11 простых упражнений на улучшение запоминания. Упражнения для запоминания


Упражнения для запоминания, развитие памяти

Вчера учил – сегодня уже забыл

Память является одним из основных свойств личности. Человек, лишенный памяти, перестаёт быть человеком.

Выделяют три типа памяти:Наглядно-образная - с помощью ее человек запоминает лица, цвет, звуки, т.д.Словесно-логическая - которая помогает запоминать текст, формулы, термины, схемы.Эмоциональная - сохраняет в воспоминаниях пережитые чувства, эмоции.

От длительности хранения информации память делится на долговременную и кратковременную.Кратковременная память поверхностна и непрочна. Материал запоминается быстро, но ненадолго. Долговременная память требует усилий для запоминания, но позволяет сохранить информацию на долгое время. Эта память связана со сложными мыслительными операциями.

Есть ученики, которым для запоминания материала достаточно один раз прочитать или внимательно послушать учителя. Но некоторые из них уже завтра забудут то, что сегодня было понятно и хорошо запомнилось. К сожалению, это нередкий случай - когда материал запоминается медленно, а забывается быстро.

Что делать если у ученика «плохая память»? Смириться с невысокими оценками в школе? Тратить время на написания шпаргалок? Конечно же нет! Надо развивать память. Многие ученики считают, что сначала надо улучшить память, а уж потом применять её. Это невозможно. Только используя и нагружая память можно совершенствовать её.

Приведенные ниже тренировочные упражнения основаны на использования всех видов памяти. Эти упражнения можно использовать и как приемы запоминания. Они помогают учащимся преобразовать сложный материал в другую информационную форму, более лёгкую для запоминания.

Упражнение «Зубрёжка»

1. Повторите слова или фразы, которые надо запомнить про себя.2. Через секунду повторить снова.3. Повторить через две секунды4. Подождать четыре секунды и повторить.5. Повторить через десять минут.6. Повторить через 2-3 часа.7. При необходимости – через месяц.Если вы вспомнили через год – запомнили навсегда.

Упражнение «Пересказ»

1. Бегло просмотрите текст, который вам надо запомнить. Обратите внимания на заголовки. Сделайте вывод – о чём текст.2. Определите, из каких частей состоит текст. Постарайтесь поставить к каждой части вопрос. При постановке опирайтесь на заголовки и подзаголовки, на выделенные слова. Прочтите каждую часть и найдите на них ответы.3. Текст разбейте на абзацы, содержащие общую идею. Составьте план пересказа по ним. Подчеркните слова в абзаце, которые составляют основную мысль.4. Опираясь на составленный план, перескажите основные мысли каждого абзаца вслух, а потом про себя.5. Повторно прочитайте текст, акцентируя внимание на основных мыслях.6. Перейдите к рассмотрению деталей произведения. Выделяйте яркие образы и примеры, подчёркивающую основную мысль.7. Перескажите текст и подумайте о своём личном отношении к прочитанному материалу.8. Можно с кем-нибудь обсудить текст.

Упражнение «Учим стихотворение»

1. Прочитайте внимательно первую строчку стихотворения. Закройте глаза и зрительно нарисуйте картинку, отображающую эту строчку. Нравится она вам или нет?2. Прочитайте следующую строку и представьте её в своём воображении.3. Продолжайте то же самое с остальными строчками.4. У вас в голове сложилась картина образов. Просмотрите мысленно эти образы. Опишите их своими словами.5. Прочитайте стихотворение вслух, подкрепляя слова вашими образами.6. Повторно перечитывайте стихотворение вслух. Если нужно, подправьте образы, добавьте в них детали.7. Вслушивайтесь в звучание слов. Акцентуируйте внимание на рифмы.

Упражнение «Запоминание слов»

Например, надо запомнить ряд слов:Берёза, стул, море, ваза, помидор, полотенце, кролик, конфета, книга, дождь.

Представляем мысленно: рубим берёзу, из него делаем стул, берём его идём на пляж, садимся у моря, в руках ваза с овощами, полотенце на плечах, на нем вышит кролик. Рядом садится кто-то, он смеется, что вы кушаете помидор и угощает конфетой. Потом вы вместе читаете книгу. Но, к сожалению, дождь прогоняет вас с пляжа.

Постепенно количество слов для запоминания увеличивайте.

Упражнение «Кодируем число»

Присвойте каждому числу свой индивидуальный код. Опирайтесь на систему визуальных образов, ассоциации – контуры, форма, цвета.Например:Ноль – круг, мяч, яйцо Один – палка, столб, свеча, карандашДва – близнецы, пара обуви, ноги, а может утка или гусь.Три - треугольник, тренога, три богатыря.Четыре – квадрат, картина на стене, лапы у животного (собака, кошка).Пять - звезда, рука, награда на груди героя.Шесть - открытый навесной замок, крючок.Семь – коса, гномы (их было семь).Восемь – песочные часы, бинокль очки.Девять – улитка, ухо.Десять – пальцы двух рук.

Связывайте образы в предложение, соответственно ряду цифр.Например: вам надо запомнить число - 4832Переводим цифры в слова. Получился набор слов:Собака, очки звезда, треугольник, пара обуви.Собака в очках, на треугольном коврике грызёт пару ботинок.

Другой пример: 7159Кодируем, получаем слова: гном, карандаш, звезда, улитка.Гном карандашом рисует звезду, а по его спине ползёт улитка.Можно представлять самые несуразные сценки.

eduproj.net

Упражнения для тренировки памяти. Правила и «секреты» запоминания. — Блог

Благодаря пластичности мозга, мы можем до глубокой старости развивать его когнитивные функции, память и внимание, восприятие и мышление. Сегодня мы остановим внимание на упражнениях для развития памяти у детей и у взрослых, а также раскроем некоторые правила и «секреты» запоминания.

Согласно когнитивной психологии, изучающей познавательные процессы памяти, последняя является аспектом общего процесса обработки информации человеком. При этом информация сначала обрабатывается в периферических видах памяти, а оттуда попадает в кратковременную память (ссылка на статью о кратковременной памяти?). Здесь она предварительно обрабатывается, здесь сохраняется информация о текущих событиях, а затем, после последовательной и детальной обработки данных, происходит долговременное запоминание.

