Примерные варианты комплекса упражнений утренней гимнастики для детей 5-6 лет. Упражнения для зарядки 6 лет в детском саду


Татьяна Харченко - Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 3-5 лет

Ходьба врассыпную (15 секунд).

Дети возвращаются в группу.

"Мышата" (комплекс с элементами профилактики зрительных расстройств и корригирующей гимнастики)

Вводная часть

Дети входят в зал. Воспитатель предлагает им пойти в гости к маленьким мышатам.

Воспитатель. Ребята, мы идем по поляне. (Ходьба по кругу (15 секунд).) Теперь идем по узенькой тропинке. (Ходьба на носочках, руки вверх (10 секунд).) Ходим по лесу. (Ходьба с высоким подниманием колен, руки за голову, локти отвести в стороны (15 секунд).) Подбежали к домику мышат. (Бег в колонне по одному (15 секунд).) Тихонько приближаемся к домику мышей. (Ходьба (10 секунд).)

Построение врассыпную.

Воспитатель (надевает маску мышки). Выбежала маленькая мышка. Она предлагает вам вместе с ней сделать гимнастику.

Основная часть

Упражнение "Мышка проснулась". Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Руки вперед, в стороны, вверх. Вернуться в исходную позицию. Повторить 6 раз. Темп умеренный.

Указание детям: "Выпрямите спину".

Упражнение "Мышка завтракает". Исходная позиция: сидя, ноги врозь, руки на плечах. Наклон вперед. Руками стукнуть по полу. Вернуться в исходную позицию. Повторить 6 раз. Темп умеренный.

Показ и объяснение воспитателя.

Упражнение "Мышки отдыхают". Исходная позиция: сидя на пятках, руки опущены. Поморгать глазами. Закрыть глаза. Поморгать. Посмотреть на потолок.

Показ и объяснение воспитателя.

Упражнение "Мышки спрятались от кошки". Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Присесть, руки за спину, голову опустить. Повторить 6 раз. Темп умеренный.

Указание детям: "Приседайте низко, чтобы кошка не заметила мышку".

Заключительная часть

Мышка предлагает детям поиграть в игру "Мыши в кладовой". Игра повторяется 2 раза.

Воспитатель. Возвращаемся в детский сад.

Ходьба по залу (15 секунд).

Ходьба с различными упражнениями для рук (15 секунд).

Ребята благодарят мышку за интересную зарядку и возвращаются в группу.

"Поход в лес" (комплекс с элементами корригирующей гимнастики)

Вводная часть

Дети входят в зал. Педагог предлагает им отправиться в лес.

Воспитатель. Идем по тропинке. (Ходьба в колонне по одному (15 секунд).) Обходим лужи. (Ходьба приставным шагом вперед и назад (по 10 секунд).) Побежали по извилистой дорожке. (Бег змейкой за педагогом (15 секунд).) Идем тихонько, чтобы не испугать лесных жителей. (Ходьба на носочках (10 секунд).)

Построение в круг.

Основная часть

Упражнение "Высокие деревья". Исходная позиция: стоя, ноги вместе, руки опущены. Руки вперед, вверх (встать на носочки), вверх. Вернуться в исходную позицию. Повторить 6 раз. Темп умеренный.

Указание детям: "Хорошо потянитесь".

Упражнение "Деревья качают ветвями". Исходная позиция: стоя, ноги на ширине плеч, руки вверх. Наклониться вправо. Вернуться в исходную позицию. Наклониться влево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.

Указание детям: "Руки должны быть прямые".

Упражнение "Солнышко над полянкой". Исходная позиция: сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади. На правой ноги. Вернуться в исходную позицию. То же движение левой ногой. Повторить по 2 раза каждой ногой.

Указание детям: "Не отрывайте руки от пола".

Упражнение "Солнышко скрылось за тучи". Исходная позиция: ноги слегка расставлены, руки на поясе. Присесть, коснуться пальчиками рук пола. Вернуться в исходную позицию. Повторить 6 раз. Темп умеренный.

Указание детям: "Не отрывайте пятки от пола".

Заключительная часть

Воспитатель. Внезапно подул ветер – полетели листики. (Бег врассыпную (15 секунд).) Устали ребятишки. (Ходьба в колонне по одному с различным положением рук (15 секунд).) Пора возвращаться в детский сад.

Ходьба обычная (15 секунд).

Дети возвращаются в группу.

