Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи: упражнения, игры. Упражнения на дыхание речевое


Игры и упражнения на развитие речевого дыхания

игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Сайт «Мама может все!» собрал 23 самых интересных игры для развития речевого дыхания для детей дошкольного возраста. Эти упражнения помогут малышу научиться говорить четко, плавно и красиво.

Всем нам нравится мелодичная, плавная и красивая речь. Для ее формирования необходимо правильное речевое дыхание. Маленьким детям оно дается с трудом. Дыхательная мускулатура у них еще развита слабо. Малышам свойственна быстрая речь, проглатывания окончаний слов и искажение звуков. Помочь ребенку научиться произносить звуки правильно, регулировать громкость, делать паузы между предложениями помогут игры и упражнения на развитие речевого дыхания.

Игры для развития речевого дыхания

Пой со мной!Цель: развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, Э.

Ход игры: Сначала педагог предлагает детям вместе с ним спеть «песенки».

– Давайте споем песенки. Вот первая песенка: «А-А-А!» Наберите побольше воздуха – вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная.

Во время игры педагог следит за четким произношением и утрирует артикуляцию звуков. Сначала поем звуки А, У, постепенно количество «песенок» можно увеличивать.

– Вот вторая песенка: «У-У-У!» Теперь «О-О-О!», «И-И-И!», «Э-Э-Э!»

Можно устроить соревнование между детьми: побеждает тот, кто пропоет дольше всех на одном выдохе.

– Давайте устроим соревнование: начнем петь все вместе, победит тот, у кого самая длинная песенка.

Лети, бабочка!

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.

Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.

— Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.Педагог дует на бабочек.— Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?

Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

Мыльные пузыри

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: пузырек с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей, трубочки различного диаметра — коктейльные, из плотной бумаги, пластиковая бутылка с отрезанным дном.

Ход игры: Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала педагог выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно. Следует учесть, что выдувание мыльных пузырей часто оказывается для малышей довольно трудной задачей. Постарайтесь помочь ребенку — подберите разные рамки и трубочки, чтобы ребенок пробовал и выбирал, с помощью чего легче добиться результата. Можно самостоятельно изготовить жидкость для мыльных пузырей: добавить в воду немного жидкости для мытья посуды и сахара. Не забывайте следить за безопасностью ребенка — не позволяйте пробовать и пить жидкость.мыльные пузыри для развития речевого дыхания у детей

Звуки вокруг насЦель: развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы.

Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть в такую игру.

– В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? «А-А-А!» А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? «О-О-О!» Самолет в небе гудит: «У-У-У!» А пароход на реке гудит: «Ы-Ы-Ы»! Повторяйте за мной.

Педагог обращает внимание детей на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.

Песня ветра

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: китайский колокольчик «песня ветра».

Ход игры: Подвесьте колокольчик на удобном для ребенка расстоянии (на уровне лица стоящего ребенка) и предложите подуть на него. Обратите внимание на то, какой мелодичный получается звук. Затем предложите подуть сильнее — звук стал громче.

Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

Девочки поют

Цель: развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, а также сочетаний из двух гласных – АУ, УА, ОУ, ОИ, ИА и т. д.

Оборудование: картинки с изображением поющих девочек – четко прорисована артикуляция при произнесении гласных звуков А, О, У, И.

Ход игры: Подготовьте картинки с изображением лиц поющих девочек. Такие картинки легко нарисовать, главное условие – артикуляция должна быть четко прорисована.

В игре могут участвовать 2–4 ребенка. Сначала педагог показывает детям картинки с изображением поющих девочек и предлагает угадать, какая девочка какой звук поет. Затем раздает по одной картинке и предлагает спеть такой же звук.

После этого организовывается общая игра: дети выстраиваются в ряд, держа в руках свои картинки, поет тот, на кого покажет педагог.

– Теперь будем петь общую песенку. Петь будет тот, на кого я покажу палочкой. Старайтесь, чтобы песенки были длинными.

Следующий этап игры – пропевание сочетаний из двух гласных звуков. Педагог предлагает повторить за ним такие песенки:

– Давайте споем песенки. Вот первая песенка: «А-А-А-У-У-У!» Наберите побольше воздуха – песенка должна получиться длинная. А вот вторая песенка: «У-У-У-А-А-А!»

Постепенно количество и варианты «песенок» можно увеличивать. Затем эта же игра повторяется с использованием изображений поющих девочек. Педагог ставит рядом две картинки: девочка поет И, девочка поет А, и предлагает угадать, какую песенку поют девочки – ИА – и повторить ее. Такую игру сначала следует проводить индивидуально. Сочетания пар гласных звуков могут быть самыми разными.

Свистульки

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных.

Ход игры: Перед началом занятия следует подготовить свистульки. Раздайте детям свистульки и предложите подуть в них.

— Посмотрите, какие красивые у вас игрушки-свистульки! У Маши — птичка, а у Вани — олень. Давайте устроим лесной концерт — каждый из зверей и птиц поёт свою песенку!

Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы дети дули, не напрягаясь, не переутомлялись. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.свистульки игра для развития речевого дыхания у детей

Ветерок

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки).

Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение «дождик».

Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.

— Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок — и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!

Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Во втором случае дети дуют на свои метёлочки одновременно.

Сдуй шарик

Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф.

Ход игры: Предложите малышам поиграть в такую игру: стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны – получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой – шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи – шарик сдулся.

– Давайте поиграем в шарики! Разведите руки в стороны – вот так! Вот какие большие шары получились. Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка, и он стал сдуваться… Воздух выходит из шарика: Ф-Ф-Ф! Сдулся шарик!

Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук Ф. Добирать воздух нельзя.игры и упражнения для развития речевого дыхания

Змейка

Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш.

Ход игры: Предложите малышам поиграть в змей. Игра проводится на ковре.

– Давайте поиграем в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: «Ш-Ш-Ш!»

Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука Ш добирать воздух нельзя.

Снег идёт!

Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: кусочки ваты.

Ход игры: Педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму.

— Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки!

Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.снег - упражнение на развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Насос

Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука С.

Ход игры: Предложите малышам поиграть в насосы. Игра проводится на полу и сопровождается движениями, имитирующими накачивание колеса при помощи насоса.

– Кто из вас любит кататься на велосипеде? А на машине? Все любят. Но иногда колёса у машин и велосипедов прокалываются и сдуваются. Давайте возьмем насосы и накачаем колёса – вот так! «С-С-С» – работают насосы!

Педагог показывает движения насоса и объясняет, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока насос работает, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук С. Добирать воздух во время произнесения звука нельзя. Насос может продолжать работать после паузы, когда ребенок сделает следующий вдох. Необходимо следить, чтобы во время игры дети не перенапрягались.

Весёлая песенка

Цель: развитие правильного речевого дыхания – произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов – ЛЯ-ЛЯ.

Оборудование: кукла или матрешка.

Ход игры: Предложите малышам спеть вместе с куклой весёлую песенку.

– Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Кукла танцует и поет песенку: «ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!» Давайте споем вместе с Катей!

