цели, при которой ученик становится субъектом учебной деятельности, является задание. Задание должно быть сформулировано таким образом, чтобы оно могло выполнять функцию цели, а именно определять характер и способ деятельности. Учебный материал должен носить проблемный характер. Задания, предлагаемые учащимся, должны представлять проблемную задачу. Такая задача является искусственной педагогической конструкцией, поскольку в учебном процессе используются те проблемные задачи, которые уже решены обществом и это решение уже знает учитель.

Для ученика же задача выступает как субъективная проблема.

Если учебный материал имеет проблемный характер, а у детей нет базы для решения абстрактно-мыслительной творческой задачи, то в этом случае учитель так должен построить задание, чтобы условия задачи стали доступны непосредственному восприятию учащихся или могли быть ими зрительно представлены.

Фрагмент урока русского языка во 2 классе.

Тема: Разделительные Ъ и Ь знаки.

На доске помещены карточки со словами: отъезд, съел, оладьи, вьюга, веселье, объяснение.

Учитель:

– Что видите на доске?

Дети:

– Слова, имена существительные.

Учитель:

– В чём их особенность?

Дети:

– Имеют Ъ и Ь знаки.

Учитель:

– Какую работу можем с ними выполнить?

Дети:

– Разделить на две группы: с Ъ и с Ь знаками.

Учитель:

– В какой части слова пишется разделительные Ъ и Ь знаки.

Дети:

– В корне слова – Ь, после приставок – Ъ.

Учитель:

– После каких букв и перед какими пишутся эти знаки?

Дети:

– После согласных, перед гласными.

Учитель:

– Давайте посмотрим в учебник, правильно ли мы сделали вывод? Стр.68.[1]

Фрагмент урока математики во 2 классе.

Тема: Конкретный смысл умножения.

На доске помещены карточки с суммами:

5+4+3 13+13+13 53 +35 12+12+12+15

4+4+4+4 11+6+11 33+33+33 7+7+7+7+7.

Учитель:

– Что записано на доске?

Дети:

– Суммы.

Учитель:

– Что вы можете сказать про них?

Дети:

– Есть суммы, у которых все слагаемые одинаковые.

Учитель:

– Какую работу можно выполнить с этими суммами?

Дети:

– Сгруппировать. В1 группу – с одинаковыми слагаемыми, А в другую все остальные.

1 группа:

13+13+13, 4+4+4+4, 33+33+33, 7+7+7+7+7.

Учитель:

– Может быть кто – нибудь знает, как короче записать эти суммы?

Дети: …

Учитель: Может быть, вы от взрослых слышали о других действиях, кроме сложения и вычитания?

Дети:

– Я слышал от старшего брата про умножение, но как оно обозначается, не знаю.

Учитель:

– Давайте попробуем ответ для решения нашей проблемы найти в учебнике на стр. 69 [2]. Дети читают вывод. Значит, каким действием мы можем заменить сложение в 1 столбике?

Дети:

– Умножением.

Учитель:

– А можем ли это сделать с суммами 2 столбика?

Дети:

– Нет, потому что слагаемые не равны между собой.

Далеко не весь материал имеет проблемный характер. Однако и он должен быть представлен детям в форме заданий, выполняющих функциональную цель. Если нужные познавательные действия не сформированы у младших школьников, то задания предлагаются в игровой форме, в виде дидактической мини-игры. Следовательно, учителю необходимо специально планировать на уроке задания для учащихся, в которых они на новой информационной основе снова и снова бы выполняли аналогичные интеллектуальные действия. Выполнение задания постоянно расширяют информационную базу для новых знаний. Таким образом, знания и способы интеллектуальных действий приобретаются в процессе выполнения множества разнообразных заданий.

Использование творческих заданий на каждом этапе урока.

Рассмотрим это на примере простой задачи.

Дети нашли 5 подосиновиков и 4 лисички. Сколько всего грибов у детей?

Изучение нового материала.

5+4. Чему равно значение этой суммы? Дети нашли 5 подосиновиков и 4 лисички. Cколько всего грибов у детей?

Учитель:

– Чем похожи эти задания?

Дети:

– Числами 5 и 4.

Учитель:

– Чем отличаются?

Дети:

– Есть вопрос, которым заканчивается математический рассказ.

– В 1 задании нужно найти только ответ, а во 2 задании нужно догадаться какие действия нужно выполнить.

Учитель:

– Верно, потому что задание справа называется задачей. В ней никогда не указывается, каким действием её нужно решить.

Закрепление.

Дети нашли 5 подосиновиков и 4 лисички.

Поставьте вопрос к условию задачи.

Измените условие так, чтобы задача стала составной.

Домашнее задание.

Сделайте рисунок, схему к задаче.

Составьте подобную задачу.

Принципиальное дидактическое требование технологии развивающего обучения – постановка цели урока в форме развивающих заданий, в которых определены интеллектуальные действия, приводящие к пониманию учебного материала.

Успех выполнения развивающих заданий вызывает сильные эмоциональные явления, в том числе так называемое чувство “умственной радости”. Следующее дидактическое требование технологии РО формулируется как подготовка успешности выполнения развивающих заданий в учебном процессе.

