Упражнения «Звонкие и глухие согласные звуки». Упражнения глухие и звонкие согласные


Упражнения «Звонкие и глухие согласные звуки», ФГОС

Звонкие и глухие согласные звуки.

Карточка № 1

Выпал первый снежок. Побелели тропки в лесу. Берега речки Камышинка оделись в прозрачный ледяной воротничок.

1. Запиши текст.

2. Во втором предложении подчеркни глухие согласные, в третьем предложении - звонкие согласные.

Карточка № 2

Прочитай.

Б В Г _________

П Ф К _________

1. Допиши парные согласные.

2. К каждой паре подбери примеры слов.

3. Запиши эти пары слов.

Карточка № 3

На реке у берега стоял ______. Спелый _____упал на землю. Ребята бежали на ________. У Алёши в руках был _______. Мальчик гонит гусей на _______.

Слова для справок: плод, плот, прут, пруд.

1. Чем похожи слова, данные для справок? В чём их различие?

2. Спиши предложения. Вставь подходящие по смыслу слова. Рядом напиши проверочные.

3. Составь и запиши предложения со словами молод, молот.

Карточка № 4

Выпал сне__ . Кате хотелось по сне_ ку погулять. Она вышла в са _ . Там был сле _ зверька.

1. Какое правило надо вспомнить, чтобы написать слова с пропущенными буквами без ошибок?

2. Дополни текст 1-2 предложениями. Запиши их.

3. Подчеркни согласные в конце слов. Подбери проверочные слова.

Карточка № 5

Снег да мороз царствует всюду. Избы стоят притихшие. Из труб валит дым. Суровый январь заглянул и в лес. Около старой ёлки громадный сугроб. Может, там медведь спит?

1. Как понять выражение царствуют всюду?

2. Выпиши слова, в которых звонкую согласную на конце слова надо проверять.

3. Запиши два последних предложения. Запиши ответ на предложение-вопрос.

Карточка № 6

Стоят жаркие деньки. Глеб и Олег бегут на пляж. Там ребята строят плот. Рядом морская вода омывает берег и ноги мальчиков. Они бегут купаться. Хороша водица!

1. Как бы ты озаглавил данный текст?

2. Выпиши предложения, в которых есть орфограмма на парную согласную на конце слова.

3. Подчеркни слова с парной согласной на конце слова. Подбери к ним проверочные слова. Повтори правило.

Карточка № 7

Мороз не страшен.

Лес скинул листву. Он стал совсем голым. Тихо подкрался мороз. У берегов озера лёг тонкий лёд. Стайки рыб спрятались на дно. Там им тепло.

1. Перечитай текст по слогам. Обрати внимание на слова, которые могут вызвать у тебя затруднения при написании.

2. Подумай, сколько частей в этом тексте. Вторую часть начни писать с красной строки.

3. Запиши текст по памяти. После написания сделай сам проверку.

Карточка № 8

Изгоро _ ь, шка _ , стол _ , бро _, гара _ , гла _ , пока _ , поез _ , шар_ , бро _ь.

1. Подумай, какие парные согласные ты напишешь на конце каждого слова? Какие подберешь проверочные слова?

2. Запиши эти пары слов. Первым записывай проверочное слово. Подчеркни орфограмму.

3. С одним из слов составь предложение. Запиши его. Подчеркни парную согласную на конце слова.

Карточка № 9

Друг - человек, близкий по интересам, товарищ, приятель.

Дуэт - музыкальное произведение для двух исполнителей.

1. Постарайся запомнить значения новых для тебя слов.

2. Запиши одно из толкований, по выбору.

3. С одним из слов составь предложение и запиши его.

4. Подчеркни слова с парной согласной на конце слова. Вспомни правило.

Карточка № 10

Герб - отличительный знак государства.

Герб - отличительный знак города, земли (области).

Долг - обязанность; то, что необходимо выполнить.

Долг - то, что взято на время, взаймы.

1. Постарайся запомнить значения новых для тебя слов.

2. Запиши одно из толкований, по выбору.

3. С одним из слов составь предложение и запиши его.

4. Подчеркни слова с парной согласной на конце слова. Подбери проверочные слова.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Звонкие и глухие согласные звуки

Ответы к стр. 10 - 18

Упражнение 17, с. 10

17. Помогите коту и собачке собрать в одну группу буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки, а в другую - буквы, которые обозначают глухие согласные звуки. Соедините линиями буквы каждой группы.

котёнок Глухие → ч → х → ш → с → т → ц → к → щ → п → ф

 

СобачкаЗвонкие → й → л → н → р → з → м → д → б → ж → г → в

  • Произнесите звуки, которые могут быть обозначены выделенными буквами

ч - [ч’]        м - [м], [м’],      й - [й’]      т - [т], [т’]

Упражнение 18, с. 10

18. Прочитайте. Впишите в предложение пропущенное слово.

Такой на улице мороз -Я, как сосулька, весь промёрз.

Л. Яковлев

  • Подчеркните в выделенном слове буквы, которыми обозначены глухие парные согласные звуки.

Упражнение 19, с. 11

19. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова-названия согласных звуков.

1. Глухой согласный звук состоит из шума.2. Звонкий согласный звук состоит из шума и голоса.

Упражнение 20, с. 11

20. Впишите в "домик" пропущенные буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки.

лоб, хлебзов, клювдог, снегобед, холодгараж, стрижмороз, рассказ б - пв - фг - кд - тж - шз - с сноп, копшарф, жирафток, луккот, пилотмалыш, карандашкокос, страус
  • Подберите и запишите слова, которые заканчиваются этими буквами.

Упражнение 21, с. 11

21. Найдите в орфографическом словаре учебника слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова. Запишите несколько слов.

Алфавит, вдруг, город, завод, карандаш, класс, молоток, мороз, народ, обед, платок, рисунок, ученик, язык.

Упражнение 22, с. 12

22. Прочитайте. О каком правиле идёт речь? Почему согласные так названы?

Парные согласные - самые опасные!В корне ты их проверяй -Рядом гласный подставляй!

Речь идёт о правиле правописания слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Такие согласные названы "опасными", потому что мы можем выбрать неправильную букву, обозначающую парный по глухости-звонкости согласный звук в корне слова перед другим парным согласным. Это "ошибкоопасные" места, или орфограмма.

Упражнение 23, с. 12

23. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. Будет хлеб, будет и обед. 2. Был бы пирог, найдётся и едок. 3. Кто ленив, тот и сонлив. 4. Некрасив лицом, да хорош умом. 5. Медведь неуклюж, да дюж.

  • Устно подберите проверочные слова к словам с пропущенными буквами.

Хлеб (хлеба), обед (обеды), пирог (пироги), едок (едоки), ленив (ленивый), сонлив (сонливый), некрасив (некрасивый), хорош (хороший), медведь (медведи), неуклюж (неуклюжий).

Упражнение 24, с. 12

24. Прочитайте.

Скрипит мороз. Сердит мороз.И снег сухой и колкий.И вяз озяб, и дуб замёрз.Насквозь продрогли ёлки.

Г. Волжина

  • Выберите для каждого слова правильную букву из скобок, подчеркните её. Запишите эти слова.

Мороз, снег, вяз, озяб, дуб, замёрз, насквозь.

Упражнение 25, с. 13

25. Прочитайте строки из американской песенки, которую перевёл Леонид Яхнин.

Пирог печёт старушка ФоггНа кухне у плиты,А пёс бульдог по кличке ДогИдёт полить цветы.Берёт пирог старушка ФоггИ чаю с молоком,А пёс бульдог по кличке Дог -В ней рядом за столом.