Во время пения следите, чтобы дети произносили подряд три слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться петь на одном выдохе более длинные песенки – подряд 6–9 слогов. Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.

Воздушный шарик

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: обычный воздушный шар на ниточке; газовый воздушный шар.

Ход игры: Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку.Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол.

— Давай дуть на шарик, чтобы он не упал вниз. Вот так! Сильнее!

Можно поиграть с воздушным шаром, наполненным газом. В этом случае шар привязывается к стульчику или чему-нибудь на полу (желательно, чтобы ниточка оставалась длинной). На шар нужно дуть так, чтобы он улетел как можно дальше вперед.

Если игра проводится в группе, можно организовать соревнование: двое детей (или небольшие команды) становятся друг напротив друга лицом к шарику (расстояние до шара 50-60 см) и одновременно начинают дуть. Побеждает тот, кому удалось послать шарик на противоположную территорию (можно разделить территорию при помощи ленточки или веревки).

Весёлое путешествие

Цель: развитие правильного речевого дыхания – произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов – БИ-БИ, ТУ-ТУ.

Ход игры: Предложите малышам подвижную игру.

– Кто из вас любит путешествовать? Поднимите руки, кто катался на машине. Теперь поднимите руки, кто катался на поезде. Давайте поиграем в машинки – машина едет и сигналит «БИ-БИ!» А теперь превратимся в паровозики – «ТУ-ТУ!»

Покажите, как едет машинка, – походите по комнате, крутя воображаемый руль. Изображая паровозик, покрутите согнутыми в локтях руками в направлении вперед и назад.

Следите, чтобы дети произносили подряд два слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться произносить на одном выдохе большее количество слогов: БИ-БИ-БИ! ТУ-ТУ-ТУ-ТУ! Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.

Вертушка

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: игрушка-вертушка.

Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.

Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно :

— Давай сделаем ветер — подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее — вертушка вертится быстрее.

Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.вертушка - игра для развития речевого дыхания у дошкольников

Катись, карандаш!

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.

Ход игры: Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.

Организуя игру в группе, можно устроить соревнование: двое детей сидят за столом, перед ними лежат карандаши. Дуть на карандаш можно только один раз. Побеждает тот, чей карандаш укатился дальше.

Птицы разговаривают

Цель: развитие правильного речевого дыхания – произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых или разных слогов – КО-КО-КО, КУ-КУ, КРЯ-КРЯ-КРЯ, КУ-КА-РЕ-КУ, ЧИК-ЧИРИК.

Ход игры: Предложите малышам поиграть в птичек.

– Давайте поиграем в птичек. Встретились птички на полянке и стали разговаривать.  «КО-КО-КО» – говорит курочка. «КУ-КУ! КУКУ!» – кричит кукушка. «КРЯ-КРЯ-КРЯ!» – крякает утка. «КУ-КА-РЕ-КУ!» – заливается петушок. «ЧИК-ЧИРИК», – чирикает воробышек.

Побуждайте детей повторять за вами «разговор» птиц. Во время произнесения звукоподражаний следите, чтобы дети произносили их на одном выдохе, не добирая воздух.

Бульки

Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.

Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра.

Ход игры: В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее — пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.

— Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо — получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю!

По «буре» в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен быть 5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки.

Многие дети, которые привыкли пить сок из пакетиков через трубочку, не сразу понимают, что от них требуется, могут начать пить воду (поэтому на всякий случай лучше использовать очищенную питьевую воду). В этом случае сначала предложите подуть через трубочку на кусочек ватки на столе или на ладошку, чтобы почувствовать выходящий из трубочки воздух.

Другая из возможных проблем — ребенок может кусать и грызть мягкую трубочку или перегибать ее. В этом случае можно использовать корпус гелиевой ручки — прозрачную трубочку из твердой пластмассы.

Кроме этого, ребенок может, держа трубочку в губах, выдыхать воздух через нос. В этом случае следует аккуратно зажать нос малыша пальцами и предложить подуть снова.

Расти, пена!

Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра, жидкость для мытья посуды.

Ход игры: Эту игру можно предложить ребенку после того, как он научится хорошо дуть через трубочку в стакан с водой (не пьет воду, не перегибает трубочку). Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затем возьмите трубочку и подуйте в воду — с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Затем предложите подуть ребенку. Когда пены станет много, можно подуть на нее.

— Сейчас я устрою фокус-покус! Беру жидкость для посуды и капаю в воду… Теперь помешаю — ары-бары-топ-топ-топ! Беру трубочку и дую. Смотри, что получилось! Это пена из маленьких и больших пузырьков! Теперь ты попробуй подуть.

После того, как дети на индивидуальных занятиях научатся правильно действовать — дуть в трубочки, не проливать воду и т.п., можно проводить такое занятие в группе.

День рождения

Цель: развитие сильного длительного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: зефир в шоколаде или пастила; маленькие свечки для торта; игрушечный мишка.

Ход игры: Приготовьте зефир в шоколаде или пастилу и воткните одну или несколько праздничных свечек — сегодня «день рождения мишки». Вместе с ребенком накройте на стол, используя игрушечную посуду, пригласите гостей — зайчика и куклу, спойте для мишки песенку. Затем торжественно внесите «праздничный торт» с зажженной свечой.

-У мишки сегодня день рождения. Ему исполняется один (или больше) год. Давай поздравим мишку! Вот праздничный торт — помоги мишке задуть свечи.

Когда ребенок задувает свечу, следите, чтобы выдох был длительным, сильным и плавным. Объясните малышу, что у него есть несколько попыток, в каждую из которых дуть можно только один раз. Если свеча не потухла — снова набираем в грудь воздух и пробуем еще раз.

Многие дети, делая правильный выдох, не могут верно направить струю выдыхаемого воздуха — она проходит мимо пламени свечи. В этом случае полезно для наглядности предложить дуть в трубу, сделанную из листа плотной бумаги (диаметр 3-4 см), т.к. с помощью трубы можно контролировать направление выдыхаемого воздуха.

Вначале ставьте свечу на расстоянии около 30 см от ребенка. Постепенно расстояние от ребенка до свечи можно увеличивать до 40-50 см. Объясните ребенку, что придвигаться к свече слишком близко не следует.

Для последующих игр с задуванием пламени подбирайте свечи с устойчивым основанием или стоящие на надежном подсвечнике. Можно придумать другой сюжет игры либо просто предложить задуть пламя. В целях безопасности такая игра проводится индивидуально. Необходимо предупредить ребенка, что свечу нельзя трогать и опрокидывать.дети задувают свечи для развития речевого дыхания

Надуй игрушку!

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: различные надувные игрушки небольшого размера; воздушные шары.

Ход игры: Педагог раздает детям хорошо промытые резиновые надувные игрушки и предлагает их надуть. Дуть следует, набирая воздух через нос, и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки.

— Посмотрите, наши игрушки совсем больные — худенькие, без животиков… Как же с ними играть? Давайте надуем игрушки, чтобы они снова стали толстенькие, здоровые и веселые!

Тот, кто надует игрушку, может поиграть с ней.