"Лисичка-сестричка" (комплекс с элементами корригирующей гимнастики)

Вводная часть

Дети входят в зал. Воспитатель загадывает им загадку:

Рыжая, с пушистым хвостом,

Живет под кустом.

Дети . Лисичка.

Воспитатель. Правильно, ребята, это лисичка-сестричка. А хотите, чтобы она пришла к нам и провела утреннюю гимнастику?

Дети (хором). Лисичка, иди к нам!

Появляется лисичка.

Воспитатель. Идем за лисичкой. (Ходьба в колонне по одному (15 секунд).) Прыгаем, как лисички. (Прыжки на двух ногах с продвижением вперед (15 секунд).) Лисичка заметает свои следы. (Бег змейкой за лисичкой (20 секунд).)

Ходьба по кругу (10 секунд). Построение в круг.

Основная часть

Упражнение "Лисичка здоровается с ребятами". Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Правую руку вытянуть вперед, повернуть ладошкой вверх. Вернуться в исходную позицию. То же движение левой рукой. Повторить 3 раза каждой рукой. Темп умеренный.

Указание детям: "Посмотрите, какая прямая спинка у лисички. У вас должна быть такая же".

Упражнение "Лисичка ищет зайчика". Исходная позиция: сидя на пятках, руки за спиной. Встать на колени, повернуться всем корпусом в одну сторону. Вернуться в исходную позицию. То же движение в другую сторону. Повторить по 3 раза в каждую сторону. Темп умеренный.

Показ и объяснение воспитателя.

Упражнение "Лисичка отдыхает". Исходная позиция: лежа на животе, руки на полу над головой. Повернуться на правый бок. Вернуться в исходную позицию. Повернуться на левый бок. Повторить по 3 раза в каждую сторону.

Показ ребенка.

Упражнение "Лисичка спряталась от волка". Исходная позиция: сидя, ноги вместе, руки опущены. Подтянуть ноги к груди, руками обхватить колени. Повторить 6 раз, темп умеренный.

Индивидуальные указания. Поощрения.

Упражнение "Лисичка веселится". Исходная позиция: ноги слегка расставлены, руки на поясе. Прыжки на двух ногах на месте, чередовать с ходьбой. Дыхание произвольное. Повторить 3 раза.

Указания о высоте прыжка.

Заключительная часть

Воспитатель. Лисичка устала, села отдохнуть.

Упражнение для профилактики плоскостопия "Нарисуем ногой". Ребята вместе с лисой рисуют пальчиками ног на полу солнышко – сначала правой, потом левой ногой.

Ходьба в колонне по одному с выполнением различных упражнений для рук (20 секунд).

Лисичка прощается и убегает. Дети возвращаются в группу.

"Зимушка-зима" (комплекс с упражнениями по профилактике зрительных расстройств и элементами дыхательной гимнастики)

Вводная часть

Дети входят в зал.

Воспитатель. Ребята, какое сейчас время года? (Ответы детей.) Чем вам нравится зима? (Ответы детей.) Давайте покажем в упражнениях, как нам нравится зимушка-зима. Гуляем по зимней дороге. (Ходьба по залу в колонне по одному (15 секунд).) Гуляем с друзьями. (Ходьба парами, не держась за руки (10 секунд).) Радуемся прогулкам на воздухе.

Бег врассыпную (15 секунд).

Ходьба врассыпную (10 секунд).

Построение в круг.

Основная часть

Упражнение "Падает, падает снег". Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Руки развести в стороны, вверх, подняться на носки. Вернуться в исходную позицию. Повторить 6 раз. Темп медленный.

Указание детям: "Хорошо потянитесь".

Упражнение "Греем руки". Исходная позиция: сидя, ноги врозь, руки за спиной. Руки перед грудью, согнутые в локтях. Подуть на них. На счет 1,2 – вдох. На счет 1,2,3,4-выдох. Вернуться в исходную позицию. Повторить 5 раз, темп умеренный.

Указание детям: "Выдох должен быть длиннее вдоха".

Упражнение "Глазки устали от снега". Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Присесть. Поморгать глазами. Закрыть глаза. Поморгать глазами, посмотреть вверх. Вернуться в исходную позицию. Повторить 3 раза.

Указание детям: "Закройте глазки".

Упражнение "Холодно"

Исходная позиция: сидя, ноги врозь, руки упор сзади. Согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди, обхватить руками. Вернуться в исходную позицию. Повторить 5 раз.

Показ и объяснение воспитателя.

