Методы и приемы коррекции речи при заикании. Упражнения коррекция заикания


Коррекция заикания

Содержание

Введение

1. Заикание, его причины и проявления

2. Пути преодоления заикания у дошкольников

2.1 Профилактика заикания

2.2 Комплексный лечебно-педагогический подход к преодолению заикания

Заключение

Список литературы

Введение

Заикание является широко распространенным речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности и в дальнейшем препятствует развитию многих личностных характеристик ребенка, затрудняет его социальную адаптацию.

Поскольку заикание тесно связано с формирующейся личностью, его следует рассматривать в структуре особенностей личности и ее деятельности. Данное положение основывается на том, что при заикании развитие личности происходит в стесненных условиях и это нередко приводит к ее деформации.

Человеческая личность представляет собой совокупность общественных отношений, проявляет себя в общении и совместной деятельности с другими людьми. У одних заикающихся общественные, отношения нарушены в силу развившегося заикания, у других — даже не сформированы. Исследование степени общительности, подражательности, самостоятельности, активности заикающихся детей, характера их игровой деятельности свидетельствуют о дисгармоничном развитии личности заикающегося ребенка. Оно выражается преимущественно в неравномерном то замедленном, то ускоренном развитии отдельных сторон личности. Поэтому следует говорить о заикании как сложном симптомокомплексе дизонтогенеза [5].

Обычно заикание возникает в период интенсивного развития речи, наиболее часто в возрасте 2—5 лет, когда ребенок начинает говорить фразами. Причем заикание у мальчиков встречается в 4 раза чаще, чем у девочек. Если появилось даже незначительное заикание, которое через некоторое время прошло само по себе, возможны последующие рецидивы, особенно выраженные в критические периоды развития (в 6—7 лет и пубертатный период) [23].

В последние годы в наиболее развитых странах отмечается рост частоты заикания у детей, что связывают с бурным внедрением в повседневную жизнь электронных средств массовой информации, видеоигр, обрушивающих огромные массивы аудиовизуальных данных на неокрепшую нервную систему ребенка [17].

Поэтому так важно вовремя выявить причины заикания и начать его лечение. Признавая необходимость комплексного воздействия на заикающегося ребенка, важно подчеркнуть значимость дифференцированного подхода в развитии, перевоспитании личности и речи заикающегося [5].

1. Заикание, его причины и проявления

Заикание принято относить к нарушениям темпа и ритма речи, обусловленным судорогами мышц речевого аппарата в процессе речи. У человека, страдающего заиканием, такие судороги могут возникать то в мышцах языка, то в мышцах губ, то в области голосовых связок или в мышцах дыхательного аппарата. Это приводит к периодическому "застреванию" на отдельных звуках, а значит и к нарушению правильности чередования ударных и безударных слогов, то есть речевого ритма. Темп речи при заикании характеризуется неравномерностью: то он резко замедляется из-за прерывания речи судорогами речевых мышц, то некоторые отрезки речи в промежутках между судорогами произносятся в ускоренном темпе (пока "идет") [16].

Заикание у детей развивается в тесном взаимодействии с личностными и поведенческими нарушениями и во многом зависит от нервно-психического состояния ребенка, что обусловливает сложную симптоматику и собственно речевые нарушения. Изменения в нервно-психическом состоянии детей часто связаны не только, а иногда и не столько с появившимся заиканием, сколько с особенностями развития индивида. Речевое нарушение, как правило, лишь усугубляет проявление тех отклонений в развитии, которые у ребенка уже были или наметились [5]. Большую роль играют также дефекты воспитания, неровное отношение к ребенку (то его заласкивают, то непомерно ругают за малейшую провинность), конфликтные ситуации в семье и др. Иногда к заиканию приводит подражание неправильной речи родителей или кого-то из родственников [23].

Степень выраженности заикания обычно определяют по состоянию речи заикающегося. Этого недостаточно. Необходимо учитывать характер общения, особенности поведения в деятельности и рассматривать тяжесть дефекта следующим образом. Легкая степень — дети свободно вступают в общение в любых ситуациях с незнакомыми людьми, участвуют в коллективной игре, во всех видах деятельности, выполняют поручения, связанные с необходимостью речевого общения. Судороги наблюдаются только в самостоятельной речи. Средняя степень — дети испытывают затруднения в общении в новых, а также значимых для них ситуациях, в присутствии незнакомых им людей, отказываются от участия в коллективных играх со сверстниками. Судороги наблюдаются в различных отделах речевого аппарата, во время самостоятельной, вопросно-ответной и отраженной речи. Тяжелая степень — заикание выражено во всех ситуациях общения, затрудняет речевую коммуникабельность и коллективную деятельность детей, искажает проявление поведенческих реакций [5].

Причины заикания условно принято подразделять на две большие группы — предрасполагающие, или отдаленные, и производящие, или ближайшие.

Первая группа причин, как показывает само название, еще не вызывает заикания, а только предрасполагает к нему. Такого рода предрасполагающую роль могут сыграть следующие неблагоприятные для речевого развития факторы.

1. Отягощенная наследственность (наличие у родителей заикания, различных нервно-психических и других хронических заболеваний, изначально обусловливающих некоторую ослабленность нервной системы ребенка) [16]. В генетическом коде ребенка могут быть заложены патологические особенности двигательной сферы и определенные особенности личности (акцентуации), которые при неблагоприятных условиях могут привести к возникновению заикания. Частота возникновения заикания у родных братьев и сестер составляет 18%. Причем у дизиготных близнецов заикание встречается в 32%, а у монозиготных - в 77%. У заикающихся мужчин процент появления заикающихся сыновей равен 22%, а дочерей — 9%, а для женщины соответственно - 36% и 17% [2].

2. Осложненное протекание беременности и родов у матери, что может в дальнейшем неблагоприятно сказаться на состоянии нервной системы ребенка — вызвать ее неустойчивость к разного рода неблагоприятным воздействиям [16]. Такие заболевания, как шизофрения, туберкулез, сифилис и др., вредные химические факторы производства, повышенная радиоактивность во многих случаях поражают раньше всего нервную систему еще не родившегося ребенка [25].

3. Тяжело протекающие или часто повторяющиеся соматические заболевания раннего возраста, истощающим образом действующие на нервную систему и снижающие ее устойчивость к неблагоприятным внешним воздействиям.

4. Отставание ребенка в речевом развитии, которое может еще более осложнить и без того непростой период овладения им фразовой речью и тем самым значительно увеличить вероятность возникновения заикания. Это особенно касается нервно ослабленных детей;

5.Перегрузка речевым материалом, слишком раннее разучивание сложных по содержанию стихотворений с последующей демонстрацией "достижений", непосильна для еще незрелого речевого аппарата ребенка.

6. Нервная, неспокойная обстановка в семье, неправильные воспитательные приемы, в силу чего ребенок находится в постоянном нервном напряжении.

Все перечисленные и многие другие неблагоприятные факторы в той или иной степени ослабляют нервную систему ребенка и делают ее менее устойчивой, более ранимой. Именно в этом и состоит их предрасполагающая роль. Теперь уже достаточно лишь небольшого внешнего толчка — и произойдет срыв, который может вылиться в самые различные невротические расстройства, в том числе и в заикание. Но пока оно еще не наступило, можно многое, сделать в отношении его профилактики. Об этом никогда не следует забывать, и было бы крайне непростительно упускать такую возможность.

Другая группа причин, так называемые производящие, уже непосредственно вызывают заикание, как бы "производят" его. Эти причины играют роль непосредственного толчка. Они крайне разнообразны, поэтому назовем для примера лишь некоторые из них.

1. Действие так называемого сверхсильного раздражителя, что в повседневной жизни нередко называют "испугом". Понятие "сверхсильности" раздражителя очень относительно и в каждом конкретном случае зависит от степени ослабленности нервной системы ребенка и особенностей его воспитания [16]. Одной из наиболее частых внешних производящих причин заикания является острая психическая травма, нанесенная домашними или дикими животными, стихийными бедствиями, катастрофами, зрелищными мероприятиями, семейными ссорами, физическими травмами и медицинскими манипуляциями [15].