  • Как вы думаете, что в этих строках правда?

Правда:Пирог печёт старушка ФоггНа кухне у плиты...Берёт пирог старушка ФоггИ чаю с молоком...Строчки про бульдога - небылица.

  • Подчеркните в словах орфограммы на изученные правила.

Упражнение 26, с. 13

26. Прочитайте. Запишите слова, заменяя выделенные звуки буквами.

чá[ш]ка - чáшка           укá[с]ка - укáзкалó[ш]ка - лóжка            кá[с]ка - кáскалá[ф]ка - лáвка             лó[к]ти - лóктикó[ф]та - кóфта             кó[к]ти - кóгтишá[п]ка - шáпка            лó[т]ка - лóдкашý[п]ка - шýбка            щё[т]ка - щётка

 

  • Подготовьтесь доказать, что вы правильно записали слова.

Чашка (чашечка), ложка (ложечка), лавка (лавочка), кофта - словарное слово, надо запомнить, шапка (шапочка), шубка (шубы), указка (указочка), каска (касочка), локти (локотки), когти (коготки), лодка (лодочка), щётка (щёточка). 

Упражнение 27, с. 14

27. Прочитайте. Подчеркните согласные, написание которых надо проверять.

Нóгти, загáдка, скóльзкий, моркóвный, моркóвка, рóбкий, сторóжка, рóбок, скользи́ть, нóготь, сторожи́ть, загáдывать.

  • Найдите для каждого проверяемого слова проверочное. Запишите по образцу.

(Рóбок) рóбкий, (сторожи́ть) сторóжка, (загáдывать) загáдка, (нóготь) нóгти, (скользи́ть) скóльзкий, (моркóвный) моркóвка.

Упражнение 28, с. 14

28. Прочитайте. Назовите сказки.

1. Золушка, убегая из дворца, потеряла хрустальный башмачок.2. Белоснежка очень подружилась с семью гномами.

  • Вставьте пропущенные слова. Подчеркните в них буквы, которыми обозначены парные по глухости-звонкости согласные звуки.

Упражнение 29, с. 15

29. Подберите к каждому слову однокоренное проверочное слово. Запишите по образцу.

Дубки́ - дубы́, я́годка - я́годы.Лóвкий - лóвок, бли́зкий - бли́зок.Лóжка - лóжечка, булáвка - булáвочка.Прóсьба - проси́ть, сторóжка - сторожи́ть.Вéжлив - вéжливый, хорóш - хорóший.

  • Подчеркните в словах буквы, написание которых вы проверяли.

Упражнение 30, с. 15

30. Прочитайте загадку. Вставьте пропущенные буквы и слово. Нарисуйте отгадку.

Я круглый, я гладкийИ на вкус приятно сладкий.Знает каждый карапуз,Что зовут меня арбуз.        

    арбуз

Упражнение 31, с. 15

31. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. Сли́вки, голубцы́, пирожки́, водолáз.2. Вдруг, блýзка, сапóжки, рубáшка.

Лишние слова -  водолаз, вдруг, так как орфограмма на конце слова, а в остальных - в корне слова.

  • Подчеркните лишнее слово в каждой группе слов. Объясните свой ответ.

Упражнение 32, с. 16

32. Прочитайте. Выберите нужную букву и вставьте её в слова.

Б? П?Дуб, шуруп, ошибка, кнопка, гибкий.Г? К?Айсберг, цирк, лёгкий, юг, мягкий.В? Ф?Остров, жираф, кофта, ловкий, клюв.Д? Т?Йод, взгляд, клетка, загадка, крот.Ж? Ш?Чиж, варежка, ёрш, лягушка, книжка.З? С?Груз, соус, салазки, маска, сказка.

Упражнение 33, с. 16

33. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. У каждого дерева свой плод. По реке плывёт плот.2. В руках у мальчика прут. В деревне глубокий пруд.3. Красив летом цветущий луг. На грядке вырос зелёный лук.4. На клумбе рос куст алых роз.

  • Чем интересны слова с пропущенными буквами? В последнем предложении подчеркните главные члены.

В каждой паре слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному.

Упражнение 34, с. 17

34. Прочитайте. Выполните задания, данные в таблице.

Произношу! Проверяю! Записываю!
ястре[п]д[и]ревьязаво[т]м[а]ряксапо[к]д[а]лёкийре[т]кий ястребáдéревозавóдымóресапоги́дальрéдок ястребдеревьязаводморяксапогдалёкийредкий

  • Объясните, как вы подбирали проверочные слова для слов с безударным гласным звуком и для слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слов.

Мы подбирали такие проверочные слова для слов с безударным гласным звуком, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным. Для слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова мы подобрали однокоренное слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком.

Упражнение 35, с. 17

35. Прочитайте загадки. Вставьте пропущенные буквы в отгадках.

1.  Сам худ, голова с пуд, как ударит - крепко станет. (М о л о т о к)2. Не снег, не лёд, а серебром деревья уберёт. (И н е й)

  • Подчеркните в словах орфограммы.

Упражнение 36, с. 18

36. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Январь

Я люблю тебя, Январь!Для меня ты месяц лучший -Молодой, большой, скрипучий,Золотистый, как янтáрь!Солнце, снег, огонь, мороз -Пламя белое берёз!

С. Козлов

  • Согласны ли вы с мнением автора?  Что означает слово янтарь?

Янтарь - окаменевшая смола, жёлто-бурого или золотистого цвета.

  • Какие из выделенных орфограмм вы не можете объяснить? Почему? Подчеркните эти орфограммы.

Подчёркнутые орфограммы мы не можем объяснить, потому что это безударные гласные звуки в корне, которые проверить нельзя. Правописание таких слов надо либо запоминать, либо проверять по орфографическому словарю.

Упражнение 37, с. 18

37. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Лёгкий мороз, большой сугроб, серебристый иней, Снегурочка, снегопад, Дед Мороз, пушистые снежинки, мягкий снег, коньки, гладкий лёд, снеговик.

  • Какая тема связывает эти слова и сочетания слов?

Тема зимы связывает эти слова и сочетания слов.

  • Составьте устно текст на эту тему.

На улице стоял лёгкий мороз. Вчерашний снегопад укутал город мягким снегом, крыши домов искрились от серебристого инея. Вьюга намела большие сугробы.Дети не могли усидеть дома. Надев новые коньки, с самого утра рисовали узоры на гладком льду. Малыши играли в снежки и лепили снеговика.Пушистые снежинки весело кружились, как дети в новогоднем хороводе с Дедом Морозом и Снегурочкой.

Ответы по русскому языку. 2 класс. Рабочая тетрадь. Канакина В. П.

Ответы к домашнему заданию. 2 класс. Все предметы

Звонкие и глухие согласные звуки

4.7 (94%) от 10 голосующих

razviwaika.ru

Глухие и звонкие согласные / Согласные звуки и буквы, их обозначающие / Звуки и буквы / Справочник по русскому языку для начальной школы

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Звуки и буквы
  5. Согласные звуки и буквы, их обозначающие
  6. Глухие и звонкие согласные

Согласные звуки могут произноситься с большей или меньшей степенью звучности. В соответствии с этим выделяют звонкие и глухие согласные.

Глухие согласные звуки состоят из шума, а звонкие согласные звуки - из шума и голоса.

Некоторые согласные звуки являются парными по звонкости-глухости, т.е. могут озвончаться или оглушаться в зависимости от положения в слове. А некоторые являются непарными, т.е. их звучание не зависит от положения.