Упражнение "Детвора рада зиме". Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе. 8-10 подскоков на месте, чередовать с ходьбой. Повторить 2 раза.

Указание детям: "Прыгайте легко".

Заключительная часть

Бег по залу врассыпную (20 секунд).

Дыхательное упражнение "Дуем на снежинки". На счет 1,2 – вдох. На счет 1, 2, 3, 4-выдох. Повторить 3 раза.

Ходьба по залу врассыпную (15 секунд).

Дети возвращаются в группу.

Утренняя гимнастика для детей 4–5 лет

profilib.net

Четыре комплекса упражнений утренней гимнастики для детей 5-6 лет

гимнастика для дошкольниковВ предыдущих статья мы уже рассматривали и создание условий для зарядки, и саму утреннюю гимнастику (зарядку) для детей 3-4 лет. В этой же статье мы поговорим о старших дошкольниках и рассмотрим 4 комплексных варианта упражнений для них.

Первый вариант

Упражнение покачай руками«Покачай руками»: стать прямо, ноги поставить на ширину плеч, руки слегка отвести назад. Покачать одновременно обеими руками вперед — назад. Повторить 6—8 раз. Это упражнение можно делать с чем-нибудь в рука, например флажками. Ребенок качает руками, держа в каждой руке по флажку.

«Кресло»: сесть на коврик, ноги скрестить, кисти положить на колени. Слегка отклонить туловище и отвести руки назад-вниз, опереться ими о пол. Снова сесть прямо. Повторить 5—6 раз.

«Постучи»: стать прямо, ноги поставить на ширину плеч, руки опустить вдоль туловища. Присесть, дотронуться руками до пола (с боков), встать, выпрямиться. То же можно выполнить с флажками в руках. Постучать палочками от флажков о пол, встать, выпрямиться. Повторить 4— 5 раз.

«Положи голову на колено»: сесть на коврик, ноги скрестить, руки опустить вдоль туловища. Наклонить туловище вперед и коснуться лбом одного колена, выпрямиться. То же, но коснуться головой другого колена. Повторить по 2— 3 раза.

«Крылья»: стать прямо, ноги поставить на ширину плеч, руки опустить вдоль туловища. Поднять руки в стороны до уровня плеч и опустить вниз. Повторить 3—4 раза.

При поднимании рук — вдох, при опускании — выдох.

Побегать по комнате 15—20 секунд или сделать 8 подпрыгиваний (повторить прыжки 2—3 раза).

После каждого повторения подпрыгиваний немного отдохнуть. В заключение пройтись по комнате (дышать свободно).

Второй вариант

«Погрейся»: стать прямо, ноги поставить на ширину плеч, руки поднять в стороны до уровня плеч. Обхватить кистями рук противоположные плечи, затем развести руки в стороны и опустить. Повторить 6— 8 раз.

«Дотянись до локтей»: стать прямо, ноги поставить на ширину плеч, руки опустить вдоль туловища. Заложить руки за спину, стараясь правой рукой дотянуться до локтя левой, а левой — до локтя правой. Опустить руки вниз. Повторить 5—6 раз.

«Тик-так» (маятник): стать прямо, ноги поставить на ширину плеч, руки положить на пояс или заложить за спину. Наклонять туловище вправо и влево (по 5—6 раз в каждую сторону).

«Хлопок под коленом»: стать прямо, ноги поставить на ширину плеч, руки поднять в стороны. Поднять согнутую в колене ногу и хлопнуть в ладоши под коленом. Приставить ногу, опустить руки. То же с другой ногой. Повторить по 4—5 раз.

«Колесо»: стать прямо, ноги поставить на ширину плеч, руки опустить. Поднять руки вперед-вверх (вдох) и опустить через стороны вниз (выдох). Повторить 3—4 раза.

Гимнастика каждый раз заканчивается бегом (15—20 секунд) или прыжками (8—10 раз), а затем ходьбой (20—25 секунд).

Третий вариант

«Подними палку»: стать прямо, ноги поставить на ширину плеч. Взять палку в обе руки сверху. Палка находится перед телом в опущенных вниз руках. Поднять ее вверх над головой, опустить перед грудью, а затем вниз. Повторить 6—8 раз.

Поднять палку вверх и опустить за голову на лопатки; перенести палку вновь через голову, не выпуская из рук, и опустить перед грудью. Повторить 5—6 раз.