При функционировании нервной системы в ней постоянно взаимодействуют два основных нервных процесса — возбуждение и торможение, которые в норме бывают хорошо уравновешены и могут беспрепятственно сменять друг друга. Постоянная смена возбуждения и торможения происходит и во время речи. При действии же "сверхсильного" раздражителя имеет место резкое перенапряжение возбудительного процесса, приводящее к нарушению нормального взаимодействия между возбуждением и торможением. Одним из проявлений этого нарушения и является возникновение заикания.

Теперь представим себе конкретную жизненную ситуацию. Небольшая группка детей возвращается из школы. Неожиданно на них бросается большая собака, В той или иной степени испугались все, но заикаться после этого начал только один ребенок. Это именно тот ребенок, в отношении которого предрасполагающие причины заикания раньше уже подействовали, в силу чего сравнительно безболезненно воспринятый всеми остальными детьми раздражитель для данного ребенка оказался сверхсильным и сыграл роль "последней капли".

mirznanii.com

Методика коррекции заикания

ЗаиканиеНесмотря на множественные методы, история изучения заикания и методы преодоления остаются одной из наиболее сложных и недостаточно разработанной. Заикающиеся же самого разного возраста по-прежнему продолжают ждать от специалистов реальной помощи в преодолении своего столь мучитильного недуга. Но тут есть много методов преодоления заикания.

  • Медикаментозное лечение
  • Речевые упражнения
  • Механические устройства
  • Ритмизация
  • Реаликсачия
  • Хирургическое лечение
  • Игры-перевоплощения
  • Психотерапия и т.д

Методика коррекции заикания, используемая в нашем центре у детей дошкольного возраста, дала хороший результат. В этой методике используются методики разных логопедов. (Е.АДЯКОВА,А.Н.СТРЕЛКОВА,Е. Ю. Рау и т.д)

Но я бы сказала, что в данный момент надо не только с одной методикой заниматься. Потому что заикание это логоневроз, а также у заикающих бывает и логофобия тоже. Поэтому я в своей практике стараюсь совмещать некоторые методы.

Bce знают, что надо работать параллельно с психологом или психотерапевтом. Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.

Логопедические занятия для заикаюшихся в школьном возрасте (6-10 лет) длится 20 дней. Конечно же, сперва диагностируется ребенок с логопедом и психологом. Осуществляется обследование и сбор анамнестических данных. В данном случае определяется, какая это форма заикания, артикулярный аппарат и дыxательная система.

Первая неделя

6 дней проводится подготовителный этап. Только логопедический массаж и психологические или психотерапевтические занятия.

После диагностирования ребенка логопед знает, что за проблемы у ребенка в артикулярном аппарате, мышцы напряжены или расслаблены. По состоянию мышц определяется массаж.

Логопедический массаж при заикании проводится наряду с логопедическими занятиями, психотерапевтическими, медикаментозными, физиотерапевтическими воздействиями. Как правило, он предвещает иные логопедические приемы, используемые на занятиях.

Основным действием массажа является регуляция мышечного тонуса. Массаж выполняется в основном в области головы, шеи верхнего плечевого пояса. При заикании принято использовать в основном два вида массажа — классический и точечный, или их сочетания.

Второй этап — активная терапия.

(5 дней.)

Проводится индивидуальная работа с логопедом. Здесь особое внимание уделяется дыхательной системе и артикулярной гимнастике.

При работе с дыхательной системой используются дыхательные аппаратуры. Например ВОЛНА. Тут большое значение даётся речевому дыханию. Потому что правилное речевое дыхание , четкая ненапряженная артикуляция являются основой для звучания голоса.

Третий этап – активных тренировок — 4 дня.

Тут тоже проводится индивидуальная работа с логопедом . Но тут логопед занимается с ребенком, как надо говорить правильно, вырабатование плавной речи, ритм и темп. Тут логопед использует и логоритмику.

Четвертый этап – заключительный (4 дня).

Ребёнок готовится к наиболее сложной для него речевой ситуации — публичному выступлению. Логопедическая работа в рамках данной системы базируется на поэтапном формировании различных видов речи — сопряженной, отраженной, чтении стихов и прозы, вопросно-ответной и спонтанной.

После этого этапного занятия логопед с ребёнком занимается в неделю 2-3 дня 45 минут. Эти занятия продолжаются по совету врача.

Кязымова Эсмира Рафик Кязымова Эсмира Рафик,руководитель, дефектолог-логопед,Центр Развития РечиАзербайджанская Республика, г. Баку
Loading ... Loading ...

logoportal.ru

Коррекция заикания | Независимый сайт о заикании

Способ коррекции заикания на основе синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки

Здесь излагается одна из наиболее важных составных частей разработанной нами методики, составляющей ее отличительную особенность и основное ядро. А именно: привлечение к акту речи "второго артикуляторного аппарата человека" - пальцев ведущей руки. С учетом сложности симптомокомплекса заикания становится очевидной необходимость выделить центральное звено в цепочке патологических изменений. Мы считаем исходным пунктом речевых и психических нарушений при заикании речевые судороги. Как показала практика, сумев предотвратить появление судорог в речи пациентов, мы в значительной степени устраняем и вторичные невротические наслоения. Если исходить из гипотезы, что главной причиной возникновения речевых судорог при заикании является нарушение внутренней синхронизации речевого цикла, то естественно предположить, что с помощью внешней синхронизации можно преодолеть этот дефект. В самом деле, при использовании внешних датчиков ритма, таких, как звуковые и тактильные метрономы, речь заикающихся значительно улучшается. Однако применение подобной техники формирует равнометричную роботную речь, лишенную эмоциональной окраски и малопригодную для общения. К тому же эффект улучшения речи быстро пропадает при отказе от этих устройств. Интересным примером улучшения речи заикающихся при внешней синхронизации является сопряженная речь. Здесь мы имеем дело уже не с равнометричной, а с нормальной, интонационно окрашенной речью, но при этом трудно пролонгировать полученный эффект и перенести навык бессудорожной речи в естественные условия.

Синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки позволяет преодолеть недостатки обоих названных способов. По мнению М. М- Кольцовой, изучающей двигательную активность и развитие мозга ребенка, движения кистей и пальцев рук настолько филогенетически и онтогенетически связаны с движениями голосового аппарата, что есть все основания рассматривать их как орган речи, аналогичный артикулягорному аппарату. Отсюда ясно, насколько важна и естественна корреляция речи с движениями пальцев рук. Движения руки при лечении заикания использовались и другими авторами. Например, Н.И. Жинкин рекомендовал применять жесты для раскрепощения и отвлечения от акта речи. Движения ладоней в тех же целях предлагались А.И. Богомоловой, выработка речеручного рефлекса - А.Г. Шембель и С.С, Ляпидевским.

В нашей методике рука несет совершенно другую функцию. Она не отвлекает от акта речи, не сопровождает ее механическим образом, а упреждая произнесение каждого слога, ведет речь за собой. Это позволяет уже с первых занятий получить практически у всех заикающихся (первоначально на замедленном темпе) разнометричную интонированную речь без спазматических задержек. Н.И. Жинкин указывал: "Как только речь переходит на скандирование, метрическое произнесение слов, заикание пропадает, потому что все слова выравниваются по месту ударения, по слоговой динамике. Заикание возобновляется при разговорной речи, потому что появляется разпомстричность - разнодлительность слогов. Каждая новая перемена метра должна быть предупреждена, только в этом случае речевые эффекторы сработают нормально... Следовательно, речевые упражнения, работа над дыханием не могут привести к положительному эффекту. Практическая задача устранения дефекта сводится к вопросу о восстановлении саморегулирования системы речи. Вперед нужно пустить силу, которая, как на "буксире", потянет за собой переменное упреждение, в дальнейшем его можно ослабить и в конце концов вовсе убрать".