Таблица согласных звуков парных и непарных по звонкости/глухости:

Группы

согласных

Парные Непарные
Звонкие [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’] [й’], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’]
Глухие [п], [п’], [ф], [ф’], [к], [к’], [т], [т’], [ш], [с], [с’] [ц], [х], [х’], [ч’], [щ’]

Согласные парные звонкие звуки оглушаются:

  • в конце слова - зуб [зуп], стог [сток], плов [плоф]
  • перед глухими согласными звуками - губки [гупки], ложка [лошка], низко [н’иска]

Согласные парные глухие звуки озвончаются:

  • перед звонкими согласными звуками - сделка [з’д’элка], молотьба [малад’ба]

Правильное написание парных согласных по звонкости/глухости - это орфограмма, которая требует проверочного слова.

Непарные по звонкости/глухости согласные звуки не оглушаются и не озвончаются, независимо от того, в каком месте слова или перед какими звуками (звонкими или глухими) они находятся.

Например: сор [сор], дом [дом], корка [корка], Димка [димка]

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Мягкие и твёрдые согласные

Алфавит

Гласные звуки и буквы, их обозначающие

Согласные звуки и буквы, их обозначающие

Слог

Ударение

Фонетический разбор

Звуки и буквы

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Упражнение 6, Канакина, Горецкий, Учебник

Упражнение 2, Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь

Упражнение 3, Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь

Упражнение 98, Полякова, Учебник

Упражнение 99, Полякова, Учебник

Упражнение 100, Полякова, Учебник

Упражнение 102, Полякова, Учебник

Упражнение 109, Полякова, Учебник

Упражнение 11, Чуракова, Учебник

2 класс

Упражнение 25, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 27, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 28, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 18, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 19, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 21, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 28, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 29, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 21, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 22, Полякова, Учебник, 2 часть

3 класс

Упражнение 209, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 92, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 187, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 188, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 192, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 196, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 202, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 3, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

Упражнение 3, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

4 класс

Упражнение 8, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

Упражнение 8, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

Упражнение 1, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

Упражнение 433, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

5 класс

Упражнение 284, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 287, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 289, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

© 2018 - budu5.com, Буду отличником!

budu5.com

Конспект логопедического занятия по теме «Звонкие и глухие согласные» в 1-м классе

Разделы: Начальная школа, Логопедия

Цели.

  1. Закрепить понятие о звонких и глухих согласных.
  2. Упражнять детей в различении звонких и глухих согласных звуков на слух и с помощью тактильных ощущений.
  3. Развивать фонематический слух.
  4. Формировать навыки звукового анализа и синтеза.
  5. Развивать мышление и память.
  6. Воспитывать внимание к языковым явлениям.

Оборудование.

  1. Демонстрационный материал: символы звонких и глухих согласных. (Рисунок 1)
  2. Предметные картинки: трава, паучок, цветы, шиповник, черника, земляника, мак, ромашка, жук, грибы, колокольчик, кузнечик, хвощ, муравей, дятел, крот, слон, смородина, козы, косы.
  3. Игрушки: Кнопочка (Рисунок 35) в коробке и Лохматик (Рисунок 36) в лукошке.
  4. Указатели с надписями: “тропинка” и “дорожка”, “камень” у развилки дорог. Иллюстрации к сказке “Репка”.
  5. Раздаточный материал: тетради, ручки синего и зеленого цвета, карандаши, карточки с индивидуальными заданиями, наборы для составления схем.

Ход занятия

I. Оргмомент

Л. - Сядет тот, кто назовет слово, в котором первый звук согласный.

II. Повторение

Л. - Какие звуки называются согласными?

Д. - Согласными называются такие звуки, при произнесении которых выдыхаемая воздушная струя встречает преграду.

Л. - Какие бывают согласные звуки?

Д. - Согласные звуки бывают: твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Л. - Верно. Поговорим о звонких и глухих согласных.

- Какой согласный звук называется звонким?

Д. - Согласный звук, который произносится с голосом, называется звонким.

Л. - Какой согласный звук называется глухим?

Д. - Согласный звук, произноситься без голоса, называется глухим.

Л. - Как можно почувствовать, звонкий или глухой согласный звук?

Д. - Можно приложить ладошку к горлышку, произнести звук, и если ладошка почувствует дрожание, значит работают голосовые связки, звук произносится с голосом, он звонкий. Если ладошка не почувствует дрожания, значит голосовые связки не работают, голос не образуется, звук произносится без голоса, он глухой.

Можно произнести звук с закрытыми ушами. Если в ушах раздается звон, значит это звонкий звук. Если в ушах звона нет – значит звук глухой.

Л. - Молодцы.

Сегодня на занятии мы поупражняемся в различении звонких и глухих согласных звуков. Давайте начнем.

III. Дифференциация звуков по звонкости - глухости.

1. Различение изолированных звуков по звонкости - глухости.

Л. - Я буду произносить звук, а вы звените воображаемым колокольчиком, если звук звонкий и закрывайте уши ладошками, если звук глухой. (На доске выставляются символы звуков)

З Ж Х Л П Щ Н Г Ч Ф Р

Л. - Вы хорошо различаете звонкие и глухие согласные. Это вам поможет справиться со следующим заданием.

2. Различение звонких и глухих согласных в слогах.

На доске камень (Рисунок 2), рядом с ним шест для указателей, указатели с надписями “тропинка” и “дорожка” (Рисунок 3 и Рисунок 3_1) лежат возле камня перевернутые. От камня влево отходит цепочка слогов с глухими согласными, вправо – цепочка слогов со звонкими согласными (по 3-4 слога). Здесь же под камнем коробочка и лукошко с игрушками (можно поставить их на стул у доски, потом его убрать).

Л. - Перед вами два пути Выбирай, куда идти. Где тропинка, где дорожка, Поразмысли ты немножко.

Надо поставить указатели (Рисунок 3).

- Что надо узнать?

Д. - Надо узнать, где тропинка, а где дорожка.

Л. - Какой первый звук в слове тропинка?

Д. - В слове тропинка первый звук [т] - согласный глухой.

Л. - Значит, тропинка состоит из слогов...

Д. - .. .с глухими согласными.

Л. - Какой первый звук в слове дорожка?

Д. - В слове дорожка первый звук [д] - согласный звонкий.

Л. - Значит, дорожка состоит из слогов...

Д. - .. .со звонкими согласными.

Л. - Кто догадался, где тропинка?

Р. - Вот это - тропинка, потому что здесь все слоги с глухими согласными звуками.

Л. -Я проверю первый слог, остальные проверите вы.

В слоге (по) согласный звук [п], он глухой.

(Далее дети проверяют оставшиеся слоги).

Л. - Тропинку мы нашли, значит это дорожка? Проверьте!

Д. - В слоге (ма) согласный звук [м] - он звонкий...

(Проверяют оставшиеся слоги и ставят правильно указатели).

Л. - Молодцы, справились и с этим заданием. Пойдем по тропинке? Но стойте, ребята,

давно я смотрю на эту коробочку и на это лукошко. Зачем они здесь, на нашем пути?

(Логопед достает из лукошка игрушку, а потом и вторую). (Рисунок 4)

- Ой, Лохматик, как ты тут оказался? Теперь я догадываюсь, кто в этой красной коробочке прячется. Кнопочка, выходи! Знакомьтесь, ребята, это неразлучные друзья: Кнопочка и Лохматик. Они так хотели попасть к вам на занятие, вот и спрятались здесь. Что с ними делать? Возьмем их с собой? Тогда пусть они помогают нам различать звонкие и глухие согласные.

Л. - Какой первый звук в слове Кнопочка?

Д - В слове Кнопочка первый звук [к] – согласный, глухой.

Л. - Вот тебе, Кнопочка, наушники - символ глухого звука. (Рисунок 1)

- Какой первый звук в слове Лохматик?