Упражнения для развития памяти у детей

В период с 3 до 7 лет у детей происходит бурное развитие непроизвольной памяти, мозг находится в активной фазе «поиска пищи». В этот период память стремительно развивается, опережая остальные способности. Благодаря развитой непроизвольной памяти, ребёнок легко «схватывает» всё яркое, привлекательное, запоминающееся, необычное, поэтому легко запоминаются сказки, стихи, считалочки. Как только ребёнок сам поставит перед собой задачу на запоминание – начинается работа, а с ней и развитие произвольной памяти. Нужно всячески поощрять желание ребёнка запоминать, потому что это станет залогом успешного развития всех познавательных способностей. В дальнейшем память ребёнка будет усиливаться с помощью специальных приёмов.

Помогайте ребёнку не просто запоминать материал, а правильно запоминать: так Вы поспособствуете ему адаптации к постоянным умственным нагрузкам, которые неизбежны в школе.

Мы предлагаем Вашему вниманию несколько упражнений для развития памяти у детей, рекомендованных для этого важного возраста:

1. Играем в слова.

Задание 1.

— Сейчас я буду называть тебе разные слова, а ты постарайся их запомнить. Начали!

Собака, стол, петух, черепаха, табуретка, кошка, стул, кровать, лиса, волк.

— Повтори, пожалуйста!

Задание 2.

— А как ты думаешь, можно эти слова как-то сгруппировать? Как бы ты это сделал?(Если у ребёнка есть разные варианты – это замечательно, но постарайтесь подвести его к идее создать две группы слов: предметы мебели и животные). Можете просто попросить: попробуй назвать сначала всех животных, а потом – предметы мебели.

Задание 3.

— Пожалуйста, перечисли мне ещё раз все эти слова.

Вы можете на основании полученных достижений проанализировать результаты игры. Запоминание 6-7 слов без деления на группы означает, что у Вашего ребёнка хорошая непосредственная память. Если ребёнок быстро сгруппировал слова и в результате запомнил большее их количество, чем вначале – значит, у него развита опосредованная память.

2. Развиваем осязательную память.

Вырежьте из картона геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат, треугольник, круг.

Задание 1.

Сначала обговорите с ребёнком названия фигурок. Не заставляйте его учить новые названия, лучше придумайте их вместе. Исходите из того, на что фигурка похожа: например, одна – на шкаф, другая – на окошко, третья – на домик или палатку, четвёртая – на солнышко. В конце концов следует остановиться на том варианте, который выберет сам ребёнок.

Задание 2.

Пусть ребёнок закроет глаза, ощупает фигурки в определённом порядке и запомнит их. Но и Вы сами сразу определите и запомните этот порядок.

Задание 3.

— Расскажи, но только по порядку, какая фигурка была первой, какая второй, и т.д.

Задание 4.

После того, как ребёнок запомнит последовательность, можно научить его правильным названиям. Постарайтесь назвать и обсудить и такие признаки, как наличие углов, их количество, одинаковую или разную длину сторон.

Развивать осязательную память можно в любое удобное время, для этого не нужно особенной подготовки. Пусть ребёнок закроет глаза, после этого дайте ему какой-нибудь предмет и попросите прикоснуться к нему, ощупать, прислушаться к своим ощущениям, запомнить их. После этого пусть ребёнок ответит на вопрос, что бы это могло быть. Давайте друг другу предметы и угадывайте по очереди, превратите это в забавную игру.

Такие игры развивают как осязательную память, так и эмоциональную.

Упражнения для тренировки памяти у взрослых

В повседневной жизни мы каждый день тренируем память, сами того не осознавая. Например, запоминаем, что нужно купить в магазине, помним дни рождения родственников и друзей, пересказываем содержание недавно прочитанного произведения или просмотренного фильма – все это тоже своего рода упражнения для улучшения памяти. Но для того, чтобы развитие памяти происходило лучше и быстрее, этого недостаточно. Ниже приведены простые в использовании упражнения для тренировки памяти у взрослых:

Упражнение 1.

В течение 30 секунд запомните расположение линий на первом рисунке, затем закройте его и попробуйте соединить точки на втором рисунке таким образом, чтобы он соответствовал первому.

Упражнение для тренировка памяти 1

Упражнение 2.

В течение одной минуты запомните следующие слова:

•      жираф;

•      озеро;

•      сад;

•      июль;

•      отдых;

•      жизнь;

•      отель;

•      коньки;

•      листья;

•      бабушка.

Затем закройте листок и постарайтесь написать эти слова в таком же порядке. В дальнейшем Вы можете добавлять все больше и больше слов, усложняя тем самым себе задание.

Упражнение 3.

Внимательно рассматривайте все изображения в течение одной минуты.

Упражнение для тренировки памяти 2

Затем, не глядя на рисунок, назовите всех животных. Если легко – попробуйте в алфавитном порядке!

Упражнение 4.

У Вас есть 2 минуты. Постарайтесь за это время запомнить все картинки, приведённые ниже, в подробностях: имена девочек, их одежду и те приметы, которые их отличают друг от друга.

Упражнение для тренировки памяти 3

Прикрыв рисунки, проверьте себя и ответьте на следующие вопросы:

•      Вспомните имя девочки, которая пьет чай – Хуана или Мария?

•      Назовите имя девочки в белых носках.

•      Большие синие бантики были на голове у Мерседес или у Бабианы?

•      Синее платье и заплетенные косички были у Марии или у Мерседес?

Затем сравните свои ответы с оригиналом и, если имеются ошибки, исправьте их.

Упражнение 5.

В течение 30 секунд внимательно рассмотрите картинку приведенную ниже, затем закройте её и скажите, какая из четырех картинок ей соответствует.

Упражнение для тренировки памяти 4

 

Упражнение для тренировки памяти 4

Уделяя время упражнениям для тренировки памяти, вы сможете значительно её улучшить. В дальнейшем Вы также можете усложнять эти задания, например, сокращая время их выполнения.

Также Вы можете успешно тренировать память с помощью развивающих компьютерных игр онлайн .