Технология развивающего обучения предъявляет к заданиям, используемым на различных этапах учебного процесса, еще одно важное требование – задания должны не только приводить учащихся к пониманию изучаемого, но и выполнять корригирующую функцию. Благодаря этому предлагаемая технология обучения может быть использована при работе с детьми, имеющими высокий интеллектуальный потенциал, а так же с детьми со средним уровнем интеллекта.

Задания на развитие логического и творческого мышления, воссоздающего и творческого воображения, аналитико-синтетического восприятия и логической памяти из урока в урок, изменяя свое содержание в соответствии с темой урока, многократно повторяют способы выполнения действий, лишь постепенно наращивая уровень их сложности.

Интеллектуальная разминка.

Сколько пальцев на 2 руках?

Сколько недель в месяце?

Порядковый номер пятницы в неделе?

Наименьшее двузначное число?

Какого числа последний день года?

Сколько штук в дюжине?

За сколькими зайцами нельзя гнаться?

То, в чём медведь тащил Машу и пирожки.

Что находилось у Красной Шапочке в корзинке?

Что потеряла Золушка на балу?

Что мы слышим в начале урока? Букву У.

Провоцирующие задачи.

На 2 руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?

Крышка стола имеет 4 угла. Сколько будет углов у крышки, если один из них отпилить? 5.

Шесть рыбаков съедят 6 судаков за 6 дней. Сколько судаков съедят 12 рыбаков за 12 дней? 24.

У палки 2 конца. Сколько получится концов, если один из них отпилить? 4.

Задачи частично – поискового характера.

ВАТА (ФАТА) СОВА (СОФА) ДРОВА (ДРОФА) ОЛИВА (ОЛИФА)

Замените одну букву так, чтобы получились новые слова.

СЕНЬ БЕДА КОРЬ

Прибавьте к каждому слову одну букву так, чтобы получилось новое слово.

Ребусы.

1очка (одиночка) 1бор (разбор)

ш1а (школа) ф1а (фраза) 2д (парад)

Развивающие каноны.

(семь)

(восемь)

(девять)

корова т
курица ц
лошадь .

(телёнок)

(цыплёнок)

(жеребёнок)

собака л
лошадь р
корова .

(лает)

(ржёт)

(мычит)

до к
. па
ми раж

(док)

(репа)

(мираж)

Языковые пропорции.

Чёрное – белое = огонь – … (вода).

Война – смерть = … – жизнь (мир).

Рысь – кошка = волк – … (собака).

Лампа – … = радио – звук (свет).

Музыка – ноты = речь – …(звук).

С развитием и становлением отрасли психологии, получившей название “тестология”, появилось понятие “интеллектуальная одаренность”. Интеллектуально одаренные дети – это дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта. Дети, хорошо обучающиеся в школе, входят в группу “академическая одаренность”.

Среди детей с проблемами в учении есть большая группа учащихся, у которых просматривается интеллектуальная пассивность.

Ее особенности:

недостаточная сформированность интеллектуальных навыков и умений; отрицательное отношение к интеллектуальной деятельности; отсутствие познавательного отношения в действительности.

По широте проявления различают общую и частичную интеллектуальную пассивность. Выразительным показателем интеллектуальной пассивности является отсутствие инициативы в интеллектуальной деятельности. Существенным фактором, влияющим на возникновение интеллектуальной пассивности является познавательный климат семьи.

1 группа родителей воспроизводят в ребенке свои ограниченные познавательные интересы, создавая в семье атмосферу интеллектуального голода;

2 группа родителей своей неразумной помощью приучают ребенка к несамостоятельности, безынициативности, способствуя формированию “интеллектуального иждивенчества”;

3 группа родителей “перекармливают” их познавательной информацией, что приводит к притуплению познавательной потребности.

Согласно полученным в ходе эксперимента данным интеллектуально пассивных учащихся больше среди “шестилеток”. По-видимому, для определенной категории детей более ранний переход из детского сада в школу является нежелательным.

Особенности интеллекта каждого ребенка не являются застывшими, раз и навсегда данными, а подвержены прогрессивным изменениям при определенных условиях его обучения и отношения к нему. Решающая роль в обеспечении таких условий принадлежит, конечно, учителю.

ЛИТЕРАТУРА

  1. А. В. ПОЛЯКОВА. Русский язык. 2 класс. – М., “Просвещение”, 2002 г.
  2. И. И. АРГИНСКАЯ. Математика. 2 класс. – Корпорация “Федоров”, 2002 г.
  3. Т.А. СОЛОВЬЕВА. “Основы технологии развития интеллекта младших школьников в учебном процессе” - Журнал “Начальная школа” № 12, 1997 г.
  4. В.Н. КАМЫШНИКОВ “Структура и содержание системы заданий, направленных на развитие интеллекта младших школьников” -Журнал “Начальная школа” № 6, 2002 г.
  5. А.И. САВЕНКОВ. “Детская одаренность как теоретическая проблема” - Журнал “Начальная школа” № 1, 2000 г.

  6. Л.В. ОРЛОВА. “Что такое интеллектуальная пассивность?” -Журнал “Начальная школа” № 7, 1996 г.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также