Это задание требует сформированного сильного выдоха. Кроме этого, необходимо научить малышей правильно держать игрушки, чтобы из них не выходил воздух. Предлагайте эту игру только после того, как сильный плавный выдох уже сформирован.

На последующих занятиях можно предложить надуть воздушные шары, что еще сложнее. Если у ребенка не получается, не настаивайте.

Бумажный флажок

Цель: развитие сильного плавного непрерывного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: полоски тонкой цветной бумаги (размер: 15×2,5 см).

Ход игры: Перед началом занятия подготовьте полоски бумаги. Покажите детям, как можно подуть на полоску, поднеся ее к нижней губе (полоску следует держать большим и указательным пальцами).

— Давайте превратим бумажные полоски в настоящие флажки. Для этого нужно сделать ветер — вот так! Флажки полощутся на ветру!

Это непростое упражнение, оно получается у детей далеко не сразу. Возможно, лучше вернуться к нему позже, когда ребенок немного подрастет. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

Автор игр и упражнений Елена Янушко

mamamozhetvse.ru

Развитие речевого дыхания у дошкольников: упражнения, игры

Одним из важнейших факторов, оказывающих непосредственное влияние на то, как быстро у детей будут развиваться навыки связной речи, является речевое дыхание.

Что такое речевое дыхание

Выдувание воздухаЧто такое наша речь? Это поток звуков, образующихся в речевом аппарате человека при непосредственном участии дыхания – воздушной струи, возникающей в лёгких. Правильное речевое дыхание способствует корректному звукообразованию, поддержанию нормального уровня громкости, плавности и выразительности словарного ряда.

Развитие связной речи неразрывно связано с постановкой правильного речевого дыхания, именно  поэтому специалист-логопед в первую очередь проанализирует, то, как ребёнок дышит во время разговора, какой силы он осуществляет вдохи и выдохи, как координирует соотношение пауз в речевом потоке.

Проблемы в развитии речевого дыхания

Нерациональный расход выдыхаемого воздуха

Часто родители могут быть свидетелями такой картины: малыш, который только начал говорить, пытаясь что-то сказать, делает вдох, начинает произносить нужные слова, но не может закончить предложение до конца, так как ему не хватает набранного в лёгкие объёма воздуха.

Он останавливается, чтобы набрать воздух, возникает пауза, во время которой ребёнок может забыть, о чём он говорил в начале разговора. Ему приходится вспоминать – и длина паузы  увеличивается.

Такая картина свидетельствует о нерациональном расходовании воздуха. Это же может послужить причиной того, что говорящий ребёнок конец фразы произносит на пониженных тонах, иногда практически шёпотом.

Слабое развитие дыхательного аппарата

Ребёнок надувает пузырьЕщё один пример нарушения в развитии речевого дыхания: дыхательный аппарат дошкольника развит плохо, у него слабый вдох и такой же выдох. В этом случае он говорит тихо, нечётко и редко договаривает фразу до конца. Либо, пытаясь успеть сказать нужные слова на вдохе, малыш говорит быстро, частит, от чего страдает интонация, не соблюдается расстановка логических пауз.

Слабое развитие дыхательного аппарата у дошкольников тесно связано с их физическим состоянием, наличием  хронических заболеваний дыхательных путей (синуситы, гаймориты) и малоподвижным образом жизни.

Как развить речевое дыхание

Решающее значение для правильной постановки речевого дыхания несёт развитие фазы выдоха. Поэтому основная задача, на которую направлены упражнения по развитию речевого дыхания – это формирование у ребёнка сильного и плавного выдоха ртом.

 Формируем правильный выдох

Основные моменты правильного речевого дыхания:

  • Короткий сильный вдох через нос, взрослый может визуально оценить расширение диафрагмы ребёнка.
  • Выдох осуществляется плавно, желательно избегать толчков. Губы при этом необходимо складывать трубочкой. Для того чтобы малышу было понятнее, нужно показать ему пропев букву «О».
  • Выдох сопровождается выходом воздуха через рот, а не через нос, обязательно проконтролируйте этот момент!
  • Выдох осуществляется до самого конца. После каждого выдоха необходимо делать паузу на 2-3 секунды

УлыбкаНаиболее эффективными мерами по тренировке правильного выдоха у дошкольников являются упражнения и игры, включающие в себя элементы дыхательной зарядки, а также артикуляционная гимнастика.

Приступая к занятиям, необходимо понимать, что эти занятия могут быстро утомить ребёнка и  даже вызвать у него головокружение, поэтому желательно придерживаться нескольких простых правил:

  • Выполнение упражнений должно происходить в течение 3-6 минут. Количество минут зависит от возраста детей. Малышам двух-трёх лет упражнения нужно делать в течение 3 минут, не более.
  • Игры и упражнения должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении с достаточным количеством свежего воздуха
  • Занятия по дыхательной гимнастике нужно проводить до приёма пищи

Развиваем силу и длительность выдоха

С этой задачей помогут справиться следующие упражнения и игры:

Цветной дождик

Закрепите на подвешенной горизонтально нити несколько разноцветных лоскутков ткани, или ёлочного дождика, или ленточек серпантина. Повесьте нить перед лицом ребёнка, на расстоянии 10-15 см.

Предложите ему подуть на висящие разноцветные ленточки. Затем усложните задание, предложив, в процессе выдоха подвинуть ленточку определённого цвета дальше, чем остальные.

При этом важно следить, чтобы малыш стоял прямо и дул, используя один длинный выдох, не добавлял воздух порциями.

Игры, подобные этому упражнению придумать легко: можно дуть на кораблики, запущенные в ёмкости с водой или ванне, можно сдувать со стола кусочки ваты («снежинки»), устраивая соревнование, какая снежинка первая пролетит заданное расстояние.

Речевое дыханиеКарандаши-спортсмены

Положите на столе два карандаша разного цвета. Обозначьте линию старта, на которой находятся карандаши, и финиш, куда должны «прибежать» карандаши в процессе марафона. Дуя на карандаш по очереди с другим игроком, передвигайте их по направлению к финишной линии.

Конечно, сила выдоха взрослых несоизмеримо больше, чем у маленького ребёнка, поэтому в этом соревновании будет лучше, если взрослый немного «подыграет» маленькому игроку, выдыхая с меньшей силой. Побеждает тот карандаш, который быстрее доберётся до линии финиша.

Тренируем дыхание, используя речевой материал

После того как ребёнок научился делать глубокие плавные выдохи нужно переходить к заданиям, которые стимулируют  эффективное развитие собственно речевого дыхания.

Отрабатываем произношение гласных звуков и слогов

Для этого нужно вместе с ребёнком многократно повторять произношение гласных, слогов и звукосочетаний, используя один выдох:

  • Дождь закапал за окном – кап, кап, кап;
  • Кукла Маша просит кушать – А-ааа, у-ууу;
  • Мишка топает за шишкой – Топ, топ, топ;

Учим короткие стихи

Идеально для отработки правильного речевого дыхания подходят стишки-четверостишия А. Барто. Во время их декламации и заучивания необходимо следить за правильной координацией вдохов – выдохов, осуществляемых ребёнком в течение того времени, за которое он произносит каждую строфу.