Правила и «секреты» запоминания

Если учитывать правила, помогающие улучшить запоминание, можно существенно облегчить себе этот процесс и получить при воспроизведении более точный результат. Знание этих приёмов и владение ими пригодится Вам при выполнении упражнений для улучшения памяти, поможет развивать память в повседневной жизни, а также облегчит изучение иностранного языка и усвоение нового материала.

Психологи рекомендуют использовать следующие советы и правила:

1.      Что вызывает сильные эмоции или в данный момент действительно актуально – то и лучше запоминается. Отсюда вывод:

—      Стремитесь соединить поступающую для запоминания информацию с существующей системой потребностей.

—     Старайтесь во время запоминания создать для себя положительный эмоциональный фон.

2.      Используйте сразу несколько анализаторов, например – зрительный и слуховой. Если подключить к этому процессу и логику, результат будет ощутимо лучшим.

3.      Повторяйте материал перед сном, тогда на информацию не будут накладываться новые яркие впечатления, мешающие процессу.

4.      Делите объёмный материал на части: так проще его запомнить, ведь большой объём потребует большего числа повторений.

5.      Правильно повторяйте: в первый раз – не позже, чем через 1-2 часа, а во второй раз – не позже, чем через сутки-двое после первого запоминания. Просто повторять материал подряд – гораздо менее результативно.

6.      Используйте ассоциации: так факты запоминаются легче. Неважно, какого рода ассоциацию Вы выберете – эмоциональную, образную или логическую. Важно, что Вам так удобнее, и что это работает!

Надеемся, что Вам пригодятся наши советы, игры и упражнения для памяти.

Желаем Вам успехов в саморазвитии!

 

Фото: Ole Bertelsen

b-trainika.com

Лучшее упражнение на запоминание слов и букв

Нередко детям, как, впрочем, и взрослым, требуется запомнить какие-либо слова или буквы. Это касается не только иностранных языков, которые и так не просто выучить, но и нашего родного русского языка, который богат разнообразием простых и сложных слов. Но что делать, если совсем ничего не получается? Опустить руки и браться за другое дело? Или все таки постараться?

Если вы сталкивались когда-либо с этой проблемой, то данная статья станет спасением для вас. Эти упражнения на запоминание слов помогут вам и вашим детям развить свою память, научиться быстрее запоминать слова или буквы. Здесь вы можете сами выбрать, какое упражнение будет лучшим.

упражнение на запоминание

Перечисление

Одно самое простое упражнение на запоминание - "перечисление". Допустим, даны слова "картина, карбюратор, зарядное устройство, цветы, туманность, виноград, кухонный гарнитур...". Человек читает эти слова два раза, а потом по памяти должен вспомнить все, что он только что прочитал. Слова можно подбирать согласно возрасту человека, роду его деятельности, ближайших праздников или смены сезона.

Данное упражнение можно видоизменять и усложнять. К примеру, человек должен не только запомнить слова, но и составить с ними предложение, не потеряв ни одного.

Упражнение "Опиши картинку"

Представим себе картинку с попугаем, который сидит на жердочке. Нам даны слова: "клешни, алмаз, трава, осенние листья, щипцы, шоколад". И теперь, используя на максимум свою фантазию, объясняем, как может быть связан попугай на картинке с этими словами.

Своими лапками попугай держится за жердочку, как КЛЕШНЯМИ, его глазки похожи на АЛМАЗЫ, его оперение зеленое, как ТРАВА, но имеются и оранжевые проблески, как ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ, клюв попугая похож внешним видом на ЩИПЦЫ, жердочка, на которой сидит попугай, цвета "горький ШОКОЛАД". Такое упражнение на запоминание не только поможет развить память ребенку, но и проявит его фантазию.

 упражнения для запоминания букв

Ряды слов

Для следующего упражнения для запоминания букв вам потребуется помощник. Напишите ряд слов. Допустим, 20 штук. В ряду справа напишите слова, которые так или иначе относятся к левым. К примеру:

  • Глобус - карта.
  • Собака – будка.
  • Садовод – тачка.
  • Карандаш – ластик.
  • Гипотенуза - катеты.
  • Мед - пчелы.
  • Дерево - листья.
  • Флешка - дисковод.
  • Интернет - социальные сети.
  • Цветы - клумба.
  • Космос - планета.
  • Подсолнух- семечки.
  • Стиральная машина - порошок.
  • Ферма - корова.
  • Наушники - музыка.
  • Зубная щетка - зубная паста.
  • Шкатулка- украшение.
  • Кофе – турка.
  • Колбаса – бутерброд.
  • Свеча – пламя.
  • Портрет - карандаши.

Прочитайте все словосочетания, а потом закройте правый столбик. По памяти восстановите слова и запишите их напротив каждого левого. Не забывайте, что ряд слов зависит также и от возраста ребенка. Это говорит о том, что слова, которые применяются в упражнении, должны быть хорошо знакомы ребенку. Такие задания активно используются при обучении детей английскому языку.

Много из одного

Еще одно упражнение на запоминание. (Представлен один из самых типичных вариантов, можно доделать его исходя из возраста, возможностей, хобби и желаний человека, можно сделать проще или сложнее, главное - принцип). Перед вами картинки животных, вещей, цветов, насекомых, книг, городов, машин, музыкальных групп… В течение одной минуты вам следует запомнить все картинки. После чего на бумаге записать все предметы в алфавитном порядке.

упражнение для запоминания таблицы умножения

Это задание используется в разных интерпретациях и почти на каждом интеллектуальном марафоне или игре. Его с удовольствием выполняют как взрослые, так и дети. Вам дается какое-то длинное слово, к примеру: "кораблекрушение". Задача - составить как можно больше слов из букв данного слова. (Раб, рак, лак, шар, шок, блок, шов, широк, шлак). С тем же принципом применяются упражнения для запоминания английского алфавита. Такое упражнение можно превратить в целую игру, начисляя ребенку за каждое слово столько баллов, сколько букв в слове.