«Перешагни через палку»: стать прямо, ноги поставить на ширину плеч. Палка находится перед телом в опущенных вниз руках. Наклоняя туловище вперед, перешагнуть через палку сперва одной, потом другой ногой, не выпуская палку из рук. Выпустить один конец палки и вновь взять ее двумя руками перед телом. Повторить 5—6 раз.

«Сесть — встать»: сесть на коврик, ноги скрестить, руки держать свободно. Встать с пола без помощи рук. Снова сесть на пол. Повторить 4—5 раз.

«Потянись вверх»: стать прямо, ноги поставить на ширину плеч. Поднять руки вверх и одновременно стать на носки (вдох). Опустить руки вниз и встать на всю ступню (выдох). Повторить 3—4 раза.

Четвертый вариант

упражнение с кубиками«Все выше, и выше, и выше»: стать прямо, ноги поставить на ширину плеч, руки отвести назад. Качать одновременно двумя руками вперед — назад, каждый раз поднимая руки все выше. Повторить 6—8 раз.

«Положи кубики, возьми кубики»: сесть на коврик, ноги скрестить. Взять в руки по небольшому кубику. Вытянуть руки вниз-назад и, слегка отклонив туловище назад, положить позади кубики. Выпрямиться, положить руки на колени. Снова вытянуть руки за спиной, отклонить туловище и взять кубики. Повторить 6—8 раз.

Упражнение дотронься до пятки«Дотронься до пятки»: стать прямо, ноги поставить на ширину плеч, руки опустить. Согнуть правую ногу назад и с поворотом туловища повернуться и дотронуться, правой рукой до пятки правой ноги. То же левой рукой. Повторить по 3—4 раза в каждую сторону.

«Велосипедист»: лечь на коврик, руки вытянуть вдоль туловища. Сгибать поочередно ноги в коленях и делать ими кругообразные движения, подражая движениям велосипедиста. Проделать 5—6 кругообразных движений, затем опустить ноги на пол и отдохнуть. Повторить 3—4 раза.

«Растяни резинку»: стать прямо, ноги поставить на ширину плеч. Вытянуть руки вперед, развести их широко в стороны (вдох) и опустить вниз (выдох). Повторить 3—4 раза.

Для детей, у которых наблюдается сутуловатость, можно рекомендовать следующие упражнения.

Упражнения у стены

упражнения у стены

  1. Подойти к стене, плотно прижаться к ней затылком, спиной и ногами (ступни вместе, руки вдоль туловища). Скользить по стене, не отрывая тела. Присесть поглубже. Так же скользя по стене, встать. Повторить 2—3 раза.
  2. Прижаться к стене спиной, руки опустить (ладони касаются стены). Отойти вперед на один шаг, не отрывая кистей рук от стены. Снова плотно прижаться к стене. Повторить 4—6 раз.
  3. Прижаться спиной к стене. Поднимать руки в стороны и опускать их, скользя ладонями по стене. Повторить 6—8 раз.

Упражнения лежа на коврике

1.Лечь на коврике на спину, руки развести в стороны Хлопнуть в ладоши перед грудью и снова развести руки в стороны (положить их на пол). Повторить 8—10 раз.

2.Лечь на коврике на спину, руки вытянуть вдоль туловища. Скользить руками, не отрывая их от пола, в стороны, над головой и снова вытянуть их вдоль туловища. Повторить 6—8 раз.

3.Лечь на коврике на спину. Взять в руки резиновый шнур или тесьму длиной 30—60 см. Согнуть руки в локтях перед грудью. Растягивать резинку широко в стороны, чтобы руки легли на пол. Повторить 5—6 раз.

vospitulya.ru

Примерный комплекс утренней гимнастики для детей 5-6 лет

1. Ходьба в течение 1-1,5 мин обычным шагом на носках, на пятках, на внешней стороне стопы, мелкими и широкими шагами между расставленными на полу предметами, по кругу, в шахматном порядке, змейкой. Ходьбу чередовать с бегом. Во время ходьбы нужно все время напоминать, чтобы ребенок спину держал прямо, а голову не опускал.

Выработке прямой осанки девочки поможет ходьба с мешочком на голове, наполненным каким-либо легким грузом, а также ходьба с фиксированным положением рук на поясе или в стороны, плечи отведены назад.

2. Бег в течение 1-1,5 мин на носках, высоко поднимая колени, широкими шагами, вокруг расставленных на полу предметов, при этом темп и направление бега меняются. Нужно следить, чтобы ребенок во время бега не задерживал дыхание.