Игры-упражнения, объединяющие комплекс дыхательной и голосовой гимнастики

Маятник

Ребёнок за рулёмРебёнок стоит прямо, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх, взяты в замок. Делает вдох, затем наклоняет корпус тела в сторону и на выдохе говорит: «Буммм».

Водитель

Ребенок стоит прямо, ноги расставлены врозь, руки вытянуты вперёд, кулачки сжаты. Сделав вдох, малыш начинает вращать кулаки друг вокруг друга, и на выдохе говорить произносить звук «р-р-р-р», имитируя звук запускающегося двигателя.

Хлопушка

Дети стоят на коленях, их руки опущены вдоль туловища. Сделав вдох, они разводят руки в стороны, а потом, выдыхая, сводят руки и хлопают в ладоши, при этом громко сказав «Хлоп!»

Эти упражнения необходимо делать по  4-8 раз, лучше включить их в комплекс ежедневной физической зарядки.

Говорящий человек считает свою способность разговаривать совершенно естественной, не задумываясь о том, что в этом процессе участвует сразу несколько важных систем человеческого организма. Дыхательная система обеспечивает образование и развитие звуков речи, которые впоследствии преобразуются в произносимые человеком слова.

Именно поэтому родители должны уделить большое внимание постановке правильного речевого дыхания у детей, которые только начинают разговаривать. Это поможет избежать многих  проблем с нарушениями речи в дальнейшем.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра Дружинина Елена

Упражнения и игры по развитию речевого дыхания:

marypop.ru

Упражнения на развитие речевого дыхания для детей

Физиологическое дыхание нужно человеку для газообмена, оно совершается непроизвольно. Вдох и выдох происходят последовательно, через равные промежутки времени.

Для речи обычного дыхания не достаточно. Для чтения вслух, монолога необходим большой объем воздуха, дыхательный запас и экономное расходование. Управление этими процессами происходит в дыхательном центре головного мозга. На первых порах для развития  речевого дыхания необходимы сознание и воля. Затем речевое дыхание становится организованным и непроизвольным.

Развитие речевого дыхания

Носовое дыхание

Правильное дыхание – это дыхание через нос. Дыхание ртом вредно, грозит заболеваниями миндалин, дыхательной системы, щитовидной железы.

Носовое дыхание вентилирует легкие, оказывает благоприятное влияние на кровеносные сосуды головного мозга, защищает легкие и горло от пыли и холодного воздуха.

Дыхательные упражнения используют при лечении насморка, фарингита, ларингита,  бронхита, неврозов, бронхиальной астмы. Тренировка дыхания помогает исправить дефекты речи. Правильное носовое дыхание – хорошая профилактика многих заболеваний, главное условие правильного развития речи и голоса.

Главное в выполнении упражнений для развития дыхания

В речевом дыхании последовательность такова: вдох короткий, пауза, длинный выдох. Звук производится при выдохе. Поэтому для постановки голоса и речи важно совершенствовать длинный выдох и правильно расходовать воздух. Правильное речевое дыхание нужно тренировать.

Упражнения  для развития дыхания для детей проводятся в три этапа:

  1. Укрепление межреберных, брюшных мышц и диафрагмы для формирования ротового дыхания.
  2. Разделение носового и ротового выдоха у детей.
  3. Совершенствование речевого дыхания.

Основные правила при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания:

  • Занятия нужно проводить в проветренном помещении.
  • Продолжительность занятий 5-10 минут.
  • Темп тренировки, количество упражнений должно быть дозировано. Важно, чтоб ребенок не уставал. Лучше добавлять по одному новому упражнению в день.
  • Нужно следить за тем, чтоб ребенок не делал большой вдох, не напрягал шею и плечи.
  • Необходимо научить ребенка чувствовать движения мышц живота, межреберных мышц, движения диафрагмы.
  • Переходить к следующему этапу упражнений, только в случае правильного выполнения ребенком данного этапа.
  • Следить за ротовым выдохом можно с помощью листка бумаги, поднесенного к губам, или ваты, положенной на руку.

Упражнения для укрепления мышц и формирования длительного выдоха

Нижнереберное дыхание. Если у ребенка физиологическое дыхание грудное (верхнеключичное), то нужно, используя способ подражания, подключить нижнереберное. Для этого свою ладонь положить ребенку на животик, чуть выше талии. А ручку ребенка на свой живот. Ребенок будет подражать,  и дышать как вы.

«Полный живот».  В этом упражнении учат вдыхать много воздуха, чтоб животик стал круглый, как мячик. Выдыхать нужно медленно и плавно. Делать упражнение 3 раза в день по 10-15 раз.  

Упражнение на разделение носового и  ротового выдохов

Если ребенок правильно и спокойно дышит носом с закрытым ртом, можно приступать к следующим упражнениям.

Цель данных занятий: научить ребенка чувствовать разницу в направлении воздушной струи.

Чередование плавных выдохов через рот, затем через нос.

  • Сначала попробовать дышать носом с широко открытым ртом.
  • Закрыть правую ноздрю пальцем, вдохнуть и выдохнуть. Поменять ноздрю.
  • Вдохнуть через рот, выдохнуть через нос. Затем вдохнуть через нос, выдохнуть через рот

Толчкообразные выдохи через нос или рот.

  • Вдохнуть нужно носом, а выдохнуть прерывисто, толчками через рот.
  •  Широко открытым ртом вдыхать и выдыхать прерывисто.
  • Вдохнуть через нос, выдохнуть толчкообразно через уголок рта.
  • Можно чередовать толчкообразные и плавные выдохи.

Упражнения на развитие речевого дыхания

На этом этапе нужно научиться распределять выдох в ходе разговора, а затем добирать воздух. Упражнения заключаются в разделении выдоха на несколько равных по объему воздуха частей.

Упражнение с применением слогов. Слоги из согласных и гласных звуков нужно произносить на одном дыхании, равномерно, громко, отрывисто. Количество слогов в упражнении можно постепенно увеличивать.

Упражнение с произнесением словосочетаний. Сделать глубокий вдох. На выдохе считать вслух прямым или обратным счетом. Можно называть времена года, названия месяцев, дни недели.

Упражнения для развития дыхания для детей с добором воздуха. Данные упражнения нужны для того, чтоб научиться пополнять запас воздуха во время пауз незаметно для собеседника. Использовать для упражнения считалочки, скороговорки, стихотворения. Ребенок должен сначала выучить текст. Затем рассказывать, добирая воздух после каждой строки. Ладонь ребенка положить на грудь для контроля дыхания.

Упражнения для развития дыхания и голоса

Данные упражнения нужны для формирования сильного, звонкого голоса, плавности произношения. Они формируют у ребенка слуховой контроль и навык владения голосом. Тренировка слуха нужна, чтоб различать звук музыкальных инструментов. Тренировка силы голоса нужна для умения пользоваться голосом громко, умеренно или тихо.

Игровые упражнения:

«Шагаем по лестнице». Слоговые сочетания нужно произносить, понижая, затем повышая голос. Рука вместе с голосом поднимается вверх и опускается вниз.