В предложенном нами способе пальцы ведущей руки выполняют роль такого "буксира". Своими последовательно организованными движениями они как бы набирают слоги в разнометричные рисунки слов, согласовывают во времени работу всех речевых звеньев и систем, налаживая нарушенный у заикающихся механизм внутренней синхронизации естественного речевого цикла. Устраняя прежде всего саму причину возникновения речевых судорог, мы тем самым компенсируем свойственный заикающимся физиологический дефицит. Движения пальцев ведущей руки, кроме всего прочего, диктуют речевому аппарату ритмико-интонапионный рисунок фразы. Они помогают справиться с такими разрушающими речь последствиями заикания, как аритмия, отсутствие правильного слияния слов в синтагме, искажение интонации. Следует подчеркнуть, что к темпу речи не предъявляется при этом никаких специальных требований. Он определяется моторными возможностями пациента на всех этапах работы. В конечном итоге у каждого вырабатывается естественный темп речи. Отлаживая таким образом механизмы внутренней синхронизации, мы восстанавливаем способность мозга таймировать, или, говоря словами Н.И. Жинкииа, восстанавливаем слоговую динамику речи. Другую важную особенность мегода составляет то, что новый речевой стереотип образуется не только с помощью анализаторов естественного речевого цикла, которые могут быть нарушены у заикающихся, но также и через ряд других сохранных анализаторов, связанных с движениями пальцев рук (двигательная кинестезия, тактильная чувствительность). Это способствует, благодаря обратной афферентации, значительно более быстрому формированию речедвигательного навыка, устойчивого к стрессовым воздействиям.

Предлагаемый способ коррекции заикания является универсальным и может быть успешно использован при лечении как невротического, так и неврозоподобного заикания.

В первом случае достоинство метода заключается в том, что у пациентов значительно снижается фиксированность на акте речи, поскольку ответственность за технику речи (темп, слияние слов в синтагме, интонационный рисунок фразы) берет на себя обученная рука, и заикающиеся могут, наконец, как и все нормально говорящие люди, прежде всего думать о смысле высказывания. У них постепенно уходят навязчивые мысли, страх речи, уловки. Иными словами, предлагаемый способ сам по себе дает ясно выраженный психотерапевтический эффект.

При неврозоподобном заикании этот способ лечения позволяет восполнить физиологический дефицит, включая ряд сохранных анализаторов в альтернативные цепочки обратной связи. В логопедической практике чаще всего встречаются смешанные случаи, сочетающие и невротические, и резидуально-органические расстройства - отсюда легко представить, насколько важным качеством методики лечения является ее универсальность.

Методика позволяет также решать проблему автоматизации навыка естественной бессудорожной речи. Обученная в ходе основного курса рука становится памятью о новом стереотипе, а со временем - "автоматическим контролером" речи пациента. Процесс автоматизации двигательного навыка протекает при этом в условиях естественного общения и лишь поддерживается через систему микрокурсов.

Основные правила руки заключаются в следующем. Ведущая рука больного должна воспроизводить ритмико-интонационный рисунок произносимой фразы. Для этого больной располагает руку на бедре, пальцы руки слегка согнуты, как при игре на фортепиано. Произнесение первого слога каждой синтагмы, а также все сильные позиции в ней идут вслед за более крепким и длительным нажатием большого пальца. Соответствующие слоги, как и начальный слог в синтагме, произносятся наиболее четко. При таком характере движений руки слоги как бы комбинируются в ритмически организованные структуры слов, обеспечивается интонационно оформленное и слитное их произнесение. Очень важно при этом, чтобы речь, синхронизированная с рукой, не хранила памяти о прежнем заикании, чтобы формирующийся навык был действительно новым, связанным со спокойствием и налаживающейся просодией...

Система интенсивных логопедических занятий по коррекции заикания с помощью руки состоит из нескольких этапов.

На первом этапе, который длится пять дней, главная задача - сформировать у заикающихся навык свободного звукоизвлечения и слогопроизнесения, связать его с состоянием мышечной релаксации, спокойствием и, параллельно развивая мелкую моторику, подготовить ведущую руку к роли естественного синхронизатора речи.

На втором этапе продолжительностью в два-три дня мы уделяем главное внимание обучению большого пальца ведущей руки, технике правильного извлечения звуков на уровне слога, работаем над элементарными интонационными навыками, продолжаем совершенствовать технику расслабления.

Третий этап (от пяти до шести дней) состоит в синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки уже на уровне слов, несложных фраз. Усложняется работа над интонацией и соответственно повышаются технические требования к руке. Кроме того, совершенствуются навыки, полученные на предшествующих этапах работы.

Четвертый, завершающий, этап (10 дней) связан с окончательным формированием у заикающихся нового речедвигательного навыка, алгоритма речи, синхронизированного с движениями пальцев ведущей руки. Здесь используется речевой материал большей степени сложности, происходит первичное закрепление навыка. Продолжается работа над интонацией. Устойчивость речи к стрессовым воздействиям проверяется через систему функциональных тренировок. На этом заканчивается программа основного логопедического курса по методике нормализации речи заикающихся.

В течение первой недели после этапа дестабилизации устойчивого паталогического состояния (УПС) до выработки нового речедвигателыюго навыка устанавливается режим молчания: при необходимости для общения пациенты используют исключительно слоговувю речь, которая гаратирует их от появления судорог. Таким образом, уже начиная с третьего дня курса лечения удается нейтрализовать главное звено в цепочке речевых и вторичных психических нарушений, что способствует дальнейшей амнезии заболевания и организует положительный фон для логопедической работы. Равнометричная послоговая речь сама по себе оказывает дестабилизирующее воздействие на УПС, ее применение значительно снижает эффект эмоционального (личностного) присутствия в речи. Использование слога на начальном этапе чрезвычайно полезно для заикающихся: вернувшись к слогу, они как бы заново начинают ощущать относительную независимость и целостность минимальной единицы речи. Такое упрощение помогает пациентам выработать аналитический подход к речи, создает представление о ней, как о повторяющемся упорядоченном цикле, и служит в дальнейшем для выработки устойчивого алгоритма естественной бессудорожной речи. В то же время сколько-нибудь длительное употребление равнометрической послоговой речи вряд ли целесообразно: во-первых, заикающиеся довольно быстро привыкают к безынтонационной речи, что затрудняет последующую работу по ее коррекции в целом, во-вторых, такая речь, лишенная интонации, со временем начинает их тяготить. Поэтому мы должны стремиться как можно быстрее уйти от монотонной послоговой речи... В рассматриваемой методике послоговая речь не является основой для выработки у заикающихся навыков естественной бсссудорожной речи. Это лишь начальный этап интенсивных логопедических тренировок...

Заикливая речь пациентов, сформированная еще в детстве, переведена на уровень подсознания (включается автоматически), тогда как новый речедвигательный навык еще только складывается и требует поэтому сосредоточенного внимания, дисциплины, многократных повторений (в противном случае можно не получить желаемого результата). Однако многие пациенты не готовы к длительной скурпулезной работе, не умеют концентрировать внимание, быстро утомляются и т. д. Поэтому мы специально занимаемся с группой психотренингом, обучаем способам удержания произвольного внимания, стараемся увеличить его объем, развиваем оперативное мышление. Такие упражнения позволяют существенно повысить эффективность логопедических занятий в целом.

Первый этап имеет своей главной задачей обучение заикающихся правильному слогопроизношению, объединяя его с мимикой, движением рук и туловища, мягкой атакой голоса, соответствующей осанкой и пр., а также новому для них состоянию душевного спокойствия во время речи. Значение этого этапа исключительно велико: если мы свяжем с рукой неполноценный слог, оставшиеся неустраненными следы патологической доминанты могут в дальнейшем вызвать новый всплеск заикания. Предварительно рука должна быть подготовлена к предназначенной для нее роли. Чтобы в процессе произнесения слогов добиться спокойного душевного состояния лечащихся, логопедические занятия должны проводиться на фоне глубокого мышечного расслабления.

Здесь уместно сказать о том, что заикающимся практически незнакомо состояние спокойствия во время речи, само это понятие лишено для них ясного содержания и должно быть выработано в процессе логопедических занятий, а затем в практике реального общения. Первым шагом, ведущим к обретению такого спокойствия, являются вопросы "на темпе подвига". Эта работа проводится на протяжении всего курса логопедических тренировок и помогает убрать часть самых грубых проявлений страхов заикающихся.

Каждое занятие начинается с аутогенной тренировки (АТ), которую мы проводим в основном по методике А.И. Лубенской. Обучая заикающихся навыкам саморегуляции, особое внимание уделяем тому, чтобы у пациентов были расслаблены мышцы лица, шеи, плечевого пояса, рук; зубы должны быть разомкнуты, губы - расслаблены, вялы, рот приоткрыт. Наступление состояния полного покоя, связанное с расширением сосудов, расслаблением мышц и вызывающее погружение пациентов в легкую дремоту, мы соединяем со словом (символом) "пять". И только после этого приступаем к речевым тренировкам...