3. Прыжки 1 -1,5 мин в виде подскоков, на месте, полностью выпрямляя ноги в коленях, приземляясь на носки, сгибая слегка ноги в коленях. Туловище держать прямо, смотреть вперед. Подскоки чередовать с поворотами в разные стороны, с продвижением вперед, что развивает ловкость и выносливость.

Прыжки в длину совершаются, прыгая либо через обруч, либо через предметы на расстоянии 40-50 см, высотой 5-10 см.

Чтобы ходьба и прыжки не были однообразными и скучными, можно проводить их в виде игры, сопровождая, например, таким текстом:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки.

Раз-два, раз-два,

По камешкам, по камешкам,

По камешкам, по камешкам,

В ямку - бух!

Сначала ребенок идет шагом, затем подскоком, на команду: «В ямку - бух!» присаживается на корточки.

4. Несколько упражнений для рук и плечевого пояса:

Исходное положение (И. п.): встать прямо, руки вниз. Выполнение (В): поднять руки в стороны, ладонями вверх (пальцы вытянуты), опустить. И. п.: то же. В.: поднять руки вверх, ладонями внутрь, посмотреть на них, опустить. То же, прижимаясь спиной к стене. И. п.: то же. В.: поднимать попеременно руки вперед вверх, опуская, отводить их назад. И. п.: то же. В.: поставить руки перед грудью (заложить за голову), расправить плечи, опустить плечи. И. п.: встать, ноги на ширине ступни, руки вперед (в стороны). В.: сжимать и разжимать кисти, вращать их. И. п.: то же. В.: руки согнуть в локтях, совершать круговые движения, опустить. И. п.: встать прямо, в руках - флажки. В.: поднять руки через стороны вверх, постучать палочками флажков над головой, опустить через стороны вниз. И. п.: встать прямо, в правой (левой) руке - кубик или маленький мячик. В.: поднять через стороны руки вверх, передать кубик в левую (правую) руку, опустить через стороны вниз. И. п.: встать, ступни параллельны, палка (обруч) вниз. В.: поднять предмет вверх, посмотреть на него, опустить. То же, поднимая предмет вперед. И. п.: то же. В.: поднять палку вверх, посмотреть на нее, опустить палку за плечи (обруч на плечи - голова в обруче), поднять палку вверх, опустить вниз. И. п.: стоять в колонне, у первого в руках мяч. В.: передавать мяч друг другу над головой вперед и назад. То же, сидя верхом на гимнастической скамейке. В звеньях сидя, ноги калачиком.

5. Упражнения для ног:

И. п.: встать прямо, руки на пояс. В.: присесть, посмотреть вперед, выпрямиться. И. п.: то же, руки вниз. В.: делать 4-5 полуприседаний подряд, свободно раскачивая руками вперед и назад («Пружинки»), И. п.: то же, руки на пояс. В.: подняться на носки, опуститься на всю ступню. И. п.: то же, руки вниз. В.: поднять правую (левую) ногу, согнутую в колене, сделать хлопок под коленом. Приставить ногу, опустить руки вниз. И. п.: то же, руки за спину. В.: выставить одну ногу вперед на пятку (носок), приставить, потом приставить другую ногу. И. п.: встать прямо, в руках флажки, кубики. В.: поднять правую (левую) ногу, согнутую в колене, поставить предмет на колено, взять предмет, приставить ногу, опустить руки. И. п.: встать прямо, ноги вместе, руки на пояс, впереди носков лежит мяч. В.: согнуть ногу, выпрямить вперед, опустить на мяч, снова выпрямить ногу вперед, согнуть в колене, приставить. И. п.: встать прямо, палка вниз. В.: присесть, положить палку на пол, встать, выпрямиться, присесть, взять палку, выпрямиться, поднять палку над головой, опустить. И. п.: стоя в обруче (обруч лежит на полу), ноги вместе, руки вниз. В.: присесть, взять обруч двумя руками (с правого и левого бока), встать, присесть, положить обруч на пол, встать. И. п.: стоя у палки (диаметр 6-8 см), руки вниз. В.: передвигаться по палке, переступая боком (приставным шагом). И. п.: стоя (сидя). В.: собирать пальцами ног веревку. И. п.: упор, сидя сзади. В.: захватывать стопами и перекладывать с места на место предметы. И. п.: то же. В.: оттягивать носки, сгибать стопу, вращать ее.