«Что это за зверь?». Звукоподражание собаке и щенку, утке и утятам, овце и ягненку, корове и теленку, курице и цыплятам, козе и козленку.

Чтение стихов, сказок. Читать нужно с выражением, меняя громкость голоса и тембр в зависимости от смыслового содержания текста.

Фонетическая зарядка. Звуки, слова, слоги, фразы необходимо произносить, меняя высоту и силу голоса, интонацию.

Упражнения для развития дыхания и голоса способствуют четкости, разборчивости и  яркости речи, выработке звучности и мелодичности голоса.

ymadam.net

Развитие речевого дыхания - приемы и упражнения

Развитие речевого дыханияДыхание… С первым криком ребёнка лёгкие делают первый вдох и потом на протяжении всей жизни мы не прекращаем дышать. Поэтому говорить о важности дыхания для человека говорить не приходится.

Но всё чаще приходится говорить о правильном дыхании. Особенно, как логопеда, меня волнует вопрос речевого дыхания, ведь речь – это озвученный выдох.

Очень часто ко мне на занятия попадают дети, которые нуждаются в коррекции речевого дыхания. Голос таких детей слабый, тихий, малыш часто делает вдохи, ему не хватает воздуха закончить предложение, из-за чего страдает интонация малыша и понимание его окружающими.

Часто при коррекции звукопроизношения приходится коррегировать направленность воздушной струи.

При работе с такими ситуациями можно воспользоваться специальными методиками, но я расскажу вам о тех приёмах развития речевого дыхания, которые может применить любая мама, введя их в повседневную жизнь малыша.

Условно приёмы по развитию правильного речевого дыхания можно разделить на три подгруппы:

1. Упражнения.

Зажать правую ноздрю пальчиком правой руки — глубокий вдох, выдох ротиком, медленно и плавно. Всё повторяем с левой стороны. Упражнение повторяем 5-10 раз

Ребёнок лежит на спине на коврике, мама ему на животик кладёт игрушку (например, резиновую уточку). Сейчас уточка будет плавать на волнах: вдох-животик надулся, плавный выдох-животик втянулся.

Раз мы заговорили об упражнениях на развитие речевого дыхания, то нельзя не вспомнить знаменитую дыхательную гимнастику А.Н.Стрельниковой, которой пользуются вокалисты и актёры. Можно её адаптировать для старших дошкольников.

3. Игры.

Катание друг другу через стол посредством выдыхаемой струи воздуха маленьких машинок, фломастера, шарика, одним словом любого катающегося предмета.

Сдувать со своей ладошки или ладошки мамы вырезанных бабочек, ватные шарики (представляя, что это комочки снега), снежинки, конфетти, пушинки,

Мыльные пузыри! Надо надуть самый большой! Можно посоревноваться с мамой или другом.

Сделать из бумаги кораблики, налить в большую тарелку воды, спустить кораблики на воду и взять на себя роль «попутного ветра». Чей кораблик доберётся быстрее до берега?!

Сделайте ворота из подручного материала (коробка, конструктор), возьмите лёгкий шарик от настолько тенниса и поиграйте с ребёнком в футбол. Нужно дуть на шарик и загнать его в ворота.

3. Забавы.

Приучите ребёнка пить его повседневные напитки через трубочки. Но это ещё не всё: в стакан можно налить простой воды и устроить бурю в стакане, выдыхая воздух через трубочку. Эта игра очень нравится детям. Можно посоревноваться, у кого буря в стакане будет сильнее.

Задувание свечи. Будьте осторожны, выполняя это упражнение! Можно задувать свечу с разного расстояния, можно воздушной струёй наклонять пламя. Самое интересное, что дети, когда видят, что зажглась свечка, успокаиваются; можно начать говорить шепотом, создавая таинственную атмосферу (очень эффектно делать это когда стемнеет).

Вспомните губные гармошки, дудочки, выдувные язычки, свистульки из производства народных промыслов – дети от них в восторге. Не забудьте о надувании воздушных шариков.

Правила выполнения упражнений для развития речевого дыхания

Выполняя задания на развитие речевого дыхания, нужно соблюдать некоторые правила:

1) Выполнять упражнения ежедневно, только тогда будет толк в ваших занятиях.

2) Постепенно увеличивать время проведения занятий от 1-2 минут до 5-10 минут.

3) Лучше делать упражнения на свежем воздухе (особенно летом). Если нет такой возможности – озаботьтесь проветриванием помещения.

4) При выполнении заданий контролируйте своего ребёнка:

  • Выдох должен осуществляться через рот, вдох — через нос,
  • Ребёнок не должен поднимать плечи и надувать щёки,
  • Выдох должен быть длинным и плавным,
  • Губы лучше немного скруглить/вытянуть.

5) Дыхательные упражнения очень утомительные и могут вызвать даже головокружение, поэтому давайте отдохнуть ребёнку, не перегружайте его, чередуйте с другими видами деятельности.

Желаем Вам и вашим детям удачи в постановке правильного речевого дыхания. Помните, что это немаловажная составляющая хорошей речи.

Блохина Екатерина Александровна Блохина Екатерина Александровна,учитель-логопед,ГБОУ СОШ №1432 «Новая школа»,г. Москва
Loading ... Loading ...

logoportal.ru

Развитие речевого дыхания: упражнения для дошколят

Дорогие мои читатели, рада видеть вас снова! Рубрика «Развивашки» продолжает помогать готовиться к школе. Сегодня тема нашего разговора – развитие речевого дыхания. Вообще, упражнениям на правильную постановку речи мы с вами уделяем немало времени, и это неудивительно. Ведь от того, насколько будущий первоклассник будет внятно и грамотно говорить, как сильно и красиво будет звучать его речь, во многом зависит, насколько он будет успешен в школе.

Чем отличается речевое дыхание от физиологического?

Если вы считаете, что речевое дыхание – это то же самое, что и обычное физиологическое, то вы ошибаетесь.

Как мы дышим с первых дней нашей жизни? Непроизвольно! Физиологическое дыхание нужно нам для газообмена и поступления в организм так жизненно необходимого нам кислорода. Вдыхаем и выдыхаем через нос с некоторым промежутком – паузой, при этом обычные неконтролируемые нами вдохи-выдохи по продолжительности равны.

Как же тогда устроено речевое дыхание и как зависит от дыхательного процесса речь? Всё просто.

схема-речевого-дыхания

Речь – это выплывающие вместе с воздушным потоком из нас звуки. При этом при разговоре воздух выходит из лёгких не только через нос, как мы привыкли, а ещё и через гортань, ротовую полость и глотку.

Кроме того, вдох и выдох при речевом дыхании совсем не равны между собой, как это может показаться на первый взгляд. Выдох, на котором мы произносим звуки, гораздо длиннее. Если сравнить, то соотношение длительности вдоха-выдоха, то при обычном дыхании, как вы уже поняли, 1:1, а вот при речевом — 1:20. Чувствуете разницу?

Что мешает речевому дыханию и зачем его развивать?