...Отличие нашей методики в том, что новое психическое самоощущение, возникшее после АТ, связывается вначале только со слогом, состоящим из одной гласной, а затем из согласных и гласных. Причем после формулы АТ произносится один звук, за ним следуют формулы АТ и снова звук. После произнесения каждого слога следует полное расслабление, во время которого голова пациента плавно опускается, касаясь подбородком груди; руки и плечи также "опадают". Постепенно каждая пауза в ходе тренировочной речи заполняется спокойствием, становится в сочетании с формулами АТ как бы "микродозой валерианы", которую пациенты регулярно получают в течение всего занятия и во время домашних тренировок. На фоне расслабления и спокойствия, связываемого со словом "пять", произносится каждый речевой отрезок (в данном случае слог). После чего снова сигнал к расслаблению и спокойствию. Голова, руки, плечи при этом должны действительно расслабляться. И так в начале и конце каждого слога. Такой утрированный прием совершенно необходим заикающимся на первых порах, так же как и контрасты: напряжение - расслабление. Со временем мы отказываемся от гротеска, но остается память об умении и необходимости спокойно включаться в речь, расслабляться в паузе. Эта память, наработанная с помощью сознательного контроля и суммирующая ощущения многократно исполненных упражнений, накрепко завязанная с условно-рефлекторным опорным словом ("пять"), является наиболее прочной. Параллельно, в рамках коррекции просодической стороны речи заикающихся, мы начинаем обучение пациентов мягкой атаке звука и правильному синтезу слога.

К концу первого этапа заикающиеся в основном усваивают навык свободного звукоизвлечения на слоге. Этот навык связан с новой суммой психологических ощущений и пока еще находится под активным контролем сознания. Прочно усвоенный алгоритм придает пациентам уверенность в том, что они смогут произнести без запинок, технически грамотно, любой слог, в любых условиях. При этом в ходе занятий мы стремимся концентрировать внимание заикающихся не столько на технических приемах правильной речи, сколько на связанных с новой речью внутренних ощущениях...

...Пациенты чрезвычайно тонко чувствуют происходящие с ними перемены. По нашим наблюдениям, заикающиеся становятся активными участниками лечения, начинают реально верить в возможность положительных результатов лишь тогда, когда начинают испытывать спокойствие и удовлетворение от самого процесса работы над речью, в частности над слогом. Это становится реальным в первую неделю занятий. Одновременно мы усиленно готовим руку в помощь речи: привлекаем внимание заикающихся к руке в ходе АТ, вызываем ощущение тяжести и тепла в кистях рук, биение пульса в разных пальцах и т. д. На следующем этапе продолжаем углублять и развивать эту связь, одновременно усложняя алгоритм естественной бессудорожной речи.

Второй этап логопедической тренировки - обучение большого пальца ведущей руки технике правильного движения. Этот этап отличается от первого только тем, что здесь все приобретенные навыки тесно связываются с рукой, с движением ее большого пальца, а дальше это движение условно-рефлекторно вызывает всю гамму ощущений, сопутствующих нормальной речи...

Прежде чем начать соответствующие логопедические упражнения, мы проводим мышечное расслабление, используем элементы АТ. Пациенты приступают к речевым тренировкам только на фоне мышечного расслабления, в состоянии глубокого покоя. Перед тем как связать движение большого пальца руки со слогом, мы вызываем у заикающихся свободное звучание на слоге с мягкой голосовой атакой, включением опоры и т. д., то есть проделываем различные голосовые упражнения. Лишь после этого переходим к тренировке речи "с рукой".

Упражнение 1.

Исходное положение - максимально свободная поза. Заикающиеся встряхивают кисти рук, затем сбрасывают их на колени и подтягивают расслабленные кисти примерно к середине бедра. Кисть оказывается свободной и округлой (прием, используемый для подготовки рук при обучении игре на фортепиано). Упражнение многократно повторяется, пока рука действительно не будет полностью расслаблена и спокойна. Нужно непременно снять напряжение с кисти, иначе оно отразится на работе голосового аппарата.

Упражнение 2.

Рука свободно лежит на бедре. Пациенты медленно, плавно начинают надавливать большим пальцем руки на поверхность бедра (остальные пальцы, отрываясь от бедра, несколько приподнимаются). По команде пальца пациенты произносят один слог с мягкой атакой звука, используя нижний голосовой регистр. По мере того как палец все сильнее (но без напряжения) нажимает на бедро, усиливается и звучание голоса; наоборот, при уменьшений силы нажатия - голосовое звучание ослабляется. В ходе многочисленных тренировок происходит согласование работы всех звеньев речевого механизма. В итоге нажатие пальца должно автоматически открыть челюсть, увести вниз голос, включить опору. Медленное мягкое нажатие способствует такой же голосоподаче, правильному "вплыванию".

После каждого слогоизалечения - вначале по знаку логопеда, а потом самостоятельно - кисть заикающихся опадает, приняв свободное положение, что становится сигналом к общему расслаблению. В дальнейшем условно-рефлекторное опадение кисти после каждого речевого отрезка (в данном случае - слога) должно автоматически вызывать у заикающихся состояние, которое ассоциируется у них со словом "пять".

При выполнении данного упражнения нужно уделять особое внимание тому, чтобы команда большого пальца действительно упреждала, а не сопровождала работу речевого аппарата. Мы вынуждены еще раз подчеркнуть, что звукоизвлечение с помощью пальца должно осуществляться без всякого напряжения, в противном случае, закрепляя это напряжение, которое безусловно передается мышцам речевого аппарата, мы тренировали бы заикание.

Исполнение упражнения контролируется визуально и на слух. В группе организуется взаимоконтроль и используются разнообразные приемы, позволяющие ускорить формирование навыка (например, логопед демонстрирует упражнение на своей собственной руке и руке пациента). На данном этапе закладывается основа будущей речи, и нам нужно выработать у заикающихся твердый уверенный навык синхронизированного с рукой свободного звукопроизношения. Не решив этой задачи, мы не сможем двинуться дальше и добиться в лечении устойчивых положительных результатов. Каждый раз, координируя слог с движением пальцев ведущей руки, мы одновременно тренируем (в упрощенном виде) "ввод в речь", причем отлаживаем как моторную, так и нейропсихологическую часть программы. И хотя вся речевая программа будущего высказывания сводится пока только к слогу, каждый запуск такой элементарной программы гарантирует от речевых судорог, обеспечивая саморегулировку механизмов речи, готовность речевого аппарата к выполнению более сложных задач. По закону саморегуляции, реализуемая в работе речевого аппарата слоговая программа (обычно 7...2 слогов) задается уже на уровне первого слога, т. е импульсный сигнал, поступающий в мозг от большого пальца, формирует слоговую динамику всего речевого отрезка. Другим пальцам отводится меньшая роль - отследить темпоритм фразы, расставить интонационные акценты и т. п.

Третий этап имеет своей целью формирование навыков речи с рукой, выработку алгоритма разнометричной интонированной речи на уровне слова или синтагмы, состоящей не более чем из двух-трех слов. Примерно к середине второй недели пациенты начинают испытывать во время тренировочной речи все большее спокойствие. Произнесение слога, пока еще находящееся под контролем сознания, становится привычным, осуществляется без речевых судорог и задержек, в связи с чем постепенно исчезает звукофобия. Это позволяет лечащимся свободно, беспрепятственно выражать в речи свои эмоции, ощущать красоту свободно звучащего голоса - почувствовать "душу" звука. Однако, сколько бы мы ни обучали пациентов интонировать на слоге, как бы ни были велики успехи группы в овладении этой техникой и навыками саморегуляции, слог остается слогом, а его произнесение - сугубо тренировочным актом, и заикающиеся прекрасно это понимают. Упорядоченный алгоритм тренировочной речи, естественно, не может снять связанные с многолетней речевой практикой страхи, навязчивые мысли. По нашим наблюдениям, дезавтоматизированная, разрушенная заиканием речь чаще всего воспринимается как некий хаос, где царствуют окрашенные страхом звуки, "трудные" слова, и потому приходится постоянно прибегать к уловкам, чтобы обойти опасные повороты речи, за которыми скрываются привычные судороги. Заикающихся пугает само непредсказуемое течение речевого потока. Для них заикание - фетиш, а в мифологизованном хаосе речевого потока они, как правило, не видят самого элементарного порядка. Поэтому при переходе к тренировочной речи на уровне синтагмы и коротких фраз-предложений (третий этап логопедических занятий) группа может испытывать определенные трудности. Стремясь устранить возможный психологический барьер, в начале этого этапа мы проводим с группой новую разъяснительную беседу, в которой сообщаем элементарные сведения об актуальном членении речи, вводим в обиход упрощенное понятие синтагмы. Объясняем заикающимся смысл предстоящего этапа, который заключается в том, чтобы выработать у них несложный стереотип, усвоить новый речедвигательный навык, обучить руку основным интонационным приемам. В дальнейшем этот несложный (но непременно правильно усвоенный и заученный) алгоритм позволит чисто автоматически раскладывать речевой поток на короткие речевые отрезки синтагмы, и рука, взяв на себя заботу о технике речи, всякий раз будет решать привычную задачу, отлаживая саморегулировку механизма речи, снимая тревогу, страх и ожидаемые запинки.