6. Упражнения для туловища:

И. п.: встать прямо, руки на пояс. В.: повернуться вправо (влево), посмотреть вправо (влево), встать прямо. То же, разводя руки в стороны. И. п.: то же, в руках палка, обруч, мяч. В.: повернуться вправо (влево), вытянуть руки с предметом вперед, встать прямо. И. п.: сесть, ноги калачиком, руки свободно положены на колени. В.: повернуться вправо (влево), вытянуть руки вперед; сесть прямо, руки на колени. И. п.: встать прямо, ноги на ширину плеч, руки на пояс. В.: наклониться вперед («Гуси шипят»). И. п.: встать, ноги на ширину плеч, ступни параллельны, палка вниз. В.: наклониться вперед вниз, не сгибая коленей, коснуться палкой носков ног, выпрямиться. То же с мячом - наклониться, постучать мячом о пол, выпрямиться. И. п.: присесть. В.: положить мяч на пол, придерживая его руками, прокатить вокруг себя. То же, стоя на коленях. И. п.: встать, ноги на ширину плеч, мяч вниз. В.: наклониться, положить мяч на пол, придерживая его руками, прокатить вокруг одной и другой ноги, взять мяч двумя руками, выпрямиться. И. п.: встать, ноги вместе, мяч вниз. В.: присесть, положить мяч перед носками ног, выпрямить ноги, не опуская мяча и не поднимая его с пола, снова присесть; встать, выпрямиться. И. п.: сесть, вытянув ноги, в одной руке держать мяч, кубик. В.: приподнять одну ногу над полом, переложить предмет из одной руки в другую под ногой, опустить ногу. И. п.: в упоре сидя сзади. В.: приподнять обе ноги над полом, опустить. Подтягивать к себе одновременно обе ноги, выпрямлять их. И. п.: сидя верхом на гимнастической скамейке, руками опираться сзади. В.: поднять одну ногу, положить ее на скамейку, то же другой ногой, опустить ноги на пол. И. п.: лечь на спину, руки в стороны, они плотно прижаты к полу ладонями вверх. В.: поднять прямые руки вперед, сделать хлопок. Развести руки в стороны, опустить на пол. То же, перекладывая кубик из руки в руку. И. п.: лечь на спину, руки вытянуть над головой, в руках мяч, руки и мяч на полу. В.; повернуться со спины на живот и обратно, сесть, затем снова лечь. И. п.: лечь на живот, руки с мячом вытянуть вперед. В.; приподнять мяч, опустить. То же с палкой, держа ее за середину. И. п.: в упоре стоя на коленях. В.: прогибать и выгибать спину, поочередно поднимать одну, потом другую руку, опускать. И. п.; сидя с поддержкой за ноги. В.; лечь на спину, сесть. И. п.: лежа на животе, руки вперед. В.: приподнять руки, плечи и голову, прогнуться, лечь.

Из предложенного перечня упражнений рекомендуется составлять комплекс ежедневной утренней гимнастики, используя и меняя каждый раз 2-3 упражнения для разных частей тела; тогда утренняя гимнастика будет более разнообразной; она приобретет характер игровых занятий.

sevia.ru

НИИ Эврика. Зарядка для детей 5–6 лет

В старшем дошкольном возрасте (5–6 лет) активно развиваются познавательные и физические способности ребёнка. Ежедневная зарядка  важна для пятилетки не меньше, чем развивающие занятия по математике, чтению, окружающему миру и прочим предлагаемым дошкольникам наукам. В этом возрасте уже доступно большинство спортивных секций, но даже их посещение не отменяет актуальности домашних занятий физкультурой, а уж тем, кто не занимается спортом с профессиональными тренерами, делать зарядку необходимо с особой тщательностью.

  • В чём польза утренней зарядки для детей 5–6 лет?
  • Какие упражнения предлагать ребёнку в этом возрасте?
  • Как заинтересовать малыша занятием?

Давайте разбираться вместе!

Польза утренней зарядки для дошкольников

Физическое развитие
  • Гибкость и пластика;
  • ловкость и координация;
  • сила и скорость —

хорошо подобранный комплекс упражнений способствует интенсивному развитию физических показателей, а также укрепляет сердечно-сосудистую, нервную и опорно-двигательную системы. Согласитесь, уже этих аргументов достаточно, чтобы каждый новый день встречать зарядкой.