Д. - В этом слове первый звук [л] - согласный звонкий.

Л. -Возьми, Лохматик, звонкий колокольчик. (Рисунок 1). А теперь – в путь!

(Логопед читает надпись на камне).

По тропинке вы пойдете Там полянку вы найдете.

(Дети читают хором цепочку слогов).

Л. - Вот и пришли мы на полянку. А на ней чего только нет!

На доске картинки: трава, черника, смородина, паучок, цветы, земляника, жук, грибы, мак, бабочка, стрекоза. (Рисунки 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15)

3. Различение звонких и глухих согласных в начале слова. Коллективная работа.

Л. - Какой первый звук в слове полянка?

Д. - В слове полянка первый звук [п], он согласный, глухой.

(Логопед прикрепляет символ глухих согласных – наушники, над картинками).

Л. - На “глухой” полянке надо оставить только те картинки, в названии которых первый звук глухой.

(Дети классифицируют картинки, убирая с доски неподходящие).

Д.  - Трава – в этом слове первый звук [т], он согласный, глухой. Траву надо оставить на полянке. Мак- в этом слове первый звук [м], он согласный, звонкий. Мак уберем с полянки. И т.д.

Л. - Кнопочка говорит, что на полянке всегда растут ромашки (Рисунок 16), а в траве прыгают кузнечики (Рисунок 17). (Картинки выставляются на доске) Оставим эти картинки?

Д. - Кузнечика оставим, а ромашки надо убрать, потому что в этом слове первый звук [р] - согласный, звонкий.

4. Различение звонких и глухих согласных в начале слова. Самостоятельная работа с карточками.

Л. - У каждого есть вот такой листок (Рисунки 18, 19, 20, 21, 22, 23). В середине листа - полянка, по бокам картинки. Надо соединить с полянкой те картинки, в названии которых первый звук согласный глухой. Выполняйте задание.

Л. - Назовите, что вы поместили на свою глухую полянку?

(Дети поочередно называют слова, начинающиеся на глухой согласный звук).

5. Различение звонких и глухих согласных в конце слова. Работа в тетрадях.

Л. - А теперь поиграем в игру “Третий лишний”.

(Логопед демонстрирует картинки с изображениями дятла, крота и слона). (Рисунки 24, 25, 26)

- Кто здесь третий лишний?

Д. - Дятел лишний, потому что это птица, а крот и слон - животные.

Л. - Можно проверить и по-другому. “Запишите” эти слова по порядку и определите последний звук в слове.

Дети изображают слово схематично, рисуя полоску. В конце полоски рисуют синий квадрат, изображая твердый согласный звук. Над звонкими звуками ставят точку (звоночек). Скажите, кто теперь лишний?

Д. - Крот лишний, потому что в этом слове последний звук согласный глухой, а в остальных словах последний звук звонкий.

(Логопед демонстрирует картинки: муравей, колокольчик и хвощ). (Рисунки 27, 28, 29)

Л. - Кто здесь третий лишний?

Д. - Муравей лишний. Это насекомое, а колокольчик и хвощ - это растения.

Л. - Проверьте по последнему звуку в слове. Кто третий лишний?

(Дети в тетради выполняют аналогичную работу)

Д. - Муравей лишний. Последний звук в этом слове - согласный звонкий, а в остальных словах - глухой.

Л. - Какие картинки мы можем поместить на глухую полянку?

Д. - Крот, колокольчик и хвощ.

Л. - Чудесная полянка получилась у нас. Кому подарим полянку - Кнопочке или Лохматику? А тебе, Лохматик, в твое лукошко соберем картинки, названия которых начинаются на звонкий согласный. Вот тебе жук, мак, грибы и земляника. Ребята, а вы какие картинки отдадите Лохматику?

(Логопед проходит с лукошком мимо детей. Дети, имитируя движение, “кладут картинки” в лукошко, называя слова с индивидуальной карточки со звонким согласным в начале).

А теперь попрощаемся с игрушками.

6. Физкультминутка.

Л. - Встаньте, покажите, как вы шли к полянке.

Мы к лесной полянке вышли, (Дети шагают)Поднимая ноги выше, - Через кустики и кочки, Через ветви и пенечки. Собирали ягоды, (Наклоны вперед)И вели им счет: Две ягоды в кружку, (Каждый палец поочередно касается большого пальца) Две ягоды в рот.

Л. - А кто помнит, какие ягоды росли на нашей полянке? (Черника, смородина и земляника)

Л. - Нас ждет звонкая дорожка. Пойдете по ней?

(Логопед читает на камне)

Л.

- А пойдете по дорожке - Может быть, найдете кошку.

Л.

- Странно. Звонкая дорожка Мимо быстрой речки, Под названьем Ласка, Вдоль берез высоких Привела нас в сказку.

Л. - Какой первый звук в слове сказка?

Д. - Первый звук [с], он согласный, глухой.

Л. - Очень Странно. Шли по звонкой дорожке...

(На доске табличка с надписью: звонкая сказка)

Ах, это звонкая сказка! Значит, не ошиблись.

На доске иллюстрации к сказке “Репка”. (Рисунки 30, 31)

Узнали, какая сказка?

Но что это?

Бедная, бедная, бедная книжка Бабка в ней плачет, и внучка, и мышка В сказке случилась большая беда Кошка ушла, не знают куда.

Звонкою сказка хотела бы стать. Кошку решили сначала прогнать. Кошка обиделась, “мяу” сказала, Хвостом вильнула, и с книжки сбежала.

В сказке все плачут теперь без конца. Нет в этой сказке былого конца. Кошку на место скорее верните! Звонкою сказке стать помогите!

Л. - Что случилось в этой сказке?

Д. - Из сказки ушла кошка.

Л. - Надо сначала узнать, почему прогнали кошку.

7. Выделение и характеристика первого звука в слове. Решение логической задачи. Работа в тетрадях.

Л. - Будем записывать всех героев сказки. Достаточно записать первый звук. Какой первый звук в слове репка?

Д. - Первый звук [р"], он согласный, мягкий, звонкий. Нарисуем зеленый квадратик, над ним поставим звоночек - точку.

Л. - Работайте самостоятельно.

Л. - Кто догадался, почему прогнали кошку?

Д. - Все герои сказки начинаются на звонкий согласный звук, а кошка - на глухой. Если убрать кошку, то сказка станет звонкой.

Л. – Но, почему же тогда все плачут?

Д. - Не могут вытянуть репку без кошки. Сказка не может закончиться.

Л. - Как нам кошку вернуть в сказку?

Д. - Придумать ей имя, которое начинается на звонкий согласный звук. (Мурка)

Л. - Что изменится?

Д. - Звук [к] поменяем на [м], он звонкий. Вот теперь вся сказка звонкая.

Л. - Молодцы, ребята! И сказке помогли стать звонкой, и кошку вернули. Надо позвать ее. Закройте глазки и ласково скажите: кис-кис-кис, Мурочка, вернись!

После этого детям демонстрируется счастливый конец сказки. (Рисунок 32)

8. Работа с паронимами. Звуковой анализ слова. Преобразование слова.

Л. - Вот вам загадка от деда и бабки: С глухим они траву срезают. Со звонким - листья объедают.

На доске выставляются картинки: козы, косы. (Рисунки 33, 34)

Д. - Траву срезают косы, листья объедают козы.

Л. - Составьте звуковую схему слова козы. Составьте звуковую схему слова косы. Все ли звуки одинаковы в этих словах?

Д. - Нет. Третий звук в слове козы звонкий, а в слове косы - глухой.

Л. - А чем еще отличаются эти слова?

Д. - У них разные значения.