После беседы переходим к тренировкам. Общие принципы организации логопедических занятий при этом остаются прежними: сначала - концентрация внимания и расслабление, затем - голосовые тренировки и только после этого - новый цикл, новые упражнения.

Упражнение 1.

Рука свободно лежит на бедре. Нажатием большого пальца запускаем последовательные ряды открытых слогов (2-3-4-5). Каждый слог "пропевается" акцентирование, причем нажатие каждого пальца должно быть синхронизировано с произнесением отдельного слога. Сила нажатия управляет силой звучания голоса. По сути дела, мы имеем здесь образец равнометричной речи на замедленном темпе, при посредстве которой отлаживается техника синхронизированного с рукой произнесения ряда слогов. Требования к каждому пальцу при исполнении упражнения в принципе те же, что и к большому. Но так как первый палец играет роль пускового механизма, задает программу речевому аппарату, длительность первого слога в слогоряде всегда будет несколько выше, чем у последующих слогов. Во время упражнения мы следим за тем, чтобы голос заикающихся оставался на опоре, чтобы сохранялась мягкая голосоподача и т. д. Иными словами, наша задача - сохранить наработанную ранее технику слога и перенести ее на работу со слогорядом.

Сохраняя необходимую последовательность движения пальцев (1-2-3-4-5), следим за тем, чтобы все пальцы, кроме работающего, были свободными и расслабленными. По окончании каждого ряда слогов кисть руки опадает, наступает пауза ("пять"), после чего заикающиеся встряхивают кисть, сбрасывают на бедро, снова и снова обучая ее расслаблению. Упражнение повторяется до тех пор, пока не будет выполняться точно.

Упражнение 2.

Его задачей является выработка наыков естественной разнометричной речи, синхронизированной с движениями пальцев ведущей руки.

Работа начинается с проговариванин слов с различной метрической структурой. Сначала проговариваются одно-, двух-, трех-, четырехсложные с ударением на первом слоге, а затем - с ударением на втором, третьем, четвертом слогах. Во время выполнения упражнения логопед внимательно следит за постановкой руки. Необходимо добиться от каждого пациента четкого "вплывания", что не только обеспечивает правильную технику речи, но и задает ей соответствующий темп. Ударный слог каждый раз выделяется более сильным и длительным нажатием соответствующего пальца. Безударные слоги лишь отслеживаются мягким нажатием пальцев на поверхность бедра. Особое внимание необходимо уделить плавности перехода от слога к слогу в составе слов. Замечено, что в разговорной речи (как и при пении) заикающиеся менее часто испытывают трудности во фразах с сильной позицией (ударением) на первом слоге. А так как главная цель всех упражнений - обеспечить состояние спокойствия, ощущение порядка во время речи, то при произнесении синтагмы первый слог мы акцентируем, добиваясь некоторого его удлинения по сравнению с остальными слогами, кроме ударного. Пациенты, как правило, стремятся уравнять по длительности первый слог с ударным, что влечет за собой возникновение монотонной, невыразительной речи. При проведении упражнений нужно избежать этой типичной ошибки и добиваться правильного соотношения длительности ударных и безударных слогов. Сохранение их динамики на замедленном темпе с самого начала тренировок является важным условием формирования в будущем стереотипа естественной разнометричной речи.

С переходом к полноценным словам методические задачи усложняются, и прежде всего это касается повышения требований к интонации. Сначала мы обучаем пациентов передавать при помощи интонации буквальное значение слова, затем - контекстуальное значение, смысл. И, наконец, начинается работа над сочетанием слов и элементарными фразами. Теперь мы обучаем пациентов выделять более сильным и длительным нажатием пальца логическое ударение, добиваемся слитности произнесения слогов в синтагме. Если количество слогов в синтагме больше пяти, то пальцы рук отслеживают слоги, начиная с пятого, в обратном направлении ( 5-4-3-2-1). Интонационные навыки отрабатываются на разных сочетаниях слов, помещаемых в разные контексты, при этом используются всевозможные интонационные штампы.

К концу данного этапа пациенты усваивают на замедленном темпе навык интонированной речи с участием руки в пределах синтагмы. Постепенно рука становится действительным синхронизатором речи, берет на себя контроль за ее техникой. Расслабление приобретает менее гротескный характер: у пациентов продолжают складываться и закрепляться навыки речи с рукой в рамках следующего алгоритма: пауза (расслабление и спокойствие) - речь -- пауза (снова расслабление и спокойствие) - речь и т. д.

Четвертый этап - работа над текстом. Первоначально для логопедических тренировок используются небольшие по объему, знакомые пациентам тексты, на которых нарабатывается техника речи с рукой. Каждое предложение делится на минимально возможные синтагмы, в паузах между которыми пациенты должны успеть расслабиться, снять мышечное напряжение, ощутить спокойствие. Со временем используются более сложные тексты, предложения делятся на естественные синтагмы, протяженность пауз между синтагмами уменьшается. И на этом этапе продолжается работа над интонацией. Для обучения пациентов выразительности фраза проговаривается без руки, с использованием жестовых знаков, затем мелодический рисунок переносится на речь с рукой. Интонационные навыки отрабатываются на песенных, стихотворных, прозаических текстах.

Арутюнян (Андронова) Л.З. Как лечить заикание. М., 1993, с. 39-55

stuttering.su

Функциональные тренировки в коррекции заикания

Как избавиться от заиканияАннотация: В данной статье затрагивается тема заикания. Выделяются и описываются характерные особенности лиц с данным речевым нарушением. Рассматриваются ключевые этапы функциональных тренировок и виды заданий, обобщается практический опыт. В заключении раскрывается роль функциональных тренировок в системном подходе в коррекции заикания.

Функциональные тренировки в коррекции заикания

Заикание известно человечеству не одно поколение. Дебют данного нарушения речи происходит чаще в раннем возрасте от 2 до 5 лет в период формирования речи.

Коррекция заикания требует комплексного подхода с привлечением специалистов (врача, логопеда, психолога и логоритмиста),знакомых с клиническими проявлениями заикания, т.к. механизм образования и проявления данного недуга весьма разнообразен, что позволяет считать заикание — сложным речевым расстройством.

Заикание характеризуется нарушением темпо-ритмической организации речи, вследствие повышенной судорожной готовности, что приводит к нарушению речевого дыхания, судорогам артикуляционного аппарата.

Также следует учитывать психофизические особенности заикающихся: фиксированность на своем дефекте, ранимость, заниженная самооценка, зависимость от оценки окружающих, общее мышечное напряжение, двигательное беспокойство и страх речевого общения (логофобия).

Логофобия проявляется в виде навязчивых переживаний, бесконечных ожиданий речевых судорог, страхе обнаружить свой дефект перед сверстниками (особенно выражена мысль «что о нем подумают» у подростков). И как следствие формируется навык избегания общения, снижается речевая активность и социальные контакты, нарушается адаптация в обществе и развивается социофобия. Вырабатываются речевые уловки (избегание «трудных» звуков, подбор слов более простой слоговой структуры, односложные ответы, а также ответы заученными речевыми шаблонами), что не может не сказываться на содержании высказывания.