Речевое дыхание детей отличается от аналогичного у взрослых, так как детская дыхательная мускулатура развита ещё слабо, да и объем лёгких маловат. Многие дошкольники, вплоть до подготовительной группы детсада, пользуются верхним грудным, когда их вдох сопровождается поднятием плеч. Замечали, бывая на утренниках?

девочка-на-утреннике

Когда именно так, ключично-грудным способом, дышит человек, у него активно занята лишь верхняя часть лёгких, а главная дыхательная мышца, называемая диафрагмой, «филонит», не давая звуку опоры. При диафрагмальных вдохах-выдохах, которыми замечательно владеет большинство взрослых, поступление и выход воздуха происходит под сокращением диафрагмы. Вот такое дыхание и является залогом успешной постановки голоса.

Из-за различий в дыханиях, физиологическом и речевом, ключично-грудном и диафрагмальном, начинаются трудности, так как для неразрывной речи обычного физиологического зачастую нам не хватает. Ребёнку не хватает воздуха, чтобы окончить фразу, перед каждым словом он набирает полные лёгкие, чтобы успеть справиться и закончить то, что он хочет сказать, захлёбываясь собственной речью.

Дети нередко говорят непосредственно на вдохе либо, наоборот, на остаточном выдохе. И в результате мы имеем скачущую громкость, от шёпота до крика,  неплавную речь, в которой даже и «не пахнет» мелодичностью,  и полное отсутствие выразительности с полусъеденными словами.

Всё это говорит  об отсутствии контроля речевого дыхания, нерациональном расходовании воздушной массы, а ведь речь требует постоянных дыхательных запасов и регулярного их пополнения.

Потому-то уже в старшей группе детского сада логопеды начинают активно заниматься с детьми и исправлять нарушения речи, чтобы придя в 1 класс, школьник с правильно поставленным речевым дыханием мог изменять громкость своей речи, говорить плавно и с выражением, делая короткие глубокие вдохи и рационально распределяя воздух на выдохе вместе с произносимыми им звукосочетаниями.

занятие-с-логопедом

Для развития речевого дыхания логопедами на занятиях в старшей и подготовительной группах детсада используется много игр, которые не только приучают правильно дышать, но и улучшают осанку детей, укрепляют мышцы брюшного пресса, способствуют работе кровеносной и нервной систем. И все они, в первую очередь, направлены на развитие диафрагмы.

Как научиться дышать?

Обучение речевому дыханию направлено на формирование правильного выдоха. И начинают это с приучения дышать диафрагмой, чтобы натренировать брюшные и диафрагмальные мышцы и овладеть умением регулировать вдох-выдох, создавая опору звукам.

И не забудьте! Занятия на развитие речевого дыхания делаются в полуголодном состоянии, так как делать упражнения на «речевой пресс» с наполненным до отвала животом некомфортно.

Упражнения на развитие диафрагмального дыхания.

Начинаем учиться дышать правильно – «животом» (хотя так говорить и ошибочно, ведь лёгких в животе нет, но именно мышцы живота при этом напрягаются), и доводим это умение до автоматизма.

  • Положите ладонь ребёнку на солнечное сплетение, в самый центр правильного дыхания, и попросите его в лежачем состоянии, на спине, дышать только животом, чтобы грудь его не поднималась, сделав 5 вдохов с задержкой дыхания на несколько секунд и звуками «сссс» на медленном выдохе. Аналогично дышим стоя, только задача усложняется: перед лицом нужно поставить свечку, а выдыхать настолько аккуратно медленно, чтобы пламя свечи не шелохнулось. мальчик-смотрит-на-свечуПереживаете за свечу? Возьмите кусочек бумаги, но он будет потяжелее. Контролируем: диафрагма на месте, живот тоже, ничего никуда не втягивается.
  • Попробуем стать собачкой и вспомнить, как она дышит, когда ей жарко. Не стесняемся, открываем рот, высовываем язык и быстро-быстро дышим, хватая воздух. Всё это стоя, с прямой спиной и опущенными плечами.
  • Почувствовать, как напрягаются брюшные мышцы, поможет интенсивный сильный выдох. Опять-таки поможет пламя свечи, ну или на крайний случай бумажная ленточка. Со свечой просто нагляднее и интереснее для детей. В этом упражнении вдыхаем глубоко носом, задерживаемся на секундочку, концентрируемся и что есть силы с истошным воплем дзюдоиста типа «хааа!» выдыхаем на пламя, чтобы свечка погасла. Погасите раз 5 свечку, этого на день достаточно.

Игры на формирование выдоха.

Когда мы научились без раздумий дышать только животом, накачав брюшную мышцу и наполняя лёгкие воздухом «до отвала», можно приступать контролировать расход воздуха, обеспечивая опору звукам при помощи долгого выдоха.

  • Греем «замёрзшие» руки, делая глубокий вдох носом, направляя поток воздуха в живот, а потом «греемся», выдыхая медленно и дыша ровно. Дышим, пока не отогреемся, раз 5-7.
  • Запускаем кораблики. Создайте бумажную флотилию и устройте соревнования в ванной, чьи корабли быстрее доберутся от одного «берега» до другого. дети-пускают-корабликиА в качестве направляющего ветра будет выступать ваше дыхание.
  • Поработаем насосом, для чего стоя прямо с руками на поясе, делаем вдох, а потом «накачиваем» лопнувшее колесо – наклоняемся вперёд и выдыхаем греющее душу автомобилиста «сссс». Выпрямляемся – вдох, наклоняемся – выдох. Думаю, раз за 10 колесо мы накачаем!

Упражнения на звуки.

Когда в старшей группе ребёнок осваивает все основные приёмы правильного дыхания и длинного выдоха, в подготовительной группе логопеды включают упражнения на развитие непосредственно речевого дыхания. Ведь всё, ему учили до этого, было подготовкой.

  • Произносим сочетания на выдохе, предварительно набрав полные лёгкие воздуха. Для тренировки можно взять любые типа «ба, баа, бабаба, бабабаба…».
  • Считаем, как от одного до…., увеличивая каждый раз количество цифр, так и в обратном порядке.
  • Перечисляем на долгом выдохе дни недели, названия месяцев, овощи-фрукты.
  • Читаем считалочки, делая в конце каждой строки вдохи.
  • Читаем стихи. Логопеды рекомендуют пользоваться для развития речевого дыхания четверостишья Агнии Барто.

А для продвинутых младших школьников, которые уже научились читать, и всё умеющих родителей – отдельное задание. И вас проверим, насколько вы умеете пользоваться своей диафрагмой. Вот вам стихотворение про дом, который построил Джек. Каждую строфу – без передышки и добора воздуха, на одном дыхании. Поехали!

стихотворение-про-джека

Получилось? Ай да молодцы! Теперь вы точно знаете, что с вашим речевым дыханием все в порядке. Ну а теперь может займемся развитием речи? Или памяти, например?

Нет, давайте сначала мультик посмотрим про того самого Джека, который построил дом...

Ваша «ШколаЛа»!

shkolala.ru

Упражнения для формирования речевого дыхания у подростков и взрослых ( н.П. Вербовая, о м. Головина, в.В. Урнова. Искусство речи. М., 1977.)