Упражнение "личный совет"

упражнения на запоминание слов

Когда-то преподаватели по русскому языку и литературе заставляли переписывать большие художественные произведения тех, у кого были проблемы с орфографией, пунктуацией... Хотите что-то запомнить, пишите эти слова или тексты. Переписывайте по несколько раз в день, пишите в черновиках, на закладках в видных местах, социальных сетях. Это поможет вам быстрее запомнить материал. Также чем больше вы читаете - тем лучше развивается ваша зрительная память.

Такие упражнения для запоминания таблицы умножения активно используются для детей младших классов, которым сложно выучить большое количеств чисел.

Удвоенные буквы

Если вы не можете запомнить слова с удвоенными гласными или согласными, что делать тогда? Здесь поможет запоминание одного некого сюжета. Берем несколько слов, в которых вы постоянно забываете, как пишется буква «т» или «тт». Слова: оттепель, аттестат, аттракцион, конфетти, коттедж, оттенок. Теперь придумываем небольшой сценарий, в котором могли бы встретиться эти слова. «Когда наступила оттепель, и ребята из коттеджного поселка «Конфетти» получили свои аттестаты, они отправились на аттракцион «оттенок». Это все, конечно, очень субъективно. Каждый должен выбрать слова, которые именно ему не по силам запомнить. В своей голове с помощью фантазии сложить это в целостный сюжет и запомнить.

Шифр

упражнение для запоминания английских слов

Вам знакомо слово «криптография»? Это некоторая шифровка букв, цифр или другой полезной информации. Вы тоже можете почувствовать себя сыщиком или археологом, изучающим древний язык, да к тому же и прокачать свою память и способности запоминать слова или буквы. Вы можете придумать шифр сами, а можете попросить об этом кого-то из вашего окружения (так будет интереснее). Следует зашифровать, к примеру, алфавит или цифры и знаки арифметических действий. Шифровкой могут быть различные незамысловатые рисуночки, геометрические фигуры или просто какие-либо символы. Расшифровывайте каждый день хотя бы по одному «посланию» или «примеру», и ваша память станет просто сногсшибательной. Также вы можете использовать упражнения для запоминания английских слов, шифруя их цифрами и символами.

упражнения для запоминания английского алфавита

Стихи наоборот

Учить стихи нас учили еще с детского сада. Но суть этого упражнения не в том, чтобы запомнить как можно больше стихотворений от начала до конца и рассказать их своему окружению, а в том, чтобы заучить стихотворение с конца до его начала. Да-да, слово за словом с конца до начала стихотворения. Получается не: «Ты меня не любишь, не жалеешь, Разве я немного не красив?», а: «Красив не не много я разве, жалеешь не, любишь не меня ты?».

Различные логические игры, монополии, стратегии также помогут вам развить память и запоминать слова и буквы с легкостью.

Несомненно, кому-то определенное упражнение на запоминание может не подойти, кому-либо может помочь в большей степени, а кому-то в меньшей. Одним людям они покажутся сложными, а другие освоят их в два счета. Всегда самое главное – это желание. Не стоит останавливаться. Если вы знаете в лицо своего врага (как правило, враг человека - это его собственные недостатки), то сможете его победить, победить себя. Тренируйтесь, преодолевая все трудности, и вам покорятся любые вершины. Ваша память будет очень мощной, а способности великими. Как говорил великий физик-теоретик Альберт Эйнштейн: «Жизнь — как вождение велосипеда. Чтобы сохранить равновесие, ты должен двигаться».

fb.ru

Упражнения, для запоминания лиц

http://www.e-reading-lib.com/bookreader.php/87734/Belova_-_200_uprazhneniii_dlya_razvitiya_obshcheii_i_melkoii_motoriki.html

 УПРАЖНЕНИЯ НА ЗАПОМИНАНИЕ ЛИЦ

Схема тренировки для запоминания лиц.

1. Первая характерная черта – это форма головы. Определите ее и хорошо запомните.

2. Найдите характерные черты лица (высокие скулы, волевой подбородок и т. д.).

3. Отыщите особые признаки лица (шрам, родинку и т. д.).

4. Представьте лицо по памяти (мысленно нарисуйте). Сравните с оригиналом.

5. Сопоставьте лицо с тем, что известно вам об оригинале.

Упражнение 1

Выберите человека, играющего важную роль в вашей жизни, и попробуйте ответить на вопросы о его внешности.

Цвет волос?

Волосы длинные или короткие?

Волосы густые или длинные?

Есть ли лысина?

На каком участке головы?

Цвет глаз?

Рост?

Лицо:

длинное, круглое, овальное, квадратное?

Подбородок маленький или большой?

Уши маленькие или большие?

Уши прижаты к голове или оттопырены?

Уши проколоты?

Опишите бороду, усы.

Упражнение 2

Перед вами три натюрморта, составленных из овощей, фруктов, злаков. Внимательно рассмотрите каждый в течение 30-40 с.

Теперь ответьте, не обращаясь к портретам, из чего состоит лицо.

Рисунок 1

Глаза_______________________

Волосы____________________

Нос________________________

Рот________________________

Уши_______________________

Голова_____________________

Усы________________________

Рисунок 2

Глаза_______________________

Волосы____________________

Нос________________________

Рот________________________

Уши_______________________

Голова_____________________

Усы________________________

Рисунок 3

Глаза_______________________

Волосы____________________

Нос________________________

Рот________________________

Уши_______________________

Голова_____________________

Усы________________________

Упражнение 3

Перед вами три портрета, составленных из различных предметов.

Внимательно рассмотрите каждый в течение 30-60 с. Лица легче запомнить, если представить себе, что сам составляешь портреты из данных предметов.

Представьте портреты и ответьте на вопрос, из каких предметов составлены лица?

Рисунок 1

Голова____________________________

Глаза_____________________________

Брови____________________________

Нос______________________________

Рот______________________________

Уши______________________________

Рисунок 2

Голова____________________________

Волосы___________________________

Глаза_____________________________

Нос______________________________

Рот______________________________

Рисунок 3

Голова_________________________

Волосы________________________

Глаза и нос_____________________

Рот___________________________

УПРАЖНЕНИЯ НА ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ (СРАВНИВАНИЕ ЛЮДЕЙ ПО ФОТОГРАФИЯМ)

Когда человек рассматривает какую-либо фотографию, отличительный признак запоминается его мозгом автоматически. Отличительным признаком на фотографии могут быть детали одежды, прическа, сходство с кем-либо, даже элемент фона. Если на фотографии трудно найти яркие отличительные признаки, внимательно всмотритесь в лицо и постарайтесь найти сходство с кем-либо или с чем-либо.