Таким образом, страх речи является главным фактором, который усугубляет и закрепляет заикание.

Устранение (снижение) логофобии и социофобии является приоритетной задачей в лечении заикания. На помощь в решении этой задачи приходят функциональные тренировки. О важной роли функциональных тренировок писали А.И Захарова (1977), Н.М Асатиани (1979), П.И. Исагулиева (1984).

На первых этапах в период формировании речевого навыка функциональные тренировки проводятся в рамках логопедического кабинета. Внутри своей группы, где логопедом создаются благоприятные речевые и психологические условия для отработки: навыка речи без заикания, формирования самоконтроля, повышения речевой активности и расширения общения, воспитание новых психологических навыков личности (уверенности в себе, положительный настрой на лечение, вера в собственные силы), снижение фиксации на своем речевом дефекте.

Речевые тренировки проводятся в виде ролевых игр (у пациентов появляется возможность вжиться в не свойственную ему роль, отработать иную пластику, интонацию, поведение). Создается возможность для закрепления многих видов речи: диалоговой, вопросно-ответной при которой пациенты задают друг другу подготовленные вопросы, а далее переходят к спонтанному диалогу, монологической речи (на заданную тему).

В ходе тренировок пациенты получают свой первый положительный речевой опыт, который определяет дальнейший настрой на лечение и веру в свои силы.

Логопед на данном этапе ставит конкретные задачи, контролирует технику речи, эмоциональное состояние и поведение участников.

Дальнейший этап тренировок призван закрепить навыки в более сложных речевых условиях.

Пациентам предлагаются задания ранее вызывавшие чувство дискомфорта и желания избежать контакта в реальной жизненной обстановке:

  • телефонный разговор
  • общение с незнакомыми людьми в общественных местах (аптека, кафе, банк, почта, городской транспорт)

Данные задания проводятся в присутствии логопеда , но уже без его активного участия. Это дает возможность получить сведения о речи пациентов в состоянии волнения. Параллельно решается задача собственной ответственности, возможности проявить себя в общении и взять инициативу в свои руки. Далее на групповых беседах отслеживается динамика личностных изменений в связи с многократным повторением функциональных тренировок.

Для того, чтобы ситуация из напряженной стала нейтральной. Следует задавать в день не менее 40-50 вопросов.

На заключительном этапе наконец появляется возможность проведения сложных видов функциональных тренировок. Вследствие того, что снизилась фиксация на дефекте, появился положительный опыт социальных контактов, исчезли речевые судороги.

К сложным видам функциональных тренировок можно отнести:

  • Участие в конференциях, выступления с докладом перед аудиторией. Данный вид тренировок организуется в логопедическом отделении, куда приглашаются в качестве зрителей заикающиеся других групп, персонал отделения, студенты профильных ВУЗов. В дальнейшем подобные тренировки пациенты организуют самостоятельно. Это могут быть выступления на выставках, рассказ о художественном произведении.
  • Участие в драматизированных представлениях, концертах. К концу основного курса лечения, который длится четыре недели, организуется концерт, где каждый член группы может проявить свои таланты( игра на музыкальном инструменте, фокусы, пение) и конечно ответы на вопросы публики.
  • Чтение стихов например в публичных местах у памятников. Особое внимание при этом уделяется эмоциональной выразительности речи.
  • Проведение соц опроса по телефону.

На данном этапе участие логопеда уходит на второй план.

Конечно, для каждого пациента эмоционально значимая ситуация своя, однако наибольшую трудность представляет выступление перед аудиторией.

Функциональные тренировки подбираются с учетом нервно-психических и речевых особенностей заикающихся и возраста, они должны быть посильны и принести положительный результат.

Опыт работы с группами заикающихся в условиях дневного стационара показывает насколько важен и эффективен данный вид работы в преодолении заикания и в формировании новых черт личности.

В результате тренировок у большинства пациентов отмечается положительная речевая динамика. В психологическом плане происходит переоценка ценностей, появляется уверенность в собственных силах, опыт социальных контактов. Речь становится эмоциональной сопровождается жестикуляцией, устанавливается зрительный контакт, исчезает амимия.

С самых первых встреч с пациентами логопед не обещает быстрого и полного излечения от заикания, а настраивает на кропотливую работу.

В результате функциональных тренировок и медико-педагогического воздействия пациенты получают навыки плавной свободной речи без заикания, умения справляться с волнением в значимых ситуациях и не отступать.

Литература:

1. Арутюнян Л.З. Как лечить заикание. Москва — 1993г.;2. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. С.-Петербург -2001г.;3. Миссуловин Л.Я. Заикание и его устранение. С.-Петербург -1997г.;4. Шевцова Е.Е. Преодоление рецидивов заикания. Москва — 2005г.;5. Власова Н.А. Психотерапевтические моменты в логопедической работе с детьми,страдающими заиканием // Вопросы психотерапии . — М., 1983г.;6. Заикание у подростков / Сост. М.И. Буянов. — М., 1989г.;7. Богомолова А.И. Устранение заикания у детей и подростков. Москва — 1996г.;8. Морозова Н.Ю. Как преодолеть заикание. Москва — 2002г.;9. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. — Л., 1960г.;

А.А. Осокина,логопед первой кв. категории,г. Самара

Loading ... Loading ...

logoportal.ru

Методы и приемы коррекции речи при заикании — Мегаобучалка

В разные исторические периоды вопрос о лечении заикания решался по-разному. В начале первого тысячелетия приоритет­ным было мнение о необходимости хирургического вмешательства. Считалось, что подсечки мышц, устранение нагноений в полости рта и прочего должны приводить к устранению этого де­фекта речи. Однако хирургический метод впоследствии не оп­равдал себя. Лидирующими методами стали дидактические. За­икающихся в основном тренировали в приемах правильной ре­чи. Отрабатывалось правильное произнесение звуков, слов, фраз, тренировалась выразительная речь. В этот период были со­зданы многие ценные методы по отработке речевого дыхания, коррекции голоса и артикуляции, используемые в логопедической практике и до сих пор. Особенно важными здесь являются работы А.И. Сикорского, Г. Гутцман, И.К. Хмелевского и др. Особый дидактический метод в виде рациональной психотера­пии предложил Е. Фрешельс. Однако через некоторое время ста­ло ясно, что одни логопедические приемы не обеспечивают желаемого терапевтического эффекта.

Дидактическое направление сменилось психологическим, в котором основное значение придавалось учету индивидуальных особенностей личности заикающегося, а также тому, чтобы со­здать вокруг него максимально благоприятную в психологическом плане среду.

Об этом писали Ю.А. Флоренская, В.Н. Мясищев С.С. Ляпидевский, A.M. Свядощ, Г.Е. Сухарева и др.

В каждый из периодов терапии заикания были созданы цен­ные методы и приемы воздействия на пациента. В настоящее время стало очевидным, что все направления, разрабатываемые ранее, необходимо объединить. Наиболее ощутимый положи­тельный эффект дает только комплексная система лечения за­икания. Его невозможно преодолеть без лечения нервной систе­мы в целом, и речевой в частности. В каждом конкретном случае способ лечения требует учета индивидуальных особенностей за­болевания и характера заикающегося. Необходимо «привести в порядок» его личность. Прежде всего, усилия здесь должны быть направлены на устранение комплекса неполноценности (если он уже появился), на формирование веры в свои силы, на убежде­ние в том, что заикание — это не крах жизненных планов, а пре­одолимая преграда на пути к их осуществлению. Особенно тяже­лы эти состояния у подростков, что объясняется целым рядом причин. Следует выработать адекватное отношение заикающе­гося к своему речевому дефекту, чтобы он не «приписывал» окружающим то отношение к себе, которого у них обычно нет. Необходимо убедить пациента в истинном масштабе помех, ко­торые несет в себе заикание. Обучение «технике» речи является важным, но тем не менее не самостоятельным способом устранения дефекта.

Психотерапевтическое направление реабилитационного комп­лекса, используемого при заикании, в первую очередь актуально для взрослых. Маленький ребенок, к счастью, еще не осознает всех моментов, которые могут играть психотравмирующую роль, Тем не менее многих детей заикание нервирует, мешает выска­заться. Нередко дети чувствуют беспокойство, волнение по это­му поводу взрослых и пока еще бессознательно заостряют вни­мание на отрицательных моментах речевого общения. Затем это «запавшее в память» беспокойство дает ростки будущего страха речи, дискомфорта речевого общения. Следовательно, не только взрослый, но и ребенок нуждается в мерах по профилактике ис­кажений личности, предотвращению образования невротиче­ских комплексов.