Развитие интеллектуальных способностей
  • Внимание;
  • память;
  • сосредоточенность —

чтобы правильно выполнять упражнения ребёнку надо проявлять качества, формирующие умственную деятельность. Вы можете варьировать методы проведения зарядки: просить ребёнка повторять упражнения за вами или давать ему словесные инструкции. Разумеется, во втором случае задача становится сложнее, ведь малышу надо сообразить, что именно от него требуется. Но мальчишкам и девчонкам 5–6 лет такое задание по силам!

Выход эмоциям
  • Попрыгать и побегать;
  • потянуться ладошками к солнышку;
  • вообразить себя грациозной кошечкой или активным зайчиком —

утренняя зарядка даёт мощный заряд положительных эмоций, с которым гораздо проще начать день в приподнятом настроении. Вы можете использовать физкультурные элементы, чтобы снимать накопившееся за день напряжение. К примеру, разнообразьте развивающие занятия подвижными играми — это тоже хорошая зарядка, позволяющая выплеснуть эмоции в приемлемой форме.

Воспитательная функция
  • Соблюдение режима;
  • следование инструкциям;
  • преодоление лени —

малыши не всегда будут воспринимать зарядку с радостью, но при грамотном подходе взрослых они развивают свои волевые качества, учатся усердию, вырабатывают привычку делать над собой усилия ради достижения цели.

Конечно, ваша задача, дорогие мамы и папы, сделать так, чтобы момент некоторого принуждения был минимален. А для этого надо предлагать малышу интересные комплексы, организованные в увлекательной игровой форме.

Как проводить утреннюю зарядку: советы родителям

  1. Если стоит выбор между занятием физкультурой дома или на улице, всегда выбирайте второе.
  2. Занимаясь дома, не забывайте перед началом зарядки тщательно проветрить комнату. Помещение должно быть чистым и хорошо освещённым.
  3. Если вы приучили ребёнка к утренней гимнастике с раннего детства, занимаясь зарядкой с 2–3 лет, а то и раньше, то к 5 годам малыш уже может выполнять упражнения самостоятельно. Новичку же в этом полезном для детского здоровья занятии нужна ваша помощь. Выполняйте зарядку с ребёнком, пока она не войдёт в привычку.
  4. Вы можете составлять комплексы упражнений самостоятельно, изучив, какие движения необходимы для гармоничного физического развития пятилетки, а можно воспользоваться видео-уроками, в которых эту работу проделали профессиональные детские тренеры.
  5. Подберите для утренней зарядки подходящую музыку. Создайте несколько плейлистов: меняя их, вы будете привносить в занятия разнообразие, что поможет поддерживать заинтересованность ребёнка.
  6. Не забывайте про такие важные составляющие зарядки, как разминка и заминка. Они нужны чтобы сначала настроить организм на работу (разминка), а затем вернуть его к спокойному состоянию (заминка).
  7. Контролируйте дыхание ребёнка во время выполнения упражнений из комплекса утренней гимнастики. Оно должно быть ровным и глубоким. Вдох обязательно через нос (с закрытым ртом), выдыхать можно через рот. Первое время, пока не выработается привычка, проговаривайте вслух: «вдох», «выдох».
  8. В возрасте 5–6 лет у малышей уже появляется осознанность и произвольность, но всё же пока длительно сосредоточиться на серьёзном занятии им непросто. Но если предлагать упражнения под видом забавной игры, то зарядка из повинности превратится в любимое весёлое действо.
  9. Не старайтесь, поддавшись спортивному рвению, нагружать ребёнка сложными упражнениями. Зарядка должна давать прилив сил и энергии, а не выматывать и утомлять.
  10. Продолжительность зарядки для детей 5–6 лет должна составлять 7–10 минут.

Тематическая утренняя зарядка для старших дошкольников

«Дары осени»

В осенние дни интересным вариантом утренней гимнастики может стать зарядка под стихи. Для предложенных упражнений вам понадобится небольшой мячик.