Чтобы запомнить информацию о выдающихся ученых, используйте прием выделения отличительных признаков на фотографии.

Упражнение 1

Перед вами фотография молодого человека. В течение 30-60 с внимательно рассмотрите и запомните его лицо. Обратите внимание на форму глаз, губ, найдите что-то необычное в его внешности.

Задание Найти детскую фотографию молодого человека среди предложенных.

Среди предложенных найти фотографию молодого человека с его изображением 40 лет спустя.

Упражнение 2

Внимательно рассмотрите фотографию актера без грима. Это исходный снимок.

Задание

Среди предложенных снимков с загримированными актерами отыщите тот, на котором можно узнать актера с исходного снимка.

Упражнение 3

Дана фотография человека. Внимательно рассмотрите его лицо, обращая внимание на все мельчайшие подробности.

Задание

К фотографии с недостающими фрагментами подберите брови, глаза, нос, губы, уши, волосы.

Упражнение 4

Перед вами разорванные фотографии. Рассмотрите их в течение 10-30 с.

Отыщите недостающие части.

Упражнение 5

Перед вами фотографии родителей девочки. Внимательно изучите их в течение 1-2 мин.

А теперь посмотрите на фотографию их дочери и скажите, какие черты лица унаследовал ребенок от родителей (отметить в таблице).

Упражнение 6

Внимательно рассмотрите фотографию девушки.

Представьте на пустом портрете лицо девушки с исходной фотографии, сравните свой образ с данным портретом и найдите пять изменений.

Подсказка: [8]

Расстановка чисел"

Тест предназначен для оценки произвольного внимания. Рекомендуется использовать при профотборе на специальности, требующие хорошего развития функции внимания.

Инструкция: в течение 2 минут Вы должны расставить в свободных клетках нижнего квадрата бланка в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках верхнего квадрата бланка. Числа записываются построчно, никаких отметок в верхнем квадрате делать нельзя.

Оценка производится по количеству правильно записанных чисел. Средняя норма - 22 числа и выше. Тест удобен при групповом обследовании. Групповое обследование рекомендуется проводить в присутствии экспериментатора.

Стимульный материал

16

37

98

29

54

80

92

46

59

35

43

21

8

40

2

65

84

99

7

77

13

67

60

34

18

Бланк для заполнения

Чтобы правильно оценить свои возможности, после двух - минутного рассматривания исходного квадрата Вы должны закрыть его листом плотной бумаги, после чего приступайте к заполнению бланка. Не забудьте засечь время, так как цифры, написанные после двух минут заполнения, в зачет результата не идут.

"Сложные аналогии"

Методика используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначена для испытуемых подросткового, юношеского возраста и взрослых.

Методика состоит из 20 пар слов - логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти "аналог", то есть выбрать в таблице "шифр" пару слов с такой же логической связью. Время выполнения задания ограничено тремя минутами.

Инструкция: перед Вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице «шифр».

Вы должны определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы «шифр». И после этого записать ту из букв, которая соответствует найденному в таблице «шифр» аналогу.

Шифр

Овца-стадо

Малина-ягода

Море-океан

Свет-темнота

Отравление-смерть

Враг-неприятель

А

Б

В

Г

Д

Е

  1. Испуг – бегство

  2. Физика – наука

  3. Правильно – верно

  4. Грядка – огород

  5. Пара – два

  6. Слово – фраза

  7. Бодрый – вялый

  8. Свобода – воля

  9. Страна – город

  10. Похвала – брань

  11. Месть – поджог

  12. Десять – число

  13. Плакать – реветь

  14. Глава – роман

  15. Покой – движение

  16. Смелость – геройство

  17. Прохлада – мороз

  18. Обман – недоверие

  19. Пение – искусство

  20. Тумбочка – шкаф

Ключ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Д

Б

Е

А

Е

А

Г

Е

В

Г

Д

Б

Е

А

Г

Е

В

Д

Б

В

Оценка

оценка в баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1

количество правильных ответов

19

18

17

15-16

12-14

10-11

8-9

7

6

Анализ результатов.

Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей.

Если испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении, только после тщательного анализа ошибок и рассуждений можно сделать вывод о соскальзывании умозаключений, о растекаемости мышления, о произвольности, нелогичности рассуждений, о диффузности, расплывчатости мысли на фоне понимания логических связей, о ложном понимании аналогии логических связей.

Наибольшее информативное значение имеют рассуждения испытуемого. Обычно наибольшую трудность вызывает соотношение понятий "бережливость - скупость", "прохлада - мороз".

Норма правильных ответов - 5 и выше.

Литература: Психологические тесты / сост. С. Касьянов. - М. : Эксмо, 2006. - 608 с. (с. 344 - 345, 350)

«Эталоны»  О.М. Дьяченко

Методика нацелена на диагностику уровня развития восприятия и содержит задачи, требующие соотнесения формы предметов с заданными образцами (эталонами). предлагается отметить изображения предметов, соответствующие каждому эталону.

Материал. Тетрадь из 4 страниц, на каждой из которых расположены 16 картинок, изображающих различные предметы, а также фигурки-эталоны, которые должны быть использованы ребенком для анализа форм предметов, нарисованных на картинках.

Наборы картинок на всех страницах одинаковые, но на каждой странице под картинками изображена лишь одна из следующих четырех фигур - эталонов:

 

Инструкция.  даются тетрадки и говорится: «Рассмотрите внимательно на этой странице все картинки (столбик за столбиком) и фигурку под ними. Выберите те картинки, которые больше всего похожи на эту фигурку, и поставьте под такими картинками крестики. Когда вы отметите все картинки, похожие на фигурку, переверните страницу и на следующей странице тоже отметьте картинки, которые похожи уже на другую фигурку, на ту, которая нарисована под ними. Так вы должны отметить фигурки на всех четырех страницах».