Л. - Что будет, если звук [з] поменять на [с]?

Д. - Козы превратятся в косы.

Л. - Мы видели, как один звук может изменить значение слова. Послушайте предложения и исправьте в них ошибки:

Жила-была коса с козлятами.

В каком слове ошибка?

Д. - Ошибка в слове коса. Вместо звука [с] надо произносить звук [з]. Жила-была коза с козлятами.

Кукареку! Несу козу на плечи, хочу лису посечи. Уходи лиса вон!

Д. - Ошибка в слове козу. Надо поменять звук [з] на звук [с]. Несу косу.

IV. Итог. Согласные звонкие и глухие звуки путать нельзя. Вы такие ошибки делать не будете, потому что научились различать звонкие и глухие согласные звуки. Вы хорошо потрудились. Молодцы.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Глухие и звонкие согласные

Изучаем глухие и звонкие согласные

Правила и примеры преодоления речевого недоразвития

Преодоление речевого недоразвития и укрепление психофизического здоровья детей, имеющих нарушения, посредством использования разнообразных методов коррекционной работы.

Иногда дети произносят звонкие согласные как глухие. выражается по-разному: или частичное оглушение. Состояние (принимаемая форма) речевых органов при произнесении парных звонких и глухих звуков ф-в, с-з, ш-ж, п-б, т-д, к-г) сходно.При произношении звонких согласных приходят в движение голосовые связки, работает с напряжением, при произношении - голосовые связки не вибрируют, артикуляционный аппарат работает с меньшим напряжением.Становится понятным, что затруднения обусловлены не самим по себе воспроизведением звуков, а недостаточно четким разграничением их между собой на слух. Расматриваются разные причины нарушения речи:. Как следствие неразличение звонких и глухих согласных в речи влечет за собой ошибки при письме и чтении. Обычно внимательные родители этот дефект замечают ещё на раннем развитии своего малыша и сразу берутся за его исправление. Работа начинается с правильного изолированного произношения смешиваемых звуков, а заканчивается упражнениями по их дифференциации.

Последовательность такова: Сначала "осваиваются" щелевые звуки ф-в, с-з, ш-ж, как более простые по артикуляции, а затем взрывные - п-б, т-д, к-г.

Звуки Ф-В

Попросите ребенка протяжно произносить звук ф и далее, не прерывая выдоха, "включить" голосовые связки, подать голос - получится звук в.

Поясните ребенку, что звук ф произносится глухо, без голоса, а при произношении звука в голосовые связки смыкаются и вибрируют. Вибрацию можно ощутить прикосновением руки к гортани. Упражняйтесь с ребенком в поочередном произношении звуков ф и а.

Упражнение: сопоставьте звуки с буквами. Вы называете звук, ученик показывает соответствующую букву, и наоборот: вы показываете букву, ребенок произносит соответствующий звук.

Дифференциация звуков в слогах:

- фа-ва, фо-во, фу-ву, фы-вы, фи-ви; - фи-ви-фа, фо-во-фо, фу-ву-фу, фы-вы-фы, фи-ви-фи; - афа-ава, офо-ово, уфу-уву, ыфы-ывы, ифи-иви

Упражнение: сложить эти слоги из букв разрезной азбуки и прочитать.

Дифференциация звуков в словах:

- фаня - Ваня; - фаза - ваза; - фантик - винтик; - фляга - влага; - флакон - вагон;

Обратите внимание ребенка на то, как с изменением одного звука слово приобретает новое значение.

Упражнение: вставить пропущенные буквы в слова (ф)ара, по(в)ар, не(ф)ть, под(в)ода, ту(ф)ли, ке(ф)ир. ко(в)ер.

Дифференциация звуков в предложениях:

- фа н я и Ваня купили вафли. - Вьются флаги у ворот. - В шкафу висит кофта.

Диктант (слова с буквой ф надо записывать в один столбик, с буквой в-в другой): филин, соловей, посевы, зефир, лифт, проводник, влага, флаги, туфли, весна.

Дифференциация звуков при чтении текста:

"фаня спросила тётю феню: "Почему на улицах флаги?" Тетя феня ответила: "Сегодня вторник, 23 февраля. День Советской Армии и Военно-Морского Флота"

Звуки С-З

Дайте образец звучания. Поясните разницу в образовании звуков. Звук с-глухой, звук з- звонкий, потому что в его произнесении участвуют голосовые связки. Пусть ребенок при произнесении з поднесет руку к гортани и почувствует, как она вибрирует. Постоянно напоминайте ребенку, что таким способом он может проверять правильность произношения звонких согласных.

Упражнение: сопоставьте звуки с буквами. Вы называете звук, ребенок показывает соответствующую букву, и наоборот.

Дифференциация звуков в слогах:

- са-за, со-со, су-зу, сы-зы, си-зи; - са-за-са, со-зо-со, су-зу-су, сы-зы-сы, си-зи-си; - аса-аза, осо-озо, усу-узу, ысы-ызы, иси-изи

Упражнение: сложить эти слоги из букв разрезной азбуки и прочитать.

Дифференциация звуков в словах:

- коса - коза, - роса - роза, - сазан, застенок, заносы, зубоскал, слеза, сказал, заскочил

Упражнение: вставить пропущенные буквы в слова (с)олить, во(з)ить, зве(з)да, во(с)ток, при(з)ы.

Дифференциация звуков в предложениях:

В саду созрела, смородина. В колхозе сеяли. На заводе делают самолеты.

Диктант (как и на предыдущих занятиях, слова с буквой с записываем в один столбик, с буквой з- в другой): овес, роза, забор, колеса, сестра, золото, газон, кусок, зубы, супы, азбука, астры.

Дифференциация звуков при чтении текста:

"У сусликов острые зубы. Они грызут зерно и стебли хлебных злаков. Суслики поедают много зерна. Надо беречь зерно от сусликов".

Звуки Ш-Ж

Работу ведите по уже сложившейся схеме: дайте образец звучания, напомните, чем отличается звук ш от звука ж, и переходите к постановке звука ж. Вместе упражняйтесь в изолированном произношении ш и ж.

Упражнение: сопоставьте звуки с буквами. Вы называете звуки, а ребенок показывает соответствующие буквы, и наоборот.

Дифференциация звуков в слогах:

- ша-жа, шо-жо, шу-жу, ши-жи; - ша-жа-ша, шо-жо-шо, шу-жу-шу, ши-жи-ши; - аша-ажа, ошо-ожо, ушу-ужу, иши-ижи

Упражнение: сложить эти слоги из букв разрезной азбуки и прочитать.

Дифференциация звуков в словах:

- шил - жил - шар - жар,- шаль - жаль, - жутко - шутка; - лыжи - мыши; - пушок, петушок, окошко, сережка

Упражнение: вставить пропущенные буквы в слова: лу(ж)и, ло(ш)адь, опу(ш)ка, ши(ш)ки, (ж)ук, ва(ж)ный.

Дифференциация звуков в предложениях:

- Шел снежок. - Жабу заметили мальчишки. - Шура кормил журавленка.

Диктант: Женя, шалаш, Миши, ежик, шест, лыжи, чижик, чашка, журавль, шишка, ежевика, ерши.

Дифференциация звуков при чтении текста:

"У Жени день рождения. Жене исполнилось шесть лет. Папа подарил Жене железную дорогу, мама - шерстяное кашне. Подарки Жене пришлись по душе".

Звуки П-Б

При работе над этими звуками стоит показать ребенку механизм их образования.

Начните со звука п: губы сомкнуты, расстояние между зубами и положение языка зависят от последующего гласного звука, мягкое нёбо прижато к задней стенке глотки, голосовые связки разомкнуты. Воздушная струя, проходя через ротовую полость, наталкивается на сомкнутые губы и "взрывает" их: возникает звук п.