Упражнение 1

Встать прямо. Правую руку положить на область движения диафрагмы. Сделать выдох и, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох носом так, чтобы было приятное, легкое ощущение вдоха, без напряжения. Выдыхать следует через рот. Затем выждать естественную в цикле дыхания паузу, снова сделать вдох и затем выдох. Упражнение нужно проделать три раза без перерыва.

При выполнении данного упражнения нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма, и оставались спокойными плечи.

Упражнение 2

А) Встать парами: 1 человек—дышит диафрагмой, второй — кладет руки ему на плечи и грудь и проверяет дыхание.

Б) Встать прямо. Кисти рук лежат на нижних ребрах грудной клетки — большой палец впереди, четыре пальца — на спине. Сделать выдох (вообще все упражнения по дыханию нужно начинать с выдоха). Затем сделать вдох носом, затем выдохнуть через рот. Повторить упражнение три раза.

Упражнение 3

Стоять прямо. После предварительного выдоха взять дыхание через нос, последить, правильно ли работают диафрагма, нижние ребра и мышцы живота. Плечи должны быть спокойны. Прежде чем начать выдох, сделать небольшую остановку, которая явится как бы подготовкой к выдоху. Положение мышц диафрагмы при остановке перед выдохом будем называть “опорой дыхания”. Научиться сохранять опору дыхания при выдохе очень важно, так как правильная опора дыхания организует работу голосовых связок на хорошей воздушной струе. После остановки начать выдох через узкое отверстие, образованное губами. При выдохе должно быть такое ощущение, как будто струя воздуха является продолжением воздушного столба, идущего от диафрагмы. Выдох идет легко, постепенно и плавно. Упражнение проделать три-четыре раза. Следить за тем, чтобы не было напряжения в верхней части грудной клетки и в шее. Освободить мышцы шеи, покачивая головой вправо, влево, по кругу, вниз. Проделать это упражнение и сидя.

Упражнение 4

Медленный вдох ( В дальнейшем мы не будем напоминать, что перед вдохом, естественно, следует сделать выдох.) через нос и медленный выдох через узкое отверстие, образованное губами, на свечу ( “Свеча”, в данном случае, может быть и воображаемой.), которая стоит недалеко от вас. Пламя ее должно плавно отклониться по ходу течения воздушной струи (от вас). Затем сно-

ва сделать медленный вдох и дуть также медленно на свечу, которая стоит дальше, чем в первом случае. Снова медленный вдох и медленный выдох на свечу, стоящую уже на более далеком расстоянии. Вы ощущаете, что в зависимости от удаления свечи мышцы живота будут испытывать все большее напряжение. Голову вперед не тянуть.

Упражнение 5

Делать быстрый вдох носом, затем паузу и быстрый выдох на свечу, стоящую близко, чтобы загасить ее. Отодвинуть свечу и, делая быстрый вдох, также загасить свечу. Поставить свечу еще дальше, сделать вдох и снова загасить свечу. Мышцы живота работают с хорошей активностью.

Упражнение 6

Для того чтобы приучить себя к контролю над взаимосвязью произвольного вдоха и выдоха, подчиним их счету. Определим длительность вдоха на счет “три”, а длительность выдоха — на счет “шесть”. Чтобы зафиксировать состояние мышц после вдоха в момент подготовки их к выдоху, даем маленькую паузу на счет “один”. Все упражнение будет протекать в такой последовательности: вдох — три единицы, пауза — одна единица, выдох — шесть единиц. Счет вести про себя. Вдох делать носом, а выдох ртом, как бы выдувая воздух на поставленную перед ртом ладонь. Упражнение выполняется три-четыре раза.

Упражнение 7

Данное упражнение рассчитано на тренировку выдоха при образовании одного из согласных звуков — звука Ф, в дальнейшем можно его делать на некоторых других согласных справильной их установкой.

Встать прямо. Сделать выдох, а затем вдох и начать выдох на звуке Ф. Следить за тем, чтобы не надувались щеки — выдыхаемая струя выходит только через щель, образованную зубами и нижней губой. Следить за опорой дыхания. Вдох делать носом, губы при вдохе должны быть сомкнуты. Упражнение проделать три-четыре раза подряд, следить, чтобы выдох длился не меньше восьми-девяти единиц счета.

Упражнение 8

Исходное положение то же, что и в предыдущем упражнении, но выдох рассчитан на длительность в двенадцать единиц, и эти двенадцать единиц равномерно распределяются между четырьмя звуками: Ф, С, Ш и X, на каждый звук падает три единицы счета. Упражнение также проделывается три-четыре раза. Следить за опорой дыхания.

Упражнение 9

Сделать быстрый вдох, и на одном выдохе произносить несколько раз подряд звук П. Грудную клетку не сжимать, должны хорошо работать губы. Затем, также быстро вдохнув, на одном выдохе произносить столько раз, на сколько хватит дыхания, группу согласных: ПТК.

Упражнение 10

Полный вдох берется на три единицы, с остановками после каждой единицы, таким образом вдох происходит в несколько приемов. Во время остановки сохраняется то положение дыхательных мышц, на котором их застает остановка. Вдох делать носом, выдох — через узкое отверстие губ длительностью десять-двенадцать единиц. Последовательность упражнения: вдох — одна остановка — вдох — одна остановка — вдох — одна остановка — выдох десять-двенадцать единиц.

Упражнение 11

Выдох идет при счете вслух до восьми. В упражнении нужно следить за тем, чтобы заданное количество счета шло, как одна фраза, без пауз между словами. Считать ровно, без крика, с хорошей дикцией. Впоследствие счет следует довести до пятнадцати-двадцати-двадцати пяти. При счете стараться подольше сохранять состояние дыхательных мышц живота и грудной клетки в положении вдоха, но не задерживать сам выдох.

studfiles.net

Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста: упражнения, игры

Развитие речи в раннем детстве — это сложный процесс. Задержки, нарушения овладения родным языком могут быть обусловлены сбоями в процессе речевого дыхания. Поговорим о том, что такое правильное речевое дыхание, как его развить в детском возрасте.

Что такое речевое дыхание

Особенности речевого дыхания изучались многими известными физиологами. По мнению Е.Н. Малютина, В.Г. Ермолаева, Ю.Парова, во время фонации напрягаются не только мышцы гортани, но и легкие, мускулатура брюшного пресса, грудная клетка выдвигается вперед. Трубчатая носоглотка становится твердой, так как легкие ее раздувают, подавая туда воздух для звукообразования. Тонус дыхательной мускулатуры регулирует силу звука.

Вдох для начала звукопроизношения делается коротко, глубоко, потом следует небольшая пауза, на выдохе происходит фонация. Физиологическая респирация производится через нос. Речевая — через рот и нос.

От длины выдоха зависит продолжительность фразы. Речевой дыхательный цикл вдвое длиннее, чем физиологический. Во время фонации человек, в норме, делает до 10 вдохов в минуту и столько же выдохов. При физиологическом — до 20.

Объем выдыхаемого воздуха во время звукопроизношения составляет около 1500 см³, при физиологическом — 500 см³.