Во время выполнения задания необходимо обратить внимание детей на анализ формы фигурок-эталонов, чтобы избежать случайного выбора картинок. («Внимательно смотрите на фигурку под картинками».)

Обработка результатов и интерпретация

Правильно отмеченные картинки:

- грибок, чашка, месяц, шляпа

- коляска, стул, сапоги, кресло

- морковь, пирамидка, листок, ёлка

- лампа, матрёшка, груша, снеговик

Максимальный балл (по всем 4 страницам) - 32 балла. Ошибками считаются неправильно отмеченная картинка и неотмеченная нужная картинка. Реальный балл равен разности между максимальным баллом и количеством ошибок (за каждую ошибку вычитается 1 балл).

Уровни развития восприятия:  32-27 баллов - высокий  26-20 баллов - средний  от 19 и ниже – низкий

Качественный анализ результатов

 1-й тип. Дети с синкретической ориентировкой. На основе выделения одной детали или, наоборот, без учета характерных деталей контура дети ошибочно относят весь предмет в целом к какому-либо из эталонов. Так, например, изображения гитары или груши относятся к эталону, имеющему форму угла, на основании одной детали — выемки сбоку. Или, наоборот, гитара относится к эталону конусообразной формы на основании общего направления линии контура, без учета характерных деталей.

 2-й тип. Дети со смешанной ориентировкой, которая меняется в зависимости от сложности объекта. Простые объекты, детали которых находятся внутри общего контура (например, ботинок, голова собаки), дети безошибочно относят к нужному эталону. При анализе объектов с выступающими за контур деталями (например, корзинка с ручкой) проявляется синкретический тип ориентировки.

 3-й тип. Дети с адекватной ориентировкой: при анализе формы предмета они ориентируются на соотношение общего контура и отдельных деталей, что позволяет им безошибочно сопоставить предмет с эталоном. Дети с таким типом ориентировки могут допустить лишь 1-2 случайные ошибки.

источник:

Мозг - сложнейшая и взаимосвязанная система, самая крупная и функционально важная часть центральной нервной системы. Его функции включают обработку сенсорной информации, поступающую от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память. Высшая функция, выполняемая мозгом - мышление.

Левое полушарие головного мозга

Правое полушарие головного мозга

Левое полушарие мозга отвечает за языковые способности. Оно контролирует речь, способности к чтению и письму, запоминает факты, имена, даты и их написание.

Аналитическое мышление: Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием.

Буквальное понимание слов:  Левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.

Последовательная обработка информации: Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.

Математические способности:

Числа и символы также распознаются левым полушарием. Логический аналитический подходы, которые необходимы для решения математических, проблем, тоже являются продуктом работы левого полушария.

Контроль за движениями правой половины тела.

Когда вы поднимаете правую руку, это означает,

что команда ее поднять поступила из левого полушария.

Правое полушарие головного мозга отвечает за интуицию. Как правило, его не считают доминирующим. Оно отвечает за выполнение следующих функций.

Обработка невербальной информации: Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.

Ни для кого не секрет, что левое полушарие мозга отвечает за логику, а правое полушарие мозга за интуицию. Давайте подробнее рассмотрим, как делятся «обязанности» полушарий.

Пространственная ориентация: Правое полушарие отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в целом. Именно благодаря правому полушарию можно ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки.

Музыкальность: Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку

зависят от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает левое полушарие. Метафоры: С помощью правого полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения. Благодаря ему, мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем. К примеру, если кто-то скажет: "Он висит у меня на хвосте", то как раз правое полушарие поймет, что именно хотел сказать этот человек. Воображение: Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Кстати говоря, вопрос "А что, если..." также задает правое полушарие. Художественные способности: Правое полушарие отвечает за способности к изобразительному искусству. Контролирует движения левой половины тела: Когда вы поднимаете левую руку, это означает, что команда поднять ее поступила из правого полушария.

studfiles.net

Упражнения на запоминание и для развития памяти у взрослых

Развивать память можно в любом возрасте. Над этим навыком нужно работать, чтобы не утратить его, чтобы расширить границы заложенные природой. Упражнения на запоминание помогут вам в этом. Надо только отбросить лень и убеждение о нехватке времени.

О чем стоит задуматься?

Мы требуем от детей запомнить, выучить. И в то же время считаем, что взрослому такие способности не нужны. Отходя от учёбы в школе, университете, мы постепенно теряем навык запоминания. Потому что перестаём тренировать память, работать над «мышцами» мозга. Разработано множество теорий, практических заданий для развития памяти. При этом лучший совет – постоянная тренировка. Не стоит перекладывать список покупок на бумагу, а постарайтесь запомнить, приведя аналогии из жизни.

Мозг человека в первую очередь откладывает на своих полочках яркие и незаурядные моменты. Ведь Пифагоровы штаны помнит каждый. Вот пример, что стоит делать для улучшения памяти:

  • зарифмовать;
  • провести аналогию;
  • подкрепить эмоциями;
  • сочинить историю;
  • использовать яркие краски;
  • расположить написанное перед глазами;
  • восстанавливать картинку с закрытыми глазами.

Учить стихи, отрывки прозы, запоминать номера телефонов, домов, количество ступенек — то, что делается невзначай. Этим на бессознательном уровне занимаются люди, которые гордятся своей памятью.

Методики по улучшению запоминания

Работа с текстом и чтение

Это упражнение на запоминание досталось от Цицерона. Разбейте текст на мелкие части. В каждом определите ключевые слова. С их помощью сочиняем историю и связываем с номером отрывка.

А вот воспроизводить в памяти всё надо уже не по порядку, а с конца. По номеру – восстанавливаем сфантазированный рассказ. Слова вспоминаем по образу. Текст же придёт в память самостоятельно.

Как улучшить память с помощью чтения? В первую очередь читать. А во вторую – читать вслух. 10-15 минут в день помогут проработать слуховую память. Но не монотонное, а живое, яркое чтение, которое вызовет определённые эмоции.

Значительно заставляет работать извилины нашего мозга заучивание наизусть. Постарайтесь хотя бы один раз в неделю (в идеале чаще) учить стихотворение. Так вы привьёте себе любовь к высокой поэзии и поработаете над памятью.