Звук б имеет тот же механизм образования, но, чтобы его вызвать, надо к произношению п подключить голос, то есть заставить вибрировать голосовые связки.

Родители вместе с ребенком должны упражняться в изолированном произношении звуков п, б.

Упражнение: сами сопоставьте звуки с буквами п и б.

Дифференциация звуков в слогах:

- па-ба, по-бо, пу-бу, пы-бы, пи-би; - па-би-па, по-бо-по, пу-бу-пу, пы-бы-пы, пи-би-пи; - апа-аба, опо-обо, упу-убу, ыпы - ыбы

Упражнение: сложить эти слоги из букв разрезной азбуки и прочитать.

Дифференциация звуков в словах:

- папа - баба; - почка - бочка; - палка - балка; - пыль - быль; - бил - пил; - запирать - забирать; - подбородок - подпорка

Продиктуйте ребёнку эти слова: бара(б)ан, (п)арта, со(б)ака, лам(п)а, (п)ри(б)ор, пото(п), (б)умага, те(п)ло.

Дифференциация звуков в предложениях:

- Бабушка положила на полку большую палку. - Полкан бежал по дну балки. - Папа и бабушка пошли вброд.

Придумайте слова с буквами б и п. Пусть ребёнок запишет их сомостоятельно.

Дифференциация звуков при чтении текста:

"У Барбоса болела нога. Три дня пес лежал под крыльцом. Паша принес ему хлеба. Барбос лизнул Паше руку. Каждый день Паша приносил собаке обед".

Звуки Т-Д

Родители вместе с ребенком упражняются в изолированном произношении звуков т и д.

Упражнение: сопоставьте звуки с соответствующими буквами.

Дифференциация звуков в слогах:

- та-да, то-до, ту-ду, ты-ды, ти-ди; - та-ди-та, то-до-то, ту-ду-ту, ты-ды-ты, ти-ди-ти; - ата-ада, ото-одо, уту-уду, ити-иди

Упражнение: сложить эти слова из букв разрезной азбуки и прочитать.

Дифференциация звуков в словах:

- дом - том; - тетя - дядя; - точка - дочка; - дети, отдел, тетради, дремота, водосток, стыдно, бодрость

Вставить пропущенные буквы в слова: воро(т)а, (д)я(т)ел, про(д)ук(т)ы, прос(т)у(д)а, пого(д)а, пахо(т)а.

Дифференциация звуков в предложениях:

- Таня живет на даче. - По дуплу стучал дрозд. - Тома сидит дома. - Тина и Дина стояли под дубом.

Продиктуйте ребёнку эти слова: борода, трава, доска, тоска, поэт, салат, мармелад, судно, картошка, подарок, треска, дрова.

Дифференциация звуков при чтении текста:

"Мой папа доктор. Он лечит детей. Дети его любят. Дома папа занимается со мной и Степой. Степу учит читать, а мне помогает решать задачи"

Звуки К-Г

Покажите образец звучания этих звуков. Поясните разницу в их образовании. Побуждайте ребенка произносить звук к с последующим подключением голоса - появляется звук г. Упражняйтесь в изолированном произношении этих звуков.

Упражнение: сопоставьте звуки с буквами.

Дифференциация звуков в слогах:

- ка-га, ко-го, ку-гу, кы-гы, ки-ги; - ка-га-ка, ко-го-ко, ку-гу-ку, кы-гы-кы, ки-ги-ки;

Упражнение: сложить эти слоги из букв разрезной азбуки и прочитать.

Дифференциация звуков в словах:

- игра - икра;- Галина - калина;- голос - колос; - рука, нога, год, кот, гуси, куры, губка, прогулка, крошка.

Вставить пропущенные буквы в слова: (г)ромко, (к)рыша, (г)лина, о(г)ород, (к)ино, при(к)аз, ги(г)ант, со(к)ол.

Дифференциация звуков в предложениях:

- Мы играли на горке. - Олегу купили новые коньки. - Как на горке, на пригорке сидят тридцать три Егорки.

Продиктуйте ребёнку эти слова: логопед, колос, голос, кот, окошко, нога, рука, берега, калоши, ягоды, музыка, кукуруза, гимнаст, гусь.

Дифференциация звуков при чтении текста:

"Галя взяла куклу и пошла гулять. Галя посадила куклу на травку рядом с гусеницей. Она знала, что гусеница не кусается. Галя стала собирать букет. А когда вернулась за куклой, то увидела кузнечика. Кузнечик испугался Гали и прыгнул в густую траву"

В методической рекомендации указан примерный ход работы по устранению дефектов произношения звонких согласных. Успех ее во многом будет зависеть от того, насколько последовательны и постоянны будут занятия родителей с ребенком. Не переходите от одних упражнений к другим до тех пор, пока он не усвоит их. Стремление поскорее добиться успеха не приносит желаемых результатов. Ваша задача обогащать познавательноречевую компетентность детей, осуществлять необходимую коррекцию речевых нарушений: воспитывать правильное звукопроизношение, развивать словарный запас, грамматический строй, связную речь, фонематические процессы и общие речевые навыки, формировать у детей потребность в активной деятельности, совершенствовать двигательные умения и навыки, развивать пальчиковую моторику, координацию движений, ориентировку в пространстве, вызывать желание преодолевать нарушения в речи и двигательной сфере, воспитывать у детей нравственноволевые качества личности, содействовать становлению субъективноценностного отношения к своему здоровью. На логопедических занятиях важно не только выработать тот или иной речевой навык, но и закрепить его во всех видах устной и письменной речи. Если почувствуете, что ребенку надоедают одни и те же упражнения, старайтесь видоизменить их, придумать новые, с другими словами, предложениями, текстами, стихами.

xn--80abl6aqcjc8ic.xn--p1ai

Упражнение на глухие и звонкие согласные

Родители часто отмечают, что дети иногда произносят звонкие согласные как глухие. Дефект выражается по-разному: полное отсутствие звонких или частичное оглушение. Дело в том, что уклад речевых органов при произнесении парных звонких и глухих звуков (ф-в, с-з, ш-ж, п-б, т-д, к-г) сходен. Отличие незначительное: при произношении звонких согласных приходят в движение голосовые связки, артикуляционный аппарат работает с большим напряжением, при произношении глухих - голосовые связки не вибрируют, артикуляция менее напряжена. Следовательно, затруднения обусловлены не самим по себе воспроизведением звуков, а недостаточно четким разграничением их между собой на слух. Есть и другие причины: тугоухость, заболевания голосовых связок, анатомические нарушения губ, твердого и мягкого нёба

Неразличение звонких и глухих согласных в речи влечет за собой ошибки при письме и чтении. И поэтому, едва дефект замечен, надо сразу браться за его исправление. Работа начинается с правильного изолированного произношения смешиваемых звуков, а заканчивается упражнениями по их дифференциации.

Последовательность такова: Сначала "осваиваются" щелевые звуки ф-в, с-з, ш-ж, как более простые по артикуляции, а затем взрывные - п-б, т-д, к-г.

Звуки Ф-В

Попросите ребенка протяжно произносить звук ф и далее, не прерывая выдоха, "включить" голосовые связки, подать голос - получится звук в.

Поясните ребенку, что звук ф произносится глухо, без голоса, а при произношении звука в голосовые связки смыкаются и вибрируют. Вибрацию можно ощутить прикосновением руки к гортани. Упражняйтесь с ребенком в поочередном произношении звуков ф и а.