Особенностью речевого дыхания является то, что его ритм регулируется лингвистическими конструкциями, членение фразы на смысловые единицы. Человек вдыхает воздух для продолжения монолога рефлекторно, но опираясь на внутренне ощущение законченности высказывания, делая паузы.

Таким образом, речевое дыхание — это условно рефлекторный, произвольный процесс. Его развитие идет параллельно с развитием речи.

Девочка дует на одуванчик

Развитие речевого дыхания у детей

Неправильно развитое речевое дыхание мешает овладению техникой говорения. Ребенок говорит сбивчиво, глотает окончания, вдыхает во время фонации — это делает речь непонятной, скачкообразной. У него нет возможности произнести единую плавную лингвистическую конструкцию.

По этой причине, лечение различных логопедических проблем у дошкольников стоит начинать с развития правильной речевой респирации.

Коррекционная работа состоит из следующих этапов:

  1. Формирование вдоха и озвученного длительного выдоха.
  2. Постановка дыхания, выдоха, фонации одновременно.
  3. Развитие выдоха разной силы с одновременным звукопроизношением слов, фраз
  4. Развитие правильного вдоха-выдоха во время речи в процессе произношения небольшого текста.

Перед логопедом, педагогом ставятся следующие задачи по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста:

  • Укрепить мышцы диафрагмы, артикуляционного аппарата.
  • Нормализовать звукопроизношение.
  • Научить контролировать процесс речи.
  • Добиться полного усвоения навыков правильного дыхания.
  • Увеличить количество произносимых на выдохе слов.

Методика развития речевого дыхания включает в себя различные игры, стихи, песни, упражнения для занятий с дошкольниками разного возраста.

Мальчик у логопеда

Рекомендации по проведению упражнений

Уроки по формированию навыков респирации должна проводиться по следующим правилам:

  • Проводите занятия в хорошо проветренном помещении
  • Проводите тренировку до еды за 30 минут — 1 час
  • Занимайтесь не менее 3 раз в день по 10 минут
  • Начинайте тренировки с одного упражнения, увеличивая нагрузку постепенно от одного урока до другого. Добавляйте не только новые тренажеры, но и увеличивайте время выполнения одного задания
  • Первый занятия можно проводить лежа.
  • Контролируйте вдох и выдох ладонью, положив ее на диафрагму.
  • Следите за глубиной дыхания, слишком глубокий вдох делать не рекомендуется. Плечи, шея должны оставаться статичными при вдохе.
  • Переходите к новым тренажерам только в том случае, если дошкольник усвоил предыдущие материал.
  • Не перенапрягайте ребенка. Старайтесь построить занятия дружелюбно, весело, заинтересуйте дошкольника.
  • Игры и упражнения на развитие речевого дыхания должны соответствовать возрасту ребенка.

Ребенок занимается с логопедом

Упражнения

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания следует отбирать соответственно этапу коррекционной работы.

На I этапе можно освоить следующие задания:

Шарик

Цель: натренировать силу вдох-выдоха.

Исходная позиция: стоя или сидя.

Как выполнять: дошкольник вдыхает воздух носом, а затем ртом, с силой выдыхает в шарик, надувает его, а затем пытается удержать давление нем. Повторить упражнение несколько раз.

Упражнение шарик

Задуй свечку

Цель: научить вдыхать воздух глубоко, выдыхать ртом медленно, плавно.

ИП: сидя на стульчике.

Как выполнять: дошкольник набирает воздух в легкие через рот, потом складывает губы трубочкой и выдувает его обратно (задувает свечку). Выдох производится медленно и плавно.

После 3 -4 занятий, попросите ребенка проговаривать во время выдоха: «ФУ…..»

Используйте любые игрушки, раздаточные материалы для занятий по развитию речевого дыхания.

Упражнение со свечкой

На II этапе:

Трубач

Цель: обучения навыку звукопроизношения в период длинного выдоха.

ИП: сидя за столом.

Выполнение: поднести ко рту кулачки. Сделать вдох ртом, длинный выдох и трубить: «У-У-у…». Звук можно заменить любым гласным. Устройте соревнование, кто дольше всех будет дудеть.

Трубач упражнение

Пение

Пропевание различных звуков, состоящих из 1, 2, 3 фонем с разной силой, высотой, тембром на выдохе. Например, для начала пойте только одну гласную, затем слоги: га, ма, ду, ро и т.д.

Экспериментируйте с интонацией, просите малышей петь жалобно, радостно, громко, тих, шепотом.

Упражнение пение

На III этапе:

Обучение произношению небольших слов во время выдохе. Сначала это могут быть закрытые слоги: дам, гам, рок, слог и т.д. Затем короткие слова: мама, папа и т.д.Спустя несколько занятий произносите небольшое предложение, не делая вдох. Используйте короткие стихи, скороговорки.

Самое важное — научить ребенка звукопроизношению на выдохе.

На IV этапе:

Заключительный этап формирования идеальной речевой респирации самый сложный. Здесь дошкольник будет учиться произносить небольшие тексты, учитывая паузы и лингвистические смысловые отрывки, делая вдох.

Как выполнять: делаем глубокий вдох через рот, выдох — начинаем рассказ. Произносим не менее 3 фраз, потом можно остановиться для добора воздуха через рот. Постепенно увеличивайте темп речи, количество слов и фраз, произнесенных в одном цикле дыхания.

Игры

Дидактические игры для развития речевого дыхания особенно интересны детям дошкольного возраста. Их можно проводить в помещении и на прогулке. Привлекать для участия взрослых и большие группы детей.

Вертушки

Цель: обучение звукопроизношению на выдохе.

Нарежьте небольшие полоски из бумаги. Разложите по столам. Попросите детей глубоко вдохнуть через нос, дуть на вертушки и сдувать их. Дуем без добора воздуха.

Игра Вертушки

Горячий чай

Цель: формирование навыка длительного выдоха

Играем в группе, детям выдаются картонные заготовки в виде чашек с «паром». Попросите детей подуть на чашки.

Игра горячий чай

Воздушный футбол

Детям раздают трубочки и теннисные шарики. Малыши объединяются в пары и играют на футбольном поле, которое нарисовано на картоне, дуют на ширик  из пластиковых трубочек небольшого диаметра. Цель — забить шарик в ворота противника.

Игра тенис

Снежинки

Цель: обучение длительному продуктивному выдоху через рот.

Как выполнять:  вырезать из бумаги снежинки, при помощи нитки привязать из на тесьму. Пусть ребята дуют на них, пытаясь сдуть снежинку как можно дальше.

Упражнение снежинки

Мыльные пузыри

Цель: активизация работы губных мышц, обучение длительному выдоху.

Дошкольник выдувает мыльные пузыри из разных рамок и трубочек. Чем уже проход для жидкости, тем больше усилий затратит дошкольник, тем сильнее напрягаются мышцы.

Дети надувают мыльные пузыри

Комплекс упражнений на развитие речевого, физиологического дыхания полезно проводить с детьми с ОНР, ФФНР, ЗРР. Если ребенок приобрел необходимые навыки в ходе занятий, то не стоит забывать их повторять в качестве разминки или для отдыха голосовых связок.

orechi.ru


Смотрите также