Изучение иностранных языков – это настоящая тренировка памяти.

Игровые методики

Отличный вариант для развития памяти — игра. Мы неосознанно стараемся уловить, запомнить в пылу азарта. Для взрослых и детей можно использовать «Мемори», получившая распространение лет этак 10 назад и завоевавшая сердца любителей настольных игр. Разные варианты по количеству карточек, различные рисунки и цвета. Да и самим сделать такой тренажёр памяти несложно, если старые наскучили. Много игр подобного типа и в интернете. Так что учимся играя.

Игр для улучшения памяти намного больше, чем кажется. Даже элементарная игра в «Дурака» позволяет натренировать мозг. Надо только запоминать, какие пары карт пошли в отбой.

Фотопамять и подручные средства

Тренировать зрительную память поможет метод Айвазовского. Этот великий художник, который рисовал картины без созерцания объекта, воспроизводил с закрытыми глазами увиденное до мельчайших подробностей. Он сидел на берегу моря и изучал волны. Заметьте, что не недвижимый предмет, а бегущие волны. Ему хотелось зафиксировать их в памяти в движении. И он этому научился. Необходимо сначала пристально рассмотреть предмет, а потом закрыть глаза и постараться воспроизвести в памяти в мельчайших подробностях.

Таблицы Шульте – это набор цифр, главная задача которых – научить беглому чтению. Но они отличный тренажёр для нашего мозга. Пока ищете нужное число, вы запоминаете краем глаза и числа, находящиеся рядом.

Таблицы Шульте

Есть пара минут свободного времени или надо отвлечься от переживаний? Тогда бросьте на стол пять спичек. Посмотрите на них внимательно, а потом отвернитесь и в другом месте разложите спички так же. Если вам тяжело, то начинать можно не с пяти, а с меньшего количества. А если легко, то увеличивайте число спичек.

Для тренировки памяти подойдёт метод воспроизведения кабинета, комнаты. Посмотрите на помещение несколько минут. Внимательно осмотрите каждый предмет, а потом выйдите. Вне комнаты воспроизводите то, что видели — все детали.

Цепочка сознания и кроссворды

Для развития памяти у взрослых воспользуйтесь методом построения логических цепочек. Вы связываете слова между собой, чтобы запомнить максимальное количество.

Дом – стоит у реки – в реке рыба – рыба ловится на крючок.

Хорошо напрягают, заставляют сосредоточиться и проработать дальние уголки сознания судоку, кроссворды, головоломки. Вы будете вспоминать, создавать аналогии, считать, находить ответы. Не отбрасывайте очередную газету с кроссвордом, а возьмите ручку и решайте.

Используем слух и обоняние

Возможно подслушивать и нехорошо с этической точки зрения, а вот как тренировка – даже полезно. В транспорте, очереди послушайте, что говорят по соседству. И постарайтесь запомнить. Эта информация не будет представлять для вас ценности и быть совсем неинтересной, но для работы мозга, который скучал, пока вы ехали в автобусе, она будет бесценной.

Тренировать стоит не только зрительную, слуховую, но и осязательную память. Нюхайте цветы, проанализируйте новый аромат духов коллеги, оцените запах еды. Потом старайтесь воссоздать их в памяти. Когда встречаете новый, не ведомый аромат, проводите аналогии.

Заставьте поработать с памятью вкусовые рецепторы. Пережёвывать еду хорошо не только для пищеварения, но и для развития вкусовых ощущений, сохранения их в памяти.

Мозг – это мышца, которую надо постоянно качать. Вы не сможете его перегрузить регулярной информацией, а только будете постепенно подкачивать, расширяя возможности.

Автор статьи: Лаухина Екатерина

pamyatplus.ru

Упражнения на запоминание слов - Супертренажер памяти. Книга-тренажер для вашего мозга - Антон Могучий - rutlib2.com

Упражнения на запоминание слов

Упражнение «Список покупок»

Представьте, что вы собираетесь в магазин. Запомните список покупок, которые вам нужно сделать, в любом порядке. Потратьте на это столько времени, сколько вам нужно, но чем быстрее, тем лучше.

 

Соль

Греча

Курица

Яблоки

Макароны

Хлеб

Сок

Чай

Молоко

Морковь

Творог

Упражнение «Запоминание слов в любом порядке»

В течение минуты изучайте следующий список слов, затем воспроизведите все слова по памяти в любом порядке.

 

Маршрут

Психология

Автор

Коррида

Велотренажер

Город

Дерево

Воскресенье

Маяк

Воробей

Упражнение «Запоминание слов в определенном порядке»

В течение минуты запоминайте следующий список слов, а затем воспроизведите их по памяти именно в том порядке, в каком они написаны.

 

Покупатель

Сантиметр

Плакат

Телефон

Дверь

Фотограф

Госпиталь

Арбуз

Упражнение «Похожие слова»

Перед вами таблица из двух столбцов. Слова в правом столбце отличаются от слов в той же строчке левого столбца лишь одной буквой. Рассматривая таблицу, мысленно связывайте эти пары слов между собой и запоминайте попарно. Ограничений по времени для выполнения этого упражнения нет, но чем быстрее вы запомните, тем лучше. Затем закройте листом бумаги левый столбец и, глядя на слова правого столбца, называйте соответствующие им из левого столбца.

 

Упражнение «Таблица слов»

Изучайте следующую таблицу слов в течение 2 минут. Подсказка: чтобы лучше запомнить, обращайте внимание на местоположение каждого слова в таблице.

Воспроизводить по памяти вы можете в любом порядке.

 

 

Упражнение «Слова с одинаковым началом»

В следующей таблице вы видите пары слов, у которых в начале две или три одинаковые буквы.

Запоминайте их попарно, затем закройте левый столбец и назовите по памяти находящиеся там слова.

 

Упражнение «Слова на одну букву»

В следующей таблице размещены пары слов, начинающихся на одну и ту же букву. Запоминайте их попарно, затем закройте левый столбец и по памяти восстановите размещенные там слова.

 

Упражнение «Недостающий ряд»

Перед вами несколько рядов слов. Потратьте столько времени, сколько вам необходимо, чтобы запомнить слова каждого ряда именно в том порядке, в каком они написаны.