Кроме того, работа по устранению заикания требует комп­лексного лечения пациента, т.е. от всех болезней, которыми он страдает. Лечение заикания должно носить комплексный харак­тер. Это положение получило научно обоснованное завершение в работах профессора, академика РАО В.М. Шкловского. Оно является необходимым условием достижения ощутимого успеха.

Исходя из идеи комплексного лечения заикания, в ее воплощении должны участвовать:

1. Врачи-психоневрологи, которые назначают необходимые лекарства, исходя из состояния нервной системы.

2. Врачи-психотерапевты, которые используют разные виды психотерапии, включая гипноз, аутотренинг, а также разны приемы экстрасенсорного воздействия.

3. Иглотерапевты. Они, воздействуя на специальные точки (нервные узлы), снимают нервное напряжение.

4. Психологи, которые, изучая личность заикающегося, вы­ являют слабые стороны его характера и помогают ему исправить их. Психологи учат заикающегося общаться в разных жизненных ситуациях, а также помогают ему выразить себя творчески — в музыке, живописи, игре на сцене и прочем.

5. Логопеды учат правильно дышать во время речи, пользоваться голосом, легко артикулировать, говорить плавно и рит­мично. Распространено мнение, что у заикающихся есть особен­но трудные звуки, что они больше заикаются, например, на бук­ве «п», чем на букве «с». Но это неверно. Трудны не сами звуки. Заикающихся подводит ожидание неудачи при произнесении какого-либо звука, что и приводит к появлению запинок. Поэто­му задача логопеда не исправить произношение этих звуков, а доказать, что говорить их так же легко, как и все другие.

6. Инструкторы по ЛФК. При заикании полезны оздорови­тельные мероприятия, включающие закаливание, массаж, физкультуру. Это, во-первых, укрепляет организм, во-вторых, происходит как бы «сбрасывание» через мышцы отрицательной нервной энергии.

При этом следует подчеркнуть, что хотя каждый специалист вносит важную лепту в лечение заикания, ни один из них не смо­жет устранить его самостоятельно. Поэтому врачи, или психоло­ги, или логопеды, которые гарантируют, что вылечат заикание, работая в одиночку, как правило, не выполняют своих обеща­ний. Даже комплексный метод, к сожалению, не всегда приво­дит к полному излечению.

Таково положение с терапией заикания не только в нашей стране, но и вообще в мире. Причина — прежде всего в недоста­точной изученности этого недуга. Заикание — рецидивирующее заболевание. Оно часто сопровождается обострениями и внезап­ными возвратами болезни после, казалось бы, ее полного устра­нения.

На речь заикающегося влияет все: и психическое, и физиче­ское состояние организма. Иными словами, не только заболевания слабость центральной нервной системы являются врагами заикающегося, но и практически любые болезни. Они ослабляют организм и могут «сбивать» речевые зоны мозга с режима работы. Так что здоровьем заикающегося надо заниматься со всех сторон.

Для устранения заикания применяются также различные тех­нические устройства. Все они имеют целью изменить патологи­чески закрепленные акустические характеристики речи заикающихся. В настоящее время известны четыре типа аппаратов, изменяющих акустические характеристики речи путем воздейст­вия на ее разные параметры, а именно на звукопроизношение, силу звука (в сторону звукоусиления), ритмические характерис­тики, а также путем введения «эхо»-эффекта. Наиболее часто на практике используется последний способ. Существует аппарат «Эхо», основанный на принципе задержанной обратной связи. Ее принцип был в 1952 году сформулирован Б. Ли, в 1959 году Б. Адамчиком предложено само устройство, которое в 1965 году модифицировано Л.Я. Миссуловиным для коррекции речи рус­скоязычных заикающихся. Суть метода состоит в использовании биологической обратной связи (БОС), которая имеет место при каждом акте живого организма. Она состоит в том, что в мозг обязательно поступают сигналы о результатах его выполнения. Эффект обратной связи закрепляет как нормативные действия, так и патологические. Изменяя привычные параметры обратной связи можно воздействовать и на сам выполняемый акт, в том числе и речевой. При использовании аппарата «Эхо» заикаю­щийся слышит через наушники собственную речь в отставлен­ном режиме, т.е. не по ходу говорения, а через некоторое время. Это «сбивает» его с патологического стереотипа речи, и она «вы­равнивается». Длительность такого эффекта индивидуальна: у одних заикающихся она является стойкой, у других — недолгов­ременной. На идее изменения патологического стереотипа гово­рения основаны и другие технические устройства — «Монолог», «ЗАО Биосвязь» и др.

В лечении заикания, начиная с возраста половой зрелости пациента, используется и гипноз. Гипноз может ввести в такое состояние, когда речь станет нормативной, но лишь на время. За сеансом гипноза обязательно должна следовать специальная тактика режима молчания и его грамотного «снятия». Затем не­обходима упорная работа не только по технике речи, но и по введению полученных навыков в жизнь. Это сложная и длительная система тренировок рассчитана на применение полученных на занятиях речевых навыков в разных жизненных ситуациях.

Особенно важно выбрать оптимальное направление логопедической работы при заикании, поскольку именно она наиболее прямо связана с состоянием речи.

Существуют различные школы логопедического воздействия при заикании, по концепции в значительной мере отличающиеся друг от друга. Так, одни специалисты считают, что обязателен «перевод» заикающегося на медленную, плавную речь - речь нараспев. Они мотивируют это тем, что, когда заикающиеся по­ют, они не заикаются. Только что ребенок или взрослый не мог сказать ни слова, но вот запел — и заикание исчезает. Объясня­ется это тем, что пение имеет четкий и, главное, повторяющийся (периодичный) ритм, заранее известный поющему, в отличие от речи, которая не имеет таких «подсказок». В ней ритм постоянно меняется, т.к. он сложнее музыкального. Приближая речь к пению — говоря медленно и нараспев, заикающиеся существенно облегчают себе задачу. Однако они редко используют речь на­распев для жизни. Очевидно, причиной этого является то, что медленная речь не позволяет выразить себя эмоционально, не позволяет оставаться в речи самим собой, а постоянно «играть роль» очень трудно. Темп речи — одна из важнейших характе­ристик личности.

Другой способ «обхода» запинок — это ритмизированная речь, т.е. говорение с жестким слоговым или словесным ритмом, когда каждый слог или каждое слово выделяется голосом, а их цепочки произносятся равномерно. Этот прием тоже «убирает» запинки, но также, как и речь нараспев, мало пригоден для жизни.

Большое значение этому приему придается В.М. Шкловским и сотрудниками Московского Центра патологии речи и нейрореабилитации.

В начале курса обучения используется жесткий по­слоговой ритм, с течением времени он ослабляется (нивелирует­ся), подключается словесный ритм, а затем и он интериоризируется (убирается внутрь). Таким образом, делается расчет на выработку нового способа плавной, слитной, ритмически орга­низованной речи, которая должна вытеснить старый патологи­ческий стереотип речи с запинками.

Значительный период времени отводится тому, чтобы ритми­зированной речи придать выразительность, т.е. приспособить ее для передачи эмоционального состояния говорящего. Большую роль в этом играют групповые логопедические и психокоррекционные занятия, где больные общаются в рамках приемов ролевой терапии. Постепенно больные должны «приспособить» речь с нивилированным ритмом к использованию ее в различных жизненных ситуациях и в конце концов перейти на норматив­ный способ говорения, лишенный ритмических опор, имеющих внешнее выражение. Следовательно, медленная и ритмизиро­ванная речь может рассматриваться лишь как этап на пути к нор­мальной речи. Ее роль в основном состоит в том, чтобы убедить пациента, что он может говорить без запинок. Затем необходимо выработать нормативный способ говорения.

Работа по коррекции речи при заикании обычно включает упражнения по нормализации речевого дыхания, голосоподачи, артикулирования.

Заключительный этап рассчитан на выработку навыка пуб­личной речи. Это особенно актуально для взрослых заикающих­ся. Для этого также существует ряд специфических функцио­нальных тренировок, требующих длительного грамотного про­фессионального сопровождения пациента.