Упражнение: сопоставьте звуки с буквами. Вы называете звук, ученик показывает соответствующую букву, и наоборот: вы показываете букву, ребенок произносит соответствующий звук.

Дифференциация звуков в слогах:

- фа-ва, фо-во, фу-ву, фы-вы, фи-ви; - фи-ви-фа, фо-во-фо, фу-ву-фу, фы-вы-фы, фи-ви-фи; - афа-ава, офо-ово, уфу-уву, ыфы-ывы, ифи-иви

Упражнение: сложить эти слоги из букв разрезной азбуки и прочитать.

Дифференциация звуков в словах:

- Фаня - Ваня; - фаза - ваза; - фантик - винтик; - фляга - влага; - флакон - вагон; - вафли - февраль

Обратите внимание ребенка на то, как с изменением одного звука слово приобретает новое значение.

Упражнение: вставить пропущенные буквы в слова (ф)ара, по(в)ар, не(ф)ть, под(в)ода, ту(ф)ли, ке(ф)ир. ко(в)ер.

Дифференциация звуков в предложениях:

- Фаня и Ваня купили вафли. - Вьются флаги у ворот. - В шкафу висит кофта.

Диктант (слова с буквой ф надо записывать в один столбик, с буквой в-в другой): филин, соловей, посевы, зефир, лифт, проводник, влага, флаги, туфли, весна.

Дифференциация звуков при чтении текста:

"Фаня спросила тётю Феню: "Почему на улицах флаги?" Тетя Феня ответила: "Сегодня вторник, 23 февраля. День Советской Армии и Военно-Морского Флота"

Звуки С-З

Дайте образец звучания. Поясните разницу в образовании звуков. Звук с-глухой, звук з- звонкий, потому что в его произнесении участвуют голосовые связки. Пусть ребенок при произнесении з поднесет руку к гортани и почувствует, как она вибрирует. Постоянно напоминайте ребенку, что таким способом он может проверять правильность произношения звонких согласных.

Упражнение: сопоставьте звуки с буквами. Вы называете звук, ребенок показывает соответствующую букву, и наоборот.

Дифференциация звуков в слогах:

- са-за, со-зо, су-зу, сы-зы, си-зи; - са-за-са, со-зо-со, су-зу-су, сы-зы-сы, си-зи-си; - аса-аза, осо-озо, усу-ияи, ысы-ызы, иси-изи

Упражнение: сложить эти слоги из букв разрезной азбуки и прочитать.

Дифференциация звуков в словах:

- коса - коза, - роса - роза, - сазан, застенок, заносы, зубоскал, слеза, сказал, заскочил

Упражнение: вставить пропущенные буквы в слова (с)олить, во(з)ить, зве(з)да, во(с)ток, при(з)ы.

Дифференциация звуков в предложениях:

В саду созрела, смородина. В колхозе сеяли. На заводе делают самолеты.

Диктант (как и на предыдущих занятиях, слова с буквой с записываем в один столбик, с буквой з- в другой): овес, роза, забор, колеса, сестра, золото, газон, кусок, зубы, супы, азбука, астры.

Дифференциация звуков при чтении текста:

"У сусликов острые зубы. Они грызут зерно и стебли хлебных злаков. Суслики поедают много зерна. Надо беречь зерно от сусликов".

Звуки Ш-Ж

Работу ведите по уже сложившейся схеме: дайте образец звучания, напомните, чем отличается звук ш от звука ж, и переходите к постановке звука ж. Вместе упражняйтесь в изолированном произношении ш и ж.

Упражнение: сопоставьте звуки с буквами. Вы называете звуки, а ребенок показывает соответствующие буквы, и наоборот.

Дифференциация звуков в слогах:

- ша-жа, шо-жо, шу-жу, ши-жи; - ша-жа-ша, шо-жо-шо, шу-жу-шу, ши-жи-ши; - аша-ажа, ошо-ожо, ушу-ужу, иши-ижи

Упражнение: сложить эти слоги из букв разрезной азбуки и прочитать.

Дифференциация звуков в словах:

- шар - жар, шаль - жаль; - Леши - лежа, - жутко - шутка; - лыжи, мыши; - пушок, петушок, окошко, сережка

Упражнение: вставить пропущенные буквы в слова: лу(ж)и, ло(ш)адь, опу(ш)ка, ши(ш)ки, (ж)ук, ва(ж)ный.

Дифференциация звуков в предложениях:

- Шел снежок. - Жабу заметили мальчишки. - Шура кормил журавленка.

Диктант: Женя, шалаш, Миши, ежик, шест, лыжи, чижик, чашка, журавль, шишка, ежевика, ерши.

Дифференциация звуков при чтении текста:

"У Жени день рождения. Жене исполнилось шесть лет. Папа подарил Жене железную дорогу, мама - шерстяное кашне. Подарки Жене пришлись по душе".

Звуки П-Б

При работе над этими звуками стоит показать ребенку механизм их образования.

Начните со звука п: губы сомкнуты, расстояние между зубами и положение языка зависят от последующего гласного звука, мягкое нёбо прижато к задней стенке глотки, голосовые связки разомкнуты. Воздушная струя, проходя через ротовую полость, наталкивается на сомкнутые губы и "взрывает" их: возникает звук п.

Звук б имеет тот же механизм образования, но, чтобы его вызвать, надо к произношению п подключить голос, то есть заставить вибрировать голосовые связки.

Упражняйтесь вместе с ребенком в изолированном произношении звуков п, б.

Упражнение: сопоставьте звуки с буквами (см. выше).

Дифференциация звуков в слогах:

- па-ба, по-бо, пу-бу, пы-бы, пи-би; - па-би-па, по-бо-по, пу-бу-пу, пы-бы-пы, пи-би-пи; - апа-аба, опо-обо, упу-убу, ыпы - ыбы

Упражнение: сложить эти слоги из букв разрезной азбуки и прочитать.

Дифференциация звуков в словах:

- папа - баба; - почка - бочка; - палка - балка; - пыль - быль; - бил - пил; - запирать - забирать; - подбородок

Упражнение: вставить пропущенные буквы в слова: бара(б)ан, (п)арта, со(б)ака, лам(п)а, (п)ри(б)ор, пото(п), (б)умага, те(п)ло.

Дифференциация звуков в предложениях:

- Бабушка положила на полку большую палку. - Полкан бежал по дну балки. - Папа и бабушка пошли вброд.

Диктант (порядок тот же): грибы, палатка, болезни, буква, сапоги, суп, Паша, башня, покос, тулуп, бинокль, сабля.

Дифференциация звуков при чтении текста:

"У Барбоса болела нога. Три дня пес лежал под крыльцом. Паша принес ему хлеба. Барбос лизнул Паше руку. Каждый день Паша приносил собаке обед".

Звуки Т-Д

Последовательность работы - та же, что и в предыдущих случаях. Начните с изолированного произношения звуков т и д.

Упражнение: сопоставьте звуки с соответствующими буквами.

Дифференциация звуков в слогах:

- та-да, то-до, ту-ду, ты-ды, ти-ди; - та-ди-та, то-до-то, ту-ду-ту, ты-ды-ты, ти-ди-ти; - ата-ада, ото-одо, уту-уду, ити-иди

Упражнение: сложить эти слова из букв разрезной азбуки и прочитать.

Дифференциация звуков в словах:

- дом - том; - тетя - дядя; - точка - дочка; - дети, отдел, тетради, дремота, водосток, стыдно, бодрость

Упражнение: вставить пропущенные буквы в слова: воро(т)а, (д)я(т)ел, про(д)ук(т)ы, прос(т)у(д)а, пого(д)а, пахо(т)а.