 

Лестница, мармелад, гололед, банка, лампа.

Магазин, столб, кошка, трюмо, батон.

Лента, кузнец, бисквит, секрет, мода.

Герань, школьник, искра, ветер, вилка.

Кассир, весна, шкаф, утка, кружка.

 

Теперь задание: закройте эти ряды слов и прочитайте следующие. Это те же самые ряды слов, но в другом порядке. Кроме того, одного ряда там недостает. Определите, какого ряда слов здесь не хватает, и воспроизведите его по памяти.

 

Лента, кузнец, бисквит, секрет, мода.

Кассир, весна, шкаф, утка, кружка.

Магазин, столб, кошка, трюмо, батон.

Лестница, мармелад, гололед, банка, лампа.

Упражнение «Неправильный ряд»

Запомните следующие ряды слов:

 

Певец, мост, клубника, ладонь, гимнастика.

Аппетит, памятник, дорога, клевер, фокусник.

Булыжник, карандаш, стрекоза, музей, акула.

Афиша, лодка, фонарь, бензин, реклама.

 

Закройте эти ряды слов и посмотрите на следующие. Это те же самые ряды, но в одном из них слова даны в другом порядке. Найдите этот «неправильный ряд» и по памяти поставьте слова на те места, где они были изначально:

 

Певец, мост, клубника, ладонь, гимнастика.

Дорога, фокусник, аппетит, памятник, клевер.

Булыжник, карандаш, стрекоза, музей, акула.

Афиша, лодка, фонарь, бензин, реклама.

Упражнение «Восстановление порядка слов»

Запомните следующий ряд слов именно в данном порядке:

 

Буква – вермишель – костер – светильник – мошка – окно – пальто – медведь.

 

Теперь закройте этот ряд слов и посмотрите на те же слова, но записанные в столбик. Ваша задача: пронумеровать их в том порядке, в каком вы их запомнили.

 

Костер

Медведь

Вермишель

Пальто

Мошка

Буква

Светильник

Окно

Упражнение «Перемешанные слова»

Запомните следующие ряды слов:

 

Рекорд, жакет, горизонт, муравей, печенье, великан.

Волнение, трамвай, скала, портфель, мороженое, солнце.

Автобус, студент, скрипка, космос, крепость, болото.

Граница, кирпич, бурундук, успех, равнина, машина.

Радость, словарь, лебедь, ключ, улица, ущелье.

 

Закройте эти ряды.

Теперь посмотрите на следующие ряды слов. Слова в них те же самые, но они перемешаны. Только в одном ряду слова остались в том же порядке, как и были. Найдите этот ряд.

 

Жакет, муравей, великан, печенье, рекорд, горизонт.

Солнце, волнение, скала, трамвай, мороженое, портфель.

Крепость, болото, студент, автобус, космос, скрипка.

Граница, кирпич, бурундук, успех, равнина, машина.

Радость, ключ, ущелье, словарь, улица, лебедь.

Упражнение «Вопросы по списку слов»

Прочитайте и постарайтесь запомнить следующий список слов:

 

Конструктор

Знак

Акация

Гастроли

Команда

Единица

Оркестр

Подснежник

Аромат

Диплом

Характер

Канцелярия

Янтарь

Ромашка

Столовая

 

Теперь закройте список и по памяти ответьте на следующие вопросы:

● Сколько в списке слов на букву «К» и какие это слова?

● Сколько слов, обозначающих цветы, и какие это слова?

● Какое слово в списке начинается на букву «Я»?

● Каким по счету в списке стоит слово «Знак»?

● Какое слово в списке обозначает число?

 

Откройте список и проверьте, правильно ли вы ответили на вопросы.

Упражнение «Замененные слова»

Прочитайте и постарайтесь запомнить следующий список слов, обозначающих предметы, которые есть в каждом доме:

 

Шкаф

Сковорода

Тарелка

Табурет

Чашка

Душ

Мыло

Диван

Полотенце

Вилка

Сервиз

Скатерть

Стол

Телевизор

Ковер

Подушка

Зеркало

 

Закройте этот список.

Прочитайте следующий список. В нем также перечисляются предметы домашнего обихода, но он отличается от первого списка: некоторые предметы заменены. По памяти ответьте на вопросы:

● Каких слов недостает во втором списке?

● Какие слова появились вместо них?

 

Шкаф

Кастрюля

Тарелка

Табурет

Чашка

Душ

Мыло

Тахта

Полотенце

Вилка

Чайник

Скатерть

Стол

Телевизор

Шторы

Подушка

Зеркало

Упражнение «Словарь»

Вы видите десять слов на букву «А» из толкового словаря. Внимательно изучите их и постарайтесь запомнить вместе с толкованиями.

Абажур – колпак для лампы.

Аббат – настоятель католического монастыря.

Аббревиатура – условное сокращение слов на письме.

Абзац – отступ в начале строки.

Абитуриент – человек, поступающий в вуз.

Абонемент – документ, предоставляющий право на пользование чем-либо.

Абориген – коренной житель страны.

Абрикос – южное фруктовое дерево, а также его плод.

Абсурд – нелепость, бессмыслица.

Авангард – часть войск, находящаяся впереди главных сил.

 

Закройте список, возьмите бумагу и ручку и по памяти запишите все, что удалось запомнить. Проверьте, насколько правильно вы воспроизвели и написание каждого слова, и его толкование.

Таким же образом можно учить слова иностранного языка – ежедневно по десять слов.

Упражнение «Трудные слова»

В русском языке множество слов, вызывающих затруднения в написании даже у вполне образованных людей. Внимательно прочитайте список, составленный из подобных слов, и попробуйте запомнить, как они пишутся. Затем закройте список, возьмите бумагу и ручку и по памяти воспроизведите все, что запомнили. Выполнив задание, проверьте, все ли слова вы запомнили и правильно ли их записали.

 

Аккредитив

Беспрецедентный

Апелляция

Привилегия

Аппликация

Безынициативный

Беспошлинный

Брошюра

Ингредиент

Сверхъестественный

©2018

rutlib2.com


Смотрите также