Слова Упражнение Кол-во
Вырос в поле урожай, Ходьба на месте. Руки на поясе. Покачивания корпусом из стороны в сторону 30 с
Поскорее собирай.
Побежали детки Бег на месте. Руки согнуты в локтях и прижаты к туловищу 20 с
Собирать ранетки. Бег с высоким подниманием колен 5 с
Яблок много мы нарвали, ИП: ноги вместе. Руки с мячиком внизу 6 раз
Встали на носочки. Подняли ручки. Потянули мячик кверху
Все коробки наполняли. Опустили ручки вниз. Присели на корточки.
Вернулись в ИП
Лук нарвали и горошек, ИП: стоим на коленях. Руки с мячом подняты вверх. По 4 р. в кажд. сторону
Урожай у нас хороший Поочерёдно наклоняемся влево/вправо
Тыкву круглую достали, ИП: стоим прямо. Ноги вместе. Руки с мячом подняты вверх 6 раз
Наклон вниз. Стараемся достать мячиком пол.
Чуть с ней рядом не упали. Приседаем на корточки. Руки внизу.
Вернулись в ИП
Помидоров мы набрали, ИП: ноги на ширине плеч. Руки с мячом вытянуты вперёд По 4 р. в кажд. сторону
Их по вёдрам рассыпали. Наклоны поочерёдно к правой/левой ноге
А пузатый кабачок, ИП: сидя на полу, упор на руки, отведённые назад. Мяч зажат между ступнями 6–8 раз
Чуть примялся на бочок. Поднимание-опускание ног на угол 30–45 градусов
Мы арбузы собирали, Сесть на пол, скрестив согнутые в коленях ноги (поза лотоса, или «по-турецки») 8–10 раз
В грузовик их покидали. Подбрасывать над головой и ловить мячик
А потом с малинки Поднести мячик к лицу  
Сдували мы пылинки. Подуть на него, делая глубокий выдох через рот 4 раза
Ехали домой Прыжки на месте 15 с
На машинке грузовой.
Отворяй ворота, Спокойная ходьба на месте 30 с
Закончилась работа.

«Звериная зарядка»

Зарядка для детей 5–6 лет«Звериная» тема — благодатная почва для увлекательной зарядки с малышами. Можно выполнять движения под рифмованные строчки про животных, можно подражать грациозным пантерам, сильным, но неуклюжим мишкам или шустреньким цыпляткам-малышаткам. Есть где развернуться родительской фантазии! К примеру, вы можете провести утреннюю гимнастику под такие слова:

Слова Упражнение Кол-во
И котята, и цыплята, Стоим ровно. Ноги вместе. Руки подняты над головой 15 с
И ягнята, и щенки Встряхиваем кисти обеих рук
Любят по утрам зарядку, Маршируем на месте 30 с
Чтоб здоровье обрести.
Машет клювом утка, Стоим ровно. Ноги на ширине плеч. Руки вниз, пальцы тянутся к полу По 4 раза
Повторяй скорей, малютка! Наклоны головы вперёд/назад
Вертит котик головой, Стоим ровно. Ноги вместе. Руки в стороны, ладони напряжены По 4 раза
Мы с тобой не отстаём. Наклоны головы влево/вправо
Пёсик лапки разминает, Ходим по кругу на носочках. Руки тянем вверх 30 с
Он на цыпочках шагает.
А малыши цыплятки Ходим по кругу на пяточках. Руки на поясе 30 с
Бегают на пятках.
И котята, и цыплята, Поочерёдно вытянули перед собой обе руки 10 с
И ягнята, и щенки Встряхиваем кисти
Тянут лапки, тянут крылья, Кладём руки на плечи  
Тянут к солнцу в небеса. Становимся на носочки. Тянем ручки вверх  
Тянут лапки, тянут крылья, Становимся на стопу. Кладём руки на плечи Повтор 6 раз
Тянут к солнцу в небеса Становимся на носочки. Тянем ручки вверх
А потом зверятки Встали прямо. Ноги вместе. Руки вытянуты вперёд. 6 раз
Тянут лапки к лапкам. Наклонились вперёд. Тянемся ручками к ножкам
А когда устанут, Встали прямо. Ноги на ширине плеч. Руки на поясе 6 раз
Спинку разминают. Наклоны назад
А потом все прыгают Прыгаем «ноги вместе, ноги врозь», хлопая над головой руками 15–20 с
И ногами дрыгают.
Нужно всем отдохнуть, Встали ровно. Руки вдоль туловища  
Выдохнуть — вдохнуть. Потянулись вверх. Руки над головой — вдох. Руки вниз — выдох 15–20 с
Можно продолжать, Спокойная ходьба на месте 20 с
По кругу пошагать.
Всё! Остановились! Присели в реверансе  
Друг другу поклонились

Друзья! Мы будем рады, если наши советы и комплексы упражнений помогут вам приобщить малыша к утренней гимнастике. Пусть ваши дети растут здоровыми и счастливыми!

Счастливого вам родительства. До новых встреч!

nii-evrika.ru


Смотрите также