Дифференциация звуков в предложениях:

- Таня живет на даче. - По дуплу стучал дрозд. - Тома сидит дома. - Тина и Дина стояли под дубом.

Диктант: борода, трава, доска, поэт, салат, судно, картошка, подарок, топор, дрова.

Дифференциация звуков при чтении текста:

"Мой папа доктор. Он лечит детей. Дети его любят. Дома папа занимается со мной и Степой. Степу учит читать, а мне помогает решать задачи"

Звуки К-Г

Покажите образец звучания этих звуков. Поясните разницу в их образовании. Побуждайте ребенка произносить звук к с последующим подключением голоса - появляется звук г. Упражняйтесь в изолированном произношении этих звуков.

Упражнение: сопоставьте звуки с буквами.

Дифференциация звуков в слогах:

- ка-га, ко-го, ку-гу, кы-гы, ки-ги; - ка-га-ка, ко-го-ко, ку-гу-ку, кы-гы-кы, ки-ги-ки;

Упражнение: сложить эти слоги из букв разрезной азбуки и прочитать.

Дифференциация звуков в словах:

- Галина - калина; - голос - колос; - рука, нога, год, кот, гуси, куры, кукла, губка, прогулка, кукушка.

Упражнение: вставить пропущенные буквы в слова: и(г)ра, (к)рыша, (г)лина, о(г)ород, (к)ино, при(к)аз, ги(г)ант, со(к)ол.

Дифференциация звуков в предложениях:

- Мы играли на горке. - Олегу купили новые коньки. - Как на горке, на пригорке сидят тридцать три Егорки.

Диктант: колос, голос, кот, окошко, нога, рука, берега, Гоша, калоши, ягоды, музыка, кукуруза, гимнаст, гусь.

Дифференциация звуков при чтении текста:

"Галя взяла куклу и пошла гулять. Галя посадила куклу на травку рядом с гусеницей. Она знала, что гусеница не кусается. Галя стала собирать букет. А когда вернулась за куклой, то увидела кузнечика. Кузнечик испугался Гали и прыгнул в густую траву"

Мы указали примерный ход работы по устранению дефектов произношения звонких согласных. Успех ее во многом будет зависеть от того, насколько последовательны и постоянны будут занятия с ребенком. Не переходите от одних упражнений к другим до тех пор, пока он не усвоит их. Стремление поскорее добиться успеха не приносит желаемых результатов.

Помните, что на логопедических занятиях важно не только выработать тот или иной речевой навык, но и закрепить его во всех видах устной и письменной речи. Если почувствуете, что ребенку надоедают одни и те же упражнения, старайтесь видоизменить их, придумать новые, с другими словами, предложениями, текстами, стихами.

В. Лыков

ecobaby.narod.ru

Конспект занятия "Звонкие и глухие согласные".

Звонкие и глухие согласные. Знакомство со словами-действиями.

Цель:

  1. Дать понятие о звонкости-глухости согласных. Совершенствование навыков звукового анализа.

  2. Познакомить со словами-действиями, их ролью.

  3. Развивать знаково-символическую коммуникацию у детей. 

  4. Развитие фонематического восприятия.

  5. Воспитывать эмоциональность, выразительность речи.

Оборудование: рабочий лист с заданиями (РЛ), карточки с картинками, контурное изображение большого дерева, небольшие конвертики-сюрпризы с вложенными карточками с согласными буквами (1 карточка в каждом), карточки с изображением звонка и уха.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  1. Скороговорки.

Поспеши, не мешкай, сбегай за орешком.

По двору, по подворью в добром здоровье.

У нас на подворье погода размокропогодилась.

  1. Повторение изученного. Игра «Волшебное дерево»

У. – А начнем мы сегодня с игры. У меня есть картинки, которые нам нужно расположить на дереве или около него. (На доске выставляются картинки). Итак, посадите птицу на дерево справа, название которой начинается со звука [в]. (Параллельно с размещением картинок выставляются буквы на доске).

У. — Посадите на ствол дерева птицу, название которой начинается со звука [д] (дятел).

У. - Посадить под дерево слева птицу, название которой начинается со звука [ч] (чайка). Поместить под дерево справа животное, название которого начинается со звука [з] (заяц), закрепить над деревом насекомое, название которого начинается со звука [ш] (шмель).

У. – С каких звуков начинались все эти слова? Д. – Согласных.

Картинки: ворона, дятел, чайка, слон, заяц, шмель, осы.

  1. Введение в тему занятия.

У. – Ребята, согласные звуки делятся на две группы: звонкие и глухие согласные. Сейчас мы потренируемся в определении звонких и глухих согласных. Приложите пальцы к гортани и произнесите, например, звуки [б, в, г]. Чувствуете, как вибрирует (двигается) гортань? Это звучат голосовые связки, как колокольчик, образуя звонкие согласные. Продолжайте держать пальцы на гортани и произнесите звуки [п, ф, к] – вибрации нет, голосовые связки не работают. Произносится только шум, похожий на звук напильника.

Пробуют любые два-три звука с учителем.

У. – А теперь распределим наши картинки в две группы по звонкости-глухости первого согласного.

У. – Посмотрите на рабочий лист. В левой его части мы сейчас будем работать. Надо назвать изображенный предмет и подписать картинку. Посмотрите на первую пару. Что нарисовано? (гора-кора). Запишем с помощью букв каждое слово. (Учитель на доске) Какой первый звук? и т.д. Посмотрите на слова. Чем они похожи по написанию и произношению? Чем отличаются? Давайте рядом со звонкими согласными приклеим картинку со звоночком.

Аналогична работа с другими словами.

  1. Физкультминутка.

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

  1. Развитие фонематического анализа и слуха.

У. – Найдите задание в правой части листа. Нам нужно, с опорой на картинки, выбрать и записать слоги. На первой паре картинок прочитайте, какие слоги предлагаются для выбора? (БА-ПА). Что нарисовано слева? (ламПа). Какой слог уже написан? (ЛАМ). Какой надо дописать? (ПА)

Аналогично с другими словами.

  1. Знакомство со словами-действиями.

У. – Вернемся к нашему дереву. Скажите ребята, как одним словом назвать все слова-названия картинок? (слова-предметы). Сейчас мы с вами выполним задание в средине РЛ и узнаем что-то новое. Кто нарисован? (птицы). А знаете ли вы названия птиц, и какие звуки они издают? Попробуем разобраться вместе. Читаем слово и думаем, какой птичке оно подходит.

У. – Я еще раз прочитаю вам все слова. Как вы думаете, какой вопрос можно задать ко всем этим словам? (что делает?). Такие слова называются словами-действиями. Приведите свои примеры слов-действий.

У. - Давайте поиграем. Первый вариант будет хлопать в ладоши, когда я назову слова-предметы, второй – слова-действия.

  1. Развитие звукового анализа и синтеза. Игра «Шифровка».

У. – У нас есть задание в нижней части листа. Прочитайте слово. Каждой букве соответствует цифра – это код. С помощью этого кода мы сможем составить новые слова. Посмотрите на шифр. Поставим каждой цифре соответствующую букву и получится новое слово. Давайте попробуем.

Первое слово вместе, остальные самостоятельно с проверкой.

  1. Итог занятия. Рефлексия.

- Ребята, давайте повторим, какими же могут быть согласные звуки? (звонкими и глухими).

- У вас на столах лежат конвертики-сюрпризы. Откройте их. У каждого из вас карточка с буквой, обозначающей согласный звук. Нужно определить, какой согласный звук обозначает ваша буква: звонкий или глухой. Затем повесить свою карточку рядом со звоночком, если согласный звук звонкий, и рядом с ухом, если согласный звук глухой.

kopilkaurokov.ru


Смотрите также