Иногда врачи и, что еще более непростительно, логопеды от­казывают в лечении двухлетним детям с заиканием, рекомендуя отложить это до пятилетнего возраста. Это грубая ошибка. При заикании лечение нужно начинать немедленно, как только оно возникло — в инициальной стадии.

При этом необходимо пом­нить следующее:

1. Заикание — проявление неустойчивости процессов нервной деятельности или органического поражения нервной системы.

2. Обращаться к специалистам по устранению заикания следует сразу же, как только оно обнаружено.

3. Ни в коем случае нельзя выказывать при ребенке своего волнения по поводу заикания и не употреблять в его присутствии само слово «заикание».

4. Нужно стараться самим говорить спокойно, не растягивая слова, но и не убыстряя темпа речи.

5. Следует строго следить за общим состоянием здоровья за­икающегося ребенка, своевременно лечить его и обязательно закаливать, приобщая к спорту.

6. Необходимо обеспечить ребенку максимум положительных эмоций: ровное доброжелательное отношение со стороны взрослых, занятие любимым делом (музыкой, рисованием, танцами и т.д.), исключив при этом чтение психотравмирующих книг, просмотр таких же фильмов, слишком возбуждающие игры.

Последний совет требует, однако, уточнения. Многие специ­алисты по заиканию рекомендуют детям, проходящим лечение, тотально щадящий режим, то есть ограничение всех видов эмоционального воздействия. Они советуют совсем не читать за­икающемуся ребенку книг, не водить в театр, не разрешать смотреть даже детские передачи по телевизору. Они также считают полезным ограничить речь ребенка или же вообще перевести его на режим молчания.

Теоретически эти рекомендации правильны Нервную систему заикающегося следовало бы максимально релаксировать. Однако сделать это часто не под силу ни специалистам, ни родителям. Ребенок не хочет молчать, он хочет играть с любимыми игрушками, общаться с детьми, требует развлечений. Запрет всего этого сам по себе является насилием, а именно его необходимо избежать при правильной линии поведения с ребенком. Значит, выход один: ослабить запреты и оберегать ребенка от отрица­тельных эмоций, умело направлять его поведение, находить не травмирующие нервную систему способы удовлетворения жела­ний. Такой подход одновременно направлен и на закаливание психики. Ведь ограничение эмоциональных нагрузок не может продолжаться вечно, а как только запрет будет снят, возбуждение обрушится на психику ребенка с удвоенной силой.

Еще более сложен вопрос с наказаниями. Каждое наказание может «сорвать» нервную систему и спровоцировать обострение заикания. С другой стороны, не наказывать ребенка — значит, упустить время выработки соответствующих возрасту норм пове­дения. Приходится лавировать, искать золотую середину. Чтобы у ребенка не создавалось впечатления безнаказанности, иногда можно сделать вид, что они не замечены. Если же запрет необ­ходим, он должен носить спокойный характер, без нервозности со стороны запрещающего. В дальнейшем неприятный осадок от запрета родители могут восполнить лаской и другими проявле­ниями любви.

Само по себе ровное, спокойное, доброжелательное общение с ребенком — прекрасное средство лечения любого невротиче­ского состояния, в том числе и заикания. При благоприятном стечении обстоятельств заикание может исчезнуть и никогда больше не возникать. К сожалению, бывает это не так часто, как хотелось бы. Тем не менее главное — вовремя принять меры.

Основные приемы преодоления заикания в инициальной стадии развития должны проводиться на фоне лечения, общеук­репляющих мероприятий, значительного объема физических на­грузок. Физические упражнения в первую очередь должны быть направлены на выработку общей ритмической базы, от которой зависит режим функционирования регуляторных систем мозга. К видам движения, эффективным в этом отношении, относятся ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде и т.п. Как видно, все эти виды движений имеют нечто общее, а именно их ритм носит итеративный (последовательно-равномерный) характер, а спо­соб осуществления отличается реципрокостью, т.е. поочередностью в задействовании конечностей и вообще сторон тела. Это способствует «выравниванию» на элементарном, базисном уровне, оказывающем восходящее влияние на межполушарное взаи­модействие Опыт показывает, что дозировка таких движений должна быть значительной: у ребенка должны появиться при­знаки физической усталости, ослабляющей выраженность нев­ротического компонента.

megaobuchalka.ru

Поварова и.А.

Коррекция заикания в играх и тренингах

СПб.: Питер, 2004

Оглавление

Предисловие 5

От автора 7

Глава 1 Работаем над проблемой 11

Общие представления о заикании 11

Причины и проявления заикания 13

Современные методы коррекции заикания 18

Как достичь цели 33

Глава 2 Секреты общения 36

Способы передачи информации в речевой деятельности. Языки общения 36

Коммуникативные качества речи 45

Предварительная подготовка и начало общения 47

Проблема контакта 49

Стиль ведения беседы 51

«До свидания, было приятно побеседовать...» 58

Что такое умение слушать и что оно может вам дать? 62

Мы слышим то, что хотим услышать 62

Полезные советы и рекомендации 67

Путь в никуда 69

Когда у страха глаза велики 70

Как разговаривать по телефону? 75

Верить — не верить? 77

Я выбираю ключ к успеху! 83

Я знаю, как нужно! 86

Проверьте себя 87

Глава 3 Дышим правильно — говорим легко 91

Общие сведения 91

Дыхательная гимнастика 93

Статические упражнения 95

Дыхательные упражнения с движениями 104

Упражнения для удлинения продолжительности фонационного (речевого) выдоха 107

Глава 4 Разминка между делом 114

Речь и осанка 114

Мышечное расслабление 115

Комплексная релаксационная гимнастика 118

Глава 5 Тренируем речевые мышцы 125

Общие сведения 125

Тренировка мышц нижней челюсти 126

Тренировка губ 128

Тренировка мышц языка 129

Тренировка мышц глотки и мягкого нёба 131

Упражнения для мимических мышц 132

Глава 6 Приемы самомассажа в устранении заикания 135

Общие сведения 135

Расслабление мышц шеи 136

Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом поглаживания 136

Расслабление мышц языка 137

Вибрационный (постукивающий) массаж со звуком 137

Глава 7 Скрытые сообщения: что стоит за нашими жестами и движениями 139

Общие сведения 139

Упражнения для совершенствования невербальных способов общения 140

Глава 8 Волшебный мир звуков 151

Общие сведения 151

Интонационные упражнения 153

Глава 9 Речь, ритм, движение 178

Общие сведения 178

Упражнения на совершенствование темпа и ритма речи 180

Глава 10 Тайны голоса 190

Общие сведения 190

Изолированное произношение гласных звуков 191

Сочетание гласных звуков 192

Работа над словами 197

Работа над предложениями 201

Глава 11 Верный путь к хорошей речи 212

Стихотворения 212

Басни 231

Проза 236

Глава 12 Больше говорим друг с другом 257

Тренинг навыков конструктивного взаимодействия с собеседником 257

Глава 13 «Позвольте мне свое суждение иметь...» 267

Упражнения для совершенствования психологических, логических и этических умений, необходимых в общении 268

Глава 14 Неумение слушать — серьезная ошибка 275

Упражнения на развитие творческих слуховых восприятий 276

Глава 15 Простые словесные игры 280

Заключение 294

Словарь-справочник 300

Приложение 1 Список слов с разной длиной и разной ритмической структурой 312

Приложение 2 Чистоговорки и пословицы для отработки навыков голосоведения 315

Приложение 3 Тренинговые тексты для удлинения продолжительности речевого выдоха 322

Приложение 4 Тексты на совершенствование чувства ритма и выразительности речи 325

Диалоги 336

Приложение 5 Тексты песен 348

Приложение 6 О курсе лечения в условиях стационара и при амбулаторных занятиях 354

Приложение 7 Ориентировочное содержание самостоятельных занятий на этапах логопедической коррекции 358

Подготовительный этап 358

Основной этап 359

Заключительный этап 361

Приложение 8 Интерпретация тестов 363

Тест 1. Приятно ли с вами общаться? 363

Тест 2. Коммуникабельны ли вы? 363

Тест 3. Какое ваш уровень владения невербальными компонентами в процессе общения? 365

studfiles.net


Смотрите также